Прозвище балерины айседоры дункан. Айседора Дункан: биография и некролог

14 сентября 1927 года скончалась Айседора Дункан, которая запомнилась не только своим новаторством в танце, но и тем, что с 1922 по 1924 год была женой Сергея Есенина.

Дора Энджела Дункан родилась 27 мая 1877 года в Сан-Франциско. Ее отец вскоре обанкротился и оставил жену с четырьмя детьми. Айседору отдали в школу уже в 5 лет, скрыв ее настоящий возраст. Однако, посчитав учебу бесполезной, она в 13 лет сбежала из школы, чтобы самостоятельно изучать музыку и танцы. Вскоре Айседора познакомилась с Лои Фуллер, которая оказала влияние на формирование исполнительского стиля Дункан. Вместе они выступали до 1902 года.

На сцене. (pinterest.com)

В 18 лет Дункан переехала в Чикаго, где стала выступать в ночных клубах. Айседора танцевала босиком в греческом хитоне. Необычный костюм вкупе с нетрадиционным исполнительской манерой, а также рекламой, которая говорила о танцовщице как об экзотической диковинке, шокировали публику.

Танцует. (pinterest.com)

Дункан была не просто артисткой и танцовщицей. Она мечтала о создании нового человека, для которого танец будет более чем естественным делом. Особое влияние на Дункан, как и на все её поколение, оказал Ницше. В ответ на его философию Дункан написала книгу «Танец будущего».

Несколько лет спустя Дункан вместе с семьей отправилась в Грецию. По инициативе Айседоры на холме Копанос началось строительство храма, где должны были проходить занятия танцами и, конечно, выступления самой Дункан. Танцовщица лично выбрала 10 мальчиков-певцов, которые в составе хора аккомпонировали танцовщице во время перфомансов. Вместе с этим хором она гастролировала в Вене, Мюнхене, Берлине.

Впервые в России Дункан оказалась в конце 1904, когда ее пригласили на гастроли в Санкт-Петербург и Москву. Почти 10 лет спустя Айседора вновь приехала в Россию, где ее встретило немало поклонников и последователей, основавших собственные студии свободного или пластического, танца.

Дункан. (pinterest.com)

В 1921 году нарком просвещения Луначарский пригласил Дункан в Москву, чтобы открыть школу танцев. Советская власть обещала поддержку, в том числе и финансовую. Однако большая часть обещаний так и осталась обещаниями. Тогда-то она и познакомилась с Сергеем Есениным на одном из приемов художника Георгия Якулова. Поэт увидел ее во время исполнения танца с шарфом. Есенин был потрясен. Потрясение только усилилось, когда, принимая поздравления от поклонников, танцовщица у всех на глазах поцеловала поэта в губы. В тот же вечер Айседора уже вальяжно полулежала на софе, а поэт стоял возле нее на коленях.

Вскоре они начали жить вместе. Сергей и Айседора говорили на разных языках, но не расставались друг с другом. «Он читал мне свои стихи, — рассказывала Айседора переводчику и директору Школы танцев Илье Шнейдеру. — Я ничего не поняла, но я слышу, что это музыка, и что стихи эти писал гений!»

Дункан и Есенин. (pinterest.com)

Отношения были противоречивыми. Есенин часто напивался, случалось, что и бил Дункан. В «Романе без вранья» ближайшего друга Есенина Анатолия Мариенгофа так описан этот роман: «Есенин впоследствии стал ее господином, ее повелителем. Она, как собака, целовала руку, которую он заносил для удара, и глаза, в которых чаще, чем любовь, горела ненависть к ней. И все-таки он был только партнером, он был как кусок розовой материи — безвольный и трагический. Она танцевала. Она вела танец».

Карьера Дункан в Москве не складывалась, и она решила принять приглашение о гастролях по США и Западной Европе. Есенин, не желая отпускать Айседору, решил поехать с ней. Чтобы выехать из страны вместе, им пришлось пожениться.

Проведя несколько счастливых месяцев в Европе, пара отправились в Штаты, где их отношения начали рассыпаться. Айседора всячески пыталась продвинуть мужа как поэта — ей удалось организовать перевод и публикацию его стихов, она устраивала поэтические чтения, но Есенина воспринимали исключительно как милое дополнение, едва ли не как игрушку знаменитой танцовщицы. Самолюбивый Есенин страдал, чувствовал тотальное одиночество, ненужность, отчего заболел депрессией. Он все больше, все чаще пил и устраивал скандалы, таким образом все же попадая на первые полосы американских газет, но, опять-таки, в качестве эксцентричного мужа несравненной, великой Айседоры.


Сергей Есенин и Айседора Дункан. (pinterest.com)

Вскоре пара развелась. Спустя два года после расставания Сергей Есенин повесился в гостинице Англетер, а еще через полтора года погибла и Айседора — тоже от удушения, ее длинный шарф на ходу попал в ось автомобильного колеса, и петля затянулась. Утверждалось, что её последними словами, сказанными перед тем, как сесть в автомобиль, было: «Прощайте, друзья! Я иду к славе». По другим источникам, однако, Дункан сказала «Я иду к любви».

Все рожденные Дункан дети очень рано скончались: дочь Дердри (от режиссёра Крэга) и сын Патрик (от бизнесмена Париса Зингера) погибли в автомобильной катастрофе, а третий сын умер через несколько часов после рождения. Айседора удочерила шесть своих учениц, среди которых была Ирма Эрих-Гримм. Девочки стали продолжательницами традиций свободного танца и пропагандистами творчества Дункан.

А йседора Дункан в своем творчестве пренебрегла устоявшимися правилами и канонами и создала собственный стиль и пластику. Ее «танцы босоножек» стали основой модернистского направления в танцевальном искусстве.

Танцующая Бетховена и Горация

Анжела Айседора Дункан родилась в Сан-Франциско в 1877 году в семье банкира Джозефа Дункана. Отец вскоре ушел из семьи, и матери, Мэри Айседоре Грей, пришлось много работать, чтобы содержать четырех детей. Однако она часто говорила: «Без хлеба обойтись можно, а без искусства нет» . В их доме всегда звучала музыка, в семье много читали, разыгрывали античные трагедии. Маленькая Айседора начала танцевать уже в два года. А в шесть лет она открыла первую «школу танца» для соседских детей: учила их движениям, которые придумывала сама. В 12 лет, давая уроки, юная танцовщица уже могла подрабатывать. Спустя год она бросила школу и посвятила все свое время танцам, изучению музыки, литературы и философии.

В 1895 году семья переехала в Чикаго. Дункан работала в театре, выступала в ночных клубах. Ее видение танца отличалось от классических представлений. Балет, по мнению танцовщицы, был лишь комплексом механических движений тела, не передающих душевных переживаний. В ее танце тело должно было стать проводником ощущений.

«Нет такой позы, такого движения или жеста, которые были бы прекрасны сами по себе. Всякое движение будет только тогда прекрасным, когда оно правдиво и искренне выражает чувства и мысли».

Айседора Дункан

Айседору вдохновляла античность. Ее идеалом стала танцующая Гетера, изображенная на греческой вазе. Дункан заимствовала ее образ: выступала босиком, в полупрозрачной тунике, с распущенными волосами. Тогда это было ново и необычно, многие восхищались и стилем танцовщицы, и оригинальностью ее пластики. Движения Дункан были довольно простыми. Но она стремилась станцевать всё - музыку, картины и стихотворения.

«Айседора танцует всё, что другие говорят, поют, пишут, играют и рисуют, она танцует Седьмую симфонию Бетховена и «Лунную сонату», она танцует «Primavera» Боттичелли и стихи Горация» .

Максимилиан Волошин

Танец будущего

В начале XX века семья переехала сначала в Лондон, потом в Париж. В 1902 году актриса и танцовщица Лои Фуллер предложила Айседоре отправиться в турне по Европе. Вместе они создавали новые композиции: «Танец серпантин», «Танец огня». «Божественная босоножка» - Дункан стала очень известной в европейской культурной среде.

Айседора Дункан. Фото: biography-life.ru

Айседора Дункан. Фото: aif.ru

Айседора Дункан. Фото: litmir.net

В 1903 году она ездила в Грецию, где обучалась древнегреческому пластическому искусству, а потом переехала жить в Германию. В Грюневальде Дункан купила виллу и набрала воспитанников, которых учила танцевать и фактически содержала. Эта школа проработала до Первой мировой войны .

«Я не собираюсь учить вас танцам. Я просто хочу научить вас летать, как птицы, гнуться, как молодые деревца под ветром, радоваться, как радуется под майским утром бабочка, дышать свободно, как облака, прыгать легко и бесшумно, как серая кошка».

Айседора Дункан

У Дункан появились собственные философские взгляды. Она считала, что учить танцевать нужно всех, чтобы это стало для людей «естественным состоянием». Под влиянием философии Ницше Дункан написала книгу «Танец будущего».

В 1907 году Айседора выступала в Санкт-Петербурге. Ее концерты посещали члены императорской семьи, Михаил Фокин, Сергей Дягилев , Александр Бенуа , Лев Бакст , артисты балета, литераторы. Тогда же танцовщица познакомилась с Константином Станиславским . Позже в своей книге он вспоминал ее слова: «Прежде чем идти на сцену, я должна положить себе в душу какой-то мотор; он начнет внутри работать, и тогда сами ноги, и руки, и тело, помимо моей воли, будут двигаться» .

Айседора Дункан. Фото: livejournal.com

Айседора Дункан. Фото: lichnosti.net

Айседора Дункан. Фото: diletant.media

Айседора Дункан вдохновляла многих своих современников: художников Антуана Бурделя, Огюста Родена, Арнольда Роннебека. Позировала для Эдварда Мейбриджа, который сделал серию динамичных фотографий танцующей Дункан. Известная балерина Матильда Кшесинская говорила, что у этой танцовщицы не будет последователей, но ее танец станет частью современного балета. В отношении классических танцев она была права: движения рук в балете вскоре стали более свободными под влиянием «дунканизма».

Дункан-Есенины

Вспоминая неудавшуюся семейную жизнь родителей, Дункан не стремилась выйти замуж. У танцовщицы был недолгий роман с режиссером Гордоном Крэгом, который стал отцом ее дочери Дейдры. Потом она родила сына Патрика от Париса Юджина Зингера (наследника Исаака Зингера, производителя швейных машин). В начале 1913 года маленькие дети Дункан трагически погибли. От самоубийства танцовщицу удержали воспитанницы ее школы в Германии: «Айседора, живите для нас. Разве мы - не ваши дети?»

В 1921 году Айседору Дункан пригласили в Москву, где она организовала школу танцев для детей из пролетарских семей. Тогда же танцовщица впервые встретилась с Сергеем Есениным . «Он читал мне свои стихи , – рассказывала потом Айседора. – Я ничего не поняла, но я слышу, что это музыка и что стихи эти писал гений!» Поначалу они общались через переводчиков: она не знала русского, он - английского. Вспыхнувший роман стремительно развивался. Они называли друг друга «Изадора» и «Езенин».

Ирма Дункан (приемная дочь танцовщицы), Айседора Дункан и Сергей Есенин. Фото: aif.ru

Айседора Дункан и Сергей Есенин. Фото: aif.ru

Вскоре Есенин переехал в дом Дункан, на Пречистенку. Их отношения были бурными: вспыльчивый Есенин ревновал Айседору, мог оскорбить ее или ударить, уходил, но потом возвращался - раскаивался и клялся в любви. Друзья Дункан возмущались тем, что она позволяет себя унижать. А танцовщица считала, что у Есенина временное нервное расстройство и ситуация рано или поздно наладится.

«Есенин впоследствии стал ее господином, ее повелителем. Она, как собака, целовала руку, которую он заносил для удара, и глаза, в которых чаще, чем любовь, горела ненависть к ней. И все-таки он был только партнером, он был как кусок розовой материи - безвольный и трагический. Она танцевала. Она вела танец».

Анатолий Мариенгоф

В 1922 году Дункан и Есенин поженились, чтобы иметь возможность вдвоем поехать за границу. Они оба стали носить двойную фамилию: Дункан-Есенины. Пробыв некоторое время в Европе, пара отправилась в Америку, где Айседора занялась поэтической карьерой Есенина: организовала перевод и публикацию его стихотворений, устраивала поэтические чтения. Но в Америке Есенин страдал депрессией, все чаще устраивал скандалы, попадая на первые полосы газет. Пара вернулась в СССР, вскоре Айседора уехала в Париж. Там же она получила телеграмму: «Я люблю другую женщину, женат, счастлив».

Спустя два года жизнь поэта трагически оборвалась в гостинице «Англетер». Еще через полтора года в Ницце погибла Айседора Дункан: она была удушена собственным шарфом, который попал в колесо автомобиля. Прах Айседоры Дункан захоронили на кладбище Пер-Лашез в Париже.

Айседора Дункан – американская танцовщица, основоположница свободного танца, супруга русского поэта .

Айседора Дункан родилась 26.05.1877 г. в Сан-Франциско. Урожденная Дора Энджела была младшей из четырех детей Джозефа Чарльза Дункана (1819-1898), банкира, горного инженера и известного ценителя искусства, и Мэри Айседоры Грей (1849-1922). Вскоре после рождения Айседоры глава семейства обанкротился, и семья некоторое время жила в крайней бедности.

Родители Дункан развелись, когда той не было и года. Мать переехала с детьми в Окленд и устроилась швеей и преподавателем фортепиано. Денег в семье было мало, и вскоре юная Айседора бросила школу, чтобы вместе с братьями и сестрами зарабатывать уроками танцев для местных детей.

Танцы

Айседора с детства воспринимала танцы иначе, чем другие дети – девочка «следовала своей фантазии и импровизировала, танцуя так, как ей вздумается». Мечты о большой сцене привели Дункан в Чикаго, где она безуспешно ходила на прослушивания в разные театры, а затем и в Нью-Йорк, где в 1896 году девушка устроилась в театр известного критика и драматурга Джона Августина Дэйли.


В Нью-Йорке девушка некоторое время брала уроки у знаменитой балерины Мари Бонфанти, но, быстро разочаровавшись в балете и почувствовав себя недооцененной в Америке, Айседора переехала в 1898 году в Лондон. В столице Великобритании Айседора начала выступать в богатых домах – неплохие заработки позволили танцовщице арендовать студию для занятий.

Из Лондона девушка направилась в Париж, где произошла ее судьбоносная встреча с Лои Фуллер. Лои и Айседора имели сходные взгляды на танец, рассматривая его как естественное движение тела, а не жесткую систему отработанных движений, как в балете. В 1902 году Фуллер с Дункан отправились в танцевальный тур по европейским странам.


Много лет своей жизни Дункан ездила с выступлениями по Европе и Америке, хотя она вовсе не была в восторге от гастролей, контрактов и прочей суеты – Дункан считала, что это отвлекает ее от истинной миссии: обучения молодых танцовщиков и создания чего-то прекрасного. В 1904 году Айседора открыла свою первую танцевальную школу в Германии, а затем еще одну в Париже, но она вскоре была закрыта из-за начала Первой мировой войны.

Популярность Айседоры в начале 20 века не подвергается сомнению. В газетах писали, что танец Дункан определяет силу прогресса, изменений, абстракции и освобождения, а ее фото, на которых представлено «эволюционное развитие танца», каждое движение которого рождается из предыдущего в органической последовательности, стали знаменитыми на весь мир.


В июне 1912 года французский модельер Пол Пуаре устроил в шикарном особняке на севере Франции один из самых знаменитых вечеров «La fête de Bacchus» (воссоздание «вакханалий» Людовика XIV в Версале). Айседора Дункан, одетая в греческое вечернее платье, сшитое Пуаре, танцевала на столах среди 300 гостей, которые за несколько часов успели выпить 900 бутылок шампанского.

После очередных гастролей в США в 1915 году Айседора должна была плыть обратно в Европу – выбор пал на роскошный лайнер «Лузитания», но из-за ссоры с кредиторами, которые грозились не выпустить девушку из страны, пока та не выплатит $12,000, Дункан в итоге пришлось сесть на другой корабль. «Лузитания», торпедированный германской субмариной, затонул недалеко от берегов Ирландии, унеся жизни 1198 человек.


В 1921 году политические симпатии Дункан привели танцовщицу в Советский Союз. В Москве нарком просвещения РСФСР А.В. Луначарский предложил американке открыть танцевальную школу, пообещав финансовую поддержку. Однако в итоге большую часть расходов по содержанию школы Айседора выплачивала из своих собственных денег, переживая при этом голод и бытовые неудобства.

Московская школа быстро разрасталась и набирала популярность. Первое выступление учащихся заведения произошло в 1921 году на сцене Большого театра в честь годовщины Октябрьской революции. Айседора вместе с учениками исполнила танцевальную программу, в которую, помимо прочих, вошел танец «Варшавянка» под мелодию польской революционной песни. Программа, во время которой революционное знамя подхватывалось из рук павших борцов полными сил бойцами, имела успех у зрителей.

Впрочем, впечатлены были не все. Некоторых озадачило, что эта «пожилая женщина» рискнула выйти на сцену чересчур голой. Невысокая (168 см), с дряблыми полными ляжками и уже не столь упругим бюстом, Дункан не могла быть столь же легкой и изящной, как в юности – годы брали свое.

Танцовщица прожила в советской России 3 года, но различные неурядицы заставили Айседору покинуть страну, оставив управление школой на одну из своих учениц, Ирму.

Личная жизнь

В своей профессиональной и личной жизни Айседора нарушала все традиционные устои. Она была бисексуалкой, атеисткой и настоящей революционеркой: во время своего последнего тура по США на последних аккордах концерта в бостонском Симфони-Холл Айседора стала размахивать над головой красным шарфом, выкрикивая: «Это красный! И я такая же!».

Дункан родила двух детей вне брака - дочь Дердри Беатрис (1906 г.р.) от театрального режиссера Гордона Крейга и сына Патрика Августа (1910 г.р.) от Париса Зингера, одного из сыновей швейцарской магната Айзека Зингера. Дети Айседоры погибли в 1913 году: автомобиль, в котором малыши находились со своей няней, на полном ходу рухнул в Сену.


После гибели детей Дункан впала в глубокую депрессию. Ее брат и сестра решили отвезти Айседору на несколько недель на остров Корфу– там американка подружилась с молодой итальянской феминисткой Линой Полетти. Теплые отношения девушек вызывали множество сплетен, однако подтверждений того, что дамы состояли в романтических отношениях, нет.

В своей автобиографии «Моя жизнь. Моя любовь», опубликованной в 1927 году, Дункан рассказала, как из-за отчаянного желания завести еще одного ребенка она умоляла молодого итальянского незнакомца - скульптора Романо Романелли - вступить с ней в интимную связь. В итоге Дункан забеременела от Романелли и родила 13 августа 1914 года сына, который умер вскоре после родов.


В 1917 году Айседора удочерила шесть своих подопечных, Анну, Марию-Терезу, Ирму, Лизель, Гретель и Эрику, которых она обучала еще в школе в Германии. Коллектив юных талантливых танцовщиц прозвали «Isadorables» (игра слов от имени Isadora и «adorables» («очаровательные»).

После окончания школы, в которой позже преподавала сестра Айседоры Элизабет (Дункан постоянно была в разъездах), девушки стали выступать с Дункан, а затем и отдельно, имея огромный успех у публики. Несколько лет спустя коллектив распался – каждая девушка пошла своим путем. Эрика была единственной из шести девушек, не связавшей свою дальнейшую жизнь с танцами.


В 1921 году в Москве Дункан познакомилась с поэтом Сергеем Есениным, который был на 18 лет младше ее. В мае 1922 года Есенин и Дункан стали мужем и женой. Танцовщица приняла советское гражданство. Поэт больше года сопровождал Дункан в ее турне по странам Европы и США, не стесняясь тратить ее деньги на престижное жилье, дорогую одежду и подарки родным. При этом Есенин испытывал сильную тоску по России, о чем он указывал в своих письмах друзьям.

После двух лет общения без знания языков (Айседора знала едва ли больше 30 слов по-русски, а Есенин – и того меньше по-английски) между супругами начались трения. В мае 1923 года поэт покинул Дункан и вернулся на родину.


Прямых посвящений Айседоре в стихах Есенина не содержится, однако образ Дункан четко прослеживается в поэме «Черный человек». Стихотворение «Пускай ты выпита другим..» посвящено актрисе Августе Миклашевской, хотя Дункан утверждала, что эти строки поэт посвятил именно ей.

Позже Дункан завела роман с американской поэтессой Мерседес де Акоста – об этих отношениях узнали из писем, которые девушки писали друг другу. В одном из них Дункан признавалась:

«Мерседес, веди меня своими маленькими сильными руками, и я пойду за тобой - на вершину горы. На край света. Куда бы ты ни пожелала».

Смерть

В последние годы жизни Дункана мало выступала, накопила множество долгов и была известна скандальными интимными историями и любовью к выпивке.

В ночь на 14 сентября 1927 г. в Ницце Айседора вышла от своей подруги Мэри Дести (матери Престона Стёрджеса, режиссера фильма «Странствия Салливана») и села в автомобиль «Амилкар» к франко-итальянскому механику Бенуа Фальчетто, с которым американку, вероятно, связывали романтические отношения.


Шарф и колесо автомобиля - причина смерти Айседоры Дункан

Когда машина резко тронулась, ветер поднял в воздух края длинного, расписанного вручную шелкового шарфа танцовщицы, и опустил за борт машины. Шарф тотчас запутался в спицах колеса, женщину вдавило в борт автомобиля. Дункан погибла мгновенно. Тело было кремировано; урну с пеплом поместили в колумбарии на парижском кладбище Пер-Лашез. Машина, погубившая американскую танцовщицу, была продана за огромную по тем временам сумму – 200 000 франков.

3 ноября на экраны выходит фильм «Танцовщица», рассказывающий о судьбах великих предшественниц американского танца-модерн - Лой Фуллер и Айседоры Дункан.

No fixed points подготовит вас к просмотру долгожданной картины, рассказав самое важное о жизни этих двух невероятных женщин.

Две великие американки - Лой Фуллер и Айседора Дункан - давно уже осели в учебниках истории, как «предвестницы танца-модерн». И если про Дункан в России, по вполне понятным причинам, существует приличное количество литературы и информации, то личность Лой Фуллер остается все еще малоизвестной широкой публике.

Кто такая Айседора Дункан?

Из всей истории любого направления современного танца, будь то свободный танец, танец-модерн, или выразительный танец, только о Дункан у нас написаны сонмы книг и переведены некоторые из её работ. В русскоязычном пространстве нет специалистов, подробно изучающих творчество Марты Грэм, Мэри Вигман, или даже Мориса Бежара, но вот по Дункан найдется несколько уважаемых исследователей. Каждый год по всему миру читаются лекции о ней, проводятся научные съезды с исследователями со всего мира, и даже танец её продолжает вдохновлять и волновать. Дунканисток по миру, конечно, больше, чем грэмисток или фуллеристок, а ее трагическая судьба до сих пор будоражит широкую публику. В чем же секрет этой нашей любви к той, чьи танцы мало сохранились: в том ли, что она, полюбив Россию и став женой Есенина, сразу стала русской «Дунькой», как ласково её называл поэт, или в том, что она сумела изменить вектор развития хореографии?

Однажды в 1901 году Лой Фуллер приехала в студию на авеню Вилье в Париже, чтобы посмотреть выступление одной молодой американской танцовщицы. Вероятно, она получила приглашение, написанное от руки: «Мисс Дункан будет танцевать под звуки арфы и флейты в своей студии вечером следующего четверга, и если вы чувствуете, что увидеть этого маленького человека, танцующего против волн всемогущей судьбы, стоит 10 франков - почему бы и не прийти». Или возможно, Лой просто услышала слова Эжена Карьера, что «Танец Айседоры Дункан - это уже не развлечение, это персональная манифестация, так же как и произведение искусства».

У двух танцовщиц было мало общего. Фуллер была известна и популярна в артистических кругах. Дункан наслаждалась крошечным успехом в Лондоне, но была практически неизвестна в Париже, и влачила почти нищенское существование. В то время как Фуллер скрывала массивный корпус в тоннах ткани, Дункан использовала для танца только лишь тело и простейшие костюмы, избегая различных театральных излишеств, от которых зависели представления Фуллер.

© Bettmann/Corbis

Лой была впечатлена увиденным, и сразу же пригласила Айседору в свою труппу, где та смогла бы исполнять свои собственные танцы. Она не могла и представить, что эта миленькая девочка затмит ее и ее наследство, и что именно Дункан будет больше ассоциироваться с новым танцем и с утверждением женской свободы на сцене.

Несмотря на то, что Дункан считалась революционеркой, которая оказала неоценимое влияние на последующее развитие танца, ее называли «прославленным эмулятором». Многое из того, что она делала, не было новым. Она не была первой, кто стал танцевать в греческих хитонах, в те дни это было модно: так одевалась Женевьев Стеббинс на свои дельсартовские лекции. Эмансипация уже начала освобождать женщин от их узких корсетов, что быстро переняла и Айседора. Многие другие танцовщики также танцевали с голыми ногами и оголенными частями тела.

Но ее настоящим вкладом в развитие современного танца стало открытие новой мотивации танца. Дункан росла в конце 19 века, когда греческая культура воспринималась как высочайшее выражение человеческого существования. Греки верили, что разум и тело были равны: они жадно изучали гимнастику и искусства, желая развиваться как интеллектуально, так и физически. Дункан соединила эти греческие идеалы с философией американских трансценденталистов, в частности с идеями Ральфа Уольдо Эмерсона, работа которого «Природа» 1836 года станет формулировкой этой философии. Он верил, что природа является знаком духовного - что Бог существует и в ней, и в человеке.

Греция Дункан, как писал Кёрстин Линкольн, была «реальным выражением калифорнийского пантеизма». Она почитала творчество Уолта Уитмана и любила говорить, что её первая идея танцевать пришла не от античности, но от ритма волн и ветра на траве. Хотя пресса позже будет указывать на Грецию, как на источник ее вдохновения, напоминая о схожести её поз с фигурами на вазах. А на самом деле хореографическая лексика Дункан имела отношение больше к природе и к американскому безумию дельсартизма.

Часто пишут, что Дункан создала свой новый танец в противовес классическому. Что на самом деле не совсем корректно: классический балет в Америке не имел таких мощных корней, как в Европе, более того, только Баланчину чуть позже удалось создать настоящий американский балет. Поэтому желание двигаться свободно у Дункан возникло не из-за неприязни к балету, более того, она пыталась даже ходить на балетные классы, и наблюдала за работой Анны Павловой в 1904 году. Но тогда Дункан пожаловалась, что эти строгие балетные экзерсисы повторялись бездумно: «это прямо противоположно всем теориям, на которых я основывала свою школу, где тело становится прозрачным переходником между разумом и духом».

Дункан родилась в Сан-Франциско 26 мая 1877 года. Ее мать после раннего развода вынуждена была растить 4 детей в бедности, и юность Айседоры прошла в постоянных переездах с квартиры на квартиру. Мать Айседоры придерживалась убеждений, что можно сидеть без хлеба, но нельзя жить без поэзии и музыки. В возрасте 11 лет, фактически не имея никакой профессиональной подготовки, Айседора вместе со своей сестрой Элизабет, давала уроки танцев соседским детям, а потом и семьям богатых калифорнийцев. В 12 лет она бросила школу. А в 15 лет была упомянута в адресной книге Окленда, как «Мисс, А (как Анжела) Дора Дункан, учительница танцев».

В 1895 году семья решила, что Айседора должна попробовать силы на профессиональной сцене. Девушка выступила перед директором передвижной труппы, но антрепренер отказался принять её, сказав матери: «То, что делает ваша дочь, годится скорее для церкви, чем для театра».

И все же в июне 1895 года Айседора добилась ангажемента в Чикаго. Она танцевала, именуясь на афише «Калифорнийским фавном», в кафешантане «Мазоник Руф Гарден», выступая с двумя танцами: первый был её сочинением на музыку «Весенней песни» Мендельсона, второй отвечал требованию антрепренера, настаивавшего на «чем-нибудь возбуждающем, чтобы ноги поднимали повыше и было побольше оборок».

К 1896 году её семья переехала в Нью-Йорк, где Айседора была принята в труппу к Августину Дейли. Эти выступления не приносили, однако, ни удовлетворения, ни даже средств к существованию. Но Дейли позволил Дункан поехать в Лондон со своей труппой.


В 1898 году она покидает труппу Дейли и возвращается в Америку, где выступает с определенным успехом как «салонная солистка»: она стала появляться в гостиных богатых дам из высшего общества, таким образом зарабатывая себе на жизнь. Они приглашали ее танцевать в их салонах, поручали заниматься танцем с их детьми, изредка финансировали и публичные выступления. Однако полная зависимость от богатых дам-патронесс не могла не тяготить девушку. У Дункан уже складывался к этому времени свой взгляд на искусство танца, и то, что она видела в Америке, не вызывало у нее энтузиазма. Поэтому она решила продолжить как свое образование, так и свои поиски, в Европе.

Ванесса Редгрейв в роли Айседоры Дункан в фильме «Айседора» 1968 года.
Режиссер - Карел Рейш

В возрасте 22 лет, в 1899 году, она вместе со своей семьей села в судно, перевозящее крупный рогатый скот, и уехала в Англию. Там Дункан получила теплый прием среди интеллектуалов, артистов и меценатов. То, чего так долго она искала в Америке.

Важным моментом её жизни стала поездка в Париж в 1900 году, когда она написала: «Не было ни одного памятника, перед которым мы бы не стояли в восхищении, наши молодые американские воодушевленные души стояли перед культурой, которую мы так тяжко старались найти».

В то лето в Париже была в разгаре Всемирная выставка, а Айседора изучала Лувр, видела выступления Лой Фуллер и Сада-Якко, и восхищалась скульптурой Родена. Он впоследствии много работал с ней, делал каллиграфические скетчи. Позже она станет музой для многих скульпторов, в частности, Антуан Бурдель запечатлел танцующую Дункан на барельефе здания театра Елисейских полей.

Здесь в конце 1901 года она вступила в труппу Лой Фуллер, имевшую огромный успех в Париже.


Именно Лой Фуллер способствовала тому, что в Вене в 1902 году Дункан удалось выступить перед прессой и небольшими группами зрителей, главным образом из среды художественной интеллигенции в Домах искусств.

Однако первый большой публичный успех ждал ее в Будапеште уже после того, как она ушла от Фуллер. Публика была восхищена. В Мюнхене и Берлине Дункан была потрясена тем, с каким уважением к ней отнеслись интеллектуалы, что позволили ей войти в их круг, о чем она в Америке и мечтать не могла.

В 1904 году Козима Вагнер, дочь Ференца Листа и жена Рихарда Вагнера, пригласила её выступить в опере Вагнера «Тангейзер». Айседоре польстило, что большинство немцев сочли её искусство выросшим, как и все развитые цивилизации, из Древней Греции. Она учила немецкий, чтобы иметь возможность читать немецких философов в оригинале, и обнаружила, что пантеизм и немецкая натурфилософия были подтверждением её теорий. Любовь Ницше к танцу, как к метафоре жизни, утвердила её мнение о том, что она как раз и входила в то число избранных «сверхлюдей». Она хранила толстый томик его работ у себя около кровати на протяжении всей своей жизни.

Александр Гросс, венгерский импресарио, организовал ей концерт (которому предшествовала её лекция о новом танце - «Танец будущего») в театре «Урания» 19 апреля 1902 года. Эта дата - начало триумфальных выступлений артистки по странам Европы: в городах Германии на протяжении 1902 и 1903 годов, снова в Вене, в Париже в «Трокадеро» в 1903 году.

И, наконец, в декабре 1904 года в России. Эти первые концерты в Петербурге и Москве зимой 1904/1905 годов имели огромное значение и для дальнейшего развития искусства танца в России, и для самой Дункан, потому что здесь её намерения нашли, пожалуй, самую горячую поддержку, здесь о ней постоянно писали, здесь ей подражали.

Важнейшим событием ее жизни была встреча с театральным дизайнером и реформатором Эдвардом Гордоном Крэгом, от которого в 1906 году она родила ребенка. В 1908 году, по приезду в Россию, она долгое время разговаривала со Станиславским; позднее режиссер говорил, что Дункан, как и он, «<…> искала этот творческий мотор, который должен уметь класть в свою душу актер перед тем, как выходить на сцену.».
Дункан выступала по всей Европе, от Лондона и Парижа до Афин и Москвы в течение 8 лет. В Америку она вернулась лишь в 1908 году, а во второй раз - в 1911, годом позднее после рождения ее сына, Патрика, чьим отцом был американский предприниматель Парис Зингер. Ее американский репертуар включал в себя работы на музыку Глюка, Штрауса, Чайковского, Моцарта, Бетховена, Шопена, Баха, Вагнера и Шуберта. Но американские критики писали, что вряд ли можно назвать танцем то, что исполняла Дункан.


Айседора Дункан и Гордон Крэг.
Фоторепродукция В. Дюжаева

Годы успеха Дункан пришлись до Первой Мировой Войны. После окончания войны её искусство и её жизнь кардинально изменились. Двое ее детей трагически погибли в 1913 году: событие, которое навсегда омрачит ее жизнь. Потом она родила ребенка, который умер через час после рождения. Она заметно постарела, перестала следить за собой, сильно поправилась и стала пить. Девичья невинность, радость и беспечность ушли из её танцев, ставших более статичными.

Будучи в затрудненном финансовом положении, Дункан продолжала выступать в разных местах, и сделала несколько гастрольных туров в США. В 1922-1923 годах, сразу после свадьбы с Сергеем Есениным, танцовщица была практически затравлена своей собственной страной за использование «аморальных» костюмов и за симпатию большевикам во время того, как антикоммунистическая истерия захватила нацию. Лишенная гражданства Америки из-за брака с иностранцем, она так и не вернулась в свою родную страну. Пятью годами позже, в Ницце, в возрасте 49 лет, она трагически погибла, будучи задушенной своим шарфом, который застрял в колесе Бугатти.


Айседора Дункан и Сергей Есенин

Однако, она могла довольно часто держать публику в бездыханном напряжении, просто стоя без движения на протяжении длинных музыкальных пассажей. Каролин Карлсон вспоминала, что по словам Алвина Николая, видевшего Дункан на сцене, люди рыдали от того, как она в течение 20 минут медленно поднимала руки наверх.

Ее первая школа, которой занялась ее сестра Элизабет, открылась в Грюнвальде, недалеко от Берлина, в 1904 году; вторая - с финансовой помощью Париса Зингера, в Нейи, а затем в Бельвю-сюр-Сен, во Франции, прямо перед Первой мировой войной; и третья - в Москве в 1921 году по приглашению Луначарского, где ей обещали - но не вышло - около тысячи студентов. Со студентов не брали плату.
В Америке попытка в 1915 году основать «Школу Дункан для детей рабочего класса» не увенчалась успехом.

Единственная школа, которая хоть как-то пережила Вторую мировую войну, это школа в Советском Союзе, которой руководила Ирма Дункан. Говорят, даже танцовщики Большого ходили на её классы. Главным принципом обучения было «освобождение тела от всех оков к его натуральному движению». А главной задачей - объявить танец серьезным искусством.

Суммируя достижения Дункан, исследовательница из Австрии Гунхильда Шюллер-Оберцаухер подводит итог: «Айседора Дункан вместе с другими американцами (например, Рут Сен-Денис и Мод Аллан, также начинавших свою артистическую карьеру в Вене и Берлине) завоевала новые сцены для своих выступлений; Дункан совершала революцию в области формы сценического танца; она разрабатывала новую тематику; Дункан помогла утвердиться свободному танцу как особой форме искусства; она сыграла решающую роль в эмансипации женщины; она привлекла новых зрителей, из которых сформировалось первое поколение европейских исполнителей свободного танца».

Но в США, как это ни парадоксально, идеи этой великой американки не находили отклика дольше всего. Она приезжала туда в 1909, 1911, 1917 и 1922 годах и всякий раз встречала в лучшем случае равнодушие, в худшем - недоброжелательство. А между тем и здесь медленно, но верно шел процесс формирования новых форм танца. Только главная роль тут принадлежала не Дункан, а другим танцовщикам.

Парадокс, что она основала множество школ в разных странах, и несмотря на то, что у нее было много учеников, она не оставила ни одного последователя. Говорят, что она не изобрела никакой техники, но это в какой-то мере неправда. Она настолько много размышляла о своем искусстве, изучала движение, и спонтанность, которая ей овладевала, не может быть спутана с отсутствием мыслительного процесса. Она заявляла: «Я понимаю, что мои единственные учителя в танец были - Жан-Жак Руссо, Уолт Уитман и Ницше» . Она хотела создать что-то новое, поэтому так яростно сопротивлялась всякому кодифицированию в движении.

Важность Айседоры для танца-модерн не в развитии техники, а в открытии разума. Танец для нее - это духовное выражение, которое черпает свои источники скорее в человеческой душе, чем в каких-то уже заранее установленных формах.

Женщина, никогда не боявшаяся идти против общественного мнения... Первый ее жених был старше на 29 лет, а единственный муж - на 18 лет младше. Она и по сей день известна всем как танцовщица, однако ее новаторский на то время стиль танца умер вместе с ней, хотя она и пыталась основать свои школы в разных странах, чтобы увековечить собственное видение пластики и хореографии. Такой была Айседора Дункан, биография которой и будет рассмотрена в данной статье. Ее скандальная и необычная жизнь прервалась не менее экстравагантной смертью. Но след, который она оставила в истории, не простыл до сих пор.

Рождение будущей звезды

Первую подножку будущей знаменитой танцовщице жизнь подставила еще до ее рождения. К тому моменту, когда малышка должна была появиться на свет, в семье уже было трое детей. Да вот только самой семьи не было. Отец, провернувший крупную банковскую аферу, сбежал, бросив беременную жену и детей на произвол судьбы. Он забрал с собой все деньги и никогда не появлялся в жизни младшей дочери.

Шел 1877 год. А может, и 1878-й… За окном стоял январь. А возможно, и май… Дело в том, что точная дата рождения маленькой Доры Анджелы Дункан неизвестна. Она появилась на свет в шумном Сан-Франциско под озлобленные крики обманутых ее отцом вкладчиков, бушевавших под окнами дома.

Раннее детство

Эти испытания, хотя и оказались полной неожиданностью для ее матери, не сломили решительную женщину. Она пообещала себе, что, несмотря ни на что, воспитает детей и обеспечит их всем необходимым. По профессии мать Доры Анджелы была музыкантом и, чтобы содержать семью, ей пришлось много работать, давая уроки.

Ей действительно удалось поставить на ноги всех своих детей, и даже дать им совсем неплохое образование. Но уделять достаточно личного внимания детям она не могла физически. Чтобы не оставлять маленькую дочку надолго дома одну, мать рано отдала девочку в школу, скрыв ее настоящий возраст.

Однако вечера самоотверженной матери безраздельно принадлежали детям. Она играла для них любимые произведения Шопена, Моцарта, Бетховена и других великих композиторов. С самого раннего детства Дункан Айседора слушала поэзию Уильяма Шекспира и стихи Перси Биши Шелли.

Первая влюбленность

Интересоваться мужчинами Дора Анджела начала еще совсем в юном возрасте. Когда ей было всего одиннадцать лет, Доре Анджеле приглянулся молодой мужчина по имени Вернон, который работал на аптечном складе. Она была так настойчива в своем желании, что парень, в конце концов, был вынужден придумать несуществующую помолвку. И только когда он заверил ее, что вскоре женится, она отступила.

Однако не стоит поспешно заключать, что Дора Анджела была распущенной нимфеткой. Это было бы явным искажением фактов. Преследование Вернона было хотя и настойчивым, но по-детски невинным. И все-таки данный эпизод из ее жизни уже многое рассказывает о характере этой эксцентричной особы, коей она и останется до своего последнего вздоха. Айседора Дункан, биография которой впишет на свои страницы еще не одно мужское имя, полностью раскроется как женщина много позже.

Определение мечты

Свою первую школу танцев Дора Анджела открыла в шесть лет. В роли учеников там выступали соседские дети. Понятное дело, это было просто детской игрой. Но к 10 годам они с сестрой уже действительно кое-что зарабатывали преподаванием танцев. Дора Анджела говорила о новой системе танца, которой, понятно, в то время просто не было. Девочка просто обучала детей красивым движениям, которые сама же стихийно и придумывала. Как бы то ни было, это уже было первыми шагами к созданию нового авторского

Выбор жизненного пути

Нельзя сказать, что учеба в общеобразовательной школе давалась Доре Анджеле с трудом. Скорее наоборот - ей было просто откровенно скучно. Она часто сбегала со школьных занятий и часами бродила по берегу моря, вслушиваясь в неспешный рокот стихии и наблюдая за накатывающимися на берег волнами.

В тринадцать лет юная ученица решила, что хватит прожигать время на ученической скамье, и бросила школу. Свою жизнь она решила безраздельно посвятить музыке и танцам. Большой удачей для девочки-подростка без денег и протекции стало согласие танцовщицы Марии Луи Фуллер взять ее в ученицы.

В погоне за славой

Проучившись несколько лет, талантливая, но нетерпеливая Дора Анджела отправляется покорять Чикаго, прихватив с собой мать и брата. В это время она и берет себе сценическое имя Дункан Айседора. Но Чикаго не спешил пасть к ногам новомодной танцовщицы, хотя ее выступления и имели определенный успех. Зато ей безраздельно покорился вполне конкретный любитель изящных искусств в лице 45-летнего Ивана Мироцкого - безработного эмигранта из Польши.

Если вспомнить, что Айседоре в то время не успело исполниться еще и 17 лет, легко представить себе, насколько странный и не вполне естественный вид был у этой парочки. Ее родные были не в восторге от подобной партии, но и злостных препятствий им не чинили. А на мнение общества Айседоре было откровенно наплевать.

Обман жениха

Роман Айседоры и Мироцкого продолжался полтора года. Это был период настоящего ухаживания в духе той эпохи. Максимум, что позволяла себе влюбленная пара, - это поцелуи во время совместных прогулок.

Наконец был назначен день свадьбы и начались приготовления к торжеству. Возможно, в истории появилась бы совсем другая Айседора Дункан - жена и почтенная мать семейства. Но этого не произошло, потому что Мироцкий хранил страшную тайну - он уже был женат, и его законная супруга проживала в Лондоне. Незадолго до свадьбы об этом узнает ее брат, и помолвка расторгается.

Дерзкие решения

Айседора не стала страдать по неудавшемуся замужеству, а отправилась выступать в Нью-Йорк. Здесь она достигла некоторого успеха. На ее импровизированные танцы с удовольствием любовались в великосветских салонах. Но Дункан понимала, что необходимо двигаться вперед.

И тогда она обошла жен местных богатеев и под различными предлогами выклянчила у них в общей сложности несколько сотен долларов. Этих денег хватило на то, чтобы купить место для проезда себе, матери, брату и сестре до Лондона. Правда, ехать пришлось в трюме, предназначенном для перевозки скота, но ни сама Айседора, ни ее семья не были избалованы излишествами в жизни, а потому перенесли это путешествие достаточно сносно.

По прибытии в Лондон она отправляется прямиком в одну из самых дорогих гостиниц, расталкивает ночного портье и заявляет ему, что они только что с поезда и скоро привезут их багаж. Она заказывает номер и завтрак, а поутру они всей семьей незаметно ускользают из гостиницы, так как все средства были истрачены на переезд.

Жизнь налаживается

Это была не последняя авантюра, провернутая жаждущей признания танцовщицей. Жизнь Айседоры Дункан полна остроумных и экстравагантных решений. Она без зазрения совести использовала в своих интересах окружающих людей. В особенности это касалось мужчин. Айседора планомерно оттачивала свое и, когда выпадала возможность, применяла его на восторженных поклонниках.

Но в первую очередь, Дункан все-таки была артисткой. Она стремилась к признанию своего таланта и понимала, что не обойдется без помощи. И помощь эта пришла в лице популярной в то время актрисы Кемпбелл, которая поверила в перспективность свежего стиля и устроила Айседоре громкий дебют в качестве «экзотической танцовщицы» на одном из светских приемов.

Айседора Дункан и Есенин

В 1921 году Дункан получила официальное приглашение открыть в Москве школу танца. Она с радостью приняла его и с верой в счастливое будущее - свое и этой великой страны, стремившейся к переменам, отправилась в Россию.

Однажды на прием, который устраивался в доме Дункан, пришел Сергей Есенин. Так встретились две яркие и неординарные личности, которые сразу же устремились друг к другу со всей пылкостью и непосредственностью своих характеров.

Брачные узы

Айседора Дункан и Есенин быстро стали предметом пересудов в столице и даже за ее пределами. Они были очень разными, не знали языка друг друга, но тем не менее продолжали встречаться. Их не останавливала ни значительная ни невозможность просто пообщаться без переводчика.

Впервые за долгие годы решилась связать себя узами официального брака свободолюбивая Айседора Дункан. Есенин же, опьяненный славой избранницы, считал этот шаг вполне естественным.

Трудности в браке

Идиллия двух представителей богемы продолжалась недолго. Существует мнение, что Сергей завидовал популярности жены. Он был честолюбив и хотел сам быть в центре внимания.

Когда прошла первая страсть, он все больше и больше стал замечать на внешности супруги отпечатки, оставленные прожитыми годами. Есенин вел себя с женой очень грубо. Много несправедливой и беспочвенной брани выслушала в свой адрес Айседора Дункан. Чья жена вытерпела столько же упреков? Возможно, в некоторой степени ее защищало то, что она просто не понимала русской речи. Но Есенин начал позволять себе бить жену. А не понять этого обращения было просто невозможно.

Развод был лишь делом времени. Но даже после этого верная себе Дункан Айседора сохранила к Есенину теплые чувства. Никогда она не позволяла себе сказать что-то плохое или неуважительное в адрес поэта.

Роковая поездка

В 1927 году Дункан Айседора находилась в Ницце. Она очень любила быструю езду на автомобиле и часто отправлялась на прогулки в открытом авто. И этим солнечным осенним днем она решила прокатиться, как обычно. Повязав на шею красивый шарф и эффектно откинув его за спину, она села в автомобиль, попрощалась с друзьями и скомандовала шоферу трогать. Они не успели далеко отъехать. Конец шарфа попал в спицы колеса, запутался в них и сломал женщине шею. Так ее настигла неумолимая смерть. Айседора Дункан жила стремительно и завершила жизнь оглушительным аккордом, в последний раз громко заявив о себе.


Top