Биографии, истории, факты, фотографии. Джон Рёскин Избранные мысли Джона Рёскина Отрывки из «Современных живописцев»

Величайший теоретик и историк искусства, английский философ и культуролог XIX века Джон Рескин (1819-1900) - страстный проповедник художественного творчества "во имя пользы, добра и справедливости" и одновременно тонкий эстет, знаток античности и Возрождения, первооткрыватель Тернера и теоретик прерафаэлитов.

Родился 8 февраля 1819 года в семье богатого шотландского торговца хересом Д. Дж. Рёскина. В семье царила атмосфера религиозного благочестия, оказавшая значительное влияние на последующие взгляды писателя.

Джон Рёскин - теоретик и историк искусства

Джон Рёскин оказал большое влияние на развитие искусствознания, эстетики, западной философии и идеологии охраны дикой природы. Был избран первым почётным профессором искусства Оксфордского университета. Преподавал в Оксфорде и Кембридже. Им написано пятьдесят книг, семьсот статей и лекций.

В России переведенные на русский язык основные работы Дж. Рескина были изданы на рубеже XIX-XX веков. Однако в начале 1920-х годов циркуляром замнаркома просвещения Н. Крупской книги Дж. Рескина в числе некоторых других были запрещены к выдаче в библиотеках. Во время советской власти не переводился и не издавался.

На Эсхатосе есть возможность прочесть книги Рёскина - и издания дореволюционные, и издания в современной орфографии.

Джон Рескин СОВРЕМЕННЫЕ ХУДОЖНИКИ

Общие принципы и правда в искусстве

Перевод со второго английского издания

П.С. Когана

Товарищество типографии А.И. Мамонтова

Джон РескинСЕЛЬСКИЕ ЛИСТЬЯ

Отрывки из «Современных живописцев»

Перевод Л.П. Никифорова

Москва.

Джон РескинЭТИКА ПЫЛИ

Перевод Л.П. Никифорова

Москва

Издание В.Н Линд и И.А. Баландина

Джон РескинОРЛИНОЕ ГНЕЗДО

10 лекций об отношении естествознания к искусству

Перевод Л.П. Никифорова

Москва

Издание магазина «Книжное дело»

Джон Рескин СЕЗАМ И ЛИЛИИ

Перевод Л.П. Никифорова

Москва

Джон РескинПОСЛЕДНЕМУ, ЧТО И ПЕРВОМУ

Четыре очерка основных принципов политической экономии

Перевод Л.П. Никифорова

Москва

Издание магазина «Книжное дело и И.А. Баландина»

относительно: платья, воспитания, брака, сферы деятельности, влияния, работы, прав и проч

Перевод Л.П. Никифорова

Издание магазина «Книжное дело и И.А. Баландина»

Джон Рескин ОЛИВКОВЫЙ ВЕНОК

четыре лекции о промышленности и войне

Перевод Л.П. Никифорова

Издание магазина «Книжное дело и И.А. Баландина»

1900

Избранные страницы

Перевод О.М. Соловьевой

Москва, 1900

Современные переиздания книг Джона Рёскина

Пер. с англ. М. Куренной, Н. Лебедевой, С. Сухарева. - СПб.: Азбука-классика, 2007. - 320 с. + вклейка (64 с.).
ISBN 978-5-352-02208-5

Перевод сделан по изданию: Ruskin J. Seven Lamps of Architecture. London, 1849

Он не занимался вопросами зодчества как строительства, его не трогала физическая компонента этого процесса, ее материальная подоплека. Джон Рескин рассматривает исключительно философские и нравственные принципы, которыми, по его мнению, должен руководствоваться архитектор как создатель обиталища, некоего физического и ментального пространства, а то и храма.

Принципы эти, или светочи, как их назвал сам автор: красота, сила, жизнь, истина, память, повиновение, жертва. В книге глубже раскрывается, почему именно эти основы и что они собой несут в архитектуре.

Пер. с англ. А. В. Глебовской, Л. Н. Житковой. - СПб.: Издательская Группа «Азбука-классика», 2009. - 352 с. + вклейка (16 с).

ISBN 978-5-9985-0415-0

Сокращенная версия подготовлена по изданию: Ruskin J. The Stones of Venice // The Complete Works of John Ruskin. New York, 1905. Vol. 7-9.

«Камни Венеции» одно из наиболее значимых и объемных сочинений известного английского историка и теоретика искусства, прозаика, поэта, художника, литературного и художественного критика Джона Рескина, увидела свет в 1851-1853 годах.

В ней рассматривается многовековая эпоха расцвета венецианского зодчества от раннего Средневековья до позднего Ренессанса и дается блестящий анализ присущих ей основных архитектурных стилей.

Помимо подробных научных изысканий и теоретических рассуждений, автор включил в полное, трехтомное, издание своего труда исчерпывающий справочный материал, касающийся отдельных личностей, зданий, терминов и пр.

Сразу же по выходу из печати книга приобрела огромную популярность не только среди специалистов, но и у широкого читателя, став незаменимым путеводителем по городу.

Издательство сочло возможным выпустить в серии «Художник и знаток» сокращенный вариант «Камней Венеции», сосредоточив внимание на описании архитектурных памятников и их стилистических особенностей. В тексте использованы авторские рисунки и акварели, на вклейке приведены цветные фотографии и репродукции.

Пер. с англ. - СПб.: Азбука-классика, 2007. - 248 с.: ил. ISBN 978-5-352-02183-5

Заметки о христианском искусстве для английских путешественников.

Эта книга вас может до некоторой степени удивить. Потому что это не простой путеводитель, к которым мы привыкли сегодня. Он написан известнейшим английским историком и теоретиком искусства, культурологом своего времени, поэтом и прозаиком, литературным и художественным критиком Джоном Рескиным.

А время написания – 1874 год! Все перечисленные титулы и звания Рескина, безусловно, повлияли на качество и стиль представленного вам сочинения.

В нем содержится интереснейший исторический и искусствоведческий материал, рассказывающий об истории создания таких памятников, как церкви Санта Кроче, Санта Мария Новелла, и многих других.

Но еще интереснее то, что в путеводителе представлены рассуждения об этических, нравственных и социальных проблемах Флоренции тех времен, которые будут полезны сегодняшнему читателю, особенно если он изучает европейскую историю.

Пер. с англ. / Под ред.. П. Никифорова. Изд. 3-е. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. - 152 с. (Из наследия мировой философской мысли: эстетика.)

Настоящая книга, написанная выдающимся английским теоретиком искусства Дж.Рескином, посвящена изобразительному искусству. Автор, в свое время много путешествовавший по Италии, излагает принципы рисования, установленные великим флорентийцем Джотто.

Эти принципы - истинные законы красоты - отличаются от методов классических школ, которые считались общепринятыми и в которых, по мнению автора, содержатся серьезные ошибки и недостатки. Книга содержит серию практических приемов и упражнений, которые рекомендуются молодым людям, имеющим склонность к рисованию, а также афоризмы Дж. Рескина, признанного мастера этого литературного жанра.

Книга будет интересна философам-эстетикам, историкам искусства, а также всем любителям рисования.

Пер. с англ. Изд. 2-е, стереотипное. - М.: КомКнига, 2007. - 144 с. (Из наследия мировой философской мысли: эстетика.)

Вниманию читателей предлагается книга выдающегося английского искусствоведа и социального реформатора Дж. Рёскина (1819-1900), написанная на основе лекций, прочитанных им в Манчестере в 1857 году.

Автор ставит перед собой трудную задачу - внести мораль и эстетику в политическую экономию; частью решения этой задачи является стремление ввести элементы красоты в повседневную будничную жизнь человека, в его труд и производство.

Настороженно относясь к современной ему машинной цивилизации и проповедуя свободный облагороженный труд, Дж. Рёскин высказывает ряд интересных идей о месте и роли государства, об открытии и применении таланта человека, о накоплении и распределении результатов труда и др.

Книга будет интересна философам, искусствоведам и специалистам в области истории экономической мысли, а также всем заинтересованным читателям.

Джон Рёскин Лекции об искусстве

Пер. с англ. П. Когана под ред. Е. Кононенко. - М.: Б.С.Г.-Пресс, 2011. - 319 с., илл. - (Ars longa.)
ISBN 978-5-93381-294-4

Более чем через столетие к читателю возвращается знаменитая книга выдающегося теоретика искусства, художественно критика и публициста Джона Рескина, владевшего умами английской интеллигенции викторианской эпохи и оказавшего огромное влияние на развитие искусствознания и эстетики второй половины ХIХ - начала ХХ века.

В этих лекциях, прочитанных студентам Оксфорда, автор предлагает собственную классификацию художественных школ, анализирует отношение искусства к религии, морали, пользе, формулирует свое видение истории, современного ему состояния и задач искусства.

Современные переиздания книг Джона Рёскина смотрите на отдельных страницах сайта.

Родился 8 февраля 1819 в Лондоне. Родителями Рескина были Д.Дж.Рескин, один из совладельцев фирмы по импорту хереса, и Маргарет Кок, приходившаяся мужу двоюродной сестрой. Джон вырос в атмосфере евангелического благочестия. Однако отец любил искусство, и когда мальчику исполнилось 13 лет, семья много путешествовала по Франции, Бельгии, Германии и особенно Швейцарии. Рескин учился рисунку у английских художников Копли Филдинга и Дж.Д.Хардинга и стал искусным рисовальщиком. Он изображал в основном архитектурные объекты, особенно восхищаясь готической архитектурой.

В 1836 Рескин поступил в Крайст-Чёрч-колледж Оксфордского университета, где изучал геологию у У.Бакленда. В 21 год отец выделил ему щедрое содержание, и они оба стали собирать картины Дж.Тернера (1775–1851). В 1839 Рескину была присуждена Ньюдигейтская премия за лучшую поэму на английском языке, однако весной 1840 его дальнейшее обучение в Оксфорде было прервано из-за болезни; у него началось кровотечение, в чем доктора усмотрели симптомы туберкулеза.

В 1841 Рескин начал дополнять написанное им в семнадцать лет сочинение в защиту живописи Тернера. Итогом стал пятитомный труд Современные художники (Modern Painters), первый том которого вышел в 1843.

Весной 1845 он предпринял путешествие через Швейцарию в Лукку, Пизу, Флоренцию и Венецию, впервые отправившись в путь без родителей, в сопровождении лакея и старика-гида из Шамони. Предоставленный самому себе, он почти освободился от протестантских предрассудков и испытал безграничный восторг перед религиозной живописью от Фра Анджелико до Я.Тинторетто. Свое восхищение он выразил во втором томе Современных художников (1846).

Сосредоточенно изучая готическую архитектуру, Рескин в 1849 опубликовал сочинение Семь светильников архитектуры (The Seven Lamps of Architecture). Характерный для Рескина нравственный ригоризм отвечал духу викторианской Англии, его идеи об «архитектурной честности» и происхождении орнаментальности из природных форм оставались влиятельными не одно поколение.

Затем Рескин обратился к изучению венецианской архитектуры. Вместе с женой он провел две зимы в Венеции, собирая материал для книги Камни Венеции (Stones of Venice), в которой намеревался дать более конкретное обоснование изложенных в Семи светильниках идей, прежде всего их морального и политического аспектов. Книга появилась в разгар бушевавшей в Лондоне «Битвы стилей»; поскольку счастье рабочего человека провозглашалось в книге одной из составляющих готической красоты, она стала частью программы сторонников готического возрождения, возглавляемых У.Моррисом.

Вернувшись в Англию, Рескин выступил в защиту прерафаэлитов, чья выставка в Академии в 1851 была воспринята враждебно. Рескин подружился с Д.Э.Миллесом, самым молодым и самым ярким прерафаэлитом. Вскоре Миллес и жена Рескина Эффи полюбили друг в друга, и в июле 1854, добившись расторжения брака с Рескином, Эффи вышла замуж за Миллеса.

Некоторое время Рескин преподавал рисование в Рабочем колледже в Лондоне, подпал под влияние Т.Карлейля. Уступая настояниям отца, Рескин продолжал работать над третьим и четвертым томами Современных художников. В 1857 он прочел в Манчестере курс лекций Политическая экономия искусства (The Political Economy of Art), позднее опубликованных под названием Радость навеки (A Joy for Ever). Из сферы искусствоведения его интересы в значительной мере переместились в область социального преобразования. Дальнейшее развитие эта тема получила в книге Последнему, что и первому (Unto This Last , 1860), знаменующей зрелость политико-экономических воззрений Рескина. Он ратовал за реформы в образовании, особенно в сфере ремесел, за всеобщую занятость и помощь старикам и инвалидам. В книге Последнему, что и первому выразился духовный кризис Рескина. Начиная с 1860 он постоянно страдал от нервной депрессии. В 1869 его избрали первым почетным профессором искусств Оксфордского университета. В Оксфорде он много работал, подготовил для студентов коллекцию произведений искусства в оригиналах и репродукциях. В 1871 Рескин начал выпускать ежемесячное издание «Fors Clavigera», адресованное рабочим и труженикам Великобритании. В нем он извещал об учреждении Компании св. Георгия, в задачи которого входило создать на неплодородных землях мастерские, где применялся бы только ручной труд, а также открыть рабочим из таких мест, как Шеффилд, красоту ремесленного производства и постепенно свести на нет губительные последствия промышленной революции 18–19 вв.

К концу 1873 душевное состояние Рескина стало сказываться на его лекциях. В 1878 его подкосила тяжелая и продолжительная душевная болезнь. Однако память ему не изменила, и последняя его книга, автобиография Прошлое (Praeterita , 1885–1889), стала, пожалуй, самым интересным его произведением. Умер Рескин в Брантвуде (Северный Ланкашир) 20 января 1900.

Поэт и литературный критик. Джон Рёскин – многогранный человек. Его работы повлияли на дальнейшее развитие искусствознания второй половины XIX столетия.

Джон Рескин родился 8 февраля 1819 года в Лондоне. Джон рос и воспитывался в рамках евангелического благочестия. Отец Джона любил и часто из семьей путешествовал по многим странам (Франция, Бельгия, Германия, Швейцария). Рескин обучался рисунку, его учителями были английские художники К.Филдинг и Дж. Д. Хардинг. Джон Рескин изображал в большинстве архитектурные объекты, очень восхищался готической архитектурой, которую тоже рисовал.

В 1836 году Джон Рескин вступил в Крайст-Чёрч-колледж при Оксфордском университете. Изучил геологию с У. Баклендом. Когда Джону исполнился 21 год, отец выделил для него щедрое содержание. Так они вдвоем могли собирать картины, написанные Дж. Тернером (1775-1851). Джон Рескин был удостоен Ньюдигейтской премии за сочинение лучшей поэмы на английском языке (1839 год), однако весной следующего года его обучение в университете пришлось прервать из-за болезни: доктора признали симптомы туберкулеза.

Рескин все-равно много писал, дополнил сочинение, в котором защищал Тернера, написанное им еще в семнадцать лет. В итоге получился пятитомноесобрание — «Современные художники» (печать первого тома в 1843 году).

Пристально изучая основы готической архитектуры, в 1849 году Джон Рескин опубликовал свое сочинение «Семь светильников архитектуры». К его идеям «архитектурной честности» и возникновения орнаментальности из обычных природных форм прибегало ни одно поколение.

Со временем Джон Рескин стал рассматривать венецианскую архитектуру. Вместе с женой даже отправился в Венецию, где собирал материал для книги. В «Камнях Венеции» намеревался больше раскрыть идеи, изложенные в «Семи светильниках». Книга вышла в разгар своеобразной битвы стилей и стала неотьемлимой частью в программе сторонников готического возрождения (возглавлял У. Моррис).

В 1869 году Джону Рескину дали звание первого почетного профессора искусств в Оксфордском университете. В Оксфорде писатель много работал, смог подготовить для студентов потрясающую коллекцию произведений искусства. В 1878 году его одолела тяжелая душевная болезнь, однако он смог написать последнюю и самую интересную книгу — автобиографию «Прошлое» (1885-1889). Умер писатель в Брантвуде 20 января 1900 года.

Джон Рёскин

Избранные мысли Джона Рёскина

Study of Leaves by John Ruskin


© John Ruskin 1869 by Elliot and Fry

© Study of Leaves by John Ruskin. This edition published by arrangement with Ruskin Foundation (Ruskin Library, Lancaster University)

© Предисловие. Виноградова Ю. В., 2015

© Издание на русском языке, оформление. ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик», 2015

* * *

Предисловие

«Джон Рёскин один из замечательнейших людей не только Англии и нашего времени, но и всех стран и времен. Он один из тех редких людей, который думает сердцем, и потому думает и говорит то, что он сам видит и чувствует и что будут думать и говорить все в будущем». Так писал об английском историке искусства, философе, общественном деятеле Джоне Рёскине Лев Николаевич Толстой. Прославленный яснополенец нашел в трудах Рёскина много созвучного своим собственным взглядам и фактически стал одним из его популяризаторов в России.

Личность этого английского критика вызывала восхищение не только у русского графа, но и у многих его современников и мыслителей будущих поколений. Лекции, которые Рёскин читал в Оксфорде, собирали так много слушателей, что не всем хватало места даже в самой большой университетской аудитории. Среди более поздних его поклонников были Марсель Пруст, Оскар Уальд, Махатма Ганди. Деятельность Рёскина находит параллели в статьях Владимира Стасова и Бернарда Шоу.

Рёскин известен в первую очередь как критик и историк искусства, однако он также профессионально увлекался геологией, большое внимание уделял архитектуре, занимался вопросами экономико-политического и социального устройства общества, прекрасно рисовал и оставил большое графическое наследие, прежде всего архитектурных зарисовок. Такое разнообразие интересов роднит Рёскина с деятелями эпохи Возрождения и раннего Нового времени, несмотря на то что этот период в истории искусства он более всего критиковал и даже отвергал, предпочитая ему Средневековье.

Любовь же к искусству и природе Рёскин унаследовал от своего отца – преуспевающего виноторговца Джона Джеймса Рёскина, в семье которого в 1819 году и родился будущий великий критик. Рёскин-старший передал сыну не только свои увлечения, но и благочестивое отношение к Библии и любовь к серьезной литературе (в их доме почитали Гомера, Шекспира, Вальтера Скотта). А вместе с ними – огромное состояние, обеспечившее молодому Рёскину блестящее образование в Оксфорде и безбедную жизнь. Позже Рёскин напишет: «Задача отца – развивать ум ребенка, а задача матери – воспитывать его волю… Нравственное воспитание состоит в том, чтобы содействовать развитию способностей восторга, надежды, любви». Все это он сполна получил в родном доме.

Рёскин рано начал писать – уже в двадцатилетнем возрасте у него появились первые публикации по архитектуре. Тогда же он познакомился и увлекся творчеством Уильяма Тернера и написал целую брошюру в защиту живописца, в то время подвергшегося значительной критике. Его восхищение Тернером было настолько велико, что сегодня Рёскина называют не иначе как первооткрывателем для широкой публики этого художника. Тернеру к тому времени исполнилось почти семьдесят, он был членом-корреспондентом и профессором Королевской академии. Однако именно поддержка молодого Рёскина позволила художнику выстоять против давления викторианских установок в живописи и искусстве.

Еще большее значение его публикации имели для группы художников-прерафаэлитов. Рёскин фактически оформил в стройную теорию разрозненные воззрения молодых и смелых живописцев, во главе которых стояли Уильям Холмен Хант, Джон Эверт Миллес и Данте Габриэль Россетти. Критические работы Рёскина и ряд его публикаций для «Таймс» помогли художникам укрепить свои позиции, а сам критик был объявлен теоретиком прерафаэлитов, их наставником и другом. Результатом его исследований в области искусства стали не только отдельные статьи и лекции, но и пятитомный трактат «Современные художники».

Художественная критика Рёскина – это всегда критика вкуса, его публикации и лекции – попытка этот вкус улучшить, воспитать. «Вкус не только часть или указатель нравственности, – писал Рёскин, – но в нем вся нравственность. Скажите мне, что вы любите, и я скажу, что вы за человек». Тонкий эстет Рёскин в прямом разговоре с публикой поднимал не только и не сколько вопросы профессионального толка, сколько обращался к человеческой чувствительности, обыденной непредвзятости, ратовал за искусство, которое может сделать мир лучше, искусство, созданное во имя пользы, добра, справедливости. Порой его речи звучат слишком дидактично и безапелляционно, однако Рёскин – человек своего – викторианского – времени, воспитанный на строгой протестанткой морали и привыкший выдвигать высокие требования и к себе и к окружающим.

Позже интересы Рёскина из сферы искусствоведения переместились в область социального знания. Как всякий крупный мыслитель он не мог обойти вниманием несправедливость и несовершенство устройства современного ему общества. Сегодня его нередко называют основоположником английского социализма. В своих публикациях Рёскин призывал к различным реформам, в том числе в области образования, а также к изменению патриархальной роли женщины, что позволило бы ей реализовывать себя в публичной сфере вместо неизменного положения домохозяйки. Но главное, Рёскин критиковал технический прогресс, который, по мнению мыслителя, губил любимую им природу, разрушал памятники искусства и пагубно влиял на человеческие души. Его идеи порой вызывали насмешки, а сам профессор из Оксфорда нередко походил на чудака. Например, заказывал себе рубашки только из полотна, сотканного вручную, или настаивал на том, чтобы его книги печатали на ручном станке и ни в коем случае не возили по железной дороге.

Рёскин стремился возродить ручной труд и кустарные промыслы, полагая, что машинное производство обезличивает и труд, и самого человека. Его основные мысли изложены в труде «Политическая экономия искусства», написанном на основе лекций, который Рёскин прочитал в Манчестере в 1857 году, а также в книге «Последнему, что и первому». Он выпускал и специальное популярное издание, главной аудиторией которого были английские рабочие, ремесленники. «Никто не может научить чему-либо стоящему познания иначе, как работой рук» – писал Рёскин. Он даже основал Гильдию Святого Георгия – общину, основной задачей которой был возврат к земле и ручному труду. Как и любое утопическое образование, Гильдия просуществовала недолго, однако повлияла на дальнейшее возникновение подобных сообществ. При этом парадоксальный утопизм Рёскина состоял в том, что собственно литературных утопий он не писал, оставаясь в поле критики искусства, архитектуры, общественного устройства. В определенном смысле Рёскин выступал как идейный радикал своего времени, многие из его трудов современники без тени кокетства называли смелыми.

Всего же за свою долгую жизнь (он прожил восемьдесят один год) Джон Рёскин написал несколько десятков работ и сотни лекций – всего около тридцати томов. Однако в России известна лишь небольшая часть его наследия. Первые переводы появились на закате жизни Рёскина (он скончался в 1900 году). Были изданы работы «Воспитание. Книга. Женщина» (с предисловием Толстого), «Оливковый венок», «Последнему, что и первому», «Орлиное гнездо», первый том трактата «Современные художники».

На рубеже XX и XXI веков в России часть работ Рёскина переиздается, перевод других осуществляется впервые. Однако это по-прежнему лишь избранные страницы его трудов, в первую очередь те произведения, которые связаны с искусством (во многом благодаря возросшему в последние годы интересу к деятельности художников-прерафаэлитов). Век спустя переизданы «Лекции по искусству», прочитанные Рёскиным для студентов Оксфорда. Сегодняшнему читателю эти лекции не дадут четкого представления о художественной жизни Англии, в них нет ни системы и структурированной научной базы. Однако в них критик учит своих слушателей собственным трудом добывать знания и умения, учит глубокому восприятию искусства, ведь для профессора Рёскина прочувствовать произведение гораздо важнее, чем грамотно описать его.

Из других искусствоведческих книг снова увидела свет небольшое популярное издание «Прогулки по Флоренции», которое путешественники когда-то брали с собой, отправляясь в город великого искусства. Вместе с ней опять вышли «Законы Фиезоло», рассказывающие о художественных принципах великого Джотто. Впервые была опубликована на русском языке в сокращенном варианте книга «Камни Венеции», в которой Рёскин дает исчерпывающий портрет города на воде и прежде всего почитаемого им архитектурного стиля готики. Относительно недавно осуществлен перевод архитектурно-теоретического трактата «Семь светочей архитектуры», в котором Рёскина интересует не история стилей, не конструктивная и техническая сторона зодчества, а этический, нравственный и социальный смысл архитектуры. Вышла на русском языке и книга «Этика пыли», формально посвященная природе минералов, но по сути излагающая философские мысли автора, его представления о библейских истинах, литературе, искусстве.

Джон Рёскин (или Раскин) отличался многими талантами. Он был видным теоретиком искусства, художником, литературным критиком, поэтом и писателем, в чью прозу был влюблен даже Марсель Пруст. Всего Рёскин написал пятьдесят книг и семьсот статей и лекций, большинство из которых посвящено искусству в целом и архитектуре в частности.

Джон Рёскин родился 8 февраля 1819 года в Лондоне. Дед его торговал ситцем, а отец, бывший совладельцем фирмы по импорту хереса, вполне успешно этот продукт и продавал. Несмотря на приземленное занятие, отец Джона любил искусство, что, несомненно, повлияло и на сына, как и строгое религиозное воспитание, благодаря которому у Джона выработалось религиозно-этическое понимание жизни.

Когда Джону исполнилось тринадцать, семья начала активно путешествовать по Франции, Бельгии, Германии и Швейцарии. Во время путешествий Рёскин вел путевой дневник, в котором обязательно описывал геологические образования в странах, которые посещал. Намного позже, став лектором в Оксфордском университете, в котором сам и учился, он настаивал на том, что будущие пейзажисты обязательно должны изучать биологию и геологию, а так же практиковаться в научном рисовании: «В погожие дни я посвящаю немного времени кропотливому изучению природы; при непогоде я за основу беру лист или растение и рисую их. Это неминуемо ведет меня к выяснению их ботанических названий ».

Сам Рёскин рисунку учился у художников Копли Филдинга и Хардинга и под их руководством стал искусным рисовальщиком, правда, увлекала его в основном архитектура, особенно готическая. Что до Оксфордского университета, то обучение геологии у Бакланда Рёскину пришлось прервать из-за подозрений на туберкулез. Впрочем, опасения врачей не повлияли на другие увлечения. Еще до этого эпизода в «Архитектурном журнале» появляется первая публикация Рёскина «Поэзия архитектуры»; в 1839 году Рёскин получает Ньюдигейсткую премию за лучшую поэму на английском языке. В конце тридцатых годов Рёскин на щедрое содержание, выделенное отцом, начинает собирать картины Уильяма Тёрнера, творчеством которого увлечен довольно давно. В семнадцать лет Рёскин даже написал сочинение в защиту Тёрнера, которое годами позже вылилось в многотомный труд «Современные художники» — первый том вышел в 1843 году. Сам Тёрнер, говорят, едва ли улавливал смысл хвалебных речей своего горячего поклонника и даже не поддержал публикации первой из статей о себе, которую отец Рёскина послал художнику.

В 1845 году Рёскин отправляется в путешествие по Швейцарии и Италии, где приходит в восторг от религиозной живописи Фра Анджелико и Тинторетто. Этот восторг вылился во второй том «Современных художников», вышедший в 1846 году. Через три года Рёскин публикует сочинение, посвященное еще одной его страсти — готической архитектуре — «Семь светочей архитектуры». Труд, в общем-то, оставшийся невостребованным из-за наивного утопизма и старомодности Рёскина на фоне авангарда, социальных революций и прогресса науки и техники.

Рёскин, по настоянию отца, продолжает писать труд «Современные художники», читает лекции «Политическая экономия в искусстве» в Манчестерском университете, пишет на эту тему книгу «Последнему, что и первому». Он поддерживает реформы образования, особенно в сфере ремесел, ратует за всеобщую занятость и помощь инвалидам и старикам. В 1871 году он начинает издавать ежемесячное издание для рабочих Великобритании «Fors Clavigera», в котором рассказывает об учреждении Компании св. Георгия, которая должна была создавать мастерские, где бы применялся исключительно ручной труд, открывать рабочим красоту ремесленничества, а также свести на нет последствия промышленной революции.

Джон Рёскин за работой в Брентвуде, 1881.

В 1851 году в Академии состоялась выставка прерафаэлитов, которую приняли довольно враждебно. Рёскин встал на их защиту, написал статью «Прерафаэлитизм» и подружился с самым ярким представителем течения Джоном Эвереттом Миллесом, к которому впоследствии ушла жена Рёскина Эффи Грей. При этом в пятидесятые-шестидесятые годы Рёскин переживает влюбленность в Розу Ла Туш, которой на момент знакомства было всего десять лет. Когда девушке исполнилось 18, Рёскин делает ей предложение, но получает отказ. В 1872 году он пробует снова, и опять получает отказ, на этот раз окончательный. Через три года по неизвестной причине Роза умирает, и у Рёскина на этой почве приступы психической болезни, начавшиеся еще в шестидесятые, становятся чаще, в 1885 году он уединяется в своем имении, которое не покидает до самой смерти в 1900 году.


Top