Контакты. Альбина Шагимуратова: «Наши певцы как никогда востребованы на Западе Альбина шагимуратова официальный

Оперная певица Альбина Шагимуратова является Народной артисткой Татарстана и Заслуженной артисткой Российской Федерации. Ее колоритное сопрано покорило не одну сцену во многих странах. Репертуар певицы насчитывает двадцать опер знаменитых композиторов, в числе которых Моцарт, Глинка, Стравинский, Бетховен, Пуччини.

Детство

Родилась Альбина Шагимуратова в столице Узбекистана - Ташкенте. Родители певицы занимались адвокатской деятельностью. В 1979 году они подарили миру оперную диву. Отец будущей звезды не сразу выбрал профессию юриста. В детстве он хотел стать музыкантом и окончил школу искусств. Хорошо владея баяном, отец с удовольствием аккомпанировал своей четырехлетней дочери. Репертуаром девочки в то время были татарские народные песни. Переворот в биографии Альбины Шагимуратовой произошел, когда в руки подростка попала пластинка с голосом Марии Каллас. Двенадцатилетняя девочка так прониклась исполнением оперной дивы, что расплакалась. С этого момента Альбина стала твердо двигаться к оперному мастерству.

Образование

Когда певице Альбине Шагимуратовой исполнилось четырнадцать лет, она вместе с семьей переехала в Казань. Здесь девушка окончила консерваторию. Затем певица обучалась вокалу в Москве, где получила второе консерваторское образование. Кроме того, за плечами дивы аспирантура.

Первые победы

Первая награда досталась Альбине Шагимуратовой в возрасте двадцати шести лет. Она стала лауреатом конкурса имени Михаила Глинки, который проходил в городе Челябинске. В этом же году певица участвовала в международном конкурсе имени Франсиско Виньяса, проходившем в испанской Барселоне. На нем Шагимуратова заняла призовое место. Самой большой своей победой певица считает первое место в конкурсе имени Чайковского, который проходил в Москве. Именно после него оперной дивой заинтересовался руководитель театра "Ла Скала" Риккардо Мути и пригласил ее на фестиваль оперы в Австрию.

Карьера

В 2004 году Альбина Шагимуратова поступила в Московский академический музыкальный театр. Проработав в нем солисткой в течение двух лет, решила уехать в Америку. Через два года успешной работы в США певица стала солисткой Государственного академического театра балета и оперы в Казани. За свою карьеру Альбина успела поработать и на других сценах. Среди них Московский дом музыки, Российский академический Большой театр, Российский академический Мариинский театр. В "Большой" Шагимуратову пригласили не сразу. Она успела объездить весь мир, прежде чем раздался долгожданный звонок от Владимира Спивакова. Для певицы стало огромной честью выступить на большой сцене с признанным маэстро. Она до сих пор признательна дирижеру и называет его своим крестным отцом.

Царица ночи

Визитной карточкой Альбины Шагимуратовой стала главная партия оперы В. Амадея Моцарта "Волшебная флейта". Царицу ночи певица исполняет в течение десяти лет. Впервые ей досталась эта партия в 2008 году. Тогда начинающую диву пригласили на фестиваль в Зальцбурге. Позже Альбина призналась, что именно эта роль помогла ей раскрыться и заявить о себе. Певица исполняла ее на самых крупных оперных сценах России, Европы и Америки. В 2018 году Шагимуратова решила расстаться с любимой партией. Ее стали интересовать более широкие горизонты.

Европа

Покорение Европы не закончилось ярким выступлением в Австрии. Царицу ночи поют всего лишь несколько певиц в мире. Молодой диве удалось сделать это так талантливо, что она сразу завоевала любовь слушателей. Приглашения стали поступать с завидной регулярностью. Фото Альбины Шагимуратовой появились на афишах таких европейских городов, как Милан ("Ла Скала"), Лондон ("Королевская опера"), Вена ("Государственная опера"), Берлин ("Немецкая опера"), Париж.

Семья

В личной жизни певица так же успешна, как и в карьере. Муж Альбины Шагимуратовой - Руслан - во всем поддерживает свою супругу. В ноябре 2014 года у пары появилась дочь. Родители дали ей имя в честь итальянской оперной певицы Аделины Патти. Девочка с удовольствием слушает музыку, а голос мамы узнает из тысячи других сопрано. Альбина признается, что ни беременность, ни роды не сказались на ее голосе. Напротив, появление дочери сделало пение более глубоким и осмысленным. Певице трудно совмещать карьеру и заботу о семье. Но на помощь всегда приходит любимый супруг.

Америка

Кроме европейской публики и своего верного мужа, Альбина Шагимуратова очаровала и поклонников оперы в США. Свое знакомство с Америкой певица начала со стажировки в "Гранд Опере" Хьюстона. Одновременно с обучением звезда успешно выступала на сценах таких знаменитых площадок, как "Опера Лос-Анджелеса", "Лирическая Опера Чикаго", "Опера Метрополитен" в Нью-Йорке, "Опера Сан-Франциско". Певица признается, что ей очень повезло поучиться у лучших мастеров в Америке. Она считает, что русские исполнители обладают самыми сильными голосами и душевным исполнением. Но им необходимо перенимать опыт западных и европейских звезд оперы. Иначе спустя пару десятилетий хороших певцов в России не останется. Именно поэтому Шагимуратова решила заняться педагогической деятельностью. Она преподает в Казанской консерватории. Несколько учеников певицы уже стали солистами крупных театров и принимали участие в музыкальных конкурсах.

Репертуар

  • Людмила в опере Михаила Глинки "Руслан и Людмила".
  • Лючия в трагедии Гаэтано Доницетти "Лючия ди Ламмермур".
  • Амина в мелодраме Винченцо Беллини "Сомнамбула".
  • Царица ночи в зингшпиле В. Амадея Моцарта "Волшебная флейта".
  • Джильда в опере Джузеппе Верди "Риголетто".
  • Адина в "Любовном напитке" Гаэтано Доницетти.
  • Мюзетта в опере Джакомо Пуччини "Богема".
  • Виолетта Валери в "Травиате" Джузеппе Верди.
  • Фламиния в оперном буффе Иосифа Гайдна "Лунный мир".
  • Антонида в опере Михаила Глинки "Иван Сусанин".
  • Донна Анна в "Дон Жуане" Амадея Моцарта.
  • Манон в одноименной лирической опере Жюля Массне.
  • Соловей в одноименном произведении Игоря Стравинского.

Кроме этого, Шагимуратова исполнила партии сопрано в "Восьмой симфонии" Малера, "Девятой симфонии" Бетховена, "Реквиеме" Моцарта, "Стабат Матер" Россини, "Военном реквиеме" Бриттена.

Кино

Альбина Шагимуратова одна из немногих оперных певиц, которым удалось попробовать себя в кинематографе. Практически сразу после рождения дочери ее пригласили на съемки эпохальной картины Карена Шахназарова "Анна Каренина. История Вронского". Это первая экранизация романа, которая с точностью повторяет сюжет классика. В фильме появляется сцена концерта Аделины Патти, на роль которой и была приглашена Шагимуратова. Звезде понравился новый опыт. В будущем она планирует сниматься еще.

Сегодня

С возвращением в Россию началась вторая волна популярности Альбины Шагимуратовой. Новости о ее дальнейших планах стали вновь волновать поклонников. Сейчас певица часто выступает на сцене Мариинки. Иногда ее приглашают в Большой театр. Не забывает Альбина и о родном театре в Казани, где до сих пор работает. Кроме того, звезда продолжает активно гастролировать и занимается преподавательской деятельностью. Муж с дочкой в это время остаются в московской квартире. Супруг певицы работает в столице врачом-психиатром. Но семья ежедневно общается по скайпу. А в воспитании Аделины помогает свекровь.

Планы

Певица считает, что ее творческий путь только начался. По ее убеждению, артист не должен стоять на месте. Поэтому звезда планирует включить в свой репертуар новые партии. Одна из них - роль Семирамиды в одноименной опере Джоачино Россини. Эту низкую партию композитор написал для легенды мировой оперы - Марии Малибран. Неравнодушна Шагимуратова к героине еще одного лирического произведения - "Норме" Винченцо Беллини. Партия Анны Болейн из одноименной оперы Доницетти также войдет в репертуар певицы. Эти роли певица считает очень серьезными и глубокими. Чтобы проникнуться ими, исполнителю необходимо иметь определенный жизненный опыт.

  • В Московскую консерваторию Альбина Шагимуратова поступила лишь с третьего раза.
  • На французскую сцену певицу впервые пригласили в 2015 году. Но она отказалась оставить новорожденную дочь.
  • Первый и последний раз звезда исполнила партию Царицы ночи в Зальцбурге с разницей в 10 лет.
  • Певица до последнего не хотела участвовать в конкурсе Чайковского. Но выйдя на сцену первой, оставила конкурентов далеко позади.
  • Партию Эльвиры из оперы Винченцо Беллини звезде пришлось выучить всего за две недели. Для этого Альбина на все январские праздники приехала из Чикаго в Санкт-Петербург к опытному педагогу.
  • Прежде чем согласиться на роль, Шагимуратова тщательно рассматривает полный состав будущей постановки: имена режиссера, дирижера, исполнителей. Интересуется, какими будут декорации и костюмы. И лишь после этого подписывает контракт.
  • На сцене Государственного академического Мариинского театра певица выступает гораздо чаще, чем в Казани.

Взгляды

Альбина Шагимуратова считает, что для достижения успеха необходимо много и упорно трудиться. Певец никогда не должен прекращать тренировать свой голос. Также многое зависит от дирижера. Альбине больше всего понравилось работать с Джеймсом Ливайном и Рикардо Мути. Эти мэтры любят исполнителей и всячески стараются им помочь. В большинстве случаев, к сожалению для артистки, дирижеры перетягивают одеяло на себя и сосредоточены на слаженности оркестра. Когда Шагимуратову не устраивает что-то в постановке оперы, она не боится отказаться от роли. Так случилось в Лондоне, где в спектакле героиня Альбины должна была выйти на сцену вся крови. Но не всегда певица идет наперекор режиссеру. Она предпочитает компромисс. Если постановщик приводит веские доводы в пользу своего видения образа, Шагимуратова соглашается с его мнением.

Родилась в Ташкенте. Начала занятия музыкой в пять лет. В 1994 г. поступила в Казанское музыкальное училище по специальности «хоровое дирижирование». В 1998-2001 гг. училась в Казанской государственной консерватории им. Н.Г. Жиганова по классам «хоровое дирижирование» и «оперный вокал».
В 2001 г. была принята в Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского (класс Галины Писаренко), затем там же окончила аспирантуру (2007 г.).

В 2004-06 гг. — солистка Московского академического музыкального театра им. К. С. Станиславского и Немировича-Данченко, где исполнила партии Царевны Лебедь («Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова) и Шемаханской царицы («Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова).
С 2008 г. - солистка Татарского академического государственного театра оперы и балета им.М.Джалиля.

В 2006-08 гг. совершенствовалась в Молодежной оперной студии Хьюстонской Большой оперы , на сцене которой исполнила роли Мюзетты («Богема» Дж. Пуччини), Лючии («Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти), Джильды («Риголетто» Дж. Верди) и Виолетты («Травиата» Дж. Верди).

В 2008 г. состоялся дебют певицы на Зальцбургском фестивале в партии Царицы ночи в опере Моцарта «Волшебная флейта» (дирижер Риккардо Мути).
В сезоне 2008/09 она также спела Царицу ночи в Немецкой опере в Берлине, Опере Лос-Анджелеса и дебютировала в партии Джильды в Опере Палм-Бич .

В сезоне 2009/10 дебютировала в театре Метрополитен-опера в партии Царицы ночи («Волшебная флейта» в постановке Джулии Тэймор). Эту же партию исполнила в Немецкой опере на Рейне . Исполнила партию Фламинии в опере Й. Гайдна «Лунный мир» (опера была представлена в Планетарии Хайдена в Нью-Йорке силами камерного театра Gotham Chamber Opera).

В сезоне 2010/2011 дебютировала в театре Ла Скала в партии Царицы ночи («Волшебная флейта» в постановке Уильяма Кентриджа, дирижер Роланд Бёр). Эту же партию исполнила в Государственной опере Гамбурга в постановке Ахима Фрайера и в Венской государственной опере под управлением Айвора Болтона. Выступила на фестивале «Флорентийский музыкальный май» - участвовала в исполнении Реквиема Моцарта под управлением Зубина Меты.

В сезоне 2011/12 спела Царицу ночи в Венской государственной опере и в барселонском театре Лисео , Лючию ди Ламмермур в Немецкой опере в Берлине, а в последующих сезонах исполняла эту партию также в Метрополитен-опере, Опере Лос-Анджелеса, Лирической опере в Чикаго, театре Ла Скала и Мариинском театре.

В концертном репертуаре певицы - произведения Моцарта, Бетховена, Россини. Форе. В 2005 г. участвовала в исполнении Реквиема Моцарта в рамках «Декабрьских вечеров Святослава Рихтера». Участвовала в исполнении Девятой симфонии Бетховена и Восьмой симфонии Малера с Большим симфоническим оркестром имени Чайковского под управлением Владимира Федосеева. С Бостонским симфоническим оркестром исполнила Stabat Mater Россини (дирижер Рафаэль Фрюбек де Бургос), с Хьюстонским симфоническим оркестром - программу концертных арий В.А. Моцарта и «Gloria» Ф. Пуленка (дирижер Ганс Граф), с Национальным симфоническим оркестром Дании - Девятую симфонию Л. ван Бетховена (под управлением маэстро Фрюбека де Бургоса). В сезоне 2012/13 на фестивале в Эдинбурге участвовала в исполнении «Военного реквиема» Б. Бриттена. В августе 2014 г. в рамках фестиваля «Би-би-си промс» на сцене Альберт холла дебютировала в кантате «Колокола» С. Рахманинова (исполнив партию сопрано с Лондонским симфоническим оркестром под управлением Эдварда Гарднера).
Альбина Шагимуратова сотрудничает с выдающимися дирижерами - Риккардо Мути, Джеймс Конлон, Патрик Саммерс, Петер Шнайдер, Робин Тиччиати, Эндрю Дэвис, Адам Фишер, Ален Альтиноглу, Лоран Кампеллоне, Маурицио Бенини, Пьер Джорджо Моранди, Ашер Фиш, Валерий Гергиев, Владимир Спиваков и др.

В 2010 г. певица дебютировала в Большом театре в партии Царицы ночи («Волшебная флейта» В. А. Моцарта). В 2011 г. приняла участие в постановке оперы «Руслан и Людмила» М. Глинки, исполнив партию Людмилы (дирижер Владимир Юровский, режиссер Дмитрий Черняков). В 2012 г. приняла участие в постановке оперы «Травиата» Дж. Верди (партия Виолетты, дирижер Лоран Кампеллоне, режиссер Франческа Замбелло).

Из выступлений сезона 2015/16: Виолетта («Травиата») в Токио, Констанца («Похищение из сераля» В.А. Моцарта) в Метрополитен-опере, Царица ночи («Волшебная флейта») в Опере Сан-Франциско, Донна Анна («Дон Жуан») в Баварской государственной опере в Мюнхене, заглавная партия в опере «Семирамида» Дж. Россини (концертное исполнение на сцене Альберт-холла в Лондоне).

Среди недавних ангажементов: Аспазия («Митридат, царь Понтийский» В.А. Моцарта) в Королевской опере Ковент-Гарден, Джильда («Риголетто» Дж. Верди) в Немецкой опере Берлина, Эльвира («Пуритане» В. Беллини) в Лирической опере Чикаго, Виолетта («Травиата») в Венской государственной опере и Опере Хьюстона, Царица ночи («Волшебная флейта») на Зальцбургском фестивале, в Вене, Баден-Бадене и Париже.

Альбина Шагимуратова родилась 17 октября 1979 года в Ташкенте (Узбекская АССР) в семье юристов. Детство Альбины прошло в Ташкенте, но наступила Перестройка, а затем и полный распад СССР, и в 1994 году семья Альбины переехала в Татарстан, город Казань.
Родители с детства поощряли ее интерес к музыке, и в пятилетнем возрасте Альбина стала выступать перед публикой под аккомпанемент отца, игравшего на баяне. Позже, когда семья уже переехала в Казань, Альбина стала студенткой Казанского музыкального училища по специальности «хоровое дирижирование» и затем в Казанской государственной консерватории имени Н. Жиганова.
Будучи студенткой 3 курса Альбина перевелась в Московскую государственную консерваторию имени П.И Чайковского в класс профессора Народной артистки РСФСР Писаренко Г.А. В 2004 году, с отличием закончив Московскую консерваторию, поступила в аспирантуру, которую также закончила с отличием.
Еще в годы учебы в Москве Альбина Шагимуратова стала солисткой Московского академического музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, на сцене которого исполнила партии Царевны-Лебедь из «Сказки о царе Салтане» и Шемаханской царицы из «Золотого петушка» Римского-Корсакова. В этот же период она солировала в Реквиеме Моцарта в премьерном концерте знаменитых «Декабрьских вечеров Святослава Рихтера» в Москве. Кроме того, в числе исполненных ею партий – Девятая симфония Бетховена и Восьмая симфония Малера в сопровождении Симфонического оркестра им. П.И. Чайковского под управлением Владимира Федосеева.
Альбина Шагимуратова является почетной выпускницей Молодежной оперной программы при театре Хьюстон Гранд-Опера (США), в которой она прошла обучение с 2006 по 2008 годы. В разное время Альбина брала мастер-классы у Дмитрия Вдовина в Москве и Ренаты Скотто в Нью-Йорке.
Ее чарующее колоратурное сопрано впервые снискало международное признание в 2007 году, когда она стала обладательницей золотой медали и I премии Международного конкурса им. П.И. Чайковского. Вскоре после этого состоялся ее европейский оперный дебют в партии Царицы ночи на знаменитом Зальцбургском фестивале в сопровождении Венского филармонического оркестра под управлением Риккардо Мути.

Зарекомендовавшая себя одним из ведущих в мире интерпретаторов этой легендарно сложной партии, она исполнила Царицу ночи на таких сценах, как Метрополитен-опера, Ла Скала (выпущен DVD), Венская государственная опера, Немецкая Дойч-Опера Берлина, Опера Сан-Франциско, Баварская опера, Большой театр, Опера Лос-Анджелеса, Хьюстон Гранд-Опера, Гамбургская государственная опера, фестиваль в Люцерне и других сценах. Эта же партия стала дебютной в Королевской опере Ковент-Гарден (постановка шотландского режиссера Дэвида Маквикара). Газета Guardianотметила ее исполнение, как «исключительно точное, с мощной драматической колоратурой».
Альбина Шагимуратова добавила в свой репертуар последних сезонов партии самых знаменитых оперных героинь XIX столетия – каждая из них имела большой успех. Она исполнила партию Виолетты («Травиата») в Большом театре после реконструкции и в Хьюстон Гранд-Опере. Джильда («Риголетто») в ее исполнении стала триумфом в Опере Сан-Франциско (дирижер Никола Луизотти). Эта партия в том же сезоне стала ее дебютом и в Лирик-опере Чикаго (США). В новой постановке английского режиссера Джона Дойла в Хьюстон Гранд-Опере Альбина впервые дебютировала в заглавной партии в опере «Лючия ди Ламмермур», и затем закрепила свой триумфальный успех на сцене театров Ла Скала, Метрополитен-Опера, Лос-Анджелес Опера, в немецкой Дойч-опере в Берлине, и на сцене Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Журнал Opera News восторженно отозвался о ней как о «феномене, который следует услышать, чтобы поверить в него», а в New York Times ее Лючия была названа «сенсационной и завораживающей». Кроме того, Альбине выпала честь открывать историческую сцену Большого театра после реконструкции в новой постановке оперы «Руслан и Людмила» режиссера Дмитрия Чернякова в сопровождении оркестра под управлением Владимира Юровского. Ее дебют в партии Донны Анны в Моцартовском «Дон Жуане» состоялся на сцене Глайндборнского фестиваля в Англии в 2011 году. Лондонский The Times назвали ее Донну Анну «лидирующей». Эту же партию Альбина спела на сцене Королевского театра Ковент-Гарден и совместно с оркестром под управлением маэстро Антонио Паппано и труппой театра в сентябре 2015 года выступила в гастрольном турне по крупнейшим городам Японии.

06 июля 2013 года Альбине выпала честь выступить на открытии XXVII Всемирной летней Универсиады, проходившей в Казани.
Альбина Шагимуратова исполняла произведения из своего обширного концертного репертуара в сопровождении величайших оркестров мира. В дебюте с Бостонским симфоническим оркестром под управлением Рафаэля Фрюбека де Бургоса она спела «StabatMater» Россини и партию Фламинии из концертной увертюры «Сон в летнюю ночь» Мендельсона, а с Хьюстонским симфоническим оркестром под управлением Ханса Графа – исполнила программу концертных арий Моцарта и мессу «Gloria» Пуленка. В рамках дебюта в Maggio Musicale Fiorentino Альбина Шагимуратова спела партию сопрано в Реквиеме Моцарта под управлением Зубина Меты, а в сезоне 2012–2013 годов – в Девятой симфонии Бетховена с Национальным симфоническим оркестром Дании под управлением Маэстро Фрюбека де Бургоса. Впоследствии был выпущен диск. В этом же сезоне она добавила в свой репертуар «Военный реквием» Бриттена, который прозвучал на фестивале в Эдинбурге. В августе 2014 года в рамках фестиваля BBC Proms на сцене Альберт-холла состоялся дебют Альбины Лондоне в партии сопрано в «Колоколах» С.Рахманинова, в сопровождении Лондонского симфонического оркестра под управлением Эдварда Гарднера.
Она не раз становилась гостьей фестивалей маэстро Валерия Гергиева, таких как Московский Пасхальный фестиваль и «Звезды белых ночей» в Санкт-Петербурге, а также гостьей фестиваля «Владимир Спиваков приглашает…» в Москве. Альбина также поддерживает творческие связи с такими дирижерами, как Джеймс Конлон, Патрик Саммерс, Петер Шнайдер, Робин Тиччиати, Эндрю Девис, Адам Фишер, Ален Альтиноглу, Лоран Кампеллоне, Маурицио Бенини, Джорджио Моранди, Ашер Фиш и др.
Знаковым событием в жизни музыкальной Москвы стал сольный концерт Альбины Шагимуратовой на исторической сцене Большого театра России. Совместно с оркестром театра и Маэстро Владимир Спиваков, певица исполнила сцены сумасшествия из итальянского оперного репертуара, такие как «Пуритане», «Сомнамбула» и «Лючия ди Ламмермур».
Среди ее многочисленных будущих ангажементов следует отметить возвращение на сцену театров Метрополитен-опера, Королевского театра Ковент-Гарден, на сцену Чикаго Лирик-Опера, Хьюстон Гранд-Опера, Альберт-холла, Баварской оперы и дебют на сцене Парижской оперы Бастиль.

НАГРАДЫ И ПРЕМИИ

  • Народная артистка Республики Татарстан (2009);
  • Лауреат Государственной премии Республики Татарстан им. Габдуллы Тукая (2011);
  • Лауреат российской национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Женская роль в опере» за исполнение партии Лючии ди Ламмермур в спектакле Татарского академического государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля;
  • Лауреат премии музыкальных критиков «Casta Diva» за исполнение партии Людмилы в спектакле Большого государственного академического театра России «Руслан и Людмила» и Лючии в спектакле Татарского академического государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля «Лючия ди Ламмермур»;
  • Лауреат I премии Международного конкурса им. П.И.Чайковского (2007);
  • Лауреат Iпремии Международного конкурса молодых оперных певцов им. М.И. Глинки (Челябинск, 2005);
  • Лауреат Международного конкурса вокалистов им. Франсиско Виньяса (Барселона, 2005).
(1979-10-17 ) (40 лет)

Шагимуратова Альбина Анваровна (род. 17 октября 1979 г., Ташкент) - российская и мировая оперная певица (сопрано), лауреат Международного конкурса им. П. И. Чайковского, народная артистка Республики Татарстан.

Образование, начало творческой деятельности

Альбина Шагимуратова окончила вокальный факультет Казанской консерватории (2004) и аспирантуру (2007) Московской государс­твенной консерватории им. П. И. Чайковского . Яркая победа на Международном конкурсе им. П. И. Чайковского в 2007 году (Первая премия и Золотая медаль) привлекла внимание мировой оперной общественности, и уже в 2008 году Шагимуратова была приглашена на Зальцбургский фестиваль для исполнения партии Царицы ночи в опере Моцарта «Волшебная флейта » под управлением знаменитого маэстро Риккардо Мути .

Альбина Шагимуратова является почётной выпускницей студии Хьюстон Гранд-Оперы. В настоящее время она продолжает обучение в классах Дмитрия Вдовина в Москве и Ренаты Скотто в Нью-Йорке.

Карьера

Награды, звания

Лауреат между­народных конкурсов: им. М. Глинки (Челябинск, 2005, I премия), им. Ф. Виньяса в Барселоне (Испания, 2005, III премия), им. П. И. Чайковского (Москва, 2007, I премия и золотая медаль).

Лауреат российской национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Женская роль в опере» (за исполнение партии Лючии ди Ламмермур в спектакле Татарского академического государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля)

Лауреат премии музыкальных критиков «Casta Diva» за исполнение партии Людмилы в спектакле Большого театра «Руслан и Людмила» и Лючии в спектакле Татарского театра оперы и балета «Лючия ди Ламмермур»

Репертуар

партия Людмилы («Руслан и Людмила », M.Глинка);

партия Лючии («Лючия ди Ламмермур », Г.Доницетти);

партия Царицы ночи («Волшебная флейта », В. А. Моцарт);

партия Джильды («Риголетто », Дж. Верди);

партия Виолетты Валери («Травиата», Дж. Верди);

партия Зайтуны («Любовь поэта», Р.Ахиярова);

партия Адины («Любовный напиток », Г. Доницетти);

партия Амины («Сомнамбула », В.Беллини);

партия Антониды («Иван Сусанин », М.Глинка);

партия Донны Анны («Дон Жуан», В. А. Моцарта);

партия Манон («Манон », Ж.Массне);

партия Мюзетты («Богема », Дж. Пуччини);

партия Соловья («Соловей», Ф.Стравинский);

партия Фламинии («Лунный мир», Й.Гайдн);

партия сопрано («Stabat Mater», Дж. Россини);

партия сопрано (Восьмая симфония, Г.Малер);

партия сопрано (Девятая симфония, Л.Бетховен);

партия сопрано (Реквием, В. А. Моцарт);

партия сопрано («Военный реквием», Б.Бриттен).

Напишите отзыв о статье "Шагимуратова, Альбина Анваровна"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Шагимуратова, Альбина Анваровна

Анна Павловна улыбнулась и обещалась заняться Пьером, который, она знала, приходился родня по отцу князю Василью. Пожилая дама, сидевшая прежде с ma tante, торопливо встала и догнала князя Василья в передней. С лица ее исчезла вся прежняя притворность интереса. Доброе, исплаканное лицо ее выражало только беспокойство и страх.
– Что же вы мне скажете, князь, о моем Борисе? – сказала она, догоняя его в передней. (Она выговаривала имя Борис с особенным ударением на о). – Я не могу оставаться дольше в Петербурге. Скажите, какие известия я могу привезти моему бедному мальчику?
Несмотря на то, что князь Василий неохотно и почти неучтиво слушал пожилую даму и даже выказывал нетерпение, она ласково и трогательно улыбалась ему и, чтоб он не ушел, взяла его за руку.
– Что вам стоит сказать слово государю, и он прямо будет переведен в гвардию, – просила она.
– Поверьте, что я сделаю всё, что могу, княгиня, – отвечал князь Василий, – но мне трудно просить государя; я бы советовал вам обратиться к Румянцеву, через князя Голицына: это было бы умнее.
Пожилая дама носила имя княгини Друбецкой, одной из лучших фамилий России, но она была бедна, давно вышла из света и утратила прежние связи. Она приехала теперь, чтобы выхлопотать определение в гвардию своему единственному сыну. Только затем, чтоб увидеть князя Василия, она назвалась и приехала на вечер к Анне Павловне, только затем она слушала историю виконта. Она испугалась слов князя Василия; когда то красивое лицо ее выразило озлобление, но это продолжалось только минуту. Она опять улыбнулась и крепче схватила за руку князя Василия.
– Послушайте, князь, – сказала она, – я никогда не просила вас, никогда не буду просить, никогда не напоминала вам о дружбе моего отца к вам. Но теперь, я Богом заклинаю вас, сделайте это для моего сына, и я буду считать вас благодетелем, – торопливо прибавила она. – Нет, вы не сердитесь, а вы обещайте мне. Я просила Голицына, он отказал. Soyez le bon enfant que vous аvez ete, [Будьте добрым малым, как вы были,] – говорила она, стараясь улыбаться, тогда как в ее глазах были слезы.
– Папа, мы опоздаем, – сказала, повернув свою красивую голову на античных плечах, княжна Элен, ожидавшая у двери.
Но влияние в свете есть капитал, который надо беречь, чтоб он не исчез. Князь Василий знал это, и, раз сообразив, что ежели бы он стал просить за всех, кто его просит, то вскоре ему нельзя было бы просить за себя, он редко употреблял свое влияние. В деле княгини Друбецкой он почувствовал, однако, после ее нового призыва, что то вроде укора совести. Она напомнила ему правду: первыми шагами своими в службе он был обязан ее отцу. Кроме того, он видел по ее приемам, что она – одна из тех женщин, особенно матерей, которые, однажды взяв себе что нибудь в голову, не отстанут до тех пор, пока не исполнят их желания, а в противном случае готовы на ежедневные, ежеминутные приставания и даже на сцены. Это последнее соображение поколебало его.
– Chere Анна Михайловна, – сказал он с своею всегдашнею фамильярностью и скукой в голосе, – для меня почти невозможно сделать то, что вы хотите; но чтобы доказать вам, как я люблю вас и чту память покойного отца вашего, я сделаю невозможное: сын ваш будет переведен в гвардию, вот вам моя рука. Довольны вы?
– Милый мой, вы благодетель! Я иного и не ждала от вас; я знала, как вы добры.
Он хотел уйти.
– Постойте, два слова. Une fois passe aux gardes… [Раз он перейдет в гвардию…] – Она замялась: – Вы хороши с Михаилом Иларионовичем Кутузовым, рекомендуйте ему Бориса в адъютанты. Тогда бы я была покойна, и тогда бы уж…
Князь Василий улыбнулся.
– Этого не обещаю. Вы не знаете, как осаждают Кутузова с тех пор, как он назначен главнокомандующим. Он мне сам говорил, что все московские барыни сговорились отдать ему всех своих детей в адъютанты.
– Нет, обещайте, я не пущу вас, милый, благодетель мой…
– Папа! – опять тем же тоном повторила красавица, – мы опоздаем.
– Ну, au revoir, [до свиданья,] прощайте. Видите?
– Так завтра вы доложите государю?
– Непременно, а Кутузову не обещаю.
– Нет, обещайте, обещайте, Basile, [Василий,] – сказала вслед ему Анна Михайловна, с улыбкой молодой кокетки, которая когда то, должно быть, была ей свойственна, а теперь так не шла к ее истощенному лицу.
Она, видимо, забыла свои годы и пускала в ход, по привычке, все старинные женские средства. Но как только он вышел, лицо ее опять приняло то же холодное, притворное выражение, которое было на нем прежде. Она вернулась к кружку, в котором виконт продолжал рассказывать, и опять сделала вид, что слушает, дожидаясь времени уехать, так как дело ее было сделано.

Еще после победы Шагимуратовой на Международном конкурсе имени Чайковского в 2007 году член жюри, народный артист СССР Евгений Нестеренко отмечал: «Она очень талантлива и выступала блистательно на всех трех турах и в концерте лауреатов. Но, кроме этого, у нее имеется хороший стержень, человеческий и профессиональный. Мне известно, что Альбина поступила в Московскую консерваторию только с третьего раза. Она обладает настоящим бойцовским характером, хотя мила, обаятельна и скромна, что заметно даже в личном общении. У нее, я бы сказал, большой вокальный запас, верхние ноты, которые для многих певиц являются камнем преткновения, у Альбины превосходны. Она шла первой и расположила к себе и публику, и жюри».

На днях с певицей встретился корреспондент «Культуры».

культура: Вы объездили весь мир, и, наконец, настала очередь Парижа. Бастилия пала?
Шагимуратова: Для меня это важное событие. Я должна была выступить здесь еще в 2015-м, но тогда из-за рождения ребенка мне не удалось прилететь во Францию. Сейчас все сложилось. Кстати, это моя первая работа с Карсеном.

культура: Царица ночи - Ваша визитная карточка. Какой это спектакль по счету?
Шагимуратова: В отличие от других певиц, я не считаю. Впервые примерила этот образ в 2008-м на Зальцбургском фестивале под началом маэстро Риккардо Мути, потом пела в Венской опере, «Ла Скала», «Метрополитен», «Ковент-Гарден», в театрах Сан-Франциско, Лос-Анджелеса, Берлина, Мюнхена. Вообще эта партия очень благодатная. Прежде всего она держит голос в тонусе. У меня достаточно сложный репертуар, но после Царицы остальное дается легко. Подвести черту под моей героиней я опять-таки решила на Зальцбургском фестивале в 2018 году.

культура: Принято считать, что этот персонаж олицетворяет величие и красоту тьмы. Чем отличается Ваша интерпретация?
Шагимуратова: Царицу ночи исполняют единицы - быть может, певиц пять. Моя - полна драматизма, она очень сильная, властная, сексапильная. Ей нужна не только власть, но и любовь. «Волшебная флейта» кажется легкой вещью, но на самом деле она касается многих серьезных проблем.

культура: У Вас особые отношения с директором Парижской оперы Стефаном Лисснером, не так ли?
Шагимуратова: Они начались со времен, когда Лисснер возглавлял «Ла Скала», где я впервые выступила в 2011 году. С его приходом в Парижской опере французов становится все меньше. Он стремится держать уровень, приглашает русских, немцев и других. К примеру, меня директор поставил в первый состав, а француженку - во второй.

культура: Вы родились в Ташкенте. Учились в Казанской и Московской консерваториях, а потом окончили аспирантуру в Москве. Что оказалось самым трудным в Вашем становлении в качестве певицы?
Шагимуратова: Мне ничто легко не давалось. Мой путь был достаточно сложным и потребовал огромной работы.

культура: Победа на Международном конкурсе имени Чайковского в 2007-м стала для Вас трамплином?
Шагимуратова: Несомненно. Она многое значила для меня. Но сам конкурс проходил очень непросто. За несколько месяцев до открытия ушел из жизни его президент - Мстислав Ростропович. Психологически оказалось очень тяжело. Я не хотела участвовать, да и в жюри у меня не было никакой поддержки, но мой педагог из консерватории Галина Писаренко настояла. Потом наш знаменитый бас Евгений Нестеренко рассказал: «Ты вышла, спела первую вещь, и сразу стало понятно, кто победитель». А через неделю меня прослушал маэстро Риккардо Мути и пригласил в Зальцбург.

культура: Наверное, в карьере помогла и «Золотая маска», которую Вы получили за партию в «Лючии ди Ламмермур» Татарского академического театра оперы и балета в 2012 году?
Шагимуратова: Не слишком. Все-таки конкурс Чайковского и «Золотая маска» - вещи несопоставимые.


культура: С кем труднее всего найти общий язык: с постановщиком, дирижером, коллегами-солистами или публикой?
Шагимуратова: С дирижером. Настоящих, оперных, все меньше и меньше. После работы с такими мэтрами, как Джеймс Ливайн или Риккардо Мути, я чувствовала себя окрыленной. Они любят певцов, всегда стараются помочь. В среднем же поколении дирижеров все больше тех, кто думает только о себе. Их не интересует, что происходит на сцене. С режиссерами мне, напротив, практически всегда удается ладить.

культура: Чтобы отстоять свою точку зрения, Вы можете пойти на конфликт?
Шагимуратова: У каждого своя правда, но всегда есть выход из положения. Надо находить компромисс. Если я готова пойти на уступки, а вторая сторона - нет, тогда дело идет к разрыву.

культура: Вы сами предлагаете трактовку образа или полагаетесь на постановщика?
Шагимуратова: Смотря какой режиссер. Всегда прихожу со своим пониманием. Но я человек открытый. Соглашаюсь, если чувствую, что можно довериться. Скажем, когда Дмитрий Черняков ставил «Руслана и Людмилу», у меня было свое понимание образа Людмилы, но он убедил меня в собственной концепции, и я ее приняла.

культура: Как Вы относитесь к экстремальным версиям? Кажется, в лондонском «Ковент-Гарден» в опере «Лючия ди Ламмермур» у героини случается выкидыш, и она появляется на сцене вся в крови….
Шагимуратова: Меня звали участвовать, но я отказалась. Так поступаю всегда, когда меня что-то не устраивает. Хотя это бывает редко. Обычно стараюсь сглаживать неприемлемые моменты. Однажды в Мюнхене пела Донну Анну в «Дон Жуане». Мне предстояло стянуть с партнера брюки и все остальное. Но я выросла в достаточно строгой семье и не могла позволить себе подобного. Тогда я предложила ограничиться рубашкой. Напомнила: мы все-таки в опере. Со мной согласились.

культура: Долгое время Вы выступали в основном на Западе. Однако Владимир Спиваков, которого Вы называете своим крестным отцом, убедил возвратиться в Россию?
Шагимуратова: Даже после победы на конкурсе Чайковского в Большой театр меня не пригласили. Я ужасно обиделась. В тот период я стажировалась в Америке. Гастролировала по всему миру. В конце 2009 или в начале 2010 года раздался звонок Владимира Теодоровича: «Приезжай в Москву». Я ему очень признательна, он вернул меня в Россию. Теперь часто пою в Мариинке. Приглашают в Большой. В конце марта даю концерт в Московском доме музыки с Национальным филармоническим оркестром под управлением маэстро Спивакова. Буду выступать вместе с известной пианисткой Элен Мерсье, ее мужем Бернаром Арно (крупнейший предприниматель, владелец концерна «Луи Вюиттон - Моэт Хеннесси») и их сыном Фредериком. Они сыграют моцартовский концерт для трех фортепиано.

культура: В нашей стране по-прежнему более трепетное, чем на Западе, отношение к искусству, и в частности к музыке?
Шагимуратова: В россиянах горит священный огонь. Не в обиду другим будет сказано, но мы более эмоциональные, богатые и щедрые натуры. Как никто, переживаем за свою Родину, радуемся ее победам.

культура: Чем Вы объясняете успех наших солистов на Западе, особенно молодого поколения?
Шагимуратова: Россия - страна больших красивых голосов, как мужских, так и женских. Они интереснее и звучнее многих, поэтому наши певцы как никогда востребованы. К сожалению, в отечественных консерваториях не преподают иностранные языки, а без них сложно сделать карьеру.

культура: Сохранилась ли русская оперная школа? Есть кому растить таланты?
Шагимуратова: Безусловно. При Большом театре создана молодежная оперная программа, которую возглавляет замечательный педагог Дмитрий Вдовин. Я сама с ним работала. Он заботится о нашей школе. Но манеры исполнения Ирины Архиповой или Галины Писаренко уже нет. Пришли молодые, более мобильные артисты. Только обладая отменным здоровьем, можно выдерживать огромные перелеты - от Токио до Вены или от Москвы до Нью-Йорка.

культура: Вы вышли за оперные рамки и снялись у Карена Шахназарова в «Анне Карениной» в роли певицы Аделины Патти. Для Вас это что-то значит?
Шагимуратова: Приглашение на съемки такого эпохального фильма - огромная честь. В остальных экранизациях визит Анны в театр либо вообще отсутствует, либо она смотрит балет или какой-то спектакль. У Толстого же речь идет именно о концерте Патти. Карен Георгиевич во всем следует роману - ничего не меняет. Есть у меня и другие интересные планы в кино, но пока не могу о них говорить.

культура: Вы нарекли дочь Аделиной в честь итальянской дивы?
Шагимуратова: Действительно, мы назвали ее в память о великой певице. А через месяц после появления дочки раздался звонок с «Мосфильма» и мне предложили сыграть Аделину Патти. Я верю в такие предзнаменования, это был знак свыше. Ребенок родился, и голос стал крепче, улучшилась техника. Мне стало легче петь.

культура: Семья творчеству не помеха?
Шагимуратова: С одной стороны, это вещи несоединимые. Если серьезно заниматься оперой, то вообще не нужно ее заводить. Но что делать, когда встречаешь такого прекрасного мужчину, как мой муж. Моя семья живет в Москве, я не вожу ребенка с собой на гастроли. Аделина не багаж, чтобы таскать за собой по всему белу свету. Дочкой занимаются отец, няня, а я каждый день общаюсь с ней по скайпу.

культура: Ваш знак зодиака - Весы. Это имеет для Вас какое-то значение?
Шагимуратова: Мне необходимо равновесие. Одно время чувствовала присущую Весам неуверенность, непросто было сделать выбор. Но мой муж родился под знаком Льва - он твердо стоит на ногах. К тому же он врач-психиатр. Благодаря ему научилась уверенно идти по жизни.


культура: Примадонны славятся капризным нравом. Ваш случай?
Шагимуратова: Сейчас слово «примадонна» вообще исчезло из обихода. Мы не можем себе позволить никаких капризов. Конечно, есть певицы, которые делают репутацию на своем характере, но с такими многие директора и режиссеры отказываются работать.

культура: «У меня нет соперниц, - говорила Мария Каллас, - когда другие певицы будут петь, как я, играть, как я, и исполнять весь мой репертуар, тогда они станут моими соперницами». Согласны?
Шагимуратова: Слова амбициозные и самоуверенные. Посмотрите, каким трагическим оказался финал ее жизни. Я нас не сравниваю, но ничего подобного никогда не скажу. Порой чувствую ревность и зависть некоторых артисток, но стараюсь этого не замечать.

культура: Вы собираетесь покорить еще немало оперных вершин?
Шагимуратова: Да, пока я только в самом начале пути, хотя и выступала во многих театрах. Самое страшное для артиста - стоять на месте. У меня есть своя программа на будущее: исполнить «Норму» Беллини, а также «Семирамиду» Россини и «Анну Болейн» Доницетти. Одной из моих любимых героинь остается Виолетта из «Травиаты». Ее нужно петь так, чтобы зритель плакал. Для такой партии необходим жизненный опыт, пережитые драмы. Сейчас же очень популярно показывать себя - «смотрите, какое у меня красивое лицо, тело, платье».

Досье «Культуры»


Альбина ШАГИМУРАТОВА родилась 17 октября 1979 года. Будущая оперная дива окончила две государственные консерватории - Казанскую и Московскую. В 2004–2006 гг. являлась солисткой Московского академического театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. С 2008 года по настоящее время служит солисткой Татарского академического государственного театра оперы и балета. Народная артистка Татарстана (2009). Поет на сценах ведущих театров мира. Выступала в рамках саммита «Большой двадцатки» в Константиновском дворце Санкт-Петербурга, на открытии Универсиады в Казани. Участвовала в «Декабрьских вечерах Святослава Рихтера» в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. В репертуаре Шагимуратовой около двадцати опер Глинки, Стравинского, Моцарта, Бетховена, Верди, Пуччини.


Top