Особенности режиссерского замысла постановки горе от ума. Сюжет и композиция «Горя от ума

Составьте обобщающую таблицу «Достижения культуры СССР в 1920 - 1930-х гг.». Используйте дополнительную литературу

литература

М.А. Шолохов «Тихий Дон», В. Катаев «Время, вперед!», И. Ильф и Е. Петров «Двенадцать стульев», «Золотой теленок», Булгаков М. «Мастер и Маргарита», которое было запрещено.

живопись

С. Герасимов, К. Петров-Водкин, А. Дайнека, М. Греков посвящали картины Октябрьской революции и Гражданской войне.

скульптура

В.И. Мухина «Рабочий и колхозница».

архитектура

Сталинский стиль в архитектуре, проект Дворца Советов (не был реализован)

С. Прокофьев, Д. Шостакович, А. Хачатурян, Т. Хренников, Д. Кабалевский, И. Дунаевский и др. Выдвинулись молодые дирижеры Е. Мравинский, Б. Хайкин.

Большой драматический театр в Ленинграде, первым художественным руководителем которого был А. Блок, театр им. В. Мейерхольда, театр им. Е. Вахтангова, Московский театр им. Моссовета.

кинематограф

С. Эйзенштейн «Октябрь», С. И Г. Васильевы «Чапаев».

Какие последствия для церкви и в целом для общества имела эта политика? Дайте оценку политике государства по отношению к церкви и религии.

Советская власть активно вмешивалась в дела конфессий. Происходила конфискация церковного имущества, не признавался церковный брак. Уже в 1918 г. принят закон об отделении церкви от государства и школы от церкви. Вскоре духовенство лишили права голоса, а в период Гражданской войны, индустриализации и коллективизации шли репрессии духовенства. Специальный отдел НКВД отнес "церковников" к "антисоветским элементам". Шли массовые аресты и расстрелы священнослужителей. Политика по отношению к ним немного смягчилась, после того, как церковь призвала к защите Отечества в годы Великой Отечественной войны.


Почему в истории советской культуры период х годов носит название «Культурной революции»? Задание на урок.


Экономические преобразования в СССР поставили задачу повышения образовательного уровня насе- ления.Педагогические эксперименты 20-х г.были непригодны для этого.В 1930 г.начался переход ко всеобщему начальному образованию,в 1937 г.-к се- милетке.В школу возвратились уроки,твердое рас- писание,отметки и т.д.Были созданы новые прог- раммы и учебники.В 1934 г. Было восстановлено преподавание истории и географии,а затем и дру- гие дисциплины. 1.Развитие образования. Школа в колхозе им.К.Маркса. Кабардино- Балкария.


В стране было открыто 20 тыс новых школ.В к. 30-х гг. в СССР насчитывалось 35 млн учащихся.По пе- реписи 1939 г.грамотность составила 87,4%.Быст- рыми темпами развивались среднее специальное и высшее образование.По числу учащихся и студен- тов СССР вышел на 1-е место в мире.Тираж книг в 1937 г.составил 700млн экземпляров.Они выходи- ли на 110 языках народов СССР. 1.Развитие образования. Сельская школа для взрослых.


Развитие науки в СССР шло под мощным идеологи- ческим прессом.Несогласные с таким подходом подвергались травле и репрессиям.В биологичес- кой науке группа во главе с Т.Лысенко подвергла травле советских генетиков-Н.Вавилова,Н.Коль- цова,А.Серебровского.Свои действия Лысенко объ- яснял защитой дарвинизма и мичуринской теории от «буржуазной науки».Впоследствии многие гене- тики были репрессированы, а сама генетика-зап- рещена. 2.Наука под идеологическим прессом. Д.Налбандян. Сессия Академии наук СССР.


Огромное внимание Ста- лин уделял историчес- кой науке.История ста- ла трактоваться,как ис- тория классовой борь- бы. В 1938 г. вышел «Краткий курс истории ВКП(б),отредактирован ный лично Сталиным. Он возвеличивал Ста- лина и фактически стал официальной трактов- кой основ-марксизма- ленинизма и вопросов истории ВКП(б).На его основе были разгром- лены неофициальные школы в исторической науке,ей был нанесен непоправимый ущерб. 2.Наука под идеологическим прессом. С.Вавилов, Н.Кольцов, А.Серебровский


Несмотря на идеологичес кое давление предста- вители естественных наук смогли добиться выдающихся успехов. С.Вавилов(оптика), А. Иоффе(физика кристал лов),П.Капица(микроф изика),И.Курчатов(ядер ная физика) и др. обо- гатили мировую науку. Химики Н.Зелинский, А.Бах,С,Лебедев сдела- ли фунда-ментальные открытия в области по лучения искусствен- ных веществ и органи- ческих пищевых про- дуктов. 3.Успехи советской науки. А.Иоффе и П.Капица


Мирового признания добились советские биологи-Н. Вавилов,В.Пустовой,В.Вильямс и др.Значитель- ных успехов достигли математика, астрономия, ме- ханика,физиология.Огромное развитие в этот пери од приобрели геология и география.Это было связа но с началом промышленного развития Сибири и Дальнего Востока.Были открыты новые залежи по лезных ископаемых:нефти в поволжье,угля в Под- московье и Кузбассе,железа –на Урале и др. 3.Успехи советской науки. В.С.Пустовойт


В 30-е гг. была завершена ликвидация разномыс- лия в художественной культуре.Отныне иску- сство должно следовать одному направлению-со циалистическому реа- лизму и показывать жизнь такой, какой она должна быть в предс- тавлении партийных вождей.Искусство стало насаждать мифы и соз- давать иллюзию, что счастливое время уже наступило.Используя его власти умело мани- пулировали обществен- ным мнением и направ ляли его в нужное рус- ло. 4.Социалистический реализм. П.Белов. Песочные часы.


Огромный вклад в формирование нового сознания внес кинематограф.Документальная хроника осве- щала в нужном свете текущие события.Во многом своему успеху она была обязана выдающимся ре- жиссерам-Д.Вертову,Э.Тиссэ,Э.Шубу.В 1931 г. в СССР был поставлен 1-й звуковой фильм- «Путев- ка в жизнь».В й цветной фильм-«Груня Кор накова»Особой популярностью пользовались исто- рические ленты-»Чапаев,«Мы из Кронштадта», трилогия о Максиме. 5.Советский кинематограф. Кадр из фильма «Чапаев»


5.Советский кинематограф. И.Ильинский и Л.Орлова в фильме «Волга-Волга». Особой популярностью у зрителей пользовались му- зыкальные ленты-»Волга-Волга», «Веселые ребя- та», «Свинарка и пастух» и др.Начал складывать- ся детский кинематограф- «Тимур и его команда», «Золотой Ключик», «Белеет парус одинокий».На- кануне войны появилась целая серия патриотичес- ких лент-»Александр Невский, «Петр I», «Минин и Пожарский».Наиболее известнвми режиссерами были-С.Эйзенштейн,Н.Экк,Г.Алесандров,И.Пырь- ев, В.Пудовкин.


Развитие музыки было связано с именами С.Прокофь ева,Д.Шостаковича,Т.Хренникова,И.Дунаевского. Появились музыкальные коллкктивы-Большой симфонический оркестр,квартет им.Бетховена и т. д.При оценке творчества композиторов огромную роль играли вкусы вождей,поэтому жесткой кри- тики подвергся Д.Шестакович.Своего расцвета дос тигло песенное творчество.Произведения И.Дуна- евского, Б.Мокроусова, М.Блантера, братьев Пок- расс знала вся страна. 6.Музыка и живопись. И.Дунаевский и В.Лебедев-Кумач.


6.Музыка и живопись. Б.Иогансон. Допрос коммунистов. В изобразительном искусстве главным считалось не мастерство художника,а идейная направленность сюжета,соответствие принципам социалистическо- го реализма.Его классиком стал Б.Иогансон,чья картина «Допрос коммунистов» была отмечена все возможными наградами.В этом стили работали А. Дейнека,Ю.Пименов,М.Нестеров.В жанре пейзажа смогли утвердиться М.Сарьян, П.Кончаловский,А. Лентулов.


7.Театр.Литература. М.И.Калинин среди награжденных писателей. Строгая цензура наложила отпечаток на качество ли- тературы.Из печати выходило много произведений -однодневок. Тем не менее в этот период творили многие талантливые писатели. М.Горький пишет «Жизнь Клима Самги-на», «Егор Булычев и дру- гие».А.Толстой за-канчивант «Хождение по мукам « и начинает работу над романом «Петр I».Огром- ный вклад в историю литературы внесли М.Шоло- хов,М.Булгаков,В.Каверин,А.Платонов и др.


В к. 20-х гг. на сценах со- ветских театров начи- нают утверждаться пье- сы советских драматур- гов. «Человек с ружь- ем»Н.Погодина, «Опти- мистическая трагедия» В.Вишневского, «Таня» А.Арбузова – составили «золотой фонд» репер- туара многих театров. По всей стране с успехом шли пьесы М.Горько- го.Приобщение советс- ких людей к культуре шло благодаря быстро- му росту числа,театров, музеев, филармоний, би блиотек.По всей стране проводились смотры талантов. 7.Театр.Литература. Б.Щукин в роли Ленина В спектакле «Человек с ружьем»

Образование

30-е годы - один из самых противоречивых периодов в истории не только политического, экономического, но и культурного развития Советского государ­ства. В области образования продолжалась борьба с неграмотно­стью. Первый пятилетний план предусматривал введение к 1932 г. всеобщего начального обучения детей младшего школьного воз­раста. Однако скудное финансирование, слабая материальная база, отсутствие достаточного количества учителей и учебников не позволили осуществить всеобуч в намеченный срок. Всеобщее обязательное начальное обучение в целом по стране было введе­но к концу второй пятилетки (1937 г.). Возросшее финансирова­ние позволило в 1930-е годы построить более 30 тыс. школьных зданий, выпустить около 300 млн. экземпляров стабильных учеб­ников по всем предметам, вдвое расширить сеть педагогических учебных заведений для подготовки учителей. В 1937 г. в городах было введено всеобщее обязательное семилетнее (неполное сред­нее) образование, а в 1939 г. поставлена задача перехода ко все­общему среднему образованию (десятилетке). Обучение в стар­ших классах стало с 1940 г. платным (300 руб. в год). Большинст­во городской молодежи после общеобразовательной школы шло в ремесленные училища и школы фабрично-заводского обучения (ФЗО), готовившие кадровый резерв квалифицированной рабочей силы.

В начале 30-х годы была отвергнута господствовавшая в 20-е годы теория отмирания школы. Всеобуч сопровождался серьез­ной реформой начальной и средней школы, поворотом к тради­циям дореволюционной школы. В школах ввели строго опреде­ленное расписание занятий, жесткую регламентацию учебной и общественной работы школьников. Основной формой организации учебного процесса стал урок. Вместе "рассыпных книг" вво­дились стабильные учебники по основам наук. Но, как и в 20-е годы, обучение стремились приблизить к производству. Боль­шинство школьников вели общественную работу в рамках пио­нерской и комсомольской организаций.

В 1934 г. постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР было вос­становлено преподавание истории в школах, а в Московском и Ленинградском университетах открылись исторические факульте­ты, готовившие высококвалифицированных учителей-историков.

В 1930-е годы крупные изменения произошли и в высшем об­разовании. Если в 1928 г. был взят курс на ускоренную подготов­ку специалистов, сокращенный курс обучения, узкую специали­зацию, снизивший качество учебы, то с 1932 г. упор был сделан на качество и фундаментальность подготовки специалистов. Бы­ли восстановлены вступительные экзамены в вузы, бригадно-лабораторный метод обучения заменен лекционно-семинарским, коллективная ответственность за качество учебы - индивиду­альной. Отменялись партийные мобилизации на учебу в вузы (парттысячники), бронирование мест для женщин, социальные ограничения при приеме в вузы и, наконец, знаменитые рабфаки. Для повышения ответственности и роли преподавателей в учеб­ном процессе СНК установил в 1934 г. ученые степени и звания. Увеличение расходов на высшую школу позволило не только улучшить качество подготовки специалистов, но и существенно расширить географию высшей школы. К концу 1930-х годов бо­лее 100 городов всех республик СССР имели университеты и ин­ституты. В 820 вузах обучалось более 800 тыс. студентов, из ко­торых около 60 % составляли женщины. На 1 января 1941 г. в народном хозяйстве СССР работало 908 тыс. специалистов с высшим образованием. Более половины из них были выходцами из рабоче-крестьянской среды.



Сотни вузов и тысячи техникумов способствовали быстрому росту советской интеллигенции. К началу 1940-х годов ее чис­ленность достигла 14 млн. человек, из которых 2,4 млн. имели высшее и среднее специальное образование (17 %). Значитель­ным оставался удельный вес практиков, т.е. специалистов без необходимого образования, занимавшихся преимущественно ум­ственным трудом. В целом, интеллигенция СССР стала однотип­ной в социально-экономическом и идейно-политическом отно шении. Конституция 1936 г. провозгласила ее трудовой и полн правкой частью общества. Однако партийно-государственное руководство СССР отказывало ей в самостоятельной роли в жиз­ни общества, рассматривая ее в качестве "прослойки", стоящей на третьем месте после рабочего класса и колхозного крестьянства.



Наука

В 1930-е годы главной особенностью развития науки стал крутой поворот к нуждам экономиче­ского развития страны. Как и прежде, главным научным центром страны была АН СССР, филиалы которой с 1932 г. стали созда­ваться в столицах союзных республик. Более тысячи научно-исследовательских институтов АН СССР и хозяйственных нар­коматов разрабатывали основные научно-технические проблемы, предусмотренные государственными планами.

В начале 1930-х годов на основе разработок советских хими­ков во главе с академиком С.В.Лебедевым было налажено произ­водство синтетического каучука из этилового спирта. В 1932 г. геологи под руководством академика И.М.Губкина открыли новые нефтеносные районы на Урале и в Башкирии, названные "Вторым Баку". Академик Н.И.Вавилов собрал крупнейшую в мире уникальную коллекцию культурных растений пяти континентов для изучения и практического использования. Особенно значительными были научные разработки физиков - А.Ф.Иоффе, С.И.Вавилова, Д.С.Рождественского, П.Л.Капицы, И.Е.Тамма, И.В.Курчатова, Л.Д.Ландау и многих других, работавших на оборону. В 1933 г. группа изучения реактивного движения (ГИРД) создала и запустила первые советские ракеты. В эту группу вхо­дили и будущий создатель первого в мире реактивного оружия ("Катюши") А.Г.Костиков и будущий главный конструктор кос­мических кораблей С.П.Королев. К этому времени относится на­чало изучения советскими учеными стратосферы. В 1933 г. пер­вый советский стратостат "СССР" поднялся на высоту 19 км. В 1934 г. второй стратостат "Осоавиахим-1" с экипажем поднялся на высоту 22 км. Вторая разведка космоса закончилась гибелью экипажа, но это не остановило научные разработки.

Особую страницу в научной летописи 30-х годов вписали ис­следователи Арктики во главе с О.Ю.Шмидтом. В июле 1933 г. он возглавил научную экспедицию через Ледовитый океан на корабле "Челюскин", который вскоре попал в ледовое сжатие и в феврале 1934 г. затонул. В далеком Чукотском море на дрейфующей льдине полярники создали "лагерь Шмидта". Только в апреле их сняли с льдины. За героизм при спасении полярников Советское правительство впервые присвоило звание Героя Советского Союза лет­чикам. В 1937 г. изучение и освоение Арктики продолжили И.Д.Папанин, Э.Т.Кренкель, Е.К.Федоров, П.П.Ширшов. За 274 суток четверка полярников продрейфовала на льдине в океане бо­лее, чем 2500 км. В районе Северного полюса были созданы опор­ные метео- и радиостанции. Благодаря им в 1937 г. летчики В.П.Чкалов, Г.Ф.Байдуков и А.В.Беляков впервые по кратчайшей прямой совершили через полюс беспосадочный перелет в США.

Значительных успехов достигло также советское авиастроение (разработка конструкции цельнометаллического самолета А.Н.Туполевым и др.), однако в конце 1930-х годов многие уче­ные и в том числе авиаконструкторы, были арестованы. Некото­рые из них продолжили свои работы в заключении в специаль­ных лабораториях системы НКВД.

В области общественных наук особое значение придавалось но­вому прочтению истории коммунистической партии. За работами историков внимательно следил лично И.В.Сталин, требовавший искоренить троцкистские концепции в историко-партийной науке. В 1938 г. под редакцией ЦК ВКП(б) при участии И.В.Сталина вы­шел "Краткий курс истории ВКП(б)", который на многие годы стал главным ориентиром общественно-политических исследова­ний. Возведенный в догму, "Краткий курс" стал, по сути, истори­ческим оправданием режима личной власти.

В 1937-1938 гг. резкой критике была подвергнута научная историческая школа умершего в 1932 г. академика М.Н.Покровского. Его имя было снято с названия Московского государственного университета, которому в 1940 г. присвоили имя М.В.Ломоносова.

Во второй половине 1930-х годов резко усилился процесс политизации и идеологизации советской науки. В научных дискуссиях стали активно использовать политические ярлыки. Оппоненты часто лишались не только работы по специальности, но свободы и жизни. Президент ВАСХНИЛ Н.И.Вавилов в 1935 г. был отстранен от руководства академией и вскоре арестован. Два последующих президента были расстреляны, а ВАСХНИЛ воз­главил Т.Д.Лысенко, пообещавший Сталину решить зерновую проблему путем выведения ветвистой пшеницы. Идеологизация и политизация науки губительно сказывалась на развитии научных исследований в СССР.

Литература и искусство

Деятели литературы и искусства в 1930-е годы должны были руководствоваться постановлением ЦК ВКП(б) "О перестройке литературно-художественных организаций" (1932). Все объединения творче­ской интеллигенции были ликвидированы, начался процесс созда­ния новых единых "отраслевых" организаций республиканского и всесоюзного масштаба. В 1932 г. были созданы Союз советских архитекторов, Союз советских писателей, республиканские союзы советских композиторов и художников. Крупным событием в культурной жизни страны стал I съезд советских писателей, состо­явшийся в августе 1934 г. и избравший председателем правления Союза писателей А.М.Горького. Горький, окончательно вернувшийся на родину в 1931 г., стал активным пропагандистом социалистического реализма, который провозглашался основным художественным методом. Он требовал сочетать историческую конкретность художественного изображения действительности с воспитанием трудящихся "в духе социализма". И.В.Сталин рассматривал соцреализм в качестве важнейшего средства создания советской культуры - "национальной по форме, социалистической по содержанию".

В 1936-1937 гг. развернулась борьба с формализмом в литера­туре и искусстве. Новаторство в музыкальном и театральном ис­кусстве осуждалось; развитие жанров сатиры, любовной лирики, современной драмы не поощрялось; неполитические темы сворачивались. В книгах, фильмах, пьесах, музыке господствовала военная тема. Это объяснялось необходимостью "морального вооружения" народа накануне неизбежной и близкой войны. Откло­няться от генеральной линии партии в литературе и искусстве было нелегко, критиковать ее - опасно.

К числу важнейших достижений советской литературы 1930-х годов относятся романы "Жизнь Клима Самгина" А.М.Горького, "Поднятая целина" М.А.Шолохова, "Как закалялась сталь" Н.А.Островского, "Петр Первый" А.Н.Толстого, книги для детей А.П.Гайдара, К.И.Чуковского и др. Продолжалось поэтическое творчество А.А.Ахматовой, Б.Л.Пастернака, О.Э.Мандельштама. Следует отметить также драматургию Н.Погодина, Л.Леонова, Вс.Вишневского и др.

Крупнейшими явлениями в музыкальной жизни стали произве­дения С.С.Прокофьева (музыка к кинофильму "Александр Невский"), А.И.Хачатуряна (музыка к кинофильму "Маскарад"), Д.Д.Шостаковича (опера "Леди Макбет Мценского уезда", запрещена в 1936 г. "за формализм"). Широкую популярность приобрели песни И.Дунаевского, А.Александрова, В.Соловьева-Седого.

Значительный шаг в своем развитии сделала кинематография (фильмы "Чапаев" С. и Г.Васильевых, "Депутат Балтики" И.Хейфица и А.Зархи, "Александр Невский" С.Эйзенштейна, комедии Г.Александрова "Веселые ребята" и "Цирк").

В живописи активно разрабатывались историко-революционная тематика ("Смерть комиссара" К.Петрова-Водкина, "Оборона Петрограда" А.Дейнеки, "Трубачи Первой конной армии" М.Грекова и др.), а также портретный жанр (произведения М.Нестерова, П.Корина и др.). Наиболее выдающимся скульптурным произведением 1930-х годов стал монумент В.Мухиной "Рабочий и колхозница".

Список литературы

1. История России с начала XIX до начала XXI века: Учебник для вузов / Под ред. А.Н. Сахарова. Т. 2. М.: Институт Российской истории РАН, 2005.

2. История России. IX–XX вв. Курс лекций / Под ред. В.В. Леванова. – М.: Просвещение, 2008.

3. История России. Учебное пособие для самостоятельной работы /Под ред. Л.И. Семенниковой. – М.: Книжный дом «Университет», 2006.

4. История России: С начала XVIII века до конца XX века / Отв. ред. А.Н. Сахаров. – М.: АСТ, 2006.

5. История русского и советского искусства. Под ред.Д.В.Сарабьянова. Уч. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «История». – М.,1995.

6. История современной России. 1917 – 2004 гг.: Курс лекций / Под ред. В.И. Белоуса. – Н.Новгород: ННГУ, 2007.

7. Кондаков И.В. История русской культуры. – М.,1994.

8. Кондаков И.В. Культура России. – М.,1999.

9. Кравченко А. И. Культурология. – М.,2001.

10.Кузнецова Т.Ф., Кнабе Г.С. Культурология. История мировой культуры. 2 изд. – М., 2006.

11.Новейшая история Отечества. XX век. Учебник в 2-х т. / Под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. – М.: Высшая школа, 2006.

12.Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. Учебник./А.С. Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина.– М.: Проспект, ООО «ТК Велби», 2006.

13.Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. – М.,1997.

14.Энциклопедия. Мир русской культуры. – М.,2000.

15.Энциклопедия. Русской живописи (Х1У-ХХ в.). – М., 2001.


Top