Православная кухня или кухонное православие. Религиозное питание

Есть в нашей культуре одна тема, которая вроде бы вне критики, - «Русская кухня и православие». А действительно, насколько наша кулинария обязана своим становлением религии? - Попытаемся разобраться в этом непростом вопросе. Но для начала с кажем неполиткорректную вещь: нет никакой православной кухни, есть кухня русская. А любая попытка приписать церкви какое-то влияние на становление нашей кухни очень легко разбивается вопросом: что кроме поста привнесло православие на наш стол?

Если хотите, то скажем более четко. Что такое национальная кухня вообще? Некоторые скажут: «Ну как же - это рецепты, те или иные блюда, характерные для данного народа, страны, местности и т. п.». Все так. Но помимо чисто рецептурных деталей существуют еще несколько важных вещей: продукты, технологии обработки, тип и характер пищи, нормы и обычаи подачи блюд. И наконец, культурные обычаи вокруг потребления пищи. Так вот роль церкви, в подавляющей части сводилась именно к последнему.

Не говорить же о православном вкладе в кухню в виде приличествующих тем или иным религиозным событиям блюд - кутьи, кулича, крашеных яиц. Да и сколько их? Как говорится, по пальцам одной руки… И потом, вы же не думаете, что политая медом каша из пшеничных зерен не возникла бы и без христианства? Сказать по правде, никакого особого влияния на русскую кухню она и не оказала.

Вообще, есть немало стереотипов относительно роли христианской церкви в становлении мировой культуры, науки, искусства. Один из них - «не было бы церкви, не было бы и всего этого». Да, многие века цивилизация развивалась в рамках религиозного контекста. Вот, только где Аристотель, Плиний, Омар Хайям, и где христианство? Или это не культура? А уж православие в этом смысле и вовсе опоздало к разделу культурных достижений человечества.

«Назовите хоть одного дохристианского ученого, художника или писателя на Руси?» - задают с ухмылкой вопрос сторонники церковной версии истории России. Между тем, если задуматься, это вряд ли выигрышная тема для них. Поскольку и православных-то писателей или ученых до XVI - XVII веков практически никто не знает. С чего бы это? Не оттого ли, что именно в эту эпоху начинает проникать книгопечатание и хоть какая-то просветительская мода. Так что совсем не факт, что роль нашей церкви в этом процессе была стимулирующей, а не тормозящей.

И потом, как известно, "Post hoc, ergo propter hoc". Это латинское выражение, означающее "после этого, значит вследствие этого", очень подходит к нашему случаю. Поскольку описывает типичную логическую ошибку. Так, вот русская культура, наука и даже кулинария развиваются столетия параллельно существованию церкви, в церковном контексте. Но не обязательно благодаря ей.

Да, конечно, мы знаем немало ученых, которые были насквозь проникнуты религиозным чувством. Вот только от фразы «Не было бы православной церкви, не было бы и никакой науки, искусства» иронично подняли бы брови и Ломоносов, не скрывавший своего отвращения к мракобесам в рясах. И Лев Толстой, заслуживший отлучения от церкви, утверждая, что церковное учение есть «коварная и вредная ложь, собрание суеверий, разных видов колдовства и диких обычаев». Мы уж не говорим, про академика Басова и авиаконструктора Туполева.

Так что вклад церкви в отечественную культуру за последние 500 лет - это, как минимум, весьма дискуссионный вопрос. Отчего же делать исключение для русской кухни, которая опять же, по мнению церковных адептов, немыслима без православия?

На самом деле очень даже мыслима. Каковою она и была до крещения Руси в X веке да и много столетий после этого события. Вы же не думаете, что до князя Владимира у нас не пекли хлеб, не варили щи или не готовили пироги? Блины - еще языческое блюдо. Про пиво и меды - тот же обожествляемый сегодня Владимир говорит: «Ибо веселие есть Руси пити. Без того не можем жити».

Кто-то скажет, что вот, мол, из Византии к нам вместе с православием пришли новые продукты. Да, действительно, гречка появляется в первых монастырях, где ее возделывают византийские монахи. Но при чем здесь религия? Это обычное заимствование у соседних народов. На Руси это было всегда: кислое молоко от кочевников, рис от азиатов, капуста от южных славян, сельдерей от немцев, макароны от итальянцев. Что тут православного?

На самом деле принятие христианства не стало краеугольным камнем развития нашей раннесредневековой кухни. Процесс этот был длительный и неоднозначный. И даже сегодня, спустя 1000 лет, мы следуем языческим обычаям. Блины на масленицу - яркий этому пример, с чем вынуждена была примириться православная церковь.

Да, русский постный стол - отдельное явление в истории нашей кухни. Влияние его двойственно. С одной стороны, сознательное ограничение в потреблении продуктов. А с другой… Вы, что думаете, что в Средние века каждая семья могла себе позволить мясо даже в «мясоед»? Это просто экономия продуктов.

Пост (как ограничение в еде) - далеко не православное изобретение. Он есть и в Германии, и во Франции. Он есть у буддистов, и манихеев, и зороастрийцев. Вегетарианцы по всему миру вообще едят постную пищу - неужели под влиянием РПЦ? А, ведь, приводят этому вполне себе духовные оправдания в духе «Первой ступени» Льва Толстого.

Ну, и что же еще из православного (или вообще христианского) влияния?

· Нельзя есть идоложертвенную пищу т.е. принесенную жертвам богам других религий (I Кор:10-28).
· Запрещается не просто мясо отдельных животных, а именно способы их умерщвления для использования в пищу. «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться … крови, и удавленины». (Деян.15:28-29).
· Церковь заботится о пастве, рекомендуя сдержанно относиться к пище, предостерегая от употребления продуктов, вызывающих чувство лени и другие греховные состояния.
· Православная трапеза должна сопровождаться молитвой, во время которой верующие просят благословить их пищу, и благодарят бога за хлеб насущный.
Не правда ли, к кулинарии здесь не относится вообще ничего?

А теперь давайте задумаемся о том, что негативного внесло православие в русскую кухню. Тут тоже есть, о чем порассуждать.

Оказывается, к примеру, что есть телятину почиталось в Московском государстве великим грехом. Жутковатое свидетельство этому мы находим в книге Якова Рейтенфельса, написанной в 70-х годах XVII века: «Телятины все упорно сыздавна, не знаю, по какой причине, избегают до того, что царь Иван Васильевич [Грозный] приказал бросить в огонь рабочих, строивших крепость в Вологде, за то, что они, вынужденные голодом, купили и зарезали теленка». Думаете, телятина и все? А вот и нет.

Сегодня известный возродитель придуманной русской кухни Максим Сырников, к примеру, рассуждает о том, что «твердые сыры, прессованные и выдержанные, готовили в русскую старину». Почему придуманной? Да потому, что этот комичный «историк» не понимает, что сычужный фермент для такого сыра получается из желудка теленка. Резать которого и считалось грехом. Вот и оказывается, что «благодаря» православной церкви у нас не было нормальных сыров до XVIII - XIX веков, когда этот глупый запрет сам собой умер.

Или другой пример. Старинный суп юрма. Эта похлебка упоминается еще в «Домострое» в 1550-е годы. Чем она являлась? Отваренная рыба в ухе, рядом - курица в бульоне. А затем курица режется на кусочки и отправляется в рыбный бульон. И так вот получается курица с запахом осетрины или стерляди. Блюдо, практически исчезнувшее на сегодня в Центральной России. Отчего? Да, просто потому, что юрма противоречит церковному принципу деления любой пищи на постную и скоромную. А питаться после поста снова рыбной пищей - это на любителя.

Тому же, кто скажет: «Что это за гадость такая, курица с рыбой?» рекомендуем поехать в Ростов, и отведать там популярное местное блюдо «уха из петуха». Да-да, только на окраинах России, куда с XV века свободные люди бежали в том числе и от церковного и монастырского угнетения, только и сохранилось подобие этого любопытного кушанья русской кухни.

А самое главное, давайте не будем забывать основную «скрепу» нашего православия. Она о том, что «любая власть от бога» и главное для церкви - эту власть всячески поддерживать. Крепостничество долгие века было основой русской жизни, так милой нашей церкви.

Вот о роли повара и стоит в этом ключе поговорить. «В то время как престиж французских шеф-поваров постоянно увеличивался, их социальный статус до самой революции (1793 года) оставался тем же - слуги». Это мнение американского исследователя Пола Мецнера удивительно точно отражает социальный и профессиональный конфликт, назревший к тому времени. О нем же говорит французский кулинар Гримо де ла Реньер: «Счастлив тот, у кого есть действительно хороший повар! Он должен с ним обращаться не как со слугою, а как с другом». Надо ли говорить, что в России ситуация была еще более тяжелой. Ведь даже в начале XIX века большинство поваров - крепостные.

Требовать от рабов развития кулинарного искусства - не иллюзия ли это? Жизнь подтвердила это, когда кулинария в России резко «раскрылась» к середине XIX века. А профессия «повар» стала не крепостной, а свободной.

Другое подтверждение - кухня советская. Предавшая забвению множество традиций русской кулинарии. Но, ведь, советская власть была так любима Русской православной церковью? Иерархи которой не стеснялись получать от нее ордена и дачи? Так неужели же и здесь кроется интрига, и РПЦ горячо любила советскую власть, втайне поедая антисоветскую осетрину по-монастырски?

Как и в любом сложном культурном явлении, здесь невозможно дать четкий «черно-белый» ответ. Понятно, что велика роль монастырей в сохранении русской традиционной кухни. Для исторической науки очень важны церковные источники, сохранившие память о праздничном столе многовековой давности. Но не менее того, мы должны принимать во внимание роль православной церкви, поддерживающей самые отсталые взгляды на культуру и науку. В том числе на то, чтобы русская кухня, так и осталась на уровне так милых ей домостроевских порядков. К счастью, прогресс общества оставил ей мало возможностей для этого.

Несомненно, что разумное питание играет большую роль в жизни человека. Согласно Библии, первоначально для питания человека предназначалась лишь растительная пища. Впрочем, даже в райском саду первым людям было дано повеление не есть плодов определенных деревьев, а нарушение этой заповеди, как гласит Библия, привело к изгнанию людей из рая.
В дальнейшей библейской истории после Всемирного потопа Ною и его потомкам Бог разрешил питаться и продуктами животного происхождения. Но при этом воспрещалось есть живую тварь, кровь и соответственно, мясо с нестекшей кровью (в частности, "удавленину").

В праздник опресноков не разрешалось есть хлеб, приготовленный на дрожжах и закваске (квасное) (Исх. 12, 20). Все животные разделялись на чистых и нечистых, употреблять в пищу можно было только мясо первых (Лев. 11).
Эти ограничения выражали общую идею о том, что человек, избранный к служению Единому Святому Богу, должен быть сам свят и чист во всех отношениях, и ему должна соответствовать лишь "чистая" пища. Несомненно, что данные указания имели и гигиеническое значение, например, запрещение употреблять мясо растерзанного диким зверем животного или пользоваться оскверненной мышами и насекомыми посудой.

С течением времени эти запреты обрастали "преданиями старцев", мелочными подробностями, порой несущественными, но возводимыми в ранг непререкаемых. К первому веку в Иудее сформировалась религиозная партия фарисеев, которая главную цель человека видела в неукоснительном соблюдении бесчисленных предписаний.

Одной из составляющих нравственной чистоты, по учению Христа, является правильное отношение к еде. Заботы о хлебе насущном не должны заслонять духовных исканий, становиться целью жизни.

Удовлетворение естественной человеческой потребности в еде не должно превращаться в служение своему чреву, пища не должна порабощать человека, делаться его кумиром, порождать страсть. Таким образом, с внешнего, чисто формального выполнения Закона акцент был перенесен на внутреннее воздержание, духовное трезвение.

С течением времени в христианский обиход вошли блюда, имеющие символическое значение. У первых христиан это была рыба, символизирующая Иисуса Христа. Впоследствии в традиции закрепились пасхальные куличи, пасхи, крашеные яйца, поминальная кутья и т. п.
К IV веку, когда христианство стало государственной религией, христианское общество утратило высокий уровень нравственности, присущий первым общинам. Немногие подвижники старались удалиться от мира, презирая все его блага, чтобы сохранить душевную чистоту. Из совместных поселений монахов возникли монастыри.

Жизнь в первых монастырях была очень тяжелой. Пища допускалась самая простая: хлеб, вода, кушанья из зелени и бобов ("вариво с зелием" и "сочиво", по терминологии славянских уставов), иногда сыр. Приправу составляли соль и оливковое ("деревянное") масло. Ели один раз в день, Только в субботу и воскресенье полагалась еще вторая - вечерняя трапеза. Никто не имел ничего своего, но все было общим достоянием. Монахи проводили время в молитвах и труде. Но несмотря на это, стремление к монашеской жизни было столь велико, что число монахов в первых монастырях достигало пятидесяти тысяч. Объясняется это тем, что в монастыре человек переставал быть игрушкой в руках временщиков, холопом князей века сего..

Монастыри IV-V веков приняли преемство нравственной высоты, братской любви, христианского единства, царивших в первохристианских общинах.
В общежительных монастырях еда была общей для всех. В обычае было весь хлеб, остававшийся на братском столе после трапезы, не убирать в запас, а раздавать голодным, просящим подаяние. Многие монастыри устраивали ежедневные бесплатные обеды для нуждающихся. В лихую годину монголо-татарского ига русские монастыри в неурожайные годы становились последней надеждой для притекающего к ним голодного и обездоленного люда. В один из таких годов Кирилло-Белозерский монастырь кормил 600 человек, а Пафнутьево-Боровской - 1000 человек ежедневно

В монастырях сложилась особая культура питания, соответствующая аскетическому идеалу. Основой ее была идея подчинения плоти духу, идея духовного преображения всей жизни человека. Полностью исключалось употребление мяса. Во время трапезы запрещались праздные разговоры, читались душеполезные поучения. И даже помещением для нее зачастую служила сама церковь. Тем самым трапеза как бы становилась частью богослужения и из чисто физиологического процесса принятия пищи поднималась до проникнутого светом Преображения чина ее вкушения.

В течение столетий монастыри были создателями и хранителями секретов приготовления пищи. Уединение от мира в тиши лесов и на берегах озер способствовало использованию в пищу богатых даров природы - рыбы, грибов, ягод, орехов, меда. Неутомимые земледельцы подвижническим трудом на монастырских огородах и в садах выращивали разнообразные и очень редкие и ценные овощи, зелень, фрукты и ягоды.

Монахи дали немало рецептов, вошедших впоследствии в обиход. Это широко известный хлеб Бородинский, рис и рыба по-монастырски, монастырский мед, разнообразные вина и многое-многое другое.

Распространение в обществе аскетического идеала привело к тому, что пост стал нормой христианского быта. В последующее время особое внимание Церкви к посту было вызвано появлением ересей, из которых одни ставили пост наравне с высшими нравственными обязанностями христианина (монтанисты, манихейцы), а другие отрицали всякое значение постов (Аэрций, Иовиниан и другие). Учение Церкви о посте суммировалось Гангрским собором, который запретил нарушение установленных постов, но в то же время запретил осуждать собрата, с благословением вкушающего мясо в дозволенное время. Окончательно сроки православных постов были установлены только на Константинопольском соборе в 1166 году.

Вглядываясь в историю, нетрудно заметить, что при всех различиях эпох неизменной в христианстве остается главная идея - идея трезвого, нравственного отношения к еде, умеренности в удовлетворении потребностей. Существующая сейчас православная традиция является проверенной на опыте поколений реализацией этой идеи.

С давних времен в России сложилась своеобразная культура питания, отвечающая ее географическим и национальным особенностям. Она отражена в таком заменательном письменном памятнике XVI в., как "Домострой", составленный монахом Сильвестром. Строгая регламентация русского стола и секреты приготовления блюд, соответствующих православному календарю, передавались из поколения в поколение.

В XIX веке большой популярностью пользовалась книга Елены Молоховец "Подарок молодым хозяйкам". Замечательным трудом являлась "Энциклопедия питания" Д. В. Каншина.

Семидесятилетний период господства атеистического мировоззрения не прошел даром для этой области. Традиция и культура питания оказались забытыми, а во многом и невозвратимо утраченными. Изменился и сам быт, условия жизни, круг употребляемых продуктов питания.

Православное христианство. Пищевые предписания и посты

ПРАВОСЛАВНОЕ ХРИСТИАНСТВО

Христианство возникло в I в. н. э. в восточных провинциях Римской империи. Согласно христианскому вероучению, основателем христианства был Сын Божий Иисус Христос. Первоначально христианство складывалось в Палестине из течений и сект иудаизма, затем произошло размежевание с иудаизмом, имевшим этническую ограниченность. Возоб-ладала религия, которая обращалась к страждущим всех на-циональностей и провозгласила равенство всех людей перед Богом. Кризис, охвативший Римскую империю, создал ус-ловия для распространения христианства. В IV в. император Константин признал христианство и способствовал превра-щению его в господствующую религию. Закончились гонения на христиан, и христианство стало одной из мировых религий.

Христианство не является единой религией. Православие — одно из трех основных его направлений наряду с ка-толицизмом и протестантизмом. После разделения Римской империи православие становится религией Восточной импе-рии — Византии. Официальный раскол христианства на пра-вославную и римско-католическую церкви оформился в 1054 г. В XVI в. в Европе началось антикатолическое дви-жение и возник протестантизм. В настоящее время из христиан наиболее многочисленны католики, далее следуют протестанты, а затем православные.

К важнейшим обрядам христианства относятся таинства, составляющие первооснову всего культа. По учению церкви, во время совершения таинств на верующих нисходит боже-ственная благодать. Православная и католическая церкви признают семь таинств, но совершают их по-своему. Таинства в православии:

  1. Крещение, при котором человек омывается от грехов и становится членом церкви. Ритуал включает погружение младенца в купель, миропомазание и надевание креста. К крещению допускаются и взрослые.
  2. Миропомазание, посредством которого верующему по-даются дары Святого Духа. Ритуал состоит в смазывании разных частей тела освященным миро (греч. myron — бла-говонное масло), изготовленным из оливкового масла, белого виноградного вина и’ароматических веществ.
  3. Покаяние. Верующий исповедует (открывает устно) свои грехи Богу в присутствии священника, который прощает их от имени Иисуса Христа.
  4. Причащение. Верующий под видом хлеба и вина при-нимает тело и кровь Иисуса Христа, через это соединяется с Христом и делается причастником вечной жизни. О ритуале причащения рассказано в конце данной главы.
  5. Брак — таинство, совершаемое в храме при венчании. Семья считается основой христианской церкви, хотя брак не обязателен для всех.
  6. Священство — таинство, совершаемое при возведении в сан священнослужителя.
  7. Елеосвящение (соборование) — смазывание частей тела больного освященным елеем (оливковым маслом), со-провождаемое чтением определенных молитв. Считается, что это таинство обладает целительной силой и очищает от грехов.

Помимо таинств, православный культ включает богослу-жения, поклонение кресту, почитание икон, святых и их мощей, молитвы, в том числе перед приемом пищи и после него и т. д. Важная часть культа — посты и праздники. Они регламентируют бытовой уклад жизни и в них зна-чительное место отведено обрядовому питанию.

Пищевые предписания многих религий включают деление продуктов на «чистые» и «нечистые», запреты на употреб-ление отдельных продуктов, правила кулинарной обработки пищи, ритуальной чистоты посуды и другие регламентации, связанные с питанием. Применительно к иудаизму, индуиз-му, исламу и некоторым христианским течениям и сектам эти вопросы рассматриваются в последующих главах книги.

Иное положение в православном христианстве, как, впро-чем, в католицизме и основных протестантских церквях. Здесь нет абсолютных запретов на употребление некоторых продуктов и постоянного их деления на одобряемые или по-рицаемые в питании. Только в период постов действуют ука-зания на дозволенность тех или иных продуктов и на воз-держание от определенных видов пищи вплоть до голодания. Следовательно, пищевые предписания связаны именно с пос-тами и имеют временный характер.

Древние летописи донесли до нас призывы авторитетов православной церкви — отцов церкви (святых отцов) и свя-тых подвижников — к соблюдению умеренности в питании: «потреблять пищу и питие, не причиняющие мятежа телес-ного и духовного», «вина горячего (крепких спиртных на-питков) не держати и не пити», «обжорство с пьянством — наипачий (наибольший) грех». Святой Максим Заповедник подчеркивал: «Не пища зло, а чревоугодие». Под этими вы-сказываниями может подписаться современный врач-диетолог, пропагандирующий рациональное питание и здоровый образ жизни.

По пищевым предписаниям православные посты можно разделить на пять категорий:

  1. Строжайший пост — запрещена любая пища, допус-тима только вода. В медицине это соответствует понятию о полном голодании. Православный церковный устав не пре-дусматривает абсолютного голодания без употребления воды, что характерно для дневных постов в исламе.
  2. Пост с «сухоядением» — разрешена невареная расти-тельная пища. В медицине это близко понятию о строго ве-гетарианском питании в форме сыроедения, но не равно-значно последнему, так как в дни этого поста едят и хлеб.
    1. Пост с «ядением сварения» — разрешено употребление растительной пищи, подвергнутой тепловой кулинарной обработке, но без постного (растительного) масла, Этот тип питания почти полностью соответствует строгому вегета-рианству.
    2. Пост с «ядением сварения с елеем» соответствует пре-дыдущему, но допустимо использование постного масла в натуральном виде и для приготовления пищи из раститель-ных продуктов. Характер питания соответствует обычному строгому вегетарианству. Елей — это оливковое масло, упот-ребляемое в церковных ритуалах, а в широком смысле слова

— любое растительное масло.

  1. Пост с «ядением рыбы», когда растительная пища в любой кулинарной обработке дополняется рыбой и рыбными продуктами, а также постным маслом.

Кроме указанных предписаний, в церковном уставе о пос-тах оговорены дни однократного приема пищи.

Рассмотренные пищевые предписания позволяют очер-тить круг продуктов, входящих в постную пищу. Это зер-новые (хлеб, крупы и др.), бобовые, овощи, фрукты, ягоды, грибы, съедобные дикорастущие растения, орехи, пряности, мед, постные — растительные масла, рыба и рыбные про-дукты. К понятию «скоромная пища» относятся мясо и мяс-ные продукты, молоко и молочные продукты, животные жи-ры (сало и др.), яйца, а также содержащие их продукты, например, кондитерские изделия с включением молока или яиц. Употребление указанных продуктов во время поста означало «оскоромиться». Со временем это слово приобрело более широкое и Образное звучание. Заговением называют последний накануне многодневного поста день, когда можно есть скоромное, разговением — переход от постной пищи к скоромной. Обратим внимание и на то, что скоромными явля-ются продукты, полученные от животных и птиц, то есть теплокровных.

После принятия православия Киевской Русью в питании восточных славян обозначилось резкое разделение их стола на постный и скоромный. Это оказало большое влияние на дальнейшее развитие белорусской, русской и украинской кухни. Образование границы между постным и скоромным столом, изолирование одних продуктов от других и недопу-щение их смешивания в дни поста в конечном итоге привело как к созданию ряда оригинальных блюд, так и к некоторому упрощению всего меню.

В православном календаре около 200 дней занято постами, причем в прошлом большинство населения соблюдало пище-вые предписания постов. Поэтому в народной кулинарии больше повезло постному столу за счет естественного стрем-ления расширить ассортимент постных блюд. Отсюда обилие в старинной русской кухне грибных и рыбных блюд, склон-ность к использованию различного растительного сырья: зер-на (каши), бобовых, овощей (капуста, репа, редька, огурцы и др.), трав (крапива, сныть, лебеда и др.), лесных ягод. Например, много забытых ныне блюд делали из гороха: горох битый, горох тертый, сыр гороховый (твердо сбитый мягкий горох с постным маслом), лапша из гороховой муки, пироги с горохом и т. д. В качестве постных масел использовали конопляное, ореховое, маковое, оливковое (привозное) и только в середине XIX в. появилось подсолнечное масло. Вкусовое разнообразие постной пищи достигалось употреб-лением пряных овощей, пряностей, уксуса. В большом ко-личестве ели лук, чеснок, хрен, укроп, петрушку. Уже с X—XI ев. на Руси применяли анис, лавровый лист, черный перец, гвоздику, а с XVI в. их дополнили имбирь, шафран, кардамон и другие пряности. Богатые люди применяли пря-ности в процессе приготовления пищи, в частности попу-лярны были имбирь и шафран, которые считали целебными. В народе многие пряности из-за дороговизны не использовали при приготовлении пищи, а вместе с уксусом и солью ставили на стол и добавляли в блюда во время еды, Этот обычай дал повод впоследствии утверждать, что русская кухня якобы не употребляла пряностей.

Национальные особенности питания отражались на ха-рактере постного стола. Например, украинская кухня изо-биловала постными блюдами, которые могли не только на-сытить, но и удовлетворить разнообразные вкусы: борщи с фасолью, супы с галушками, вареник*и с постными начин-ками, пирожки с тыквой и сушеными фруктами, соленые арбузы, квашеная свекла — чем только не потчевали изоб-ретательные хозяйки домашних во время поста! И это даже без рыбных блюд, которые исстари занимали значительное место в питании украинцев. Типичным для селян постным кушаньем была таратута из отваренной и нарезанной свеклы, соленых огурцов, хрена, лука, огуречного рассола, свеколь-ного отвара и растительного масла, а также хомы — большие пампушки из разваренного и протертого гороха с толченым конопляным семенем. Таким образом, пост не давал боль-шого повода для уныния тем, кто воздерживался от мясной, молочной пищи и яиц.

Иллюстрацией выше представленных пищевых предпи-саний для разных категорий поста может служить «Столовая книга патриарха Филарета Никитича», написанная в 1623 г. В книге детально, день за днем, рассказывается о питании патриарха. Приведен характерный пример меню недельного питания во время Великого поста.

В понедельник «у Великого Государя, Святейшего Фила-рета, патриарха Московского и Всея Руси кушанья не было и яствы не держано». Следовательно, патриарх ничего не ел. Это соответствует понятию о строжайшем посте, когда разрешена лишь вода.

Во вторник патриарху подавали в «столовое кушанье капустку крошеную студеную», что характеризует пост с сухоедением — разрешена невареная растительная пища.

В среду на столе патриарха были: взвар с пшеном сорочинским, шафраном и перцем, капуста, горох зобанец, ядра миндальные, орехи грецкие, ягоды винные, хрен, грен-ки, «горшочек каши» с имбирем.

В четверг, как и в понедельник, «кушанья не было и яствы не держано» — строжайший пост.

В пятницу патриарху подавали щи из квашеной капусты с луком и перцем, грибы, горох зобанец, лапшу гороховую, ядра миндальные, орехи грецкие, взвар медовый квасной с пшеном сорочинским, изюмом, шафраном и перцем, «гор-шочек каши» с имбирем, гренки, репу пареную, резаную на ломтики с уксусом и хреном, ягоды винные, яблоки. Этот постный день, как и среда, характеризует «ядение сварения» — употребление вареной пищи, но без растительного масла.

В субботу и воскресенье у патриарха было два приема пищи. На обед подавали икру паюсную, белугу и осетр сухие и пресносольные, кашку из стерляди, уху из карасей, уху из икры, икру, варенную с маслом конопляным, тельное осетровое, вязигу, варенную с уксусом и хреном, пироги с рыбой и другую рыбную пищу, а также капусту, гретую с ореховым маслом, редьку, хрен, грибы, лапшу гороховую с маслом, горошек, ядра миндальные, орехи грецкие, гренки. Сходным, но менее разнообразным по набору продуктов и блюд был и ужин в эти дни, соответствующие понятию о посте с «ядением рыбы», коща к растительной пище добав-ляют рыбу, рыбные продукты и растительное масло. Воз-можность употребления рыбы в Великий пост могла быть связана с тем, что эти дни совпадали с праздником Благо-вещения, когда великопостный запрет на рыбу отменяется.

Таким образом, недельное питание патриарха характе-ризует все категории православных постов. Разумеется, многие продукты и блюда, подаваемые к столу патриарха Московского и Всея Руси, были доступны только богатым людям.

Типичные для XVII в. названия ряда упомянутых про-дуктов и блюд требуют для современного человека поясне-ния. Так, «сорочинское пшено» означало рис, а само слово «сорочинское» было искаженным от «сарацинского». В сред-невековой Европе сарацинами называли арабов и некоторые другие народы Ближнего Востока, где выращивали рис. Вин-ные ягоды — это инжир; горох зобанец — очищенный горох; тельное — отварная или обжаренная мякоть (филе) рыбы, вязига — жилы из хребта осетра, которые, будучи хорошо разварены, превращаются в студень.

Отметим еще слова «горшочек каши». Главным кухон-ным и сервировочным сосудом в России долгое время был керамический горшок — предшественник современной кас-трюли, супницы, банки для хранения продуктов. В горшках варили супы и каши, тушили мясо, рыбу, овощи, запекали разные продукты, а затем подавали на стол. В силу такой универсальности размеры и вместимость горшков были раз-нообразны — от огромных до «горшочка» на 200—300 г. А кашей в старину в России называли не только крупяные блюда, а вообще все, что варилось из измельченных про-дуктов. Отсюда и «рыбная кашка», которую подавали па-триарху. Рыбу мелко крошили и, возможно, смешивали с разваренной крупой.

В самой постной пище христиане должны были соблю-дать умеренность. Отцы церкви обличали тех, кто старается излишне разнообразить и приправить постные кушанья. Судя по блюдам субботнего и воскресного стола патриарха Фила-рета, эти рекомендации имели относительный характер. Правда, дни облегчения от многодневного поста — субботы и воскресения, один из отцов церкви Иоанн Златоуст срав-нивал с местами отдыха для путешественников: «Господь да-ровал в этих днях покой, чтобы постящиеся и для тела не-сколько ослабили труд поста, и дух ободрился, и по про-шествию этих двух дней с новой бодростью продолжали свое прекрасное путешествие».

Смягчение пищевых предписаний поста допускается, если человек болен, занят тяжелым физическим трудом или находится вне дома, в пути. Особенно это относится к строгим постам — без пищи или только с невареной пищей. Однако полное нарушение поста — употребление скоромной пищи — церковным уставом отвергается. Пост не распространяется на грудных детей — их грех берет на себя мать.

Священник Алексей Чулей (1993) отмечает: «Церковь никогда не простирала строгости правил поста на немощных. Роженице, например, не возбраняется употреблять масло да-же в дни Страстной недели Великого поста. Но скажу так: болезнь выше поста физического (т. е. пищевого), но ду-ховный пост распространяется и на больных».

Тот, кто не может соблюдать предписания строгого поста, должен усугублять другие дела христианского благочестия. Иоанн Златоуст учил: «Кто принимает пищу и не может поститься, да подает обильную милостыню, да покажет не-престанную молитву, да имеет большую готовность к слу-жению слову Божьему. В этом не может ему препятствовать немощь тела. Да примириться с врагами своими; всякое зло-памятство да отгонит от души своей». Слова «немощь тела» относятся не только к больным, но и здоровым людям, ко-торые «телесно» не способны выдержать строгий пост. Кро-ме того, количество дней строгих постов относительно не-большое.

Рассмотрим продолжительность постов, даты их соблю-дения в православном календаре и соответствующие пищевые предписания. По продолжительности посты подразделяют на однодневные и многодневные.

Еженедельные постные дни — среда и пятница. В среду пост установлен в скорбное воспоминание предания Иисуса Христа на страдание, в пятницу — в память самих страданий и смерти Христа. В эти дни православная церковь не до-зволяет употребление мясной, молочной и яичной пищи. Кроме того, в период от недели Всех святых (следующая за праздником Троицы) до Рождества Христова следует воз-держиваться также от рыбы и растительного масла. Лишь когда на среду и пятницу приходятся дни празднуемых свя-тых (тех, которым совершается праздничная служба в хра-мах), разрешено растительное масло, а в самые большие праздники — рыба и рыбопродукты.

Посты по средам соблюдаются почти весь год за исклю-чением сплошных седмиц (недель) , а именно: 1) Пасхальная (Светлая) неделя; 2) двухнедельные святки — от Рождества Христова до Крещения Господня; 3) Троицкая неделя — от праздника Святой Троицы до начала Петрова поста; 4) мя-соед в неделю мытаря и фарисея перед Великим постом; 5) неделя перед самым Великим постом, которую в народе зовут Масленицей, а по-церковному — мясопустной, или сырной, неделей. Мясная пища уже запрещена, а молочные продукты и яйца едят в среду и в пятницу. Эта неделя называется «сырной», так как долгое время на Руси творог называли сыром, а блюда из него — сырными. Вспомним всем знакомые сырники. И в настоящее время на украинском языке творог обозначается как «сыр».

Кроме указанных, установлены еще следующие однод-невные посты: 1) в сочельник перед Рождеством Христо-вым — 24 декабря (6 января) . Строгий пост — есть можно только с появлением первой звезды, т. е. вечером; 2) в со-чельник перед Крещением Господним — 6 (19) января; 3) в день Усекновения главы Иоанна Предтечи — 29 августа (11 сентября); 4) в день Воздвижения Креста Господня — 14 (27) -сентября. В два последних однодневных поста раз-решена растительная пища с постным маслом, но не рыба.

В православном календаре четыре многодневных поста: Великий, Успенский, Святых апостолов (Петров) и Рожде-ственский.

Великий пост — самый главный и строгий по пищевым предписаниям. Продолжается он 7 недель перед Пасхой. Цер-ковное название первых 6 недель поста — «Святая Четы- рехдесятница», так как 40 дней проходит с его начала до пятницы шестой недели. Седьмая, последняя перед Пасхой,

— Страстная неделя. Все дни этой недели в богослужебных книгах именуются Великими по величию воспоминаемых со-бытий. В народной традиции весь пост называется Великим. Первая часть поста — «Святая Четырехдесятница» — ус-тановлена в память тех важнейших событий, о которых речь идет в Ветхом и Новом Заветах. Вторая часть — Страстная неделя — установлена в память о страданиях Иисуса Христа, именуемых «Страстями Господними». Даты Великого поста непостоянны и зависят от даты Пасхи, которая каждый год меняется. Более подробно о Великом посте и его пищевых предписаниях рассказано ниже.

Пост Святых апостолов (Петров пост) начинается через неделю после дня Святой Троицы и продолжается до празд-ника Святых первоверховных апостолов Петра и Павла — 29 июня (12 июля). Пост установлен в память апостолов, которые постились, прежде чем выйти в мир проповедовать христианство. Церковный устав о питании в этот пост такой же, как в Рождественский пост. Если день праздника после поста приходится на среду или пятницу, то разговены (на-чало употребления скоромной пищи) переносятся на следу-ющий день, а в этот день разрешено есть рыбу. В прошлом народ называл этот пост «Петровка-голодовка», так как мало еще было продуктов нового урожая. Дата и продолжитель-ность Петрова поста в разные годы различны (от 8 дней до 6 недель), что лежит в основе неодинакового общего количе-ства постных дней в годовом православном календаре. Эти различия связаны с переходной датой Пасхи, отсюда — с непостоянной датой дня Святой Троицы (отмечается на 50-й день после Пасхи) и, следовательно, идущем через неделю после Троицы постом Святых Апостолов.

Успенский пост длится 2 недели — с 1 (14) по 14 (27) августа. Этим постом православная церковь почитает Пре-святую Богородицу. Успение (кончина) Божьей матери отме-чается 15 (28) августа. В Успенский пост следует питаться так же, как и в Великий пост. По церковному уставу упот-ребление рыбы разрешено только в праздник Преображения Господня — 6 (19) августа. Если праздник Успения совпадает со средой или пятницей, то в эти дни разрешается есть рыбу, а разговены переносятся на следующий день. В отличие от Петрова поста Успенский пост в народе именуют «лакомкой», так как в этот период лета много плодов нового урожая.

Рождественский (Филиппов) пост продолжается 40 дней перед Рождеством Христовым: с 15 (28) ноября по 24 декабря (6 января). Рождественский пост называют еще «Филиппо-вым», так как он начинается в день памяти апостола Фи-липпа. В этот пост в понедельник, среду и пятницу не следует употреблять рыбу и постное масло. После праздника свя-тителя Николы — 6 (19) декабря — рыба разрешается только в субботу и воскресенье. Рождественский пост не считается строгим, за исключением последних дней — с 20 декабря (2 января) — перед Рождеством. В эти дни едят один раз, вечером, и самую простую пищу из растительных продуктов. По церковному уставу строгий пост обязателен накануне Рождества, когда только вечером, при восхождении первой звезды, возвещающей час Рождества Христова, разрешается сочиво — сухие зерна (обычно пшеницы), смоченные в воде. Допустимо сочетание зерна злаков с медом. Сочивом назы-вают и сваренные с медом зерна пшеницы или овощи. От слова «сочиво» день перед праздником Рождества именуется Сочельником.

Обратим внимание на то, что Рождественский пост и пер-вая часть (святая Четырехдесятница) Великого поста длятся 40 дней. Это число имело особое значение в Библии. Великий потоп длился 40 дней. После рабства в Египте 40 лет стран-ствовали евреи по пустыням вместе с Моисеем, пока не поя-вилось новое свободное поколение, вступившее в землю обе-тованную — Ханаан (Палестину). 40 дней постился без вся-кой пищи Моисей перед тем, как получил от Бога скрижали (каменные доски) с заповедями Божьими. После крещения Иисус Христос удалился в пустыню, чтобы молитвою и пос-том приготовиться к исполнению своего предначертания, 40 дней Христос не ел никакой пищи.

Для облегчения участи души умершего церковь предписы-вает усиленно молиться за усопшего 40 дней (Сорокоусты), по истечении которых душа предстает перед Богом для опре-деления посмертной участи.

В мистическом и магическом значении число 40 означает абсолютную законченность. Отсюда проистекает древнее ве-рование, что нормальная беременность должна длиться 280 дней (40 х 7). Распространенная в прошлом в России образ-ная мера — «сорок сороков», например, колокольный звон «сорока сороков церквей».

Великий пост — это приготовление к главному право-славному празднику Пасхе. Путем воздержания, покаяния и углубления в духовную жизнь Великий пост должен очи-щать и подготовлять верующего для участия в радостном, торжественном празднике Воскресения Христова. Традиции Великого поста сохранились в основном в православии.

Пищевые предписания Великого поста основаны на древ-ней церковной практике, а действующий в русской право-славной церкви великопостный устав относится к XIV в. Этот устав распространялся и на монахов. Так как не было отдель-ного устава для мирян — не относящихся к духовенству рядовых верующих, последние на Руси постились по пра-вилам, близким общемонашеским. Поэтому рассмотрим сна-чала предписания Великого поста на основе общих мона-стырских правил пощения.

Великопостный устав предписывал употреблять расти-тельные масла по субботам и воскресеньям, а также в дни памяти наиболее почитаемых святых. Включение в питание рыбы и рыбных продуктов разрешалось только в праздники Благовещения и Входа Господня в Иерусалим (Вербное во-скресенье) .

Полное воздержание от пищи (строжайший пост) фак-тически требуется для трех дней Великого поста: в поне-дельник и вторник первой недели и в Великую Пятницу на Страстной неделе. В остальные дни первой недели, до пят-ницы включительно, а также с понедельника до пятницы второй—шестой недель полагалось есть хлеб и овощи, в том числе вареные, один раз в день — вечером. Так же постятся в первые 4 дня Страстной недели и в Великую Субботу (толь-ко без овощей). По субботам и воскресеньям дозволена ва-реная растительная пища с постным маслом, а также вино. Последнее разрешено и в те дни, на которые припадают торжественные воспоминания.

Уставы некоторых монастырей имели еще более строгие правила: полное голодание в течение пяти, а не двух дней первой недели или сухоядение (хлеб, сырые овощи, вода) после двух дней строжайшего поста в последующие дни, кро-ме суббот и воскресений первой—шестой недели Великого поста.

Однако многие миряне постились по более мягким, чем общемонастырские, правилам, хотя даже при разнообразии растительной пищи не всякий человек мог выдержать семи-недельный пост. Поэтому позднее правила пощения для мирян стали менее строгими и более индивидуальными. На-пример, запрещалось есть рыбу только на первой, четвертой и седьмой неделях Великого поста. В некоторых случаях без-условный запрет распространялся только на скоромную пищу. Правила пощения верующие согласовывали со своими духовными руководителями — священнослужителями или монахами. Такой подход соответствует словам древнейшего христианского произведения «Учение 12 апостолов»: «Если ты действительно можешь понести все иго Господне, то бу-дешь совершенен, а если не можешь, то делай то, что мо-жешь». Одновременно такой подход еще раз говорит о том, что те или иные пищевые предписания в пост очень важны, но сами по себе не представляют сущность поста.

Великий пост включает дни со своими пищевыми риту-алами и традициями — религиозными и народными, в том числе сугубо национальными. Например, в Украине первый день Великого поста называли не только «чистым», но и «полоскозубом» и «жилявым». «Полоскозубом» понедельник после Масленицы именовали за то, что в этот день селяне собирались в корчме, чтобы «выполоскать из зубов следы» скоромной пищи. С одной стороны, в понедельник не варили пищу и старались вообще не есть, отчего «тянуло жилы». Отсюда и название «жилявый». С другой стороны, в этот день нередко пекли из пресного теста коржи — «жиляники». Ели их, как правило, холодными, затвердевшими. Наконец, в связи с первым днем поста существовало выражение «за-правиться хреном». Хрен растирали с солью и постным мас-лом, разводили свекольным квасом и ели с хлебом. Следо-вательно, при отказе от скоромной пищи возможны были отступления от строгого церковного устава Великого поста.

В пятницу первой недели Великого поста в церквях происходит освящение колива (отваренной пшеницы с ме-дом) в память святого великомученика Федора Тирона, Он помог христианам сохранить предписания поста. В 362 г. византийский император Юлиан Отступник во время поста приказал тайно окропить кровью идоложертвенных живот-ных съестные припасы в г. Антиохия. Тирон, ранее сож-женный за христианскую веру, явился во сне епископу этого города, открыл ему распоряжение Юлиана и повелел неделю ничего не покупать на рынке, а питаться коливом. Ныне центр антиохийской православной церкви в Сирии, а коливо стало ритуальным блюдом, очень близким, но не равноз-начным кутье. О кутье как ритуальном блюде рассказано в последующих главах книги.

Накануне третьего воскресенья Великого поста в храмах для поклонения верующим выносят «честный Крест Госпо-день». Начинается четвертая неделя — Крестопоклонная. Эта неделя —«переломная. Пройдена половина пути к Пасхе. Время, когда проходила половина поста, называлось в народе среднепостье или среднекрестье. Наступало оно в ночь со среды на четверг. По древней традиции, бытовавшей у во-сточных славян до принятия христианства, в это время года пекли обрядовые хлеба. Они, по верованию, способствовали благополучному севу. В дальнейшем этот обычай приобрел христианскую символику. На среднекрестье из пшеничной муки стали выпекать печенье в форме крестов — крестцы, в которые впекались зеона разных злаков и мелкие монеты. Кому доставалась монетка, тот должен был начинать сев. Остальные крестцы съедали. В Украине, когда сеяли мак, а потом пшеницу, при себе имели пшеничные кресты («хресщ»), часть их съедали, а часть сохраняли как целебное средство.

В один из наиболее значительных православных празд-ников — Благовещение Пресвятой Богородицы 25 марта (7 апреля) строгие предписания Великого поста прерываются: можно есть рыбную пищу. В этот день пекли пироги с рыбой, а состоятельные люди в России ели «благовещенскую» ку-лебяку (от финского «кала» — рыба) с вязигой (жилы из хребта осетра) «на четыре угла», например с семгой, с пе-ченью налима, с икрой судака и с грибами. Вязига при раз-варивании превращалась в студенистую массу и делала ку-лебяку сочной. Большинство из нас забыло о кулебяках. Но кулинарные рецепты остались и, будем надеяться, со вре-менем мы ими воспользуемся.

В Великий Четверг Страстной недели готовили «четвер-говую соль». Соль обжигали в печи или духовке и вместе с хлебом ставили на стол в ночь на четверг. Эту соль подавали к столу в Пасху. Часть соли хранили до посева, а также давали скоту перед выгоном на первый выпас. Этот влив-шийся в Великий пост обряд имеет глубокие древнеславянс-кие корни и связан с сезонными крестьянскими работами. По поверью, соль оберегала от несчастий, сглаза и нечистой силы. С Великого Четверга православные готовились к празднику Пасхи: в четверг красили яйца, в пятницу пекли куличи и изготовляли пасхи.

В царской России соблюдение постов было обязанностью православных. Петр I и Екатерина II издали указы о том, чтобы духовенство вело учет лиц, соблюдающих посты и бывающих на исповеди. Нарушители подвергались наказа-нию. Сами указы свидетельствуют о фактах уклонения от постов. Соблюдение поста, являясь делом личного благо-честия, отражало и то общественное отношение к посту, ко-торое в разные времена и у разных социально-сословных групп населения было неодинаковым. Приведем примеры, иллюстрирующие это положение.

На Руси монастыри — общины монахов (греч. monachos — одинокий, уединенно живущий) — появились в X—XI вв. Монах, или инок (т. е. иной, не такой, как все), добровольно принимает на себя обеты ради спасения души и живет по уставу монастыря. Уставы разных монастырей имели отли-чия, включая и пищевые предписания. В целом православное монашество полагало, что спасение души достигается аскети-ческим отказом от «плотского», ограничением потребностей, частыми постами. Монастырские уставы предусматривают умеренно скудное питание не только в пост. Но обычная уставная пища достаточна для организма, и монастырское указание «есть почти досыта» опытным путем предвосхитило современные рекомендации врачей-диетологов

Один из отцов церкви греческий богослов IV в, Василий Великий поддерживал аскетизм монашества, но одновремен-но поучал: «Пришел в монастырь инок — пусть узнает соб-ственную пищу. Он утомился в дороге? Предложи ему столь-ко, сколько нужно, чтобы возместить силы. Пришел ли кто из мирской жизни? Пусть получит образец и пример уме-ренности в пище».

Не требуя самоистязания, определяя нужное количество пищи естественной потребностью организма, Василий Вели-кий добивался того, «чтобы не выступить за пределы этой потребности». Он видел опасность излишне строгих и дли-тельных постов, так как «ослабевшая плоть становится по-датливее к дьяволу...» Однако этот вопрос не решался одно-значно. Несмотря на большой авторитет Василия Великого, многие церковные деятели утверждали, что чем строже пост, тем более он смиряет греховные помыслы. В монашестве возникло понятие «запоститься», то есть довести себя слиш-ком строгим постом до голодной смерти. Конечно, «запо-ститься» могли не только монахи. Имеются сведения, что ранняя смерть Н.В. Гоголя в какой-то мере связана с его строгими постами.

Святой Кирилл, основавший в XIV в. Кирилло-Белозерс- кий монастырь (ныне в Вологодской области), молодым ино-ком был поручен старцу, который запрещал Кириллу поститься сверх сил. Старец заставлял его вкушать пищу не через 2—3 дня, как хотел Кирилл, а ежедневно, но не до сытости. Тем не менее Кирилл часто ел только хлеб и пил воду. Уже в своем монастыре Кирилл строго следил за соблюдением постов и укорял имевших румяные лица иноков за «непостническое мирское лицо». Однако он заботился о питании монахов, на трапезах которых было «три снеди». Употребление алкогольных напитков было запрещено.

Святой Нил Сорский считался в XV в. столпом северного пустынничества (пустынь — первоначально уединенный мо-настырь в глухой местности) и вместе с тем представителем греческой школы духовной жизни. Он не был отшельником, но его путь лежал через аскезу (греч. askesis — отказ от жизненных благ, удовольствий и т. д.). Как учитель телес-ного аскетизма Нил Сорский сохранял свой закон мер: «Каж-дый питается согласно силе своего тела, но более души... Все многообразие людей нельзя объять единым правилом, поскольку различие наблюдается и в крепости тел, как отличны медь и железо от воска». Эти слова Нила Сорского можно целиком перенести и в современную книгу по гигиене питания.

Нил Сорский советовал во время еды брать «по малу», но от всех кушаний, чтобы не показывать пренебрежения пищей — творением Божьим и избежать фарисейского са- мовозношения. Эти рекомендации отличаются от трапезного устава с градацией блюд святого Иосифа Волоцкого, который в XV в. основал под Волоколамском монастырь на принципах киновии — общежительной формы монашества, когда все равны в правах и обязанностях и не имеют личного иму-щества. При стремлении к совершенному общежитию, пов-торяя многократно, что «пища и питие всем равна», Иосиф Волоцкий создал в своем монастыре три категории монахов («три устроения») по степеням добровольной аскезы. Эти категории отличались при трапезах количеством и характе-ром блюд.

Полного ухода от мира монах искал в отшельничестве. Такую возможность давало пребывание в ските — самосто-ятельно или структурно выделенном в монастыре уединенном жилище. Скитники ели только постную пищу. В строгом ските прием пищи был один раз в день, а по субботам, во-скресеньям и церковным праздникам — два раза. Хлеб ели без ограничений. Чай исключался как «средство возбужде-ния» и вместо него употребляли горячую воду с сахаром или медом, хотя и это считалось послаблением. Рекомендо-валось пить простую воду. Скитники принимали дополни-тельные обеты, особенно в отношении строгих постов. Во вновь открывшемся в 90-е годы монастыре, а также в скитах на островах Валаамского архипелага согласно монастырскому уставу мясо есть запрещено и только по большим праздникам дозволяются молочные продукты.

Таким образом, соблюдению постов в монастырях прида-валось очень большое значение, а по монастырским уставам пищевые предписания православной церкви нередко ужесто-чались, хотя есть и отдельные свидетельства чревоугодия и пьянства монахов.

Пост является частью говения, т. е. приготовления ве-рующего к одному из важнейших обрядов в христианстве

— причащению. Говение продолжается несколько дней, включает пост, молитвы, посещение богослужений и испо-ведь. Причащаться следует не менее одного раза в год, но рекомендуется причащаться четыре раза в году или чаще. Сам обряд проводится до принятия пищи: нельзя есть и пить.

Причащение (греч. eucharistia — евхаристия) — это таинство, при котором верующие вкушают хлеб и вино, воп-лощающие тело и кровь Иисуса Христа. Согласно Евангелию, это таинство установлено самим Иисусом в последнюю тра-пезу с апостолами: «И когда они ели, Иисус взял хлеб и благословив преломил, и, раздавая ученикам, сказал: при-мите, ешьте — это есть Тело Мое. И взяв чашу, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо это есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая».

Кровь в Библии считалась символом жизни, над которой властен только Бог. Поэтому кровь запрещалось употреблять в пищу. Но теперь сам Иисус Христос отдавал свою жизнь, свою кровь людям. Издавна заключение Завета — договора Бога и людей сопровождалось обрядом окропления верующих кровью животного, посвященного Богу. Иисус Христос за-менил кровь жертвы соком виноградной лозы, вином тра-пезы, что знаменует богочеловеческую жертву.

Причащение совершается во время литургии — главного богослужения. Часть литургии называется проскомидия (греч. — принесение) от обычая ранних христиан приносить в храм хлеб и вино для совместной трапезы. Поэтому хлеб для причащения называют просфора, или просвира (греч.

— приношение). Просфора — это круглая булочка, выпе-каемая из квасного пшеничного хлеба. Она состоит из двух частей, отражая образ Иисуса Христа — Бога и человека. На верхней ее части изображены крест, инициалы Иисуса Христа—Спасителя и греческое слово «Ника» — «Победи-тель». Вино пьют виноградное (в православии обычно кагор), красное, напоминающее цвет крови. Вино смешивают с водой как символ того, что из ран Иисуса Христа истекала кровь и водянистая жидкость. В проскомидии употребляют 5 прос-фор в память насыщения Иисусом пятью хлебами более 5000 человек. Но собственно для причащения используют одну просфору, по словам апостола Павла: «Один хлеб, и мы мно-гие — одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба». По своей величине эта просфора должна соответствовать чис-лу причастников.

Во время причащения священник из Святой Чаши дает причастнику Святые Дары — хлеб и вино, над которыми совершено благословение. После церемонии обряда причас-тившийся идет к столику, где приготовлены части просфоры и теплая вода с добавлением вина (тепло), чтобы запить вкушенное и во рту не осталось кусочков хлеба. Больных людей священник исповедует и причащает в их домах.

JI. Пантелеев в автобиографической книге «Я верую» (1989) рассказывает о детских впечатлениях от первого при-чащения. В Великий пост он готовился к исповеди и говел. Мать, не евшая скоромное весь Великий пост, детям поз-волила поститься только неделю говения. Но пост не был изнуряющим: вместо мяса дети ели рыбу. Автор пишет: «Вер-нувшись домой после первой в жизни исповеди, я лег спать не поужинав. И утром, перед обедней, перед причастием тоже ничего не ешь и не пьешь. С какой легкостью на душе и в теле идешь вместе с матерью в церковь. И вот она — главная минута. Еще издали видишь Святую Чашу и красный плат в руке дьякона. Подходит твоя очередь. «Имя?» — воп-рошает дьякон. Руки сложены крестом на груди. Открываешь рот. И видишь, как бережно подносит батюшка к твоему рту серебряную плоскую ложечку, что-то при этом произ-носит, называя твое имя. Свершилось! В тебя вошли, озарили тебя блаженством — тело и кровь Христовы. Это вино и хлеб, но это не похоже ни на вино, ни на хлеб, ни на какие другие человеческие еды и пития... Спускаешься с амвона к столику, на котором блюдо с белыми кубиками просфоры, а рядом на подносе плоские серебряные чашечки, в них розо-веет прозрачная жидкость — тепло. Кладешь в рот 2—3 кусочка просфоры, запивая теплом. Ах, как хорошо! Это радость не гастрономическая, не чувственная. Это заклю-чение того, что только что свершилось на амвоне».

В католической церкви при причащении применяют символический хлеб в виде облаток — тонких кружков из пресного теста и до недавнего времени только духовенство причащалось хлебом и сухим красным вином, а для мирян был только хлеб. В некоторых христианских сектах, отвер-гающих алкогольные напитки, вино заменяют виноградным или иным, соком плодов красного цвета. Однако в пищевых предписаниях христианства отсутствует запрет на употреб-ление алкогольных напитков. При резком осуждении пьян-ства христианская церковь не отвергала вино. Вспомним о первом чуде Иисуса Христа, совершенном по просьбе Божьей Матери на свадебном пиру, где они были в гостях: превра-щение воды в наилучшее вино.

Отметим, что обряды, связанные с употреблением хлеба и вина, имели место в Древней Греции и Древнем Риме, характерны они были для митраизма — древнеиранской религии, которая соперничала с христианством в первые века нашей эры. Конечно, в христианском культе хлеб и вино приобрели совершенно иное духовно-символическое значе-ние. Само таинство причащения в христианстве было офи-циально принято только в VII—VIII вв.





...поговорим о том, как процесс приготовления пищи влияет на сознание человека.

Женщина не просто готовит пищу, она готовит себе свое будущее.

И чем более вкусно она приготовит, тем более счастливое будущее ее ждет.

Замешивание теста

Замешивание теста имеет глубокое внутреннее значение. Мука, вода, соль и специи - это различные отношения супругов, родственников и их детей. Чем дольше и качественнее их замешивать, тем крепче будет семья и сплоченнее отношения. Если замесить некачественно, то глубокой связи не будет, и члены семьи будут уходить по своему пути развития.

"Мучной гороскоп"

Женщина должна вложить все свои усилия и всю свою любовь в процесс замешивания теста. Так она формирует свой гороскоп. Мука олицетворяет собой звезды, специи - благоприятные качества планет, а готовое блюдо - астрологическую карту женщины. Поэтому по готовому блюду можно понять ее карму.

Огонь судьбы

Огонь олицетворяет судьбу, и когда он касается пищи, судьба женщины решается окончательно. Необходимо тщательно следить, чтобы пища не пригорела. Если это всетаки случилось, значит огонь хочет, чтобы женщина повторила этот медитативный процесс приготовления.

Очень благоприятно, когда жена зовет мужа на кухню зажечь огонь. Это привносит в процесс приготовления священный настрой. Огонь, зажженный мужем, поможет женщине в приготовлении пищи и защитит ее от ошибок. Огонь, зажженный самостоятельно, будет мешать приготовлению, как еще одна женщина на кухне.


Длительность приготовления

Если женщина готовит пищу не спеша, то и мужчины захотят с ней длительных отношений. Но если она тороплива, или вообще пренебрегает этой обязанностью, то у мужчин тоже не возникнет постоянных чувств. Женщины, помните, если на кухне нет еды, значит и мужчина скоро о вас перестанет думать, а ваши отношения превратятся в торопливые связи.

Разнообразие пищи

Если питание не разнообразно, то и отношения становятся сухими и скучными. Каждое дополнительное блюдо - это подарок для мужа. Так вы вызовете в его сознании ответное желание делать вам подарки. Насколько вкусным будет дополнительное блюдо, настолько богатый подарок захочет сделать вам ваш супруг.

Соотнешение усилий таково: 7 раз хорошо приготовленный обед для мужа вызывает в его сознании желание сделать один подарок. Поэтому женщина не должна торопиться со своими просьбами, а лучше ей выжидать накопления позитивного настроения в сознании мужчины. Торопливость в этом деле вызывает лишь ответное раздражение.


Обеденный стол

Ваша жизнь будет выглядеть так, как выглядит ваш обеденный стол. Украшайте его как можно дольше и лучше, и ваша жизнь тоже станет вкусной и прекрасной.

Чем меньше на вашем столе пустого места, тем меньше опустошонности вас ожидает в жизни. Свободное место говорит о том, что вы не готовы отдать все свое сердце своей семье. Заполните стол полностью, чтобы и в вашем сердце не осталось никакой пустоты и места для прочных мыслей и желаний.


Внутренняя красота

Кроме того, настоящая красота женщины выражается в красоте ее кулинарного искусства. Это ее внутренняя сущность, и так можно легко понять ее природу. По формам тела будущее так просто не определишь, но по простому обеду в доме будущей супруги можно легко догадаться, что вам "грозит" на всю последующую жизнь.

Магия перемешивания

Женщине нужно помнить, что, перемешивая пищу, она доллжна желать счастья всем членам семьи и медитировать на крепкие отношния. Мешать пишу против часовой стрелки опасно, так как в эзотерических практиках это применяется для того, чтобы вызвать разрыв во взаимоотношениях. Но если это на благо своего собственного мужа (а такое случается не редко), то можно и попробовать, но не увлекайтесь этим, лучше сядьте и поговорите с мужем о сущетвующих проблемах.

Волшебный голод

Пища становится очень вкусной для того, кто очень проголодался. Поэтому женщина не должна вводить в привычку частые перекусы. Не чатые, но полноценные приемы пищи сохронят у членов семьи вкусовые ощущения на всю оставшуюся жизнь. Иначе вкус вашей пищи постепенно обесценится, и ваши отношения, как следствие, постепенно расстроятся. Все будут искать новый вкус на стороне.

Психологи утверждают, что пища, которую употребляют бедные, всегда более вкусна. ибо голод пораждает вкус, но это редко случается среди богатых. У людей состоятельных обычно слабое пищеварение, тогда как у бедных могут перевариваться в желудке даже ржавые гвозди.

В буддийских писаниях говориться, что питаться три раза в день соответствует животным, два раза в день - людям, один раз в день - святым. При двухразовом питании сознание не концентрируется на еде, а при трехразовом - концентрируется.


Не просто вкусная, но здоровая

Вкус пищи не в самой пищи. а в нашем отношении к ней. Можно есть только самую изысканную пищу, но если наш ум раздражен и обеспокоен, то она покажется безвкусной. Более того, такая пища станет для нас ядом.

Поэтому принимать пищу можно только в спокойном сотоянии сознания. Об этом и должна позаботиться женщина. Все активные действия могут бать отменены в обеденное время. Выключены телевизоры, компьютеры, телефоны. Газеты отложены, книги закрыты, дела остановлены на приемлемой стадии, так, чтобы олин час о них не надо было вспоминать.

Такая концентрация на приеме пищи приведет к оздоровлению физичекого и психического состояния всех членов семьи. В этом случае жена выступает в роли врача, и от ее решительности будет зависить здоровье ее любимых. Если же она не позаботится об этом, в семье постепенно появятся хранические заболевания, и сама она будет постоянно испытывать недомогание.


Все есть пища

Под пищей подразумеваются все чувственные удовольствия. Форма - это пища для глаз, запах -это пища для носа, касание - пища для кожи. Опытная дена заботится, чтобы все эти виды пищи были изысканными и наполнили дом в должном количестве.

Поэтому для женщины приготовление пищи не останавливается ни на минуту. Она постоянно заботится о том, чтобы чувства всех членов семьи были удовлтворены и успокоены. Материнская забота способна наполнить чувства человека возвышенным удовлетворением.

Современными психологами доказано, что вкусная еда, приятная музыка и любовные отношения воздействуют на одни и те же области мозга. Хотите, чтобы в доме была любовь? - Пусть в нем всегда играет приятная музыка и готовится ароматная и привлекательная пища.

Кроме того, психологи утверждают, что вид прекрасной женщины связан с центром в мозге, который отвечает за желание зарабатывать деньги. Поэтому женщина всегда должна выглядить прекрасно. Это ее оружие, и это ее защита от разорения. Ничто не может справиться с мужской ленью, кроме природной красоты женщины.

Если соблюдать эти правила, чувства родных и близких будут наполняться любовными и дружественными эмоциями.


О посуде

Чистая посуда говорит о чистом сознании женщины. Когда женщина омывает домашнюю посуду, она отмывает свое сердце от корыстных желаний. Это самый верный способ достичь счастья в семейной жизни. В современной семье никто не хочет мыть посуду. Это значит, что корысть преобладает. Вряд ли можно рассчитывать на счастье в такой атмосфере.

Не вымытая на ночь посуду равнозначна незакрытой на ночь входной двери. Счастье и богатство уйдет из этой семьи. Хорошая хозяйка не потерпит горязной посуды даже во время приготовления пищи. Это ее способо позаботиться о благосостоянии своей семьи.

Посуда обладает особым притяжением. Чистая посуда притягивает в дом хороших гостей, а грязная - плохих. Так можно легко определить, стоит ли в этом доме оставаться на долго. Если посуда не отмыта, лучше уйти из этого дома до захода солнца.


О покупке

Когда женщина покупает продукты. она покупает будущие дни счастья для своей семьи. Каждый свежий, красивый, спелый и приятно пахнущий овощ или фрукт - это день счастливой и спокойной жизни в этой семье. Мужчина со своей стороны должен обеспечить женщину деньгами, чтобы она могла выбирать самые качественные продукты на рынке.

Продукт выбирается сначала на глаз, затем на запах, затем на руку. Одним словом, он сначала должен понравиться на вид, затем его надо понюхать, чтобы понравился его запах, и после этого потрогать, чтобы понять вялый он или плотный.

Семья, в которой экономят на продуктах, становится бедной и несчастной, так как экономия на продуктах - это экономия на счатье своих собственных родственников.

Однако и большие неоправданные расходы тоже могут испортить все дело. Перебор в тратах приводит к ленности. Дети и муж не захотят активно трудиться на благо семьи. Так что и в этом случае придерживайтесь золотой серидины.


Освящение пищи

Если пищу не освятить, она будет темной. Темная пища приводит к помрачению рассудка членов семьи. Как в темноте, человек будет спотыкаться и падать, так и члены семьи, поев неосвященной пищи будут постоянно совершать шлупости и принимать неверные решения.

Муж будет путать других женщин со своей женой и отдавать деньги на необдуманные проекты. Дети выберут неправильных супругов. А животные могут даже укусить самого хозяина.

Освятите дорогу своей семье, освятив свою пищу на домашнем алтаре.


Остатки пищи

У хорошей хозяйки пища не остается. Если пища остается, значит она невкусная.


Тот, кто выкидывает остатки пищи, выкидывает свою удачу. Необходимо есть так, чтобы пища не пропадала. Не ешьте все сразу. отложите часть на потом. Глаза два, а желудок один, поэтому положите столько, сколько нравится глазам и отделите ровно половину. Это как раз столько, сколько надо вашему желудку. А если съесть все-таки не получилось, накормите любого человека или, в крайнем случае, животное.


Top