Читаем художественную литературу во второй младшей группе. Комплексно-тематическое планирование чтение художественной литературы во второй младшей группе Художественное чтение во 2 младшей группе

Чтение художественной литературы во 2 младшей группе является отличным способом для интеллектуального и эстетического воспитания подрастающего поколения. Оно позитивно влияет на коммуникативные качества, а также на развитие речевых навыков.

Значимость чтения в дошкольном возрасте

Коллективное чтение художественной литературы во 2 младшей группе позволяет воспитателю открывать через поэтические и художественные образы своим воспитанникам мир взаимоотношений и человеческих чувств, красоту природы, особенности жизни в обществе. Именно оно обогащает эмоциональный мир детей, способствует развитию их воображения, знакомит с удивительными образами литературного русского языка. Такие образы отличаются по механизму воздействия на психику ребенка.

Например, чтение художественной литературы во 2 младшей группе в форме рассказов знакомит детей с точностью и лаконичностью слова. Стихи дают представление о музыкальности и ритмичности.

Гигиенические аспекты

Чтение произведения «Мойдодыр» во 2 младшей группе направлено не только на знакомство дошкольников со стихами. Вместе с ребятами воспитатель выделяет основы здорового образа жизни, формирует у своих подопечных навыки гигиены. Это произведение можно считать настольной книгой для первого знакомства с гигиеной человека. Чтение произведения «Мойдодыр» во 2 младшей группе можно проводить в виде кукольного театра, чтобы ребята не только слышали, но и видели, как нужно умываться, чтобы не быть неряшливыми людьми.

Как лучше всего осуществлять в ДОУ чтение художественной литературы? 2 младшая группа (картотека книг может быть составлена для удобства) отличается использованием большого количества стихов, сказок, которые помогут педагогу сформировать у ребят стабильный интерес к чтению.

  • Сказки: «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Гуси-лебеди», «Лиса и Заяц», «Снегурочка», «Кот, петух и лиса».
  • Стихи: «Травка-муравка…», «Пальчик-мальчик…», «Сидит белка на тележке…», «Радуга-дуга…», «Сорока, сорока…», «Чики-чики-чикалочки…», «Как у нашего кота…», «На улице три курицы…», «Заря-заряница». «Жили у бабуси…», «Тень, тень, потетень…», «Еду-еду к бабе, к деду…», «Тили-бом! Тили-бом!».

Помимо чтения сказок, стихотворений также в дошкольных учреждениях воспитатель использует для развития творчества и коммуникационных качеств у своих воспитанников запоминающиеся детские песенки.

Например, во время разучивания песенки «Кораблик» у ребят формируется представление о море, осуществляется первое знакомство малышей с миром профессий.

  • «Стишок с отгадками» Я. Балтвилкса;
  • «Дождь» А. Босева;
  • «Ежик и барабан», Г. Виеру;
  • «Хитрый ежик», П. Воронько;
  • «Карандаш», Н. Забила;
  • «Кто скорее допьет?», «Маша не плачет» С. Капутикяна;
  • «Быстроножка и Серая Одежка» Л. Милевой.


Список прозаических произведений для дошкольников

Среди произведений этого литературного жанра, которые рекомендованы для чтения в дошкольных учреждениях, можно выделить:

  • «Капустный лист», автор Е. Бехлерова.
  • «Лягушка в зеркале», автор Д. Биссет.
  • «Маленький утенок», автор А. Каралийчев.
  • «Ухти-Тухти», автор Б. Поттер.
  • «В магазине игрушек», «Друзья», «Игры», «Самокат», автор Ч. Янчарский.
  • Формирование гуманности

    Чтение художественной литературы во 2 младшей группе, например народных сказок, способствует знакомству дошкольников с выразительным русским языком, образной речью, юмором, образными сравнениями. С помощью народных сказок формируется интерес в подрастающем поколении к традициям предков, закладывается чувство гордости за свою страну. Ребенок, который в дошкольном возрасте научится сопереживать литературным героям, не будет испытывать проблем при общении со сверстниками, взрослыми людьми. Именно в процессе чтения в подрастающем поколении формируют такие гуманные качества, как доброта, сочувствие, справедливость, забота.

    Какое еще значение имеет художественное чтение? 2 младшая группа - это оптимальный возраст для развития коммуникативных навыков, формирования основ гражданственности.

    Эстетическое воспитание

    С помощью художественного слова дети понимают красоту звучания русской речи. Оно дает ребятам представление о нравственных качествах, которыми должен обладать человек. В. А. Сухомлинский говорил о том, что чтение является тропинкой, по которой думающий и умный воспитатель найдет подход к сердцу ребенка. Способствует формированию у дошкольников языковых форм, словесных характеристик именно чтение в детском саду. 2 младшая группа - это время, когда важно формировать у подрастающего поколения поэтическую лексику, эмоциональный настрой, метафоры, сравнения, эпитеты.

    Функции чтения

    Чтение литературы во 2 младшей группе выполняет воспитательную функцию. Данный процесс детские психологи считают сложной психической деятельностью, которая сочетает в себе эмоционально-волевые и интеллектуальные мотивы. В качестве характерной черты восприятия художественного произведения можно выделить мысленный перенос героя произведения в реальную жизнь. Воспитатели часто используют в процессе чтения ролевые игры, подчеркивая определенные качества главных героев рассматриваемого литературного произведения.

    Методика знакомства дошкольников с литературными произведениями

    Почему такое большое значение имеет в детском саду чтение детям? 2 младшая группа - это время, когда психологи рекомендуют развивать образное мышление. Для того чтобы книга, которую читает воспитатель, была интересной для детей, можно использовать ролевые игры, кукольный театр.

    Во время чтения книги воспитатель меняет интонацию, делая акцент на положительных и отрицательных чертах героя, выделяя определенные сюжетные линии. Обязательным элементом после прочтения произведения является его обсуждение. Воспитатель задает ребятам вопросы, отвечая на которые, дети формируют свои речевые навыки. Они не только учатся излагать свои мысли, но и развивают коммуникативные навыки.

    Как превратить в настоящий спектакль чтение сказки «Пряничный домик»? 2 младшая группа может принять активное участие в «оживлении» этого произведения. С помощью мимики, движений, вооружившись мягкими игрушками, ребята могут вместе с воспитателем «прочитать» данное произведение.

    Развитие речи

    Какую еще функцию выполняет чтение во 2 младшей группе? Список тех произведений, которые рекомендованы новыми федеральными образовательными стандартами, приведем ниже, но отметим, что все книги должны способствовать развитию коммуникативных навыков подрастающего поколения.

    Программа дошкольных учреждений предполагает формирование у детей определенной категории слов, которые обозначают названия предметов, элементарных действий, фраз. Все они присутствуют в литературных произведениях, входящих в программу ДОУ.

    Особое внимание уделяется расширению ориентирования дошкольников в существующей реальности. Короткие рассказы, потешки, стихи, рассматриваемые в этот период на занятиях, способствуют развитию активной речи, развитию умения задавать вопросы, передавать впечатления от услышанного художественного произведения.

    Ролевые игры во время чтения

    Специальные занятия по развитию речи, которые являются обязательным элементом программы в дошкольных учреждениях, предполагают применение двигательной активности, самостоятельной ролевой игры. Использование наглядных средств: живых и неживых объектов, изображений, игрушек, картинок сопровождается словами, репликами, позволяет малышам обогащать речь.

    Произведения народного устного творчества, художественное слово, потешки, прибаутки, сказки - все это предполагает в младшем дошкольном возрасте использование наглядности. Воспитатель показывает действия, движения, используя для этого игрушки. Ребенок, слушая образную речь, воспринимает движения в полном соответствии с озвучиваемым текстом, воспроизводит небольшие отрывки из услышанной сказки или стихотворения.

    Особое значение имеет использование педагогических методов, способствующих развитию и совершенствованию самостоятельности дошкольников. Постепенно усложняются те задания, которые должны выполнять дошкольники. Например, они не просто слушают сказку, но и должны описать внешний вид героя, перечислить те качества, которыми он обладает. Подобные задания развивают в подрастающем поколении логическое мышление, формируют воображение, учат наблюдать и анализировать увиденные явления и события.

    Во время чтения книг, которые дополнены яркими и красочными иллюстрациями, воспитатель акцентирует внимание воспитанников на изображении, просит детей описать картинку. После прослушивания произведения воспитатель предлагает детям воспроизвести отрывки прочитанной книги. Кроме того, в процессе чтения стихов педагог использует методику коллективного заучивания. Дети повторяют по очереди 1-2 строчки стихотворения, путем многократного проговаривания они заучивают небольшое стихотворение.

    Благодаря такой методике работы воспитатель в полной мере выполняет задачу, поставленную перед ним ФГОС, а именно, формирует гармонически развитую личность.

    Во время ролевых игр ребята учатся общению со сверстниками, используют речь для пояснения собственных действий.

    Заключение

    Для того чтобы у дошкольников был сформирован стабильный интерес к чтению, важно включать в программу дошкольного образования чтение книг отечественных и зарубежных авторов.

    Например, можно вместе с ребятами прочитать стихотворение А. Блока «Зайчик», затем обыграть его, воспользовавшись мягкими игрушками. При знакомстве малышей со стихотворением К. Бальмонта «Комарики-макарики» воспитатель одновременно осуществляет экологическое воспитание своих подопечных.

    Д. Мамин-Сибиряк в своих рассказах «Сказка про храброго Зайца — Длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; «Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке» уделяет особое внимание красоте природы, важности бережного отношения к окружающему миру. Именно поэтому его произведения включены в список книг, рекомендованных для чтения во 2 младшей группе детского сада.

    Какие еще произведения вошли в этот перечень? Это, например, рассказы К. Ушинского: «Васька», «Петушок с семьей», «Лиса Патрикеевна», «Уточки», «Ветер и Солнце».

    Без внимания не должны остаться в детском саду и произведения А. С. Пушкина. Например, в данном возрасте ребятам будет интересна его «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

    В списке детских книг, рекомендованных для второй младшей группы ДОУ, есть и стихи С. Маршака: «Жираф», «Зоосад», «Страусенок», «Зебры», «Белые медведи», «Пингвин», «Лебеденок», «Верблюд», «Эскимосская собака», «Обезьяна», «Где обедал воробей?», «Сказка об умном мышонке», «Тихая сказка».

    Все детские книги учат малышей бережному отношению к окружающей природе, другим людям, способствуют формированию гармонически развитой личности дошкольников.

    Комплексно-тематическое планирование

    2017-2018 учебный год

    ООД (вид деятельности) Чтение художественной литературы

    Возрастная группа 2 младшая группа №1

    Часть программы: ВариативнаяV

    Инвариативная_

    Подготовила: Орлова Н.А

    1. Комплексная образовательная программа дошкольного образования. Разработано в соответствии с ФГОС.

    2. Планирование образовательного процесса дошкольной организации: современные подходы и технология. Разработано в соответствии с ФГОС.

    3. Полная хрестоматия для дошкольников. Книга 1. АСТ, Серия: Планета детства, Год выпуска: 2015;

    4. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи детей. В соответствии с ФГОС ДО,

    Дата

    Организованная образовательная деятельность

    Темы в соответствии с Комплексно-тематическим планированием

    Месяц

    Неделя

    Тема ООД

    Программная цель

    Дополнительное методическое обеспечение

    Ноябрь

    №1 ОС «Как мы в зоосад приехали» Б.Житков - чтение

    Учить понимать основное содержание произведения. Развивать умение выполнять игровые действия в соответствии с содержанием стихов. Познакомить детей с правилами движения машин на дороге, внимательно слушать новое произведение. Воспитывать вежливое, культурное поведение в общественном виде транспорта.

    «Транспорт»

    №2 ОС «Урок дружбы» - чтение рассказа М.Пляцковского.

    Учить использовать в речи простое распространенное предложение; умения устанавливать порядок событий в тексте, мысленно представлять события и героев; формировать представления о действиях и поступках, в которых проявляется доброе отношение друг к другу.

    Книга с рассказом М.Пляцковского «Урок дружбы, иллюстрации по содержанию произедения.

    «Я – хороший, ты – хороший. Как себя вести? Учимся дружить»

    №3 ОС «Как лечили петуха» - чтение сказки А. Крылова

    Сопереживать с героями сказки в процессе чтения сказки, совершенствовать диалогическую речь, учить детей оказывать элементарную медицинскую помощь. Воспитывать желание проявлять инициативу.

    Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи детей. О.С. Ушакова

    «Растем здоровыми и крепкими»

    №4 ОС «У бабки была внучка» - Пересказ Толстой Л.Н.

    Формировать умение пересказывать ранее незнакомый рассказ, добиваясь передачи его содержания без пропусков и искажений; Поощрять использование авторских слов и словосочетаний; Развивать умение называть местоположение внучки (за окном, под столом…) Воспитывать умение слушать собеседника и без надобности не перебивать его.

    Толстой Л.Н.

    «Моя семья. День матери»

    Декабрь

    №1 ОС «Мальчик – пальчик» - заучивание

    Продолжать формировать умение эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов, чувствовать ритм стихотворения, интонационно передавать образное содержание. Формировать умение обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида предмета. Воспитывать желание общаться спокойно без крика, не перебивая друг друга.

    «Я и мое тело, что я знаю о себе?»»

    №2 ОС - «Снегурушка и лиса» Рассказывание РНС

    Рассматривание иллюстраций

    Формировать умение внимательно рассматривать иллюстрации, объясняя их содержание.

    Познакомить детей с новой РНС, с образом лисы (отличным от лисиц из других сказок). Упражнять в выразительном чтении отрывка – причитании Снегурушки. Воспитывать коммуникативные умения детей (ответы хором, индивидуально), умение слушать друг друга. Обогащать речь сказочной лексикой. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

    Иллюстрации к сказке

    №3 ОС - «Заюшкина избушка» - Рассказывание РНС

    Инсценирование отрывков

    Продолжать учить детей эмоционально, последовательно воспроизводить содержание сказки, используя метод моделирования. Развивать умение выделять и называть характерные признаки персонажей сказки.

    Упражнять в словообразовании. Воспитывать доброжелательное отношение к героям сказки, желание им помочь.

    Книга с иллюстрациями, мнемотаблица, перчаточные куклы

    «Мой дом»

    №4 ОС «Елка» - ЧтениеК.Чуковский

    Вызвать радость от предстоящего праздника, активизировать в речи существительные, глаголы. Воспитывать доброе отношение друг к другу.

    «Новый год»

    №5 ОС «Наша ёлка»- Заучивание Е. Ильина

    Рассказывание из личного опыта

    Формировать умение выражать свои впечатления от новогоднего праздника в связных высказываниях. Развивать умение при рассказывании стихотворения передавать интонацией радость, торжество.

    Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающим.

    Иллюстрации, сюжетные картины празднования Нового года

    «Новый год»

    Январь

    КАНИКУЛЫ

    №2 ОС Малые фольклорные формы: «Еду-еду к бабе, к деду...», «Тили-бом! Тили-бом!...»; «Как у нашего кота...», «Сидит белка на тележке...», «Ай, качи-качи-качи..»

    Знакомить детей со значением и содержанием потешек-закличек. Воспитывать интерес к устному народному творчеству. Упражнять в проговаривании потешек хором совместно с воспитателем. Фомировать умение отвечать на вопросы воспитателя по содержанию полными предложениями, слушать ответы других детей.

    Хрестоматия для дошкольников. Книга 1.

    «Русское народное творчество»

    №3 ОС «Гуси-лебеди»

    Чтение РНС

    Формировать умение отвечать на вопросы воспитателя по содержанию полными предложениями, слушать ответы других детей. Продолжать обогащать речь сказочной лексикой. Познакомить с простыми способами образования уменьшительно-ласкательной формы имен существительных.

    Книга с иллюстрациями, настольный театр

    «Мальчики и девочки»

    №4 ОС - «Где мой пальчик?»; - Н. Саконская заучивание; Чтение Л. Воронкова «Маша – растеряша»

    Продолжать формировать умение эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов, чувствовать ритм стихотворения, интонационно передавать образное содержание.

    Развивать умение соотносить глагол с действием, которое он обозначает и с субъектом, который это действие производил.

    Воспитывать умение слушать собеседника и без надобности не перебивать его.

    Хрестоматия для дошкольников. Книга 1.

    «Одежда»

    Февраль

    №1 ОС «Сказка о глупом мышонке» С. Маршак - чтение

    Обогащать словарный запас качественными прилагательными. Воспитывать доброту, желание помогать.

    Хрестоматия для дошкольников. Книга 1.

    «Я в обществе»

    №2 ОС «Рукавичка»

    Чтение УНС

    Используя метод моделирования, продолжать формировать умение эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность событий. Предоставить детям возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы. Познакомить с поговоркой «В тесноте да не в обиде».

    Упражнять в завершении предложений, начатых педагогом.

    Воспитывать отзывчивость у детей, учить сопереживать и понимать героев сказки.

    Книга с иллюстрациями, мнемотаблица

    «Масленица»

    №3 ОС «В нашей армии» А. Ошнурова - заучивание

    Учить передавать настроение произведения, отношения автора к описываемым событиям. Развивать интонационную выразительность речи. Воспитывать чувство гордости за своего папу.

    Хрестоматия для дошкольников. Книга 1.

    «Наши папы железнодорожники»

    №4 ОС - «Волк и семеро козлят» Рассказывание РНС

    Формировать умение пересказывать знакомую сказку полно и последовательно, используя сказочные повторы; Побуждать дошкольников рассказывать понравившиеся отрывки выразительно, прибегая к изменению интонации, темпа речи, высоты голоса. Упражнять детей в чётком произношении слов. Воспитывать интерес к произведениям русского народного творчества.

    Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи детей. О.С. Ушакова,

    мнемотаблица

    «Мой дом»

    Март

    №1 ОС «Все она» чтение стихотворения И.Косякова

    Познакомить детей со стихотворением, совершенствовать диалогическую речь малышей, пополнить словарный запас глаголами, воспитывать уважительное отношение к маме. Д/У «Очень мамочку люблю, потому что…»

    Хрестоматия для дошкольников. Книга 1.

    «Наши мамы лучше всех»

    №2 ОС «Что такое хорошо и что такое плохо?» - Чтение В.Маяковский

    Продолжать учить детей внимательно слушать произведение. Беседуя с детьми о плохом и хорошем, совершенствовать их диалогическую речь, грамматически правильно отражать в речи свои впечатления. Воспитывать желание совершать только хорошие, добрые поступки.

    В.Маяковский

    «Мы помощники»

    №3 ОС «Два жадных медвежонка» -

    Рассказывание

    Продолжать развивать умение правильно понимать нравственный смысл произведения, мотивированно оценивать поступки героев. Формировать умение употреблять форм мн.числа сущ. в Р.п. (стало много медведей, зайцев, лис…). . Воспитывать желание делиться с товарищем.

    Хрестоматия для дошкольников. Книга 1.

    «Посуда»

    №4 ОС «Таня знала буквы» - пересказ Л. Толстой

    Развивать умение выразительно пересказывать, используя слова и речевые обороты текста. Формировать умение образовывать форму мн. числа глаголов (руки берут, рисуют…; зубы жуют, кусают, грызут…; глаза смотрят, моргают… Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми

    Хрестоматия для дошкольников. Книга 1.

    «Книжкина неделя»

    №5 ОС «Лиса и заяц» - Чтение РНС

    Заинтересованно слушать новую сказку, помочь понять смысл произведения (мал удалец, да храбрец), развивать умение интонационно точно повторять песенки из сказки, упражнять в словообразовании. Воспитывать умение слушать друг друга.

    Иллюстрации, текст сказки

    «Неделя безопасности»

    Апрель

    №1 ОС «Пришла весна» -

    Чтение Л.Н. Толстой

    Развивать умение слушать внимательно литературный текст, отвечать на вопросы педагога, используя авторские выразительные средства. Продолжать формировать умение подбирать слова с противоположным значением. Продолжать воспитывать привычку сообща трудиться, договариваться и помогать друг другу.

    Л.Н. Толстой, сюжетные картины, иллюстрации

    «Весна - красна»

    №2 ОС «Уж тает снег, бегут ручьи» - чтение стихотворения А.Плещеева

    Отметить появление первых луж и ручейков. Учить сопоставлять свои впечатления с содержанием произведения художественной литературы. Обогащать представления об изменениях в природе, связанных с приходом весны, потеплением. Воспитывать радость от наступления весны.

    Рассматривание книжных иллюстраций, сюжетных картин.

    «День космонавтики»

    №3 ОС «Петушки» - Заучивание В. Берестов

    Формировать умение интонационно выразительно рассказывать стихотворение наизусть. Вводить в активный словарь существительные, обозначающие зимние явления природы, зимующих птиц и части их тела (Что это? - Это крыло, клюв, ноги… Кто это? - Это голубь, ворона, синица… Воспитывать заботливое отношение к птицам, учить помогать им).

    Хрестоматия для дошкольников. Книга 1.

    «Природа нашего края»

    №4 ОС «Детки в клетке» С.Я.Маршак

    Поощрять желание детей слушать стихотворный текст, повторять его вместе с воспитателем. Развивать слуховое внимание, связную речь, зрительную память. Воспитывать интерес и желание участвовать в совместной деятельности.

    Хрестоматия для дошкольников. Книга 1.

    «Птицы и животные нашего края»

    №1 ОС «Кошкин дом» С.Я.Маршак

    Продолжать учить детей внимательно слушать сказку, понимать ее содержание, отвечать на вопросы. Продолжать учить эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность действий

    Хрестоматия для дошкольников. Книга 1.

    «Комнатные растения»

    №2 ОС Ознакомление с малыми фольклорными формами. Заучивание потешки «Солнышко-ведрышко»

    Знакомить детей со значением и содержанием потешек-закличек. Формировать умение выразительно и ритмично рассказывать наизусть потешку «Солнышко-вёдрышко».

    Помочь запомнить поговорку «Вода с гор потекла – весну принесла». Упражнять в загадывании и отгадывании загадок.

    Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

    Хрестоматия для дошкольников. Книга 1.

    №3 ОС Рассказывание К. Чуковского «Муха-Цокотуха»

    Продолжать формировать умение эмоционально воспринимать поэтическое произведение, осознавать тему, содержание. Вызвать желание запоминать и выразительно воспроизводить четверостишия. Обогащать словарный запас детей. Воспитывать уважительное отношение к окружающим.

    К. Чуковский книга с иллюстрациями «Муха-Цокотуха»

    «Насекомые»

    №4 «Любимый город» - Чтение рассказа Р.А. Первутинский; Беседа «Наш город».

    Формировать навык внимательно слушать новый рассказ, связно отвечать на вопросы воспитателя. Активизировать детей по ходу беседы. В предложенной ситуации закрепить умение детей применять полученные знания в жизни; расширять словарный запас, воспитывать чувство любви и гордости за родной город, желание больше узнать о его достопримечательностях.

    Хрестоматия для дошкольников. Книга 1.

    «Мой город Находка»

    Чтение художественной литературы во 2 младшей группе является отличным способом для интеллектуального и эстетического воспитания подрастающего поколения. Оно позитивно влияет на коммуникативные качества, а также на развитие речевых навыков.

    Значимость чтения в дошкольном возрасте

    Коллективное литературы во 2 младшей группе позволяет воспитателю открывать через поэтические и художественные образы своим воспитанникам мир взаимоотношений и человеческих чувств, красоту природы, особенности жизни в обществе. Именно оно обогащает эмоциональный мир детей, способствует развитию их воображения, знакомит с удивительными образами литературного русского языка. Такие образы отличаются по механизму воздействия на психику ребенка.

    Например, чтение художественной литературы во 2 младшей группе в форме рассказов знакомит детей с точностью и лаконичностью слова. Стихи дают представление о музыкальности и ритмичности.

    Гигиенические аспекты

    Чтение произведения «Мойдодыр» во 2 младшей группе направлено не только на знакомство дошкольников со стихами. Вместе с ребятами воспитатель выделяет основы здорового образа жизни, формирует у своих подопечных навыки гигиены. Это произведение можно считать настольной книгой для первого знакомства с гигиеной человека. Чтение произведения «Мойдодыр» во 2 младшей группе можно проводить в виде кукольного театра, чтобы ребята не только слышали, но и видели, как нужно умываться, чтобы не быть неряшливыми людьми.

    Как лучше всего осуществлять в ДОУ чтение художественной литературы? 2 младшая группа (картотека книг может быть составлена для удобства) отличается использованием большого количества стихов, сказок, которые помогут педагогу сформировать у ребят стабильный интерес к чтению.

    • Сказки: «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Гуси-лебеди», «Лиса и Заяц», «Снегурочка», «Кот, петух и лиса».
    • Стихи: «Травка-муравка…», «Пальчик-мальчик…», «Сидит белка на тележке…», «Радуга-дуга…», «Сорока, сорока…», «Чики-чики-чикалочки…», «Как у нашего кота…», «На улице три курицы…», «Заря-заряница». «Жили у бабуси…», «Тень, тень, потетень…», «Еду-еду к бабе, к деду…», «Тили-бом! Тили-бом!».

    Помимо чтения сказок, стихотворений также в дошкольных учреждениях воспитатель использует для развития творчества и коммуникационных качеств у своих воспитанников запоминающиеся детские песенки.

    Например, во время разучивания песенки «Кораблик» у ребят формируется представление о море, осуществляется первое знакомство малышей с миром профессий.

    • «Стишок с отгадками» Я. Балтвилкса;
    • «Дождь» А. Босева;
    • «Ежик и барабан», Г. Виеру;
    • «Хитрый ежик», П. Воронько;
    • «Карандаш», Н. Забила;
    • «Кто скорее допьет?», «Маша не плачет» С. Капутикяна;
    • «Быстроножка и Серая Одежка» Л. Милевой.

    Список прозаических произведений для дошкольников

    Среди произведений этого литературного жанра, которые рекомендованы для чтения в дошкольных учреждениях, можно выделить:

    1. «Капустный лист», автор Е. Бехлерова.
    2. «Лягушка в зеркале», автор Д. Биссет.
    3. «Маленький утенок», автор А. Каралийчев.
    4. «Ухти-Тухти», автор Б. Поттер.
    5. «В магазине игрушек», «Друзья», «Игры», «Самокат», автор Ч. Янчарский.

    Формирование гуманности

    Чтение художественной литературы во 2 младшей группе, например народных сказок, способствует знакомству дошкольников с выразительным русским языком, образной речью, юмором, образными сравнениями. С помощью народных сказок формируется интерес в подрастающем поколении к традициям предков, закладывается чувство гордости за свою страну. Ребенок, который в дошкольном возрасте научится сопереживать литературным героям, не будет испытывать проблем при общении со сверстниками, взрослыми людьми. Именно в процессе чтения в подрастающем поколении формируют такие гуманные качества, как доброта, сочувствие, справедливость, забота.

    Какое еще значение имеет художественное чтение? 2 младшая группа - это оптимальный возраст для развития коммуникативных навыков, формирования основ гражданственности.

    Эстетическое воспитание

    С помощью художественного слова дети понимают красоту звучания русской речи. Оно дает ребятам представление о нравственных качествах, которыми должен обладать человек. В. А. Сухомлинский говорил о том, что чтение является тропинкой, по которой думающий и умный воспитатель найдет подход к сердцу ребенка. Способствует формированию у дошкольников языковых форм, словесных характеристик именно чтение в детском саду. 2 младшая группа - это время, когда важно формировать у подрастающего поколения поэтическую лексику, эмоциональный настрой, метафоры, сравнения, эпитеты.

    Функции чтения

    Чтение литературы во 2 младшей группе выполняет воспитательную функцию. Данный процесс детские психологи считают сложной психической деятельностью, которая сочетает в себе эмоционально-волевые и интеллектуальные мотивы. В качестве характерной черты восприятия художественного произведения можно выделить мысленный перенос героя произведения в реальную жизнь. Воспитатели часто используют в процессе чтения ролевые игры, подчеркивая определенные качества главных героев рассматриваемого литературного произведения.

    Методика знакомства дошкольников с литературными произведениями

    Почему такое большое значение имеет в детском саду чтение детям? 2 младшая группа - это время, когда психологи рекомендуют развивать образное мышление. Для того чтобы книга, которую читает воспитатель, была интересной для детей, можно использовать ролевые игры, кукольный театр.

    Во время чтения книги воспитатель меняет интонацию, делая акцент на положительных и отрицательных чертах героя, выделяя определенные сюжетные линии. Обязательным элементом после прочтения произведения является его обсуждение. Воспитатель задает ребятам вопросы, отвечая на которые, дети формируют свои речевые навыки. Они не только учатся излагать свои мысли, но и развивают коммуникативные навыки.

    Как превратить в настоящий спектакль чтение сказки «Пряничный домик»? 2 младшая группа может принять активное участие в «оживлении» этого произведения. С помощью мимики, движений, вооружившись мягкими игрушками, ребята могут вместе с воспитателем «прочитать» данное произведение.

    Развитие речи

    Какую еще функцию выполняет чтение во 2 младшей группе? Список тех произведений, которые рекомендованы новыми федеральными образовательными стандартами, приведем ниже, но отметим, что все книги должны способствовать развитию коммуникативных навыков подрастающего поколения.

    Программа дошкольных учреждений предполагает формирование у детей определенной категории слов, которые обозначают названия предметов, элементарных действий, фраз. Все они присутствуют в литературных произведениях, входящих в программу ДОУ.

    Особое внимание уделяется расширению ориентирования дошкольников в существующей реальности. Короткие рассказы, потешки, стихи, рассматриваемые в этот период на занятиях, способствуют развитию активной речи, развитию умения задавать вопросы, передавать впечатления от услышанного художественного произведения.

    Ролевые игры во время чтения

    Специальные занятия по развитию речи, которые являются обязательным элементом программы в дошкольных учреждениях, предполагают применение двигательной активности, самостоятельной ролевой игры. Использование наглядных средств: живых и неживых объектов, изображений, игрушек, картинок сопровождается словами, репликами, позволяет малышам обогащать речь.

    Произведения народного устного творчества, художественное слово, потешки, прибаутки, сказки - все это предполагает в младшем дошкольном возрасте использование наглядности. Воспитатель показывает действия, движения, используя для этого игрушки. Ребенок, слушая образную речь, воспринимает движения в полном соответствии с озвучиваемым текстом, воспроизводит небольшие отрывки из услышанной сказки или стихотворения.

    Особое значение имеет использование педагогических методов, способствующих развитию и совершенствованию самостоятельности дошкольников. Постепенно усложняются те задания, которые должны выполнять дошкольники. Например, они не просто слушают сказку, но и должны описать внешний вид героя, перечислить те качества, которыми он обладает. Подобные задания развивают в подрастающем поколении логическое мышление, формируют воображение, учат наблюдать и анализировать увиденные явления и события.

    Во время чтения книг, которые дополнены яркими и красочными иллюстрациями, воспитатель акцентирует внимание воспитанников на изображении, просит детей описать картинку. После прослушивания произведения воспитатель предлагает детям воспроизвести отрывки прочитанной книги. Кроме того, в процессе чтения стихов педагог использует методику коллективного заучивания. Дети повторяют по очереди 1-2 строчки стихотворения, путем многократного проговаривания они заучивают небольшое стихотворение.

    Благодаря такой методике работы воспитатель в полной мере выполняет задачу, поставленную перед ним ФГОС, а именно, формирует гармонически развитую личность.

    Во время ролевых игр ребята учатся общению со сверстниками, используют речь для пояснения собственных действий.

    Заключение

    Для того чтобы у дошкольников был сформирован стабильный интерес к чтению, важно включать в программу дошкольного образования чтение книг отечественных и зарубежных авторов.

    Например, можно вместе с ребятами прочитать стихотворение А. Блока «Зайчик», затем обыграть его, воспользовавшись мягкими игрушками. При знакомстве малышей со стихотворением К. Бальмонта «Комарики-макарики» воспитатель одновременно осуществляет экологическое воспитание своих подопечных.

    Д. Мамин-Сибиряк в своих рассказах «Сказка про храброго Зайца — Длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; «Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке» уделяет особое внимание красоте природы, важности бережного отношения к окружающему миру. Именно поэтому его произведения включены в список книг, рекомендованных для чтения во 2 младшей группе детского сада.

    Какие еще произведения вошли в этот перечень? Это, например, рассказы К. Ушинского: «Васька», «Петушок с семьей», «Лиса Патрикеевна», «Уточки», «Ветер и Солнце».

    Без внимания не должны остаться в детском саду и произведения А. С. Пушкина. Например, в данном возрасте ребятам будет интересна его «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

    В списке детских книг, рекомендованных для второй младшей группы ДОУ, есть и стихи С. Маршака: «Жираф», «Зоосад», «Страусенок», «Зебры», «Белые медведи», «Пингвин», «Лебеденок», «Верблюд», «Эскимосская собака», «Обезьяна», «Где обедал воробей?», «Сказка об умном мышонке», «Тихая сказка».

    Все детские книги учат малышей бережному отношению к окружающей природе, другим людям, способствуют формированию гармонически развитой личности дошкольников.

    Тарских Олеся Евгеньевна , воспитатель
    Красноярский край, город Красноярск



    Скачать свидетельство о публикации
    Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту

    Перспективный план

    Художественной литературы

    Во второй младшей группе «СКАЗКА»

    на 2017 – 2018 учебный год

    Тема, цели занятия

    Тема, цели занятия

    Тема, цели занятия

    Тема, цели занятия

    сентябрь

    С.Чёрный «Приставалка»

    Русская народная сказка «Кот, петух и лиса»

    Русская народная сказка «Три медведя»

    Познакомить с творчеством Саши Чёрного. Вызвать у детей симпатию к сверстникам с помощью рассказа воспитателя.

    Познакомить детей с русской народной сказкой; учить отвечать на вопросы по содержанию сказки; развивать слуховое восприятие; воспитывать интерес к художественной литературе.

    Познакомить детей с произведениями поэтов Кубани. Познакомить детей с творчеством А. Горьковенко. Воспитывать любовь к творчеству поэтов Кубани.

    Продолжать знакомить детей с русской народной сказкой; воспитывать послушание и чувство сопереживания за девочку, заблудившуюся в лесу;

    Чтение русской народной сказки «Колобок» обр. К. Ушинского

    Чтение стихотворения А. Барто из цикла «Игрушки»

    Чтение стихов А.Блок «Зайчик» и А.Плещеев «Осень»

    Познакомить со сказкой «Колобок»; Учить слушать худ. произведения, отвечать на вопросы по его содержанию; рассматривать иллюстрации; развивать слуховое восприятие

    Познакомить детей со стихотворением А. Барто; воспитывать добрые чувства, положительные эмоции; учить слушать, воспроизводить фразы из текста и сами четверостишия.

    Знакомить детей с произведением поэтов родного края.

    Побудить к размышлению о том, зачем одни люди сочиняют, а другие с удовольствием слушают и запоминают стихи.

    Приобщать к поэзии, развивать поэтический слух; вызвать сочувствие к герою стихотворения; помочь запомнить стихотворение.

    Русские народные песенки-потешки «Кисонька-мурысенька», «Пошёл котик на торжок»

    Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

    Чтение стихов о маме

    Познакомить детей с русскими народными потешками; вызвать соответствующее эмоциональное отношение к героям.

    Довести до сознания детей замысел сказки; помочь в оценке персонажей; воспитывать у детей добрые чувства к близким.

    Приобщать детей к поэзии; развивать поэтический вкус; формировать добрые отношения к своей маме, желание сделать приятное.

    Русская народная сказка «Маша и медведь»

    С.Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке»

    Русская народная сказка «Лиса и волк»

    Познакомить с русской народной сказкой «Маша и медведь»; помочь детям понять скрытый замысел девочки Машеньке (как она хитростью побудила медведя отнести её к бабушке с дедушкой).

    Познакомить со сказкой «Про глупового мышонка». Вызвать желание послушать ещё раз; показать образы героев; воспитывать интерес к художественным произведениям.

    Познакомить с русской народной сказкой «Лиса и волк», с образами лисы и волка; с характерами героев сказки. Воспитывать любовь к русскому народному творчеству.

    Продолжать знакомить детей с произведениями поэтов Кубани. Познакомить детей с творчеством В.П.Бардадым. Заучить наизусть.

    Л.Воронкова рассказ «Снег идёт»

    Русская народная сказка «Снегурушка и лиса»

    Е. Чарушин рассказ «Волчишко»

    Познакомить с художественным произведением, ожив в памяти детей их собственные впечатления от снегопада.

    Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством. Познакомить с русской народной сказкой «Снегурушка и лиса», с образом лисы из других сказок; учить слушать произведения, отвечать на вопросы.

    Познакомить детей с творчеством кубанского автора В.Б. Бакалдина.

    Заучить наизусть.

    Дать детям представление об образе жизни животных, поведение в состоянии дикого животного в доме человека; воспитывать любовь к животным, сочувствие к их детёнышем попавшим в беду.

    Русская народная сказка «волк и семеро козлят»

    З. Александрова стихотворение «Мой мишка»

    Русская народная сказка «Рукавичка»

    Русская народная сказка

    «Петушок и бобовое зёрнышко»

    Познакомить со сказкой, вызвать желание послушать произведение ещё раз и запомнить песенку козы; воспитывать любовь к животным; сочувствие к детёнышам, попавшим в беду. Рассмотрение иллюстрации.

    Познакомить со стихотворением З. Александровой «Мой мишка»; воспитывать добрые чувства, положительные эмоции.

    Познакомить детей с русской народной сказкой «Рукавичкой»; способствовать общему эмоциональному развитию; учить высказываться о характере героев сказки.

    Продолжать знакомство с русской народной сказкой.

    Учить осмысливать характеры персонажей.

    Е. Благина стихотворение «Вот какая мама»

    Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна»

    Русская народная сказка «У страха глаза велики»

    Л. Н. Толстой рассказ «Правда всего дороже»

    Познакомить со стихотворением

    Е. Благинненной «вот какая мама», воспитывать у детей доброе чувство, любовь к маме.

    Познакомить со стихотворением; учить называть признаки весны; развивать поэтический слух; воспитывать интерес к искусству.

    Познакомить детей с русской народной сказкой и напомнить известные народные сказки; помочь правильно воспроизвести начало и конец сказки.

    Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди»

    К.Чуковский чтение рассказа «Цыплёнок»

    Русская народная сказка «Бычок-чёрный бочок, белые копытца»

    Познакомить с русской народной сказкой «Гуси-лебеди». Способствовать воспитанию послушания; учить отвечать на вопросы по содержанию сказки

    Познакомить с рассказом К. Чуковского «Цыплёнок»; расширить знание детей о жизни животных. Рассматривание иллюстрации.

    Познакомить с русской народной сказкой; воспитывать чувство сопереживания героям сказки.

    Я. Тайц чтение рассказа «Праздник»

    В. В. Маяковский «Что такое хорошо – что такое плохо?»

    С. Маршак стихотворение «Детки в клетки»

    Познакомить с рассказом Я. Тайца «Праздник»; поддерживать у детей радостное настроение и интерес к описанию праздничного события.

    Продолжать знакомить детей с произведением кубанских авторов. Поддерживать интерес к произведению.

    Познакомить со стихотворением Маяковского, учить различать хорошие, плохие поступки.

    Познакомить с яркими поэтическими образами животных в стихотворения Маршака. Развивать поэтический слух, память, внимание.

    Использование художественной литературы на занятиях в детском саду - мощнейшее средство развития гармоничной личности. Чтение помогает улучшить умственные, эстетические, речевые способности и навыки ребёнка. Во второй младшей группе всё больше внимания нужно уделять чтению, воспитывать любовь к книге. Построить сам процесс занятия можно совершенно по-разному - это зависит от поставленных задач и тематики выбранного произведения.

    Польза чтения художественной литературы для детей 3–4 лет

    У детей 3–4 лет происходит активное развитие воображения, познавательных процессов. Ребёнок уже способен эмоционально оценить и осмыслить тексты произведений: сопереживать героям, давать оценку, делать выводы.

    Чтение художественной литературы развивает образное мышление, воспитывает любовь к чтению, природе, окружающему миру. Коллективное чтение в группе помогает воспитателю раскрыть для малышей мир взаимоотношений между людьми, особенности жизни в обществе.

    Чтение художественной литературы развивает образное мышление

    Чтение книг - тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребёнка.

    В.А. Сухомлинский

    Ставятся следующие цели занятий по чтению во второй младшей группе:

    • вырабатывание полного представления о мире;
    • развитие навыков разговорной речи;
    • продолжение знакомства с художественным словом;
    • развитие способности конструировать ответы на вопросы;
    • развитие восприятия художественных образов;
    • приобщение к культуре чтения, формирование любви к книге;
    • развитие эмоциональной реакции на события в художественных произведениях.

    Книги помогают детям изучить и понять окружающий мир

    Задачами проведения конкретного занятия могут быть:

    Как заниматься чтением с детьми второй младшей группы

    Во второй младшей группе будет полезно использовать следующие приёмы на занятиях:

    • художественное слово - чтение текста;
    • рассказ воспитателя - тут можно читать текст или пересказывать его, используя различные средства в помощь: игрушки, кукольный театр, картинки, диафильмы;
    • заучивание наизусть;
    • индивидуальное чтение и хоровое проговаривание;
    • соединение двух видов искусств - просмотр картинок, прослушивание музыки вместе с чтением;
    • инсценировки (например, разыгрывание сказки «Репка» с помощью пальчиковых игрушек или фигурок);
    • дидактические игры.

    Следует читать детям ежедневно. Обязательно должен быть оборудован книжный уголок, к которому у малышей будет постоянный доступ. Туда необходимо поместить несколько книг, изучаемых по программе, а также книги, рекомендованные для изучения в свободное время. В возрасте 3–4 лет обязательно ежедневное чтение перед сном после обеда.

    Лучше, когда родители также поддерживают приобщение ребёнка к чтению

    Перед чтением произведения детям воспитателю следует его прочитать самому и провести его анализ. Здесь нужно обратить внимание на следующие моменты:

    1. Определить, что ребёнок может понять сам в книге, а что необходимо объяснить для лучшего усвоения.
    2. Отметить в тексте отрывки и слова, которые помогут развивать речь при их повторении (например, воспитатель читает отрывок: «Козлятушки, ребятушки! Отопритеся, отворитеся! Ваша мать пришла - молока принесла…» («Волк и семеро козлят»), затем читает ещё раз фразу и просит ребят закончить её).
    3. Интонационный момент: педагогу стоит выделить эмоциональные моменты интонацией.
    4. Подбор иллюстраций к книге.

    Проведению более комфортного занятия без перегрузки детей лишней информацией и утомления будут способствовать:

    • смена обучающих приёмов игровыми (например, после чтения стиха С. Маршака «Сказка о глупом мышонке» можно провести игру «Найди мышонка»);
    • чередование групповых и индивидуальных ответов малышей (как словесных, так и выраженных двигательно);
    • включение в занятие демонстрационных материалов (игрушки, фигурки, рисунки и т. д.) - это радует малышей, помогает сфокусировать их внимание;
    • использование действий, которые потребуют от ребят сменить позу, двигаться (например - «Дети, давайте искать, куда же спряталась кошечка» - и заглядывать под стулья и столы). Такой приём значительно оживляет занятие, оживляет воображение малыша и препятствует утомлению.

    Организация чтения на примере русской народной сказки «Колобок»

    Задачи занятия - познакомить ребят со сказкой «Колобок», обучить их словообразованию.

    Детям младшего дошкольного возраста проще воспринимать текст, сопровождаемый иллюстрациями

    Занятие можно составить следующим образом:

    1. Вводная часть. Воспитатель проводит беседу с детьми, спрашивает, кто такой Колобок, слышали ли ребята о нём раньше (из домашнего чтения, мультиков).
    2. Затем зачитывание отрывка сказки: «Замесила тесто на сметане, скатала колобок…» (малыши демонстрируют руками, как лепят колобок).
    3. Выразительное чтение сказки (здесь стоит эмоционально выделить моменты радости, когда Колобку удаётся убежать от животных, чтобы дети радовались, и момент огорчения, когда лиса своей хитростью обманула его).
    4. Воспитатель повторяет вместе с детьми, что говорили разные животные колобку («Колобок, колобок, я тебя съем!»).
    5. Словесная игра («Ребята, а теперь играем! Я буду вам говорить слова, которые обозначают большой предмет, а вы произносите слова, обозначающие те же предметы, только поменьше: стол - столик, чашка - чашечка»).
    6. Затем воспитатель показывает детям рисунки к сказке «Колобок», говоря, что многие известные художники изображали Колобка.

    Педагог должен в полной мере использовать нужные методические приёмы для усвоения материала, развитие навыков слушания, понимания прочитанного. Выразительное чтение произведения помогает ребятам лучше запомнить материал и дать ему оценку. При обсуждении прочитанного можно использовать сравнение ситуации в книге со сравнением случая из жизни, подсказывать при ответах.

    Выразительное чтение поможет лучше запомнить материал

    При выборе тематики занятия очень полезно будет связать её с каким-то праздником, временем года для лучшего усвоения материала ребятами.

    Таблица: перспективный план по художественной литературе (фрагмент, автор Наталья Александровна Артюхова)

    Месяц Тема На что направлены занятия
    Сентябрь Стихотворение «Приставалка» Саши Чёрного
    • Познакомить с творчеством Саши Чёрного;
    • вызвать у детей симпатию к сверстникам с помощью рассказа воспитателя.
    Русская народная сказка «Кот, петух и лиса»
    • Познакомить детей с русской народной сказкой;
    • учить отвечать на вопросы по содержанию сказки;
    • развивать слуховое восприятие; воспитывать интерес к художественной литературе.
    Русская народная сказка «Три медведя»
    • Продолжать знакомить детей с русской народной сказкой;
    • воспитывать послушание и чувство сопереживания девочке, заблудившейся в лесу.
    Октябрь Чтение русской народной сказки «Колобок»
    • Познакомить со сказкой «Колобок»;
    • учить слушать художественное произведение;
    • отвечать на вопросы по его содержанию;
    • рассматривать иллюстрации;
    • развивать слуховое восприятие.
    Чтение стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки»
    • Познакомить детей со стихотворениями А. Барто;
    • воспитывать добрые чувства, положительные эмоции;
    • учить слушать;
    • учить воспроизводить фразы из текста и сами четверостишия.
    Чтение стихов А.Блока «Зайчик» и А.Плещеева «Осень»
    • Приобщать к поэзии;
    • развивать поэтический слух;
    • вызвать сочувствие к герою стихотворения;
    • научить запоминать стихи.
    Ноябрь Русские народные песенки-потешки «Кисонька-мурысенька», «Пошёл котик на торжок»
    • Познакомить детей с русскими народными потешками;
    • вызвать соответствующее эмоциональное отношение к героям.
    Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
    • Довести до сознания детей замысел сказки;
    • помочь в оценке персонажей;
    • воспитывать у детей добрые чувства к близким.
    Чтение стихов о маме
    • Приобщать детей к поэзии;
    • развивать поэтический вкус;
    • формировать доброе отношение к своей маме, желание сделать ей приятное.
    Чтение сказки в стихах К.И. Чуковского «Мойдодыр»
    • Учить детей эмоционально воспринимать поэтическое произведение, осознавать тему, содержание;
    • вызвать желание запоминать и выразительно воспроизводить четверостишия.
    Декабрь Русская народная сказка «Маша и медведь»
    • Познакомить с русской народной сказкой «Маша и медведь»;
    • помочь детям понять скрытый замысел девочки Машеньки (как она хитростью побудила медведя отнести её к бабушке с дедушкой).
    С.Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке»
    • Познакомить со сказкой «Про глупого мышонка»;
    • вызвать желание послушать ещё раз;
    • показать образы героев;
    • воспитывать интерес к художественным произведениям.
    Русская народная сказка «Лиса и волк»
    • Познакомить с русской народной сказкой «Лиса и волк»;
    • познакомить с образами лисы и волка, с характерами героев сказки;
    • воспитывать любовь к русскому народному творчеству.
    Январь Л.Воронкова рассказ «Снег идёт» Познакомить с художественным произведением, оживив в памяти детей их собственные впечатления от снегопада.
    Русская народная сказка «Снегурушка и лиса»
    • Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством;
    • познакомить с русской народной сказкой «Снегурушка и лиса», с образом лисы из других сказок;
    • учить слушать произведения, отвечать на вопросы.
    Е. Чарушин рассказ «Волчишко»
    • Дать детям представление об образе жизни животных;
    • воспитывать любовь к животным, сочувствие к их детёнышам, попавшим в беду.
    Февраль Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»
    • Познакомить со сказкой, вызвать желание послушать произведение ещё раз и запомнить песенку козы;
    • воспитывать любовь к животным;
    • сочувствие к детёнышам, попавшим в беду.
    З. Александрова стихотворение «Мой мишка»
    • Познакомить со стихотворением З. Александровой «Мой мишка»;
    • воспитывать добрые чувства;
    • принести положительные эмоции.
    Русская народная сказка «Рукавичка»
    • Познакомить детей с русской народной сказкой «Рукавичка»;
    • способствовать общему эмоциональному развитию;
    • учить высказываться о характере героев сказки.
    Русская народная сказка
    «Петушок и бобовое зёрнышко»
    • Продолжать знакомство с русской народной сказкой;
    • учить осмысливать характеры персонажей.
    Март Е. Благинина, стихотворение «Вот какая мама»
    • Познакомить со стихотворением Е. Благининой «Вот какая мама»;
    • воспитывать у детей доброе чувство, любовь к маме.
    Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна»
    • Познакомить со стихотворением;
    • учить называть признаки весны;
    • развивать поэтический слух;
    • воспитывать интерес к искусству.
    Русская народная сказка «У страха глаза велики»
    • Познакомить детей с русской народной сказкой и напомнить известные народные сказки;
    • учить пересказывать сказку;
    • тренировать речь.
    Л. Н. Толстой рассказ «Правда всего дороже»
    • Довести до сознания детей мысль автора (нужно всегда говорить правду);
    • помочь запомнить рассказ;
    • развивать память, мышление.
    Апрель Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди»
    • Познакомить с русской народной сказкой «Гуси-лебеди»;
    • способствовать воспитанию послушания;
    • учить отвечать на вопросы по содержанию произведения.
    К.Чуковский чтение рассказа «Цыплёнок»
    • Познакомить с рассказом К. Чуковского «Цыплёнок»;
    • расширить знание детей о жизни животных;
    • учить осмыслению иллюстраций.
    Русская народная сказка «Бычок-чёрный бочок, белые копытца»
    • Познакомить с русской народной сказкой;
    • воспитывать чувство сопереживания героям сказки.
    Май Чтение рассказа «Праздник» Я. Тайца
    • Познакомить с рассказом Я. Тайца «Праздник»;
    • поддерживать у детей радостное настроение и интерес к описанию праздничного события.
    В. В. Маяковский «Что такое хорошо - что такое плохо?»
    • Познакомить со стихотворением Маяковского;
    • учить различать хорошие и плохие поступки.
    С. Маршак стихотворение «Детки в клетки»
    • Познакомить с яркими поэтическими образами животных в стихотворении Маршака;
    • развивать поэтический слух, память, внимание.

    В педагогической практике существует огромное количество материалов в помощь педагогам для проведения занятий.

    Таблица: примеры конспектов НОД во второй младшей группе по художественной литературе

    Автор и название конспекта Описание материала
    Татьяна Осипова. «Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди» Конспект по чтению русской народной сказки «Гуси-лебеди» (направлен на общее художественное развитие детей, также служит иным воспитательным целям).
    Ксения Яковлева. «Чтение сказки «Волк и семеро козлят» Конспект поможет в планировании занятия по чтению сказки, цель которого - вызвать в детях любовь к животным, научить сопереживать им.
    Ольга Янцен. «Чтение сказки «Колобок» Конспект направлен на развитие разговорной речи у детей второй младшей группы.
    Галина Кочулова. Интегрированное занятие во второй младшей группе по ознакомлению с художественной литературой «Теремок» Конспект занятия с использованием нетрадиционной техники аппликации («Ладошки»).

    Видео: чтение стихов Агнии Барто на занятиях во второй младшей группе

    Чтение книг учит малышей бережно относиться к природе, любить родину, способствует формированию образного мышления. Тщательно подготовленное занятие по чтению художественной литературы во второй младшей группе ДОУ гарантирует успех его проведения и хорошее усвоение материала детьми.

    
    Top