Кто была лилит в библии. История и этнология

Валентина – женщина-начальник. Ей 32 года, она работает в крупной фирме, у нее в подчинении более полутора сотен человек. Валентина умна, образована, интеллигентна, хороша собой. Но в коллективе ее не очень любят – и мужчины, и женщины.

Как-то на корпоративной вечеринке ее зам решил проявить галантность и сделать комплимент: «Вы, Валентина Петровна, не женщина, Вы – настоящий мужчина!» Валентина расстроилась, но виду не подала. Тем более что подруги ей регулярно сообщают, что не годится женщине ТАК много работать и СТОЛЬКО зарабатывать. Никакой мужчина рядом не удержится.

Валентине нравится ее работа, она долго шла к ней. Три высших образования, одно из которых получено за границей, приглашения на симпозиумы и конференции, признание зарубежных коллег – все это в активе. А что не так? Нет мужа, нет уверенности в своей женственности.

Начинаем разбираться – и выясняется, что «женственность» для Валентины ассоциируется с домом, пирожками, детьми. Вот такое узкое понимание. И оказывается, что сама Валентина себя к женскому полу причисляет весьма условно. Такая вот печальная история. Все есть для счастья – но для этого надо чувствовать себя женщиной. А с этим как раз проблема.

Удивительно то, что мы живем в XXI веке и обладаем сознанием, заполненным дремучими стереотипами. Согласно этим стереотипам, женщина должна быть пассивной, робкой, эмоциональной, чувствительной, зависимой. Такие же качества, как активность, целеустремленность, уверенность, высокий интеллект приписываются мужчине.

Хотя различия между мужчинами и женщинами сильно преувеличены, многие люди считают, что раз так было на протяжении веков – значит, так должно быть вечно.

Стереотипы меняются медленно. Но вот комбайны, микроволновые печи, кулинарии и кафе заменили женщин на кухне, детский сад и школа взяли на себя часть традиционной нагрузки по воспитанию.

Сегодня браки заключаются в более позднем возрасте, и у большинства женщин 1-2 ребенка. Времени реально больше – того времени, которое женщина может потратить на себя, на свое образование, уход за внешностью, занятия спортом, на хобби. Но стереотипы сильны – и такая женщина часто подвергается осуждению.

А иногда на нее просто ставят клеймо – «ты не женщина». Поэтому так важно понять, как заботится о себе, реализовывать свой жизненный замысел и чувствовать себя женщиной, а не мужчиной в юбке.

Я предлагаю порассуждать о разных типах женщин, и начать с самого начала – с истории сотворения человека. Неважно, верите вы в Бога или нет – вы обязательно слышали о книге Бытия. В первых двух главах книги Бытия излагаются две разные истории сотворения человека.

Так, согласно первому варианту, Господь создает из праха мужчину и женщину. Во второй главе рассказывается совершенно отличная от первой история о появлении человека. Согласно этой версии, Адам был создан из праха, а женщина – из его ребра.

Многие ученые, теологи и просто верующие люди пытались понять и истолковать эти тексты. Воображение порождало множество легенд и мифов. Наиболее ранняя и самая известная версия изложена в апокрифическом еврейском сочинении Алфавит Бен-Сира:

«После создания Пресвятым первого человеческого существа, Адама, Он сказал: Нехорошо, чтобы Адам был один (Быт 2:18) Он создал женщину, тоже из праха, и назвал ее Лилит.

Они немедленно побранились. Она сказала: Я никогда не лягу под тебя!


Он сказал: Я не лягу под тебя, а лишь сверху тебя. Тебе быть пригодной (готовой) быть подо мной, и мне сверху тебя.

Она отвечала: Мы оба равны, потому, что мы оба из праха (земли). Никто из них не слушал другого. Когда Лилит поняла, что произойдет, то произнесла Невыразимое Имя Бога и улетела прочь.

Адам же вознес свои молитвы Творцу, говоря «Владыка вселенной! Женщина, которую Ты дал мне, улетела от меня. Немедленно Всевышний, Благословенно Имя Его, послал трех ангелов за ней».

Всевышний сказал Адаму: Если она вернется, то все хорошо. Если она откажется, то должна будет примириться с тем, что сто ее детей будут умирать ежедневно.

Ангелы пошли за ней и достигли ее в море, в мощных водах, где суждено было пропасть египтянам. Ангелы сказали ей Божье слово, но она не захотела вернуться.» (Алфавит Бен-Сира, 23 а-b).

Согласно легендам, Лилит губит и крадет младенцев. Лилит искушает и истощает мужчин во сне, крадет их сперму для создания демонических детей взамен собственных. Авива Кантор, автор классической работы «Вопрос Лилит», отмечает, что качества, приписываемые Лилит, отражают извечную мужскую боязнь импотенции и потери мужской силы, тревогу перед потерей женской поддержки в семье и страх перед угрозой выживания всего народа.

Таким образом, перед нами предстают две ипостаси женщины:

Лилит – активная, энергичная, борющаяся за свои права, достигающая своих целей при помощи собственных сил. Своим требованием равенства Лилит ослабляет и разрушает Адама. Такая женщина может отказать мужу, чем несет угрозу самому существованию патриархального общества. Эта женская роль рассматривается как негативная, неправильная и не принимается обществом.

Яркой характеристикой Лилит является стремление к полной, неограниченной свободе. Она выдвигает жестокие требования по отношению к мужчине, хочет видеть в нем «демона» через проявления с его стороны мужества, смелости, безрассудства, ярко выраженной сексуальности.

Все, что ей нужно от мужчины – это сексуальное удовольствие. Лилит отрицает радость материнства, она не дает мужчине выполнить главную роль в жизни женщины – стать отцом ее ребенка.

Ева – покорная, покладистая, послушная, соглашающаяся со своим мужем. Она – символ связанности с мужчиной, она подчинена ему, потому что рождена из ребра и является «плотью от плоти его». Ева – опора для семьи, для своего мужа, и поэтому данная роль рассматривается как позитивная модель поведения для женщины.

Анализируя этот миф, психоаналитик Виктория Потапова отмечает, что он уникален, потому что не известна другая история, в которой бы женщина восстала против мужчины ради равноправия. Этот миф несет женщине следующее послание: «Если ты захочешь равных со мной прав, если будешь требовательной, настойчивой, свободной, независимой, если будешь иметь собственные сексуальные желания – или нежелания – то ты плохо закончишь: ты станешь ведьмой, нимфоманкой, у тебя не будет детей!»

Вот так женский образ оказывается разделенным на две части. Одна часть, которую можно обозначить как Лилит, является привлекательной для мужчин. Не зря многие женщины в сердцах говорят: мужчины любят стерв. Однако эта часть женщины одновременно пугает – ведь она непредсказуема, она запросто может вступить в конкуренцию – и выиграть ее, может настоять на своем.

Кроме того, эту женщину невозможно контролировать в сексуальной сфере – ведь она знает, чего хочет, и добивается этого! Нежелание Лилит ложиться под Адама символизирует ее стремление к равенству, что пугает мужчину. Это извечный страх мальчика перед всемогущей матерью, который заставляет мужчин оставаться пассивными. Поэтому мужчины ищут и одновременно боятся Лилит.

Вторую часть женского Я символизирует Ева. Ева, хранительница очага, мать и жена, послушная и понимающая, готовая бесконечно приносить себя в жертву ради мужа и семьи. Она надежна, предсказуема, удобна и привычна.

Ева не спорит с мужчиной – она по-хитрому, осторожно внушает ему свои идеи. Именно Ева может всю жизнь оставаться в тени своего мужа, даже если она написала за него докторскую диссертацию, «выбила» продвижение по службе, заработала основную часть семейного бюджета. Главное для Евы – чтобы дома все было хорошо.

Мужчины с трудом принимают проявления Лилит в собственных женах. Лилит – это любовница, компаньонка, соратница, но в качестве жены она слишком пугающая, слишком сложная, требует слишком большого напряжения от мужчины. Ведь она – равная.

Елена вышла замуж за Александра в 24 года. Они были однокурсниками и хорошо понимали друг друга. Родился сын, потом второй. Муж работал в строительной фирме, и после выхода из декрета Елена устроилась туда же. Конечно, было непросто – дети требовали внимания, и первые несколько лет Елена летела после работы домой.

Но вот сыновья подросли, и Елена обнаружила огромный интерес к работе. Стала делать проекты, которые высоко оценили заказчики. Через некоторое время Елене предложили возглавить творческую группу, потом – отдел.

Елена стала замечать, что муж от нее отдаляется. Все попытки поговорить и прояснить отношения наталкивались на стену агрессии. Подруга объяснила все просто – завидует. Александр менее талантлив, и, действительно, еще в университетские годы проигрывал жене.

Елена поняла, что нужно решать серьезную проблему – как сохранить и работу, и семью. Много говорила с мужем, объясняла ему, как ценит их отношения. Но муж куксился и дулся. Один раз проговорился – дескать, сослуживцы подшучивают: кто у вас дома командует, тоже, небось, жена?

В итоге Елена не выдержала – уволилась с работы, пошла в другую фирму, потеряла в зарплате. С мужем отношения наладились, и на новой работе потихоньку завоевывает авторитет, но как-то очень ей от этого грустно.

В этой истории все очевидно – Ева победила Лилит, поскольку было сложно найти компромисс между карьерой и семьей. Мужчины отрицают женское в себе и не допускают проявлений у женщины того, что они считают «мужским».

Поэтому активная, умная женщина будет пугать многих мужчин – неуверенных в себе, слабых, не признающих собственную женскую часть, боящихся женской власти, завистливых, эмоционально незрелых. Эти мужчины предпочитают домашнюю Еву – хотя их все время тянет к Лилит.

Женщина становится женщиной с Другим – мужчиной. Это сложный и тонкий процесс, включающий ее естественные желания – и его ответы на них, ее самовыражения – и его принятие разных аспектов женственности.

Но патриархальная культура, отказывающая женщине в праве быть собой – разной собой, а не только послушной девочкой в руках у мужчины – не дает возможности развивать все свои сильные стороны.

И поэтому зачастую девочки-школьницы не гордятся своими успехами в математике и физике, а стыдятся их – ведь умной женщине сложнее стать объектом поклонения и восхищения. Да и родители частенько подливают масла в огонь: «Моя дочка уже на пятом курсе учится, одни девятки и десятки. Лучше бы мужа себе поискала».

Обесценивание всего, что не относится к «женской» епархии – работы, карьеры, увлечений, характерно для патриархальной культуры. Мужчины будут одобрять вышивание жены крестиком - и завистливо следить за успехами теннисисток, сестер Вильямс, у которых скорость подачи мяча такая же, как у мужчин. Они одобрят даже просмотр сериалов – только не конкурируйте с ними в профессиональной сфере.

Как женщине стать собой? Как не ограничить «женское» ролью матери, жены, сестры и дочери, а также домработницы, посудомойки, повара? Как ей обходиться со своими смелыми мечтами, с желанием экспериментировать, с поисками себя?

В наше время мы видим много примеров талантливых и мудрых женщин – женщин-политиков, женщин-ученых, женщин-профессионалов. Каждый раз, когда я встречаю такую женщину, я задаю себе вопрос: есть ли рядом с ней мужчина? И очень радуюсь, когда понимаю, что в мире все больше умных, теплых, поддерживающих мужчин, которые гордятся успехами своих жен и создают им условия для самореализации.

Потому что в каждой женщине в разных пропорциях смешаны Ева и Лилит, и если давить, удерживать или игнорировать одну из частей своего Я, невозможно стать собой. Представьте – если вы согнете одну ногу – как вы будете передвигаться? Наверняка не очень быстро, да и неудобств много. Если завяжете правый глаз – хорошо ли будет смотреть на мир только левым?

А если вы «подавите» часть своего Я, вы не сможете использовать все свои силы, весь потенциал для того, чтобы прожить свою единственную, но такую важную жизнь. Если вы «давите» Еву – вы обрекаете себя на одиночество, зависть и женщин, и мужчин. Если «давите» Лилит – вы ограничиваете свое личностное развитие и сексуальность.

Только признание и принятие всех аспектов своего Я делает каждого из нас гармоничной личностью. А Ева и Лилит – это метафоры, позволяющие описать два типа женской жизни и женского выбора.

Лилит и Ева существуют одновременно и вместе. Если они борются и побеждает одна из них – женщина фиксируется на одном из полюсов: либо на полюсе абсолютной свободы, либо на полюсе абсолютной связанности с мужчиной. А истина, как известно, находится посредине.

Кстати, Валентина, о которой я писала в самом начале, смогла встретиться и со своей Лилит – она назвала ее «карьеристка», и с Евой, которая получила имя «домашняя наседка». Оказалось, что они способны мирно сосуществовать и даже дружить! Валентина изменилась и внутренне, и внешне.

В гардеробе наряду с брючными костюмами появились сексуальные наряды. А год назад она встретила своего суженного – мужчину из европейского государства, который влюбился в нее и после полугода ухаживаний, переписок, звонков и встреч сделал ей предложение. Он говорит, что его очаровало в Валентине сочетание ума и женственности – до этого он встречал либо красивых, но неглубоких женщин, либо умных, но чересчур холодных и деловых. А в Валентине он нашел все, что так долго искал.

Счастье возможно, и самое главное условие для этого – найти себя.

« С веты луны на обольстительном, обнаженном теле. Отблеск далеких мистических звезд в неподвижных глазах. Обещание неземного блаженства в объятиях, а на губах - горький вкус смерти. Легенда или ужас, пришедший из глубины веков? Женщина - воплощенное желание для потерявших голову мужчин, которые никогда не произнесут ее имя вслух».

Легенда об Адаме и Лилит.
Это история любви. Как ни странно звучит, но это именно так, несмотря на такие мифические и растиражированные персонажи, как Королева ада Лилит и наш прародитель Адам. Многие знают легенду об Адаме и Еве, некоторые могут похвастаться знаниями легенды о Лилит - первой жены Адама.

В средневековых легендах, чаще всего написанных инквизиторами, в тех самых пророчествах, где обсуждалось, сколько ангелов может поместиться на острие иглы, ее представляли в виде грациозной черной кошки, приходящей из тревожных эротических сновидений.

«Когда бог создал небо, землю, всех животных и все растения, то взял лежащую под ногами животных глину и словом своим сотворил из нее человека. Сотворил, дабы дивился он величественным деяниям господа и прославлял имя божье. И поселил его в Эдеме. И новосозданный Адам восхитился чудесами божьими. Обозрел он всех животных, всех птиц, все растения, изумился и восславил имя великого мастера. И, ощутив себя одиноким, впал в тоску, в великую тоску. И бог, видя одиночество Адама, сказал сам себе: “Нужно создать для Адама нежную подругу, дабы человек вкушал отрады рая не в одиночестве”. И поймал устремленное ввысь пламя и из его зыбких, порхающих языков сотворил первую женщину - Лилит.

И, посмотрев на свое создание, восхищенно оказал: - Добра, ибо прекрасна. И подозвал к себе Адама. Вложил маленькую руку Лилит в ладонь прачеловека и сказал: - Адам, вот тебе подруга, прекрасная Лилит. Отражайтесь в глазах друг у друга, сердцами же любите друг друга. Плодитесь и размножайтесь. Адам, следуй за Лилит во все дни жизни твоей, а ты, Лилит, будь покорна Адаму. Пристально посмотрела Лилит на Адама и почуяла запах глины. И почувствовала она, что взгляд Адама опустился тяжестью земною на плечи ее. И поспешно вырвала она руку из ладони Адама.

Так и повелось, что избегала она видеться с Адамом, говорить с ним, любить его.

Когда в очередной раз он старался угодить ей, он принёс ей в дар драгоценные камни. Лилит очень обрадовалась, перебирала их, а счастливый Адам лежал у её ног.

Мудра ты, Лилит, бесподобная Лилит - поведай же мне, что за чувство угнездилось в душе моей с того мгновения, когда я впервые увидел тебя? Жажду расточиться у светозарных стоп твоих, жажду лобызать землю, что попираешь ты, жажду обратить солнце венцом для главы твоей и звездами вымостить стезю твою. Внимала Адаму Лилит, и тихая усмешка мелькала на устах ее.

Поведай, дивная моя Лилит, что это за чувство, от которого, когда я рядом с тобою, рай становится еще восхитительнее и жизнь - еще сладостнее, когда же я вдали от тебя, рай становится пустынным и уродливым, а жизнь - тяжелою и горькою! Во сне, наяву ли - тобою лишь полны мечты мои. Живешь ты в сердце моем и в очах моих. И Лилит отвечала - со смехом,но холодно: - Любовь! Адам, это называется любовью.- Откуда? Откуда ты знаешь? - Я давно это знаю, Адам.

Однажды он долго звал и искал её, мучился от тоски и обиды. А когда вновь увидел её, не добился от неё ласк. Она ускользнула.

Потерял терпение Адам и направился к богу - жаловаться. - Господь мой, что за подругу даровал ты мне? - молвил Адам, сдерживая гнев - Ни разу не повиновалась она приказу твоему, не подчинилась мне. Соблазняет она меня, распаляет и, оставив неутоленным, скрывается. Сгораю я, когда я вдали от нее, сгораю и рядом с нею. Злой огонь она, язык огня палящего, мучаюсь я, истаиваю...

И призвал Господь Лилит. И, потупив взор свой, стала она пред Господом. И творец пригрозил ей, молвив: - Создал я Адама из земли и тебя - из огня, дабы вы дополняли друг друга. Должна ты любить его и тем паче быть покорна ему, супругу твоему, ибо для него создал я тебя. Когда же не покоришься ему, знай, что сурова будет кара моя. А теперь отправляйся к Адаму. Таково желание мое...

Адам ждал ее возвращения. Подошел он и сел рядом с нею, взял со страхом руку ее и, сама нежность, еле слышно прошептал: - Лилит, душа души моей, отчего ты грустна, отчего ты так грустна? Отчего не улыбнешься ты, моя нежно-прекрасная? Ах, сверкающая подобно солнцу Лилит, отчего ты безмолвствуешь? Или не ведаешь ты, что живу я только любовью твоею? Сожми сердце мое - и выжмешь из него лишь любовь мою к тебе, лишь любовь мою к тебе и ничего более. Любовь моя к тебе объемлет всю вселенную, всю вселенную... И с беспредельным вожделением поцеловал он края кудрей Лилит. Но безмолвна и безучастна была Лилит, и взор недвижных очей ее был устремлен вдаль.

Обнял ее тонкий стан Адам, поднял ее на руки и отнес в шалаш. Утомлена была Лилит от волнений сердца. Устрашил ее недовольный взор Господа. И безропотно возлегла Лилит на цветочном ложе. Положил Адам голову ее на колени свои и восторженно, зачарованно взирал на хрустальную наготу Лилит, простертой на листьях пылающих пурпуром роз. Смежила очи Лилит, и кротка была она и покорна подобно газелям. И была она бледна подобно жемчугу. Ласкал Адам тело Лилит и шептал себе:

Безумно, безумно люблю тело твое, ибо дивно сотворено тело твое. Сосуд всех совершенных даров - тело твое, сад несравненный - тело твое, сад всех содроганий и желаний огненных. Благоуханнее тело твое, нежели мускус косуль эдемских, благоуханнее жасмина и лаванды, нарцисса и гиацинта, всех сладостных благовоний их, тропы райские в мечты погружающих…

И огненными устами лобзал Адам тело Лилит и вдыхал благоуханную свежесть его, и свежее было оно росы на кустах и травы в первые дни творения. И огнепламенными перстами лобзал Адам перси Лилит и, душу свою изливая, говорил: - Безумно, безумно люблю перси твои, Лилит, о ты, что совершеннее ангелов. Перси твои - два светозарных снопа нежноуханной гвоздики, двумя девственными розами увенчанные, два снопа, в безумие приводящих, с ума сводящих, и опьяняют они душу мою и разлучают с телом душу мою... И поцеловал Адам перси Лилит и трепетными устами поцеловал печати персей ее.

Смежила очи Лилит, безучастна была она и не внимала Адаму. И забыл сам себя Адам, и ничего более не существовало для него. И были только уста Лилит, что лобызал Адам без насыщения и прекращения; впивая всю сладость Лилит, всю сущность ее, не насыщался Адам - и истаяла душа Адама, расточаясь в беспредельности лобзаний...

И внезапно изогнулась Лилит, освободилась от изнурительных, безумных, страстных до крови поцелуев Адама, метнулась прочь из шалаша и скрылась в лабиринтах ночного рая. Адам лишился чувств и так пролежал до рассвета. Когда же пришел он в себя, то вспомнил, что скрылась Лилит во тьме ночной. И с разбитым сердцем воспрянул Адам. Попытался он вновь разыскать Лилит, еще раз умолить ее, дабы не покидала она его.

И в видениях его Лилит представала ему желанной, еще более желанной, недоступно желанной. И от видений этих с болью в сердце пробуждался Адам и, как безумный, метался, метался... И достиг он границы рая, по другую же сторону ее простиралась земля, пустынная, необитаемая. Очень устал Адам. Присел отдохнуть.

И вдруг, точно во сне, услышал он радостный, светлый смех, подобный зову весны, и от этого смеха пуще забилось сердце его. С упованием устремил он взор туда, откуда доносился смех... И увидел нечто страшное, то, что подобно черной молнии, затемняя и прожигая, до самого дна пронзило душу его.

И увидел он свою Лилит в объятиях сатаны.

Адам обезумел от ревности. Обезумел Адам, бродил, не зная покоя, по уединенным уголкам Эдема. Опустел для него Эдем, и пение птиц тяготило его.

И погрузил Бог Адама в сон и из ребра его создал ему новую подругу - Еву - чтоб по происхождению своему была бы Адаму покорна, могла бы любить только его и умела бы утешать его. И отверз очи свои Адам и увидел рядом с собою новую подругу, не столь совершенную и огненно-прекрасную, как Лилит, но тоже прекрасную.

И подошла Ева к Адаму и положила голову ему на плечо и нежно ему улыбнулась, устремляя преданный взор в ответ на грустный, мечтательный взор Адама. Но Адам, сидя рядом с Евой и внемля шелесту розовых кустов, слышал в нем дыхание Лилит. В благоухании роз являлось ему благоухание Лилит, в песнях соловьев - голос Лилит.

Когда добрая Ева ласкалась к Адаму и черными кудрями своими закрывала ему лицо, то видел Адам лишь златоогненные кудри Лилит, закрывавшие весь небосвод. Когда смежал он очи свои, представал ему бесконечно прекрасный образ Лилит: когда взирал он на звезды - в звездах видел он очи Лилит, в бездонном же солнце - всю Лилит...

“Ева” звучало на устах его, но душа отзывалась: “Лилит”. И когда он тщился забыть о Лилит и обнимал верную Еву, прижимал ее к груди и целовал - в те же миги в объятиях своих он видел Лилит, целовал Лилит, ощущал Лилит, только Лилит... И жил Адам, ожидая и вожделея только Лилит, и умер Адам, стеная и мечтая лишь о Лилит».

Итак, подведём итог. Лилит была первой женщиной на земле. Лилит посчитала себя равной мужчине, женщиной, которой можно делать все то же, что и ее мужу. Лилит считала себя умной, как мужчина. Она не собиралась беспрекословно подчиняться мужу и слушаться его во всем. Она была уверена, что может принимать решения наравне с мужем. По легенде, именно Лилит принадлежит сексуальное открытие - поза «женщина сверху». Она предпочитала заниматься сексом, именно будучи сверху, а не в «рабочее-крестьянской» позе (кстати, единственной сексуальной позе, одобренной церковью). Когда конфликт с Адамом стал слишком силен, Лилит приняла решение оставить его.

Чем же так опасна Лилит? Почему ее имя называют проклятием? По легенде, Лилит соблазняет только женатых мужчин, замучивая их своей страстью до смерти. В Талмуде есть упоминание о том, что женатый мужчина не должен ночевать дома один. Лилит принимает образ дамы из эротических грез, и предлагает только секс, чтобы жертва попала в ее сети. Вторым злом Лилит называют убийство младенцев. Легенды утверждают, что она может выпить кровь, задушить, забрать мозг или защекотать до смерти во сне. Но Лилит приходит только к тем младенцам, которых еще не успели окрестить. Как и все демоны, она жутко боится креста. Бытует поверье, что если младенец смеется во сне, значит, с ним играет Лилит. Младенца надо немедленно разбудить, иначе она может замучить его до смерти.

Но сколько правды в этих легендах? Существует и другое мнение о Лилит. Ее называют первым борцом за права женщин, той силой, которую боится большинство мужчин. В легендах о Лилит много трагического. А может, это месть мужчинам за то, что они предпочли не ее? Может, демоническое влияние Лилит - просто месть за то, что мужчины видят в женщине, в первую очередь, тело? И смертельные объятия Лилит были местью за вечную мужскую жажду секса, за неверность и лживость мужчин.
Сколько правды в легендах о женщине, которую на протяжении веков всеми способами пытались очернить за право быть не «под мужем», а рядом с ним? За право решать свою судьбу и быть личностью? Сейчас об этом и не узнать.

Лилит - незаурядная, смелая личность, в то время, как Ева - мягкая самочка, заурядная, домашняя хозяйка, во всем покорная супругу. Возникает вопрос: нужна ли была церкви незаурядная личность с острым, пытливым умом, утверждающая, что мужчина - не бог, а всего лишь человек? Той церкви, где всегда главенствовали мужчины?

И все же - демон или символ свободы женщины? Порицание или согласие? Не стоит во всем искать однозначный смысл. Не бывает добра без зла, и наоборот. Самая ценная гармония - это двойственность, соединение двух противоположностей в одном. Тень, скользящая в свете луны, - всего лишь история об отверженной женщине, выбравшей одиночество и всегда страдавшей от недостатка любви, о женщине, всегда говорящей «нет» потому, что ей так хотелось бы сказать «да»…

Все знают, что Первая Женщина была сделана из ребра Первого Человека, и что звали ее Ева (на иврите Хава). Была ли эта часть ребром или какой другой частью Адама, мы разбирать не будем, для нашей темы это значения не имеет. Ребро так ребро, для простоты, хотя в еврейской традиции ребро не упоминается.

Нас интересует вот что: Адам был усыплен, когда из него делали Еву, а когда он проснулся и увидел ее, сказал: «На этот раз это кость от костей моих и плоть от плоти моей, и так далее» .

Из слов «на этот раз» видно, что это не первый раз. Простой смысл стиха в том, что человек пытался найти себе пару среди животных, которые уже существовали на тот момент, но никто из них ему не подошел , они ему ни в чем не соответствовали. И вот, когда напарник для него был сделан «кость от кости и плоть от плоти», т. е. из него самого, то он получился удачным, в полном ему соответствии . В этом смысл слов «на сей раз».

Это простой смысл, но мидраш видит в этом нечто более глубокое. Мидраш говорит, что в первый раз Б-г создал для Адама женщину, но она не подошла ему, ибо не была сделана из ребра Адама, как во второй («сей») раз, а была сделана из праха земного, как и сам Адам .

Она не хотела уступать Адаму ни в чем, включая интимные отношения: это мидраш описывает так, что в постели она не хотела лежать снизу. Конечно, это образ, смысл которого в том, что если один из супругов не уступает ни в чем, брака не получится. Брак это пара, а не двое, которые не могут ни о чем договорится, ибо никто не хочет ни в чем уступить . Пара, это когда один правый, другой левый, один идет в бой, другой прикрывает его с тыла, они играют в пас, словами мидраша «один сверху, другой снизу» – это образ.

Но если оба сверху, оба гоняют по полю мяч, не давая его другому, то это не пара, и это не брак, это – тупик, ни единства, ни детей.

Интимной близости у Адама с Лилит (так звали эту женщину) не получилось, она так и не стала его женой, она от него попросту улетела. Лилит – это образ женщины, которая не смогла стать женой. Не материализовалась в полноценного человека, а стала демоном . Демоном, не имеющим потомства . «И нарек Адам имя жене своей Ева (Хава), ибо она стала матерью всех живущих» . А Лилит потомства не произвела.

Современные феминистки видят в ней первую феминистку, борца за равноправие женщин. Однако, уж если искать параллели в современной культуре, то это скорее проститутка, нежели феминистка, и вот почему. Проститутка живет тем, что провоцирует мужчин изливать свое семя впустую. Если мужчины не будут ходить налево, ей нечего будет кушать, простыми словами, она умрет .

Вот и Лилит приходит к мужчинам во сне высасывать их энергию. Она навевает сны сексуального характера, фантазии, которые мужчина не может позволить себе наяву, и высвободившуюся энергию забирает себе в мир нечистоты.

Лилит, как и все демоны и другие силы зла, созданы Б-гом для того, чтобы у человека была свобода выбора. Они получают энергии жизни лишь самый минимум, лишь столько, чтобы они не умерли, не перестали существовать, не исчезли вовсе. Всю остальную энергию они добывают себе сами из грехов человека. Поэтому они так заинтересованы его соблазнить. Если они не будут сосать жизненные силы из святости, они умрут, как умер бы человек, если бы не ел. Вот они и стараются совратить человека. Не только потому, что они ненавидят все святое, но – и это главное – потому, что от этого зависит их жизнь. Они совращает человека, а потом сами же приходят в Небесный суд в качестве обвинителя: обвиняют его и требуют себе его жизнь сначала в духовном смысле, а потом и в буквальном.

Но вернемся к Лилит. В человеке есть четыре уровня: физический, эмоциональный, интеллектуальный и Б-жественный – дыхание Б-га, которое в нем: «И сделал Г-сподь Б-г человека из праха земного и вдохнул в его ноздри дыхание жизни» . Это дыхание Б-га, которое Б-г вдохнул в человека, не только исторический факт. Это уровень души, он дает жизнь разуму, разум эмоциям, а эмоции оживляют тело: действия человека, его слова и мысли.

Когда человек что-то делает, говорит или думает, то активно действует один из этих уровней, но все остальные уровни оказываются задействованы тоже. Человек – цельное существо, разделение на уровни чисто умозрительно. Поэтому когда человек вступает в запрещенные Б-гом половые связи или просто фантазирует на эту тему наяву или во сне, то и дыхание Б-га, которое в нем, участвует в этом против своей воли. Человек отдает его Лилит, образно выражаясь, отдает в рабство. Часть человека оказывается в плену в мире нечистоты, на чем этот мир и держится, обитатели его набираются сил, жиреют и готовятся к новым захватам.

Вообще говоря, даже в области святости, когда на физическом уровне происходит соитие между супругами, то соитие происходит и на всех остальных уровнях тоже, эмоции соединяются с эмоциями, интеллект с интеллектом, Б-жественное с Б-жественным – если соитие было разрешенным и чистым. От этого рождаются духовные сущности, в каббале именуемые ѓевель, а в простонародье ангелы (даже когда не происходит зачатия плода). Ѓевель – духовная сущность, она духовная даже по отношению к душе человека, она соединяет все уровни в человеке в единое целое.

Но если соитие было запрещенным, как-то : с матерью, мачехой, любой замужней женщиной, с сестрой по матери (сестра по отцу для ноахидов не запрещена), любым мужчиной, любым животным[ , или соитие было разрешенным, но нечистым, как-то: во время близости муж думал о другой женщине, был пьян, сердит или обижен (также и в обратную сторону: к женщинам это относится так же, как и к мужчинам), или требовал секса против ее желания, то образующийся ѓевель уходит к Лилит. Она с его помощью порождает новых демонов (не забываем, что все это происходит внутри души человека, а не где-то там в каких-то там далеких мирах).

Поэтому так важно не просто избегать запрещенных действий, но и просто сексуального возбуждения от людей, секс с которыми запрещен (почему-то большинство это за грех не считает). Нельзя их целовать, трогать их тело, тем более спать на одной кровати даже в том случае, когда каждый одет в свою одежду . Следует избегать всякой совместной деятельности, которая возбуждает и может привести к сексуальным отношениям. Не флиртовать, не заигрывать, не разглядывать, ибо все это может привести к плохому, а мы назовём это эмоциональным сексом – это секс на уровне эмоций и мыслей. Нельзя сознательно вызвать у себя фантазии сексуального характера, смотреть фильмы, где есть разврат, читать книги и газетные статьи на эту тему. Ограничимся этим.

Б-г заложил в человека стремление к сексу, особенно к запрещенному . Такова животная натура человека, которая и называется «Лилит». Лилит это женская ипостась Сатаны, ибо человека тянет к сексу, он ведомый, а не ведущий – женское начало. Все мужчины, которым кажется, что они проявляют свою мужественность тем, что соблазняют или насилуют женщин, на самом деле по отношению к Сатане оказываются слабаками, которых Сатана соблазнил и изнасиловал.

И происходит вот что: когда голова человека не заполнена положительным содержанием, она как пустая яма, в которой поселяются змеи и скорпионы. Один из древних комментаторов Талмуда так и пишет: «Ясно мне, что все демоны и черти — это лишь образ для описания ложных идей и психологических установок» .

Ведь вложив в человека стремление к запрещенному, Б-г также дал ему силы победить собственную природу, подняться над ней, наполнить ум и сердце Б-жественным светом и навести порядок и гармонию в окружающем его мире.

Примечания

Берешит, 2:23.
Раши на этот стих и Сифтей хахамим на Раши.
Смысл последних слов стиха 2:20.
Мидраш Альфа бета Бен Сиры.
Берешит Раба 18:5 объясняет по-другому, но это не относится к нашей теме.
Это можно связать с простым смыслом стиха: звери созданы из земли, рыбы и птицы из воды (рыбы у Раши не упоминается). Возможно, в этом причина, почему они не подошли человеку. Интересно над этим подумать.
Мидраш там же.
Еще ее назыают женой Сатаны, т. е. женской его ипостасью, в терминах каббалы нуква де клипа. По поводу нуква де клипа см. например Зоѓар, гл. Пинхас, стр. 231:2; Ор ѓа-Хаим на стих гл. Ваехи, 49:11, со слов «бней атоно»). Обратим внимание на то, что рабби — автор Ор ѓа-Хаим тоже ее не одолел, как и Адам (требует выяснения).
Мидраш говорит, что каждый день она порождает демоническое потомство, но часть его убивает, чем оплачивает свою независимость от Адама.
Берешит, 3:20.
Необязательно в буквальном смысле. В переносном смысле она умрет как проститутка, ей придется заняться другими делами.
Берешит, 2:7.
Все примеры взяты из книги Шева мицвот Ѓашем раввина Моше Вайнера, да продлит Б-г дни его жизни. Подробные ссылки указывать не будем, книга переводится на русский язык, и, когда выйдет в свет, каждый сам сможет ее прочитать.
Следует из написанного: «Поэтому оставит человек отца своего и мать свою, прилепится к жене своей, и будут одной плотью». «Отца и мать своих» – тут все понятно; «к жене своей» – а не к чужой; «к жене» – а не к мужчине; «будут одной плотью» – это дети, в которых плоть отца и матери сливаются в сплошное единство, этим исключаются все животные и птицы, с которыми у человека не может быть потомства.
По поводу родителей с детьми и братьев с сестрами см. в книге.
Шева мицвот Ѓашем, часть 6, §11.
Меири на Брахот 5:1 (сказал рав Ицхак: «Каждый, кто читает Шма, и так далее»).


(с) "Лилит" март 2010 года

Запретное имя

Татьяна Гостева

Наш консультант -- Георгий Индулен, историк, теолог

И БОГ СОЗДАЛ ЖЕНЩИНУ...

Кто вы - потомки Лилит?

«Недоступных созвездий венец» -- так писал Николай Гумилев про загадочную и прекрасную Лилит -- первую жену Адама. Ее имя запрещено произносить правоверным иудеям, ею восхищаются романтические поэты и суровые феминистки, она будоражит наше воображение. Может быть, и в тебе живут ее гены. Но стоит ли пробуждать столь опасную память предков?..

История Лилит изложена по древним апокрифическим источникам, написанным в одно время с Библией и не вошедших в традиционный Ветхий и Новый Завет, а также по каббалистическому труду Зоар, по народным повериям и мифам.

Рыжая бестия

Бог создал Лилит одновременно с Адамом из рыжей глины. Когда она открыла глаза, в них отразилось ясное небо, и они приобрели синий цвет. А оттенок волос у нее, если верить некоторым легендам, остался рыжеватым, как гончарная глина. Лилит была женщиной пылкой, темпераментной, во всем равной Адаму, и повздорила с ним из-за проблемы власти: кому находиться сверху во время секса. На заре цивилизации люди проводили параллели между ведущей партией в половом акте и в жизни: кто верхний, тот и главный. Поэтому самолюбивый и обидчивый Адам воспринял предложение подруги поменяться местами как попытку унизить его мужское достоинство и категорически отказался лежать под нею. Лилит рассердилась, поднялась в воздух -- она владела данной Богом способностью левитировать -- и перенеслась из рая на землю.

Адам пожаловался на строптивую подругу Богу и попросил его вернуть беглянку. Бог задумался -- как ему повлиять на Лилит, ведь он наделил людей свободой воли и теперь не мог взять да и перенести Лилит своей чудесной силой обратно в рай. И тогда он отправил за Лилит трех ангелов с поручением -- склонить беглянку к возвращению, по возможности добром и лаской. А если она заупрямится и захочет остаться на земле, пригрозить ей тем, что отныне и во веки веков часть рожденных ею детей будет погибать в младенчестве.

Больше женщина, чем мать

Посланники Бога нашли Лилит в жарких краях, на берегу моря, где она предавалась любовным утехам с местными жителями. Мистики и некоторые богословы предполагают, что в наидревнейшие времена, до грехопадения Адама и до бунта Люцифера, населяли землю и приглядывали за нею особые ангелы. Если верить тому же Ветхому Завету, ангелы были совсем не бесплотными и очень до любовных утех охочими (Бытие, глава 6, п 2). Вероятно, они не страдали свойственным Адаму «комплексом самца», и Лилит, довольная своей новой жизнью, на уговоры не поддалась, возвращаться в рай к нелюбимому мужчине отказалась.

Тогда божественные посланники прибегли к угрозам и сказали, что Лилит придется заплатить за своеволие жизнью своего будущего потомства. Столь откровенный шантаж Лилит разгневал. Она предпочла лишиться детей, но не личной свободы. И повторно отказалась возвращаться к Адаму.

Печать Лилит

Среди древних шумеров, во времена которых зародилась легенда про Лилит, такое женское поведение было социально дозволенным, хоть и нетипичным. Для иудеев -- возмутительным и отвратительным: разве может женщина предпочесть свое личное счастье и свободу радостям безмятежного материнства? А как же быть с заповедью «плодитесь и размножайтесь»? В иудейском фольклоре Лилит сочли невероятно опасной, запретили называть ее по имени, чтобы случайно не приманить к дому, и превратили в символ всего темного, рокового и в то же время упоительно соблазнительного в женской натуре. Ей приписали способность являться ночью к мужчинам и «ужасным образом», из верхней позиции, овладевать несчастными. Никаких страданий мужчины от этого не испытывали, скорее наоборот, но наутро чувствовали себя как-то неловко. А еще Лилит наделили коварным свойством: она могла вселиться в богобоязненную иудейскую жену и заставить ее испытывать оргазм. После чего на свет у женщины появлялись лилимы -- дети с печатью Лилит. При рождении лилимов отмечала темная полоска густых волосиков на спинке, идущая вдоль позвоночника до самого копчика. Из них вырастали люди физически сильные, неукротимые и непокорные, драчливые и вспыльчивые. Если же секс обходился без потустороннего вмешательства, то у еврейской женщины не было ни оргазма, ни риска родить волосатого и зловредного «лилимчика».

Откуда взялась Ева

Но вернемся к нашему повествованию. Итак, Адам затосковал в одиночестве, и Бог решил создать для него другую подругу, пассивную и послушную. Он не рискнул ваять ее из глины и праха -- вдруг опять такая же упрямая, как Лилит, получится. И изготовил ее из ребра Адама. На свет явилась Ева -- нечто вроде клона ее супруга, с такими же интересами и взглядами на жизнь. Она была Адаму невероятно близка, но в то же время -- из-за сходства натур -- он с нею скучал. Может быть, поэтому Ева и заинтересовалась яблоком с древа познания -- вдруг диковинный плод развлечет ее мужа и порадует. И получилось, что именно тихая и покорная Ева подтолкнула Адама к грехопадению: поддалась на уговоры змея перешагнуть через божественный запрет, отведала яблоко сама и угостила мужа.

Во многих богословских трудах ответственность за грехопадение пытаются возложить на Адама -- не проявил власть, не проконтролировал наивную дурочку Еву. В этом есть доля правды -- силы характера Адаму всегда не хватало: он хотел казаться крутым, а был обычным доверчивым увальнем. Но если следовать исключительно логике событий, то оказывается, что при независимой, прямолинейной и сильной Лилит он глупостей не делал и жил в раю в свое удовольствие, а как заполучил в жены тихую и послушную, хитрую и склонную к манипуляциям Еву, так и лишился бессмертия и вылетел пулей из благостного рая в жестокую земную жизнь. Заодно тихая милая Ева навлекла на всех женщин роковое проклятие -- рожать в муках детей своих. Свободной от него осталась одна Лилит.

Как сложилась дальнейшая жизнь Лилит. Царица ада

Шли годы. На земле размножались люди -- потомки Адама и Евы. По одной из легенд, вечно молодая и бессмертная Лилит стала подругой самого одаренного и самого красивого из приближенных к Богу ангелов, Люцифера, -- такие женщины всегда выбирают лучших. Люцифер приревновал Бога к людям, которых терпеть не мог за ничтожный и мелочный характер, и устроил бунт на небесах. Можно предположить, что Лилит подталкивала любимого к борьбе за власть и поддерживала его в честолюбивых устремлениях.

Люцифер потерпел поражение и был вместе с ангелами-приспешниками низвергнут в ад. Лилит осталась при нем, его возлюбленной, не только потому, что отличалась особой преданностью, но и ради сохранения своей значимости: лучше быть первой в аду, чем второй в поднебесье. Или даже на небесах.

По поверьям Лилит жива до сих пор, периодически навещает землю и пребывает среди людей. Ей подвластны мгновенные перемещения из одной точки земли в другую и астральные путешествия по всем мирам, кроме высшего -- того, где находится рай. Она не вкушала от древа познания, и ей неведомо ни зло, ни добро. Она прекрасно разбирается в людях и в своей выгоде, знает, что хорошо для нее и для тех, кого она любит, и больше ничто ее не волнует.

Дети Лилит

Все потомки Лилит делятся на две ветви. Первая: дети Лилит от обычных мужчин. Они обладают невероятной сексуальной притягательностью и презирают все законы, кроме своего собственного мнения. В семье они кажутся чужими, не похожи на братьев и сестер, предпочитают вечер и ночь дневному свету. Люди к ним тянутся, для них же шумное общество тягостно. У них отменное здоровье, они переваривают любую пищу. Благодаря наследию Лилит некоторые из них способны во время сна выходить из тела и путешествовать по миру. Легко контактируют с душами умерших людей.

Вторая ветвь: дети, рожденные Лилит от ангелов, некогда навещавших землю, а затем -- от демонов, сходных с ангелами по своей первооснове. Ангелы и демоны обладают сверхъестественным даром изменять структуру материи и превращать одно вещество в другое. От них детям Лилит передавался пирокинез -- дар воспламенять взором предметы, оборотничество -- возможность превращаться в животных и птиц, вампиризм -- тяга к поглощению чужой энергии или крови ради бессмертия и вечного здоровья, умение проходить сквозь стены. И темный дар убивать человека взглядом -- через остановку сердца или сгущение крови в сосудах.

Почему потомство Лилит малочисленно

Во-первых, потому, что среди ее детей высока младенческая смертность из-за рокового проклятия, и до зрелых лет доживают немногие.

Во-вторых, некоторые генетические признаки, которыми обладали дети самой Лилит и столь отличных от человека созданий, как ангелы и демоны, оказались несовместимыми с нормальной жизнью. Например, трудно выжить младенцу с даром пирокинеза, воспламеняющему в припадке обиды и гнева все вокруг. По легендам хищные люди-оборотни и вампиры, питавшиеся кровью, жестоко истреблялись в Средние века.

Постепенно все необычные, нечеловеческие особенности детей Лилит заблокировались природой. Предполагают, что они хранятся в «молчащих» генах, передаются, как запечатанное письмо, потомству, но никак не проявляются внешне, чтобы дети Лилит выживали сами и могли давать жизнеспособное потомство.

Что такое «молчащие» гены

Только 5 процентов человеческих генов несут полезную информацию о строении и развитии наших тканей, о нашем характере и способностях. Все остальное -- непонятные фрагменты и наглухо закрытые и не подлежащие считыванию участки, которые называют «молчащими» генами. Что в них закодировано, никому из ученых толком неизвестно.

Один из молчащих генов, по мнению генетиков, связан с остротой обоняния. Похожий ген отлично работает у обезьян и помогает спариванию. А у нас он заблокирован. Почему? Потому что его активизация привела бы к излишней избирательности при выборе партнера. Женщины отказались бы от многих полезных, умных и добрых мужей и гонялись бы за самцами тупыми или злобными, но физически, а значит, и на нюх, -- подходящими. Для человека, в отличие от животных, выгоднее выбирать партнера или партнершу по социальному статусу, а не по степени здоровья будущих детей. Выживают дети не только родителей, идеально совместимых по физиологии, но и дети самых умелых и хитрых, самых трудолюбивых и настойчивых. Блокировка гена обоняния расширила для нас спектр возможных партнеров. У человека появился стимул думать и делать. И мы стали еще более живучими.

Предположение о том, что в «молчащих генах» хранится самая невероятная генетическая информация -- вплоть до умения летать, не так уж далеко от истины. Ведь где-то там зашифрован весь план развития человека -- от одной клеточки, через стадию рыбки с жабрами до двуногого прямоходящего. Почему бы в запасниках генетических данных не оказаться и способности левитировать?

Зачем нам нужно столько лишней генетической информации

Мы никогда не знаем, что нам потребуется в грядущем. Например, наступит всемирный потоп. А человечество не вымрет -- у нас в генетическом наборе уже имеются жабры. За несколько поколений глядишь и сформируется «человек жабродышащий» , люди вернутся в воду и выживут.

Как определить, не являешься ли ты потомком Лилит

l В младенчестве у тебя было хрупкое здоровье. Родители рассказывали, что ты перенесла тяжелую болезнь или чудом избежала кончины в результате рокового стечения обстоятельств.

l У тебя рыжеватые или черные волосы (блондинки возникли совсем недавно, 11 000 лет назад, на территории Скандинавии из-за случайной мутации генов)

l и серые, синие или голубые глаза.

l У тебя растут заметные волоски на третьей фаланге пальцев.

l Ты легко рожаешь.

l Ты спокойно относишься к детям и допускаешь, что в мире хватает счастья и без них.

l Ты очень сексуальна, испытываешь влечение ко многим мужчинам и высоко ценишь мужскую красоту и физическую привлекательность.

l Тебе снятся красочные и увлекательные сны.

l Тебе безумно нравятся кошки.

l Ты никогда не скучаешь в одиночестве.

l Ты равнодушна к общественной морали и соблюдаешь ее нормы только тогда, когда тебе это выгодно.

l У тебя есть твои личные принципы, которые тебе очень дороги, и ты готова ради них на жертвы.

l Ты умеешь заставить других поступать так, как того хочешь.

Если ты ответила утвердительно на семь и более пунктов, кровь Лилит в тебе определенно присутствует.

Теперь прочитай следующие шесть пунктов.

l У тебя странные пристрастия в пище -- тебе нравится бифштекс по-татарски, или смесь соленого и сладкого, или кислого и горького, иногда тебя тянет отведать цветок или пожевать листик с дерева.

l Во сне ты часто кого-то спасаешь или сражаешься.

l Во сне ты часто летаешь.

l Тебя боятся собаки.

l Когда ты пристально смотришь в спину человеку, он спотыкается.

l Ты равнодушна к виду крови.

Ты согласна с пятью утверждениями? Возможно, в тебе, кроме крови Лилит, есть что-то ангельское или демоническое.

Можно ли пробудить в себе «спящие гены» Лилит, которые отвечают за мистические способности.

Теоретически -- да, сильными стрессами. Во время стресса организм судорожно ищет любую возможность спастись. Мощная гормональная буря пытается перекроить структуру ДНК. Глядишь, какой-нибудь безумный ген возьмет да и разблокируется и ты начнешь людей насквозь видеть, перистальтику чужого кишечника различать. Или наполовину переместишься в потусторонний мир и будешь созерцать два пласта события одновременно: то, что происходит в нашей реальности, и те изменения, которые протекают в астрале. Утомительно, похоже на шизофрению, но дает новый подход к жизни. Может быть, при тяжкой болезни ты приобретешь способность выкачивать энергию из окружающих, выздоровеешь, твой дар останется при тебе, и возле тебя начнут слабеть и страдать близкие люди. Когда такое происходит спонтанно, твоей вины тут нет: инстинкт самосохранения снял блоки и обеспечил выживание твоей личности. С осложнениями процесса выживания ты мирно сосуществуешь или мужественно борешься.

Если ты сознательно «прыгаешь на тарзанке» и ставишь себя на грань выживания для пробуждения своих «молчащих генов», то отвечаешь за последствия. Тебе неизвестно, что пробудится в твоем организме. Вряд ли ты вернешь себе способность оборачиваться в полночь волчицей. Но растормозить в себе инстинкты хищника -- жестокость, безжалостность, презрение к слабым -- удается без особого труда. Хочешь ли ты этого?

Дочери Лилит

Карла Бруни (1968 г. р.)

Как истинная дочь Лилит, она прекрасно разбирается в людях и пользуется успехом у мужчин, легко поднимается по карьерной лестнице: сначала -- модель, потом -- певица. Карла пренебрегает моралью: она снималась обнаженной и гордится своими снимками «ню», так как ей есть что показать. В 33 года родила сына от двадцатитрехлетнего студента Рафаэля Энтовена. Вообще-то у нее был роман с его папой, но рожать ребенка она предпочла от того, кто помоложе. Впоследствии Рафаэль стал профессором и ведущим нескольких популярных радиопередач. Среди ее любовников -- Мик Джаггер, Эрик Клэптон, Кевин Костнер, Дональд Трамп, бывший премьер-министр Франции Лоран Фабьюс. Она вышла замуж не за кого-нибудь, а за президента Франции Николя Саркози. Конечно, он -- не Люцифер, но нечто демоническое в нем присутствует.

Аспазия (Иоганна-Эмилия-Лизетте Розенберга, в браке Эльза Плиекшане (1865--1943)

Настоящая дочь Лилит, прославилась как поэтесса и драматург, не ограничивала себя в эротических похождениях. В непростые для самостоятельной женщины времена, после неудачного первого брака и разорения родителей зарабатывала достаточно для того, чтобы вести блестящую богемную жизнь и любить того, кого хочется. Выбрала себе в мужья небогатого, робкого начинающего поэта Райниса. Поддержала советом, деньгами, добрым словом. В трудную минуту в Берлине благородно переуступила ему заказанный ей перевод гетевского Фауста. Благодаря Аспазии Янис Плиекшанс превратился в Яниса Райниса и стал знаменитым.

А это -- не дочери Лилит

Марина Цветаева (1892--1941)

Она хотела бы стать Лилит. Она называет себя ее именем в стихах. Но далеко не все женщины, не приспособленные к быту и ведению домашнего хозяйства, являются дочерями Лилит. Лилит не может быть хронической неудачницей в любви, какой была Марина Цветаева. Для Лилит немыслимо прозябать в браке с нелюбимым мужем, подозревать, что он -- сотрудник ненавистного НКВД, и мириться с этим. И никогда бы дочь Лилит не окончила жизнь самоубийством, потому что не вернулась бы, вопреки своему желанию и голосу своей интуиции, из Парижа в сталинскую Россию.

Скарлетт О’Хара, героиня романа Маргарет Митчелл «Унесенные ветром»

Является типичной перепуганной неприятностями Евой, которую лишили возможности вести домашнее хозяйство, наряжаться, веселиться и заботиться о семье. В отличие от Лилит она все свои проблемы пытается решать через брак и материальную поддержку от мужчин. Не придает большого значения сексуальной стороне жизни. Сильно привязана к земле, к родне и хозяйству. Умеет выживать, но не умеет жить в свое удовольствие.

…из бездонных глубин предначального Мрака восстала в явь Ты, о Мать Жизни и Смерти, Мать всех колдовских чар, Дьявольских Искусств и сокровенного мастерства порождений древнейшей Ночи, Дарительница губительной тайны огненного бытия. Ты породила малых и великих Нечистого Племени и увлекла их за собой на штурм небесного града…

Templium Lilithi

Мужчины, охватывало ли вас когда-нибудь непреодолимое желание изменить своей второй половинке, поддаться соблазну, а, может быть, даже устроить оргию? Женщины, вы когда-нибудь задумывались о том, чтобы сделать аборт? Считаете, что все это – от лукавого? Ан нет, от бога. От того самого, что создал Адама и в пару к нему – жену. И совсем не Еву. Имя ее Лилит.

Каждый христианин помнит, как свое имя, библейскую цитату:

И на шестой день сотворил Бог человека по образу и подобию своему. <…> Не хорошо быть человеку одному.

Первого мужчину, Адама, Господь создал из глины, а вот пару ему сотворил из огня, назвал ее Лилит. Но не пожелала жена быть покорной своему мужу и объявила себя главнее его. И чем дальше шел этот спор, тем больше и больше распалялась неверная женщина, пока вскоре не растворилась огненным всполохом в воздухе.

Долго ждал Адам возвращения супруги, одиноко шли его дни. В конце концов, взмолился он Богу: «Господи, верни мне мою любимую!» Долго просил несчастный, пока Господь не послал вслед за сбежавшей трех ангелов. По легенде, настигли они ее у Красного моря.

Три дня и три ночи ангелы уговаривали Лилит вернуться к несчастному мужу. Она не только отказала им, но и заявила, что отомстит каждому, кто притеснял ее в ее величии. Женщина провозгласила себя демонессой, несущей наказания за женские страдания. Она заявила, что убьет каждого мужчину, явившись к нему в привлекательном обличии, задушит каждого ребенка, который недавно родился.

Ангелы наказали непокорную жену Адама: по одной версии, они «наградили» ее бесплодием, по другой – приговорили ее потомство к неминуемому вымиранию.

Невыразимые страдания с головой накрыли Адама. И решил Бог создать ему другую жену – как две капли воды похожую на прошлую, но теперь уже покорную и любящую. Наслал Он на творение свое тяжелый, липкий сон и изъял у него ребро, из которого сотворил женщину. Вы все, конечно, с ранних лет знаете эту историю.

Адам и Ева зажили в любви и согласии. Идиллическая картина Рая, не правда ли? Но в ночи, обуреваемый страстными снами, шепчет он не имя Евы, но имя Лилит, своей первой непокорной жены.

Личность Лилит породила огромное количество мифов и легенд. Считается, например, что если мужчина во сне смеется или стонет, его непременно нужно разбудить. По преданиям, в момент глубокого сна в его сознание пробирается Лилит и соблазняет на всяческие бесчинства. Если не привести мужчину в чувство, страстная демонесса попросту «залюбит» его до смерти.

Иудеи считают, что Лилит – главная опасность для новорожденного ребенка. Согласно преданиям, эта демонесса пьет кровь младенцев, «закусывая» ее костями и мозгом. Именно Лилит считают повинной в женском бесплодии или желании сделать аборт.

С именем этой демонессы связаны многие известные нам еврейские традиции. Например, знаменитая красная нитка – это не просто модный аксессуар из Израиля, а самый настоящий оберег от Лилит. Считается, что алая нить, повязанная на запястье ребенку или мужчине, отпугнет демонессу, ведь она панически боится красного цвета.

Ночь перед обрезанием считается самой опасной для ребенка, ведь Лилит набирает в это время полную силу. По этой причине отца младенца обязывают до восхода солнца читать отрывки из книг Каббалы.

Строго говоря, христианство никогда не упоминает о Лилит. Вы не найдете ни слова о ней в библейских книгах. Лишь в еврейском тексте книги Исаии сказано:

Ис.34:13-14: И зарастут дворцы её колючими растениями, крапивою и репейником - твердыни её; и будет она жилищем шакалов, пристанищем страусов. И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками, и лешие будут перекликаться один с другим; там будет отдыхать ночное привидение (lilith) и находить себе покой.

Кроме того, история Лилит описывается в Свитках Мертвого моря, Алфавите Бен-Зиры, а также в Книге Зоар.


Top