Виды музыкальных инструментов и особенности их классификации. Какие бывают музыкальные инструменты? (фото, названия) Муз инструмент типа

Музыка приходит в нашу жизнь ещё в раннем возрасте. Практически у каждого были музыкальные игрушки, металлофон или деревянная дудочка. Ведь и на них возможно сыграть элементарные композиции.

И именно с детства мы делаем первые шаги к действительно настоящей музыке. В настоящее время существует множество специальных мест для малышей, где им предоставляют такие «детские» инструменты и дают волю фантазии. В таких музыкальных классах дети даже могут создать свой симфонический оркестр, как бы странно это не звучало. Это и является начальным этапом, открывающим весь фантастический мир музыки.

Подобрать и приобрести инструменты возможно в интернет-магазине MusiсMarket.by на его официальном сайте https://musicmarket.by/ . К продаже представлены разные виды инструментов: ударные, духовые, народные, студийное и звуковое оборудование, смычковые, клавишные инструменты и другие.

Духовые инструменты

Принцип их работы в том, что воздух колеблется внутри трубки, после чего издаётся звук.

Также различают две подгруппы духовых: деревянные инструменты и медные. К первым можно отнести. например, гобой, флейту и кларнет. Они представляют собой трубку, на одной из сторон которой находятся отверстия. При помощи отверстий музыкант регулирует объём воздуха внутри, благодаря чему и меняется звук.

К медным инструментам относят трубу, тромбон, саксофон. Эти духовые инструменты используются при игре в оркестрах. Звук, который они издают, в первую очередь, зависит от силы выдуваемого воздуха и губ музыканта. Для того, чтобы получить большее количество тонов предусмотрены специальные вентили-клапаны, принцип работы которых схож с духовыми инструментами из дерева.

Струнные инструменты

Звучание струнных инструментов зависит от колебания струн, прообразом которых была натянутая тетива лука. В зависимости от способа игры, группа инструментов подразделяется на смычковые (скрипка, виолончель, альт) и щипковые (гитара, лютня, балалайка).

Клавишные инструменты

Одними из первых клавишных инструментов считаются клавикорды и клавесины. А вот фортепиано создали только в XVIII веке. Его название дословно расшифровывается, как громко-тихо.

К этой группе относится орган, который выделен в отдельную подгруппу клавишно-духовых инструментов. Поток воздуха в нём создается воздуходувной машиной, а управление выполняется при помощи специального пульта управления.

Ударные инструменты

Звук данной группы создается при ударении по натянутой мембране инструмента либо самому корпусу инструмента. Также существует особая подгруппа ударных, которые издают звук с определенной высотой, например, литавры, колокольчики и ксилофоны.

Язычковые инструменты

Инструменты данной группы изготавливаются таким образом, чтобы одна сторона была сделана из твёрдого материала, а другая – находилась в свободном колебании. К таким инструментам относят варганы и аккордеоны.

Многие музыкальные инструменты могут относиться к нескольким группам, например баян, кларнет.

Электронные инструменты

Музыка на таких инструментах создаётся с помощью электронных систем, для которых создаются специализированные программы.

Подразделение музыкальных инструментов на данные группы достаточно условно. Важнее отличать их по внешнему виду.

музыкальный инструмент . Большие концертные органы превосходят по габаритам все прочие музыкальные инструменты.

Терминология

В самом деле, даже в неодушевленных предметах имеется такого рода способность (δύναμις), например, в [музыкальных] орудиях (ἐν τοῖς ὀργάνοις); про одну лиру говорят, что она способна [звучать], а про другую - что нет, если она неблагозвучна (μὴ εὔφωνος).

Тот род людей, который занимается инструментами, тратит на это весь свой труд, как, например, кифаред , или тот, кто демонстрирует своё ремесло на органе и других музыкальных инструментах (organo ceterisque musicae instrumentis).

Основы музыки, I.34

В русском языке слово «орга́н» по умолчанию обозначает духовой орган , но также используется по отношению к другим разновидностям, в том числе электронным (аналоговым и цифровым), имитирующим звук органа. Органы различают:

Слово «орган» также обычно уточняется ссылкой на органостроителя (например, «Орган Кавайе-Коля ») или торговую марку («Орган Хаммонда »). Некоторые разновидности органа имеют самостоятельные термины: античный гидравлос , портатив , позитив , регаль , фисгармония , шарманка и др.

История

Орган - один из древнейших музыкальных инструментов. Его история насчитывает несколько тысяч лет. Гуго Риман считал, что родоначальником органа является древняя вавилонская волынка (XIX век до н. э.): «Мех надувался через трубку, а с противоположного конца находился корпус с дудками, имеющими, без сомнения, язычки и по несколько отверстий» . Зародыш органа можно видеть также во флейте Пана , китайском шэне и других аналогичных инструментах. Считается, что орган (водяной орган, гидравлос) изобрёл грек Ктесибий , живший в Александрии Египетской в 285-222 гг. до н. э. Изображение похожего инструмента имеется на одной монете или жетоне времён Нерона [ ] . Органы больших размеров появились в IV веке , более или менее усовершенствованные органы - в VII и VIII веках . Папе Виталиану традиция приписывает введение органа в католическое богослужение . В VIII веке Византия славилась своими органами. Византийский император Константин V Копроним в 757 году подарил орган франкскому королю Пипину Короткому . Позже византийская императрица Ирина подарила его сыну - Карлу Великому орган, который звучал на коронации Карла. Орган считался в то время церемониальным атрибутом византийской, а затем и западноевропейской императорской власти .

Искусство строить органы развилось и в Италии , откуда в IX веке они выписывались во Францию . Позднее это искусство развилось в Германии . Повсеместное распространение в западной Европе орган получил начиная с XIV века . Средневековые органы, в сравнении с более поздними, были грубой работы; ручная клавиатура, например, состояла из клавиш шириной от 5 до 7 см, расстояние между клавишами достигало полутора см. Ударяли по клавишам не пальцами, как теперь, а кулаками. В XV веке были уменьшены клавиши и увеличено число труб.

Древнейшим образцом средневекового органа с относительно целостной механикой (трубы не сохранились) считается орган из Норрланды (церковный приход на острове Готланд в Швеции). Этот инструмент обычно датируется 1370-1400 гг., хотя у некоторых исследователей столь ранняя датировка вызывает сомнения . В настоящее время норрландский орган хранится в Национальном историческом музее в Стокгольме.

В период позднего Возрождения и в эпоху барокко органостроение в западной Европе приобрело невиданный размах. В Италии XVI-XVII веков наиболее известной была династия органостроителей Антеньяти . В последней четверти XVII и в начале XVIII веков около 150 органов создал или реконструировал легендарный органный мастер Арп Шнитгер (1648-1719), который работал преимущественно в Северной Германии и Нидерландах. Выдающийся вклад в немецкое органостроение внесла династия Зильберманов , их главные мастерские находились в Саксонии и Эльзасе. Расцвет деятельности Зильберманов пришёлся на XVIII век.

Композиторы того же периода, которые успешно писали для органа, нередко выступали в качестве консультантов по настройке инструмента (А. Банкьери , Дж. Фрескобальди , И. С. Бах). Такую же функцию выполняли теоретики музыки (Н. Вичентино , М. Преториус , И. Г. Нейдхардт), а некоторые из них (как, например, А. Веркмейстер) выступали даже в качестве официальных экспертов в «приёмке» нового или отреставрированного инструмента.

В XIX веке благодаря, прежде всего, деятельности французского органного мастера Аристида Кавайе-Колля , который задался целью конструировать органы именно таким образом, чтобы они своим мощным и богатым звучанием могли соперничать со звучанием целого симфонического оркестра, стали возникать инструменты ранее небывалого масштаба и мощности звучания, которые иногда называют симфоническими органами .

Многие исторические органы континентальной Европы были уничтожены во время Второй мировой войны - особенно в Германии, в результате бомбардировок храмов «союзниками». Старейшие сохранившиеся немецкие органы находятся в церквах Святого Якова в Любеке (2-я половина XV века), Святого Николая в Альтенбрухе , Святого Валентина в Кидрихе (оба - рубежа XV-XVI веков).

Устройство

Пульт

Пульт органа («шпильтиш» от нем. Spieltisch или органная кафедра ) - пульт со всеми необходимыми для органиста средствами, набор которых в каждом органе индивидуален, но у большинства есть общие: игровые - мануалы и педальная клавиатура (или просто «педаль» ) и тембровые - включатели регистров . Могут присутствовать также динамические - швеллеры , различные ножные рычаги или кнопки для включения копул и переключения комбинаций из банка памяти регистровых комбинаций и устройство для включения органа. За пультом, на скамье, органист сидит во время исполнения.

  • Копула - механизм, с помощью которого включенные регистры одного мануала могут звучать при игре на другом мануале или педали. В органах всегда есть копулы мануалов к педали и копулы к главному мануалу, также почти всегда есть копулы более слабых по звучанию мануалов к более сильным. Копула включается/выключается специальным ножным переключателем с фиксатором или кнопкой.
  • Швеллер - устройство, с помощью которого можно регулировать громкость данного мануала, открывая или закрывая створки жалюзи в ящике, в котором расположены трубы этого мануала.
  • Банк памяти регистровых комбинаций - устройство в виде кнопок, доступное только в органах с электрической регистровой трактурой, позволяющая запоминать регистровые комбинации, упрощая тем самым переключение регистров (смену общего тембра) во время исполнения.
  • Готовые регистровые комбинации - устройство в органах с пневматической регистровой трактурой, позволяющее включать готовый набор регистров (обычно p, mp, mf, f )
  • (от итал. Tutti - все) - кнопка включения всех регистров и копул органа.

Мануалы

Мануалы органа - клавиатуры для игры руками

Первые нотные памятники с органной педалью датированы серединой XV в. :59-61 - это табулатура немецкого музыканта Адама из Илеборга (Adam Ileborgh, ок. 1448) и Буксхаймская органная книга (ок. 1470). Арнольт Шлик в «Spiegel der Orgelmacher» (1511) уже подробно пишет о педали и прилагает свои пьесы, где она весьма виртуозно применяется. Среди них особенно выделяется уникальная обработка антифона Ascendo ad Patrem meum для 10 голосов, из которых 4 поручено педали. Для исполнения этой пьесы требовалась, вероятно, какая-то специальная обувь, позволявшая нажимать одной ногой одновременно две клавиши, отстоящие на расстояние терции :223 . В Италии ноты с использованием органной педали появляются намного позже - в токкатах Аннибале Падовано (1604) :90-91 .

Регистры

Каждый ряд труб духового органа одинакового тембра составляет как бы отдельный инструмент и называется регистром . Каждая из выдвигаемых или вдвигаемых регистровых рукояток (или электронных выключателей), расположенных на пульте органа над клавиатурами или по бокам от пюпитра, включает или выключает соответствующий ряд органных труб. Если регистры выключены, при нажатии клавиши орган звучать не будет.

Каждая рукоятка соответствует регистру и имеет своё название с указанием высоты тона самой большой трубы этого регистра - футовость , традиционно обозначенную в футах в переводе на регистр Principal. Например, трубы регистра Gedackt - закрытые, и звучат октавой ниже, поэтому такая труба тона «до» субконтроктавы обозначается как 32", при фактической длине в 16". Язычковые регистры, высота звука которых зависит от массы самого язычка, а не от высоты раструба, также обозначаются в футах, по длине аналогичной по высоте звучания трубы регистра Principal .

Регистры по ряду объединяющих признаков группируются в семейства - принципалы , флейты, гамбы, аликвоты, микстуры и др. К основным относятся все 32-, 16-, 8-, 4-, 2-, 1-футовые регистры, к вспомогательным (или обертоновым) - аликвоты и микстуры. Каждая труба основного регистра воспроизводит только один звук неизменной высоты, силы и тембра. Аликвоты воспроизводят порядковый обертон к основному звуку, микстуры дают аккорд, который состоит из нескольких (обычно от 2 до дюжины, иногда до полусотни) обертонов к данному звуку.

Все регистры по устройству труб делятся на две группы:

  • Лабиальные - регистры с открытыми или закрытыми трубами без язычков. К этой группе принадлежат: флейты (широкомензурные регистры), принципалы и узкомензурные (нем. Streicher - «штрайхеры» или струнные), а также регистры призвуков - аликвоты и микстуры, в которых каждая нота имеет один или несколько (более слабых) обертоновых призвуков.
  • Язычковые - регистры, в трубах которых имеется язычок, при воздействии подаваемого воздуха на который возникает характерный звук, схожий по тембру, в зависимости от названия и особенности конструкции регистра, с некоторыми духовыми оркестровыми музыкальными инструментами: гобой , кларнет , фагот , труба , тромбон и др. Язычковые регистры могут располагаться не только вертикально, но и горизонтально - такие регистры составляют группу, которая от фр. chamade называется «шама́да».

Соединение различных видов регистров:

  • итал. Organo pleno - лабиальные и язычковые регистры вместе с микстурой;
  • фр. Grand jeu - лабиальные и язычковые без микстур;
  • фр. Plein jeu - лабиальные с микстурой.

Название регистра и величину труб композитор может обозначить в нотах над тем местом, где данный регистр должен быть применён. Выбор регистров для исполнения музыкального произведения называется регистровкой , а включенные регистры - регистровой комбинацией .

Так как регистры в разных органах разных стран и эпох не одинаковы, то в органной партии они обычно не обозначаются подробно: выписывают над тем или другим местом органной партии только мануал, обозначение труб с язычками или без них и величину труб, а остальное предоставляется на усмотрение исполнителя. Бо́льшая часть нотного органного репертуара не имеет никаких авторских обозначений, касающихся регистровки произведения, так у композиторов и органистов предыдущих эпох существовали свои традиции и искусство сочетания различных тембров органа передавалась устно из поколения в поколение.

Трубы

Трубы регистров звучат по-разному:

  • 8-футовые трубы звучат в соответствии с нотной записью;
  • 4- и 2-футовые звучат на одну и две октавы выше соответственно;
  • 16- и 32-футовые звучат на одну и две октавы ниже соответственно;
  • 64-футовые лабиальные трубы, встречающиеся в наиболее крупных органах мира, звучат на три октавы ниже записи, следовательно, те, что приводятся в действие клавишами педали и мануала ниже контроктавы, издают уже инфразвук ;
  • закрытые сверху лабиальные трубы звучат октавой ниже открытых.

Для настройки малых открытых лабиальных металлических труб органа используется штимгорн . С помощью этого молоткообразного инструмента завальцовывается или развальцовывается открытый конец трубы. Более крупные открытые трубы настраивают путём вырезания вертикального лоскута металла вблизи или непосредственно из открытого края трубы, который отгибается под тем или иным углом. Открытые деревянные трубы обычно имеют настроечное приспособление из дерева или металла, регулировка которой, позволяет настраивать трубу. Закрытые деревянные или металлические трубы настраиваются при помощи регулировки затычки или колпачка на верхнем конце трубы.

Фасадные трубы органа могут играть и декоративную роль. Если трубы не звучат, то их называют «декоративными» или «слепыми» (англ. dummy pipes ).

Трактура

Органная трактура - это система передаточных устройств, функционально соединяющая элементы управления на пульте органа с воздухозапорными устройствами органа. Игровая трактура передаёт движение клавиш мануалов и педали на клапаны конкретной трубы или группы труб в микстуре. Регистровая трактура обеспечивает включение или выключение целого регистра или группы регистров в ответ на нажатие тумблера или движение регистровой рукоятки.

Посредством регистровой трактуры также действует память органа - комбинации регистров, заранее скомпонованные и заложенные в устройство органа - готовые, фиксированные комбинации. Они могут называться как по сочетанию регистров - Pleno, Plein Jeu, Gran Jeu, Tutti, так и по силе звучания - Piano, Mezzopiano, Mezzoforte, Forte. Помимо готовых комбинаций, есть свободные комбинации, которые позволяют органисту выбирать, запоминать и изменять в памяти органа набор регистров по своему усмотрению. Функция памяти имеется не во всех органах. В органах с механической регистровой трактурой она отсутствует.

Механическая

Механическая трактура - эталонная, аутентичная и наиболее часто встречающаяся на данный момент, позволяющая исполнять наиболее широкий спектр произведений всех эпох; механическая трактура не даёт феномена «запаздывания» звука и позволяет досконально ощущать положение и поведение воздушного клапана, что даёт возможность наилучшего контроля инструмента органистом и достижения высокой техники исполнения . Клавиша мануала или педали при использовании механической трактуры соединена с воздушным клапаном системой лёгких деревянных или полимерных тяг (абстрактов), валиков и рычагов; изредка в больших старых органах применялась канатно-блоковая передача. Так как движение всех перечисленных элементов осуществляется только усилием органиста, существуют ограничения в размере и характере расположения звучащих элементов органа. В органах-гигантах (более 100 регистров) механическая трактура либо не используется, либо дополняется машиной Баркера (пневматическим усилителем, помогающим нажимать на клавиши; таковы французские органы начала XX века, например, Большого зала Московской консерватории и церкви Сен-Сюльпис в Париже). Механическая игровая обычно сочетается с механической регистровой трактурой и виндладой системы шлейфладе.

Пневматическая

Пневматическая трактура - наиболее распространённая в романтических органах - с конца XIX века до 20-х годов XX века; нажатие клавиши открывает клапан в управляющем воздуховоде, подача воздуха в который открывает пневматический клапан конкретной трубы (при использовании виндлад шлейфладе, встречается исключительно редко) либо целого ряда труб одного тона (виндлады кегельладе, характерные для пневматической трактуры). Позволяет строить огромные по набору регистров инструменты, так как не имеет силовых ограничений механической трактуры, однако имеет феномен «запаздывания» звука. Это делает зачастую невозможным исполнение технически сложных произведений, особенно во «влажной» церковной акустике, учитывая то, что время задержки звучания регистра зависит не только от удалённости от пульта органа, но и от его размера труб, наличия в трактуре реле, ускоряющих срабатывание механики за счёт освежения импульса, конструктивных особенностей трубы и используемого типа виндлады (практически всегда это - кегельладе, иногда - мембраненладе: работает на выброс воздуха, исключительно быстрое срабатывание). Кроме того, пневматическая трактура разобщает клавиатуру с воздушными клапанами, лишая органиста ощущения «обратной связи» и ухудшая контроль над инструментом. Пневматическая трактура органа хороша для исполнения сольных произведений периода романтизма , сложна для игры в ансамбле , и далеко не всегда подходит для музыки барокко и современности. Известнейший образец исторического инструмента с пневматической трактурой - орган Домского кафедрального собора в Риге.

Электрическая

Электрическая трактура - широко используемая в XX веке трактура, с прямой передачей сигнала от клавиши к электромеханическому реле открытия-закрытия клапана посредством импульса постоянного тока в электрической цепи. В настоящее время всё чаще вытесняется механической. Это единственная трактура, не ставящая никаких ограничений по количеству и расположению регистров, а также размещению пульта органа на сцене в зале. Позволяет располагать группы регистров в разных концах зала (например, огромный орган фирмы братьев Руфатти в кафедральном соборе Кристалл в Гарден-Гроув, Калифорния, США), управлять органом с неограниченного количества дополнительных пультов (крупнейший в мире орган концертного зала Бродуок в Атлантик-сити имеет рекордный стационарный шпильтиш с семью мануалами и передвижной - с пятью), исполнять музыку для двух и трех органов на одном органе, а также ставить пульт в удобное место в оркестре , с которого будет хорошо видно дирижёра (как, например, орган фирмы Ригер-Клосс в концертном зале им. П. И. Чайковского в Москве). Позволяет соединять несколько органов в общую систему, а также даёт уникальную возможность записи исполнения с последующим воспроизведением без участия органиста (одним из первых получил такую возможность орган Собора Парижской Богоматери в ходе реконструкции 1959 года). Недостаток электрической трактуры, как и пневматической, - разрыв «обратной связи» пальцев органиста и воздушных клапанов. Кроме того, электрическая трактура может давать задержку звука за счёт времени срабатывания электрических реле клапанов, а также коммутатора-распределителя (в современных органах это устройство электронное и, в сочетании с надёжными оптоволоконными кабелями, задержки не даёт; в инструментах первой половины и середины XX века оно нередко было электромеханическим). Электрическая трактура XX века не отличается надёжностью [ ] , а по сложности устройства и ремонта, весу и стоимости нередко превосходит механическую и даже пневматическую . Электромеханические реле при срабатывании часто дают дополнительные «металлические» звуки - щелчки и стук, которые, в отличие от аналогичных «деревянных» призвуков механической трактуры, совсем не украшают звучание произведения. В некоторых случаях электрический клапан получают самые большие трубы в остальном полностью механического органа (например, в новом инструменте фирмы «Hermann Eule» в Белгороде), что обусловлено необходимостью при большом расходе воздуха трубой сохранять площадь механического вентиля, и как следствие игровые усилия, в басу в приемлемых рамках. Шум может издавать и регистровая электрическая трактура при смене регистровых комбинаций. Пример акустически превосходного органа с механической игровой трактурой и при этом достаточно шумной регистровой трактурой - швейцарский орган фирмы «Kuhn» в Католическом соборе в Москве .

Другие

Крупнейшие органы мира

Орган в церкви Богородицы в Мюнхене

Крупнейший орган Европы - Большой орган кафедрального собора Св. Стефана в Пассау, построенный немецкой фирмой «Stenmayer & Co» (1993). Имеет 5 мануалов, 229 регистров, 17 774 трубы. Считается четвёртым по величине действующим органом в мире .

До недавнего времени крупнейшим в мире органом с полностью механической игровой трактурой (без применения электронного и пневматического управления) был орган собора св. Троицы в Лиепае (4 мануала, 131 регистр, более 7 тысяч труб), однако, в 1979 году в большом концертном зале центра исполнительских искусств Сиднейского оперного театра был установлен орган, имеющий 5 мануалов, 125 регистров и около 10 тысяч труб. Ныне он считается крупнейшим (с механической трактурой).

В XX веке нидерландским физиком А. Фоккером был разработан инструмент с несколькими клавиатурами и необычной настройкой, который получил название

Музыка и различные звуки сопровождает человека всю жизнь. Нас окружают звуки леса, пение птиц, шум моря и, конечно же, музыка. Она с нами всегда, в часы веселья, и в моменты грусти, в печали и в радости, ночью и днем. Для извлечения звуков человек придумал различные виды музыкальных инструментов. В настоящее время существуют музыкальные инструменты, которые подразделяются на несколько групп:

  • струнные;
  • духовые;
  • ударные.

Возникновение музыкальных инструментов

Трудно сейчас выяснить, как и когда появился первый музыкальный инструмент. Легенда гласит, что пастушью дудку первыми придумали еще греческие боги. Музыка сопровождала и первобытных людей: они танцевали, хлопали и барабанили. Напрашивается вывод, что первыми музыкальными приспособлениями были ударные музыкальные инструменты.

Много позже люди научились делать духовые инструменты из рогов животных. Извлекать нежные звуки человек научился после изобретения смычковых инструментов.

Виды музыкальных инструментов делятся на разные классы и семейства в зависимости от:

  • источника звука;
  • материала изготовления;
  • тембра и вида звучания;
  • способа извлечения звуков.

Каждый музыкальный инструмент имеет свое устройство для того, чтобы можно было получить необходимый звук. Так появилась классификация музыкальных инструментов. Список все время пополняется, появились электронные музыкальные инструменты. Но живая музыка, по-прежнему, вне конкуренции.

На самом деле, каждое тело, если привести его в движение или колебание, может издавать звук. Этот вид источника звука используется для классификации.

Группы инструментов, в зависимости от способа получения звука, делятся на подгруппы.

Ударные инструменты

Ударные музыкальные инструменты появились во времена, когда люди занимались охотой. Были изобретены ударные музыкальные инструменты, названия которых известны всем: барабаны и бубны. Их делали из высушенных шкур и полых предметов: плодов, деревянных колодок, глиняных горшков. Для получения звука били по ударным инструментам пальцами, ладонями или специальными палочками. То есть, ударные музыкальные инструменты – это инструменты, у которых извлечение звуков происходит с помощью ударов, тряски, молоточков, палочек или ладоней.

Сегодня ударные - самое многочисленное семейство музыкальных инструментов. По звуковысотности они подразделяются на две группы:

  • неопределенная высота звучания - барабаны, там – там, тарелки, бубен, треугольник, кастаньеты;
  • определенная высота звучания – колокольчики, литавры, вибрафон, ксилофон.

Духовые инструменты

Духовые музыкальные инструменты - вид инструментов, у которых звук возникает от колебания воздуха в трубке. Классифицируются по производителю, материалу и способам звукоизвлечения. Эту категорию можно разделить на:

  • деревянные – флейта, фанот, гобой;
  • медные – тромбон, труба, туба, валторна.

Струнные инструменты

Струнные музыкальные инструменты - это группа инструментов, в которых источником звука являются колебания струн. Струнные инструменты подразделяются на:

  • щипковые – гусли, гитара, домбра, балалайка, домбра, ситар, арфа;
  • смычковые - скрипка, альт, виолончель, контрабас;
  • ударные - фортепиано, цимбалы,

В начале XX века появились электромузыкальные инструменты. Первый такой инструмент – терменвокс , был изобретен еще в 1917 году. Сегодня созданы многочисленные современные синтезаторы звука, которые могут имитировать не только звучание многих известных музыкальных инструментов, а и воспроизводят всевозможные звуки - раскаты грома, пение птиц, звук самолета или проходящего поезда. Как правило, синтезаторы выпускаются с фортепианной клавиатурой.

Видео: Гордон Хант, Сен-Санс Соната для гобоя

Музыкальный инструмент - это не просто предмет для извлечения звука, это виртуозное орудие в руках музыканта, которое может покорять, усмирять, будоражить умы и души. История музыкальных инструментов уходит своим корнями в далекое прошлое.

Зарождение музыкальных инструментов

Историками выдвигается множество различных гипотез относительно появления древних музыкальных инструментов. Исходя из результатов археологических раскопок на территории проживания разных этносов, ученые пришли к выводу, что наидревнейшим типом музыкальных инструментов были ударные. Суть ударных инструментов - в выстукивании ритма, а простой ритм и был первой формой .

Другие типы музыкальных инструментов имеют не менее давнюю историю. Так, прототипом первых струнных инструментов была тетива лука, которая при натягивании издавала характерный звук. А звук, создаваемый дуновением воздуха в полый стебелек, стал прообразом уже .

Три способа классификации музыкальных инструментов

Все музыкальные инструменты делят на группы по наличию общих признаков. Первый из них - способ звукообразования. По названию элемента, ответственного за производство звука, выделяют несколько разных типов инструментов. Так, к струнным относят и , а саксофон так же, как и флейта, - это духовые инструменты. Аккордеон и простая губная гармошка являются , всевозможные барабаны - перепоночными инструментами. Есть и более редкие типы: например, пластиночные (ксилофон) или стержневые (треугольник, челеста).


Арфа

Вторая классификация - по способу возбуждения звука. Причем в группе инструментов с одним и тем же звукообразованием можно выделить несколько групп с разным типом возбуждения звучания. Среди духовых выделяют дульцевые или свистящие (флейты); тростевые или язычковые ( , гобой, фагот), мундштуковые или медные (альт, тромбон, труба, горны и даже охотничьи рожки). Струнные подразделяются на щипковые (арфа, балалайка, клавесин) и смычковые (семейство .


Кларнет

Третий принцип типизации - способ звукоизвлечения. В группе ударных звук извлекается посредством удара рукой или молоточком, который провоцирует колебание вибраторов любой формы: пластины в ксилофоне, стрежни в треугольнике, барабанные мембраны…


Ксилофон

Исходя из всего вышесказанного, получаем тройную классификацию: фортепиано - это клавишно-ударный струнный музыкальный инструмент.

Эволюция музыкальных инструментов

Каждый этап эволюции человека находил свое отражения и в музыкальной культуре. Век за веком музыка становится разнообразнее, сложнее, совершеннее с технической точки зрения. Развитие музыки проявляется в появлении новых музыкальных инструментов, более виртуозных, удобных, мелодичных.

Многие существовавшие ранее музыкальные инструменты остались погребены в анналах истории. Другие же со временем усовершенствуются, становясь основоположниками целых семейств инструментов. Важную роль в развитии мировой музыкальной культуры сыграли такие инструменты как орган, клавесин, фортепиано, флейта и многие другие.

Самым современным на сегодняшний день типом музыкальных инструментов считаются . Они создаются с использованием новейших достижений электроники и техники и способны производить кардинально новое, необычное звучание. Электромузыкальные инструменты - это целое явление в современной музыкальной культуре, породившее отдельные направления музыки, и очередное подтверждение тезису параллельности развития культуры в целом и музыки в частности.

Примечание . В предполагаемом ответе для справки указано большее количество инструментов, чем может привести участник. В ответе может присутствовать попытка

более детальной систематизации (деление духовых струнных клавишных

ударных на с фиксированной и нефиксированной высотой звучания).

Предполагаемый ответ на пункт 3 задания 4 дается для того, чтобы показать, как ответ может быть оценен. Участники вправе давать ответы в своей логике со своими примерами.

Музыка обладает особым языком : минуя слова, она способна передавать чувства, так стирая грани между людьми, преодолевая временны е и пространственные преграды. Но музыка воздействует на человека в момент ее звучания и поэтому относится к временны м видам искусства. Живописец, передавая воздействие музыки на человека, вкладывает музыкальные инструменты в руки персонажей: ангелов и богов, изображает их на фоне небесной выси . Положение ру к передает нежность прикосновения к инструментам и создает предчувствие тончайших гармоний. Музыкальную гармонию художник передает сочетанием цветов , выразительных, но не кричащих. таким образом, через жест, колорит, композицию художник стремится к передаче впечатления от музыкального произведения. Музыкальный полет и неуловимость, материальную бесплотность музыки художник передает полупрозрачностью ангельских крыльев , легких и одновременно мощных.



Силу музыкального воздействия и универсальность языка музыки современный художник передает через фантазийную композицию, в которой обладавший особым музыкальным даром мифологический Орфей заставляет подчиниться музыкальному строю диких зверей, послушно окруживших музыканта и внимающих гармоничные


Другой способ живописного воплощения музыкального впечатления – передать музыкальный поток через блики, свечения, переливы тонов и оттенков, что продемонстрировано в работе Александра Маранова, воссоздавшего портрет гениального виртуоза-скрипача Николо Паганини, существующего на полотне в окружении музыкальных потоков.


Анализ ответа и оценка

1. Участник верно называет 4 музыкальных инструмента, изображенных в данных фрагментах. По 2 балла за каждое верное называние = 8 баллов. Если вместо

тимпана указывается бубен выставляется 1 балл. Если вместо виолы называется

скрипка выставляется 1 балл.

2. Участник

a. называет 4 группы музыкальных инструментов. По 2 балла за каждое верное называние = 8 баллов;

b. называет 30 музыкальных инструментов, верно атрибутируя их группе.

По 2 балла за каждое верное называние = 60 баллов.

Примечание . В предполагаемом ответе указано большее количество инструментов для справки. Если в ответе присутствует попытка более детальной систематизации (деление духовых на медные, деревянные, народные, симфонического оркестра; струнных на щипковые, смычковые, народные; клавишных на клавишно-струнные, клавишно-пневматические, ударных на с фиксированной и нефиксированной высотой звучания) за ответ может быть начислено по 2 дополнительных балла за называние каждой группы более детальной систематизации, но так, чтобы общая оценка за эту часть задания не превышала 60 баллов.

3. Участник

a. связно и логично объясняет свою точку зрения на поставленный вопрос.

2 балла, (если в ответе допущены логические просчеты, речевые и грамматические ошибки, баллы не начисляются);

b. называет два качества музыки как временного вида искусства: особый

язык, звучание во времени. По 2 балла за каждое верное называние = 4 балла,

c. называет 3 возможности живописи в передачи музыкального впечатления

(композиция, колорит, положение фигур). По 2 балла за каждое верное называние = 6 баллов;

d. называет 4 композиционных приема, анализируя данные работы. По 2 балла за каждое верное называние = 8 баллов;

e. называет 5 колористических особенностей анализируемых работ. По 2 балла за каждое верное называние = 10 баллов;


Top