Александр башлачев биография. Александр Башлачев

Сегодня мы расскажем, кто такой Александр Башлачев. Биография его будет рассмотрена далее. Речь идет о русском поэте, авторе и исполнителе песен, одном из представителей советского андеграунда.

Биография

Александр Башлачев появился на свет в 1960 г. в Череповце. Его отцом был Николай Алексеевич - начальник участка цеха. Мать Нелла Николаевна - преподаватель химии. Александр Башлачев работал художником. Было это на комбинате. По 1983 г. проходил обучение в УрГУ, в Свердловске. Стал студентом факультета журналистики. После университета возвращается в Череповец. Там на протяжении года работает в газете под названием «Коммунист».

Творчество

Александр Башлачев в 1984 г. в Череповце, будучи у встретился с Артемием Троицким. По приглашению последнего отыграл ряд квартирников в Ленинграде и Москве. Осенью 1984 уезжает из Череповца сперва в Москву, позже в Ленинград.

Первый концерт-квартирник в Москве состоялся у Николы Овчинникова. Второе выступление спустя несколько дней было у Геннадия Кацова. В 1985 г. состоялось дебютное публичное выступление. Оно проходило в Ленинграде совместно с Юрием Шевчуком, в стенах 6 аудитории в Ленинградском ветеринарном институте. Запись этого выступления была издана и получила название «Кочегарка».

В тот же период музыкант записал первый альбом. Организатором выступил Сергей Фирсов. Запись проходила в стенах домашней студии у Алексея Вишни. Позднее эта работа выходила под именем «Третья Столица». С этого времени Фирсов называет себя директором музыканта. Также эту «должность» занимал Игорь Виттель.

Смерть

Александр Башлачев 17 февраля 1988 г. выпал из окна 8 этажа, находясь на съёмной квартире в Ленинграде. Погиб музыкант на месте. Одна из наиболее вероятных версий смерти - самоубийство. При этом причины падения в точности не установлены.

Обаятельный поэт, внутренний мир которого хорошо прослеживается в стихах и песнях, стал одним из ярких представителей советского андеграунда. Александр Башлачев (или, как звали его друзья, СашБаш) почти не расставался с гитарой, на которой научился играть еще в школьные годы. Любимый инструмент рокера и барда остался с мужчиной и после смерти – друзья положили гитару в могилу талантливого исполнителя.

Детство и юность

Александр Башлачев родился в городе Череповец 27 мая 1960 года. Вскоре после рождения сына в семье появился второй ребенок - девочка Лена. Родители, учительница химии и работник теплосилового цеха, много времени проводили на работе, поэтому дети были предоставлены самим себе.

Александр рано научился читать, а первое стихотворение, по собственному признанию, сочинил уже в 3 года. Несмотря на явный музыкальный талант, ребенок не посещал музыкальную школу. Такое решение мальчик принял сам, признавшись маме, что жалеет детей, вынужденных ходить на занятия.

Однажды классная руководительница Башлачева предложила школьникам выпустить альманах. Так началось увлечение Александра журналистикой. Мальчик писал стихи для любительского издания, помогал одноклассникам со статьями и руководил процессом сбора материала.


Александр Башлачев с сестрой

В старших классах, когда увлечение стихотворным жанром временно угасло, Саша увлекся прозой. За попытки составить своеобразное описание будней девятиклассника друзья прозвали мальчика летописцем. Рукопись юноши не сохранилась – Башлачев лично сжег материал, так как стеснялся своих ранних работ.

После получения аттестата Александр уехал в Ленинград поступать в университет. Первые два тура на факультет журналистики Башлачев преодолел без труда. Проблемы начались, когда приемная комиссия потребовала показать опубликованные статьи абитуриента. Школьного альманаха оказалось недостаточно. Провалившись, Александр возвращается в родной город.


Чтобы не тратить год впустую, Башлачев устраивается на Череповецкий металлургический завод. Работая художником, Александр параллельно выпускает собственные статьи в газете «Коммунист». А по вечерам молодой человек осваивает писательское ремесло в школе юного журналиста.

Через год Башлачев делает еще одну попытку поступить в высшее учебное заведение. Опыт и талант юноши оценили по достоинству. В 1978 году Александр становится студентом Уральского государственного университета Свердловска.

Музыка

Учеба дается Александру настолько легко, что юноша почти не посещает лекции. Вместо зубрежки Башлачев проводит время в Череповце, где вместе с музыкальной группой «Рок-сентябрь» пишет песни и выступает на фестивалях. Сам Александр не выходит на сцену, отдавая предпочтение сочинению песен и организации выступлений.


Получив диплом, поэт возвращается в уже знакомый «Коммунист». Но теперь работа в редакции только угнетает мужчину. Идейные статьи, которые не приносили творческого удовлетворения, соседствуют в жизни Башлачева с альтернативной музыкой.

В 1984 году группа «Рок-сентябрь» распалась, и терпение поэта закончилось. Александр увольняется из газеты и отправляется в Москву, чтобы развеяться и определиться с планами на будущее. Там в гостях у старого знакомого Башлачев знакомится с . Под влиянием друзей поэт перебирается в столицу, где каждый вечер, благодаря новым связям, исполняет собственные песни на квартирниках.


Пиратские записи импровизированных концертов разлетелись по Советскому Союзу, сделав Башлачева известной личностью. Посетители камерных выступлений поэта утверждали, будто мужчина настолько отдавался музыке, что после завершения концерта руки музыканта часто оказывались в крови – поэт стирал пальцы в кровь.

Мужчина постоянно менял тексты собственных песен. Довольно часто во время выступления Александр на ходу исправлял последние строчки в композициях «Некому березку заломати» и «Как ветра осенние».

Александр Башлачев исполняет песню «Все от винта»

Первое выступление на большой сцене состоялось в Ленинграде в 1985 году. Вместе с мужчины исполнили собственные хиты в зале ветеринарного училища. В этом же году Башлачев окончательно перебирается в Ленинград, где принимает активное участие в жизни рок-тусовки.

Домашние концерты были полны зрителей, но на телеэкраны творчество Башлачева не пропускали. Подобное отношение к его творчеству сильно расстраивало музыканта.


В 1985 году Башлачев впервые женится. Брак, заключенный с Евгенией Камецкой, был фиктивен. Знакомая Александра согласилась на свадьбу, чтобы музыкант получил ленинградскую прописку. Женщина, с которой в этот период СашБаша связывали близкие отношения, - Татьяна Авасьева.


Вскоре после свадьбы на другой возлюбленная поэта родила сына Ваню. Из-за тяжелого заболевания мальчик умер, прожив всего несколько месяцев. После потери ребенка отношения пары закончились.

В мае 1986 года в гостях у знакомой Александр знакомится с Анастасией Рахлиной. Поклонница творчества Башлачева зашла в гости к подруге, где столкнулась с музыкантом. Бурный роман прервала смерть поэта. Спустя пару месяцев после похорон Анастасия родила сына Башлачева – Егора.

Смерть

Последние часы жизни поэт и музыкант провел в квартире своей первой жены Евгении Камецкой. Молодые люди сохранили приятельские отношения и часто проводили квартирники на территории девушки. Утром 17 февраля 1988 года Евгению разбудили представители органов, сообщив о смерти Башлачева.


По версии следствия, мужчина выбросился из кухонного окна. Друзья и близкие Александра не сомневаются, что музыкант мог добровольно уйти из жизни. Несмотря на общительность и хорошее настроение, Башлачев страдал от одиночества. К тому же на протяжении последнего года Александр почти не выходил из творческого кризиса.

Талантливого музыканта похоронили на Ковалевском кладбище в Санкт-Петербурге. Могилу кумира поклонники обозначили деревцем, которое украсили колокольчиками. Несмотря на статус самоубийцы, друзья Башлачева добились разрешения на отпевание Александра в соборе.

Дискография

  • 1989 – «Время колокольчиков»
  • 1990 – «Все будет хорошо»
  • 1990 – «Третья столица»
  • 1992 – «Таганский концерт»
  • 1994 – «Вечный пост»
  • 1994 – «Лихо»
  • 1995 – «Кочегарка»
  • 1998 – «Первый концерт в Москве»
  • 1999 – «Чернобыльские Бобыли на краю света»
  • 2006 – «Семь кругов беспокойного лада» (требьют-альбом)
  • 2016 – «Серебро и слезы» (требьют-альбом)

Башлачёв Александр Николаевич («СашБаш») - российский поэт и музыкант, автор и исполнитель своих песен. Ключевая фигура для поклонников русского рока, один из важнейших его представителей - поэт среди рокеров, рокер среди поэтов.

Родился в Череповце, в семье начальника теплосилового цеха Череповецкого металлургического завода Николая Сергеевича Башлачёва и преподавательницы химии филиала ленинградского Северо-Западного политехнического института Нелли Николаевны Башлачёвой. По словам Александра Башлачёва, свои первые рифмованные строки он сложил ещё в возрасте трёх лет. По воспоминаниям друзей детства, в возрасте шести лет он не просто читал «Тома Сойера», а читал его вслух своим друзьям во дворе, уже в 1971 году сочинил на мотив из фильма «Кавказская пленница» свою первую (пусть и «подражательную») песенку со словами «Мимо бегут канадцы, режут коньками лёд» .

В музыкальную школу Александр, как вспоминала его мама, идти не захотел, но когда родители купили пианино - практически самостоятельно его освоил до уровня исполнения «Лунной сонаты», которую очень любил и часто играл «для себя», никак не бравируя своим умением. Все школьные годы Башлачёв продолжал писать стихи, «Разлюли-малина» (1978) - далеко не первое его стихотворение; более ранние сохранились только фрагментами в воспоминаниях друзей детства, а сам он к этим своим поэтическим опытам никогда серьёзно не относился.

В 1977 году, после окончания средней школы, пытался поступить (вместе со своим земляком Леонидом Парфёновым) на журфак Ленинградского университета, с сентября работал на Череповецком металлургическом комбинате художником-оформителем, 4 апреля 1978 - уволился и вскоре поступил в Уральский университет (г. Свердловск) на факультет журналистики. В период учёбы активно участвует в работе факультетского «Театра трёх актёров», пишет для него пьесы-миниатюры, песни для постановок; в это же время он близко сошёлся с местным рок-сообществом, публиковал проблемные статьи о рок-н-ролле.

С 1979 года начал писать тексты песен для созданной его другом Сергеем Герасимовым череповецкой группы «Рок-Сентябрь», но, по воспоминаниям друзей, Александр потом будет стесняться этих своих текстов. В 1982 году в эфире Би-Би-Си в передаче Всеволода Новгородцева прозвучала Рок-Сентябрьская песня «Манекен», после чего всем выступлениям группы моментально «перекрыли кислород». В 1983 году Башлачёв неожиданно для многих начал писать стихи гораздо более высокого уровня, чем ранее, - сразу же поразившие всех, кто их слышал. В этом же году появляется первая его известная песня - «Грибоедовский вальс» и несколько других известных произведений. В 1985 году один из его друзей спросил, как он пишет свои песни. - «А я попросил, чтобы мне их дали. И мне дали...» - ответил Башлачёв.

В сентябре 1983 года Александр окончил университет и вернулся в Череповец. Год проработал корреспондентом в газете «Коммунист», писал статьи про Череповецкий завод, порой так образно используя журналистские штампы, что это больше походило на стёб. Но, тем не менее, он был в газете «на хорошем счету», и ему даже позволили в январе 1984 года открыть авторскую рубрику «Семь нот в блокнот».

В сентябре 1984 года, на квартире у своего друга Леонида Парфёнова, Башлачёв показал свои песни опальному в ту пору музыкальному критику и журналисту Артёму Троицкому, с которым незадолго до этого и познакомился. С подачи Троицкого месяцем позже Башлачёв уехал из Череповца в Москву с серией «квартирников», а затем весь следующий год колесил по стране, поражая своих почитателей всё новыми и новыми песнями. Он играет бесчисленные квартирные концерты в Москве, Ленинграде, Новосибирске и прочих городах страны, не участвуя в мероприятиях типа «рок-фестивали». В марте 1985 состоялось его первое публичное выступление в Ленинграде (в шестой аудитории Ленинградского ветеринарного института Московский пр., д. 99 - этот концерт проходил сразу после III фестиваля Ленинградского рок-клуба, поэтому получил название «Четвёртый день фестиваля») когда он, вместе с Юрием Шевчуком , спел несколько песен на неофициальном концерте (запись этого концерта в 1995 была издана фирмой «Manchester Files» под названием «Кочегарка»). В апреле 1985 в Череповце Александр Башлачёв и Евгения Каменецкая зарегистрировали брак, позже они не стали его расторгать, что позволило Башлачёву сохранить ленинградскую прописку.

В 1986 году Башлачёв переехал в Ленинград, январь этого года - необычайно активный концертный месяц, в первой половине этого года сделано несколько профессионально-студийных записей его песен. Он поёт для актёров Театра на Таганке, в редакции Литературной газеты, академических институтах, его с огромным интересом слушают такие разные люди, как Вознесенский и Гребенщиков, Пугачёва и Гурченко - всех восхищает его бьющая через край энергетика, талант и самобытность... но всего этого у Башлачёва «чересчур много», его органика не вписывается «в формат» (фолк-панк в Европе ещё только-только зарождается), и он остаётся, в сущности, одинок и маловостребован в своей песенной поэзии. С марта 1986 года Башлачёв официально трудоустроен в (ставшей уже тогда легендарной) котельной «Камчатка». В мае, в Череповце, написана последняя (из сохранившихся) песня - «Вишня». В конце 1986 / начале 1987 года Башлачёв, по воспоминаниям его друзей, испытывает острый творческий кризис, «его словно подменили» - он стал очень неохотно петь; говорил, что у него нет новых стихов - именно это, видимо, его сильно угнетало и доводило до депрессии.

Весна 1987 г. - съемки в документальном фильме Алексея Учителя «Рок», Башлачёв участвовал в устном выпуске журнала «Рокси», в мае вступает в Рок-клуб. Основное событие этого года - с 3 по 7 июня выступление на V Питерском рок-фестивале, где получил приз «Надежда». Фрагменты его выступления были отсняты для фильма «Рок», но в процессе съёмок Башлачёв от участия в них отказался, и из фильма были убраны все кадры с его участием. В августе написана последняя песня - «Архипелаг гуляк», но она не сохранилась. Тем же летом-осенью принял участие в работе над фильмом «Барды покидают дворы» (в прокате - «Игра с неизвестным»), однако по неясным причинам в последний момент отказался сниматься. К сожалению, предпринятая тогда же попытка профессионально записать Башлачёва для пластинки на ленинградском отделении «Мелодии» так и не удалась.

За короткий промежуток времени Башлачёв создал около ста песен, принадлежащих к его «золотому запасу». Хотя на формирование его стиля и поэтического языка, без сомнений, повлияла песенная поэзия Владимира Высоцкого и Александра Галича , песни Бориса Гребенщикова и Майка Науменко , поэтические эксперименты начала века и древнерусская эпическая поэзия, Башлачёв создал свой собственный художественный мир.

В последний год своей жизни он явно испытывал внутренний кризис, причины которого остались не до конца ясны. В начале 1988 в настроении Башлачёва, казалось, наступил просвет: он дал несколько концертов в Москве (в т.ч. 29 января на квартире Марины Тимашевой - был последний концерт Башлачёва) и запланировал свои новые выступления. Однако утром 17 февраля Александр Башлачёв выпал из окна восьмого этажа дома 23 по проспекту Кузнецова в Ленинграде, где он в то время жил, - похоже, что решение это было принято не под влиянием момента, а стало результатом мучительного выбора. Похоронен под Питером на Ковалёвском кладбище: 3 квартал, 3 участок. А без малого через полгода, 3 августа - родился Егор, сын Александра Башлачёва.

Александр Башлачёв стал одним из наиболее значительных явлений в отечественном бард-роке. В его многослойных стихах-песнях, полных неожиданных ассоциаций, парадоксального юмора и виртуозной игры словами, смелых рифм и сложных размеров, причудливо переплелись архаика и современность, былинные сюжеты и реалии рок-бытия, высокая трагедия и откровенное скоморошество. Когда петербургский музыкальный журналист Андрей Бурлака предложил в 1987 году Александру сделать сборник его стихов - тот ответил, что единственный вариант, который его бы устроил, состоит в том, чтобы представить каждый текст в виде единого слова без пробелов и знаков препинания. Через несколько месяцев после того, как Башлачёва не стало, - Булат Окуджава и Андрей Вознесенский совместно написали о нём статью. Евгений Евтушенко посвятил ему стихотворение, а также включил его произведения в свою антологию «Строфы века».

Александр Башлачёв, конечно, не является фантастом как таковым, но его стихотворения «Грибоедовский вальс» и «Галактическая комедия» - чистой воды фантастика.

© (компиляция по материалам сети)

17 февраля 1988 года погиб Александр Башлачев. Из окна восьмого этажа он шагнул в вечность, оставив своим поклонникам песни, которые тектоническим разломом выделяются среди равнины русской рок-музыки.

1. Языковой дар

Башлачев сам не понимал, насколько он одарен. То, что поражало его окружающих, для него было совершенно естественным. У него было редкое языковое чутье, которое проявлялось уже в детстве. Саша очень рано научился читать, хотя никто его этому специально не учил, не зная английского языка, переводил англоязычные тексты, хорошо читал по-польски. Природной языковое чутье редко его подводило, по корням слов он легко угадывал их значение и бегло переводил тексты зарубежных групп. Именно из-за хорошего чувства языка Башлачев успешно работал в газете "с поэтическим названием "Коммунист". Писал полные метафор тексты на производственную тематику.

2. Музыкальный слух

У Башлачева был уникальный музыкальный слух. Александр Измайлов, с которым СашБаш учился в институте, вспоминал, что Башлачев, который никогда до этого не играл на фортепиано, просто сел и начал на слух подбирать аккорды, он чувствовал музыку каким-то внутренним чутьем. Мать музыканта вспоминала, что в детстве Саша говорил ей, что больше всего сочувствует тем детям, которых насильно водят в музыкальную школу, поэтому она не повела его учиться музыке. Поразительно, но Башлачев умел извлекать музыку даже из простой папиросы, на которой он играл как на губной гармошке, а также мастерски играл на двуручной пиле.

3. Рок-музыкант?

Был ли Башлачев рок-музыкантом? Формально - по кругу общения - да, но стихи Башлачева все-таки ближе к поэзии, чем к рок-н-ролльным текстовкам. Музыкальная составляющая песен Башлачева не отличается виртуозностью исполнения. Скорее это бешеная, первобытная энергетика, камлание и безудержный напор. Современники как один вспоминают, как Башлачев разбивал руки в кровь о струны, пел с пеной у рта, забываясь и уходя в некое экстатическое состояние. Стихи Башлачева уходят своими корнями в русскую народную поэзию, они лежат в области поэтической традиции русского Севера. По воспоминаниям, когда Башлачев писал тексты, он часто даже не прописывал слова, писал только начальные буквы, поэтическая стихия рвалась из него сплошным потоком, СашБаш только направлял её в русло ритма. По мнению Бориса Гребенщикова, Бог дал Башлачеву "много и сразу". Справиться с такой ношей было непросто.

4. Свистопляска

"Большая музыкальная карьера" Башлачева началась в сентябре 1984 года, когда Леонид Парфенов привез в Череповец Артемия Троицкого. Башлачев Троицкого поразил. Он сразу же пообещал организовать концерты в Москве и Питере. Через пару недель Башлачев приехал в Москву и закружился в череде "квартирников". Кроме выступлений перед рок-братией, Башлачев отметился также у Александра Градского и Аллы Пугачевой. С Градским "не срослось", хотя именитый музыкант признал за Башлачевым несомненный талант, отметив филигранность текстов. Пугачевой Башлачев понравился, она даже позвала послушать "череповецкого мальчишку" режиссера Марка Захарова, жившего этажом ниже.

Башлачев произвел на столичную публику неизгладимый эффект. Все признавали за ним несомненную гениальность. Возможно, это Башлачева и надломило. Он не был готов к такому призванию, к восхищению и "заглядыванию в рот". Пока он кружился в свистопляске концертов, посиделок "за стаканом" (в разных смыслах), его поэтический талант все меньше стал пробиваться наружу. Его это угнетало. Он говорил про постоянную внутреннюю работу, которая не находит выхода на бумаге. Песни писались все реже, Башлачев стал болезненно реагировать, когда его спрашивали о творчестве. Слава свалилась на него неожиданно. Он оказался в одном кругу с "небожителями", о встрече с которыми мог только мечтать. Постоянное бытовое неустройство, бесприютность только подчеркивали диссонанс между признанием и суровой реальностью.

5. "Ведьма"

В орбиту Башлачева заносило разных людей. Некоторые из них были откровенно деструктивными. К такому типу можно отнести Ирину Линник. Внучка физика-академика Владимира Линника, Ирина занималась научной работой, геологией, но продолжалось это недолго. В 1980-1990-х годах Линник принимала активное участие в тусовке ленинградских рок-музыкантов. На её даче в Комарово бывали многие известные рокеры, в том числе Борис Гребенщиков, Всеволод Гаккель, Святослав Задерий, Константин Кинчев. По воспоминаниям современников, помимо места для концертов и ночёвок, Линник предоставляла гостям различного рода галлюциногенные вещества - "грибочки", "травку". Тем и жила.

С октября 1986 года Башлачёву негде было жить и он переехал на дачу Ирины. Как вспоминает Анастасия Рахлина: "Я туда приезжаю. Они сидят. Какой-то чувак с буддийскими колокольчиками… Ирина играет на пиле. Саня сидит со специально расстроенной гитарой, и они камлают таким образом. При этом зима, люди спать ложатся на рассвете, а просыпаются, когда солнце уже зашло. Недолго и чокнуться… Его там накрыло будьте-нате". Долго Башлачев на даче Линник не прожил, но Константин Кинчев вспоминал, что в тот период СашБаш сильно изменился, постоянные злоупотребления сказались на нем не лучшим образом. Из окна он выпрыгнул через год.

Ирина Линник сыграла свою роль в биографии ещё одного русского рок-музыканта. В 1992 году её чуть не убил лидер группы "Ноль" Фёдор Чистяков, у которого она даже снималась в клипе "Настоящему индейцу". Своё нападение музыкант объяснял тем, что Ирина - ведьма. В итоге Чистяков загремел в сумасшедший дом, а после стал Свидетелем Иеговы. Ирина не успокоилась до сих пор. Четыре года назад ФСКН собрало богатый урожай на её участке в Комарово - 1247 кустов конопли.

6. "Камчатка"

Было в Питере культовое место - "Камчатка". Котельная, через которую прошли лучшие кадры русского рока. Здесь работал Цой, основатель "Алисы" Слава Задерий. Сюда захаживал БГ, Кинчев, Сергей Курехин. Числился кочегаром здесь и Александр Башлачев. Работал Башлачов, по большей части, формально. В то время ещё была в силе статья за тунеядство, запись в трудовой уберегала от неприятностей с представителями закона. Однажды Башлачев все же решил поработать, захотел стать "настоящим кочегаром". Как раз ударили морозы, Башлачеву пришлось серьезно "попахать". Когда пришли сменщики, СашБаш сидел замученный и сказал: «Я не кочегар, я просто сумасшедший поэт».

7. Последний полет

16 февраля СашБаш был у Вячеслава Егорова. Когда он уходил, то на обычное "пока" ответил: "Я не прощаюсь". 17 февраля он должен был сниматься в фильме "Город". Съемочная группа уже снимала один из планов сцены с Башлачевым, дублер СашБаша сидел спиной к камере, когда на площадку пришла Марьяна Цой и сказала: "Не ждите". Александр Башлачев выпрыгнул из окна восьмого этажа. Судя по расстоянию от стены дома, это был именно прыжок. При жизни Башлачев не раз говорил, что хотел стать ветром... СашБаш был похоронен под Ленинградом на Ковалевском кладбище: 3 квартал, 3 участок. Похороны организовывала Марьяна Цой. На кладбище, несмотря на большое количество народа, стояла звенящая тишина. Не было рыданий и традиционных речей. На гроб положили гитару. По иронии судьбы, это была не гитара Башлачева, свою он отдал в ремонт. Комья земли упали на струны, гитара запела и замолкла. Уже навсегда. О смерти Башлачева сообщила "Русская служба Би-Би-Си". Отечественная пресса молчала.

Алексей Рудевич


Александр Башлачев, трагический символ целого поколения, которое Гребенщиков назвал "поколением дворников и сторожей", написал всего около 70 стихотворений. Но этого оказалось достаточно, чтобы за надрывность и образность поэзии его сравнивали с Есениным и Высоцким. Башлачев ушел из жизни в самый светлый год перестройки, ранним утром выбросившись из окна ленинградской многоэтажки. Устав от жизни, устав от ее неправедности, которую чувствовал каждым своим обнаженным нервом, как-то сказав, "поэты в миру после строк ставят знак кровоточия"…

"РГ" представляет факты из жизни русского поэта, разделившего трагическую судьбу многих собратьев по перу.

1. Александр Башлачев родился в Череповце 27 мая 1960 года в семье начальника участка завода и преподавательницы химии. В возрасте четырех лет умел перемножать большие цифры. В своем классе, где было около 40 человек, Башлачев выпускал альманах. Обожал Есенина и Высоцкого. В 7-м классе заявил классной руководительнице, что мечтает стать журналистом. В 10-м классе научился играть на гитаре.

2. Проработав год после школы художником в одном из домов культуры, Башлачев поступил на факультет журналистики Уральского госуниверситета. Местный факультет журналистики считался третьим по силе в стране после МГУ и Ленинградского госуниверситета. Однокурсники поражались способности Башлачева, изучавшего немецкий язык, "слышать" другие языки. Смысл английских слов он понимал по их звучанию, переводил с английского, не зная его. Как вспоминают друзья, он очень тонко чувствовал слог, звучание слов, интонации. Башлачев разработал свою структуру стиха, согласно которой каждое слово должно плавно вытекать из предыдущего, а строки в первую очередь должны соотноситься не по рифме, а по смыслу.

3. Учась в Свердловске, Башлачев большую часть учебного года проводил в родном Череповце. Писал тексты для местной группы "Рок-сентябрь". Эта команда стала лауреатом конкурса, организованного "Комсомольской правдой". По признанию друзей, Саша не интересовался политикой, лекции посещал крайне редко, проводя время в небольшой комнатке в помещении факультета, которую ему выделили как университетскому художнику. Друзья называли его СашБаш.

4. Песни Башлачев начал сочинять в 1983 году, когда закончил университет. Он вернулся в родной Череповец, начав работать в местной газете "Коммунист". По иронии судьбы, поэт и музыкант попал на работу не в отдел культуры, как хотел, а в скучный партийный отдел газеты. В 1984 году на квартире ныне известного журналиста Леонида Парфенова, сверстника, друга и земляка Башлачева, состоялось знакомство последнего с известным музыкальным критиком Артемием Троицким. "Хотя словами этого действительно не выразишь, мне посчастливилось стать одним из первых слушателей Башлачева, и впечатление было абсолютно ошеломляющим, сродни прикосновению к чему-то магическому и запредельному", - писал Троицкий в предисловии к книге стихотворений Башлачева "Как по лезвию", вышедшей в Москве в 2005 году. Троицкий предложил Башлачеву переехать в Москву.

5. Башлачев начал вести жизнь трубадура, бродячего певца и поэта, скитавшегося по российским городам и весям, останавливаясь на ночлег в квартирах знакомых. Не имея возможности пробиться на сцену, давал квартирники - концерты на квартирах, в которые набивались десятки людей. Он абсолютно не хотел продвигаться в каком-то профессиональном плане, хотя с точки поэтического дара был "на несколько этажей" выше тогдашних рокеров. Он говорил, что песни и стихи приходят к нему свыше, осеняя его. Во время выступлений его пальцы часто были в крови, настолько Башлачев "выворачивал" себя, поражая слушателей своей исповедальностью. "Столкновение с человеком, в котором от природы есть дар и который умеет им пользоваться производит впечатление, будто заглянул в печку горящую. Этот внутренний жар, захлебывающийся поток всегда действует сильно на кого бы то ни было, не может не действовать. Этот самый дар, Божий дар, есть у всех, просто один из ста тысяч доводит его до ума", - говорил о нем Борис Гребенщиков.

6. Один из своих квартирников Александр дал на квартире Аллы Пугачевой. Потом, приезжая в Череповец, показывал знакомым оборот обложки своего паспорта, где, по его словам, рукой примадонны были нарисованы сердце и капля крови. Поэтический дар Башлачева высоко оценили Андрей Вознесенский и Евгений Евтушенко. Последний с восторгом отозвался о Башлачеве в своей "Антологии русской поэзии", которая с большим успехом печаталась в конце 1980-х годов в популярном в те годы журнале "Огонек".

7. В марте 1985 года состоялось его первое публичное выступление в Ленинграде вместе с Юрием Шевчуком в аудитории Ленинградского медицинского училища. Кустарная запись этого концерта была издана под названием "Кочегарка". В 1985 году Башлачев вступил в легендарный ленинградский рок-клуб, а в 1986 году устроился на работу в не менее знаменитую котельную "Камчатка", где в свое время работал Виктор Цой. Голос Башлачева был хронически сорван из-за постоянных выступлений на квартирниках.

8. Любимой группой Александра Башлачева была "Дорз". Ее лидер Джим Моррисон, гениальный американский поэт, так же как и Башлачев ушел из жизни в 27 лет. Считается, что это - роковая дата для многих поэтов, артистов, музыкантов.

9. Самой знаменитой композицией Башлачева считается "Время колокольчиков". На концертах перед знакомыми и случайными людьми он выступал с браслетом из колокольчиков на руке и тремя колокольчиками на груди. Подавляющее большинство своих стихов и песен Башлачев создал менее чем за два года - с лета 1984 по весну 1986 года. Перед смертью практически не писал. А лишь перерабатывал свои старые песни. Незадолго до смерти снялся в культовом фильме "Рок" режиссера Алексея Учителя, но затем попросил вырезать все сцены со своим участием.

10. Утром 17 февраля 1988 года он открыл створку окна в доме 23 по улице Кузнецова в Ленинграде и шагнул в вечность. Похоронен Александр Башлачев на Ковалевском кладбище Северной столицы. На гроб в землю положили его гитару. Уже после гибели у него родился сын Егор. Башлачеву посвятили свои песни многие российские рокеры и музыканты, включая Егора Летова ("Гражданская оборона"), Константина Кинчева ("Алиса"), "Чайф" - "Поплачь о нем", "Чиж" и многие другие. Об Александре Башлачеве был снят документальный фильм "Смертельный полет".

Александр Башлачев

Грибоедовский вальс

В отдаленном совхозе "Победа"
Был потрепанный старенький "ЗИЛ".
А при нем был Степан Грибоедов,
И на "ЗИЛе" он воду возил.

Он справлялся с работой отлично.
Был по обыкновению пьян.
Словом, был человеком обычным
Водовоз Грибоедов Степан.

После бани он бегал на танцы.
Так и щупал бы баб до сих пор,
Но случился в деревне с сеансом
Выдающийся гипнотизер.

На заплеванной маленькой сцене
Он буквально творил чудеса.
Мужики выражали сомненье,
И таращили бабы глаза.

Он над темным народом смеялся.
И тогда, чтоб проверить обман,
Из последнего ряда поднялся
Водовоз Грибоедов Степан.

Он спокойно вошел на эстраду,
И мгновенно он был поражен
Гипнотическим опытным взглядом,
Словно финским точеным ножом.

И поплыли знакомые лица...
И приснился невиданный сон -
Видит он небо Аустерлица,
Он не Степка, а Наполеон!

Он увидел свои эскадроны.
Он услышал раскаты стрельбы
И заметил чужие знамена
В окуляре подзорной трубы.

Но он легко оценил положенье
И движением властной руки
Дал приказ о начале сраженья
И направил в атаку полки.

Опаленный горячим азартом,
Он лупил в полковой барабан.
Был неистовым он Бонапартом,
Водовоз Грибоедов Степан.

Пели ядра, и в пламени битвы
Доставалось своим и врагам.
Он плевался словами молитвы
Незнакомым французским богам.

Вот и все. Бой окончен. Победа.
Враг повержен. Гвардейцы, шабаш!
Покачнулся Степан Грибоедов,
И слетела минутная блажь.

На заплеванной сцене райклуба
Он стоял, как стоял до сих пор.
А над ним скалил желтые зубы
Выдающийся гипнотизер.

Он домой возвратился под вечер
И глушил самогон до утра.
Всюду чудился запах картечи
И повсюду кричали "Ура!"

Спохватились о нем только в среду.
Дверь сломали и в хату вошли.
А на нас водовоз Грибоедов,
Улыбаясь, глядел из петли.

Он смотрел голубыми глазами.
Треуголка упала из рук.
И на нем был залитый слезами
Императорский серый сюртук.

Враги сожгли родную хату

Сегодня ночью - дьявольский мороз.
Открой, хозяйка, бывшему солдату!
Пусти погреться, я совсем замерз,
Враги сожгли мою родную хату.

Перекрестившись истинным крестом,
Ты молча мне подвинешь табуретку,
И самовар ты выставишь на стол,
На чистую крахмальную салфетку.

И калачи достанешь из печи,
С ухватом длинным управляясь ловко.
Пойдешь в чулан, забрякают ключи.
Вернешься со своей заветной поллитровкой.

Я поиграю на твоей гармони.
Рвану твою трехрядку от души.
- Чего сидишь, как будто на иконе?
А ну, давай, пляши, пляши, пляши.

Когда закружит мои мысли хмель
И "День Победы" я не доиграю,
Тогда уложишь ты меня в постель,
Потом сама тихонько ляжешь с краю.

А через час я отвернусь к стене.
Пробормочу с ухмылкой виноватой:
- Я не солдат. Зачем ты веришь мне?
Я все наврал. Цела родная хата.

И в ней есть все - часы и пылесос.
И в ней вполне достаточно уюта.
Я обманул тебя - я вовсе не замерз!
Да тут ходьбы всего на три минуты.

Известна цель визита моего -
Чтоб переспать с соседкою-вдовою.
А ты ответишь: - Это ничего...
И тихо покачаешь головою.

И вот тогда я кой-чего пойму,
И кой о чем серьезно пожалею.
И я тебя покрепче обниму
И буду греть тебя, пока не отогрею.

Да, я тебя покрепче обниму
И стану сыном, мужем, сватом, братом.
Ведь человеку трудно одному,
Когда враги сожгли родную хату.


Top