Мария примаченко. «Удивительный мир Марии Примаченко» представляют на выставке в Киеве

Побывала на выставке в "Арсенале". Решила, что лучшим подарком ко Дню Святого Валентина для моих френдов и просто "забредших" будут картины Марии Авксентьевны Примаченко.

Делюсь впечатлениями.
Народу - тьма! Припарковаться пришлось аж на углу напротив Лаврской башенки - все забито. Очередь за билетами немного меньше, конечно, чем пришлось выстоять в "Третьяковку" на Караваджо, но имеет место быть, и "хвост" торчит на улицу, я даже чуть не подралась с двумя нахальными глухонемыми, пытающимися меня, изящного цветочка, оттеснить от кассы. Моя знаковая речь, знаете ли, иногда бывает не менее выразительна, чем устная и письменная.

Внутри народа очень много, благо "Арсенал" вместительный, всем места хватает. Интересно, что в последнее время и у нас появилась интересная публика: знаете, такие чудаковатые потрепанные эстеты разных полов, ходящие обычно парами, в странных шапках, янтарях и шалях, вязанных крючком подружками Ахматовой, от которых слышится: "эманация", "квинтэссенция" и "космическая энергетика". Правда, нынче под шали и кашне принято поддеть свеженькую вышиваночку. Я этот инопланетный народец обожаю, очень люблю наблюдать за ними и мечтаю, чтобы их было побольше.


Ранние работы Мария рисовала акварелью. Они были бледнее и выполнены на белом фоне.

Картин очень много! Это самая "щедрая", пожалуй, выставка, которую мне удалось посетить в "Арсенале", а я ни одной практически не пропускаю.

Работы народной художницы выставлены в хронологическом порядке - от ранних, сделанных в 30-е годы, затем 50-е и далее.

В начале выставки жаждущие прекрасного после драк у кассы ходят с такими, знаете, плоскими пристыженными лицами. Уверенна: поначалу все, включая эстетов в твиде и шарфах-удавках, борются с подленькой тайной мыслишкой: "Тю! И я так смогу!". Потом от картине к картине какофония разноцветного безумия нарастает, и в ней все без исключения начинают первобытным каким-то чутьем ощущать уверенную и стройную гармонию. Это гимн самой природе, чистоте и детству, конечно.

Ведь именно это до самой глубокой старости хранила в себе и так щедро дарила зрителям полуграмотная народная художница, именно это вытаскивают из глубин заскорузлых сердец самого сонного и дрянного офисного планктона нахальные и немного безумные разноцветные ее звери (ни фига себе я завернула!). Самый холодный и озлобленный человек, попади он на выставку по случайности, если будет долго рассматривать картины Примаченко, обязательно поймает себя на том, что пытается вспомнить, какую первую сказку читала ему в детстве мама. А еще мне почему-то вспоминалось что-то индейско-мексиканское, такое же дикое и прекрасное.



"Крокодил морской"

Немного расскажу про Марию Авксентьевну (дай бог здоровья ее дедушке и бабушке, за то что они так удачно назвали ее папу!).
Фамилию ее пишут по-разному: "Приймаченко" и "Примаченко". Записана в метриках она была как "Примаченко", но сама считала, что правильнее "Приймаченко".
Родилась она в нынешней Киевской области, в Иванковском районе, в селе Болотня в 1908 году (на год позже моей бабушки и на 100 км севернее). В отличие от другой народной художницы Катерины Билокур, семья Марии всячески поощряла занятие дочери рисованием. Более того, все в семье имели определенный художественный дар: папа был резчиком по дереву (как и мой дед), мама отлично вышивала, а бабушка расписывала писанки. Сама художница вспоминала, что одним из первых ее живописных опытов была расписанная голубой глиной хата. Узоры так понравились односельчанам, что они просили маленькую Марию и им тоже так расписать дома.


Это почему-то "Розовая обезьяна"

В детстве Мария переболела полиомиелитом (как и мой дедушка, опять параллель), после чего осталась на всю жизнь хромой; одна нога была изуродована и была намного короче другой, пришлось перенести 3 операции, художнице всю жизнь тяжело было ходить (как и дедуле Сергею).
Девушка много рисовала, пыталась лепить из глины, прекрасно кроила одежду "на глаз" и отлично вышивала - всю жизнь мастерила одежду себе и членам семьи.

В 30-е годы ее работы попались на глаза известной в то время художнице Татьяне Флеру, та забрала несколько ее работ на выставку и настояла, чтобы девушка уехала в Киев учиться. Марию пригласили в экспериментальные мастерские при Киевском государственном музее на территории Лавры (теперь в этом музее хранится большинство ее работ, ок. 650). В Киеве художница прожила с 1935 по 1940 год, за это время ее работы побывали на выставках по всему Союзу, выставлялись в Москве и даже в Париже.


"Черный зверь"

В Киеве Мария начала встречаться со своим односельчанином Василием Маринчуком, который в то время служил в армии. Перед войной Мария вернулась домой в Болотню, Василий остался дослуживать в Киеве, но в родное село так и не вернулся: он ушел на фронт и пропал без вести. Война нанесла еще один ужасный удар - немцы расстреляли родного брата художницы (как хотели расстрелять моего деда - его спасла покалеченная нога, дочки показали ее, задрав штанину, и только тогда фашисты поверили, что он не партизан). Таким коротким было женское счастье Марии, но зато у нее осталась одна радость: от Василия она родила сына Федора. Он вырос хорошим парнем, тоже стал художником, привел в дом Марии добрую невестку. Рисовать любили и внуки Марии Петр и Иван.

Тяжело переживая потери войны, Мария несколько лет не брала в руки кисти. После долгого перерыва она опять стала рисовать в 50-е, расцвет ее творчества пришелся на 60-е. Теперь ее работы стали четче, сочнее. Акварель она сменила на густую гуашь, фон ее рисунков теперь был цветным и насыщенным. Теперь Мария уже не выезжала из родного села, зато к ней тянулась бесконечная вереница гостей: журналисты, художники, столичное начальство, просто любопытствующие. Ее навещал Николай Бажан, Татьяна Яблонская, певец Дмитрий Гнатюк, Сергей Параджанов.


С керамикой Мария работала недолго - сами гончарные изделия у нее нередко получались бракованными, не выдерживая термической обработки, а вот роспись ее трудно не узнать!

Говорят, характер у художницы был еще тот. Могла часами ворчать и поучать кого-нибудь (сама это называла "прочищать мозги"). Всем односельчанам она давала едкие клички. Если человек ей не нравился, она могла просто развернуться и уйти посреди беседы. Письма от неприятных ей людей разрывала и выбрасывала, не читая.


"Звери судятся"

Прожила Мария Акс... Авкс.. Авс.. художница долгую жизнь - 88 лет. Ее работы признаны во всем мире, она по заслугам считается одним из столпов "народного примитивизма". Говорить о достоинствах ее работ можно много, но лучше на них смотреть, на эти незамысловатые шедевры простой сельской женщины с открытой детской душой.


"Хорошо я пишу..."


"Синяя зверюшка"



Единственная из сохранившихся керамических скульптурок: "Крокодил"



"Цветы-глазки"


"Чайка на гнездышке"



"Птица-кукуруза" (Никите Сергеевичу Хрущову посвящается)



Это такая инсталляция-прекция во всю стену.


Ну вот, а кто до конца досмотрел, тот совсем полностью молодец!

Вот многие сейчас говорят, что День Святого Валентина - полная фигня, чуждый праздник, мол, цветочники его придумали, чтобы сбыть лежалый товар, бла-бла-бла! А я думаю, что прекрасный это праздник! Нет ничего лучше, чем еще раз признаться друг другу в любви. И живет с вами эта женщина не потому, что вы с ней делитесь кровно заработанными, и мужчина на вашем диване лежит не из-за своевременного борща и глаженой рубашки, а потому что вас соединила Любовь!

А если вам некому сказать слова любви, то их вам скажу я!

Я ВСЕХ ВАС ЛЮБЛЮ! Мои читатели, и не читатели, а только смотретели, мои обожатели и хулители, девочки и мальчики, юные, пожилые и самые средние, нудные и занятные, угрюмые и восторженные, ватники и укропы, христиане, мусульмане и атеисты, молчаливые и болтливые, хвастуны и скромники, белые, черные, желтые и пятнистые, трепетные и равнодушные, образованные и нуачотакова, даже тролли, даже начальство - я вас всех люблю!

Будьте счастливы и берегите друг друга!

«Делаю солнечные цветы, потому что людей люблю, творю радость, на счастье людям, чтобы все народы один одного любили, чтобы жили они, как цветы по всей земле…» - так говорит о себе широко известная украинская самодеятельная художница Мария Аксентьевна Примаченко , своеобразное творчество которой наполнено дыханием родной земли, согретого добротой и мудростью народной поэзии.

Факты из биографии Марии Примаченко

Родилась Мария Примаченко 12 января 1909 года в деревушке Болотня, расположенной на Полесье (сегодня Киевская область).

Любовь к народному творчеству она впитала в себя не только с народными сказками, легендами, песнями, но и наблюдая за работой матери, которая занималась вышиванием. Как и любая девочка, маленькая Маша стремилась повторять за своей мамой, вот только она не вышивала эти узоры, а перерисовывала их на картон или бумагу. Со временем детское увлечение стало основным занятием.

Первые картины юная художница рисовала на песке. Потом нашла цветную глину и разрисовала хату. Все село ходило смотреть на это чудо, а потом односельчане просили и их дома разукрасить.

1935 год был переломным в творчестве Марии Примаченко - она знакомится с художницей Татьяной Флору, которой очень нравятся работы талантливой деревенской народной умелицы.

По приглашению Флору, Мария Аксентьевна переезжает в Киев и начинает работать в экспериментальной мастерской. С этого момента работы художницы начинают выставляться не только на Украине, но и за ее пределами.

Вторая половина 50-х годов - начало зрелого и плодотворного периода в творчестве художницы. Из ее мастерской появляется большое количество циклов. Именно в этот период появляются работы, за которые художница была награждена «Знаком Почета» и стала лауреатом Государственной премии ЦССР Т. Г. Шевченко.

Художественный стиль Марии Примаченко

«Я люблю рисовать, как люди работают в поле, как молодежь идет, словно мак цветет. Я люблю все живое, люблю лес, цветы, разных птиц и лесных зверей. Одеваю их в народную одежду, и такие веселые они у меня, аж танцуют…».

На протяжении всей своей творческой деятельности Мария Примаченко не отходила от народной темы. Эта народность выражена в сочетании цветов, использовании национального орнамента. Кроме этого, художница изображает на своих картинах национальные блюда, ритуальную выпечку, настенные росписи.

Как правило, ее рисунки - это иллюстрации к народным песням или народным сказкам. Но в этих работах Мария Примаченко отражает и свои размышления о современном мире. Отсюда и восприятие картин. На первый взгляд работы художницы кажутся весьма простыми, но стоит присмотреться, и за незатейливым сюжетом можно обнаружить глубокое содержание.

Тематика картин художницы

Если ранние работы опирались на сказочные сюжеты, то работы, которые Мария Аксентьевна создала в свой зрелый период творчества, трудно назвать просто сказочными. Для этих картин наиболее точным будет такое определение, как «символико - аллегорические композиции».

В эти же годы художница обращается к теме человека, к теме современного общества и современного мира. В отличие от мира сказки, современный мир кажется Примаченко серым, как итог - более блеклые цвета красок на картинах этого периода.

В 70-е годы художница начинает сотрудничать с печатными изданиями. В связи с этим Мария Аксентьевна предстает перед всем обществом в новом качестве - иллюстратор детских книг. По этим иллюстрациям можно сделать выводы о том, что художница умеет смотреть на мир детскими глазам: ее картинки непосредственны, радостны и они досказывают литературный текст.

Черты индивидуальности.

Большое внимание в своих работах Примаченко уделяла композиции и цвету.

Цвет - это одно из самых важных выразительных средств у художницы. Глядя на картины, возникает ощущение, что цвет «живой», что он меняет свой оттенок в зависимости от определенных факторов. Такое ощущение возникает из-за цветовых сочетаний, которые использует художница.

Новаторский прием использует Мария Примаченко и в композиции. Суть этого приема заключается в том, что весь рисунок художница условно делит на планы, на каждом их которых нарисован определенный объект. Эти планы потом как бы накладываются друг на друга. Такое взаимодействие планов вызывает ощущение объема.

Не смотря на то, что Мария Примаченко относится к тем, кто творит народное искусство, она, в первую очередь, - самостоятельная художница. Такое разграничение позволяет сделать тот факт, что художница использует материалы, которые никак не ассоциируются с народным творчеством: акварель, гуашь, ватман и т. д.

ВНИМАНИЕ! При любом использовании материалов сайта активная ссылка на обязательна!

Примитивизм - это искусство людей, не утративших в себе ребенка

ЮНЕСКО объявило 2009-й годом украинской художницы, всю жизнь творившей в селе Болотня под Киевом. В мировом искусстве имя Примаченко стоит рядом с Матиссом, Модильяни, Ван Гогом, Пиросмани... А ведь рисовала она, словно ребенок, чудо-зверей. Но делала это гениально...

Детство Марии было омрачено полиомиелитом. Это сделало ее не по-детски серьезной и наблюдательной, обострило слух и зрение. Все предметы, окружавшие девочку, становились участниками живой захватывающей игры, иногда - грустной, но чаще - яркой и праздничной.

«Делаю солнечные цветы потому, что людей люблю, творю на радость, на счастье людям, чтобы все народы друг друга любили, чтобы жили они, как цветы на всей земле...» - так говорила о себе самобытная художница.

Фантастических животных Мария Примаченко придумывала. Ее "Звериная серия" не имеет аналогов ни в украинском, ни в мировом искусстве.

Несмотря на трудную судьбу (художница с девяти лет ходила с костылем, а ее мужа забрала война), Мария Примаченко всю жизнь оставалась неутомимой мечтательницей и веселой выдумщицей. Ее любили односельчане, у нее были довольно много друзей. «Наверное, в родном ее селе Болотня разбросано не менее 300 картин, - говорит Наталия Заболотная, - она щедро дарила всем частицы своего мира».

В этом году Украина и весь мир искусства празднуют 100-летие Марии Примаченко. Виктор Ющенко подписал специальный указ, где перечислен ряд мероприятий вплоть до создания музея и переименования одной из улиц столицы в честь художницы. Чем же заслужила подобные почести скромная бабушка из села Болотня?

Вспомнить о великой художнице-примитивистке мы попросили ее коллег-художников, которые были лично знакомы с Примаченко.

«Держала свиней, кур, гусей... С того и жила»

Я познакомился с Марией Авксентьевной 15 лет назад, когда приехал на ее 85-летие, - рассказывает давний фанат ее творчества, академик живописи, известный киевский художник Василий Гурин.

Конечно, знал ее творчество, потому что картины Примаченко появлялись на закупках в Союзе художников. Это имя уже хорошо знали и наши классики, среди которых Татьяна Яблонская. Привозил работы в Киев ее сын Федор. Он пошел по стопам матери - тоже освоил народный примитив. Покупали эти работы тогда недорого, считали, что самодеятельное искусство не может стоить больше 300 рублей.

Когда мы приехали на ее юбилей, я поразился, что эта гениальная женщина живет в простой сельской хате под соломенной крышей. Во дворе - огромное хозяйство. Она держала свиней, кур, гусей. Был у них даже свой конь! С этого семья и жила.

Когда мы сблизились, Мария Авксентьевна созналась: «Надо мной все бабы в селе смеялись. Хожу, мол, черт знает как. А когда пошли колхозы, то стали нарекать, что сижу целыми днями в колхозе и рисую, вместо того чтобы трудодни отрабатывать». Так что до своей славы она жила тяжело. Но потом ею заинтересовались даже высокопоставленные особы: первый секретарь Компартии Украины Владимир Щербицкий, Николай Жулинский (экс-вице-премьер Украины. - Прим. ред.). Последний стал вхож в дом. По ее делам приходил и в Союз художников вместе с поэтом Лесем Танюком. Они-то и организовали вместе с Союзом ее юбилей. Это был праздник всего села!

Те бабы, которые когда-то говорили, что она тунеядка, пришли первыми. Надели нарядные вышиванки, праздничные платки. Под домом целый день играл оркестр. Всем тогда хотелось ее увидеть, а она спряталась в дальней комнатке. Когда я вошел, поразился, какой она казалась маленькой на большой кровати, а кругом на стенах висели ее работы. Подошел ближе и обомлел: точь-в-точь мама моя Варвара!

Примаченко была очень обаятельной, но контрастной - вот улыбка радости на лице и тут же грусть. Сразу захотелось ее нарисовать. А позже мы в Союзе художников сделали выставку работ всей династии Примаченко.

Именно благодаря Примаченко в Болотню провели телефон, сделали канализацию. А когда Марию хоронили (на местном кладбище), процессия растянулась на километр - от дома до самого погоста...

«Сама гнала горилку»

Я приезжал к ней неоднократно, - вспоминает директор Национального художественного музея Анатолий Мельник.

Пани Мария производила впечатление очень сердечного, гостеприимного человека. Любила посидеть за столом и налить друзьям по 50 граммов горилки, которую варила сама.

Я в то время занимался формированием коллекции Хмельницкого музея современного искусства. Так она нам передала 24 работы взамен на бумагу и гуашь. Она любила дарить свои работы музеям. Поразило меня, что на одной из картин написала: «Миллиард лет мир существует, а такой обезьяны еще не было»...

Действительно, Мария Примаченко умела создавать то, чего не смогла сотворить сама Природа.

Справка

Мария Примаченко родилась в селе Болотня Иванковского района Киевской области. По паспорту день ее рождения - 31 декабря 1908-го, сама же она говорила, что появилась на свет под старый Новый год, на Василия, в 1909-м.

В 30-е годы во время поиска самородков из народа молодую Примаченко заметила киевская художница Татьяна Флор. В 1936 году ее пригласили в экспериментальные мастерские при Киевском музее украинского декоративного искусства. Там она прошла первую стажировку, где научилась лепить и разрисовывать изделия из глины.

Мария родила единственного сына Федора, ставшего, как и мать, народным художником. А во время Великой Отечественной потеряла мужа. После войны Марию забыли на несколько десятилетий, только в 60-х годах ее открыли вновь - искусствовед и кинодраматург Григорий Местечкин и московский журналист Юрий Рост (уроженец Киева), статья которого о Марии Примаченко в «Комсомолке» сделала ее известной.

При жизни художница была удостоена звания заслуженного деятеля искусств, в 1966 году стала лауреатом Государственной премии имени Тараса Шевченко. Сегодня ее работы хранятся в частных коллекциях и музеях мира.

5 малоизвестных фактов из жизни Примаченко

  1. Ее мама Параска была признанной мастерицей вышивки и передала свой дар дочери, которая до последних дней носила сорочки, сшитые и украшенные своими руками. Отец Авксентий был столяром-виртуозом. Мастерил в селе дворовые ограждения в виде древнеславянских изображений.
  2. Мария родилась очень красивой девочкой, но со страшной болезнью - полиомиелитом. Инвалид с детства (почти не работала одна нога, из-за чего перенесла три операции, всю жизнь носила 7-килограммовый протез и ходила с палочкой), отличалась серьезностью и внимательностью.
  3. Первые картины юная художница рисовала на песке. Потом нашла цветную глину и разрисовала хату. Все село ходило смотреть на это чудо, а потом односельчане просили и их дома разукрасить.
  4. В августе 2006 года украли 100 картин Примаченко из дома ее сына. Каждая из украденных картин, по самой скромной оценке, тогда стоила $5-6 тысяч. Федор попал в больницу с острым нервным срывом. Милиция сразу выяснила, что преступление совершено с участием местных жителей. Грабители вошли через соседний двор, хорошо ориентировались в доме. Как оказалось, заказал кражу отечественный коллекционер. Картины вскоре разыскали.
  5. Во «Всемирной энциклопедии наивного искусства» Мария Примаченко стоит в одном ряду с такими мастерами, как Матисс и Модильяни. Украинская художница названа ярчайшим представителем этого стиля.

Мария Примаченко (иногда Приймаченко; 1908-1997) - украинская народная художница. Представительница «народного примитива» («наивного искусства»).

Биография Марии Примаченко

М. А. Примаченко родилась 30 декабря (12 января) 1909 года в селе Болотня (ныне Иванковского района Киевской области Украины), где и провела всю жизнь.

Отец, Авксентий Григорьевич, был плотником-виртуозом, мастерил дворовые ограждения.

Мать, Прасковья Васильевна, была признанным мастером вышивания (сама Мария Авксентьевна одевалась в собственноручно вышитые сорочки).

Детство Марии Авксентьевны было омрачено страшным недугом - полиомиелитом. Это сделало её не по-детски серьёзной и наблюдательной, обострило слух и зрение.

Мария Авксентьевна достойно и мужественно перенесла все жизненные невзгоды, познала счастье любви (её муж погиб на фронте) и счастье материнства. Имела сына Фёдора - также бывшего народным художником Украины. Он был её учеником (умер в 2008 году).

Творчество Примаченко

«Начиналось всё это так, - вспоминала художница. - Как-то около хаты, у речки, на убранном цветами лугу пасла я гусей. На песке рисовала всякие цветы, увиденные мной. А потом заметила синеватую глину. Набрала её в подол и разрисовала нашу хату…».

Каждый приходил посмотреть на это диковинку, сделанную руками девочки. Хвалили. Соседи просили украсить и их дома.

Талант Примаченко открыла киевлянка Татьяна Флору (в 1960-1970-х гг. широкую популяризацию творчества Примаченко организовал журналист Г. А. Местечкин).

В 1936 г. Марию Авксентьевну пригласили в экспериментальные мастерские при Киевском музее украинского искусства.

Её творчество стало более разнообразным - Мария рисовала, вышивала, увлеклась керамикой. В Государственном музее украинского народного и декоративно-прикладного искусства хранятся её керамические кувшины и блюда этого периода. Аким Герасименко, признанный мастер украинской керамики, охотно передавал Примаченко изготовленные им изделия различных форм, а она расписывала их изображениями рыжих лисичек, страшных зверей, шагающих по стеблям клубники голубых обезьян или покрытых цветами зелёных крокодилов.

Есть сведения и о том, что Мария Примаченко проявила свой талант в области керамической скульптуры. Сохранилось только одно произведение в этом жанре - «Крокодил».

За участие в выставке народного искусства 1936 года Примаченко наградили дипломом первой степени. В дальнейшем её произведения с неизменным успехом экспонировались на выставках в Париже, Варшаве, Софии, Монреале, Праге.

В 1986 году она создала свою Чернобыльскую серию картин.

Художниця-наивистка Мария Приймаченко не была наивной, когда речь шла о трагизме мира. Она не знала, где могила ее мужа, и этот мотив - частый в ее работах.

В 1971-м написала картину «Солдатские могилы». Ее можно трактовать и как предчувствие Чернобыля - именно в том году начали строить ЧАЭС с ее четырьмя реакторами. Вот и на той картине - лес, а в нем светятся четыре могилы, похожие на четыре солнца или четыре огромных яйца в разрезе, - огненный желток, а в нем солдатская каска.

Картины Приймаченко якобы традиционно «украинские», но это - страна грез, а не реальности.

Художницу сравнивают с Босхом и Хичкоком - художниками апокалиптических видений.

Режиссер Сергей Проскурня вспоминает: как-то приехали к ней из Киева вертепники, пели о «нашей славной Украине», и Мария Оксентиевна вдруг грустно сказала.

Мария Авксентьевна Примаче́нко (укр. Марія Оксентіївна Примаченко, иногда Приймаченко; 30 декабря 1908 (12 января) 1909 год - 18 августа 1997) - украинская народная художница. Народный художник УССР (1988). Представительница «народного примитива» («наивного искусства»).

М. А. Примаченко родилась 30 декабря 1908 (12 января) 1909 года в селе Болотня (ныне Иванковского района Киевской области Украины), где и провела всю жизнь.

Отец, Авксентий Григорьевич, был плотником-виртуозом, мастерил дворовые ограждения.

Мать, Прасковья Васильевна, была признанным мастером вышивания (сама Мария Авксентьевна одевалась в собственноручно вышитые сорочки).

Детство Марии Авксентьевны было омрачено страшным недугом - полиомиелитом. Это сделало её не по-детски серьёзной и наблюдательной, обострило слух и зрение. Мария Авксентьевна достойно и храбро перенесла все жизненные невзгоды, в том числе и гибель мужа на фронте. А сын, Фёдор Васильевич Примаченко (1941-2008), был её учеником и являлся народным художником Украины.

«Начиналось всё это так, - вспоминала художница. - Как-то около хаты, у речки, на убранном цветами лугу пасла я гусей. На песке рисовала всякие цветы, увиденные мной. А потом заметила синеватую глину. Набрала её в подол и разрисовала нашу хату…». Каждый приходил посмотреть на это диковинку, сделанную руками девочки. Хвалили. Соседи просили украсить и их дома.

Талант Примаченко открыла киевлянка Татьяна Флору (в 1960-1970-х гг. широкую популяризацию творчества Примаченко организовал журналист Г. А. Местечкин). В 1936 году Марию Авксентьевну пригласили в экспериментальные мастерские при Киевском музее украинского искусства. Её творчество стало более разнообразным - Мария рисовала, вышивала, увлеклась керамикой. В Государственном музее украинского народного и декоративно-прикладного искусства хранятся её керамические кувшины и блюда этого периода. Аким Герасименко, признанный мастер украинской керамики, охотно передавал Примаченко изготовленные им изделия различных форм, а она расписывала их изображениями рыжих лисичек, страшных зверей, шагающих по стеблям клубники голубых обезьян или покрытых цветами зелёных крокодилов.

Есть сведения и о том, что Мария Примаченко проявила свой талант в области керамической скульптуры. Сохранилось только одно произведение в этом жанре - «Крокодил». За участие в выставке народного искусства 1936 года Примаченко наградили дипломом первой степени. В дальнейшем её произведения с неизменным успехом экспонировались на выставках в Париже, Варшаве, Софии, Монреале, Праге. В 1986 году она создала свою Чернобыльскую серию картин.

Решением Киевского городского совета № 13/1068 от 22.01.2009 в честь Марии Примаченко был переименован столичный бульвар Лихачёва.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →


Top