Братья соломины конфликт. Юрий Соломин: биография, личная жизнь

12 декабря отмечал день рождения Виталий Соломин.
Все его знают. Как и старшего брата Виталия Юрия.

Отношения между братьями всегда интриговали журналистов. Почему-то считалось, что последние годы они друг друга недолюбливали. Юрий Соломин всегда отзывался о брате с уважением, но при первой же возможности норовил со скользкой темы съехать.

Юрий старше на шесть лет и к тому моменту, когда Виталий приехал поступать в Щепкинское училище, уже его закончил. Виталий сам признавал, что в училище его приняли в немалой степени из-за уважения к брату, который был у педагогов на хорошем счету.

Итак, два брата - актера. Профессиональная ревность и конкуренция здесь почти неизбежны, но… Соломиным делить было нечего. Они оказались слишком разными по психотипу. Виталий не мог претендовать на роли Юрия и наоборот. Кроме того у обоих все начало складываться в кинематографе почти одновременно.
Юрий, сыграв Кольцова в «Адъютанте его превосходительства» стал любимым актером не только простых зрителей, но и высокопоставленных гэбешников. Пошли косяком роли чекистов, среди которых выделялся получивший «Оскара» фильм Акиры Куросавы «Дерсу Узала».

Что касаемо Виталия, то он после ряда заметных картин («Женщины», «Старшая сестра») нашел своего режиссера. Игорь Масленников подарил актеру всесоюзную славу, сняв в роли Ватсона. Не меньшим успехом пользовалась «Зимняя вишня».
Братья не раз снимались вместе: «Даурия», «Летучая мышь», «Сны о России».
Долгие годы они также работали в одном театре, - Малом. В 1986 году Виталий оттуда ушел в Театр имени Моссовета. Но в 1988 Юрий стал художественным руководителем Малого и уговорил брата вернуться.

Новое время возвело между братьями стену. Они были слишком разными, но в чем-то одинаковыми. Оба с «холодком», не любили пускать в душу посторонних. Оба максималисты, отстаивающие свое мнение до последнего.
Вот что рассказывала дочь Виталия.

«Они с Юрой дружили в детстве и юности, а потом их пути немного разошлись. Вне стен театра братья практически не общались. Юра к нам приходил, лишь пока была жива бабушка Зина. Кстати, она откровенно больше любила старшего сына. Показывая Юрины фотографии, всегда добавляла: «Какой красавец!» А папу считала внешне непримечательным. Когда я родилась, мама написала из роддома письмо: «У нас очень красивая девочка, копия Виталия». Бабушка засме-ялась: «Тоже мне красавец!»

Была у Виталия еще одна причина для недовольства. Он неоправданно много работал. Артист поставил под себя мюзикл «Свадьба Кречинского», - очень физически выматывающий человека, которому под шестьдесят. Играл он его без замены, хотя неоднократно просил ввести на эту роль кого-то еще. Руководство во главе с братом просьбы игнорило.
Ни к чему хорошему это не привело. Прямо во время спектакля Виталия свалил инсульт. Со сцены его отвезли в институт Склифосовского. Через месяц он умер.

В день его похорон я квасил с одним товарищем, который вдруг в лицах рассказал, что братья в тот злополучный день подрались. Ага, прямо перед выходом Виталия на сцену старший брат его побил. При этом, надо сказать, что товарищ мой от театральных дел далек неимоверно (в театре не был ни разу!). На мой вопрос, с какого перепугу он это взял, товарищ ответил: «Все говорят».

Не знаю, что там говорят все, но, сколько бы журналисты эту тему не мусолили, как бы не «кололи» Юрия каких-то жареных фактов не прибавляется.
Несколько лет назад один из блогеров, правда, выступил с утверждением, что братья банально не поделили дачу. Но и это, на мой взгляд, вилами по воде писано.
Но тема противостояния братьев Соломиных нет - нет да и мелькнет. Вон Валерий Баринов прямым текстом заявляет, - знаю, мол, по какой причине они друг с другом не разговаривали, но никому не скажу.
Выйдет ли когда правда наружу?
На месте Юрия Соломина я бы не молчал. Поскольку ведь понанесут к решеткам памяти посвящений и воспоминаний дрянь.

Многие знают великолепного актера, народного артиста России, режиссера и театрального педагога Юрия Соломина. Но его биография, личная жизнь известна не многим.

В его долгой жизни немало произошло интересного. Об этом пойдет речь в этой статье.

Юрий Соломин родился в 1935 году. Его биография началась в городе Чите. Родители работали учителями музыки. В семье Соломиных был небольшой личный оркестр. В нем Юра исполнял партию ложек. Жизнь мальчика была окружена музыкой. Но, ни он, ни его брат, Виталий не переняли музыкальных способностей.

Родители были талантливыми людьми. Мама обладала абсолютным слухом. Папа умел играть на многих музыкальных инструментах. Юрий Соломин с детства был увлечен театром. Его актерская биография началась рано.

Он принимал участие в спектаклях театрального кружка в Доме пионеров. Личную любовь к театру он открыл в себе после того, как посмотрел документальный фильм о работе Малого театра. После этого события его жизнь изменилась. Он твердо решил стать актером.

Виталий тоже разделил это намерение и сказал родителям, что тоже будет актером. Они немного расстроились, что дети не пошли в них музыкальными талантами. Но потом смирились, решив, что этот вид искусства тоже неплох.

Обучение и начало актерской карьеры

После окончания школы Юрий Соломин, недолго думал, кем быть, поскольку он давно уже определил, что его биография будет неразрывно связана с театром. Он поехал в Москву и подал документы в Театральный институт им. Щукина.

На вступительном экзамене он по личному выбору читал стихи Маяковского. Это было важное событие в жизни юного парнишки. Его внешний аристократический вид плохо сочетался с патриотическим настроем стихов. С улыбкой, но педагоги решили оставить его на второй тур. На фото тех лет он выглядит совсем худеньким юношей с большими выразительными глазами.

По совету отца Юрий подошел к председателю приемной комиссии, замечательной артистке Веры Пашенной, и спросил о том, есть ли у него шанс быть принятым. Она ответила утвердительно. Так он был зачислен в студенты Театрального института.

Как и мечтал Юрий Соломин, его биография оказалась тесно связана с Малым театром. Впервые на его сцену он вышел на втором курсе. Пусть его личная роль была совсем небольшой (он сыграл ремесленника в «Иване Грозном»), но в его жизни это было сильное потрясение. После окончания института он, не раздумывая, стал актером Малого театра. Причиной этому было сильная любовь к этому театру с детства и желание до самой смерти служить этому виду искусства.

Роли они исполнял разные, начиная от малых, переходя постепенно на главные роли. Его талант не мог не остаться незамеченным. Он участвовал в «Ревизоре» Гоголя, «Живом трупе», «Дяде Ване».

Актер играл в спектакле «Ревизор»

Вскоре он стал сниматься в кино. Его преподавательница Вера Пашенная порекомендовала его режиссеру И.Анненскому. Он взял его в свой фильм «Бессонная ночь», где актер сразу сыграл главную роль. Это произошло в 1960 году. Однако эта роль не принесла ему большого успеха. Стать знаменитым актеру помогла совсем другая роль.

Кадры из сцены «Бессонная ночь»

Театральная и преподавательская деятельность

Актер исполнил более 50 ролей в разных спектаклях. Но лучше всего у него получалось играть в спектаклях по произведениям А.П.Чехова. Вскоре Соломина стали называть «чеховским актером». Критики отмечали его богатый талант и умение перевоплощаться в разных людей. Больше всего зрителям и специалиста нравилась его роль в «Дяде Ване».

Кроме чеховских инсценировок, актер принимал участие в спектаклях: «Сирано де Бержерак» Э.Ростана, «Ярмарка тщеславия» В.Теккерея, «Пучина» Островского, «Любовь яровая» Тренева, «Игра» Бондарева, «Пигмалион» Б.Шоу и многих других.

Роль Николая II в пьесе «И Аз воздам» потрясла многих зрителей и критиков. Все отмечали несомненный талант и внешнее сходство артиста с последним царем-мучеником.

С 1961 года Соломин занимается преподавательской деятельностью в Институте им. Щукина, там, где он учился. Сейчас он имеет должность профессора. Ведет активную деятельность в обучении студентов, в том числе иностранцев.

В 1988 году Соломин стал худ. руководителем родного театра. Но это вовсе не вызвало в нем тщеславия. Напротив, Юрий Мефодьевич открыт и общителен со всеми. В нем нет напускной важности. Его всегда отличала особая интеллигентная утонченность, тактичность.

С 1980 года Юрий Мефодьевич трудится на поприще режиссера в театре. К его режиссерским постановкам относятся: «Бесприданница» Островского, «Чайка» и «Три сестры» Чехова, «Ревизор» Гоголя, «Власти тьмы» Л.Толстого, «Таинственный ящик» Каратыгина, «Молодость короля Людовика XIV» Дюма.

Роли в кинематографе

После дебюта в кино Юрия Соломина еще ждало еще несколько ролей в различных фильмах. Это были в основном кинокартины о войне. Его кинематографическая биография не начиналась сразу с бурного успеха. Режиссеры видели в нем почему-то военного человека. Наверно благодаря его сдержанности, краткости в словах, целеустремленности, он сподоблялся играть военных командиров. Эти роли не приносили ему знаменитости, хотя и сыграны были отлично.

Но после личного участия в одном фильме, актер проснулся знаменитым. Это был первый опыт всенародной популярности в его жизни. Фильм назывался «Адъютант его превосходительства». Это был черно-белый многосерийный фильм, в котором актер играл капитана Кольцова, адъютанта генерала Ковалевского.

После выхода на экраны этого шедевра, его стали узнавать на улице даже дети! Фото актера стали все чаще красоваться на обложках журналов и в киосках. Благодаря красоте, обаянию молодого актера, его интеллигентности, зрители полюбили белого офицера. Странновато, что в самый разгар советского времени, когда белогвардейцы обычно показывались отрицательными персонажами, в этом фильме персонаж Юрия Соломина был образцом для подражания. Актер изобразил его умным, тактичным, порядочным человеком. На него хотелось смотреть снова и снова.

Фильм этот появился на экранах в 1969 году и сразу завоевал сердца советских зрителей. Затем было еще несколько выдающихся ролей в кино. В кинокартине «Мелодии белой ночи» Юрий Мефодьевич сыграл лирическую роль, молодого влюбленного. Это трогательная история о любви двух людей разной национальности-русского мужчины и японской девушки.

Кадры из фильма «Мелодии белой ночи»

Затем был музыкальный фильм по оперетте Штрауса «Летучая мышь». Там он играл вместе с братом- Виталием. Жаль, что брат его, талантливый актер, запомнившийся зрителям в образе Доктора Ватсона из «Шерлока Холмса», ушел из этого мира так рано! Кстати, братья очень мало общались в жизни. У них был плотный график съемок и спектаклей. Об этом Юрий жалел после смерти брата…

В фильме «Свет в окне» по повести В.Токаревой актер великолепно сыграл отца, оставшегося вдовцов с двумя детьми. Жизненный сюжет, заставляющий людей сопереживать героям фильма, хорошая игра актеров понравились зрителям.

Кадры из фильма «Свет в окне»

В советские годы буквально взорвал умы людей детективный телесериал «ТАСС уполномочен заявить». В нем актер сыграл полковника КГБ. Вместе с ним в кинокартине снялись известные актеры того времени. Фильм раскрывал тайны советской разведки, реально происходившие события.

Юрий Мефодьевич работал в качестве режиссера над созданием некоторых фильмов: «Берег его жизни», «В начале было слово», «Оставайся со мной».

Награды актера

Юрий Соломин заслужил многие награды как актер и выдающийся деятель. Первой в биографии актера личной наградой была Государственная премия РСФСР им. братьев Васильевых за великолепное исполнение роли капитана в фильме «Адъютант его превосходительства».

Затем он получил звание заслуженного деятеля искусств Республики Марий Эл. Впервые в жизни звания Заслуженного артиста РСФСР актер удостоился в 1971 году. Потом в 1974 году он стал народным артистом РСФСР, а в 1974 году- народным артистом СССР. В то время он уже был любимым актером для многих взрослых зрителей и детей.

Актер удостоился премии КГБ за исполнение роли в фильме «Адъютант его превосходительства».

Актер удостоился премии КГБ

А сколько раз он получал Орден «За заслуги перед Отечеством»! Русская православная церковь награждала актера Орденами святого преподобного Андрея Рублева и святого князя Даниила Московского.

Через несколько лет актер удостоился Высшей Российской общественной награды-знак ордена св. Александра Невского «За труды и Отечество». Также ему вручили Орден почета и Орден дружбы народов.

Актер получил орден св. Александра Невского

В интернете можно найти видео, на котором президент Путин вручает актеру важные награды.

Многим будет интересно узнать, что в честь Юрия Соломина названа планета!

Личная жизнь, семья

Юрий Соломин на редкость однолюб. В его биографии есть только одна женщина – его жена. Свою личную жизнь он связал с Ольгой Николаевной Соломиной. С ней он встретился еще в годы обучения в институте. Она подсела к нему нечаянно, но как оказалось позже, эта случайность сыграла важную роль в его жизни. На следующий год молодые люди расписались.

Позже у них родилась дочь, которую назвали Дарьей. Его жена вскоре ушла из театра и посвятила себя целиком семье, мужу и дочери. Юрий Мефодьевич 60 лет живет счастливо со своей женой. Они почти не ссорятся. У них большой дом, в котором кроме семьи живут домашние животные, которых актер очень любит.

Недавно у него родилась внучка Александра. Сейчас Юрию Соломину 81 год. Он обладает завидной бодростью, здоровьем и счастливым настроем.

Начало карьеры Виталия Соломина

Виталий Мефодьевич Соломин родился в городе Чита. Его родители Зинаида Ананьевна и Мефодий Викторович были профессиональными музыкантами. У Виталия был старший брат Юрий. Семья Соломиных проживала в деревянном доме. С детства Виталий Соломин увлекался чтением, его любимым писателем был Конан Дойль. По вечерам Виталий любил сидеть с книгой и кружкой чая возле горячей печки, положив на неё ноги.

Родители мечтали видеть сына пианистом, под их руководством он пять лет обучался игре на фортепиано. Сам он терпеть этого не мог, мечтая о том, чтобы этот ненавистный инструмент поскорее развалился. Однажды в сильный мороз мальчик отправился в музыкальную школу, подойдя к двери, он не смог открыть её. От холода дверь заклинило.

Виталий Соломин - Песня о дружбе

Счастливый Виталий вернулся домой и заявил родителям, что школу закрыли. Родители поняли, что музыкант из их сына не получится и позволили ему заниматься чем вздумается. Он принял решение заняться спортом, стал посещать все спортивные кружки, которые только были в Чите. Виталий занимался одновременно в волейбольной и баскетбольной секции, лёгкой атлетикой, гимнастикой, боксом.

В 1959 году Соломин окончил школу, в том же году в Читу приехала комиссия из театрального училища имени М. С. Щепкина, с целью набора курса из Сибирской молодёжи. Виталий решил пройти собеседование и произвёл приятное впечатление на комиссию. В результате он принял решение поехать в Москву для поступления в училище, которое к тому времени уже окончил его старший брат – Юрий. Отец поддержал его решение.

По приезду в Москву Соломин поступил в училище в группу народного артиста СССР Н. А. Анненкова.

Малый театр

Начиная со второго курса Виталия Соломина стали приглашать репетировать и играть роли в постановках Малого театра. Окончив училище в 1963 году, он стал работать актёром Малого театра. На сцене театра Соломин исполнил большое количество ролей, среди которых роль Бориса Ермакова в спектакле «Твой дядя Миша» Г. Мдивани, Ипполита в пьесе Александра Островского «Не всё коту масленица», Чацкий в комедии Грибоедова «Горе от ума», Фиеско в «Заговор Фиеско в Генуе», Хлестаков в «Ревизоре» Гоголя, Протасов в пьесе Льва Толстого «Живой труп».

В 1987 году из-за разногласий с руководством Соломин решил уйти в Театр имени Моссовета. В котором он успел сыграть в спектакле «Печальный детектив» по пьесе В. Астафьева. В 1989 году в Малом театре поменялось руководство, художественным руководителем стал Юрий Мефодьевич Соломин. Виталий, следуя уговорам старшего брата, вернулся в Малый театр. По возвращении он поставил спектакль «Дикарка» по пьесе А. Н. Островского, в котором сам сыграл в роли Ашметьева. Позже были роли Астрова в «Дяде Ване» Чехова и Кречинского в мюзикле А. Колкера «Свадьба Кречинского».

Роли Виталия Соломина в кино

Ещё с 1963 года Виталий Соломин стал сниматься в кино. Его дебютом стала роль Боярцева в фильме «Улица Ньютона, дом 1». Затем последовали роли Вележина в фильме «Председатель», Левадов в х/ф Любимая, главная роль в Жени в фильме «Женщины», Кирилл в киноленте «Старшая сестра».


Самой любимой для актёра была роль доктора Ватсона в сериале о Шерлоке Холмсе, которая принесла ему настоящую популярность. Также весьма успешной стала роль в фильме «Зимняя вишня», где Соломин сыграл Вадима Дашкова. Фильмография Виталия Соломина насчитывает более пятидесяти картин, которые принесли ему большую популярность и зрительскую любовь. С большим удовольствием он принимал участие в музыкальных фильмах «Летучая мышь» и «Сильва».

В 1995 году Виталий Мефодьевич решил попробовать себя в качестве кинорежиссера, снял полнометражный фильм «Охота» по повести Е.Салиаса де Турнемира «Крутоярская царевна».

Одной из последних актёрских работ Соломина стала роль Кшижановского в многосерийном фильме «Пан или пропал». За эту роль он получил приз «ТЭФИ» за лучшую мужскую роль.

Личная жизнь Виталия Соломина

Первой женой Виталия Соломина была актриса Наталья Владимировна Рудная. Их брак продлился не долго. Будущая вторая жена Мария Леонидова была студенткой текстильного института. Ассистентка режиссёра Тодоровского заметила её на улице и предложила участвовать в пробах на роль в фильме «Городской романс». Соломин также участвовал в этих пробах, так они и познакомились.

Интервью с Виталием Соломиным

После неудачного первого брака Виталий Мефодьевич не собирался жениться в следующие десять лет. Но Мария настолько ему понравилась, что он решил упускать её нельзя, такую женщину ему не встретить больше. Соломин долго и с размахом ухаживал за Леонидовой, дарил цветы, приглашал в рестораны и театр. 28 октября 1970 года состоялась их свадьба. В 1974 году у них родилась дочь Анастасия, а в мае 1984 года - дочь Елизавета. После окончания текстильного института Мария Леонидова работала художником-модельером в Доме моделей и участвовала в выпуске модных журналов.

Последний спектакль Виталия Соломина

24 апреля 2002 года Виталий Мефодьевич должен был играть в спектакле «Свадьба Кречинского». В этот день актёр чувствовал себя неважно, но всё равно решил выйти на сцену. Он смог сыграть лишь первый акт спектакля, потом его самочувствие сильно ухудшилось. Со сцены его унесли на руках. Виталия срочно доставили в больницу, там был поставлен диагноз – инсульт. Затем его перевели в реанимационное отделение с диагнозом "кровоизлияние в мозг". Около месяца актёр находился в больнице, долгое время находился без сознания, иногда приходя в себя. А 27 мая 18 часов 30 минут он скончался.

Прощание с актёром Виталием Соломиным состоялось 31 мая в здании Малого театра. В тот же день он был похоронен на Ваганьковском кладбище города Москвы, на участке № 24.

Призы и награды Виталия Соломина

Виталий Соломин за свою жизнь получил различные награды, звания. Заслуженный артист РСФСР 1974 года, народный артист РСФСР 1992 года. В 1977 году за роль в спектакле "Любовь Яровая" Виталий Соломин был удостоен Золотой медали имени А.Д. Попова. 25 октября 1999 года был награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени. Удостоился приза «ТЭФИ» за лучшую мужскую роль в фильме «Пан или пропал». =Памяти Виталия Соломина= =Между Ватсоном и "Зимней вишней"=

12 декабря 2012 года исполнилось бы 71 лет Виталию Мефодьевичу Соломину… Он снялся в фильмах: "Женщины", "Старшая сестра", "Даурия", "Сибириада", "Летучая мышь", "Сильва".

Особую популярность принесли ему "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона", а также "Зимняя вишня" режиссера Игоря Масленникова.

Последний удар хватил Виталия Соломина на им же поставленном спектакле "Свадьба Кречинского". Он, как Мольер или Андрей Миронов, доиграл первый акт и… Его увезли со сцены в институт Склифосовского. "Если бы не эти 34 "склифосовских" дня, у девочек разорвались бы сердца", - потом скажет о дочерях Мария Соломина, жена актера. А он молился. Крестившись за два года до смерти, он пришел к Богу и соборование принял искренне (так говорит его духовник).

В одном из интервью Виталий сказал: "Я не понимаю таких сюжетов, в которых отсутствует история любви. Потому что в ней – все". В его жизни любовь звали Марией. От первой жены Соломин ушел, взяв с собой лишь чемоданчик и дав зарок никогда не жениться. На съемках фильма "Городской романс" он познакомился с Машей Леонидовой и скорректировал свои слова - не жениться на актрисе. Так и произошло. После того, как они объяснились и, наконец, расписались, Маша сниматься перестала. В их жизни были поводы для обид... Но в итоге Мария взяла на себя ответственность за семью и согласилась, что "мужчина должен быть влюблен, тем более мужчина творческий". Виталий примерно тогда же сказал другу: "Машу я не брошу ни при каких обстоятельствах".

Соломины родом из Читы. В 1937-ом году 31-го декабря арестовали их деда. С тех пор в семье долго не ставили елку. А это значит, не было праздника, не было конфет и мандаринов, которые можно украдкой срывать с пахнущего хвоей дерева; что и стал делать маленький мальчик, когда боль в семье чуть улеглась. Он не успокаивался, пока не съедал всех конфет. Так и остался сладкоежкой. (В его опустевшей гримерной за зеркалом найдут початую банку варенья).

Из детства у него было стремление устроить всем праздник как в жизни, так и на сцене. Рассказам о них несть числа у близко знавших его людей.

При этом у него был сложный характер и сложные отношения с братом. Об этом не любит и не хочет говорить Юрий Соломин. А Виталий на вопрос, советуется ли он с Юрием, ответил в одном интервью так, что дал повод к разным догадкам и версиям: обычно он советуется по ночам, когда находит откровение, поэтому – только с женой.
Шестилетняя разница в детстве - значительна. "Какие общие интересы могли быть у девятиклассника с третьеклассником?" – признавался старший, Юрий. Их дороги шли параллельно. Юрий с детства мечтал об актерстве. Виталий – не собирался поступить в театральную школу. Но судьба распорядилась по-своему. Младшему Соломину даже в Москву не пришлось ехать: в год его выпуска Щепкинское училище набирало курс в Чите. Старший вступил в партию, а потом дорос и до министра, и до художественного руководителя театра. Младший – о партии не помышлял. Когда к нему подослали парторга Елену Николаевну Гоголеву, мудрая актриса шепнула Виталию: "Я скажу "им", что Вы недоросли". Старший прославился ролью адъютанта Его превосходительства. Младший – доктора Ватсона. В детстве Юрий обыгрывал брата в лото, а потом с улыбкой сознавался, что немного схитрил. Виталий абсолютно не умел проигрывать и поэтому обижался до слез, до угрюмого сидения под столом. Повзрослев, он чуть не бросил учебу в первый же год, получив на экзамене "хорошо" вместо "отлично".

Они оба замечательные актеры. Но! Юрия почитают, а Виталия любили. Разговор, подслушанный на Театральной площади: "Иду "на Соломина" - "На какого?" - "На талантливого - на Виталия". (В Малом давали "Не все коту масленица" Островского).

При упоминании имени Виталия Соломина всем в первую очередь вспоминается обаятельный и наивный доктор Ватсон из сериала о Шерлоке Холмсе. Затем Игорь Масленников снимет Соломина и в "Зимней вишне", так покорившей женскую аудиторию.

Героиня Татьяны Дорониной в "Старшей сестре" декламирует слова Белинского о театре: "Живите и умрите в нем, если можете!.." Виталий Соломин, сыгравший в этом фильме Кирилла, смог. Только вот пожить бы ему еще…

На том спектакле "Свадьба Кречинского" нашелся зритель, который решил, что артист вышел на сцену пьяным, и пошел сдавать билет…

Есть роли, сыграв которые, актер может больше не сниматься – он на долгие годы становится знаменитым и любимым. Виталий Соломин появился на экране под гениальные аккорды почти викторианской музыки, написанной композитором Владимиром Дашкевичем. В длинном английском пальто, в котелке, с тросточкой. В его аккуратно ухоженных усах пряталась легкая и самая обаятельная в мире отечественного кино улыбка.

Доктор Ватсон, безусловно, визитная карточка Виталия Соломина. Для миллионов зрителей, в сотый раз застывающих перед телеэкраном, на котором английские джентльмены в исполнении Ливанова и Соломина распутывают очередные козни злодеев, он останется Ватсоном. Правда, Соломина на роль Ватсона, как это сегодня ни удивительно, долго не утверждали – из-за абсолютно не английской внешности. К счастью, режиссеру удалось убедить руководство, что Соломин – типичный шотландец. И Соломин сыграл англичанина доктора Ватсона настолько точно, что даже у подданных Британской короны не возникнет протеста.

Самое яркое воспоминание детства – белоснежная вата между деревянными оконными рамами, украшенная разноцветными осколками елочных игрушек. Новый год для Виталия станет особым праздником. Ведь еще до его рождения однажды в ночь на 1 января арестовали деда, из-за чего в семье долгие годы не ставили елку.

Семья Соломиных жила в 40-метровой комнате старого дома: отец, мать, бабушка, старший брат Юрий. Отец Мефодий Викторович был хормейстером, руководил Домом народного творчества. Мама Зинаида Ананьевна – пианисткой в Доме пионеров. Им так и не удалось научить младшего сына, в отличие от старшего Юры, играть на музыкальных инструментах, о чем Виталий жалел, уже став актером.

До окончания школы Виталий не думал, что станет актером, ему хорошо давалась математика. И неизвестно, как сложилась бы жизнь, если бы в год окончания школы Щепкинское училище не проводило набор в Чите. И он решилпопробовать себя, тем более, что перед глазами стоял пример старшего брата Юрия, к этому времени уже успешно окончившего этот знаменитый театральный вуз.

Этот курс все в один голос назовут уникальным. Его набирал великий артист Николай Анненков. На курсе почти не было москвичей. Но, помимо Виталия Соломина, вышло рекордное количество звезд – Олег Даль, Виктор Павлов, Михаил Кононов. В то время студентам театральных вузов сниматься категорически запрещалось. Однако Виталий, невзирая на запреты, едва ли не все ночи проводил на киностудии – снимался в массовках и небольших эпизодах. Он уже тогда пытался понять, что такое кинематограф и как сниматься нужно.

Получив "четверку" за актерское мастерство, Соломин даже хотел уйти из Щепкинского, но не позволило болезненное самолюбие – ведь он не любил проигрывать. Виталий постоянно доказывал, что хотя он и пошел по стопам старшего брата, но дорога у него все-таки своя. Выходить на сцену театра Виталий начал еще студентом. Рядом с великими стариками Малого театра, учась у них, молодой актер умел оставаться самим собой.

Он был независим и всегда отстаивал свою точку зрения. Возможно, поэтому он и понравился московской красавице – дочери известного писателя Наталье Родной. Однажды Анатолий Эфрос пригласил группу четверокурсников в свой спектакль "Танцы на шоссе", где Виталий и Наташа должны были играть главные роли. Но спектакль не выпустили, Виталий и Наташа стали мужем и женой, но потом разошлись.

Возможно, что Виталий с его взглядами на жизнь просто не смог соответствовать уровню жизни Натальиной семьи. А может быть, как ни странно, сказалась творческая ревность, ведь Наталья стала популярнее раньше своего амбициозного супруга. В 1964 году вышел фильм-опера "Иоланта", и вся страна была покорена красотой главной героини. Но поговаривают, что у Соломина возникла ревность и другого порядка – у Натальи случился роман. Узнав об этом, Виталий ушел, дав себе зарок не жениться больше никогда, тем более на актрисе.

Первый успех к Соломину пришел в 1966 году, когда на экраны вышел фильм "Женщины". Фильм о любви - простой, надежной, нежной. Без интимных сцен, но, тем не менее, самой настоящей, по которой во все времена так тоскует женская половина населения. В одном интервью Виталий сказал: "Я вообще не понимаю сюжета, в котором отсутствует история любви. В ней – все". В сюжете под названием "Жизнь" его любовь звали Марией. Это был совершенно неожиданный подарок судьбы, явно предначертанный сверху. Вопреки всем предшествующим разочарованиям.

В 1970 году Петр Тодоровский начинает работу над своим прелестным фильмом "Городской романс". Тогда очаровательную студентку Ленинградского текстильного института Машу Леонидову пригласили сниматься практически без проб. А вот партнера ей подбирали достаточно долго. Более того, Маше самой предложили выбрать из двух артистов. Актера, сыгравшего в "Женщинах" главную мужскую роль, знали все. И Маша, конечно же, назвала Виталия.

Между молодыми людьми завязались дружеские отношения, и актерский дуэт обещал быть очень удачным. Но режиссер решил заменить слишком положительного Соломина на неоднозначного Киндинова. Это был первый и последний случай, когда Виталия сняли с роли. Виталий и Маша могли бы и не встретиться, но после случайной встречи со звукооператором фильма он ей позвонил.

Начался роман. Ухаживал Соломин с размахом – цветы, рестораны, шумные компании и, конечно же, походы в театр. Маша никогда не видела такого талантливого, светского, остроумного и щедрого человека, как Виталий. Вскоре он сделал Маше предложение. Жить молодым было практически негде. Виталий долго не мог решиться предложить Маше переехать в Москву, в общежитие, в комнату, где он тогда жил.

После свадьбы Маша увидела Виталия в другом свете. Соломин оказался довольно замкнутым, мог неделями молчать, думать о чем-то своем. Но Маша по природе своей человек очень уживчивый и понимающий, она приняла его всем сердцем. И даже несмотря на те жесткие условия, которые он ей поставил. У Виталия была совершенно четкая модель семьи, и он сразу сказал: "Ты актрисой не будешь. Конечно, ты будешь заниматься чем-нибудь для души. Но так, чтобы я приходил и у меня был горячий обед". Маша любила его и поэтому с легкостью отказалась ради Виталия от карьеры актрисы. Она стала просто женой и матерью. Его идеал семьи, на первый взгляд старомодный, стал образом их жизни. Это приносило счастье и просто называлось любовью.

Наступившие 70-е можно назвать временем его театрального триумфа. "Не все коту масленица" - веселый, озорной спектакль, на который будут ходить специально на Соломина. Каждая интонация, каждый его жест вызывали в зале искренний смех.

Вскоре Царев предложил Соломину играть Чацкого. Спектакль на годы стал визитной карточкой театра. Им открывали каждый сезон. В спектакле было много оригинальных решений – это и летящие на сцене валенки, и круглые очки, которые напоминали то ли самого Грибоедова, то ли кумира молодежи 70-х Джона Леннона. И хотя не все идеи нравились Цареву, он давал Виталию карт-бланш.

За "Горем от ума" последует "Заговор Фиеско в Генуе", а затем и "Мамуре". В этом спектакле он выйдет с великой Еленой Гоголевой, легендой Малого, которая, как это ни странно звучит, обратилась к Виталию за помощью. Ей очень хотелось не выглядеть мастодонтом, дамой из прошлого века. И он с ней занимался, репетировал.

Путь Соломина в режиссуру не был для него случайным. Он и актерские свои работы всегда тщательно продумывал и режиссировал, корректно предлагая свой вариант работы, чем обычно помогал очень спектаклю или фильму, а подчас и спасал его. Его первая работа была ни много ни мало как "Живой труп". Вдруг театр узнает, что он начинает репетировать сам, абсолютно без всякого плана, без всякого приказа, и очень большая группа артистов приезжает к 9-ти и до 11-ти репетирует у Соломина Льва Николаевича Толстого. Это было, по разным воспоминаниям, неожиданное прочтение Толстого. С этим можно было соглашаться и не соглашаться, но проблем Соломину эта работа добавила. Царев запретил практически эту интерпретацию "Живого трупа". А потом разрешил, но уже главную роль играл Юрий. Виталий очень переживал. Вероятно, с этого времени у него и появились проблемы с гипертонией.

Вслед за "Живым трупом" он поставит на сцене "Мой любимый клоун", "Дикарку", "Свадьбу Кречинского", "Иванов". Об этих работах много говорили, воспринимали неоднозначно. Но, так или иначе, каждая из них была заметна. Сегодня, к сожалению, в репертуаре театра нет ни одного из этих спектаклей. А жаль, потому что они были по-настоящему выстраданными Соломиным, что свойственно только настоящему мастеру.

Увы, приходилось думать о деньгах. И Виталий хватался за все. Чуть позже начал ставить антрепризные спектакли. А пока в 70 – 80-е выжить помогало кино. Соломин снялся в "Сибириаде" Андрона Кончаловского, потом была озорная, легкая, как сама музыка Штрауса, "Летучая мышь", где братья Соломины сыграли вместе.

И наконец, режиссер Игорь Масленников начал работу над фильмом "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона", съемки которого с перерывами продлятся 7 лет. Работа доставляла Соломину, конечно же, удовольствие, но и выматывала. Ему приходилось день быть в Ленинграде, день – в Москве, таким образом, получалось, что иногда по 10 дней он спал в поезде.

В этот же период Игорь Масленников снял легендарный фильм – "Зимнюю вишню". История любви, которая и сегодня, особенно сегодня, не оставляет равнодушной женскую аудиторию. Сначала в картине снимался другой актер, но спустя какое-то время Масленников назначил Виталия. Он сказал: "Мне нужно какое-то рыжее пятно, какая-то аморфная масса". По задумке режиссера, этот фильм - мужское разоблачение, о мужском ничтожестве.

Каким был в жизни актер – тонким, без фальши – об этом знали лишь самые близкие люди и друзья. Для друзей дом Соломиных был открыт всегда. Поводом для сбора могло быть все, что угодно, - к примеру, просто удачно купленная селедка. Виталий очень любил готовить, любил принимать гостей.

Но жизнь – не всегда праздник. Особенно у актеров. Время успеха закончилось, наступил период, когда ролей в спектаклях для него не находилось. Это было настоящей драмой. Простои продолжались по пять лет, и, устав от ожидания, он на два года ушел в Театр имени Моссовета, где сыграл в "Печальном детективе" у Астафьева. Как всегда, мастерски.

В 1988 году художественным руководителем Малого театра был назначен Юрий Мефодьевич Соломин. Говорят, мама артистов, Зинаида Ананьевна всегда хотела, чтобы сыновья работали вместе. И Виталий вернулся в родной театр. У Виталий были сложные взаимоотношения с братом, но Юрий всегда его поддерживал.

В это же время Соломину предложили быть художественным руководителем курса во ВГИКе, и Виталий согласился. ВГИК, репетиция "Иванова", антрепризы, съемки в кино. Работа приносила удовлетворение. Виталий Мефодьевич мечтал о даче, копил деньги. Как-то замечательный артист Малого театра Виктор Иванович Хохряков подарил Соломину верстак. И когда купили дачу в Хлебникове, Виталий из старого сарая сделал мастерскую, в которой мечтал обучать внуков разным полезным мужским делам.

На свое 60-летие, сыграв "Иванова", Виталий танцевал, как молодой, ни в чем не уступая своим студентам. У него раскраснелось лицо, что свидетельствовало о давлении. На предостережения актер отшучивался: "Я пропускаю такты". До финального занавеса его жизни оставалось пять месяцев. Говорят, что Соломин так вживался в образ Иванова, что его психофизическое состояние в этой роли изнуряло его полностью. Как известно, Иванов в финале добровольно уходит из жизни. Это была последняя актерская работа Соломина.

А в тот роковой апрельский день Соломин играл Кречинского. И, казалось бы, ничто не предвещало беды. Во время репетиции Виталий Мефодьевич сказал: "Впереди спектакль, а я так устал, будто бы отыграл его целиком". Никто не придал этому значения. В середине акта Люда Титова говорит: "У Виталия рука лева ледяная. Он ее не поднимает". Но Соломин доиграл акт, дали занавес, и он сказал: "Со мной что-то очень плохо".

Виталия Мефодьевича отвезли в больницу. В больнице он пришел в себя, написал письмо Маше почему-то на английском языке. Долгие годы он пытался выучить этот язык, но тот ему не давался. И вдруг, кто знает, может быть, любимый доктор Ватсон пришел к нему на помощь в столь трудную для него минуту.

34 дня актер находился между жизнью и смертью, между небом и землей. 34 дня за него молились его родные и близкие, да и весь театр. В надежде, что он к ним вернется. Но он ушел.

Обаяние Виталия Соломина на сцене и на экране не имело предела, но в жизни он устанавливал жесткие правила для себя и для других, в том числе самых близких

В 1966 году 17-летняя ленинградская студентка Маша Леонидова вместе с мамой взахлеб, как и вся советская страна, смотрела фильм «Женщины». Несмотря на название, там была важная мужская роль: сын, решивший вопреки авторитарной матери жениться на женщине с «незаконным» ребенком «Вот бы тебе, Маша, такого мужа – серьезного и надежного», - сказала мама и напророчила дочке судьбу.

Сила в брате

Юрий и Виталий Соломины – нечастое явление в нашем кинематографе. Родственниками в искусстве нас не удивишь, но, чтобы два родных брата из глубокой провинции стали любимцами избалованного актерами СССР, - такие случаи можно пересчитать по пальцам одной руки. У каждого в послужном списке роли, названные культовыми. Юрия Соломина любят за фильмы «Адъютант его превосходительства», «Инспектор уголовного розыска», «Обыкновенное чудо», «Хождение по мукам». Фильм «Дерсу Узала » (реж. Акира Куросава ) с его участием в 1975 году получил «Оскар».

Виталия оценили сразу после «Женщин» и «Старшей сестры». Потом были «Сибириада» (реж. Андрей Кончаловский , Специальный Гран-при Каннского фестиваля), «Искренне ваш…», неувядающая «Зимняя вишня», но больше всего зрители обожают Соломина – доктора Ватсона.

Были фильмы, где братья играли вместе – например, легкая «Летучая мышь» и драматическая «Даурия», которая снималась как раз в их родных местах, недалеко от Читы.

Юрий старше брата на шесть с половиной лет. Вместе с отцом он шел по сугробам забирать пацанчика, родившегося 12 декабря 1941 года, из больницы. Хоть война и была далеко, но жилось трудно. Родители, Мефодий Викторович и Зинаида Ананьевна , были педагогами по музыке и мотались по всей области, подрабатывая где только можно.


Юрий с детства хорошо читал стихи, занимался во Дворце пионеров. Из младшего мать мечтала сделать пианиста. Виталик занятия ненавидел, но вот любовь к музыке и мечту поставить музыкальный спектакль, не оперетту, а серьезную вещь, пронес через всю жизнь. Мечту он воплотил к 60 годам, и на этом спектакле его сразил смертельный инсульт.

Первым поступать в Москву уехал Юрий. Красивый талантливый юноша был принят в «Щепку», а оттуда ему была прямая дорога в Малый театр, тем более, к нему очень благосклонно отнеслись «старики». Виталий долго колебался, что же выбрать: у него были заметные успехи в спорте, а выступать со стихами он не любил. Но то ли вслед за братом, то ли, посмотрев фильм «Судьба человека», он решил показаться выездной комиссии, которая приехала в Читу в поисках молодых талантов. Младший Соломин понравился и уехал поступать – тоже в «Щепку». Помогал ему готовиться уже опытный Юрий.

Правила для жены

В Москве Виталию было неуютно, он ни с кем не сближался. Особенно его удивляла праздная жизнь столичной «золотой молодежи». Так бывает – от чего зарекаешься, на том и обожжешься. Он влюбился в студентку Щукинского училища Наталью Рудную , дочку писателя. Они поженились, но семейная жизнь не походила на ту, которую запланировал себе юный Соломин: горячий ужин, неторопливые беседы за столом и обязательно двое детей. Наташа проводила время на вечеринках. Брак быстро распался, а Соломин дал себе зарок не жениться 10 лет.


Но в самом конце 60-х режиссер Петр Тодоровский запускается с фильмом «Городской романс». К большеглазой и очень трогательной студентке текстильного института Маше Леонидовой подошли прямо на ленинградской улице и предложили сниматься в кино. И Маша робко попросила, чтобы на мужскую роль попробовали Виталия Соломина, того самого, из фильма «Женщины». Кстати, это был чуть ли не единственный случай, когда Соломина на роль не утвердили, снимался Евгений Киндинов . А вот Маша осталась в жизни Виталия навсегда.

Встречались они нечасто – жили в разных городах. Но встречи были незабываемыми: цветы, рестораны. Маша не знала, что ее кавалер тратит на это чуть ли не все, что зарабатывает. В конце концов они поженились. Причем начало семейной жизни было совсем непохоже на все предыдущее. Соломин вырвался из Москвы на несколько дней и просто предложил Маше зайти в загс. Когда молодая жена провожала Виталия, уже на вокзале он сказал: «Дай слово, что в кино ты больше сниматься не будешь». Год они ездили друг к другу в «гости».


Соломин считал, что молодая красивая женщина на съемочной площадке – это слишком большой соблазн, и он хорошо выучил уроки своего первого брака. Маша же с радостью согласилась сделать так, как хочет любимый. Лишь изредка ей все-таки удавалось оказаться на съемочной площадке. Вместе с мужем она играла в «Сильве» и в одной из серий о Шерлоке Холмсе.

Мария Антониновна поступила так, как мечтал Виталий: ее работа никогда не мешала семье. Она родила ему двух прекрасных дочек. Авторитет Виталия Мефодьевича был настолько беспрекословным, что она сама чувствовала себя ребенком по сравнению с мужем


Не все в их семье всегда было идеально. Наступил период, когда Соломин замкнулся в себе и в уединении писал дневник, который вел всю жизнь и в котором беспощадно судил себя за свои поступки. Мария поняла, что у него кто-то появился. Она собралась с силами и предложила супругу сделать выбор. Каково это было для женщины, которая жила за мужем как за каменной стеной? Два дня она мучительно ждала ответа, и наконец Виталий объявил, что он остается в семье.

Как рассказывала сама Мария Антониновна, «прощать» мужа ей пришлось дважды. Молва приписывает Соломину романы с красавицами Малого театра – Еленой Цыплаковой и Светланой Амановой . Но, что бы там ни было, семья сохранилась. Их брак продлился 30 лет. Соломин был прекрасным отцом и дедушкой, настоящим хозяином. Успел построить дачу, оборудовал там мастерскую и сам учил внука Кирилла столярничать.

«К вам Александр Андреич Чацкий»


Многие задаются вопросом, как уживались в одном театре два незаурядных брата Соломина. Наверное, не всегда просто, они были очень разные, и внешне, и по характеру. Но, как свидетельствует близкий друг Виталия Василий Ливанов , никогда младший не сказал ни одного плохого слова о старшем. Жена Виталия Соломина вспоминала, что в первые годы семейной жизни слышала от мужа только восхищенные отзывы о брате.

Другое дело, что Малый театр – один из самых консервативных, и Виталию Соломину не всегда нравились роли, которые ему предлагали. В 34 года он, казалось, дождался своего звездного часа. На его Чацкого , который в начале «Горя от ума» вылетал на заслуженную сцену, шлепался, раскидывал валенки и поправлял на носу «ленноновские» очки, валила вся Москва. Но потом опять наступил перерыв.

В 1986 году Виталий Соломин даже ушел из Малого в Театр им. Моссовета. И что интересно – как только художественным руководителем «Дома Островского » стал Юрий Мефодьевич, тут же вернулся. Правда, Соломин-старший не скрывал, что большую роль в этом сыграла мама, Зинаида Ананьевна, которая высоко ценила Юрия и верила, что он точно знает, как лучше.

Смерть на сцене

Судьба подарила Соломину роль доктора Ватсона. Но это не роль, которая сделала его знаменитым, это он сделал ее знаменитой. Ни в одном фильме про великого сыщика до той поры не было такого яркого Уотсона (Ватсона).

Кстати : В самом начале съемок Василий Ливанов немного «загулял». Соломин, которого это возмутило, предложил на главную роль своего партнера по Малому театру – Бориса Клюева . Было даже отснято несколько сцен. Потом Клюев сыграл эпизодическую роль Майкрофта Холмса .


Соломина не хотели утверждать, говоря, что Ватсон не может быть рыжим и курносым. Но режиссер Игорь Масленников предъявил «экспертам» фотографию Конан-Дойла , и те были вынуждены замолчать.

Ливанов и Соломин, не сошедшиеся поначалу, постепенно стали задушевными друзьями. Дружили не только они, но их жены и дети. Соломин, который многим казался замкнутым, нелюдимым, человеком, который действительно мог пройти не поздоровавшись, был очень щедрым для тех, кого он любил. Он мог устроить для своих театральных единомышленников Новый год с елкой и подарками в апреле. На юбилей пригласил только самых близких – и таких набралось 300 человек. Хотя большинство его друзей не были артистами. Среди них было много врачей.


Как раз они предупреждали Виталия Мефодьевича, чтобы тот серьезно занялся своим здоровьем. Соломина с молодости мучила гипертония. Но актер отмахивался, а жене вообще запрещал разговоры на эту тему.

В последние годы жизнь буквально улыбалась ему: он много снимался, а в театре разрешили поставить мюзикл «Свадьба Кречинского ». В этом спектакле Соломин исполнял главную роль, пел, танцевал, в свои почти 60 садился с размаху на шпагат. Часто в антракте ему делали укол, чтобы сбить давление. Но 24 апреля 2002 года он доигрывал первый акт уже полупарализованным. До сих пор те, кто был в этот вечер вместе с ним на сцене, не могут понять: как же он все-таки сумел договорить слова роли. Затем его увезли в Институт Склифосовского.

Юрий Мефодьевич с горечью вспоминал: «Я, как художественный руководитель театра, был вынужден выйти к зрителям, сказать, что мы не можем доиграть спектакль, и предложить желающим вернуть деньги. Больше половины выстроились в очередь к кассе». Этого актер и режиссер до сих пор не может понять.

Виталий Соломин боролся за жизнь еще 34 дня. Ему сделали операцию. Иногда он приходил в сознание, и тогда, казалось, все еще поправимо. Но 27 мая 2002 года его не стало.


Top