Метод коппелиуса и комплекс коппелии. Билеты в большой театр россии Балет марко спада в большом

Этот проект принадлежит худруку Балета Большого театра Сергею Филину. У него сохранились хорошие воспоминания от работы с французским хореографом еще в бытность танцовщиком - в паре с Ниной Ананиашвили Филин танцевал премьеру «Дочери фараона» в 2000 году. За прошедшие с того момента 13 лет Пьер Лакотт не раз возвращался в Большой для возобновления своего балета - благословлял новых исполнителей (в частности, Светлану Захарову, с которой был записан DVD «Дочери фараона»).

Вне стен Большого также шли в советское время и сейчас идут разные постановки Лакотта.

В 1979 году хореограф перенес на сцену Новосибирского театра «Сильфиду» - балет, через который за ним закрепилась слава знатока и реставратора старинной французской хореографии. В том же году он перенес «Бабочку» Марии Тальони и «Па де сис» из «Маркитантки» в Кировский театр, а в 1980 поставил «Натали, или Швейцарскую молочницу» в Московском театре классического балета под руководством Н. Касаткиной и В. Василёва для Екатерины Максимовой.

В 2006 прошла премьера балета «Ундина» в Мариинском театре, а в 2011 в МАМТе - «Сильфида». Знакомство российских зрителей со стилем хореографа происходило и во время гастролей (привозили и «Сильфиду», и «Пахиту»).

Прежде чем описывать балет «Марко Спада» П. Лакотта в Большом театре, стоит обозначить несколько примет авторского стиля этого французского хореографа.

Лакотт начинал в пятидесятые годы прошлого века как авангардист,

даже можно сказать как революционер, восставший против рутины Парижской оперы. Он хотел ставить сам, а приходилось танцевать в унылых балетах Сержа Лифаря , и Лакотт уволился из театра, вырвался на свободу.

Мы почти ничего не знаем о том, какими именно были его первые постановки. Однако недавно вниманию публики был представлен любопытный документальный фильм (спасибо арт-объединению CoolConnections, которое среди прочих кинопроектов также занимается трансляциями спектаклей Метрополитен-оперы, балетов Большого театра и др.) «Жизнь в балете: Пьер Лакотт и Гилен Тесмар» французского режиссера Марлен Ионеско.

В фильме присутствуют несколько сохранившихся фрагментов первых спектаклей Лакотта.

Как мы и предполагали, ставил юный Лакотт в той же манере, что и Лифарь, только гораздо скучнее, но дизайн и аранжировки действительно были ультрамодными. Понятно, что начинающий балетмейстер нащупывал свои пути, отталкиваясь от того, что он каждый день видел, и его коньком в будущем станет не создание нового хореографического языка, а что-то совсем другое.

Важно, что Лакотт показал свои балеты по телевидению - и «Ночь-волшебницу» на музыку короля джаза Сиднея Беше в 1954 и «Сильфиду» в 1971. Может он и не пользовался дублями ради того, чтобы прыжки артистов казались протяженнее, выше и красивее, а полеты сильфид над сценой более фантастическими, чем они обычно выглядят в театре, но сама идея некоторой «кинохимии» ему нравилась, и она пошла на пользу популяризации того направления, которое возглавил Лакотт. Потому что

после успеха «Сильфиды» он проснулся подлинным стражем балетной романтики XIX века.

Лакотт эту романтику, конечно же, придумал заново, опираясь на документы эпохи - книги, ноты, гравюры, письма и критические статьи, рассказы своих знаменитых балетных педагогов - Карлотты Замбелли, Любови Егоровой, Гюстава Рико, мадам Рузан, Матильды Кшесинской, а также «неоромантические» находки хореографов XX столетия - Фокина в «Шопениане», Баланчина в «Серенаде», Аштона в «Тщетной предосторожности» и даже Макмиллана в «Манон».

К каким-то утраченным балетам прошлого он находил авторские заметки на полях клавиров и скрипичных репетиторов, но

ни в одном случае речь не идет о полном воссоздании или реконструкции спектакля в первозданном виде.

Такими реконструкциями занимается Сергей Вихарев и Юрий Бурлака, но не Лакотт. Лакотт, если можно так сказать, сочиняет в XX-XXI веке балеты века XIX. И его главным достоинством, выгодно выделяющим среди других хореографов, которые тоже пытаются ставить в стиле XIX века, является умение талантливо ставить сами танцы, не копируя никого, кроме самого себя -

Лакотт, в какой-то степени, - Россини от танца.

Недостатки у его метода есть. Во-первых, хромает композиция - архитектура балетного спектакля. Если бы Лакотт ставил свой собственный спектакль, он бы строил в голове здание будущего балета, как делали все талантливые хореографы до него, но он ставит балеты прошлого, не являясь изначально их архитектором.

И второе, что теряется, если ты реконструируешь платоническим способом, это характеры персонажей. Хореограф XIX века предлагал артистам модель поведения на сцене в той или иной картине, а дальше они импровизировали.

А постановки Лакотта сходны с механическими куклами ученого Коппелиуса

Они снабжены прекрасной формой, оболочкой, механизмом, то есть танцами, но в них нет души (душа благополучно улетела вместе с последним вздохом тех исторических спектаклей, которые реанимирует хореограф).

Тем не менее, выпуская один старинный балет за другим - «Сильфиду», «Жизель», «Натали», «Коппелию», «Бабочку», - Лакотт составил уникальный банк данных, в который входят все возможные составные части романтического и постромантического балетного спектакля XIX века, в том числе типические костюмы (тип лифа, шопеновки, тюники, колета, головных уборов, цветовые сочетания) и декорации.

Когда он, набив руку, ставил «Марко Спаду» в Риме и Париже, «Озеро волшебниц» в Берлине, «Дочь фараона» в Большом и «Пахиту» в Париже, пазловая структура его фантазийных постановок стала еще больше чувствоваться, также как и стиль стал еще более авторским, выразительным, лакоттовским.

Но комплексом Коппелии страдают все до одной его работы. В них нет живых характеров.

Исторический «Марко Спада» - это один из трех заметных спектаклей французского хореографа Жозефа Мазилье. Остальные два мы тоже знаем - это «Пахита» и «Корсар», но они прошли через руки М. Петипа и стали частью другой балетной традиции.

Мазилье спешил уйти от сильфидного стиля хореографии Тальони. Он отказался от туманной северной мифологии и «пошел» на юг - Италия, Испания, Турция. Мысленные путешествия хореографов в эти средиземноморские регионы обогатили балет колоритными южными танцами, фантазийными ориентальными декорациями, любопытными костюмами и аксессуарами.

«Марко Спада» - не самый яркий пример ориентализации балетмейстерского стиля, действие балета происходит в Лациуме, где-то в окрестностях Рима. Но это Рим Пуссена и Лоррена, которые выдумали живописную Италию XVII века - страну романтических развалин, милых пастушек и разбойничьих банд, орудующих в лесах и городах.

Вписать в этот мифический южный пейзаж сюжет о благородном разбойнике Марко Спаде и его мужественной дочери Анжеле, которая не бросила отца, когда узнала, чем тот на самом деле занимается, а также две любовные интриги - Анжела - князь Федеричи и маркиза Сампьетри - капитан Пепинелли - было несложно.

Буржуазная парижская публика мечтала вырваться из конторской рутины и использовать театр как ковер-самолет в прекрасную и неведомую Италию.

Даниэль Обер сначала - в 1852 году - написал оперу «Марко Спада, или Дочь бандита», а потом - в 1857 - сделал аранжировку для одноименного балета, снабдив партитуру популярными в то время мелодиями из своих опер. Балет шел три сезона подряд, что в целом означало успех, но не помешало скоропостижно сгинуть в лету - такова была судьба 80 процентов оперно-балетной продукции того времени.

Лакотт принялся оживлять «Марко Спаду» в 1980 году с чистого листа

Свидетелями эпохи в его экзерсисах смогли выступить лишь несколько эскизов.

Естественно, первая постановка «Спады» в XX веке прошла в Римской Опере - где же еще мог пригодиться забытый сюжет о римском разбойнике.

Главным козырем Лакотта всегда была Гилен Тесмар - жена и муза,

без которой он не представлял своих постановок. Уникальная балерина - умная, думающая, переживающая, тонко чувствующая стиль. Все эти качества венчала гениальная балеринская форма Тесмар. Важно, что Гилен Тесмар была относительно высокой, с удлиненными формами, и мысль Лакотта работала в этом направлении - красота сочиненных им па раскрывалась в широком формате.

Они как-то обедали с Лакоттом в Нью-Йорке, делились творческими планами, и когда хореограф рассказал о грядущей премьере балета про разбойника, Нуреев воскликнул - «Да это же я». Ударили по рукам, Нуреев дал письменное обещание присутствовать на всех репетициях и сдержал свое слово.

Не получилось занять Карлу Фраччи, часто танцующую с Рудольфом, в роли соперницы Анжелы (Анжелой была Тесмар), поскольку муж Карлы хотел сам поставить для нее вариации. Это не устроило Лакотта, уже придумавшего все от начала до конца (в том числе декорации и костюмы). Когда Карла узнала, что участвует Нуреев, она отказалась от «вставных» вариаций, однако контракт с другой балериной уже был заключен.

Успех сопутствовал постановке и в Риме, и в Париже, куда Лакотт в 1984 перенес спектакль для тех же Нуреева и Тесмар.

Пострадала только запись, поскольку RAI транслировали один из последних спектаклей с участием Нуреева, и у танцовщика уже прогрессировала болезнь, он не демонстрировал лучшую форму. Тем не менее, это одна из знаковых записей с ним (была оцифрована и вышла на DVD).

Для Большого Лакотт сделал новую редакцию, хотя отличия заметны только глазу балетомана со стажем - пара новых вариаций и другая музыка в парадном па де де второго акта. Раньше Анжела и Марко танцевали на балу у губернатора на музыку Обера, которая известна благодаря концертному «Большому классическому па» Гзовского, сейчас Лакотт нашел для их танца другую музыку Обера.

Сила спектаклей Лакотта видна, когда заняты хорошие фактурные танцовщики, актерский фактор вторичен.

Большой театр нашел в своих недрах четырёх исполнителей заглавной роли, три из которых дошли до финала. Главным Марко стал Дэвид Холберг - американец шведского происхождения, окончивший школу при Парижской Опере и премьер АБТ по совместительству с Большим.

Он по определению подходит под формат танцовщика для балетов Лакотта, так как лучше наших владеет так называемой французской ножной техникой и французскими вращениями. В отличие от русских артистов, любящих паузы для актерства, Дэвид очень естественно чувствует себя в атмосфере беспрерывного танца. Также прекрасен он и в роли князя Пепинелли (в другом составе) - легкомысленного молодого человека, влюбленного то в Анжелу, то в маркизу, то снова в Анжелу. В составе первого дня премьеры с ним танцевали Евгения Образцова и Ольга Смирнова.

Участие Образцовой спектакль не украсило, так как партия Анжелы рассчитана на высокую балерину.

В какой-то момент две танцовщицы соревнуются (такие танцы соперниц были в истории балета середины XIX века любимым трюком хореографов) и выиграть должна Анжела, но не выигрывает. Выигрывает Смирнова-Сампьетри - из-за статности, красоты, более четкой прорисовки линий танца и неожиданного в вечно серьезной балерине чувства комического.

Образцова танцует образцово, но это не работает из-за фактурных недостатков. Она была симпатичная Ундина в Мариинке, но до бандитки не дотянула.

В их составе еще танцевал Игорь Цвирко в роли Пепинелли, и он же получил в третий день заглавную партию, но гармоничнее выглядел все же в роли капитана, а не Спады. Семен Чудин достойно дополнил квартет первого состава в роли Федеричи.

Он больше Холберга походил на Нуреева, но еще больше на Брэда Питта, если бы тот вздумал играть исторического бандита. Спасибо гримерам за изумительно созданные образы - получились совершенно разные типажи (Холберг, Овчаренко, Цвирко). Об этих тружениках тыла редко пишут, хотя нужно: гримеры в Большом - одни из лучших в мире.

Отличный получился спектакль, в котором сошлись Овчаренко-Спада и Холберг-Федеричи. Такая композиция получилась случайно - из-за болезни четвертого Спады - Владислава Лантратова.

В этом же составе блеснула Екатерина Крысанова в роли Анжелы.

Балеты Мазилье - одна из ее стихий. Вспомним искрометную Гюльнару в «Корсаре», когда балерина несется по диагонали, и мы почти слышим, будто она подзадоривает дирижера - «быстрей, быстрей». Ей очень идут всякие эксперименты с головными уборами: бандана бандитки из третьего акта на манер Крысановой - это последний писк моды. Третий акт Анжелы в стане разбойников - сплошной танцевальный триумф балерины. Загадка, конечно, почему не она танцевала в первом составе?

Андрей Меркурьев стал гармоничным Пепинелли (офицер, влюбленный в маркизу Сампьетри, за которого она в итоге выйдет замуж под давлением Марко Спады, очищающего дорогу для удачного брака своей приемной дочери Анжелы). Играя честно и прямолинейно, Андрей невольно выдал источник вдохновения Лакотта для этого образа. Поскольку Лакотт создает универсальный спектакль XIX века, он заимствует образы из разных балетов.

Пепинелли - это дальний родственник Алена из «Тщетной предосторожности».

Он и его смешной отряд маршируют прямиком из комического балета Доберваля-Аштона.

Работа дирижеров А. Богорада и А. Соловьева - на пять с плюсом.

Лакотт между тем надеется скоро снова появиться в Большом - у него есть идея поставить «Трех мушкетеров» и «Коппелию». Если он приедет, то сможет присмотреть и за «Марко Спадой», который, будучи балетом хрупким, без своего верного Коппелиуса долго не проживет.

Премьера "Марко Спада" в Большом театре - одно из главных событий сезона. Француз Пьер Лакотт когда-то ставил этот балет для Рудольфа Нуреева, а теперь создал новую его версию

Великий французский хореограф Пьер Лакотт вместе с балериной и педагогом Гилен Тесмар в эти выходные встретились с публикой и представили документальный фильм "Жизнь в балете". Эту картину, снятую французским режиссером Марлен Ионеско, в субботу показали в международном пресс-центре РИА Новости - на следующий день после премьеры балета "Марко Спада" в Большом театре. После фильма, в котором показаны самые яркие события из жизни французского хореографа и его жены и музы Гилен Тесмар, они оба ответили на вопросы зрителей. Мы записали все самое интересное.

О России
Россия в моем сердце всегда и навсегда. Это страна, которую я люблю и где хорошо себя чувствую. Я восхищаюсь русской энергией, интеллектуальностью, русскими композиторами, танцовщиками и просто людьми. Это страна, в которой есть душа. Глубокая страна. Она дает настоящие эмоции, несмотря на те трудности, с которыми ты здесь сталкиваешься. Россия становится словно наркотиком - ты уже не можешь без нее. Я работал здесь очень много и хочу работать еще.

О балете "Марко Спада"
Премьера - это всегда нечто особенное. И страх, и радость. "Марко Спада" - балет, который я особенно люблю. Это первый балет, который я полностью создал сам (от хореографии до костюмов и декораций) для Римской оперы. В нем танцевали Рудольф Нуреев и Гилен Тесмар.

Его нельзя было не сделать хорошо. Я полностью отдался постановке: совсем не спал, рисовал ночами, слушал красивую музыку Обера - ввязался в авантюру и пошел вперед с закрытыми глазами , а раскрыл их только в день премьеры.

Вчера я поступил примерно так же. Я был очень счастлив, что "Марко Спада" появился в Большом театре, с участием молодых артистов, которые полны таланта. С ними было чудесно работать. Хотя им, конечно, всегда было очень трудно со мной - я человек очень требовательный. Но когда я протягиваю им руку, они знают, что делаю я это с любовью.

Макет к спектаклю был потерян, но не мной, а скорее Римской оперой. Я ужасно беспокоился: в свои годы я уже не мог делать костюмов, у меня просто дрожат руки. А чтобы создать эти декорации, нужно было проделать колоссальный объем работы. Тогда мне в голову пришла идея сфотографировать тот фильм, который был снят в Римской опере, вырезать в нем каждый план и на основе этого воссоздать декорации. Благодаря таланту тех людей, которые работают в Большом театре, нам это удалось.

"Марко Спада" - это очень интересная, двойная роль. С одной стороны, это разбойник и бандит, с другой - аристократ, или человек, который, по крайней мере, мечтает быть им. Перед самой смертью, для того, чтобы его дочь Анжела могла выйти замуж за того, кого она любит, Марко Спада обманывает, заставляет всех поверить в то, что он не ее отец.

О величайших балеринах человечества

Во-первых, я видел далеко не всех. У меня подлинная страсть к Марии Тальони, потому что исторически она как наша Мадонна. После этого были еще великие балерины Фанни Эльслер, Черито, которые приезжали в Россию. Это период, о котором я слышал от моих педагогов - Карлотты Замбелли, Любови Егоровой.

Лейла Шихлинская. Она жила неподалеку от меня, и я встречался с ней практически каждый день. Такая была живая, умная женщина, а какие у нее проникновенные глаза!

Ольга Спесивцева. Мы встретились с ней один раз, когда были с Гилен в Америке, и провели вместе целый день. Спесивцева по-прежнему была красавицей. Однажды я говорил ей о замечательном педагоге Гюставе Рико и она мне сказала: "Он же был моим партнером в Парижской опере! Вы слишком молоды, вы, конечно, не можете помнить тот балет, который я обожала и в котором я танцевала, - "Праздничный вечер" в хореографии Лео Стаатса ." Но я ответил ей, что знаю. И музыку, и хореографию. Я напел ей мелодии из той вариации и показал несколько движений. Она обняла меня и сказала: "Это невероятно! Мы только пять минут назад познакомились, а теперь мы уже так близки, так близки, как в семье!"

О Сергее Филине

Сергей очень меня впечатлил, с первого дня. Глаза его смотрели с таким желанием - он еще не знал, будет роль или нет. Я устраивал просмотр, ходил по классам и хотел, чтобы Сергей попробовал сделать так называемые petit pas в аллегро. Сейчас, может быть, эти маленькие движения немного исчезают, но не полностью - есть балеты Баланчина, например, где по-прежнему нужно делать эти крохотные шаги.

Мы начали пробовать. Чем больше я смотрел на него, тем больше понимал, что именно Сергей должен танцевать премьеру. Когда я на что-то решаюсь, то задолго начинаю думать об этом. Я всегда исхожу из той логики, что важно для самого произведения. В се остальное - зависть и прочие моменты - я оставляю.

Сергей Филин для меня - это подлинное открытие, и каждый раз, когда я смотрю "Ночь фараона" в записи, то восхищаюсь его динамикой, чудесной энергией и всем тем, что он показывает в этом образе.

Сейчас я счастлив с ним встретиться вновь. Он очень много страдал и пережил, все это ("кислотная атака" - прим. ред.) очень несправедливо, но в нем есть такая щедрость, что он сам все простит и возвысится над любыми трудностями.

Именно Сергею пришла в голову идея пригласить меня поставить балет "Марко Спада". Когда я звонил ему в госпиталь, он говорил: "Пьер, я очень надеюсь, что сам смогу это увидеть." Это было так ужасно слышать. Но сейчас он здесь, и, я надеюсь, у него все будет хорошо.

*Сергей Филин исполнил партию Таора в балете "Дочь Фараона" Ц. Пуни в постановке Пьера Лакотта по Мариусу Петипа, став первым ее исполнителем в ГАБТе. Премьера состоялась в 2000 году. - прим. ред.

О балете, который мечтает поставить

В моем воображении, конечно, такой балет есть, но он еще не сделан. Я хочу рассказать историю про женщину, которая благодаря своей страсти становится каким-то уникальным существом. Есть простая женщина, у нее нет никаких амбиций, она совершенно не знает, к чему предназначена. Но потом испытывает шок, который заставляет ее стать сильной, защищать себя, идеалы своей жизни. В конце концов она начинает танцевать лучше всех на свете. Пока, конечно, эта история очень абстрактная.

О друзьях и воспоминаниях

Я хочу описать в книге не всю свою жизнь, но ряд воспоминаний. Истории встреч. Их преподносит судьба - она вдруг сталкивает вас с людьми, которыми вы восхищаетесь, которых любите. Сами вы, возможно, никогда бы с ними и не осмелились встретиться, но случай позволяет вам это сделать. И они становятся вам друзьями. Это просто чудо.

В моей жизни был шанс с подружиться с Эдит Пиаф, Шарлем Азнавуром, Жаном Ануем. И еще была встреча невероятная, с актрисой, которой я действительно восхищался. Я говорю о Вивьен Ли, которая была, наверное, самой замечательной Скарлетт О"Хара. Я часто смотрел, как она играла в театре в Лондоне, мы очень подружились.

О Рудольфе Нурееве

Когда я ставил "Марко Спада", Рудольф уже болел. Это правда. Однажды он подошел ко мне и произнес: я должен сказать тебе кое-что, что еще никому не говорил. Я думал, что он, наверное, сейчас поведает мне о своей болезни. Я посмотрел ему в глаза и спросил: "Рудольф, думаешь, правда нужно? Я тронут, но не будешь ли ты потом жалеть?" Он расхохотался и сказал: "Наверное, ты прав." Это была тайна, но я все знал.

Рудольф Нуреев так хотел танцевать "Марко Спада". Сначала я хотел поставить этот балет для Энтони Доуэлла и Гилен Тесмар, и Римская опера уже это подтвердила. Нуреев тогда танцевал в Нью-Йорке вместе с Гилен в моей вариации "Зильфиды". Однажды вечером он подошел ко мне и сказал: "Хочу пригласить тебя в маленький индийский ресторанчик". Мы пошли туда, у него было прекрасное настроение, и он спросил меня, что я собираюсь делать дальше. Я ответил, что ставлю "Марко Спада" в Римской опере. Нуреев спросил, что это за балет, и я все ему рассказал.

Великолепный балет в трех актах, прекрасная музыка Обера... Потом я обрисовал Рудольфу сюжет и увидел, как у него раскрылись глаза. В какой-то момент Нуреев впал едва ли не в гнев:

Это же для меня роль! Для меня! Почему ты меня не просишь станцевать ее?

Она и правда для тебя. Но тебя никогда нет на месте. Сегодня ты в Лондоне, завтра в Австралии. Как я могу ставить новый балет для того, кого никогда нет?

А если я тебе пообещаю, что там буду? Целый месяц буду с тобой, даже полтора месяца, если хочешь.

Тогда другое дело. Но я хочу быть уверен.

Мы были в ресторане, и на столе лежала бумажка. Рудольф Нуреев написал на ней: "Я обещаю быть с Пьером Лакоттом в течение месяца, чтобы работать над балетом "Марко Спада". Я сказал: "Ладно. Позвоним в Римскую оперу."

Балет "Марко Спада" в постановке Пьера Лакотта можно увидеть в Большом театре с 8 по 16 ноября.

Реставрация балета Мазилье Пьером Лакоттом, который оставил тот же сюжет и музыку, но увеличил количество танцев.

Жозефа Мазилье, что в 1857 году поставил в Париже балет «Марко Спада», на самом деле звали Джулио Мазарини. Но и в середине XIX века было как-то странно существовать на сцене, будучи полным тезкой знаменитого кардинала (помните, у Дюма в «Двадцать лет спустя»?) из века XVII. Поэтому хореограф вовремя имя поменял — и избежал опасных шуточек. Мазилье был невысок ростом и не слишком силен как классический танцовщик — зато прославился как хороший актер, умеющий в бессловесном театре передать все изгибы сюжета пантомимой.

Хореографы, как известно, делятся на два типа: одни сочиняют главные роли как бы для себя, представляя себя любимого на сцене, другие — для некоего идеального танцовщика; Мазилье принадлежал к первому типу. Поэтому в «Марко Спада» главным героем стал не изящный джентльмен, а суровый разбойник, который не обязан изъясняться галантными па. и поэтому там было много пантомимы — в балете с удовольствием играли и «разговаривали» руками. «Спада» в XIX веке шел с успехом, но потом исчез из парижского репертуара — век был богат на шедевры, ими разбрасывались.

В 1981 году хореограф-реставратор , вернувший к жизни дюжину старинных балетов (в Большом идет его , в Музыкальном — ), решил воскресить «Спада» в Ла Скала — тем более что идеальный разбойник был у него под рукой: возглавить сценическую шайку захотел . Пантомимы стало меньше, а танцев значительно больше, причем они стали виртуозными — великий не любил просто ходить по сцене.

Теперь делает новую редакцию балета для Большого театра. Сюжет остается прежним: разбойник, его дочь, что не знает о занятиях отца, юный красавчик, в которого она влюбляется, подвиги неуловимых (и буйно пляшущих) бандитов и возвышенный финал, где папа приносит себя в жертву счастью дочери. Та же и музыка Даниэля Обера — певучая и удобная для танцев.

А вот количество собственно танцев обещает увеличить — теперь нас ожидают три акта балетных приключений.

Действие I

Картина 1
Собравшиеся по случаю свадьбы деревенские жители жалуются Губернатору Рима на бесчинства некоего Марко Спады. Селяне никогда его не видели, но передают друг другу слухи о кражах, которые он совершает в округе. В деревню входит драгунский полк. Командир полка граф Пепинелли не может устоять перед чарами маркизы Сампьетри, дочери Губернатора. Увы, она помолвлена с князем Федеричи... Воспользовавшись всеобщим замешательством, неузнанный в толпе Марко Спада, облегчает карманы зевак. Жители в панике! Начавшийся дождь разгоняет толпу. На площади остался один только брат Борромео, у которого бандит ловко вытащил все собранные пожертвования.

Картина 2
Маркиза, Губернатор и граф Пепинелли, заблудившиеся на горной прогулке, не догадываются, что нашли пристанище в доме Марко Спады. Анжеле, дочери бандита тоже ничего не известно о разбойных делах отца. Подельники Спады, решив, что в доме никого нет, стремительно заполняют комнату, но затем так же внезапно исчезают. Пепинелли, присутствовавший при этой сцене, предупреждает Спаду, что на его дом напали воры. Драгуны занимают оборонительные позиции. Вновь отворились створки подпола, сдвинулись со своих мест картины на стене — но лишь для того, чтобы перед удивленными гостями таинственным образом появился празднично убранный стол и обольстительные красавицы!

Действие II

Марко Спада и Анжела приглашены на бал у к Губернатору. В тот самый момент, когда Федеричи хочет попросить у Спады руки его дочери, появляется брат Борромео, жалуясь всем на преступника, жертвой которого он стал недавно. Борромео говорит, что сумеет опознать вора. Спада, опасаясь разоблачения, предпочитает скрыться, но Борромео успел разглядеть его. Анжела обо всем догадывается, она потрясена и отказывает князю Федеричи. Князь в досаде сообщает собравшимся о своей скорой женитьбе на Маркизе, что, в свою очередь, не может не расстроить Пепинелли.

Действие III

Картина 1
Пепинелли в последний раз решает признаться Маркизе в любви, но она выходит к нему в подвенечном платье, она уже сделала свой выбор. Внезапно со всех сторон появляются бандиты и похищают и девушку, и графа.

Картина 2
В окружении своих подельников Марко Спада с удивлением встречает Анжелу, одетую так же, как и бандиты. «На жизнь или на смерть! Я принимаю мою судьбу и хочу жить с вами...» Борромео, против своей воли, вынужден обвенчать Маркизу и Пепинелли. Вдали слышится шум приближающегося полка, бандиты предпочитают спрятаться в пещере, схватив по дороге Федеричи и Губернатора, оказавшихся на их пути, но Анжела спасает обоих. Неподалеку раздаются выстрелы. Марко Спада смертельно ранен. Он возвращается, с трудом держась на ногах. Перед смертью он обращается к ошеломленным солдатам и сообщает, что Анжела - не его дочь. Эта ложь спасает Анжелу от ареста и позволяет князю Федеричи взять ее в жены.

Распечатать

"Марко Спада" - б алет в 3-х действиях на музыку Даниэля Франсуа Эспри Обера

В 1857 году Обер переработал оперу "Марко Спада или дочь бандита", написанную в 1852 году, в балет. Автором либретто выступил Эжен Скриб, который до этого написал либретто к одноименной опере.

АКТ 1

Картина 1. Деревня под Римом

Губернатор Рима и его дочь - маркиза Сампитри - присутствуют на свадьбе молодых крестьян. Вся деревня пользуется случаем, чтобы пожаловаться губернатору на кражи, которые совершил Марко Спада. Никто никогда не видел Марко Спада. Никто не может толком описать его. Он с легкостью может затеряться в толпе. А, может, группа бандитов прикрывается под его именем? Приезжает отряд для борьбы с разбойниками под командованием графа Пепинелли. Граф заявляет о своих чувствах к Маркизе. Но она не разделяет их, да и ее отец (губернатор) хочет выдать ее замуж за князя Федеричи.

Появляется Марко Спада со своими сообщниками и начинает с насмешкой читать обвинительные приговоры самому себе, расклеенные по стенам домов. Князь Федеричи успокаивает всех: "Я вооружен". - "Я тоже", - парирует Марко Спада в ответ и продолжает насмехаться. Тем временем брат Борромео собирает пожертвования, якобы на благо прихода. Для Марко Спада это является соблазном, и демонстрируя ловкость рук, он начинает грабить народ, следуя примеру монаха. Крестьяне понимают, что их ограбили. Все пребывают в полной растерянности. Внезапно разражается сильная буря. Губернатор с дочерью ищут место, чтобы укрыться, прежде чем начнется дождь. Брат Борромео остается один. Марко Спада возвращается и обворовывает его, оставляя на память листок, где пишет свое имя: МАРКО СПАДА.

Картина 2. Замок Марко Спада

Губернатор, его дочь и граф Пепинелли заблудились в горах и вышли к замку Марко Спада. Их обнаруживает дочь Спады Анжела (не знающая, чем на самом деле занимается ее отец) и предлагает им комнаты, в которых они могли бы переночевать. Устроив гостей, Анжела открывает окно и слышит звуки гитары, которые раздаются с улицы. Она ловит взгляд Федеричи, который часто пробирается по ночам под ее окна и поет серенады. Анжела не хочет его впускать, но тот настаивает. "Если мой отец узнает, он убьет тебя!" - кричит ему Анжела, на что князь отвечает: "Мне плевать! Пускай твой отец приходит, я хочу встретиться с ним, поговорить, чтобы жениться на тебе!" Вдали слышен стук копыт. "Уходи!"- говорит Анжела и влюбленный неохотно подчиняется. Марко Спада входит в замок через потайную дверь, чтобы дочь его не заметила. На нем элегантный костюм - та одежда, в которой Анжела привыкла видеть своего отца. Огромным сюрпризом становится для него новость о том, кто остановился на ночь в его доме. Его правая рука - дворецкий Геронио, предлагает Спада убить нежданных гостей, на что Марко отвечает отказом - ведь в доме находится его любимая дочь Анжела, и он не хочет, чтобы она об этом узнала. "Позже"- говорит он.

Губернатор благодарит Спада за гостеприимство и знакомит его со своей дочерью и Пепинелли. Он приглашает его с дочерью на прием в своем доме в Риме. Марко Спада отнекивается, но Анжела настаивает, и он дает согласие, принимая во внимание, что теперь Анжелу придеться учить танцевать. Маркиза берется научить ее. Анжела быстро учится. Марко с куражом включается в танец, затем предлагает гостям осмотреть замок.

Пепинелли остается один. Геронио, думая что комната пуста, подает сигнал своим сообщникам. Пепинелли в ужасе прячется за гобеленом, мечтая не попасться на глаза разбойникам. Так же быстро как и появляются, разбойники исчезают через потайные ходы. Появляются солдаты. Пепинелли выбирается из укромного угла, подбегает к окну и призывает их войти. Входит Марко Спада с гостями. Пепинелли пытается рассказать о том, что видел. Утверждает, что дом кишит разбойниками. Но так как он не может пояснить, куда они подевались, губернатор и солдаты не верят ему. Действие заканчивается тем, что над Пепинелли все потешаются, удивляясь его буйной фантазии.

АКТ 2

Картина 1. Дом губернатора

Все готово для великолепного бала. Прибыли Марко Спада с дочерью. Князь Федеричи приветствует их. Отец спрашивает Анжелу кто этот господин. "Он тот, кто хочет на мне жениться", - отвечает Анжела. "В каком страшном сне тебе приснилось, что ты можешь жениться на моей дочери?" - парирует Марко. Отец танцует с дочерью, а Федеричи тем временем готовит речь, чтобы попросить руки Анжелы у ее отца официально. Внезапно входит брат Борромео и начинает рассказывать, как его ограбили, указывая на Марко Спада и утверждая, что точно признал своего грабителя. Марко бледнеет и тянет свою дочь к выходу, но толпа отрезает им пути к отступлению. Наконец зал пустеет. Федеричи смотрит на Анжелу, а Спада все склоняет дочь к бегству. Борромео демонстрирует тот лист бумаги, который вручил ему Марко, когда ограбил - с собственным именем. Спада сзывает своих сообщников, которые схватили и утащили монаха. Анжела понимает, кто ее отец, и отказывается от брака с Федеричи. Тот в отчаянии объявляет гостям о своей помолвке с Маркизой. Пепинелли в шоке от этой новости. Спада уводит рыдающую дочь...

Картина 2. Спальня Маркизы

Пепинелли пытается убедить Маркизу в своей любви. Но она и слушать не хочет, и говорит, что готовится к свадьбе с Федеричи. Внезапно в комнату врываются разбойники. Маркиза с Пепинелли не успевают спрятаться, и разбойники уводят их с собой.

АКТ 3

В лесу на рассвете. В разбойничьей обители сидит Марко Спада и размышляет о своей дочери, пока все в округе пляшут, чтобы его развлечь. Внезапно появляется Анжела в странном наряде и заявляет, что тоже хочет стать разбойницей. Отец отговаривает ее. Толпа подзадоривает Анжелу криками поддержки. Наконец отец, пораженный ее храбростью, обнимает дочь. Появляется Герронио, он тащит Маркизу и Пепинелли. Их заставляют пожениться. Приближается толпа крестьян и разбойники прячутся в укрытие. Входит Федеричи. Он ищет исчезнувшую Анжелу. Разбойники нападают на него в надежде поживиться, но Анжела набрасывается на них с криками, что не позволит это сделать. А если они будут стрелять, то она умрет вместе с Федеричи. Разбойники опускают ружья. Федеричи спрашивает ее, почему она так странно одета и что здесь делает, на что Анжела рекомендует ему поменьше болтать и поскорее бежать отсюда. Федеричи соглашается бежать только с нею вместе.

Раздается шум, разбойники преследуют солдат. В Марко Спада стреляют. Он ранен. Дочь бросается к нему, но он уверяет, что все в порядке. Маркиза сообщает своему отцу, что вышла замуж за Пепинелли. Марко Спада поворачивается к Федеричи и заявляет всем присутствующим: " Я - МАРКО СПАДА, но Анжела не моя дочь. Она из знатной римской фамилии. Пусть выходит замуж за человека, которого любит". Затем он падает на руки Анжеле и умирает. Она с благоговением смотрит на человека, которого считала своим отцом, и благодарит его за последнюю волю, которой он соединил ее с любимым.


Top