Фома гордеев проблемы. Роман «Фома Гордеев

В канун 1900 г. Горький выступил с романом «Фома Гордеев». В «Анне Карениной» Толстого говорилось, что все переворотилось, но еще не уложилось в пореформенное время. В «Фоме Гордееве» изображено начавшееся «укладывание».

Будучи участником народнических кружков 80-х гг., Горький критически отнесся к учению народников, но отзвуки его воздействия все же можно найти в ранних произведениях писателя; таковы, например, мотивы жертвенности в легенде о Данко и в «Песне о Соколе». Роман «Фома Гордеев» свидетельствовал об изжитости подобных увлечений. Это крупнейшее антинародническое произведение, не оставлявшее сомнения в том, что Горький начал овладевать марксистским познанием общественного развития.

После появления «Фомы Гордеева» читатели и критики стали говорить о нем как о писателе-марксисте. Так, будущий нарком иностранных дел Г. В. Чичерин писал товарищу в 1901 г.: «Вместо миросозерцания эпохи натурального хозяйства, выступает совершенно новое миросозерцание городского пролетариата <...> Марксизм и Горький — вот главные явления у нас за последние годы. (И в «Фоме Гордееве» — большое влияние марксизма)».

Свои большие вещи (от «Фомы Гордеева» до «Жизни Клима Самгина») Горький строил как романы-хроники, что позволяло ему показывать не только развитие жизни человека во времени, как это делал в своих хрониках Н. Лесков, но и движение самого времени как исторической категории.

Герои оказывались соотнесенными с исторической поступью России. Одни из них становились активными деятелями, другие убеждали в том, что человек и «его время» — не всегда совпадающие величины. Тяготение к такому соотнесению отчетливо проявилось уже в первом романе, герой которого не услышал истинных зовов своего времени.

Наибольшее внимание в романе уделено двум фигурам: охранителю и утвердителю буржуазного сознания — Якову Маякину и отщепенцу своего класса, становящемуся «боком» к нему, — Фоме Гордееву. В 90-е гг. капитализм занял прочные позиции в стране.

Образ «чумазого», столь выразительно запечатленныйв творчестве Щедрина, Успенского и Островского, уходил в прошлое, уступая место денежным воротилам и фабрикантам. Предшественники Горького в создании образа наступательного буржуа (П. Боборыкин — «Василий Теркин», Вас. Немирович-Данченко — «Волчья сыть» и др.) отметили появление нового типа купца, «который начинает сознавать свою силу», но не создали типической фигуры его.

Яков Маякин — социальный тип, воплотивший потенциальную силу буржуазии конца века. Классовое, хозяйское сознание пронизывает всю жизнедеятельность преуспевающего купца, все его нравственные устои. Это купец, думающий не только о себе, но и о судьбе своего сословия.

Капитализм начал проникать во все области общественной и экономической деятельности, и оказалось, что Маякину уже мало господства только в области экономики. Он рвется к власти в более широком масштабе. Примечателен отзыв волжского миллионера Бугрова, который сказал Горькому, что не встречал на своем пути Маякиных, но чувствует: «таков человек должен быть!».

Автор «Фомы Гордеева» учился у классиков всеобъемлющему постижению людских характеров и детерминированности их родною средою и обществом в целом. Но, все глубже проникая как художник в классовую структуру общества, он вносил нечто новое в свое изучение человека.

В его произведениях была усилена социальная доминанта мировосприятия героев, а в связи с этим более ощутимой становилась классовая окраска их внутреннего мира. Органическая слитность классового со своеобычным позволила Горькому создать большую галерею родственных, но тем не менее таких непохожих друг на друга героев.

Современная критика уловила характерную особенность Горького-психолога. Критик Л. Оболенский писал, имея в виду Якова Маякина, что Горький «схватывает» наряду с индивидуальными чертами героя также черты «семейные, наследственные, сложившиеся под влиянием профессии (класса), и усиливает эти последние до такой яркости, что перед нами встает уже не обыденная фигура, которую в жизни мы бы и не заметили, а полуреальное, полуидеальное, почти символическое изваяние, монумент целого сословия в его типичных чертах».

Наряду с купцом, ведущим свою родословную с XVIII в., в «Фоме Гордееве» показан также один из первых накопителей капитала в пореформенную эпоху. При всей ограниченности реформы 1861 г. она дала возможность проявиться дремлющей энергии и смекалке народа. Отсюда огромный интерес Горького к капиталистам, вышедшим из народной среды и еще не до конца порвавшим связи с нею. Игнат Гордеев, Савелий Кожемякин,Егор Булычев — все это богачи, наделенные не только стремлением к деньгам, но и «дерзостью сердца», которая мешает им слиться полностью с миром хозяев.

Горьковский роман говорил о развитии капитализма в России и вместе с тем о неустойчивости нового уклада жизни. Свидетельства тому — зарождение протеста в рабочей среде, а также появление не согласных с буржуазной практикой и моралью в рядах самой буржуазии.

Вначале Горький хотел создать роман о блудном сыне капитализма. Разрыв со своею средою, выламывание из нее становилось все более примечательным жизненным явлением, привлекавшим внимание и других литераторов. На пороге такого выламывания стоит герой чеховской повести «Три года». Однако в процессе творческой работы Горький пришел к выводу, что Фома «не типичен как купец, как представитель класса» и, чтобы не нарушить «правду жизни», надо поставить рядом с ним другую, более типичную фигуру.

Так возник равновеликий образ второго центрального героя. Это персонажи, взаимно обусловившие друг друга. Опасаясь, что типический образ купца, рвущегося не только к экономической, но и к политической власти, вызовет запрет цензуры, и стремясь сохранить эту новую в русской литературе фигуру, Горький, по его словам, «загородил» ее фигурой Фомы («Фомой я загородил Маякина, и цензура не тронула его»).

Маякин и Фома — противоборствующие герои. У одного из них все подчинено стремлению богатеть и властвовать. В основе его идеала лежит экономический принцип. Ему он подчиняет все, в том числе и жизнь близких ему людей. У другого отношение к жизни связано с социально-нравственным познанием ее. Хозяйское начало не раз проявится в поведении и сознании Фомы (он сын своей среды), но не оно главенствует в его внутреннем мире.

И если «блудный сын» буржуазии Тарас Маякин, быстро забыв свою былую оппозиционность, возвращается в отчий дом с целью приумножить добытое отцом, то Фома, наделенный чистым нравственным чувством и неуснувшей совестью, выступает как обличитель хозяев жизни, — возврат в отчий дом для него невозможен.

Роман пронизан мыслью о необходимости пробудить сознание народа. Мысль эта, проявленная в обрисовке характера ведущего героя, в спорах персонажей романа, в авторских раздумьях о судьбе родины, скрепляет воедино разнородный жизненный материал. В раннем творчестве Горький показал себя мастером яркого южного пейзажа. В «Фоме Гордееве» даны столь же впечатляющие картины волжской природы, напоминающие о величиии тягостной дремоте русского народа.

«На всем вокруг лежит отпечаток медлительности; все — и природа, и люди — живет неуклюже, лениво, — но кажется, что за ленью притаилась огромная сила, — сила необоримая, но еще лишенная сознания, не создавшая себе ясных желаний и целей... И отсутствие сознания в этой полусонной жизни кладет на весь красивый простор ее тени грусти». Отсутствие ясного сознания характерно и для молодого Гордеева. Фома обладает горячим сердцем. Он не приемлет житейских заповедей Маякина, его волнует унижение и нищета одних и неправое могущество других.

Но, подобно ранним героям Горького, он не понимает причин социального неравенства. Как и босяцкие бунтари, он социально слеп, и это делает его гнев мало действенным. Радикально настроенный журналист Ежов, который наблюдает за нарастанием стихийного возмущения Гордеева против имущих власть, говорит ему: «Брось! Ничего ты не можешь! Таких, как ты, — не надо... Ваша пора, — пора сильных, но неумных, прошла, брат! Опоздал ты...».

Стихийное, «нутренное» бунтарство Фомы окрашено в романтические тона, и это дало повод ряду литературоведов утверждать, что Горький создал романтический образ. Но Горький ставил перед собой задачу не утвердить, а развенчать романтика подобного типа. Он уже был анахронизмом. Фома выше своей среды в мире нравственных ценностей, но интеллект его невысок, а мечты хаотичны.

Исступленное сердце молодого Гордеева жаждет ниспровергнуть социальное зло, но он неспособен на социальные обобщения. Ум его спит, и Горький многократно подчеркивает это в романе. Разоблачительная речь на пароходе — высшее выражение гневного мятежа блудного сына буржуазии и вместе с тем свидетельство архаичности его бунта.

Свободолюбивый по натуре герой терпит поражение не только потому, что против него ополчились разоблачаемые, но прежде всего потому, что он сам еще не созрел для действенного социального протеста. Роман Горького был последним романом столетия об одиноком герое-романтике как герое, не соответствующем требованиям нового времени.

Признание бесплодности стихийного бунтарства сочетается у Горького с поисками носителей действенного социального протеста. Он находит их в пролетарской среде. Рабочие, изображенные в романе «Фома Гордеев», не вступили еще на путь революционной борьбы, но спор журналиста Ежова с рабочим Краснощековым о «стихийном» и «сознательном» начале в рабочем движении свидетельствовал о тяге рабочих к такой борьбе.

Более отчетливо об этом будет сказано в повести о трех товарищах, ищущих свою жизненную дорогу («Трое», 1900). Один из них погибает, избрав путь непротивления. Гибнет и второй, пытавшийся не изменить, а лишь несколько смягчить неприглядность собственнического мира. И только третий, рабочий Грачев, найдет истинную дорогу, сблизившись с революционным кружком.

Горький не мог еще создать полнокровный образ героя-рабочего, — этот герой только начал проявлять себя в жизни, но им был уловлен все более углублявшийся революционный настрой общественных устремлений. Романтический призыв к подвигу, которому всегда есть место в жизни, прозвучал в «Старухе Изергиль». К подвигу призывала «Песня о Соколе». В 1899 г. автор усилит ее революционное звучание, создав новую концовку со знаменитым лозунгом:

Безумству храбрых поем мы славу!

Безумство храбрых — вот мудрость жизни!

В «Фоме Гордееве» Ежов говорит о приближающейся буре. Вскоре предчувствием бури будут охвачены уже многие герои русской литературы. Чеховский Тузенбах («Три сестры») скажет: «Пришло время, надвигается на всех нас громада, готовится здоровая, сильная буря, которая идет, уже близка и скоро сдует с нашего общества лень, равнодушие, предубеждение к труду, гнилую скуку».

В стихотворении в прозе «Огоньки» В. Короленко напомнит, что, как бы ни темна была жизнь, «все-таки впереди огни!..». Пьеса Чехова таит в себе предчувствие близящихся перемен, в «Огоньках» проявляется надежда на эти перемены. То был отклик на животрепещущие проблемы дня, но оба художника не ощущают еще непосредственного дыхания грозной бури.

Дыхание это воплощено в знаменитой «Песне о Буревестнике» (1901), в которой слышался не только призыв к революции, но и уверенность в том, что она победит. Песня эта приобрела еще большую популярность, чем воспевшая революционный подвиг «Песня о Соколе».

Образ бури, к которой призывал Буревестник, восходил одновременно к двум литературным источникам: к традиции вольнолюбивой поэзии (Языков, Некрасов и др.) и к социалистической публицистике рубежа веков. Новую песню широко использовали в революционной пропаганде, ее читали на студенческих вечеринках, распространяли в виде листовок.

Горького начали воспринимать как певца революции, как писателя, призывающего к активному революционному сопротивлению. Революционный романтизм, которым овеяна «Песняо Буревестнике», явился выражением нового идеала, новой исторической перспективы.

История русской литературы: в 4 томах / Под редакцией Н.И. Пруцкова и других - Л., 1980-1983 гг.

Целевая аудитория: 11 класс.

Тип разработки: проблемный урок по литературе, групповая форма работы (две группы).

Цель урока:

Нравственные поиски смысла жизни главным героем повести Горького «Фома Гордеев»;

Отражение исторической обстановки в повести Горького; картины купеческой жизни;

- «лишние» люди, их ограниченность и «туподушие», «они указали, чем я не должен быть…»;

Развивать интерес к исследовательской работе, уметь самостоятельно делать выводы, обобщения, сравнивать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемный урок по повести М.Горького «Фома Гордеев»

«Надо знать, для чего живешь…»

Целевая аудитория: 11 класс.

Тип разработки: проблемный урок по литературе, групповая форма работы (две группы).

Цель урока:

Нравственные поиски смысла жизни главным героем повести Горького

«Фома Гордеев»;

Отражение исторической обстановки в повести Горького; картины

Купеческой жизни;

- «лишние» люди, их ограниченность и «туподушие», «они указали, чем я

Не должен быть…»;

Развивать интерес к исследовательской работе, уметь самостоятельно делать

Выводы, обобщения, сравнивать.

Что вы сделали? Нет, не жизнь вы сделали, а тюрьму…

Не порядок вы устроили – цепи на человека выковали.

Душно, тесно, повернуться негде живой душе.

Погибает человек!

Горький М. «Фома Гордеев»

Нет уж, я сам себе место выберу.

Горький М. «Фома Гордеев»

Раскрывая тему урока, доказывая правильность выбранных эпиграфов,

определите цель урока.

(Поиски смысла жизни, своего «я», своего места в ней)

В повести Горького «Фома Гордеев» (1899) представлена широкая картина русской жизни, современником, которой был сам автор. Писателя всегда

волновали человеческие запросы. Самое главное – ему близко стремление

к полнокровной счастливой жизни. Большинство героев не осуществляет

это стремление. Это воспринимается как драма личности. Стремление героя

к полнокровной жизни воплощено Горьким в повести «Фома Гордеев».

Герой протестует против лжи и лицемерия, его давит «тесная» жизнь, он ищет

дела по силам, пытается найти в жизни свою дорогу, свое «я». В конце концов

спивается и очень просто может стать обитателем ночлежки, похожей на ту,

которую показал Горький в пьесе «На дне»

Каждая группа провела свои поиски, сделала выводы по повести в рамках темы и теперь вам предоставляется право защитить свои задания.

1 группа - гл.1 стр.47-49 (ученик Кузнецов)

Горький начинает свою повесть с рассказа об отце Фомы – Игнате Гордееве.

Почему? Что это дает для понимания образа главного героя?

Расскажите о нем (об отце) (происхождение, соц.положение, образ жизни,

Отличительные черты характера) и о матери.

Что роднит Игната Гордеева с Диким и Кабановой из пьесы Островского «Гроза»? Какую разницу вы увидели?

Мятежный дух родителей в большей степени проявился в Фоме. Родители еще не осознавали того, что их беспокоит. Происходящее вокруг заставляет задуматься Фому над тем, какое же место ему в жизни уготовано, т.е. каково его собственное «я» в жизни. Мучительный вопрос о смысле жизни мог бы встать перед отцом и матерью, если бы жили

Они в другое, более позднее время.

Ответ к вопросу 2. Первые уроки жизни Фоме дал отец. Часто он говорил Фоме: «Надо учить тебя жить».

Однажды мечтательный мальчик попал с отцом на пароход, где перед ним

развернулась новая жизнь. На все смотрел он широко раскрыв глаза, ему казалось, что он движется по широкой тропе в чудесную страну сказок. Обо

всем он спрашивал отца, тот как умел, объяснял ему. Однажды мальчик передал разговор лоцмана с командой об отце. И Игнат тогда решил, что пора

учить сына жизни.

В рассказах отца было что-то ясное, понятное, Фоме нравилось, что отец его

сильный, ловкий. Сердце его забилось сильно и горячо. С тех пор он стал более внимательным к окружающему, чувствовал все обостренно, все, волновавшее душу, возбуждало в нем новые смутные ощущения и желания. Ко

всему относился Фома серьезно, вдумчиво. Неопределенностью характера, мечтательностью, любопытством, задумчивостью он походил на мать. Он чувствовал в себе что-то особенное, отличавшее его от сверстников, но тоже не мог понять – что это такое? И подозрительно следил за собой. Это повлияло

на него, но не определило жизненного пути четко, определенно.

Уже первые уроки жизни заставляют Фому задуматься о собственном назначении, вызывают стремление жить не по указке.

Кто дает Фоме первые серьезные уроки жизни?

Отец

Какой была наука жизни, преподанная Фоме отцом? Смог ли юноша принять

Ее?

Уроки жизни?!

Отец

«Надо учить тебя «…Ты им хозяин, они твои

жить» слуги, так и знай …»

Зачитывают несколько правил, Каждый из группы зачитывает

данных отцом. по 1 поучению гл.(2,3 стр.26,27,

(Ответ учащихся) 29,30,37).

Обобщение. Главное, чему учил отец Фому, - быть хозяином, добиваться своего, невзирая на средства. Мечтательный и вдумчивый Фома, отвергая устоявшиеся жизненные правила, начинает поиски своего места в жизни.

В каких произведениях мы встречались с уроками отцов? Чему они учили?

Пушкин А.С. «Капитанская дочка» - «Береги честь смолоду», Гоголь Н.В. «Мертвые души» - «копи копейку…».

Близка ли мораль Игната Фоме?

Он прислушивался, стал более внимательным. Протестует (хотя протест еще стихийный).

Задание 2-ой группе .

Уроки жизни продолжаются.

Кто же еще имел сильное влияние на Фому? Кто пытался по-своему

Повернуть Фому? (крестный, Яков Маякин).

Чему же учил крестника Яков Маякин?

Дополняем схему

«Буду я тебя, Фома, учить»

Гл. Ш, 1У, У, Х., гл.4 стр.76,78,80,90,93, гл.5 стр. 93-94,95

Чем заканчиваются отношения Якова Маякина и Фомы Гордеева и вместе с тем купеческая жизнь, деятельность Фомы? Нарастание неприязни между ними.

Принимает ли Фома уроки жизни Якова?

Отвергает

Фоме, как он говорил, хотелось быть похожим на человека. Он чувствовал глухую неприязнь к Маякину,т.к. не принимает его жизненных принципов.

Никакой радости ни от денег, ни от своей деятельности он не чувствовал.

Вначале происходит внутренний разрыв, а после встречи на пароходе – окончательный, открыто. Он чувствует себя сильным, способным на что-то

большое.

4. Какое значение для понимания

Идейного содержания повести имеет сцена купеческого гуляния на пароходе

Купца Кононова?

Каким предстает купечество? Чему они Фому учат?

Принесло ли это удовлетворение Фоме?

а) Все ярче рисует Горький картины того, как «бешено бьется», как «ищет

Дела по силам» человек, а его сваливают с ног мелочи». Фома Гордеев –

Личность, вступившая в борьбу со своей средой. Как в Гоголевском

«Ревизоре» на теплоходе – сцене проходят образы всего цвета города.

Речь Фомы, как на экране выувечивает сущность каждого.

б) – Зачитывают речь Маякина и Фомы (инсценировка) гл.13 стр.229-233

в) (ответ учащихся)

г) – Речь Фомы обличительная, он каждому говорит правду. А всегда ли

Правду приятно слушать? (нет)

Фома противопоставлен другим купцам, этим неблагородным собирателям денег. Он выше себе подобных, потому что он «протестует» и «обличает», а

не следует законам, их правде.

Чему они учат?

к вопросу 4

Мы зачитали финал повести – торжественный обед в честь спуска на воду парохода Кононова «Илья Муромец». Перед нами целая галерея образов купцов. Не ограничена власть хозяев города, откровенно говорящих о своей позиции, стремящихся везде быть первыми – Маякин, Кононов, Щуров, Гущин, Бобров и др., а некоторые и вовсе без имени и фамилии. Чувствуется какая-та тревога. И вот перед этими людьми Фома произносит свою обличительную речь. Его наполняют разноречивые чувства (сказать какие) гл.13. Но выплеснутая правда не приносит Фоме облегчения, она «раздавила» обличителя. И вместо моральной победы он казался сам себя теперь чужим и непонимающим того, что он сделал этим людям и зачем. Купцы не могут его понять, т.к. ими владеет только жажда наживы любыми способами, стяжательство, косность. Таким быть они учат Фому. Он оказался один. Купцы не понимают Фому, потому что их мораль Фомы. Он не находит ни одной живой души, способной понять его, дать ему хоть капельку любви.

5. В повести, помимо Фомы, Горький рисует образы еще нескольких молодых

людей, выходцев из той же купеческой среды, ровесников Фомы. Зачем автор рассказывает о Любе М., Африкане Смолине, Николае Ежове?

Пытаются ли они научить Фому чему-то?

Как проявляется характер Фомы в общении с разными людьми?

(ответ) Фома стремится максимально приблизиться к людям, вызывающим у

него острый интерес.

Рассказы о ровесниках Фомы.

Все они разные, во всех он разочаровывается, чувствует их опустошенность, а хочет видеть в них правду. Он пугается, что есть эта правда, что есть что-то такое неведомое. Фома пытается понять, зачем живет, но не находит ответа. Горький знал, что есть в человеке ценности, утрата которых есть нравственная гибель человека.

В общении с разными людьми. Характер Фомы проявляется по-разному. Он

пренебрежительно относится к бедным, во время воровства яблоко он впервые ощутил власть над людьми и силу денег. Странности характера проявляются во многом, он мечтательный, любит заниматься самокопанием. Ему интересно и любопытно сравнивать встречающихся людей с собой. Все они пытаются чему – то учить Фому, а он стремится жить не по указке, а ищет «себя», свое место в жизни (вспомнить эпизод с собой).

Обобщение. Все эти образы даны для сопоставления с главным героем. Одни из них примирились с окружающей действительностью. Неудовлетворенность их жизнью – явление временное. Они более образованы, но их хищническая натура прикрыта дорогой одеждой, да хорошими внешними манерами. Но жизненные принципы, их философия остались теми же.

Пустозвона и Емелю Ежова Фома быстро понял, тот слишком далеко от народа, о котором он говорит постоянно.

Только Фома до конца пошел против волчьих законов своей среды. Романтические представления о жизни натолкнулись на реальную жизнь, законы которой он не может понять и объяснить, но жить по ним не желает.

Гневно, как умеет, он протестует против лжи и лицемерия, пытается найти свое место в жизни, свое «я», чтобы чувствовать себя человеком. Он пытается

найти людей, которые живут и думают по-другому.

Не сумев найти таких, заливает вином страдающую душу, не видит выхода из тупика жизни, разуверился во всех и вся.

Таким образом, Фома пополняет галерею лишних людей.

Назовите их. Кто они?

(Мцыри, Евгений Онегин, Печорин, Базаров и др.)

Предположите возможное будущее Фомы с учетом исторического процесса

Этого времени.

Когда писалась повесть? Что это за время?

1899 г.

Вывод: На рубеже веков, такой герой, как Фома – не типичен ни как купец, ни как представитель своего класса, он только здоровый человек, который хочет свободной жизни, которому тесно в рамках, современности. Так и не нашел он своей дороги, своего «я». На рубеже веков не нашлось человека, который бы помог Фоме найти свое «я» был единомышленником. Бросая вызов своему классу, обвиняя его в том, что там нет жизни живой душе, выбирая свой путь, Фома так и не нашел его (путь).

Удалось ли Горькому показать такого человека?

А почему?

(не учился, не читал, он ничего не делал)

Знал ли Фома для чего живет? Для чего он создан?

Вот Ежов, Смолин нашли свое «я», у них не было такого восприятия жизни, как у Фомы.

Вы тоже сейчас стоите на пороге жизни, вы должны выбрать свой путь, свою

Дорогу жизни. Мы не должны быть такими, как Фома, нужно сразу ставить

Большую, яркую цель в жизни.

Домашнее задание:

1. Составить таблицу схему «Образная система героев повести по отношению

К главному действующему лицу.

Приложение 1.

Уроки жизни?!

Отец

«Надо учить тебя жить…»

Маякин

«Буду я тебя, Фома, учить».

Купцы «…только мы и любим

порядок и жизнь…»

Медынская

«Мы нашу жизнь

На свою колодку

Должны делать…»

Одноклассники

Учиться нужно…»

Ежов

«Нужно жить

Всегда влюблён

Во что-нибудь н

доступное тебя».

Смолин

«Ты учишься плохо.»

«Перестань, голубчик! Что

ты, с ума сошёл?»


"Фома Гордеев", краткое содержание, анализ и главных героев которого мы представим в этой статье, - повесть, в которой рассказывается о крепнущей буржуазии, описывается то, как она постепенно набирала силы. Маякин, ее идеолог, недаром считает, что жить становится все интереснее. Однако повесть Алексея Максимовича показывает не только рост русской буржуазии. Главная ее мысль - о том, как в этой действительности приходилось биться здоровому, энергичному человеку, который искал себе дело по силам и простор для своей энергии.

Анатолий Щуров и Яков Маякин

В представлена целая галерея образов людей, которых можно назвать "хозяевами жизни". Это, например, крупный торговец лесом Щуров Анатолий Саввич. Этот человек является воротилой купеческого мира. Маякин говорит о нем, что это "хитрый старый черт". Однако в хитрости не уступает никому и сам Яков Маякин. Купцы называют его "мозговым человеком". Яков является идеологом купечества. Он обучает своей "философии" крестника Фому. Яков говорит, что в государстве купец - первая сила, так как с ним миллионы. Именно поэтому, отмечает он, чиновникам и дворянам следует посторониться для того, чтобы дать простор купцам, чтобы они могли вкладывать свои капиталы и употреблять свои силы.

Представителем патриархального купечества, старого и дикого, является Анатолий Щуров. Этот человек выступает против всяческих новшеств, против облегчающих жизнь машин. Он злобно пророчит, что человек гибнет от свободы. Заметим, что Яков Маякин также является представителем старого купечества. Однако он умеет приспособиться к изменившимся условиям.

Тарас и Африкан Смолин

Тарас (сын Якова), а также Африкан Смолин (зять) продолжают дело отцов. Однако они действуют более трезво, более расчетливо, придают своему занятию европейский лоск. Эти люди рвутся к власти. Они стремятся преобразовать на европейский манер отечественную промышленность.

Игнат Гордеев

Тем не менее, уже в старшем поколении, уже в рядах тех, кто основывал состояние, встречаются люди, внутренне протестовавшие против несправедливых порядков этого мира. Однако они не могли изменить экономические отношения, складывавшиеся в то время. Таков, например, Игнат Гордеев. Это умный и одаренный человек из народа. Игнат жаден до жизни, он работает с неукротимой страстью. Когда-то он служил водоливом, а сейчас стал богачом. Игнат Гордеев владеет десятком барж и тремя пароходами. Автор отмечает, что его жизнь не текла по прямому руслу, как у многих, подобных ему. Она, мятежно вскипая, стремилась вон из колеи, пыталась уйти от наживы. А ведь нажива для купцов является главной целью существования, как отмечает Максим Горький.

Фома Гордеев

Краткое содержание, представленное ниже, подробно познакомит вас с событиями в жизни этого героя. Сейчас же мы остановимся на его внутреннем мире. Фома не хочет идти по пути стяжательства и накопительства. Инстинктивно этот герой тянется к красоте, он не умеет и не хочет фальшивить. Для него тюрьмой является мир собственнических отношений. Фома говорит, что ему "душно", что у него душа болит. Это как раз тот самый "здоровый человек", жаждущий свободы в жизни. Ему тесно в рамках этой действительности. Фома упорно пытается уйти из мира хозяев, и автор видит в этом показатель неустойчивости современности, того, что наступит время изменить ее.

Этот герой не может до конца понять устройство жизни. Он не знает методов и путей ее изменения. Как от народа, так и от передовой интеллигенции далек Фома Гордеев. Краткое содержание, представленное ниже, свидетельствует о том, что он не находит общего языка ни с теми, ни с другими, хотя и тянется к ним в душе. Гордеев много размышляет о жизни, однако тяги к книге и знаниям у него нет. Фому отпугивает общество образованных и умных людей. Он не ощущает потребности иметь друзей. Мир собственности, отвергаемый героем, купеческий уклад жизни оставили след в его душе. Фома рано познал то, какую снисходительную жалость к голодному проявляет сытый. Этот герой в конце повести унижен и повержен. Абсолютную победу над бунтарем торжествует маякинский мир.

Однако это победа над запутавшимся и слабым человеком, а не над читателем. Всю неприглядность царства маякиных и щуровых раскрыл перед нами М. Горький ("Фома Гордеев"). Краткое содержание произведения поближе познакомит вас с этим царством. Прочитав повесть, возможно, вы лучше поймете главного героя.

Первая глава

Краткое содержание "Фомы Гордеева" начинается с описания внешности и жизни Игната Гордеева. Это удачливый, неглупый и красивый человек. Он один из тех, кто смог сделать миллионное состояние на Волге. Этот человек уже к 40 годам был собственником десятка барж и трех пароходов. Его считали умным и богатым человеком. Однако ему дали прозвище "Шалый", поскольку жизнь его текла не размеренно, а все время взрывалась потрясениями. Игнат Гордеев мечтает о сыне. И его мечта исполняется - вторая жена наконец рожает ему мальчика. К сожалению, женщина при родах умирает. Игнат, устроив похороны супруги и окрестив своего сына Фомой, отдает его скрепя сердце на воспитание в семью Маякина, крестного отца. Автор отмечает, что смерть жены добавила много седин в его бороду, однако в блеске глаз Игната появилось что-то новое - ласковое и мягкое.

Вторая глава

Переходим ко второй главе, описывая краткое содержание "Фомы Гордеева". В ней рассказывается о доме, в котором живет Яков Маякин. Он очень большой, двухэтажный. Этот дом окружают старые липы. Семейство Маякина состоит из Якова, его дочери и жены, а также пяти родственниц. Кроме того, у него есть сын Тарас, однако Маякин отрекся от него, поскольку тот поступил против его воли, женившись на какой-то девушке в Москве. По роду занятий Яков Маякин - купец. Он владеет канатным заводом, а также держит лавочку у пристани. Шесть лет прожил в семье Якова Фома Гордеев. Очень краткое содержание не позволяет подробно останавливаться на его жизни здесь. Скажем лишь, что это время было, в общем-то, неплохим.

Фома выглядел в свои годы старше, как внутренне, так и внешне. Через некоторое время Игнат забрал своего сына домой. Привязавшийся к нему Яков попросил оставить его. Однако Гордеев возразил, что родил Фому не для него. После возвращения домой за нашим героем начала присматривать Анфиса. Фома с тех пор каждый день засыпал под звуки голоса этой старухи. Мальчику шел восьмой год, когда отец сообщил ему, что пора начинать учиться. После того как он проучится зиму, Игнат пообещал взять его весной в плавание. Отец сдержал обещание, и весной отправился на "Ермаке" вместе со своим сыном. Игнат напомнил мальчику, что они являются хозяевами, а к матросам следует относиться как к слугам. Ребенок услышал недовольные перешептывания членов команды по поводу его отца. Случай с утопленником описан автором в конце этой главы. Матросы толкают мертвеца от бортов, чтобы утопленник не забился в колесо. Мальчик пугается, однако отец объясняет ему, что это необходимо. Мертвому все равно, что будет с его телом, а пароходу не нужны лишние проблемы с властями. Все это фиксирует в своей памяти Фома Гордеев. Краткое содержание по главам продолжается событиями третьей главы.

Третья глава

Фома поступает в училище. Здесь он знакомится со Смолиным, который был сыном богатого заводчика. Кроме того, он дружит с обычным бедным парнем Ежовым. Фома вместе с ними занимается ребячеством - гоняет голубей и ворует яблоки по садам. Когда ему исполняется 19 лет, он выходит в первое самостоятельное плавание. Ефим - капитан ведущего корабля. Это опытный матрос, которого хорошо знает Фома. Этот человек просвещает его "по бабьим делам", а также знакомит с Пелагеей. В это время Игнат начинает со скуки сильно выпивать. Когда его сын возвращается из плавания, он уже плох и через некоторое время умирает.

Четвертая глава

Игната хоронят, в честь него устраивают поминальный обед. Фома встречается на закладке ночлежки с Софьей Медынской, которая приглашает его на обед. Фоме не по душе собравшееся общество. Он разговаривает о жизни с Любой, и кажется, что понимает ее.

Пятая глава

У главного героя складывается двоякое впечатление о Якове. Маякин помогает Фоме в делах, однако юноша считает, что тот хочет женить его на Любе. Яков, узнав, что Фома много времени проводит в обществе Софьи, предостерегает его. Юноша признается Медынской в любви.

Встреча с Щуровым и Ухтищевым

Маякин однажды послал Фому к Щурову Ананию Саввичу по делу. Этот человек - торговец лесом. О нем ходят жуткие слухи. Он будто бы приютил в своей бане каторжника, делавшего для него, а затем убил его и сжег в бане. Кроме того, он изжил двух жен, а затем отбил супругу у собственного сына. Во время встречи Щуров плохо отзывается о Маякине.

Затем Фома направляется в клуб, где встречает Ухтищева. Он узнает от него, что Софья завтра уезжает на все лето за границу. Какой-то человек (как оказалось, зять вице-губернатора) вмешивается в разговор и плохо отзывается о Медынской. Фома хватает его за волосы. Это возбуждает у Ухтищева интерес к нему.

Кутежи Фомы Гордеева

Через 3 дня Фома кутит на лесной пристани. Его дама - Александра. О безобразиях Фомы пишут в газете. Маякин ругает его, но остановить не может. Одна Саша среди сутолоки кутежей ровна и спокойна. Фому привлекает тайна, скрытая в ней. Однако он чувствует, что не любит эту женщину.

Саша предупреждает его о том, что обязательно пропадет Фома Гордеев. Краткое содержание (9 глава на этом завершается) продолжается тем, что главный герой никак не может найти свое место в жизни. Он гуляет с женщинами, смеется над ними, однако не поднимает никогда на них руку.

Вскоре Фома узнает, что Маякин пустил слух, будто он не в своем уме и нуждается в опеке. Наш герой смирился с этим и продолжил кутить. В конце концов произошла сцена на корабле. Фома смотрел на слушателей с ненавистью и говорил, что они сделали тюрьму, а не жизнь, выковали цепи на человека. Гордеев вспомнил о присутствующих купцах все, что знал о них преступного.

Заключительные события

Прошло 3 года, как отмечает Горький ("Фома Гордеев"). Краткое содержание заключительных событий следующее. Маякин умер после мучительной агонии, оставив сыну, дочери и Африкану Смолину, своему зятю, все состояние. Ежова выслали за что-то из города. В городе появился торговый дом, вывеска на котором гласила "Тарас Маякин и Африкан Смолин". О Гордееве не было слышно ничего. Говорили, что Маякин отправил его к родственникам матери за Урал.

Однажды он появляется в городе. Фома, почти всегда пьяный, то мрачный, то улыбается грустной и жалкой улыбкой блаженного. Он живет теперь во флигельке на дворе крестной сестры. Над ним часто смеются горожане и купцы. Фома избегает людей и редко подходит к зовущему.

На этом заканчивается краткое содержание "Фомы Гордеева" (фото автора представлено выше). Отметим, что мы описали лишь основные события. Эта повесть довольно объемна, поэтому краткое содержание "Фомы Гордеева", представленное выше, дает лишь самое общее представление о ней.

На самостоятельное изучение «Тема раскрепощенной любви в повести «Фома Гордеев»

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Критика повести М. Горького «Фома Гордеев»

http:///crit/povest-foma-gorddev-kritika

В новых исторических условиях становится более глубоким и всеобъемлющим и реализм Горького. Писатель обратился в своих произведениях к анализу жизни разных классов и социальных слоев русского общества.

В повести «Фома Гордеев» (1899) писатель впервые дал широкую и разностороннюю картину капиталистического строя. Сам Горький признавал, что для него это - переход «к новой форме литературного бытия… ».

Широко и выпукло выписаны Горьким типические фигуру капиталистов. Писатель сумел сочетать индивидуальное своеобразие каждого из героев с их социальной сущностью.

Ананий Щуров олицетворяет собой вчерашний день русского капитализма с его откровенным хищничеством, отсталостью, прямолинейной реакционностью. Он враг технического прогресса. Разбогатевший ценой преступлений, он выступает в романе яростным и злобным врагом народа .

Более сложен образ заводчика Якова Маякнна. Горький пишет, что Маякнн пользовался среди купечества уважением, «славой «мозгового» человека и очень любил ставить на вид древность своего рода». Маякин - своеобразный идеолог буржуазии , рвущейся к политической власти. Людей он делит на рабов, обреченных всегда подчиняться, и господ, призванных повелевать. Господами, повелевающими в стране, должны быть, по его мнению, капиталисты. Жизненная философия Маякина раскрывается в его афоризмах .


«Жизнь, брат Фома, - говорит он своему воспитаннику, - очень просто поставлена: или всех грызи, или лежи в грязи… Тут, брат, подходя к человеку, держи в левой руке мед, а в правой нож…»

Из мира маякиных и щуровых Горький выделяет Фому Гордеева. Горький писал, что повесть «должна быть широкой, содержательной картиной современности» и в то же время на фоне ее должен бешено биться энергичный здоровый человек, ищущий дела по силам, ищущий простора своей энергии. Ему тесно. Жизнь давит его…».

Фома тоже принадлежит к буржуазному классу. Но он не успел превратиться в хищного стяжателя, ему свойственны простые и естественные человеческие чувства.

Жестокие, отвратительные нравы капиталистического мира, подлость и преступления его хозяев производят на Фому Гордеева потрясающее впечатление, и он восстает против этого мира. На празднестве у Кононове Фома бросает в лицо купцам и фабрикантам гневные слова: «Вы не жизнь строили - вы помойную яму сделали! Грязищу и духоту развели вы делами своими. Есть у вас совесть? Помните вы бога? Пятак - ваш бог! А совесть вы прогнали… Куда вы ее прогнали? Кровопийцы! Чужой силой живете… чужими руками работаете! Сколько народу кровью плакало от великих дел ваших?»

Но бунт Фомы бесцелен и бесплоден. Горячая, искренняя речь Фомы на празднестве кончается тем, что Маякнн объявляет его сумасшедшим.

Бунт Фомы показал, что буржуазия не только отвратительна, но и неизлечимо больна. Знаменательно, что уже в «Фоме Гордееве» наряду с образами капиталистов появляются образы пролетариев. Они даны еще бегло, мимоходом. Но в противовес волчьим законам мира маякиных в их среде господствуют единение и товарищество. Рисуя рабочих, писатель чувствует в них ту силу, которая призвана уничтожать власть щуровых и маякиных.

Один из нижегородских купцов - Бугров так отзывался о Горьком и его повести: «Это вредный сочинитель, книжка против нашего сословия написана. Таких - в Сибирь ссылать, подальше, на самый край».

Повесть в такой степени была проникнута ненавистью к буржуазному миру, что стала действенным средством революционной пропаганды. Березовский вспоминает: «Мы, старые подпольщики, очень часто читали рабочим на наших подпольных собраниях такое произведение Алексея Максимовича, как «Фома Гордеев», особенно последнюю главу - сцену на пароходе.

Почему же мы читали эту сцену? Да потому, что жгучие слова ненависти, которыми пропитаны эти страницы, рабочие воспринимали как сигналы борьбы не только с самодержавием, но и с буржуазией».

http:///p_Analiz_povesti_Foma_Gordeev_Gor-kogo_M_Yu

Анализ повести "Фома Гордеев" Горького

В повести «Фома Гордеев» Горький продолжил традиционную тему русской классической литературы - разоблачение античеловеческого характера власти денег (, -Щедрин и др.). Работу над повестью он считал «переходом к новой форме литературного бытия». Джек Лондон назвал произведение «большой книгой»: «...в ней не только простор России, но и широта жизни». Это «целительная книга», ибо «она утверждает добро».

Повесть была подготовлена развитием русского реализма второй половины XIX века. Её тема - внутреннее разложение буржуазного класса, историческая обречённость миропорядка. Среди «хозяев жизни» особое, возможно, важнейшее место занимают буржуа новой формации, такие, как Яков Маякин - «идеолог» нового купечества. Однако повесть называется «Фома Гордеев». Почему? Горький отвечает: «Эта повесть... должна быть широкой, содержательной картиной современности, и в то же время на фоне её должен бешено биться энергичный здоровый человек, ищущий дела по силам, ищущий простора своей энергии. Ему тесно. Жизнь давит его, он видит, что героям в ней нет места, их сваливают с ног мелочи, как Геркулеса, победившего гидр, свалила бы с ног туча комаров». Фома не совместим с миром собственников и должен «выломиться» из него. Этот образ явно романтизирован писателем.


Горький продолжил тему в «Очерках об Америке», повести «Дело Артамоновых», пьесе «Васса Железнова» и других произведениях.

http:///citaty/gorkii-citaty/501-povest-foma-gordeev. html

(цитаты)

Первое крупное произведение Горького посвящено русскому купечеству. «Эта повесть должна быть широкой, содержательной картиной современности, и в то же время на фоне ее должен бешено биться энергичный, здоровый человек, ищущий дела по силам, ищущий простора своей энергии. Ему тесно, жизнь давит его, он видит, что героям нет в ней места, их сваливают с ног, мелочи», - писал Горький своему издателю.

Писатель рисует разных представителей предпринимательского мира. Ананий Щуров - купец патриархального типа, в прошлом фальшивомонетчик и убийца. Он чувствует себя хозяином, не признает новшеств, ненавидит свободу.

Ананий Щуров

Высокий лоб старика весь изрезан морщинами. Седые, курчавые пряди волос покрывали его виски и острые уши; голубые, спокойные глаза придавали верхней части лица его выражение мудрое, благообразное. Но губы у него были толсты, красны и казались чужими на его лице.

От свободы - погибнет человек, как червь, житель недр земных, гибнет на солнце... От свободы человек погибнет!

Яков Маякин - человек «железный» и при этом «мозговой». Он способен думать шире, чем требуют его личные интересы, он чувствует значение своего класса. Это своеобразный идейный наставник купечества. В рассуждениях Маякина есть переклички с социальной философией Фридриха Ницше.

Яков Маякин

Яков Маякин - низенький, худой, юркий, с огненно-рыжей клинообразной бородкой - так смотрел зеленоватыми глазами, точно говорил всем и каждому:

«Ничего, сударь мой, не беспокойтесь! Я вас понимаю, но ежели вы меня не тронете - не выдам...»

Голова у него была похоже на яйцо и уродливо велика. Высокий лоб, изрезанный морщинами, сливался с лысиной, и казалось, что у этого человека два лица - одно проницательное и умное, с длинным хрящеватым носом, всем видимое, а над ним - другое, без глаз, с одними только морщинами, но за ними Маякин как бы прятал и глаза и губы, - прятал до времени, а когда оно наступит, Маякин посмотрит на мир иными глазами, улыбнется другой улыбкой.

Среди купечества он пользовался уважением, славой «мозгового» человека и очень любил ставить на вид древность своей породы, говоря сиплым голосом:

Мы, маякины, еще при матушке Екатерине купцами были, - стало быть, я - человек чистой крови...

Прежде всего, Фома, уж ежели ты живешь на сей земле, то обязан надо всем происходящим вокруг тебя думать. Зачем? А дабы от неразумения твоего не потерпеть тебе и не мог ты повредить людям по глупости твоей. Теперь: у каждого человеческого дела два лица, Фома. Одно на виду у всех - это фальшивое, другое спрятано - оно-то и есть настоящее. Его и нужно уметь найти, дабы понять смысл дела...

А кто, по нынешним дням, самые сильные люди? Купец в государстве первая сила, потому что с ним - миллионы! Так ли?

Игнат, - человек умный и волевой. Он сумел сохранить любовь к жизни, стремление к кипучей деятельности, жажду борьбы. Но в моменты духовного кризиса он опускается, не имея сил контролировать себя.

Игнат Гордеев

Сильный, красивый и неглупый, он был одним из тех людей, которым всегда и во всем сопутствует удача - не потому, что они талантливы и трудолюбивы, а скорее потому, что, обладая огромным запасом энергии, они по пути к своим целям не умеют - даже не могут - задумываться над выбором средств и не знают иного закона, кроме своего желания.

Жалеть людей надо... это ты хорошо делаешь! Только - нужно с разумом жалеть... Сначала посмотри на человека, узнай, какой в нем толк, какая от него может быть польза? И ежели видишь - сильный, способный к делу человек, - пожалей, помоги ему. А ежели который слабый, к делу не склонен - плюнь на него, пройди мимо.

Человек должен себя беречь для своего дела и путь к своему делу твердо знать... Человек, брат, тот же лоцман на судне... В молодости, как в половодье, - иди прямо! Везде тебе дорога... Но - знай время, когда и за правеж взяться надо...

Фома Гордеев - незаурядная личность. Он оказался чужим в купеческом мире. Человек честный, искренний, стремящийся к справедливости, он пытается вырваться на свободу, но происходит это лишь ценой гибели. Столкнувшись с действительностью, построенной на обмане, преступлении, алчности , Фома Гордеев впадает в еще большее отчаяние и не видит выхода из тупика.

Он унаследовал многое от матери, которая чувствовала в жизни какую-то фальшь.

Улыбка редко являлась на овальном, строго правильном лице его жены, - всегда она думала о чем-то, и в голубых ее глазах, холодно спокойных, порой сверкало что-то темное, нелюдимое. В свободное от занятий по хозяйству время она садилась у окна самой большой комнаты в доме и неподвижно, молча сидела тут по два, по три часа. Лицо ее обращено на улицу, но взгляд был так безучастен ко всему, что жило и двигалось за окном, и в то же время был так сосредоточенно глубок, как будто она смотрела внутрь себя. И походка у нее была странная - Наталья двигалась по просторным комнатам дома медленно и осторожно, как будто что-то невидимое стесняло свободу ее движений.

Фома Гордеев

Жадно питалась душа его красотой народного творчества.

Целые дни Фома проводил на капитанском мостике рядом с отцом. Молча, широко раскрытыми глазами смотрел он на бесконечную панораму берегов, и ему казалось, что он движется по широкой серебряной тропе в те чудесные царства, где живут чародеи и богатыри сказок.

Даже когда Фоме минуло девятнадцать лет, - было в нем что-то детское, наивное, отличавшее его от сверстников.

Он сам чувствовал в себе что-то особенное, от дичавшее его от сверстников, но тоже не мог понять - что это такое? И подозрительно следил за собой...

Смерть отца ошеломила Фому и наполнила его странным ощущением: в душу ему влилась тишина, - тяжелая, неподвижная тишина, безответно поглощавшая все звуки жизни.

Однообразные речи старика скоро достигли того, на что были рассчитаны: Фома вслушался в них и уяснил себе цель в жизни. Нужно быть лучше других, - затвердил он, и возбужденное стариком честолюбие глубоко въелось в его сердце...

Я этак жить не могу... Точно гири на меня навешаны... Я хочу жить свободно... чтобы самому все знать... я буду искать жизнь себе...

О, с-сволочи! - воскликнул Гордеев, качая головой. - Что вы сделали? Не жизнь вы сделали - тюрьму... Не порядок вы устроили - цепи на человека выковали... Душно, тесно, повернуться негде живой душе... Погибает человек!.. Душегубы вы... Понимаете ли, что только терпением человеческим вы живы?

Недавно Фома явился на улицах города. Он какой-то истертый, измятый и полоумный. Почти всегда выпивши, он появляется - то мрачный, с нахмуренными бровями и с опущенной на грудь головой, то улыбающийся жалкой и грустной улыбкой блаженненького. Иногда он буянит, но это редко случается. Живет он у сестры на дворе, во флигельке... Знающие его купцы и горожане часто смеются над ним. Идет Фома по улице, и вдруг кто-нибудь кричит ему:

Эй ты, пророк! Подь сюда.

Фома очень редко подходит к зовущему его, - он избегает людей и не любит говорить с ними.

Роман «Фома Гордеев», изданный в 1899 году, считается первым масштабным сочинением . Произведение повествует о молодом человеке, которому в наследство достались состояние отца и фамильное дело. В попытках продолжить деятельность и увеличить капитал, который принесли труды его отца, Фома, бунтарь и мечтатель, предполагает, что счастье измеряется не в деньгах. Поиск собственного места в жизни дается главному герою нелегко. Утешением для него становятся пьянство, загулы и нелепые выходки.

История создания персонажа

Книга Горького представляет собой жанровый симбиоз. Это роман, описывающий биографию молодого человека, находящегося в конфликте с родной для него средой. В нем просматривается история современного поколения – представителей молодежи, встающей в оппозицию буржуазии или подчиняющейся ей. Роман о воспитании совмещается с романом о поколениях. Такую формулировку использовал сам автор.

Характеристики героев, используемые Горьким, дают представление о типичных буржуа, чье поведение соответствует тем или иным периодам строительства капитализма. Писатель рисует образы купцов старой закалки и людей новой формации, предоставляя полноценную картину социума и его противоречий. Трактовка главного героя произведения позволяет выделить его из описываемой среды. Он выступает противником всему классу, к которому принадлежит по статусу.

Поступки Фомы Гордеева автор оправдывает не воспитанием или условиями его существования, а индивидуальностью его характера и природой личности. Все в нем восстает против социальной несправедливости. Герой мечтает о всеобщем благе. Свое имя Фома Гордеев получил неспроста. Ученик – Фома носил прозвище Неверующий. А фамилия Гордеев свидетельствует о чрезмерной гордости ее обладателя.

Роман «Фома Гордеев»

В литературоведении образ Фомы Гордеева ассоциируется с образом бунтаря, выступающего против купечества и изжившего себя уклада жизни, принятого в царской России. Отец и крестный Фомы были жизнелюбивы и вкладывались в собственное дело. Их потомок, напротив, отличается суетностью и желанием противостоять привычным нормам. Жизнь представляется ему котлом, в котором кипят живые люди. Это порождает в нем размышления о смысле жизни.

На протяжении всего романа героя сопровождают символы. Одним из них становится сова, трактуемая как образ мудрости. Горький приводит в пример ситуацию из детства персонажа, когда Фома с друзьями загонял сову и вынудил ее спрятаться. В таком же положении находится герой в момент встречи с читателем.


Роман "Фома Гордеев"

Мужчине свойственна черта, присущая героям русской литературы: полусонность сознания. Она сочетается с объяснимым желанием молодости рубить с плеча, обращать на себя внимание и руководить. Так Фома сам приводит себя к внутриличностному конфликту. Он пытается самоутвердиться и не может сделать этого, так как не находит путей для самореализации

Стеснительный и робкий, Фома не способен вникнуть в суть ситуации и ее проблематику. Житейское нутро семейного дела оказывается не по душе герою. Возвышенный и порядочный, он не терпит фальши и не готов идти на ухищрения ради прибыли. Фома – эстет. Он видит красоту природы, людей, поведения и труда. Любуется работой кудрявого парня при подъеме баржи.

Команда работников завораживает молодого человека и одновременно порождает в нем раздражение. Ему хочется, чтобы крах настиг общее дело, и это происходит. Когда работа была окончена, гнев Гордеева перешел с коллектива тружеников на саму баржу, потерявшую товарный вид.


Иллюстрация к книге Горького "Фома Гордеев"

Фома не приспособлен к существованию в окружающем его мире. Он не готов слушать чужие наставления. Отец, крестный, Люба – все пытаются научить его жизни. Но все тщетно. Герой обречен на страдания и поиски самого себя. Поначалу все дают ему уроки и наказы, а затем покидают героя, избегая его тоски и необходимости сопереживать.

Фома не стал полезен людям и не сделал ни для кого доброго дела. Сын богача прокутил состояние, не задумавшись о том, что деньги надо использовать во благо. Не уповающий на Бога, молодой человек до смерти верит, что всем движет не перст Господень, а его личное желание.

Самовлюбленность и ощущение собственного превосходства управляют им. Фоме не хватает смирения и покаяния. Над ним властвует сильнейший грех – гордыня. Финал произведения демонстрирует поражение героя и победу справедливости. Он утратил здравый смысл и бродил по городу в полубессознательном состоянии. Люди, которых герой высмеивал, теперь смеются над ним. Смерть персонажа – это освобождение мира от его существования, кара его легкомысленности и недостатков.

Экранизации

В 1959 году по роману Горького сняли фильм. Режиссером выступил Марк Донской. Главную роль исполнил актер . Содержание киноленты совпадает с сюжетом книги.

В семье купца рождается сын Фома. Мать умирает при родах, поэтому ребенка определяют на воспитание в семью крестного. К 6 годам мальчика забирает к себе отец, желающий воспитывать Фому будущим купцом, жестким и непреклонным продолжателем семейного дела.


Герой не находит себя в жизни. После смерти отца он проматывает состояние, не получая удовольствия от кутежей и бессмысленных трат. Люди его круга становятся чужими, и между Фомой и социумом возникает непримиримый конфликт. В финале истории Гордеев признан невменяемым. Он заканчивает дни на обочине жизни, стоя в очереди за похлебкой в доме призрения, финансированном его отцом.

  • Малый Театр СССР выпустил телепостановку по мотивам произведения Горького «Фома Гордеев». Фото сценографии и актеров в образах выложены в интернете. Режиссер постановки – Борис Львов-Анохин. В главной роли выступил актер .

Цитаты

«Неужто затем человек рождается, чтобы поработать, денег зашибить, дом выстроить, детей народить и - умереть?»
«Человек ценен по сопротивлению своему силе жизни, - ежели не она его, а он её на свой лад крутит, - моё ему почтение!»
«Мало ли кто чей сын... Не по отцу почет, а по уму...»

Top