Портреты прасковьи ивановны жемчуговой и графа шереметьева. Крепостная графиня

Графский род Шереметевых — один из самых знатных и богатых в России XVIII века. Шереметевы были известны как государственные деятели, строители храмов, богатые меценаты, помогавшие бедным и больным, поощрявшие развитие национальных архитектуры, искусства, музыки. Их домашний театр считался лучшим частным театром империи, владельцы его не жалели ни денег, ни труда на постановку спектаклей и создание декораций. Шереметевский театр отличался не только профессиональными, образованными и талантливыми актёрами и певцами, но и до мелочей просчитанной планировкой зала, роскошными декорациями и прекрасной акустикой. Многие, кто в те времена побывал в Кусково, отмечали, что размах представлений и профессиональность актёров ничуть не уступали самому известному дворцовому театру в Эрмитаже.


Кусково

Шереметевы считали, что настоящих актёров надо растить, терпеливо обучая их с самого детства. Так, Параша Ковалёва (1768-1803), дочь крепостного кузнеца, попала вместе с другими детьми в графское поместье, когда ей едва исполнилось восемь лет. Её сразу же отдали на воспитание одинокой княгине Марфе Михайловне Долгорукой. У княгини девочка получила образование, была обучена вокалу, актёрскому мастерству, игре на арфе и клавесине, французскому и итальянскому языкам, литературе, грамоте и некоторым наукам. Для подготовки детей к театральной жизни в усадьбу приезжали известные мастера-актёры, певцы и учителя. Всё чаще они отмечали прекрасные способности маленькой Параши, прочили ей большое будущее.

Николай Иванович Аргунов

В это же время сын хозяина дома — Петра Борисовича Шереметева — Николай Петрович Шереметев (1751-1809) путешествовал по Европе в целях повышения образования. Набравшись царивших там революционных идей, он сразу же решил изменить жизнь Кусково и организовать её по европейским канонам. Первое, за что взялся молодой человек — это помещения отцовского театра, которые показались ему старыми и слишком тесными.

Именно тогда, наблюдая за ходом строительных работ, Николай Петрович увидел застенчивую десятилетнюю девочку с огромными глазами на бледном личике, а когда познакомится с ней ближе — почувствовал и необычайный талант маленькой крепостной.

В новом театре девочка дебютировала в роли служанки из оперы Гретри «Опыт дружбы». Восхитительным сопрано Параша покорила всех зрителей, не оставив равнодушным и сына хозяина. Николай был настолько доволен дебютом маленькой актрисы, что в следующей опере отдал ей главную роль и ни на миг не сомневался в успехе. Именно тогда на афишах впервые появился театральный псевдоним девочки — Жемчугова. С тех пор самые лучшие роли в шереметевском театре доставались только юной Параше.

Прасковья Ковалёва-Жемчугова в роли Элианы
Ш. де Шамиссо

К актёрам Шереметевы относились почтительно и с уважением. Их называли по имени и отчеству, граф Шереметев-младший давал своим актёрам новые фамилии по названиям драгоценных камней. Легенда гласит, что Жемчуговой Параша была названа в тот день, когда в пруду усадьбы была найдена маленькая жемчужина. Всем актёрам и музыкантам театра выплачивалось жалование, им запрещался любой физический труд, они питались тем же, что и хозяева усадьбы, а к заболевшим приглашались лучшие местные доктора. Всё это удивляло знатных посетителей Кусково, и долгое время порядки в «странной» семье являлись одной из самых интересных тем на светских вечерах столицы.

Кусково

Слухи о шереметевском театре расходились по всем поместьям, на каждое представление в Кусково съезжались знатные особы, а не попавшие на спектакль потом долго сокрушались и слушали яркие рассказы посмотревших очередную постановку.

Кусково

Старый граф решил построить новое здание театра, открытие которого должно было состояться 30 июня 1787 года, в тот день, когда поместье Шереметевых намеревалась посетить сама Екатерина II. Известный театр, а особенно игра и голос молодой актрисы Прасковьи Жемчуговой, настолько поразили царицу, что та решила преподнести девушке бриллиантовый перстень. Отныне юная крепостная Параша стала одной из самых известных актрис в России.

Дарья Юрская в роли Прасковьи Жемчуговой

30 октября 1788 года умер Пётр Борисович Шереметев. Все поместья с крепостными в двести тысяч душ достались его сыну — Николаю Петровичу. Тот после смерти отца забыл о театре, пил и бесчинствовал, пытаясь отвлечься от горя. Лишь Параша смогла утешить молодого графа и сочувствием и бесконечной добротой вывела его из загула. После этого Николай Петрович уже по-другому смотрел на девушку: в его сердце зародилось огромное, сильное чувство. Жемчугова же стала в театре вторым человеком, актёры теперь обращались к ней не иначе, как Прасковья Ивановна.

Вскоре влюблённые и вся труппа театра перебрались в новое имение графа — Останкино. Внезапно у Параши открылся туберкулёз, и врачи навсегда запретили ей петь. Нежная забота графа, его терпение и любовь помогли женщине пережить это горе, а 15 декабря 1798 года граф Шереметев дал вольную своей самой любимой крепостной актрисе. Этот смелый шаг вызвал недоумение и пересуды в знатных кругах, но граф не обращал внимания на наговоры. Он решил венчаться с любимой. Утром 6 ноября 1801 года в церкви св. Симеона Столпника, которая сейчас расположена в Москве на Новом Арбате, состоялось скандальное бракосочетание. Таинство совершалось в строжайшем секрете, на него были приглашены только четверо самых близких и верных друзей молодой пары.

Церковь Симеона Столпника

Два года длился этот брак в уважении, взаимопонимании и любви. Здоровье Параши ухудшалось с каждым днём. 3 февраля 1803 года Прасковья Ивановна родила сына. Роды были тяжёлыми и мучительными, а ослабленный чахоткой организм не давал женщине даже подняться с кровати. Смертельно больная, она умоляла показать ребёнка, но его сразу же отнесли от матери из опасения, что младенец заразится и умрёт. Около месяца угасала графиня. В бреду она умоляла, чтобы ей позволили услышать голос младенца, и когда его подносили к дверям спальни, Параша успокаивалась и забывалась тяжким сном.

Понимая, что кончина жены неизбежна, Николай Петрович решился открыть свою тайну и рассказать о браке с бывшей крепостной. Он обратился с письмом к императору Александру I, где умолял простить его и признать новорождённого наследником семьи Шереметевых. Император дал на это своё высочайшее согласие.

Александр I
Владимир Лукич Боровиковский

Любимая жена графа Шереметева скончалась в петербургском Фонтанном доме 23 февраля 1803 года, на двадцатый день от рождения её сына. Ей было всего тридцать четыре года. Из знати на похороны никто не пришёл — господа не пожелали признать покойную крепостную графиней. В последний путь Парашу провожали актёры, музыканты театра, слуги поместья, крепостные и поседевший от горя мужчина с младенцем на руках.

Николай Петрович Шереметев
Владимир Лукич Боровиковский

Ныне Прасковья Ивановна Жемчугова-Шереметева покоится в Александро-Невской лавре в фамильном склепе графов Шереметевых.

Все свои личные средства и драгоценности она завещала осиротевшим детям и бедным невестам на покупку приданого. Николай Петрович строго следил за выполнением завещания и сам до конца жизни постоянно помогал калекам и обездоленным. В своём московском дворце он основал знаменитую Шереметевскую больницу, которая в настоящее время больше известна, как Институт скорой помощи им. Склифосовского. Николай Петрович Шереметев скончался через шесть лет после супруги.

В «Завещательном письме» сыну граф написал о Прасковье Ивановне: «…Я питал к ней чувствования самые нежные… наблюдал я украшенный добродетелью разум, искренность, человеколюбие, постоянство, верность. Сии качества… заставили меня попрать светское предубеждение в рассуждении знатности рода и избрать её моею супругою…»

Дмитрий Николаевич Шереметев
Орест Адамович Кипренский

Текст Анны Сардарян

Русское театральное искусство знает много великих мастеров сцены. Память об одних живёт в течение десятилетий, других помнят и спустя века. Одной из таких звёзд на все времена является Прасковья Жемчугова. Отцу своего будущего мужа звезда сцены досталась вместе с приданным…

Талант из семьи кузнеца

Будущая великая актриса родилась в семье крепостного кузнеца Ивана Степановича Ковалёва. Впрочем, крепостному такое громкое имя не полагалось, и именовался отец Прасковьи просто «холоп Ивашка».

Графу Петру Борисовичу Шереметеву Ковалёвы достались в качестве приданного после женитьбы на княгине Марии Черкасской, одной из богатейших невест своего времени.

Фамилия «Ковалёв» происходит от ремесла отца Прасковьи, кузнеца — кузнецов иначе называли «ковалями». Иван Степанович, заработавший от условий труда туберкулёз позвоночника и горб, мастером был отменным, известным на всю округу. Невесёлую жизнь крепостного кузнец «услащал» водочкой, после употребления которой часто дрался.

Но родившаяся 31 июля 1768 года дочь Прасковья отца обожала. Впрочем, и красивое имя Прасковья появится позже — крепостную девочку звали просто Парашей.

Её положение крепостной не сулило ничего хорошего в жизни, однако Параше повезло. В России в тот период появилась мода на крепостные театры, и вельможи конкурировали друг с другом, пытаясь создать из своих холопов самую лучшую труппу.

У Параши обнаружился певческий талант, и уже в шесть лет перспективную артистку взяли в усадьбу на обучение. Девочку учили сценическому мастерству, танцам, музыке, игре на арфе и клавесине, иностранным языкам.

Всё это было похоже на современные детские спортшколы — из талантливых воспитанников на самый верх подняться могли лишь единицы. Параша мечтала о сцене и старательно постигала азы актёрского мастерства.

Алмаз с руки императрицы

О любви и замужестве девочка не думала, хотя у неё уже появился воздыхатель. Приехавший из Европы сын Петра Шереметева Николай сразу проникся симпатией к юному таланту. Семейное предание гласит, что молодой граф влюбился с первого взгляда, вот только звучит это несколько двусмысленно, если знать, что ему к тому моменту было 22 года, а девочке шесть лет.

Скорее, в тот момент Николай Шереметев увлёкся необыкновенным талантом Параши, которую захотел сделать всероссийской, а то и мировой звездой.

Параше было 11 лет, когда состоялся её дебют в роли служанки в опере Гретри «Опыт дружбы». На сцену она вышла под именем Прасковьи Горбуновой — и этот «псевдоним» появился благодаря отцу и его горбу. Дебютантку приняли доброжелательно, и она стала завсегдатаем сцены крепостного театра Шереметевых.

Портрет Прасковьи Жемчуговой работы Николая Аргунова

Спустя год Прасковья стала Жемчуговой — граф Шереметев решил сделать имена своих актрис и актёров более благозвучными.

В 1781 году Прасковья Жемчугова становится уже не просто подающей надежды, а одной из лучших актрис России, сыграв Лизу в комической опере Монсиньи «Дезертир».

В 1785 году актриса впервые сыграла роль, которая стала её звёздной, — роль Элианы в опере Гретри «Самнитские браки».

Слава об этом спектакле крепостного театра Шереметевых оказалась настолько громкой, что 30 июня 1787 года на Жемчугову и «Самнитские браки» приехала смотреть сама императрица Екатерина Великая. Это представление давалось в только что открытом здании театра в усадьбе Кусково.

Прасковья Жемчугова была на высоте — восхищённая императрица не только не скупилась на лестные похвалы, но и подарила крепостной звезде алмазный перстень со своей руки.

Хрупкая прима с железной волей

19-летняя прима театра стала и фавориткой своего барина, Николая Шереметева. Ничего особенного, если бы не одно «но» — граф, кажется, влюбился в девушку по-настоящему.

Прасковья давно уже не походила на крепостную — хрупкая и застенчивая красавица с большими и ясными глазами обладала утончёнными манерами, присущими благородному сословию, а не черни.

Граф Николай Шереметев

Прасковья продолжала блистать в театре, однако в 1788 году умер старый граф Пётр Шереметев. Потеряв отца, Николай запил не хуже кузнеца Ивана Ковалёва, забросив и театр, и всё хозяйство.

Но тут хрупкая театральная звезда неожиданно проявила мужскую хватку. Она сумела не только взять на себя управление театром, но и вытащить возлюбленного из запоя. Возможно, помогло Прасковье воспоминание об отце, добивавшем своё подорванное туберкулёзом здоровье водкой.

Николай Шереметев был покорён теперь не только красотой и талантом, но и силой духа девушки. Он зажил с ней, как с женой, в отдельном доме, не обращая внимания на разницу в возрасте и пересуды окружающих.

А молва в те времена разлеталась и без помощи всякой «жёлтой прессы». В их любовь не верили, обвиняя графа и актрису в разврате. Прасковья часто плакала, а возлюбленный старался спрятать её от злых разговоров.

Но хуже сплетен был туберкулёз, проявившийся у актрисы. Она унаследовала его от отца, и прогрессирующая болезнь грозила поставить крест на театральной карьере.

Прасковья Жемчугова

Несмотря на болезнь, знаменитая актриса, помня о своём происхождении, ездила на Сухаревскую площадь, чтобы подать милостыню нищим. Заботясь о бедных, Прасковья Жемчугова уговорила графа построить общедоступную больницу для бедных — Странноприимный дом. Он был заложен 28 июня 1792 года, в день рождения графа Николая Шереметева.

Этот Странноприимный дом ныне известен нам как НИИ скорой помощи имени Склифософского.

В 1795 году был открыт новый театр Шереметева во дворце Останкино. Строился он графом ради своей возлюбленной, и там она сыграла свои последние в карьере спектакли. На открытии дворца Прасковья исполнила роль турчанки Зельмиры в опере «Взятие Измаила».

Тайная графиня

В 1797 году она в последний раз вышла на сцену в своей лучшей роли Элианы. Болезнь заставила прекратить карьеру, но в жизни Прасковьи случилось и радостное событие — взошедший на престол император Павел I, с которым граф Шереметев был дружен с молодости, неофициально «благословил» отношения графа и крепостной актрисы.

Графу Шереметеву был пожалован титул обер-гофмаршала, и он вместе с Прасковьей переехал в Петербург.

Однако климат плохо сказывался на здоровье актрисы, обострился туберкулёз. Не видя существование своего театра без Жемчуговой в роли примы, он закрыл его, выдав актрисам приданное.

Н.И. Аргунов (1771‑1829 гг.). Портрет П.И. Ковалевой-Жемчуговой. Около 1803 г.

В 1798 году 47-летний граф Николай Шереметев решился на то, чтобы официально жениться на Прасковье Жемчуговой. Втайне он заказал подложные документы, из которых следовало, что якобы предком актрисы был польский дворянин Ковалевский, попавший в русский плен и ставший крепостным. В декабре 1798 года семья Прасковьи Жемчуговой получила вольную.

Оставалось сделать последний шаг, и тут графа поддержал митрополит Платон, который благословил брак с бывшей крепостной. Священник руководствовался не сословными принципами, а простой логикой — не могут быть простым блудом многолетние отношения двух людей, к тому времени прославившихся на ниве благотворительности.

6 ноября 1801 года в Москве, в храме Симеона Столпника на Поварской, протоиерей Фёдор Малиновский провёл обряд венчания графа Николая Петровича Шереметева и Прасковьи Ивановны Жемчуговой.

Венчание было тайным, и после него молодожёны убыли в Петербург. Граф старательно готовил свет к тому, чтобы тот принял Прасковью в качестве графини.

Саму женщину заботило другое — она мечтала о ребёнке, несмотря на подорванное туберкулёзом здоровье. Когда она всё-таки забеременела, Николай Петрович решил заказать её парадный портрет, который должен был засвидетельствовать перед высшим сословием её утверждение в роли графини Шереметевой.

Этот знаменитый портрет кисти художника Николая Аргунова хранится ныне в Центральном театральном музее имени Бахрушина.

3 февраля 1803 года Прасковья подарила мужу наследника, которого назвали Дмитрием. Но подорванное туберкулёзом здоровье окончательно подвело молодую мать — спустя двадцать дней, так и не оправившись от родов, Прасковья Ивановна Жемчугова, графиня Шереметева, скончалась. Ей было всего 34 года.

Сын, которым можно гордиться

Император Александр I признал остававшийся в тайне брак графа и актрисы законным, а младенца Дмитрия — законным наследником титула графа Шереметева.

Николай Петрович Шереметев пережил супругу на шесть лет. Все эти годы он посвятил благотворительности. Странноприимный дом, строительство которого ещё не было завершено, был частично перестроен, поскольку граф хотел сделать его достойным памятником в честь своей большой любви.

Николай Петрович оставил сыну записки, в которых рассказывал ему о матери и об их любви. Отец говорил сыну, что смысл жизни человеческой не в знатности и не в славе, а в благих делах и добрых поступках.

Графа Николая Шереметева не стало 1 января 1809 года. Ему было 57 лет. Оставшийся круглым сиротой 6-летний Дмитрий Николаевич Шереметев был взят на воспитание вдовствующей императрицей Марией Фёдоровной.

Граф Дмитрий Николаевич Шереметев

Поступив на военную службу, молодой граф Шереметев в 1825 году попал в опалу, отказавшись стрелять в декабристов. В 1838 году Дмитрий Николаевич перешёл на гражданскую службу, но подлинную известность принесла ему благотворительность.

В течение всей жизни Дмитрий Шереметев был попечителем построенного родителями Странноприиимного дома, помогал гимназиям, приютам, университетам. Благодаря его деятельности, в середине XIX века даже появилась поговорка «жить на шереметьевский счёт».

Заслуги графа высоко ценил император Александр II, проживший у него в гостях в Останкино целую неделю в 1856 году, накануне торжественной коронации.

Существует легенда, что и проект приказа об отмене крепостного права в России Александр II подписал, будучи в гостях у графа Дмитрия Николаевича Шереметева. Это было бы действительно символичным — утвердить отмену крепостничества, находясь в доме внука крепостного кузнеца.

Великая русская актриса Прасковья Ивановна Жемчугова вполне могла бы гордиться своим сыном.

link

ЗА КУЛИСАМИ ТЕАТРА. ПРАСКОВЬЯ ЖЕМЧУГОВА

В «Завещательном письме» сыну граф Шереметьев написал о Прасковье Ивановне Жемчуговой : «…Я питал к ней чувствования самые нежные… наблюдая украшенный добродетелью разум, искренность, человеколюбие, постоянство, верность. Сии качества… заставили меня попрать светское предубеждение в рассуждении знатности рода и избрать ее моею супругою…» Случается, ищешь свою любовь, бродишь по свету, заглядываешь каждому прохожему в глаза, надеясь увидеть в них ту жизненно необходимую искру, но… Возвращаешься домой ни с чем, опустошенный. И вот в такой момент случайно сталкиваешься взглядом с той самой незнакомкой, которой отчаянно не хватало для счастья.

Прасковья Жемчугова – слишком хороша

Николай Шереметьев учился в Лейденском университете, был знаком с театральной жизнью Европы. И получив крепостной театр в наследство от отца, он решил организовать в Кусково обучение крепостных актеров сценическому искусству.

Возможно, он не искал ласк женщины, когда колесил по другим странам, перенимая новшества, обучаясь, не жаждал упиться трепетным чувством, дарованным свыше. Но когда отпрыск знаменитого рода граф Николай Шереметьев вернулся в родную усадьбу в Кусково с намерением изменить если не все, то многое, и первым делом взялся за знаменитый театр отца, – увидел на сцене совсем юную актрису и… Голос, игра, внешность, огромные глаза на бледном лице оставили след в его душе. Отпечаток этот носил сначала исключительно корыстный характер: еще толком не оформившийся подросток блистал в театре, словно не ограненный драгоценный камень.

Николай, как и все из рода Шереметьевых, питал слабость к артистам и сразу же приметил в Прасковье Ковалевой будущую звезду. По его настоянию она стала играть только главные роли во всех постановках, а на афишах красовалось ее новое имя – Жемчугова (такой псевдоним подарил ей покровитель).

Из слез рождается…

Насладиться представлением, где в главной роли выступала Прасковья , приезжали в Кусково очень влиятельные люди, среди которых была сама царица Екатерина. Она презентовала молодой актрисе бриллиантовый перстень. Девушка пользовалась популярностью у богатых мужчин. Но смотрела она только на одного – своего покровителя. И в 1788 году Прасковья стала для него опорой в жизни. Ведь 30 октября скончался отец Николая. Сын так горевал, что единственное утешение видел в алкоголе. Его розовая туманная дымка обволокла весь мир, не пропуская сквозь возведенные преграды никого. Никого, кроме хрупкой девушки. Перед ней горечь отступала, ее теплые руки исцеляли головную боль, а мягкий голос вселял сладкое чувство покоя. Теперь граф глядел на свою крепостную с четким пониманием, что других женщин ему не надо. «Я ни на ком не женюсь кроме нее!» – твердо решил он.

Тайное и явное

Романы между владельцами и их подневольными не были в новинку для общества, поэтому особого осуждения влюбленные не удостоились. Светские дамы по-прежнему не отказывались завладеть сердцем завидного жениха Шереметьева, а кавалеры – украсть толику внимания его драгоценной актрисы. Однако эти двое крепко держались друг за дружку. А когда Николай получил звание обергофмаршала императорского двора, то переехал в Петербург, конечно, не забыв забрать любимую актрису. Но по-настоящему быть счастливыми людям всегда что-то мешает. К примеру, болезни. Сырой климат столицы обрушился на Прасковью , пробудив до сего момента дремавший в ней туберкулез (который она унаследовала от своего отца-кузнеца). Девушка, гордившаяся красивым голосом, осипла и больше не могла петь. Она боялась, что, потеряв талант, утратит и любовь графа. Однако он считал это глупостью. Лично заботился о здоровье актрисы и даже сделал ее вольной. Мало того – повел свою любимую под венец.

6 ноября 1801 года к церкви Симеона Столпника подъехала карета с женихом и невестой. Они быстро поднялись по ступеням, обвенчались и отправились обратно в имение праздновать. Свадьба прошла в узком кругу знакомых, оставшись тайной для остального мира. Просто влюбленные понимали, каково пришлось бы Прасковье, явись она в свет как графиня Шереметьева. Ведь в те времена актеров считали ничтожеством и хоронили за кладбищем, несмотря на то, как они сияли на сценах при дворе. Какой бы знаменитой ни была Жемчугова , ее не приняли бы. Даже несмотря на специальный эдикт императора Александра I, лично давшего согласие на брак графа и его крепостной.

Сколько счастья отмерено?

Они жили, любили, уважали друг друга и наслаждались каждым днем. А глупые и завистливые люди шептались за их спинами. Николая называли сумасшедшим. Ему же было плевать на чужие домыслы и пересуды, потому что его жена ждала ребенка. Что еще способно окрылить мужчину, если не новость о рождении наследника от любимой женщины? Шереметьев видел все в розовом цвете и не догадывался, какое несчастье ждет его впереди. С каждым месяцем его ненаглядная Прасковья угасала. Врачи не давали надежд. После затяжных и мучительных родов, ослабленная еще и чахоткой, она все же подарила супругу долгожданного сына. Больше подняться с кровати графиня не смогла. Чувствуя близкую смерть, она просила показать ей ребенка. Хотела взять его на руки. Но повитухи унесли его подальше от матери, опасаясь заражения. Прасковья осталась одна с сиделками, запертая в комнате от окружающих. Она бредила, страдала, молила позволить хотя бы услышать голос новорожденного. Ее верные стражи оставались глухи к просьбам.

Вместе с женой мучился и Николай. Он видел ее отчаяние, наблюдал со стороны, как с каждым днем из нее по крупице уходить жизнь… И ничего не мог поделать: ни спасти, ни помочь. Единственное, чем попытался умерить ее боль Шереметьев, – приказал поднести малыша к дверям спальни жены. Услышав его плач, женщина успокаивалась и погружалась в мятежный сон.

Отягощенный горем, Николай больше не мог нести этот груз на своих плечах и молчать. Он открыл свою тайну всем, рассказав, кто его жена.

Прошел месяц. 1803 года муки несчастной графини кончились. Она покинула супруга и сына.

А дальше, без Прасковьи Жемчуговой…

В последний путь Прасковью Шереметьеву провожали актеры,музыканты, слуги поместья, крепостные. Шествие замыкал совсем седой, хоть и молодой еще мужчина с маленьким ребенком на руках. Восхищавшиеся голосом актрисы господа из высшего общества проститься с ней не пришли: посчитали ниже своего достоинства признать бывшую крепостную графиней.

Потеряв смысл существования, граф Шереметьев предпочел сбежать из шумной столицы, забыть о пирах, светских вечерах. Он посвятил себя служению людям: занимался благотворительностью, построил больницу, создал фонд помощи нищим. А еще сам воспитывал маленького сына, который знал о матери только из рассказов отца. «…Я питал к ней чувствования самые нежные… наблюдал я украшенный добродетелью разум, искренность, человеколюбие, постоянство, верность. Сии качества… заставили меня попрать светское предубеждение в рассуждении знатности рода и избрать ее моею супругою…» – признавался Николай, описывая любимую женщину, чтобы прекрасный образ сложился в памяти ребенка. Через шесть лет после смерти обожаемой актрисы граф Николай Петрович Шереметьев отправился на ее поиски… в другой мир.

ФАКТЫ

«Если бы ангел сошел с небес, если бы гром и молния ударили разом, я был бы менее поражен», – написал в одном из писем друзьям Николай после знакомства с Прасковьей .

Крепостной художник Шереметьевых, Николай Аргунов, в день свадьбы своего господина нарисовал портрет Прасковьи Ивановны: красная шаль, белая подвенечная фата, на шее драгоценный медальон. Такой она осталась навсегда в памяти мужа.

Графиня-крестьянка, зная о тяжелой жизни нищих, сирот и больных, постоянно им помогала, а муж по ее завещанию построил в Москве странноприимный дом с больницей (ныне больница им. Склифосовского) и положил капитал на выдачу приданого бедным невестам, что, несомненно, свидетельствовало о нежной привязанности графа к своей избраннице.

О паре Шереметьев – Жемчугова ходили разные истории. К примеру, кто-то выдумал очень романтичную легенду знакомства влюбленных, согласно которой Николай увидел Прасковью, когда та гнала с пастбища стадо коров. Молодая крестьянка так приглянулась графу, что он подъехал к ней на своем скакуне и сказал: «Не пара тебе крестьянин!». После чего забрал Прасковью Жемчугову к себе в усадьбу.

Обновлено: Апрель 13, 2019 автором: Елена

Героиня этой трогательной истории родилась 31 июля 1768 года. Девочку звали Прасковья , что в переводе с греческого означает «канун праздника». История любви самого богатого человека в Российской империи к крепостной актрисе , которую он сделал своей законной женой перед Богом и людьми, похожа на сказку о Золушке. Но конец у этой сказки печальный.

Паша была дочкой искусного, но любившего выпить и побуянить, кузнеца Ивана Ковалева. В отчем доме она прожила до 6 лет, после чего оказалась на воспитании в Кусково под присмотром Марфы Михайловны Долгорукой . Такая перемена в судьбе будущей звезды музыкального театра Шереметевых случилась, благодаря ее завораживающему, берущему за душу, голосу. 22-летний Николай Шереметев, когда впервые услышал, как поет девочка, был поражен ее талантом.

Так крепостная девушка получила хорошее образование, которому были бы рады и родители сегодняшних дарований. Она освоила арфу и клавесин, нотную грамоту, овладела двумя языками – французским и итальянским.

Прасковье Жемчуговой суждено было стать певицей, с младых лет она уже блистала на подмостках театра. В одиннадцатилетнем возрасте выступала под псевдонимом Горбунова, так как у отца ее был горб из-за болезни позвоночника. Позже она стала Жемчуговой. По одной из версий, такое имя актриса получила за свой прекрасный голос, пение Прасковьи и правда было жемчужным. «Драгоценные» псевдонимы получили и другие актрисы – Алмазова, Бирюзова, Гранатова, Яхонтова и т.д.

По легенде, роковая встреча сиятельного графа Николая Петровича и юной Параши случилась за пределами владений Мельпомены. Они встретились случайно в чистом поле, когда граф возвращался после охоты. Хотя эту версию можно поставить под сомнение: вряд ли Николай и Параша не встречались в театре ранее, да и не мог он не заметить столь одаренную молодую девушку.

Многие знатные особы, кроме, пожалуй, Екатерины II, мучились вопросом, что же он в ней нашел. Императрица присутствовала на спектакле, на котором 19-летняя крестьянка исполняла главную роль в «Самнитских браках» Гретри. На сцене хрупкая девушка, играя храбрую Элиану, готовую расстаться с жизнью, чтобы быть с любимым, преображалась . Под неизгладимым впечатлением от ее таланта императрица пожаловала актрисе перстень с бриллиантами со своей рук и.

Чувства Шереметева к Жемчуговой были нежными и страстными. Наблюдая за девушкой, он отмечал ее добродетельный разум, человеколюбие, искренность, верность, постоянство и привязанность к святой вере . Эти качества пленили графа больше, чем ее красота, как чрезвычайно редкие и превосходящие любые внешние прелести.

После смерти отца Николай Петрович впал в депрессию и запил. Только благодаря Прасковье молодой граф вернулся к жизни. Именно в этот период он принимает решение жениться на крепостной . Для того времени и их положения это было неслыханной дерзостью: высшее общество не хотело слышать о девке Шереметева, а деревенские ее просто ненавидели.

Царствовавший в тот период Павел I не давал разрешения на брак. Тогда Шереметев поступил по-хитрому: он пригласил государя послушать хор крепостных, в котором пела Паша. Павел I был потрясен талантом певицы и позволил графу жениться . По другой версии, Шереметев, будучи уверенным в отказе царя, действовал тайком. Прасковья и ее семья получили от графа вольную.

6 ноября 1801 года, спустя 17 лет после начала романа, Шереметев и Жемчугова тайно обвенчались в московском храме Симеона Столпника на Поварской . Обстановка при венчании была строго секретной, при участии двух свидетелей.

Шереметевы переехали в Петербург. Переезд оказался роковым для певицы, так как сырой петербургский климат подорвал ее здоровье, начала прогрессировать чахотка. Она уже не пела и чувствовала себя все хуже. Но Господь вознаградил эту пару за проявленную стойкость: Прасковья забеременела. Супруги, несмотря на болезнь будущей матери и тяжелую беременность, были счастливы и с радостью ожидали наследника. В это время крепостной художник Иван Аргунов создает, ставший впоследствии знаменитым, портрет Жемчуговой в полосатом капоте.

После рождения сына Дмитрия Прасковья прожила еще двадцать дней . Последней ее волей было строительство странноприимного дома на Сухаревке. Сегодня в этом здании разместился научно-исследовательский институт скорой помощи им. Н.В. Склифосовского.

Прасковья Ивановна Ковалева (Жемчугова ) родилась в деревне Березники Юхотской волости Ярославской губернии 31 июля 1768 года. В семье Параша была старшей. Отец - крепостной кузнец Шереметьевых Иван Степанович Ковалев - был известен на всю округу как замечательный мастер своего дела и как любитель принять стопку-другую, а потом покуролесить.

В восемь лет в судьбе крепостной девочки произошел крутой поворот - её взяли на воспитание в подмосковное имение Кусково, под наблюдение одной из графских приживалок, княгини Марфы Михайловны Долгорукой. В господский дом Парашу взяли за отличные вокальные данные, с тем чтобы подготовить ее для поступления на сцену музыкального театра графа Шереметьева. Под руководством первокласных наставников крестьянская девочка быстро освоила музыкальную грамоту, игру на клавесине и арфе, пение, выучила французский и итальянский языки. Обладающая большими музыкальными способностями и хорошим голосом, она с успехом начала выступать на театральной сцене под именем Правсковьи Жемчуговой.

Сначала были небольшие выходные роли. Но вскоре Параша стала превращаться в настоящую актрису. Ей еще не исполнилось одинадцати, когда она с блеском выступила в опере Гретри "Опыт дружбы", а в 13 лет эта хрупкая девочка сыграла с необычной убедительностью, силой и глубиной партию Луизы из драмы Седена "Беглый солдат" на музыку Монсиньи.

Тогда-то, очевидно, эта артистка-подросток и привлекла внимание сына графа, Николая Петровича. Любовь к музыке и совместные занятия сблизили их. Именно по его настоянию в поставленной на следующий год итальянской опере Саккини "Колония, или новое селение" Параша исполнила главную роль - как всегда талантливо и виртуозно. Граф не мог не разглядеть в пробуждающемся даровании будущую славу своего театра.

Открытие дворца-театра в имении графов отпраздновали, приурочив его к торжественному приему в честь победителей в войне с Турцией, 22 июня 1795 года. На праздник граф пригласил участников военных событий. На сцене шла музыкальная драма И. Козловского на текст П. Потемкина "Зельмира и Смелон, или Взятие Измаила". Прасковья Ивановна сыграла в этом спектакле, как уже давно было принято в шереметьевском театре, главную роль - плененной турчанки Зельмиры, которая полюбила русского офицера Смелона.

30 апреля 1797 года Н.П. Шереметьев принимал у себя только что коронованного на престол Павла I. Театр в этот день ставил "Браки самнитян" - оперу, в которой дарование Прасковьи Жемчуговой раскрылось с особым блеском. Тогда ей было 17 лет.

Графу Шереметьеву государем было пожаловано звание обергофмаршала императорского двора. Эта награда требовала отъзда в Петербург. Николай Петрович решает забрать туда лучшую часть труппы, в том числе и Прасковью Ивановну. Сырой климат Петербурга сразу сказался на состоянии здоровья Жемчуговой. У нее обострился наследственный туберкулез, пропал голос. Но от этого граф не перестал любить её. 6 ноября 1801 года состоялось венчание Прасковьи Ивановны и Николая Петровича. Оно проходило в приходской церкви Симеона Столпника, построенной еще в 1679 году. Этот храм сохранился до наших дней. Николай Аргунов, крепостной художник Шеремеьтевых, запечатлел облик Прасковьи Ивановны в тот памятный в ее жизни день: красная шаль, белая подвенечная фата, на шее драгоценный медальон. Отметили венчание лишь в самом узком кругу друзей. Для московской и петербурской знати женитьба графа Н.П. Шереметьева осталась в тайне. О браке было объявлено только в 1803 году, после рождения сына Дмитрия. Несмотря на одобрение брака императорами Павлом и Александром I, высший свет и родственники были шокированы. Графиня Шереметьева умерла, так и не узнав о реакции света на это известие. Возможно, что и к лучшему, так как петербургские дамы никогда не приняли бы в своих салонах бывшую крепостную, без роду и племени. О реакции родственников можно судить по замечанию Анны Семеновны Шереметьевой, которое она сделала в своих мемуарах: "Отменный штукарь наш старший родственник".

Надо заметить, что взгляды графа и отношение к крепостным расходились с воззрениями многих. Едва вступив в права наследника, Николай Петрович отдал распоряжение, чтобы каждый из крестьян имел к нему доступ и подавал бы свои прошения самолично.

Графиня-крестьянка, зная о тяжелой жизни нищих, сирот и больных, постоянно им помогала, а муж по ее завещанию построил в Москве странноприимный дом с больницей (ныне больница им. Склифосовского) и положил капитал на выдачу приданого бедным невестам, что, несомненно, свидетельствовало о нежной привязанности графа к своей избраннице.

23 февраля 1803 года талантливейшей русской певицы и актрисы не стало. Она умерла от чахотки, оставив трехнедельного младенца, когда было ей всего 35 лет.

Граф Николай Петрович Шереметьев скончался в 1809 году и был похоронен в Александро-Невской лавре, в шереметьевской усыпальнице, рядом с Прасковьей Ивановной, своей любимой крепостной актрисой и женой.


Top