Анализ эпизода из гл.3, ч.4,т.4 романа Л. Толстого "Война и мир"

Одним из лучших произведений русской классической литературы, несомненно, является роман-эпопея Л. Толстого «Война и мир», в котором автор с первых страниц подчеркивает противоестественность всяких конфликтов. Этому способствуют сцены с описанием мирной жизни в кругу родных и близких людей, всегда готовых понять и прийти на помощь. А понять, какие больше всего привлекали писателя в людях, поможет анализ эпизода «Именины у Ростовых».

Место сцены в романе-эпопее

Практически вся 1 часть первого тома посвящена знакомству с героями и сложившимися в их домах и обществе в целом устоями.

После описания знати, собравшейся в салоне Шерер, Л. Толстой показывает, как отмечают именины в доме Ростовых. С этой семьей связана в произведении очень важная для писателя мысль - семейная, как он сам ее обозначил. И начинается знакомство с Ростовыми и повествование об их дальнейшей судьбе со сцены, в которой собираются вместе родные и знакомые. В течение всего дня здесь царит радостная, доброжелательная обстановка, подчеркивающая, что хозяева рады каждому, кто переступил их порог. И хотя графиня, уставшая от визитов, бросает: «Ну довольно», ее слова не воспринимаются как нежелание видеть гостей. Это, в большей мере, проявление искренности и простоты - главных достоинств всех членов семьи за исключением старшей дочери Веры. Вот в этом-то и заключается главное отличие Ростовых от других "дворянских гнезд", представленных в романе.

Утренний прием

Дом графа был известен всей Москве, в том числе, хлебосольством и радушием, что докажет анализ эпизода «Именины у Ростовых». В этот день с самого утра стали подъезжать гости, чтобы поздравить мать и дочь. Графиня, женщина лет сорока пяти, принимала всех в гостиной. Рядом с ней сидела уже повзрослевшая Вера. Молодежь же, включая именинницу, тринадцатилетнюю Наташу, считала это занятие довольно скучным и потому занималась своими, более интересными делами.

Всех подъезжавших с приветливой улыбкой и теплыми словами - здесь, кстати, вместо модного французского предпочитали родной русский - встречал сам граф. Он отводил их к своей жене, а провожая, приглашал каждого гостя непременно быть на праздничном вечернем ужине, который устраивали по традиции, даже несмотря на финансовые трудности.

История с Пьером

Показательной можно считать сцену, в которой одна из гостий рассказывает историю, произошедшую накануне с незаконнорожденным сыном графа Безухова, в пьяном разгуле привязавшем полицейского к спине медведя. Это вызвало всеобщий смех и искреннее веселье. Особенно позабавился граф, живописно представивший всю описанную сцену. Стоит отметить, что у Шерер, к примеру, гости непременно попытались бы дать нравственную оценку столь неумному поведению Пьера и даже навесить на него соответствующи ярлыки.

Таким образом, именины у Ростовых - анализ эпизода это подчеркивает - говорят о простоте, естественности, отсутствии притворства и показного гостеприимства в этой семье.

Начало вечера

Граф всегда, даже в такое сложное для них время, старался устроить все по правилам - к деньгам здесь никогда не относились как к самой главной ценности в жизни. Приехавшие женщины собрались в гостиной, а мужчины отправились в кабинет хозяина: там им предстояло полюбоваться его замечательной коллекцией трубок и, естественно, обсудить политические новости, главной из которых была война. Каждый из гостей высказывал свое мнение относительно сложившейся политической обстановки, но делалось это как-то ненавязчиво и без лишних дискуссий. Особо выделялся молодой поручик Берг, который не случайно приехал на именины Наташи Ростовой (дочери) и самой графини: его прочили в женихи Вере. Часто он предпочитал молчать, наблюдая за происходящим и оценивая обстановку. Теперь же Берг увлек собравшихся рассказом о том, какое выгодное положение занимал в гвардии и как быстро продвигался по службе. При этом он совершенно не замечал, что интерес к нему скорее был вызван проявлением хвастовства и самолюбования, мало принятых в подобном кругу и вполне уместных у Анны Павловны. Это подчеркнула заключительная фраза одного из гостей, что с таким подходом к жизни Берг везде пойдет. Однако и здесь все происходило естественно, без притязаний на превосходство со стороны кого-либо из гостей или самого графа.

Долгожданная гостья

Подошло время обеда, и мужчины вернулись в гостиную. Хозяева все посматривали на дверь, что красноречиво говорило об одном: еще не все гости прибыли. Наконец, раздался шум в гостиную вошла, можно сказать, ввалилась, пятидесятиледняя Марья Дмитриевна, из-за отсутствия которой все еще не начинали праздновать именины у Ростовых. Анализ эпизода, когда все без исключения гости встали при появлении дамы, сразу же подчеркивает ее значимость в этом кругу. Несколько грубовато, но исключительно по-русски, она обращалась к встречавшему ее графу и к любимой крестнице - Наташе-"казаку", сделав по ходу пару замечаний присутствовавшему здесь Пьеру Безухову. Но именно за эту прямоту и простоту общения ее уважали и даже несколько побаивались в обеих столицах. Хотя нужно сказать, что если, как показывает анализ, именины у Ростовых без нее не начинались, то в салоне, подобном Шерер, появление Ахросимовой было бы в принципе невозможным - уж сильно отличалась она от великосветской знати с их «высокими» манерами, надменностью и притворством.

Только теперь, когда яхонтовые сережки были подарены крестнице, а молодой граф Безухов отчитан гостьей за историю с медведем, все отправились к столу.

Описание ужина

Анализ эпизода «Именины у Ростовых» показывает, что за ужином все шло, как полагается - т.е. в целом соблюдались принятые в приличия. Женщины сидели на одном конце стола, мужчины на другом. Интересно замечание автора относительно того, что хозяин, бросая взгляды на сидевшую напротив супругу, незаметно подливал гостям и себе вина, а графиня, в свою очередь, старалась не спускать с мужа глаз и замечала, как его лицо и лысина становятся все краснее. Эта деталь подчеркивает, насколько хорошо супруги изучили друг друга за годы совместной жизни.

Оживившиеся мужчины вскоре вновь заговорили о войне. Но этот вопрос волновал их больше в связи с тем, что приходилось отправлять на фронт сыновей. К примеру, вскоре должен был покинуть дом сын Ростовых, Николай. Гости вполне искренне удивляются: «И чего этот Бонапарт вздумал воевать?» Постепенно в разговор вмешиваются и молодой Николай, готовый победить или умереть за Россию, и Марья Дмитриевна, отметившая, что на все воля божья (у нее у самой на фронте были четыре сына). Таким образом, война здесь воспринималась, как страшное событие, участие в котором являлось не способом достижения званий и наград, а необходимостью и долгом каждого патриота.

Смелая шалость

Эпизод «Именины у Ростовых» подчеркивает, что за общим столом собралась вся семья, в том числе младшие ее члены. Между ними установились свои, особые отношения, на которые чувствовавшая себя уже взрослой Вера посматривала с иронией. Молодежь больше волновали взаимные симпатии и увлечения. Так притихшая Соня, бедная родственница Ростовых, весь вечер наблюдала за Николаем, с которым вскоре предстояло расстаться. Именинница Наташа переглядывалась с Борисом, также готовившимся ехать на фронт. Иногда ее внимание привлекал своим необычным видом большой и неуклюжий Пьер.

И вдруг, когда спор о войне понемногу утих и гости на каждой половине стола заговорили о своем, раздался звонкий голос Наташи. Ее обращение к матери в этот момент выглядело дерзким и противоречащим нормам этикета. Поспорив с младшим братом, она решила непременно узнать, что подадут на десерт. Ее вопрос сначала всех шокировал, однако невероятная смелость девочки, посмевшей затем вступить в диалог с самой Марьей Дмитриевной, всех изрядно повеселил. А именинница почувствовала себя настоящей героиней, и весь вечер пребывала в восторженном состоянии.

Развлечения после ужина

Именины Наташи Ростовой и ее матери продолжаются описанием игры в карты, в которой участвовали мужчины и сама Марья Дмитриевна, пением под аккомпанемент и, конечно же, танцами. Наташа допустила здесь еще одну вольность, пригласив незнакомого ей Пьера. А затем она сидела в его обществе и, обмахиваясь веером, изображала светский разговор, вызвав восхищение у своей крестной: «Какова?» Но настоящим событием стал танец в исполнении графа и Марьи Дмитриевны. Столько простоты, естественности, искренности было в их идущем из глубины души веселье и пусть не всегда ловких, но естественных движениях, что ими нельзя было не восхищаться.

Так Л. Толстой подчеркивает истинно народный характер своих любимых героев в романе-эпопее «Война и мир».

Именины Ростовых: выводы

Как уже было отмечено, в первой части произведения завязываются основные сюжетные линии и читатель знакомится с героями, чья судьба впоследствии пройдет перед его глазами. В этом плане показательно, что рядом оказываются описания приема в салоне Шерер и доме Ростовых. Их контрастное изображение помогает лучше понять достоинства русских людей, чья душа не была испорчена светом, увидеть автора и определение того, какова роль семьи, где все построено на взаимной любви, сердечности, искренности, в

Анализ эпизода «Именины у Ростовых» подтверждает и главную идею романа: человек рожден, чтобы жить в согласии с миром и с самим собой, а любая война разрушительна по своей сути.

Урок-практикум. Анализ эпизода по роману Л.Н.Толстого «Война и мир».
Цель уроков: научить учащихся выполнять анализ эпизода: грамотно подбирать вступление и заключение, выбирать цитаты из эпизода, выстраивать логику убеждения.
Ход урока
1.Слово учителя.
- Большие трудности возникают по поводу написания анализа эпизода. Хотя это выигрышный шаг. Тот, кто научится этому, легко справится с заданием на выпускном экзамене, так как одна из предложенных тем – это анализ эпизода или стихотворения. Класс поделен на четыре группы. На доске названия эпизодов:
Смотр под Браунау (1 том, часть 2, глава 2);
Отъезд князя Андрея на войну (1 том, 1 часть, 25 глава);
Сцена объяснения Пьера с Элен (1 том, 3 часть, 2 глава);
Наташа в гостях у дядюшки (2 том, 4 часть, 8 глава).

2.План эпизода.
I 1.Что такое эпизод? Своеобразие эпизодов в данном конкретном произведении.
2.Роль рассматриваемого эпизода в художественном произведении.
II 1.Общие идеи, мотивы, ключевые слова, объединяющие данный эпизод с предыдущим.
2.Содержательная функция эпизода.
3.Своеобразие языковых средств, художественных приемов, служащих воплощению авторской идеи.
4.Общие идеи, мотивы, ключевые слова, объединяющие данный эпизод с последующим.
III Роль эпизода в произведении, его содержательной функции, художественное своеобразие.
Предложенный план не претендует на исчерпанность всех аспектов. Это, прежде всего, путь к решению проблемы.

Какие трудности возникают при этой работе? Ведь мы уже не раз занимались этой работой. Соответственно, мы сегодня должны научиться этому. На доске:
- вступление
- связь с предыдущим эпизодом
- функция эпизода
- связь с последующим эпизодом
- заключение

4.Работа над вступлением. Слово учителя:
- Вступление не может быть ограничено тем вопросом, который указан в плане. Это зависит от самого произведения или от самого эпизода. Например, во вступительной части сочинения «Первый сон Раскольникова» можно сказать о своеобразии снов Достоевского, где трудно различить сон от яви: «Сон для Достоевского – не какой-то эффективный прием предсказания события, заранее известного писателю, или условное изображение уже происшедшего события. Нет, сон у него – незаменимый способ художественного познания, основанный на законах самой человеческой натуры. Через сон он может проникать во «все глубины души человеческой». Через сон он тоже ищет «в человеке человека». В снах у него невысказанное, будущее слово».
Можно обратиться к «Словарю литературоведческих терминов» и во вступлении сочинения сказать, что эпизод – эта та или иная в известной степени завершенная и самостоятельная часть литературного пооизведения, которая изображает законченное событие или важный в судьбе персонажа момент. Или Эпизод – это составная часть произведения, воплощающая в себе основные черты идейно-художественного своеобразия.
Произведение Толстого отличается яркостью эпизодов, роль и место которых определяется жанром. Своеобразие толстовских эпизодов заключается в их самостоятельности, эстетической равноценности. Эпизод важен не только как ступень к определенному итогу, он не только продвигает действие и является средством, чтобы разрешить вопрос, - он задерживает ход действия и привлекает наше внимание сам по себе, как одно из бесчисленных проявлений жизни, которую учит любить нас Толстой.
Определить роль и место рассматриваемого эпизода в конкретном произведении сложно, но важно. Вот отрывки из работ десятиклассников:
«Свидание с Пьером для князя Андрея Болконского – это эпоха, «с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь». Для Толстого данный эпизод – средство выражения авторского понимания смысла человеческого существования, заключающегося в любви к жизни в ее живой непосредственности прежде осознания смысла ее».
«Эпизод «На батарее капитана Тушина» важен для решения автором проблемы истинного героизма и как этап в духовной эволюции князя Андрея Болконского. Кроме того, рассматриваемый эпизод интересен и сам по себе как образец художественного совершенства и одно из бесчисленных проявлений жизни, которую учит любить Толстой».
В напечатанных сочинениях – это первый абзац.
Успех анализа эпизода, как, впрочем, и любого сочинения, зависит во многом от удачного начала.
Учащиеся в течение 5 минут дожны написать вступление. Можно воспользоваться словарями.
5.Работа над основной частью сочинения.
1.Связь с предыдущим эпизодом.
Здесь необходимо буквально в нескольких предложениях указать(пояснить), что происходило с героями до данного события. Например, анализируя эпизод «Ночь в Отрадном», необходимо очень коротко сказать о том, что Андрея разочарован в жизни (Аустерлиц, смерть жены). Но не всегда возможно так лаконично рассказать о том, что испытал герой или герои до данного события. Например, в эпизоде «На батарее Тушина» мы в первые встречаемся с главными героями. Но сказать несколько слов о войне в целом нужно.
Зачитать из анализа (отпечатанные) эпизода.
Учащиеся работают над сочинением этой части работы.
2.Содержательная сторона и функция эпизода и своеобразие языковых средств, служащих воплощению авторской идеи.
Здесь все взаимосвязано, отделить в тексте сочинения порой невозможно.
Здесь необходимо дать оценку происходящим событиям, а не пересказ.
Примерные функции эпизода: (под запись)
- раскрываются какие-то стороны характера персонажа, его мировоззрение;
- дается представление о душевном состоянии персонажа;
- звучит прямая или косвенная оценка события, первонажа;
- показан поворот во взаимоотношениях героев;
- выражается авторский взгляд на те или иные проблемы.
Зачитать из анализа эпизодов (с листка). Акцентировать внимание на функции эпизода. Обратить внимание на цитирование.
Учащиеся сочиняют (кратко, дома будут дорабатывать) эту часть анализа.
6.Работа над заключением. Прочитать, написать.
Домашняя работа. Письменный анализ. Чтение 3 тома.

Смотр войск под Браунау.
- В чем особенность поведения Кутузова на смотре войск?
- Что она вносит в представление об этом человеке?
- Каким предстает русское войско?
- Чем живет русское войско?
- Что знают солдаты о войне с «Бунапартом»?
___________________________________________________________________________
Отъезд князя Андрея на войну.
- Как раскрываются толстовские герои в сценае прощания с князем Андреем?
- Как ведет себя Андрей?
- Какие важные мысли произносит он в сцене прощания? О чем это свидетельствует?
- Найдите цитаты, характеризующие героев эпизода.
- Какие изобразительно-выразительные и синтаксические средства использованы автором для концентрации внимания читателя?

Сцена объяснения Пьера с Элен.
- Что изменилось в судьбе Пьера?
- Как расценивает герой свое чувство к Элен?
- Почему Пьер счел себя не в праве спрашивать, «хорошо ли это или дурно»?
- В какой степени он самостоятелен и свободен в выборе?
- Найдите цитаты, свидетельствующие о нерешительности Пьера.
- Почему, решившись на объяснение, Пьер так и не может вспомнить, что говорят в подобных случаях?
- Какой в этой сцене мы видим Элен?
- Почему он произносит признание по-французски?
- Какие изобразительно-выразительные и синтаксические средства использованы автором для концентрации внимания читателя?

Наташа в гостях у дядюшки.
- Какое место занимает дядюшка среди персонажей романа? Чем можно объяснить ту особенность, с которой автор изображает его быт, внешность, характер, манеру поведения и речи?
- Как часто встречаются и каким образом соотносятся в тексте эпизода слова «дядюшка» и «графинечка»? Что может означать похожесть этих слов в контексте изображаемого?
- Что общего, характерного в описании дома дядюшки, его кабинета, костюма, угощения за ужином, манеры речи, удовольствия от игры на балалайке (продолжите перечень самостоятельно)?
- Что чувствует Наташа, находясь в доме дядюшки? Найдите цитаты, подтверждающие эти мысли.
- Что становится причиной «счастливого» состояния героини?
- Как соотносятся образы Наташи и Анисьи Федоровны и те женские типы, которые Л.Толстой воплощает в этих персонажах?
- Как бы вы ответили на вопрос самого Толстого о Наташе: «Что делалось в этой детски восприимчивой душе, так жадно ловившей и усваивавшей все разнообразные впечатления жизни? Как это все укладывалось в ней?»
- Отметьте и прокомментируйте в кульминационной сцене противопоставление русского и французского. Какие изобразительно-выразительные и синтаксические средства использованы автором для концентрации внимания читателя на этой, ключевой в эпизоде сцене?

Лев Толстой до сих пор славится тем, что подробно изображал духовную эволюцию или деградацию своих персонажей, поясняя, что и к чему привело. Эти переломы в жизни героев не происходят на пустом месте, а являются результатами каких-то событий. Одно из таких ключевых происшествий – ранение князя Андрея Болконского. Анализ отрывка «Под небом Аустерлица», описание и значение этого фрагмента необходимы читателю для наиболее полного понимания замысла писателя, его авторской позиции и идеи романа, считающегося легендарным образчиком русской литературы в нашей стране и за рубежом.

Князь Андрей пошел на войну по собственному желанию, на что имел несколько причин. Во-первых, Болконский хотел вырваться из обыденности, он устал ходить на светские вечера и вести пустые разговоры. Герой не мог бездействовать, жить без идеи. Он понимал, что даже в любви к жене он ошибался, не находил понимания у нее. Во-вторых, герой амбициозен, самолюбив, поэтому он хотел совершить подвиг, ждал «своего Тулона».

Что произошло с Андреем под небом Аустерлица? Перед битвой героя охватывают противоречивые мысли. С одной стороны, он думает о смерти, о том, что в бою от него мало что зависит, вокруг тысячи случайностей. И цель всего этого крайне туманна: «Неужели из-за придворных и личных соображений должно рисковать десятками тысяч и моей, моей жизнью?». Но инстинкт самосохранения перекрывается тщеславием, герой мысленно уже ведет за собой войско к победе против одной из самых сильных европейских армий. Л.Н. Толстой намеренно снижает пафос происходящего, Андрей слышит шутки солдат. Они далеки от высокопарных рассуждений, но именно на них лежит вся ответственность за победу.

В бою он действительно устремляется вперед, берет знамя и пытается повести наступление. Автор описывает героический поступок обыденно: громоздкая, неудобная ноша в виде знамени, а ранение сравнивается с ударом палки по голове. И вот герой падает, находится на грани жизни и смерти, смотрит вверх и видит небо. Что понял Андрей под небом Аустерлица? В этот момент он осознает, что нет ничего важного в войнах, подвигах, знаменах и битвах. Самое важное, самое вечное – это как раз небо, природа, сама по себе простота жизни, а остальное суетно.

Каковы смысл и роль эпизода «Небо Аустерлица» в романе «Война и мир»? Отрывок вводится автором для того, чтобы отразить его пацифистское мировоззрение, а также показать ключевой момент в жизни героя, который изменил его ценности. С этого момента Болконский понимает тщетность и ненужность войны и славы, в его жизни наступает новый период.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Наташа Ростова в церкви Разумовских. (Анализ эпизода романа Толстого «Война и мир»)

В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» множество персонажей, но любимой героиней Толстого, без сомнения, является Наташа Ростова. Она занимает центральное место среди образов романа, потому что воплощает саму жизнь с ее крайностями и бесконечными изменениями. Наташа непосредственна и естественна, она находится в гармонии с окружающим ее миром, она наделена счастливой чертой ощущать полноту жизни. Ее жажда жизни привлекает к ней всех вокруг. Все в мире она воспринимает интуитивно, проникая в суть происходящего. Она сумела преобразить жизнь князя Андрея, вернуть его к жизни. На первый взгляд непонятно, как Наташа могла увлечься Анатолем Курагиным, будучи невестой князя Андрея. Но если принять во внимание ее желание жить сейчас, в данный момент, не откладывая на потом, то становится понятным ее отношение к Курагину.

Эпизод посещения Наташей домовой церкви Разумовских относится ко времени начала войны с Наполеоном. Наташа только что перенесла тяжелую болезнь, которая была следствием, скорее, ее душевных мук, она была полна раскаяния, и только молитва могла успокоить ее. Входя в церковь вместе со своими близкими, она услышала, как называют в толпе ее имя, сплетничают о ней. «Страдая и замирая в душе, как всегда в толпе, Наташа шла…-тем спокойнее и величавее, чем больнее и стыднее у ней было на душе». Ее не радует ни жаркий летний солнечный день, ни то, что она очень хороша и все это замечают. Напротив, ее это тяготит. Она чувствует, что проходит «жизнь без жизни». Наташа размышляет о своей судьбе, о себе, о жизни, и размышления эти не радостны: «Я знаю, что теперь добра, прежде я была дурная, а теперь я добра, я знаю, а так даром, ни для кого, проходят лучшие годы». В этих словах - ключ к пониманию сущности Наташи. Она должна любить, она должна жить для кого-то, иначе жизнь для нее пуста.

Наташа Ростова в церкви Разумовских (анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого «Война и мир», том 3, часть 1, глава 18)

Жизнь великого писателя Л.Н.Толстого была полна нравственных исканий. Он почти всегда повторял одну и ту же молитву: «Господи! Научи меня жить!» Вопрос о смысле жизни стал основным в работе над романом-эпопеей «Война и мир». Главной задачей Толстого было раскрытие внутренней жизни любимых героев: Пьера Безухова, Андрея Болконского и, конечно же, Наташи Ростовой.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Толстой Л.Н. / Война и мир / Наташа Ростова в церкви Разумовских (анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого «Война и мир», том 3, часть 1, глава 18)

Смотрите также по произведению “Война и мир”:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

Наташа Ростова в церкви Разумовских (анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого «Война и мир», том 3, час

Жизнь великого писателя Л. Н. Толстого была полна нравственных исканий. Он почти всегда повторял одну и ту же молитву: «Господи! Научи меня жить!» Вопрос о смысле жизни стал основным в работе над романом-эпопеей «Война и мир». Главной задачей Толстого было раскрытие внутренней жизни любимых героев: Пьера Безухова, Андрея Болконского и, конечно же, Наташи Ростовой.

Если вы ищите где найти или скачать Наташа Ростова в церкви Разумовских (анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого «Война и мир», том 3, час, то Вам точно к нам!

Наташа Ростова в церкви Разумовских. Анализ эпизода романа Толстого Война и мир

В чем секрет освежающего и обновляющего влияния Наташи Ростовой на героев? Почему общение с ней и даже воспоминание о ней делают ненужными размышления о смысле жизни: она сама и есть этот смысл.

И мир. Повествование о войне года Л. Н. Толстой начинает с суровых и торжественных слов июня силы. Западной Европы перешли границы. России и началась война то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие.

В романе. Война и мир более персонажей. Но особая роль безусловно принадлежит женским образам. Среди них те кто живет любовью и дарит радость близким но есть и такие кто сосредоточен только на себе и равнодушен к другим.

Красота. Какая она бывает. Внешняя и внутренняя. Внешняя красота это привлекательное лицо стройная фигура и изящные манеры. Внутренняя красота это душевная красота а душевная красота это прежде всего человеколюбие высокая нравственность душевность ис Впервые с Элен Курагиной мы встречаемся на вечере у Анны Павловны Шерер.

Истинная и ложная красота человека по роману Л. Н. Толстого Война и мир заключена в оценке исторических событий характеров людей. Уже само название книги указывает на контраст. Писатель постоянно прибегает к методу противопоставления между действиями.

Вспомните журналы, с которыми была связана литературная деятельность Н. А. Некрасова

Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» - произведение, в котором автор стремился представить жизнь во всем ее многообразии. Широкий охват исторических событий, глубочайший психологический анализ, гениальное проникновение в самые основы жизни и поведения человека, постижение дум и чаяний народа - все это ярко отразилось на страницах бессмертной эпопеи. «Войну и мир» можно назвать поэмой о счастье.

Война является одним из основных конфликтов романа, так как именно она двигает сюжет, развивает события, не даёт спокойной жизни героям. Война в романе всегда горе и смерть, а зачастую и бессмысленное страдание народа.

«Жить нужно не для себя и не для других, а со всеми и для всех». Эти слова русского мыслителя-утописта XIX века Н.Ф. Федорова очень точно определяют лучшие черты русского характера, не требующие ненужных жертв, аскетического самопожертвования и обладающие высшей духовной формой человеческого сосуществования.

«Война и мир» - одна из тех книг, которые каждый раз читаешь заново, и каждый раз она рождает новые мысли. Она охватывает все, чем живет человек. На страницах романа сталкиваются, знакомятся, расстаются люди разных общественных положений, разных характеров. Мы их запоминаем, и потом они нас будут сопровождать всю жизнь.

В ней слезы и радость, слабость и сила, любовь … жизнь. Наташа Ростова - любимая героиня не только Л.Н.Толстого. Да разве можно не любить ее! Она завораживает сразу, и ты начинаешь следовать за ней страница за страницей, пьешь по глоточку удивительную судьбу девочки, девушки, женщины, сотканную из «страстей и противоречий».

Любимая героиня Толстого В системе ценностей Льва Николаевича Толстого естественность - это прежде всего проявление самой жизни, переменчивой, текучей, которая всегда и во всем права. Может быть, именно поэтому одной из главных героинь романа стала девушка, в которой естественность, неприятие каких бы то ни было условностей, запретов, идущих не от жизни, выразились сильнее и непосредственнее, чем в ком бы то ни было.

Толстой в своем романе «Война и мир» представляет нам много разных героев. Он рассказывает нам об их жизни, об отношениях между ними. Уже почти с первых страниц романа можно понять, что из всех героев и героинь Наташа Ростова является любимой героиней писателя.

Толстой в своем романе «Война и мир» представляет нам много разных героев. Он рассказывает нам об их жизни, об отношениях между ними. И из всех этих героев больше всего мне понравилась Наташа Ростова. Кто такая Наташа Ростова? Когда Марья Болконская попросила Пьера Безухова рассказать о Наташе, он ответил: «Я не знаю, как отвечать на ваш вопрос.

Наташа Ростова - один из самых любимых литературных образов Л. Н. Толстого. В ней писатель воплотил свой нравственный идеал женщины. Наташа - обаятельная девушка, пленяющая всех своей непосредственностью и естественностью. Мир для нее - сплошная гармония, наполненная поэзией и красотой. Поступки Наташи диктуются в большей степени сердцем и чувствами, чем рассудком.

Как роман Толстого "Война и мир" повлиял на мое мировоззрение Автор: Толстой Л.Н. В каждом из нас живет хорошее и плохое.У кого-то хорошего больше, у кого-то плохого. Отчего это зависит? Может быть, от воспитания, может, от судьбы, а может, от самого человека. Во многих этих опросах трудно разобраться.

На батарее Тушина. (Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого "Война и мир", т. I, ч. 2, гл. XX.) Автор: Толстой Л.Н. Л.Н.Толстой был участником Севастопольской обороны и в те трагические месяцы позорного поражения русской армии многое поняли и осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям, как ведет себя человек на войне.

Первый бал Наташи Ростовой. (Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого "Война и мир", т. II, ч. 3, гл. XVI, XVII.) Автор: Толстой Л.Н. Эпизод, в котором изображен первый бал Наташи Ростовой, - один из основных в романе: он важен для раскрытия внутреннего мира и характера главной героини. В этом фрагменте перед нами предстает петербургский бал от начала и до конца, с музыкой, цветами, танцами, государем, "дамами в белых, голубых, розовых платьях, с бриллиантами и жемчугами на открытых руках и шеях".

Автор: Толстой Л.Н. Наташа Ростова – центральный женский образ толстовского романа «Война и мир». Автор прослеживает жизнь героини па протяжении длительного времени. Мы видим Наташу тринадцатилетней девочкой, которая вбегает в гостиную родительского дома и своей непосредственностью, своим счастливым и звонким смехом очаровывает не только родителей, но и «чопорную» Анну Михайловну.

Тема семьи в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Автор: Толстой Л.Н. Семья для Толстого - это почва для формирования человеческой души, и в то же время в “Войне и мире” введение семейной темы является одним из способов организации текста. Атмосфера дома, родового гнезда, по мнению писателя, определяет склад психологии, взглядов и даже судьбы героев.

Красота…Какая она бывает? Внешняя и внутренняя. Внешняя красота это привлекательное лицо, стройная фигура и изящные манеры. Внутренняя красота- это душевная красота, а душевная красота-это, прежде всего человеколюбие.

В своем романе «Война и мир» Толстой описал образ женщины не 10-20-х годов, в которых происходит действие романа, а 50-60-х, во времена написания книги. Поэтому, я думаю, есть смысл описать образ и поведение женщин конца 19 века.

Любимая героиня Толстого. Роман-эпопею «Война и мир» я прочитал незадолго до начала его изучения в школе. Уже читая роман, я представлял, как и о чем я буду говорить на уроках литературы, когда мы начнем изучать это произведение. Это уже прошло. И вот настало время писать сочинение. Какую же тему выбрать? И не долго думая, я решил – Наташа Ростова! Почему? А потому что мне мил этот герой, можно даже сказать, что я влюблен в него.

Наташа Ростова как центральный женский персонаж романа "Война и мир". Предшественницы Наташи (Татьяна Ларина, Софья Фамусова). Жизнь Наташи и ее судьба.

Самым ярким его произведением за все его творчество стал роман "Война и мир", в котором автор изображает разные судьбы людей, их отношения друг к другу, чувства, переживания, а также и их внутренний мир, душевное богатство.

Ночь в Отрадном. (Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого "Война и мир", т. II, ч. 3, гл.11.) Автор: Толстой Л.Н. По определению, данному в Словаре литературоведческих терминов, эпизод - это отрывок, фрагмент какого-либо художественного произведения, обладающий известной самостоятельностью и законченностью.

Совет в Филях. (Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого "Война и мир", т. Ill, ч. 3, гл. IV.) Автор: Толстой Л.Н. Лев Николаевич Толстой в романе "Война и мир" неоднократно подчеркивал предопределенность происходящих событий. Он отрицал роль личности в истории, но отстаивал предначертанность судьбы отдельного человека и государства в целом.

Тильзитский мир. (Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого "Война и мир", т. II, ч. 2, гл. XXI.) Автор: Толстой Л.Н. В романе-эпопее "Война и мир" есть множество небольших, но исключительно значимых эпизодов, которые, не влияя на развитие сюжета и не являясь решающими для судеб главных героев, становятся важными для романа как целого, соединяющего в себе идеи о человеке, истории и мироздании вообще.

Автор: Толстой Л.Н. Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир» является одной из вершин в мировой литературе. В нем поражает масштабность изображаемой жизни, многогранность и многоликость произведения. Автор рассматривает разные проблемы общества в начале XIX века, стараясь найти ответы. Одной из этих проблем была проблема истинной любви и душевной красоты человека.

Роман-эпопея Л.Н. Толстого "Война и мир". Изображение исторических персонажей. Женские характеры в романе. Сравнительная характеристика Наташи Ростовой и Марии Болконской. Внешняя замкнутость, чистота, религиозность. Духовные качества любимых героинь.

Образы русских женщин в романе "Война и мир" Огромная популярность таланта Льва Толстого давно перешагнула границы нашей страны. Его знает весь мир. Недаром Горький писал: "Не зная Толстого, Достоевского, нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком".

"Духовное выздоровление Наташи" (анализ эпизода).

С чего же начинается духовное выздороление Наташи? С ее прихода в церковь, обращения к Всевышнему. Наташа укрепляется духовно, постоянно молясь и живя с верой в Господа.

Предварительный просмотр:

«Выздоровление Наташи» (роль эпизода в произведении).

В жизни человека нет, пожалуй, такого горя, которое он не мог бы преодолеть. Эпизод, предложенный для анализа, можно разделить на две приблизительно равные, но контрастные части. Условно их можно назвать «Болезнь Наташи» и «Начало нравственного выздоровления». По объему эти части приблизительно одинаковые. Этому можно дать объяснение: болезнь – тяжелое испытание, а выздоровление – длительный процесс.

1половина главы почти лишена времени и временного движения. Наташа постоянно находится дома. Она старается «разобраться» в себе. В таких случаях говорят, что она «копается» в себе. Не было в ней прежних интересов к жизни. С прежним навсегда было кончено. Только с братом Петей и Пьером было ей легко.

Наташа находится в замкнутом пространстве. И не известно, сколько бы это еще продолжалось, не появись в доме Ростовых в конце Петровского поста соседка, Аграфена Ивановна Белова. Она приехала в Москву поклониться московским угодникам. Именно появление Аграфены Ивановны определило путь духовного возрождения Наташи. Движение в пространстве становится направленным, когда появляется одна из пространственных форм – дорога. Аграфена Ивановна ведет за собой Наташу.

Выздоровление связано с счастьем, стремлением к лучшему, с весельем, с «возвратом» вкуса жизни.

Духовное возрождение Наташи начинается с ее прихода в церковь, обращения к Всевышнему. Аграфена Ивановна предложила Наташе говеть так, как говела она, то есть всю неделю, не пропуская ни одной вечерни, обедни и заутрени. Молитвы, которым она больше всего отдавалась, были молитвы раскаяния. Именно с него, раскаяния, начинается процесс духовного возрождения героини, процесс очищения души.

Прослеживается связь с предыдущей и последующими главами. Еще много испытаний предстоит выдержать любимой героине Толстого. Ей нужны силы. Наташа укрепляется духовно, постоянно молясь и живя с верой в Господа. Не будь этого, то, возможно, не пережила бы она тех потрясений, которые выпадут еще на ее долю.

Безусловно, эпизод выполняет психологические функции. Толстой показывает нам глубину переживаний героини, которая лишь на миг забыла о нормах нравственности. В центре внимания автора внутренний конфликт героини. Интересна речевая характеристика. Наташа – любимая героиня Толстого. Естественно, он сочувствует ей, и мы, читатели, тоже ей сочувствуем.

Если 1 часть – горе героини, ее болезнь, то автор в первом абзаце пишет: слезы душили, слезы раскаяния, слезы воспоминаний, слезы досады, слезы… Именно слезы сопутствуют болезни. Автору важно подчеркнуть насколько мучительно состояние Наташи, которой жизнь кажется конченной. И снова мы встречаемся с противопоставлением. С одной стороны, все кончено, дальше нет ничего. А с другой стороны, надо жить. Наташа удалилась от всех. Мужчины теперь для героини шут Настасья Ивановна. Автор употребляет глаголы прошедшего времени, риторические восклицания:«Что бы она дала, чтобы возвратить хоть один день из того времени!»

Что происходит во 2 части? Меняется лексика. Это возрождение, выздоровление Наташи. Появляются слова говеть – 5 раз, часто мы слышим слово смирение, радость. Здесь и высокая лексика: лик, блаженное воскресение, Божия матерь.

Наташа после многих месяцев почувствовала себя спокойной и не тяготящеюся жизнью, которая предстояла ей. Художественное пространство произведения раздвинулось до бесконечности. Бог живет на небесах, только ему открылись мысли и переживания Наташи. Бог вошел в сердце героини, в ее жизнь. Теперь можно быть уверенным. Что в жизни Наташи не будет ничего, что исковеркает. Изломает ее душу. Все она выдержит.

Можно от Солнца уйти.

Рисуют дети водопад

Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)

Интересные факты о мультфильме “Холодное сердце”

Анализ эпизода война и мир наташа молитва

О ПРАВОСЛАВНОСТИ ГЕРОЕВ Л. ТОЛСТОГО (АНАЛИЗ ЭПИЗОДА РОМАНА “ВОЙНА И МИР”)

Отношение к фигуре Льва Николаевича Толстого и всему творчеству великого гения как нельзя лучше определяется словом «хрестоматийность», настолько традиционным стало восприятие его героев, настолько привычна трактовка его произведений. Противоречия, отмечаемые во взглядах писателя, никак не затрагивают устоявшейся характеристики персонажей.

Не меняется положение и в работах исследователей, не относящихся к советской ветви литературоведения. Но можно ли считать общепринятые истины по-настоящему доказуемыми? И признавая героиню эпопеи «Война и мир» Наташу Ростову идеалом Толстого, воспринимать этот образ как соответствующей народному идеалу и народному православному мировидению? Попытаемся осмыслить образ героини, обратившись к анализу отрывка из романа-эпопеи «Война и мир», 17-18 глав части первой третьего тома (эпизод посещения Наташей церкви).

И.А. Есаулов в работе «Категория соборности в русской литературе» указывает на то, что особый, «православный контекст» «одного из вершинных для русской литературы произведений», романа «Война и мир», литературоведением «не только не описан, но и… даже не обозначен» . Автором отмечается «особая значимость для этого романа мотива молитвы» . В частности, ссылаясь на исследование С.Г. Бочарова «“Война и мир” Л.Н. Толстого» (М., 1978) и уточняя позицию, изложенную в нем, Есаулов пишет, что в «соборной молитве, в которой участвует Наташа Ростова, происходит как раз то сопряжение небесного и земного (выделено автором), то соборное единение в единой молитве, которое так характерно для православного богослужения, во многом определяющего и строй православной ментальности» . Причем подтверждением истинности подобного вывода для автора «Категории соборности…» (и не только для него) являются чувства героини («Напомним, что чувствует (выделено автором) Наташа всегда верно» , – говорится в тексте со ссылкой на труд Хализева В.Е., Кормилова С.И. «Роман Л.Н. Толстого “Война и мир”» (М., 1983)). Не смущает литературоведа и то, что говение героини, ее покаянное настроение рассматривается в тексте как лекарство: «Графиня, надеявшаяся, что “молитва поможет ей (Наташе) больше лекарств”, оказывается права» . Думается, уточнение, что «…покаяние (выделено автором) героини… происходило в соответствии с православным годовым циклом» ничего не проясняет в поведении и в оценке нами этого образа.

Более детальное исследование мировоззренческих взглядов Льва Николаевича, в частности, вероисповедального аспекта творчества писателя, содержится в труде М.М. Дунаева «Вера в горниле сомнений». Характеризуя рассказ Толстого «Три смерти», Дунаев говорит о том, что на примере образа мужика писатель показывает «религию природы»: «смерть мужика спокойна именно потому, что он не христианин. Мир природы, мир животного, есть для Толстого мир счастья, красоты (земной, чувственной) и гармонии» . Такой же жизнью живет семья Ростовых: она (эта семья) погружена «в стихию душевно-эмоциональную», что, «чуждых рационального расчета, имеющих малое понятие о рассудочных основах жизни» , противопоставляет Ростовых цивилизации, но, как нам представляется, никоим образом не свидетельствует об их религиозности.

«Малоцерковная» вера Платона Каратаева, как верно отмечает исследователь, для Толстого есть несомненное достоинство героя: «в том – естественность, натуральность мирочувствия на уровне мужика (выделено автором)» . Наташа же, причастная «уровню мужика, уровню народа (выделено автором) », « изначально отдается бессознательному следованию стоящим над нею законам, не снисходя до размышлений о своем месте в жизни по отношению к этим законам» , а «знаменитая сцена у дядюшки должна восприниматься как знаковый, символический образ, раскрывающий натуральное бытие Наташи (выделено автором) » . И в этом вновь – следование «религии природы». Потому не совсем ясными представляются слова Дунаева о том, что противоречие между естественным состоянием героини и непринятием ею отношений с Анатолем Курагиным снимается тем, что Наташу «спасает заложенная в ее натуре тяга к духовной жизни», так как не совсем ясна в данном случае природа этой духовности. Ведь сам исследователь, сравнивая натуры Марьи Болконской и Наташи, отмечает, что последнюю отличает скорее душевность, а не духовность, то есть, иными словами, существо Наташи ограничено земным пониманием добра. Однако эпизод говения героини рассматривается в работе в контексте истинной православности: «Наташа решается говеть – радостно. Она идет в храм и молится, искренне отдавая себя новому для нее духовному переживанию.

Смирение, с которым сопряжена молитва Наташи, является отличительным признаком ее молитвы» . И далее: «В русской (и в мировой) литературе это едва ли не самое совершенное описание внутреннего состояния человека, стоящего на молитве» . При этом остается без пояснения тот факт, что Наташа молится, «искренне отдавая себя новому для нее духовному переживанию (выделено нами)» (сравним у Толстого: «новое для Наташи чувство смирения перед великим, непостижимым, охватывало ее, когда она, в этот непривычный час утра , глядя на черный лик Божией Матери, освещенный и свечами, горевшими перед ним, и светом утра, падавшим из окна, слушала звуки службы, за которыми она старалась следить, понимая их» ).

Между тем, очевидно, что в тексте толстовского романа, во всяком случае, в эпизодах, касающихся характеристики Наташи и изображения традиций жизни семьи Ростовых, мы не увидим той естественной сопричастности православной жизни (по сути, православной народной жизни), которая в романе А.С. Пушкина выражена всего лишь одной строкой («Два раза в год они говели…»). Говоря о творчестве И.С. Шмелева, в произведениях которого молитва и молитвенное состояние героев является неотъемлемой частью эстетической реальности, С.В. Толстошей отмечает «осмысленную духовную жизнеустойчивость» героев шмелевской прозы, именно то, что отнюдь не наблюдается у героев Толстого.

Вся семья Ростовых, несущая в себе представление о семейном идеале в понимании Толстого, под говением понимает «отслушать на дому три службы». К самой Наташе желание говеть приходит «в конце Петровского поста», то есть само начало поста для героини, мучительно переживающей свой проступок, прошло незамеченным.

Подготовиться к таинствам Православной Церкви Наташа решается не по собственному духовному разумению и не по совету духовника, (о существовании такового в тексте даже не упоминается), а по предложению «отрадненской соседки».

Отходом от православных русских традиций героини является и ее «поиск» прихода, который соответствовал бы важности и исключительности переживаемого ею момента: «По совету Аграфены Ивановны, Наташа говела не в своем приходе, а в церкви, в которой, по словам набожной Беловой, был священник весьма строгий и высокой жизни» .

Принятое Наташей решение готовиться к покаянию и причастию (Покаяние – (от греч. метанойа ) – перемена мышления, изменение взгляда на мир. Русское воззрение на это понятие более глубоко и конкретно, оно основывается на исконном значении корня –кай – в славянском языке. «Слово каять изначально понималось так – назначать цену, выкуп за грех . Вот почему окаянный – это человек, который обязан искупить грех, а покаянный – это тот, кто уже платит цену за свое преступление. Неприкаянный же человек – это не искупивший своей вины, не пришедший к покаянию» .) – не более чем «занятие», долженствующее отвлечь ее от переживаний, игра («…счастье приобщиться (чувству «чистой жизни и счастья») или сообщиться, как, радостно играя этим словом, говорила ей (Наташе) Аграфена Ивановна»). Отсюда – продуманно «самое дурное… платье» и «старенькая мантилья».

Восприятие службы Наташей, с одной стороны, – рациональное («старалась следить» (за звуками службы), «понимала их», «не понимала», «сладостнее было думать», «надо… верить»), с другой, – чувственное. Наташа находится не в состоянии глубокого духовного переживания, а в состоянии экзальтации: «когда она не понимала (звуки службы), ей еще сладостнее было думать, что желание понимать все есть гордость, что понимать всего нельзя, что надо только верить и отдаваться Богу, который в эти минуты – она чувствовала – управлял ее душою» . Непонимание службы героиней – явление более чем странное, ибо речь идет о непонимании старославянского языка, на котором велась в 19 веке и ведется по сей день церковная служба. А такое непонимание человеком, получившим полноценное, то есть не подвергшееся секуляризированному влиянию, образование, вызывает удивление. Не понимая, Наташа думает о том, что не следует предаваться гордости, гордыне. Но ведь речь идет не о проникновении в тайну Божественного слова, а о постижении содержания службы, что, думается, было понятно и доступно даже малограмотному крестьянину.

Как ни странно, но доказательством «от противного» служит поведение героини перед началом службы. Искреннее осознание греха не позволило бы ей думать ни о чем, кроме раскаяния, но Наташа «по привычке рассмотрела туалеты дам, осудила… неприличный способ креститься рукой на малом пространстве…», а затем эту духовную рассеянность героиня компенсирует излишней молитвенной восторженностью.

Молитва Наташи лишена момента глубокого духовного «проживания» произносимых слов, поэтому она придумывает «себе врагов и ненавидящих для того, чтобы молиться за них» и желает «иметь их больше, чтобы любить их, молиться за них». Подобное «уничижение» себя, переживание «умиленного нетерпения в душе» и не глубоко православное, а восторженно-надуманное предание себя Божией воле («…Предаю себя твоей воле… Ничего не хочу, не желаю…») необходимо Наташе, чтобы чувствовать себя вполне хорошей («я знаю, что теперь добра, прежде я была дурная, а теперь я добра») и таким образом не иметь никаких «обязательств» перед Господом. Приобщение (не внутреннее, но внешнее) Наташи к соборной молитве не означает дальнейшего духовного развития героини: Толстой словно бы завершает путь исправления ее характера, отменив необходимость постоянного стремления человека к идеалу. Можно с уверенностью говорить, что в описании говения Наташи писатель идет не от поступка героя к определению характера, а наоборот: заданность характера определяет поступки. Поэтому данный эпизод воспринимается в единой парадигме характера героини: образ Наташи положителен, и все, что она делает, призвано это подтверждать.

Заданность, непрочувствованность эпизода автором проявляется и в описании церковной службы. Незаметные восприятию разцерковленного современного читателя, допущенные автором неточности не могли быть неведомы человеку, живущему в православном окружении 19 века. Причина их, как уже было замечено, в одном: в небрежении автора, в том, что эпизод молитвы – проходной, «необходимый» для характеристики образа, но никак не внутренне переживаемый писателем.

Описанное поведение дьякона, который выправляет, «широко отставив большой палец, длинные волосы из-под стихаря», трудно представить воочию, так как облачение его не предполагает подобного действия. Мирную ектенью, начинающуюся словами «Миром Господу помолимся», Толстой завершает так: «дьякон перекрестил вокруг груди орарь и произнес: – «Сами себя и живот наш Христу-Богу предадим»» . Здесь происходит смешение частей литургического богослужения: Великая, или мирная ектения, которая произносится диаконом после начального возгласа Литургии, оканчивается словами, завершающими 2-ю Просительную ектению перед причастием во третьей части богослужения – так называемой Литургии верных. Перекрещивание орарем груди диакон совершает после произнесения 2-ой Просительной ектеньи, а не перед, как мы видим у Толстого.

Таким образом, признавая Льва Николаевича создателем одного из величайших шедевров отечественной словесности, эпопеи, в которой в полной мере отразился героический дух одной из самых трагических и самых славных страниц нашей истории, не стоит идеализировать его представления о мире, представления, в которых Богом подаренный гений оказался смущенным соблазном земного величия.


Top