Роберто Болле: «Я считаю, что одиночество не проклятье, а удовольствие. Балетный "тенор" италии роберто болле Вы занимаетесь спортом

Итальянский танцовщик Роберто Болле -

одна из самых ярких звезд на современном балетном олимпе.

Он из Пьемонта, родился в местечке Казале Монферрато в провинции Алессандрия.

Роберто Болле молод, красив, знаменит. Его любят, обожают, боготворят женщины, восхищаясь талантом и красотой.

Официальную страницу Болле в Instagram читают 300 тысяч подписчиков. О своей славе Роберто рассказывает:

Приходится, конечно, от многого отказываться и многим жертвовать, но если бы мне предложили пройти этот путь заново, я бы повторил каждый шаг, поскольку мне это приносит огром-ную радость и удовлетворение, не только на сцене, как артисту, но и как человеку. Когда ценой жертв достигаешь успеха, славы, все трудности отходят на второй план, и их уже не заме-чаешь. Я понимаю, что очень многие люди, даже работая в поте лица, не достигают такого успеха, как это случилось со мной. Поэтому я знаю, что Роберто Болле - везучий человек, поскольку получил самое лучшее вознаграждение за свои труды.

Юного одаренного танцовщика в Школе танцев "La Scala" заметил леген-дарный Рудольф Нуриев. Он искал балеруна на роль мальчика Тадзио для балета "Смерть в Венеции" по новелле Томаса Манна, повествующей о любви стареющего немецкого писателя к польскому юноше, и его взгляд пал на Роберто. Так началась карьера юного Болле. Во многом благодаря балету "Смерть в Венециии" и блиста-тельной партии в спектакле "Ромео и Джульетта" в 1996 году Болле в 21 год стал премьером La Scala в Милане, потратив на покорение знаменитой сцены всего два года.

Роберто Болле называет Рудольфа Нуриева своим ангелом-покровителем, ведь учитель подарил ему самое ценное - веру, опыт и напутствие. К слову, свои знаменитые роли в "Спящей красавице", "Золушке", "Дон Кихоте" и "Лебедином озере" Болле испол-няет по хореографическому рисунку, созданному Нуриевым.

Высокий голубоглазый итальянский красавец купается в славе собственных па. Некоторые считают его чрезмерно самовлюбленным, но сам Болле не согласен с этим:

Я сосредоточен на себе, на своем теле, на своей технике, но я не Нарцисс.

Если уж сравнивать меня с персонажами мифов, то я скорее Марс. Для меня каждая партнерша - Венера.

Роберто Болле покорил сцены главных театров мира, но на этом его триумф не закончился. Мир моды не мог остаться равнодушным к его славе и привлекательной фактуре. Известные фотографы, включая Марио Тестино и Энни Лейбовиц, снимали его для журналов мод, представляя в образе то полуобнаженного бога, то сказочного принца, то Ромео.

Что касается личной жизни, то Роберто Болле одинок:

Учитывая мои бесконечные разъезды, иметь семью - большая проблема. Свой запас любви я трачу на сцене.

К своей красоте и сексуальности Роберто относится очень серьёзно, каждый день работая над собственным совершенствованием:

Я считаю, что это огромный подарок и драгоценный инструмент, который надо хранить, моделировать и совершенствовать. Каждый день в десять часов утра я начинаю урок длительностью в полтора часа. За ним следуют пять часов репетиций.

Со Светланой Захаровой

Протеже легендарного танцора Рудольфа Нуриева начал свою карьеру в Милане, став в 20 лет ведущим солистом в La Scala. Красивого и талантливого итальянца желала видеть публика всех культурных столиц мира. Роберто выступал на сцене Большого театра, станцевав партию в «Лебедином озере» в паре со Светланой Захаровой на вечере, посвященном 75-летию Майи Плисецкой. 2,5 миллиарда человек смотрели на изящные па Болле на открытии Олимпийских игр в Турине. Папа римский Иоанн Павел II также наблюдал за танцем итальянца на праздновании Дня молодежи.

Обладающий внешностью римского бога Роберто стал любимцем модных домов. В 2008 году Болле начал сотрудничество с брендом Ferragamo, а в 2009 году красавчик появился на страницах Vogue вместе с моделью Коко Роша. Сегодня артист является лицом бренда Dolce&Gabbana.

Личная жизнь одного из самых знаменитых танцоров балета — 40-летнего Роберто Болле всегда была окутана дымкой тайны. В интервью красавчик с гуттаперчевым телом рассказывает о своей давней любовной истории с балериной, но более точных подробностей звезда театра La Scala всячески избегает. На днях итальянским папарацци удалось раскрыть секрет Болле — танцор был замечен в центре Рима с мужчиной, с которым он слился в страстном поцелуе прямо на виду у прохожих. Возлюбленным танцора оказался 39-летний пластический хирург

В 1995 г. получил премию итальянского журнала «Данца и данца» («DANZA & DANZA») и премию в Позитано («подающий надежды молодой танцовщик итальянского классического балета», Италия).
В 2001 г. был назван лучшим танцовщиком года итальянским журналом «Данца и данца» («DANZA & DANZA» и получил премию в Позитано за активную международную деятельность.
Является обладателем множества других итальянских наград.
Номинировался на приз «Бенуа де ла данс».

Биография

Родился в г. Казале Монферрато (Италия). Обучался в Школе балета театра Ла Скала (Милан). Первым незаурядный талант молодого танцовщика заметил Рудольф Нуреев, пригласивший его исполнить роль Тадзио в балете Флемминга Флиндта «Смерть в Венеции» на музыку Б. Бриттена (выступление не состоялось).

В 1996 г., всего через два года после того, как поступил в труппу театра Ла Скала, занял положение ведущего танцовщика. В том же году началась и его международная карьера. Он танцевал в спектаклях Королевского балета Ковент Гарден, Национального балета Канады, Штутгартского балета, Финского национального балета, балета Берлинской государственной оперы, дрезденской Земпер-оперы, Токио балета, неаполитанского театра Сан-Карло и др., выступал на Висбаденском фестивале и Международном фестивале балета в Токио.

В его репертуар вошли ведущие партии в балетах «Спящая красавица» П. Чайковского (по М. Петипа), «Золушка» С. Прокофьева, «Дон Кихот» Л. Минкуса (все редакции Рудольфа Нуреева), «Лебединое озеро» П. Чайковского (редакции Р. Нуреева, Энтони Дауэлла, Дерека Дина, Владимира Бурмейстера), «Щелкунчик» П. Чайковского (редакции Питера Райта, Рональда Хинда, Дерека Дина, Патриса Бара), «Баядерка» Л. Минкуса (редакция Натальи Макаровой по М. Петипа), «Этюды» на музыку К. Черни (хореография Харольда Ландера), «Эксельсиор» Р. Маренко (хореография Л. Манцотти в редакции Уго дель’Ара), «Жизель» А. Адана (хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа, разные постановки, в том числе Сильви Гиллем), «Видение розы» на музыку К.М. фон Вебера (хореография М. Фокина), «Сильфида» Ж. Шнейцгоффера (Пьер Лакотт по Филиппо Тальони), «Манон» на музыку Ж. Массне (хореография Кеннета МакМиллана), «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева (версии К. МакМиллана и Д. Дина), «Онегин» на музыку П. Чайковского (хореография Джона Крэнко), «Собор Парижской Богоматери» М. Жарра (хореография Р. Пети), «Веселая вдова» на музыку Ф. Легара (хореография Р. Хинда), «Ундина» Х.В. Хенце, «Рандеву» на музыку Д.Ф. Обера и «Таис» на музыку Ж. Массне (хореография Фредерика Аштона), «В середине, немного на возвышении» на музыку Т. Уилемса (хореография Уильяма Форсайта), «Три прелюдии» на музыку С. Рахманинова (хореография Бена Стивенсона), «Агон» И. Стравинского, «Па де де Чайковского», «Аполлон Мусагет» И. Стравинского (хореография Джорджа Баланчина).

Дерек Дин, директор Английского национального балета, поставил для Болле свои версии балетов «Лебединое озеро» и «Ромео и Джульетта», которые он станцевал с этой труппой на сцене лондонского Альберт-холла.

Принимал участие в грандиозной постановке оперы «Аида» на фоне пирамид Гизы - этим красочным спектаклем отмечалась 10-летнея годовщина Оперного театра в Каире. А вскоре после этого приял участие в постановке «Аиды» на сцене Арены ди Верона - спектакль в «живом» исполнении транслировался на многие страны мира.

С 1998 г. является постоянным приглашенным солистом балетной труппы миланского театра Ла Скала.

В октябре 2000 г. на открытии очередного сезона в Ковент-Гарден исполнил партию Принца Зигфрида в балете «Лебединое озеро» (редакция Э. Дауэлла).

В ноябре 2000 г. принимал участие в гала-концерте в честь 75-летнего юбилея Майи Плисецкой в Большом театре.
В 2002 г. во время гастролей балета Ла Скала в Москве выступил на сцене Большого театра в заглавной партии в балете «Ромео и Джульетта» (хореография К. МакМиллана; Джульетта - Алессандра Ферри).
В июне 2002 г. по случаю 50-летия восшествия на престол королевы Елизаветы выступал в ее присутствии в Букингемском дворце.
В 2003 г., в дни празднования 300-летия Санкт-Петербурга, танцевал с Королевским балетом Ковент Гарден «Лебединое озеро» на сцене Мариинского театра.

В сезоне 2003/04 был возведен в ранг премьера балета Ла Скала.
В 2004 г. танцевал на фестивале в Сан-Ремо соло из балета «Жар-птица» И. Стравинского, поставленное для него Ренато Занеллой (велась трансляция на многие страны мира).
В том же году принял участие в III международном фестивале балета «Мариинский».
Танцевал в Парижской национальной опере «Дон Кихот» и «Спящую красавицу» (редакции Р. Нуреева).

7 декабря 2004 г. в дуэте с Алессандрой Ферри выступил в танцевальных сценах в опере «Признанная опера» А. Сальери, показанной на открытии после трехлетней реставрации старого здания театра Ла Скала.

В 2005 г. выступил в балете "Аполлон Мусагет"("Аполлон«) в Мариинском театре в рамках IV фестиваля «Мариинский». С Королевским балетом танцевал «Сильвию» Л. Делиба (хореография Ф. Аштона) - спектакль на Рождество транслировался Би-би-си.

В феврале 2006 г. на церемонии открытия Зимних Олимпийских игр в Турине танцевал сольный номер, поставленный для него Энцо Козими.

Был партнером ведущих балерин мира, в том числе Карлы Фраччи, Алессандры Ферри,
Сильви Гиллем, Изабель Герен, Дарси Бассел, Вивианы Дюранте, Тамары Рохо, Светланы Захаровой, Дианы Вишневой, Дарьи Павленко, Полины Семионовой.

С 1999 г. является послом доброй воли ЮНИСЕФ.

Распечатать

26 сентября в Москве состоится гала-концерт "Звезды балета XXI века". На глазах у гостей Кремлевского дворца встретятся восходящие звезды и ведущие артисты мирового балета. В Москву везут и секс-символа итальянской сцены - Роберто Болле. Его называют танцующим Аполлоном и Паваротти балета. Когда Роберто Болле изящно изгибается или выполняет эффектный гран батман, зрительницы забывают обо всем на свете, и это явление называется "эффект Болле". О жизни звезды миланского La Scala и Американского театра балета рассказывает HELLO!

Болле привык к восхищению не только женщин, но и мужчин. Сам папа римский Иоанн Павел II благословил артиста в Ватикане после его вдохновенного танца. Владимир Путин аплодировал Болле в Кремле на юбилейном вечере Майи Плисецкой, а британская королева Елизавета II наслаждалась его искусством прямо у себя дома, в Букингемском дворце, на очередной годовщине своего воцарения.

Высокий голубоглазый итальянский красавец, скульптурно сложенный, на сцене Болле купается в красоте своих па. Некоторые критики называют его Нарциссом, но Роберто с такой характеристикой категорически не согласен: "Я сосредоточен на себе, на своем теле, на своей технике, но я не Нарцисс. Если уж сравнивать меня с персонажами мифов, то я скорее Марс. Для меня каждая партнерша - Венера". Говоря так, Роберто лишь слегка метафоричен. Партнерши - а они у него всегда были самые лучшие: француженка Сильви Гиллем, итальянки Алессандра Ферри и легендарная Карла Фраччи, которая танцевала с Болле, будучи на 39 лет его старше, - с восторгом отзывались о нем. "Эти женщины-богини сами спускались ко мне с Олимпа", - рассказывает артист.

Карьера Роберто Болле, сына владельца автослесарной лавочки и домохозяйки из крошечного городка Казале-Монферрато под Турином, сложилась стремительно. Когда Роберто учился в балетной школе в Милане, его заметил сам Рудольф Нуриев. Он искал танцовщика на роль мальчика Тадзио для балета "Смерть в Венеции" по новелле Томаса Манна, повествующей о любви стареющего немецкого писателя к польскому юноше, и его взгляд пал на Роберто. Напомним читателям, что в знаменитой экранизации новеллы режиссера Лукино Висконти, которую необычайно ценил Нуриев, красавчика Тадзио играл 15-летний швед Бьорн Андресен и потом, как говорят, страшно сожалел об этом. Болле в момент знакомства с Нуриевым тоже было 15.

"Помню, я остался в балетном классе, чтобы порепетировать в одиночестве, - рассказывает артист. - Нуриев увидел меня и попросил показать, что я умею. Я жутко разволновался, потому что Нуриев для нас был идолом. Я начал с упражнений у станка, а он меня поправлял и что-то подсказывал. Потом мы еще несколько раз виделись на репетициях - он внимательно за мной наблюдал. А потом мне сообщили, что я выбран на роль Тадзио в балете "Смерть в Венеции", который должны были ставить через несколько месяцев в Вероне".

Рудольф Нуриев К сожалению, станцевать в спектакле Роберто так и не пришлось - руководство школы выступило против его участия, но знакомство с Нуриевым стало для юноши огромным событием. Болле станцевал несколько балетов в редакции Нуриева и считает русского танцовщика своим ангелом-хранителем. "Познакомившись с Нуриевым, я окончательно понял, что балет - это мое", - говорит он.

В 21 год Роберто с блеском дебютировал на сцене La Scala и стал звездой балета, известной далеко за пределами Италии. Он покорил сцены главных театров мира, но не только. Мир моды не мог остаться равнодушным к его славе и привлекательной фактуре. Известные фотографы, включая Марио Тестино и Энни Лейбовиц, снимали его для журналов мод, представляя его в образе то полуобнаженного бога, то сказочного принца, то Ромео. Роберто стал большим другом модных домов Salvatore Ferragamo и Dolce&Gabbana. В 2014 году дизайнеры Доменико Дольче и Стефано Габбана пригласили его сопровождать Монику Беллуччи на знаменитом Балу Института костюма Met Gala в Нью-Йорке, и этот выход заставил многих говорить о романе. Увы - они только друзья.

Моника Белуччи и Роберто Болле на Met Gala в Нью-Йорке
Роберто не так легко соблазнить женской красотой, и он устоит даже перед чарами Моники Беллуччи. Роберто живет один, как вольный ветер, и не торопится создавать семью. "Учитывая мои бесконечные разъезды, иметь семью - большая проблема. Свой запас любви я трачу на сцене", - говорит артист.

На вечере Kremlin Gala Роберто будет тратить запас своей любви в дуэте с японской балериной Мизуко Уено. Вместе они исполнят номер, поставленный хореографом Роланом Пети. Но есть предположение, что зрительниц в первую очередь взволнует его сольный выход - танцовщик исполнит оригинальный номер Prototype, построенный на игре движений и света. "Танцевать в России для меня - нечто особенное, - признавался во время одного из своих визитов в Москву Болле. - Здесь публика очень знающая. Они видели многих величайших танцовщиков, и им есть с чем сравнивать. К тому же теплота русских зрительниц заряжает меня энергией".

– одна из самых ярких звезд на современном балетном небосклоне и к тому же несомненный любимец публики. Увидеть принца из Ла Скала имели возможность и московские зрители во время гастролей миланской труппы. Он из Пьемонта, родился в местечке Казале Монферрато в провинции Алессандрия. В одиннадцать лет был принят в балетную школу театра Ла Скала. Когда Роберто было пятнадцать, его выбрал Рудольф Нуреев на роль Тадзио в балете «Смерть в Венеции», который тот ставил в Ла Скала по мотивам новеллы Томаса Манна, но по требованию профсоюза его участие в спектакле было отменено. Оказалось, что ученик школы не имеет права танцевать в спектакле театра. И это при том, что Роберто прошел весь постановочный процесс. Ныне в активе Болле множество ролей в классических и современных спектаклях. Некоторые партии были созданы специально для него. С Роберто Болле беседует Лаура Дубини.

В каких отношениях Вы находитесь с собственным телом?

Я считаю, что это огромный подарок и драгоценный инструмент, который надо хранить, моделировать и совершенствовать. Каждый день в десять часов утра я начинаю урок длительностью в полтора часа. За ним следуют пять часов репетиций. Времена изменились, техника достигла предела. Я никогда не взвешиваюсь. Каждый день я только смотрю в зеркало и сразу вижу, идеальна ли моя физическая форма.

Вы действительно романтичны подобно тем «голубым» принцам, которым дарите жизнь на сцене?

Да, я по натуре романтик, но принцу Дезире из "Спящей красавицы", несколько пустому и формальному в своей красоте, предпочитаю роль сложную, полную страсти и темперамента: Де Грие в "Манон". Роль «голубого» принца совсем не старомодна: сказки необходимы людям.

Что означает для Вас любовь?

Я один, но это вовсе не означает мой выбор. Несколько лет назад я пережил серьезную любовную историю с одной балериной. Но в моем положении артиста, путешествующего по всему миру, очень трудно сохранять отношения. Жажду любви я выражаю на сцене.

У Вас были конфликты с партнершами?

Нет. С Алессандрой Ферри у меня была полная гармония. По ее собственным словам, она «спокойно чувствовала себя в мои объятиях». Взаимное уважение связывало меня с Дарси Басселл, этуалью Королевского Балета в Лондоне, с которой я часто танцевал. Между мной и некоторыми моими коллегами нет особой симпатии, но нет и открытых конфликтов.

А Ваши отношения с танцовщиками?

С Массимо Мурру у меня нет конфликта. В Ла Скала есть место для нас обоих. И потом, он больше связан с современным репертуаром. Соревнование и соперничество очевиднее, когда танцовщиков приглашают другие труппы. Выступления за границей – всегда испытание, здесь нужно показать, на что ты способен.

В "Жизели" в 1997-ом году Массимо Мурру дерзнул появиться на сцене полностью обнаженным. А Вы?

Я никогда не делал этого и не собираюсь. Мой предел – то, что случилось в Лондоне в 1998-ом году, когда художественный руководитель Английского Национального Балета перед спектаклем "Ромео и Джульетта" иронически попросил всех «заняться любовью перед выходом на сцену с целью достижения большей страстности».

Это правда, что, когда Вы были маленьким, Вы танцевали перед телевизором?

Да, мне это очень нравилось. Именно так начало проявляться мое желание танцевать. Мои родители с пониманием отнеслись к этому и записали меня на курсы танца в Верчелли. Потом я участвовал в просмотре в школе театра Ла Скала. Меня приняли...

Что Вы думаете о танцевальных вставках в различных телевизионных передачах?

Они ужасны. Вы видите танцовщиц, совершающих телодвижения. Нет никакой культуры танца, ни одной передачи о балете, подобных тем, что часто можно увидеть в Англии. В Италии балет по телевидению можно увидеть редко, да и то после полуночи.

Ваше мнение о каналах, принадлежащих нынешнему главе правительства Сильвио Берлускони?

Проблема в том, что государственное телевидение снизошло до подражания коммерческим каналам Берлускони. Это очень плохо. Несколько лет назад Берлускони выразил возмущение тем, что танцовщики слишком рано уходят на пенсию.

Это решительно необдуманный и неудачный выпад. В настоящее время танцовщики уходят на пенсию в 52 года, а танцовщицы – в 49 лет. Это слишком поздно. Классический танцовщик – атлет, начинающий работать в очень молодом возрасте. Я бы определил пенсионный возраст в 42 года, как в Парижской Гранд Опера.

У Вас остается время на книги и кино?

Я стараюсь найти его. В книжном магазине ищу то, что связано с моей профессией. Меня также интересуют проблемы медитации, физической и умственной подготовки. В кино я хожу очень редко. Просмотр фильмов на dvd дома – это для меня роскошь. Моя любимая актриса – Николь Кидман, и не только потому, что она очень красива.

Вас интересует работа в кино?

Да, если речь идет о фильме, связанным с танцем. В фильме "Билли Эллиот" я бы мог сыграть выросшего мальчика, который танцует в «мужском» "Лебедином озере". Мне был бы интересен фильм о Нурееве, хотя я бы не смог сыграть его. У меня нет его физических данных. Я считаю Нуреева моим ангелом-хранителем. Когда он выбрал меня на роль Тадзио в "Смерти в Венеции" в Ла Скала, это был момент огромной важности. Мне было 15 лет. Школа не дала мне разрешение, но сам факт, что Нуреев обратил на меня внимание, наполнило меня энтузиазмом: я понял, что танец – моя жизнь.

Что Вы думаете об отреставрированном театре Ла Скала?

Мне очень жаль, что исчезли исторические гримерные... Верно и то, что места для кордебалета мало, и размещен он неудобно.

Вы занимаетесь спортом?

В моей семье по традиции болеют за футбольную команду «Ювентус», но я не смотрю матчи. Обожаю плавание. Я занимался подводным плаванием в Мексике и Гватемале, а также на острове Пантеллерия, недалеко от Сицилии. Там я был гостем Алессандры Ферри и ее мужа, известного фотографа Фабрицио Ферри.

Какую музыку Вы слушаете дома?

Франческо Ренга, Селин Дион, Робби Уильямса.

Вы танцевали для королевы Великобритании Елизаветы и папы Римского Иоанна Павла Второго...

Это были действительно единственные в своем роде события. Королеву особенно интересовали проблемы техники. В то время как на площади Сан-Пьетро я искренне растрогался, когда папа благословил меня. Я всегда осеняю себя крестным знамением перед тем, как выйти на сцену, а в гримерной или дома зажигаю свечу, чтобы все прошло хорошо...

Вы такой верующий?

Да, но это не значит, что согласен со всем, что говорит Церковь. У меня свои, особые отношения с Богом.

Вы также танцевали на церемонии открытия Зимних Олимпийских Игр в Турине…

Хореограф Энцо Козими создал для меня десятиминутный номер, в котором я должен был создать необычный образ героя будущего. В стиле этого номера были слиты классический и современный стили. Турин – столица области Пьемонт. Я родился в провинции Алессандрия, это часть Пьемонта. Так что для меня участие в церемонии открытия Олимпийских Игр было огромной радостью.

Перевод с итальянского.

Воспитанник старейшей балетной школы Европы при миланском театре "La Scala", он начал свою карьеру с роли Тадзио в балете "Смерть в Венеции", на котоую его выбрал сам Рудольф Нуриев.

Благословение гения

Юного одаренного танцовщика в Школе танцев La Scala заметил леген- дарный Рудольф Нуриев. С его легкой руки и начался стреми-тельный взлет талантливого юноши к вершинам мировой славы - ведь именно Нуриев дал ему роль Тадзио в спектакле «Смерть в Венеции». Во многом благодаря этому и блиста-тельной партии в спектакле «Ромео и Джульетта» в 1996 году Болле в 21 год стал премьером La Scala в Милане, потратив на покорение знаменитой сцены всего два года. С тех пор он называет Рудольфа Нуриева своим ангелом-покровителем, сожалея лишь о том, что им так и не пришлось выступить вместе на одной сцене. Кстати, свои знаменитые роли в «Спящей красавице», «Золушке», «Дон Кихоте» и «Лебедином озере» Болле испол- няет по хореографическому рисунку, созданному Нуриевым.

Красота - рабочий «инструмент»

Мастерство и уникальная гармония атлетических жес- тов заставляют публику рукоплескать таланту Болле во всем мире. Однако не меньше восхищения вызывает у армии поклонников и поклонниц его внешность. Совер- шенное, отточенное в танце тело, точные, грациозные жесты, легкость и гармония в каждом движении - все это делает знаменитого танцовщика в глазах зрителей (и особенно зрительниц) кем-то вроде символа, недося- гаемого божества, к которому нам, далеко не идеальным простым смертным, можно лишь стремиться. Завистники часто обвиняют танцовщика в «нарцис- сизме» - излишнем, на их взгляд, внимании к собствен- ной внешности. Болле не обращает внимания на подоб- ные заявления. «Мои отношения с зеркалом вполне оправданы моей работой, я все время слежу за собой. Но это внимание не выходит за рамки репетиционного зала, - говорит он. - Я благодарен природе за внешность, но и постоян-ные физические занятия дают свой эффект. В этом искусстве красота и правильные физические пропорции очень важны - не меньше, чем талант и упорство. Тем более что мы живем в мире, где внешний вид, имидж играют немалую роль». «Нерабочий» облик молодого премьера La Scala подтверждает его слова: вне театра всем стилям одежды он предпочитает самый демократич-ный - футболки, джинсы. Но перед публикой предстает в несколько ином виде - торжественном и элегантном. Ведь все это - часть игры, работающей на его сценический образ.

Жертвы, женщины, слава

Роберто Болле молод, красив, знаменит. Его любят, обожают, боготворят. Естественно, и ему не чужды сильные чувства. Он признался, что уже пережил и на- стоящую любовь, и горечь от того, что она закончилась. «Мне хочется иметь семью и детей, эмоциональную стабильность, чтобы создать собственный мир. Многие поклонницы ждут случая, но, кроме шуток, мне очень льстит такое отношение женской публики». Но пока он отдает всего себя единственной даме - Славе. «Популярность, слава - такие моменты в жизни не могут длиться вечно, и важно правильно ими распоря диться. Именно работа и все, что с ней связано, приносит мне удовлетворение и покой. Надеюсь, появится время и для отпуска, тогда можно будет уделить больше внимания чувствам. Значит ли это, что я иду на жертвы? Приходится, конечно, от многого отказываться и многим жертвовать, но если бы мне предложили пройти этот путь заново, я бы повторил каждый шаг, поскольку мне это приносит огром-ную радость и удовлетворение, не только на сцене, как артисту, но и как человеку. Когда ценой жертв достигаешь успеха, славы, все трудности отходят на второй план, и их уже не заме- чаешь. Я понимаю, что очень многие люди, даже работая в поте лица, не достигают такого успеха, как это случилось со мной. Поэтому я знаю, что Роберто Болле - везучий человек, поскольку получил самое лучшее вознаграждение за свои труды». Возможно, именно слава и огромная занятость виной тому, что у Болле, по его признанию, мало настоящих друзей. «Их можно сосчитать на пальцах одной руки, и большинство из них - женского пола. Потому что умеют слушать и понимают луч- ше», - говорит Болле.

Танец - страсть души

«Танец - моя вечная страсть, мой мир, метод выражения моего Я», - признается Болле. Будущая звезда мирового балета попросил родителей за- писать его на занятия танцами, когда ему было пять лет. Это создавало семье определенные трудности, поскольку брат-близнец Роберто уже занимался плаванием, и было бы гораздо проще водить обоих сыновей в бассейн. Но мальчик был настойчив, и родители пошли ему навстречу. Роберто особенно благодарен родителям за поддержку в трудный период жизни, когда ему пришлось пе- реезжать из родного города Верчелли в Милан, в Школу балета La Scala , и он смог продолжать путь к своей мечте.

Сейчас объект его страсти щедро платит взаимностью: Болле - желан- ный гость в Royal Ballet : в Лондоне, на сцене Национального канадского балета, в Staatsoper Ballet : в Берлине, в Вене и Монако, в «Токио Балет», в США и России. Одно из ярчайших событий в биографии знамени-того танцора - великолепная партия в «Аиде», испол- ненная им у подножия египетских пирамид, на площади Святого Петра перед Папой Иоанном Павлом II и в Турине, на церемонии Открытия зимних Олимпийских игр.

Секрет красивого финала

Любовь искусства, как известно, весьма непостоянна. А век танцора слишком короток. И находясь в зените славы, Роберто Болле задумывается о том времени, когда придется покинуть сцену. Для себя он давно решил, что нужно уходить кра- сиво, а значит - уходить вовремя. «Я знаю, что звезда, артист должен знать свой момент, когда нужно ос- тавить сцену. Танцору, к сожалению, очень рано приходится принимать подобное решение по сравнению с ак- тером или директором оркестра. Ведь все построено на блестящей физичес-кой форме - или она есть, или ее уже нет, от этого не спрячешься». Завершив карьеру артиста, Болле надеется остаться в мире танца - руководить труппой. «Хотелось бы остаться в La Scala , где я вырос в артис-тическом смысле. Из школы перешел в группу танца, а потом стал премьером... Я прошел все этапы, и логично было бы стать директором труппы, чтобы опыт, накопив- шийся за годы выступлений на крупнейших сценах мира, передать другим танцорам, тем, которые придут после меня».

Италия еще не завоевана,..

При всей мировой популярности, у себя на родине Болле напоминает своеобразный цветок в пустыне - ведь в этой стране балет в борьбе за зрительскую любовь силь- но уступает опере. Поэтому даже звездам международно- го уровня приходится нести танец публике, преодолевая стереотипы, а порой и массовое недоверие. «Сейчас я замечаю, насколько важна моя роль, как посла танца и культуры, как точка опоры, которой реально не хватает в Италии... Моя цель - заинтересовать, затронуть чувства людей, которые принимают решения на государственном уровне. Это непросто, но возможно», - говорит знамени- тый танцор. В числе первых удач на этом тернистом пути Болле отмечает спектакль «Щелкунчик» в Театре Сан-Карло в Неаполе. Балетная труппа, занятая в спектакле, была на грани распада, но постановка имела огромный успех, все билеты были распроданы в короткий срок, так что пришлось давать дополнительные спектакли.

Целительная сила искусства

В 1999 году Роберто Болле стал Послом доброй воли ЮНЕСКО, и в этом качестве он часто выступает в тех уголках мира, где недавно произошли трагические собы- тия. Такова миссия искусства - врачевать израненные души переживших трагедию людей. Кроме того, многие итальянцы, особенно живущие за рубежом, воспринимают Болле как посла итальянской культуры в мире.

«Я очень рад и горжусь этим. Многие люди меня бла-годарят за то, что рассказываю об итальянской культуре в мире. И потом, мой жизненный путь не запачкан скан- далами и пошлостями. Подавать положительный пример, особенно для молодежи, думаю, очень важно», - считает премьер La Scala .

Особая энергия России

К России и российскому балету Болле питает особые чувства. Ему не раз приходилось выступать здесь и встречаться с рос- сийскими звездами на мировых подмостках.

В 2000 году он выступил на 75-летии легендарной Майи Плисецкой в Большом театре, а в 2002 году вернулся в Большой, чтобы исполнить главную партию в «Ромео и Джульетте». Еще через год Болле участвовал в торжествах по слу- чаю 300-летия Санкт-Петербурга, танцуя в «Лебедином озере» в Мариинском театре. Среди мировых звезд, с ко- торыми он встречается на сцене, - российские балерины Ольга Жакарова и Полина Семионова.

«Конечно, все в России по-другому, ведь есть традиция и история. Это чувствуется в атмосфере театра, в артис- тах, во всех, кто трудится в театре. Я танцую по-другому, иначе», - говорит Болле .

Но самые сильные впечатления у премьера La Scala связаны с Большим театром

«Атмосфера особая, поскольку знаешь, что тебя встретят опытные зрители, которые уже видели многих танцоров в твоей нынешней роли, поэтому будут сравнивать... Рус ские зрители - очень искренние, эмоциональные, и их теп- лота меня заряжает особой энергией», - говоритБолле.

Звезда из La Scala с восторгом отзывается о своих рос- сийских партнершах, особенно выделяя Светлану Захаро- ву и Полину Семионову.

«Ясно, что эти балерины смогли взять все лучшее из российской балетной школы, объединяя это с личными качествами. Когда видишь эти совершенные формы, поражаешься сочетанию элегантности и красоты с вели-колепной физической подготовкой. Ни в какой другой стране нет балерин с подобными качествами».

Российская публика еще не раз увидит звезду из Италии - в рабочем календаре Роберто Болле на 2008 год предусмотрены выступления в двух главных городах России. На фестивале в Санкт-Петербурге 21 марта Болле выступит с мировой звездой из России Ульяной Лопат киной в «Лебедином озере». «Я ни разу е ще не танцевал с ней, и это меня интригует и дает новый стимул», - гово- рит Болле. «Я по-настоящему счастлив встречаться снова и снова с русским зрителем. Это самый великолепный опыт в моей карьере. Российское тепло и гостеприимство часто приводят меня в смущение, но это очень - даже слиш- ком! - приятно, это я говорю от всего сердца».

Перевод Виктории Говорун


Top