Самый популярный в китае музыкальный инструмент. Китайская народная инструментальная музыка

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Китайск ие национальные музыкальные инструменты

Китайцы -- очень музыкальный народ. Они так любят музыку, что научились ещё в древности изготовлять музыкальные инструменты «восьми видов»: из камня, шёлка, бамбука, дерева, металла, шкуры, глины и тыквы. Королевой инструментов была цинь, на которой играли, легко дотрагиваясь кончиками пальцев до струн. Цинь напоминает русский музыкальный инструмент гусли. Семь струн символизировали семь известных китайцам планет. В длину цинь имела четыре меры и ещё пять частей, что означало четыре времени года и пять элементов природы: огонь, землю, металл, дерево и воду. Китайцы считали, что человек никогда не должен расставаться с цинь, так как её звуки помогают совершенствовать разум и направлять свои желания на добро.

Традиционные музыкальные инструменты (’†Ќ‘?ѕ№ zhongguo yueqi)

Согласно историческим источникам, в древности насчитывалось около тысячи музыкальных инструментов, из которых примерно половина дошла до наших дней. Самый ранний из них датируется возрастом более 8000 лет.

Традиционные китайские музыкальные инструменты тесно связаны с появлением музыки в Китае. Они символизируют китайскую культуру, и в древности так же были показателями уровня производительности.

Исследователи древности разделяли все инструменты на восемь категорий или "восемь звучаний", согласно материалу, который был взят за основу при изготовлении того или иного инструмента, а именно: метал, камень, струнные, бамбук, высушенная и выдолбленная тыква, глина, кожа и дерево.

Металлические: имеются в виду сделанные из металла инструменты, такие например как гонг и бронзовые барабаны.

Каменные: инструменты из камня, такие как карильон и каменные пластины (своего рода колокола).

Струнные: инструменты со струнами, на которых играют непосредственно пальцами или в специальных напёрстках - маленьких плектрах-ноготках, надетых на пальцы исполнителя или же при помощи смычка, как например на китайской скрипке, 25-струнной горизонтальной арфе и на инструментах с большим количеством струн, подобных цитре.

Бамбуковые: инструменты, преимущественно флейты, сделанные из стебля бамбука, например бамбуковая флейта с восемью отверстиями.

Инструменты из тыквы: духовые инструменты, в которых сосуд из высушенной и выдолбленной тыквы используется в качестве резонатора. К их числу относятся шэн и юй.

Глиняные: сделанные из глины инструменты, такие как сюнь, духовой музыкальный инструмент в форме яйца, размером с кулак, с шестью или меньше отверстиями, и фоу, глиняный ударный инструмент.

Кожаные: инструменты, резонирующая мембрана которых сделана из выделанной кожи животных. К примеру, барабаны и тамтамы.

Деревянные: инструменты, изготовленные преимущественно из дерева. Из них наиболее распространены муюй - "деревянная рыба" (полая деревянная колодка, используемая для выбивания ритма) и ксилофон.

Сюнь (? Xun)

Глиняный сюнь - один из древнейших духовых музыкальных инструментов Китая. Археологические исследования показывают, что около 8000 лет назад глиняный сюнь использовался в качестве оружия для охоты. Во время правления Иня династии Шан (17 - 11 вв. до н.э.) сюнь вытачивался из камня, костей животных и слоновой кости. В эпоху династии Чжоу (11в. - 256 г. до н.э.) сюнь стал значимым духовым инструментом в составе китайского оркестра.

Чжэн (в¶ Zheng)

История струнного инструмента «чжэн» насчитывает более 2000 лет. Особо популярен он был во времена царства Цинь (221-206 гг. до н.э.) на территории современной Шэньси, поэтому его также называют «цинь чжэн».

Согласно древним источникам, первоначально чжэн имел всего пять струн и был сделан из бамбука. При Цинь число струн возросло до десяти, и вместо бамбука стали использовать дерево. После падения династии Тан (618 - 907 гг.) чжэн превратился в 13-струнный инструмент, струны которого натягивались на продолговатый деревянный резонатор. В наши дни по-прежнему можно насладиться благозвучным тоном 13-ти, 14-ти или 16-струнного чжэна, который до сих пор активно используется в Китае как в составе музыкальных ансамблей, так и соло.

Гуцинь (ЊГ‹Х Guqin)

Гуцинь, семиструнный щипковый инструмент (в какой-то степени напоминающий цитру), был широко распространён в эпоху Чжоу, и часто использовался в игре вместе с другим струнным инструментом «сэ».

Для гуциня характерен узкий и длинный деревянный корпус с 13-ю круглыми метками на поверхности, предназначенными указывать позиции обертонов или мест, где следует располагать пальцы при игре. Вообще говоря, высокие ноты гуциня чисты и благозвучны, средние сильны и отчетливы, его низкое звучание мягко и неуловимо, с ясными и чарующими обертонами.

Звуки верхней тональности «гуцинь» чистые, звонкие, приятны на слух. Звуки средней тональности - громкие, а нижней тональности - нежные и мягкие. Вся прелесть звучания «гуцинь» заключается в переменчивом тембре. Он используется как сольный инструмент, так и в ансамблях и в качестве аккомпанемента пению. В наше время существует более 200 разновидностей техник игры на «гуцинь».

Сона (?? Suona)

Повсеместно известная как горн или рожок, сона является ещё одним древним духовым инструментом, который достаточно широко используется в различных народных представлениях. Впервые она обрела популярность в Центральном Китае в 16 веке. В фольклорных концертах для духовых и ударных инструментах, а так же в операх, сона часто играет роль "первой скрипки".

Звучный и внятный, этот инструмент идеально подходит для исполнения изумительно живых и приятно поражающих слух номеров и часто бывает ведущим инструментом в духовых и оперных оркестрах. Его громкий звук легко различить среди других инструментов. Он так же способен задавать ритм и имитировать щебетание птиц и стрекот насекомых. Сона является по праву незаменимым инструментом для народных празднеств и фестивалей.

Шэн (в™ Sheng)

Шэн - ещё один древний музыкальный инструмент Китая, который издаёт звук благодаря вибрациям язычка. Шэн завоевал себе популярность в эпоху правления династии Чжоу, поскольку часто использовался в качестве аккомпанемента для придворных певцов и танцоров. Позже он обрёл свой путь и среди простого народа. Его можно было услышать на храмовых ярмарках и публичных представлениях.

Шэн состоит из трёх основных частей: язычка, дудок и того, что называется "доуцзы", и может выступать соло, в ансамбле или же аккомпанировать пению.

Шэн отличается яркой выразительностью и невероятной грациозностью в смене нот, с чистым, звонким звучанием в верхней тональности и нежным в средней и нижней, он является неотъемлемой частью фольклорных концертов для духовых и ударных инструментов.

Сяо и д и (? Xiao , “J Di )

Сяо - вертикальная бамбуковая флейта, ди - горизонтальная бамбуковая флейта - традиционные духовые инструменты Китая.

История «сяо» насчитывает около 3000 лет, тогда, когда «ди» появилась в Китае во 2 веке до н.э., попав туда из Средней Азии. В своём первоначальном виде сяо напоминала нечто вроде свирели, состоящей из 16-ти бамбуковых дудочек. В наши дни сяо чаще всего можно встретить в форме отдельной флейты. И поскольку такую флейту достаточно легко изготовить, она довольно-таки популярна среди населения. Две самые ранние свирели, датируемые периодом Борющихся Царств (475 - 221гг. до р.х.), были обнаружены в захоронении правителя Цзэн в уезде Суйсянь провинции Хубэй в 1978 г. Каждая из них состоит из 13-ти прекрасно сохранившихся бамбуковых дудочек, связанных вместе по порядку убывания их длины. Мягкое и элегантное звучание сяо идеально подходит для соло, а так же для игры в составе ансамбля, чтобы выразить глубокие проникновенные чувства в продолжительной, нежной и сентиментальной мелодии.

Пипа (”ъ”i Pipa)

Пипа, в древности известная как "пипа с изогнутой шейкой", основной щипковый музыкальный инструмент, заимствованный из Месопотамии к концу периода Восточная Хань (25 - 220), и дошедший через Синьцзян и Ганьсу вглубь страны к четвёртому веку. При династиях Суй и Тан (581 - 907) пипа превратилась в основной инструмент. Практически все музыкальные пьесы эпохи Тан (618 - 907) исполнялись на пипе. Универсальный инструмент для соло, ансамблей (из двух и более инструментов) и аккомпанирования, пипа знаменита своей яркой выразительностью и способностью звучать страстно и героически мощно, и в то же время неуловимо тонко и изящно. Используют ее, как и для сольных выступлений, так и в оркестрах.

китайский национальный музыкальный инструмент

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    История и основные этапы становления русских народных инструментов. Общая характеристика некоторых российских инструментов: балалайки, гуслей. Музыкальные инструменты Китая и Киргизии: темир-комуз, чопо-чоор, баньху, гуань, их происхождение и развитие.

    реферат , добавлен 25.11.2013

    Основная классификация музыкальных инструментов по способу извлечения звука, его источнику и резонатору, специфика звукообразования. Типы струнных инструментов. Принцип работы губной гармошки и волынки. Примеры щипковых, скользящих инструментов.

    презентация , добавлен 21.04.2014

    Казахские национальные струнные, духовые и ударные музыкальные инструменты, идиофоны. Описание устройства, применение и звучание кобыза, домбыры, скрипки, домры, виолончели, флейты, органа, сыбызгы, сырная, ханга, треугольника, кастаньет, жетыгена.

    презентация , добавлен 23.10.2013

    Виды чувашских народных музыкальных инструментов: струнные, духовые, ударные и самозвучащие. Шапар - род пузырной волынки, методика игры на ней. Источник звука мембранофонов. Материал самозвучащих инструментов. Щипковый инструмент - тимер купас.

    презентация , добавлен 03.05.2015

    Музыкальные инструменты средневековой Скандинавии и Британии. Инструменты, явившиеся прототипом современной казахской домбры. Разновидности сыбызгы, с которым связано множество легенд и преданий. Русские, индийские и арабские народные инструменты.

    презентация , добавлен 17.02.2014

    Биография Антонио Страдивари - знаменитого мастера струнных инструментов, ученика Николо Амати. Его наиболее выдающиеся инструменты, изготовленные в период с 1698 по 1725 годы. Споры о таинственном "секрете Страдивари", фантастические версии ученых.

    реферат , добавлен 03.11.2016

    Клавишные музыкальные инструменты, физические основы действия, история возникновения. Что такое звук? Характеристика музыкального звука: интенсивность, спектральный состав, длительность, высота, мажорная гамма, музыкальный интервал. Распространение звука.

    реферат , добавлен 07.02.2009

    Физическая основа звука. Свойства музыкального звука. Обозначение звуков по буквенной системе. Определение мелодии как последовательности звуков, как правило, особым образом связанных с ладом. Учение о гармонии. Музыкальные инструменты и их классификация.

    реферат , добавлен 14.01.2010

    Развитие музыкальных способностей детей, формирование основ музыкальной культуры. Музыкально-эстетическое сознание. Пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения. Организация детского оркестра.

    реферат , добавлен 20.11.2006

    Тембры эстрадного джазового инструментов, стратегические и специфические приемы. Виды тембров: натуральных, измененных, смешанных. Специфические приемы электро-клавишных и электрогитар. Музыкальные термины, применяемые в эстрадной и джазовой музыке.

Согласно историческим источникам, в древности насчитывалось около тысячи музыкальных инструментов, из которых примерно половина дошла до наших дней. Самый ранний из них датируется возрастом более 8000 лет.

Традиционные китайские музыкальные инструменты тесно связаны с появлением музыки в Китае. Они символизируют китайскую культуру, и в древности так же были показателями уровня производительности.

Исследователи древности разделяли все инструменты на восемь категорий или "восемь звучаний", согласно материалу, который был взят за основу при изготовлении того или иного инструмента, а именно: метал, камень, струнные, бамбук, высушенная и выдолбленная тыква, глина, кожа и дерево.

Металлические: имеются в виду сделанные из металла инструменты, такие например как гонг и бронзовые барабаны.

Каменные: инструменты из камня, такие как карильон и каменные пластины (своего рода колокола).

Струнные: инструменты со струнами, на которых играют непосредственно пальцами или в специальных напёрстках - маленьких плектрах-ноготках, надетых на пальцы исполнителя или же при помощи смычка, как например на китайской скрипке, 25-струнной горизонтальной арфе и на инструментах с большим количеством струн, подобных цитре.

Бамбуковые: инструменты, преимущественно флейты, сделанные из стебля бамбука, например бамбуковая флейта с восемью отверстиями.

Инструменты из тыквы: духовые инструменты, в которых сосуд из высушенной и выдолбленной тыквы используется в качестве резонатора. К их числу относятся шэн и юй.

Глиняные: сделанные из глины инструменты, такие как сюнь, духовой музыкальный инструмент в форме яйца, размером с кулак, с шестью или меньше отверстиями, и фоу, глиняный ударный инструмент.

Кожаные: инструменты, резонирующая мембрана которых сделана из выделанной кожи животных. К примеру, барабаны и тамтамы.

Деревянные: инструменты, изготовленные преимущественно из дерева. Из них наиболее распространены муюй - "деревянная рыба" (полая деревянная колодка, используемая для выбивания ритма) и ксилофон.

Сюнь (埙 Xun)

Чжэн (筝 Zheng)

Согласно древним источникам, первоначально чжэн имел всего пять струн и был сделан из бамбука. При Цинь число струн возросло до десяти, и вместо бамбука стали использовать дерево. После падения династии Тан (618 - 907 гг.) чжэн превратился в 13-струнный инструмент, струны которого натягивались на продолговатый деревянный резонатор. В наши дни по-прежнему можно насладиться благозвучным тоном 13-ти, 14-ти или 16-струнного чжэна, который до сих пор активно используется в Китае как в составе музыкальных ансамблей, так и соло.

Гуцинь (古琴 Guqin)

Для гуциня характерен узкий и длинный деревянный корпус с 13-ю круглыми метками на поверхности, предназначенными указывать позиции обертонов или мест, где следует располагать пальцы при игре. Вообще говоря, высокие ноты гуциня чисты и благозвучны, средние сильны и отчетливы, его низкое звучание мягко и неуловимо, с ясными и чарующими обертонами.

Звуки верхней тональности «гуцинь» чистые, звонкие, приятны на слух. Звуки средней тональности – громкие, а нижней тональности – нежные и мягкие. Вся прелесть звучания «гуцинь» заключается в переменчивом тембре. Он используется как сольный инструмент, так и в ансамблях и в качестве аккомпанемента пению. В наше время существует более 200 разновидностей техник игры на «гуцинь».

Сона (唢呐 Suona)

Звучный и внятный, этот инструмент идеально подходит для исполнения изумительно живых и приятно поражающих слух номеров и часто бывает ведущим инструментом в духовых и оперных оркестрах. Его громкий звук легко различить среди других инструментов. Он так же способен задавать ритм и имитировать щебетание птиц и стрекот насекомых. Сона является по праву незаменимым инструментом для народных празднеств и фестивалей.

Шэн (笙 Sheng)

Шэн отличается яркой выразительностью и невероятной грациозностью в смене нот, с чистым, звонким звучанием в верхней тональности и нежным в средней и нижней, он является неотъемлемой частью фольклорных концертов для духовых и ударных инструментов.

Сяо и Ди (箫 Xiao, 笛 Di)

Сяо - вертикальная бамбуковая флейта, ди - горизонтальная бамбуковая флейта - традиционные духовые инструменты Китая.

История «сяо» насчитывает около 3000 лет, тогда, когда «ди» появилась в Китае во 2 веке до н.э., попав туда из Средней Азии. В своём первоначальном виде сяо напоминала нечто вроде свирели, состоящей из 16-ти бамбуковых дудочек. В наши дни сяо чаще всего можно встретить в форме отдельной флейты. И поскольку такую флейту достаточно легко изготовить, она довольно-таки популярна среди населения. Две самые ранние свирели, датируемые периодом Борющихся Царств (475 - 221гг. до р.х.), были обнаружены в захоронении правителя Цзэн в уезде Суйсянь провинции Хубэй в 1978 г. Каждая из них состоит из 13-ти прекрасно сохранившихся бамбуковых дудочек, связанных вместе по порядку убывания их длины. Мягкое и элегантное звучание сяо идеально подходит для соло, а так же для игры в составе ансамбля, чтобы выразить глубокие проникновенные чувства в продолжительной, нежной и сентиментальной мелодии.

Пипа (琵琶 Pipa)

Пипа, в древности известная как "пипа с изогнутой шейкой", основной щипковый музыкальный инструмент, заимствованный из Месопотамии к концу периода Восточная Хань (25 - 220), и дошедший через Синьцзян и Ганьсу вглубь страны к четвёртому веку. При династиях Суй и Тан (581 - 907) пипа превратилась в основной инструмент. Практически все музыкальные пьесы эпохи Тан (618 - 907) исполнялись на пипе. Универсальный инструмент для соло, ансамблей (из двух и более инструментов) и аккомпанирования, пипа знаменита своей яркой выразительностью и способностью звучать страстно и героически мощно, и в то же время неуловимо тонко и изящно. Используют ее, как и для сольных выступлений, так и в оркестрах.

Юэцинь (月琴, yuèqín, т.е. "лунная лютня"), или жуань ((阮), - это разновидность лютни, с круглым корпусом-резонатором. У жуаня 4 струны и короткий гриф с ладами (обычно их 24). Встречаются также жуань с корпусом восьмиугольной формы. Играют на нём при помощи плектра. Инструмент обладает мелодичным звучанием, напоминающим классическую гитару, и используется как для игры соло, так и в оркестре.
В древности жуань называли "пипа" или "цинь пипа" (т.е. пипа династии Цинь). Однако после того, как предок современной пипа попал в Китай по Шёлковому пути во время правления династии Тан (около 5 в. н.э.), название "пипа" закрепилось за новым инструментом, а лютню с коротким грифом и круглым корпусом стали называть "жуань" - по имени игравшего на ней музыканта,Жуань Сяня (3й в. н.э.) . Жуань Сянь был одним из семи великих учёных, известных как "Семь мудрецов из бамбуковой рощи".


Дицзы (笛子, dízi) - китайская поперечная флейта. Её также называют ди (笛) или хэнди (橫笛). Флейта ди является одним из самых распространённых китайских музыкальных инструментов, и её можно встретить и в ансамбле народной музыки, и в современном оркестре, и в китайской опере. Считается, что дицзы попала в Китай из Тибета во времена династии Хань. Дицзы всегда была популярна в Китае, что неудивительно, т.к. её легко сделать и несложно носить с собой. Сегодня этот инструмент, как правило, изготавливают из высококачественного черного бамбука с одним вдувным отверстием, одним мембранным отверстием и шестью игровыми отверстиями, вырезанными по всей ее длине. На севере ди делают из чёрного (фиолетового) бамбука, на юге, в Сучжоу и Ханчжоу, - из белого бамбука. Южные ди, как правило, очень тонкие, лёгкие и обладают тихим звучанием. Впрочем, правильнее было бы называть ди "мембранной флейтой", поскольку её характерный, звонкий тембр обусловлен вибрацией тонкой бумажной мембраны, которой заклеено особое звуковое отверстие на корпусе флейты.

Эрху (二胡, èrhú), двухструнная скрипка, обладает, пожалуй,самым выразительным голосом среди всех смычковых струнных инструментов. На эрху играют как соло, так и в ансамблях. Это наиболее популярный струнный инструмент среди различных этнических групп Китая. При игре на эрху применяется множество сложных технических смычковых и пальцевых приемов. Скрипка эрху часто выступает в качестве ведущего инструмента в оркестре традиционных китайских национальных инструментов и при исполнении струнно-духовой музыки. Слово "эрху" состоит из иероглифов "два" и "варвар", поскольку этот двухструнный инструмент попал в Китай примерно 1000 лет назад благодаря северным кочевым народностям. Современные эрху изготавливаются из ценных пород дерева, резонатор обтягивается кожей питона. Смычок делается из бамбука, на который натягивается тетива из конского волоса. Тетиву смычка во время игры музыкант натягивает пальцами правой руки, а сам смычок закреплен между двумя струнами, составляя с эрху единое целое.

Гучжэн (古箏, gǔzhēng), или чжэн (箏, "гу" 古 означает "древний") - это китайская цитра с подвижными, незакреплёнными подпоркам для струн и с 18 и более струнами (у современного чжэна обычно 21 струна). Чжэн является предком нескольких азиатских разновидностей цитры: японского кото, корейского gayageum, вьетнамского đàn tranh. Хотя оригинальное название этой картины - "Чжэн", изображён тут всё-таки гуцинь (古琴) - китайская семиструнная цитра. Гуцинь и гучжэн схожи по форме, но их легко различить: в то время, как у гучжэна под каждой струной располагается подпорка, как и у японского кото, у гуциня подпорок нет. Звук гуциня очень тихий, диапазон - примерно 4 октавы. С древности гуцинь был излюбленным инструментом учёных и мыслителей, считался инструментом изысканным и утончённым и ассоциировался с Конфуцием. Его ещё называли "отцом китайской музыки" и "инструментом мудрецов". Раньше инструмент назывался просто "цинь", но к 20му в. этим термином стал обозначаться целый ряд музыкальных инструментов: схожий с цимбалами янцинь, семейство струнных инструментов хуцинь, западное фортепьяно, и т.д. Тогда приставка "гу" (古), т.е. "древний, и была добавлена к названию. Иногда также можно встретить название "цисяцинь", т.е. "семиструнный музыкальный инструмент".


Сяо (箫, xiāo) - вертикальная флейта, обычно изготавливающаяся из бамбука. Этот очень древний инструмент, по-видимому, происходит от флейты родственной тибетцам народности цян (кяны) из юго-западного Китая. Представление об этой флейте дают керамические погребальные статуэтки, относящиеся к эпохе династии Хань (202 г. до н.э. - 220 г. н.э.). Этот инструмент ещё более древний, чем флейта ди. Флейты сяо обладают чистым звуком, подходящим для исполнения красивых, ласкающих слух мелодий. Они часто используются в сольном исполнении, в ансамбле и для аккомпанирования традиционной китайской опере.


Арфа кунхоу (箜篌, kōnghóu) - ещё один щипковый струнный инструмент, попавший в Китай по Шелковому пути из Западной Азии. Арфа кунхоу часто встречается на фресках различных буддийских пещер эпохи Тан, что свидетельствует о широком распространении этого инструмента в тот период. Она исчезла во времена династии Мин, но в 20 в. её возродили. О кунхоу было известно только по фрескам в буддийских пещерах, ритуальным похоронным статуэткам и гравюрам на камне и кирпичной кладке. Затем, в 1996 году, в гробнице в уезде Цемо (Синьцзян-Уйгурский автономный район) были обнаружены две целые лукообразные арфы кунхоу и некоторое количество их фрагментов. Однако современная версия этого инструмента больше напоминает не старинный кунхоу, а западную концертную арфу.


Пипа (琵琶, pípa) - 4-струнный щипковый музыкальный инструмент, который иногда ещё называют китайской лютней. Один из самых распространённых и известных китайских музыкальных инструментов. В Китае играют на пипа уже более 1500 лет: предок пипа, родиной которого является район Междуречья Тигра и Евфрата (район «плодородного полумесяца») на Ближнем Востоке, попал в Китай по древнему Шелковому пути в 4-м в. н. э. Традиционно пипа использовалась в основном для игры соло, реже - в ансамблях народной музыки, как правило, на юго-востоке Китая, или при аккомпанементе сказителям. Название "пипа" связано со способом игры на инструменте: "пи" означает движение пальцев вниз по струнам, а "па" - обратное движение вверх. Звук извлекается плектром, но иногда и ногтем, которому придаётся специальная форма. Несколько схожих инструментов Восточной Азии происходят от пипа: японская бива, вьетнамская đàn tỳ bà и корейская бипа.

Китайской традиционной музыке, как и всей китайской культуре, несколько тысяч лет. Из-за изоляции страны от Европы инструменты Поднебесной отличаются своим неповторимым для запада колоритом. Они (вместе со всей национальной музыкой) впитали в себя элементы музыки тибетцев, уйгуров, маньчжуров, монголов и т. д.

Колокола бяньчжун

Традиционно китайские музыкальные инструменты делятся на несколько типов, согласно материалу, из которого они изготовлены: бамбуковые, шелковые, деревянные, металлические, каменные, тыквенные, глиняные и кожаные. Многие из них крайне экзотичны, а некоторые были преданы забвению в ходе длительной культурной эволюции. Например значительное переосмысление техники игры произошло после создания единой империи, когда местные региональные особенности сводились к единому стандарту.

Самые разные китайские сформировались под влиянием ритуалов и религии. Такими были в том числе и колокола. Они значительно отличались от европейских. Первые собственно китайские колокола назывались бяньчжун. Они пришли на смену индийскому типу круглых инструментов вместе с распространением по Поднебесной буддизма. Бяньчжун были настолько популярны, что появились в соседней Корее и даже в заморской Японии.

Ударные

Помимо больших колоколов в Китае появились и модели меньших размеров или несколько другого устройства. К ним можно отнести дяньгу. Этот китайский представляет собой плоский барабан, который к тому же похож на бубен. К нему прилагаются специальные колотушки. Вместе с дяньгу часто играют на хлопушках пайбанях. Они изготавливаются в виде пластинок, подвешенных в одну связку.

Сянцзяогу - китайский типа литавры. Его корпус делают из дерева и устанавливают на специальную цилиндрическую стойку. Конструкция послужила источником названия инструмента. Сянцзяогу можно перевести как «слоновья нога». Обычно этот инструмент используется сольно. Для игры его устанавливают чуть наклоненным - так музыканту удобнее стучать по нему пальцами и ладонями.

Духовые

Согласно международной классификации китайские имеют западные аналоги. Например традиционный ди по своему устройству напоминает Его ствол делается из тростника или бамбука. Более редкие модели изготавливаются из камня, например нефрита.

Другой духовой китайский инструмент шэн аналогичен губной гармонике. Исследователи считают его одним из древнейших в своем классе. Шэн состоит из дудок, язычка и мундштука. Его музыка очень вариативна, за что его любят исполнители не только из Китая. Шэн часто используется в оркестре специально для обогащения звучания и перемены тембра.

Струнные

Инструмент эрху считается китайской скрипкой. Для игры на нем используется вибрато. Еще одним родом скрипки является хуцинь. Он появился в середине VIII столетия и приобрел повсеместную популярность во всей Поднебесной. Подтип хуциня - цзинху. Так как он возник вместе с пекинской оперой, его часто называют «пекинской скрипкой».

Каждый китайский струнный музыкальный инструмент в древние времена изготавливался вместе с шелковыми струнами. И только в XX веке по аналогии с западной практикой их сталь менять на стальные и нейлоновые.

Семиструнная китайская вариация цитры называется «цисяньцинь». Она отличается продолговатым корпусом длиной в метр и шириной в 20 сантиметров. Цисяньцинь считается одним из самых древних национальных музыкальных инструментов. Его начали активно использовать уже в III столетии до нашей эры.

Щипковые

Традиционные китайские музыкальные инструменты использовались в игре народных ансамблей сычжу. К ним относится щипковый саньсянь (или сяньцзы). Также он получил распространение при исполнении песен таньцы. Саньсянь имеет много общего с аналогичными центральноазиатскими инструментами сетаром и танбуром. Некоторые исследователи считают, что он появился после монгольского нашествия на Поднебесную.

От саньсяня происходит похожий японский инструмент сямисэн. Традиционно он больше всего был распространен на севере Китая. Его деку часто обтягивали змеиной кожей. Другие характерные черты саньсяня - длинная шейка и отсутствие ладов у держателя колков. Еще одним представителем щипковых является гучжэн. На нем от 21 до 25 струн. Некоторые исполнители при игре на гучжэне применяю плектры, похожие на гитарные медиаторы.

Другие инструменты

Некоторые китайские музыкальные инструменты стали историческими артефактами. К таким можно отнести чжу. Этот пятиструнный инструмент отличался вытянутой длинной декой. Больше всего он походил на цимбалы и цитру. Пик популярности чжу пришелся на период Сражающихся царств в V - III вв. до н. э. Окончательно он исчез приблизительно в X столетии во временя империи Сун.

Пипа - китайская лютня, принадлежащая к типу щипковых. Ее корпус имеет грушевидную форму. При игре на пипе музыканты обязательно сидят и пользуются плектром. Этот инструмент приобрел в Китае повальную популярность в силу своей универсальности. Его использовали и используют в оркестрах, ансамблях и сольно. Пипа появилась в III веке. Приблизительно в VIII столетии она была перенята японцами, назвавшими ее бивой.

Китайским подобием цимбал считается струнный янцинь. Также он похож на персидский сантур и дульцимер. Чаще всего он ассоциируется с китайской оперой, где на нем играют для аккомпанемента. Янцинь изготавливают из дерева, придавая его корпусу форму трапеции. Для излечения звука применяются бамбуковые колотушки.

Традиционная китайская музыка отличается резкими тембрами, а в ансамбле, из-за плохой сочетаемости обертонов этот эффект обычно ещё и усиливается. Видимо, именно такие тембры китайцы находили приятными. Если послушать традиционную китайскую оперу, то можно оценить всю глубину пропасти между вкусами европейских и азиатских меломанов.

Мало того, одним из самых распространенных приемов при игре на традиционных китайских инструментах является вибрато, которое по сути тоже усиливает резкость тембра, повторяя два соседних звука (секунда — очень диссонантный интервал). А в траверсийной флейте ди китайцы даже сделали специальное отверстие, которое придает звучанию дополнительное дребезжание.

Наверное, именно благодаря тембрам китайская музыка кажется такой надрывной и щемящей.

Гучжэн

Гучжэн (guzheng) - это щипковый струнный инструмент, родственник цитры. Обычно у гучжэна от восемьнадцати до двадцати пяти струн, которые традиционно делались из шёлка, а теперь они чаще металлические. Наверное, раньше тембр гучжэна был намного более мягким. Интересно, что порожки на гучжэне можно передвигать, меняя настройку инструмента.

Цисяньсинь, или гуцинь (guqin) — инструмент с похожим тембром и строением, но с семью струнами. Манера игры на гуцине отличается от гучжэна множеством глиссандо.
Это очень древний инструмент — ещё два с половиной тысячелетия назад на нем играл Конфуций. Этот инструмент настраивается очень низко — это такой контрабас от китайских инструментов. Для гуциня была придумана своя собственная система нотной записи, поэтому сохранилась очень древняя музыка для этого инструмента. Жесты исполнителя — это часть музыкального произведения, они описываются в нотах. Каждое произведение имело какое-то внемузыкальное значение, обычно связанное с природой, часто сопровождалось стихами.

Пипа

Другой щипковый струнный инструмент — пипа, — по форме напоминает лютню. У пипы всего четыре струны. Считается, что пипа пришла в Китай из Центральной Азии.

Эрху

Эрху (erhu) — струнный смычковый инструмент. Это, наверное, самый популярный из традиционных китайских инструментов. У эрху всего две металлические струны. Смычок закреплен между струнами, составляя с эрху единое целое. Тембр у эрху мягкий, похожий на скрипичный.

Шэн

Шэн (sheng) — духовой инструмент, по звуку похожий на банданеон. Он состоит из тридцати шести (три октавы) бамбуковых или тростниковых трубок, «растущих» из подставки с мундштуком. Тембр шэна очень хорошо сочетается с тембрами других традиционных китайских инструментов, чего нельзя сказать об остальных инструментах.

Ди

Ди (dizi) — поперечная флейта с шестью дырочками. У этого инструмента есть интересная особенность — рядом с отверстием для вдувания воздуха находится еще одно, прикрытое тоненькой бамбуковой пленкой, благодаря которому у инструмента есть небольшой дребезжащий призвук.


Top