Алексей Балабанов: «Я умру, а вы останетесь. Алексей балабанов - биография, информация, личная жизнь Когда умер александр балабанов

Алексей Балабанов - талантливый российский режиссер, сценарист и продюсер.

Биография Балабанова Алексея

Балабанов родился в Свердловске (Екатеренбург) в 1959 году 25 февраля. В 7 лет, как и все пошел в обычную среднюю школу. После окончания школы поступил в Горьковский педагогический институт. Здесь он освоит профессию переводчика.

В детстве Алексей мечтал о дальних путешествиях. Хотел смотреть мир, узнать как живут люди в других странах. Изучать иностранные языки ему нравилось. Институт был окончен в 1981 году. Получив диплом Алексей оказался в рядах советской армии. Служил в военно-транспортной авиации. Совершал полеты на разные континенты, побывал во многих странах. В эти же году участвовал в войне в Афганистане. События тех лет лягут в основу фильма «Груз - 200».

После окончания военной службе Балабанов возвращается домой, живет в Свердловске. Активно общается с Вячеславым Бутусовым. Музыка группы Nautilus Pompilius, лидером который был Вячеслав станет саундрекам ко многим знаменитым фильмам Балабанова. В 1987 году 26 летний Алексей снимет свой первый фильм. Съемки проходят в ресторане, бюджет крайне ограничен. Актерами будут в том числе посетители заведения и друзья парня.

Идея снять фильм - помощь для знакомого оператора, который сдавал выпускную работу для ВУЗа. В 1990 году Балабанов закончил Высшие курсы сценаристов и режисеров в мастерской «Авторское кино».

Алексей Балабанов - режиссер

В 1992 году партнерстве с Сергеем Сельяновым, колеги открыли кинокомпанию «СТВ». «СТВ» работает по сей день, занимаясь съемками серьезных картин. В начале своего творческого пути компания снимает такие фильмы как: «Счастливые дни», «Замок». Позже были картины «Война»,«Жмурки»,«Груз 200»,«Кочегар» «Мне не больно». Последней работой режиссера стал фильм «Я тоже хочу». В этой ленте автор рассуждает о уходе человека из жизни. Балабанов всячески намекает на свою скорую смерть.

Алексей Балабанов режиссер фильма «Брат» и «Брат-2»

В 1997 году Балабанов приобрел широкую известность, народную любовь и интерес к своему творчеству. Алексей выставил в роли режиссера культового фильма «Брат». Лента получилась по-истине шикарной, ее растащили на цитаты, а сандреки из фильма до сих пор играют в машинах. Главную роль в «Брате» играет великолепный Даниил Бодров - младший. Антураж фильму придает и участие Виктора Сухоруква с Андреем Краско.

В 2000 году режиссер снял продолжение картины. Фильм назывался «Брат-2». Вторая часть фильма имела такой же успех как и первая. Убойные сандреки, емкие и остроумные диалоги, интересный сюжет, патриотические мотивы. В этом фильме прекрасно все.

После «Брата» После выхода «Брат-2» Балабанов продолжал снимать фильмы. Интерес к творчеству режиссера был на пике. В 2002 году он снимает фильм «Война» с молодым Алексемм Чадовым. На «Кинотавре» картина получила «Золотую розу». Спустя пять лет на экраны выйдет фильм «Груз - 200». Это тяжелая лента про события в Афганистане. Зритель разделился на две категории: одним фильм очень понравился, другие - были в ужасе.

Какие фильмы снял Балабанов

Творчество режиссера

Алексей Балабанов снимает фильмы про 80-ые и 90-ые годы Российской действительности. Показывает людей того времени, их проблемы. Балабанов социальный консерватор, он находится в поиске морали, которая так нужна обществу. Это роднит его творчество с творчеством знаменитого Достоевского. Герои Балабанова, люди, которых жестокая реальность выбросила на обочину жизненного пути. Но они не сдаются, они сильные, и цепляются за возможность вернутся на дорогу.

Балабанов фото

Личная жизнь

Два раза Алексей Балабанов был женат. От первого брака с Ириной есть сын Федор. Он экономист. Вторую жену зовут Надежда. Она работала художником по костюмам в «Ленфильме». Познакомились они во время съемок картины «Замок». В 1995 году у пары родился сын - Петр.

Дата и причина смерти

Талантливый режиссер скончался 18 мая 2013 года. Причина смерти Балабанова - сердечный приступ.

  • В 2007 году Балабонов в лице компании «СТВ» объявил конкурс. Молодым людям было предложено снять на камеру небольшой ролик и прислать в компанию. Режиссер хотел выбрать из всех роликов лучшие и объединить их сюжетом. В итоге было прислано 3000 роликов, из которых режиссер выбрал один. Так как объединять было нечего, проект закрыли.
  • Балабанов мечтал снять фильм про молодого Сталина. Он активно собирал малоизвестные факты из биографии «Вождя». Проект реализовать не удалось.
  • Балабанов очень хотел вместе с Сргеем Бодровым снять фильм про инопланетян. Но дальше разговоров дело не продвинулось.

Причина смерти Алексея Балабанова, а также его биография и фильмография интересуют тысячи людей в нашей стране. Этот режиссер внес огромный вклад в развитие российского кинематографа. Но 18 мая 2013 года его не стало. В статье рассказывается о том, как добился известности Балабанов Алексей Октябринович. Причина смерти режиссера тоже будет озвучена.

Краткая биография

Алексей Балабанов появился 25 февраля 1959 года в одном из роддомов Свердловска (ныне - Екатеринбург). Его мать и отец - простые советские люди, не имеющие никакого отношения к театру и кино. Алексей Балабанов, причина смерти которого интересует многих поклонников, с детства устраивал домашние спектакли. Но после окончания средней школы он поступил в Горьковский институт на переводческий факультет. Многих знакомых и родственников Алексея выбор им профессии сильно удивил.

На пути к успеху

В период с 1983-го по 1987 год наш герой работал на Свердловской киностудии. Его назначили ассистентом режиссера. Именно тогда Балабанов осознал свое главное предназначение в жизни: он должен снимать фильмы. В 1990 году Алексей Октябринович записался на курсы режиссеров и сценаристов. Там он набрался немало теоретических знаний и практического опыта. Его дипломной работой стал фильм под названием «Егор и Настя». В съемках кинокартины участвовали звезды местного рок-клуба - Вячеслав Бутусов, Анастасия Полева и Игорь Белкин.

Алексей Балабанов: фильмография

Первую полнометражную киноленту наш герой снял в 1991 году. Она получила название «Счастливые дни». Это была вольная экранизация одноименного произведения Сэмюэля Беккета.

Вскоре зрители смогли оценить фильм «Пограничный конфликт». Сценарий был написан Надеждой Хворовой, а ее соавтором выступил Алексей Балабанов.

В 1994 году герой нашей статьи выпустил второй по счету полнометражный фильм. На этот раз он решил экранизировать роман «Замок», созданный Члены жюри ежегодной премии «Ника» оценили его работу и вручили главный приз. Многие и начинающие) мечтали сняться у такого замечательного режиссера, как Алексей Балабанов. Фильмография каждый год пополнялась десятками новых работ. Зрители принимались все его кинокартины на ура.

В 1995 году А. Балабанов, В. Хотитенко, и Д. Месхиев объединили свои усилия ради создания фильма, посвященного 100-летию отечественного кинематографа. Их киноальманах «Прибытие поезда» пришелся по душе даже самым придирчивым критикам.

Настоящая известность пришла к Балабанову в 1997 году, когда на экраны вышла созданная им криминальная лента «Брат». Главная роль досталась Сергею Бодрову. И он на все 100 % справился с задачей, поставленной режиссером. Созданием музыки к фильму занимался давний знакомый Балабанова - Вячеслав Бутусов. За несколько месяцев проката «Брат» завоевал невероятную популярность и собрал самую большую кассу в 1997 году.

После оглушительного успеха наш герой решил снять весьма необычную и в какой-то мере провокационную картину. Она называлась «Про уродов и людей». Сюжет переносит зрителей в дореволюционную Россию. Фильм рассказывает о первых создателях порнографии, живших в те времена. Результат работы Балабанову очень понравился.

Продолжение кинокарьеры

В 2000 году режиссер приступает к съемкам продолжения легендарной киноленты «Брат». Для саундтрека были использованы песни популярных на тот момент рок-исполнителей. Вторая часть «Брата» была воспринята зрителями так же горячо, как и первая.

В 2001 году Балабанов удивил киноаудиторию простым и откровенным фильмом о жизни в якутской деревне. События развиваются в XX веке. Главная роль досталась коренной жительнице Якутска - актрисе Туйаре Свинобоевой.

В марте 2002 года наш герой представил российским зрителям драматический фильм «Война». Он посвящен печально известным чеченским событиям. В съемках картины были задействованы англичанин Иэн Келли и Сергей Бодров. В июне этого же года фильм получил главный приз - «Золотую розу» на фестивале «Кинотавр». Это была очередная победа талантливого режиссера.

В 2007 году Балабанов снял фильм о неприглядной изнанке советского прошлого. Картина «Груз 200» получилась очень пронзительной. После ее выхода на экраны поклонники режиссера поделились на два лагеря - тех, кто понял и принял фильм, и тех, у кого он вызвал отвращение.

В период с 2005-го по 2012 год Алексей Октябринович снял несколько ярких и запоминающихся кинолент, среди которых «Жмурки», «Морфий», «Мне не больно» и другие.

Причина смерти Алексея Балабанова

18 мая 2013 года российский кинематограф лишился талантливого режиссера. В этот день скоропостижно скончался Алексей Балабанов. Причина смерти, фото режиссера, сделанные за несколько дней до трагедии, - все это попало под обсуждение пользователей интернет-пространства. Одни отказывались верить в случившееся, другие знали о болезни мэтра и предполагали такой исход. Но все же какова причина смерти Алексея Балабанова?

О гибели режиссера сообщил его давний приятель - продюсер Причиной смерти Балабанова стал сердечный приступ. Врачи связывают это с тяжелым хроническим заболеванием, выявленным у режиссера.

Послесловие

Причина смерти Алексея Балабанова была озвучена в статье. Также мы рассказали подробности его биографии и фильмографии. Его вклад в российский кинематограф невозможно переоценить. Зрители и коллеги по цеху никогда не забудут этого замечательного человека. Пусть земля ему будет пухом…

Алексей Балабанов – талантливый российский режиссер, ставший одной из знаковых фигур в отечественном кинематографе. Многократный обладатель премии «Ника», в том числе за драму «Про уродов и людей» как лучшую режиссерскую работу и лучший фильм.

Многие работы Алексея Балабанова, такие как «Брат», «Брат 2», «Мне не больно», «Кочегар», «Замок», вошли в классику российского кинематографа нового времени еще при жизни автора. И даже после смерти режиссера не потеряли своей популярности, оставаясь актуальными до сих пор.

Детство и семья

Будущий режиссер появился на свет и вырос в провинциальном Свердловске, ныне город-миллионник Екатеринбург. Здесь прошло детство Алексея, о котором известно крайне мало. Еще со школьных времен он интересовался иностранными языками, мечтая много путешествовать в будущем. Не раздумывая, Алексей поступил в Горьковский институт иностранных языков, где впоследствии получил профессию переводчика.


Умения и навыки, приобретенные в институте, оказались крайне полезны во время службы в армии. В этот период Алексей вместе с ротой военно-десантных войск, к которой был приписан, побывал во многих регионах Африки и Средней Азии. Некоторое время он принимал участие в боевых действиях в Афганистане. Спустя годы именно эти переживания, связанные с военной службой, нашли свое отражение в фильме «Груз 200».


Возможно, именно служба в армии и война научили Алексея Балабанова по-особенному полюбить жизнь. Он неустанно повторял:

«Жизнь – это искусство, искусство – это жизнь».

Вернувшись из армии в конце восьмидесятых годов, Балабанов начал свою карьеру в кинематографе.


В этот период Алексей устраивается на работу в Свердловскую киностудию в качестве помощника режиссера. Но все время быть на вторых ролях Балабанову не очень нравилось, поэтому накопив необходимый опыт, будущий мэтр российского кино поступил на Высшие курсы сценаристов и режиссеров, которые окончил в 1990 году.

Режиссерская деятельность

Свой первый фильм Алексей Балабанов снял еще в 1987 году в период работы на Свердловской киностудии. Дебютная картина получила название «Раньше было другое время» и была поставлена в небольшие сроки, например, сценарий режиссер написал за одну ночь.


В 1990 году, ведомый мечтой о режиссерском творчестве, Балабанов переехал в Ленинград. Здесь он берется за создание новых картин, а параллельно с этим начинает работать над организацией собственной кинокомпании, которая была образована спустя два года при помощи друзей и других начинающих режиссеров.


Карьера режиссера складывалась удачно: в период с 1990 по 1995 год Алексей Балабанов поставил несколько новых игровых фильмов, над созданием которых часто работал не только как режиссер, но и как продюсер и сценарист. Наиболее яркими работами в раннем творчестве Балабанова являются ленты «Трофимъ», «Счастливые дни», «Замок». Последние две оказались особенно удачными и были отмечены престижными премиями.


Таким образом, к середине девяностых годов Алексей Балабанов стал довольно известен в кинематографических кругах. Однако настоящая слава пришла к режиссеру только в 1997 году, когда на экраны вышел фильм «Брат», сразу же ставший культовым. В фильме снялись такие звезды, как Виктор Сухоруков и Андрей Краско , а также Сергей Бодров , для которого эта роль стала знаковой в актерской карьере. Многие актеры согласились работать за копейки либо вообще бесплатно, так как бюджет картины был ограничен 100 тысячами долларов. Данная картина принесла своему создателю Гран-при фестиваля «Кинотавр», а также призы фестивалей в Турине, Триесте и Котбусе.

Алексей Балабанов о «Братьях» и Сергее Бодрове

Окрыленный славой, Алексей взялся за реализацию новых проектов. Наиболее успешными работами конца девяностых – начала двухтысячных годов стали лента «Брат 2» – продолжение фильма «Брат». Лента собрала золотой актерский состав: Сергей Бодров, Виктор Сухоруков, Сергей Маковецкий и многие другие. Особенно стоит отметить подбор музыкальных композиций, использованных Балабановым в фильме. Песни групп Би-2 , Сплин , Океан Ельзы и Бутусова стали отражением той эпохи наряду с картинами Алексея.


Балабанов не боялся снимать на провокационные темы, что часто встречалось публикой противоречиво. Фильм «Про уродов и людей», раскрывающий темы сексуальности и уродства человеческого тела, и «Война» о жестоких боевых действиях в Чечне, закрепили за работами режиссера ярлык «чернухи».


Скандальную славу режиссеру принес фильм «Груз 200», споры насчет которого не прекращаются до сих пор. Сюжет фильма описывает историю жестокого насилия и убийства, совершенного в провинции накануне перестройки. Известно, что актеры Евгений Миронов и Сергей Маковецкий отказались от своих ролей после прочтения сценарий. Долгое время «Груз 200» был запрещен к показу на российском телевидении.

Трейлер фильма Алексея Балабанова «Груз 200»

Несмотря на спорные темы своих работ и неоднозначную реакцию критиков, многие из этих лент принесли своему создателю новые престижные номинации и кинопремии, в том числе «Кинотавр» и «Ника».

Личная жизнь Алексея Балабанова

Алексей был дважды женат. Со своей первой супругой Ириной он познакомился в Москве, когда приехал продолжать режиссерское образование на Высших курсах сценаристов и режиссеров. Несмотря на рождение сына Фёдора, спустя два года Алексей и Ирина развелись.


Со второй женой, Надеждой Васильевой, Балабанов познакомился во время съемок фильма “Замок”, где она работала художником по костюмам. В 1994 (по другой информации в 1995) году у них родился сын Пётр.


Последние годы своей жизни режиссер провел в окружении своих близких. Рядом с ним была его жена – Надежда Васильева, а также сыновья.


Несмотря на экономическое образование, старший сын Фёдор интересовался работой своего отца. После его смерти оба сына изъявили желание закончить начатые проекты Алексея при помощи его коллег.

Последние годы и смерть Алексея Балабанова

В 2012 году Алексей Балабанов поставил фильм «Я тоже хочу», в котором под особым ракурсом рассматриваются вопросы жизни и смерти. В фильме режиссер намеренно не снял ни одного профессионального актера, а обратился за помощью к тем, кто прошел войну в Афганистане, а также к бывшим бандитам – по замыслу автора герои должны были играть самих себя.

Алексей Балабанов о фильме «Я тоже хочу»

В кадре также появился сам мэтр (умирающий в финале фильма) и его младший сын Петр. Некоторое время спустя стало известно, что у Алексея Октябриновича обнаружено онкологическое заболевание. Фильм «Я тоже хочу» стал последним в творческой биографии режиссера.


В мае 2013 года режиссер скончался от затяжной болезни. Как говорят его знакомые и друзья, Балабанов знал о приближающейся кончине, а потому старался закончить все проекты.

Неоконченные работы

После смерти Алексея Балабанова друзья и коллеги режиссера изъявили желание взяться за реализацию его незаконченных проектов. На момент смерти в работе находилось сразу три фильма, над которыми Алексей трудился в качестве режиссера и сценариста. Одна из лент должна была посвящена ранним годам жизни Сталина.

Балабанов - гениальный русский режиссер / вДудь

Причина смерти Алексея Балабанова волнует всех его многочисленных поклонников. Режиссер ушел из жизни внезапно для многих практически в расцвете своей карьеры. Он умер в 2013 году в возрасте 54 лет. Причина смерти Алексея Балабанова, фото которого есть в этой статье, еще долго обсуждалась его знакомыми и почитателями таланта. Это один из самых знаменитых современных отечественных мастеров кино, которого прославили ленты "Про уродов и людей", "Брат", "Война".

Биография режиссера

О причине смерти Алексея Балабанова вы узнаете из этой статьи. Режиссер родился в Свердловске в 1959 году.

Интересно, что среди сверстников Балабанов еще с детства выделялся своей тягой к иностранным языкам. Это было связано с желанием много путешествовать в будущем, что и решило с выбором его профессии. Окончил местную школу, поступил в педагогический институт иностранных языков в Горьком.

Проходя службу в армии, побывал в странах Азии и Африки, принял участие в войне в Афганистане. Заканчивал службу в военном-морском флоте, с тех пор морская тельняшка была его любимой одеждой.

Творческую карьеру начал в должности ассистента режиссера на киностудии в Свердловске. Кинообразование получил на Высших курсах сценаристов и режиссеров, которые окончил в 1990 году.

В Свердловске на него большое влияние оказала андеграундная культура, которая в то время стремительно развивалась. Несмотря на то, что город был вдалеке от Москвы и Ленинграда, здесь зародилась собственная школа рок-музыки, из которой вышло множество знаменитых коллективов. Балабанов тесно общался с музыкантами группы "Наутилус Помпилиус", их песни использовал в нескольких своих фильмах.

Балабанов был дважды женат. От первой супруги Ирины у него остался сын Петр. С Надеждой Васильевой, своей второй женой, он познакомился на съемках картины "Замок". Она работала художником по костюмам. В 1994 году на свет появился Петр.

Васильева была рядом с режиссером до самого конца.

Творческий дебют

Его первой картиной стал музыкальный фильм "Раньше было другое время", который был посвящен группе "Наутилус Помпилиус". Балабанов снял его в ресторане, роль массовки исполнили обычные посетители заведения. С тех пор герой нашей статьи в каждом своем фильме снимал непрофессиональных актеров, стремясь к максимальной натуралистичности.

Также в начале своей карьеры Балабанов снял короткометражный фильм "У меня нет друга, или One step beyond", в котором была показана свердловская рок-тусовка, группы "Урфин Джюс", "Настя", "Трек", "Наутилус Помпилиус". А также документально-игровой фильм "Настя и Егор" про Егора Белкина и Настю Полеву.

В 1990 году Балабанов переезжает в Санкт-Петербург.

Работа с полным метром

Его первой полнометражной картиной стала социальная драма "Счастливые дни", которая вышла в 1991 году. Она приняла участие во внеконкурсной программе Каннского фестиваля, была основана на драматических и абсурдных произведениях Сэмюэля Беккета.

В 1994 году вышла экранизация романа Франца Кафки "Замок". Уже в них Балабанову удалось продемонстрировать новаторские кинематографические приемы, создать у зрителя ощущение клаустрофобии и чувство абсурда, заложенные и в литературных источниках.

"Брат"

Первым громким успехом Балабанова стала криминальная драма "Брат", вышедшая в 1997 году. Это история про вернувшегося из армии Данилу Багрова (в исполнении Сергея Бодрова-младшего), который приезжает в родной провинциальный город.

Скучная жизнь не устраивает героя этой ленты, поэтому он отправляется в Санкт-Петербург к своему старшему брату, который, по слухам, за это время стал большим человеком. Когда он его отыскивает, все оказывается не так просто. Его брат работает киллером. Даниле предстоит столкнуться с криминальным миром 90-х, ни на минуту, не забывая о своей принципиальности, обостренном чувстве справедливости. Багров стал героем целого поколения, а Бодров - одним из самых популярных актеров 90-х.

Картина получила Гран-при фестиваля "Кинотавр" и множество других наград.

В 1998 году выходит еще один громкий фильм Балабанова - драма "Про уродов и людей".

Действие этой картины разворачивается в самом начале XX столетия. В центре - две благополучные семьи, а также таинственный владелец фотостудии Иоганн, который в подвале создает собственный фотографический театр Маркиза де Сада.

Иоганн снимает фотографии, которые вызывают похоть, пробуждают в человеке самые низменные чувства. Своей работой он разрушает благополучные семьи, превращая простых людей в уродов, погрязших в пороках. Картина попала в программу Каннского фестиваля, получила премию "Ника" в номинации "Лучший фильм".

"Война"

В 2000 году на экраны вышел сиквел фильма "Брат", имевший серьезный успех. На этот раз действия разворачивались в России и США. Фильм неоднократно обвиняли в неполиткорректности. Таких же подозрений удостоилась и картина "Война", рассказывающая о событиях в Чечне.

В картине повествование ведется от первого лица, историю рассказывает подследственный Иван Ермаков, который дает интервью журналисту. Он рассказывает о событиях в Чечне в 2001 году, когда оказался в плену у командира боевиков на положении домашнего раба. Самого Ивана также используют в качестве специалиста по связи.

Вскоре к чеченскому командиру привозят английского актера с невестой. Боевик отпускает русских, потому что они срочники, а не контрактники, и англичанина, чтобы он привез выкуп за свою невесту. Англичанину не удается за два месяца собрать деньги и найти понимание у властей. Тогда он обращается за помощью к Ивану, вместе они едут освобождать Маргарет и русского офицера Медведева, которые остаются в плену.

В 2007 году герой нашей статьи снял драму "Груз 200", в которой до жути реалистично продемонстрировал изнанку поздней советской действительности. Лента вышла настолько жестокой, что многие известные актеры отказались в ней сниматься, а в ряде российских городов фильм убрали из кинотеатров.

Важной вехой в творчестве Балабанова стала драма "Кочегар" про якутского ветерана войны в Афганистане. Фильм рассказывал о мести, на которую способны даже маленькие люди.

Его последней работой стала картина "Я тоже хочу", в которой режиссер пытался осмыслить суть расставания с жизнью. Возможная причина смерти, биография Алексея Балабанова тогда стали активно обсуждаться.

Многие отмечали, что после съемок этого фильма он во многих интервью начал намекать на свою скорую кончину, утверждая, что эта картина была его последней. Так оно в действительности и получилось.

Смерть мастера

О причине смерти Алексей Балабанова первоначально было мало известно. Трагедия произошла 18 мая 2013 года. В тот момент режиссер трудился над сценарием своего очередного проекта. Он находился в Сестрорецке Ленинградской области, и около 16.00 в санатории "Дюны" скоропостижно скончался. Причиной смерти Алексея Балабанова стал сердечный приступ. Ему было всего 54 года.

По его воле гражданская панихида прошла на "Мосфильме", режиссера отпели, похоронили на Смоленском кладбище. Причина смерти актера Алексея Балабанова еще долго обсуждалась его друзьями и знакомыми.

Поначалу даже были сомнения. Но в результате эксперты назвали точную причину смерти Алексея Балабанова. По словам медиков, он много работал, сердце просто не выдержало таких серьезных нагрузок. Так что официальная причина смерти Алексея Балабанова - острая сердечная недостаточность.

В отчете судмедэкспертов отмечалось, что в последнее время он часто чувствовал себя неважно. В итоге случился роковой сердечный приступ, который и стал причиной смерти режиссера Алексея Балабанова.

Всего за свою карьеру он снял 14 игровых полнометражных фильмов. А также были документальные, короткометражные и любительские проекты.

За четверть века работы в кино Алексей Балабанов успел снять полтора десятка фильмов, почти каждый из которых оказывался в центре яростного общественного спора.

Пожалуй, вернее сказать так: начиная с ленты «Про уродов и людей» (1998 год) ни один из фильмов Балабанова не проходил незамеченным, все они вызывали и восторги, и критику, иногда проклятия: и культовые (кто-то скажет - националистические) «Брат» и «Брат-2», и антивоенная «Война», и «Жмурки», и «Груз-200», потом «Морфий» по мотивам рассказа Михаила Булгакова, якутско-кронштадтский «Кочегар» и, наконец, последняя работа - «Я тоже хочу», успевшая получить главный приз кинофестиваля в ставшем для режиссера родным Питере. Собственно говоря, призов Балабанов получил куда больше, чем снял фильмов, - но, конечно, не в призах главное. Теперь получается, что главное - в памяти.

«Алексей Балабанов - режиссер-мизантроп, мастер дразнить и провоцировать аудиторию, - читаем на официальном сайте режиссера. - Его амплуа - талантливо и профессионально нарушать моральные табу и низвергать священных коров. Балабанов - патриот, безжалостный к национальным фетишам. "Буду снимать кино скандальное, резкое, - говорит он. - Например, все меня обвиняли в национализме. Абсолютно безосновательно. Я отражаю состояние нашего народа". Алексей Балабанов всегда знает, чего хочет добиться. Никакой особенной игры от актеров на площадке он не ждет. Балабанов требует от них соответствия тщательно созданному им в кадре миру».

Балабанов родился в Свердловске, учился иностранным языкам в Горьком, потом служил в армии, потом поступил помощником режиссера на Свердловскую киностудию и уже «оттуда» оканчивал Высшие курсы сценаристов и режиссеров. В 1990 году он переехал в Петербург, особый стиль которого помог и ему, режиссеру, сформировать свою эстетику. У этой эстетики есть определение, что бы ни говорили и ни думали о «Брате» и «Войне». «Новое русское кино нулевых» это в немалой степени (а может быть, и в первую очередь) - ленты Алексея Балабанова.

Михаил Трофименков , кинокритик газеты «Коммерсант»: «Уход Алеши Балабанова - не только еще одна безвременная смерть, вызывающая бессмысленное богоборческое бешенство. Умер лучший русский режиссер последних двух десятилетий. На воображаемом Страшном Суде едва ли не единственным оправданием российскому кино - за его конформизм и приспособленчество - станут фильмы Балабанова».

Виталий Манский , кинорежиссер: «Алексей Балабанов - пожалуй, самый недооцененный из великих режиссеров. Когда он начинал работать, вокруг было много великих, но его работы оказывались всякий раз настолько спорными, что в этих спорах порой терялось понимание масштаба таланта их автора. Нужно воздать ему должное хотя бы после смерти: Балабанов - мощный художник, актуальный художник, настоящий художник».

Татьяна Сергиенко , кинокритик, отборщик кинофестиваля «Окно в Европу»: «Алексей Балабанов был одним из самых необычных художников нашего времени: дерзким, честным, цельным, хотя порой и неоднозначным. Заменить его в российском кино некем».

Судя по первым сообщениям, поступившим от продюсера Сергея Сельянова, причиной смерти Балабанова стал сердечный приступ: он неожиданно упал с обморок и скончался, не приходя в сознание. Режиссеру было 54 года.

О творчестве Алексея Балабанова размышляет обозреватель РС Елена Фанайлова:

Балабанов - самый русский и самый европейский из современных российских режиссеров, циник и романтик, визуальный эстет, любимец и критическая мишень кинокритиков. Его то называли русским Сэмом Пекинпа за анализ темных сторон национального характера жесткими методами, то проклинали за эти методы. «Брат» и «Брат-2», «Война», «Груз-200» раскалывали интеллектуальное сообщество почище какой-нибудь «Анатомии протеста». Одни видели в режиссере черного меланхолика, другие обожали его за издевательский юмор на грани гиньоля.

Балабанов снял «Брата» как символ эпохи. Данила Багров в исполнении Сергея Бодрова, молодой ветеран первой чеченской войны, персонаж криминального мира, любящий группу «Наутилус» и повторяющий слова апостола Павла: «сила в правде», стал главным киногероем девяностых. Говорить о фигуре Балабанова невозможно без его экранизаций Кафки, Беккета, Гамсуна, Булгакова. Скандальный «Груз-200» сделан по канве романа Уильяма Фолкнера «Святилище», а «Мне не больно» откровенно имеет в виду «Трех товарищей» Ремарка. Фильмы Балабанова сильны и своими саундтреками (он был знатоком русского рока), и ясной операторской и монтажной линией. Балабанов в нулевые начал работать притчами: прекрасная простая картинка, короткие реплики предельно скудны, но символически информативны, истории динамичны, герои схематизированы, борьба добра со злом очевидна, но результат ее непредсказуем.

Начиная со «Жмурок», Балабанов снимал свой личный сериал, разворачивающийся в продолжительном времени. Раз в два-три года он рассказывал, что думает о жизни и искусстве кино. «Жмурки», «Мне не больно» и «Груз-200» воспринимаются как сознательная режиссерская трилогия и как русский Апокалипсис нулевых. От Балабанова ждали высказываний о русской душе и ее современном состоянии точно так же, как от Ханеке или фон Триера - о душе европейского мира. Эти высказывания могли не нравиться и даже раздражать, но не признать, что это всегда была точная социокультурная диагностика, невозможно. Нарисованная им общая картина впечатляюща, серьезна, печальна и красива, это выдающаяся художественно-историческая меланхолия на развалинах советской империи и идеологии.

В последнем фильме режиссера, «Я тоже хочу», он поместил себя в ряды героев в финальных эпизодах: и он, заслуженный деятель искусств, тоже хотел счастья вне этой жестокой русской земли, сидя с дурацким интеллигентским портфельчиком в заснеженном поле у разрушенной церкви с яркими, чудом сохранившимися фресками. То, что он сам себя не пустил в непонятное (загробное или иное метафизическое) пространство, характеризует его как человека ответственного и совестливого: он не стал отделять себя от бандита, блудницы, пьяницы и музыканта, персонажей собственного Евангелия (Христа среди них не оказалось). Но не человеку, как известно, решать, куда попадет его душа после смерти. Для крупного художника, которым, без сомнения, является Алексей Балабанов, единственный надежный источник бессмертия - его работа.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.


Top