Литературные викторины в подготовительной группе. Литературная викторина для детей подготовительной группы «В гостях у сказки

Викторина «Путешествие в мир сказок»
(досуг для детей подготовительной к школе группы их родителей)

Цель:
Обобщить знания детей о сказках; активизировать и развивать чёткую интонационно-выразительную речь, обогащать словарный запас; воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству, умение работать в команде.

Предварительная работа:
Чтение детям сказок, просмотр мультфильмов и беседы по содержанию, слушание магнитофонной записи со сказками, выставка книг по теме, игры-драматизации по сказкам.

Подготовительный этап:
Заранее формируются две команды детей подготовительных к школе групп.

ХОД

Звучит музыка песни “В гостях у сказки”. Дети заходят в зал, который украшен шарами и иллюстрациями различных сказок.
Ведущий:
Здравствуйте, дети и уважаемые взрослые! Мы рады видеть вас на нашей викторине «Путешествие в мир сказок». Давайте поприветствуем наших участников – команду «Ясный сокол» и команду «Мудрые гномы».
Представляем вам жюри. Жюри оценивает каждый правильный ответ одним баллом.
Итак, мы начинаем!

Первый конкурс «Загадочный».

Необходимо отгадать названия сказок.
(Ведущий по очереди загадывает загадки каждой команде).

1.
Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несет ее домой. (Маша и Медведь)

2.
Удивляется народ:
Едет печка, дым идет,
А Емеля на печи
Ест большие калачи! (По-щучьему велению)

3.
Внучка к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый волк за ней следил,
Обманул и проглотил. (Красная шапочка)

4.
Кто работать не хотел,
А играл и песни пел?
К брату третьему потом
Прибежали в новый дом. (Три поросёнка)

5.
Девочка спит и пока что не знает,
Что в этой сказке ее ожидает.
Жаба под утро ее украдет,
В нору упрячет бессовестный крот. (Дюймовочка)

6.
Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка!.. (Снегурочка)

Второй конкурс «Объяснялки».

Хочу проверить, хорошо ли вы знаете сказки. Посмотрите на экран телевизора и объясните, в чём волшебная сила данного сказочного предмета. Назовите сказку, в которой присутствует этот предмет.

На экране появляются предметы:
Ковёр-самолёт.
Сапоги-скороходы.
Шапка-невидимка.
Горшок.
Скатерть-самобранка.
Зеркало.
Цветик-семицветик.
Золотая рыбка.

Молодцы, ребята! Я не знала, что вы так хорошо знаете сказки.

Третий конкурс «Путаница».

Помогите нам, ребята, распутать названия сказок.
Слушайте внимательно.
«Суп из топора»,
«По-заячьему велению»,
«Зелёная шапочка»,
«Кот в туфлях»,
«Два поросёнка»,
«Лиса и цапля»,
«Волк и пятеро щенят»,
«Сестрица Танюшка и братец Иванушка»,
«Мальчик с ладошку;
«Сивка-Мурка».
Какие вы замечательные участники! Всё знаете!

Четвёртый конкурс «Живая сказка».

Каждой команде необходимо показать движениями, мимикой, жестами сказку без слов. Обе команды должны угадать название сказки соперников («Репка», «Теремок»).

А пока команды готовятся к конкурсу, хотелось бы проверить наших гостей, как они знают сказки. Ну, что проверим?

Игра со зрителями.

«Добавь словечко к названию сказки»
- Гуси -…(Лебеди)
- Царевна -…(Лягушка)
- Аленький - …(Цветочек)
- Вини -….(Пух)
- Маша и ….(Медведь)
- Заюшкина …(Избушка)
- Крошечка -….(Хаврошечка)
- Сивка -…(Бурка)
- Мальчик …(С пальчик)
- Красная …(Шапочка)
- Спящая ….(Красавица)
- Вершки -…(Корешки)

Какие внимательные у нас гости, ни разу не ошиблись! Хвалю вас!

А сейчас, внимание! «Живая сказка» от наших команд.
(Каждая команда показывает сказку без слов).

Пятый конкурс «Вопрос-ответ».

Командам нужно за одну минуту ответить на мои вопросы:
Как звали невесту Пьеро?
Кому подошла по размеру хрустальная туфелька?
Кто родился в чашечке цветка?
Кого так долго тянули из болота?
Кто взял спички и поджёг синее море?
Кто сварил кашу из топора?
Кто снёс золотое яичко?
Как звали девочку из сказки «Снежная королева»?
Как называлась деревня, где жил почтальон Печкин?
Кто лечил больных зверей?
Назовите героя, который живёт на крыше?
Кто из героев ездил по улице на печке?
Что купила муха на базаре, когда нашла денежку?
Чем ловил рыбу волк в сказке «Волк и лиса»?

Шестой конкурс «Угадай мелодию».

Сейчас вы услышите песенки героев сказок или мультфильмов. Вспомните названия этих сказок.
(Звучит аудио запись песен из сказок «Буратино», «Каникулы в Простоквашино», «Красная шапочка», «Бременские музыканты», «Три поросёнка», «Чебурашка и Крокодил Гена», «Вини-Пух и все-все-все», «Волк и семеро козлят»).

Седьмой конкурс «Найди домик для героя сказки»

На полу перед каждой командой разложены иллюстрации героев сказок. На магнитной доске размещены домики с разным количеством окошек. Чтобы узнать, кто, где живёт, нужно имена героев поделить на слоги.
Дети берут любую картинку, определяют количество слогов в названии героя сказки и прикрепляют к нужному домику. (Колобок, Кот, Золушка, Дюймовочка, Волк, Русалочка, Лиса, Мальвина, Айболит, Петух)

Восьмой конкурс «Сказочные задачки».

Каждой команде нужно внимательно послушать задания и решить сказочные задачки.

Сколько зверей встретил в лесу Колобок?
Назовите три сказки, героями которых были братья?
Сколько лепестков у Цветика-семицветика?
Герои сказки «Три поросёнка» пришли в гости к героям сказки «Три медведя». Сколько их стало всех вместе?
Какой по счёту стояла кошка в сказке «Репка»?
Назовите пять сказок, героем которых была лиса.
Сколько героев в сказке «Зимовье зверей»?
Назовите сказки, где упоминается цифра 7.

Девятый конкурс «Конкурс капитанов».

Молодцы, капитаны!
Вот и подошла к концу наша викторина «Путешествие в мир сказок». Хочу поблагодарить обе команды за активное участие в игре. Вы доказали нам, что вы самые настоящие знатоки сказок.
А сейчас слово предоставляется жюри.

Подведение итогов.
Награждение. Вручение призов.
Звучит музыка, дети выходят из зала.

Список использованной литературы:
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе с ФФН.- М.: Гном-Пресс, 1998.
Лапковская В.П., Володькова Н.П. Речевые развлечения в детском саду.- М.: Издательство Мозаика Синтез, 2008.

Лидия Скобелева
Литературная викторина в подготовительной к школе группе «Путешествие по сказкам»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад №167 "Колокольчик" города Чебоксары Чувашской республики

Литературная викторина

в подготовительной к школе группе

"Путешествие по сказкам "

Выполнила воспитатель

Скобелева Л. П.

Чебоксары 2014г.

Задачи :

Образовательные : – Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе Пополнять литературный багаж сказками Учить детей отгадывать загадки по содержанию знакомых сказок . Закреплять знания детей о русском фольклоре на примере сказок .

Развивающие : – Развивать интереса детей к сказкам . Расширять и углублять знаний о сказках .

Воспитательные : – Воспитывать любовь к русскому народному творчеству. Совершенствовать умения в проявлении добрых чувств друг к другу и уважения к ним.

Предварительная работа :

Чтение и слушание в аудиозаписи русских народных сказок с беседами по содержанию;

Оформление тематической выставки книг сказок ;

Оформление выставки детских рисунков "Мой любимый сказочный герой "

Совместные и самостоятельные игры с настольным театрам, игры драматизации;

Рассматривание иллюстраций художников иллюстраторов :

В. М. Васнецова, Е. М. Рачев, Е. И. Чарушин, В. Г. Сутеев к сказкам

Материал :

Картинки героев сказок , аудиозапись детских песенок, сундук кощея, кроссворд, мяч, конверты : 1 большой и 6 маленьких, карточки с загадками и отрывками из сказок , письма Бабы - Яги, пазлы со сказками .

Ход викторины:

Воспитатель : Сегодня мы отправляемся с вами в интереснейшее путешествие по сказкам . Вам нравятся сказки ? А много ли вы сказок знаете ? А вот мы сейчас это и проверим. Как раз сегодня кто то оставил у наших дверей большой конверт и сундук. Я посмотрела одним глазком в конверт, по моему там какие то задания и кажется они от героев сказок . Проверим?

(ответы детей) . Воспитатель вынимает письмо и читает его.

Пишет вам Баба Яга

Во всём Волшебном лесу нет никого, вреднее меня. На днях от меня ушёл мой помощник - черный кот. Он, видите ли, решил исправиться и стать добрым. Сказал , что ему вредничать надоело, что с ним из-за этого никто не дружит. И ушёл. Скучно стало, некому теперь мне сказки рассказывать . Так вот я решила, выберу из вас детишечки, самого непослушного, вредного, противного мальчишку или девчонку и утащу к себе в избушку, будете мне вместо кота сказки рассказывать . Я вам испытания придумала, чтоб вам интересней было выбирать мне помощника, сундук кощея подбросила, кое кого попросила придумать вам задания, а кого попросила сами узнаете. А чтобы вы меня не обманули, я за вами следить буду в свой волшебный шар. Справитесь с заданиями так и быть никого к себе не заберу, сама читать научусь, да ещё сюрприз приготовлю. А не справитесь. Быть одному из вас у меня! Ну что, решитесь пройти мои испытания или испугались? Я за вами слежу, всё вижу!

Воспитатель : Ну что ни кто не обиться пройти испытания Бабы Яги (ответы детей) . Тогда в путь, на встречу сказке .

1 испытание От Мальвины"Угадайка"

Мальвина :- Раз, два, три, четыре, пять! Буду с вами я играть! Сказки я вам подбирала , и надеюсь, не прогадала. Вы не бойтесь, не теряйтесь, мои сказки угадайте !

У отца был мальчик странный,

Необычный деревянный.

Он имел предлинный нос,

Что за сказка ? вот вопрос.

(Приключение Буратино) Он умеет мяу говорить.

Лучшим другом он умеет быть.

Хозяину своему он помогает

И людоеда смело съедает!

(Кот в сапогах)

На лесной опушке

Стояли две избушки.

Одна из них растаяла,

Одна стоит по-старому.

(Заюшкина избушка) Домик этот уж не мал,

Стольких гостей он собрал.

Каждый место здесь нашел,

Каждый друга здесь обрёл.

Но медведь приковылял,

Этот домик разломал. (Теремок)

Ах ты, Петя-простота,

Сплоховал немножко :

Не послушался кота,

Выглянул в окошко.

(Кот, петух и лиса)

Два мышонка всё играли,

Песни пели, танцевали.

Кувыркались, забавлялись,

Петушку не помогали.

«Только не я!» , «Только не я!» ,

Наперебой они кричали.

Петушок тут рассердился,

Топнул ножкой, нахохлился!

Тут мышата притаились,

Вмиг в хороших превратились.

(Колосок)

Вымолвил словечко –

Покатилась печка

Прямо из деревни

К царю и царевне.

И за что, не знаю,

Повезло лентяю?

(По щучьему велению) Девочка красивая,

Мачехой нелюбимая.

На бал случайно попала

И туфельку там потеряла.

(Золушка)

Воспитатель : Какие вы молодцы, все загадки Мальвины мы отгадали. С первым испытанием мы справились. Отлично. Идём дальше (ответы детей)

2 испытание От Бабы - Яги "Волшебные предметы"

Баба - Яга : Вы все знаете, что у сказочных героев всегда бывают волшебные вещи или волшебные существа, которые им помогают. Без волшебства не бывает сказки . Кое кто не смог ответить на мои вопросы, а вы сможете?

Воспитатель : Ну что сможем ответить на вопросы Яги. (воспитатель называет волшебные вещи и волшебных существ. Начинает звучать детская песенка, дети передают мяч друг другу, у кого оказывается мяч по окончании музыки, тот и называет обладателя этого волшебства).

Волшебные вещи и волшебных существ

(помощники сказочных героев )

Ступа и метла Баба-Яга

Волшебная палочка Фея

Щука Емеля

Ковёр самолёт Старик Хоттабыч

Мечь - кладенец Иван царевич

Цветик - Семицветик Женя

Шапка-невидимка Иване Царевиче

Лампа Алладин

Коровушка - Бурёнушка Хаврошечка

Сапоги скороходы Кот в сапогах

Конёк горбунок Иванушка дурачок

Хрустальная туфелька Золушка

Воспитатель : Молодцы вы все ребятки, сколько вы всего знаете! Никто не ошибся. Всё волшебство нашло своего хозяина. Вот Баба - Яга мы и с твоим заданием справились.

3. испытание от кота Матроскина "Угадай чья песенка"

Матроскин : Ребятки я очень люблю петь, особенно весной, под луной на крыше. А вы любите? Так вам задание вспомнить и угадать кому принадлежит песенка. Я думаю вы с этим справитесь.

1. Песенка Бременских музыкантов "Ничего на свете лучше нету"

2. Песенка Крокодила Гены "Голубой вагон"

3. Песенка Шапокляк " Кто людям помогает"

4. Песенка Чебурашки "Я был когда то странной игрушкой безымянной"

5. Песенка Волка и зайца "Расскажи снегурочка"

6. Песенка Кота Леопольда "Зову мышей на бой"

Воспитатель : И с этим заданием Вы справились, молодцы, умнички.

Воспитатель : (физ минутка)

Сказка даст нам отдохнуть .

Отдохнем - и снова в путь!

В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.)

Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.)

В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.)

Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.)

Нос крючком, (Показывают пальчиком.)

Глаза большие, (Показывают.)

Словно угольки горят. (Покачивают головой.)

Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)

Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)

Раз, два, три, четыре, пять.

Дала нам сказка отдохнуть !

Отдохнули?

Снова в путь!

4. испытание от Кощея "Сказочный кроссворд "

Кощей : Ну что умненькие благоразумненькие добрались до моего сундука. Да?. Приготовил я вам заданьице. Вам предстоит разгадать сказочный кроссворд и найти волшебное слово. Ох и жалко ж мне вас, не разгадаете ведь мой кроссвордик. Почему? Да потому что самый умный в сказочном мире это я .

1. Он живет на крыше и очень любит прилетать в гости к своему другу Малышу. (Карлсон)

2. Мачеха допоздна заставляла её работать и не пускала на бал. (Золушка)

3. Как звали старушку в мультфильме про Крокодила Гену и Чебурашку, которая любила делать гадости? (Шапокляк)

4. Этот сказочный герой учился сочинять стихотворения и играть на музыкальных инструментах и даже на луну летал. (Незнайка)

5. Кто пришёл на помощь Деду тянуть репку после Внучки? (Жучка)

6. Как звали кота из мультфильма про Простоквашино? (Матроскин) .

Воспитатель : Ох и ошибся же кощей, оказывается он не самый умный. Мы то не хуже его, весь кроссворд разгадали, да ещё волшебное слово нашли. какое ребятки (ответы детей) .

5. испытание от Незнайки "Путаница"

Незнайка : Детишечки помогите бедненькому Незнаечке, пожалуйста. Я проводил испытание вентилятора, а он оказался такой сильный, что сдул все мои книжки со сказками . Книжечки порвались, странички разлетелись, словечки рассыпались, буковки потерялись, названия изменились, я не могу узнать свои сказочки . Сказки жалко . Помогите!

Воспитатель : Ребятки надо помочь Незнайке собрать его сказки и восстановить их названия.

1. Сказка "Шарик, тростинка и ботинок".

Жили–были шарик, тростинка и ботинок. Пошли они в лес дрова рубить. Дошли до реки и не знают, как перейти через реку.

Ботинок говорит шарику :

Шарик, давай на тебе переплывем!

Нет, ботинок! – отвечает шарик. – Пусть лучше тростинка перетянется с берега на берег, мы по ней и перейдем.

Тростинка перетянулась с берега на берег. Ботинок пошел по тростинке, она и переломилась. Ботинок упал в воду. А шарик хохотал, хохотал, да и лопнул!

2. Сказка "Гном и лев"

Подружился лев с гномом, и вздумали они вместе горох сеять. Гном сказал : «Мне корешок, а тебе, Лева, вершок.»

Выросла славная морковь; гном взял себе корешки, а Леве отдал вершки. Поворчал Лева, да делать нечего.

На другой год говорит гном льву :

Давай опять вместе сеять.

Давай! Только теперь ты себе бери вершки, а мне отдай корешки, - уговаривается Лева.

Ладно, пусть будет по-твоему,- сказал гном и посеял горох .

Добрый горох уродился. Гном получил вершки, а Лева – корешки. С тех пор у льва с гномом и дружба врозь.

3. Сказка "Лена и тигр"

Жили-были мама и папа. И была у них дочка Леночка. Пошла Леночка в лес за орехами и заблудилась. Набрела на избушку, а в избушке жил большущий тигр. Стала она у него жить, кашу варить. Задумала Лена убежать, напекла блинов и велела тигру их отнести маме и папе, а сама в рюкзак спряталась. Пришел тигр в город, а там кошки как стали на него мяукать! Испугался тигр, рюкзак бросил и убежал. А Лена вернулась к маме и папе живая и невредимая.

Воспитатель : Ну вот кажется мы все Незнайкины сказки собрали , названия нашли. С задание справились. Кажется ещё один конверт остался. Воспитатель вынимает ещё одно письмо от Бабы - Яги. Читает его.

2 ПИСЬМО :

Ну что детишечки, вам повезло. На все задания вы ответили, меня, Бабулечку - Ягулечку без помощника оставили, теперь читать придётся учиться. Следила я за вами, честно играли, не обманывали меня. Обещала я вам, если справитесь с заданиями никого к себе не заберу, да ещё сюрприз приготовлю. Никого не заберу. И сюрприз приготовила. Загляните в кощеев сундук. Там вас сказки ваши любимые ждут . Ну умненькие - благоразумненькие

я жду вас к себе в гости.

Воспитатель : Давайте посмотрим, что за сюрприз Бабулечка - Ягулечка приготовила (вынимает пазлы) отдаёт детям. Теперь я точно знаю, что вы хорошо знаете сказки .

Сказки дарят чудеса

Без сказки нам прожить нельзя .

Пора со сказкой на прощаться ,

До встречи скажем им друзья.

Литературная викторина для детей старшего дошкольного возраста " В гостях у сказки".

Цель: Закреплять с детьми названия и персонажей знакомых детям сказок.Развивать у детей слуховое внимание, творческое воображение. Воспитывать у детей интерес к сказкам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературная викторина «Путешествие по сказкам».

Цели:

Активизировать детское чтение;

Вспомнить и закрепить знания о названиях, авторах и героях детских сказок;

Организовать досуг учащихся.

Ход викторины:

Ведущий: Дорогие ребята, мы рады приветствовать всех вас на литературной викторине «По страницам любимых сказок»! Скажите, а вы любите сказки? А какие бывают сказки? (Ответы детей). А теперь назовите ваши любимые сказки. Молодцы! Сейчас мы узнаем, насколько хорошо вы знаете свои любимые сказки. Для этого нам надо разделиться на две команды. Каждая команда должна выбрать себе название. Викторина состоит из 5-ти конкурсов. Правила конкурсов очень просты. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если у команды нет ответа, отвечать имеет право команда соперников. Задания всех конкурсов связаны с названиями, героями сказок либо с авторами, которые их написали. После каждого конкурса жюри подводит итог. (Представить жюри).

Итак, я объявляю первый конкурс, который называется «Разминка». В этом конкурсе одновременно принимают участие две команды. Я произношу задание, а вы все вместе дружно отвечаете.

1. На сметане мешён

На окошке стужён.

У него румяный бок,

Кто же это? (Колобок)

2. Девочка добрая в сказке жила,

К бабушке по лесу в гости пошла.

Мама красивую шапочку сшила

И пирожков дать с собой не забыла.

Что же за девочка-лапочка.

Как зовут её? … (Красная Шапочка)

3. Друг за друга по цепочке

Ухватились все так прочно!

Но ещё помощники скоро прибегут,

Победит упрямицу дружный общий труд.Как засела крепко! Кто же это? … (Репка)

4. Человек немолодой

С преогромной бородой.

Обижает Буратино,

Артемона и Мальвину.

Вообще для всех людей

Он отъявленный злодей.

Знает кто-нибудь из вас,

Кто же это? (Карабас)

5. Я мальчишка деревянный,

Вот и ключик золотой!

Артемон, Пьеро, Мальвина –

Дружат все они со мной.

Всюду нос сую я длинный,

Моё имя … (Буратино)

6. В шляпе синенькой мальчишка

Из известной детской книжки.

Он глупышка и зазнайка,

А зовут его … (Незнайка)

7. И на мачеху стирала

И горох перебирала

По ночам при свечке,

А спала у печки.

Хороша, как солнышко.

Кто же это? … (Золушка)

8. Он весел и не злобен,

Этот милый чудачок.

С ним мальчик Робин

И приятель Пятачок.

Для него прогулка – праздник

И на мёд особый нюх.

Этот плюшевый проказник

Медвежонок … (Вини-Пух)

9. Трое их живёт в избушке,

В ней три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки

Кто герои этой сказки? (Три медведя)

10. В лесу тёмном на опушке,

Жили дружно все в избушке.

Маму дети поджидали,

В домик волка не пускали.

Эта сказка для ребят… (Волк и семеро козлят)

Каждой команде будет задано по 20 вопросов. Отвечать нужно сразу, не раздумывая. Если не знаете ответ, говорите «дальше». В это время команда- соперница молчит, не подсказывает.

Вопросы для первой команды:

2. Куда отправился доктор Айболит по телеграмме? (в Африку)

3. Как звали собаку в сказке «Золотой ключик или Приключение Буратино»? (Артемон)

4. Усатый персонаж сказки Чуковского. (Тараканище)

5. Жених Мухи-цокотухи. (Комар)

6. Из чего сварил кашу хитрый солдат? (Из топора)

7. Кого поймал в проруби Емеля? (Щуку)

8. Кем была в русской народной сказке лягушка? (Царевной)

9. Как звали удава из сказки Киплинга «Маугли»? (Каа)

10. На чём разъезжал Емеля в сказке «По щучьему велению»? (На печке)

11. Почтальон из деревни Простоквашино. (Печкин)

12. Что подарили блошки Мухе-цокотухе? (Сапожки)

13. За какими цветами отправилась под Новый год героиня сказки «Двенадцать месяцев»? (За подснежниками)

14. Какой герой сказки носил красные сапоги? (Кот в сапогах)

15. Сестрица братца Иванушки. (Алёнушка)

16. Самый знаменитый житель Цветочного города. (Незнайка)

17. Сколько лет рыбачил старик из сказки о золотой рыбке? (33 года)

18. Из чего был сделан Буратино? (Из полена)

19. Фрукты, которыми объелся Чебурашка. (Апельсины)

20. Как звали девочку из сказки «Снежная королева», которая отправилась по всему свету искать своего названного братца? (Герда)

Вопросы для второй команды:

1. Кому несла Красная Шапочка пирожки и горшочек масла? (Бабушке)

2. Как звали девочку – обладательницу волшебного цветка из сказки Катаева «Цветик-семицветик»? (Женя)

3. Назовите отчество Федоры из сказки Чуковского «Федорино горе». (Егоровна)

4. Кто написал сказку «Золушка»? (Шарль Перро)

5. Как звали девочку, путешествующую по Стране чудес и Зазеркалью? (Алиса)

6. Что купила Муха-цокотуха на базаре? (Самовар)

7. Лучший друг Карлсона. (Малыш)

8. Какая избушка была у лисы в сказке «Заюшкина избушка»? (Ледяная)

9. Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара)

10. Хозяйка Артемона. (Мальвина)

11. Кто поймал золотую рыбку? (Старик)

13. Как звали маленькую девочку, которая родилась и жила в цветке? (Дюймовочка)

14. В каких птиц превратились 11 королевских сыновей? (В лебедей)

15. В кого превратился гадкий утёнок? (В прекрасного лебедя)

16. Из чего была сделана карета, в которой Золушка отправилась на бал? (Из тыквы)

17. Друг Винни-Пуха. (Пятачок)

18. Как звали хитрого кота из сказки «Золотой ключик»? (Базилио)

19. Как звали маму-медведицу в сказке «Три медведя»? (Настасья Петровна)

20. Из какого растения Элиза сплела рубашки для своих братьев в сказке «Дикие лебеди»? (Из крапивы)

Конкурс «Угадай героя сказки».

Ведущий. Ребята, в этом конкурсе вам нужно будет отгадать загадки, герои которых сказочные персонажи.

Загадки для первой команды.

1. Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне. (Емеля)

2. Летела стрела и попала в болото,

А в этом болоте поймал её кто-то.

Кто распростился с зелёною кожей,

Сделался мигом красивой, пригожей? (Лягушка)

3. В диких джунглях он живёт,

Волка он отцом зовёт.

А удав, пантера, мишка –

Друзья дикого мальчишки. (Маугли)

4. Он большой шалун и комик,

У него на крыше домик.

Хвастунишка и зазнайка,

А зовут его … (КАРЛСОН)

5. Нежная девочка с хвостом

Пеной морскою станет потом.

Всё потеряет, любви не продав,

Жизнь свою за неё отдав. (Русалочка)

Загадки для второй команды.

1. Живёт в лесной избушке,

Ей скоро триста лет.

И можно к той старушке

Попасться на обед. (Баба Яга)

2. Появилась девочка в чашечке цветка,

А размером крошечка чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке девочка спала,

Кто же эта девочка, что нам во всём мила? (Дюймовочка)

3. Сидит в корзине девочка

У мишки за спиной.

Он сам, того не ведая,

Несёт её домой. (Маша из сказки «Маша и Медведь»)

4. Живёт в поповом доме,

Спит себе на соломе,

Ест за четверых,

Спит за семерых. (Балда)

5. Он сына мельника в маркиза превратил,

Затем на дочке короля его женил.

При этом я открою вам секрет,

Был, словно мышка, съеден людоед. (Кот в сапогах)

Конкурс «Волшебный сундучок».

Ведущий. В Волшебном сундучке находятся предметы из разных сказок. Я буду вынимать предметы, а команды по очереди будут отгадывать из какой сказки данный предмет.

Азбука – «Золотой ключик или приключения Буратино»

Туфелька – «Золушка»

Монетка – «Муха-цокотуха»

Зеркало – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Яйцо – «Курочка Ряба»

Яблоко – «Гуси-лебеди»

Конкурс «Интеллектуальный».

Ведущий. Вопросы этого конкурса немного посложнее, поэтому слушайте внимательно и отвечайте, если знаете.

Вопросы первой команде:

1. Как называется сказка Чуковского, в которой есть такие слова:

Море пламенем горит,

Выбежал из моря кит. (Путаница)

2. Как звали младшего сына дровосека, который был ростом не больше пальца? (Мальчик-с-пальчик)

3. Что выращивали для продажи в столице братья из сказки Ершова «Конёк-Горбунок»? (Пшеницу)

4. Имя предводителя стаи волков в сказочной повести Киплинга «Маугли». (Акела)

5. Как звали девочку, шившую для своих братьев рубашки из крапивы? (Элиза)

Вопросы второй команде:

1. Кто написал сказку «Приключения Чиполлино»? (Джанни Родари)

2. Как звали собаку доктора Айболита? (Авва)

3. Любимый музыкальный инструмент Незнайки. (Труба)

4. Как звали капитана, побывавшего в Лилипутии? (Гулливер)

5. Чьё копытце, полное водицы, попалось сестрице Алёнушке и братцу Иванушке на пути первым? (Коровье)

Ведущий. Молодцы, ребята! Хорошо знаете сказки, а значит много читаете. Наша викторина подходит к концу. И пока жюри будет подводить итоги, я предлагаю провести «Аукцион талантов». Каждый из вас, несомненно, обладает каким-нибудь талантом: кто-то может шевелить ушами, кто-то стоять на голове, кто-то хорошо читает стихи, кто-то хорошо поёт, а кто-то танцует. Сейчас каждый из вас сможет показать свой талант и получить за это приз. Итак, кто самый храбрый?

(Проводится аукцион талантов)

Ведущий. Спасибо, ребята, всем за участие в конкурсах, предоставляем слово жюри.

Подведение итогов. Награждение победителей викторины.

Использованная литература:

1. Книга для умников и умниц. Справочник эрудита. -М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2001.- 336 с.

2. Творческий опыт работы с книгой: библиотечные уроки, читательские часы, внеклассные занятия / сост. Т.Р. Цымбалюк. – 2-е изд.. – Волгоград: Учитель, 2011. – 135 с.

3. Хоббиты, добывайки, гномы и прочие: Литературные викторины, кроссворды, лингвистические задания, новогодняя пьеса / Сост. И.Г. Сухин. – М.: Новая школа, 1994. – 192 с.

4. Чтение с увлечением: библиотечные уроки, внеклассные мероприятия / сост. Е.В. Задорожная; – Волгоград: Учитель, 2010. – 120 с.


Викторина для детей подготовительных к школе групп.

«Путешествие в сказку»

Цели:

  • Способствовать созданию единого образовательного пространства.
  • Раскрыть роль сказки в социально-нравственном, творческом и речевом развитии ребёнка.
  • Обобщить знания детей о сказках, воспитывать доброжелательность, умение работать в команде, совершенствовать коммуникативные функции речи, активизировать творческий потенциал детей и взрослых.
  • Показать навыки детей, формы и методы работы со сказкой.
  • Создать положительный эмоциональный настрой всех участников.
  • Дальнейшее развитие интереса к сказкам и к чтению.
  • Развитие связной речи, речевого слуха, общих речевых навыков, просодической стороны речи, творческих способностей, выразительности движений, жестов, мимики.
  • Воспитание навыков взаимодействия и сотрудничества, активности и самостоятельности, любви к чтению.

Предварительная работа :

Анализ и обобщение литературы по теме, консультирование родителей, выставки книг и рисунков по теме, чтение детям сказок, совместный просмотр мультфильмов и беседы по ним, составление вопросов к викторине, заучивание отрывков из сказок.

Дети входят под музыку «Улыбка» и рассаживаются на стульчики.

Ребята, улыбнитесь друг другу, посмотрите, как от наших улыбок стало

светлее.

Дорогие ребята! Вот вы уже и выросли. Скоро настанет пора идти в школу.

Сегодня у нас интересная и необычная игра-викторина, на которой вам пригодятся ваши знания и умения.

Сейчас мы поиграем в интересную игру «КВН»!

Узнаем, какая команда самая дружная, самая находчивая, сообразительная.

Давайте поприветствуем наше жюри, которое будет оценивать конкурсы.

Приветствие командами друг друга.

1-ая команда Команда «Кот учёный »

Девиз: «Неразлучные друзья, взрослые и дети

Вас пришли порадовать точными ответами!».

2-ая команда «Умная сова» Девиз: «Думай быстро - и вперёд,

Нас тогда победа ждёт!»

И так, начинаем!

Введение в тему

Сказка ложь, да в ней намек… Знаменитое высказывание. И правда, ведь сказку смело можно назвать самым мудрым и самым древним произведением устного народного творчества. Она прививает детям уважение к старшим, доброту, завещает быть смелым и достойным, учит нас буквально с пеленок. В сказках заложена вся мудрость и воля народа, в них кроется огромный смысл.

Игра «КВН»

Звучит музыка «В гостях у сказки».

Разминка « Кто больше?»( 1 балла).

- (Вопрос первой команде )

Назовите русские народные сказки.

-(Вопрос второй команде )

- (Вопрос первой команде )

По какому признаку различаются сказки? (Авторские и народные)

- (Вопрос второй команде )

Какие бывают сказки?

(волшебные, бытовые, о животных…).

- (Вопрос первой команде )

Какими словами начинаются сказки?

- (Вопрос второй команде )

Как сказки заканчиваются?

(Ответы детей).

- 1 Конкурс

О какой сказке идёт речь?

Команда «Умная сова»

1.В дом хозяева вошли - беспорядок там нашли.

2.Мышка к ним пришла на помощь, вместе вытянули овощ.

3.Лечит разных малышей, лечит птичек и зверей.

4.Помогла нам яблонька, помогла нам печка…

5.Нам не страшен серый волк.

6.Сяду на пенёк, съем пирожок.

7.Колотил, колотил по тарелке носом.

8.Ловись, рыбка, большая и маленькая.

9.Выгляни в окошко, дам тебе горошка.

10.И сбежали от грязнули и чулки и башмаки.

Команда «Кот учёный »

1.Приходите, тараканы, я вас чаем угощу.

2.А для чего на свете мёд? Для того чтобы я его ел.

3.Свет мой, зеркальце, скажи…

4.Не пей из копытца, козлёночком станешь.

5.Ещё пуще злится злая старуха…

6.Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл…

7.Он ударил в медный таз и вскричал: «Карабарас!»

8.Дёрни за верёвочку, дверь и откроется.

9.Спокойствие, только спокойствие.

10. Не ходите, дети в Африку гулять.

2 Конкурс «Живые картинки»

Показать и отгадать сказку.

Команды по очереди изображают сказку без слов, с помощью мимики,

движений и жестов. («Репка», «Три поросёнка», «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят»).

3 конкурс (Копитанов)

Наши капитаны сейчас расскажут биографию знаменитых Заб. Писателей.

  1. 1. Кот ученый
  2. 2. Умная сова

4 Конкурс «Сказочный сундук» (Выходит БУРАТИНО)

- В сундуке много лет хранились сказки, но от времени названия некоторых сказок стало трудно прочитать. Исправьте меня, если я ошибусь.

  1. 1. « Царевна - индюшка».
  2. 2. «По-собачьему велению».
  3. 3. «Сивка- будка».
  4. 4. «Иван-царевич и зелёный змей».
  5. 5. «Сестрица Алёнушка и братец Никитушка».
  6. 6. «Петушок- золотой пастушок».
  7. 7. «У смеха глаза велики».
  8. 8. «Лапша из топора».

Музыкальная пауза

- Сейчас мы приглашаем всех отдохнуть.

Звучит песня из к/ф «Буратино»

Команды выходят, встают в круг и выполняют импровизированные танцевальные движения.

(Выходит Мальвина )

Здравствуйте дети, здравствуй Буратино

5 Конкурс «Отгадай и назови сказку» ( 1 балла).

Сказки просят: «А сейчас, вы, друзья, узнайте нас!»

(Короб с загадками и иллюстрациями к сказкам).

1. Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне.

(Русская народная сказка «По щучьему велению»).

2. Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом,

Кем же были эти

Маленькие дети?

(Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»).

3. Эта девочка-малышка

В белой лилии спала.

Её ночью злая жаба

К себе в болото унесла.

(Г.-Х. Андерсен «Дюймовочка»).

4. Скажи ты нашей тётке,

Мы круглые сиротки,

Изба у нас без крыши,

А пол прогрызли мыши.

(С. Я.Маршак « Кошкин дом»).

5. В гости к бабушке пошла,

Пироги ей понесла.

Серый волк за ней следил,

Обманул и проглотил.

(Ш. Перро « Красная Шапочка»).

6. Мы себе построим дом,

Будем жить славно в нём!

Не боимся волка мы

Мы втроём и мы сильны!

(английская народная сказка « Три поросёнка»).

7. А ткачиха с поварихой,

С сватьей бабой Бабарихой,

Извести её хотят,

Перенять гонца велят.

(А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»).

8. Но однажды корнеплод

Все тянули - градом пот.

Мышь мала, но всё ж она

Вырвать овощ помогла.

(Русская народная сказка «Репка»).

6 конкурс Нарисуй Буратино

По 5 человек с каждой команды (рисуют Буратино простым карандашом)

По 5 человек с каждой команды (Раскрашивают Буратино)

7 Конкурс «Назови героя сказки» (3 балла).

- Думай, смекай, на вопрос быстро отвечай!

Кто из героев сказки был хлебобулочным изделием? (Колобок).

Назовите героиню сказки, которая выросла на огороде? (Репка).

Какой герой очень любил обувь и его за это прозвали? (Кот в сапогах).

Какая героиня сказки получила своё имя благодаря головному убору?

(Красная Шапочка).

Какой серый зверь обидел нечётное количество маленьких детишек?

(Волк).

Назовите имя трудолюбивой девочки, которой помогла добрая фея?

(Золушка).

Кто та маленькая девочка, которую из беды выручила ласточка?

(Дюймовочка).

Какой герой сказки лечит детей, лечит птичек и зверей?

(Айболит).

Назовите имя девочки, которая хитростью заставила медведя отнести её из леса домой? (Маша).

От кого в сказке убежала вся посуда? (от Федоры).

Кто родился в Италии? Он не просто мальчик-лук, а надёжный, верный друг

(Чиполлино).

Кто мальчишку с длинным носом из полена смастерил? (папа Карло).

Кому служил серый волк? ( Ивану-царевичу).

Как зовут друга Малыша, который живёт на крыше?(Карлсон).

8 Конкурс «Волшебные кубики» (Выполняют дети).

Сложите и прочитайте имена сказочных героев из слогов, написанных на кубиках.

(Сал-тан, Гви-дон, Маль-ви-на, Нез-най-ка, Ва-си-ли-са, Бу-ра-ти-но).

Из каждой команды по 8 человек.

  1. 1. Команда буратино
  2. 2. Команда Мальвины

(собирают слова героев)

Подведение итогов конкурса.

Пока наше жюри совещается, давайте вспомним какие пословицы и поговорки вы знаете…

Конкурс «Пословицы и Поговорки»

Бывает свинка золотая щетинка, да в сказках.

Быль за сказкой не угонится.

Быль не сказка: из нее слова не выкинешь.

Всякая прибаутка в сказке хороша.

Всякой сказке бывает конец.

Девичьи сны да бабьи сказки.

Жил был царь Тофута - и сказка вся тута.

Жил был царь, у царя псарь, да не было пса - и сказка вся.

Каков ни есть, а хочет есть. Сесть на пенек да съесть пирожок (из сказки).

Кашу кушай, а сказку слушай: умом-разумом смекай да на ус мотай.

Красна сказка складом, а песня-ладом.

Кто съел пирог? - Не я. - А кому дать еще? - Мне (из сказки).

Либо дело делать, либо сказки сказывать.

Мал бывал - сказки слушал; вырос велик - сам стал сказывать, да не слушают.

На сказках, что на салазках.

Не всякая водица для питья годится, не всякая сказка-людям указка.

Не дочитав сказки, не кидай указки!

Пошла душа по рукам - у черта будет (из присказки).

Рассказывай сказки! Говори, я слушать стану!

Сказка - ложь, а песня - правда.

Сказки-не салазки: не сядешь да не поедешь.

Сказка не сказка, а присказка.

Сказка-складка, а песня-быль.

Сказка-складка: послушать сладко.

Сказка складом, песня ладом красна.

Сказку слушай, а к присказке прислушивайся.

Скоро сказка складывается, да не скоро дело делается.

Спать я не сплю и дремать не дремлю, а думаю я думу (из сказки).

Хороша сказка, да последняя.

Хорошо сказывать сказку про римский огурец (из Крылова).

Это присказка, а сказка будет впереди.

Слово жюри.

Награждение.

Литературная викторина Путешествие по сказкам в подготовительной группе.

Цели

  1. Закрепить и расширить знания детей о русских народных сказках; формировать запас литературных художественных впечатлений, личностную позицию как при восприятии сказок, так и в процессе творчества;
  2. развивать такие формы воображения, в основе которых лежит интерпретация литературного образа; развивать индивидуальные литературные предпочтения, прививать неформальное восприятие сказок, развивать чувство юмора;
  3. пробудить в детях интерес к театрализованной игре, развивать интонационную выразительность речи, формировать умение строить диалог между сказочными героями, обогащать словарный запас детей;
  4. воспитывать такие качества как взаимовыручка, товарищество, дружелюбие, честность в игре, справедливость;
  5. вызвать положительный эмоциональный отклик, желание принимать участие в командных соревновательных играх развивающего характера.

Материал

  1. Жетоны, игровое поле, кузовок, платок, шкатулка, разрезные картинки с сюжетами русских народных сказок, карточки с заданиями;
  2. костюмы и атрибуты для игр-инсценировок: Морозко, Настенька, Мачеха, Марфушенька, кот, петух, заяц, лиса, медведь, волк.

Предварительная работа

  1. Чтение и слушание в аудиозаписи русских народных сказок с беседами по содержанию;
  2. оформление тематической выставки книг;
  3. разучивание игр «Кузовок со сказками», «Узнайте сказку», «Кто лишний?», «Найди ошибку», ; загадок по сказочным сюжетам; роли медведя; инсценировок по сказкам ;
  4. совместные и самостоятельные игры с настольными театрами;

Ход занятия.
Дети рассматривают выставку книг и иллюстраций к русским народным сказкам. В группу приходит Незнайка и говорит, что пришел на чай с конфетами, а в гости его пригласил медведь из сказки «Машенька и медведь» . Но идти один через сказочный лес он боится. Просит ребят помочь ему найти дорогу и вместе пойти в гости к медведю.

  1. Организационный момент (деление на команды)
    Незнайка:
    - Ребята, у меня есть карта сказочного леса, только дорожек там много. Мы с вами разделимся на три команды: первая пойдет по синей дорожке, вторая - по красной, третья - по желтой. Так мы увидим, чья дорожка быстрее приведет нас в гости к медведю.
    Ход викторины
    Дети делятся на команды с помощью цветных жетонов
    и рассаживаются за столы, обозначенные соответствующим цветом. Незнайка приглашает родителей присоединиться к своим детям,
    так как идти без взрослых нельзя.

    Воспитатель:
    - Ребята, хорошо ли вы помните русские народные сказки? Как вы думаете, почему их так называют? (Ответы детей).
    Дорога будет трудной. Вы готовы встретиться с чудесами и загадками, ответить на все вопросы сказочного леса, преодолеть все препятствия? - Тогда в путь! Только скажите мне сначала, какие волшебные предметы или существа помогают сказочным героям путешествовать. (Ответы детей: сапоги-скороходы, ковер-самолет, летучий корабль, клубочек, метла, ступа, печка, избушка на курьих ножках, серый волк, Сивка-бурка).
    Незнайка:
    - А у меня есть волшебная шкатулочка с заданиями. А в ней разноцветные лепестки с заданиями.Наверное, они помогут нам путешествовать.
    Воспитатель берет у Незнайки шкатулочку, достает первое задание.

Первое задание «Кузовок со сказками»
Воспитатель предлагает всем играющим кузовок с картинками:
- Вот тебе кузовок, клади в него сказку, дружок,
(командам раздаются картинки с героями сказок их задача определить из какой сказки эти герои.
Ответ играющего:
- Я положу в кузовок сказку… (название).

Второе задание «Путаница»
Каждой команде зачитывается перепутанная сказка. Отгадав сказку, дети должны сказать, что в ней перепутано.

  1. Сказка «Шарик, тростинка и ботинок».
  2. Жили-были шарик, тростинка и ботинок. Пошли они в лес дрова рубить. Дошли до реки и не знают, как перейти через реку.
    Ботинок говорит шарику:
    - Шарик, давай на тебе переплывем!
    - Нет, ботинок! - отвечает шарик. - Пусть лучше тростинка перетянется с берега на берег, мы по ней и перейдем.
    Тростинка перетянулась с берега на берег. Ботинок пошел по тростинке, она и переломилась. Ботинок упал в воду. А шарик хохотал, хохотал, да и лопнул!
  1. Сказка «Гном и лев»
  2. Подружился лев с гномом, и вздумали они вместе горох сеять. Гном сказал: «Мне корешок, а тебе, Лева, вершок.»
    Выросла славная морковь; гном взял себе корешки, а Леве отдал вершки. Поворчал Лева, да делать нечего.
    На другой год говорит гном льву:
    - Давай опять вместе сеять.
    - Давай! Только теперь ты себе бери вершки, а мне отдай корешки, - уговаривается Лева.
    - Ладно, пусть будет по-твоему,- сказал гном и посеял горох.
    Добрый горох уродился. Гном получил вершки, а Лева - корешки. С тех пор у льва с гномом и дружба врозь.
  1. Сказка «Лена и тигр»
  2. Жили-были мама и папа. И была у них дочка Леночка. Пошла Леночка в лес за орехами и заблудилась. Набрела на избушку, а в избушке жил большущий тигр. Стала она у него жить, кашу варить. Задумала Лена убежать, напекла блинов и велела тигру их отнести маме и папе, а сама в рюкзак спряталась. Пришел тигр в город, а там кошки как стали на него мяукать! Испугался тигр, рюкзак бросил и убежал. А Лена вернулась к маме и папе живая и невредимая.

Третье задание «Назови сказку правильно»
Играющим необходимо вспомнить и дать правильные названия сказок.

Четвертое задание «Измени концовку сказки»
Участникам игры предлагается изменить концовку сказки «Колобок». Как можно помочь колобку, чтобы его не съела лиса?

Пятое задание «Отгадай название сказки»
Детям необходимо отгадать названия сказок, отрывки из которых будут инсценировать дети: «Заюшкина избушка», «Морозко», «Кот, петух и лиса» .
Шестое задание «Собери сказку»
Дети получают по одному набору разрезных картинок к сюжету какой-либо русской народной сказки. Детям необходимо собрать иллюстрацию к сказке и определить ее название.

Седьмое задание «Песенки сказочных героев»
Участникам игры необходимо определить, каким персонажам принадлежат песенки или слова из сказок.

Заключительная часть Подведение итогов викторины-путешествия (проводит ведущий): все команды, преодолев трудности, дошли до финиша, победила дружба
Проводится игра «Узнайте сказку» .
- Раз, два, три, четыре, пять! Буду с вами я играть!
Все скорее в круг вставайте, сказки наши угадайте!
Дети встают в круг, идут хороводом и произносят слова:
- Сказки просят: «А сейчас, друзья, узнайте нас!»
Хоровод останавливается, в середину выходит специально подготовленный ребенок и загадывает загадку. Игра повторяется несколько раз.
Варианты загадок

В сказке небо синее,
В сказке птицы страшные.
Яблонька, укрой меня!
Реченька, спаси меня!
« Гуси-лебеди »

На лесной опушке
Стояли две избушки.
Одна из них растаяла,
Одна стоит по-старому.
« Заюшкина избушка »

Вор пшеницу воровал,
А Иван его поймал.
Вор волшебным оказался,
И Иван на нем катался.
« Сивка-бурка »

Ах ты, Петя-простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался кота,
Выглянул в окошко.
« Кот, петух и лиса »

Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца.
« Сестрица Аленушка
и братец Иванушка »

Вымолвил словечко -
Покатилась печка
Прямо из деревни
К царю и царевне.
И за что, не знаю,
Повезло лентяю?
« По щучьему велению »

Последним в круг выходит медведь, загадывает загадку:
А дорога - далека, а корзинка - нелегка.
Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок.
« Маша и медведь »
Медведь (приветствуя гостей):
- Здравствуйте! Как я рад, что вы пришли ко мне в гости вместе с Незнайкой! Вы были смелыми и дружными, все трудности преодолели, дорогу отыскали. За это я приготовил для вас вкусное угощение: петушки. Приглашаю всех за столы. Угощайтесь, гости дорогие!

Пора нам из сказочного леса в детский сад возвращаться. Поедем мы на волшебном поезде. Мишенька, поедешь к нам в гости? Занимайте скорее места, поезд отправляется, следующая станция - «Детский сад ».

Дети вместе с воспитателем строятся «паровозиком» и с песней «Голубой вагон» идут по кругу, возвращаются в детский сад.


Top