Какой эпиграф к 1 главе евгения онегина. Сочинение Пушкин А.С


Роман Александра Сергеевича Пушкина "Евгений Онегин" является пиком его творчества. Автор работал над ним долгое время, даже создал собственную "Онегинскую" строфу. Старания Пушкина не прошли даром: роман очень популярен как в России, так и за границей. Отличительной чертой этого произведения является наличие эпиграфов к каждой главе. Они подобраны очень чётко, что говорит о профессионализме Пушкина.

Самым любопытным является тройной эпиграф к седьмой главе. Многие читатели задаются вопросом, для чего автор вставил три абсолютно разные цитаты о Москве. Давайте же попытаемся на него ответить.

Смысл тройного эпиграфа заключается в его противоречивости. Первая цитата ("Москва, России дочь любима, где равную тебе сыскать") принадлежит И. И. Дмитриеву. С её помощью Пушкин показал свое уважение к городу, он выступил в качестве его восхвалителя. Вторая цитата ("Как не любить родной Москвы? ") вызывает у нас ассоциации с самым главным героем, потому что в произведении "Пиры" Баратынского, из которого взята данная фраза, говорится о том, что лирическому герою нравятся в Москве не её церкви, ум и прочее, а роскошь, еда и развлечения, что несомненно напоминает нам "светского короля" Евгения Онегина. Третье высказывание ("Гоненье на Москву. Что значит видеть свет! Где ж лучше? Где нас нет")из комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума "непосредственно связано с Татьяной Лариной. Героиня жила в Москве в достатке, но она "отдала бы все эти хоромы, за чудесный уголок в саду ". Татьяну не привлекали шум и веселье этого города, она привыкла к размеренной жизни тишине и покою.

Таким образом, мы пришли к выводу, что Пушкин решил прибегнуть к тройному эпиграфу, чтобы показать читателям не только различия во мнениях в Москве, но и различия в характерах людей. Во многом особенности поведения героев романа "Евгений Онегин" определили именно цитаты о древней столице.

Обновлено: 2017-08-08

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Здравствуйте уважаемые.
Не так давно я спрашивал Вашего мнения о том, стоит ли разобрать нам с Вами совместно одно из самых моих любимых поэтических произведений не только «Нашеговсе»(с), но и вообще в принципе, и в общем и целом получил удовлетворительный ответ: А это значит, следует, как минимум, хотя бы попробовать:-) И, хотя, как метко отметил в своем комментарии многоумный и уважаемый мной eulampij я даже близко ни с Набоковым, ни уж тем более с Юрием Лотманом (чью работу я считаю превосходной) сравнится не могу, но я попытаюсь хотя бы немного рассказать Вам о тех вещах, которые, возможно не совсем понятны, кои мы можем обнаружить в строчках бессмертного произведения. Сразу хочу отметить, что я не буду разбирать порывы, суть, систему взаимоотношений и психологические нюансы героев. Теоретически мог бы, но я не литературовед и не психолог. Мое хобби - история, и для меня великое произведение, это еще и прекрасный повод окунуться в эпоху.

Ну а главное - прочитаем еще раз вместе, а быть может для кого-то я даже открою четкость, красоту и величие этого романа, написанного, кстати, особым языком - «онегинской строфой» - которую придумал сам Пушкин, смешав стиль классического английского и итальянского сонета. Те же 14 строк, но со своей ритмикой и системой рифмовки. Буквенно это выглядит так: AbAb CCdd EffE gg (прописными буквами обозначается женская рифма, строчными — мужская). По мне конструкция ажурная, дающая легкость в прочтении и приятность в усвоении. Но - крайне непростая. И понимаешь, почему у Пушкина на создание всего романа ушло столько времени (почти 8 лет)
В общем, если что - не судите строго:-)

Ну, или так...

Начнем, пожалуй, с эпиграфа. Знаете, в школьные годы, я не особо обращал внимания на эпиграфы, считая их излишним выпендрежем. Однако прошло время, и для меня это не только неразрывная часть самого произведения, а иногда и вообще концентрированная его суть. Может быть, я старею, но теперь и сам не прочь даже в своих постах пользоваться инструментарием эпиграфа. Мне приносит это определенное удовольствие:-)
В «Евгении Онегине» эпиграф есть перед самим произведением. Плюс еще там же и посвящение. Ну и отдельные эпиграфы, перед каждой главой. Иногда будем разбирать, иногда нет.
Первый эпиграф написан на французском и перевести его можно примерно так: «Проникнутый тщеславием, он обладал сверх того особой гордостью, которая побуждает признаваться с одинаковым равнодушием в своих как добрых, так и дурных поступках, — следствие чувства превосходства, быть может, мнимого ». Взят он якобы из частного письма, и служит для того, чтобы читатель поверил в то, что автор и Евгений Онегин добрые приятели, что автор как бы непосредственно участвует в событиях.

рисунок самого светоча русской литературы

Посвящение более многострочное, смысл его полностью приводит не имеется, но сделано оно Петру Александровичу Плетневу. Ректор кафедры словесности моей Alma mater Петр Александрович обладал чутким и мягким характером, писал стихи и был критиком. Но критиковал так обходительно и деликатно, что умудрялся быть другом почти всех литературных "звезд" того времени. В том числе и Пушкина.

П. Плетнев

Эпиграф перед первой главой состоит из одной строчки: «И жить торопится и чувствовать спешит ». И подпись Кн. Вяземский. Это часть произведения Петра Андреевича Вяземского - блестящего и интереснейшего друга Александра Сергеевича. Произведение называется «Первый снег» и приводить тут его полностью смысла не вижу - при желании можете найти сами. Сам Вяземский тоже был поэтом, но своего рода уникальным - написал только один сборник стихов, даже еще и ближе к концу жизни.

П. Вяземский

Но при этом, был настоящим «человеком эпохи Возрождения» (именно так я называю многосторонне развитые личности), ибо занимался много чем, начиная от переводчика и заканчивая государственными делами. Настоящий «золотой фонд нации». Жаль, немногие помнят о нем в наши дни. Очень был интересный и остроумный человек. Кн. - это сокращенно от князя. Вяземские вообще то Рюриковичи, а фамилию получили от удела - города Вязьма. И герб города, кстати, взят из их фамильного герба.

герб князей Вяземских

Ну а значение эпиграфа…Тут - на Ваше усмотрение. Причем, думаю, выводы лучше сделать после того, как прочтете всю первую главу целиком:-)
Пожалуй, пора перейти к самому тексту.
«Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
Его пример другим наука;
Но, боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь!
Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
Когда же черт возьмет тебя


Этот кусок помнят, наверное, все, кто ходил в советскую, русскую, украинскую, и прочие школы постсоветского пространства. Для большинства это буквально все, что они знают и помнят о романе:-) В общем, узнаваемо.
Для меня в приведенном отрывке главный строчки вот эти:
Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,

Я думаю, их надо использовать в качестве девиза противником применения средств против мужской эрективной дисфункции по типу Viagra:-))))

Но пойдем дальше.
Так думал молодой повеса,
Летя в пыли на почтовых,
Всевышней волею Зевеса
Наследник всех своих родных.
Друзья Людмилы и Руслана!
С героем моего романа
Без предисловий, сей же час
Позвольте познакомить вас:
Онегин, добрый мой приятель,
Родился на брегах Невы,
Где, может быть, родились вы
Или блистали, мой читатель;
Там некогда гулял и я:
Но вреден север для меня.


Почтовые, они же «перекладные» - это казенный, государственный экипаж, по сути такси. Держать свою кареты было не очень выгодно, а карету и лошадей так и вообще разорительно. Поэтому пользовались «перекладными». Причем порядок пользования очень тщательно регламентировался и следил за этим особый чиновник - станционный смотритель. Так как Онегин не служил, то в Табели о рангах стоял довольно-таки низко, поэтому количество лошадей на всю поездку у Евгения было немного, а именно только 3. Тройкой и ехал. Поэтому «лететь в пыли» он не могу никак, так как менять лошадь мог далеко не на каждой почтовой станции, а значит был вынужден их беречь и давать отдохнуть. Тем более, что свободных лошадей могло и не быть, а значит поездка могла основательно затянуться. Кстати, временной промежуток поездки можно приблизительно подсчитать. Поместье дядюшки было в Псковской области, Евгений жил в Петербурге. От Питера до, ну скажем, Михайловского около 400 километров. Переведем в версты и получим около 375 верст. Летом лошади шли со скоростью 10 верст в час, и в сутки проходили около 100 верст. Евгений был вынужден лошадей беречь и думаю в день преодолевал не более 70 верст. А это значит, даже если он не ждал лошадей при смене, и ехал почти без остановок, то добирался где-то около 4-5 дней в одну сторону по любому. А то и больше.

Почтовая станция

Кстати, как Вы понимаете, за такое «такси» надо было платить. Ехал Евгений, скорее всего по Витебскому тракту В пушкинские времена такса (прогонная плата) на этом тракте составляла 5 копеек за версту, а значит поездка стоила в одну сторону около 19 рублей. Не так чтобы очень много (дилижанс в Москву стоил 70 рублей, а аренда ложи в театре на год и вовсе 500), но и не мало, ибо за 10-15 рублей можно было купить крепостного.

Рубль 1825 года.

Про строчку «Но вреден север для меня» , думаю все все знают:-) Так тонко потролил Пушкин власти по поводу своей ссылки.
Ну и окончим сегодня на этом.
Продолжение следует….
Приятного времени суток

В романе в стихах «Евгений Онегин» предпослано 9 эпиграфов – во вступлении и в каждой из 8-и глав. У Пушкина даже язык, на котором написан эпиграф, играет роль.

Проникнутый тщеславием, он обладал еще той особенной гордостью, которая побуждает признаваться с одинаковым равнодушием как в своих добрых, так и дурных поступках, - следствие чувства превосходства, быть может, мнимого.

Из частного письма (франц.).

К вступлению были предпосланы строки из французского письма. Эти строки Пушкин применил по отношении к себе. Сам Пушкин в юности лучше знал французский. Даже в Лицее сверстники называли его французом. Русский язык он знал хуже, и первые его отроческие стихи были написаны на французском языке. Своему знанию русского языка он должен быть обязан няне Арине Родионовне и конечно преподавателю словесности в лицее Александру Ивановичу Галичу, русскому поэту и философу.

Эпиграф перекликается с его словами из вступления:

«Прими собранье пестрых глав,
Полусмешных, полупечальных,
Простонародных, идеальных,
Небрежный плод моих забав,
Бессонниц, легких вдохновений,
Незрелых и увядших лет,
Ума холодных наблюдений
И сердца горестных замет.»

Пушкин, таким образом, признается в своем поступке, что написал произведение, и предпосланным эпиграфом говорит, что он тоже не лишен тщеславия, и надеется на благосклонность читателя.

В первой главе предпосланы слова:

И жить торопится, и чувствовать спешит

Князь Вяземский

Это он уже о своем герое – Евгении Онегине. Пока Онегин скакал на почтовых к своей деревне, полученной им по наследству, Пушкин успел рассказать, какой образ жизни, зачастую беспорядочный, зачастую излишне активный, он вел, живя в Петербурге. Он никого не любил, зато умел лицемерить, ревновать. Наставляя рога мужьям, был с ними в прекрасных отношениях. В течение одного дня успевал попасть на светский раут, выпить с друзьями, вскружить голову какой- нибудь барышне, заехать попутно в театр. Его ни что не радовало, ни возбуждало. Жизнь успела приесться.

Очень короткий, и довольно оригинальный эпиграф предпослан ко второй главе:

O rus!…
Hor.
О, Русь!

Здесь Пушкин использовал игру слов. Слова Горация «O rus» переводятся с латыни, как: «о, деревня!» Эта фраза предпослана образованности Ленского, которого Пушкин вводит в этой главе.

В ней Пушкин описывает деревню, «где скучал Евгений», знакомит с главными героями, а рассказывая о них, показывает быт провинциальной России.

Третья глава посвящена Татьяне.

Она была девушка, она была влюблена.

Мальфилатр

Эпиграф на французском. Татьяна была увлечена французскими романами. И любовь ее тоже находилась под влиянием этих романов.

Эпиграф 4-й главы – Высказывание Неккера:

Нравственность в природе вещей.

Глава посвящена объяснению Онегина и Татьяны в саду. Обстановка в духе французских романов, но не того ожидала бедная Таня от Онегина.

5-я глава посвящена русской зиме, началу святок, и вещему сну Татьяны. Здесь конечно русский эпиграф – строки из поэмы Жуковского:

О, не знай сих страшных снов,
Ты, моя Светлана!

6-я глава повествует о дуэли и гибели Ленского. Для эпиграфа к этой главе Пушкин взял строки из Петрарки: «Там, где дни туманны и кратки - прирождённый враг мира - родится народ, которому не больно умирать». Но он выбросил среднюю строку и таким образом, смысл в эпиграфе изменился.

Там, где дни облачны и кратки, родится народ, которому умирать не больно.

С пропущенным средним стихом цитата истолковывается иначе. Отсутствие страха смерти заключается в разочарованности и преждевременной душевной старости. Это истолкование больше подходит к Онегину, поскольку Ленский любил жизнь, и хотел жить. И сюда он пришел, чтобы отомстить за себя и за свою любимую.

С другой стороны, разочарование, дряхлость души, «блеклый жизни цвет» характерны для жанра элегии, в котором творил Ленский. Таким образом, данный эпиграф многозначителен.

В седьмой главе отъезду Лариных в Москву посвящены всего несколько строф, Но зато в эпиграф Пушкин поставил 3 цитаты, вероятно, желая этим подчеркнуть значимость этого события в жизни Татьяны.

Москва, России дочь любима,
Где равную тебе сыскать?

Дмитриев

Как не любить родной Москвы?

Баратынский

Гоненье на Москву! что значит видеть свет!
Где ж лучше? Где нас нет.

Грибоедов

Конечно, цитаты о Москве могли быть только на русском, родном для Москвы, языке.

И, наконец, последняя 8-я глава. И эпиграф в ней прощальный – строки Байрона:

Прощай, и если навсегда,
То навсегда прощай.

Здесь тоже наблюдается многозначительность. Есть выражение: уйти по-английски. Так, не прощаясь, ушла из комнаты Татьяна. Примерно также оставил Пушкин своего героя, оставив читателей домысливать, что же было потом.

Грубая и неразборчивая классификация Набокова. Евгений Онегин Пушкина, как самое глубокое философское произведение современности. «Опыты» Мишеля Монтеня в эпиграфе к Евгению Онегину. Общая идея «Фауста» Гёте и «Двенадцати спящих дев» Жуковского. Откуда взялась известная фраза «Иных уж нет, а те далече». Кто такие «благодатный Гений» и «подруга юных дней»? Не согрешишь не покаешься, не покаешься не спасёшься. Чёрное благовещенье.

И с отвращением читая жизнь мою,
Я трепещу и проклинаю,
И горько жалуюсь, и горько слезы лью,
Но строк печальных не смываю.

А.С Пушкин «Воспоминане»

Главный эпиграф к «Евгению Онегину», стоящий сразу после названия и перед посвящением, может характеризовать главного героя: Евгений обладал и «тщеславием» и «особенной гордостью», вполне мог с равнодушием признаваться в дурных поступках и несомненно обладал чувством превосходства.

Проникнутый тщеславием, он обладал сверх того еще особенной гордостью, которая побуждает признаваться с одинаковым равнодушием в своих как добрых, так и дурных поступках, - следствие чувства превосходства, быть может мнимого. Из частного письма .

В одном из вариантов седьмой главы, Татьяна читает дневники Онегина. Эта незаконченная часть, не вошедшая в роман, начинается так:

Меня не любят и клевещут,
В кругу мужчин несносен я,
Девчонки предо мной трепещут,
Косятся дамы на меня…

В узком смысле, главный эпиграф может относиться только к посвящению. Частное письмо на французском языке отражает мнение «света» по поводу какого-то человека, общественную позицию. Пушкин не любил общество и его нравы, а поэтому в посвящении «не мыслит гордый свет забавить». Мнение света о «гордости», «тщеславии» и проч. может не иметь никакого отношения к реальным качествам человека. Чего толкового в cлухах? Но им то как раз и верят чаще всего. Эпиграф и посвящение разделяют «свет» и «душу, исполненную мечты «. Тот, к кому обращается писатель, или не принадлежит к «обществу», или не уважает его мнение или «общество» не уважает мнение адресата.

В более широком смысле, эпиграф отражает мнение «света» обо всём романе в целом. «Евгений Онегин» - это произведение если не автобиографическое, то как минимум расширенное эссе и отражает индивидуальные соображения автора на какие-то события, имеет установку на интимную откровенность и разговорную интонацию. Главный сюжет при этом возникает между делом, является поводом для того, чтобы пуститься в пространные философские рассуждения, афористичность и антитетичность. Как и в романе Стерна о Тристраме Шенди, лирические отступления и разговор с читателем здесь не отступление от темы - это сама тема. В самом широком смысле, поскольку Пушкин - это центр всей русской литературы, а «Евгений Онегин» - это центральное произведение Пушкина, то главный эпиграф к «Евгению Онегину» - это эпиграф ко всей русской классической литературе. Не исключено, что фразу «дар божий» нужно понимать буквально: единым автором у всей этой литературы является «иной разум» и это его эссе.

В первых строках своего «Комментария к Евгению Онегину», Владимир Набоков удивлён, как это Пушкину пришло в голову «снабдить легковесное повествование философским эпиграфом». Роман Пушкина он однозначно классифицирует именно этим эпитетом. Дальше в тексте Набоков приводит строки из Эдмунда Бёрка «Ничто так не вредит точности суждения, как грубая, неразборчивая классификация». Простой анализ показывает, роман Пушкина это не только не «легковесное повествование», но и возможно наиболее глубокое философское произведение, существующее на сегодня, поэтому замечание о «неразборчивой классификации» можно адресовать Набокову. Остальное творчество Пушкина: поэмы, стихотворения, драматические произведения и прозу, можно рассмотреть как подробный комментарий к соображениям, изложенным в романе «Евгений Онегин».

Какому конкретному историческому лицу, общество могло бы адресовать такой не вполне лестный эпиграф? Набоков пишет, что текст этого «частного письма» может напоминать строки из произведения Никола де Мальбранша «Разыскания истины», обращённые к Мишелю Монтеню и его книге «Опыты». Похожее отношение могло вызвать творчество Жана Жака Руссо и в особенности его «Исповедь». Монтень строг, аналитичен и рассудителен. Руссо сверхэмоционален и сентиментален. Над его «Новой Элоизой» проливала слёзы не одна Татьяна. По поводу творчества Руссо, всегда велись широкие споры. В книге «Записки из подполья» Достоевский вспоминает мнение поэта Гейне, что честная автобиография почти невозможна и «Руссо непременно налгал в своей исповеди и даже умышленно налгал, из тщеславия». Герой Достоевского говорит, что очень хорошо понимает, как это можно наклепать на себя целые преступления единственно из одного только тщеславия. Из тщеславия некоторые даже совершают преступления, как это сделал убийца Джона Леннона. Убить кумира миллионов чтобы воздвигнуть себя на пьедестал… это в духе пушкинского Сальери.

Спокойное, сбалансированное и математически строгое повествование «Евгения Онегина» ближе к стилю Монтеня. Предисловие к «Опытам» созвучно посвящению Пушкина. Монтень пишет:

Это искренняя книга, читатель. Она с самого начала предуведомляет тебя, что я не ставил себе никаких иных целей, кроме семейных и частных. Я нисколько не помышлял ни о твоей пользе, ни о своей славе. Силы мои недостаточны для подобной задачи. Назначение этой книги - доставить своеобразное удовольствие моей родне и друзьям .

Если бы я писал эту книгу, чтобы снискать благоволение света , я бы принарядился и показал себя в полном параде. Но я хочу, чтобы меня видели в моем простом, естественном и обыденном виде, непринужденным и безыскусственным, ибо я рисую не кого-либо, а себя самого.

У Пушкина читаем:

Не мысля гордый свет забавить ,
Вниманье дружбы возлюбя,
Хотел бы я тебе представить
Залог достойнее тебя,

Монтень сознательно принижает значение своего эссе:

Мои недостатки предстанут здесь как живые, и весь облик мой таким, каков он в действительности, насколько, разумеется, это совместимо с моим уважением к публике. Если бы я жил между тех племен, которые, как говорят, и по-сейчас еще наслаждаются сладостной свободою изначальных законов природы, уверяю тебя, читатель, я с величайшей охотою нарисовал бы себя во весь рост, и притом нагишом. Таким образом, содержание моей книги - я сам, а это отнюдь не причина, чтобы ты отдавал свой досуг предмету столь легковесному и ничтожному. Прощай же!

У Пушкина:

Но так и быть - рукой пристрастной
Прими собранье пестрых глав,
Полусмешных, полупечальных,
Простонародных, идеальных,
Небрежный плод моих забав,
Бессонниц, легких вдохновений,
Незрелых и увядших лет,
Ума холодных наблюдений
И сердца горестных замет.

Окончание посвящения Монтеня созвучно прощанию Пушкина с читателем в конце «Евгения Онегина»:

Кто б ни был ты, о мой читатель,
Друг, недруг, я хочу с тобой
Расстаться нынче как приятель.
Прости. Чего бы ты за мной
Здесь ни искал в строфах небрежных,
Воспоминаний ли мятежных,
Отдохновенья ль от трудов,
Живых картин, иль острых слов,
Иль грамматических ошибок,
Дай бог, чтоб в этой книжке ты
Для развлеченья, для мечты,
Для сердца, для журнальных сшибок
Хотя крупицу мог найти.
За сим расстанемся, прости!

У Пушкина никогда не было «увядших лет». За бурным лицейским периодом последовала беспорядочная жизнь в Кишинёве, полная мелких любовных приключений и бессмысленных дуэлей. В Молдавии, он начал «Евгения Онегина». После кратковременного заезда в Одессу, два года в Михайловском. Приезд Онегина в деревню он писал в Молдавии, а в Михайловском очень точно предсказал детали собственной смерти, произошедшей в Петербурге, через четыре года после окончания «Евгения Онегина». Собственная жизнь Пушкина никак не отразилась на романе. Поэт не имел почти никакого реального жизненного опыта, но для передачи темы «увядших лет» совсем не требуется их чувствовать самому. Известные стихи «Не спрашивай зачем унылой думой», на которые был создан романс, Пушкин написал в 17 лет, в свой лицейский период. Как тут не вспомнить импровизатора из «Египетских ночей»? Пушкин мог отработать любую тему на выбор… только чей выбор?

Монтень сильно прибеднялся, называя своё творчество «легковесным и ничтожным». В предисловии к изданию книги Монтеня 1991 года, читаем: «Шекспир полон реминисценций из Монтеня, Паскаль и Декарт спорили с ним, Вольтер его защищал; о нём писали, на него ссылались полемически или одобрительно, Бэкон, Гассенди, Мальбранш, Боссюэ, Бейль, Монтескье, Дидро, Руссо, Ламетри, Пушкин, Герцен, Толстой». Разве можно предложить, что творчество Пушкина может быть «легковесным» и, рассуждая о красотах русского языка, палить из Пушкина по воробьям: невозможно описать во всей полноте влияние поэта на развитие русской культуры.

Может показаться очень странным, если кто-то ставит задачей познание самого себя и посвящает изучению своей личности всё своё творчество. Отсюда и возникает, на первый взгляд, странное «частное письмо», придуманное Пушкиным для главного эпиграфа к «Евгению Онегину». Но, если реальным автором был «иной разум», то идейное наполнение его творчества может иметь значительно более важное значение. Никто не сможет понять бога так, как он сам.

На языке оригинала, книга Монтеня называется «Essais», то есть «эссе». Жанр «эссе» в его современном значении обязан своим происхождением именно Монтеню. Официальная католическая церковь запрещала говорить и писать о себе, но Монтеня это совершенно не смутило.

Запрещающим говорить о себе кажется, что заниматься собой значит любоваться собой, что неотвязно следить за собой и изучать себя значит придавать себе слишком много цены. Это, конечно, бывает. Но такая крайность проявляется только у тех, кто изучает себя лишь поверхностно; у тех, кто обращается к себе, лишь покончив со всеми своими делами; кто считает занятие собой делом пустым и праздным; кто держится мнения, что развивать свой ум и совершенствовать свой характер - все равно что строить воздушные замки; и кто полагает, что самопознание - дело постороннее и третьестепенное.

Тот, кто может глубоко проникнуть в самую суть своего «Я», становится мудрецом и ему не нужно бояться открыто и с равнодушием говорить о результатах своего познания. Описывая окружающий мир, таким, как он его видит, человек описывает прежде всего самого себя. Мир, каким его видит человек (или «иной разум») является отражением его индивидуальности. Помимо субъективного мира существует и объективный мир, изучение которого является предметом науки, но только субъективное восприятие объективной реальности отличает одного человека от другого. С этой точки зрения, основным предметом «Евгения Онегина», а за ним и всей русской литературы является исследование «им » самого себя, это большое глобальное эссе.

В слове «Опыт» заключён глубокий этический смысл. Только события реальной жизни, когда решение нужно принимать здесь и сейчас, не задумываясь, могут быть механизмом развития. Никакие умные книги, заповеди и заветы не способны изменить суть человека, на это способен только опыт. Русское народное творчество произвело на свет фразу коротко, точно и сжато объясняющую эту идею: «Не согрешишь - не покаешься. Не покаешься - не спасёшься «. Нравственная свобода от писаных заветов, приводит к внутреннему осознанию этического закона. В результате, внутреннее развитие приводит к тому, что человек второй раз на те же грабли не наступит. Каяться кому-то конечно при этом совсем не обязательно, жизненный опыт - это обычная тренировка. А перед кем должен «каяться» «бог», если он существует? Страдания в жизни есть тот самый тренажёрный зал в котором развивается человек: только тот, кто регулярно занимается спортом, имеет шанс выиграть соревнование. С идеей «перебеситься для оздоровления» связана цитата из Библии, взятая Достоевским эпиграфом к своей книге «Бесы». Роман «Евгений Онегин» заканчивается так:

Блажен, кто праздник жизни рано
Оставил, не допив до дна
Бокала полного вина

Фразы «блажен, кто верует» и «блаженны нищие духом» немного созвучны фразе «No brain - no pain». Люди, не способные думать и чувствовать - самые счастливые люди на земле. Одним из выводов буддизма является утверждение о том, что причиной страданий является способность переживать. Лишившись этой способности, человек может избежать страданий. Если поверить, что мир всегда прекрасен, что правда торжествует, действительно можно стать абсолютно счастливым, но это счастье страуса, спрятавшего от опасности свою голову в песок. Строгий и объективный взгляд на мир лишает такой возможности. «Если у вас нету тёти, то вам её не потерять». Счастливы те, кто не живут, ведь «если вы не живёте, то вам и не умирать». Если человеку требуется жить и он желает испить свою чашу до дна, то ни о каком «блаженстве» тут не может быть и речи. Человек живёт, а не «блаженствует» и желание оставить «праздник жизни» раньше обычного, может быть проявлением слабости и поражения, а некоторые вообще считают это смертным грехом.

С темой «Опыта» связана идея поэмы Гёте «Фауст». Французский композитор Гектор Берлиоз создал оперу «Осуждение Фауста» на собственное либретто, где в противоположность Гёте, осудил Фауста, и в конце оперы направил его на вечные муки. В оригинальной трагедии Гёте, Фауст прощён и взят «на светлую сторону силы». Должен ли Фауст быть осуждён за то, что сделал или нет?

В библейской книге Иова, чтобы проверить и усилить убеждения своего слуги, бог посылает ему лишения и трагедии. Преодолевая всевозможные трудности, Иов становится сильнее и увереннее, его убеждения крепнут, «в буре лишь крепче руки и парус поможет и киль». На первый взгляд это логично, ведь великое должно рождаться в муках: кто с этим спорит, однако не всё так просто.

Может ли принуждение к чему-либо изменить человека или общество? Приводит ли строгое соблюдение законов или просто их знание к включению человеком эти законов в свой внутренний моральный кодекс? Как будет себя вести человек, когда все законы отменены и он, будучи предоставлен самому себе, и своей реальной внутренней морали, свободен вести себя как он сам считает нужным? Возникновение книги Иова некоторые относят ещё ко времени до Моисея. Как пишет Самуэль Крамер , истоки этой книги можно найти в литературных произведениях древнего Шумера в III тысячелетии до нашей эры. Логикой книги Иова вполне можно оправдать лишения странников аравийских пустынь, оставшихся без своей земли и страны. Чем больше пострадаете, тем лучше вам будет в конце, логически всё вроде верно…

В поэме Гёте «Фауст», чтобы испытать своего «слугу», бог, наоборот, просит Мефистофеля предложить ему любой блуд, какой только позволит фантазия. Фауст растлевает Маргариту, становится причиной смерти её ребёнка и матери, женится на «прекрасной Елене», но в конце концов всё-таки оказывается оправданным… Логика Гёте прямо противоположна логике книги Иова. В чём же суть? Фауст получает опыт и в результате создаёт нравственный кодекс в своей душе. Нравственный закон должен судить не сколько по тому что человек фактически совершил, на это есть «мирской суд», но какие уроки и какой опыт он при этом для себя приобрёл. Да, он растлил девушку и да, на это есть статья 131 УК РФ. Однако, какие реальные выводы он при этом сделал для себя и повторит ли он опять то же самое ещё раз? Что касается доктора Фауста, то конечно не повторит… чего наверное нельзя сказать о ком-то другом. Поэтому, если мирской суд определит Фауста по 131 статье, в соответствии с логикой поэмы Гёте, «божий суд» его оправдает. В книге Достоевского «Братья Карамазовы» старец Зосима по этой причине кланяется будущим страданиям Мити.

Важность приобретённого опыта во много раз усиливается, если предположить истинность утверждения восточных религий о возможности метемпсихоза или реинкарнаций, что также обсуждает и Мишель Монтень. Действительно, для человека в новой жизни не будет иметь никакого значения количество уголовных сроков, которые он не отсидел в прошлой. Однако опыт, который он приобрёл в качестве «несметных сокровищ внутри себя» не позволит ему повторить то же самое в новой жизни. У человека существует врождённое свойство «Совесть», хотя некоторые это отрицают. Чем больше человек делает дурных поступков, тем больше восстаёт против самого себя, и это единственный путь научиться уму разуму. В главе «О совести», второй книги «Опыты», Монтень пишет:

Пчела жаля и причиняя боль другому, причиняет себе ещё большее зло ибо теряет жало и погибает.

Шпанская муха носит в себе какое-то вещество, которое служит противоядием против ее собственного яда. Сходным образом одновременно с наслаждением, получаемым от порока, совесть начинает испытывать противоположное чувство, которое и во сне и наяву терзает нас мучительными видениями:

Ибо многие выдавали себя, говоря во сне или в бреду во время болезни, и разоблачали злодеяния, долго остававшиеся скрытыми (лат.). - Лукреций, V, 1160.

В критической ситуации человек проявляет себя с истинной стороны какими бы моральными заповедями и истинами он не прикрывался в обычной жизни. Радистка Кэт из фильма «Семнадцать мгновений весны» при родах закричала по-русски и тем самым выдала себя. Для нравственного закона должно быть совершенно безразлично какие заповеди человек исповедует. Его истинное «я» может проявиться только в результате конкретных событий, когда затрагиваются реальные интересы человека, хватают его за живое. «Если друг оказался вдруг». В фильме «Сталкер» Андрея Тарковского, Писатель так рассуждает на эту тему:

А потом, откуда мне знать, как назвать то… чего я хочу? И откуда мне знать, что на самом-то деле я не хочу того, чего я хочу? Или, скажем, что я действительно не хочу того, чего я не хочу? Это все какие-то неуловимые вещи: стоит их назвать, и их смысл исчезает, тает, растворяется… как медуза на солнце. Видели когда-нибудь? Сознание моё хочет победы вегетарианства во всем мире, а подсознание изнывает по куску сочного мяса. А чего же хочу я?

В фильме Эльдара Рязанова «Жестокий романс», снятый по мотивам пьесы Островского «Бесприданница», мелкий чиновник Карандышев утверждает, что «взяток не берёт». Ему правда на это замечают «кто бы вам их ещё давал». Неизвестно, брал бы он взятки, если его положение позволяло их брать. Почему Карандышев, строящий из себя «образованного человека», по факту является ограниченным и глупым, а Паратов, который по всему является отрицательным персонажем, всеми почитаем, и сводит всех женщин с ума? Несмотря на то, что Паратов дворянин, свой жизненный опыт он черпает из общения в широких народных кругах. Он и на медведя ходит и свой у цыган и у видных купцов и большой знаток женщин. А что может Карандышев? Только рассуждать о нравственности. Когда перед ним появляется спившийся провинциальный актёр Робинзон, Аркадий Счастливцев, то он преспокойно принимает его за английского лорда и называет Робинзона «Сэром». Карандышев ничего не понимает в жизни только потому что у него нет «Опыта», того самого Опыта, которому посвящена вся книга Мишеля Монтеня. Под воздействием чувства оскорблённого самолюбия Карандышев пошёл на убийство человека, которого считал, что любит. Без сомнения, отсидев весь срок и выйдя на волю, следующий раз в подобной ситуации он десять раз подумает, прежде чем стрелять: в тюрьме у него для этого будет много свободного времени.

Паратов в «Бесприданнице» немного похож на Фауста. Он растлил Ларису Дмитревну, потом женился на больших деньгах, прекрасной Елене. Что можно сказать о его «совести»? На Паратова стал бы похож Онегин, если не отказал Татьяне в четвёртой главе. Набоков упоминает, что следующее использование слова «pètri» из главного эпиграфа к «Евгению Онегину» в русской литературе (через полвека после Пушкина) встречается, в своем буквальном смысле, в знаменитой французской фразе, которую произносит страшный маленький мужик, в зловещем сне Анны Карениной . Анна рассматривала этот сон, как своеобразное «чёрное благовещенье», в результате которого она должна умереть от родов. От родов она не умерла, её смерть носила иной характер. Алексей Кириллович Вронский - вариация на тему мужа Татьяны. Лев Толстой показал, что могло произойти, если бы Татьяна в восьмой главе изменила с Евгением своему мужу. В отличие от Анны Карениной, для Татьяны спокойствие и равновесие в жизни имеют определяющее значение, а поэтому не исключено, что Татьяна не пойдёт за Онегиным даже в том случае, если останется вдовой.

Примечания

Краткая летопись создания романа «Евгений Онегин» 1823, 22 октября – «Octobre 22(1823) Odessa», - записывает Пушкин под последней строфой чернового текста первой главы «Евгения Онегина». 1824, 2 октября – вчерне окончена третья глава «Евгения Онегина». 1826, 3 января – дата, выставленная Пушкиным под последней строфой четвертой главы «Евгения Онегина». 1826, 10 августа – вчерне раньше пятой главы «Евгения Онегина» закончена шестая. 1826, около 20 октября – отдельным изданием выходит вторая глава «Евгения Онегина». 1826, 22 ноября – закончена пятая глава «Евгения Онегина». 1828, 23 марта – отдельно издана шестая глава «Евгения Онегина». 1832, до 22 января – отдельным изданием вышла последняя (вось- мая) глава «Евгения Онегина». 1833, около 23 марта – выходит первое полное издание романа «Евгений Онегин».


Темы сочинений и рефератов по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин» 1. «…Читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека…» (В. Г. Белинский). 2. Поиски счастья в творчестве Пушкина («Цыганы», «Евгений Онегин», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…», «(Из Пиндемонти)»). 3. Традиции и новаторство в понимании Пушкина. 4. Онегин и Чацкий – черты сходства и отличия. 5. «Татьяны милый идеал» (принципиальная новизна образа этой героини для русской литературы). 6. Адаптация романа в стихах «Евгений Онегин» в одноименной опере П. И. Чайковского.


ГЛАВА ПЕРВАЯ Эпиграф – из стихотворения П. А. Вяземского «Первый снег». Эпиграф – из стихотворения П. А. Вяземского «Первый снег». Мой дядя, самых честных правил, // Когда не в шутку занемог… - В отдельных изданиях первой главы и в первом издании романа 1833 г. После этих слов стояла авторская точка с запятой, которую мы восстанавливаем, так как принятая сейчас запятая обессмысливает вполне законченную мысль: раз, если, дядя не в шутку занемог, он – достойный человек, человек самых честных правил. Мой дядя, самых честных правил, // Когда не в шутку занемог… - В отдельных изданиях первой главы и в первом издании романа 1833 г. После этих слов стояла авторская точка с запятой, которую мы восстанавливаем, так как принятая сейчас запятая обессмысливает вполне законченную мысль: раз, если, дядя не в шутку занемог, он – достойный человек, человек самых честных правил. Наука страсти нежной, // Которую воспел Назон... – поэма Овидия Назона «Искусство любви». Наука страсти нежной, // Которую воспел Назон... – поэма Овидия Назона «Искусство любви». Фобласа давний ученик… - подражатель Фобласу, развращенному герою романов француза Луве де Кувре. Фобласа давний ученик… - подражатель Фобласу, развращенному герою романов француза Луве де Кувре. Так я, беспечен, воспевал // И деву гор, мой идеал, // И пленниц берегов Салгира… - Речь идет о «южных» поэмах Пушкина «Кавказский плен- ник» и «Бахчисарайский фонтан». Так я, беспечен, воспевал // И деву гор, мой идеал, // И пленниц берегов Салгира… - Речь идет о «южных» поэмах Пушкина «Кавказский плен- ник» и «Бахчисарайский фонтан».


ГЛАВА ВТОРАЯ Эпиграф основан на перекличке латинского rus (древняя) и старого былинного названия России – Русь. «O rus!» - цитата из «Сатир» Горация. Эпиграф основан на перекличке латинского rus (древняя) и старого былинного названия России – Русь. «O rus!» - цитата из «Сатир» Горация. …мух давил… - то есть пил («Убить муху – напиться допьяна» - В. Даль). …мух давил… - то есть пил («Убить муху – напиться допьяна» - В. Даль). Он фармазон… - искаженное «франк- масон» (то есть член масонской ложи),употреблялось в значении «вольнодумец» как ругательство. Он фармазон… - искаженное «франк- масон» (то есть член масонской ложи),употреблялось в значении «вольнодумец» как ругательство. С душою прямо геттингенской… - Геттингенский университет славился своими либеральными идеями. С душою прямо геттингенской… - Геттингенский университет славился своими либеральными идеями. И русский Н как N французский… - Уже не рас было справедливо замечено, что этот стих читается так: «И русский «наш» как N французский». «Наш» - церковно- славянское название буквы «н». И русский Н как N французский… - Уже не рас было справедливо замечено, что этот стих читается так: «И русский «наш» как N французский». «Наш» - церковно- славянское название буквы «н».



ГЛАВА ТРЕТЬЯ Эпиграф взят из поэмы «Нарцисс или Остров Венеры» французского поэта Мальфилатра и переводится на русский: «Она была девушка, она была влюблена». Эпиграф взят из поэмы «Нарцисс или Остров Венеры» французского поэта Мальфилатра и переводится на русский: «Она была девушка, она была влюблена». Точь-в-точь в Вандиковой Мадонне… - то есть как нидерландского художника Ван- Дейка. Точь-в-точь в Вандиковой Мадонне… - то есть как нидерландского художника Ван- Дейка. Кларисой, Юлией, Дельфиной… - Татьяна воображала себя героиней романов «Клариса Гарлоу» Ричардсона, «Новая Элоиза» Руссо, «Дельфина» де Сталь. Кларисой, Юлией, Дельфиной… - Татьяна воображала себя героиней романов «Клариса Гарлоу» Ричардсона, «Новая Элоиза» Руссо, «Дельфина» де Сталь. А нынче все мне тёмно, Таня… - Конечно, прямой смысл этих няниных слов – сетование на ослабшую к старости память. Но рекомендуем поразмышлять над тем фактом, что всего за пять строф до этого сетования автор скажет: «А нынче все умы в тумане» - фразу, поразительно похожую своим ритмико-синтаксическим рисунком на нянину! А нынче все мне тёмно, Таня… - Конечно, прямой смысл этих няниных слов – сетование на ослабшую к старости память. Но рекомендуем поразмышлять над тем фактом, что всего за пять строф до этого сетования автор скажет: «А нынче все умы в тумане» - фразу, поразительно похожую своим ритмико-синтаксическим рисунком на нянину!



ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ Эпиграф являет собой высказывание французского политического деятеля 18 в. Жака Неккера и в последних пушкинских изданиях переведен как «нравственность в природе вещей». Со славой красных каблуков… - Красные каблуки, бывшие в моде при дворе Людовика 15, стали и в России 18 в. Принадлежностью щегольского наряда молодых придворных. Но тише! Слышишь? Критик строгий //Повелевает сбросить нам // Элегии венок убогий… - Речь идет об уже упоминавшейся здесь статье Кюхельбекера в «Мнемозине». Порой белянки черноокой // Младой и свежий поцелуй … - точ- ный, почти буквальный перевод стихотворения Андре Шенье «Кавалеру де Панжу».



ГЛАВА ПЯТАЯ Эпиграф взят из баллады Жуковского «Светлана». Эпиграф взят из баллады Жуковского «Светлана». Скотинины, чета седая… - значимая в фонвизинском «Недоросле» фамилия. Пушкин явно аппелирует к этой значимости, которой характеризует и собственные персонажи. Скотинины, чета седая… - значимая в фонвизинском «Недоросле» фамилия. Пушкин явно аппелирует к этой значимости, которой характеризует и собственные персонажи. Мой брат двоюродный, Буянов… - фамилия героя поэмы В. Л. Пушкина «Опасный сосед». Снова Пушкин рассчитывает на читательское узнавание. Мой брат двоюродный, Буянов… - фамилия героя поэмы В. Л. Пушкина «Опасный сосед». Снова Пушкин рассчитывает на читательское узнавание. Зизи, кристалл души моей… - Зизи – домашнее имя Евпраксии Вульф. Зизи, кристалл души моей… - Зизи – домашнее имя Евпраксии Вульф. Как ты, божественный Омир… - Омиром Пушкин называет Гомера. Как ты, божественный Омир… - Омиром Пушкин называет Гомера. Хотелось вроде мне Альбана… - Франческо Альбани (Альбан) – итальянский художник 17 в. Хотелось вроде мне Альбана… - Франческо Альбани (Альбан) – итальянский художник 17 в.



ГЛАВА ШЕСТАЯ Эпиграф взят из книги Петрарки «На жизнь мадонны Лауры» (канцона 28). Эпиграф взят из книги Петрарки «На жизнь мадонны Лауры» (канцона 28). И даже честный человек… - цитата из «Кандида» Вольтера. И даже честный человек… - цитата из «Кандида» Вольтера. Так исправляется наш век!.. – тоже цитата из Вольтера, из его поэмы «Гражданская война в Женеве». Так исправляется наш век!.. – тоже цитата из Вольтера, из его поэмы «Гражданская война в Женеве».



ГЛАВА СЕДЬМАЯ Эпиграфы, как и пометил автор, взяты из разных источников. Первый – панегирический – из стихотворения И. Дмитриева «Освобождение Москвы». Второй, окруженный в поэме Е. Баратынского «Пиры» добродушной иронией в адрес хлебосольства «богатой знати» и «дарованья поваров», опять- таки отзывается в главе тем, что «родне, прибывшей издалече, // Повсюду ласковая встреча // И восклицанья, и хлеб-соль». Но третий эпиграф из «Горя от ума» записан не так как у Грибоедова. В пьесе это диалог Софьи и Чацкого. У Пушкина – монолог. Эпиграфы, как и пометил автор, взяты из разных источников. Первый – панегирический – из стихотворения И. Дмитриева «Освобождение Москвы». Второй, окруженный в поэме Е. Баратынского «Пиры» добродушной иронией в адрес хлебосольства «богатой знати» и «дарованья поваров», опять- таки отзывается в главе тем, что «родне, прибывшей издалече, // Повсюду ласковая встреча // И восклицанья, и хлеб-соль». Но третий эпиграф из «Горя от ума» записан не так как у Грибоедова. В пьесе это диалог Софьи и Чацкого. У Пушкина – монолог. Как грустно мне твое явленье, // Весна, весна! пора любви!.. – очередное доказательство разности между автором и героем: «Весна живит его», - сказано об Онегине в восьмой главе романа. Как грустно мне твое явленье, // Весна, весна! пора любви!.. – очередное доказательство разности между автором и героем: «Весна живит его», - сказано об Онегине в восьмой главе романа. Столбик с куклою чугунной… - бюстик Наполеона. Столбик с куклою чугунной… - бюстик Наполеона.



ГЛАВА ВОСЬМАЯ Эпиграф взят из Байрона, почитаемого Онегиным поэта. Какой горький урок Онегину несут в себе эти байроновские строки, которые по-русски звучат так:«Прощай и если на всегда, то навсегда прощай». Эпиграф взят из Байрона, почитаемого Онегиным поэта. Какой горький урок Онегину несут в себе эти байроновские строки, которые по-русски звучат так:«Прощай и если на всегда, то навсегда прощай». St-Priest, твои карандаши… - Сен-При, в 22 года покончивший жизнь самоубийством, оставил о себе память своими карикатурами, изображавшими, в частности, сценки петербургской великосветской жизни. St-Priest, твои карандаши… - Сен-При, в 22 года покончивший жизнь самоубийством, оставил о себе память своими карикатурами, изображавшими, в частности, сценки петербургской великосветской жизни. Румян, как вербный херувим… - как восковой ангел, продававшийся на «вербных базарах». Румян, как вербный херувим… - как восковой ангел, продававшийся на «вербных базарах». Я сквозь магический кристалл… - Магическим кристаллом называли стеклянный шар, который использовали при гадании. Я сквозь магический кристалл… - Магическим кристаллом называли стеклянный шар, который использовали при гадании.



Онегинская СТРОФА «Мой дядя самых честных правил, (а) Когда не в шутку занемог, (б) Он уважать себя заставил (а) И лучше выдумать не мог. (б) Его пример другим наука; (в) Но, Боже мой, какая скука (в) С больным сидеть и день и ночь, (г) Не отходя ни шагу прочь! (г) Какое низкое коварство (д) Полуживого забавлять, (е) Ему подушки поправлять, (е) Печально подносить лекарство, (д) Вздыхать и думать про себя: (ж) Когда же черт возьмет тебя!» (ж)


Top