Забытый пастернак. Художник леонид осипович пастернак Пастернак художник картины

"...гигантские его заслуги не оценены и в сотой доле"

Ему позировали Рубинштейн и Скрябин, Толстой и Горький, Мечников и Эйнштейн.
Он славился как блестящий портретист и мастер иллюстрации.
Его картины хранят крупнейшие музеи мира и сотни коллекционеров.


Однако долгие десятилетия имя Леонида Осиповича Пастернака было забыто.
Возможно гениального отца заслонила тень гениального сына — поэта Бориса Пастернака.

Леонид Пастернак Борис и Александр

Борис Пастернак писал об отце:
«Папа!» Но, ведь, это море слез, бессонные ночи и,если бы записать это,
— тома, тома, тома. Удивленье перед совершенством его мастерства и дара, перед
легкостью, с которой он работал (шутя и играючи, как Моцарт) перед многочисленностью
и значительностью сделанного им, — удивленье тем более живое и горячее, что
сравнения по всем эти пунктам посрамляют и унижают меня. Я писал ему, что не надо
обижаться, что гигантские его заслуги не оценены и в сотой доле, между тем как
мне приходится сгорать от стыда, когда так чудовищно раздувают и переоценивают
мою роль… Я писал папе…, что,в конечном счете, торжествует все же он, он,
проживший такую истинную, невыдуманную, интересную, подвижную, богатую жизнь,
частью в благословенном своем XIX веке, частью — в верности ему, а не в диком,
опустошенном нереальном и мошенническом двадцатом…"

Леонид Пастернак Портрет Бориса Пастернака на фоне Балтийского моря 1910

Леонид Пастернак Автопортрет

Леонид Пастернак родился в апреле 1862 года в Одессе. Он был младшим ребенком в
большой еврейской семье. Видимо, от избытка чувств родители нарекли его сразу
двумя именами — Абрам и Исаак. Однако дома звали исключительно Леонидом.
По этому поводу, художнику даже приходилось объяснительные писать в официальных
учреждениях. Кстати, фамилия первоначально звучала не Пастернак, а Постернак.

Постернак-старший держал постоялый двор,мать вела хозяйство, была неграмотной,но
умной и волевой женщиной. Пастернаки считали, что ведут свой род от Абарбанелей.
Это одна из старейших и самых уважаемых еврейских семей, которая происходит от царя Давида

Родители мечтали, что сын станет «аптекарем,или лекарем, или, на худой конец,
„ходатаем по делам“» — как позже вспоминал художник. Но более всего мальчик
стремился рисовать,причем делать это приходилось тайком от папы с мамой.
Наиболее доступный инструмент - уголь.
Первый успех и заказ пришел в шесть лет. Дворник поручил талантливому мальчугану
набросать углем несколько картин на охотничьи темы. Заказчик платил по пять
копеек за каждую картину и украсил ими дворницкую. Впоследствии Леонид Пастернак
назовет этого дворника «мой Лоренцо Медичи». Кстати, любовь к зарисовкам углем
и карандашом останется у Леонида Пастернака на всю жизнь.

Леонид Пастернак Портрет Шаляпина 30.12.1913

Б. Л. Пастернак

Родители хотели видеть сыном медиком или юристом. Леонид Пастернак поступает в
Московский университет на медицинский факультет. Тут бы ему позавидовал сам
Микеладжело. Но то, что привлекало великого скульптора, отталкивало нашего героя —
анатомичка. Леонид Пастернак не смог преодолеть отвращение к трупам, но ту часть
анатомии, которая нужна художнику, он изучил. Затем перевелся на юридический
факультет Московского университета, а затем и вовсе в Одесский, а точнее
Новороссийский университет. Одесский университет (единственный в империи) давал
право студентам выезжать за границу. Пастернак этим правом воспользовался и
отправился поступать по конкурсу в Мюнхенскую королевскую академию. И прошел
под первым номером! Учился в классе знаменитого рисовальщика Людвига фон Хертериха.

Автопортрет профессора Людвига фон Хертериха.

Его эксперименты в рисовании были настолько хороши, что учитель их не поправлял
и разрешил забрать домой. В Москве работы Пастернака сразу расхватали коллекционеры.
Мюнхенскую академию художеств Пастернак окончил с золотой медалью и в том же году
получил диплом юриста — экстерном.

Следующий этап жизни молодого художника — служба в армии. Год. Первый большой холст
написан под впечатлением от армии. Картину «Письмо с родины», еще не завершенную
— прямо с мольберта, — приобрел Павел Михайлович Третьяков для своей знаменитой галереи.

Леонид Пастернак Вести с родины

Леонид Пастернак женился на знаменитой пианистке Розе Кауфман. Молодая семья
обосновалась в Москве, через год родился первенец — будущий лауреат Нобелевской
премии, писатель Борис Пастернак. Затем на свет появились сын Александр и две
дочери, Жозефина и Лидия.

Лидия и Жозефина, дочери Леонида Пастернака, 1908 год

Семейные портреты и зарисовки стали излюбленной темой Леонида Пастернака. Они
передавали атмосферу тепла и уюта, царящую в семье, еще и прекрасно продавались.
Про Леонида Пастернака шутили, что его дети «кормят» родителей!

Леонид Пастернак Две женщины 1930-е

Пастернак первым из русских художников назвал себя импрессионистом. При этом, как
отмечает искусствовед Елизавета Плавинская, он не опасался прохладного отношения
к импрессионизму передвижников, которые программно ставили правду выше красоты.

«Он был более модернист, чем они и чем Репин. Он позволял себе быстрые
обобщения и приблизительные текучие контуры в духе парижских голландцев, а
также резкие превращения линии в пятно, что было не по зубам тому же Репину,
незнакомому с мюнхенской школой. А своим немецким товарищам Пастернак не
уступал во владении колоритом, умея добиться свечения в интерьере мягкого и
цветного, как у импрессионистов, и драматичного, в духе основательно
подзабытого всеми караваджизма»,

— писала Плавинская.
Кстати, товарищество передвижников в Москве Пастернака в свои ряды не приняло.

Леонид Пастернак Дама с двумя детьми в лодке

Тем не менее, именно на выставке передвижников в 1893 году произошла знаковая встреча.
Лев Толстой остановился около картины Пастернака «Дебютанка» и ему представили автора
работы.
«Да, да, я знаю это имя. Я слежу за его работами» , — сказал Толстой.

Пастернаки стали частыми гостями Толстого как в Москве, так и в Ясной Поляне.
В результате родилась серия портретов великого писателя, кроме того, Пастернак
стал одним из лучших иллюстраторов произведений Л. Н. Толстого. Его иллюстрации
к роману «Воскресение» экспонировались в 1900 году в Русском павильоне на Всемирной
выставке в Париже, где удостоились медали. Многие зарисовки из «толстовской серии»
попали в Третьяковскую галерею. Пастернака иногда называют«зеркалом» Льва Николаевиа.
К слову, в Музее Толстого хранится 200 работ Леонида Пастернака, 36 портретов
графа и иллюстрации к его произведениям.

Леонид Пастернак Толстой

Картину Пастернака «Студенты» приобрел Люксембургский музей в Париже.

«Факт знаменательный, — писала одесская пресса. — Люксембург
— один из первых художественных музеев в мире. Сюда может попасть только очень
большой художник,и то, если он француз. Картин, принадлежащих иностранцам, в
Люксембурге всего несколько. Русских картин ни одной».

Таким образом, «Студенты» Пастернака стали первой русской картиной в знаменитом музее.

Леонид Пастернак Ночь перед экзаменом 1895

Леонид Осипович написал серию портретов Альберта Эйнштейна. Они познакомились
в Берлине в советском посольстве. Туда ходили послушать концерт, лекцию, посмотреть
короткий театральный спектакль или принять участие в непринужденном общении.
Однажды в этом посольстве Роза Пастернак играла на пианино, и кто-то спросил ее,
не могла ли бы она сопровождать Эйнштейна. Однако Эйнштейн воспротивился.
Он сказал:
«Я не рискну выступать после такой искусницы!».
«Все же мама его уговорила. И он действительно играл, а она аккомпанировала
ему. А отец это зарисовал. И так возник лист, где нарисован играющий
на скрипке Эйнштейн»,
— вспоминала Лидия, дочь Пастернака.
Эйнштейн и Пастернак долгие годы поддерживали связь. Результатом стала серия
портретов великого ученого.

Историю не перепишешь: Леонид Пастернак считается одним из основателей ленинианы.
Он первым из художников академического направления запечатлел Ленина и других вождей
революции, делая зарисовки на съездах, в президиумах и конгрессах.

Правда, впоследствии многие из этих портретов,как и их модели, были уничтожены
новой властью.

Леонид Пастернак с супругой и дочерьми в 1921 году отправился в Германию,по
официальной версии — на лечение. Неофициально шутили, что после написания ряда
портретов лидеров революции он решил держаться от них подальше. Пастернак много
работает. В 1923-м вышел в свет очерк Пастернака «Рембрандт и еврейство в
его творчестве», и опять следуют десятки портретов.

Рембрандт Ван Рейн Еврейская невеста

Леонид Пастернак Still life with peaches and black grapes 1930-е

Однако в 1938 году из фашистской Германии пришлось бежать. Почти весь тираж его
книги, куда вошли и воспоминания о Толстом, уничтожили нацисты. Его юбилейную
выставку запретили. Леонид Осипович собирался вернуться в Москву, но перед тем
решил навестить свою младшую дочь Лидию, уже жившую в Оксфорде. Из-за войны
художнику пришлось остаться в Англии. 31 мая 1945 года он умер в Оксфорде.
2 мая 1999 года в доме на севере Оксфорда, где жил русский художник, был открыт
музей Леонида Пастернака.

Трудно сказать, в каком направлении художественного творчества Леонид Осипович Пастернак преуспел в наибольшей степени. Любители книжной иллюстрации восхищаются его рисунками к роману Л.Н. Толстого "Воскресение". Сторонники графических работ с удовлетворением рассматривают его литографии. Его написанные пастелью картины также принесли художнику широкую известность. Наконец, работы, выполненные маслом, свидетельствуют о незаурядном даре Л. Пастернака как живописца.

Леонид Пастернак К родным 1891 г.

Обратимся к судьбе и творчеству Леонида Осиповича Пастернака (по еврейскому имени он Аврахам Лейб бен - Йосеф, но когда он сменил данное еврею на восьмой день жизни первоначальное имя, - установить не удалось).



Леонид Пастернак (фото 1880 г.)
Леонид Пастернак Автопортрет 1908 г.

Он родился в Одессе в 1862 году. Отец будущего художника содержал постоялый двор на окраине города. Мать, как и большинство еврейских женщин в черте оседлости, была неграмотна, но она была умным и сильным человеком. Леонид - самый младший из шестерых детей в семье и самый любимый.

Способности к рисованию проявились у мальчика очень рано, но родителей это только раздражало: они болели за него душой и хотели, чтобы он вышел в люди - стал аптекарем, доктором или присяжным поверенным. А мальчик вытаскивал остывшие угольки из печи и разрисовывал ими и пол, и стены. В 7 лет он уже встретил своего первого "мецената": это был дворник, любитель искусства, который за небольшую плату заказывал мальчику рисунки.

Молодой Пастернак окончил Одесскую рисовальную школу (1881), занимался в частной студии Е.С. Сорокина в Москве (1882). По требованию родителей он год учится на медицинском факультете, потом - на юридическом, но талант и стремление заниматься любимым делом берут верх: Леонид проходит по конкурсу в Королевскую Мюнхенскую академию живописи и едет в Германию. Это были три года (1882—1885) вдохновенного и напряженного труда, становления его профессионального мастерства. Закончилась учеба, и в течение года Леонид проходит обязательную военную службу в артиллерийской части, но каждую свободную минуту посвящает рисованию.

После службы он едет домой, в Одессу, и здесь знакомится, влюбляется и удостаивается взаимности замечательной девушки, к тому времени уже известной в России пианистки, Розалии Кауфман.

Л.О.Пастернак с женой Розалией Исидоровной

Розалия в 13 лет

Л.Пастернак Автопортрет с женой 1927 г.

Л.О.Пастернак. Муки творчества

Их свадьба состоялась в Москве в 1889 году. И как свадебный подарок - еще удача: на выставке передвижников, куда Пастернак отдал картину "Вести с родины", ее покупает для своей галереи Павел Михайлович Третьяков.

Л.Пастернак Вести с родины 1889 г.

Это дало возможность Пастернаку совершить поездку в Париж, о которой он мечтал всю жизнь. После поездки стиль художника несколько меняется, его кисть и карандаш становятся более свободными и изысканными.
В 1890 году в семье Пастернаков родился сын Борис, будущий замечательный российский поэ т. Другой сын художника, Александр, станет видным архитектором.

Л.О.Пастернак с женой и сыновьями

Л.Пастернак. Сыновья Борис и Александр

Успехи Л.О. Пастернака в освоении художественного мастерства позволили ему открыть свою художественную школу в Москве. Его приглашают преподавать в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где он становится одним из ведущих педагогов. На этом посту Пастернак останется более четверти века. Получение этой должности, как и все перемены в его жизни, сопровождалось очередным экзаменом на твердость духа. Пастернак знал, что кандидатуры профессоров утверждаются главой совета училища великим князем Сергеем Александровичем, известным юдофобом. Простейший, казалось бы, ход, к которому вынужденно прибегали многие российские евреи - креститься, изменить вере отцов, и тогда препятствие устранено. Но Леонид Пастернак в письме инспектору училища князю Львову заявляет: "Я вырос в еврейской семье и никогда не пойду на то, чтобы оставить еврейство для карьеры или вообще для улучшения своего социального положения".

Л.Пастернак Заседание совета художников - преподавателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. 1902 Г.

Так Пастернак выдержал экзамен на силу духа и преданности своему народу, и великий князь подписал желанное назначение. Укрепилось материальное положение семьи, где к 1902 году подрастало уже четверо детей.

Первые жанровые работы Л. Пастернака сблизили его с живописцами, будущими основателями объединения Союза русских художников, в котором Л.О.Пастернак будет играть одну из ведущих ролей.

На очередной выставке передвижников картина Леонида Пастернака "Дебютантка" привлекает внимание Льва Николаевича Толстого. Их знакомят, и Пастернаки становятся частыми гостями Толстого в Москве и Ясной Поляне, где художник рисует писателя в кругу семьи и знакомых, занятого творческой работой и физическим трудом.

.
Портрет Льва Толстого

Л.Пастернак.Под лампой ,Л.Н.Толстой в семейном кругу,1902г.

Многие картины художника из толстовской серии находятся ныне в Третьяковской галерее. Пастернак создал также замечательные иллюстрации к "Войне и миру" и "Воскресению", которые были одобрены самим Толстым и отмечены медалью на Всемирной Парижской выставке 1900 года.

Л.Пастернак Иллюстрация к роману Л.Н.Толстого "Воскресение". За чтением. Нехлюдов читает Катюше.
Л.Пастернак Иллюстрация к роману Л.Н.Толстого "Воскресение". В зале суда

Художник внес немалый вклад в утверждение своеобразия московской живописной школы. Одним из первых он стал рассматривать искусство книжной иллюстрации как независимый художественный жанр.
Когда художнику было 43 года, Петербургская Академия художеств избрала его академиком живописи.

Много путешествуя по Западной Европе, Л.О. Пастернак пишет портреты многих деятелей культуры, науки (среди них — портрет А. Эйнштейна).


В годы, предшествовавшие Октябрьской революции, Пастернак участвует в международных выставках в Германии, Австрии, Франции, в первые послереволюционные годы он участник ряда российских выставок.

В советские времена художник значительное время проводит вначале в Германии, затем в Англии.

В 1921 году Леонид Осипович и Розалия Исидоровна уезжают в Германию на лечение: художнику требовалась операция глаза. С ними едут дочери, а сыновья Борис и Александр остаются в Москве.

Розалия, Лидия, Жозефина и Леонид Пастернак по приезде в Берлин 1921 г.

Уезжая, Пастернаки думали, что это ненадолго, и сохранили советские паспорта. Но счастливая судьба уберегает их от возвращения в СССР: после операции глаза у Леонида Осиповича появляется так много интересных тем и работ, которые нужно завершить в Германии, что он все откладывает и откладывает свое возвращение.

Л.Пастернак Автопортрет в желтом халате
Лорис Коринт Портрет Леонида Пастернака 1923 г.

В 1927 и 1932 году в Берлине состоялись две персональные выставки Пастернака. В этот период усиливается его интерес к еврейской тематике, он издает на русском и иврите интереснейшую монографию "Рембрандт и еврейство в его творчестве".
В 1933 году к власти в Германии приходит Гитлер, наступает мрачная эпоха нацизма. Пастернак с женой уезжают к дочерям, которые к тому времени уже живут в Англии.
Леонид Пастернак умер в Оксфорде 31 мая 1945 года.
Работы художника сегодня представлены во многих музеях и частных коллекциях Европы, Америки, Азии и Австралии.

Вот несколько наиболее известных его работ:


Л.Пастернак За работой. Этюд

Л.Пастернак. Урок музыки 1909г.

Л.Пастернак Ночь накануне экзамена 1895 г. Музей д*Орсе, Париж

Л.Пастернак Московский концерт Ванды Ландовской 1907 г.

На берегу, 1906 г.

В интерьере. 1907г.

У окна.Осень.1913 г.

Л.Пастернак Москва зимой 1912 г.
Л.Пастернак Р.Рильке в Москве 1928

Портрет Е.Левиной.1917 г.

Л.Пастернак. Выгрузка вагонов в Одесском порту.1912г .

Золотая осень.Воровьёвы горы

Леониду Осиповичу было многое дано судьбой: любящие родители, жена - добрейшей души человек, преданный его друг и помощник, способные и красивые дети, один из которых - гениальный поэт Борис Пастернак. Художнику выпала счастливая судьба, и он заслужил это счастье.

Умер Л.О. Пастернак 31 мая 1945 года в Оксфорде, и спустя годы на намогильном камне дочери начертали строфу Бориса Пастернака, к тому времени - ушедшего из жизни:

«Прощай, размах крыла расправленный, \ Полета вольное упорство, \ И образ мира, в слове явленный, \ и творчество, и чудотворство»

Судьба благоволила к художнику: он покинул этот мир задолго до того, как его первенец написал роман «Доктор Живаго», а в нем, вложив свои сокровенные мысли в уста главных героев: «Еврейский народ необходимо «распустить» во имя избавления от страдания и дать им свободно присоединиться к христианству», или: «В среде евреев не живет красота, тогда как христианство пронизано эстетическим началом», и множество других речений, недостойных ни своего праведного отца - живописца, ни великого предка царя Давида, к роду которого они, Пастернаки, принадлежали (blog.i.ua)

Леонид Осипович (Ицхок-Лейб, Исаак Иосифович) Пастернак – художник, педагог, профессор, академик.

“Искусство мое обладает одним преимуществом перед словом, литературой: оно – международное и понятно на всех языках. Живопись, рисунок, пейзаж, портрет – будь он написан шведом, французом, русским или евреем – понятен всем, и нам пока не нужен особый язык, особое искусство…”

Л. Пастернак

3 апреля 1862 года в Одессе в многодетной еврейской семье содержателя постоялого двора Иосифа Пастернака и его жены Лии родился сын Ицхок-Лейб – будущий художник Леонид Пастернак.

Дедушка Ицхока (Исаака) Акива Пастернак пришел в Одессу из Галиции в начале XIX века; в 1813 году у него родился сын Иосиф, ставший со временем главой большого семейства и хозяином постоялого двора возле Нового рынка на Коблевской (несохранившийся дом находился на нечетной стороне улицы между Ольгиевской и Конной).

Иосиф Пастернак стремился дать своим детям образование, и юный Исаак поступил в престижную Ришельевскую гимназию. Учился успешно, но его все сильнее влекло рисование, способности к которому проявились еще в раннем детстве. В возрасте семи лет он получил от соседа-дворника свой первый заказ – нарисовать несколько картин на охотничьи темы; заказчик, которого художник впоследствии шутливо называл “моим первым Лоренцо Медичи”, остался доволен работой и заплатил по пять копеек за каждую картину.

Позже один из постояльцев отца – журналист и издатель М.Ф. Фрейденберг, привлек уже гимназиста Пастернака к сотрудничеству в одесских юмористических иллюстрированных журналах “Маяк” и “Пчелка”. Об этом начале своей карьеры художник впоследствии вспоминал в автобиографической книге “Записи разных лет”: “Однажды шел я по Дерибасовской и столкнулся с идущим мне навстречу Михаилом Федоровичем Фрейденбергом. «Вот кстати! Вы ведь, кажется, рисуете? Не зайдете ли ко мне на минутку?..»”. А дальше события развивались так: Фрейденберг попросил Пастернака сделать рисунок для обложки нового журнала “Маяк”. Юный художник испугался и стал отнекиваться. Тогда “работодатель” сказал: “Мне надо на некоторое время уйти, а Вы вот сядьте здесь – вот бумага, карандаши и... до свиданья! Я даже запру Вас на ключ, чтобы Вы, чего доброго, не сбежали до моего прихода...”. С первым в своей жизни ответственным заказом Пастернак справился успешно, Фрейденберг был в восторге: “«Ну, я спасен, слава Богу! Молодчина!.. Я знал! Молодец Вы! Я обращался ведь к нашим двум заправским художникам – черт знает, что получалось! А ведь уже объявлено о выходе первого номера, у меня же ничего еще нет... Сам Бог послал мне Вас – у нас с Вами дело пойдет!» И действительно, «дело у нас пошло»! Еще будучи гимназистом восьмиклассником, я стал заправским художественным сотрудником журнала «Маяк», а потом «Пчелка». Главным же было то, что мы искренне привязались друг к другу и стали друзьями на всю жизнь; он стал даже моим зятем, женившись на младшей сестре моей”. (В 1883 г. Михаил (Моисей) Фрейденберг женился на Анне (Асе) Пастернак).

Однако Леонид Пастернак работал в “Маяке” и “Пчелке” скорее из дружеских чувств к издателю, чем по другим причинам. “Душа его не лежала к карикатурам, которые он находил низшим родом искусства”, – писал впоследствии М. Фрейденберг. В любом случае, для начинающего художника работа в журналах была полезной практикой.

В 1881 году Леонид Пастернак окончил Ришельевскую гимназию и Одесскую рисовальную школу Общества изящных искусств (1879-1881, учился у Ф. Бауэра и Л. Иори-ни); за выдающиеся успехи в рисовальной школе был награжден серебряной медалью. В том же году, по настоянию родителей приобрести “земную” профессию, поступил на медицинский факультет Московского университета. В 1882 году подавал заявление о приеме в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВиЗ), однако попытка оказалась безуспешной из-за отсутствия свободного учебного места. В 1883 году Леонид Пастернак перешел на юридический факультет, который экстерном окончил уже в Одессе в Новороссийском университете (1885).

Параллельно он продолжал художественное образование. В 1881-1882 гг. посе-щал частную школу-студию профессора МУЖВиЗ Е.С. Сорокина; в 1882-1885 гг. учился в натурном классе Мюнхенской Академии художеств у профессоров И.К. Гертериха и А. Лицен-Мейера (окончил с золотой медалью).

Затем пришлось провести год (1885-1886) в одесских артиллерийских казармах, отбывая воинскую повинность.

В 1887 году Л.О. Пастернак снова поехал в Мюнхен, некоторое время провел в Академии. Вернувшись домой, написал портрет племянницы Августины Якубсон, дочери сестры Кати и ее мужа купца 2-ой гильдии Леонтия Якубсона (полотно введено в научный оборот одесским краеведом С.З. Лущиком).

В феврале 1889 г. молодой художник Леонид Осипович Пастернак женился на известной пианистке Роза-лии Исидоровне Кауфман (1867-1939), с которой познакомился еще в период сотрудничества с “Пчелкой” (ее портрет, правда, работы другого художника, украсил одну из обложек журнала). Свадьба состоялась в Москве; незадолго до бракосочетания пришел и первый творческий успех – П.М. Третьяков приобрел для своей галереи еще не законченную картину “Вести с родины” (“Письмо из дома”, 1889), не дожидаясь ее появления на 17-й выставке Товарищества передвижников (с 1888 по 1901 гг. Л.О. Пастернак – постоянный экспонент ТПХВ).


“Письмо из дома”, 1889 г.

10 февраля 1890 года в семье появился первенец – сын Боря, будущий поэт и прозаик Борис Пастернак. Кроме старшего, Бориса (1890-1960), у супругов Пастернаков родились Александр (1893-1982), Жозефина (1900-1993) и Лидия (1902-1989). Жена и дети на протяжении всего творческого пути были любимыми моделями мастера (про Леонида Пастернака, шутя, говорили, что у него дети кормят родителей, намекая на его успехи в изображении детской жизни). Жила семья в Москве, но каждое лето проводила в Одессе; младшие Пастернаки дружили с Александром, Евгением и Ольгой Фрейденбергами, детьми сестры Леонида Осиповича Анны. С родным городом Пастернака связывало и участие в выставках ТЮРХ (член объединения с 1892 г.).

В Москве Л.О. Пастернак вошел в “поленовский кружок”, познакомился с В.Д. и Е.Д. Поленовыми, К.А. Коровиным, И.И. Левитаном, В.А. Серовым, А.Е. Архиповым, С.А. Виноградовым, М.В. Нестеровым и другими художниками. В кон. 1880-х – нач. 1890-х гг. давал частные уроки рисования, преподавал в классах изящных искусств художника-архитектора О.А. Гунста. В 1889-1894 гг. руководил собственной школой рисования. В 1891 году выполнил иллюстрации к собранию сочинений М.Ю. Лермонтова.

В 1893 году на Передвижной выставке художник познакомился с Л.Н. Толстым. Во время своего первого визита к писателю в Хамовники Л.О. Пастернак показал ему свои иллюстрации к “Войне и миру”, исполненные в 1892 году по заказу журнала “Север”. Рисунки привели Толстого в восторг. Он тогда же задумал при первой же возможности пригласить Пастернака к сотрудничеству. Спустя несколько лет художнику посчастливилось стать одним из первых читателей (еще в рукописи) романа “Воскресение” и автором прославленных иллюстраций к нему (1898-1899). Л.О. Пас-тернак часто гостил у Л.Н. Толстого в его доме в Хамовниках и в имении Ясная Поляна; выполнил портреты писателя и членов его семьи. Спустя много лет после смерти Толстого художник писал: “Подводя итоги прошлому, вспоминая Льва Николаевича, я спрашиваю себя, чем заслужил я счастье, дарованное мне судьбой, не только быть современником этого легендарного человека, но и знать его лично, бывать у него, беседовать с ним, рисовать и писать его... Как передать блаженство, испытанное мною, когда однажды, в разговоре со мной Н. Ге заметил: «Толстой Вас любит – это большое счастье”.

В 1894 году за картину “Накануне экзаменов” художник был награжден золотой медалью на Международной выставке в Мюнхене, в 1900 году за иллюстрации к роману Л.Н. Толстого “Воскресение” был отмечен серебряной медалью на Всемирной выставке в Париже. В 1902 году картину “Л.Н. Толстой в кругу семьи” приобрел Великий князь Георгий Михайлович для Русского музея в Петербурге.


Накануне экзаменов


Л.Н. Толстой в кругу семьи

В 1900 году Л.О. Пастернак посетил Европу (с группой южнорусских художников, в числе которых были К. Костанди , П. Нилус , Г. Головков , А. Стилиануди), в 1904-1906 и 1912 гг. совершил путешествия по Италии и Германии, в 1907 году побывал в Голландии, Бельгии, Англии.

Л.О. Пастернак в 1903 году стал одним из членов-учредителей Союза русских художников, на ежегодных выставках которого выставлял свои портреты, пейзажи и интерьеры; принимал участие в выставках “Мира искусства” (1903-1905), МОЛИ, русских и финских художников, общества “36 художников” и др.; в 1907 году был среди организаторов объединения “Свободная эстетика”. В 1905 году Петербургской Академией художеств Л.О. Пастернак был удостоен звания академика.

С 1894 по 1921 год в должности профессора Л.О. Пастернак преподавал в МУЖВиЗ (после революции переименовано во Вторые Государственные свободные художественные мастерские, затем – во ВХУТЕМАС), руководил сначала натурным, затем фигурным классами. Его учениками были М. Сарьян, С. Герасимов, В. Ко-на-шевич, В. Перельман, Б. Такке, В. Штраних и др.


“Поздравление” (1915, ГТГ).

Помимо преподавания, художник работал в эти годы над портретами современников; им были запечатлены на бумаге и полотне литераторы М. Горький, В. Брюсов, Вяч. Иванов, К. Бальмонт, Э. Верхарн, С. Ан-ский, М. Гершензон, композиторы А. Скрябин, С. Рахманинов, певец Ф. Шаляпин, микробиолог И. Мечников, английский режиссер Г. Крейг, князь П. Кропоткин и многие другие. В ряду портретов нельзя не отметить замечательный по композиции и одухотворенности групповой портрет детей художника “Поздравление” (1915, ГТГ).

Леонид Пастернак имел репутацию одного из лучших рисовальщиков и портретистов своего времени. В основе его творческого метода лежали быстрые, почти мгновенные зарисовки, схватывающие “самую суть изображаемого”. Ощущение фиксации впечатления художнику удавалось сохранить и в живописных работах – за счет выбора наиболее острого момента, как бы случайного движения, раскрывающего образ. И хотя Пастернака часто называют русским импрессионистом, это более верно в отношении манеры мастера, чем его метода и стиля. Так, пастели больше тяготеют к импрессионизму, в то время как парадные портреты обнаруживают черты стиля модерн.

С женой и сыновьями

В первые послереволюционные годы Л.О. Пастернак участвовал в ряде выставок; работал в Комиссии по охране памятников искусства и старины при Моссовете. В 1920-1921 гг. художник выполнил официальный заказ на создание портретов деятелей революции, сделал большое количество зарисовок на заседаниях ВЦИК, на съездах Советов, на конгрессе Коминтерна.

Жизнь в столице была трудной, а Леониду Осиповичу и Розалии Исидоровне потребовалось лечение, получить которое в Москве было невозможно. В 1921 году они уехали в Германию. Вместе с ними покинули Россию дочери Жозефина и Лидия, а сыновья, Борис и Александр, остались в Москве. В феврале-марте 1923 года Борис Пастернак навещал родителей в Берлине. Во время этого визита Леонид Осипович создал свой последний и, пожалуй, один из лучших рисунков старшего сына (в настоящее время хранится в ГТГ).

В начале 1924 года Л.О. Пастернак принял участие в историко-этнографической экспедиции в Палестину, организованную парижским издателем А.Э. Коганом. Из этого путешествия художник привез десятки рисунков и этюдов, часть из которых предполагалось включить в двухтомную монографию о Палестине.

Автопортрет с женой

В Германии Леонид Осипович продолжил свою галерею знаменитостей. Здесь им были выполнены портреты художников М. Либермана и Л. Коринта, писателей А. Ремизова и Г. Гауптмана, поэта Р.-М. Рильке, композиторов С. Про-кофьева и Г. Эйснера, физика А. Эйнштейна, германского канцлера Г. Штре-зе-мана и др. В Берлине состоялись две персональные выставки художника (1927 и 1932 гг.); он экспонировался на берлинском Сецессионе, выставках русского искусства в Париже, Гааге, Берлине, США.

После прихода к власти национал-социалистической партии Пастернаку, как еврею, было запрещено заниматься творчеством и преподаванием; перед Леонидом Осиповичем и Розалией Исидоровной снова встал вопрос о перемене места жительства. Поначалу они думали о возвращении в СССР, художник начал вести в советском полпредстве переговоры, но они не имели успеха.

В 1938 году Пастернаки уехали в Англию, где уже жили дочери. Вскоре после приезда в Лондон, 23 августа 1939 года, от сердечного приступа скончалась Розалия Исидоровна. Леонид Осипович переехал к младшей дочери Лидии в Оксфорд. Несмотря на тяжелую потерю и преклонный возраст, художник продолжал работать. Так, в военные годы им были созданы картины “Бах и Фридрих Великий”, “Мендельсон, дирижирующий «Мессию» Генделя”, “Толстой за рабочим столом”, “Пушкин и няня”, “Сцены из советской жизни”.


Толстой за рабочим столом

В 1975 году в СССР вышла в свет книга “Л.О. Пастернак. Записи разных лет”. Мемуарный материал был собран и обработан Жозефиной Пастернак, подготовлен к печати Александром Пастернаком.

Аврум Ицхок-Лейб Пастернак родился 22 марта (3 апреля) 1862 года в еврейской семье в Одессе, в доме гласного городской Думы М. Ф. Унтилова по Херсонской улице, 20. Его отец, Иосиф (Осип) Кивович Постернак, арендовал восемь номеров гостиницы в доме № 9 по Рождественской улице на Слободке («постоялый дом Груздьева»), куда переехала вся семья, когда будущий художник был ещё ребёнком. Дед, Кива-Ицхок Постернак, был одним из основателей одесского еврейского погребального братства (хевра кадиша ).

Помимо него в семье было пять детей. В раннем детстве проявил любовь к рисованию, хотя родители поначалу не одобряли этого увлечения. С по гг. Леонид учился в одесской рисовальной школе , однако окончательно избрал карьеру художника не сразу. В 1881 г. он поступил в Московский университет и два года занимался на медицинском факультете. В г. перевёлся в Новороссийский университет (Одесса) и там учился на юридическом факультете до 1885 года (в списках студентов за 1883-1884 академический год и в списках выпускников за 1885 год значится как Ицхок По стернак ).

Параллельно с университетской учёбой Пастернак продолжал заниматься живописью. В 1882 г. он занимался в московской школе-студии Е. С. Сорокина. В середине 1880-х также занимался в Мюнхенской академии художеств , где учился у Гертериха и Лицен-Мейера, кроме того, брал уроки офорта у И. И. Шишкина .

После приобретения его картины «Письмо из дому» П. М. Третьяковым для Третьяковской галереи Пастернак решает переехать в Москву , где в г. женится на пианистке Розалии Исидоровне (Райце, или Розе, Срулевне) Кауфман, работавшей до этого преподавателем по классу фортепиано в Одесской музыкальной школе Русского музыкального общества (в синагогальной записи о рождении первого сына Бориса в 1890 году значится уже как Исаак Иосиев По стернак ).

Участвует в ежегодных выставках передвижников . Член объединения «Мир искусства ». В конце 1880-х - начале 1890-х годов служит преподавателем в Училище изящных искусств художника-архитектора А. О. Гунста . В г. Пастернак получает приглашение преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (впоследствии - ВХУТЕМАС) и принимает его, специально оговорив, что не будет креститься.

Семья

Книги

  • Л. Пастернак . Рембрандт и еврейство в его творчестве. Берлин: Издательство С. Д. Зальцмана, 1923 (на русском языке); Берлин: Явне, 1923 (на иврите).

Работы

  • За работой. Этюд. Масло
  • Портрет А. Г. Рубинштейна (1886),
  • Иллюстрации к роману Л. Н. Толстого «Война и мир»
  • Иллюстрации к роману Л. Н. Толстого «Воскресение». 1899
  • Иллюстрации к драме «Маскарад» М. Ю. Лермонтова (1891),
  • Иллюстрации к поэме М. Ю. Лермонтова (1891)
  • «Заседание совета преподавателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества» (1902)
  • Л. Н. Толстой с семьёй в Ясной Поляне (1902)
  • «Вести с родины»,
  • Портрет С. С. Шайкевича
  • Портрет А. Б. Высоцкой. 1912. Пастель
  • Портрет М.Горького (1906),
  • Портрет А. Н. Скрябина (1909),
  • Портрет Ил. М. Мечникова (1911),
  • Портрет Вяч. Иванова (1915)
  • Уроки музыки. 1909. Пастель

    Pasternak leo tolstoy.jpg

    Лев Толстой

    Pasternakluchsolnzaint.jpg

    Солнечный луч

    Pasternak VyachIvanov Berdyaev Bely.jpg

    Вячеслав Иванов, Лев Кобылинский-Эллис, Николай Бердяев и Андрей Белый

    Pasternakvorobyovygory.jpg

    Золотая осень. Воробьевы горы.

    Pasternak boris alex.jpg

    Сыновья Борис и Александр

    Pasternak Apples.jpg

    Сбор яблок (1918)

    Pasternak-rilke.jpeg

    Райнер-Мария Рильке

    Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

    Он будет ждать (Старый еврей)

Внешние изображения
иллюстрации к роману "Воскресенье "
(Л.Н. Толстой)
img0.liveinternet.ru/images/attach/b/0/22396/22396279_06Utro_Nehludova.jpg
img0.liveinternet.ru/images/attach/b/0/22396/22396383_08V_teatre.jpg
img0.liveinternet.ru/images/attach/b/0/22396/22396457_10V_koridore_suda.jpg

Напишите отзыв о статье "Пастернак, Леонид Осипович"

Примечания

Ссылки

  • на «Родоводе ». Дерево предков и потомков
  • на сайте Руниверс
  • «Борис Пастернак. Жизнь замечательных людей.» Книга Дм. Быкова содержит много интересных сведений про отца поэта.

Отрывок, характеризующий Пастернак, Леонид Осипович

– Посмотри, Наташа, как ужасно горит, – сказала Соня.
– Что горит? – спросила Наташа. – Ах, да, Москва.
И как бы для того, чтобы не обидеть Сони отказом и отделаться от нее, она подвинула голову к окну, поглядела так, что, очевидно, не могла ничего видеть, и опять села в свое прежнее положение.
– Да ты не видела?
– Нет, право, я видела, – умоляющим о спокойствии голосом сказала она.
И графине и Соне понятно было, что Москва, пожар Москвы, что бы то ни было, конечно, не могло иметь значения для Наташи.
Граф опять пошел за перегородку и лег. Графиня подошла к Наташе, дотронулась перевернутой рукой до ее головы, как это она делала, когда дочь ее бывала больна, потом дотронулась до ее лба губами, как бы для того, чтобы узнать, есть ли жар, и поцеловала ее.
– Ты озябла. Ты вся дрожишь. Ты бы ложилась, – сказала она.
– Ложиться? Да, хорошо, я лягу. Я сейчас лягу, – сказала Наташа.
С тех пор как Наташе в нынешнее утро сказали о том, что князь Андрей тяжело ранен и едет с ними, она только в первую минуту много спрашивала о том, куда? как? опасно ли он ранен? и можно ли ей видеть его? Но после того как ей сказали, что видеть его ей нельзя, что он ранен тяжело, но что жизнь его не в опасности, она, очевидно, не поверив тому, что ей говорили, но убедившись, что сколько бы она ни говорила, ей будут отвечать одно и то же, перестала спрашивать и говорить. Всю дорогу с большими глазами, которые так знала и которых выражения так боялась графиня, Наташа сидела неподвижно в углу кареты и так же сидела теперь на лавке, на которую села. Что то она задумывала, что то она решала или уже решила в своем уме теперь, – это знала графиня, но что это такое было, она не знала, и это то страшило и мучило ее.
– Наташа, разденься, голубушка, ложись на мою постель. (Только графине одной была постелена постель на кровати; m me Schoss и обе барышни должны были спать на полу на сене.)
– Нет, мама, я лягу тут, на полу, – сердито сказала Наташа, подошла к окну и отворила его. Стон адъютанта из открытого окна послышался явственнее. Она высунула голову в сырой воздух ночи, и графиня видела, как тонкие плечи ее тряслись от рыданий и бились о раму. Наташа знала, что стонал не князь Андрей. Она знала, что князь Андрей лежал в той же связи, где они были, в другой избе через сени; но этот страшный неумолкавший стон заставил зарыдать ее. Графиня переглянулась с Соней.
– Ложись, голубушка, ложись, мой дружок, – сказала графиня, слегка дотрогиваясь рукой до плеча Наташи. – Ну, ложись же.
– Ах, да… Я сейчас, сейчас лягу, – сказала Наташа, поспешно раздеваясь и обрывая завязки юбок. Скинув платье и надев кофту, она, подвернув ноги, села на приготовленную на полу постель и, перекинув через плечо наперед свою недлинную тонкую косу, стала переплетать ее. Тонкие длинные привычные пальцы быстро, ловко разбирали, плели, завязывали косу. Голова Наташи привычным жестом поворачивалась то в одну, то в другую сторону, но глаза, лихорадочно открытые, неподвижно смотрели прямо. Когда ночной костюм был окончен, Наташа тихо опустилась на простыню, постланную на сено с края от двери.
– Наташа, ты в середину ляг, – сказала Соня.
– Нет, я тут, – проговорила Наташа. – Да ложитесь же, – прибавила она с досадой. И она зарылась лицом в подушку.
Графиня, m me Schoss и Соня поспешно разделись и легли. Одна лампадка осталась в комнате. Но на дворе светлело от пожара Малых Мытищ за две версты, и гудели пьяные крики народа в кабаке, который разбили мамоновские казаки, на перекоске, на улице, и все слышался неумолкаемый стон адъютанта.
Долго прислушивалась Наташа к внутренним и внешним звукам, доносившимся до нее, и не шевелилась. Она слышала сначала молитву и вздохи матери, трещание под ней ее кровати, знакомый с свистом храп m me Schoss, тихое дыханье Сони. Потом графиня окликнула Наташу. Наташа не отвечала ей.
– Кажется, спит, мама, – тихо отвечала Соня. Графиня, помолчав немного, окликнула еще раз, но уже никто ей не откликнулся.
Скоро после этого Наташа услышала ровное дыхание матери. Наташа не шевелилась, несмотря на то, что ее маленькая босая нога, выбившись из под одеяла, зябла на голом полу.
Как бы празднуя победу над всеми, в щели закричал сверчок. Пропел петух далеко, откликнулись близкие. В кабаке затихли крики, только слышался тот же стой адъютанта. Наташа приподнялась.
– Соня? ты спишь? Мама? – прошептала она. Никто не ответил. Наташа медленно и осторожно встала, перекрестилась и ступила осторожно узкой и гибкой босой ступней на грязный холодный пол. Скрипнула половица. Она, быстро перебирая ногами, пробежала, как котенок, несколько шагов и взялась за холодную скобку двери.
Ей казалось, что то тяжелое, равномерно ударяя, стучит во все стены избы: это билось ее замиравшее от страха, от ужаса и любви разрывающееся сердце.
Она отворила дверь, перешагнула порог и ступила на сырую, холодную землю сеней. Обхвативший холод освежил ее. Она ощупала босой ногой спящего человека, перешагнула через него и отворила дверь в избу, где лежал князь Андрей. В избе этой было темно. В заднем углу у кровати, на которой лежало что то, на лавке стояла нагоревшая большим грибом сальная свечка.
Наташа с утра еще, когда ей сказали про рану и присутствие князя Андрея, решила, что она должна видеть его. Она не знала, для чего это должно было, но она знала, что свидание будет мучительно, и тем более она была убеждена, что оно было необходимо.
Весь день она жила только надеждой того, что ночью она уввдит его. Но теперь, когда наступила эта минута, на нее нашел ужас того, что она увидит. Как он был изуродован? Что оставалось от него? Такой ли он был, какой был этот неумолкавший стон адъютанта? Да, он был такой. Он был в ее воображении олицетворение этого ужасного стона. Когда она увидала неясную массу в углу и приняла его поднятые под одеялом колени за его плечи, она представила себе какое то ужасное тело и в ужасе остановилась. Но непреодолимая сила влекла ее вперед. Она осторожно ступила один шаг, другой и очутилась на середине небольшой загроможденной избы. В избе под образами лежал на лавках другой человек (это был Тимохин), и на полу лежали еще два какие то человека (это были доктор и камердинер).
Камердинер приподнялся и прошептал что то. Тимохин, страдая от боли в раненой ноге, не спал и во все глаза смотрел на странное явление девушки в бедой рубашке, кофте и вечном чепчике. Сонные и испуганные слова камердинера; «Чего вам, зачем?» – только заставили скорее Наташу подойти и тому, что лежало в углу. Как ни страшно, ни непохоже на человеческое было это тело, она должна была его видеть. Она миновала камердинера: нагоревший гриб свечки свалился, и она ясно увидала лежащего с выпростанными руками на одеяле князя Андрея, такого, каким она его всегда видела.
Он был таков же, как всегда; но воспаленный цвет его лица, блестящие глаза, устремленные восторженно на нее, а в особенности нежная детская шея, выступавшая из отложенного воротника рубашки, давали ему особый, невинный, ребяческий вид, которого, однако, она никогда не видала в князе Андрее. Она подошла к нему и быстрым, гибким, молодым движением стала на колени.
Он улыбнулся и протянул ей руку.

Для князя Андрея прошло семь дней с того времени, как он очнулся на перевязочном пункте Бородинского поля. Все это время он находился почти в постояниом беспамятстве. Горячечное состояние и воспаление кишок, которые были повреждены, по мнению доктора, ехавшего с раненым, должны были унести его. Но на седьмой день он с удовольствием съел ломоть хлеба с чаем, и доктор заметил, что общий жар уменьшился. Князь Андрей поутру пришел в сознание. Первую ночь после выезда из Москвы было довольно тепло, и князь Андрей был оставлен для ночлега в коляске; но в Мытищах раненый сам потребовал, чтобы его вынесли и чтобы ему дали чаю. Боль, причиненная ему переноской в избу, заставила князя Андрея громко стонать и потерять опять сознание. Когда его уложили на походной кровати, он долго лежал с закрытыми глазами без движения. Потом он открыл их и тихо прошептал: «Что же чаю?» Памятливость эта к мелким подробностям жизни поразила доктора. Он пощупал пульс и, к удивлению и неудовольствию своему, заметил, что пульс был лучше. К неудовольствию своему это заметил доктор потому, что он по опыту своему был убежден, что жить князь Андрей не может и что ежели он не умрет теперь, то он только с большими страданиями умрет несколько времени после. С князем Андреем везли присоединившегося к ним в Москве майора его полка Тимохина с красным носиком, раненного в ногу в том же Бородинском сражении. При них ехал доктор, камердинер князя, его кучер и два денщика.
Князю Андрею дали чаю. Он жадно пил, лихорадочными глазами глядя вперед себя на дверь, как бы стараясь что то понять и припомнить.
– Не хочу больше. Тимохин тут? – спросил он. Тимохин подполз к нему по лавке.
– Я здесь, ваше сиятельство.
– Как рана?
– Моя то с? Ничего. Вот вы то? – Князь Андрей опять задумался, как будто припоминая что то.
– Нельзя ли достать книгу? – сказал он.
– Какую книгу?
– Евангелие! У меня нет.
Доктор обещался достать и стал расспрашивать князя о том, что он чувствует. Князь Андрей неохотно, но разумно отвечал на все вопросы доктора и потом сказал, что ему надо бы подложить валик, а то неловко и очень больно. Доктор и камердинер подняли шинель, которою он был накрыт, и, морщась от тяжкого запаха гнилого мяса, распространявшегося от раны, стали рассматривать это страшное место. Доктор чем то очень остался недоволен, что то иначе переделал, перевернул раненого так, что тот опять застонал и от боли во время поворачивания опять потерял сознание и стал бредить. Он все говорил о том, чтобы ему достали поскорее эту книгу и подложили бы ее туда.


Отец Бориса Пастернака, Исаак (Ицхок) Иосифович, родился 22 марта 1862 года
в Одессе. Он был шестым, младшим ребёнком в семье. Его отец держал небольшую
гостиницу. В трёхмесячном возрасте Исаак заболел крупом и чуть не задохнулся
от сильного приступа кашля; отец швырнул об пол фаянсовый горшок - мальчик
испугался и перестал кашлять; как водится в иудейских семьях, после тяжёлой
болезни ему дали другое имя, чтобы ввести демона в заблуждение, и он стал
Леонидом.

Дровни. Карандаш. 1892 г.


Москва, Красная площадь. Карандаш. 1894 г.


Улица. Карандаш. 12 июня 1898 г.

Исаак-Леонид ни о какой другой карьере, кроме артистической, не мечтал, но родители
желали дать ему более надёжное занятие и отправили учиться медицине. Проучившись год,
он сбежал с медицинского факультета Московского университета и перешёл на юридический
факультет, оставлявший больше времени для художественных занятий. С юридического в
Москве он перевёлся на юридический в Одессе - там правила были ещё либеральнее,
разрешалось надолго выезжать за границу без отчисления; юридическое образование Леонид
Пастернак в результате получил, но с двухлетним перерывом на Мюнхенскую королевскую
академию художеств.


Пара с пристяжной. Карандаш. 1903 г.


Волхонка, д. 14. Карандаш. 1913 г.


Москва. Ит. карандаш, уголь. 1916 г.


В саду. Карандаш. 1918 г.

После окончания Новороссийского университета он должен был год находиться на
военной службе и выбрал артиллерию. После военной службы Леонид Осипович познакомился
с молодой пианисткой Розалией Кауфман, которая стала его женой. К моменту
знакомства с Леонидом Пастернаком она была одной из самых популярных концертирующих
пианисток в России. Они поженились 14 февраля 1889 года. Год спустя, в Москве, родился
их первый ребёнок - сын Борис. В том же 1889 году на выставке передвижников картину
Пастернака "Письмо с родины" покупает для своей галереи Павел Михайлович Третьяков.



У фортепиано. (Р.И.Пастернак) Тушь. 1890 г.


За столом, спящая. Карандаш. 1890 г.


За книгой (Р.И.Пастернак) Тушь. 20 дек. 1890 г.


На диване (Р.И.Пастернак). Тушь. 1892 г.


Спящий гимназист (Б.Пастернак). Ит. карандаш. 22 июля 1902 г.


Борис Пастернак за фортепиано. Уголь. 1909 г.


Б.Пастернак. Уголь 1918 г.


Борис Пастенрак. Уголь, карандаш. 1918 г.

В 1893 году Пастернак познакомился с Толстым: на очередной выставке Товарищества
передвижников Лев Николаевич похвалил его картину "Дебютантка", Леонид Осипович
признался, что собирается иллюстрировать "Войну и мир", и попросил аудиенцию для
разъяснений. Толстой назначил встречу, эскизы Пастернака понравились ему необыкновенно,
художника пригласили бывать в доме, приходил он и с женой. Леонид Осипович рисовал
писателя в кругу семьи и знакомых, занятого творческой работой и физическим трудом.
Многие работы художника этого периода находятся сейчас в Третьяковской галерее.


Л.Н.Толстой. Уголь. 1906 г.

В 1900 году в Москву приехал молодой австрийский поэт Райнер Мария Рильке.
Желая посетить Толстого, Рильке познакомился с его любимым иллюстратором,
получив рекомендательное письмо и самый любезный приём.


Р.-М.Рильке в Москве. Уголь.

Леонид Пастернак был дружен с Левитаном, с которым они вели долгие
разговоры об участи еврейства в России; с Нестеровым, Поленовым, Врубелем,
С.Ивановым; Поленовы познакомили его со стариком Ге. Леонид Осипович пишет
портреты деятелей культуры и искусства: Горького, Брюсова, Скрябина,
Рахманинова, главного раввина Москвы Мазе.


А.Н.Скрябин. Ит. карандаш. 30 окт. 1913 г.


Скрябин на репитиции "Прометея". Уголь. 1915 г.

16 сентября Леонид и Розалия Пастернаки с дочерьми уезжают на лечение в Германию:
художнику требовалась операция глаза. После операции Леониду Осиповичу предлагали много
новых и интересных работ, и художник так и не вернулся в СССР. В 1933 году Пастернак с
женой уезжает в Англию, к дочерям.

Работы художника сегодня представлены во многих
музеях и частных коллекциях Европы, Америки, Азии и Австралии

Другие репродукции Леонида Осиповича:


У окна. Карандаш. 1894 г.


Узкая улица. Цв. карандаш. 12 июля 1900 г.


У ворот. Уголь. 1904


Пейзаж с готической церковью. Пастель. О-в Рюген. 1906 г.


На прогулке. Ит. карандаш. Райки, 1907 г.


Лондон, парламент. Уголь. 1 авг. 1907


Дом на окраине. Пастель. 1908 г.


За чаем. Акварель. Райки, 11 июля 1909


У моря. Уголь. 1911 г.


Венеция, мосты. Пастель. 1912 г.


Венеция. Цв. бумага. Пастель. 1912..


Полевые работы. Карандаш. 1918 г.

Репродукции из книги "Борис Пастернак. Воздушные пути".
(Москва.Советский писатель. 1982).

Текст по книге серии ЖЗЛ Дмитрия Быкова "Борис Пастернак" и
статье Майи Басс "Счастливая судьба Л.Пастернака"


Top