Описание картины Пластова «Полдень. Сочинение-описание по картине А.А

Художник Аркадий Пластов – Народный художник СССР, лауреат Государственной премии СССР, Ленинской премии и Государственной премии имени И.Е. Репина, автор тематических и исторических картин, иллюстратор, портретист и пейзажист. Его называют одним из самых ярких и самобытных мастеров.

Аркадий Александрович Пластов родился в селе Прислониха Симбирской губернии 31 января 1893 года, в семье сельского потомственного иконописца Александра Григорьевича Пластова. Аркадий был шестым ребёнком в семье.

Автопортрет

Надо , чтобы человек непреходящую, невероятную красоту мира чувствовал ежечасно, ежеминутно. И когда поймёт он эту удивительность, громоподобность бытия, — на всё его тогда хватит: и на подвиг в работе и на защиту Отечества, на любовь к детям, к человечеству всему. Вот для этого и существует живопись…

Аркадий Пластов.

Родители будущего художника мечтали, что их сын станет священником и после того, как Аркадий окончил третий класс сельской школы, его отдали в Симбирское духовное училище. А ещё через пять лет, в 1908 году, Пластов поступил в Симбирскую духовную семинарию.

Случилось так, что весной 1908 года Аркадий познакомился с работниками артели иконописцев, которые приехали подновить церковь в Прислонихе. Руководил работой артели отец художника. А кроме того, Александр Григорьевич Пластов был церковным старостой и псаломщиком. Архитектором, который построил церковь в Прислонихе, был дед будущего великого художника Григорий Гаврилович Пластов.

Когда начали ставить леса, – пишет художник в своей автобиографии, – тереть краски, варить на крутом берегу речки олифу, я сам был не свой и ходил, как зачарованный, около приехавших чудодеев.

Зимний праздник (Никола)

Отец научил Аркадия растирать краски, начал обучать основам живописи. Впоследствии художник вспоминал:

…саженные пророки и архангелы с крыльями обступили меня кругом. Как зачарованный я во все глаза смотрел, как среди розовых облаков зарождался какой-нибудь красавец-гигант, крылатый, в хламиде цвета огня. Быть только живописцем и никем более!» — шептал я тогда пересохшим от волнения губами.

Осенью 1908 года внезапно умирает отец будущего художника. Аркадий поражён этой смертью и его горю просто нет предела. Он возвращается в семинарию, но учится без всякой охоты.

Тяжело вспоминать», но обучение у духовном училище, длилось долгих пять лет. В семинарии «царил суровый, скучный режим, изоляция от внешнего мира» и «молитва по команде раз двадцать на день, разнузданная жестокость старших по отношению к младшим.

Чтобы скрасить пребывание в семинарии Аркадий много читает и рисует портреты своих однокурсников. Случилось так, что эти «портретики» увидел преподаватель философии, психологии логики и французского языка Вишняков, который решил взять талантливого подростка под свою опеку и начал заниматься с Аркадием теорией живописи. От Вишнякова Аркадий узнал о существовании различных направлений в живописи, о архитектуре и архитектурных стилях и был поражён великолепной архитектурой Парижа и Рима, которую увидел в книгах.

Вскоре в семинарии, как вспомогательную дисциплину, ввели урок рисунка. Уроки рисунка вёл начинающий художник Д.И. Архангельский, который вскоре стал наставником Аркадия Пластова. Картины Васнецова, Сурикова, Репина и Нестерова просто очаровали Аркадия:

Я начал малевать богатырей, домовых в конюшнях, леших, лошадей богомолок на пустых проселках, жнецов в знойных полях, стариков в чапанах, убогие деревеньки, занесенные снегом…

И чем больше юноша узнавал о мировой живописи, знакомился с творчеством русских художников, тем сильнее было его желание стать живописцем.

Профессор семинарии Вишняков ввёл молодого художника в круги симбирской знати и достаточно скоро нашёл для Аркадия попечителя, который согласился оплачивать обучение молодого художника в Москве. Да ещё и Симбирская управа согласилась выплачивать талантливому молодому человеку стипендию в размере 25 рублей в месяц.

Впрочем, практически всю эту стипендию Аркадий отдавал матери, которая жила в Прислонихе с тремя малолетними детьми.

Теплый весенний день

Через четыре года, в 1912 году, Пластов поехал в Москву с решением стать живописцем. В последствии он так описывает свою первую встречу со старой столицей:

Сам не свой, я брожу по Москве, как во сне. Кремль, Красная площадь, соборы, потом Третьяковка. Можно ли описать эти сверхъестественные переживания? Это блаженство, от которого я – крепкий, как жила, парень в 19 лет – задыхался, точно я нес на плечах дом в три этажа. Выразишь ли словами клятвы, какие давались перед этими таинственными и мощными созданиями гениев?

Ярая весна

Однако, не имеющего системной подготовки Пластова в МУВЖЗ не приняли и он поступил учеником в мастерскую И.И. Машкова, а затем перешёл в Строгановском училище, вольнослушателем, где его наставниками были С.С. Алешин и Ф.Ф. Федорковский.

В 1914 году молодой художник поступает в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества, где занимался у скульптора С.М. Волнухина и живописцев А.М. Корина, А.М. Васнецова, А.Е. Архипова, А.С. Степанова, Л.О. Пастернака.

А когда случилась октябрьская революция Пластов оставил Москву и вернулся в родную Прислониху, устроился на должность секретаря сельского совета, крестьянствовал, а в свободное время рисовал.

Лишь через восемь лет, в 1925 году Аркадий Александрович вернулся в Москву, где рисует сельскохозяйственные плакаты, но малую родину не забывает и часто гостит в Прислонихе, принимает самое активное участие в организации колхоза в родном селе, два года работает рядовым колхозником, только на зиму выезжает в Москву со справкой о том, что «колхозник А.А. Пластов отпускается на зиму в отхожий промысел по своей специальности».

В 1931 году случилась трагедия – пожар уничтожил 59 дворов в Прислонихе, в том числе и дом Пластова — в огне погибли все работы художника. У художника уцелел только огород и корова.

С того момента Пластов полностью отказывается от крестьянствования и всё своё время посвящает живописи. Именно в тот период у Аркадия Александровича появляется правило: ничего не писать, не проверив несколько раз на натуре. Художник с великой тщательностью пишет этюды всех частей и деталей будущей картины в результате чего эскиз каждой картины «обрастает» огромным количеством рабочих набросков, этюдов, зарисовок.

Для написания картины «Купание коней» (картина писалась по заказу для выставки «ХХ лет РККА и ВМФ», художника командируют в воинскую часть, которая квартировала в районах Кавказских предгорий.

Купание коней

В автобиографии Пластов так описывает процесс работы над картиной «Купание коней»:

Натура была столь изобильна и неисчерпаема, что иногда, и довольно часто, я становился в тупик, когда же я должен остановиться и на чем остановиться? Самое противоположное было одинаково пленительным, и едва я приостанавливался в собирательстве этюдного войска, как тотчас же начинало ныть сердце – мало, положительно мало. Да и отход этюдов был громадный. Хороший сам по себе, но будучи переведен в картину, он вдруг терял все свои положительные качества, вернее, он не выносил обтески перед тем, как ему лечь в картину, – от него оставалось слишком мало, и на одно место их надо было целый пяток, а то и больше.

В 1935 году Аркадий Александрович показывает в Москве свои картины «Стрижка овец», «На сенокосе», «Колхозная конюшня». Публика принимает картины очень хорошо и Пластов становится постоянным участником всех больших художественных выставок.

А ещё через два года картина «Колхозный праздник», показанная на выставке «Индустрия социализма» приносит автору и успех, и всесоюзную известность.

Колхозный праздник (Праздник урожая)

Яркое, красочное полотно показывает быт советской деревни в тридцатых годах.

Вот что сам художник писал о художественном замысле этого полотна:

Шум, толчея, гам, . Я не пытался отдельные составные части композиции принести в жертву какому-нибудь отдельному моменту. Мне, напротив, хотелось, чтобы все путалось между собой до неразберихи и было забавно даже при длительном рассмотрении. Каждой детали мне хотелось придать ту правдивость и занятность, какая в натуре всегда присутствует. Хотелось, чтобы зритель растерянно оглядывался – куда бы ему самому присесть и с кем чокнуться… в процессе работы пришлось сделать около двухсот этюдов.

Эта картина, «агитация за счастье» — групповой портрет русского крестьянства:

Жить стало лучше, жить стало веселее!», кумачовый транспарант, развёрнут над праздничным застольем колхозного праздника. Вверху картины, над колхозным застольем, и транспарантом «Жить веселее», возвышался портрет вождя Иосифа Виссарионовича Сталина. После смерти И.В. Сталина в 1953 году, в период «развенчания» его культа личности (ХХ съезд компартии), Аркадия Александровича Пластова попросили убрать портрет вождя Сталина с картины колхозный «Праздник урожая», которую приобрёл в своё собрание Государственный русский музей (ГРМ). Пластов сказал: «Нет. Вы так упорно заставляли меня, его (Сталина), туда поместить, теперь пусть остаётся навсегда.

Пред самым началом Великой Отечественной войны Пластов пишет несколько больших композиционных акварелей, в том числе и автобиографическое полотно «Выборы комитета бедноты».

Выбор комитета бедноты

В 1941 году началась мобилизация в Красную Армию и в родное село Прислониха, с фронтов Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) вернутся лишь человек 20. Все, с кого в родной деревне писал портреты художник в 30-е годы, погибнут, защищая своё Отечество. На выставке в Русском музее были представлены черно-белые фотопортреты погибших односельчан Аркадия Пластова, это лица людей, поражающие зрителей силой своего характера: Иван Модонов, Андрей Трифонович Рябов, Михаил Сергеевич Янов, Фёдор Сергеевич Тоньшин, Иван Сергеевич Тоньшин, Петруха Гришин, Степан Платонович Щеглов, Степан Изосимов (Былинин), Сторож Сергей Варламов, Пётр Григорьевич Черняев, Иван Гундоров, охотик Яков Гундоров, Василий Яшогин, старик Герасим Терёхин, кузнец Василий Лотин, и другие портреты односельчан.

В военные годы художник пишет целую серию картин, которые отличаются от всех его предыдущих работ огромным драматизмом. Тут можно вспомнить «Гитлеровцы пришли», «Один против танка», «Защита родного очага».

Фашист пролетел

А полотно «Фашист пролетел» стало одним из самых трагических и сильных художественных произведений, написанных во время войны и о войне. Вот что о картине писал О. Сопоцинский:

Война предстает здесь в своем страшном обличье. Бессмысленность трагически оборванной жизни особенно впечатляюща на фоне мирной природы, в тихом уголке, где нет и намека на войну. Картина Пластова проникнута глубоким гуманистическим содержанием. В ней слышится проклятие войне.

Полотно «Фашист пролетел» замечательно в живописном отношении. Художник словно настраивает восприятие зрителя на определенный лад, изображая блекло-рыжую осеннюю траву, трепещущие на ветру желтые березки, затянутое в сизые облака сумрачное небо. Этот красочный аккорд помогает выразить щемящую боль, чувство невозвратимой утраты.

В 1943 году майора интендантской службы Пластова командируют в очищенный от фашистов Сталинград. Художник был до глубины души поражён размером и глубиной увиденного в тех местах человеческого горя и внезапно, впервые, написал обнажённое женское тело в картинах «Трактористки» и «Суббота». Жизнь должна победить и сокрушить смерть – вот сокровенный замысел этих картин.

Трактористки

А картина «Трактористки» висела в мастерской художника до самой его смерти. Пластов называл их «Сияющими купальщицами, создающими в мастерской прямо праздник»:

Они сияют мне со стены радостью и зноем поля и чистых своих тел. Страшно даже подумать сейчас, что вот ушли бы и они от меня, а я остался бы с жалкой кучей бумажек.

А потом пришла долгожданная победа.

Кончена война, кончена победой великого советского народа над чудовищными, небывалыми еще во всей истории человечества силами зла, смерти и разрушения. Какое же искусство, мы, художники, – пишет Пластов в своей автобиографии, – должны взрастить сейчас для нашего народа: мне кажется – искусство радости… Что бы это ни было – прославление ли бессмертных подвигов победителей или картины мирного труда; миновавшее безмерное горе народное или мирная природа нашей Родины – все равно все должно быть напоено могучим дыханием искренности, правды и оптимизма. Это настроение и определило содержание новой моей картины «Сенокос»… Я, когда писал эту картину, все думал: ну, теперь радуйся, брат, каждому листочку радуйся – смерть кончилась, началась жизнь.

Радостная изумрудная зелень луговых трав, смеющийся солнечный день, с удовольствием и задором работающие косари, искрящиеся краски солнечных лучей и красок природы – весь мир ликует и приветствует наступивший долгожданный мир.

Художник писал:

…несказанно прекрасное солнце, изумруд и серебро листвы, красавицы-берёзы, кукование кукушек, посвисты птиц и ароматы трав и цветов, — всего этого было в переизбытке.

Художник пишет одновременно две картины: «Сенокос» и «Жатва». Если «Сенокос» — это яркая радость, то «Жатва» рассказывает о непростой жизни в послевоенной советской деревне: нелегок труд крестьянина.

Прогуливаясь по ржаному полю художник увидел сценку крестьянского обеда, когда сильные работают с невиданным упрямством, а старые и малые отпущены на обед:

Мотив очень соответствовал моему взгляду на некоторые вещи. Передо мною возникла та упрямая, несгибаемая Русь, которая в любом положении находит выход и обязательно решает поставленную историей любую задачу.

В 1946 году Пластов пишет одно из самых лиричных своих полотен – «Первый снег».

Первый снег

В 1947 году – «Едут на выборы», через два года – «Колхозный ток», ещё через два года «Ужин трактористов».

Ужин трактористов

Через семь лет эту картину («Ужин трактористов») покажут на выставке в Лондоне и Президент Королевской академии художеств Чарльз Уилер увидев картину скажет:

Как много дает такое искусство… Реализм… Вы знаете, я как-то теперь особенно ясно понял, почему вы, русские, смогли выстоять в войне и победить. Кто может так упоенно работать, о, того нелегко одолеть! Да, вы знаете толк в работе.

В 1953-1954 годах Пластов пишет великолепный картины «Юность» и «Весна».

«Весна» — это, пожалуй, одна из лучших работ художника. После того, как картину выставили в Третьяковской галерее, посетители стали называть это полотно «Северной Венерой».

Вот что написала о «Весне» И. Емельянова:

Художник-реалист Пластов выбирает сюжет, где нагота естественна: он изображает молодую женщину в открытом предбаннике «курной» деревенской бани, топящейся «по-черному». Неожиданно смело и вместе с тем изысканно красиво сопоставление розово-перламутровых тонов нежного обнаженного тела молодой женщины и русых рыжеватых волос с потемневшими от времени серыми бревенчатыми стенами, почерневшей от сажи дверью бани и с теплым тоном золотой соломы на полу предбанника. Мастерство живописца проявляется и в передаче материальности изображенных вещей: холодной тяжелой воды в ведре, ярко начищенного медного таза и т.д.

В шестидесятых годах художник создаёт целый ряд полотен, посвященных русской женщине, счастью материнства: «Солнышко», «Из прошлого», «Мама».

Последнее полотно («Мама») наполнено какой-то особой теплотой, покоем мирного бытия. Фигуры матери и детей придвинуты к самому краю картины. Неглубокое пространство ограничено стеной избы. Как всегда, у Пластова огромное, решающее значение в создании образа, эмоционального настроя картины имеет цвет. На фоне ярких, киноварно-красных подушек особенно выделяются фигура матери в белой кофточке, нежно-розовое личико и золотистая головка подошедшей к колыбели девочки. Несмотря на подчеркнутую яркость и кажущуюся на первый взгляд пестроту, все в картине сгармонировано, все служит одной цели – созданию настроения радостной приподнятости (М. Ситина)

Художник работал до своего последнего дня.

Зрелище, когда распахнутая лемехом земля, вдруг явит доселе скрытые перламутровые плоды, и удивительно цветные фигуры баб, собирающие их, грубыми руками в вёдра, и нежное сияние сентябрьского солнца, золотисто-коричневый бархат борозд, какая-то акварельной прозрачности зелень поникших подсолнечников по краям огорода, и многое, многое иное, всё было торжественно и красиво, как-то лучезарно свято, трогательно чуть не до слёз, и так всё значительно, так всё наполнено милой жизнью, что просто ужасно жалко, что вот всё собираешь этюды, а приступить к картине не хватает духу, — а вдруг не осилишь! Бесконечно много можно увидеть здесь [в родной Прислонихе], и невольно вздрогнет сердце, а вдруг не осилишь, и невольно подтвердишь себе, в который уже раз, что нет ничего лучше, чем быть живописцем.

Умер Аркадий Александрович Пластов 12 мая 1972 года в своей родной деревне Прислониха.

Картины художника Аркадия Александровича Пластова

Название неизвестно

Из прошлого

Смерть дерева

Арка Тита

Когда на земле мир

Сбор картофеля

Облачные тени

Горожанка

Весна на Мирской горе

Внук рисует

Колхозный ток

Немцы идут (Подсолнухи)

Едут на выборы

Август колхозника

Пастух Виталий

Солнышко

Полдень. 1961

Пластов А.А.
Холст, масло
174 x 231

Русский музей

Аннотация

Практически все картины Аркадия Пластова посвящены жизни крестьян. Пройдя обучение в Строгановском центральном художественно-промышленном училище (1912–1914) и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1914–1917) Пластов вернулся в родную деревню Прислониха Симбирской губернии (ныне – Ульяновская область) и посвятил свое творчество ее жителям. Художника всегда интересовала пластическая сторона живописи (недаром он учился на скульптурном отделении), но прежде всего живопись сама по себе как некая материальная субстанция, с помощью которой можно передать реальность истинной, природной материи. В картине "Полдень" вибрирует и дышит каждый мазок, насыщенный цветом и светом. Сюжет ее, как всегда у Пластова, прост, выхвачен из жизни. В знойный день мужчина и женщина подъехали на мотоцикле к колодцу и умывают прохладной водой свои разгоряченные солнцем лица, а в воде, в глубине колодца сверкает само солнце и оно же отраженными бликами отпечатывается на их лицах, одеждах, травах. Подобная драгоценной ткани, живописная поверхность холста соткана из тысяч разнообразных мазков. Органное звучание красок, неуловимо сложные переливы света, напряженная игра контрастов – все подчинено выражению радости и полноты человеческого существования. Зенит дня, зенит жизни природы – зенит человеческой жизни. Вневременная тема искусства. И хотя современная художнику действительность обозначена характерной деталью – мотоциклом, чей железный корпус просматривается сквозь кружево зеленой травы, – она, эта действительность, как бы не имеет отношения к живописной правде холста. Продолжая традиции русского романтизма XIX века, и, прежде всего? Брюллова и Венецианова, Аркадий Пластов раскрывает в «Полдне» идею гармоничного слияния человека и природы. И делает это с покоряющей свободой на материале простой, обыденной жизни, но с той подлинной значимостью, которая отличает высокие произведения искусства.

Биография автора

Пластов А.А.

Пластов Аркадий Александрович (1893, село Прислониха Симбирской губернии – 1972, село Прислониха Ульяновской области)
Живописец, график. Учился в Симбирской духовной семинарии (1908–1912) у Д. И. Архангельского; вольнослушатель Строгановского центрального художественно-промышленного училища (1912–1914); занимался живописью, пользуясь советами Ф. Ф. Федоровского; учился на скульптурном отделении Московского училища живописи, ваяния и зодчества (1914–1917) у С. М. Волнухина; посещал живописные мастерские Л. О. Пастернака, А. Д. Корина, А. М. Васнецова, А. С. Степанова. Участник выставок с 1921. Народный художник СССР (1962).

Урок развития речи в 5 классе

Тема: Сочинение-описание по картине А.А. Пластова «Летом»

Цели урока:.

1.Знакомство с творчеством русского художника А.А. Пластова.

2.Подготовка учащихся к сочинению – описанию картины с элементами повествования

3.Развитие связной речи учащихся, навыков составления описания внешности человека, природы, приобщение учащихся к искусству: литературе, живописи.

1.Отобрать необходимый материал для написания сочинения

2.Составить план сочинения.

Наглядные пособия: медиапроектор, раздаточные карточки, репродукции

Ход урока:

I. 1.Показ слайдов с пейзажами под тихую музыку.

2.Начало урока. Запись темы и даты в тетрадях..

3. Чтение эпиграфа урока:

Я сорвал цветок – и он завял.

Я поймал жука – и он умер

У меня в ладони.

И тогда я понял,

Что прикоснуться к красоте

Можно только сердцем.

М.М.Пришвин

4. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Учащиеся помогают определить цель урока.

5 Фонетическая минутка над скороговоркой.

6. Выразительное чтение отрывков стихотворений

Федор Тютчев:

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.

Александр Сергеевич Пушкин:

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потоплённые луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года;

Синея, блещут небеса.

Ещё прозрачные леса

Как будто пухом зеленеют.

Пчела за данью полевой

Летит из кельи восковой.

Долины сохнут и пестреют;

Стада шумят, и соловей

Уж пел в безмолвии ночей…

Александр Прокофьев:

Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В беленом сарафанчике
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками...

Федор Иванович Тютчев:

Сияет солнце, воды блещут,

На всем улыбка, жизнь во всем

Деревья радостно трепещут

Купаясь в небе голубом.

Поют деревья, блещут воды,

Любовью воздух растворен,

И мир, цветущий мир природы

Избытком жизни упоен.

Пейзаж... Природа... Порой мы даже не замечаем той красоты, среди которой живем. Искусство пейзажа напоминает нам об этом. Каждый настоящий художник-пейзажист, внося в картину свое отношение к природе, как бы приглашает нас пристальнее вглядеться в нее и насладиться ею. А может, и пообщаться с ней. Не надо думать, что природа - это нечто неподвижное и молчаливое.

II. 7. Словарно-лексическая работа

1) Определим, как образованы эти слова?

Пейзажист, анималист, баталист, маринист, портретист.

2) Вставим пропущенные буквы:

Залитая солнц… поляна, на опушке лес…, толст… стволы двух берёз, тень под раскидист… кроной деревьев, знойн… (жарк….) полдень , устал… грибники, наполнена дыханием летн… дня, запахи трав, в тени деревьев, грибники, отдыхающие на траве

3) Найдем эпитеты и сравнения

1). Береза, словно сказочное дерево, вся золотая, красиво рисуется на бледно-голубом небе, когда низкое солнце уже не греет, но блестит ярче летнего... (И. Тургенев).

2) Как украсили и зажгли лес берёзы! Зелёные, они сливались с лесом, а сейчас горят среди сосен золотыми кострами. (Г. Николаева).

3) Берёзовые рощи стоят, как толпы девушек-красавиц в шитых золотым листом полушалках. (К.Паустовский).

8. Показ репродукций картин на слайдах.

Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством выдающегося русского художника А. Пластова.

9. Подготовленный ученик рассказывает о художнике Пластове.

Аркадий Александрович Пластов родился в 1893 году в селе Прислониха Ульяновской области, где провел большую часть своей жизни. Прадед, дед и отец Пластова тоже были живописцами. Сам он начал рисовать с раннего детства и юношей дал себе клятву «быть только живописцем и никем более». Он был влюблен русскую природу, в деревенскую жизнь.

А. Пластов написал много картин. Некоторые из них перед нами, и все они посвящены деревенской жизни, крестьянским детям. Это «Летом», «Полдень», «Сенокос», «Первый снег», «Фашист пролетел».

В творчестве Пластова нашли отражение и суровые годы Великой Отечественной войны.

10. Рассмотрим репродукцию картины «Летом», которая была написана на родине художника.

Лето – это самое веселое, солнечное, жаркое время года. Его любят все. Это прекрасное время воспевают художники в своих картинах. Это полотно написано масляными красками или, как говорят, маслом. Они обладают удивительным свойством – с их помощью можно передать все цветовые оттенки, детали, а можно сделать и так, как сделал Пластов: крупные красочные, размашистые мазки создают ощущение движения воздуха жарким летним днём. Картина будто вся пронизана спокойствием и ощущением дома, где всегда чувствуешь себя уверенно и защищённым.

Во всём чувствуется светлая (радостная, мажорная) яркость тёплых красок. Крестьяне, чей труд и тяжек, и свят, для Пластова – воплощение гармонии природы и человека.

11. Физкультпауза

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу,

В стороны руки,

Плавно помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем –

Крылья сложили назад.

III. Работа над картиной А.А. Пластова «Летом»

Воспользуемся советом Антона Павловича Чехова, который говорил, что обязательно нужно представлять самого себя среди того пейзажа, который написан художником, - тогда картина оживёт.

Попробуем «войти» в картину, почувствовать чистый, прозрачный воздух, шелест листьев. Опишем свои ощущения, то настроение, которое возникло у нас, когда мы оказались в солнечный летний день на лесной поляне.

Что изображено на картине? (Летний солнечный день. Лесная полянка. Солнце светит на полянку. От солнца трава желтая.)

Что растет на поляне? (Растут две березы, луг осыпан цветами, цветут голубенькие колокольчики, белые ромашки)

Кто пришел на полянку? (Грибники. Они набрали полную корзину грибов и решили отдохнуть. Они спрятались от солнечных лучей под тенью берез)

Опишите девочку. Что она делает? Во что одета? (Девочка в белом платочке, в красном платке обирает ягодки с сорванного кустика)

Опишите бабушку. (Бабушка в синем платке, в синем платье, в фартуке. Она задремала и положила одну руку под голову, а другой прикрылась от солнца. Руки у нее мозолистые, она много работает)

Кого мы еще видим на картине? (Собачку. Она лежит рядом с девочкой. У нее густая светло-коричневая шерсть, и ей очень жарко )

Какие краски использовал в своей картине художник, характерные для лета? (Яркие, сочные краски, здесь преобладают зеленый и желтый цвета)

Картина обладает притягательной силой. Чем она привлекательна? (С помощью красок художник сумел передать в картине разморенных жарой людей, и собаку, и знойный полдень. Вся картина как бы наполнена дыханьем летнего дня, запахами трав)

IV. Устная работа над сочинением с использованием ключевых слов по примерному плану :

1.Солнечный день.

2.Лесная полянка.

3.Девочка с ягодами.

4. Спящая бабушка.

5. Усталая собачка.

6.Чем привлекательна картина.

V. Выступления учащихся с составленными сочинениями

VI. Домашнее задание по выбору учащегося: написать сочинение по картине «Летом» или нарисовать свой жанровый пейзаж.

VII. Итог урока.

Аркадий Пластов. «Полдень»

И отец, и дед, и прадед Аркадия Пластова были художниками, то есть, собственно говоря, были они крестьянами села Прислониха Симбирской губернии, но исстари так повелось в селе, что мужики рода Пластовых наследственно трудились над украшением сельской церкви. Неизвестно, хорошо ли владели они кистью, зато не вы­зывает сомнений факт, что именно через семью сам Аркадий впервые приобщился к живописи...
На склоне лет народный художник СССР Аркадий Александрович Пластов {1893-1972) рассказывал, что был он еще мальчонкой, когда однажды пришли в род­ную Прислониху настоящие мастера - умельцы-«богомазы» и сход обратился к ним с просьбой «подновить и дополнить то, чем отец с дедом изукрасили нашу церковь... вот тут-то и началось то на­стоящее пленение мое искусством, от ко­торого я уже больше не освободился. Решение было - раз и навсегда: «быть только живописцем и никем более...»
Однако немало времени утекло, пока решение исполнилось, а мечта сбылась. Окончив сельскую школу, Пластов посту­пил в духовное училище в Симбирске, потом в семинарию. И только в 1912 году доброхоты выхлопотали ему стипендию от городской земской управы, и отправил­ся он в Москву - учиться художеству сначала в Строгановском училище, а по­том в Училище живописи, ваяния и зодче­ства заниматься художественным ремес­лом: резьбой по дереву и слоновой кости, литьем из бронзы, а для живописи, о ко­торой и были его мечты, оставались часы немногие. Правда, он старался не потерять их даром, и часто видели его в мастерских А. Васнецова, Архипова, Пастернака, Машкова - их-то он и называл впослед­ствии своими настоящими учителями.
В революционном 1917 году Пластов вернулся в Прислониху, там и остался, временно потеряв связи с Москвой. Как безземельный, он получил надел, крестьян­ствовал, в 1918 году организовал в Присло-нихе комбед. И естественно, писал, с жи­вописью сроднился. «Без воздействия творческой среды, один на один с приро­дой,- замечает искусствовед С. Кузнецо­ва,- он искал свой метод познания жизни и претворения ее в образах».
Что и как писал Пластов в годы граж­данской войны и потом все двадцатые го­ды, мы теперь уже не узнаем: в 1931 году пожар, спаливший дотла полсела, уничто­жил все картины и рисунки Пластова. В том же году вступил он в колхоз. На­чиналась совсем другая жизнь - как будто заново. И очень быстро, словно повинуясь общему стремительному темпу начала три­дцатых годов, Пластов, уже достаточно внутренне зрелый, осознает себя худож­ником обновления деревни - свидетелем и певцом колхозного строительства. В 1935 году несколько картин Пластова, впервые показанные в Москве, имели ус­пех немалый, и вскоре он получил ответ­ственное задание - написать картину для выставки «Индустрия социализма», пред­полагавшейся через несколько лет. Так появилась лучшая, во всяком случае, самая характерная картина «раннего Пласто­ва» - «Колхозный праздник» (1937). Пластов написал широкое застолье под открытым небом перед зданием сельсовета, транспарантЦ и флаги, реющие на ветру, ясный, пронзительно светлый день, какие бывают в начале осени - в пору урожая, груды только что собранных плодов на столах, фигурные самовары, степенно бе­седующих бородатых мужиков, веселых парней с гармонями, смеющихся женщин в цветастых платьях, детей и много цве­тов. Искусствоведы назвали «Колхозный праздник» картиной-«массовкой»; нет в ней главных и второстепенных лиц, всем уде­лено одинаковое внимание, и, глядя на нее, понимаешь - Пластов писал не от­дельных людей, его задача была сложнее и выше: он стремился создать собира­тельный образ всего народа на данном этапе его истории.
Всякий, кто знает советскую живопись военных лет, знает и картину Пластова «Фашист пролетел» , написанную в самую трудную военную пору, в 1942 году. И в са­мом деле, нельзя забыть тихий, щемящий сердце русский перелесок, упавшего нич­ком на землю пастушонка с простреленной головой, еле видный над горизонтом кре­стик фашистского самолета. Эта картина потрясает своей классической простотой. В годы войны Пластов немало поколесил по фронтовым дорогам, видел, в частности, окружение и разгром немцев под Сталин­градом. Картины его отличал в ту пору суровый, почти стальной колорит - жи­вописный синоним боли и гнева.
Зато в победном 1945 году картина «Сенокос» буквально обжигала глаза яр­ким разноцветьем буйной и сочной травы по пояс человеку; начинала, казалось, кру­житься голова от раскаленного воздуха жаркого дня, ядреного запаха тяжкой, но счастливой работы: мощным и ровным ря­дом шли один за другим косари, и ско­шенная трава мягко стелилась за ними. «Я, - говорил Пластов, - когда писал эту картину, все думал: ну, теперь радуйся, брат, каждому листочку, радуйся - смерть кончилась, началась жизнь».
Он так и оставался до конца прежде всего художником радости жизни, худож­ником неисчерпаемых душевных богатств, которые открывает в человеке мирная и любимая работа. Его картины, неброские по мотиву, лишенные эффектов, которых, как настоящий мастер, Пластов чуждался и которые презирал* отличаются, между тем, большой живописной, в особенности колористической, культурой. С точки зре­ния истории отечественной живописи, Пластов - прямой продолжатель «кре­стьянской» линии передвижников, обога­тивший ее колористической культурой художников начала века. Он оказался прочным звеном в единой цепи нацио­нальной живописной традиции.
Картина «Полдень», которую мы репро­дуцируем, была написана Пластовым в 1961 году, теперь хранится в Русском музее и представляет собой одно из мно­гих произведений его зрелого периода - сходных по уровню и живописному каче­ству картин Пластов написал много. Тут же, помимо яркости теплых красок, вооб­ще преобладавших в палитре художника, помимо его острого чувства композиции, заставившего сделать невидимой линию горизонта, чтобы сильнее ощутился благо­словенный холод колодезной воды в спер­той духоте знойного пекла в разгаре кре­стьянской страды, обратите внимание и на частную деталь - на мотоцикл, на ко­тором прикатили эти мужчина и женщина. Этот мотоцикл точно и безошибочно «да­тирует» полотно так, что мы, зрители, ощу­щаем не только время дня, время.года, но больше того - сразу узнаем отрезок исторического времени, когда уже далеко позади годы революции и великого пере­лома, грозные военные годы и мирная жизнь прочно установилась на мирной земле.
Пишущие о Пластове часто приводят отрывок из письма, написанного ему в 1955 году великим живописцем Мартиросом Сарьяном. Мы тоже хотим привести эти слова - трудно, по совести, сказать лучше:
«...Спасибо Вам за Ваше прекрасное рус­ское сердце, стойко борющееся за настоя­щее искусство, делающее честь великому народу. Все те качества, которыми обла­дает русский народ, чувствуются в каждом Вашем мазке. Продолжайте смело в том же духе без всякой угодливости и желания понравится кому-нибудь. Все, что Вы де­лаете, - прекрасно, очень интересно и своеобразно и по-настоящему искусство, ибо идет от сердца...»

Картина «Летом» (1945) - на этом полотне автор показал богатство и щедрость родной земли, простых тружеников, отдыхающих на лесной поляне после сбора грибов и ягод... Подборка сочинений по картине Пластова «Летом»

Сочинение по картине А.А.Пластова «Летом» 5 класс

Всем известно, что летняя пора дарит нам не только солнце и тепло, но и до краев наполненные корзины спелых ягод и грибов. Все эти плоды очень выразительно изображены на картине "Летом", которая принадлежит кисти прекрасного русского художника А. А. Пластова.

Картина эта очень живая и реалистичная. Что же нам показывает эта работа? Художник изобразил на ней деревенских женщину и девочку, возможно, это бабушка и внучка. Они насобирали много грибов и присели отдохнуть в берёзовой роще. Ковром им служит мягкая зеленая трава. Рядом хорошо видно полянку, которую прогревают солнечные лучи.

На заднем плане стоит темный дремучий лес. Трава, освещенная солнцем, светло-салатового цвета, а цветы все разные: розовые, желтые, фиолетовые. Над путницами, будто защищая их жаркого солнца, склонились две берёзки. И девочка, и женщина очень устали, ведь им пришлось немало потрудиться, чтоб собрать такой урожай грибов.

Женщина в синем платье и в таком же платке задремала прямо на земле, подложив под голову натруженные руки. Девочка одета в белое платье и красный платок, в руках она держит спелые ягоды. На коленях у девочки стоит полная чашка, она налила ее из стоящего рядом глиняного кувшина.

Рядом со своей хозяйкой лежит верный друг – собака. Она, видимо, тоже очень устала, ведь сопровождала грибников от самого дома и была их верной попутчицей. Собака свернулась калачиком и размышляет о чем-то своем.

Если пристально всматриваться в картину, может показаться, что чувствуешь летний зной, пряный запах трав и ягод. Все это возможно благодаря мастерству художника. Мне очень понравилось это полотно, потому что на нем очень выразительно изображена красота нашей земли. Часто мы не замечаем окружающую нас красоту, а подобные картины помогают остановить момент и разглядеть ее.

Сочинение по картине Пластова «Летом» с планом

План.

1. Творчество А.А. Пластова.
2. Сюжет картины "Летом".
3. Правдивая кисть.
4. Художник, любящий Русь.

Аркадий Александрович Пластов - известный русский живописец ХХ века, автор множества полотен о сельской жизни. Он сам родился в деревне, с малых лет были знакомы ему заботы и радости крестьянства. Наряду со взрослыми, он включал в сюжет картин детей, показывая преемственность трудовых традиций и поколений.

Вот и на летней поляне в разгар грибной поры мы видим женщину с девочкой. Усталая мать в синем платье прикорнула в тени белоствольных берез, утомленная полуденным солнцем и дальней дорогой. Босые ноги исходили немало троп, пригорков и овражков. Полны грибов корзина и ведро, яркая ягода радует глаз. Ее собирала миловидная девчушка в красном платке и домотканом белом платьице. Она и сейчас обирает земляничный кустик в эмалированную кружку. Думается мне, что клала она ароматные ягоды в кувшин, сидя на солнечном пригорке, пока мать ходила из березовой рощи в густой ельник за маслятами. Верный пес поспевал за хозяйкой, окликая малышку звонким лаем. Так, аукаясь, они наполнили всю свою тару и расположились на отдых в тени перед обратной дорогой.

Тут и застала их правдивая кисть художника. Ничего не укрылось от его зоркого глаза: натруженные руки матери, усталые глаза пса, растрепанные прядки на мокром от пота лбу, отполированные ручки корзины и ведра. Тяжек крестьянский труд в пору, когда день год кормит. Лишь солнце да синее небо, мягкая зелень и полевые цветы, что беззвучной песней баюкают грибников, будут отрадой для уставших. Вечные спутницы русского человека, березки укроют от зноя и будут нашептывать утешение, шурша резными сердечками листвы.

Покоем и любовью веет от картины "Летом". Пластов признается этим полотном в любви к прекрасной родной земле, в уважении к труду, к традициям Руси-матушки.

Сочинение по картине Пластова «Летом» 5 класс

На уроке русского языка учительница познакомила нас с удивительно красивой картиной Пластова “Летом”.

На переднем плане картины художник изобразил девочку в белом платье;, красном платке и бусами из ягод. Рядом с ней лежит собака. Девочка отделяет ягоды от веточек и листьев и складывает их в кружку.

А на заднем плане картины мы видим отдыхающую бабушку в синем платье и платке. Наверное, она устала от сбора ягод и грибов, поэтому прилегла в тени. Позади людей озаренные ярким солнцем трава и цветы, стройные березки и старый пень. За этой солнечной поляной стоит дремучий темный лес. На солнце трава светло-салатного цвета, а цветы разноцветные: желтые, розовые, фиолетовые.

После того, как я долго смотрела на картину, на меня как будто повеяло летним зноем, пряным запахом трав и сладким - земляники.

Рядом с людьми, в тени, стоит корзина с грибами и кувшин с сочными спелыми ягодами. Мне понравилась картина Пластова, потому что художник изобразил красоту нашей земли. Порой мы не замечаем, какая красота окружает нас, картины художников помогают разглядеть ее, полюбить, научиться беречь природу.

У современного человека лето ассоциируется с беззаботным отдыхом, когда можно делать все, что угодно. Летом многие уезжают к морю или просто целыми днями отдыхают на пляже. И лишь немногие задумываются над тем, чем было лето для наших предков.

На картине Пластова «Летом» мы видим детей, которые отдыхают в березовой роще. Девочка собирает ягоды в кружку, а мальчик уснул. Рядом с детьми лежит большая собака - это преданный друг и охранник детей. Возможно, кто-то решит, что дети просто прогуливались по лесу, но это совсем не так. Истинное положение дел нам раскрывают корзинки, наполненные грибами до краев. И сразу становится ясно, что сельские дети приучены с малых лет помогать взрослым.

Картина показывает необходимость труда с раннего детства. Конечно, детей нельзя эксплуатировать, но помогать взрослым они должны с малых лет. Только таким способом можно вырастить трудолюбивого, честного и доброго человека, который не предаст и не бросит в беде.

Сочинение по картине «Летом» Пластова

Аркадий Александрович Пластов – знаменитый русский художник. Лето – одно из любимых художником времен года, поэтому много произведений посвящено именно ему. К таким произведениям относится и картина «Летом».

На картине художник изобразил жаркий летний день. Двое грибников: похоже мама и дочка – отдыхают в тени под березами. На переднем плане Пластов нарисовал девочку. На ней белое платье и алая косынка. Девочка сидит на траве, ее ноги вытянуты. Видимо, она устала от долгой ходьбы по лесу. Но даже и на отдыхе девочка занята делом. Она перебирает ягоды, отрывая их с веточки и опуская в кружку, которая стоит у девочки на коленях.

Рядом с девочкой лежит собака. Она тоже отдыхает, как и ее хозяева. День слишком жаркий. Собака устало опустила голову на лапы. На втором плане Пластов нарисовал спящую женщину. На ней синее платье и такой же яркий синий платок, которым женщина прикрыла лицо от солнца и от надоедливых мух. Одна рука женщины поднята вверх. Пластов заостряет внимание на этой руке. Она сильная, покрытая темным загаром. То есть это рука труженицы, которая не знает покоя.

А вокруг раскинулась лесная поляна, залитая ярким солнечным светом. В жарких лучах солнца листва на деревьях сверкает. Изумрудного цвета трава кажется такой мягкой и шелковистой. Желтые и синие цветы дополняют картину летнего дня. А наполненные до краев грибами ведро и корзина, кувшин с ягодой говорят о щедрости летней природы.

Когда я смотрю на картину А.А.Пластова «Летом», я вспоминаю летние дни. И мне кажется, что я чувствую запах нагретой солнцем травы, ощущаю на лице тепло летнего ветерка, аромат лесных ягод, что самому хочется очутиться на этой лесной поляне и прилечь на мягкую траву.

Сочинение по картине «Летом» Пластова

На картине художник изобразил трудолюбивую русскую женщину, которая с помощью внучки, собрала целую гору грибов и кувшин ягод. Рисуя картину, он восхищается трудолюбием женщин. Женщина научила маленькую девочку собирать грибы, передавая ей свой опыт.

Теплый приятный летний день. Бабушка с внучкой решили сходить в лес за грибами, в лесу жарко, солнце светит ярко, Долго они ходили по разным полянкам и собирали грибы, набрав целых две корзины грибов, они ощутили усталость. Нашли уютную полянку и сели под развесистыми ветвями берез, ее листья под лучами солнца красиво переливаются и радуют глаза зрителя. Бабушка прилегла отдохнуть и незаметно для себя уснула, девочка не стала ее тревожить. Внучка тем временем даром время не теряет, она нашла кустик с ягодами, сорвала с него веточки, теперь сидит и отделяет их от веточек и складывает в кружку. Крестьянки пришли в лес ни одни, с ними пришел их верный друг – старенький пес. Он тоже устал долго идти в лес и ждать пока его хозяйки соберут грибы, удобно присев около любимой хозяйки, он задремал, пока у него есть такая возможность.

Поляна заполнена высокой травой и цветами, здесь приятно пахнет свежестью и ароматными грибами. Щебет и трели птиц хорошо слышны, когда тихо сидишь на полянке, откуда-то издалека доносится голос кукушки, около ароматных цветов жужжат шмели и осы, порхают бабочки и летают стрекозы. Среди густой травы можно разглядеть синие колокольчики и белоснежные ромашки, художник прописал их очень точно, с любовью и нежностью. В корзине лежат разные грибы, здесь и белые грибы, и лисички. Сегодня девочку ждет вкусный ужин с грибами.

При написании картины художник использовал много зеленого цвета и его оттенков, чтобы естественнее передать зелень на полянке.

От картины веет тишиной и спокойствием, посмотрев на нее, тоже хочется отдохнуть и скушать пару лесных ягод.

Сочинение по картине «Летом» Пластова

Пластов известный советский художник. Сначала учился в духовной семинарии, потом перешел в художественное училище. Рисовал пейзажи средней полосы и бытовые сцены сельских жителей. Сам из деревни и семьи потомственных иконописцев. Как выучился на художника в Москве, вернулся в свою деревню, где и прожил до конца своей жизни, рисуя своих односельчан и окружающую природу средней полосы России.

На картине «Летом» изображена одна из жанровых сцен сельской жизни. Возможно, нарисованы его знакомые по деревне. Тут присутствует и пейзаж, и бытовая сцена. Под тенью дерева расположилась девочка, спящая женщина и собака. Похоже, что это семья, которая с самого рассвета пошла по грибы, но вот уже солнце поднялось высоко, грибы собраны, а до родной деревни еще идти и идти… Поэтому они решили передохнуть в тени дерева и набраться сил для обратной дороги.

Мать девочки, или бабушку, сморило, и она уснула. По картине не совсем ясен возраст женщины, поэтому можем только предполагать. Сбоку изображена собака. Она тоже устала, прилегла и задремала. Хотя поза немного напряжена. И ощущается, что про свои обязанности сторожа не забывает. При любом шорохе готова вскочить и защищать своих людей от любой опасности. Одна девочка сидит и не спит. В руках у нее веточка с ягодой малины, которую она сосредоточенно ощупывает и потом кидает ягоды в кружку. Хороший урожай они собрали. Две полные корзины грибов и целый кувшин с малиной. Дома грибы сварят или засушат, а из малины скорей всего сделают варенье, чтоб зимой с чаем лакомиться и вспоминать летние деньки.

А на заднем плане картины раскинулась лесная полянка, утопающая в зелени и цветах. По всей картине разливается солнечный свет и передает ощущение усиливающей жары. Наверное, сейчас около полудня. И вторая половина лета, судя по богатому сбору ягод и грибов.

От картины исходит умиротворение и даже радость… Теплые летние дни, сочная зеленая трава, по которой хотелось бы пробежаться босиком, расслабленные люди, отдыхающие после выполненной работы… Сочетание ярких цветов и оттенков успокаивает, и передают радостное настроение зрителю. И так художник хорошо передал летние мотивы, что хочется сделать шаг и оказаться в этой лесной идиллии.

На этой странице искали:

  1. сочинение по картине рылова в голубом просторе читать 3 класс
  2. а а рылов в голубом просторе сочинение 3 класс
  3. сочинение по картине рылова в голубом просторе
  4. в голубом просторе сочинение 3 класс
  5. сочинение по картине а а рылова в голубом просторе

Top