Хронология древнейших произведений искусства. Древнее искусство Искусство Греции и Рима

шпаргалка

Все даты- приблизительны.

Доисторическое искусство

-2,5 миллиона лет до н.э. - 800 г. до н.э.

доисторическое искусство и культура-эпоха мезолита и неолита, бронзовый и железный век.

петроглифы (наскальные рисунки), пещерная живопись


Искусство палеолита. Пещера Ласко (Франция)

Античное искусство 800 г. до н.э. - 450 г. н.э.

Искусство античного периода характеризует скульптура, фрески и различные гончарные изделия. В изобразительном искусстве преобладает энкаустика — восковая живопись

Скульптурный фриз «Пергамский алтарь Зевса»;


Скульптура «Умирающий галл»;

Скульптура «Метатель диска»;

Древнегреческий храм — Парфенон;

Армия терракотвых воинов в Китае;

Начало эллинистического искусства;

Начало христианского искусства;

Христианские фрески в Риме;

Базилика Святого Петра в Риме.

Период Темных веков /450-1450 годы.

В этот период зарождается византийское и средневековое искусство, православная иконопись и мозаичная живопись .

Тенденция на создания работ религиозного содержания остается актуальной длительное время. Многие идеи этого направления повлияли и на мастеров поздних времен.


Поцелуй Иуды. Джотто.

Европейское Возрождение

(начало)

Эра Прото-Ренессанс развивается под влиянием готического стиля.

Создается большое число памятников архитектуры. Новые готические соборы, храмы и церкви украшаются пано, витражами и габиленами.

Некоторые мастера начинают писать работы темперой на дереве.

Синопсис:

Керамическая и фарфоровая посуда (Китай);

Запрестольная живопись;

Работы христианской тематики от неизвестных мастеров;


Портрет четы Арнольфини.

«Мадонна с младенцем и Анной». Леонардо да Винчи

Ренессанс Итальянское Раннее Возрождение (1400-1490)

Три главных центра итальянского Возрождения:

Флоренция, Рим и Венеция.

Этот этап развития был первым крупным выражением классицизма в мировом искусстве.

В области скульптуры следует отметить мастера Донателло, которого многие специалисты признают лучшим.

Итальянское Высокое Возрождение (1490-1530)

.

Дальнейшее творчество трех великих мастеров, не нуждающихся в представлении, оказало влияние на весь мир изобразительного искусства. Синопсис:

Известный пример линейной перспективы:

Оплакивание Мертвого Христа (Мантенья);

Шедевр на мифологическую тему:

Рождение Венеры (Боттичелли);

Первый шедевр живописи Высокого Возрождения:

Тайная вечеря (Да Винчи);

Джоконда (Да Винчи);

Скульптура Давида (Микеланджело);

Фрески Сикстинской капеллы (Микеланджело);

Станцы Рафаэля.

Золотой век нидерландской живописи

Период расцвета искусства в Нидерландах связан с именами Яна Ван Эйка (портрет четы Арнольфини, человек в красном тюрбане)

и Иеронима Босха (семь грехов, сад земных наслаждений и др.).

Живопись Германии

Несмотря на бурное технологическое развитие Германии того времени,


Праздник венков из роз. Масло, тополевая доска (1506)

одним из величайших художников Северного

Возрождения является немец Альбрехт Дюрер.

1530-1860 годы.

Эра маньеризма (1530-1600)

Золотой век венецианской живописи наступил благодаря творчеству

Джорджане, Тициана, Тинторетто и Веронезе.

Греческий художник Эль Греко переезжает в Испанию, где начинает рисовать, внося вклад в культурный код того времени.

Именно в этот период выдающийся искусствовед того времени Вазари публикует знаменитый труд «Жития художников».

Барокко (1600-1700)

Эпоха барокко в живописи и архитектуре стала смелой, драматичной и красочной благодаря

Караваджо, Веласкесу и Рубенсу.

Новый стиль сочетает в себе

натурализм, религиозные и мифологические мотивы,

а также порождает массу подражателей ведущих мастеров.

Синопсис:

Во Флоренции появляется первая академия художеств в Европе;

Открытие академии художеств в Париже;


Скульптуры Бернини;

Строительство Тадж-Махала и развитие монгольской архитектуры; Аллегорические натюрморты (Ванитас).

Американское колониальное искусство

(1700-1770)

Эпоха рококо

и архитектурного дизайна отражает упадок французского правительства благодаря капризному и декоративному стилю.

Появление неоклассических художников

(Гойя, Энгр и Жак-Луи Давид)

и подобной архитектуры

(здания сочетали в себе колонны в греческом стиле и классические крыши, купала ренессанса).

Важные музеи: Екатерина Великая создает Эрмитаж (Санкт-Петербург). Открытие Лувра, одного из крупнейших художественных музеев.

Романтизм(1800-1860)

Романтизм характеризуется идеями героических идеалов французской революции.

Среди романтиков ведущими являлись

Делакруа, Уильям Блейк, Томас Коул, Джон Констебл, Каспар Давид Фридрих

и другие.


ДЕЛАКРУА ЭЖЕН Натюрморт с омаром и трофеями охоты и рыбной ловли

В Германии образуется движение Назарян

(Изначально, Фридрих Овербек и Франц Пфорр),

для которого характерен романтизм, реализм и многие другие популярные тенденции в немецком искусстве 19 века.

Синопсис:

Картина «Свобода, ведущая народ«, Делакруа;

Французские художники закладывают основы импрессионизма;

Начало фотографии; Движение прерафаэлитов, основанное Данте Россетти.


Видение Данте (о смерти Беатриче)

1870-1960 годы

Менее известные направления середины и конца 19 века включали в себя флорентийский стиль, Японизм, популярный в Великобритании и Франции, французский натурализм, символизм, мистическую религиозную школу декоративно-прикладного искусства «Наби» и другие.

Импрессионизм

Эпоха импрессионизма, зародившегося во Франции, началась с работ

Клода Моне, Пьера-Огюста Ренуара, Альфреда Сислея, Писсарро и многих других.


Альфред Сислей Канал Луа в Сен-Мамме. 1885

Импрессионисты сосредотачивались на написании естественных пейзажей, однако, спустя некоторое время большинство из них начали писать в помещениях и студиях.

В 1880-е годы можно видеть проявление американского импрессионизма

(Чейс, Робинсон, Кассатт). Синопсис:

Кульминация французской живописи;

«Впечатление. Восходящее солнце», Моне;

Рассвет австралийского импрессионизма;

«Воскресный день на острове Гранд-Жатт», Жорж Сёра.

Экспрессионизм и постимпрессионизм

Плодотворный период голландца Винсента Ван Гога в значительной степени повлиял на экспрессионизм.

На его счету такие шедевры как


«Пшеничное поле«,

«Ваза с подсолнухами», «Ночная терраса кофе» и многие другие.

Стиль постимпрессионизма по праву ассоциируют с Гогеном и Эмилем Бернардом.

Модерн

Сецессия и модерн стремятся оторваться от официальных правил и рамок в искусстве. Модерну характерны идеи объединения изобразительного искусства, скульптуры и архитектуры.

Зачастую, эта идеология скептично воспринималась критиками, а выставки модернистов вызывали споры.

Развитие плакатного искусства (1860-1980);

Классическое Возрождение в современном искусстве — реакция на натурализм импрессионистов;

Зарождение экспрессионизма (Эдвард Мунк, Анри Матисс, «Фавизм», немецкий «Синий всадник»);

Возникновение примитивизма на Западе;

«Голубой период«, «Авиньонские девицы» и кубизм Пабло Пикассо;


Лучистый пейзаж Михаил Федорович Ларионов 1912, 94.5×71 см

Михаилом Ларионовым (Россия) изобретен стиль «лучизм» (1912-1913).

Английский «вортизм» (1913-1915),

развивающий идеи кубизма;


Rene Magritte: Golconde

Стиль «дада» (1916-1924), в котором использовались шокирующие банальные образы;

Абстрактное направление «супрематизм» (1913-1920), связанное с Натальей Гончаровой и Малевичем;

Сюрреализм


Андрей Горенков

(1920-е) В Европе, под влиянием дадаизма, кубизма и коммунистической философии возникает сюрреализм.

Движение характеризуется в первую очередь работами

Сальвадора Дали, Хуана Миро, Рене Магритта и Марселя Дюшана.

В это время Пабло Пикассо рисует знаменитую «Гернику»;

Развитие абстрактного экспрессионизма (1940-1950)

и неоэкспрессионизма.

Поп-арт (1960-е)

Идеи поп-арта отстаивали Энди Уорхол, Рой Лихтенштейн, Джаспер Джонс и Роберт Раушенберг.


Поп-художники пытались придать банальным предметам и образам статус произведения искусства.

Шестидесятым также характерно нарастание популярности фотореализма (он же суперреализм) и минимализма.

с 1970 года.

Постмодернизм


"Cordoba" Миммо Паладино 1984 г. (постмодернизм)

Период после 1970 годов историки искусств любят называть «постмодернизм». Этот стиль представляет собой триумф стиля над содержанием, а мастера, как правило, используют новые средства связи, подчеркивая важность общения художника и аудитории.

Синопсис:

Концептуальное искусство;

Видео-искусство;

Авангардные работы.



по материалам сайта

Античное искусство – это искусство Древней Греции, Рима, Египта и других стран и народов, культура которых развивалась под влиянием культурной традиции этих стран.

Впервые, об «античном искусстве» заговорили в период Возрождения, когда творения мастеров Древней Греции и Рима считались эталоном красоты и стали классическими для всех творцов Европы.

Античное искусство различных стран имело очень много общего из-за того, что оно основывалось на едином эстетическом идеале. В скульптуре, прикладном искусстве и живописи активно использовался образ прекрасного внешне, гармонически развитого человека, хорошего воина, патриота, гражданина с богатым внутренним миром.

Мастера Древней Греции очень долго изучали строение человеческого тела, пластичность движений и соразмерность пропорций. Главными кандидатами на то чтобы стать образом для очередной картины или статуи были участники Олимпийских Игр.

Главной задачей художников было реалистическое изображение правдивого образа человека в скульптуре и вазописи.

Мирон «Дискобол»

Афинский Акрополь (статуи Фидия)

Нельзя оценить тот вклад, который сделали в мировое искусство архитекторы Древней Греции. Им удавалось создавать величественные сооружения прямоугольной формы с логически обоснованными системами отношений между несущими частями здания и несомыми.

Все памятники античного искусства вызывают в людях эстетическое наслаждение и яркий образ единства архитектуры и скульптуры Древней Греции.

В конце IV в. до н. э. на смену классицизму в античном искусстве приходит интерес к внутреннему миру человека, правдивости передачи динамики. Таким образом, в искусстве данного периода отмечается увлечение огромными размерами и многофигурными композициями.

Последние 300 лет существования греческой цивилизации традиционно называют эллинистической эпохой.

Искусство Древнего Рима

Наследником культуры Древней Греции стал Древний Рим. За короткий промежуток времени Рим прошел путь от маленького города до величественной столицы самой могучей империи того времени. Жители Рима очень высоко ценили искусство в различных его проявлениях (литературу, архитектуру, скульптуру, театр и науку).

Их архитекторы построили прекрасные мосты и водопроводы, дороги и общественные здания. В строительстве они создали особую систему арочного строительства, что позволило серьезно увеличить ширину перекрытий. Во 2-ом веке впервые был использован купол. К началу четвертого века в искусстве Древнего Рима сформировалось целое направление строительства куполообразных перекрытий. Использовалось два типа куполостроения – центрально-купольное и базилика.

Базилика Святого Петра в Риме

Особенного внимания заслуживает скульптурный портрет этого периода. Этому искусству характерно правдоподобие образов. В честь римских императоров устанавливали огромное число монументов, ансамблей, термов. Говоря об архитектуре Рима нельзя не упомянуть, конечно же, Колизей, колонну Трояна и Пантеон.

Античное искусство оказало огромное влияние на развитие всего мирового искусства последующих эпох.

Хотя тематика этой статьи в первую очередь имеет отношение к антропологии и, в частности, к антропогенезу, все же искусство и его проявления являются крайне важной частью человеческого общества на протяжении всей его истории. Искусство является неотъемлемой частью человеческого разума и в первобытные времена именно оно формировало то, что можно назвать информационным пространством тех далеких времен. Именно поэтому я хочу рассказать о хронологии древнейших произведений искусства обнаруженных на данный момент археологами.

Галька из Макапансгата.

Эта археологическая находка относится к самым древним из известных подтверждений «нецелесообразных действий». Закономерно, что наших предков заботили лишь сугубо утилитарные вещи, вопросы, касающиеся выживания. Действия, которые мы сейчас называем искусством, никак не помогают в выживании. Однако в пещере Макапансгат на территории современной ЮАР был обнаружен удивительный камешек — красная, круглая галька с естественными отверстиями, похожими на лицо. Галька была найдена среди останков так называемых африканских австралопитеков, которые обитали в Южной Африке от 3.5 до 2.5 миллионов лет назад. Австралопитеки — это настолько далекие предки людей, что объединены с нами лишь общим семейством — они и мы являемся гоминидами (человекообразными обезьянами). Австралопитеки не были даже до конца прямоходящими, не говоря уже о разумности, хотя и использовали примитивнейшие орудия труда.

Австралопитек африканский. Реконструкция выполнена Романом Евсеевым (1)

Ученые, исследовавшие пещеру Макапансгата и, в частности, этот забавный камень, установили, что порода, из которой он состоит, не свойственна той местности, и перенесен древними гоминидами на их стоянку не менее чем за 30 километров.


Пещера Макапансгата (2)

Хотя тот камешек весом около 250 грамм нельзя назвать произведением искусства древних, но в виду того, что они перенесли его на столь значительное расстояние, а единственной его естественной особенностью является схожесть с лицом, можно сделать вывод, что именно это привлекло наших древних предков. Несмотря на естественное происхождение гальки, представитель древних гоминид отнесся к нему неестественно и совершил с ней нецелесообразное действие, особенно при учёте того, что у африканских австралопитеков не имелось сумок и, тем более, одежды с карманами, в которых можно было бы носить всякие безделушки. Подобная находка показывает наличие у австралопитеков некоего художественного видения, появления воображения и абстрактного мышления. Появление у гоминид художественного восприятия, конечно же связано с развитием мозга и зрительной системы. Как отмечает антрополог, кандидат биологических наук Станислав Дробышевский, в своей работе, посвященной развитию мозга первобытных людей: «Затылочная доля отвечает в основном за зрение. Очевидно, именно эволюция затылочной доли (конечно, совместно с лобной) сделала возможным развитие визуальных образов.»(3)

Камни-головы.

При раскопках различных стоянок древних людей археологами было обнаружено множество каменных артефактов, напоминающих человеческие головы или лица. Самыми известными можно считать камни из Олдувая (Танзания, около 1.8 мил. лет назад) и Пампау (Германия, около 400 тыс. лет назад). Конечно подобные находки можно было бы посчитать простыми камешками, волей случая принявшими такую форму, но обилие однотипных артефактов именно вблизи стоянок древних позволяет судить об их неслучайности. Скорее всего, наши предки видели в них то же, что и мы, поэтому их собирали, а возможно, и изготовляли. Кроме того, около 400 тыс. лет назад начинают появляться буквально изготовленные памятники символического мышления — различные кости с нанесенными на них насечками в виде параллельных линий, и некого схематичного орнамента, иногда напоминающего фигурки людей. Все эти находки, включая самую древнюю из Танзании, уже относятся ко времени появления первых людей, а именно человека умелого. Примерно в то же время (около 1.9 мил. лет назад) люди начали использовать огонь для приготовления пищи. Нужно заметить, что находок из Олдувая настолько много и они имели такое значение для науки, что в честь этого места получил название целый культурный слой. Олдувайская культура являет собой наиболее примитивную культуру обработки камня и занимает собой от 2.7 до 1 миллиона лет назад.



Камни-головы из различных мест и времени.


Кость с насечками

Палеолитические Венеры.

В более поздний период (около 200 тысяч лет) появились так называемые палеолитические Венеры — первые рукотворные произведения художественной деятельности, представляющие из себя антропоморфные каменные фигурки. Фигурки эти изображают женщин, отсюда и название «Венера». Первая фигурка, Венера из Берехат Рама (Размеры: 3,5 на 2,5 на 2,1 см) 150 — 280 тыс. Вторая — Венера из Тан-Тана (Размеры: 5,8 на 2,6 на 1,2 см.) еще не подверглась тщательному анализу, и называть ее возраст было бы рискованно. Хотя на обеих фигурках отчетливо видны какие-то насечки, придающие им характерную форму, их рукотворное происхождение ставится под сомнение некоторыми археологами.

Венера из Берехат Рама и Венера Тан-Тана.

Первые проявления искусства.

В дальнейшем, начиная примерно с 85 тысяч лет назад, искусство начинает прочно входить в жизнь древних людей (4). Повсеместно обнаруживаются всевозможные украшения в виде бус из ракушек, костей и зубов. В основном эти находки сосредоточены в Южной, Северной и Восточной Африке, родине современных людей, в частности, в Тафоральте в Марокко и Бломбос Кэйв в Южной Африке. Именно тогда обнаружены первые захоронения людей с признаками ритуального поведения — отдельные могилы с находящимися в них некими знаковыми вещами, например, рога и челюсти животных в руках умерших из захоронений Кафзех 11 и Схул 5 (Израиль, 90 тыс.л.н.). Впрочем, это не подтвержденный факт — нет уверенности в том, что умершие были захоронены именно так, а не то, что эти объекты попали туда случайно, или же это просто ошибка при раскопках и дальнейшей интерпретации. В тех же местах было обнаружено аналогичное по древности первое захоронение двух людей в одной могиле — матери с ребенком.
Первые археологические находки охры (природный краситель встречающийся в виде камней разной плотности) в древних пещерах датируются примерно 78 тысячами лет назад. И хотя, в последствии, охра повсеместно использовалась для изготовления краски, нет никаких свидетельств о том, что в тех же целях ее применяли уже тогда. Охра так же могла использоваться и для дубления шкур, и наноситься на кожу для защиты от насекомых. Но имеются находки кусков охры с нанесенным на нее примитивным орнаментом. Однако обнаруживаются и деревянные палочки со следами порошковой охры, видимо ими все же что-то окрашивали. Ибо сложно предположить другое их применение.


Бусины из ракушек из пещеры Бломбос
Охра с орнаментом


Использование красной охры девушками из Намибии в наши дни

Украшения неандертальцев.

Необходимо отметить, что основная часть находок того времени относится к Африке. Жившие в Европе и Азии неандертальцы практически не обладали никакими признаками художественной деятельности, хотя царапины на кости и камни тоже наносили (4). В более поздний период неандертальцы тоже начали изготовлять бусы из просверленных зубов, но это было весьма редкое явление, и датируется оно около 30 тыс. л.н., т.е. уже тем периодом, когда они довольно давно соседствовали с кроманьонцами.


Бусы неандертальцев

Интерес представляет «маска» из Ля Роше-Котар (Франция). Она являет собой кусок камня с естественным отверстием и засаженным в него обломком кости животного. В принципе, эта конструкция может напоминать человеческое лицо, но важно отметить, что сейчас мы судим с точки зрения современного человека, но совершенно неясно, что видели в этом неандертальцы. Возможно, эта находка вовсе не имеет отношения к художественной деятельности. Хотя в то, что данный артефакт появился случайно вследствие каких-то других действий, верится с трудом, так как вставленная в отверстие кость зафиксирована там маленькими камешками.


«Маска» из Ля Роше-Котар. В левой «глазнице» видны те самые фиксирующие камни

Но, несмотря на «пренебрежение» искусством, неандертальцы развили свой разум до примитивного понимания ритуалистики и неких спиритуальных проявлений. Так, на стоянках в горах Швейцарии и Югославии, обнаружены памятники, названые «культом медвежьих черепов» — тайники с черепами пещерных медведей. Между тем, неандертальцы все же практиковали захоронения своих умерших, хотя в их могилах не обнаружено какой-либо утвари или захоронений нескольких человек. Древнейшее захоронение обнаружено в Сима де лос Уэсос в Атапуэрке (Испания) около 325 лет назад (5). Оно представляло собой просто-напросто глубокую шахту, куда скидывали трупы. Это захоронение называют «гигиеническим» — предположительно шахта использовалась для отдаления трупов от жилища, потому что туда сбрасывались и трупы животных. Однако, что характерно, в шахте обнаружены лишь кости хищных животных и ни одной — травоядного. Это намекает на то, что жившие там ассоциировали себя именно с хищниками. Неандертальцы же, в период от 68-78 тыс.л.н. буквально копали могилы для каждого умершего (исключительно одиночные) и даже иногда ставили на них некие «памятники» в виде каменных плит нехарактерной формы или заметных объектов. Но нельзя говорить, что это были именно памятники в нашем понимании. С таким же успехом это могли быть и просто отметки о нахождении могилы, чтобы не раскопать ее случайно в будущем. Кстати хоронили они на неком подобии кладбищ — специально отведенного для этого места, на удалении от стоянки.

Зарождение древнейшей живописи.

Самыми известными памятниками художественной деятельности древних людей, несомненно, являются наскальные рисунки. Конечно, они выглядят наиболее яркими и запоминающимися, но при этом самый древний рисунок со стоянки Аполло 11 в Намибии, в принципе, не так уж стар. Эта небольшая известняковая плитка с изображением на ней какого-то животного, вероятно хищника, изначально датировалось примерно 26-28 тыс.л.н., но последующий, более тщательный анализ показал, что ее возраст составляет 59 тыс.л.н.

Самый древний рисунок со стоянки Аполло 11 в Намибии

Конечно, глядя на этот рисунок сложно понять, что именно он изображает, но нельзя не отметить относительно хорошее качество рисунка — художник явно старался соблюсти пропорции и отразить анатомические детали изображаемого животного. Теоретически, нельзя исключать наличия некой живописи и в более ранние периоды, ведь охра, основной краситель древних, обнаруживается на стоянках за многие десятки тысяч лет до этого. Но вот материальных доказательств этому не сохранилось, либо они еще не найдены.
Фактически все наскальные рисунки созданы руками сапиенсов, самые древние, конечно же, находятся в Африке. В Европе они начинают встречаться примерно в 40 тыс.л.н., с момента переселения первых сапиенсов. Неандертальцы, которые жили там ранее, не имели склонностей к искусству. Недавно найденный древнейший рисунок неандертальцев в пещерах Испании около Малаги, датируется 43 тыс.л.н. Так сообщает журнал New Scientist (6), и тут важно отметить, что это не официальная научная статья, поэтому и данные о возрасте не являются официальными.

Рисунок из пещеры в Малаге

В статье говорится, что здесь изображены тюлени. Однако, глядя на этот крайне примитивный рисунок, сложно понять, что же это такое, хотя некое сходство с тюленями всё же проглядывается. Но вышеупомянутый Дробышевский в своей статье-комментарии сомневается в причастности неандертальцев к рисунку. Он напоминает, что первые сапиенсы появились в Европе около 42 тыс.л.н. и вполне могли быть и в Испании. Кроме того сапиенсы, в отличии от неандертальцев, любили море и дары моря. Неандертальцы же практически не использовали подобную пищу. (7)
Примерно с 30 тыс.л.н. наскальные рисунки начинают становиться почти что обычным делом для древних людей. Сейчас мы можем наблюдать огромное разнообразие подобных памятников различного качества исполнения. Примечательно то, что иногда мы видим очень хорошие художественные работы, которые сейчас можно было бы назвать картинами, как, например, изображения животных из пещеры Шове, (Франция, около 30 тыс.л.н.) где хорошо видно использование композиции и перспективы. Или же цветные росписи из Фон-де-Гом (Франция, около 17 тыс.л.н.), в которых виден своеобразный стиль, использованный художником. Наряду с тем встречаются и значительно более «простые» рисунки, которые сейчас мог бы спокойно изобразить подросток или даже ребенок, как в Каповой пещере (Башкирия, 36 тыс.л.н.).


Пещера Шове


Пещера Фон-де-Гом


Капова пещера

В мотивах древней наскальной живописи так же есть интересная тенденция. Так, на территории Европы преобладают изображения именно животных. Тогда как в Африке чаще встречаются изображения человека и геометрических фигур. При этом основным мотивом изображений являются сцены охоты. Еще повсеместно наличествуют отпечатки человеческих рук. В отпечатках рук не исключен и обрядовый смысл, хотя, возможно, это лишь самый простой способ изобразить некую относительно сложную текстуру.


Африканские наскальные рисунки охоты


Куэва-де-лас-Манос, Пещера Рук. Аргентина, около 9000 до н.э.

Особый интерес представляют те рисунки, которые, как это ни странно, не предназначались для общего внимания. Их тоже найдено немало. Такие рисунки сделаны в глубоких и узких щелях внутри пещеры, куда иногда с трудом может поместиться человек.


Археологи Дирк Хоффман и Алистар Пайк. Слева ассистент Густаво Санц Паломера.
Фото: Департамент образования, культуры и спорта правительства Кантабрии, Испания.

На фото выше запечатлены исследователи пещеры Арсо-Би в Кантабрии в Испании (8), изучающие один из таких рисунков. На фото хорошо видно, что имеющийся на своде рисунок сейчас было бы даже сфотографировать проблематично. Совершенно неясно, для каких целей делались такие картины. Возможно, они имеют отношение к каким-то ритуалам посвящения или чему-то вроде. Или же это действительно было сделано «для себя», скажем, как сейчас ведут личные дневники.
Наскальная живопись активно просуществовала очень долго, примерно до бронзового века, а в некоторых местах вплоть до нашей эры. Впрочем, даже сейчас, наскальные рисунки используют в шаманских практиках различные племена индейцев и африканцев.


Корабли в пещере Лаха Альта, Испания (предположительно около 6000 до н.э.)


Наскальные рисунки с плато Тассилин-Адджер, Алжир. Датируется примерно 200-700 годами нашей эры. Эти рисунки относятся к «периоду верблюдов» по периодизации наскальной живописи Африки.

Человеколев и древнейшие скульптуры.

Но нельзя забывать и о развитии скульптуры, которой в этой статье было уделено очень мало места. В целом ее развитие продвигалось аналогичным образом, хотя и было сопряжено с известными трудностями в обработке твердых материалов, особенно камня. Древние скульптуры, так же, как и рисунки, в основном являли собой резные изображения животных, изготовляемые зачастую из бивней мамонтов. Особое внимание стоит уделить фигурке, названой «Человеколев» (9).
Человеколев (нем. Löwenmensch, англ. Lion-man) — это вырезанная из бивня мамонта фигурка, найденная в Швабском Альбе около города Ульм, Германия. Возраст статуэтки составляет примерно 40 тысяч лет. Интересно в ней то, что это самое древнее обнаруженное зооморфное изображение. Статуэтка высотой в 29.6 см представляет собой нечто среднее между человеком и львом — почти человеческое тело с ярко выраженной головой льва. Изначально исследователи расценили Человекольва именно как мужчину, но дальнейшие исследования, проведенные Элизабет Шмид, дали предположение, что это женщина. Впрочем, нет никаких объективных данных говорящих о половой принадлежности фигурки, все эти предположения в основном имеют идеологический характер. Как и с подавляющим большинством художественных работ древних людей, сейчас невозможно установить ее предназначение, хотя несложно предположить какой-то сакральный смысл, связь человека и природы, мистических представлений древних людей.

Все эти фигурки объединяет одна характерная черта — ярко выраженные половые органы и груди, а так же большой живот, возможно отражающий беременность, конечностям и голове при этом уделяется мало внимания, или же они отсутствуют вовсе. Возможно, наиболее вероятное значение Венер именно мистические — амулет фертильности и плодородия. Хотя, опять таки, это лишь предположение, которому может противоречить тот факт, что не абсолютно все «Венеры» уделяют столь большое внимание фемининным аспектам.
Еще стоит упомянуть, что при раскопках в Холе-Фельс рядом со Швабской Венерой был обнаружен другой занимательный артефакт — птичья кость с отверстиями, скорее всего служившая флейтой. Возраст флейты так же составляет около 35 тысяч лет. Вероятно, это наиболее древний музыкальный инструмент. Однако это тема уже совсем другого рассказа.


Швабская костяная флейта

В завершение необходимо отметить, что в принципе название данной статьи неверно и поставлено сюда «для красного словца». Те памятники древнейшей культуры, которые обозревались в этой статье, не стоит называть искусством. Искусством как таковым, в том виде, в котором мы понимаем его сейчас. Правильно было бы назвать это художественной деятельностью. Сейчас мы можем не более чем строить догадки о том, что они из себя представляют, и главное, для чего они были сделаны. Безусловно они являются объектом какого-то информационного плана, информационного обмена, развития восприятия и социума. Но если говорить о древнейших памятниках, то мы не имеем никаких подтвержденных данных о том, что именно это было. При этом многие находки сделанные достаточно давно, так и не получили подтверждений. А другие после детального изучения оказываются совсем не там, чем считались ранее. Зачастую простым мусором.
Вероятней всего, истоки того искусства, которое сродни понятному нам, стоит искать примерно в период докерамического неолита (около 12000 лет д.н.) и немного ранее, во времена перехода от охоты и собирательства к производящему хозяйству и оседлости.
Несмотря на то, что мы не имеем ясного представления о развитии воображения и культуры наших далеких предков, впрочем как и разума в целом, даже имеющаяся картина крайне интересна и ярка. Три миллиона лет назад человекообразное существо нашло маленький красный камень с рожицей и несло его в руке тридцать километров потому что он его заинтересовал.
И спустя три миллиона лет мы приносим домой с прогулки забавные камушки. А еще создаем поразительные произведения самого разнообразного искусства, летаем в космос и разрабатываем искусственный интеллект, активно изыскиваем способы борьбы со старостью, и создаем поразительно разрушительное оружие.

Отдельная благодарность за помощь Елене Марчуковой.

Материалы:

1. http://other-worlds.ucoz.ru/

2. http://whc.unesco.org/en/list/915

3. Общие тенденции эволюции мозга человека. Антропогенез.ру (онлайн ресурс) http://antropogenez.ru/zveno-single/156/

Обновлено: Сентябрь 22, 2018 автором: Роман Болдырев

Человек начал творить с момента своего появления. Живопись, скульптура и другие артефакты, возраст которых впечатляет, учёные находят и сегодня. Мы собрали 10 древнейших произведений искусства, найденных в разное время и в разных уголках мира. И можно не сомневаться, что источником вдохновения для древних мастеров были женщины.

1. Доисторическое наскальное искусство - 700 - 300 тыс. лет до н.э.


Древнейшие образцы доисторического наскального искусства, найденные на сегодняшний день, представляют собой одну из форм пиктограмм, называемую археологами "чашечки", на которых иногда вырезаны продольные канавки. Чашечки - это углубления, высеченные на стенах и вершинах скал. При этом они часто упорядоченно складываются в строки и столбцы. Такие наскальные артефакты находили на всех континентах. Некоторые коренные народности в Центральной Австралии используют их до сих пор. Старейший пример подобного искусства можно найти в пещере Бхимбетка в центральной Индии.

2. Скульптуры - 230 000 – 800 000 до н.э


Старейшим скульптурным изображением человека является Венера из Холе-Фельс, которой исполнилось 40 000 лет. Однако, существует намного более древняя статуя, вокруг подлинности которой ведутся бурные споры. Эту статую, обнаруженную на Голанских высотах в Израиле, назвали Венера из Берехат-Рама. Если это на самом деле настоящая скульптура, то она старше неандертальцев и, вероятно, сделана предшественником человека разумного, а именно - Homo erectus. Фигурка была обнаружена между двумя слоями вулканического камня и почвы, радиологический анализ которых показал ошеломляющие цифры - от 233 000 до 800 000 лет. Прения вокруг открытия этой фигурки усилились после того, как в недалеко расположенном Марокко нашли фигурку, названную "Тан-Тан", которой исполнилось от 300 000 до 500 000 лет.

3. Рисунки на скорлупе страусиных яиц - 60 000 до н.э.


Страусиные яйца были важным инструментом во многих ранних культурах, а украшение их скорлупы стало важной формой самовыражения для людей. В 2010 году исследователи из Дипклофа в Южной Африке обнаружили большой тайник, в котором хранились 270 фрагментов страусиных яиц, на которые были нанесены декоративные и символические рисунки. Двумя различными основными мотивами на этих рисунках были заштрихованные полосы и параллельные или сходящиеся линии.

4. Старейшие наскальные рисунки в Европе - 42 300 – 43 500 до н.э.


До недавнего времени думали, что неандертальцы не умели создавать художественные произведения. Это изменилось в 2012 году, когда исследователи, работающие в пещерах Нерха в Малаге, Испания обнаружили рисунки, которые старше знаменитых рисунков в пещере Шове на юго-востоке Франции более чем на 10 000 лет. Шесть рисунков на стенах пещеры были сделаны углем, а радиоуглеродный анализ показал, что они были созданы за 42 300 - 43 500 лет до нашей эры.

5. Старейшие отпечатки рук - 37 900 до н.э.


На стенах пещер Сулавеси в Индонезии были найдены одни из старейших когда-либо созданных рисунков. Им почти 35,5 лет, и они почти такие же древние, как рисунки в пещере Эль-Кастильо (40 800 лет) и наскальные рисунки в пещере Шове (37 000 лет). Но самым оригинальным изображением в Сулавеси являются 12 отпечатков рук, сделанных при помощи охры, которым исполнилось как минимум 39 900 лет.

6. Старейшие фигурки из кости - 30 000 до н.э.


В 2007 году археологи из университета Тюбинген проводили раскопки на плато в земле Баден-Вюртемберг в Германии. Они обнаружили тайник с небольшими вырезанными из кости животными. Костяные статуэтки были сделаны ни много, ни мало - 35 000 лет назад. Еще пять фигурок, вырезанных из бивня мамонта, были обнаружены в пещере Фогельхерд на юго-западе Германии. Среди этих находок были остатки двух фигурок льва, два фрагмента фигурок мамонта, и двое неустановленных животных. Радиоуглеродный анализ и слой породы, в котором они были обнаружены, показывают, что скульптуры из кости были сделаны во время ориньякской культуры, которую связывают с первым появлением современного человека в Европе. Тесты показывают, что фигуркам 30 000 – 36 000 лет.

7. Старейшая керамическая статуэтка - 24 000 – 27 000 до н.э.


Вестоницкая Венера похожа на другие фигурки Венеры, которые находят по всему миру, и представляет из себя 11,3-сантиметровую обнаженную женскую фигуру с большой грудью и широкими бедрами. Это первая известная керамическая скульптура, изготовленная из обожженной глины, и она старше периода, при котором начала массово употребляться обожженная глина для изготовления посуды и статуэток, на 14 000 лет. Фигурка была обнаружена во время раскопок 13 июля 1925 года в Долни Вестонице, Южная Моравия, Чехословакия.

8. Первая пейзажная живопись - 6000 - 8000 до н.э.


Чатал-Хююкская роспись является старейшей из известной в мире пейзажной живописи. Тем не менее, это утверждение оспаривается многими учеными, утверждающими, что это изображение абстрактных форм, а также кожи леопарда. Что это на само деле - не знает никто. В 1963 году археолог ДжеймсМеллаарт проводил раскопки в Чатал_Хююке (современная Турция) - в одном из крупнейших городов каменного века, которые были найдены. Он обнаружил, что одна из многих фресок, используемых для украшения жилища, по его мнению изображает вид на город, с извергающимся рядом вулканом Хасан Даг.Исследование, проведенное в 2013 году, частично подтвердило его теорию о том, что это на самом деле пейзаж. Было обнаружено, что рядом с древним городом в тот период времени было извержение вулкана.

9. Самая ранняя христианская иллюстрированная рукопись - 330-650 н.э.


В средневековые времена и ранее книги были чрезвычайно дефицитным товаром, и считались фактически сокровищами. Христианские книжники украшали обложки книг драгоценными камнями и разрисовывали страницы узорами с каллиграфией. В 2010 году в удаленном монастыре в Эфиопии исследователи обнаружили Евангелие Гаримы. Первоначально думали, что этот христианский манускрипт был написан в 1 100 году, но радиоуглеродный показал, что книга намного старше и датируется 330-650 годами нашей эры. Эта замечательная книга может быть связана со временем аввы Гаримы, основателя монастыря, где была обнаружена книга. Легенда гласит, что он написал Евангелие за один день. Чтобы помочь ему с этой задачей, Бог остановил движение Солнца, пока книга не была закончена.

10. Самая старая картина, написанная маслом, - 7 век н.э.


В 2008 году в бамианском пещерном монастыре в Афганистане ученые обнаружили самую древнюю в мире картину, написанную маслом. Начиная с 2003 года, ученые из Японии, Европы и США работают, чтобы сохранить как можно больше произведений искусства в монастыре Бамиан, полуразрушенном талибами. В лабиринте пещер были обнаружены стены, исписанные фресками и картинами, которые изображают Будду и прочих персонажей мифологии. Исследователи полагают, что изучение данных изображений позволит получить неоценимую информацию о культурном обмене вдоль между разными частями света на Шёлковом пути.

Стоит отметить, что сегодня среди мирных пасторалей, благородных портретов и прочих произведений искусства, которые вызывают только положительные эмоции, есть полотна странные и шокирующие, такие как .

Мы считаем, что древние люди были глупы и примитивны.
Они ничего не знали и не умели.
Но посмотрите на эти рисунки на стенах пещер, им несколько десятков тысяч лет (вдумайтесь в эту цифру!)!!!
Подумайте, многие ли из нас, таких умных, продвинутых,
много знающих и умеющих, сумеют так изобразить раненого бизона,
передать не только правильно строение, пропорции, но и донести
до зрителя его боль, показать,что он еще живой и все чувствует!..
Я думаю, что люди были ничуть не глупее нас, но у них не было опыта,
не было учебников и книг, чтобы научиться многому.
Зато они умели наблюдать, делать вывода и на основании этих выводов
учились сами и учили других.
Вероятно, так и возникло искусство.

Люди делали необходимые орудия труда, какие-то сосуды,
не особо вглядываясь, каковы они внешне.

Но у кого-то эти предметы получались лучше, в первую очередь, удобнее.
Стали стараться сделать еще удобнее, а затем и красивее.
У кого не получалось у самих, просили сделать тех, кто умел
делать эту работу качественнее, удобнее, красивее.
Вероятно, так и появились художники и предметы изобразительного
искусства.
Древнейшие, дошедшие до наших дней, художественные произведения
были созданы примерно 40-20 тысяч лет назад, в каменном веке.
Предметам повседневного обихода - каменным орудиям, сосудам
из глины люди придавали художественный облик, т. е. украшали эти предметы.
Краской, а также высеканием на камне древнейшие люди изображали
на стенах пещер сцены охоты, отдыха.
Эти изображения называются пещерными или наскальными росписями.


Люди верили в магию, они считали, что если нарисовать зверя,
пронзенного стрелой, то охота будет удачной.
Так, рисунок раненого бизона был найден в Альтамирской пещере(Испания)
на потолке, выполненный с удивительным мастерством,
со знанием анатомии и пропорций. А как талантливо,
с каким правдоподобием изображены бегущие животные,
какими гибкими линиями нарисован корпус! Такому рисунку
может позавидовать современный художник.

Краски в древности делались из минеральных красителей, смешанных с водой,
соком растений, животным жиром.
Наряду с пещерными росписями в ту пору создавали разнообразные
фигурки из кости и камня, которым поклонялись, как божествам.
Из глины, дерева, а позднее из бронзы делали посуду,
другие предметы быта.


Точно сказать, когда, где и почему «началось» искусство, не может никто
вырастало из «неискусства», формировалось и видеоизменялось
вместе с создающим его человеком.

На земле нынешнего государства Ирак располагалось
древнейшее шумерское государство Месопотамия (Междуречье).
В Месопотамии возникли первые государства на Земле.
Отсюда поднялась культура, которая пришла и в Европу.
В городах Месопотамии строили храмы с башнями.
Там сложился обычай, по которому каждый властитель строил
для себя новый дворец. Иногда в нем было около двухсот комнат.
Жители Месопотамии научились выводить арки и своды - полукруглые потолки. Стены украшали выпуклыми рельефами, на которых изображались
победоносные битвы или сцены из придворной жизни.
Также на стенах составлялись узоры из ярких глазурованных кирпичей:
быков, львов, цветов, фантастических зверей, призванных
охранять от злых духов. Такие изображения, например,
украшали городские ворота Иштар в Вавилоне.
В странах Месопотамии также создавались вылепленные из глины
или высеченные из камня фигурки людей, животных.
Камень для этого привозили из других мест. Конечно, фигуры людей
в древнейших росписях несколько скованны и неуклюжи,
а скульптурные изображения грубоваты, тем не менее,
они были очень выразительны и по-настоящему художественны.

Наивысшего расцвета изобразительное искусство достигло
в 6 веке до н. э. в Вавилоне (это нынешнее государство Ирак).
В том же веке Вавилон был разрушен персидскими завоевателями.
Знаменитые ворота Иштар тоже были разрушены, но в 20 веке
их реконструировали из оставшихся частей, найденных среди
руин во время раскопок.
К сожалению, сейчас они тоже оказались разрушенными.


Top