Что такое балет, история балета. Конспект учебного занятия " Балетный спектакль: композитор, балетмейстер, художник, артист" Кто является режиссером балетного спектакля

РАБОТА НАД БАЛЕТНЫМ СПЕКТАКЛЕМ

БАЛЕТМЕЙСТЕР

«Балетмейстер - по-русски значит: мастер танца. Существуют два вида балетмейстеров - балетмейстер-сочинитель и балетмейстер-постановщик. Это разные профессии, хотя они часто совмещаются в одном лице. /.../

Балетмейстер-сочинитель создает танцевально-пантомимную партитуру всего балета, а балетмейстер-постановщик передает ее исполнителям и разучивает с ними так же, как, например, дирижер разучивает с оркестром произведение, полученное им от композитора. Если балетмейстера-сочинителя можно сравнить с композитором, то балетмейстера-постановщика - с дирижером» [стр.119-120].

«Помощником балетмейстера-сочинителя и постановщика во все время работы по созданию нового балета должен быть его ассистент - балетмейстер-репетитор. По мере того как балетмейстер заканчивает постановку очередного номера, он передает его репетитору, который занимается отделкой танца. Ему же поручается спектакль после премьеры. Репетитор повторяет с артистами наиболее ответственные места перед каждым представлением, вводит в случае надобности новых исполнителей на сольные номера и „запасных“ в массу. Присутствуя на каждом спектакле, он наблюдает за точным его исполнением как артистами балета, так и работниками постановочной части. От балетмейстера-репетитора во многом зависит сохранение качества спектакля в продолжение всей его сценической жизни» [стр.124].

"Главной задачей при сочинении балета является создание драматургии в музыке и хореографии. Кроме композитора и балетмейстера, этого никто сделать не может. /.../

Балетмейстер и режиссер - это разные профессии. Режиссер драмы или оперы, ставя спектакль, имеет дело с готовым текстом, балетмейстер же сам сочиняет «текст» балета, а затем уже его ставит. Правильнее было бы сказать: балетмейстер - это сочинитель балета, мыслящий хореографическими образами. Балетный театр - это театр музыкальный, и, разумеется, балетмейстер мыслит образами музыкально-хореографическими. Кроме того, поскольку необходимыми составными частями балетного спектакля, кроме танца и музыки, являются пантомима, декорации, костюмы, свет и т.п., - все это в сумме и составляет предмет образного мышления балетмейстера, задумывающего новый балетный спектакль [с.137].

Программа

«Как рождается балетный спектакль?

Рождение каждого балета, как и всякого другого художественного произведения, начинается с замысла. Замысел включает в себя идею балета и тему, на которую впоследствии будет создано хореографическое произведение.

Возникший у автора замысел воплощается им в программе, заключающей точное, последовательное описание развития действия, построенного по законам драматургии, с обозначением места, времени и характера действия, с перечислением и характеристикой всех действующих лиц как основных, так и второстепенных.

Драматургия, заложенная в такой программе, определит в дальнейшем драматургию музыкальную и хореографическую. Поэтому все достоинства, так же как и недостатки программы могут перейти в музыку и хореографию балетного спектакля» [с.147].

Существует разница между программой, композиционным планом (сценарием) и либретто. "Программой мы называем содержание, сюжет будущего балета, изложенный в литературной форме. Программа принадлежит драматургу./.../

Также нельзя путать понятие «программа» с понятием «сценарий», или «композиционный план». Если в программе, как я уже говорил, мы имеем дело с литературным описанием сюжета будущего балета, то сценарий есть подробная, специальная разработка этого сюжета, разбивка его на отдельные будущие музыкально-танцевальные номера и небольшие эпизоды. Поэтому если программа может быть написана любым драматургом, сценарий обязательно требует работы специалиста-хореографа. Такой сценарий в балете называется композиционным планом. Композиционный план пишется для композитора, который будет сочинять музыку будущего балета, и понятно, что и он еще не заключает в себе хореографии. Только получив от композитора музыку, балетмейстер начинает сочинять хореографию спектакля и создает его хореографический текст [с.148-149].

«Либретто балета - это краткое описание содержания уже готового спектакля.

Поэтому программа, первоначально предложенная драматургом для сочинения балета, и либретто, написанное после того, как балет уже поставлен на сцене, часто не совпадают в своем тексте. Либретто может быть написано любым литературным работником, а не обязательно самим драматургом» [с.150].

«Автор программы должен стараться построить драматургию балетного спектакля с таким расчетом, чтобы его действие проистекало в настоящем времени, так как балет не пользуется словами, которыми можно рассказать о том, что уже произошло или что должно произойти» [с.150].

Изучение материалов

«Получив на руки программу, балетмейстер может приступить к созданию музыкально-хореографического плана для композитора. Но перед этим ему необходимо провести большую подготовительную работу по изучению материалов, относящихся к произведению, над которым ему предстоит работать. Он должен глубоко и подробно изучить эпоху, к которой относится действие балета, характер народа, о котором идет речь, его быт и обычаи. Он знакомится с литературными источниками, с иконографическими и другими материалами, что должно помочь ему яснее представить себе жизнь той эпохи, в которую происходит действие его балета» [с.153].

Балетмейстер – это постановщик танцевальных номеров в концертах, балетных спектаклей, хореографических сцен в музыкальных и драматических спектаклях, руководитель ансамбля танца или труппы танцовщиков. Это тот человек, который придумывает и воплощает в жизнь образы персонажей, их движения, пластику, выбирает музыкальный материал, а также определяет, какими должны быть свет, грим, костюмы, декорации. Искусству танца необходимо учиться ещё с раннего возраста. Как правило, обучение начинается со школы, затем продолжается в профессиональном училище и высшем учебном заведении.

Профессия балетмейстера

Подразумевает под собой создание и постановку хореографических номеров, театральных и балетных выступлений. То есть, балетмейстер воплощает в жизнь свои идеи и видение сценических образов посредством хореографических инструментов.

Профессия балетмейстера очень многогранна, недостаточно просто знать хореографию, нужно обязательно разбираться в смежных дисциплинах, таких как: музыка, драматургия, литература, скульптура. Чтобы создать действительно стоящее произведение, нужно совмещать свой талант, знания и умение мастерски работать с коллективом.

Можно выделить четыре ответвления деятельности балетмейстера:

  • Балетмейстер-сочинитель , который занимается непосредственно созданием новых спектаклей и танцев. Главная его задача это создание танцевально-пантомимной партитуры балета.
  • Балетмейстер-постановщик , который ставит уже сочиненные произведения. На репетициях балетмейстер сам показывает исполнителю, как тот должен танцевать и чем выразительнее и точнее он это делает, тем проще танцору повторить движения, вжиться в образ. Часто сочинитель и постановщик это один и тот же человек.
  • Балетмейстер-репетитор , который составляет план репетиций, планирует занятия и разучивает хореографические партии с артистами. Является ближайшим помощником балетмейстера-постановщика. Чтобы добиться высоких результатов, балетмейстер должен хорошо знать каждого участника коллектива и его возможности. Главная цель это довести до совершенства образ героя и исполнительское мастерство.
  • Танцмейстер , который ставит отдельные номера в жанре малых форм.

Балетмейстер должен, несомненно, обладать большим талантом, чтобы развить его нужно учиться и тренироваться на протяжении многих лет. Развивать, кроме хореографических навыков, музыкальный слух, зрительную память и чувство ритма, должен уметь воспроизводить жесты и движения различных характеров.

Одной из самых ответственных задач является постановка произведения мировой классики или восстановление спектакля после длительного перерыва.

Чтобы правильно донести до зрителя идею и сюжет произведения, балетмейстер должен быть увлечен своей работой и творчески к ней относиться. Чаще всего выбор костюмов тоже входит в его обязанности.

Балетмейстер

То, насколько сильное эмоциональное воздействие окажет танцевальный номер, хореографическая сцена в музыкальном и драматическом театре или всё балетное представление полностью, зависит от того, насколько красиво и точно организованы перемещения и взаимодействия танцовщиц и танцовщиков, от выразительности и оригинальности их движений, от того, как сочетаются их танцы с музыкальным материалом, с освещением сцены, с костюмами и гримом – всё это вместе создаёт единый образ всего действа. А балетмейстер - это как раз тот человек, который и является его создателем. Он должен знать все правила и тонкости искусства балета, его историю, чтобы создавать такие танцы, которые будет интересно смотреть зрителям и исполнять танцовщикам. Постановщик должен владеть знаниями, иметь опыт и способности организатора, обладать богатым воображением, фантазией, быть оригинальным в своих идеях, иметь талант, быть музыкальным, понимать музыку, иметь чувство ритма, уметь выражать эмоции при помощи пластики – именно из этих составляющих и складывается искусство балетмейстера. Если всё это есть в арсенале руководителя, то его постановка будет иметь успех у публики и критиков.

Слово «балетмейстер» в переводе на русский язык означает «мастер танца». Эта профессия сложна, и в неё требуется вкладывать очень много труда и сил, как физических, так и моральных. Постановщик должен показывать всем исполнителям их партии, объяснять, какие эмоции они должны выразить в пластике и мимике. Сложность такой работы ещё и в том, что сценарий танца нельзя записать на бумагу, балетмейстер должен держать его в голове и показать артистам, чтобы они выучили свою партию. Знакомство танцовщиков с ролью происходит непосредственно на репетициях, тогда как актёры драмы и музыкального театра имеют возможность заранее получить текстовый и нотный материал. Балетмейстер должен раскрыть исполнителю содержание его роли, показывая ему, что необходимо танцевать и как. И чем выразительнее постановщик продемонстрирует свою мысль артисту, тем быстрее и легче его замысел будет понят и усвоен.

Задача балетмейстера заключается ещё и в том, чтобы выстроить танец или весь спектакль таким образом, чтобы поддерживать и повышать зрительский интерес. Сами по себе танцевальные движения – это всего лишь механические упражнения, набор поз, которые ничего не скажут зрителю, они лишь продемонстрируют гибкость тела исполнителя, а говорить они будут только в том случае, если постановщик наполнит их мыслью и чувством и поможет артисту вложить в них ещё и его душу. Во многом от этого будет зависеть успех спектакля и продолжительность его «жизни» на сцене. Самым первым исполнителем всех танцев является сам балетмейстер, ведь ему нужно сначала продемонстрировать исполнителям их партии.

Балетмейстеры прошлого и настоящего

Знаменитые балетмейстеры России и мира 19 и 20 столетий :

  • Мариус Петипа , который внёс огромный и неоценимый вклад в русский балет;
  • Хосе Мендес – был постановщиком во многих знаменитых театрах мира, в том числе и в Большом театре в Москве;
  • Филиппо Тальони ;
  • Жюль Жозеф Перро – один из ярчайших представителей «романтического балета»;
  • Гаэтано Джойя – представитель итальянской хореодрамы;
  • Джордж Баланчин – положил начало американскому балету, а также современной балетной неоклассике, считал, что сюжет должен выражаться исключительно при помощи тел танцовщиков, а декорации и пышные костюмы – это лишнее;
  • Михаил Барышников – внёс большой вклад в мировое балетное искусство;
  • Морис Бежар – один из самых ярких балетмейстеров 20 века;
  • Марис Лиепа ;
  • Пьер Лакотт – занимался реставрацией старинной хореографии;
  • Игорь Моисеев – создатель первого в России профессионального ансамбля в народном жанре;
  • Вацлав Нижинский – был новатором в хореографическом искусстве;
  • Рудольф Нуриев ;
  • Алексей Ратманский .

Современные балетмейстеры мира :

  • Жером Бель – представитель школы современного балета;
  • Начо Дуато ;
  • Иржи Килиан ;
  • Анжелен Прельжокаж яркий представитель нового французского танца.

Балетмейстеры России 21 века :

  • Борис Эйфман – создатель собственного театра;
  • Алла Сигалова ;
  • Людмила Семеняка ;
  • Майя Плисецкая ;
  • Гедеминас Таранда ;
  • Евгений Панфилов – создатель своей балетной труппы, энтузиаст в жанре свободного танца.

Все эти русские балетмейстеры очень известны не только в нашей стране, но и за рубежом.

Мариус Петипа

Французский и российский балетмейстер, который оставил огромное наследие. С 1847 года поступил на службу балетмейстером в Мариинский театр Санкт-Петербурга и в Большой театр Москвы, по приглашению российского императора. В 1894 году он стал подданным Российской Империи. Был постановщиком огромного количества балетов, таких как «Жизель», «Эсмеральда», «Корсар», «Дочь фараона», «Дон Кихот», «Баядерка», «Сон в летнюю ночь», «Дочь снегов», «Роберт-Дьявол» и мн. др.

Ролан Пети

Есть известные балетмейстеры, которые считаются классиками балета 20 века. Среди них одна из ярких фигур – это Ролан Пети. В 1945 году он создал собственную балетную труппу в Париже, которая была названа «Балет Елисейских полей». Через год он поставил знаменитый спектакль «Юноша и смерть» на музыку И.С. Баха, который вошёл в классику мирового искусства. В 1948 году Ролан Пети основал новую балетную труппу под названием «Балет Парижа». В 50-е годы был постановщиком танцев для нескольких фильмов. В 1965 году поставил в Париже легендарный балет «Собор Парижской Богоматери», в котором сам же исполнил роль горбуна Квазимодо, в 2003 году он осуществил эту постановку в России – в Большом театре, где партию уродливого звонаря станцевал Николай Цискаридзе.

Гедеминас Таранда

Ещё один знаменитый во всём мире балетмейстер - это Гедеминас Таранда. После окончания хореографического училища в Воронеже был солистом в Большом театре Москвы. В 1994 году основал свой «Имперский русский балет», который и подарил ему мировую славу. С 2012 года является лидером и соучредителем фонда «Содействия творческому образованию», президентом фестиваля балета «Гранд Па». Гедеминас Таранда имеет звание Заслуженного деятеля искусств России.

Борис Эйфман

Яркий, современный, самобытный, балетмейстер – это Б. Эйфман. Он основатель собственного театра балета. Имеет различные звания и награды в области искусства. Первыми его постановками в 1960 году стали: «Жизни навстречу» на музыку композитора Д.Б. Кабалевского, а также «Икар» на музыку В. Арзуманова и А. Чернова. Известность Борису Эйфману как балетмейстеру принёс балет «Жар-птица» на музыку композитора И.Ф. Стравинского. Своим собственным театром руководит с 1977 года. Постановки Бориса Эйфмана всегда оригинальны, они являются новаторскими, в них комбинируются вместе академическая, беспуантовая, а также современная в стиле рок хореография. Ежегодно труппа выезжает на гастроли в Америку. В репертуаре театра классические балеты, детские, а также рок-балеты.

БАЛЕТМЕЙСТЕР-ПОСТАНОВЩИК

Режиссер-постановщик балетных спектаклей:

Обеспечивающий высокий художественный уровень порученных ему

постановок;

Организующий работу по подготовке и выпуску спектаклей,

Планирующий репетиционный процесс.

Балетмейстер-постановщик руководит работой художника-постановщика и

контролирует работу художественно-постановочной части.

Словарь балета. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое БАЛЕТМЕЙСТЕР-ПОСТАНОВЩИК в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • БАЛЕТМЕЙСТЕР в Словаре балета:
    (нем.Balletmeister - мастер балета). Балетмейстер - автор и режиссер-постановщик балетов, концертных номеров, а также танцевальных сцен и отдельных танцев. Опираясь …
  • БАЛЕТМЕЙСТЕР в Большом энциклопедическом словаре:
    (нем. Ballettmeister) автор и постановщик балетов, хореографических миниатюр, …
  • ПОСТАНОВЩИК
    режиссёр-постановщик, творческий работник, осуществляющий постановку спектакля, фильма. См. Режиссёрское искусство …
  • БАЛЕТМЕЙСТЕР в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (нем. Ballettmeister), автор и постановщик балетов, танцев, хореографических номеров, танцевальных сцен в опере и оперетте. Б. ставит хореографические сцены, танцы, …
  • БАЛЕТМЕЙСТЕР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    составитель, сочинитель или руководитель балетов. См. …
  • БАЛЕТМЕЙСТЕР
    [немецкое ballettmeister] режиссер балета, постановщик танцев и мимических движений в …
  • БАЛЕТМЕЙСТЕР в Энциклопедическом словарике:
    а, м., одуш Постановщик танцев в балете, в музыкальном сценическом представлении и т.п. Балетмейстерский - относящийся к балетмейстеру, балетмейстерам.||Ср. ХОРЕОГРАФ …
  • ПОСТАНОВЩИК в Энциклопедическом словаре:
    , -а, м. Специалист, к-рый руководит постановкой, ставит спектакль. П. фильма. Режиссер-п. Оператор-п. …
  • БАЛЕТМЕЙСТЕР в Энциклопедическом словаре:
    , -а, м. Автор и постановщик балетов, хореографических миниатюр, танцев. II прил. балетмейстерский, oая, …
  • БАЛЕТМЕЙСТЕР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    БАЛЕТМ́ЕЙСТЕР (нем. Ballettmeister), автор и постановщик балетов, хореогр. миниатюр, …
  • БАЛЕТМЕЙСТЕР в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? составитель, сочинитель или руководитель балетов. См. …
  • ПОСТАНОВЩИК
    постано"вщик, постано"вщики, постано"вщика, постано"вщиков, постано"вщику, постано"вщикам, постано"вщика, постано"вщиков, постано"вщиком, постано"вщиками, постано"вщике, …
  • БАЛЕТМЕЙСТЕР в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    балетме"йстер, балетме"йстеры, балетме"йстера, балетме"йстеров, балетме"йстеру, балетме"йстерам, балетме"йстера, балетме"йстеров, балетме"йстером, балетме"йстерами, балетме"йстере, …
  • БАЛЕТМЕЙСТЕР в Новом словаре иностранных слов:
    (нем. ballettmeister) автор в постановщик балетов, танцев, хореографических номеров, танцевальных …
  • БАЛЕТМЕЙСТЕР в Словаре иностранных выражений:
    [нем. ballettmeister] автор в постановщик балетов, танцев, хореографических номеров, танцевальных …
  • БАЛЕТМЕЙСТЕР в Словаре синонимов Абрамова:
    [сочинитель, составитель балетов; содержатель общества балетных плясунов; начальник над ними (Даль, балет)] см. …
  • ПОСТАНОВЩИК
    балетмейстер, режиссер, …
  • БАЛЕТМЕЙСТЕР в словаре Синонимов русского языка:
    постановщик, танцмейстер, …
  • ПОСТАНОВЩИК
  • БАЛЕТМЕЙСТЕР в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
  • ПОСТАНОВЩИК
    постан`овщик, …
  • БАЛЕТМЕЙСТЕР в Словаре русского языка Лопатина:
    балетм`ейстер, …
  • ПОСТАНОВЩИК
    постановщик, …
  • БАЛЕТМЕЙСТЕР в Полном орфографическом словаре русского языка:
    балетмейстер, …
  • ПОСТАНОВЩИК в Орфографическом словаре:
    постан`овщик, …
  • БАЛЕТМЕЙСТЕР в Орфографическом словаре:
    балетм`ейстер, …
  • ПОСТАНОВЩИК
    специалист, который руководит постановкой, ставит спектакль П. фильма. Режисер-п. Оператор-п. …
  • БАЛЕТМЕЙСТЕР в Словаре русского языка Ожегова:
    автор и постановщик балетов, хореографических миниатюр, …
  • БАЛЕТМЕЙСТЕР в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (нем. Ballettmeister), автор и постановщик балетов, хореографических миниатюр, …
  • ПОСТАНОВЩИК
    постановщика, м. (театр., кино). Лицо, руководящее сценическим оформлением, осуществляющее постановку спектакля, фильма. Постановщик балета "Красный мак". Постановщик фильма "Броненосец …
  • БАЛЕТМЕЙСТЕР в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    балетмейстера, м. (нем. Balletmeister) (театр.). Постановщик танцев в балете. || Преподаватель балетных …
  • ПОСТАНОВЩИК
    постановщик м. Тот, кто руководит постановкой спектакля, фильма и …
  • БАЛЕТМЕЙСТЕР в Толковом словаре Ефремовой:
    балетмейстер м. Постановщик балетов, танцев, хореографических …
  • ПОСТАНОВЩИК
    м. Тот, кто руководит постановкой спектакля, фильма и …
  • БАЛЕТМЕЙСТЕР в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    м. Постановщик балетов, танцев, хореографических …
  • ПОСТАНОВЩИК
    м. Тот, кто руководит постановкой спектакля, фильма и …
  • БАЛЕТМЕЙСТЕР в Большом современном толковом словаре русского языка:
    м. Постановщик балетов, танцев, хореографических …
  • ЖЕСТ в Словаре постмодернизма:
    - пластико-пространственная конфигурация телесности (см. Телесность), обладающая семиотически артикулированной значимостью. Выступает универсально распространенным коммуникативным средством (как показано психологами, при диалоге …
  • НОВАЯ ВОЛНА
    (франц. — La nouvelle vague) Предложенное журналисткой Франсуазой Жиру наименование группы режиссеров, дебютировавших в 1957-58 гг. картинами, которые выделялись негативным …
  • АРТО в Лексиконе нонклассики, художественно-эстетической культуры XX века, Бычкова:
    Антонен (Artaud Antonin), 1896-1948 Французский поэт, прозаик, драматург и сценарист, новатор театрального языка, создатель театра жестокости. Он снискал себе славу …
  • АУДИОВИЗУАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ в Однотомном большом юридическом словаре:
    - по определению закона РФ об авторском праве и смежных правах от 9 июля 1993 г. произведение, состоящее из зафиксированной …
  • АУДИОВИЗУАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ в Большом юридическом словаре:
    - по определению Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" от 9 июля 1993 г. произведение, состоящее из зафиксированной …
  • ПОСТАНОВОЧНЫЙ
    ДОГОВОР - разновидность авторского договора о передаче неопубликованного произведения для использования его путем публичного исполнения. В силу П.д. одна сторона …
  • ИСПОЛНИТЕЛЬ в Словаре экономических терминов:
    - 1) в соответствии с российским уголовным правом (ст. 33 УК РФ) - один из видов соучастников преступления. И. признается …
  • АУДИОВИЗУАЛЬНОЕ в Словаре экономических терминов:
    ПРОИЗВЕДЕНИЕ - произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения их звуком) , предназначенное …
  • ТОЙФЕЛЬ в Историческом справочнике Терроризм и террористы,:
    Фриц, деятель контркультуры, автор и постановщик хэппинингов, организатор "Коммуны № 1", активист сексуальной и социальной революции. Вдохновленный гибелью в брюссельском …
  • ГРАФ, ГЕРБЕРТ в Энциклопедии третьего рейха:
    (Graf), (1903-1973), немецкий театральный режиссер. В 1925 закончил Венский университет, где защитил диссертацию "Рихард Вагнер как режиссер-постановщик". Театральную карьеру начал …
  • 1969.08.18 в Страницах истории Что, где, когда:
    На экраны выходит третья серия фильма "Братья Карамазовы" по роману ДОСТОЕВСКОГО. Режиссер-постановщик Иван ПЫРЬЕВ не успел закончить работу над фильмом, …

Что такое балет, история балета

«Мы хотим не просто танцевать, а говорить танцем»
Г. Уланова

Удивительный, прекрасный и многогранный мир балета никого не оставит равнодушным. Впервые это слово прозвучало в Италии, сам жанр возник во Франции, помимо этого, балет является настоящей гордостью России, более того, в XIX веке именно русский спектакль, созданный П.И. Чайковским , стал подлинным образцом.

Об истории и значении этого жанра в культурном обогащении человека читайте на нашей странице.

Что такое балет?

Это музыкально-театральный жанр, в котором тесно переплелись несколько видов искусств. Так, музыка, танец, живопись, драматическое и изобразительное искусство объединяются между собой, выстраивая слаженный спектакль, разворачивающийся перед публикой на театральной сцене. В переводе с итальянского, слово «балет» означает – «танцую».

Когда возник балет?

Первое упоминание о балете относится к XV веку, сохранились сведения, что придворный учитель танцев Доменико да Пьяченца предложил для очередного бала объединить несколько танцев, написав к ним торжественный финал и обозначив, как балет.

Однако, сам жанр возник немного позднее в Италии. Точкой отсчета признан 1581 год, именно в это время в Париже Бальтазарини поставил свой спектакль на основе танца и музыки. В XVII веке, популярность получают смешанные представления (опера-балет). При этом, большее значение в таких постановках отводится именно музыке, а не танцу. Лишь благодаря реформаторской работе балетмейстера из Франции Жан Жоржа Новера жанр приобретает классические очертания со своим «хореографическим языком».


Становление жанра в России

Сохранились сведения, что первое представление «Балет об Орфее и Эвридике», было представлено в феврале 1673 года при дворе царя Алексея Михайловича. Большой вклад в формирование жанра внес талантливейший балетмейстер Шарль-Луи Дидло. Однако, настоящим реформатором принято считать знаменитого композитора П.И. Чайковского . Именно в его творчестве происходит становление романтического балета. П.И. Чайковский уделил особое внимание именно музыке, превратив ее из сопровождающего элемента в мощный инструмент, помогающий танцу тонко улавливать и раскрывать эмоции и чувства. Композитор преобразовал форму балетной музыки, а также выстроил единое симфоническое развитие. Немалую роль в развитие балета сыграло и творчество А. Глазунова («Раймонда »), И. Стравинского («Жар-птица », «Весна священная», «Петрушка »), а также работа балетмейстеров М. Петипа , Л. Иванова, М. Фокина. В новом столетии выделяется творчество С. Прокофьева , Д. Шостаковича, Р. Глиэра , А. Хачатуряна.
В XX композиторы начинают поиски для преодоления стереотипов и установленных правил.



Кто такая балерина?

Балеринами раньше называли вовсе не всех, кто танцует в балете. Это высшее звание, которое получали танцовщицы по достижению определенной суммы артистических заслуг, а также через несколько лет после работы в театре. Изначально всех кто выпускался из Театрального училища принимали танцовщицами кордебалета, за редким исключением – солистками. Некоторым из них удавалось достигнуть звания балерины через два-три года работы, некоторым – только перед пенсией.


Основные компоненты

Главными составляющими балета являются классический танец, характерный танец и пантомима. Классический танец берет начало еще во Франции. Он невероятно пластичен и изящен. Сольные танцы называются вариациями и адажио. Например, хорошо всем известное Адажио из балета П. И. Чайковского. Причем эти номера могут быть и в ансамблевых танцах.

Помимо солистов, участие в действии принимает кордебалет, который создает массовые сцены.
Зачастую танцы кордебалета относятся к характерным. Например, «Испанский танец» из «Лебединого озера». Этим термином обозначают народные танцы, введенные в спектакль.

Фильмы о балете

Балет является весьма популярным видом искусства, который нашел отражение и в кинематографе. О балете есть множество прекрасных картин, которые можно разделить на три большие категории:

  1. Документальные фильмы – это запечатленная балетная постановка, благодаря которой можно познакомиться с творчеством великих танцоров.
  2. Фильм-балет – такие картины также показывают сам спектакль, но только действие происходит уже не на сцене. Например, лента «Ромео и Джульетта» (1982), режиссера Пауля Циннера, где главные роли исполнили знаменитые Р. Нуреев и К. Фраччи; «Сказка о коньке-горбунке» (1961), где главную роль исполнила Майя Плисецкая.
  3. Художественные фильмы, действие которых связано с балетом. Такие киноленты позволяют погрузиться в мир этого искусства и подчас события в них разворачиваются на фоне постановки, либо они рассказывают обо всем, что происходит в театре. Среди подобных картин особого внимания заслуживает «Авансцена» - американский фильм режиссера Николаса Хитнера, который публика увидела в 2000 году.
  4. Отдельно следует упомянуть биографические картины: «Марго Фонтейн» (2005 г), «Анна Павлова» и многие другие.

Нельзя обойти вниманием картину 1948 года «Красные башмачки» режиссеров М. Пауэла и Э. Прессбургера. Фильм знакомит зрителей со спектаклем по мотивам известной сказки Андерсена и погружает публику в мир балета.

Режиссер Стивен Долдри в 2001 году представил общественности ленту «Билли Эллиот». В ней рассказывается о 11-летнем мальчике из шахтерской семьи, который решил стать танцором. Он получает уникальный шанс и поступает в Королевскую Балетную школу.

Фильм «Мания Жизели» (1995) режиссера Алексея Учителя, познакомит зрителей с жизнью легендарной русской танцовщицы Ольги Спесивцевой, которую современники прозвали Красной Жизелью.

В 2011 году на телеэкраны вышел нашумевший фильм «Черный лебедь» Даррена Аронофски, который показывает жизнь балетного театра изнутри.


Современный балет и его будущее

Современный балет сильно отличается от классического более смелыми костюмами и свободной танцевальной интерпретацией. Классика включала в себя весьма строгие движения, в отличие от модерна, который уместнее всего назвать акробатичным. Очень многое в этом случае зависит от выбранной темы и идеи спектакля. Опираясь на нее, постановщик уже выбирает набор хореографических движений. В современных спектаклях движения могут заимствоваться из национальных танцев, новых направлений пластики, ультрасовременных танцевальных течений. Интерпретация также производится в новом ключе, например, нашумевшая постановка Метью Берна «Лебединое озеро», в которой девушки были заменены на мужчин. Работы хореографа Б. Эйфмана – это настоящая философия в танце, поскольку каждый из его балетов содержит глубокий смысл. Еще одна тенденция в современном спектакле – размытие границ жанра, и правильнее его было бы назвать многожанровым. Он более символичен, по сравнению с классическим, и использует множество цитат, ссылок. Некоторые спектакли применяют монтажный принцип построения, и постановка состоит из разрозненных фрагментов (кадров), которые все вместе составляют общий текст.


Кроме того, во всей современной культуре наблюдается огромный интерес к различным ремейкам, и балет не исключение. Поэтому многие постановщики пытаются заставить публику взглянуть на классический вариант с другой стороны. Новые прочтения приветствуются, причем, чем оригинальнее они, тем больший успех их ждет.

Пантомима – это выразительная игра с помощью жестов и мимики

В современных постановках хореографы расширяют установленные рамки и границы, помимо классических компонентов добавляются гимнастические и акробатические номера, а также современные танцы (модерн, свободный танец). Эта тенденция наметилась еще в XX веке и не утратила свою актуальность.

Балет – сложный и многогранный жанр, в котором тесно переплетается несколько видов искусств. Никого не может оставить равнодушным грациозные движения танцоров, их выразительная игра и чарующие звуки классической музыки. Только представьте, как балет украсит праздник, он станет настоящей жемчужиной любого мероприятия.


Top