Проблемы поднимаемые в матренин двор. Анализ рассказа А.И

«Магренип двор»


Действие рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор» происходит в середине 50-х годов XX века. Изложенные в нем события показаны глазами рассказчика, человека необычного, мечтающего затеряться в самой нутряной России, в то время как основная масса населения хочет перебраться в большие города. Позже читатель поймет причины, по которым герой стремится в глубинку: он сидел в тюрьме и хочет спокойной жизни.

Герой едет учительствовать в небольшое местечко «Торф-продукт», из которого, как иронично замечает автор, было трудно уехать. Ни однообразные бараки, ни ветхие пятиэтажки не привлекают главного героя. Наконец, он находит себе жилье в деревне «Тальново». Так читатель знакомится с главной героиней произведения -- одинокой больной женщиной Матреной. Живет она в темноватой избе с тусклым зеркалом, в которое нельзя было ничего разглядеть, и двумя яркими плакатами о книжной торговле и урожае. Контраст этих деталей интерьера очевиден. В нем предугадывается одна из ключевых проблем, поднятых в произведении, - конфликт между показной бравадой официальной хроники событий и реальной жизнью обычных русских людей. В рассказе звучит глубокое понимание этого трагического несоответствия.

Другим, не менее ярким противоречием в рассказе выступает контраст между предельной нищетой крестьянского быта, среди которого проходит жизнь Матрены, и богатства ее глубокого внутреннего мира. Женщина всю жизнь проработала в колхозе, а теперь не получает даже пенсии ни за свой труд, ни по утере кормильца. И добиться этой пенсии из-за бюрократизма практически невозможно. Несмотря на это, она не утратила жалости, человечности, любви к природе: выращивает фикусы, подобрала колченогую кошку. Автор подчеркивает в своей героине смиренное, беззлобное отношение к жизни. Она никого не обвиняет в своем бедственном положении, ничего не требует.

Солженицын постоянно подчеркивает, что жизнь Матрены могла сложиться по-другому, ведь дом ее был построен для большой семьи: на табуретках вместо фикусов могли бы сидеть деги и внуки. Через описание жизни Матрены мы узнаем

о нелегком быте крестьянства. Из продуктов в деревне одна картошка да ячневая крупа. В магазине продают только маргарин да комбинированный жир. Лишь раз в году для пастуха покупает Матрена в сельпо местные «деликатесы», которые сама не ест: рыбные консервы, сахар да масло. А уж когда справила она пальто из ношеной железнодорожной шинели да пенсию начала получать, соседи ей стали даже завидовать. Эта деталь не только свидетельствует о нищенском положении всех жителей поселка, но и приоткрывает свет на неприглядные отношения между людьми.

Парадоксально, но в поселке с названием «Торфопродукт» у людей не хватает на зиму даже торфа. Торф, которого вокруг уйма, продавался только начальству да по одной машине - учителям, врачам, рабочим завода. Когда герой рассказывает об этом, у него щемит сердце: страшно подумать, до какой степени забитости и униженности можно довести в России простого человека. По такой же бестолковости хозяйственной жизни не может Матрена завести корову. Травы кругом - море, а косить ее без разрешения нельзя. Вот и приходится старой больной женщине выискивать траву для козы по островкам среди болота. А уж для коровы сена взять негде.

А.И. Солженицын последовательно показывает, с какими трудностями сопряжена жизнь обыкновенной работящей жен-щины-крестьянки. Если и попытается она поправить свое бедственное положение, всюду оказываются препоны и запреты.

В то же время в образе Матрены А.И. Солженицын воплотил лучшие черты русской женщины. Рассказчик часто любуется ее доброй улыбкой, замечает, что лекарством от всех бед для героини была работа, в которую она с легкостью включалась: то копала картошку, то отправлялась по ягоды в дальний лес. 11е сразу, только во второй части рассказа, узнаем мы о прошлой жизни Матрены: было у нее шестеро детей. Одиннадцать лет ждала она с войны пропавшего без вести мужа, который и верен ей, как выяснилось, не был.

В рассказе А.И. Солженицына то и дело звучит резкая критика местных властей: на носу зима, а председатель колхоза говорит о чем угодно, кроме топлива. Секретаря сельсовета вообще на месте не сыщешь, а уж если и получишь какую-нибудь бумажку, то ее потом придется переделывать, так как работают все эти люди, призванные обеспечивать в стране законность и порядок, спустя рукава, а управы на них не найдешь. С возмущением пишет А.И. Солженицын о том, что новый председатель «первым делом обрезал всем инвалидам огороды», хоть обрезанные сотки все равно пустовали за забором.

Даже травы на колхозной земле не имела права накосить Матрена, а зато когда случалась в колхозе проблема, приходила к ней жена председателя и, не здороваясь, требовала выйти на работу, да еще и со своими вилами. Помогала Матрена не только колхозу, но и соседям.

Рядом художественных деталей А.И. Солженицын подчеркивает в рассказе, как далеки достижения цивилизации от реальной жизни крестьянина в российской глубинке. Об изобретении новых машин и искусственных спутников Земли слушают по радио как о чудесах света, от которых ни толку ни проку не прибавится. Все также вилами будут грузить крестьяне торф да есть пустую картошку или кашу.

Также попутно рассказывает А.И. Солженицын и о ситуации в школьном образовании: круглый двоечник Антошка Григорьев даже и не пытался что-либо учить: знал, что все равно переведут в следующий класс, так как главное для школы - не качество знаний учащихся, а борьба за «высокий процент успеваемости».

Трагический конец рассказа подготовлен в ходе развития сюжета примечательной деталью: у Матрены кто-то украл котелок со святой водой на водосвятии: «Всегда у нее бывала святая вода, а на этот год не стало».

Помимо жестокости государственной власти и ее представителей по отношению к человеку, А.И. Солженицын поднимает проблему людской черствости по отношению к ближнему. Родственники Матрены заставляют ее разобрать и отдать племяннице (приемной дочери) горницу. После этого сестры Матрены обругали ее дурой, а со двора пропала колченогая кошка- последняя отрада старой женщины.

Вывозя горницу, гибнет на переезде под колесами поезда и сама Матрена. С горечью в сердце рассказывает автор, как слетелись разругавшиеся с ней перед смертью сестры Матрены делить ее убогое наследство: избу, козу, сундук да двести похоронных рублей.

Только лишь фраза одной старухи переводит план повествования из бытового в бытийный: «Две загадки в мире есть: как родился - не помню, как умру - не знаю». Ославили люди Матрену и после смерти. Пошли разговоры о том, что муж ее не любил, гулял от нее, да и вообще глупая она была, так как бесплатно людям огороды вскапывала, а своего имущества так и не нажила. Авторскую же точку зрения предельно емко выражает фраза: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село».

Фамилия Солженицына в наши дни ассоциируется исключительно с его романом «Архипелаг ГУЛАГ» и его скандальной славой. Однако свой путь писателя он начинал, как талантливый новеллист, изобразивший в своих рассказах судьбу простых русских людей середины двадцатого века. Рассказ «Матрёнин двор» является наиболее ярким примером раннего творчества Солженицына, в котором нашли отражение лучшие его писательские таланты. Многомудрый Литрекон предлагает Вам его разбор.

История написания рассказа «Матренин двор» — это череда интересных фактов:

  • В основу рассказа легли воспоминания Солженицына о его жизни после возвращения из трудового лагеря, когда он некоторое время жил в деревне Мальцево, в доме крестьянки Матрёны Захаровой. Она и стала прототипом главной героини.
  • Работа над произведением началась летом пятьдесят девятого в Крыму, и была закончена в том же году. Публикация должна была состояться в журнале «Новый мир», но произведение прошло редакционную комиссию только со второго раза, благодаря помощи редактора А.Т. Твардовского.
  • Цензоры не хотели пропускать в печать рассказ с названием «Не стоит село без праведника» (это было первое название работы Солженицына). Они увидели в нем недопустимый религиозный подтекст. Под давлением редакции автор изменил название на нейтральное.
  • «Матренин двор» стал вторым произведением Солженицына после книги «Один день Ивана Денисовича». Оно породило много споров и разногласий, а после эмиграции автора его и вовсе запретили, как и все книги писателя-диссидента.
  • Читатели увидели рассказа только в 1989 году, в эпоху Перестройки, когда вступил в силу новый принцип политики СССР — гласность.

Направление и жанр

Рассказ «Матрёнин двор» был написан в рамках . Писатель стремится к достоверному изображению окружающей действительности. Созданные им образы, их слова и действия дышат достоверностью и натурализмом. Читатель может поверить, что описанные в рассказе события могли произойти на самом деле.

Жанр данного произведения можно определить, как рассказ. Повествование охватывает короткий промежуток времени и включает в себя минимальное число персонажей. Проблема носит локальный характер и никак не влияет на мир в целом. Отсутствие какой-либо конкретики только подчёркивает типичность показанных событий.

Смысл названия

Изначально Солженицын дать своему рассказу заглавие «Не стоит село без праведника», которое подчёркивало основную мысль писателя о высокодуховной главной героине, которая бескорыстно жертвует собой ради окружающих и этим скрепляет ожесточенных нищетой людей вместе.

Однако в дальнейшем, чтобы избежать советской цензуры, Твардовский посоветовал писателю заменить название на менее провокационное, что и было сделано. «Матренин двор» — это и отражение развязки произведения (смерти героини и раздела ее имущества), и указание на основную тему книги — жизнь праведницы в деревне, истощенной войнами и грабительской политикой власти.

Композиция и конфликт

Рассказ делится на три главы.

  1. Первая глава отведена под экспозицию: автор представляет нам своего героя и рассказывает нам о самой Матрёне.
  2. Во второй главе происходит завязка, когда обнажается основной конфликт произведения, а также кульминация, когда конфликт достигает наивысшей точки.
  3. Третья глава отведена под финал, в котором все сюжетные линии логично завершаются.

Конфликт в произведении носит локальный характер между праведной старушкой Матрёной и окружающими, пользующимися её добротой в своих целях. Однако художественные особенности рассказа создают ощущение типичности данной ситуации. Таким образом, Солженицын придаёт этому конфликту всероссийский философский характер. Люди ожесточились из-за невыносимых условий жизни, и лишь единицы способны сохранить в себе доброту и отзывчивость.

Суть: о чём?

Повествование начинается с того, что рассказчик, проведя десять лет в ссылке в трудовом лагере, селится в деревне Торфопродукт, в доме Григорьевой Матрёны Васильевной.

Постепенно главный герой узнаёт всю историю жизни Матрёны, о её неудачном замужестве, о смерти детей и мужа, о её конфликте с бывшим женихом – Фаддеем, о всех трудностях, через которые ей пришлось пройти. Рассказчик проникается уважением к старушке, видя в ней ту опору, на которой держится не только местный колхоз, но и вся Россия.

В конце рассказа Матрёна под давлением семьи Фаддея отдаёт его дочери Кире, которую она воспитывала, как свою часть своей избы, завещанной ей. Однако, помогая перевозить разобранную горницу, погибает. Родственники Матрёны грустят лишь напоказ, радуясь возможности разделить наследство старухи.

Главные герои и их характеристика

Система образов в рассказе «Материнин двор» изложена Многомудрым Литреконом в формате таблицы.

герои рассказа «материн двор» характеристика
матрёна обычная русская крестьянка. добрая, отзывчивая и покорная старушка, всю свою жизнь жертвовавшая собой ради других. после того, как её жених – фаддей, без вести пропал, под давлением семьи вышла за муж за его брата – ефима. к сожалению, все её дети умерли, не прожив и трёх месяцев, так что многие начали считать матрёну «порченной». тогда матрёна взяла на воспитание киру – дочь фаддея от второго брака, и искренне полюбила его, завещав ей часть своей избы. она работала задаром и посвящала всю свою жизнь людям, довольствуясь малым.
кира простая деревенская девушка. до замужества воспитывалась матрёной и жила вместе с ней. единственный человек, кроме рассказчика, который искренне скорбит по погибшей. она благодарна старушке за любовь и доброту, а вот к своей семье относится холодно, ведь ее просто отдали как щенка чужой женщине.
фаддей шестидесятилетний русский крестьянин. был любимым женихом матрены, но попал в плен во время войны, и долгое время о нём ничего не было слышно. после возвращения возненавидел матрену за то, что та не дождалась его. женился во второй раз на женщине, которую также звали матрена. авторитарный глава семейства, не стесняющийся использовать грубую силу. жадный человек, стремящийся к накоплению богатств любой ценой.
рассказчик игнатьич

добрый и отзывчивый человек, наблюдательный и образованный, в отличие от деревенских жителей. сначала в деревне его не принимают из-за сомнительного прошлого, но матрена помогает ему влиться в коллектив и найти пристанище. автор неслучайно указывает точные координаты села, подчеркивая, что ему запрещено было приближаться на к городу на расстоянии 100 км. это отражение самого автора, даже отчество его похоже на отчество героя — исаевич.

Темы

Тематика рассказа «Материн двор» универсальна и является пищей для размышления всех поколений людей:

  1. Жизнь советской деревни – Солженицын изображает жизнь советских крестьян, как тяжёлое испытание. Деревенский быт тяжёл, а сами крестьяне в большинстве своём грубы, а их нравы жестоки. Человеку приходится прилагать огромные усилия, чтобы остаться собой в такой враждебной атмосфере. Рассказчик подчеркивает, что люди истощены вечными войнами и реформами в сельском хозяйстве. У них рабское положение и никаких перспектив.
  2. Доброта – сосредоточием доброты в рассказе выступает Матрёна. Автор искренне восхищается старухой. И, хотя в итоге добротой героини окружающие пользуются в корыстных целях, Солженицын не сомневается, что именно так и надо жить — отдавать себя всего во благо общества и народа, а не набивать мешки богатством.
  3. Отзывчивость – в советской деревне, по мнению писателя, нет места отзывчивости и душевности. Все крестьяне думают лишь о своём выживании и не заботятся о нуждах других людей. Только Матрена смогла сохранить в себе доброту и желание помогать ближним.
  4. Судьба – Солженицын показывает, что зачастую человек не способен контролировать свою жизнь и должен подчиняться обстоятельствам, как Матрена, однако душой человека распоряжается только он, и у него всегда есть выбор: озлобиться на мир и зачерстветь, или сохранить в себе человечность.
  5. Праведничество – Матрена, в глазах писателя, выглядит, как идеал праведного русского человека, который отдаёт всего себя на благо других людей, на котором и держится весь русский народ и Россия. Тема праведничества раскрывается в поступках и мыслях женщины, в ее нелегкой судьбе. Что бы ни случилось, она не унывает и не жалуется. Она жалеет только других, но не себя, хотя судьба не балует ее вниманием. В этом и есть суть праведника — сохранить нравственные богатства души, пройдя через все жизненные испытания, и вдохновить людей на нравственный подвиг.

Проблемы

Проблематика рассказа «Матренин двор» — отражение проблем развития и становления СССР. Победившая революция не сделала жизнь народа проще, а лишь усложнила ее:

  1. Равнодушие — основная проблема в рассказе «Матренин двор». Жители деревни равнодушны друг к другу, им безразличны судьбы односельчан. Каждый старается прибрать к рукам чужую копейку, заработать лишнее и жить сытнее. Все заботы людей лишь о материальном преуспеянии, а духовная сторона жизни безразлична им также, как и участь соседа.
  2. Нищета – Солженицын показывает невыносимые условия, в которых живут русские крестьяне, на которых свалились тяжёлые испытания коллективизации и войны. Люди выживают, а не живут. У них нет ни медицины, ни образования, ни благ цивилизации. Даже нравы людей похожи на средневековые.
  3. Жестокость – крестьянская жизнь в рассказе Солженицына подчинена сугубо практичным интересам. В крестьянском быту нет места доброте и слабости, он жесток и груб. Доброта главной героини воспринимается односельчанами как «чудачество» или даже недостаток ума.
  4. Жадность – сосредоточием жадности в рассказе выступает Фаддей, который готов уже при жизни Матрёны разобрать её избу, чтобы приумножить своё богатство. Солженицын осуждает такой подход к жизни.
  5. Война – в рассказе упоминается война, которая становится очередным тяжёлым испытанием для деревни и косвенно становится причиной многолетнего раздора Матрены и Фаддея. Она калечит жизни людей, грабит деревню и разоряет семьи, забирая лучших из лучших.
  6. Смерть – смерть Матрены воспринимается Солженицыным, как катастрофа национального масштаба, ведь вместе с ней умирает та идеалистическая христианская Русь, которой так восхищался писатель.

Основная идея

В своём рассказе Солженицын отобразил быт русской деревни середины двадцатого века без каких-либо прикрас со всей его бездуховностью и жестокостью. Этой деревне противопоставлена Матрёна, живущая жизнью настоящего христианина. По мнению писателя, именно за счёт таких самоотверженных личностей, как Матрёна, и живёт вся страна, забитая нищетой, войной и политическими просчетами. Смысл рассказа «Матренин двор» заключается в приоритете вечных христианских ценностей (доброты, отзывчивости, милосердия, щедрости) над «житейской мудростью» жадных и погрязших в быту крестьян. Свобода, равенство и братство не смогли заменить в сознании народа простых истин — необходимости духовного развития и любви к ближнему.

Главная мысль в рассказе «Матренин двор» — необходимость правиднечества в повседневной жизни. Люди не смогут жить без моральных ценностей — доброты, милосердия, щедрости и взаимовыручки. Даже если все теряют их, должен быть хотя бы один хранитель сокровищницы души, который будет напоминать всем о важности нравственных качеств.

Чему учит?

Рассказ «Матренин двор» пропагандирует христианское смирение и самопожертвование, которые продемонстрировала Матрёна. Он показывает, что такая жизнь не каждому под силу, однако подчёркивает, что именно так и должен жить настоящий человек. Это и есть мораль, заложенная Солженицыным.

Солженицын осуждает жадность, грубость и эгоизм, царящие в деревне, призывает людей быть добрее друг к другу, жить в мире и согласии. Такой вывод можно сделать из рассказа «Матренин двор».

Критика

Сам Александр Твардовский восхищался работой Солженицына, называя его настоящим писателем, а его рассказ — истинным произведением искусства.

К сегодняшнему приезду Солженицына перечитал с пяти утра его «Праведницу». Боже мой, писатель. Никаких шуток. Писатель, единственно озабоченный выражением того, что у него лежит «на базе» ума и сердца. Ни тени стремления «попасть в яблочко», потрафить, облегчить задачу редактора или критика, - как хочешь, так и выворачивайся, а я со своего не сойду. Разве что только дальше могу пойти

Л. Чуковская, которая вращалась в журналистских кругах, так охарактеризовала рассказ:

…А вдруг и Солженицына вторую вещь не напечатают? Мне она полюбилась более первой. Та ошеломляет смелостью, потрясает материалом, - ну, конечно, и литературным мастерством; а «Матрёна»… тут уже виден великий художник, человечный, возвращающий нам родной язык, любящий Россию, как Блоком сказано, смертельно оскорблённой любовью.

«Матрёнин двор» вызвал настоящий взрыв в литературной среде и зачастую зеркально противоположные отзывы. В наши же дни рассказ считается одним из самых выдающихся прозаических произведений второй половины двадцатого века и ярким примером творчества раннего Солженицына.

Анализ рассказа А.И. Солженицына "Матренин двор"

Взгляд А.И.Солженицына на деревню 50-60-х годов отличается суровой и жестокой правдой. Поэтому редактор журнала «Новый мир» А.Т.Твардовский настоял заменить время действия рассказа «Матренин двор» (1959) с 1956 на 1953 год. Это был редакторский ход в надежде пробить к публикации новое произведение Солженицына: события в рассказе переносились во времена до хрущевской оттепели. Уж слишком тягостное впечатление оставляет изображен­ная картина. «Облетели листья, падал снег - и потом таял. Снова пахали, снова сеяли, снова жали. И опять облетали листья, и опять падал снег. И одна революция. И другая революция. И весь свет перевернулся».

В основе рассказа обычно лежит случай, раскрываю­щий характер главного героя. По этому традиционному принципу строит свой рассказ и Солженицын. Судьба забросила героя-рассказчика на станцию со странным для русских мест названием - Торфопродукт. Здесь «стояли прежде и перестояли революцию дремучие, непрохожие леса». Но потом их вырубили, свели под корень. В деревне уже не пекли хлеба, не торговали ничем съестным - стол стал скуден и беден. Колхозники «до самых белых мух все в колхоз, все в колхоз», а сено для своих коров приходилось набирать уже из-под снега.

Характер главной героини рассказа, Матрены, автор раскрывает через трагическое событие - ее гибель. Лишь после смерти «выплыл передо мною образ Матрены, какой я не понимал ее, даже живя с нею бок о бок». На протя­жении всего рассказа автор не дает подробного, конкрет­ного описания героини. Только одна портретная деталь постоянно подчеркивается автором - «лучезарная», «до­брая», «извиняющаяся» улыбка Матрены. Но к концу рас­сказа читатель представляет облик героини. Авторское от­ношение к Матрене чувствуется в тональности фразы, подборе красок: «От красного морозного солнца чуть ро­зовым залилось замороженное окошко сеней, теперь уко­роченных, - и грел этот отсвет лицо Матрены». И далее - уже прямая авторская характеристика: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей». Запоминается плавная, певучая, исконно русская речь Матрены, начи­нающаяся «каким-то низким теплым мурчанием, как у бабушек в сказках».

Окружающий мир Матрены в ее темноватой избе с большой русской печью - это как бы продолжение ее самой, частичка ее жизни. Все здесь органично и естест­венно: и шуршащие за перегородкой тараканы, шорох которых напоминал «далекий шум океана», и колченогая, подобранная Матреной из жалости кошка, и мыши, кото­рые в трагическую ночь гибели Матрены так метались за обоями, как будто сама Матрена «невидимо металась и прощалась тут с избой своей». Любимые фикусы «заполо­нили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой». Те самые фикусы, что спасала однажды Матрена при пожаре, не думая о скудном нажитом добре. «Испуганной толпой» замерли фикусы в ту страшную ночь, а потом навсегда были вынесены из избы...

Историю жизни Матрены автор-рассказчик развора­чивает не сразу, а постепенно. Много горя и несправедли­вости пришлось ей хлебнуть на своем веку: разбитая лю­бовь, смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, адский труд в деревне, тяжелая немочь-болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из нее все силы, а затем списал за ненадобностью, оставив без пенсии и поддержки. В судьбе Матрены сконцентрирована трагедия деревенской русской женщины - наиболее выразительная, вопиющая.

Но она не обозлилась на этот мир, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим, по-прежнему лучезарная улыбка просветляет ее лицо. «У нее было верное средство вернуть себе доброе расположе­ние духа - работа». И на старости лет не знала Матрена отдыха: то хваталась за лопату, то уходила с мешком на болото накосить травы для своей грязно-белой козы, то отправлялась с другими бабами воровать тайком от колхоза торф для зимней растопки.

«Сердилась Матрена на кого-то невидимого», но зла на колхоз не держала. Более того - по первому же указу шла помогать колхозу, не получая, как и прежде, ничего за работу. Да и любой дальней родственнице или соседке не отказывала в помощи, без тени зависти рассказывая потом постояльцу о богатом соседском урожае картошки. Никог­да не была ей работа в тягость, «ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда». И бессовестно пользовались все окружающие Матрениным бескорыстием.

Жила она бедно, убого, одиноко - «потерянная ста­руха», измотанная трудом и болезнью. Родные почти не появлялись в ее доме, опасаясь, по-видимому, что Матрена будет просить у них помощи. Все хором осуждали ее, что она смешная и глупая, на других бесплатно работающая, вечно в мужичьи дела лезущая (ведь и под поезд попала, потому что хотела подсббить мужикам протащить сани через переезд). Правда, после смерти Матрены тут же слетелись сестры, «захватили избу, козу и печь, заперли сундук ее на замок, из подкладки пальто выпотрошили двести похоронных рублей». Да и полувековая подруга, «единственная, кто искренне любил Матрену в этой дерев­не», в слезах прибежавшая с трагическим известием, тем не менее, уходя, забрала с собой вязаную кофточку Матре­ны, чтобы сестрам она не досталась. Золовка, признавав­шая за Матреной простоту и сердечность, говорила об этом «с презрительным сожалением». Нещадно все пользовались Матрениной добротой и простодушием - и дружно осуж­дали за это.

Значительное место в рассказе писатель отводит сцене похорон. И это не случайно. В доме Матрены в последний раз собрались все родные и знакомые, в чьем окружении прожила она свою жизнь. И оказалось, что уходит Матрена из жизни, так никем и не понятая, никем по-человечески не оплаканная. На поминальном ужине много пили, гром­ко говорили, «совсем уже не о Матрене». По обычаю пропели «Вечную память», но «голоса были хриплы, розны, лица пьяны, и никто уже в эту вечную память уже не вкладывал чувства».

Смерть героини - это начало распада, гибели нравст­венных устоев, которые крепила своей жизнью Матрена. Она единственная в деревне жила в своем мире: устраивала свою жизнь трудом, честностью, добротой и терпением, сохранив свою душу и внутреннюю свободу. По-народному мудрая, рассудительная, умеющая ценить добро и красоту, улыбчивая и общительная по нраву, Матрена сумела про­тивостоять злу и насилию, сохранив свой «двор», свой мир, особый мир праведников. Но гибнет Матрена - и рушится этот мир: растаскивают по бревнышку ее дом, с жадностью делят ее скромные пожитки. И некому защитить Матренин двор, никто даже не задумывается, что с уходом Матрены уходит из жизни что-то очень ценное и важное, не поддаю­щееся дележу и примитивной житейской оценке.

«Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся наша земля».

Горек финал рассказа. Автор признает, что и он, породнившийся с Матреной, никаких корыстных интере­сов не преследующий, тем не менее так до конца ее и не понял. И лишь смерть раскрыла перед ним величественный и трагический образ Матрены. Рассказ - это своего рода авторское покаяние, горькое раскаянье за нравственную слепоту всех окружающих, включая и его самого. Он пре­клоняет голову перед человеком бескорыстной души, аб­солютно безответным, беззащитным.

Несмотря на трагизм событий, рассказ выдержан на какой-то очень теплой, светлой, пронзительной ноте. Он настраивает читателя на добрые чувства и серьезные раз­мышления.

Здесь собраны наиболее актуальные проблемы, связанные с состраданием, которые затрагиваются в текстах из вариантов ЕГЭ по русскому языку. Аргументы, соответствующие этим проблемам, вы найдете под заголовками, расположенными в содержании. Также вы можете скачать таблицу со всеми этими примерами.

  1. Пример милосердия к животным наглядно демонстрирует произведение Юрия Яковлева «Он убил мою собаку» . Мальчик Саша (по прозвищу Табор) в разговоре со школьным директором рассказывает о брошенной прошлыми хозяевами собаке, которую он подобрал. В диалоге выясняется, что Саша был единственным, кому была небезразлична жизнь бездомного животного. Однако никто не обошелся с собакой жестче, чем отец мальчика. Он – так называет Саша своего отца – убил собаку, пока его не было дома. Для сострадательного ребенка этот жестокий и несправедливый поступок стал психологическим ударом, рана от которого не затянется никогда. Однако мы можем задуматься, как велика сила его сочувствия, если даже такие отношения в семье не искоренили в нем способность подать руку помощи.
  2. Истинное милосердие к животному проявил Герасим — герой . Он спас маленькую собачонку, застрявшую в речной тине. С большим трепетом герой выхаживает маленькое беззащитное существо, и благодаря Герасиму Муму превращается в «ладную собачку». Глухонемой дворник сильно полюбил спасенное им животное, и Муму отвечала ему тем же: всюду бегала за ним, ласкалась и будила его по утрам. Смерть Муму оставила в душе героя неизгладимый след. Он так мучительно переживал это событие, что больше никогда не смог полюбить кого-либо.

Действенное и пассивное сострадание

  1. Авторы многих произведений, вошедших в мировую и отечественную классику, наделяют своих героев ценностями, которым соответствует умение сострадать. Лев Толстой в романе «Война и мир» наделяет свою любимую героиню, Наташу Ростову, не только состраданием, но и добротой, желанием помочь нуждающимся. В этом плане показательна сцена, в которой Наташа просит своего отца пожертвовать имуществом их семьи, чтобы вывезти на подводах раненых из осажденной Москвы. Пока губернатор города бросался пафосными речами, юная дворянка помогла согражданам не словом, а делом. (Вот еще )
  2. Соня Мармеладова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» именно из чувства сострадания жертвует собственной честью и страдает за нищих детей Катерины Ивановны. Молодая девушка наделена даром сочувствия к боли и нужде других. Она помогает не только своей семье, пьянице-отцу, но и главному герою произведения – Родиону Раскольникову, показав ему путь к раскаянию и искуплению. Таким образом, герои русской литературы, наделенные способностью к сочувствию и милосердию, демонстрируют вместе с тем готовность жертвовать собой.

Отсутствие сострадания и его последствия

  1. Очерк Даниила Гранина «О милосердии» раскрывает данную проблему. Герой рассказывает о том, что упал недалеко от своего дома в центре города, и ни один человек не помог ему. Автор, рассчитывая лишь на себя, поднимается и идет в ближайший подъезд, а потом – домой. История, приключившаяся с рассказчиком, наталкивает его на размышления о причинах бесчувственности прохожих, ведь даже ни один человек не спросил его, что с ним случилось. Даниил Гранин рассуждает не только о своем случае, но и о врачах, о бездомных собаках, о бедных. Автор говорит о том, что чувство сострадания было сильно в военные и послевоенные годы, когда дух единства народа был особенно силен, но постепенно пропал.
  2. В одном из писем Д.С. Лихачева молодым читателям автор рассуждает о сострадании, как о заботе, вырастающей вместе с нами из детства и являющейся силой, которая объединяет людей. Дмитрий Сергеевич считает, что забота человека, направленная лишь на себя самого, делает из него эгоиста. Так же филолог утверждает, что сострадание присуще нравственным людям, которые осознают свое единство с человечеством и миром. Автор говорит, что человечество нельзя исправить, но изменить себя возможно. Поэтому Д.С. Лихачев выступает на стороне деятельного добра. (Вот еще подходящие .
  3. Самопожертвование из милосердия

    1. В рассказе «Матрёнин двор» русского писателя А.И. Солженицына в образе Матрены воплощается понятие жертвенности и альтруизма. Всю свою жизнь Матрена жила для других: помогала соседям, работала в колхозе, выполняла тяжелую работу. Эпизод с горницей раскрывает высшую степень её готовности жертвовать своим ради блага других. Героиня очень любила свой дом, рассказчик говорил, что для Матрены отдать дом – означало «конец ее жизни». Но ради своей воспитанницы Матрена жертвует им и умирает, помогая перетаскивать бревна. Смысл ее судьбы, по мнению рассказчика, очень важен: на людях, подобных ей, держится вся деревня. И, несомненно, самопожертвование праведницы – это свидетельство чувства сострадания к людям, присущее женщине в высшей его степени.
    2. Авдотья Романовна Раскольника, героиня романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» , входит в число героев-жертвенников в этом произведении. Дуня готова на любые жертвы ради любимых людей. Чтобы избавить старшего брата и мать от бедности, девушка сначала идет работать гувернанткой в дом Свидригайлова, где терпит обиды и позор. Затем решает «продать себя» — выйти замуж за господина Лужина. Однако Раскольников убеждает сестру не делать этого, потому что не готов принять такую жертву.
    3. Последствия сострадания и равнодушия

      1. Способность сочувствовать и активное, деятельное добро делает человека счастливым. Герасим из повести И.С. Тургенева «Муму» , спасая маленькую собачонку, не только делает добро, но и обретает верного друга. Собака, в свою очередь, так же привязывается к дворнику. Несомненно, финал этой повести трагичен. Но сама ситуация спасения животного, побужденная чутким сердцем Герасима, наглядно показывает, как человек может стать счастливым, единожды проявив милосердие и отдав другому свою любовь.
      2. В повести Д. В. Григоровича «Гуттаперчевый мальчик» маленькому мальчику Пете из всей цирковой труппы сочувствовал лишь клоун Эдвардс. Он учил мальчика акробатическим трюкам, подарил собаку. Петя тянулся к нему, но клоун не мог избавить его от тяжелой жизни под руководством жестокого акробата Беккера. И Петя, и Эдвардс – два глубоко несчастных человека. В произведении нет речи о помощи мальчику. Эдвард не мог обеспечить счастливую жизнь ребенку, потому что страдал от алкогольной зависимости. И все же, его душа не лишена чуткости. В конце, когда Петя умирает, клоун впадает в еще большее отчаяние и не может контролировать свою зависимость.
      3. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

В декабре 1961 года А. И. Солженицын представил главреду журнала «Новый мир» Твардовскому второй рассказ (для ознакомления). Он назывался «Не стоит село без праведника», но практически сразу был переименован в «Матренин двор». Проблема состояла не только в содержании произведения, но и в названии, содержащем «религиозный термин». Опубликовать рассказ удалось лишь через год - в январском выпуске 1963 года самого читаемого в СССР литературного журнала.

Завязка сюжета

То время принято называть оттепелью. Для этого определенные основания были: многие миллионы недавних узников сталинских лагерей и ссыльные покинули места с тяжелым морозным или пустынным климатом и оправились в Европейскую часть Союза - не в крупные города (их туда не пускали), а в деревни и поселки средней полосы. Здесь, среди мягко шелестящих листвою лесов, возле протекающих тихих речек, долгострадальцам все казалось милым и уютным. Тем не менее жизнь даже в этих краях была непростой. Устроиться на работу оказалось непросто, хотя легче, чем совсем недавно, когда даже тачку бывшему заключенному не доверили бы. Эти обстоятельства не смущали рассказчика, от имени которого ведется повествование. Он ощущал насущную потребность в довольно простых вещах, а именно: устроиться работать в сельскую школу учителем математики, найти себе жилье. Это и были его «задачи первичные и проблемы поднятые». В Матренин двор его привела случайная знакомая, торговавшая на железнодорожной станции молоком. Других вариантов не оказалось, свободным местом обладала только пожилая женщина. Звали ее Матреной. Так и состоялось их знакомство.

Пенсия

Итак, шел 1956 год, в стране многое менялось, но колхозный быт оставался убогим. Многие аспекты крестьянской жизни постсталинской эпохи как бы мимоходом осветил Александр Исаевич в рассказе «Матренин двор». Проблема его квартирной хозяйки современному читателю может показаться тривиальной, но в первые хрущевские годы она стояла перед многими сельчанами необъятной страны. Колхозная пенсия - нищенская, восьмидесятирублевая (8 руб. новыми, послереформенными) - и та не полагалась женщине, честно оттрудившейся всю жизнь. Она ходила по инстанциям, собирала какие-то справки о доходах покойного мужа, сталкиваясь с постоянной тупой черствостью и недоброжелательным чиновничьим безразличием, и, в конце концов, добилась своего. Ей положили пенсию, а с учетом дополнительной выплаты за квартирование учителя (Игнатьича, от имени которого ведется рассказ), ее доходы приобрели, по сельским меркам, колоссальные размеры - целых сто восемьдесят рублей (после 1961 года 18 руб.) - «умирать не надо».

А еще машина торфа…

Торф

Да, этот вид топлива часто используется для отопления в местах с болотистым климатом. Вроде бы его должно хватать всем, но в жесткой советской реальности пятидесятых ощущалась недостача всего, что было нужно людям. Это положение в значительной мере сохранялось в течение всей советской эпохи. В Высоком Поле хлеба не пекли, продуктами не торговали, все это приходилось тащить в мешках из областного центра. Но, помимо снабжения населения съестным, А. И. Солженицын рассказывает о еще одной важной стороне крестьянской жизни в рассказе «Матренин двор». Проблема отопления руководством колхоза была полностью переложена на жителей деревни, и решали они ее самостоятельно и как могли: воровали торф. Игнатьич по наивности считал, что грузовик топлива - это много, что хватит его на всю зиму, а на деле требовалось втрое больше. Таскали торф на себе все женщины деревни - с риском быть пойманными, пряча украденное от председателя, который о тепле в своем доме, конечно, позаботился.

Личная жизнь

Домом Матрена владела просторным, когда-то добротным, но от времени и отсутствия мужских рук пришедшим в ветхость. История этого недвижимого имущества уходит корнями еще в дореволюционное время. Хозяйка была замужем, жила здесь давно, родила шестерых детей, ни один из которых не выжил. Матрена воспитывала племянницу как родную дочь, взяв ее из многодетной семьи брата своего мужа. Была и предыстория: будучи невестой, она собиралась выходить за Фаддея, нынешнего своего «дивиря», но не сложилось. Пропал он в Германскую без вести, а она не дождалась, вышла за его брата. Фаддей позже объявился, был очень сердит, но так уже и осталась Матрена с Ефимом.

Права на недвижимость стали причиной конфликта, возникшего между родственниками, уже решавшими, как они будут делить Матренин двор. Проблемы и аргументы, приводимые будущими наследниками, стали причиной многих противоречий и мистическим образом привели к гибели женщины.

Быт и одиночество

Деревня - особый мир, в которой правят свои неписаные законы. Матрену многие считают бестолковой. Она не ведет домашнего хозяйства так, как принято практически у всех. Хозяйкины материальные проблемы в произведении «Матренин двор» иллюстрированы отсутствием коровы и поросенка, без которых сельчане обычно обойтись не могут. Ее за это критикуют, хотя, казалось бы, какое кому дело до того, как живет одинокая пожилая женщина? Сама она вполне понятно объясняет причину такой нерадивости. Молоко ей дает коза, с которой хлопот по прокорму куда меньше (ей отнюдь не улыбается перспектива кормить пастуха, да и здоровье оставляет желать лучшего). Из живности у нее живут мыши, хромая кошка да тараканы, коих множество, - вот и весь «Матренин двор». Проблема старческого одиночества была, есть и будет.

Праведность

Теперь следует вспомнить о первоначальном варианте названия рассказа. При чем тут праведник, и почему это православное понятие применимо к самой обычной крестьянке, живущей в бедности, одиночестве и мало отличающейся от многих миллионов подобных ей женщин всего Советского Союза? Чем она отличается от других? Ведь не зря же Александр Исаевич хотел назвать свое произведение так? Какие проблемы в рассказе «Матренин двор» он поднимает?

Дело в том, что Матрена обладает важным человеческим качеством. Она никогда не отказывает другим в помощи, не делая при этом различия между «хорошими» и «плохими». Пришла председателева жена, дама важная, и с апломбом требует (не просит) выйти на работу, «помочь колхозу». Она даже не здоровается, лишь уведомляет, что нужно взять с собой. Больная пожилая женщина и хочет вроде бы отказаться, но тут же интересуется, к которому часу приходить. Что же касается соседей, то тут и просить не нужно Матрену - она всегда готова впрячься, не считая это даже услугой со своей стороны и отказываясь от любого материального вознаграждения, хотя оно ей бы ни в коем случае не повредило. Игнатьич ни разу не слышал от нее слова осуждения чьих бы то ни было действий, его хозяйка никогда не сплетничает.

Гибель Матрены

Пресловутый «квартирный вопрос» действительно портит наших, в общем-то, хороших людей. И персонажи произведения тоже страдают от этой проблемы. В рассказе Солженицына «Матренин двор» старик Фаддей стал выразителем суетливого корыстолюбия и чрезмерной хозяйственности. Ему не терпится получить часть завещанного наследства, причем прямо сейчас. Со строительным лесом проблемы: пристройка старухе не нужна, он хочет разобрать ее и перевести к себе. Само по себе ничего плохого не выражает, однако важно здесь отметить, что Фаддей знает, что Матрена не сможет отказать. Проблемы, поднятые в рассказе «Матренин двор», существуют в обществе независимо от уровня достатка. Скупость и торопливость, в конце концов, приводят к трагическому происшествию. Перегруженная сцепка саней со стройматериалами обрывается на переезде, машинисты не замечают ее и сталкиваются с трактором. Гибнут люди, в том числе и Матрена, как всегда взявшаяся помогать.

Похороны и поминки

Тонкий психологизм, ирония и даже мрачноватый юмор присутствуют в сцене прощания с главной героиней рассказа «Матренин двор». Проблемы и аргументы, зашифрованные в погребальных причитаниях и плачах разных персонажей, расшифровываются путем разъяснения их истинной подоплеки. Читателю невольно становится обидно, что над грубо сколоченным гробом Матрены, женщины при жизни доброй и бесхитростной, проносятся столь изощренные и интриганские потоки информации. Есть, правда, и люди, любившие покойную, они плачут искренне. Фаддей тем временем хлопочет: ему срочно нужно вывести имущество, пока оно не пропало, и он «решает этот вопрос», поспевая к поминкам, которые, как это часто бывает, завершаются почти веселым застольем. Все это в первую очередь обнажает нравственные проблемы.

В рассказе «Матренин двор», как и в других произведениях А. И. Солженицына, сливаются воедино досада писателя на суетно-корыстное и вера в доброе праведное начало.


Top