Бенджамин бриттен музыкальные произведения. Эдвард бенджамин бриттен

Английский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный общественный деятель, родился 22 ноября 1913 в Лоустофте (графство Саффолк). Начал сочинять в возрасте 4 лет, обучался игре на фортепиано с семи лет, на альте – с десяти. К 14-летнему возрасту имел в своем портфеле более ста опусов. С 1927 года брал частные уроки музыки у Фрэнка Бриджа, затем в 1929-1933 годах занимался в Королевском музыкальном колледже у Джона Айрленда (композиция) и Артура Бенджамина (фортепьяно); от планов обучения в Вене под руководством Альбана Берга отказался под давлением семьи и преподавателей колледжа.

Уже ранние произведения Бриттена - «Гимн Деве»(1930), хоральные вариации «Младенец родился» (1934) - привлекли определённое внимание музыкальной общественности. В 1935-1942 Бриттен много сотрудничал с поэтом Уистеном Хью Оденом: плодом этого сотрудничества стал ряд вокальных циклов на стихи Одена, в том числе «Наши отцы, охотившиеся на холмах», музыкальный радикализм которого сопоставим с политической заострённостью текстов, и первая опера Бриттена на либретто Одена «Пол Баньян» (1941), созданная после переезда обоих в США. В 1936 г. началось сотрудничество Бриттена с певцом Питером Пирсом, ставшим и спутником жизни композитора.

В 1930-е годы Бриттен пишет много музыки для театра и кино. Наряду с этим особое внимание уделяется камерным вокальным жанрам, где постепенно созревает стиль будущих опер. Тематика, колорит, выбор текстов исключительно разнообразны. Оперы Бриттена демонстрируют тонкое проникновение их автора в человеческую психику. Каждое произведение наделено индивидуальными чертами, которые сказываются в своеобразии замысла, его несхожести с предшествующими работами, в самобытности «сценической формы» спектакля, особенностях стилистических истоков музыки. Бриттен серьезно изучает народную музыку, обрабатывает английские, шотландские, французские песни. В 1939 году, в начале войны, Бриттен уезжает в США, где входит в круг передовой творческой интеллигенции. Как отклик на трагические события, развернувшиеся на Европейском континенте, возникла кантата «Баллада героев» (1939), посвященная борцам против фашизма в Испании. В мужественной, как из звонкой бронзы вычеканенной мелодии звучали стихи Одена и Суинглера, воспевая бойцов Интернациональной бригады, погибших в боях за республиканскую Испанию. В 1940 году появляется его трагическая «Траурная симфония», написанная после смерти его родителей.

После возвращения Бриттена и Пирса из США в 1942 г. композитор в наибольшей степени посвятил себя опере: «Питер Граймз» (1945, по Джорджу Краббу) и «Поворот винта» (1954, по мотивам одноимённой новеллы Генри Джемса) заложили основу новой английской оперы и, в целом, были приняты публикой с воодушевлением, однако сопротивление части британского музыкального истеблишмента бриттеновским новациям подтолкнуло композитора к созданию собственной Английской оперной группы (1947), ставившей преимущественно произведения английских композиторов и гастролировавших с ними по всему миру, в том числе и в Советском Союзе (1964). В 1948 г. Бриттен также основал музыкальный фестиваль в Олдборо.

В 1957 г. заметное влияние на творчество Бриттена оказала азиатская музыка, с которой он познакомился в ходе совместного с Пирсом восточного турне (Бриттен выступал как аккомпаниатор). Это влияние особенно сказалось в балете «Принц пагод» (1957).

В 1960-е гг. Бриттен вновь обратился к церковной музыке, создавая, в частности, трилогию музыкально-драматических сочинений на грани оперы и оратории под общим названием «Притчи для церковного исполнения» ; третья из них, «Блудный сын» (1968), посвящена Дмитрию Шостаковичу, в свою очередь посвятившему Бриттену Четырнадцатую симфонию. Особый успех выпал на долю Военного Реквиема(1962), написанного Бриттеном для церемонии освящения кафедрального собора в полностью разрушенном германскими бомбардировками городе Ковентри.

В 1970-е гг. к Бриттену пришло безоговорочное всемирное признание. В 1974 году он стал первым лауреатом мировой музыкальной премии Эрнста Сименса. В 1976, за несколько месяцев до смерти, получил титул барона Бриттена из Олдборо.

На протяжении всех лет сохраняется многожанровая природа творчества композитора. Бриттен широко известен не только как композитор, но как музыкант-просветитель. Подобно Прокофьеву и Орфу, он создает много музыки для детей и юношества. В его музыкальном спектакле «Давайте делать оперу» (1948) зрители непосредственно участвуют в процессе исполнения. Бриттен часто выступал как пианист и дирижер, гастролируя в разных странах. Он неоднократно бывал в СССР (1963, 1964, 1971). Результатом одной из поездок в Россию стал цикл песен на слова А. Пушкина (1965) и Третья виолончельная сюита (1971), в которой используются русские народные мелодии. Ни в ранние годы, ни на более поздних этапах своей творческой эволюции Бриттен не ставил перед собой задач первооткрывателя новых технических приемов композиции или теоретических обоснований своего индивидуального стиля. Возродив английскую оперу, Бриттен стал одним из крупнейших новаторов этого жанра в двадцатом веке.

Сочинения с участием хора:

Кантаты: Баллада героев(1939)Дитя нам родилось (1933), Гимн св. Цецилии (1942), Венок колядок (1942), Св. Николай (1948), Кантата милосердия

Оперы : «Пол Баньян» (1941) «Питер Граймз» (1945),«Поругание Лукреции» (1946),«Альберт Херринг» (1947),«Глориана» (1953),«Поворот винта» (1954),«Сон в летнюю ночь» (1960),переработка балладной комической «Оперы нищих» Дж. Гея и Иоганна Кристофа Пепуша(1948), для детей,«Ноев ковчег» (1958), для детей, «Билли Бадд» (1951) камерная опера «Река Кэрлуо» (1964), трилогия «Притчи для церковного исполнения» ,3я из неё - опера «Блудный сын» (1968), посвященная Шостаковичу, «Смерть в Венеции» (1973)

Короткая месса ре мажор,«Гимн Деве»(1930), хоральные вариации «Младенец родился» (1934), «Золотая тщета» (The Golden Vanity) (1966), водевиль для хора мальчиков и фортепиано на текст старой английской баллады, op. 78; вокальный цикл на стихи Одена «Наши отцы, охотившиеся на холмах», муз.спектакль «Давайте ставить оперу» (1949), цикл песен на слова А. Пушкина (1965).

оратория «Военный реквием» (1962)

Музыкально-теоретический анализ

Хор Agnus Dei - номер 4 из Короткой мессы ре мажор,написанной на латинский текст мессы католического обряда. Посвящение: `For George Malcolm and the boys of Westminster Cathedral Choir` праздничных Рождественских богослужений) из «Liber usualis».

Ме́сса (итал. messa , от лат. missa ) - основная литургическая служба в латинском обряде Католической Церкви.

В классической мессе 5 номеров:

1 Kyrie («Господи,помилуй»)

2 Gloria («Слава»)

3 Credo («Верую»)

4 Sanctus («Свят»)

5 Agnus Dei («Агнец Божий»)

В мессе Бриттена 4 номера: 1 Kyrie 2 Gloria 3 Sanctus-Benedictus 4 Agnus Dei

Agnus Dei qui tollis peccata mundi, miserere nobis, dona nobis pacem - "Агнец божий, ты, грех мира на себя принявший, помилуй нас,даруй нам мир."

Agnus Dei, или Агнец Божий - одно из символических имен Иисуса. Христос, подобно агнцу, отдал себя на заклание. Образ восходит к широко распространенному в пастушеских культурах обряду приносить первого ягненка, родившегося в стаде, в жертву богам. Агнец - символ кротости, непротивления, невинности и смирения.

Именно такой образ и заложен в этом хоре – кроткий,смиренный,невинный.

Форма – строфическая.Это 3 строфы,где 3я расширена за счёт имитационного развития.

Тональный план не устойчив,что характерно для музыки 20 века.Основная тональность – ре минор.Присутствует много случайных знаков.Появляясь в мелодии они приводят к новой тональности.Каждая музыкальная фраза в хоре – отклонение.

g-moll

e-moll

cis-moll mm

a-moll

fis-moll

Но встречаются и проходящие хроматизмы:

Остиннатность сопровождения придаёт монотонность.Этот ход d-f-a-c-es звучит на протяжении всего хора.

Склад письма-гамофонно-гармонический с элементами имитационной полифонии,встречающейся в 3й строфе.

В 1и 2й строфах хор звучит в основном в унисон,расходясь на самостоятельные партии лишь в последней фразе «Miserere nobis»

Это в совокупности со звучанием высоких детских голосов мальчиков создаёт необходимый образ - легкий, невинный, прозрачный.

В 3й же строфе фраза «Даруй нам мир» сначала звучит как несмелая просьба на pp,

а потом благодаря имитационному способу развития, динамическому развитию,расширению фактуры, усилению динамики до ff,мощному звучанию это становится больше похоже на требование,

которое всё же сводится к прозрачному звучанию t64.

Кульминация в хоре заключена именно в этой 3й строфе.

Вокально-хоровой анализ

Тип хора – детский.

Диапазон хоровых партий:

I: c 1.o. – f 2.o.

II: c 1.o. – f 2.o.

III: a м.о. – f 2.о.

Общий диапазон хора: a м.о. – f 2.о.

Композитор использует в этом хоре только высокие мальчишеские голоса – дисканты. Очевидно для создания необходимого образа агнца – смиренного, кроткого, невинного.

Здесь следует применить пофразовое дыхание, так как каждая фраза отделяется от последующей паузой.

Но при этом не терять единства строфы «Agnus dei, quitolis peccata, peccata mundi, miserere nobis».

Стоит обратить пристальное внимание на смену штрихов: legato и staccato.

Важно также чёткое произношение латинского текста.

В целом исполнение должно быть строгим, собранным, соответствующим характеру, тексту и жанру.

Московский Государственный Университет Культуры и Искусств

Аннотация хора « Agnus dei »

Из «Короткой мессы in D »

Музыка: Б.Бриттена

Выполнила студентка гр. 345

Гаврилина Светлана

Преподаватель: Беляева Т.П

Английский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный общественный деятель, родился 22 ноября 1913 в Лоустофте (графство Саффолк). Начал сочинять в возрасте 4 лет, обучался игре на фортепиано с семи лет, на альте – с десяти. К 14-летнему возрасту имел в своем портфеле более ста опусов. Среди учителей Бритенна – Ф.Бридж, Дж.Айрленд и А.Бенджамин; у двух последних он занимался в лондонском Королевском музыкальном колледже (1930–1933).

Характер дарования Бриттена определил преобладание в его творчестве вокальных жанров. Ряд лучших страниц его музыки написаны для голоса с оркестром, например, Озарения (Les Illuminations, 1939); Серенада (Serenada, 1943); Ноктюрн, Nocturne, 1958) и для голоса с фортепиано Семь сонетов Микеланджело (Seven Sonnets of Michelangelo, 1940); Духовные сонеты Джона Донна (The Holy Sonnets of John Donne, 1945); Зимние слова по Т.Харди (Winter Words, 1953); Шесть фрагментов из Гёльдерлина (Six Hlderlin Fragments, 1958). Среди многочисленных сочинений жанра кантаты выделяются – Дитя нам родилось (A boy was born, 1933), Гимн св. Цецилии (Hymn to St.Cecilia, 1942), Венок колядок (The ceremony of carols, 1942), Св. Николай (Saint Nicolas, 1948), Кантата милосердия (Cantata misericordium, 1963). В широко известном монументальном Военном реквиеме (War Requiem), где стихи погибшего в Первую мировую войну английского поэта У.Оуэна перемежаются с текстами католической заупокойной мессы, музыка раскрывает тему бессмысленности всех войн.

Оперы Бриттена демонстрируют тонкое проникновение их автора в человеческую психику. Питер Граймс (Peter Grimes) по поэме Дж.Крабба Местечко (The Borough) был написан по заказу Фонда Сергея Кусевицкого и сразу после премьеры, прошедшей в Лондоне в 1945, принес композитору громкий успех. Две другие большие оперы Бриттена, Билли Бадд (Billy Budd, 1951) по новелле Мелвилла и Глориана (Gloriana, 1953), которая сочинялась специально к коронации Елизаветы II, не приобрели столь же широкой известности. Зато камерные оперы Бриттена, созданные для руководимой им Английской оперной труппы (English Opera Group), свидетельствуют об исключительном мастерстве их автора: это Поругание Лукреции (The Rape of Lucretia, 1946), Альберт Херринг (Albert Herring, 1947), Давайте создадим оперу! (Let us Make an Opera, 1949) и Поворот винта (The Turn of the Screw, 1954). Можно также упомянуть Ноев ковчег (Noye’s Fludde, 1958) – детскую оперу-мистерию на текст Честерского средневекового миракля и трехактный балет Принц пагод (The Prince of Pagodas, 1957). В 1960 появилась очень удачная опера Сон в летнюю ночь (партитура для оркестра среднего состава). Три оперы-притчи предназначены для церковного исполнения: Река Кёрлю (Curlew River, 1964), Пещное действо (The Burning Fiery Furnace, 1966) и Блудный сын (The Prodigal Son, 1968). В 1973 состоялась премьера последней оперы Бриттена – Смерть в Венеции (Death in Venice) по Т. Манну.

Среди оркестровых сочинений Бриттена – Простая симфония (Simple Symphony, 1934) для струнного оркестра, Симфония-реквием (Sinfonia da Requiem, 1940), Весенняя симфония (Spring Symphony, 1949) для солистов, хора и большого оркестра, Симфония для виолончели с оркестром (1964). Бриттен превосходно владел формой вариаций: в этом жанре написаны два замечательных сочинения – Вариации на тему Фрэнка Бриджа для струнного оркестра (1937) и Путеводитель по оркестру для юношества (The Young Person’s Guide to the Orchestra, 1946), Путеводитель состоит из вариаций и фуги на тему Пёрселла. На музыку упомянутых вариационных циклов ставились балеты. В наследии Бриттена имеются концерты для фортепиано (1938) и скрипки (1939) с оркестром; среди камерно-инструментальных жанров – два струнных квартета (1941 и 1945). Бриттен стал Кавалером ордена кавалеров почета (1953) и пэром (1976). Умер Бриттен в Олдборо 4 декабря 1976.

Эдвард Бенджамин Бриттен, барон Бриттен (англ. Edward Benjamin Britten; 22 ноября 1913, Лоустофт, графство Саффолк - 4 декабря 1976, Олдборо) - британский композитор, дирижёр и пианист.

Бриттен родился в графстве Саффолк. Он получил начальное музыкальное образование там. Позже отправился учиться в Королевский музыкальный колледж. Его учили такие музыканты, как Дж. Арлейнд, А. Бенджамин. Первым произведением Бриттена стала «Простая симфония». В ней сочетались юность композитора и его профессиональный талант. Бриттен очень хорошо играл на фортепиано. Одновременно напомнила всем, что он композитор. Никогда Бриттен не ставил перед собой грандиозные цели и задачи. Прежде всего, он доверял интуиции, фантазии и сердцу.

Бриттен терпеть не мог авангардизм. В тридцатые годы он писал музыку для театра, кино и радио. Бриттен признавался, что работал быстро, всегда и при любых обстоятельствах. Он написал около двадцати трех музыкальных произведений для фильмов. Они очень полюбились зрителям, а также были хорошо восприняты критиками. Давало о себе знать и то, что Бриттен формировался как творец в Англии. То есть в национальной среде. Он написал песенно-симфонический цикл «Наши предки – охотники». Его Бриттен написал в 1936 году. Композиция до сих пор считается острой исторической сатирой на английское дворянство.

Известность по всему миру Бенджамину принесли «Вариации на тему Фрэнка Бриджа». Композиция написана в 1937 году. Она посвящалась первому учителю Бриттена. Он еще написал несколько Вариаций: «Адажио», «Романс», «Марш», «Венский вальс», «Финал с фугой», «Траурный марш», «Итальянская партия» и другие. Кроме увлечения инструментальной музыкой, Бриттен был хорошо знаком и с другими жанрами. Он неоднократно выступал на фестивалях современной музыки в Италии, Швейцарии, Испании. Его по достоинству оценили в этих странах, равно как и в других.

Бриттен переехал на три года в Америку. Он написал там «Семь сонетов Микеланджело» для фортепиано и голоса. Бриттен не без труда нашел исполнителей для этого произведения. Этим человеком был Питер Пирс. Встреча композитора и певца породило творческое сотрудничество, которое было долгим и плодотворным. Благодаря Пирсу в Бриттена появился интерес к вокальной музыке. Бриттен начал работать с жанром – опера. Первое произведение называлось №Питер Граймс». Оно было написано по мотивам поэмы «Городок». Бенджамин возвращался из Америки в Англию и так увлекся этой поэмой, что по приезду начал серьезно работать над произведением.

Оперу он закончил в 1945 году. Именно она принесла славу композитору и раскрыла его талант как драматурга. После премьеры оперу ставили во всех известных театрах. Она даже попала в СССР. Еще одна опера «Поругание Лукреции» была написана в 1946 году. Античный сюжет был основой сего творения. Третьей оперой Бриттена стала «Альберт Херринг». Эта опера кардинально отличалась от двух предыдущих. Опера была чем-то похожа на итальянские и комические оперы. Бриттен всегда увлекался фольклором. Он аранжировал английские народные песни. Однажды Бриттен проявил себя как писатель. Он издал книгу «Чудесный мир музыки». Она популяризировала оперную музыку и была ориентирована на молодых читателей.

Одним из самых значительных произведений Бриттена стал Военный реквием. Его исполнили впервые в Англии в 1962 году. Успех был настолько оглушительным, что реквием разошелся за пару месяцев тиражом в 200 тысяч пластинок. Его исполняли почти во всех странах мира. Коллеги из СССР посвятили Бриттену свою Четырнадцатую симфонию. Скончался английский композитор в 1976 году.

британский композитор, дирижёр и пианист

Краткая биография

Эдвард Бенджамин Бриттен, 1-й барон Бриттен из Олдборо (англ. Edward Benjamin Britten, Baron Britten; 22 ноября 1913, Лоустофт, Саффолк - 4 декабря 1976, Олдборо, Саффолк) - британский композитор, дирижёр и пианист.

С 1927 года брал частные уроки музыки у Фрэнка Бриджа, затем в 1929-1933 годах занимался в Королевском музыкальном колледже у Джона Айрленда (композиция) и Артура Бенджамина (фортепьяно); от планов обучения в Вене под руководством Альбана Берга отказался под давлением семьи и преподавателей колледжа.

Уже ранние произведения Бриттена - «Гимн Деве» (англ. A Hymn to the Virgin; 1930), хоральные вариации «Младенец родился» (англ. A Boy was Born; 1934) - привлекли определённое внимание музыкальной общественности.

В 1935-1942 Бриттен много сотрудничал с поэтом Уистеном Хью Оденом: плодом этого сотрудничества стал ряд вокальных циклов на стихи Одена, в том числе «Наши отцы, охотившиеся на холмах» (англ. Our Hunting Fathers), музыкальный радикализм которого сопоставим с политической заострённостью текстов, и первая опера Бриттена на либретто Одена «Пол Баньян» (англ. Paul Bunyan; 1941), созданная после переезда обоих в США.

В 1936 г. началось сотрудничество Бриттена с певцом Питером Пирсом, ставшим спутником жизни композитора.

После возвращения Бриттена и Пирса из США в 1942 г. композитор в наибольшей степени посвятил себя опере: «Питер Граймз» (англ. Peter Grimes; 1945, по Джорджу Краббу) и «Поворот винта» (The Turn of the Screw; 1954, по мотивам одноимённой новеллы Генри Джеймса) заложили основу новой английской оперы и, в целом, были приняты публикой с воодушевлением, однако сопротивление части британского музыкального истеблишмента бриттеновским новациям подтолкнуло композитора к созданию собственной Английской оперной группы (1947), ставившей преимущественно произведения английских композиторов и гастролировавших с ними по всему миру, в том числе и в Советском Союзе (1964).

В 1948 г. Бриттен основал музыкальный фестиваль в Олдборо.

В 1957 г. заметное влияние на творчество Бриттена оказала азиатская музыка, с которой он познакомился в ходе совместного с Пирсом восточного турне (Бриттен выступал как аккомпаниатор). Это влияние особенно сказалось в балете «Принц пагод» (англ. The Prince of the Pagodas; 1957).

В 1960-е гг. Бриттен вновь обратился к церковной музыке, создавая, в частности, трилогию музыкально-драматических сочинений на грани оперы и оратории под общим названием «Притчи для церковного исполнения» (англ. Parables for Church Performance); третья из них, «Блудный сын» (англ. The Prodigal Son; 1968), посвящена Дмитрию Шостаковичу, в свою очередь посвятившему Бриттену Четырнадцатую симфонию.

Особый успех выпал на долю Военного Реквиема (англ. War Requiem; 1962), написанного Бриттеном для церемонии освящения кафедрального собора в полностью разрушенном германскими бомбардировками городе Ковентри. Его исполнили впервые в 1962 году. Успех был настолько оглушительным, что Реквием разошёлся за первые два месяца тиражом в 200 тысяч пластинок.

Помимо композиторской деятельности Бриттен выступал как пианист и дирижёр, гастролируя в разных странах.

Бриттен неоднократно бывал в СССР - в 1963, 1964, 1971 годах.

В 1970-е годы к Бриттену пришло безоговорочное всемирное признание.

В 1974 году он стал первым лауреатом мировой музыкальной премии Эрнста Сименса.

В 1976, за несколько месяцев до смерти, получил титул барона Бриттена из Олдборо.

Среди поздних произведений Бриттена выделяется опера «Смерть в Венеции» по одноимённой новелле Томаса Манна.

При жизни Бриттена его гомосексуальность не была темой публичного обсуждения. Но после смерти Бена Питер Пирс, переживший его на десять лет, рассказывая о друге и об их счастливом браке, признавался: «Он любил мой голос и любил меня».

Введён в Зал славы журнала Gramophone .

Музыкальные сочинения

Оркестровые произведения

  • «Вариации на тему Фрэнка Бриджа»
  • Простая симфония (Simple Symphony) (для струнного оркестра) (2-я редакция - 1934)
  • Симфония-реквием
  • «Канадский карнавал» для оркестра
  • «Шотландская баллада» для двух фортепиано с оркестром
  • Сюиты на темы Дж. Россини - «Музыкальные вечера» и «Музыкальные утра»
  • Третья виолончельная сюита (c использованием русских народных мелодий) (1971)
  • Фантастический квартет для гобоя, скрипки, альта и виолончели
  • Симфониетта
  • «Симфония-реквием» (Sinfonia da Requiem) (1940)
  • «Весенняя симфония» (Spring Symphony) для солистов, хора и большого оркестра (1949)
  • «Симфония для виолончели с оркестром» (1964)
  • Концерт для фортепиано с оркестром (1938)
  • Концерт для скрипки с оркестром (1939)
  • Струнные квартеты (1931, 1941, 1945 и 1975 гг.)

Оперы, оратории, кантаты, балеты и пр.

  • «Гимн Деве» (1930)
  • хоральные вариации «Младенец родился» (1934)
  • «Наши предки - охотники» (1936)
  • «Небожители» кантата для хора и оркестра (1937)
  • песенный цикл «Озарения» (Les Illuminations) на стихи А. Рембо (1939)
  • кантата «Баллада героев» (1939)
  • Рождественские песни (Ceremony of Carols) (1942)
  • «Возвеселитесь в Агнце» (Rejoice in the lamb) - кантата на стиха Кристофера Смарта (1943)
  • «Серенада» (1943)
  • «Семь сонетов Микеланджело» для тенора и фортепиано (1940)
  • «Питер Граймз» (1945)
  • «Путеводитель по оркестру для юных слушателей» (вариации и фуга на тему Пёрселла) (1945)
  • «Поругание Лукреции» (1946)
  • «Альберт Херринг» (1947)
  • переработка балладной комической «Оперы нищих» Дж. Гея и Иоганна Кристофа Пепуша (1948)
  • «Давайте ставить оперу» (1949), для детей
  • «Билли Бадд» (1951)
  • «Глориана» (1953)
  • «Поворот винта» (1954)
  • балет «Принц пагод» (The Prince of the Pagodas) (1957)
  • «Китайские песни» для голоса и гитары (Songs from the Chinese) (1957)
  • «Ноев ковчег» (1958) для детей
  • «Ноктюрн» (1958)
  • «Сон в летнюю ночь» (1960)
  • оратория «Военный реквием» (1962)
  • «Река Керлью» (1964)
  • цикл песен на слова А. Пушкина (1965)
  • «Золотая тщета» (The Golden Vanity) (1966), водевиль для хора мальчиков и фортепиано на текст старой английской баллады, op. 78
  • «Блудный сын» (The Prodigal Son) (1968)
  • «Смерть в Венеции» (1973)

Музыкальные произведения других композиторов, посвящённые Бриттену

  • Дмитрий Шостакович - Симфония № 14
  • Арво Пярт - «Cantus» в память о Бенджамине Бриттене, для струнного оркестра и колокола
  • Виталий Буяновский - «Вспоминая Бенджамина Бриттена», для валторны и фортепиано

Литература

  • Таурагис А. Бенджамин Бриттен: (Очерк жизни и творчества). - М.: Музыка, 1965. - 130 с.
  • Холст И. Бенджамин Бриттен / Пер. с англ. - М.: Музыка, 1968. - 100 с.
  • Ковнацкая Л. Г. Бенджамин Бритен. - М.: Сов.композитор, 1974. - 329 с.
  • Humphrey Carpenter. Benjamin Britten: a biography. - London: Faber, 1992.
Категории:

Б. Бриттен - один из наиболее значительных композиторов XX в. В его творчестве представлены практически все музыкальные жанры: от фортепьянных пьес и вокальных произведений до оперы.

Он фактически возродил английскую музыку, в которой после смерти Генделя в течение почти двухсот лет не было композитора такого масштаба.

Биография

Начальный период творчества

Эдвард Бенджамин Бриттен , британский композитор, дирижёр и пианист, родился в 1913 г. в Лоустофте (графство Саффолк) в семье зубного врача. Музыкальные способности у него проявились рано: в возрасте 6 лет он уже начал сочинять музыку. Первым его учителем фортепьяно была мать, затем мальчик учился игре на альте.

Королевский музыкальный колледж

В Королевском музыкальном колледже в Лондоне он занимался по классу фортепьяно, изучая также и композицию. Его ранние произведения сразу привлекли к себе внимание музыкального мира – это были «Гимн Деве» и хоральные вариации «Младенец родился». Бриттена приглашают в кинокомпанию документальных фильмов, с которой он сотрудничал 5 лет. Он считает этот период хорошей школой, где ему многому пришлось научиться и сочинять даже тогда, когда вдохновение покидает и остаётся только добросовестный труд.

В этот период он работал также на радио: писал музыку к радиопостановкам, затем начал концертную деятельность.

Период Второй мировой войны

В 1930-х годах он уже был композитором, произведения которого получили всемирную известность: его музыка звучала в Италии, Испании, Австрии и США, но началась Вторая мировая война, и Бриттен покидает Англию, отправляясь в США и Канаду. Возвратился на родину композитор лишь в 1942 г. Сразу же начались его выступления по стране: в небольших деревушках, бомбоубежищах, больницах и даже в тюрьмах. А когда война закончилась, он сразу же посетил с концертами Германию, Бельгию, Голландию, Швейцарию и скандинавские страны.

Послевоенное творчество

В 1948 г. он организовывает в г. Олдборо, где он поселился, Ежегодный международный музыкальный фестиваль, которому отдаёт много времени, сил и средств. На первом фестивале в 1948 г. исполняется его кантата «Святой Николай».

В начале 1950-х годов Бриттен участвует в деятельности Организации деятелей музыкального искусства – сторонников мира, пишет оперы, а в 1956 г. путешествует в Индию, на Цейлон, в Индонезию, Японию. Впечатления от путешествия отразились в партитуре балета «Принц пагод». Эта сказка-феерия становится первым национальным «большим» балетом, до этого в Англии существовали только одноактные балеты. После этого Бриттен возвращается к любимой опере: в 1958 г. появляется «Ноев ковчег», а в 1960 г. - «Сон в летнюю ночь».

В 1961 г. Бриттен создаёт «Военный реквием», который становится памятником жертвам войны. Он был написан для церемонии освящения кафедрального собора в полностью разрушенном германскими бомбардировками городе Ковентри. Впервые «Военный реквием» исполнили в 1962 г. Успех был оглушительным: «Реквием» разошёлся за первые два месяца тиражом в 200 тысяч пластинок, что говорило о настоящем успехе произведения.

Развалины собора в Ковентри

В это же время Бриттен пишет произведения нового жанра: оперы-притчи. На японский сюжет была написана в 1964 г. «Река Керлью». «Пещное действо» (1966) основывается на эпизоде из Ветхого Завета, а «Блудный сын» (1968) – на евангельской притче. «Кантату милосердия» Бриттен пишет к 100-летию со дня основания Красного Креста, кантата основана на притче о добром самаритянине. Она была торжественно исполнена в Женеве 1 сентября 1963 г.

Бриттен и Россия

Впервые услышав в Лондоне игру М. Ростроповича, Бриттен решает написать для него Сонату из пяти частей, в каждой из которых демонстрируется особое мастерство виолончелиста. В марте 1963 г. в Москве и Ленинграде проходил фестиваль английской музыки, где и была исполнена эта соната самим Бриттеном и М. Ростроповичем. Тогда же в России впервые прозвучали одноактные оперы Бриттена в исполнении Малой труппы театра Ковент Гарден. В 1964 г. Бриттен снова посещает нашу страну, у него завязываются дружеские отношения с Д. Шостаковичем, М. Ростроповичем и Г. Вишневской, даже новый 1965 год Бриттен встречает с Шостаковичем у него на даче.

М. Ростропович и Б. Бриттен

На творчество Бриттена музыка Шостаковича оказывает заметное влияние. Он пишет Виолончельный концерт и посвящает его Мстиславу Ростроповичу, а цикл песен на стихи Пушкина – Галине Вишневской. Шостакович посвящает Бриттену свою Четырнадцатую симфонию.

Последний раз Б. Бриттен посетил Россию в 1971 г. В 1975 г. скончался Д. Шостакович, а в 1976 г. – Бриттен.

Творчество Б. Бриттена

Бриттен считается основоположником возрождения оперы в Англии. Работая в различных музыкальных жанрах, Бриттен больше всего любил оперу. Первую свою оперу «Питер Граймс» он закончил в 1945 г. и её постановка ознаменовала возрождение национального музыкального театра. В основе либретто оперы – трагическая история рыбака Питера Граймса, которого преследует судьба. Музыка его оперы разнообразна в стилевом отношении: он использует стилистику многих композиторов в зависимости от содержания сцены: образы одиночества и отчаяния он рисует в стиле Г. Малера, А, Берга, Д. Шостаковича; реалистические жанровые сцены – в стиле Д. Верди, а морские пейзажи – в стиле К. Дебюсси. И все эти стили гениально объединены одним – бриттеновским стилем и колоритом Британии.

Сочинением опер композитор занимался всю свою последующую жизнь. Он создал камерные оперы: «Поругание Лукреции» (1946), «Альберт Херринг» (1947) на сюжет Г. Мопассана. В 50-60 гг. создаёт оперы «Билли Бадд» (1951), «Глориана» (1953), «Поворот винта» (1954), «Ноев ковчег» (1958), «Сон в летнюю ночь» (1960) по комедии В. Шекспира, камерную оперу «Река Кэрлью» (1964), оперу «Блудный сын» (1968), посвященную Шостаковичу, и «Смерть в Венеции» (1970) по Т. Манну.

Музыка для детей

Бриттен пишет и для детей, причём задумывает музыку в просветительских целях. Например, в спектакле «Давайте делать оперу» (1949) он вводит зрителей в процесс её исполнения. Ещё в 1945 г. он написал вариацию и фугу на тему Пёрселла «Путеводитель по оркестру для юных слушателей», в которой знакомит слушателей с тембрами различных инструментов. Подобная детская опера есть у С. Прокофьева – «Петя и волк».

В 1949 г. Бриттен создаёт оперу для детей «Маленький трубочист», а в 1958 г. – оперу «Ноев ковчег».

Б. Бриттен много выступал как пианист и дирижер, гастролируя в разных странах мира.


Top