Живопись венеции эпохи возрождения. Возрождение в Венеции

Позднее Возрождение

В отличие от искусства Средней Италии, где живопись развивалась в тесной связи с архитектурой и скульптурой, в Венеции XIV в. доминировала живопись. В творчестве Джорджоне и Тициана совершился переход к станковой живописи с активным использованием масляных красок. Одна из причин перехода определялась климатом Венеции, в котором фреска плохо сохраняется. Еще одна причина состоит в том, что станковая картина появляется в связи с ростом светской тематики и расширением круга объектов, входящих в круг внимания живописцев. Вместе с утверждением станковой живописи усиливается разнообразие жанров. Так, Тициан создавал картины на мифологические сюжеты, портреты, композиции на библейские сюжеты. В творчестве представителей Позднего Возрождения - Веронезе и Тинтореттопроизошел новый взлет монументальной живописи.

Джорджо да Кастельфранко по прозвищу Джорджоне (1477-1510) прожил недолгую жизнь. Его прозвище произведено от слова «zorzo», что на венецианском диалекте означало «человек самого низкого происхождения». Джорджоне был вхож в культурные слои Венеции. Сюжеты таких его картин, как «Гроза», «Три философа» трудно поддаются интерпретации. Одними из лучших его работ являются «Спящая Венера» и «Юдифь» , в которой художник добился гармонии человека и природы. В мастерской художника учился Тициан, который многое перенял у своего учителя. В 1510 г. Джорджоне умер от чумы.

Тициан Вечеллио (1476-1576) учился у Джованни Беллини, затем в 1507 г. поступил в мастерскую Джорджоне, который сначала поручал Тициану завершение своих работ. После смерти Джорджоне Тициан, закончив некоторые его работы и приняв ряд его заказов, открыл свою мастерскую.

В это время в ряде портретов, среди которых «Саломея» , «Дама за туалетом» и «Флора» он воплощает свое представление о красоте.

В 1516 г. художник создает «Вознесение Богоматери» (Ассунта) для церкви Санта-Мария Глориоза в Венеции - в картине показано, как группа оживлено жестикулирующих апостолов видит возносящуюся в окружении ангелов к небесам Богоматерь.

В 1525 г. Тициан женится на Чечилии, своей возлюбленной, от которой у него было два сына. Художник в это время любит здоровые, чувственные образы, использует звучные, глубокие краски. После смерти Беллини место художника Венецианской школы республики перешло к Тициану. Тициан продолжает реформу живописи, начало которой положил Джорджоне: отдает предпочтение большим полотнам, допускающим широкое и свободное наложение красок. На первоначальный слой, сразу по его высыхании, он накладывал более или менее плотные, но текучие мазки, смешанные с прозрачными и блестящими лаками (лессировки ), заканчивая картину усилением наиболее ярких тонов и теней мазками, приобретающими почти корпусный характер . Набросок соответствовал общей эмоциональной подготовке, но и сам по себе носил завершенный характер.



По приглашению папы Павла III Тициан переезжает в Рим. В его искусстве появляются новые темы - драматизм борьбы, напряжение. Затем Тициан с сыном уезжает в Аугсбург к Карлу V. При его дворе мастер много пишет, особенно много заказов получает из Испании - король Филипп II заказывает ему несколько картин. В начале 50-х гг. Тициан возвращается в Венецию, но продолжает работать для испанского короля. Портреты Тициана отличает жизненность. В «Портрете папы Павла III с племянниками» пока-зана встреча трех людей, каждый из которых связан с другими тайными чувствами. В 1548 г. Тициан написал два портрета Карла V . В одном он представлен как триумфатор, одержавший победу, - облаченный в доспехи, в шлеме с плюмажем. Второй портрет показывает императора в традиционном испанском черном костюме, сидящим в кресле на фоне лоджии.

В начале 50-х гг. Тициан по заказу Филиппа II, ставшего императором после отречения от престола его отца Карла V, написал семь полотен на мифологические сюжеты, которые он называл « поэмами», истолковывая мифологические сюжеты как метафоры человеческой жизни. Вообще античность очень привлекала художника. Среди лучших полотен на темы античности «Венера Урбинская», «Венера и Адонис», «Даная», «Вакх и Ариадна» .

В картинах на религиозные сюжеты художник достигает высокой степени психологизма и выразительности («Денарий кесаря», «Кающаяся Магдалина» ).

Последние годы жизни Тициан жил в Венеции. В его произведениях нарастают тревога и разочарование. Он все чаще обращается к драматическим сюжетам - сценам мученичества и страданий, в которых звучат и трагические ноты («Святой Себастьян »). Здесь художник использует пастозную манеру письма – это мощные, грубоватые фактурные мазки.

Паоло Веронезе (1528-1588). П.Калиари, прозванный по месту своего рождения, родился в Вероне. Приехав в Венецию, он сразу получает известность своими работами в Палаццо дожей. До конца жизни, на протяжении 35 лет работал Веронезе над украшением и прославлением Венеции («Брак в Кане Галилейской» ). Живопись Веронезе вся построена на колорите. Он умел так сопоставить отдельные цвета, что от этого сближения создавалось особенно интенсивное их звучание. Они начинают гореть, подобно драгоценным камням. В отличие от Тициана, бывшего но преимуществу станковистом, Веронезе – прирожденный декоратор. До Веронезе для украшения интерьеров на стенах помещались отдельные станковые картины, и общего декоративного единства, синтетического слияния живописи и архитектуры не получалось. Веронезе первым из венецианских художников стал создавать целые декоративные ансамбли, расписывая сверху донизу стены церквей, монастырей, дворцов и вилл, вписывая свою живопись в архитектуру. Для этих целей он использовал технику фрески. В своих росписях и главным образом в плафонах Веронезе применял сильные ракурсы, смелые пространственные сокращения, рассчитанные на рассмотрение картины снизу вверх («Венера и Адонис», «Венера и Марс» ). В своих плафонах он «приоткрыл небо».

Якопо Тинторетто (настоящее имя Якопо Робусти, 1518-1594). Живопись Тинторетто знаменует завершение итальянского варианта Ренессанса. Тинторетто тяготел к живописным циклам сложного тематического характера, он использовал редкие и не встречавшиеся ранее сюжеты. Цикл о чудесах св. Марка в Венецианской Академии и в миланской Брере (Милан) представлен в формах, далеких от привычных изобразительных решений. Исторические хроники Дворца дожей с изображением битв показывают обилие вариаций и смелость замысла. В антично-мифологической тематике Тинторетто продолжил то свободно-поэтическое толкование мотивов, начало которому положили тициановские «поэзии». Примером чему служит картина «Происхождение Млечного Пути» . Он использовал новые сюжетные источники. В картине «Спасение Арсинои» художник исходил из переложения поэмы римского автора Лукана во французской средневековой легенде, а «Танкреда и Клоринду» написал по поэме Тассо.

Тинторетто неоднократно обращался к сюжету «Тайной вечери». В картине из церкви Санта-Тровазо слова Христа, будто удары, разметали потрясенных учеников. Специфическая особенность работ Тинторетто – суггестивность (внушение), динамика, экспрессивная яркость натурных мотивов, пространственная многомерность.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"РЯЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.А. ЕСЕНИНА"

Факультет русской филологии и национальной культуры

Направление подготовки "Теология"

Контрольная работа

По дисциплине "Мировая художественная культура"

На тему: "Венецианское Возрождение"

Выполнил студент 2 курса

заочной формы обучения:

Костюкович В.Г.

Проверила: Шахова И.В.

Рязань 2015 г.

План

  • Введение
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Термин "Возрождение" (по-французски "Ренессанс", по-итальянски "Ринашименто") был впервые введен живописцем, архитектором и историком искусства 16 в. Джордже Вазари, для необходимости определения исторической эпохи, которая была обусловлена ранней стадией развития буржуазных отношений в Западной Европе.

Культура Возрождения зародилась в Италии, и связано это было, прежде всего, с появлением в феодальном обществе буржуазных отношений, и как следствие - возникновение нового мировоззрения. Рост городов и развитие ремесел, подъем мировой торговли, великие географические открытия конца 15 и начала 16 вв., изменили жизнь средневековой Европы. Городская культура создавала новых людей и формировала новое отношение к жизни. Началось возвращение к забытым достижениям античной культуры. Все перемены в наибольшей степени проявили себя в искусстве. В это время итальянское общество начинает активно интересоваться культурой Древней Греции и Рима, разыскиваются рукописи античных писателей. Все более самостоятельными становятся различные сферы жизни общества - искусство, философия, литература, образование, наука.

Хронологические рамки итальянского Возрождения охватывают время со второй половины 13 по первую половину 16 столетия. Внутри этого периода Возрождение подразделяется на несколько этапов: вторая половина XIII-XIV в. - Проторенессанс (предвозрождение) и Треченто; XV в. - раннее Возрождение (Кватроченто); конец XV-первая треть XVI в. - Высокий Ренессанс (реже в науке употребляется термин Чинквеченто). Ильина с. 98 В данной работе будет рассматриваться особенности Возрождения в Венеции.

Развития итальянской ренессансной культуры очень разнообразно, что обусловлено разным уровнем экономического и политического развития разных городов Италии, разной степенью мощи и силы буржуазии этих городов, их различной степенью связи с феодальными традициями. Ведущими художественными школами в искусстве итальянского Ренессанса в 14 в. были сиенская и флорентийская, в 15 в. - флорентийская, умбрийская, падуанская, венецианская, в 16 в. - римская и венецианская.

Главное отличие эпохи Возрождения от предшествующей культурной эпохи заключалось в гуманистическом взгляде на человека и окружающий его мир, в образовании научных основ гуманитарных знаний, в зарождении опытного естествознания, в особенностях художественного языка нового искусства, и наконец, в утверждении прав светской культуры на самостоятельное развитие. Все это явилось основой для последующего развития европейской культуры в 17 - 18 вв. Именно Возрождение осуществило широкий и многообразный синтез двух культурных миров - языческого и христианского, который оказал глубокое воздействие на культуру нового времени.

Деятели Возрождения создавали в противовес феодальному мировоззрению, схоластическому новое, светское, рационалистическое мировоззрение. В центре внимания в эпоху Ренессанса был человек, поэтому мировоззрение носителей этой культуры обозначают термином "гуманистическое" (от лат. humanitas - человечность). Для итальянских гуманистов главным было направленность человека на самого себя. Его судьба в большой степени находится в его собственных руках, он наделен Богом свободой воли.

Для эпохи Возрождения характерен культ красоты, прежде всего красоты человека. Итальянская живопись изображает прекрасных, совершенных людей. Художники и скульпторы стремились в своем творчестве к естественности, к реалистичному воссозданию мира и человека. Человек в эпоху Ренессанса снова становится главной темой искусства, а человеческое тело считается самой совершенной формой в природе.

Тема Возрождения, и в частности, Возрождения в Венеции, актуальна тем, что искусство эпохи Возрождения развивалось на основе синтеза всего того лучшего, что было создано в средневековом искусстве предыдущих веков и искусстве античного мира. Искусство эпохи Возрождения стало поворотным пунктом в истории европейского искусства, поставив на первое место человека, с его радостями и горестями, умом и волей. Оно выработало новый художественный и архитектурный язык, который сохраняет свое значение до настоящего времени. Поэтому изучение эпохи Ренессанса является важным звеном для понимания всего дальнейшего развития художественной культуры Европы.

Особенности венецианского возрождения

По обилию талантливых мастеров и размаху художественного творчества Италия опередила в 15 в. все другие страны Европы. Искусство Венеции представляет особый вариант развития художественной культуры Возрождения по отношению ко всем остальным центрам ренессансного искусства в Италии.

Уже с 13 в. Венеция была колониальной державой, которой принадлежали территории на побережьях Италии, Греции, островах Эгейского моря. Она торговала с Византией, Сирией, Египтом, Индией. Благодаря интенсивной торговле к ней стекались огромные богатства. Венеция была торгово-олигархической республикой. Много веков Венеция жила, как сказочно богатый город, и ее жителей нельзя было удивить обилием золота, серебра, драгоценных камней, тканей и иных сокровищ, но сад при дворце воспринимался ими как крайний предел богатства, так как зелени в городе было очень мало. Людям приходилось отказываться от нее в пользу увеличения жизненного пространства, расширения города, и так отовсюду стесняемого водой. Наверное, поэтому венецианцы стали очень восприимчивы к красоте, и каждый художественный стиль достиг у них довольно высокого уровня в своих декоративных возможностях. Падение Константинополя под натиском турок сильно поколебало торговые позиции Венеции, и все же накопленные венецианскими купцами огромные денежные богатства позволили ей сохранить свою независимость и жизненный уклад эпохи Возрождения на протяжении значительной части 16 в.

Хронологически искусство Возрождения сложилось в Венеции несколько позже, чем в большинстве других крупных центров Италии этой эпохи, но и продолжалось оно дольше, чем в других центрах Италии. Оно сложилось, в частности, позже, чем во Флоренции и вообще в Тоскане. Возрождение в Венеции, как было сказано, имело свои особенности, она мало интересовалась учеными изысканиями и раскопками античных древностей. Венецианский Ренессанс имел другие истоки. Формирование принципов художественной культуры Возрождения в изобразительном искусстве Венеции началось лишь с 15 в. Это определялось отнюдь не экономической отсталостью Венеции, наоборот, Венеция наряду с Флоренцией, Пизой, Генуей, Миланом была одним из самых экономически развитых центров Италии того времени. Именно раннее превращение Венеции в великую торговую державу повинно в этой задержке, так как крупная торговля, и соответственно большее общение, с восточными странами повлияло на ее культуру. Культура Венеции была тесно связана с пышным величием и торжественной роскошью имперской византийской культуры, а отчасти и утонченной декоративной культурой арабского мира. Художественная культура Венеции еще в 14 веке представляла собой своеобразное переплетение пышно-праздничных форм монументального византийского искусства, оживленного влиянием красочной орнаментальности Востока и своеобразно-изящным переосмыслением декоративных элементов зрелого готического искусства. Конечно, это отразится и в венецианской художественной культуре Возрождения. У художников Венеции на первый план выходят проблемы колорита, материальность изображения достигается градациями цвета.

Венецианское Возрождение было богатым на великих живописцев и скульпторов. Крупнейшие венецианские мастера Высокого и позднего Возрождения - это Джорджоне (1477-1510), Тициан (1477-1576), Веронезе (1528-1588), Тинторетто (1518-1594) «Культорология с. 193 .

Крупнейшие представители венецианского возрождения

Джордже Барбарелли да Кастельфранко, по прозванию Джорджоне (1477-1510). Типичный художник поры Высокого Возрождения. Джорджоне стал первым наиболее известным художником Высокого Возрождения в Венеции. В его творчестве окончательно побеждает светское начало, что проявляется в господстве сюжетов на мифологические и литературные темы. Пейзаж, природа и прекрасное человеческое тело стали для него предметом искусства.

Джорджоне сыграл для венецианской живописи ту же роль, что и Леонардо да Винчи для живописи средней Италии. Чувством гармонии, совершенством пропорций, изысканным линейным ритмом, мягкой светописью, одухотворенностью и психологической выразительностью своих образов и вместе с тем логичностью, рационализмом Джорджоне близок Леонардо, который, несомненно, оказал на него и непосредственное влияние, когда проездом из Милана в 1500 г. был в Венеции. Ильина с. 138 Но все же по сравнению с ясной рациональностью искусства Леонардо живопись Джорджоне пронизана глубоким лиризмом и созерцательностью. Джорджоне более эмоционален, чем великий миланский мастер, он интересуется не столько линейной, сколько воздушной перспективой. Огромную роль в его композициях играет колорит. Звучные краски, положенные прозрачными слоями, смягчают очертания. Художник мастерски использует свойства масляной живописи. Многообразие оттенков и переходных тонов помогает ему достигнуть единства объема, света, цвета и пространства. Раскрытию поэтичности и гармонии его совершенных образов способствует пейзаж, занимающий видное место в его творчестве.

Среди его ранних произведений привлекает внимание "Юдифь" (около 1502 г.). Героиня, взятая из ветхозаветной апокрифической литературы, из Книги Юдифи, изображена юной прекрасной женщиной на фоне притихшей природы. Художник изобразил Юдифь в момент ее торжества во всей силе ее красоты и сдержанного достоинства. Мягкая светотеневая моделировка лица и рук несколько напоминает леонардовское "сфумато". Ильина с. 139 Прекрасная женщина на фоне прекрасной природы, однако, странную тревожную ноту вносит в эту, казалось бы, гармоничную композицию меч в руке героини и отрубленная голова врага, попранная ею. Еще из работ Джорджоне нужно отметить "Грозу" (1506 г.) и "Сельский концерт" (1508-1510), где так же можно разглядеть прекрасную природу, и конечно картину "Спящая Венера" (около 1508-1510). К сожалению Джорджоне не успел завершить работу над "Спящей Венерой" и, по свидетельствам современников, пейзажный фон в картине писал Тициан.

Тициан Вечеллио (1477? - 1576) - величайший художник венецианского Возрождения. Хотя дата его рождения не установлена достаточно точно, скорее всего он был младшим современником Джорджоне и его учеником, превзошедшим учителя, как утверждают исследователи. Он на долгие годы определил пути развития венецианской школы живописи. Верность Тициана гуманистическим принципам, вера в разум и возможности человека, мощный колоризм сообщают его произведениям большую притягательную силу. В его творчестве окончательно выявляется своеобразие реализма венецианской школы живописи. В отличие от рано умершего Джорджоне Тициан прожил долгую счастливую жизнь, полную вдохновенного творческого труда. Тициан сохранял поэтическое восприятие женского нагого тела, вынесенное из мастерской Джорджоне, нередко буквально воспроизводил на полотне почти, что узнаваемый силуэт "Спящей Венеры", как в "Венере Урбинской" (около 1538), но не на лоне природы, а в интерьере современного живописцу дома.

На протяжении всей своей жизни Тициан занимался портретом, выступив новатором и в этой области. Его кисти принадлежит обширная галерея портретных образов королей, пап, вельмож. Он углубляет характеристики изображенных им личностей, подмечая своеобразие осанки, движений, мимики, жеста, манеры носить костюм. Его портреты подчас перерастают в картины, раскрывающие психологические конфликты и взаимоотношения между людьми. В его раннем портрете "Юноши с перчаткой" (1515-1520) образ молодого человека приобретает индивидуальные конкретные черты, и вместе с тем в нем выражен типичный образ человека Возрождения, с его целеустремленностью, энергией и чувством независимости.

Если в ранних портретах он, как было принято, прославлял красоту, силу, достоинство, цельность натуры своих моделей, то более поздние произведения отличаются сложностью и противоречивостью образов. В картинах, созданных Тицианом в последние годы творчества, звучит подлинный трагизм, в творчестве Тициана рождается тема конфликта человека с окружающим миром. К концу жизни Тициана его творчество претерпевает существенные изменения. Он еще много пишет на античные сюжеты, но все чаще обращается к христианским темам. В его поздних работах преобладают сюжеты мученичества и страданий, непримиримого разлада с жизнью, стоического мужества. Образ человека в них по-прежнему обладает могучей силой, но утрачивает черты внутренней гармонической уравновешенности. Композиция упрощается, строится на сочетании одной или нескольких фигур с архитектурным или пейзажным фоном, погруженным в полумрак. Меняется и техника письма, отказываясь от ярких, ликующих красок, он обращается к пасмурным, стальным, оливковым сложнейшим оттенкам, подчиняя все общему золотистому тону.

В своих поздних, даже самых трагических по своему звучанию произведениях, Тициан не утратил веры в гуманистический идеал. Человек для него до конца оставался высшей ценностью, что можно видеть в "Автопортрете" (около 1560 г.) художника, через всю жизнь пронесшего светлые идеалы гуманизма.

В конце 16 в. в Венеции уже очевидны черты надвигающейся новой эпохи в искусстве. Это видно в творчестве двух крупнейших художников Паоло Веронезе и Якопо Тинторетто.

Паоло Кальяри, по прозвищу Веронезе (он родом из Вероны, 1528-1588 г.) был последним певцом праздничной Венеции 16 века. Он начинал с исполнения картин для веронских палаццо и образов для веронских церквей, но все же слава к нему пришла, когда в 1553 г. он стал работать над росписями для венецианского Дворца дожей. С этого момента и навсегда его жизнь связана с Венецией. Он делает росписи, но чаще пишет большие картины маслом на холсте для венецианских патрициев, алтарные образа для венецианских церквей по их же заказу или по официальному заказу Венецианской республики. Всё что он написал, это огромные декоративные картины праздничной Венеции, где нарядная венецианская толпа изображена на фоне венецианского архитектурного пейзажа. Это можно видеть и в картинах на евангельские темы, такие как, "Пир у Симона Фарисея" (1570 г.) или "Пир в доме Левия" (1573).

Якопо Робусти, известный в искусстве как Тинторетто (1518-1594 гг.) ("тинторетто" - красильщик: отец художника был красильщиком шелка), в отличие от Веронезе, имел трагическое мироощущение, которое и проявлялось в его творчестве. Ученик Тициана, он высоко ценил колористическое мастерство своего учителя, но стремился сочетать его с освоением рисунка Микеланджело. Тинторетто очень недолго пробыл в мастерской Тициана, однако, по словам современников, на дверях его мастерской висел девиз: "Рисунок Микеланджело, колорит Тициана". Иль с. 146 Большинство работ Тинторетто, в основном написаны на сюжеты мистических чудес, в своих произведениях он часто изображал массовые сцены с драматическим напряженным действием, глубоким пространством, фигурами в сложных ракурсах. Его композиции отличаются исключительным динамизмом, а в поздний период еще и сильными контрастами света и тени. В первой картине принесшей ему известность "Чудо святого Марка" (1548), он представляет фигуру святого в сложном ракурсе, а людей в состоянии такого бурного движения, которое было бы невозможно в классическом искусстве периода Высокого Возрождения. Тинторетто был также автором больших декоративных работ, гигантским циклом картин, занимающих два этажа помещения Скуоло ди сан Рокко, над которыми он трудился с 1565 по 1587 гг. В последний период своего творчества Тинторетто работает для Дворца дожей (композиция "Рай", после 1588), где ранее, до него, успел потрудиться известный нам Паоло Веронезе.

Говоря о Венецианском Возрождении нельзя не вспомнить величайшего архитектора, родившегося и работавшего в Виченце близ Венеции - Андреа Палладио (1508-1580 гг.), на примере своих простых и изящных построек он продемонстрировал, как достижения античности и Высокого Возрождения могут быть творчески переработаны и использованы. Ему удалось сделать классический язык архитектуры общедоступным и универсальным.

Двумя важнейшими сферами его деятельности было строительство городских домов (палаццо) и загородных резиденций (вилл). В 1545 г. Палладио выиграл конкурс на право перестройки Базилики в Виченце. Умение подчеркнуть гармоничность постройки, искусно разместить ее на фоне живописных венецианских пейзажей, пригодилось ему и в его дальнейшей работе. Это можно увидеть на примере сооруженных им вилл Мальконтента (1558 г), Барбаро-Вольпи в Мазере (1560-1570 гг.), Корнаро (1566 г). Вилла "Ротонда" (или Капра) в Виченце (1551-1567 гг.) по праву считается самой совершенной постройкой архитектора. Это квадратное в плане здание с ионическими шестиколонными портиками на каждом фасаде. Все четыре портика ведут к круглому центральному залу, перекрытому невысоким куполом под черепичной кровлей. В оформлении фасадов вилл и палаццо Палладио обычно применял большой ордер, как это можно видеть на примере палаццо Кьерикати в Виченце (1550 г). Огромные колонны возвышаются на обычных стилобатах, как в палаццо Вальмарана (начато в 1566 г) и в незаконченной Лоджии дель Капитанио (1571 г), или очень высоких, целиком поглощающих первый этаж, как в палаццо Тьене (1556 г). В конце своего творческого пути Палладио обратился к церковной архитектуре. Ему принадлежат церковь Сан Пьетро в Кастелло (1558 г), а также Сан Джорджо Маджоре (1565-1580 гг.) и Иль Реденторе (1577-1592 гг.) в Венеции.

Палладио получил огромную известность не только как архитектор, но и как автор трактата "Четыре книги об архитектуре", который был переведен на многие языки. Его творчество оказало огромное влияние на развитие классицистического направления в европейском зодчестве 17-18 вв., а так же на зодчих России в 18 веке. Последователи мастера образовали целое направление в европейской архитектуре, получившее название "палладианства".

Заключение

Эпоха Возрождения отмечена в жизни человечества колоссальным взлетом искусства и науки. Возрождение, возникшее на основе гуманизма, провозгласившего человека высшей ценностью жизни и имело свое главное отражение в искусстве. Искусство Возрождения заложило основы европейской культуры Нового времени, кардинально изменило все основные виды искусства. В архитектуре утвердились творчески переработанные принципы античной ордерной системы, сложились новые типы общественных зданий. Живопись обогатилась линейной и воздушной перспективой, знанием анатомии и пропорций человеческого тела. В традиционную религиозную тематику произведений искусства проникало земное содержание. Усилился интерес к античной мифологии, истории, бытовым сценам, пейзажу, портрету. Наряду с монументальными настенными росписями, украшающими архитектурные сооружения, появилась картина, возникла живопись масляными красками. На первое место в искусстве выступила творческая индивидуальность художника, как правило, универсально одаренной личности. И все эти тенденции очень ярко и отчетливо видны в искусстве Венецианского Возрождения. При этом Венеция, в своей творческой жизни, значительно отличалась от остальной Италии.

Если в Средней Италии в период Возрождения огромное влияние имело искусство Древней Греции и Рима, то в Венеции к этому примешивалось и влияние византийского искусства и искусства арабского мира. Именно венецианские художники внесли в свои произведения звучные яркие краски, были непревзойденными колористами, наиболее известным из которых является Тициан. Они большое внимание уделяли окружающей человека природе, пейзажу. Новатором в этой области был Джорджоне со своей известной картиной "Гроза". Он изображает человека как часть природы, уделяя большое внимание пейзажу. Огромный вклад в архитектуру внес Андреа Палладио, сделавший классический язык архитектуры общедоступным и универсальным. Его творчество имело далеко идущие последствия под названия "палладианства", которые проявили себя в европейской архитектуре 17 - 18 вв.

Впоследствии, упадок Венецианской Республике отразился и на творчестве ее художников, их образы становились менее возвышенными и героическими, более земными и трагическими, что отчетливо видно на творчестве великого Тициана. Несмотря на это, Венеция дольше других сохраняла верность традициям Возрождения.

Список литературы

1. Брагина Л .М., Варьяш О .И., Володарский В .М. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения. - М.: Высшая школа, 1999. - 479 с.

2. Гуковский М .А. Итальянское Возрождение. - Л.: Издательство Ленинградского университета, 1990. - 624 с.

3. Ильина Т .В. История искусств. Западноевропейское искусство. - М.: Высшая школа, 2000. - 368 с.

4. Культурология: Учебное пособие / Под общ. редакцией А .А. Радугина . - М.: Центр, 2001. - 304 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Открытие личности, осознание ее достоинства и ценности ее возможностей в основе культуры итальянского Возрождения. Основные причины возникновения культуры Возрождения как классического очага ренессанса. Хронологические рамки итальянского Возрождения.

    курсовая работа , добавлен 09.10.2014

    Общая характеристика эпохи Возрождения и ее хронологические рамки. Ознакомление с основными чертами возрожденческой культуры. Изучение основ таких стилей искусства, как маньеризм, барокко, рококо. Развитие архитектуры западноевропейского Возрождения.

    контрольная работа , добавлен 17.05.2014

    Примерные хронологические рамки Северного Возрождения - XV-XV вв. Трагедия гуманизма эпохи Возрождения в творчестве В. Шекспира, Ф. Рабле, М. Де Сервантеса. Движение Реформации и его влияние на развитие культуры. Особенности этики протестантизма.

    реферат , добавлен 16.04.2015

    Хронологические рамки эпохи Возрождения, ее отличительные черты. Светский характер культуры и ее интерес к человеку и его деятельности. Этапы развития эпохи Возрождения, особенности ее проявления в России. Возрождение живописи, наука и мировоззрение.

    презентация , добавлен 24.10.2015

    Общая характеристика эпохи Возрождения, ее отличительные черты. Основные периоды и человек эпохи Возрождения. Развитие системы знаний, философия Возрождения. Характеристика шедевров художественной культуры периода высшего расцвета искусства Возрождения.

    творческая работа , добавлен 17.05.2010

    Развитие мировой культуры. Эпоха Возрождения как социокультурный переворот в Европе XIII-XVI вв. Гуманизм и рационализм в культуре Возрождения. Периодизация и национальный характер Возрождения. Культура, искусство крупнейшие мастера Возрождения.

    контрольная работа , добавлен 07.08.2010

    Люди эпохи Возрождения отреклись от предшествующей эпохи, представляя себя яркой вспышкой света среди вечной тьмы. Литература эпохи Возрождения, ее представители и произведения. Венецианская школа живописи. Основоположники живописи раннего Возрождения.

    реферат , добавлен 22.01.2010

    Основное понятие термина "Северное Возрождение" и сущностные отличия от итальянского Возрождения. Наиболее выдающиеся представители и образцы искусства Северного Возрождения. Дунайская школа и ее основные направления. Описание Нидерландской живописи.

    курсовая работа , добавлен 23.11.2008

    Общественно-экономические предпосылки, духовные истоки и характерные черты культуры Возрождения. Развитие итальянской культуры в периоды Проторенессанса, Раннего, Высокого и Позднего Возрождения. Особенности периода Возрождения в славянских государствах.

    реферат , добавлен 09.05.2011

    Проблема Эпохи Возрождения в современной культурологии. Основные черты Эпохи Возрождения. Характер культуры Возрождения. Гуманизм Возрождения. Свободомыслие и светский индивидуализм. Наука Возрождения. Учение об обществе и государстве.

Позднее Возрождение (Возрождение в Венеции)

С 40-х гг. XVI в. начинается период Позднего Возрождения. Италия того времени подпала под власть иностранных держав и стала главным оплотом феодально-католической реакции. Только относительная свобода богатой Венецианской республики и от власти папы, и от господства интервентов обеспечила развитие искусства в этом регионе. Возрождение в Венеции обладало своими особенностями, так как имело другие источники, чем во Флоренции.

Уже с XIII в. Венеция была колониальной державой, которой принадлежали территории на побережьях Италии, Греции, островах Эгейского моря. Она торговала с Византией, Сирией, Египтом, Индией. В результате интенсивной торговли к ней стекались огромные богатства. Венеция была торгово-олигархической республикой, и власть правящей касты была устойчивой, ибо она защищала свое положение с помощью крайне жестоких и коварных мер. Открытая всем влияниям Запада и Востока республика издавна черпала в культурах разных стран то, что могло украшать и радовать: византийскую нарядность и золотой блеск, каменную узорность мавританских памятников, фантастичность готических храмов.

Пристрастие к роскоши, декоративности и нелюбовь к ученым изысканиям задерживали проникновение в Венецию художественных идей и практики флорентийского Возрождения. Основные характерные черты творчества живописцев, скульпторов, архитекторов Флоренции и Рима не отвечали вкусам, сложившимся в Венеции. Здесь ренессансное искусство питалось любовью не к античности, а к своему городу, определялось его особенностями. Синее небо и море, нарядные фасады дворцов способствовали формированию особого художественного стиля, отличавшегося увлечением цветом, его переливами, сочетаниями. Поэтому венецианские художники, которые были только живописцами, видели в красочности и цвете основу живописи. Пристрастие к цвету следовало и из укоренившейся в них любви к богатым украшениям, ярким краскам и обильной позолоте в произведениях искусства Востока. Венецианское Возрождение также оказалось богатым на имена великих живописцев и скульпторов. В эту эпоху творили Тициан, Веронезе, Тинторетто, Джорджоне, Корреджо, Бенвенуто Челлини.

Первым наиболее известным художником Высокого Возрождения в Венеции стал Джорджо де Кастельфранко, прозванный современниками Джорджоне (1476 или 1477-1510). В его творчестве окончательно побеждает светское начало, что проявляется в господстве сюжетов на мифологические и литературные темы. Более того, именно в произведениях Джорджоне происходит рождение станковой картины, с которой связаны особенности творчества художника: сюжеты его картин отличаются отсутствием четко выраженной фабулы и активного действия; в трактовке сюжета основной акцент делается на воплощении тонких и сложных эмоций, придающих картинам Джорджоне особое настроение - элегически мечтательное или спокойно-сосредоточенное.

До сих пор не выяснено точное число подлинных произведений мастера, их количество колеблется от четырех до шестидесяти одного. Однако исследователи творчества художника сходятся во мнении, что лучшими его произведениями являются картины «Юдифь» и «Спящая Венера ». В полотне «Юдифь» Джорджоне не иллюстрирует содержание известного мифа. Вся действенная сторона подвига Юдифи остается в стороне. Перед нами лишь итог события: одинокая фигура молодой женщины, в глубочайшей задумчивости стоящей на каменной террасе, за которой расстилается изумительный по красоте пейзаж. Ее атрибуты - меч и голова Олоферна - почти не привлекают внимания. Огромную художественную значимость приобретает колорит картины с ее прозрачными и нежными красками, с удивительными оттенками платья Юдифи.

«Спящая Венера » - наиболее известное произведение Джорджоне, в котором впервые обнаженная женская фигура была представлена без какого бы то ни было сюжетного действия: посреди холмистого луга на темно-красном с белой атласной подкладкой покрывале лежит прекрасная молодая женщина. Ее обнаженная фигура расположена по диагонали на фоне пейзажа, в котором господствуют зеленые и коричневые тона. Венера погружена в спокойный сон, под которым подразумевается предрасположенность души к возвышенному единению с Богом. Умиротворенность и покой наполняют природу с ее бесконечным небом, белыми облаками, с уходящими в глубину далями.

Вершиной Высокого Возрождения в Венеции стало творчество Тициана Вечеллио (ок. 1476/77-1489/90-1576) (в историю искусства он вошел не под фамилией, а под собственным именем), художника с огромным творческим потенциалом, прошедшего сложный и драматический жизненный путь, в ходе которого его мировоззрение существенно изменилось. Тициан сложился как человек и как художник в эпоху наивысшего культурного расцвета Венеции. Его первые произведения наполнены шумной и яркой жизнью, в то время как последние произведения полны чувства мрачной тревоги и отчаяния.

Художник прожил долгую жизнь (около 90 лет) и оставил огромнейшее наследие. Он создавал композиции на религиозные и мифологические темы, и вместе с тем, был великолепным мастером одного из самых сложных жанров - «ню» (по-французски - нагой, раздетый), изображения обнаженного тела. В ренессансной живописи так обычно представляли античных богинь и мифологических героинь. Его «Лежащая Венера» и «Даная» являют собой изображения пленительных, пышущих здоровьем венецианок в интерьерах богатых венецианских домов.

Тициан вошел в историю культуры как великий портретист- психолог. Его кисти принадлежит обширная галерея портретных образов - императоры, короли, папы, вельможи. Если в ранних портретах он, как это было принято, прославлял красоту, силу, достоинство, цельность натуры своих моделей, то более поздние произведения отличаются сложностью и противоречивостью образов. В них видно переплетение одухотворенности, утонченной интеллектуальности, благородства с горечью сомнений и разочарований, печали и затаенной тревоги. В картинах, созданных Тицианом в последние годы творчества, звучит уже подлинный трагизм. Наиболее известным произведением Тициана этого периода является картина «Святой Себастиан».

Последняя четверть XVI в. стала для культуры Возрождения временем упадка. Творчество художников, которых стали называть маньеристами (от итал. маниеризмо - вычурность), а все направление - «маньеризмом» - приобрело изощренный, вычурный характер. Венецианская школа живописи дольше других сопротивлялась проникновению маньеризма и сохраняла верность традициям Возрождения. Однако и ее образы становились менее возвышенными и героическими, более земными, связанными с реальной жизнью.

Постоянная жажда праздника, процветающий торговый порт и влияние идеалов красоты и величия высокого Ренессанса - все это способствовало появлению художников в Венеции XV и XVI веков для того, чтобы внести в мир искусства элементы роскоши. Венецианская школа, возникшая в этот момент процветания культуры, вдохнула новую жизнь в мир живописи и архитектуры, объединив вдохновение предшественников, ориентированных на классику и новое стремление к насыщенному цвету, с особым венецианским обожанием приукрашивания. Большая часть работ художников этого времени, независимо от предмета или содержания, была пронизана идеей о том, что жизнь следует воспринимать сквозь призму удовольствия и наслаждения.

Краткое описание

Венецианская школа относится к особому, самобытному направлению в искусстве, которое развивалось в Венеции эпохи Возрождения начиная с конца 1400-х годов, и которое во главе с братьями Джованни и Джентиле Беллини развивалось до 1580 года. Оно также называется венецианским Возрождением, и его стиль разделяет гуманистические ценности, использование линейной перспективы и натуралистические образы Ренессансного искусства во Флоренции и Риме. Вторым связанным с этим термином является Венецианская школа живописи. Она появилась в период раннего Ренессанса и существовала до 18-го века. Ее представителями являются такие художники, как Тьеполо, связанный с двумя направлениями в искусстве - рококо и барокко, Антонио Каналетто, известный своими венецианскими городскими пейзажами, Франческо Гварди и другие.

Ключевые идеи

Новаторский акцент и особенности венецианской школы живописи, связанные с использованием цвета для создания форм, сделали ее отличной от флорентийского Ренессанса, где рисовали формы, заполненные цветом. Это привело к появлению в работах революционного динамизма, беспрецедентного богатства цвета и особого психологического выражения.

Художники в Венеции рисовали преимущественно маслом, сначала на деревянных панелях, а затем начали использовать холст, который лучше всего соответствовал влажному климату города и подчеркивал игру натуралистического света и атмосферы, а также драматическое, иногда театральное, движение людей.

В это время происходило возрождение портретной живописи. Художники фокусировались не на идеализированной роли человека, а на его психологической сложности. В этот период на портретах начали изображать большую часть фигуры, а не только голову и бюст.

Именно тогда появились новые жанры, в том числе грандиозные изображения мифических сюжетов и женская обнаженная натура, при этом они выступали не как отражение религиозных или исторических мотивов. Эротизм начал появляться в этих новых формах предмета, не подверженный моралистическим нападкам.

Новое архитектурное направление, в котором сочетались классические влияния наряду с резными барельефами и характерными венецианскими украшениями, стало настолько популярным, что в Венеции возникла целая индустрия проектирования частных резиденций.

Культура Венеции

Несмотря на то что венецианская школа знала об инновациях мастеров эпохи Возрождения, таких как Андреа Мантенья, Леонардо да Винчи, Донателло и Микеланджело, ее стиль отражал особую культуру и обществе города Венеции.

Благодаря своему процветанию Венеция была известна во всей Италии как «безмятежный город». Из-за своего географического положения на Адриатическом море она стала важным центром торговли, связывающим Запад и Восток. В результате город-государство был мирским и космополитическим, подчеркивал идею радости и богатство жизни, а не руководствовался религиозной догмой. Жители гордились своей независимостью и стабильностью своего правительства. Первый дож или герцог, правящий Венецией, был избран в 697 году, а последующие правители также избирались Великим Советом Венеции, парламентом, состоящим из аристократов и богатых купцов. Великолепие, развлекательные зрелища и щедрые праздники, во время которых проходили карнавалы, продолжавшиеся в течение нескольких недель, определяли венецианскую культуру.

В отличие от Флоренции и Рима, которые находились под влиянием католической церкви, Венеция была в первую очередь связана с Византийской империей с центром в Константинополе, которая управляла Венецией в VI и VII веках. В результате венецианское искусство оказалось под влиянием искусства Византии, для которого характерно было использование ярких цветов и золота в церковных мозаиках, а венецианская архитектура отличалась использованием характерных для Византии куполов, арок и разноцветного камня, что было, в свою очередь, связано с влиянием исламской архитектуры Средней Азии.

К середине 1400-х годов город обретал в Италии вес и большее влияние, а художники эпохи Возрождения, такие как Андреа Мантенья, Донателло, Андреа дель Кастаньо и Антонелло да Мессина, посещали его или жили здесь на протяжении длительного времени. Стиль венецианской школы синтезировал византийский цвет и золотой свет с новшествами этих художников эпохи Возрождения.

Андреа Мантенья

Художник Андреа Мантенья впервые представил линейную перспективу, натуралистическое образное изображение и классические пропорции, которые были определяющими для искусства эпохи Возрождения в целом и для венецианских художников в частности. Влияние Мантеньи можно увидеть в картине «Агонии в саду» Джованни Беллини (приблизительно 1459-1465), которая перекликается с «Агонией в саду» Мантеньи (примерно 1458-1460 гг.).

Антонелло да Мессина

Его считают первым итальянским художником, для которого индивидуальный портрет стал самостоятельной формой искусства.

Работал в Венеции с 1475 по 1476 год и оказал заметное влияние на картины Джованни Беллини, его живопись маслом. Именно де Мессина акцентировал внимание на портретной живописи. Антонелло впервые столкнулся с искусством североевропейского Возрождения, когда он был студентом в Неаполе. В результате его работы представляли собой синтез итальянского Возрождения и принципов североевропейского искусства, оказав влияние на развитие особенного стиля венецианской школы.

Джованни Беллини, «отец венецианской живописи»

Уже в ранних работах художник использовал насыщенный и яркий свет не только при изображении фигур, но и в пейзажах.

Он и его старший брат Джентиле были известны благодаря созданной семейной мастерской Беллини, которая была самой популярной и знаменитой в Венеции. На раннем этапе творчества братьев Беллини в качестве основных выступали религиозные темы, например, «Процессия истинного креста» (1479 г.), написанная Джентиле, и работы Джованни, изображающие потоп и Ноев ковчег (около 1470 г.). У Джованни Беллини были особенно популярны работы с изображениями Мадонны и младенца. Этот образ был очень близок ему, а сами работы были наполнены цветом и светом, передавая всю красоту мира. При этом этот акцент Джованни на изображение естественного света и объединение принципов Возрождения с особым венецианским стилем передачи цвета сделал его одним из главных представителей венецианской школы.

Концепции и тенденции портретной живописи

Джованни Беллини был первым великим портретистом среди венецианских художников, так как его портрет дожа Леонардо Лоредана (1501) представил удивительный образ, который, будучи натуралистическим и передавая игру света и цвета, идеализировал самого человека, изображенного на нем, и вместе с этим акцентировал его социальную роль главы Венеции. Знаменитая работа подпитывала спрос на портреты со стороны аристократов и богатых торговцев, которых вполне удовлетворял натуралистический подход, одновременно передающий их социальную значимость.

Джорджоне и Тициан стали первопроходцами нового вида портрета. Портрет молодой женщины Джорджоне (1506) представил новый жанр эротического портрета, который впоследствии получил широкое распространение. В своих картинах Тициан расширил точку зрения на субъект, включив в него большую часть фигуры. Это хорошо видно в его «Портрете Папы Павла III» (1553 г.). Здесь художник подчеркнул не идеализированную роль священнослужителя, а психологическую составляющую образа.

Выдающийся представитель венецианской школы живописи Паоло Веронезе также рисовал подобного типа портреты, как видно на примере «Портрета господина» (ок. 1576-1578), на котором практически в полный рост изображен аристократа, одетый в черные одежды, стоящий у фронтона с колоннами.

Также своими привлекательными портретами был известен и Якопо Тинторетто.

Отображение мифологии в картинах

Беллини впервые использовал мифологический сюжет в своем «Празднике богов» (1504 г.). Тициан далее развил жанр в изображениях вакханалий, таких, как его Вакх и Ариадна (1522-1523). Эти картины были написаны для частной галереи герцога Ферреры. На картине Тициана «Вакх и Ариадна» (1522-1523) изображен Вакх, бог вина, пребывающий со своими последователями, в драматический момент, когда Ариадна только что поняла, что ее бросил любовник.

Венецианские покровители уделяли особое внимание искусству, основанному на классических греческих мифах, поскольку такие образы, не ограниченные религиозными или моралистическими посланиями, могли быть использованы для отображения эротики и гедонизма. Работы Тициана включали в себя широкий круг мифологических образов, он создал шесть больших картин для короля Испании Филиппа II, включая его «Данаю» (1549-1550), женщину, соблазненную Зевсом, представшим в виде солнечного света, и «Венеру и Адониса» (ок. 1552-1554), картину, изображающую богиню и ее смертного любовника.

Мифологические контексты также сыграли определенную роль в появлении жанра обнаженной женской натуры, в частности, «Спящая Венера» Джорджоне (1508) стала первой такой картиной. Тициан развил тему, подчеркнув эротизм, свойственный мужскому взгляду, как в «Венере Урбинской» (1534 г.). Судя по названиям, оба этих произведения имеют мифологический контекст, хотя их живописное отображение образов не имеет каких-либо визуальных ссылок на богиню. Среди других подобных работ Тициана можно назвать картину «Венера и Амур» (ок. 1550).

Тенденция отображать мифологические сюжеты, столь популярная среди венецианцев, также повлияла на стиль отображения современных художникам сцен, например, таких, как драматические зрелища, как видно на картине Паоло Веронезе «Пир в доме Левия» (1573), написанной в монументальном масштабе, размером 555 × 1280 см.

Влияние венецианского искусства

Спад Венецианской школы живописи 16 века начался примерно в 1580 году, отчасти из-за того воздействия, которое чума оказала на город, поскольку он потерял треть своего населения к 1581 году, а отчасти из-за смерти последних мастеров Веронезе и Тинторетто. Более поздние работы обоих венецианских художников эпохи Возрождения, подчеркивающие экспрессивное движение, а не классические пропорции и образный натурализм, оказали некоторое влияние на развитие маньеристов, которые впоследствии доминировали в Италии и распространились по всей Европе.

Тем не менее акцент венецианской школы на цвет, свет и наслаждение чувственной жизнью, как видно из работ Тициана, также создавал контраст с подходом, свойственным маньеризму, и барочными произведениями Караваджо и Аннибале Карраччи. Эта школа оказала еще большее влияние за пределами Венеции, так как короли и аристократы со всей Европы жадно собирали произведения. Художники в Антверпене, Мадриде, Амстердаме, Париже и Лондоне, в том числе Рубенс, Энтони ван Дейк, Рембрандт, Пуссен и Веласкес, находились под сильным влиянием искусства венецианской школы живописи эпохи Возрождения. История гласит, что Рембрандт, будучи еще молодым художником, во время посещения Италии сказал, что в Амстердаме легче увидеть итальянское искусство эпохи Возрождения, чем путешествуя из города в город по самой Италии.

В архитектуре большое влияние оказал Палладио, особенно это было заметно в Англии, где Кристофер Рен, Элизабет Вилбрахам, Ричард Бойл и Уильям Кент переняли его стиль. Иниго Джонс, названный «отцом британской архитектуры», построил дом королевы (1613-1635), первое классическое здание в Англии, основанное на дизайнах Палладио. В 18 веке проекты Палладио проявились в архитектуре Соединенных Штатов. Собственный дом Томаса Джефферсона в Монтиселло и здание Капитолия были созданы в основном под влиянием Палладио, а Палладио в указе Конгресса США от 2010 года был назван «отцом американской архитектуры».

За пределами эпохи Возрождения

Работы художников Венецианской школы живописи и дальше оставались особенными. В результате этот термин продолжал использоваться в XVIII веке. Представители венецианской школы живописи, такие, как Джованни Баттиста Тьеполо, расширили свой особый стиль, как в рококо, так и в стиле барокко. Известны также и другие художники XVIII века, такие, как Антонио Каналетто, писавший венецианские городские пейзажи, и Франческо Гварди. Его работы позже в значительной степени повлияли на французских импрессионистов.

Витторе Карпаччо (родился в 1460 году, в Венеции - умер в 1525/26, Венеция) - один из величайших представителей венецианских художников. Возможно, он был учеником Лаззаро Бастиани, но основное влияние на его раннее творчество оказали ученики Джентиле Беллини и Антонелло да Мессины. Стиль его работ предполагает, что он мог также в молодости побывать в Риме. Практически ничего не известно о ранних работах Витторе Карпаччо, поскольку он их не подписывал, и слишком мало существует доказательств, что именно он их писал. Около 1490 года он начал создавать цикл сцен из легенды о Святой Урсуле для Скуола ди Санта Орсола, которые теперь находятся в галереях Венецианской академии. В этот период он стал уже зрелым художником. Жанровая сцена мечты Св. Урсулы особенно ценилась за богатство натуралистических деталей.

Панорамные изображения картин Карпаччо, шествий и других публичных собраний отличаются богатством реалистичных деталей, солнечной окраски и драматических повествований. Его включение реалистических фигур в упорядоченное и последовательное пространство перспективы сделало его предшественником венецианских живописцев, писавших городские пейзажи.

Франческо Гварди (1712-1793, родился и умер в Венеции), один из выдающихся пейзажистов эпохи рококо.

Сам художник вместе с братом Николо (1715-86) обучались у Джованни Антонио Гварди. Их сестра Сесилия вышла замуж за Джованни Баттиста Тьеполо. Долгое время братья работали вместе. Франческо является одним из видных представителей такого живописного направления, как ведута, характерной чертой которого являлось детальное отображение городского пейзажа. Он писал эти картины примерно до середины 1750-х годов.

В 1782 году он изобразил официальные торжества в честь визита великого князя Павла в Венецию. Позже, в том же году, он был уполномочен республикой сделать аналогичные изображения о визите Пия VI. Он пользовался значительной поддержкой со стороны англичан и других иностранцев и был избран в Венецианскую академию в 1784 году. Он был чрезвычайно плодовитым художником, чьи блестящие и романтические изображения заметно контрастируют с прозрачными отображениями архитектуры у Каналетто, главы школы ведуты.

Джамбаттиста Питтони (1687-1767) был ведущим венецианским живописцем начала 18 века. Он родился в Венеции и обучался у своего дяди Франческо. В молодости он писал фрески, например, «Правосудие и мир справедливости» в Палаццо Пезаро, Венеция.

Франческо Фонтебассо (Венеция, 1707-1769) является одним из главных представителей в некотором роде необычного для венецианской живописи восемнадцатого века. Очень активный и хороший художник, опытный декоратор, изображавший на своих полотнах практически все, от сцен повседневной жизни и исторических изображений до портретов, он также демонстрировал хорошие навыки и мастерство самых разнообразных техник в графике. Он начал работать над религиозными темами для Манинов, сначала в часовне виллы Пассариано (1732), а затем в Венеции в иезуитской церкви, где он сделал две фрески на потолке с Илией, захваченным в небе, и ангелами, представшими перед Авраамом.

Венецианское Возрождение представляет собой обособленную своеобразную часть общеитальянского Возрождения. Оно здесь началось позже, но продлилось гораздо дольше. Роль античных традиций в Венеции была наименьшей, а связь с последующим развитием европейской живописи — наиболее прямой. В Венеции господствовала живопись, которая характеризовалась яркими, насыщенными и радостными цветами.

Эпоха Высокого Возрождения (на итальянском языке звучит как » Чинквеченто») в Венеции заняла почти весь XVI век. Многие выдающиеся художники писали в свободной и жизнерадостной манере Венецианского Возрождения.

Художник Джованни Беллини стал представителем переходного периода от Раннего Возрождения к Высокому. Его перу принадлежит известная картина » Озерная Мадонна » — прекрасное живописное произведение, воплощающее грезы о золотом веке или земном рае.

Ученик Джованни Беллини, художник Джорджоне считается первым мастером Высокого Возрождения в Венеции. Его полотно » Спящая Венера » — одно из самых поэтичных изображений обнаженного тела в мировом искусстве. Это произведение является еще одним воплощением мечты о простодушных, счастливых и невинных людях, которые живут в полной гармонии с природой.

В Государственном Музее Эрмитаже находится картина » Юдифь» , которая тоже принадлежит кисти Джорджоне. Это произведение стало ярким примером достижения объемного изображения не только с помощью светотени, но и использованием приема градации света.

Джорджоне » Юдифь»

Самым типичным художником Венеции можно считать Паоло Веронезе. Его масштабные, многофигурные композиции посвящены изображению пышных обедов в венецианских палаццо с музыкантами, шутами и собаками. В них нет ничего религиозного. » Тайная вечеря» — это изображение красоты мира в бесхитростных земных проявлениях и восхищение совершенством прекрасной плоти.


Паоло Веронезе » Тайная вечеря»

Творчество Тициана

Эволюция венецианской живописи Чинквеченто отразилась в творчество Тициана, который сначала работал совместно с Джорджоне и был близок ему. Это отразилось в творческой манере живописца в произведениях » Любовь небесная и Любовь земная», » Флора». Женские образы Тициана — это сама природа, сияющая вечной красотой.

— король живописцев. Ему принадлежат многочисленные открытия в области живописи, среди которых можно назвать богатство колорита, цветную лепку, оригинальные формы и использование нюансов красок. Вклад Тициана в искусство Венецианского Возрождения огромен, он оказал большое влияние на мастерство живописцев последующего периода.

Поздний Тициан уже близок к художественному языку Веласкеса и Рембранта: соотношения тонов, пятна, динамичность мазка, фактура красочной поверхности. Венецианцы и Тициан заменили господство линии преимуществами цветового массива.

Тициан Вечеллио » Автопортрет» (около 1567 года)

Живописная техника Тицина поражает и в наши дни, потому что представляет собой месиво из красок. В руках художника краски были своего рода глиной, из которой живописец лепил свои произведения. Известно, что к концу жизни Тициан писал свои полотна с помощью пальцев. так что данное сравнение является более чем уместным.

Тициан » Динарий кесаря» (около 1516 года)

Картины Тициана Вечеллио

Среди живописных произведений Тициана можно назвать следующие:

  • » Ассунта»

  • » Вакх и Ариадна»
  • » Венера Урбинская»
  • » Портрет папы Павла III»

  • » Портрет Лавинии»
  • » Венера перед зеркалом»
  • » Кающаяся Магдалина»
  • » Святой Себастьян»

Живописность и чувство о бъемной формы у Тициана находятся в полном равновесии. Его фигуры полны ощущения жизни и движения. Новизна композиционного приема, необычный колорит, свободные мазки являются отличительной особенностью живописи Тициана. В его творчестве воплотились лучшие черты Венецианской школы эпохи Возрождения.

Характерные черты живописи Венецианского Возрождения

Последний корифей венецианского Чинквеченто — это художник Тинторетто. Известны его картины » Битва архангела Михаила с сатаной» и » Тайная вечеря». Изобразительное искусство воплотило Ренессансное представление об идеале, веру в могущество разума, мечту о прекрасном, сильном человеке, гармонично развитой личности.


Якопо Тинторетто » Битва архангела Михаила с сатаной» (1590 год)
Якопо Тинторетто » Распятие»

Художественные произведения создавались на традиционные религиозно — мифологические сюжеты. Благодаря этому современность возводилась в ранг вечности, таким образом утверждая богоподобность реального человека. Основными принципами изображения в этот период стали подражание природе и реальность персонажей. Картина — это своего рода окно в мир, потому что художник изображает на ней то, что видел в реальности.


Якопо Тинторетто » Тайная вечеря»

Искусство живописи опиралось на достижения различных наук. Живописцы успешно осваивали перспективное изображение. В этот период творчество стало персональным. Все большее развитие получают произведения станкового искусства.


Якопо Тинторетто » Рай»

В живописи складывается жанровая система, которая включает в себя следующие жанры:

  • религиозно — мифологический;
  • исторический;
  • бытовой пейзаж;
  • портрет.

В этот период также появляется гравюра, и важную роль играет рисунок. Произведения искусства ценятся сами по себе, как художественное явление. Одним из самых главных ощущений при их восприятии становится наслаждение. Качественные репродукции картин эпохи Венецианского Возрождения станут прекрасным дополнением интерьера в .


Top