Появление человека разумного. Человек разумный Возникновение на земле человека разумного

Первый, самый протяженный отрезок первобытной истории является одновременно периодом антропогенеза - формирования современного физического типа человека, соединенного с развитием его социальности и культуры (социокультурогенез). Он

завершается появлением людей, внешне почти неотличимых от нынешних жителей Земли. С этого времени все человечество представлено подвидом Homo sapiens sapiens вида Homo sapiens (Человек разумный)

семейства гоминид, которое входит в отряд приматов. К гоминидам относятся современные и ископаемые люди. Одни ученые включают в семейство и двуногих ископаемых приматов, другие выделяют их в самостоятельное семейство. Последние известны по останкам из Южной и Восточной Африки и названы австралопитеками . Около 5 млн лет назад австралопитеки уже отделились от непрямоходящих приматов. Строением черепа они напоминали шимпанзе, но имели более крупный (примерно на 20-30%) мозг. Их гоминизация была вызвана переходом от жизни во влажных тропических лесах к условиям степей и саванн.

Австралопитеки были предками (скорее всего, непрямыми) первых людей - архантропов, которые появились около 2 млн лет назад. Древнейший из архантропов именуется Homo habilis (Человек умелый). Его мозг еще более увеличился, передняя часть черепа укоротилась и преобразовалась в лицо, зубы уменьшились, держался он прямее, чем двуногие обезьяны. (Сменивший его около 1,6 млн лет назад Homo erectus - Человек прямоходящий - по этим признакам еще ближе к нам.) Назвав самого древнего человека умелым, его открыватели стремились подчеркнуть культурное отличие людей от обезьян. Хабилисы уже изготавливали простейшие орудия труда, а не только пользовались камнями и палками, как обезьяны. Их изделия - оббитые гальки: камень превращался в грубое орудие несколькими ударами с одной стороны.

Индустрия галек - первая археологическая культура каменного века, иногда называемая дошелльской, а иногда олдувайской - по имени ущелья в Танзании, где английский ученый Л. Лики сделал выдающиеся антропологические открытия. Однако деятельность по изготовлению орудий придает хабилису человеческий статус отнюдь не столь прямо и однозначно, как может показаться на первый взгляд. Первые обработанные камни -древнее орудие первых людей. Они изготовлены австралопитеками. Очевидно, эти прямоходящие приматы пользовались палками, камнями, а в некоторых случаях могли обрабатывать их. Граница, отделяющая первых людей от последних прямоходящих обезьян, достаточно зыбка и условна. Похоже, что носителями культуры галек были те и другие. Длительное

время они сосуществовали, образовав переходную между обезьяной и человеком зону, где переплетаются различные ветви антропогенеза.

Восточноафриканские гоминиды бродили мелкими группами, поедая съедобные растения и охотясь на небольших животных. Люди постепенно расширяли преимущества, которые давали использование рук и прямохождение. Они лучше, чем высшие обезьяны, манипулировали предметами, дальше передвигались, звуковые сигналы, которыми они обменивались друг с другом, были точнее и разнообразнее. Имея развитые конечности и сложный мозг, архантропы могли совершенствовать инструментальные, ориентировочно-познавательные, коммуникативные и групповые навыки, выработанные высшими приматами. В сущности, первые люди не изобрели ничего принципиально нового по сравнению с тем, чем пользовались их соседи по африканской саванне. Но они неуклонно выделяли из общего фонда адаптивного поведения древнейших гоминид инструмен­тальные и социально-коммуникативные компоненты, строя, таким образом, культуру в дополнение к биологии. Останки австралопитеков сопровождаются орудиями труда спорадически, останки первых людей - постоянно.

Около миллиона лет назад африканские архантропы начали переселяться в Европу и Азию. Вторая археологическая культура палеолита, шелльская (700-300 тыс. лет назад), пополнила технический инвентарь человека важной новинкой - ручным рубилом. Это камень миндалевидной формы, оббитый с двух сторон, утолщенный у основания и заостренный с другого конца. Рубило - универсальный инструмент, им можно обрабатывать камень и дерево, копать землю, дробить кости. Такие орудия находят в Африке, Европе, Юго-Западной и Южной Азии. Их изготовители - представители разновидности Homo erectus, расселившиеся далеко от африканского очага антропогенеза. Не исключено, что они встретились там с местными гоминидами. Возможно, что к ним относился питекантроп , останки которого найдены на о. Ява (Индонезия). Это было прямоходящее существо с крупным (около 900 см 3), сложным мозгом. У поздних популяций человека прямоходящего его объем возрастает до 1000-1100 см 3 . Таков синан -268

троп , кости которого обнаружили в пещере Чжоукоудянь (недалеко от Пекина). Он представляет следующую палеолитическую культуру - ашельскую (400-100 тыс. лет назад). Набором орудий и антропологическим обликом ашельцы близки к предшественникам, но жить им пришлось в ледниковый период, а поэтому - обживать пещеры, пользоваться огнем и коллективно охотиться на крупных парнокопытных животных.

Около 300 тыс. лет назад популяции поздних архантропов начинают вытесняться новым видом - человеком с признаками Homo sapiens. Вид «Человек разумный» разделяется на два подвида: Homo sapiens neanderthalensis (неандертальцы) и Homo sapiens sapiens (Человек разумный разумный). Неандертальцы (палеоантропы) , жившие примерно 300-400 тыс. лет назад, были меньше ростом и коренастее современного человека, имели выступающие надбровные дуги и мощные передние зубы, но объемом мозга не отличались от современного человека. Неандертальцы создали мустьерскую культуру, значительно превосходившую разнообразием орудий предшествовавшие. Обитали они в пещерах и под открытым небом, но могли сооружать жилища из костей мамонтов и шкур. Очень интересна проблема появления духовной культуры у неандертальцев. Основанием для ее постановки служат захоронения мустьерцами умерших, где находят во множестве медвежьи кости. Эти археологические факты позволяют начать дискуссию о первых религиозных верованиях. Однако вести ее трудно из-за отсутствия изображений и знаков в мустьерской культуре. То же относится и к языку неандертальцев. По-видимому, неразвитость гортани препятствовала появлению у них членораздельной речи. Неандертальцы изъяснялись жестами, но, конечно, предположить в палеолите подобие языка глухонемых невозможно.

Соотношение примитивного и современного человека

Как показывает молекулярный анализ, неандертальцы не были прямыми предшественниками Человека разумного разумного. Сейчас принято считать, что он пришел из Африки, где самые ранние его следы появились около 100 тыс. лет назад. В Евро-

пе он обосновался 30-40 тыс. лет назад, вытеснив неандертальцев и в незначительной степени скрестившись с ними. Мустьерской культурой заканчивается ранний палеолит (некоторые исследователи выделяют ее в средний палеолит), и начинается поздний (верхний) палеолит. В придачу к орудиям появляются изображения, и культура приобретает более привычный нам, «полный» характер 1 .

С конца 1950-х гг. антропологические открытия в Восточной Африке неуклонно расшатывали слишком упрощенные представления об очеловечивающей роли труда и линейные схемы антропогенеза. Возраст человека пришлось удлинить по крайней мере на миллион лет, а вместо классической последовательности австралопитеки - питекантропы -синантропы -неандертальцы - кроманьонцы вырисовывается контур многоветвистого эволюционного древа высших приматов. Сейчас понятно, что помимо линии, ведущей к современному человеку, были и самостоятельные ветви ископаемых гоминид, рас­полагавших орудиями труда и, возможно, другими элементами культуры. Можно предположить, что эти боковые побеги антропогенеза имеют относительно

самостоятельный и завершенный характер, но тогда едва ли возможно трактовать их только как эволюционные предпосылки современного человека или как пробы и ошибки на пути к нему. Напрашивается важная теоретическая дилемма: существует ли культура только в единственном числе как атрибут Человека разумного или можно говорить о множественности культур, имеющих других авторов? Культура или культуры?

1 Следует заметить, что рассуждения о культуре полного или неполного состава имеют смысл только в сравнении с творениями человека современного типа. Достижения других биологических видов и подвидов при этом рассматриваются как шаги на пути к известному эволюционно-историческому результату, а их способность создать самостоятельные нетупиковые культуры отвергается. Однако, объявляя культуру человека современного физического типа константой, мы обедняем возможности, скрытые в качественно изменившихся за последние десятилетия данных по антропогенезу, а равно и в революционизирующих с другого конца знания о человеке достижениях молекулярно-генетических технологий. Напротив, признавая относительно самостоятельный характер досапиентных и раннесапиентных стадий эволюции, мы вносим научную основательность в дискуссию.

Пока только культура Человека разумного (точнее, его подвида - Человека разумного разумного) дает определения собственно культуры в качестве родового термина, являясь одновременно и родом, и видом. Но, во-первых , искусственную среду творят и в ней существуют не только прямоходящие приматы. Разумеется, у «венца природы» сейчас нет соперников в переустройстве планеты, однако развитые негоминидные культуры теоретически возможны. Во-вторых, к таким поискам подталкивают упомянутые антропологические открытия последних десятилетий. В-третьих , техноэволюция стреми­тельно приближает пору искусственного, заданного преобразования биологии. До XXI в. телесно-видовая конструкция, приобретенная человечеством на рубеже позднего палеолита, считалась неизменной. Сейчас преобразовательный порыв цивилизации перенесен с природы внешней на собственную фактуру человека. Изменение пола, создание искусственных органов, клонирование, вторжение в генетический код организма - речь идет о трансформации биологического естества Homo sapiens"а и, возможно, о возобновлении эволюции, «уснувшей» 40 тыс. лет назад.

Заключительный этап формирования человека современного типа проходил 300—30 тыс. лет назад. Темпы эволюции популяций формирующихся людей были различными в разных местах, Они определялись как биологическими факторами (миграция, изоляция одних популяций, смешение других), так и набиравшими силу социальными факторами.

Неандертальский человек. Неандертальцы получили свое название по месту первой находки их окаменелых останков в долине Неандерталь близ Дюссельдорфа (Германия). Окаменелости были обнаружены в 1856 г., и поначалу к ним отнеслись как к останкам современного человека, страдавшего рахитом, артритом и получившего при жизни несколько сильных ударов по голове (таково было заключение патологоанатома). Лишь после опубликования работ Дарвина окаменелости привлекли внимание ученых.

К настоящему времени в Европе и Юго-Западной Азии найдены останки около 200 неандертальцев. Возраст окаменелостей.40—300 тыс. лет. Наиболее хорошо изучены западноевропейские непндертальцы, которых называют классическими. Они жили 70—30 тыс. лет назад. Классические неандертальцы были мускулистыми и коренастыми людьми ростом 1,7 м и массой 70 кг. Плотное телосложение помогало им сохранять тепло в условиях холодного климата Европы ледникового периода. Обнаруженные черепа европейских неандертальцев имеют покатый лоб. надглазничные валики, затылочный бугор с большим основанием. Объем мозга составлял в среднем 1500 см3 (рис. 96). Черепа неандертальцев, обитавших в Юго-Западной Азии, менее массивны, имеют высокий лоб, подборо-дочный выступ, слабо выраженные надглазничные валики.

Европейские неандертальцы жили в пещерах, служивших естественными укрытиями от холода суровых зим. Азиатские неандертальцы сооружали шалаши, покрывая их шкурами животных. Следы очагов говорят об использовании огня для обогрева жилищ. Неандертальцы умели разводить огонь, высекая искры из кусков колчедана.

В эпоху неандертальцев усложнилась технология обработки камня. Тщательно обрабатывая отщепы, неандертальцы создавали более разнообразные и более специализированные орудия по сравнению с орудиями своих предшественников. Наличие среди орудий каменных и костяных игл свидетельствует о том. что неандертальцы шили себе одежду из шкур. В качестве ниток они исполь-зовали сухожилия животных.

Неандертальцы, повидимому, были весьма ловкими охотниками, гак как их существование в холодный период напрямую зависело от успешности охоты. Объектами охоты были как мелкие (лисицы, зайцы, птицы), так и довольно крупные животные (северные олени, лошади, медведи, зубры и даже мамонты).

Неандертальцы первыми среди представителей человеческого ро-дя стали систематически хоронить умерших. Могилы устраивались в иолу пещер. Мертвых клали в позу спящего на боку человека и снабжали предметами, которые по представлению неандертальцев должны были сопутствовать умершему (оружие, орудия труда и др.). Существовал также культ животных, на которых велась охота.

Об искусстве неандертальцев известно крайне мало. Найдены костный амулет, испещренная царапинами галька, куски красного оксида железа, растертый в порошок марганец, возможно, применяв-шийся для раскрашивания тела.

Таким образом, физические данные и передовые по тем временам технические приемы сделали возможным выживание неандертальцев в условиях ледникового периода. Захоронения, ритуалы, зачатки искусства и религиозных верований говорят о достижении неандертальцами более высокого уровня развития самосознания, эмоций, абстрактного мышления по сравнению с их предшественниками.

Место неандертальцев в эволюции человека. Неандертальцы были тупиковой ветвью в эволюции человека. В Европе, Африке, Восточной Азии и Индонезии обнаружены черепа, большой объем (1300 см3), округлый затылок, выпрямленная лицевая часть, мелкие ровные зубы которых позволяют считать их принадлежащими древнейшим формам человека разумного. Возраст найденных черепов 100—300 тыс. лет, что говорит о существовании человека разумного задолго до появления классических неандертальцев.

По-видимому, человек прямоходящий, живший около 500 тыс. лет назад в Северной Африке, дал начало человеку современного физического типа (древнейшая форма Homo sapiens), который в результате нескольких волн миграций заселил сначала Юго-Западную Азию, а затем Европу. В Европе потомками первых миграционных волн человека прямоходящего явились классические неандертальцы. Ученые рассматривают их как высоко специализированный, адаптированный к холодному климату подвид человека разумного — Homo sapiens neanderthalensis. Классические неандертальцы достигли вершины своего развития во время последнего оледенения и исчезли около 30 тыс. лет назад.

Из окаменелостей неандертальцев удалось выделить и расшифровать несколько фрагментов митохондриалыюй ДНК. Сравнение нуклеотидной последовательности митохондриальпой ДНК неандер-тальцев и современных людей подтвердило предположение, что неандертальцы — генетически отдельная, хотя и близкородственная современному человеку, ветвь.

К современного человека и неандертальцев существовал 500 тыс. лет назад.

Примерно 30 тыс. лет назад морфологические изменения человека но основном завершились, и мир населили люди современного тина (подвид II..щи sapiens sapiens).

Кроманьонцы.

Кроманьонцы были несколько ниже среднего нынешнего европейца. Рост мужчины составлял в среднем 170 см, масса — около 70 кг. Для черепов кроманьонцев характерны высокий лоб. прямая (не выступающая вперед) лицевая часть, отсутствующие или слабо развитые надглазничные валики, небольшие челюсти с мелкими ровными зубами, хорошо развитый подбородочный выступ. Объем мозга кроманьонца в среднем был равен 1400 см3. По мнению лингвистов и анатомов, расположение полостей носа и рта, удлиненная глотка позволяли кроманьонцам издавать звуки, гораздо более четкие и разнообразные, чем звуки, доступные их предшественникам. В целом по своему физическому строению кроманьонцы не отлича-лись от современных людей.

Кроманьонцы жили во время последнего ледникового периода. Как и неандертальцы, они населяли пещеры либо сооружали жили-ща в виде шатров из шкур животных. На стоянках кроманьонцев обнаружены разнообразные, тщательно изготовленные из камня и ко-стей животных орудия труда. Были найдены иглы с ушками, крючки для ловли рыб, гарпуны, луки.

Кроманьонский человек был первым создателем музыки (найдены костяные дудочки) и, самое главное, художником. В пещерах обнаружены наскальные рисунки, на которых изображены отдельные животные и целые охотничьи сценки. Найдены костяные статуэтки людей и животных, разнообразные украшения. Кроманьонцы достигли важнейшей ступени интеллектуального развития — способности оперировать символами. Вместе с изображениями животных краманьонцы оставили на стенах пещер непонятные узоры. Самыми древними из этих загадочных знаков являются контуры человеческих ладоней. Кроманьонскому человеку принадлежит древнейшая карта, вырезанная на бивне мамонта, а также загадочные костяные пластинки, украшенные точками. Исследования под микроскопом показали, что тот, кто вырезал метки, многократно менял орудия, силу и угол нажима. Ученые считают, что эти пластинки могут представлять собой лунный календарь.

Сравнение митохондриальных ДНК, полученных от представителей различных современных популяций человека, показало, что все они восходят к одной предковой последовательности нуклеотидов. По разнообразию митохондриальных ДНК современных людей было установлено, что предковая последовательность существовала где-то играли циклические изменения климата, происходив-шие с интервалом в десятки тысяч лет.

Общая схема истории возникновения и эволюции гоминоидов изображена на рисунке 100. На нем видно, что линии, ведущие к современным человекообразным обезьянам и человеку, разделились более 6 млн лет назад. Путь развития от животного до человека не был прямым и однозначным. Некоторые из предшественников человека не смогли его завершить и вымерли. Лишь одной небольшой группе доисторических людей развитие интеллекта, речи, социальных отношений, трудовой деятельности позволило не только успешно конкурировать с другими приматами, но и дать начало современ-ному человечеству.

В Восточной Африке около 200 тыс. лет назад. Таким образом, несмотря на то что представители австралопитеков и людей видов человек прямоходящий, человек умелый и человек разумный подвид неандертальский к этому времени широко расселились по Земле, они не стали родоначальниками современных людей. Кроманьонцы, вероятнее всего, произошли от небольшой группы древней формы человека разумного, жившего в Африке около 200 тыс. лет назад.

Расселение людей современного типа началось примерно 100 тыс. лет назад. Оно шло из Африки через Суэцкий перешеек в двух на-правлениях. Одна ветвь расселения была направлена в Юго-Восточную, Восточную и Северо-Восточную Азию, другая — в Западную Азию и Европу. Было несколько волп миграций доистори-ческих людей из Северо-Восточной Азии через Берингов перешеек в Северную и далее в Южную Америку (40 тыс., 14—12 тыс., 9 тыс. лет назад). В Австралию и на острова Океании человек проник из Юго-Восточной Азии около 50 тыс. лет назад. 40 тыс. лет назад современный человек заселил Европу. В расселении человека существенную роль.

Эволюция человека – это теория происхождения людей, созданная английским натуралистом и путешественником Чарльзом Дарвином. Он утверждал, что древний произошел от . Для подтверждения своей теории Дарвин много путешествовал и пытался собрать разные .

Здесь важно подчеркнуть, что эволюция (от лат. evolutio - «развёртывание»), как естественный процесс развития живой природы, сопровождающийся изменением генетического состава популяций, действительно имеет место быть.

Но вот относительно возникновения жизни вообще и появления человека в частности, эволюция довольно скудна на научные доказательства. Не случайно она до сих пор считается всего лишь гипотетической теорией.

Одни склонны верить в эволюцию , считая ее единственным разумным объяснением происхождения современных людей. Другие начисто отрицают эволюцию, как антинаучную вещь, и предпочитают верить в то, что человек был создан Творцом без всяких промежуточных вариантов.

Пока ни одна сторона не смогла научно убедить оппонентов в своей правоте, поэтому уверенно можно считать, что обе позиции основаны сугубо на вере. А как считаете вы? Напишите об этом в комментариях.

Но давайте разберемся с наиболее распространенными терминами, связанными с дарвиновской идеей.

Австралопитеки

Кто такие австралопитеки? Это слово можно часто слышать в околонаучных разговорах об эволюции человека.

Австралопитеки (южные обезьяны) – это прямоходящие потомки дриопитеков, обитавшие в степях около 4 млн. лет назад. Это были довольно высокоразвитые приматы.

Человек умелый

Именно от них произошел наиболее древний вид людей, которых ученые называют Homo habilis – «человек умелый».

Авторы теории эволюции считают, что по внешнему виду и строению человек умелый не отличался от человекообразных обезьян, но при этом уже умел изготавливать примитивные режущие и рубящие орудия труда из грубо обработанной гальки.

Человек прямоходящий

Ископаемый вид людей Homo erectus («человек прямоходящий»), согласно теории эволюции, появился в Восточной и уже 1,6 млн. лет назад широко распространился по Европе и Азии.

Человек прямоходящий был среднего роста (до 180 см) и отличался прямой походкой.

Представители этого вида научились изготовлять каменные орудия для труда и охоты, использовали шкуры животных в качестве одежды, жили в пещерах, пользовались огнем и готовили на нем пищу.

Неандертальцы

Когда-то предком современного человека считали неандертальца (Homo neanderthalensis). Этот вид, согласно теории эволюции, появился около 200 тысяч лет назад, а 30 тысяч лет назад прекратил свое существование.

Неандертальцы были охотниками и отличались мощным телосложением. Однако их рост не превышал 170 сантиметров. Сейчас ученые полагают, что неандертальцы были, скорее всего, лишь боковой ветвью того эволюционного древа, от которого произошел человек.

Человек разумный

Человек разумный (на латыни – Homo sapiens) появился, согласно теории эволюции Дарвина, 100-160 тысяч лет назад. Homo sapiens строили шалаши и хижины, иногда даже жилые ямы, стены которых обшивали деревом.

Они умело пользовались луком и стрелами, копьями и костяными крючками для ловли рыбы, а также строили лодки.

Человек разумный очень любил расписывать тело, украшать рисунками одежду и предметы домашнего быта. Именно Хомо сапиенс создали человеческую цивилизацию, которая существует и развивается до сих пор.


Этапы развития древнего человека согласно теории эволюции

Следует сказать, что вся эта эволюционная цепочка происхождения человека является исключительно теорией Дарвина, которая до сих пор не имеет научных доказательств.

Каковы же движущие силы, те факторы, которые вызвали перестройку морфологии питекантропа именно в этом, а не в каком либо другом направлении, создали предпосылки для вытеснения питекантропа человеком современным и определили успех этого процесса? С тех пор как антропологи задумались над этим процессом, а произошло это сравнительно недавно, назывались самые разнообразные причины изменения морфологии питекантропа и приближении ее к морфологии современного человека.

Исследователь синантропа Ф. Вайнденрайх считал наиболее показательным отличием современного человека от питекантропа совершенный по своей структуре мозг с более развитыми лобными долями , увеличенный в высоту, с редуцированным затылочным отделом. В целом правильность такого взгляда Ф. Вайденрайха не вызывает сомнений. Но от этой правильной констатации он не смог перейти к вскрытию ее причины и ответить на вопрос: почему же сам мозг усовершенствовался, изменяя свою структуру?

Наиболее характерная черта современного человека – совершенная кисть , способная к самым разнообразным трудовым операциям. Все другие особенности морфологии современного человека развились в связи с преобразованием кисти. Можно думать, хотя это и не излагалось сторонниками этой теории, что мозг совершенствовался под влиянием многочисленных раздражений, идущих от кисти, а количество этих раздражений постоянно увеличивалось в процессе труда и овладения новыми трудовыми операциями. Но эта гипотеза встречает возражения как фактического, так и теоретического характера. Если рассматривать перестройку мозга только как следствие эволюции руки в процессе приспособления к трудовым операциям, то она должна была отразиться в основном на развитии двигательных областей коры головного мозга, а не возрастании лобных долей – центров ассоциативного мышления. Да и морфологические отличия человека разумного от питекантропа заключается не только в строении мозга. Неясно, например, как связаны с перестройкой кисти изменение пропорций тела современного человека по сравнению с неандертальцем. Таким образом, гипотеза, связывающая своеобразие Homo sapiens в первую очередь с развитием кисти в процессе овладения трудовыми операциями, тоже не может быть принята, как и изложенная выше гипотеза, видящая основную причину этого своеобразия в развитии и усовершенствовании мозга.

Более приемлема гипотеза факторов формирования человека современного вида, разработанная Я.Я. Рогинским . Он использовал многочисленные и широко известные в клинике нервных болезней наблюдения над субъектами, у которых повреждены лобные доли мозга: у таких субъектов резко тормозятся или совсем пропадают социальные инстинкты, буйный нрав делает их опасными для окружающих. Таким образом, лобные доли мозга -- сосредоточение не только высших мыслительных, но и социальных функций. Этот вывод был сопоставлен с фактором разрастания лобных долей мозга у современного человека по сравнению с питекантропом и, в свою очередь, привел к заключению, что не вообще развитие мозга или развитие кисти, а разрастание лобных долей мозга было той основной морфологической особенностью, которая отличала людей современного типа от поздних неандертальцев. Питекантроп в силу своей морфологии был недостаточно социален, недостаточно приспособлен к жизни в обществе, чтобы дать возможность развиваться этому обществу дальше: он не умел в полной мере подавлять своих индивидуалистических антиобщественных инстинктов, как, впрочем, это бывает у животных, а вооруженность его была намного выше. Схватки между отдельными представителями стада питекантропов могли кончаться серьезными травмами. Отдельные случаи таких травм отмечены на некоторых черепах ископаемого человека. Дальнейшее развитие общества ставило перед питекантропом задачи, которые он не мог выполнить в силу своих ограниченных морфологических возможностей, поэтому естественный отбор стал работать в направление выделения и сохранения более социальных особей. Я.Я. Рогинский указал на огромную общественную силу и жизнеспособность тех коллективов, в которых число социальных особей было наибольшим. Разрастание лобных долей мозга расширяло сферу областей ассоциативного мышления, а с ним способствовало усложнению общественной жизни, разнообразию трудовой деятельности, вызвало дальнейшую эволюцию строения тела, физиологических функций, моторных навыков.

Следует оговориться, что воспринимать эту гипотезу при всей ее бесспорной убедительности некритически, как гипотезу, разрешающую все проблемы и трудности, связанные с процессом формирования человека современного вида, нельзя. Достаточно сложная трудовая деятельность неандертальцев и истоки многих социальных институтов и идеологических явлений в среднем палеолите заставляют с сомнением отнестись к идее внутренней конфликтности неандертальского стада. Увеличение объема мозга, развитие речевой функции и языка, усложнение трудовой деятельности и хозяйственного быта – это общие тенденции эволюции гоминид, особенно гоминид в социально-культурной сфере. Они были бы невозможны при отсутствии социальных связей и направленного групового поведения. Истоки социального поведения уходят в животный мир, и поэтому, трактуя проблему факторов формирования Homo sapiens, целесобразнее говорить об усилении уже существовавших на предыдущих стадиях антропогенеза общественных связей, а не о замене ими конфликтного поведения. В противном случае мы возвращаемся к той же, уже рассмотренной нами, гипотезе обуздания зоологического индивидуализма, только на более низком этапе эволюции гоминид. Изложенный подход наиболее близок к старым взглядам В.М. Бехтерева , специально выделившего социальную форму отбора и понимавшего под ней такой отбор, при котором отбирались индивидуумы с поведением, полезным не самому индивидууму, а группе, к которой он принадлежал. Строго говоря, на всех этапах эволюции гоминид такая форма отбора была, очевидно, решающей; и роль ее, возможно, только еще усилилась при формировании человека разумного.

Таким образом, социальность, наибольшее приспособление к жизни в коллективе, создающийся при этом наиболее благоприятный для нее морфофизиологический и психологический тип, что в совокупности обусловило наиболее резкое отличие человека от других представителей животного мира, определили, можно предполагать, и следующий этап эволюции человека – выделение человека современного вида как наиболее совершенного организма с точки зрения требований социальной организации. По аналогии с трудовой теорией антропогенеза эту гипотезу можно назвать социальной или общественной, подчеркивая этим ведущую роль коллективной общественной жизни именно в формировании современного вида внутри рода Homo.

Самый близкий родственник человека был открыт в 1856 г. в местечке Неадерталь возле Дюссельдорфа. Рабочие, нашедшие пещеру со странными черепами и большими костями, решили, что это останки пещерного медведя, и даже не предполагали, какие жаркие споры вызовет их находка. Эти кости, а также кости, найденные позже на севере Англии, на востоке Узбекистана и на юге Израиля, были останками предка человека, получившего название неандерталец , – примитивный человек, живший от 200 000 до 27 000 лет назад. Неандерталец делал примитивные орудия, раскрашивал тело узорами, имел религиозные представления и похоронные ритуалы.

Предполагается, что неандерталец эволюционировал из Homo erectus . В пределах неандертальского вида в нашем понимании можно выделить несколько групп, имеющих морфологическую, географическую и хронологическую специфику. Европейские неандертальцы , составляющие компактную географическую группу, распадаются в соответствии с распространенным мнением на два типа. Выделенные типы именуются различными исследователями «классическими» (или «типичными») и «атипичными» неандертальцами. Первая группа относится к более позднему периоду Вторая группа по сложившейся традиции якобы более ранняя. Хронологические различия сопровождаются морфологическими, но последние парадоксальным образом не соответствует ожидаемым и характеризуют обе группы в обратном порядке по сравнению с геологическим возрастом: более поздние неандертальцы оказываются более примитивными, более ранние – прогрессивными. Мозг у последних, правда, несколько меньше по объему, чем у поздних неандертальцев, но более прогрессивен по строению, череп выше, рельеф черепа меньше (исключение составляют сосцевидные отростки, развитые сильнее, -- типичный человеческий признак), на нижней челюсти намечается подбородочный треугольник, размер лицевого скелета меньше.

Происхождение и генеалогические взаимоотношения двух этих групп европейских неандертальцев много раз обсуждались с самых разных сторон. Была высказана гипотеза, согласно которой поздние неандертальцы приобрели свои отличительные особенности под влиянием очень холодного, сурового ледникового климата в условиях Центральной Европы. Их роль в формировании современного человека была меньше, чем ранних, более прогрессивных форм, которые и явились прямыми и основными предками современных людей. Однако против такой трактовки морфологии и генеалогических отношений хронологических групп в составе европейских неандертальцев выдвигалось то соображение, что географически они были распространены на одной и той же территории и ранние формы также могли быть подвержены воздействию холодного климата в приледниковых районах, как и поздние.

Причиной вымирания более поздних неандертальцев могла быть слишком высокая специализация – неандертальцы были приспособлены к жизни в условиях ледниковой Европы . При изменении условий такая специализация обернулась для них бедой. Долгие годы обсуждался вопрос, где место неандертальцев на эволюционном древе и могло ли происходить скрещивание между ними и Homo sapiens в период их сосуществования на протяжении десятков тысячелетий. Если скрещивание было возможно, то современные европейцы могли бы иметь некоторые гены неандертальцев. Ответ – хотя и не окончательный – получен совсем недавно при исследовании ДНК неандертальца . Генетик Сванте Пэбо экстрагировал ДНК из останков неандертальца, имеющих возраст несколько десятков тысяч лет. Несмотря на то, что ДНК была сильно фрагментирована, ученым удалось с помощью самого современного метода анализа ДНК установить нуклеотидную последовательность небольшого участка митохондриальной ДНК. Митохондриальная ДНК была выбрана для исследования потому, что в клетках ее молярная концентрация в сотни раз превышает концентрацию ядерной ДНК.

Экстракция ДНК проводилась в условиях высочайшей стерильности – ученые работали в костюмах, напоминающих скафандры, для того, чтобы предотвратить случайное загрязнение исследуемых образцов посторонней, современной ДНК. В обычных условиях при помощи использованного учеными метода полимеразной цепной реакции удается «читать» фрагменты ДНК протяженностью до нескольких тысяч пар нуклеотидов. На изучаемых образцах максимальная длина «прочитанных» фрагментов составляла около 20 пар нуклеотидов.

Получив набор таких коротких фрагментов, ученые восстановили по ним исходную нуклеотидную последовательность митохондриальной ДНК. Сравнение ее с ДНК современного человека показало, что они значительно отличаются. Полученные данные позволяют предположить, что неандертальцы составляли отдельный, хотя и родственный человеку, вид .

Скорее всего, скрещивание этих двух видов было невозможно – слишком велики генетические различия между ними . Следовательно, в генофонде человека нет генов, полученных от неандертальцев. По последовательности ДНК было оценено время расхождения ветвей неандертальца и современного человека, которое составило 550–690 тыс. лет. Однако полученные данные можно считать предварительными, т.к. это результаты исследования только одного индивида.

Помимо перечисленных основных ветвей в эволюции человека, всегда существовали и второстепенные, «слепые», «тупиковые» ответвления эволюционного развития. Например, огромные человекообразные обезьяны (гигантопитеки и мегантропы ). Встречу с ними также описывает Рони-старший в своём произведении: «На полянку выскочило из серо-зелёного мрака сильное и гибкое существо. Никто не мог бы сказать - передвигалось ли оно по-звериному, на четырёх ногах, или на двух, как люди и птицы. Лицо у него было огромное, челюсти, как у гиены, череп приплюснутый, грудь мощная, как у льва. ...Нао восхищался их силой, равной, пожалуй, только силе медведя, и думал, что, если бы они только захотели, они легко могли бы уничтожить и рыжих карликов, и кзаммов, и уламров...» (кзаммы - так писатель назвал неандертальцев; уламры - племя современных людей, к которому принадлежит герой романа.)

Писатель указывает, что поскольку эти существа «питались только растениями, а выбор их был более ограничен, чем у оленей или зубров, то поиски пищи требовали много времени и большой внимательности».

Надо сказать, что мясная пища сыграла очень важную роль в развитии человеческого разума. Жизнь человекообразных обезьян, питающихся растениями (например, горилл), представляет собой почти непрерывный процесс добычи пропитания. Чтобы насытиться, горилле необходимо поглотить огромное количество пищи. Этим животные заняты с утра до вечера. Мясная пища в сравнении с вегетарианской экономит гораздо больше «свободного времени».

Одним из результатов (надо сказать, довольно печальным) предпочтения человеком мясной пищи стало людоедство (каннибализм), сохранявшееся на протяжении почти всей истории человечества. На раскопанной археологами древней стоянке «человека разумного» на острове Ява, например, найдены 11 черепов с проломленными основаниями, принадлежавшие представителям вида «человек прямоходящий». Это - свидетельство каннибализма. Вот как, оказывается, складывались взаимоотношения представителей различных видов рода Ноmo (правда, надо заметить, что чаще древние люди поедали представителей собственного вида, а не других видов рода Ноmo).

Но и неандертальцы, и питекантропы, и представители других видов и подвидов этого рода тоже, судя по всему, были далеко не безобидны. Возможно, живущие в фольклоре многих народов представления о диких косматых людоедах, обитающих в лесу, - слабый отзвук тех далёких схваток.

Почему людей называют людьми? Для взрослого человека этот вопрос может показаться несколько «детским». Однако родителям зачастую довольно непросто ответить на него ребенку. Давайте же выясним, как появился человек разумный (homo sapiens) и что подразумевают под этим понятием.

Что подразумевают под определением «человек»?

Каково же понятие слова «человек»? Согласно энциклопедическим данным, человек - живое существо, одаренное разумом, свободной волей, даром мышления и речи. Исходя из определения, лишь люди обладают способностью к осмысленному созданию орудий труда и их использованию в ходе организации общественного труда. Кроме того, человеку подвластно передавать собственные мысли другим индивидуумам с помощью набора речевых символов.

Появление человека разумного

Первые сведения о человеке разумном датируются эпохой каменного века (палеолит). Именно в этот период, по мнению ученых, люди научились организовываться в небольшие группы в целях совместного поиска пропитания, защиты от диких животных, выращивания потомства. Первая хозяйственная деятельность людей заключалась в охоте и собирательстве. В качестве орудий труда использовались всевозможные палки и каменные рубила. Общение между людьми эпохи каменного века происходило путем жестикуляции.

Поначалу представители homo sapiens руководствовались при организации стадной жизни исключительно инстинктами выживания. В данном плане первые люди были больше похожи на животных. Физическое и психическое формирование человека разумного завершилось в период позднего палеолита, когда появились первые зачатки устной речи, в группах начало происходить распределение ролей, а орудия труда стали более продвинутыми.

Характерные особенности человека разумного

Почему людей называют людьми? Представители вида «человек разумный» отличаются от своих примитивных предшественников наличием абстрактного мышления, умением выражать свои намерения в словесной форме.

Чтобы понять, почему людей называют людьми, давайте исходить из определения. Человек разумный научился совершенствовать орудия труда. В настоящее время найдено более 100 предметов отдельного назначения, которыми пользовались при организации жизни в группах люди эпохи позднего палеолита. Человек разумный умел сооружать жилища. Хотя поначалу они были достаточно примитивными.

Постепенно на смену стадной жизни пришли родовые общины. Первобытные люди начали идентифицировать своих родственников, различать представителей вида, которые относятся к враждебным группам.

Организация примитивного общества с распределением ролей, а также наличие умения анализировать обстановку привели к устранению полной зависимости от факторов окружающей среды. На смену собирательству пришло выращивание растительной пищи. Охота постепенно была заменена скотоводством. Благодаря такой приспособленческой деятельности показатели средней продолжительности жизни человека разумного существенно возросли.

Осознание речи

Отвечая на вопрос, почему людей называют людьми, отдельно стоит рассмотреть речевой аспект. Человек - единственный вид на Земле, что умеет формировать сложные комбинации звуков, запоминать их и идентифицировать послания от других индивидуумов.

Зачатки вышеуказанных способностей отмечаются и у некоторых представителей животного мира. Например, некоторые пернатые, которые знакомы с речью человека, умеют довольно точно воспроизводить отдельные фразы, однако не понимают их смысла. По сути, это лишь подражательные возможности.

Чтобы осознавать значение слов, создавать осмысленные комбинации звуков, требуется особая сигнальная система, которая имеется лишь у человека. Биологи неоднократно пытались обучить отдельных существ, в частности приматов и дельфинов, системе символов, используемых для общения человеком. Однако подобные опыты дали малозначительные результаты.

В заключение

Возможно, именно способности доисторического человека к организации жизни в группах, общению, созданию орудий труда, распределению социальных ролей позволили современным людям занять доминирующее место на планете среди всех живых существ. Таким образом, допускается, что наличие культуры позволяет нам именоваться людьми.


Top