Чем отличается 5w30 от 10w 40. Сравнение с прочими смазками

К нам поступает много вопросов, с просьбой разъяснить разницу между полиалкиленгликолевыми и обычными традиционными маслами.. Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять принцип работы моторного масла.

Моторное масло это смесь базовой основы и пакета присадок, который и придает необходимые моюще-диспергирующие, антиизносные, вязкостные, а часто и противозамерзающие свойства.

Для того чтобы масло было стабильным в широком диапазоне температур, лучше всего использовать синтетические базовые масла на основе ПАО (Полиальфаолефины) или Эстеры. Но эти основы очень дороги, а кроме того создают проблемы резиновым уплотнителям. (ПАО «сушат», а Эстеры «раздувают» резину). Кроме того синтетические основы гораздо хуже смешиваются, а товарное масло всегда смесь самых разных компонентов и баз.

Потому чаще всего в моторных синтетических маслах используется база III, на основе глубоко очищенных гидрокрекингом нефтяных основ. Эта основа заметно лучше обычной минеральной по индексу вязкости, отлично смешивается с другими компонентами, но, тем не менее, гораздо хуже настоящей синтетической (ПАО или Эстеры) работает при низких и при высоких температурах, а так же сильнее окисляется.

И последнее. Качество моторного масла проявляется при длительной работе в моторе. Качественное масло обязано стабильно работать весь срок службы и при этом раньше времени не окисляться (терять вязкость), присадки должны эффективно смывать отложения и что важно, не давать частичкам смытых отложений снова прилипать к рабочим поверхностям. А это зависит от живучести диспергирующих (связывающих) присадок.

Вот основываясь на этом, разберемся, как меняются свойства обычного масла с добавлением Полиалкиленгликолевой базы.

1. Добавление в масло растворимой Полиалкиленгликолевой основы (PAG OSP) обеспечивает полную смешиваемость всех компонентов масла между собой, что резко улучшает свойства готового продукта. Это синергия свойств. Ни одно стандартное масло не обладает подобным качеством.

2. Усиливаются противозамерзающие свойства и высоко температурная антиокислительная стабильность масла.

Обратите внимание на снимки. Слева минеральное масло без OSP а справа с добавлением OSP, после 30 дневной воздушной продувки при 120С! (окисление -на стенках пробирки!)


Масло без OSP То же самое масло с OSP

3. Устраняются агрессивность ПАО и Эстеров на резиновые уплотнители.

4. Очень важный раздел - резко улучшаются моющие свойства масла. Полиалкиленовая основа растворяет в себе и высокотемпературные и низкотемпературные отложения, резко продлевая ресурс обычных моюще -диспергирующих присадок.

На снимках два моторных масла после 180 мото часов пробега на двигателе (Тест Политехнического Университета)



Обычное гидрокрекинговое синтетическое масло 5w40 (Ravenol)

Каждому водителю нужно знать, как грамотно подбирать автомасло. В магазинах представлено множество самых разных марок смазки. Понять, какое масло является оптимальным для вашего автомобиля, возможно, расшифровав маркировки, которые имеются на емкостях.

На канистрах указываются данные о вязкостном индексе смазки, ее характеристиках и допусках от автоизготовителей. Перед тем, как расшифровывать маркировки, в обязательном порядке ознакомьтесь с ключевыми обозначениями, встречающимися на этикетках.

Виды автомасел

  1. Fully Synthetic. Синтетическое масло. Производится посредством синтеза химических компонентов. Синтетическое моторное масло отличается от иных тем, что в нем возможно задавать требуемые показатели и добавлять в состав различные присадочные вещества.

Данные смазки отлично защищают автомобиль. Ввиду очистки мотор не загрязняется даже в жестких условиях.

Синтетика сохраняет собственную консистенцию при любых температурах, не меняет свойств.

  1. Минеральное масло. Изготавливается из обработанной нефти. Стоит немного, чем отличается в лучшую сторону от синтетического. Не слишком хорошо показывает себя при использовании. Минералка не справляется с высоко- и низкотемпературными воздействиями. Она склонна к окислению, ее надо регулярно заменять. Когда смазка нагревается, в двигателе происходит шлакообразование.
  2. Semi-Synthetic. Полусинтетическое масло. Обычно делается на основе минералки, которую смешивают с разными добавками.

Показатели эксплуатации немного хуже, чем у синтетической смазки, однако и цена меньше.

Моторное масло 10w30 относится к полусинтетике. Иначе говоря, у 10w30 минеральная основа, в которую добавили присадочные элементы.

SAE и API классификация

Автомасла классифицируются по двум ключевым показателям:

  • сфера использования: мотор на бензине/дизеле, турбированный двигатель;
  • вязкость масла.

Стандарты, по которым выполняется классификация смазок, считаются одинаковыми для всех масел. Наиболее распространены классификации SAE и API.

Маркировка по SAE показывает, насколько густая смазка. Большая часть масел считаются универсальными, то есть всесезонными. Они оптимальны для применения как в зимний, так и в летний сезон. Масла маркируются двумя числами, буквой и дефисом. Буква свидетельствует о том, что смазку возможно заливать на морозе.

К примеру, 10w30. 1-ое число указывает на низкотемпературную вязкость. Чем оно меньше, тем более жидкой является смазка. «10w» означает, что смазку возможно лить при температуре выше, чем минус двадцать градусов. 2-ое число показывает высокотемпературную вязкость. «Тридцатку» можно применять, если температура меньше плюс двадцати пяти градусов. По SAE 10w30 относится ко всесезонным смазкам.

Масла 10w30 возможно использовать в моторах по всей средней полосе Российской Федерации. Если автомобиль эксплуатируется при температуре меньше минус сорока градусов, нужно заливать смазки, у которых первое число – 0. Чем жиже смазка, тем лучше она подходит для холодных условий. Она дает возможность сохранять примерно два процента горючего.

Классификация API делит масла по предназначению и качеству на три группы:

  • S – для бензиновых моторов;
  • C – для двигателей на дизеле;
  • EC – универсальное энергосберегающее автомасло.

Остальные буквы указывают на класс, к которому относится смазка. Все классы отличаются друг от друга:

  • SL – энергосберегающее, малолетучее, не нужно часто менять;
  • SG – для моторов от 1993 года;
  • SN – масло имеет наилучшие эксплуатационные показатели;
  • SE – для высокофорсированных силовых агрегатов;
  • CD – для турбированных моторов, эксплуатирующихся в жестких условиях.


Несложно понять, в чем различие между буквами. Чем дальше буква идет по алфавиту, тем лучше качество смазки. К примеру, 10w30 API SJ может использоваться в более жестких условиях, чем SAE 10W30 API SF, при этом они обе предназначены для двигателей на бензине. CF 10w30 не подойдет для бензинового силового агрегата, его используют в моторах на дизеле. У 10w30 минеральная основа, поэтому оно стоит не очень дорого.

Сравнение с прочими смазками

5w40

Цифры в маркировке показывают следующее:

  • 5 – минимальный температурный предел равен минус двадцати пяти;
  • 40 – максимальный температурный предел равен плюс тридцати пяти.

По описанию маркировки становится очевидно, что данное масло лучше подходит, к примеру, для Сибири, чем 10w30 SM или даже SN. Оно может применяться в более широком диапазоне температур, что немаловажно.


5w30

Масло 5w30 имеет незначительные отличия от 10w, также заканчивающегося на «30». Его можно лить, если температура не ниже минус двадцати пяти (то есть разница, например, с 10w30 API SM составляет пять градусов).

10w40

По числу «40» можно понять, что это автомасло лучше подходит для российского лета, чем «тридцатка». Плюс тридцать пять градусов – таков максимальный температурный предел смазки, оканчивающейся на «40».

Многие автовладельцы часто задумываются о том, какой вид моторного масла универсально подойдет для двигателя их автомобиля. Система смазки играет достаточно важную роль в общем функционировании силового агрегата. Грамотно подобранная смазочная жидкость надежно защищает смежные детали от трения, предварительного износа, поломки и выхода из строя.

Сегодня автомагазины и специализированные центры предлагают огромный ассортимент моторных масел. И многие из них имеют похожую маркировку. Поэтому важно знать, в чем состоит разница между буквенными и цифровыми показателями, указанными на этикетке, в частности, чем отличается масло 5w40 от 10w40.

Виды моторной смазки

Свойства смазки мотора разрабатываются их производителями еще на стадии проектирования, а затем четко отслеживаются в процессе производства. Затем отобранные варианты проходят ряд тестов, и только после этих испытаний марка и тип моторного масла прописывается в руководстве по эксплуатации автомобиля.

По основной составляющей автомасла, а также по способу его производства различаются следующие типы моторной смазки.

  • Минеральная, изготовленная на основе нефти. Ее отличительным свойством является достаточно высокий показатель плотности, а также небольшая цена. Недостатком является существенное ограничение по диапазону применения.
  • Синтетическая, получаемая в результате синтеза различных органических веществ. Для изготовления может применяться как нефть, так и этилен. Обладает отличными моющими показателями, высокой работоспособностью при различных температурных диапазонах, а также минимальной испаряемостью. Но является достаточно дорогим продуктом.
  • Полусинтетическая, представляющая пропорциональный состав минеральных и синтетических материалов, что позволяет в разы увеличить эксплуатационные характеристики, правда с одновременным увеличением и цены в сравнение с минеральным маслом.


Также моторное масло может классифицироваться в зависимости от сезона использования. Летняя смазка будет обладать повышенной вязкостью, а также способностью сохранять прочную масляную пленку на деталях и узлах даже в условиях высокой температурной активности. Но данное свойство станет существенным препятствием зимой, двигатель будет завести гораздо сложнее.

Зимний же вариант, напротив, отлично смажет все детали, способствуя корректной работе автомобиля, а вот летом оставит все его узлы практически несмазанными, так как быстро с них стечет при незначительном повышении температуры.

Универсальный вариант - всесезонная моторная смазка, при производстве которой учитываются все характеристики вышеперечисленных двух вариантов. Такое масло будет отлично функционировать в любое время года.

Маркировка и характеристики

Для того чтобы получить часть информации об автомасле необходимо обратить внимание на его маркировку. Расшифровка указанных букв и цифр поможет определиться с потенциальным выбором.

Одинаковый символ, встречающийся практически на каждой этикетке, - буква W (от слова «winter» - зима). Это означает, что данное моторное масло относится к разряду низкотемпературных продуктов с пониженным показателем вязкости. Другими словами, - зимняя моторная смазка.


Цифры указывают на различные эксплуатационные условия, при которых рекомендуется использовать масло, а именно, его вязкость и температурный диапазон.

Чтобы не запутаться в различных цифрах и понять, чем могут отличаться похожие маркировки, можно применить весьма распространенных среди профессиональных водителей прием. Последующая за «W», то есть вторая цифра, указывает на максимальный температурный показатель, при котором может полноценно функционировать данный вид масла.

А вот для первой цифры есть небольшой нюанс. Из этого показателя необходимо вычесть 35, тогда в результате получиться отрицательное число, указывающее на низкотемпературный предел. Например, 10w40, самая низкая температура эксплуатации - 25 0 С (10-35=25), а высокая - 40 0 , соответственно 5w40 - 30 0 и аналогично 40 0 . В этих показателях и заключается основное различие между данными марками.

Автомасла с такой маркировкой имеют в основном схожие эксплуатационные характеристики:

  • всесезонность;
  • высокая вязкость и густота;
  • универсальность использования для разных типов двигателей;
  • диапазон рабочих температурных показателей с небольшим отличием

Несмотря на общие черты, масло 10w40 всегда относится к разряду полусинтетики независимо от того, какой компанией оно было произведено. В случае с маслом 5w40 его относят к синтетике лишь условно, так как среди этого вида очень часто встречаются и п/синтетические варианты, все зависит от производителя.


Если рассматривать вопрос о замене масла по его составляющим характеристикам (минеральное, синтетика или п/синтетика), то рекомендуется учитывать возраст автомобиля, его пробег, техническое состояние, условия и интенсивность эксплуатации, а также марку ранее использованного масла.

Если речь идет о новой машине, то останавливать свой выбор следует на той марке моторной смазки, которая указана в прилагаемом к авто руководстве. Если автомобиль был приобретен «с рук», то у прежнего владельца в обязательном порядке следует уточнить тип ранее использованного масла. Если такой возможности нет, то необходимо провести полную замену смазочной жидкости. При этом в поддержанном авто масло следует менять гораздо чаще, чем в новой машине, так как его двигатель и основные узлы испытывают более интенсивные нагрузки.

Очень важно помнить, что всегда запрещается смешивать разные виды моторного масла.

Тот факт, что они имеют отличие по составу, степени вязкости, температурному режиму, может стать основанием для серьезных поломок автомобиля. Не стоит пренебрегать правилами безопасности, «экономя» на моторном масле.

Мировая статистика потребления моторного масла показывает, что самыми популярными являются синтетические и полусинтетические масла 5w40 и 10w-40. И именно поэтому у многих начинающих автолюбителей возникает вполне естественный вопрос, чем отличается масло 5w40 от 10w-40?

Что касаемо отличий по основе масла, то тут все ясно, они отличаются по составу и способу их производства. Существует всего три вида моторных масел:

  • Минеральное (Mineral) - изготовлено на основе нефти (органическое вещество).
  • Синтетическое (Fully synthetic) - получено в процессе синтеза органических веществ, и является искусственным материалом.
  • Полусинтетическое (Semy synthetic) - специально подобранная смесь минерального и синтетического смазочного материала.

Очень важным показателем является вязкость смазочного материала, которая зависит от температуры окружающей среды и учитывает сезонность его применения. Летние масла обладают повышенной вязкостью и обеспечивают хорошую защиту трущихся элементов двигателя в жаркую погоду. Но с наступлением холодов смазка становится гуще, и запуск автомобиля становится невозможным. Зимние масла более жидкие по сравнению с летними и обеспечивают заводку автомобиля в морозную погоду.


Универсальным видом являются всесезонные масла, их можно использовать на протяжении года и производить замену в зависимости от километража. В их обозначении присутствует буква W, которая разделяет две цифры.

Теперь разберемся с маркировкой масла. Цифры в обозначении масла указывают на вязкость, рабочий диапазон температур и условия окружающей среды, при которых будет эксплуатироваться двигатель автомобиля.

Первая цифра перед буквой W (winter - от немецкого "зима") говорит о принадлежности масла к зимнему низкотемпературному классу с пониженной вязкостью. Зимой, при низких температурах масло густеет, и ему тяжелее проникнуть к трущимся поверхностям, при этом заводка двигателя усложняется или может и вовсе не наступить.

Вторая цифра, после буквы W, указывает к какому высокотемпературному классу принадлежит этот тип смазки, характеризует эксплуатацию двигателя в летний период.

Теперь становится понятно, что два рассматриваемых видов масла являются всесезонными и чтобы определить, чем отличается масло 5w40 от 10w-40, давайте рассмотрим на примере полусинтетической смазки. Так как полусинтетика является самым распространенным видом смазочного материала, она универсальна и подходит под любой тип двигателя.

Рабочий температурный диапазон масла 5w40 в зимний период лежит в пределах -30 (-25)°С, а для 10w-40 составляет -25 (-20)°С. Следовательно, если вы проживаете в местности с более суровым климатом, то вам больше подойдет первое. Летом обе марки пригодны к использованию при температуре окружающей среды +35 (+40)°С.


Больше никаких отличий не существует. А чтобы не запоминать никаких цифр и температур, и при этом не запутаться в маркировках, существует нехитрое правило. Если от первого числа отнять 35, то получится та отрицательная максимальная температура, при которой может использоваться масло зимой (5w - 35 = -30°С), а вторая цифра прямо указывает на максимальную температуру воздуха, при которой масло не теряет вязкость в летний период (5w40 = +40°С).

Что касается выбора вещественного состава смазочного материала - синтетика, полусинтетика или минералка, то здесь стоит опираться на марку, возраст и условия эксплуатации автомобиля. Если у вас новый авто, то придерживайтесь рекомендаций завода производителя, если подержанный, то спросите у бывшего хозяина, что заливал он.

Разобравшись на примере и зная, чем отличается масло 5w40 от 10w-40, вы сделаете для себя правильный выбор и самостоятельно сможете произвести его замену. Также не стоит пренебрегать сроками замены масла и периодически следить за его количеством, при необходимости вовремя доливать до нужного уровня. При его замене обязательно смените масляный фильтр.

В подержанных автомобилях желательно менять масло чаще, так как двигатель испытывает более высокие нагрузки в сравнении с новым авто. Не будет лишним иногда делать промывку системы смазки с использованием специальных жидкостей. Конечно, ни в коем случае не смешивайте разные виды масел, это может закончиться капитальным ремонтом двигателя.

Также рекомендуем прочитать статью: можно ли смешивать моторные смазки разных производителей , категорий или групп. А также что вас может при данном смешивании ожидать.

Еще одна полезная статья на тему: нужно ли промывать двигатель при замене смазки на другого производителя , можете ознакомиться, перейдя по этой ссылке.

Владельцы, которые приобрели автомобили с пробегом, часто задаются вопросом о том, чем отличается масло 5W40 от 10W40. При покупке нового автомобиля к нему придаётся инструкция по эксплуатации и обслуживании машины, в которой подробно расписаны все рекомендуемые смазочные и технические жидкости. После нескольких лет эксплуатации авто она может затеряться и при продаже к новому владельцу не попадёт. Приходит пора замены масла, а что залить?

Чем отличается масло 5W40 от 10W40 , также полезно будет знать, тем владельцам, чей автомобиль изготовлен в странах с жарким климатом и машина изначально не предназначалась к использованию в странах с холодными погодными условиями. В связи с этим потребуется его смена на подходящее масло для климата в месте эксплуатации машины. Друзья советуют залить 5W40, менеджеры торговых сетей предлагают 10W40, остаётся только выбрать. Чтобы ввести в курс владельцев машин, постараемся доступными словами рассказать о свойствах и отличии этих марок смазочных материалов.



Несколько слов о моторных смазках


Производители моторов на стадии проектирования и изготовления продумывают о требованиях к смазочным жидкостям для двигателя. Они должны отвечать требованиям уровню эксплуатационного свойства по API и вязкости по SAE. Именно на выбранных смазках проводятся испытательные и доводочные работы с силовыми агрегатами, после чего выдаются рекомендации по их применению. Вот почему важно иметь инструкцию по эксплуатации автомобиля.

По своему составу моторные смазки можно разделить на три группы, которые отличаются не только технологией изготовления, но и составом присадок в них. Они могут быть таких видов:

  • Смазочные жидкости на основе минерального сырья;
  • Масла, изготовленные на полусинтетической основе;



Давайте немного более подробно поговорим о каждом виде. Сырая нефть является основой для минеральных масел. Для этого используется метод её возгонки, чтобы получить нужные фракции. Далее начинается процесс дополнительной очистки от вредных примесей соединений серы и азота. Современные технологии позволяют получить продукцию высокого качества, которую производители рекомендуют использовать на многие типы моторов.

Смазка такого типа имеет высокую плотность, поэтому её использование будет весьма приемлемым для двигателей, у которых пробег более 100.000 км. Также нужно отметить сравнительно невысокую стоимость такой продукции. Как недостаток следует отметить довольно небольшой диапазон температур применения.

Основой для «полусинтетики» служит минеральная продукция, но готовность к применению наступает только после добавления присадок на основе синтетики. Стоимость такой продукции несколько выше минералки, но и качество также высокое.

Этилен, получаемый из природного газа, служит хорошей основой для синтетической продукции, также может быть использована сырая нефть. Органический синтез позволяет проводить управление течением химической реакции, благодаря этому имеется возможность получать продукцию с заданными параметрами. Характеристики показывают, что они могут работать в более широком диапазоне температур, практически не испаряются и обладают хорошими моющими свойствами.



Ещё о видах смазочных жидкостей


Моторные масла подразделяют ещё по вязкости, которая во многом зависит от температурного режима жидкости. Они бывают:
  • Летний тип смазки обладает высокой вязкостью, что доставляет проблемы при пуске в холодное время года;
  • Зимняя смазка имеет такую вязкость, которая обеспечивает хорошее проникновение к трущимся парам в период холодов, но сильно снижается защитная функция при высоких температурах воздуха;
  • Всесезонный тип смазки способен работать как в летний, так и в зимний период эксплуатации машины. В последнее время происходит постепенная замена смазок всесезонными, так как нет необходимости два раза в год производить смену смазочных жидкостей.



Как определиться с выбором?


Некоторые сведения о смазках можно получить из их маркировки. В средине её имеется буква W, а перед ней и после пишутся цифры. Они должны потребителям раскрыть некоторые данные о характеристиках продукции, которую держит в руках потенциальный покупатель. Перед символом W стоят цифры 0, 5, 10, 15, 20. Они показывают, какой самый низкий температурный режим их применения. Для масла 5W40 это значение находится в пределах 25-30°C со знаком минус.

Смазка 10W40 имеет несколько отличные значения отрицательной температуры, которая будет в пределах 20-25°C со знаком минус. Цифры после символа W, 30, 40, 50, 60 определяют максимальный высокотемпературный параметр использования смазки. Для обоих типов он будет находиться в пределах 35-40°C со знаком плюс.

Как видите параметры представленных смазок схожи между собой, но небольшие отличия все же имеются. Для средней климатической зоны оптимальным вариантом будет использование масла 10W, а для регионов с холодным климатом, лучше использовать 5W. Чем отличается масло 5W40 от 10W40, мы постарались рассказать. Водителям остаётся только определиться с выбором и выбрать требуемый материал.


Top