Детская писательница Вера Чаплина. Рассказы о животных для детей

Текущая страница: 1 (всего у книги 3 страниц)

Вера Васильевна Чаплина
Орлик

Вера Васильевна Чаплина родилась в 1908 году в городе Москве, в семье служащего. Она рано осталась без отца и несколько лет воспитывалась в детском доме. С детства она любила животных и с пятнадцати лет поступила в кружок юных биологов Зоопарка. В этом кружке она училась, проводила наблюдения за животными, изучала их повадки.

Болезнь матери и нужда в семье заставили Веру Васильевну с шестнадцати лет идти работать. Поступила она в Зоопарк рабочей по уходу за животными, а всё свободное время отдавала пополнению своих знании.

В 1927 году она окончила курсы при Зоопарке и начала работать лаборантом. В 1932 году В. Чаплина уже была экскурсоводом, одновременно продолжая работать со зверями.

В 1933 году В. В, Чаплина организовала первую опытную площадку молодняка, где совместно воспитывались самые разнообразные звери.

В 1937 году Веру Васильевну перевели на работу заведующей секцией хищников, куда, помимо площадки молодняка, входили все хищные звери Зоопарка.

За время работы в Зоопарке В. В. Чаплина воспитала много животных. У неё накопился интересный матерная по наблюдению и воспитанию диких животных, и она стала писать рассказы. В 1937 году вышла сё первая книжка, под названием «Малыши с зелёной площадки», затем были изданы книги: «Мой воспитанники», «Четвероногие друзья», «Медвежонок Рычик и его товарищи», «Ная», «Орлик» и многие другие. Неоднократно издавался рассказ «Кинули», в котором говорится о том, как В. В. Чаплина взяла маленького, беспомощного львёнка, воспитывала у себя дома и как из него выросла огромная львица, которая по прежнему любила и помнила свою воспитательницу.

С 1946 года В. В. Чаплина целиком перешла на литературную работу. Она много ездила но стране, особенно часто бывала в Карелин и в районе Кандалакши, где изучала обитающих там животных.

В 1941 году В. В. Чаплина вступила в ряды членов Коммунистической партии; она – член Союза писателей и принимает активное участие в его работе.


ОРЛИК

Я сидела на маленькой деревянной пристани и ждала парохода.

В последний раз любовалась я на Онежское озеро, на места, где провела это лето. Вон вдали, на той стороне залива, видна и деревенька, в которой я жила, а ближе сюда – острова.

Как красиво раскинулись они по заливу! И я смотрела на них, стараясь запомнить их дикую красоту. Но тут моё внимание привлекла лодка. Она показалась из-за небольшого островка, и в ней как вкопанная, слегка повернув голову, стояла лошадь. Человека я даже сразу не заметила. Он сидел немного впереди и не спеша загребал вёслами.

Меня удивило такое спокойное поведение лошади. «Наверно, привязанная», – подумала я и стала наблюдать за приближением лодки.

Вот она подошла уже совсем близко. Сидевший в ней старик затормозил вёслами и тихо подвёл лодку к берегу. Потом вылез и, поддерживая борт, сказал, обращаясь к лошади:

– Но, но, Орлик, пошёл!

И тут я увидела, что Орлик вовсе не привязан. Услышав приказание хозяина, он послушно переступил через борт, вышел на берег и, пока старик вытаскивал на сушу лодку, терпеливо его дожидался. Я подошла к старику и спросила, как он не боялся везти в таком шатком судёнышке лошадь, да ещё без привязи.

– Была б другая, может и побоялся, – сказал он. – А наш Орлик ко всему привычен. Ведь он к нам с фронта попал. После войны, по распределению, нашему колхозу достался. Как приехал я лошадей выбирать, мне сразу он приглянулся. И боец тоже мне взять его посоветовал. «Бери, – говорит, – отец, нашего Орлика – хорошая лошадь, не пожалеешь. Да береги его, он своего хозяина от смерти спас».

– А как же он его спас? – заинтересовалась я.

Старик закурил трубку, уселся на камень и не спеша рассказал мне всё, что знал сам.

* * *

Это было на Карельском фронте. Антонов служил там связным. Лошадь была у него красивая, статная и на ходу быстрая.

К тому же лошадь оказалась очень умной. Как собака, ходила она за своим хозяином: он на кухню – и она следом идёт, он к командиру – и она у блиндажа стоит дожидается.

Потом она ещё умела снимать шапку. Наверно, её ребятишки в колхозе воспитывали и этому научили.С первого же дня полюбилась она ему.

Бывало подойдёт к бойцу, снимет зубами шапку и ждёт, когда угощение за это получит. Тут, конечно, смех, веселье, кто ей сахару даст, кто хлеба. Так и привыкла. Скажет ей Антонов: «Шапку сними, шапку!» – она только гривой махнёт и галопом к бойцам скачет. Подбежит, снимет с кого-нибудь ушанку и к хозяину несёт.

И ведь какая понятливая была: по дороге не уронит и сама в чужие руки не дастся. Принесёт и около Антонова положит.

– Ну и умница! – говорили про неё бойцы. – С такой лошадью не пропадёшь.

Действительно, вскоре их слова оправдались.

Однажды зимой нужно было срочно доставить в штаб донесение. Через тайгу проехать было невозможно: кругом непролазные заросли, бурелом. Пешему идти слишком долго, а единственная дорога второй день обстреливалась врагами.

– Надо проскочить и срочно доставить в штаб донесение, – сказал командир, передавая Антонову пакет.

– Есть проскочить и срочно доставить в штаб донесение! – повторил Антонов, спрятал на груди пакет, вскочил на коня и помчался.

Много раз приходилось ему ездить по этой фронтовой дороге, но теперь, за эти два дня, она сильно изменилась: всюду виднелись глубокие воронки от снарядов, поваленные деревья.

Всё чаще и чаще слышались глухие звуки разрывов. Антонов торопился скорее добраться до узкой лесной тропинки, которая шла стороной от дороги, и торопливо подгонял лошадь.

Но умное животное спешило и так. Можно было подумать, что она понимает и торопится сама проскочить опасное место.

Уже виднелось поваленное дерево и поворот на тропинку. Вот она совсем близко. Послушный поводу конь перепрыгнул через дорожную канаву и, сбивая с веток снег, поскакал по тропинке.

Шальной снаряд разорвался где-то совсем рядом, но взрыва Антонов уже не слышал. Раненный осколком в грудь, он некоторое время ещё держался в седле, потом качнулся и мягко сполз в снег.

Очнулся Антонов оттого, что кто-то слегка его тронул. Он открыл глаза. Рядом с ним стояла его лошадь и, нагнув голову, тихонько прихватывала ему губами щёку.

Антонов хотел приподняться, но резкая боль заставила его со стоном опуститься.

Лошадь насторожилась и, нетерпеливо переступая ногами, заржала. Она никак не могла понять, почему её хозяин лежит и не хочет встать.

Несколько раз терял Антонов сознание и снова приходил в себя. Но каждый раз, открывая глаза, видел стоявшую рядом лошадь.

Ему было приятно видеть около себя своего четвероногого друга, но лучше бы конь ушёл. Он, наверно, вернулся бы в часть; увидев лошадь, там сразу бы догадались, что со связным что-то случилось, и пошли бы его искать. А главное, что мучило Антонова, – это не переданное донесение.

Он лежал, не в силах даже повернуться. И мысль о том, как отогнать от себя лошадь и заставить её уйти, не покидала его.

Обстрел дороги, по видимому, кончился, и, как всегда после обстрела, кругом стояла какая-то необыкновенная тишина.

Но что это? Почему его конь внезапно встрепенулся и, вскинув голову, тихонько заржал? Так он вёл себя, если чувствовал лошадей. Антонов прислушался. Где-то в стороне от дороги послышался скрип полозьев и голоса.

Антонов знал, что враг здесь быть не мог, значит это свой. Надо им крикнуть, позвать… И, пересиливая боль, он поднялся на локти, но вместо крика у него вырвался стон.

Осталась одна надежда – на лошадь, на его преданную лошадь. Но как заставить её уйти?

– Шапку, шапку принеси, шапку! – шепчет через силу Антонов знакомые ей слова.

Она поняла, насторожилась, сделала несколько шагов в сторону дороги и нерешительно остановилась. Потом встряхнула гривой, заржала и, всё больше и больше прибавляя шаг, скрылась за поворотом тропинки.

Вернулась она обратно с шапкой. А через несколько минут послышался говор людей, и над Антоновым склонились три бойца, из которых один был без шапки. Они бережно подняли раненого связиста и осторожно понесли его.

– Вот так и спас своего хозяина Орлик, – закончил старик свой рассказ и ласково потрепал Орлика по крутой шее.

В это время раздался гудок уже подошедшего парохода. Началась посадка. Я попрощалась с дедом и поспешила за другими пассажирами на пароход.

ДЖУЛЬБАРС

Джульбарса подарили Коле ещё совсем маленьким щенком. Коля очень обрадовался такому подарку: он давно мечтал завести себе хорошую, породистую овчарку.

Много положил трудов Коля, пока вырастил Джульбарса. Ведь немало возни было с таким маленьким щенком. Надо было несколько раз в день его покормить, почистить, вывести погулять.

А сколько он изгрыз Колиных игрушек, вещей!.. Всё тащил, до чего мог добраться.

Особенно он любил грызть ботинки. Однажды Коля забыл спрятать на ночь свой башмаки, а когда утром встал, то от них остались одни лохмотья.

Но это было только до тех пор, пока Джульбарс был маленьким. Зато, когда он вырос, Коле завидовали многие мальчики – такая у него была красивая и умная собака.

Утром Джульбарс будил Колю: лаял, тащил с него одеяло, а когда Коля открывал глаза, спешил ему принести одежду. Правда, иногда Джульбарс ошибался и вместо Колиной одежды приносил папины калоши или бабушкину юбку, но он так забавно торопился, так старался скорей всё собрать, что никто на него за это не сердился.

Потом Джульбарс провожал Колю в школу. Важно, не спеша, шёл он около своего юного хозяина и нёс ему ранец с книгами. Иногда случалось, что ребята, балуясь, кидали в Колю снежками. Тогда Джульбарс загораживал его собой и скалил зубы. А зубы у него были такие большие, что при виде их мальчики сразу переставали бросаться.

По выходным дням Коля брал с собой Джульбарса и вместе с товарищами отправлялся кататься на лыжах. Но катался он не так, как все ребята. Коля одевал на Джульбарса шлейку, привязывал к ней верёвку, а другой конец брал в руки и командовал Джульбарсу: «Вперёд!» Джульбарс бежал вперёд и вёз за собой своего юного хозяина.

РАЗЛУКА

Джульбарс никогда не расставался с Колей. Они были всегда вместе, а если Коля уходил один, Джульбарс ложился около двери, прислушивался к каждому шороху и скулил.

Все знакомые называли их «неразлучниками», и никто не мог даже подумать, что Коля когда-нибудь добровольно расстанется со своим любимцем. Однако это случилось на второй день после объявления войны.

Долго не мог уснуть в ту ночь Коля, ворочался с боку на бок, несколько раз зажигал свет и всё смотрел иа лежавшую рядом с его постелью собаку.

Утром Коля встал раньше обычного. Он старательно вычистил Джульбарса, потом надел ему новый ошейник и вышел с ним из дому. Обратно Коля вернулся один. В комнате было как-то пусто, неуютно, а на коврике, где всегда спал Джульбарс, валялся старый ошейник. Коля взял ошейник, и слёзы навернулись ему на глаза. Ему было очень жалко Джульбарса, но вместе с тем так хотелось сделать что-нибудь для Красной Армии большое, хорошее…

НА НОВОМ МЕСТЕ

Когда Коля оставил Джульбарса и ушёл, тот даже не понял, что навсегда расстался со своим хозяином. Сначала он с любопытством разглядывал сидящих рядом с ним собак. Потом стал смотреть, не идёт ли Коля. Но Коля не шёл. Кругом ходили незнакомые люди, что-то делали, говорили, приводили новых собак, но Джульбарс, казалось, никого и ничего не замечал. Он даже не притронулся к пище, которую перед ним поставили, и всё смотрел и смотрел в ту сторону, где скрылся за поворотом Коля.

Прошло несколько дней.

За это время собак осмотрели и отправили на распределительный пункт. Там их ещё раз проверили, посадили в клетки, а на другой день около них ходили бойцы и каждый выбирал себе подходящую. Один Иванов никак не мог выбрать собаку. Несколько раз он обходил их с первой до последней, и каждый раз его взгляд невольно задерживался на Джульбарсе. Эта собака выглядела очень угрюмой среди других.

Но Иванову она почему-то понравилась, и он пошёл брать на неё паспорт. На паспорте стоял номер собаки, её возраст, кличка, а в самом низу нетвёрдой детской рукой сделана приписка– «Дорогой товарищ боец! Очень Вас прошу написать мне про Джульбарса…» Там было написано что-то ещё, по что именно, Иванов никак не мог разобрать. Он вынул чистый листок бумаги, переписал адрес, аккуратно его сложил и убрал в то отделение бумажника, где у него хранились фотографии жены и детишек. Потом Иванов подошёл к собаке, надел поводок и громко, решительно произнёс: «Джульбарс, пошли!»

Джульбарс вздрогнул, вскочил и тихо, совсем тихо заскулил. Первый раз со дня разлуки с Колей он услышал свою кличку.

Много трудов стоило бойцу Иванову приучить к себе собаку. А сколько терпения приложил он, чтобы её обучить! Нужно было научить Джульбарса найти мину, около неё сесть и этим показать дрессировщику, где она находится. Не каждая собака годится для такого дела. Тут нужны хорошее чутьё, послушание и старательность – как раз то, что было у Джульбарса.

Сначала собак приучали находить специально зарытые мины, которые не могли взорваться, а за каждую найденную давали кусочек мяса. Но Джульбарс работал не за мясо. Бывало найдёт мину, сядет возле неё, а сам так умильно на Иванова поглядывает, хвостом машет и ждёт, пока тот его похвалит.

ПЕРВОЕ ЗАДАНИЕ

Все удивлялись чутью и понятливости Джульбарса. Не было случая, чтобы он ошибся или пропустил мину. И куда её только не прятали: зарывали в землю, подвешивали, клали в комнате среди вещей, а сверху в несколько рядов закрывали одеялами, и всё равно Джульбарс находил. Иванов очень гордился своим учеником. И не зря. Скоро Джульбарс стал гордостью не только Иванова, но и всей части. А случилось это так.

В их подразделение пришёл приказ: «Срочно выделить лучшую собаку-миноискателя и перебросить её на самолёте к месту назначения».

Иванов совсем недавно закончил обучение Джульбарса, и всё-таки командир подразделения послал именно его.

Как только самолёт приземлился и Иванов вылез из кабины, ему сразу дали распоряжение идти с собакой на аэродром.

Никогда не волновался так Иванов, как выполняя это первое боевое задание.

Задание было очень ответственное. Отступая, враги заминировали аэродром. Перед этим шли дожди, потом сразу ударил мороз, и аэродром покрылся толстой ледяной коркой; под этой коркой и находились мины. Специальные приборы для нахождения мин не могли помочь. Щупы не входили в мерзлую землю, а миноискатели не действовали, потому что мины были зарыты в деревянных оболочках.

Вместе с сопровождавшими его минёрами Иванов подошёл к небольшому, торчавшему из земли колышку. На колышке была прибита дощечка с короткой чёрной надписью: «Заминировано».

Иванов остановился, окликнул Джульбарса и громко, внятно сказал: «Ищи!»

Джульбарс натянул повод и повёл за собой Иванова. Джульбарс шёл медленно, не спеша, вынюхивая каждый сантиметр земли этого огромного поля. Он шёл и вёл за собой хозяина метр… два… три… десять, нигде не останавливаясь, не задерживаясь.

Сначала Иванов шёл спокойно, потом его вдруг охватило сомнение: «А что, если… что, если Джульбарс пропускает мины?» От этой мысли ему стало жутко. Иванов остановился.

– Ищи, ищи! – почти закричал он, показывая на землю. – Ищи!

Джульбарс удивлённо посмотрел на хозяина и опять потянул дальше.

Вот они уже совсем далеко от той маленькой до-щёчки с чёрной надписью. Сзади издали им машут и что-то крича г оставшиеся около неё люди. Но что именно, Иванов не может понять. Одна назойливая мысль не оставляет его: «Неужели Джульбарс пропускает мины?»

Вдруг Джульбарс резко изменил направление и сел. Он сидел так же, как это делал во время учёбы, когда находил зарытую мину. Он смотрел то на еле приметный холмик около своих лап, то на хозяина. А Иванов? Иванов обхватил голову Джульбарса и крепко прижал его к себе. Потом над местом, где была зарыта мина, он воткнул красный флажок и пошёл дальше.

Словно красные цветы, распускались флажки то в одном, то в другом месте, и скоро ими было усеяно всё поле. А через несколько часов около них уже хлопотали минёры. Они вытаскивали и обезвреживали мины.

ЧЕТВЕРОНОГИЙ ДРУГ

Прошло несколько лет. За это время Джульбарс нашёл тысячи мин. Отступая, фашисты минировали всё: дома, вещи, посуду, кушанье – одним словом, всё, до чего мог дотронуться человек. Но Джульбарс своим чутьём разгадывал самые хитрые уловки врага и этим спасал жизнь многим людям. Не раз спасал он жизнь и своему хозяину.

Однажды, освобождая от мин дома, Иванов зашёл в брошенную квартиру. Комнатка, в которую он вошёл, была маленькая и уютная, а остатки еды на столе показывали на то, что её владельцы ушли очень поспешно. Этот мирный вид комнаты и обманул Иванова.

Забыв осторожность, он хотел пройти в соседнюю комнату и уже подошли к двери. Но вдруг Джульбарс опередил хозяина. Он сел на самом пороге и загородил проход. Иванов не понял собаку. Он взял Джульбарса за ошейник и хотел отстранить. И тут всегда послушный Джульбарс неожиданно огрызнулся, вывернулся из рук хозяина и вновь загородил ему дорогу.

Такого поступка Иванов не ожидал. Чтобы Джульбарс огрызнулся, не послушался?.. «Нет, здесь что-то не то», – подумал Иванов.

И верно: под порогом двери, в которую он хотел войти, оказалась спрятанная мина.

Всю войну Иванов не расставался с Джульбарсом: побывал с ним в Смоленске, Белоруссии, Польше. Конец войны застал их в Берлине.

Домой Иванов возвращался не один. Рядом с ним в поезде сидел его верный помощник, Джульбарс.

Когда Иванов приехал в Москву, он послал письмо Коле. Он написал Коле о том, как хорошо работал его воспитанник, как много раз спасал ему жизнь и что ему, Иванову, очень жаль расставаться со своим четвероногим другом.

И Коля не взял Джульбарса. Он ответил, что хотя и очень любит Джульбарса, но всё же решил его оставить Иванову. А себе Коля заведёт ещё собаку, назовёт её тоже Джульбарсом и, когда она подрастёт, обязательно опять подарит Советской Армии.

ДРУЖБА

В то лето я поселилась у одного лесника. Изба у него была большая, просторная. Стояла она прямо в лесу, на полянке, и через усадьбу, огороженную плетнём, журча по камешкам, бежал узкий ручеёк.

Сам лесник Иван Петрович был охотник. В свободное от работы время он брал собаку, ружьё и отправлялся в лес.

Собака у него была большая, рыжая, с тёмной, почти чёрной спиной. Звали её Дагон. Во всём округе не было гончей собаки лучше Дагона. И уж если возьмёт он след лисы, то на какие бы она хитрости ни пускалась, от Дагона ей не убежать.

Охотился Иван Петрович с Дагоном поздней осенью и зимой. А весной и летом Дагон сидел больше дома, потому что в это время охотиться за лисицами запрещено и Иван Петрович сажал его на цепь.

– А то набалуется, – говорил лесник.

Сидеть на цепи Дагону не нравилось. Как только его спускали, он старался незаметно улизнуть, а если его звали, делал вид, будто не слышит.

Правда, иногда вместе с сыном лесника Петей мы брали Дагона с собой в лес, но это случалось лишь в те редкие дни, когда его хозяин уезжал в город.

Зато как радовался Дагон этим прогулкам! Он мчался всегда впереди, ко всему принюхивался, что-то искал. Из-под его ног то, испуганно квохча, взлетала тетёрка, то с шумом поднимался глухарь. Кончалась такая прогулка обычно тем, что Дагон от нас удирал. Он находил след лисицы или зайца и мгновенно исчезал. Его громкий, заливистый лай раздавался далеко по лесу, и сколько бы мы ни звали Дагона, он никогда не приходил.

Возвращался Дагон уже к вечеру, усталый, со впавшими боками. Входил, как-то виновато виляя хвостом, и тут же залезает в свою конуру.

НАХОДКА

Однажды, во время прогулки, не успел Дагон от нас отбежать, как мы услышали его громкий лай. Он лаял где-то совсем близко, и мы с Петей побежали посмотреть, кого он поймал.

Увидели мы Дагона на лужайке. Он лаял и прыгал около большого, старого пня, старался что-то достать из-под корней и даже от злости грыз зубами кору.

– Наверно, ёжика нашёл! – крикнул мне Петя.– Вот сейчас мы его достанем.

Я схватила Дагона за ошейник и оттащила в сторону, а Петя взял палку и сунул под пень, чтобы вытащить ёжика.

Но не успел он засунуть палку, как оттуда выскочил небольшой серенький зверёк и бросился через лужайку.

Лисёнок был ещё маленький и неопытный. Он метался под самыми ногами у Пети, но Петя никак не мог его поймать. Я тоже не могла ему помочь, так как еле-еле удерживала Дагона, который рвался к зверьку.

Наконец Пете удалось загнать лисёнка в кусты и прижать его кепкой. Пойманный зверёк уже не сопротивлялся. Петя посадил его в кузовочек от ягод, а сверху, чтобы не выскочил, завязал платком, и мы отправились домой.

Дома Петина мать не очень-то обрадовалась нашей находке. Она даже пробовала против неё возражать, но Петя так упрашивал разрешить ему оставить лисёнка, что Прасковья Дмитриевна наконец согласилась:

– Ладно уж, держи! Только отец всё равно не позволит, – в заключение сказала она.

Но отец разрешил тоже, и лисёнок остался.

Первым делом мы принялись за устройство ему помещения. Петя притащил из сарая ящик, и мы начали мастерить из него клетку. Одну сторону ящика затянули проволокой, а в другой – прорезали дверцу. Когда клетка была совсем готова, постелили туда солому и пустили лисёнка.

Но не успели мы его выпустить, как зверёк тут же забился в самый угол ящика и спрятался в солому. Он даже не стал есть положенное ему мясо, а когда Петя пододвинул кусочек палочкой, сердито заворчал и схватил её зубами.

Весь остаток дня лисёнок сидел в своём углу. Зато, как только наступила ночь и все легли спать, он начал скулить, тявкать и так царапал лапами сетку, что даже сорвал себе палец.

Петя очень огорчился, когда увидел утром раненую лапку лисёнка, но мы его утешили, сказав, что зато лисёнок теперь меченый и если даже уйдёт, то мы его сразу узнаем по следу.

Автор Чаплина Вера Васильевна

Вера Васильевна Чаплина

Орлик

Вера Васильевна Чаплина родилась в 1908 году в городе Москве, в семье служащего. Она рано осталась без отца и несколько лет воспитывалась в детском доме. С детства она любила животных и с пятнадцати лет поступила в кружок юных биологов Зоопарка. В этом кружке она училась, проводила наблюдения за животными, изучала их повадки.

Болезнь матери и нужда в семье заставили Веру Васильевну с шестнадцати лет идти работать. Поступила она в Зоопарк рабочей по уходу за животными, а всё свободное время отдавала пополнению своих знании.

В 1927 году она окончила курсы при Зоопарке и начала работать лаборантом. В 1932 году В. Чаплина уже была экскурсоводом, одновременно продолжая работать со зверями.

В 1933 году В. В, Чаплина организовала первую опытную площадку молодняка, где совместно воспитывались самые разнообразные звери.

В 1937 году Веру Васильевну перевели на работу заведующей секцией хищников, куда, помимо площадки молодняка, входили все хищные звери Зоопарка.

За время работы в Зоопарке В. В. Чаплина воспитала много животных. У неё накопился интересный матерная по наблюдению и воспитанию диких животных, и она стала писать рассказы. В 1937 году вышла сё первая книжка, под названием «Малыши с зелёной площадки», затем были изданы книги: «Мой воспитанники», «Четвероногие друзья», «Медвежонок Рычик и его товарищи», «Ная», «Орлик» и многие другие. Неоднократно издавался рассказ «Кинули», в котором говорится о том, как В. В. Чаплина взяла маленького, беспомощного львёнка, воспитывала у себя дома и как из него выросла огромная львица, которая по прежнему любила и помнила свою воспитательницу.

С 1946 года В. В. Чаплина целиком перешла на литературную работу. Она много ездила но стране, особенно часто бывала в Карелин и в районе Кандалакши, где изучала обитающих там животных.

В 1941 году В. В. Чаплина вступила в ряды членов Коммунистической партии; она - член Союза писателей и принимает активное участие в его работе.

ОРЛИК

Я сидела на маленькой деревянной пристани и ждала парохода.

В последний раз любовалась я на Онежское озеро, на места, где провела это лето. Вон вдали, на той стороне залива, видна и деревенька, в которой я жила, а ближе сюда - острова.

Как красиво раскинулись они по заливу! И я смотрела на них, стараясь запомнить их дикую красоту. Но тут моё внимание привлекла лодка. Она показалась из-за небольшого островка, и в ней как вкопанная, слегка повернув голову, стояла лошадь. Человека я даже сразу не заметила. Он сидел немного впереди и не спеша загребал вёслами.

Меня удивило такое спокойное поведение лошади. «Наверно, привязанная», - подумала я и стала наблюдать за приближением лодки.

Вот она подошла уже совсем близко. Сидевший в ней старик затормозил вёслами и тихо подвёл лодку к берегу. Потом вылез и, поддерживая борт, сказал, обращаясь к лошади:

Но, но, Орлик, пошёл!

И тут я увидела, что Орлик вовсе не привязан. Услышав приказание хозяина, он послушно переступил через борт, вышел на берег и, пока старик вытаскивал на сушу лодку, терпеливо его дожидался. Я подошла к старику и спросила, как он не боялся везти в таком шатком судёнышке лошадь, да ещё без привязи.

Была б другая, может и побоялся, - сказал он. - А наш Орлик ко всему привычен. Ведь он к нам с фронта попал. После войны, по распределению, нашему колхозу достался. Как приехал я лошадей выбирать, мне сразу он приглянулся. И боец тоже мне взять его посоветовал. «Бери, - говорит, - отец, нашего Орлика - хорошая лошадь, не пожалеешь. Да береги его, он своего хозяина от смерти спас».

А как же он его спас? - заинтересовалась я.

Старик закурил трубку, уселся на камень и не спеша рассказал мне всё, что знал сам.

Это было на Карельском фронте. Антонов служил там связным. Лошадь была у него красивая, статная и на ходу быстрая.

К тому же лошадь оказалась очень умной. Как собака, ходила она за своим хозяином: он на кухню - и она следом идёт, он к командиру - и она у блиндажа стоит дожидается.

Потом она ещё умела снимать шапку. Наверно, её ребятишки в колхозе воспитывали и этому научили.С первого же дня полюбилась она ему.

Бывало подойдёт к бойцу, снимет зубами шапку и ждёт, когда угощение за это получит. Тут, конечно, смех, веселье, кто ей сахару даст, кто хлеба. Так и привыкла. Скажет ей Антонов: «Шапку сними, шапку!» - она только гривой махнёт и галопом к бойцам скачет. Подбежит, снимет с кого-нибудь ушанку и к хозяину несёт.

И ведь какая понятливая была: по дороге не уронит и сама в чужие руки не дастся. Принесёт и около Антонова положит.

Ну и умница! - говорили про неё бойцы. - С такой лошадью не пропадёшь.

Действительно, вскоре их слова оправдались.

Однажды зимой нужно было срочно доставить в штаб донесение. Через тайгу проехать было невозможно: кругом непролазные заросли, бурелом. Пешему идти слишком долго, а единственная дорога второй день обстреливалась врагами.

Надо проскочить и срочно доставить в штаб донесение, - сказал командир, передавая Антонову пакет.

Есть проскочить и срочно доставить в штаб донесение! - повторил Антонов, спрятал на груди пакет, вскочил на коня и помчался.

Много раз приходилось ему ездить по этой фронтовой дороге, но теперь, за эти два дня, она сильно изменилась: всюду виднелись глубокие воронки от снарядов, поваленные деревья.

Всё чаще и чаще слышались глухие звуки разрывов. Антонов торопился скорее добраться до узкой лесной тропинки, которая шла стороной от дороги, и торопливо подгонял лошадь.

Но умное животное спешило и так. Можно было подумать, что она понимает и торопится сама проскочить опасное место.

Уже виднелось поваленное дерево и поворот на тропинку. Вот она совсем близко. Послушный поводу конь перепрыгнул через дорожную канаву и, сбивая с веток снег, поскакал по тропинке.

Шальной снаряд разорвался где-то совсем рядом, но взрыва Антонов уже не слышал. Раненный осколком в грудь, он некоторое время ещё держался в седле, потом качнулся и мягко сполз в снег.

Очнулся Антонов оттого, что кто-то слегка его тронул. Он открыл глаза. Рядом с ним стояла его лошадь и, нагнув голову, тихонько прихватывала ему губами щёку.

Антонов хотел приподняться, но резкая боль заставила его со стоном опуститься.

Лошадь насторожилась и, нетерпеливо переступая ногами, заржала. Она никак не могла понять, почему её хозяин лежит и не хочет встать.

Несколько раз терял Антонов сознание и снова приходил в себя. Но каждый раз, открывая глаза, видел стоявшую рядом лошадь.

Ему было приятно видеть около себя своего четвероногого друга, но лучше бы конь ушёл. Он, наверно, вернулся бы в часть; увидев лошадь, там сразу бы догадались, что со связным что-то случилось, и пошли бы его искать. А главное, что мучило Антонова, - это не переданное донесение.

Он лежал, не в силах даже повернуться. И мысль о том, как отогнать от себя лошадь и заставить её уйти, не покидала его.

Обстрел дороги, по видимому, кончился, и, как всегда после обстрела, кругом стояла какая-то необыкновенная тишина.

Но что это? Почему его конь внезапно встрепенулся и, вскинув голову, тихонько заржал? Так он вёл себя, если чувствовал лошадей. Антонов прислушался. Где-то в стороне от дороги послышался скрип полозьев и голоса.

Антонов знал, что враг здесь быть не мог, значит это свой. Надо им крикнуть, позвать… И, пересиливая боль, он поднялся на локти, но вместо крика у него вырвался стон.

Осталась одна надежда - на лошадь, на его преданную лошадь. Но как заставить её уйти?

Шапку, шапку принеси, шапку! - шепчет через силу Антонов знакомые ей слова.

Она поняла, насторожилась, сделала несколько шагов в сторону дороги и нерешительно остановилась. Потом встряхнула гривой, заржала и, всё больше и больше прибавляя шаг, скрылась за поворотом тропинки.

Вернулась она обратно с шапкой. А через несколько минут послышался говор людей, и над Антоновым склонились три бойца, из которых один был без шапки. Они бережно подняли раненого связиста и осторожно понесли его.

Вот так и спас своего хозяина Орлик, - закончил старик свой рассказ и ласково потрепал Орлика по крутой шее.

В это время раздался гудок уже подошедшего парохода. Началась посадка. Я попрощалась с дедом и поспешила за другими пассажирами на пароход.

ДЖУЛЬБАРС

Джульбарса подарили Коле ещё совсем маленьким щенком. Коля очень обрадовался такому подарку: он давно мечтал завести себе хорошую, породистую овчарку.

Много положил трудов Коля, пока вырастил Джульбарса. Ведь немало возни было с таким маленьким щенком. Надо было несколько раз в день его покормить, почистить, вывести погулять.

А сколько он изгрыз Колиных игрушек, вещей!.. Всё тащил, до чего мог добраться.

Особенно он любил грызть ботинки. Однажды Коля забыл спрятать на ночь свой башмаки, а когда утром встал, то от них остались одни лохмотья.

Но это было только до тех пор, пока Джульбарс был маленьким. Зато, когда он вырос, Коле завидовали многие мальчики - такая у него была красивая и умная собака.

Утром Джульбарс будил Колю: лаял, тащил с него одеяло, а когда Коля открывал глаза, спешил ему принести одежду. Правда, иногда Джульбарс ошибался и вместо Колиной одежды приносил папины калоши или бабушкину юбку, но он так забавно торопился, так старался скорей всё собрать, что никто на него за это не сердился.

Потом Джульбарс провожал Колю в школу. Важно, не спеша, шёл он около своего юного хозяина и нёс ему ранец с книгами. Иногда случалось, что ребята, балуясь, кидали в Колю снежками. Тогда Джульбарс загораживал его собой и скалил зубы. А зубы у него были такие большие, что при виде их мальчики сразу переставали бросаться.

По выходным дням Коля брал с собой Джульбарса и вместе с товарищами отправлялся кататься на лыжах. Но катался он не так, как все ребята. Коля одевал на Джульбарса шлейку, привязывал к ней верёвку, а другой конец брал в руки и командовал Джульбарсу: «Вперёд!» Джульбарс бежал вперёд и вёз за собой своего юного хозяина.

РАЗЛУКА

Джульбарс никогда не расставался с...

Вера Чаплина родилась 24 апреля 1908 г в Москве, на Большой Дмитровке в потомственной дворянской семье в доме деда, крупного инженера-теплотехника профессора Владимира Михайловича Чаплина (мецената и воспитателя архитектора Константина Мельникова). Мать, Лидия Владимировна Чаплина, закончила Московскую консерваторию, отец, Василий Михайлович Кутырин, - юрист. После революции 1917 года в хаосе Гражданской войны 10-летняя Вера потерялась и, как беспризорница, оказалась в детском доме в Ташкенте.

В 1923 году Веру разыскала мать и привезла в Москву. Вскоре она стала ходить в зоопарк и поступила в кружок юных биологов (КЮБЗ), которым руководил профессор П. А. Мантейфель. Будущая писательница не только выкармливала соской звериных детенышей и заботилась о них, она наблюдала за животными, вела научную работу, стремилась к тому, чтобы звери не особенно чувствовали, что они в неволе. В 25 лет Вера Чаплина становится одним из новаторов Московского зоопарка.Тогда же в журнале «Юный натуралист» появились первые небольшие рассказы Веры Чаплиной, и сразу после этих публикаций издательство «Детгиз» заключает с ней договор на книгу о площадке молодняка.

Более 30 лет отдала Вера Чаплина Московскому зоопарку, а с 1946 году перешла на постоянную литературную работу. В 1947 году выходит её новый сборник. В 1950 году Чаплина вступала в Союз Писателей. В 1950-1960-х годах с героями произведений Веры Чаплиной, помимо читателей социалистических стран, знакомятся во Франции, Японии, США, и её книги, одни из немногих в то время, широко представляют за рубежом образ советской детской литературы.

Вера Чаплина — детская писательница, создавшая огромное количество произведений для детей. И все они были посвящены братьям нашим меньшим. Ее книги пользовались и продолжают пользоваться популярностью во всем мире. Чаплина — женщина с нелегкой судьбой и интересной биографией. Созданные ею рассказы о животных для детей взяты из реальной жизни. Материалом для творчества послужили наблюдения, которые писательница вела на протяжении многих лет работы в Московском зоопарке.

Детский дом

Вера Васильевна Чаплина (настоящая фамилия - Михайлова) родилась 24 апреля в городе Москве в 1908 году в семье потомственных дворян. Отец писательницы Василий Михайлович работал юристом, мать Лидия Владимировна окончила Московскую консерваторию. Семья проживала на Большой Дмитровке в доме деда.

Послереволюционные годы были тяжелыми для всей страны, в это время разразилась Гражданская война. Этот период стал неудачным для десятилетней Веры. Девочку разлучили с родителями, несколько лет она провела в ташкентском детском доме.

Для маленького ребенка это стало настоящей трагедией, пережить трудный период в жизни помогли животные. Возможно, именно беспорядку, царившему в стране в начале 20-го века, читатели обязаны появлением столь видной фигуры в отечественной детской литературе.

Вера подбирала бездомных котят, щенков и птенцов, приносила их в детский дом, выхаживала. На ночь ей приходилось прятать своих питомцев под кровать, в тумбочку. Если их обнаруживали воспитатели, будущему автору рассказов о животных для детей не удавалось избежать наказания. Трудности закалили девочку, она стала решительной и ответственной. Эти качества очень помогли ей в будущем. Вера не мыслила своей жизни без животных и решила уже тогда, пребывая в ташкентском детдоме, посвятить свою жизнь изучению животного мира. О литературном творчестве она тогда еще и не мечтала.

Возвращение в Москву

Мать долгое время занималась поисками дочки. Наконец они встретились и вернулись в Москву. В это время Вера стала посещать биологический кружок. Она с огромным удовольствием заботилась о животных, изучала их поведение и повадки. Дети под руководством педагога не только занимались уборкой клеток, но и наблюдали за зверями и их повадками. Руководил кружком известный зоолог и писатель П. А. Мантейфель. Правда, дети называли его просто — дядя Петя.

Зоопарк

Повзрослев, Вера Чаплина начала научную деятельность. Она организовала и возглавила специальную площадку в Московском зоопарке, на которой появился здоровый молодняк. Площадка пользовалась огромной популярностью, на ней воспитывались несколько детенышей: медвежата, лисята, тигрята. Территория с маленькими зверюшками была создана для детей. Это позволяло им наблюдать и ухаживать за животными, изучать их поведение.

Площадка Чаплиной завоевала любовь посетителей и стала наиболее посещаемым местом во всем зоопарке. Материал, собранный писательницей в этот период, лег в основу многих ее произведений. Вера Чаплина проработала в зоопарке долгих тридцать лет, была назначена заведующей секцией хищных животных. Перед началом войны ей объявили благодарность. Она получила важную по тем временам государственную награду.

Начало творческого пути

Вера Чаплина с самого детства вела наблюдения за своими подопечными, делала заметки, хорошо знала повадки и характер животных. Без этих записок была бы невозможна и литературная деятельность. Без богатого опыта, который писательница приобрела за годы работы в зоопарке, никогда бы не вышли знаменитые рассказы о животных для детей.

Первые небольшие произведение появились в журнале «Юный натуралист », после чего последовало предложение о создании книги, в которой бы описывались истории, происходившие на площадке молодняка. Следующей книгой стал сборник рассказов Веры Чаплиной «Мои воспитанники». С этой книги начинал вырабатываться индивидуальный стиль писательницы. В 1939 году в Лондоне вышел сборник произведений советской писательницы, посвящённых животным и ориентированных на юных читателей, но интересных и взрослым.

Наиболее популярным ранним произведением стала история о львице, которая была выращена в обычной квартире. Повесть завоевала любовь не только у советских школьников, она стала очень популярна за рубежом и была переведена на европейские языки и распродана большими тиражами. Вера Чаплина подписала договор об издании за границей своих литературных творений. Писательница стала публиковать свои работы в газетах и журналах.

После ВОВ

Во время Великой Отечественной войны наиболее ценные звери были отправлены в эвакуацию на Урал, где Чаплина проявила настоящее мастерство в уходе за зверями, всеми силами пытаясь их спасти от голода. В 1942 году она стала заместителем директора Свердловского зоопарка. После войны Чаплина ушла из зоопарка и серьезно занялась писательской деятельностью. В 1950 году ее приняли в Союз Писателей.

В пятидесятые годы началось создание детских мультфильмов, персонажами которых были питомцы зоопарка Вера Чаплина. Узнать о жизни обитателей Московского зоопарка отныне смогли не только дети, проживающие в столице. Литературным соавтором Чаплиной стал писатель Георгий Скребицкий. Вместе они работали над сценариями к мультфильмам «В лесной чаще», «Лесные путешественники». В 1949 году писатели отправились в Беловежскую пущу. Результаты исследования они отразили в сборнике очерков. Книга веры Чаплиной и Георгия Скребицкого называется «В Беловежской пуще».

Кроме того, авторы создавали небольшие произведения для малышей и публиковали их в журнале «Мурзилка». Скребицкий и Чаплина старались создавать простые и доступные для понимания тексты, насыщенные полезной информацией, которая была бы доступна для понимания даже малышу. Интересные сюжеты, созданные талантливыми писателями, дополнялись не менее талантливыми иллюстрациями, которые создавались известными детскими художниками.

Особенность творчества Веры Чаплиной

В отечественной детской литературе произведения этой писательницы занимают особое место. Ведь прежде всего они пробуждают у юных читателей желание заботиться о братьях меньших, что, по мнению педагогов, необходимо в процессе формирования личности. Произведения писательницы, на первый взгляд, очень просты, они рассказывают своим читателям о незатейливом образе жизни животных, проживающих в условиях неволи. К слову сказать, в годы работы в зоопарке В. Чаплина много сил приложила для того, чтобы животные не чувствовали своей несвободы. Начиная читать ее произведение, оторваться нелегко. Много в этих рассказах интересного и увлекательного.

Поздний период творчества

К наиболее известным произведениям Чаплиной относятся " Мои воспитанники" , " Орлик" , " Малыши с зелёный площадки" , " Несносный питомец" .

К поздним творениям Чаплиной относятся две книги: «Друг чабана» и «Случайные встречи». Произведения писательницы в 80-е начинают принимать иной оттенок. Яркие оптимистичные нотки, которыми были наполнены первые рассказы, сменились более спокойной атмосферой. Автор описывает портреты животных, предлагает читателю всмотреться в них, разглядеть едва заметные черты. Кроме того, писательница вела переписку со своими читателями, как с российскими, так и с зарубежными.

Успех за рубежом

Произведения Веры Чаплиной были переведены на разные языки. Ее работы издавали в Великобритании, Израиле, Франции, США и многих других странах. На ее книгах выросло не одно поколение читателей. Книги Чаплиной наполнены действиями, интересными событиями и наблюдениями, они доступны для понимания даже самым маленьким детям. Всего было продано около двадцати миллионов экземпляров книг этой талантливой писательницы .

В нашей стране не одно поколение выросло на произведениях Веры Чаплиной. Регулярно переиздаются произведения, опубликованные впервые еще в далеких тридцатых, рассказы, на которых выросли дедушки и бабушки современных читателей. Писательница прожила долгую, насыщенную жизнь. Ушла из жизни в декабре 1994 года. Похоронена на Ваганьковском кладбище. В 2017 году в городе Омске открыта библиотека имени В. Чаплиной.

Вера Васильевна Чаплина (1908–1994) – известная детская писательница-анималист, жизнь и творчество которой непосредственно связаны с Московским зоопарком.

Вера Чаплина родилась в Москве, на Большой Дмитровке в потомственной дворянской семье в доме деда, крупного инженера-теплотехника профессора Владимира Михайловича Чаплина (мецената и воспитателя архитектора Константина Мельникова). Мать, Лидия Владимировна Чаплина, закончила Московскую консерваторию, отец, Василий Михайлович Кутырин, - юрист. После революции 1917 года в хаосе Гражданской войны 10-летняя Вера потерялась и, как беспризорница, оказалась в детском доме в Ташкенте.

«Только любовь к животным помогла мне пережить это первое большое горе, - вспоминала впоследствии писательница. - Даже находясь в детском доме, я ухитрялась держать щенят, котят и птенцов… Днем я выносила своих питомцев в огромный сад около дома, а на ночь тащила их в спальню и прятала кого в тумбочку, кого под кровать, а кого себе под одеяло. Иногда кто-нибудь из воспитателей обнаруживал моих питомцев, и мне здорово попадало». Любовь к животным и ответственность за жизни своих «меньших братьев» воспитали в маленькой девочке решительность и умение преодолевать трудности. Эти черты характера и определили её жизненный и творческий путь.

Матери удалось разыскать Веру, и в 1923 году они возвратились в Москву. Вскоре 15-летняя девушка стала ходить в зоопарк и поступила в кружок юных биологов (КЮБЗ), которым руководил профессор П.А. Мантейфель. Будущая писательница не только выкармливала соской детенышей и заботилась о них, она наблюдала за животными, вела научную работу, стремилась к тому, чтобы звери не особенно чувствовали, что они в неволе.

В 25 лет Вера Чаплина становится одним из новаторов Московского зоопарка. Она навсегда останется в его истории как инициатор и руководитель созданной в 1933 году площадки, где «не только воспитывался здоровый и крепкий молодняк, но и было сделано так, чтобы разные животные мирно уживались друг с другом». Этот эксперимент вызвал небывалый интерес зрителей, и площадка молодняка на многие годы стала одной из «визитных карточек» Московского зоопарка.

Тогда же в журнале «Юный натуралист» появились первые небольшие рассказы Веры Чаплиной, и сразу после этих публикаций издательство «Детгиз» заключает с ней договор на книгу. В 1935 году были опубликованы и имели успех «Малыши с зеленой площадки». Как и для многих авторов, определяющей для Чаплиной стала её вторая книга - «Мои воспитанники» (1937). И действительно, вошедшие в неё рассказы, среди которых «Арго», «Лоська», «Тюлька», стали одними из лучших в её творчестве. А история про львицу Кинули, воспитанную в городской квартире, кроме того получилась настоящим бестселлером, ожидаемым читателями ещё до своей публикации.

События, описанные в этой повести, начались весной 1935 года и уже осенью были широко известны не только в Москве, но и далеко за её пределами благодаря многочисленным газетным заметкам и репортажам в киножурналах. На Чаплину буквально обрушился поток писем от незнакомых детей и взрослых из разных городов страны. Причем большинство из них, не зная её точного адреса, надписывали конверты просто: «Московский зоопарк, Кинули Чаплиной». Вскоре известность становится международной: в декабре американская «The Christian Science Monitor» публикует большую статью о Вере Чаплиной, Кинули и площадке молодняка; затем с ней заключают договор об издании произведений за границей, и в 1939 году в Лондоне выходит книга её рассказов «My Animal Friends», George Routledge & Sons Ltd.

В 1937 году Чаплину назначили заведующей секцией хищников. В начале войны Веру Чаплину вместе с частью особо ценных животных направляют в эвакуацию на Урал, в Свердловский зоопарк. В хаосе массовой эвакуации она пережила ужас потери детей (сына и дочери), и лишь самообладание и счастливый случай помогли ей найти их где-то под Пермью. Особенно трудно было сохранить жизнь животным. «Не хватало кормов, приходилось прилагать громадные усилия, чтобы накормить, спасти их, - рассказывала годы спустя писательница. - Все без исключения сотрудники зоопарка самоотверженно боролись за жизнь наших питомцев. Мы делились последним с детьми и …зверями». В тяжелейших условиях войны Чаплина проявила себя умелым и решительным организатором. Летом 1942 года её назначают заместителем директора, а весной 1943 года возвращают в Москву и поручают руководство производственными предприятиями столичного зоопарка.

Более 20 лет отдала Вера Чаплина Московскому зоопарку. В 1946 году она перешла на постоянную литературную работу. В 1947 году выходит её новый сборник «Четвероногие друзья», в котором помимо переработанного текста «Кинули» впервые появились такие рассказы, как «Фомка-белый медвежонок», «Волчья воспитанница», «Куцый», «Шанго» и другие. «Четвероногие друзья» имели необычайный успех: уже через несколько лет они были переизданы не только в Москве, но и в Варшаве, Праге, Братиславе, Софии, Берлине. А когда в 1950 году Чаплина вступала в Союз писателей, то рекомендовавшие её Самуил Маршак и Лев Кассиль недоумевали, почему это не произошло гораздо раньше.

Литературным соавтором Веры Чаплиной с конца 1940-х годов стал писатель-натуралист Георгий Скребицкий. В соавторстве они создают сценарии к мультфильмам «Лесные путешественники» (1951) и «В лесной чаще» (1954). После совместной поездки в Западную Белоруссию публикуют книгу очерков «В Беловежской пуще» (1949). И все же главным писательским материалом для Чаплиной продолжает быть жизнь Московского зоопарка. В 1955 году она выпускает сборник рассказов «Питомцы зоопарка» (окончательно завершён в 1965 году). Среди героев рассказов Чаплиной такие знаменитые животные Московского зоопарка, как волк Арго, тигры Раджи и Сиротка, медведи Борец и Марьям, кондор Кузя, слон Шанго и другие.

Произведения писательницы иллюстрировали такие мастера книжной графики, как Дмитрий Горлов, Георгий Никольский, Алексей Комаров, Вадим Трофимов, Евгений Чарушин, Вениамин Белышев, Евгений Рачёв, Владимир Конашевич. Кроме того, с Чаплиной работали и многие известные фотографы.

В 1950–1960-х годах с героями произведений Веры Чаплиной знакомятся во Франции, Японии, Израиле, Португалии, США, и её книги, одни из немногих в то время, широко представляют за рубежом образ советской детской литературы. Это весьма примечательно, ибо как раз советская идеология в них совершенно отсутствовала. Впрочем, данное обстоятельство не мешало «Издательству литературы на иностранных языках», расширяя круг своих иностранных читателей, публиковать «Четвероногих друзей» и «Питомцев зоопарка» английском, немецком, испанском, арабском, корейском, хинди, бенгали, урду и других языках.

Сама писательница после ухода из зоопарка и тяжелой болезни с начала 1950-х годов жила все более замкнуто. Чаплину не волновала мишура публичных выступлений, она не стремилась пролезть в «литературное начальство», а отношение к ней со стороны начальства зоопарковского было на удивление прохладным. Зато Вера Васильевна сделалась общественным инспектором охраны природы, научилась водить машину (после того, как почти год была парализована из-за энцефалита). Выросли ее дети, появились внучки, прибавилось семейных забот. Вера Васильевна привыкла быть лидером – основной груз ответственности в семье она всегда несла на своих плечах. Но с детства она имела счастливый талант в самых обыкновенных обстоятельствах и ситуациях обращать внимание на что-то очень интересное для себя и неожиданное для других. С возрастом этот талант помогал писательнице находить все новые и новые сюжеты для рассказов.

Не одно поколение читателей выросло на произведениях Веры Чаплиной (общий тираж её книг превышает 20 миллионов экземпляров). И хотя первые юные читатели первых рассказов Чаплиной давно стали дедушками и бабушками, её книги переиздаются вновь, и вновь они пользуются успехом.

Вера Чаплина похоронена в Москве на Ваганьковском кладбище.


Top