Психологизм бунинской прозы в рассказе “Чистый понедельник” И. Бунина

И сюжет, и внешняя описательность в произведении Бунина важны, но не исчерпывают полноты эстетического впечатления. Образ центрального персонажа в рассказе намеренно обобщен и к финалу исчезает из поля зрения писателя. Выявляя специфику бунинского художественного времени и пространства, можно заметить, какой содержательностью обладают у Бунина сама периодичность подачи изображаемых фактов и событий, само чередование динамичных и описательных сцен, авторской точки зрения и ограниченного восприятия героя - одним словом, сама мера регулярности и теснящей ее стихийности в создаваемой картине. Если обобщить все это универсальным стилевым понятием, то самым уместным окажется термин Ритм.

Делясь тайнами писательского мастерства, Бунин признавался, что прежде чем что-либо написать, он должен почувствовать ощущение ритма, «найти звук»: «Как скоро я его нашел, все остальное дается само собой». Коль скоро ритм и музыкальный ключ найдены - другие элементы произведения начинают проясняться и постепенно приобретают конкретную форму: складывается сюжет, заполняется предметный мир произведения. Остается, прислушиваясь к внутреннему камертону, добиться точности, конкретности и пластической убедительности картины, отшлифовав ее словесную поверхность.

Сюжет в бунинских произведениях может быть и совсем лаконичным: почти «бессюжетными» являются, например, знаменитые «Антоновские яблоки». В «Господине из Сан-Франциско» сюжет более значим, но роль ведущего композиционного начала принадлежит ритму. Как уже говорилось, движением управляют взаимодействие и чередование двух мотивов: искусственно-регламентированной монотонности существования «господина» и непредсказуемо свободной стихии подлинной, живой жизни. Каждый из мотивов поддержан своей системой образных, лексических и звуковых повторов; каждый выдержан в своей эмоциональной тональности. Нетрудно заметить, например, что служебные детали (вроде отмеченной шейной запонки или повторяющихся подробностей обедов и «развлечений») служат предметной опорой для первого (этот мотив можно, используя музыкальный термин, назвать «темой господина»). Напротив, «несанкционированные», «лишние», будто произвольно появляющиеся в тексте подробности дают импульс мотиву живой жизни (назовем его опять-таки условно «лирической темой»). Таковы отмеченные описания заснувшего попугая или разряженной лошадки и множество частных характеристик природы и людей «прекрасной, солнечной страны».

Тема господина доминирует в первой половине рассказа, где дан своего рода вертикальный срез многоэтажной «Атлантиды» и показана как бы обыденность обычного времяпрепровождения путешествующих.

Обратите внимание на глаголы со значением многократного действия: «вставали», «пили», «лежали» и т. п.; приведите примеры лексических повторов.

Лирическая тема, сначала едва различимая, постепенно набирает силу, чтобы отчетливо зазвучать в конце рассказа (ее компоненты - образы разноцветья, живописной пестроты, солнечности, распахивающегося пространства). Финальная часть рассказа - своеобразная музыкальная кода - обобщает предшествующее развитие. Почти все объекты изображения здесь повторяются по сравнению с началом рассказа: вновь «Атлантида» с ее контрастами палуб и «подводной утробы», вновь лицедейство танцующей пары, вновь ходящие горы океана за бортом. Однако то, что в начале рассказа воспринималось как проявление авторского социального критицизма, благодаря интенсивному внутреннему лиризму поднимается на высоту трагического обобщения: в концовке неразделимо слитно звучат авторская мысль о бренности земного существования и его художническая интуиция о величии и красоте живой жизни. Предметное значение финальных образов как будто рождает ощущение катастрофы и обреченности, но их художественная выразительность, сама музыкальная плавность формы создают этому ощущению неустранимый и прекрасный противовес.

И все же самое тонкое и наиболее «бунинское» средство ритмизации текста - его Звуковая организация. В способности воссоздавать стереоиллюзию «звонкого мира» Бунин, пожалуй, не знает себе равных в русской литературе.

В письме своему французскому издателю Бунин вспоминает об эмоциональном состоянии, предшествовавшем созданию рассказа: «...Эти страшные слова Апокалипсиса неотступно звучали в моей душе, когда я писал «Братьев» и задумывал «Господина из Сан-Франциско...» А в дневниковой записи, фиксирующей окончание работы над рассказом, лаконично замечает: «Плакал, пиша конец». Звуковая оркестровка рассказа с ее вдохновенным симфоническим звучанием заставляет присмотреться к этой внешне формальной, но на деле глубокой содержательности произведения.

Музыкальные мотивы составной частью входят в тему рассказа: в тех или иных сюжетных эпизодах звучат струнный и духовой оркестры; «сладостно-бесстыдная» музыка вальсов и танго позволяет отдохнуть ресторанной публике; на периферии описаний возникают упоминания о тарантеллеили о волынке. Но речь сейчас идет не о непосредственной передаче «музыкального фона»

Мельчайшие фрагменты возникающей картины под пером Бунина озвучиваются, создавая широкий диапазон от почти неразличимого шепота до оглушительного рева. Текст до предела насыщен «акустическими» подробностями, причем выразительность «звуковой» лексики поддержана фонетическим обликом слов и словосочетаний. Особое место в этом ряду занимают звуковые сигналы: гудки, трубы, звонок, гонг, сирена. Текст рассказа будто пронизан этими звуковыми нитями, придающими произведению впечатление высочайшей соразмерности частей. Поначалу воспринимаемые как реальные детали быта, эти подробности по мере развития действия начинают соотноситься с общей картиной мироздания, с грозной предупреждающей ритмикой, исподволь набирающей силу в авторских медитациях, приобретают обобщающее значение символов. Этому способствует и высокая степень фонетической упорядоченности текста. «.. .Девятому кругу была подобна подводная утроба парохода, - та, где гЛухо гоготали исполинские топки...» Апокалипсический аккомпанемент в этом фрагменте создается не столько упоминанием ада («девятый круг»), сколько предельной для прозы длиной цепочки ассонансов (четыре ударных «о» подряд!) и интенсивностью аллитераций (назвуки«п», «р», «г», «л»; впрочем, почти весь состав согласных здесь аллитерирован). Порой звуковые сближения для Бунина даже важнее, чем смысловая сочетаемость: глагол «гоготали» не у каждого писателя вызовет ассоциации с приглушенностью.

(Самостоятельно проанализируйте ритмику и звуковой состав финального предложения. Найдите наиболее выразительную цепочку ассонансов в нем. Как ассоциативно связан этот ряд с общим звучанием рассказа?)

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Ритмическая и звуковая организация рассказа «Господин из Сан-Франциско» . И в закладках появилось готовое сочинение.

Иван Алексеевич Бунин - величайший писатель рубежа XIX-XX вв. Он вступил в литературу поэтом, создал замечательные стихотворные произведения. 1895 г. …Опубликован первый рассказ «На край света». По­ощряемый похвалами критиков, Бунин начинает заниматься литературным творчеством. Иван Алексеевич Бунин - лауреат самых различных пре­мий, в том числе и лауреат Нобелевской премии по литературе 1933 г.

В 1944 г. писатель создает один из замечательнейших рассказов о любви, о самом прекрасном, значительном и высоком, что есть на Земле, - рас­сказ «Чистый понедельник». Об этом своем рассказе Бунин говорил так: «Благодарю Бога, что Он дал мне написать, Чистый понедельник»».

В рассказе «Чистый понедельник» особенно ярко проявились психо­логизм бунинской прозы и особенности «внешней изобразительности».

«Темнел московский серый зимний день, холодно зажигался газ в фо­нарях, тепло освещались витрины магазинов - и разгоралась вечерняя, освобождающаяся от дневных дел московская жизнь, гуще и бодрей не­слись извозчичьи санки, тяжелей гремели переполненные, ныряющие трам­ваи, - в сумраке уже видно было, как с шипением сыпались с проводов зе­леные звезды - оживленнее спешили по снежным тротуарам мутно чер­неющие прохожие…» - именно такими словами автор начинает свое по­вествование, перенося читателя в старую Москву начала XX века. Писатель с величайшей подробностью, не упуская из вида ни малейшей детали, вос­производит все приметы этой эпохи. И уже с первых строк рассказу при­дает особое звучание постоянное упоминание о деталях глубокой древно­сти: о древних московских храмах, монастырях, иконах (храм Христа Спасителя, Иверская церковь, Марфо-Мариинская обитель, икона Богоро­дицы Троеручницы), об именах выдающихся личностей. Но рядом с этой древностью, вечностью мы замечаем приметы более позднего быта: извест­ные и доступные наиболее состоятельным слоям граждан рестораны «Прага», «Эрмитаж», «Метрополь», «Яр»; книги современных авторов; «Мотла» Эртеля и Чехова… Судя по тому, как разворачивается действие в рассказе, мы можем судить о том, что прошлое для героев - предельно понятно, настоящее - смутно, будущее же абсолютно неясно.

В рассказе два героя: он и она, мужчина и женщина. Мужчина, по сло­вам писателя, здоров, богат, молод и красив почему-то южной, горячей красотой, был даже «неприлично красив». Но самое главное - герой влюб­лен, влюблен настолько, что готов исполнять любые прихоти героини, лишь бы не потерять ее. Но, к сожалению, он не может и не пытается понять, что творится в душе его возлюбленной: он «старался и не думать, не додумы­вать». Женщина же изображается таинственной, загадочной. Она загадоч­на, как загадочна вообще душа русской женщины с ее одухотворенностью, преданностью, самоотверженностью, самоотречением… Сам герой признает­ся: «Она была загадочна, странна для меня». Вся ее жизнь соткана из не­объяснимых противоречий, метаний. «Похоже было на то, что ей ничего не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за горо­дом», - повествует рассказчик, но тут же добавляет: «Хотя все-таки цве­ты были у нее любимые и нелюбимые, все книги… она всегда прочитыва­ла, шоколада съедала за день целую коробку, за обедами и ужинами ела не меньше меня…» Выезжая куда-либо, она чаще всего не знала, куда отправится потом, чем займется, словом, не знает, с кем, как и где проведет время.

Писатель довольно полно повествует нам о ее происхождении, о ее ны­нешних занятиях. Но в описании быта героини Бунин очень часто исполь­зует неопределенные наречия (над ее диваном «зачем-то висел портрет босого Толстого»).

Все поступки женщины стихийны, иррациональны и одновременно как будто спланированы. В ночь на Чистый понедельник она отдается ге­рою, зная, что на утро уйдет в монастырь, но окончателен ли этот уход, также неясно. На протяжении всего рассказа автор показывает, что героиня не чув­ствует себя комфортно нигде, она не верит в существование простого зем­ного счастья. «Счастье наше, дружок, как вода в бредне: тянешь - наду­лось, а вытащишь - ничего нету», - цитирует она Платона Каратаева.

Душевные порывы героев «Чистого понедельника» зачастую не под­даются логическому объяснению. Создается впечатление будто и мужчи­на, и женщина не властны над собой, не способны контролировать свои чувства.
В центре повествования - события в Прощеное воскресенье и Чис­тый понедельник. Прощеное воскресенье - религиозный праздник, почи­таемый всеми верующими людьми. Они просят друг у друга прощения и прощают близких своих. Для героини это совершенно особый день, не только день прощения, но и день прощания с мирской жизнью. Чистый понедель­ник - первый день поста, в который человек очищается от всякой сквер­ны, когда веселье масленицы сменяется самосозерцанием. Этот день стано­вится переломным в жизни героя. Пройдя через страдания, связанные с потерей любимой, герой испытывает на себе влияние окружающих сил и осознает все то, чего не замечал раньше, будучи ослепленным любовью к героине. Через два года мужчина, вспоминая события давно ушедших дней, повторит маршрут их давней совместной поездки, и ему «почему-то» очень захочется зайти в церковь Марфо-Мариинской обители. Какие неведомые силы влекут его навстречу возлюбленной? Стремится ли он к тому духов­ному миру, в который уходит она? Мы не знаем этого, автор не приоткры­вает для нас завесу тайны. Он лишь показывает нам смирение в душе ге­роя, их последняя встреча завершается его смиренным уходом, а не про­буждением в нем прежних страстей.

Будущее героев неясно. Помимо всего писатель нигде даже прямо не указывает, что встреченная мужчиной монахиня - его бывшая возлюб­ленная. Лишь одна деталь - темные глаза - напоминают облик героини. Примечательно, что героиня уходит в Марфо-Мариинскую обитель. Эта оби­тель - не монастырь, а церковь Покрова Богоматери на Ордынке, при которой была община светских дам, заботившихся о живших при церкви сиротах и о раненных в первую мировую войну. И это служение в храме Покрова Богоматери, может быть, является для героини «Чистого поне­дельника» духовным прозрением, ведь именно Непорочное Сердце Бого­родицы предостерегало мир от войны, смертей, крови, сиротства…

    • На протяжении всей своей творческой деятельности Бунин создавал стихотворные произведения. Своеобразную, неповторимую по художественному стилю лирику Бунина нельзя спутать со стихами других авторов. В индивидуальном художественном стиле писателя отражается его мировоззрение. Бунин в своих стихотворениях отзывался на сложные вопросы бытия. Его лирика многопланова и глубока в философских вопросах постижения смысла жизни. Поэт выражал настроения растерянности, разочарования и в то же время умел наполнить свои […]
    • В творчестве И. А. Бунина поэзия занимает значительное место, хотя известность он приобрел как прозаик. Он утверждал, что является прежде всего поэтом. Именно со стихов начался его путь в литературе. Когда Бунину исполнилось 17 лет, в журнале «Родина» вышло его первое стихотворение «Деревенский нищий», в котором юный поэт описывал состояние русской деревни: Грустно видеть, как много страданья, И тоски, и нужды на Руси! С самого начала творческой деятельности поэт нашел свой стиль, свои темы, […]
    • После революции 1905 года Бунин одним из первых почувствовал наступившие изменения в жизни России, а именно настроения послереволюционного села, и отразил их в своих рассказах и повестях, особенно в повести «Деревня», которая вышла в свет в 1910 году. На страницах повести «Деревня» автор рисует ужасающую картину нищеты русского народа. Бунин писал, что этой повестью было положено «начало целого ряда произведений, резко рисовавших русскую душу, ее своеобразные сплетения, ее светлые и темные, но почти всегда […]
    • Цикл рассказов Бунина «Темные аллеи» включает в себя 38 рассказов. Они различаются в жанровом отношении, в создании характеров героев, отражают разные пласты времени. Этот цикл, последний в жизни, автор писал восемь лет, в годы Первой мировой войны. Бунин писал о вечной любви и силе чувств в то время, как от самой кровопролитной войны в известной ему истории рушился мир. Книгу «Темные аллеи» Бунин считал «самой совершенной по мастерству» и причислял к высшим своим достижениям. Это книга-воспоминание. В рассказах […]
    • Рассказ «Чистый понедельник» входит в цикл рассказов Бунина «Темные аллеи». Этот цикл был последним в жизни автора и занял восемь лет творчества. Время создания цикла пришлось на период Второй мировой войны. Мир рушился, а великий русский писатель Бунин писал о любви, о вечном, о единственной силе, способной сохранить жизнь в ее высоком предназначении. Сквозной темой цикла является любовь во всей ее многоликости, слиянии душ двух уникальных, неповторимых миров, душ влюбленных. Рассказ «Чистый понедельник» […]
    • Тема деревни и жизни дворян в своих родовых поместьях была одной из главных в творчестве Бунина-прозаика. Как создатель прозаических произведений Бунин заявил о себе в 1886 году. В 16 лет он писал лирико-романтические рассказы, в которых кроме описания юношеских порывов души уже наметилась и социальная проблематика. Процессу распада дворянских гнезд в творчестве Бунина посвящены рассказ «Антоновские яблоки» и повесть «Суходол». Бунин хорошо знал жизнь русской деревни. Детство и юность он провел на хуторе […]
    • В творчестве Бунина нашла отражение тема критики буржуазной действительности. Одним из лучших произведений этой тематики по праву можно назвать рассказ «Господин из Сан-Франциско», который был высоко оценен В. Короленко. Мысль написать этот рассказ возникла у Бунина в процессе работы над рассказом «Братья», когда он узнал о смерти миллионера, приехавшего отдохнуть на остров Капри. Сначала писатель так и назвал рассказ – «Смерть на Капри», но позже переименовал. Именно господин из Сан-Франциско со своими […]
    • Рассказ «Легкое дыхание» написан И. Буниным в 1916 году. В нем нашли отражение философские мотивы жизни и смерти, прекрасного и безобразного, которые были в центре внимания писателя. В этом рассказе Бунин развивает одну из ведущих для своего творчества проблем: любовь и смерть. По художественному мастерству «Легкое дыхание» считается жемчужиной прозы Бунина. Повествование движется в обратном направлении, из настоящего в прошлое, начало рассказа является его финалом. С первых строк автор погружает читателя в […]
    • Рассказ «Чистый понедельник», написанный в 1944 году, - один из любимых рассказов автора. И.А. Бунин излагает события далекого прошлого от лица рассказчика - молодого состоятельного человека без особых занятий. Герой влюблен, и героиня, какой он ее видит, про­изводит на читателя странное впечатление. Она хороша собой, любит роскошь, комфорт, дорогие рестораны и в то же время ходит «скром­ной курсисткой», завтракает в вегетарианской столовой на Арбате. У нее очень критичное отношение ко многим модным произведениям […]
    • Рассказик, сочиненный И. Буниным в апреле 1924 года, незамысловат. Но он не относится к тем, что все мы знаем наизусть и привыкли о них рассуждать, полемизировать и собственное (порой из учебников вычитанное) мнение высказывать. Поэтому стоит привести 2-строчный пересказ. Итак, зима, ночь, отдельно стоящий, вдали от деревни, хутор. Вьюжит уже почти неделю, все замело, за доктором послать нельзя. В доме - барыня с малолетним сыном, да несколько слуг. Мужчин (почему-то, причины не ясны из текста) нет. Я говорю о […]
    • Писательская индивидуальность В.Бунина отмечена в огромной степени таким мироощущением, в котором острое, ежечасное "чувство смерти", постоянной памяти о ней соединяется с сильнейшей жаждой жизни. Писатель мог бы и не признаваться в том, о чем он сказал В автобиографической заметке: "Книга моей жизни" (1921 г.), потому что об этом говорит само его творчество: "Постоянное сознание или ощущение этого ужаса / смерти / преследует меня чуть не с младенчества, под этим роковым знаком я живу весь век. Хорошо знаю, что […]
    • Рассказ «Господин из Сан-Франциско» - результат размышлений писателя над вопросами смысла человеческого бытия, существования цивилизации, судьбой России в годы Первой мировой войны. Рассказ появился в печати в 1915 г. когда уже совершалась всемирная катастрофа. Сюжет и поэтика рассказа Бунин описывает последний месяц жизни богатого американского бизнесмена, устроившего для своей семьи длительное и насыщенное «удовольствиями» путешествие в Европу. За Европой должны были последовать Ближний Восток и […]
    • Теме любви посвящены многие рассказы И.А. Бунина. В его изображении любовь – это грозная сила, способная перевернуть всю жизнь человека и принести ему великое счастье или огромное горе. Такая история любви показана им в рассказе «Кавказ». У героя и героини тайный роман. Они должны скрываться ото всех, потому что героиня замужем. Она боится своего мужа, который, как ей кажется, что-то подозревает. Но, несмотря на это, герои счастливы вместе и мечтают о дерзком побеге вдвоем к морю, на кавказское побережье. И […]
    • “Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена” – в этой фразе пафос изображения любви Буниным. Почти во всех произведениях на эту тему исход трагичен. Именно потому, что любовь оказалась “украденной”, она не была полной и привела к трагедии. Бунин размышляет о том, что счастье одного может привести к трагедии другого. Бунинский подход к описанию этого чувства несколько иной: любовь в его рассказах более откровенная, обнажённая, а порой даже грубоватая, исполненная неутолённой страсти. Проблема […]
    • Иван Алексеевич Бунин – известный русский писатель и поэт конца 19 – начала 20 века. Особое место в его творчестве занимает описание родной природы, красоты русского края, ее броскость, яркость, с одной стороны, и скромность, печаль – с другой. Эту прекрасную бурю эмоций Бунин передал в своем рассказе “Антоновские яблоки”. Данное произведение является одним из самых лирических и поэтических произведений Бунина, которое обладает неопределенным жанром. Если оценивать произведение по объему, то это рассказ, но с […]
    • Загадка любви вечна. Многие писатели и поэты безуспешно пытались разгадать ее. Русские художники слова посвятили великому чувству любви лучшие страницы своих произведений. Любовь пробуждает и невероятно усиливает лучшие качества в душе человека, делает его способным к творчеству. Счастье любви невозможно сравнить ни с чем: душа человека летает, она свободна и полна восторгом. Влюбленный готов обнять весь мир, свернуть горы, в нем открываются силы, о которых он и не подозревал. Куприну принадлежат замечательные […]
    • Александр Блок жил и творил на рубеже веков. Его творчество отражало всю трагичность времени, времени подготовки и осуществления революции. Главной темой его дореволюцион ных стихов была возвышенная, неземная любовь к Прекрасной Даме. Но наступала переломная эпоха в истории страны. Рушился старый, привычный мир. И душа поэта не могла не отозваться на это крушение. Прежде всего этого требовала действительность. Многим тогда казалось, что уже никогда в искусстве не будет востребована чистая лирика. Многих поэтов и […]
    • Тема революции и гражданской войны надолго стала одной из главных тем русской литературы XX века. Эти события не только круто изменили жизнь России, перекроили всю карту Европы, но изменили и жизнь каждого человека, каждой семьи. Гражданские войны принято называть бра­тоубийственными. Таков по сути характер любой войны, но в гражданской эта ее суть выявляется особенно остро. Ненависть нередко сталкивает в ней людей, родных по крови, и трагизм здесь предельно обнажен. Осознание гражданской вой­ны как национальной […]
    • Начало XX века в русской литературе было ознаменовано появлением целой плеяды разнообразных течений, веяний, поэтических школ. Самыми выдающимися, оставившими значительный след в истории литературы течениями стали символизм (В. Брюсов, К. Бальмонт, А. Белый), акмеизм (А. Ахматова, Н. Гумилев, О. Мандельштам), футуризм (И. Северянин, В. Маяковский, Д. Бурлюк), имажинизм (Кусиков, Шершеневич, Мариенгоф). Творчество этих поэтов по праву называется лирикой серебряного века, то есть второго по значимости периода […]
    • Лучшая часть есенинского творчества связана с деревней. Родиной Сергея Есенина было село Константиново Рязанской губернии. Середина, сердце России дало миру прекрасного поэта. Вечно меняющаяся природа, колоритный местный говор крестьян, давние традиции, песни и сказки с колыбели вошли в сознание будущего поэта. Есенин утверждал: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве». Именно Есенину удалось создать в русской лирике образ деревни конца XIX – начала XX […]
  • Этот цикл был последним в жизни автора и занял восемь лет творчества. Время создания цикла пришлось на период Второй мировой войны. Мир рушился, а великий русский писатель писал о любви, о вечном, о единственной силе, способной сохранить жизнь в ее высоком предназначении.
    Сквозной темой цикла является любовь во всей ее многоликости, слиянии душ двух уникальных, неповторимых миров, душ влюбленных.
    Рассказ «Чистый понедельник» содержит важную мысль, что душа человека – тайна, а женская – особенно. И о том, что каждый человек ищет свой путь в жизни, часто сомневаясь, делая ошибки, и счастье – если найдет.
    Бунин начинает свой рассказ с описания серого зимнего дня в Москве. К вечеру жизнь в городе оживлялась, жители освобождались от дневных забот: «…гуще и бодрей неслись извозчичьи санки, тяжелей гремели переполненные, ныряющие трамваи, – в сумраке уже было видно, как с шипением сыпались с проводов красные звезды, – оживленнее спешили по тротуарам чернеющие прохожие». Пейзаж подготавливает читателя к восприятию истории «странной любви» двух людей, пути которых трагически разошлись.
    Рассказ потрясает искренностью в описании большой любви героя к своей возлюбленной. Перед нами своеобразная исповедь мужчины, попытка вспомнить давние события и понять, что же тогда произошло. Почему женщина, говорившая, что кроме отца и него у нее никого нет, без объяснений оставила его. Герой, от лица которого ведется рассказ, вызывает симпатию и сочувствие. Он умен, красив, весел, говорлив, безумно любит героиню, готов на все ради нее. Писатель последовательно воссоздает историю их взаимоотношений.
    Образ героини окутан таинственностью. Герой с обожанием вспоминает каждую черточку ее лица, волосы, платья, всю ее южную красоту. Недаром на актерском «капустнике» в Художественном театре знаменитый Качалов восторженно называет героиню Шамаханской царицей. Они были прекрасной парой, оба красивые, богатые, здоровые. Внешне героиня ведет себя вполне нормально. Принимает ухаживания возлюбленного, цветы, подарки, ездит с ним в театры, на концерты, в рестораны, но внутренний мир ее закрыт для героя. Она немногословна, но иногда высказывает мнения, которых ее друг не ждет от нее. Он почти ничего не знает о ее жизни. С удивлением герой узнает, что его возлюбленная часто посещает храмы, много знает о службах в них. В то же время говорит, что она не религиозна, а в храмах ее восхищают песнопения, обряды, торжественная духовность, какой-то тайный смысл, которого нет в суетной городской жизни. Героиня замечает, как пылает от любви ее друг, но сама не может ответить ему тем же. По ее мнению, в жены она тоже не годится. В ее словах часто проскакивают намеки на монастыри, куда можно уйти, но герой не воспринимает это серьезно.
    В рассказе Бунин погружает читателя в атмосферу дореволюционной Москвы. Он перечисляет многочисленные храмы и монастыри столицы, вместе с героиней восхищается текстами древних летописей. Здесь же даны воспоминания и рассуждения о современной культуре: Художественный театр, вечер поэзии А. Белого, мнение о романе Брюсова «Огненный ангел», посещение могилы Чехова. Множество разнородных, иногда несовместимых явлений составляют канву жизни героев.
    Постепенно тон рассказа становится все более грустным, а в конце – трагическим. Героиня приняла решение расстаться с любящим ее мужчиной, уехать из Москвы. Она благодарна ему за настоящую любовь к ней, поэтому устраивает прощание и позже присылает ему последнее письмо с просьбой не искать ее.
    Герой не может поверить в реальность происходящего. Не в силах забыть любимую, он два последующих года «долго пропадал по самым грязным кабакам, спивался, всячески опускаясь все больше и больше. Потом стал понемногу оправляться – равнодушно, безнадежно…». Но все равно в один из похожих зимних дней он ездил по тем улицам, где они бывали вдвоем, «и все плакал, плакал…». Повинуясь какому-то чувству, герой заходит в Марфо-Мариинскую обитель и в толпе монахинь видит одну из них с глубокими черными глазами, смотрящую куда-то в темноту. Герою показалось, что смотрит она на него.
    Бунин ничего не объясняет. Была ли это действительно возлюбленная героя, остается загадкой. Но ясно одно: была великая любовь, сначала осветившая, а потом перевернувшая жизнь человека.

    480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

    Карпекина Татьяна Валентиновна. Развитие представлений о психологизме при изучении русской прозы рубежа XIX-XX веков в 11 классе: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Карпекина Татьяна Валентиновна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т]. - Москва, 2008. - 195 с. : ил. РГБ ОД, 61:08-13/218

    Введение

    ГЛАВА I: Теоретические основы формирования и развития представлений о психологизме художественной литературы в старшей школе

    1.1. Психологизм в художественном произведении 11

    1.2. Понятие «психологизм» в школьных программах и учебной литературе 37

    1.3. Психолого-педагогические основы развития представлений о психологизме у старшеклассников 63

    Выводы по 1-й главе 93

    ГЛАВА II: Методика работы с учащимися 11 классов по развитию представлений о психологизме при изучении русской прозы рубежа XIX - XX веков

    2.1. Поэтапное развитие представлений о психологизме при изучении русской прозы рубежа XIX - XX веков 98

    2.2. Изучение психологизма А. И. Куприна: традиции и новаторство 105

    2.3. Анализ индивидуальных форм психологизма И. А. Бунина... 127

    2.4. Рассмотрение проблемы самостояния в раннем творчестве М.Горького и Л. Андреева 142

    Выводы по 2-й главе 173

    Заключение 176

    Библиография 1

    Понятие «психологизм» в школьных программах и учебной литературе

    Для психологического стиля, по Есину, характерна ведущая роль прямой формы, остальные - вспомогательные. Он подчеркивает, что в психологическом стиле все средства предметной изобразительности так или иначе служат целям психологического анализа, поэтому, например, в гоголевской сатире нет места психологизму.

    Интересную точку зрения на психологизм предлагает Е. А. Михеичева. Полагая, что данное понятие охватывает три аспекта художественного произведения: содержательный, формальный и функциональный, она определяет психологизм как «художественное выражение авторского сознания через психику героя с учетом уровня сознания читателя и с целью воздействия на него» . Таким образом, психологизм, в понимании Е. А. Михеичевой, есть трехкомпонентная сущность, содержательный план которой составляет сознание автора, план выражения - психика героев, функциональный план - сознание читателя. Однако, принимая во внимание сложный характер отношений содержания и формы в литературном произведении, данное определение представляется небесспорным. Литературная энциклопедия терминов и понятий под редакцией А. Н. Николюкина, суммируя мнения А. П. Скафтымова, И. В. Страхова, В. В. Компанееца, А. Б. Есина, Л. Я. Гинзбург, дает следующее определение этому понятию: «Психологизм в литературе (греч. psyche - душа; logos - понятие) -глубокое и детальное изображение внутреннего мира героев: их мыслей, желаний, переживаний, составляющее существенную черту эстетического мира произведения» .

    Психологизм как стилеобразующий принцип наиболее ярко и полно был воплощен в творчестве писателей - психологов XIX века.

    Как подчеркивает У. Р. Фохт, «психологизм Пушкина, Гоголя, Лермонтова отличается от психологизма романтиков тем, что он стал объектом изучения, а не формой самовыражения писателей» . Именно в творчестве этих писателей романтическая личность обрастала плотью и кровью, становилась типической: «лишний человек», «маленький человек», «мертвые души». Выдвинутая в ряде произведений на первый план задача -«заглянуть в душу человека» стала основополагающей для писателей П-й половины XIX века.

    Наивысшего расцвета художественный психологизм в литературе этого периода достиг в творчестве Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского. Но к изображению сложности человека, в силу своей творческой индивидуальности, мировоззренческих различий, они подошли с разных сторон. Главной задачей психологического анализа Л. Н. Толстого было выявить нравственную доминанту в процессе постоянно меняющейся картины духовной жизни героев, основной стилеобразующий принцип его психологического повествования - «диалектика души», т.е. постоянное изображение внутреннего мира героев в движении, в развитии. Но нравственная доминанта героев Толстого такова, что не позволяет углубляться в «гадкое», «противуестественное» . Особенность психологизма И. С. Тургенева состоит в его ненавязчивости, незаметности - то, что в литературоведении принято называть «тайным психологизмом» Тургенева. Он ставил своей художественной задачей не столько объяснить, растолковать существо психологических процессов, сколько воссоздать душевное состояние предельно отчетливо, внятно. Эмоциональной стороне психологической жизни Тургенев уделяет большее внимание, потому что именно в том, что не зависит или не вполне зависит от рассудочного контроля, человек проявляет свои глубинные, сущностные черты характера. По сравнению с Толстым и Тургеневым, Достоевский более целенаправленно искал возможность прорыва в образность бессознательного. Он создал целую теорию «фантастического реализма», который с «поражающей верностью» позволяет передать «состояние души человека». Достоевский изображает не просто сосуществование и борьбу в душе героя противоположных мыслей и желаний, но и их странный, парадоксальный переход друг в друга.

    Литература XIX века показала всю глубину и сложность человеческой натуры и по праву считается «эпохой господства психологического анализа» (Л. Я. Гинзбург). Реалистическая концепция мира и человека открывала художнику слова безграничные возможности для углубления во внутренний мир отдельного «я». Но качественное изменение в изображении мира и человека стало возможным лишь в последующую литературную эпоху, эпоху конца XIX - XX веков. Для этого нужно было, чтобы представление о мире и самом себе, свойственное передовой личности «золотого века», претерпело серьезные изменения. В числе важных нелитературных факторов, оказавших влияние на этот процесс, необходимо назвать достижения физиологии и психологии, физики и математики, научной социологии, в связи с чем значительно усложняется представление о физической картине мира. Поворот этот стимулировался и нестабильностью социальных отношений переходной эпохи, катастрофичностью их развития в период «трех революций».

    Психолого-педагогические основы развития представлений о психологизме у старшеклассников

    В программе под редакцией А. Г. Кутузова уделяется повышенное внимание изучению творчества И. А. Бунина и Л. Н. Андреева во взаимосвязи с литературной традицией XIX века, а именно: влияние Толстого, Древнего Востока - пантеистической философии на мировоззрение Бунина, Достоевский и Андреев - проблемы одиночества, отчуждения, обезличивания человека, детерминации и свободы личности, включение в повествование экспрессивных средств выразительности, сгущение эмоциональной атмосферы. Часто эти и другие особенности психологизма Л. Андреева - в произведениях «Иуда Искариот», «Жизнь Василия Фивейского», «Бездна» и других - связываются авторами некоторых программ (например, В. Г. Маранцманом или Г. С. Меркиным, С. А. Зининым, В. А. Чалмаевым ) с его принадлежностью к художественному направлению «экспрессионизм». Стоит обратить внимание и на тот факт, что творчество этого писателя представлено далеко не во всех программах или изучается факультативно, тогда как проза Л. Андреева остро психологична и насыщена новыми средствами психологического анализа.

    К творчеству раннего Горького учитель обращается уже в средней школе - с 5 - по 9 классы: «Детство» (В. Г. Маранцман, А. И. Княжицкий ) «Легенда о Данко», «Старый год», «Мои университеты» (Т. Ф. Курдюмова ), «Песня о Соколе», «Маленькая!» (М. Б. Ладыгин, Г. И. Беленький ), «Челкаш», «Макар Чудра» (В. Я. Коровина, А. Г. Кутузов ). На этом этапе авторам программы важно познакомить учащихся с изобразительно-выразительными и ритмико-интонационными средствами языка, дать начальное представление о символе.

    В 11 классе прослеживается эволюция взглядов М. Горького и к уже имеющимся сведениям о поэтике этого писателя добавляются новые. Например, программу под редакцией А. Г. Кутузова отличает то, что творчество Горького в 11 классе включено, не в раздел «Советская литература», как во многих программах, а рассматривается вместе с традиционно считающимися писателями рубежа Х1Х-ХХ веков - Буниным, Андреевым, Куприным. А именно, философско-этический идеал личности в раннем творчестве писателя, типология горьковских персонажей -«строптивцы», «озорники», «счастливые грешники», «веселые», «гордые духом», идеологический и философский смысл психологических характеристик. Из раннего творчества изучаются «Девушка и смерть» - тема несовместимости любви и свободы, «Старуха Изергиль» - эволюция художественной трактовки индивидуализма, «Челкаш» - попытка соединить свободную жизнь с «нужной», «Мальва» - тема отверженных жизнью людей, действительность и свободная воля героя, «Коновалов» - драма «ненужного» человека. Но в этой и других программах по литературе напрямую вопрос об особенностях психологизма раннего М. Горького не ставится, хотя основания для этого имеются. Так, разработчики программ рекомендуют учителю в ходе анализа произведений М. Горького осветить следующие вопросы -«новой тип писателя, рожденного эпохой» (В. Г. Маранцман ), «раскрепощение человеческой души как главная черта горьковского «нового реализма» (Г. С. Меркин, С. А. Зинин и В. А. Чалмаев ), «романтические и реалистические стилевые тенденции в творчестве М. Горького» (А. И. Княжицкий ). Перечисленные аспекты изучения произведений М. Горького дают нам полное основание говорить о наличии психологизма в раннем творчестве этого писателя.

    Анализ программного материала позволил нам выявить следующую систему формирования представлений о литературном явлении «психологизм», которой будем следовать в дальнейшем: I этап. 7-8 классы - начальное формирование представления о психологизме: накопление фактов о понятии, общее представление о приемах психологического анализа (без детализации, описания каждого приема), «сокращенная» характеристика явления; II этап. 9-10 классы - систематизированное изучение особенностей психологизма писателей XIX века: формирование представления об индивидуальных особенностях художников-психологов: М. Ю. Лермонтова, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова определение характерных признаков психологизма и их систематизация, полная характеристика явления; III этап. 11 класс - актуализация уже полученных знаний о психологизме и их развитие при изучении литературы рубежа XIX - XX веков: формирование представления об индивидуальных особенностях психологизма А. И. Куприна, И. А. Бунина, Л. Андреева и М. Горького -определение характерных признаков психологизма и их систематизация, расширенная характеристика явления.

    Другим важным этапом нашего исследования стал анализ основных учебных пособий, предназначенных для школы, к которым относятся учебники, учебники-практикумы, методические пособия для учителя.

    Рассмотрим вначале учебно-методический материал, предназначенный для 10 класса, так как на этом этапе у учащихся формируется представление о психологизме как литературоведческом понятии.

    При изучении историко-литературного курса в 10 классе в центр работы поставлено постижение психологизма русской классической литературы. Выбор именно этого аспекта обусловлен прежде всего спецификой литературы как вида искусства. «Предметом искусства является человеческий мир, многообразное человеческое отношение к реальности, действительность с точки зрения человека. Однако именно в искусстве слова человек как носитель духовности становится прямым объектом воспроизведения и постижения, главной точкой приложения художественных сил» . Осмысление русской литературы второй половины XIX века под избранным углом зрения позволяет постичь во всей полноте индивидуально-авторский тип художественного сознания и особенности индивидуального стиля русских писателей.

    Изучение психологизма А. И. Куприна: традиции и новаторство

    Всего было опрошено 30 респондентов. Анализ ответов учителей на предложенную анкету позволил сделать следующие выводы: - Для большинства учителей-словесников проблема формирования и развития представления о психологизме является актуальной. Ответ на вопрос, часто ли в Вашей работе возникает потребность обращения к понятию «психологизм», в основном был положительным. Это литературоведческое понятие относится к разряду тех, без которых невозможен анализ художественного текста.

    Вопрос, выявляющий возможности обращения к понятию «психологизм» на различных этапах литературного образования, оказался довольно спорным. Разноречивость мнений проявилась во взглядах на начальный период обращения к понятию. Здесь учителя разделились на три группы, в зависимости от выбора учебной программы по литературе: первая группа вводит понятие «психологизм» в 7-м классе при изучении раннего творчества Л. Толстого, вторая - в 8-м при изучении повестей И. Тургенева, третья - в 9-м при знакомстве с первым психологическим романом XIX века М. Лермонтова «Герой нашего времени».

    Давая определение понятию «психологизм», учителя следовали традиционной трактовке, изложенной в литературоведческом словаре: «художественное изображение внутреннего мира персонажей», «умение раскрыть внутренний мир человека, показать ход мысли, мышление как процесс». Но формы психологизма не были ими перечислены в полной мере, из чего можно сделать вывод, что большинство преподавателей имеет общее представление об этом понятии и знания о нем не систематизированы. Кроме того, анкетирование выявило еще одну проблему: некоторые учителя относят к писателям-психологам тех, чья проза традиционно считается «непсихологической». Например, творчество А. Пушкина, Н. Гоголя, М. Булгакова.

    Большинство учителей отводят понятию «психологизм» центральное место в усвоении учащимися литературных знаний. Работа над психологическим рисунком произведения, по их мнению, формирует «умение анализировать психологическое состояние героя, помогает разобраться в его поступках, быть более внимательным при чтении произведения», «психологическая литература дает возможность понять себя». Но есть и те, кто считает, что «психологизм» играет второстепенную роль при анализе художественного произведения: «Это вспомогательное понятие, позволяющее сформировать у учащихся навык внимательного чтения, восприятия произведения не только на уровне сюжета и главной мысли». Среди умений и качеств читателя, формирующихся у учащихся в процессе работы над особенностями психологизма того или иного писателя, учителя отметили «вдумчивость», «наблюдательность», «способность делать выводы».

    Отвечая на вопрос, «в какой момент изучения литературного произведения целесообразно обращаться к данному понятию», учителя остановились на нескольких позициях, поскольку это зависит от особенностей художественного произведения. Во-первых, в процессе разговора о герое: психологизм как средство создания художественного образа. Во-вторых, рассматривая новаторство, своеобразие писателя. В-третьих, если это понятие связано со структурой произведения, идеей, авторской позицией. - Формирование представления о «психологизме» происходит в большинстве случаев поэтапно, начиная с накопления сведений об этом литературоведческом понятии и заканчивая систематизацией знаний об особенностях психологизма того или иного писателя, а в период развития идет процесс обогащения уже имеющихся знаний. Среди приемов, используемых при формировании и развитии представлений о психологизме, учителя назвали «подбор материала из художественного произведения», «лингвистический комментарий», «анализ эпизода», «анализ образа-персонажа», «сопоставление». - Основные трудности, возникающие в процессе формирования и развития представления о психологизме, связаны, по мнению большинства опрошенных респондентов, с неумением учащихся «внимательно читать текст, обращать внимание не только на сюжет, видеть всю глубину авторского слова». «Не все, даже в старших классах, понимают суть этого явления, не всегда хватает времени уделить этому должное внимание». «В идеале, конечно, нужно стремиться к чтению-сопереживанию, а не чтению-наблюдению». - В пожеланиях и предложениях учителя указали на необходимость методических разработок, пособий, посвященных данному вопросу. «И особенно для тех произведений, на которые отводится не так много учебных часов».

    Обработка данных анкеты позволяет сделать вывод: при обращении к понятию «психологизм» учителя-словесники испытывают потребность в теоретическом и методическом освещении вопроса, устоявшиеся аспекты рассмотрения понятия в школьной практике требуют расширения и усовершенствования в соответствии с современным состоянием литературоведческой науки.

    Задачей второго этапа констатирующего эксперимента было выявление уровня и особенностей понимания учащимися 11 класса значение понятия «психологизм», а также определение степени и качества функциональной и смысловой роли понятия в различных вариантах текста. Диагностический срез уровня знаний проводился в сентябре-октябре 2005 года в школах № 1018, № 2002, № 156, № 1409 Центрального, Западного и Юго-Западного округов г. Москвы. Нами было опрошено 100 учеников-одиннадцатиклассников.

    Рассмотрение проблемы самостояния в раннем творчестве М.Горького и Л. Андреева

    Горький не был первым в России изобразителем босячества. До него уже были Глеб Успенский, Решетников и другие писатели. Но их, как и ныне забытого социолога-беллетриста Бахтиарова - автора книги «Босяки», меньше всего волновала «философия» босячества. Он изучал босяка как социальный тип. И те итоги, к которым он пришел, разительно отличались от художественных выводов Горького. По мнению Бахтиарова, основной силой босячества является поиск пропитания. «Босяки не однородны, среди них встречаются «рецидивисты», «мазурики», «стрелки» и даже такой экзотический тип, как «интеллигентный нищий». Объединяются также по сословному принципу: бывшие мещане, бывшие мастеровые, бывшие дворяне... Такая сортировка босяков производится в ночлежке смотрителями». Постоянная забота о пропитании создавала в среде босяков особые «социальные отношения», жесткие «законы», за нарушение которых виновный строго наказывался. Таким образом, у босяка не оставалось ни сил, ни времени на собственное «я», на выяснение своего положения в мире, чем бесконечно занимаются герои раннего Горького. А положение в мире босяка определялось тем, каким способом он добывал кусок хлеба: скажем, воровал, попрошайничал или рылся на помойке.

    Все это, согласитесь, имело немного общего с горьковским образом босяка. Видимо, социальный облик босячества менее всего интересовал писателя, хотя по опыту своей юности он был знаком с ним не хуже и даже лучше очеркиста Бахтиарова. (Около полутора лет, в 1891 - 1892 г.г., Горький странствовал по Украине, Бессарабии, побывал в Крыму, на Кубани, на Кавказе...). Но его художественное зрение было каким-то особенным. Он искал и находил в среде босяков не социальный тип, а новое моральное настроение, новую философию, которые интересовали его и были ему духовно близки.

    Анализ рассказа «Челкаш» предлагается провести в форме групповой работы. Работа над тремя диалогами, предложенными для анализа, должна быть направлена на раскрытие психологии героев - босяка Челкаша и крестьянина Гаврилы, на выявление авторской позиции относительно поднятой проблемы самостояния личности.

    Исследование диалога невозможно без учета целого ряда внеречевых моментов: цели и предмета высказываний, отношений между собеседниками и отношения их к высказанному. С ситуацией общения, отношением участников диалога к содержанию речи связан и характер логико-смысловых отношений между частями диалогического единства, и в связи с этим выделяются различные типы реплик и тип диалога, устанавливается характер реакции, оценка говорящими фактов ситуации и речи, модальная характеристика диалога. Перечисленные аспекты диалога учитывались при заполнении таблицы, в которой нашли отражение «психологическая ситуация» (адресат и адресант диалога, отношение друг к другу) «предметная ситуация» (о чем, предмет диалога) - «смысловое строение» (как, тип диалога). Цель - через диалоги проследить, как идейное столкновение героев раскрывает их психологию.

    Окончательный вариант таблицы выглядит следующим: Первый диалог Второй диалог Третий диалог «Психологическая ситуация»: Челкаш чувствует себя хозяином, а Гаврила -рабом.«Предметная ситуация»: центральная тема диалога - свобода. «Смысловое строение»: диалог-допрос «Психологическая ситуация»: ситуацией управляет Гаврила, Челкаш подавлен, поддался чувству одиночества. «Предметная ситуация» центральная тема деревня.«Смысловое строение»: диалог-исповедь «Психологическаяситуация»: героиоткрыто говорят о своихвзглядах, и каждыйостается при своеммнении.«Предметная ситуация»:центральная темаденьги.«Смысловое строение»:диалог-поединок

    Первой группе учащихся, работающих с диалогом из первой главы («Что, брат, погулял, видно, здорово!...» - «И они пошли по улице рядом друг с другом...»), предлагается ответить на следующие вопросы: - Почему Челкаш остановил, свой выбор именно на Гавриле? Почему заговорил с ним? - Не зная имен, как герои обращаются друг к другу? Какая оценка присутствует в этих обращениях? - Зачем Челкаш спрашивает у Гаврилы, что для него свобода, интересуется его мнением? - Что для Гаврилы свобода? Почему он соглашается идти на сомнительное дело, ведь для него Челкаш «закомурист», «темен»? - Что раздражает Челкаша в словах и поведении Гаврилы? Почему? - Каково авторское отношение к этим героям? На чьей стороне его симпатии?

    В своих ответах учащиеся отмечают, что борьба идей, выразителями которых являются главные герои, видна с первой строчки рассказа и до последней. «Знакомство героев друг с другом начинается с невербального контакта: Гаврила смотрит на Челкаша добродушными, доверчивыми глазами, Челкаш же резко реагирует на его внимание, тем самым выражая пренебрежительное отношение с нему». Отношение героев друг к другу выражается и в обращениях: Челкаш называет Гаврилу «сосун», «дитятко», а Гаврила - «брат», «друг». Но разговор начинает не Челкаш, он лишь подхватывает его реплику, переводя тему в нужную ему плоскость: « - Они-то? Как же!.. Ничего, ребята вольные, свободные... - А что тебе - свобода?... Ты любишь свободу?» Диалог напоминает допрос, где Челкаш -допрашивающий, а Гаврила - допрашиваемый.

    Но зачем Челкаш спрашивает Гаврилу о свободе? - ответ учащихся на этот вопрос был неоднозначным. Одни учащиеся посчитали, что Челкашом управлял интерес, другие предположили, что ему была известна позиция Гаврилы, ведь «он очень опытный человек, многое повидавший, переживший, хорошо разбирающийся в людях». Челкаш хочет развенчать взгляд Гаврилы на жизнь, и это говорит о нем как о человеке, который ищет в этом самоутверждения собственной позиции. Гаврила же слаб, молод и легко поддается на его провокации. Если оценка Челкаша - «дурак» - выбивает Гаврилу, он «бормотал что-то вполголоса, редко бросая на босяка косые взгляды», «робко моргая», то оценка Гаврилы «закомурист», «темен» -задевает самолюбие Челкаша. При этом он не высказывает собственного мнения и не объясняет причину своего недовольства, в отличие от Гаврилы, который торопится оправдаться. Здесь вновь большое значение приобретают невербальные средства языка. Презрение Челкаша к жизненным взглядам Гаврилы автор передает через жесты, мимику: «презрительно сплюнул и отвернулся от парня», «он соскочил с тумбочки, дернул левой рукой свой ус, а правую сжал в твердый жилистый кулак и заблестел глазами».

    Несмотря на внутренний конфликт, который наметился между героями, Челкаш предлагает Гавриле работу - почему? Учащиеся ответили на вопрос так: «Челкаш, как бывалый вор, сразу смекнул, что по виду этот парень подойдет для воровской деятельности. Его расположили к себе добродушие, наивность Гаврилы». «Гаврила же согласился идти за Челкашом, так как сразу почувствовал в нем хозяина, он доверяет этому человеку, его репутации среди людей». Помимо этой причины, учащиеся выделили еще две: «Гаврила согласен идти на сомнительное дело, потому что Челкаш угрожает ему силой, запугивает и потому, что ему очень нужны были деньги». Автор хотя и не явно, но выражает свою симпатию к Челкашу, можно сказать, он даже не отделяет себя от него: «Всегда неприятно видеть, что человек, которого ты считаешь хуже и ниже себя, любит или ненавидит то же, что и ты, и, таким образом, становится похож на тебя».

    Подводя итог всему вышесказанному, учитель обращает внимание учащихся на то, что уже в первом диалоге Челкаш и Гаврила испытывают друг к другу сложные чувства, которые в дальнейшем разовьются в открытый конфликт. Это недоверие к «оборванцу», зависть и восхищение его ловкостью, покорная готовность служить, страх и подобострастие перед ним у Гаврилы. С другой стороны, насмешливая снисходительность и жалость к глупой и неопытной молодости, презрение к трусости и жадности крестьянского парня, затаенная зависть и ненависть к нему у Челкаша. Если по первому диалогу можно составить характеристику Гаврилы, то образ Челкаша во многом остается закрытым для читателя, поскольку о нем можно судить лишь по его скупым эмоциональным реакциям на слова и поведение Гаврилы. Ситуацию поможет прояснить влияние на раннее творчество М. Горького философии немецкого философа Ф. Ницше, поскольку его идея сверхчеловека частично воплощена в образе Челкаша. Учащимся предлагается прослушать небольшое сообщение на эту тему.

    Мастер-класс по использованию «Листов размышлений» на уроке-мастерской

    по теме «Анализ особенностей психологизма в рассказе И. А. Бунина «Чистый понедельник»

    учитель русского языка и литературы

    высшей квалификационной категории

    МБОУ Сарсак-Омгинский лицей

    Агрызского муниципального района РТ

    Цель урока: способствовать формированию духовно-нравственных ориентиров; помочь постичь учащимся сложность, глубину, особенности психологизма рассказа И.А.Бунина; совершенствовать умение высказываться аргументированно; развивать навыки устной и письменной речи.

    Оборудование: слайдовая презентация, «Листы размышлений», тексты рассказа И.А.Бунина «Чистый понедельник», музыкальное сопровождение: Бетховен - Лунная соната (Соната для фортепиано N14), Канкан (mp3ostrov.com), Русская-Православная-литургия-Символ-веры(muzofon.com).

    I . Индуктор (включение чувств). Цель – создание эмоционального настроя, подключение подсознания, проблемная ситуация - начало, мотивирующее творческую деятельность каждого.

    Рассказ И.А.Бунина «Чистый понедельник» – рассказ о любви молодой пары. Но главные герои не имеют имён. На нарочитость отсутствия имён указывает то, что имён в рассказе очень много. И это имена реальных лиц. Это либо авторы модных произведений (Гофмансталь, Шницлер, Тетмайер, Пшибышевский); либо модные русские писатели начала века (А. Белый, Леонид Андреев, Брюсов); либо подлинные деятели Художественного театра (Станиславский, Москвин, Качалов, Сулержицкий); либо русские писатели прошлого столетия (Грибоедов, Эртель, Чехов, Л. Толстой); либо герои древней русской литературы (Пересвет и Ослябя, Юрий Долгорукий, Святослав Северский, Павел Муромский); упоминаются в рассказе персонажи «Войны и мира» - Платон Каратаев и Пьер Безухов; однажды упомянуто имя Шаляпина; названо подлинное имя владельца трактира в Охотном ряду Егорова. Упоминается одно вымышленное имя – имя кучера Фёдора.

    II . Самоинструкция (индивидуальное решение). Заслушиваются мнения учащихся.

    Информация для учителя. За действиями и обликом героев «Чистого понедельника» мы безошибочно чувствуем присутствие чего-то более существенного, что тонко, с изумительным мастерством, но и изумительной же настойчивостью вплетается Буниным в обычный для него любовный сюжет. Это существенное – душа, внутренний мир героев рассказа.

    III . Социоконструкция. Важнейший элемент технологии мастер-класса - групповая работа. Построение, создание результата группой. Группы работают по определённой теме. Работа группы организуется как общение по переписке , в ходе которого создаются как индивидуальные продукты сочинительства, так и коллективная творческая работа.

    Учитель: система средств и приёмов, направленных на полное, глубокое и детальное раскрытие внутреннего мира героев называется в литературоведении психологизмом.

    Выделяют две основные формы психологического изображения в литературе:

    1. Психологизм открытый, явный, прямой, демонстративный. Основной приём – психологический самоанализ, который дополняется системой близких ему художественных приёмов: внутренний монолог, диалог, письма, дневники, исповедь, сны и видения героев, повествование от первого лица, несобственно-прямая внутренняя речь, «диалектика души», «поток сознания» (крайняя форма внутреннего монолога).

    2. Психологизм скрытый, косвенный, «подтекстовый», направленный на анализ внутреннего мира героя «извне». Основной приём – психологический анализ, который выступает в сочетании с другими приёмами: портрет, пейзаж, интерьер, художественная деталь, комментарий, умолчание.

    Какие формы и приёмы психологизма использованы в рассказе И.А.Бунина «Чистый понедельник? Мы попытаемся ответить на этот вопрос в ходе групповой работы. Будут работать две группы: одна по теме «Открытый психологизм» в рассказе И.А.Бунина «Чистый понедельник», другая - по теме «Скрытый психологизм в рассказе И.А.Бунина «Чистый понедельник». Каждый получает «Лист размышлений», на котором значится вопрос. Отвечаете на вопрос, передаёте «Лист» соседу в своей группе. «Лист» должен вернуться к «хозяину» с мнениями по заданному вопросу всех членов группы.

    Примерные вопросы для группы, работающей по по теме «Скрытый психологизм» в рассказе И.А.Бунина «Чистый понедельник» и информация для учителя .

    (Учитель может выбрать часть вопросов на своё усмотрение, может внутри группы создать ещё одну, так как приёмов «скрытого психологизма» в рассказе много)

    1. Как раскрывает героиню портрет?

    Информация для учителя . Это восточная красавица во всем блеске своей нерусской, неславянской красоты. И когда она «в черном бархатном платье» явилась на капустник Художественного театра и «бледный от хмеля» Качалов с бокалом вина подошел к ней и, «с деланной мрачной жадностью глядя на нее», сказал ей: «Царь-девица, Шамаханская царица, твое здоровье!» - мы понимаем, что это Бунин вложил в его уста собственную концепцию двойственности: героиня как бы одновременно и «царь-девица» и «шамаханская царица». Бунину же важно, крайне необходимо увидеть и подчеркнуть в ней двойственность облика, сочетание противоречивых и взаимоисключающих черт.

    2. Как раскрывает героиню её происхождение?

    Информация для учителя. Русское, тверское запрятано внутрь, растворено в душевной организации, внешность же целиком отдана во власть восточной наследственности.

    3. Героиня посещает как древние храмы, монастыри, так и рестораны, капустники. Как это её характеризует?

    Информация для учителя. Все ее бытие – непрерывное метание между плотью и духом, сиюминутным и вечным. За видимым светским лоском в ней есть исконно национальные, русские начала. И они оказываются более сильными, так как проявляются в убеждениях.

    4. Почему так важны были для героини вид из окна на Кремль и Храм Христа Спасителя и посещение Новодевичьего монастыря, Рогожского кладбища?
    Информация для учителя. В рассказе приметы современной эпохи соотносятся с внут­ренним миром рассказчика, всё же, что касается древности, церквей, кладбищ, - внутренний мир героини. А ещё упоминания о святых местах (Зачатьевский монастырь, Чудов монастырь, Архангельский собор, Марфо-Мариинская обитель, Иверская часовня, Храм Христа Спасителя) свидетельствует о глубокой ностальгии Бунина.

    5. Как характеризует героиню интерьер?

    Информация для учителя. В квартире героини стоит «широкий турецкий диван», рядом с ним - «дорогое пианино», а над диваном, подчеркивает писатель, «зачем-то висел портрет босого Толстого». Турецкий диван и дорогое пианино - это Восток и Запад, босой Толстой - это Россия. Бунин выражает мысль о том, что его родина, Россия, представляет собой странное, но явное сочетание двух пластов, двух культурных укладов - «западного» и «восточного», европейского и азиатского. Эта мысль красной нитью проходит через все страницы бунинского рассказа. В многочисленных намеках и полунамеках, которыми изобилует рассказ, Бунин подчеркивает двойственность, противоречивость уклада русской жизни, сочетание несочетаемого.

    6. Поэтичность рассказа проявляется в звуковой и ритмической организации текста. Здесь также ярки контрасты: «медленное сомнамбулически прекрасное начало «Лунной сонаты» сменяется канканом, а звуки литургии – маршем из «Аиды». На протяжении рассказа героиня играет «Лунную сонату» Бетховена. Как это характеризует внутренний мир героини?

    Информация для учителя. Чередование важнейших мотивов – временного и вечного, жизни плоти и жизни духа – составляет ритмическую основу рассказа. Героиню привлекает вечное.

    7. Героиня рассказа окончательно приняла решение уйти в монастырь в «чистый понедельник». Почему именно в этот день и как это характеризует её?

    Информация для учителя. Чистый понедельник - первый понедельник после масленицы, следовательно, действие происходит ранней весной (конец февраля - март). Последний день масленицы - «прощеное воскресенье», в которое люди «прощают» друг другу обиды, несправедливости и т. д. Затем и наступает «чистый понедельник» - первый день поста, когда человек, очистившийся от скверны, вступает в период строгого исполнения обрядов, когда кончаются масленичные гулянья и веселье сменяется строгостью жизненного распорядка и самососредоточенностью. В этот день героиня рассказа окончательно приняла решение уйти в монастырь, навсегда расставшись со своим прошлым. Чистый понедельник - и переход, и начало: от светской, греховной жизни - в вечную, духовную.

    8. Чем можно объяснить хронологическое несоответствие упомянутых в рассказе фактов? (В конце рассказа Бунин даже точно указывает год, в который происходит действие. В Москве уже не было Белого, который жил в Германии. Почти прекратил к этому времени свое фактическое существование и Литературно-художественный кружок).

    Информация для учителя. Бунин называет временем действия своего рассказа весну тринадцатого года. 1913 год - последний предвоенный год России. Этот год и избирает Бунин временем действия рассказа, несмотря на явное несовпадение его с деталями описываемого московского быта эпохи, переживших ее, этот год вообще вырос в исторический рубеж огромного значения. Бунин объединяет факты, отделенные в действительности несколькими годами, чтобы еще более усилить впечатление пестроты тогдашней русской жизни, разнообразия лиц и людей, не подозревавших, какое великое испытание готовит им история. Тревогой и неуспокоенностью веет от его страниц. Носительницей же этих свойств - свойств времени - оказывается в значительной степени героиня.

    9. Играет ли роль в изображении внутреннего мира героини пейзаж: «Темнел московский серый зимний день, холодно зажигался газ в фонарях, тепло освещались витрины магазинов – и разгоралась вечерняя, освобождающая от дневных дел московская жизнь: гуще и бодрей неслись извозчичьи санки, тяжелей гремели переполненные, ныряющие трамваи…»?

    Информация для учителя. Пейзаж словно предваряет знакомство с противоречивой натурой героини. В пейзаже использован приём антитезы. В рассказе выстраивается целая система противопоставлений: разные по складу характера герой и героиня; нарядная светская жизнь героини и ее глубокая религиозность; любовь, не имеющая внешних препятствий, и ее трагический финал. Движением текста словно управляют два противоположных мотива – пошлость окружающей действительности и духовность вечных ценностей.

    10. Для чего Бунин насыщает рассказ обилием имён литераторов?

    Информация для учителя. Чтобы показать различный внутренний мир героини и героя, он использует литературные имена (скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты). Герой дарит возлюбленной модные сочинения европейского декаданса, роман В. Брюсова, которые не интересны ей. У неё же в номере гостиницы «зачем-то висит портрет босого Толстого», а как-то она ни с того ни с сего вспоминает Платона Каратаева... В аристократически утончённой и загадочной, в ней неожиданно проступают черты Катюши Масловой, жертвенной и чистой воскрешающей души из последнего (самого любимого Буниным) романа Л.Н. Толстого «Воскресение».

    11 . В чём смысл главного эпизода – « капустника» в Художественном театре?

    Информация для учителя . Круговорот «поддельного, шуточного и шутовского театрального действия» не привлекает героиню, а вызывает щемящую душевную боль, которые усиливают религиозность героини, её стремление уйти в монастырь.

    12. В рассказе часто употребляются безличные глагольные конструкции («…почему-то захотелось непременно войти туда…»). С какой целью употребляются эти конструкции?

    Информация для учителя. Движения души героев Бунина не поддаются логическому объяснению, герои будто не властны над собой. В этом существенное отличие бунинского психологизма от «диалектики души» Л. Толстого и «тайного психологизма» И. Тургенева

    13. Какую роль в создании психологического портрета героини играют детали?

    Информация для учителя. В «Чистом понедельнике» перекликаются с другими произведениями Бунина мотивы суетного мира и духовной жизни. Предметной основой для мотива суетного мира являются функционально нагруженные детали: литературная богема изображена как бессмысленный «капустник», где лишь «выкрики», кривляние и позерство. Мотиву же духовной жизни соответствуют «самопроизвольные» детали: описания природы и памятников архитектуры («Вечер был мирный, солнечный, с инеем на деревьях; на кирпично-кровавых стенах монастыря болтали в тишине галки, похожие на монашенок, куранты то и дело тонко и грустно играли на колокольне»). Чувства художника, всем сердцем любящего родную природу, переданы через цветовую гамму и эмоционально-оттеночные эпитеты («тонко и грустно», «светло», «дивно», «на золотой эмали заката»).

    Примерные вопросы для группы, работающей по теме «Открытый психологизм в рассказе И.А.Бунина «Чистый понедельник»

    1. Как характеризуют героиню её интерес к сказанию о деве Февронии и муже её Петре?

    Информация для учителя. Это знаки драматичной внутренней борьбы, мук выбора между доступными атрибутами счастья и зовом бесконечности, последними тайнами России. Её религиозной глубиной. Незаурядной сдерживаемой силой веет от слов героини, пересказывающей известный сюжет. Тем более что двумя страницами ранее речь шла о совершенно аналогичном искушении, перед лицом которого, как оказывается, находится сама героиня, также властно отводящая его в сторону. «Приезжая в сумерки, - рассказывает герой,- я иногда заставал ее на диване только в одном шелковом архалуке, отороченном соболем... сидел возле нее в полутьме, не зажигая огня, и целовал ее руки, ноги, изумительное в своей гладкости тело... И она ничему не противилась, но все молча. Я поминутно искал ее жаркие губы - она давала их, дыша уже порывисто, но все молчала. Когда же чувствовала, что я больше не в силах владеть собой, отстраняла меня…» Очевидна связь между этими двумя моментами - древнерусским повествованием и тем, что происходит в рассказе.

    2. На недоуменный вопрос героя, откуда его возлюбленная знает о деталях старообрядческого похоронного обряда, героиня многозначительно отвечает: «Это вы меня не знаете». Как раскрывается внутренний мир героини в этом диалоге?

    Информация для учителя. Ее туманный ответ таит в себе, по мысли писателя, намек на ту огромной важности работу, которая совершается в ее сознании и которая приводит ее в конце концов к мысли о монастыре. В контексте всего рассказа это значит - к мысли о необходимости отказа от явно выраженной двойственности, составляющей сущность ее происхождения, ее натуры и ее внешнего облика.

    3. Как раскрывается героиня в диалоге о будущем?

    Информация для учителя. Настаивая на своей любви и выражая готовность ожидать согласия возлюбленной стать его женой, герой рассказа горячо утверждает, что только в любви к ней для него счастье. И слышит спокойный ответ: «Счастье наше, дружок, как вода в бредне: тянешь - надулось, а вытащишь - ничего нету».- «Это что?» - спрашивает герой настороженно и опять получает в ответ: «Это так Платон Каратаев говорил Пьеру». И вот тогда он машет в отчаянии рукой: «Ах, бог с ней, с этой восточной мудростью!». В русской литературе существовало мнение о том, что теория непротивления возникла на Востоке. Героиня исповедует «восточную мудрость» непротивления. Однако не созерцательность и социальная пассивность характеризует ее в первую очередь, а именно двойственность - натуры, происхождения, духовного склада, пристрастийIV . Социализация. Всякая деятельность в группе представляет сопоставление, сверку, оценку, коррекцию окружающими его индивидуальных качеств, иными словами, социальную пробу, социализацию.

    V . Афиширование – представление результатов деятельности участников мастер-класса по группам.

    VI . Разрыв (внутреннее осознание участником мастер-класса неполноты или несоответствия старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт).

    Учитель: почему именно героине уделено в этом рассказе столько внимания и почему этот рассказ был так дорог И.А.Бунину? (Заслушиваются мнения учеников)

    Информация для учителя. Насыщенность внутренней жизни героини, постоянное присутствие за всем тем, что она говорит и что делает, второго, скрытого плана и создает впечатление значительности образа. Решая для себя проблему будущей жизни, героиня рассказа решает ее на очень неспокойном фоне вполне определенного исторического периода. В этих поисках была доля и мысленного участия самого Бунина. Он полностью отошел от разоблачительных тенденций дореволюционного творчества, чем и вызван был специфический характер предложенного им в «Чистом понедельнике» решения проблемы судьбы. Мысль Бунина определенным образом бьется над разрешением «загадки» России. Один из вариантов ответа он и предлагает нам в своем рассказе.

    VII . Рефлексия. Как я буду решать проблему будущей жизни?

    Использованная литература и Интернет-ресурсы:

    И.А.Бунин. Жизнь Арсеньева. Тёмные аллеи. Дрофа. Москва. 2004

    Т.Ю.Герасимова. Новые знания через педагогическую мастерскую «Что такое духовность»

    С.А. Зинин. Литература в школе или школа без литературы? Литература в школе. 2009. №9

    Т.А.Калганова. Проблема чтения в современном обществе и пути её решения. Литературв в школе. 2009. №12

    
    Top