Дабы дизель не замерз…. Температура замерзания дизельного топлива


Температура застывания дизельного топлива должна быть практически на 10 - 15 С ниже температуры окружающего воздуха. При охлаждении оно способно загустеть, что отрицательно сказывается на подаче топлива из баков в цилиндры двигателя.  


Температура застывания дизельного топлива - это величина условная и служит лишь известным ориентиром для определения возможных условий применения топлива. При перекачке топлива под давлением кристаллическая структура высокоплавких углеводородов может быть механически разрушена, и топливо на какой-то период приобретает текучесть при температуре ниже температуры застывания. В частности, приведенные выше цифры по производительности подкачивающего насоса для различных температур и давлений получены при использовании топлива с температурой застывания - 30 С. Но фактически это топливо прокачивалось до температуры - 50 С. Следует отметить, что разрушенная кристаллическая структура топлива быстро восстанавливается.  

Температура застывания дизельного топлива, определяемая по ГОСТ 1533 - 42, имеет большое значение для эксплуатации двигателей, транспортирования и хранения топлива. Температурой застывания дизельных топлив называется температура, при которой топливо, находящееся в лабораторной пробирке, наклоненной под углом 45, не меняет своего уровня в течение одной минуты. Топливо может застывать из-за наличия в нем большого количества парафиновых углеводородов, выделение которых вызывает помутнение топлива, отложения их на топливных фильтрах и прекращение подачи топлива. Дизельные топлива, насыщенные парафином, применяют только в летнее время. Температура застывания дизельного топлива зависит также от его фракционного состава. Более тяжелое по фракционному составу топливо из одной и той же нефти обладает более высокой температурой застывания.  


Температура застывания дизельного топлива - величина условная и служит лишь ориентиром при определении условий применения топлив.  

Температура застывания дизельных топлив должна быть ниже температуры воздуха в зимнее время (влияет на проте-каемость запуск без подогрева); при этом не должен выделяться парафин.  


Температурой застывания дизельных топлив называется та температура, при которой топливо, находящееся в стандартной пробирке, теряет способность изменять свой уровень при наклоне пробирки под углом 45 в течение 1 мин. Для надежной работы двигателя эта температура должна быть на 7 - 10 С ниже температуры окружающего воздуха.  

После гидроочистки температура застывания дизельного топлива повышается на 1 С. Поэтому чтобы исключить необходимость депарафинизации дизельного топлива марки Л при его полном отборе, получаемый в атмосферной колонне дистиллят должен иметь запас по температуре застывания. Для этого необходимо, как показано выше, увеличить четкость разделения дизельного топлива от газойлевых фракций.  

Для определения температуры застывания дизельных топлив разработан прибор ЛПАЗ. В этом приборе проба топлива в кювете может охлаждаться до - 20 С при помощи полупроводникового холодильника. Охлаждаемое в кювете топливо постоянно зондируется импульсами ультразвука. Температура топлива замеряется датчиком - термопарой. За температуру застывания принимается та температура, при которой отмечается резкое уменьшение отраженного ультразвукового сигнала. Эта температура фиксируется электронным потенциометром.  

Для понижения температуры застывания дизельных топлив, полученных из парафинистых нефтей, применяются специальные присадки-де-прессаторы, при выборе которых необходимо учитывать не только их положительное влияние на те или иные качества топлива, но и анализировать возможные отрицательные последствия введения данной присадки; в частности, особое внимание следует обращать на воздействие присадки на металлические части двигателя.  

Для определения температуры застывания дизельных топлив используется прибор ЛПАЗ-69В. В этом приборе проба топлива в кювете может охлаждаться до - 35 С при помощи полупроводникового холодильника.  

С наступлением холодов для многих владельцев дизельных автомобилей встает болезненный вопрос о том, как исключить проблемы, связанные с застыванием дизтоплива. Причем наиболее актуален он в межсезонье, когда нет уверенности в том, какое топливо - зимнее или летнее – на самом деле продают АЗС.

Несколько способов предупредить замерзание топлива.

Один из вариантов – провести личный эксперимент: залить дизтопливо в прозрачную бутылку и оценить реакцию содержимого на низкие температуры. Если уже при нулевой температуре топливо мутнеет, то заправляться на этой заправке не рекомендуется.

Другой вариант – известный «дедовский» способ – разбавить дизтопливо керосином. Но есть важный нюанс! Керосин не содержит смазывающих компонентов. Поэтому, разбавленное таким способом дизтопливо, не может обеспечить топливную аппаратуру дизелей необходимыми смазывающими свойствами. Это приводит к снижению ресурса топливного насоса высокого давления (ТНВД) и форсунок, повышается вероятность их поломки и, следовательно, дорогостоящего ремонта. Особое значение это имеет для современных дизельных систем, таких как Common Rail и насос-форсунка. Помимо того, керосин снижает цетановое число топлива, что осложняет запуск двигателя в зимнее время и повышает расход топлива.

Самый надежный способ – это добавление антигелей при каждой заправке. В отличие от керосина, антигель не уменьшает смазывающие свойства и не влияет на цетановое число дизтоплива! Антигель прост в использовании, заливается в бак непосредственно перед заправкой. Действие антигелей направлено на снижение предельной температуры фильтруемости и температуры замерзания дизельного топлива. Но заливать их необходимо до того, как топливо загустело или застыло, потому что разморозить его ни одному антигелю не под силу.

Почему Антигель ASTROhim®?

С 2003 года Антигель ASTROhim® производится по немецкой технологии и из сырья BASF® (Германия). Использование высококачественных импортных компонентов позволило резко увеличить эффективность присадки и обеспечить стабильное качество.

Ниже приведены результаты некоторых испытаний разных торговых марок антигелей, организованные авторитетными автомобильными изданиями.

Результаты тестирования антигелей журналом «Потребитель. Автодела» (№27, 2003 г.)

Антигель

Температура застывания

Летнее топливо без присадок

Pingo

Shell

Jet-go

Hi Gear

Ligui Moly

ASTROhim

-19

-41

Результаты тестирования антигелей журналом «За рулем» (№1, 2008 г.)

Название препарата

Предельная температура фильтруемости

Температура застывания

База – дизельное топливо ГОСТ 305-82

Diesel Start ASPO

Castrol

Texaflow

Hi Gear

ASTROhim

-27

-43

Исследование влияния антигеля на низкотемпературные свойства топлива.

ВНИИ НП, протокол №29/14-3-846 от 24.12.2012 г.

Название препарата

Предельная температура фильтруемости

Температура застывания

Базовое топливо – сорт С Ангарского НПЗ без присадок

Дизтопливо с добавлением антигеля ASTROhim ®

Необходимо отметить, что эффект от использования антигелей (снижение предельной температуры фильтруемости и температуры застывания) напрямую зависит от сорта и качества дизельного топлива.

Особенности антигеля ASTROhim®.

Антигель ASTROhim® разработан специально для российского дизельного топлива и полностью соответствует требованиям, предъявляемым к обслуживанию современных дизельных систем. Присадка эффективно улучшает показатели текучести дизельного топлива при эксплуатации автомобиля в зимнее время – значительно снижает предельную температуру фильтруемости и температуру замерзания дизтоплива. Благодаря содержанию в присадке диспергаторов, она предотвращает оседание кристаллов парафина на дно топливного бака и расслаивание топлива. За счет этого улучшается прокачиваемость топлива через фильтры тонкой очистки. Кроме того, Антигель ASTROhim® продлевает срок службы форсунок и топливного насоса высокого давления, облегчает пуск двигателя и снижает расход топлива.

В том случае, если невозможно точно определить какое количество топлива содержится в баке, допускается превышение концентрации антигеля. При этом возможно незначительное улучшение температурных значений.

Антигель ASTROhim® выпускается во флаконах и канистрах с разной концентрацией, специально рассчитанной на топливные баки различного объема:

Артикул

Объем топлива, на который рассчитана присадка Антигель ASTROhim ®

Вид упаковки

АС-119

30-60 л

флакон 300 мл

АС-120

60-120 л

флакон 300 мл

АС-121

120-240 л

флакон 300 мл

АС-122

250-500 л

жестяная канистра 500 мл

АС-123

500-1000 л

жестяная канистра 1 л

АС-125

2000-4000 л

жестяная канистра 4 л

АС-127

90000-18000 л

жестяная канистра 18 л

АС-128

40-80 т

бочка 200 л

АС-129

100-200 т

бочка 200 л

Обладает более высоким КПД, если сравнивать его с бензиновым агрегатом. Это увеличивает его мощность и длину пробега. А еще такое горючее дешевле бензина. Эти две причины привлекают пользователей к приобретению дизельных авто.

Однако это не значит, что такой двигатель идеален. Проблемы с его использованием могут возникнуть зимой, при наступлении морозов. Неискушённые водители нередко попадают в ситуацию, когда топливо замёрзло, и двигатель машины заглох.

Как замерзает дизельное топливо?

В ДТ входят углеводороды различных групп - нафтеновые, ароматические и парафиновые. При этом в замерзании горючего виноваты последние. Положительная функция этих углеводородов - повышение скорости возгорания топлива. Но при низких температурах (около -5 ºС для летнего дизтоплива) они начинают кристаллизоваться в твёрдую фазу в виде хлопьев и топливо мутнеет.

При температуре помутнения топлива двигатель продолжает нормально работать. Работает он и при предельной температуре фильтруемости (-7 ºС), но в этой стадии кристаллы парафина начинают коагулировать (слипаться). При дальнейшем понижении температуры (-10 ºС) образуются агломераты, которые уже не проходят сквозь ячейки фильтра и забивают его. Двигатель глохнет, не получая горючего. Это происходит при температуре замерзания дизельного топлива.

Особенности борьбы с морозом

Борьба за снижение температуры замерзания топлива, позволяющая эксплуатировать двигатель в мороз, ведётся различными способами. Самый дорогой - замена летнего топлива зимним. Последнее, предназначенное для холодного климата, получают способом депарафинизации - удалением углеводородов с высокой температурой плавления на стадии производства.

Поскольку при этом выход топлива из сырой нефти уменьшается вдвое, увеличивается и цена. Температура замерзания такого зимнего дизельного топлива - - 45 ºС, мутнеет оно при -35 ºС, использовать рекомендуют при температуре не ниже -30 ºС.

Более простым способом получают зимнее дизтопливо для умеренной климатической зоны.
В летнее добавляют депрессорные присадки, которые не дают парафиновым кристаллам слипаться. Температура замерзания этого летнего дизельного топлива, ставшего фактически зимним, составляет - 35 °С, помутнения - -25 °С. Его рекомендуют использовать до -15 °С.

Сделать подобным образом летнее топливо зимним вне заводских условий может каждый автомобилист. Для этого нужно при наступлении морозов добавить депрессорную присадку в соответствие с инструкцией. Важно, чтобы при этой операции температура топлива была не ниже +5°С, в противном случае эффект будет нулевым.



Каких методов понижения температуры замерзания надо опасаться?

Наряду с признанными методами снижения температуры застывания существует много мошеннических способов. Чаще всего летнее ДТ разбавляют чуть ли не наполовину керосином или другими нефтепродуктами и выдают полученный состав за нормальное зимнее. Оно действительно работает при низких температурах, однако керосин резко уменьшает смазочную способность топлива - всего за один сезон двигатель автомобиля может выйти из строя.

Узнать, какую температуру замерзания имеет приобретаемое дизельное топливо, невозможно. Рекомендуем не покупать топливо у случайных продавцов, а заправляться на надёжных и проверенных АЗС.

Каждую зиму владельцы автомобилей и другой техники с дизельным двигателем сталкиваются с такой проблемой, как замерзание горючего. В России, и особенно в ее северных частях, она стоит особенно остро. Для того, чтобы выяснить, как справляться с этой проблемой, необходимо разобраться в механизмах ее возникновения.

В состав дизельного топлива входят тяжелые углеводороды. Некоторые из них являются представителями парафиновой группы. Под воздействием низких температур эти углеводороды кристаллизуются, что увеличивает вязкость горючего и, впоследствии, приводят к его частичному или полному застыванию.

Виды дизельного топлива

Существует несколько видов дизельного топлива: летнее, зимнее и арктическое.

. Летнее дизельное топливо . Застывает при температуре -5 градусов по Цельсию. Его довольно таки проблематично использовать при температуре, ниже -7

. Зимнее дизельное топливо . Начинает застывать при температуре -35 градусов по Цельсию. Производство этого топлива стоит значительно дороже и цена его соответственно выше.

. Арктическое дизельное топливо . Начинает замерзать при температуре -50 градусов по Цельсию. В нем содержатся специальные добавки, благодаря которым топливо не замерзает при низких температурах.


Замерз дизель

Существуют способы, которые помогают избежать замерзания дизельного топлива:

. Депарафинизация дизельного топлива - это процесс удаления нормальных парафиновых углеводородов из керосоно-газойлевых и масляных фракций нефти. Это промышленный способ создания зимнего и арктического дизеля, совершаемый на этапе производства. Существует две технологии депарафинизации. Сольвентная и каталитическая. Депарафинизация - дорогостоящий способ и крайне трудноосуществимый в обычных условиях.

. Дизельный антигель - депрессорная присадка для дизельного топлива позволяющая улучшить низкотемпературные свойства горючего. Это более практичный метод борьбы с замерзанием дизельного топлива. Депрессорная присадка вводится в состав дизельного топлива и благодаря этому размеры парафиновых кристаллов уменьшаются до таких, которые могут беспрепятственно пройти через фильтры топливной системы, при этом не влияя на работу двигателя. Механизм их действия заключается в том, что в момент кристаллизации они обволакивают образующиеся частички парафина и не позволяют им объединяться в сгустки, и этого оказывается достаточно, чтобы обеспечить прокачиваемость топлива через фильтр и расширить температурный диапазон использования летнего горючего или улучшить низкотемпературные свойства зимнего. Однако необходимо помнить, что антигели не могут препятствовать кристаллизации, они модифицируют растворенные парафины. Поэтому добавлять их следует исключительно в «теплое» топливо, до того, как оно начало замерзать. На момент заправки антигеля температура топлива должна быть от 0 до +5°С, то есть на 5-10 градусов больше, чем температура загустения летнего горючего. Иначе не будет никакого результата. Сам антигель должен быть теплым на момент введения. Он не утрачивает свойства при замерзании, но в случает замерзания его необходимо подогреть.

. Добавление качественного керосина в горючее - старый, но проверенный метод. При температуре минус 20-30 градусов Цельсия, в зимнее топливо добавляется около 10% керосина (от всей смеси горючего) при минус 10-15 — 50% керосина. Когда температура опускается ниже минус 15 добавляется 60-70% керосина. Этот способ считается временным, но действенным.

. Подогрев дизельного топлива - способ разморозить замерзший дизель используя внешние источники тепла. В экстренных ситуациях, если замерзло дизельное топливо, можно воспользоваться любым имеющимся источником тепла. Например, можно использовать выхлопные газы другого автомобиля. Следует помнить, что не рекомендуется направлять открытый источник пламени на бак, так как это может спровоцировать взрыв горючего.

Некоторые пологают, что смешение бензина и дизельного топлива — самый действенный способ предотвратить замерзание горючего при низких температурах. Но все же необходимо учитывать, что бензин ухудшает смазывающие качества дизельного топлива, портит топливные насосы и жиклеры. Так же увеличивается время сгорания топлива и возрастает нагарообразование.

Системы подогрева горючего

Существуют также саморегулирующиеся системы подогрева горючего. Благодаря им топливо не становится вязким и снижается вероятность замерзания топлива. Еще одним достоинством данных систем является отсутствие необходимости применять антикристаллизаторы и керосин. Суть работы таких систем заключается в том, что они подогревают дизельное топливо и благодаря этому горючее без помех может попасть из бака в двигатель. Данный тип приборов условно можно поделить на два вида: предпусковые и проточные. Главная функция обоих систем заключается в обеспечении свободного прохождения дизельного топлива через фильтр тонкой очистки, потому что в холодное время выпавший в осадок парафин забивает именно этот фильтр. Предпусковые приборы выполняют свою работу перед запуском двигателя, а проточные - во время подачи топлива в цилиндры. Чтобы двигатель мог завестись в любой мороз и мог уверенно работать при низких температурах рекомендуется осуществить установку обоих подогревателей.

Существует еще один тип нагревательных систем - насадка на штатный топливосборник, который устанавливается в баке автомобиля. Как правило, такие насадки используются в северных широтах, но этот агрегат также может быть полезен тем, кто часто зимой ездит на природу.

Современные автомобили, работающие на дизельном топливе, в большинстве своем имеют систему подогрева горючего. Подобную систему можно установить в автомобиль, в котором ее нет. Но это устройство подходит не всем автомобилям и установка требует высокой квалификации выполняющего ее специалиста.

Температура застывания топлив должна учитываться при проведении складских работ по сливу, наливу и при перекачках по трубопроводам.
Температура застывания топлива или, точнее говоря, температура, при которой нарушается нормальная фильтрация, в зимнее время имеет для эксплуатации дизелей решающее значение. Это связано с чрезвычайной чувствительностью фильтров тонкой очистки к повышению вязкости топлива и выпадению из него шламооб-разных и твердых веществ. По Hagemann - Hammerich время фильтрации 200 см3 топлива при - 15 С должно быть менее 60 сек.
Прибор для определения предельной температуры фильтруемости. Температура застывания топлива, определяемая по ГОСТ 20287 - 74, лишь в некоторой степени характеризует поведение топлива в системе питания двигателей.
Температура застывания топлив (образцов 4 и 5) при введении 0 1 % присадки заметно снижается, однако уже через месяц хранения действие присадки прекращалось. Таким образом, присадка ВЭС-6, даже при введении ее в концентрации 0 5 %, не оказывает заметного влияния на стабильность температуры застывания топлив, полученных из высокопарафинистых нефтей.
Температура застывания топлива (ГОСТ 20287 - 74) определяется путем охлаждения топлива з пробирке, помещенной в охлаждающую смесь. Пробирку с топливом выдерживают в охлаждающей смеси до тех пор, пока продукт в пробирке не примет температуру, намеченную для определения застывания. Затем пробирку наклоняют под углом 45 и оставляют в таком положении в течение 1 мин. Если мениск испытуемого продукта не сместился, продукт в пробирке подогревают до 50 1 С и производят новое определение, но уже при температуре на 4 С выше предыдущей. И так продолжают определения до тех пор, пока при некоторой температуре мениск не будет смещаться. Когда граница застывания будет установлена, определение повторяют. За температуру застывания продукта принимают среднее арифметическое температур, установленных при двух параллельных испытаниях.
Температура застывания топлива снижается до минус 45 - минус 6О С.
Температура застывания топлива, как известно, не является постоянной величиной, а определяется природой и видом топлива и способом его получения. Естественно, что температура застывания топливо-водяных эмульсий зависит, с одной стороны, от температуры застывания самого топлива, а с другой - от присутствия воды. Как правило, увеличение содержания воды в топливе повышает его температуру застывания.
Температура застывания топлива определяет возможность его использования при данной температуре воздуха. Практически температура застывания топлива должна быть на 10 - 15 С ниже температуры окружающего воздуха.
Температура застывания топлива зависит от его фракционного состава. Более тяжелое топливо обладает более высокой температурой застывания.
Температура застывания топлива определяет возможность его использования при данной температуре воздуха. Практически температура застывания топлива должна быть на 10 - 15 ниже температуры окружающего воздуха.
Температура застывания топлива для быстроходных установок, находящихся в холодном помещении, должна быть не менее чем на 10 С ниже минимальной местной температуры. Для остальных установок сорт применяемого топлива зависит от условий работы двигателя и наличия на станциях подогревательных устройств для топлива.
Температура застывания топлива соответствует такой предельной температуре, при которой топливо теряет свою текучесть. Этот показатель служит приблизительным ориентиром при определении возможных предельных условий применения топлив, и в большей мере по этому показателю судят о возможностях заправки, транспортирования, слива и налива топлива.
Температура застывания топлива должна быть на 5 - 10 С ниже температуры окружающей среды, в которой работает двигатель, иначе ухудшается фильтрация топлива и может прекратиться его подача.


Температуру застывания топлив необходимо определять после их обезвоживания, так как наличие воды, особенно для маловязких мазутов, сказывается на правильности определения. Это видно из следующих цифр.
Прибор для определения температуры замерзания и помутнения бензина. Температурой застывания топлива называют ту температуру, при которой топливо в условиях опыта загустевает настолько, что при наклоне пробирки под углом 45 уровень остается неподвижным в течение 1 мин.
Температурой застывания топлив называется та температура, при которой охлажденное в пробирке испытуемое топливо в условиях опыта застывает настолько что при наклоне пробирки под углом 45 остается неподвижным в течение 1 мин.
Температурой застывания топлива считается такая температура, при которой в топливе образуются видимые невооруженным глазом кристаллы.
Температурой застывания топлив называют максимальную температуру, при которой топливо загустевает настолько, что при наклоне пробирки с ним под углом 45 уровень продукта остается неподвижным в течение 1 мин.
Температурой застывания топлива называют ту температуру, при которой топливо в условиях опыта загустевает настолько, что при наклоне пробирки под углом 45 уровень остается неподвижным в течение 1 мин.
По температуре застывания топлива соответствуют летним сортам.
Резкое повышение температуры застывания топлива при добавлении к нему незначительных количеств высокоплавких нормальных парафиновых углеводородов объясняется их малой растворимостью в углеводородах других классов при низких температурах. С повышением температуры топлива растворимость парафиновых углеводородов увеличивается сначала медленно, а затем по мере приближения температуры среды к температуре плавления их резко возрастает. Растворимость парафиновых углеводородов зависит также от их температуры плавления и природы растворителя. С повышением температуры плавления растворимость парафиновых углеводородов в топливе снижается. Чем ближе по строению углеводороды, составляющие топливо, к парафиновым углеводородам, тем лучше их растворимость в топливе. Наряду с чисто парафиновыми углеводородами кристаллизация более высококипящих фракций реактивных и особенно дизельных топлив вызывается также моноциклическими нафтеновыми и ароматическими углеводородами, имеющими длинные боковые цепи нормального строения.
Спецификация США на дизельное топливо для городских и междугородних автобусов. Спецификация не регламентирует температуру застывания топлива, а подобно спецификации ASTM оговаривает, что она должна быть на 5 6 С ниже температуры окружающей среды.
Наиболее целесообразно снижать температуру застывания топлив, применяя депрессаторы. Значительно улучшая температуру застывания и вязкость при низких температурах котельных топлив, она практически не оказывает влияния на их другие физико-химические свойства.
Влияние добавки парафлоу на температуру застывания топлив. /, 2, 3 - смесь грозненского и бала-ханского соляровых дистиллятов (соотношение, и соответственно. 4 - смесь грозненского солярового дистиллята с бибиэйбат-ским сульфированным (1. 2. 5-смесь грозненского солярового дистиллята с эмбенским сульфированным (1. 2.
Способность депрессаторов понижать температуру застывания топлив зависит от концентрации депрессатора и природы топлива.
Зависимость температуры застывания (/ и выхода (2 депара-фината от температуры комплексообразования.| Зависимость темпе-ратуры застывания депара-фината от расхода карбамида (расход активатора - 3 % (масс. на карбамид. При температуре процесса выше 20 С температура застывания дизель-ного топлива и его выход возрастают, что указывает на неполное комплексообразование.
Влияние парафлоу на фильтруе-мость топлив. Однако в связи с тем, что температура застывания топлив при добавлении депрессаторов довольно сильно понижается, трудности, связанные с транспортировкой, хранением, перекачкой и заправкой таких топлив, значительно уменьшаются. Поэтому следует признать, что добавление депрессаторных присадок к реактивным и дизельным топливам безусловно улучшит их низкотемпературные свойства, хотя и не разрешит полностью проблемы фильтрации топлив при низких температурах.
Следовательно, применение подобных присадок, понижающих температуру застывания топлив, позволяет выполнять работы по сливу, наливу и перекачке топлив по трубопроводу при более низких температурах, но на расширение низкотемпературных пределов применения топлив на двигателях эти присадки не оказывают влияния, так как они практически не изменяют температуру помутнения топлива.
Размер и форма кристаллов парафина также влияют на температуру застывания топлив. Однако, по данным Д. Л. Гольдштей-на , это не улучшает текучести топлив в топливопроводящей системе. Опытами этого автора установлено, что фильтрация исходных топлив и топлив, содержащих парафлоу, прерывается примерно при одинаковой температуре (фиг.
Влияние парафлоу на вязкость топлив. Чаще структура образуется при температуре, на несколько градусов превышающей температуру застывания топлива.
Влияние парафлоу на температуру застывания топлив. Парафлоу и другие исследованные депрессато-ры, снижая более или менее эффективно температуры застывания топлив, практически не действуют на температуру помутнения топлив.
Обычно ПТФ ниже, чем температура помутнения и выше, чем температура застывания топлива.
Температура застывания топлива типа керосина равна - 50 С, несколько ниже температуры застывания аналогичного топлива, выделенного из нефти до переработки; значение ее достигает - 38 - 40 С. Так же как и в случае топлив типа керосина, температура застывания дизельного топлива, полученного после крекинга нефти, равная - 7 - 9 С, ниже температуры застывания дизельного топлива (: - 3, - 5 С), выделенного из нефти до переработки. Обращают на себя внимание (табл. 64) высокие выходы изобутана в лроцессе переработки ромашкинской нефти. При оптимальном режиме в составе газов каталитического крекинга содержится 20 - 23 % изобутана.
Применение депрессорной присадки ВЭС-241 с концентрацией до 0 1 % позволяет снижать температуру застывания топлива до - 15 С. Она представляет собой низкомолекулярный сополимер этилена с винилацета-том, который является побочным продуктом производства севилена.
При изучении депрессорной активности соединений типа полиалкилметакрилатов высказано предположение о другом механизме снижения температуры застывания топлив. Полагают , что депрессорная присадка участвует в кристаллизации парафиновых углеводородов, внедряясь в образующиеся цепи с образованием эвтектических кристаллов. Эта теория сокристаллизации хорошо объясняет некоторые результаты исследований эффективности полиалкилметакрилатов.

Обеспечение нормальной подачи топлива, пуска и работы двигателя при низких температурах определяется температурой застывания топлива. Практически температура застывания топлива должна быть на 10 - 15 ниже температуры окружающего воздуха. С увеличением вязкости топлива, вызванным охлаждением, подкачивающая помпа не в состоянии обеспечить подачу топлива к топливному насосу, а при очень низких температурах топливо может совершенно потерять текучесть. При понижении температуры из топлива выделяются кристаллы парафина, забивающие фильтры и топливопроводы. Коррозия деталей двигателя определяется: а) содержанием серы в топливе; б) содержанием водорастворимых кислот и щелочей.
Исследовано влияние содержания дизельных фракций во флотском мазуте Ф-5 и депрессорной присадки ВЭС-6 на температуру застывания топлива при хранении.
Для обеспечения надежной подачи топлива в цилиндры двигателя в зимнее время большое значение имеет также температура застывания топлива. Температурой застывания дизельных топлив называется та температура, при которой топливо, находящееся в стандартной пробирке, теряет способность изменять свой уровень в течение 1 мин. Для надежной работы двигателя эта температура должна быть на 5 - 10 С ниже температуры окружающего воздуха при эксплуатации автомобиля. Дополнительно ГОСТ предусматривает определение температуры помутнения дизельного топлива. Это определение по ГОСТ 5066 - 49 заключается в охлаждении испытываемого топлива и установлении температуры, при которой наступает его помутнение вследствие начала кристаллизации углеводородов, входящих в его состав.
При проведении карбамидной депарафинизации дизельного топлива с применением отстойно-промывочных центрифуг на опытной установке ГНПЗ было достигнуто снижение температуры застывания топлива от - 9 до - 48 G, а при окислении выделенного из топлива парафина были получены высококачественные синтетические жирные кислоты и спирты.
Последнее достигается депарафинизацией дистиллятов при получении зимних сортов топлива, при которой в результате извлечения парафина или введения специальных присадок снижается температура застывания топлива и в фильтрах исключается закупорка пор и образование слоя парафина на фильтрующей перегородке. Топлива при их производстве должны очищаться от всех загрязнителей (смол, серы, мыл нафтеновых кислот, воды, механических примесей), вызывающих также закупорку пор фильтров и мешающих работе топливной аппаратуры.
Для всех высокоплавких углеводородов независимо от температуры плавления имеется предел процентного содержания их в растворе, выше которого парафлоу не оказывает никакого действия на температуру застывания топлива.
В дизельных топливах присутствие нормальных алканов желательно, так как они обладают хорошей воспламеняемостью (максимальное соотношение Н: С), но в то же время повышают температуру застывания топлива. Поэтому в дизельных топливах допустимое количество нормальных парафиновых углеводородов определяется температурой застывания по ГОСТ.
По современной технологии из дистиллятов дизельных топлив при получении марок 3 и А глубоко извлекаются (до 95 % от потенциала) н-алканы С 2 - С2о - с целью понижения температуры застывания топлива и получения при этом ценного продукта для нефтехимии - жидкого парафина (см. далее разд.

В зависимости от условий применения устанавливают три марки дизельного топлива: Л (летнее) - для экплуатации при температуре окружающего воздуха С и выше; 3 (зимнее) - минус 20 С и выше (температура застывания топлива не выше минус 35 С) и минус 30 С и выше (температура застывания топлива не выше минус 45 С); А (арктическое) - минус 50 С и выше.
Марки дизельного топлива подразделяют на виды: Л (летнее) - для эксплуатации при температуре окружающего воздуха О С и выше; 3 (зимнее) - для эксплуатации при температуре окружающего воздуха - 20 С и выше (температура застывания топлива не выше - 35 С) и - 30 С и выше (температура застывания топлива не выше - 45 С); А (арктическое) - для эксплуатации при температуре окружающего воздуха - 50 С и выше.
Температура застывания характеризует температурные пределы применения топлива без предварительного подогрева. Температура застывания топлива должна быть на 5 - 10я ниже температуры, при которой предполагается использование топлива.


Top