Что относится к жанру ноктюрна. Значение слова ноктюрн

Ноктюрн

В XX веке некоторые композиторы пытались переосмыслить художественную сущность ноктюрна, отображая с его помощью уже не лирические ночные грёзы, а призрачные видения и естественные звуки ночного мира. Начало этому положил ещё Роберт Шуман в цикле Nachtstücke , более активно такой подход проявился в сочинениях Пауля Хиндемита (Сюита «1922»), Белы Бартока («Ночная музыка») и ряда других композиторов.

Библиография

  • Янкелевич В. Le nocturne. - Париж, 1957
  • Марина Малкиель. Цикл лекций по истории зарубежной музыки (Век романтизма)

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Ферра, Кристиан
  • Тренчкот

Смотреть что такое "Ноктюрн" в других словарях:

    НОКТЮРН - (ноктурно) род музыкальной композиции, мечтательные, певучие, меланхолические пьесы. Всемирной известностью пользуются н ны Шопена. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. НОКТЮРН, НОКТУРНО музыкальная… … Словарь иностранных слов русского языка

    НОКТЮРН - НОКТЮРН, ноктюрна, муж. (франц. nocturne, букв. ночной) (муз.). Род небольшого лирического музыкального произведения. Ноктюрн Шопена. «А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?» Маяковский. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков.… … Толковый словарь Ушакова

    ноктюрн - См … Словарь синонимов

    ноктюрн - а, м. nocturne adj., < ит. nocturno ночной. 1. Небольшое лирическое музыкальное произведение. БАС 1. Жюли играла Борису на арфе самые печальные ноктюрны. Толст. Война и мир. Добряк слыхал в Москве Фильда и думал, что в музыке только и бывают… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    НОКТЮРН - (франц. nocturne от лат. nocturnus ночной), в 18 и нач. 19 вв. многочастное инструментальное музыкальное произведение, большей частью для духовых инструментов, исполнявшееся обычно на открытом воздухе в вечернее или ночное время; родственно… … Большой Энциклопедический словарь

    НОКТЮРН - НОКТЮРН, а, муж. Небольшое лирическое, преимущ. фортепьянное музыкальное произведение. | прил. ноктюрновый, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    НОКТЮРН - «НОКТЮРН», СССР, РИЖСКАЯ киностудия, 1966, ч/б, 88 мин. Военный фильм, трагическая мелодрама. По одноименному рассказу Жана Гривы. Француженка Иветта и латыш Жорж познакомились в годы гражданской войны в Испании, где они сражались на стороне… … Энциклопедия кино

    Ноктюрн - (Notturno, Nottorno, итал.) ночная музыка, род серенады,предназначенной для исполнения в тишине ночи; характер спокойный,нежный. Пишется в колонном складе и преимущественно в размере 8/8.Художественную обработку Н. получил у Фильда, Шопена и др.… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Ноктюрн - (фр. nocturne, букв. – ночной) – в XVIII – нач. XIX вв. многочастное инструментально музыкальное произведение, большей частью для духовых инструментов, исполняющееся обычно на открытом воздухе в вечернее или ночное время; с XIX в. небольшая… … Энциклопедия культурологии

Ноктюрн - это не название популярной парикмахерской или нового магазинчика пирожных за углом. Это не поэтический слог, не название любимых конфет или вкусного кофе. Понятие «ноктюрн» пришло к нам из Европы, а в переводе с французского означает «ночной». Возможно, именно поэтому первое время ноктюрны было принято исполнять только в вечернее время, стоя под окнами дамы сердца.

Ноктюрн как он есть

Большинство книг по музыке значение слова «ноктюрн» трактуют как небольшую лирическую пьесу мечтательного характера с легким и непринужденным темпом, а также изящной и романтичной манерой исполнения.

Спокойное мелодичное произведение пленяет своей лирикой и музыкальными переливами, навевает мысли о светлом будущем или отправляет в страну теплых воспоминаний о счастливых моментах жизни.

Эти произведения включают несколько частей, как правило, три - обычно это тихое вступление, более оживленная вторая часть, и венчает ноктюрн такая же спокойная, как и вначале, музыка третьего фрагмента, местами сопровождающаяся громкими выходами. Они небольшие и очень легкие для восприятия, душевные.

Звуки прошлого

Давайте посмотрим, как люди разных эпох и поколений понимали, что такое ноктюрн. В ноктюрн относили к религиозным жанрам, поэтому играли такие произведения исключительно ранним утром. Свое основное развитие как он получил в последующие столетия.

В XVIII ноктюрн - это небольшая пьеса, исполняющаяся исключительно на свежем воздухе и носящая самый разный характер. Чаще она была шутливой, озорной, развлекательной, иногда даже танцевальной. В ее завершении всегда звучали командные нотки, которые оповещали слушателей об уходе музыкантов. Сочиняли ноктюрны для самых разных инструментов, как правило, их исполняли оркестры с духовыми или струнными составами.

XIX век, прежде всего, ассоциируется с композитора Джона Филда. Он первым употребил французское слово «ноктюрн», и не просто ввел его в обиход, но и наполнил понятие новым смыслом. Им созданы восемнадцать произведений, мелодии которых имеют богатый звуковой ряд, а также они наполнены романтикой, певучестью и проникновенными нотками. Музыканты той эпохи создавали спокойные, плавные, задумчивые мотивы. В своих произведениях они стремились передать всю гамму чувств и эмоций, которые может испытывать человек.

Ф.Ф. Шопен

С понятием ноктюрна неразрывно связано творчество талантливого и виртуозного пианиста Фредерика Шопена. Пожалуй, он был лучшим в этом Композитором написаны двадцать многообразных и удивительных по своей форме ноктюрнов. Они радужные и эмоциональные, печальные и задумчивые, дерзкие и волнующие, спокойные и сдержанные. Одно из лучших и запоминающихся сочинений Шопена в этом музыкальном жанре - ноктюрн ре-бемоль мажор. Его особенностью является то, что в заключительной части светлой, чувственной и волнующей темы произведения звучит диалог.

Гайдн

Совершенно оправданно вспоминается прекрасный представитель школы - Франц Йозеф Гайд. Ноктюрн в его исполнении всегда отличался особой манерой воспроизведения. Им было создано несколько мелодичных тем для фрикционных музыкальных инструментов, и, что особенно хочется отметить, сделано это было по заказу самого короля Неаполя.

Кроме Фредерика Шопена и Йозефа Гайдна к жанру ноктюрна обращались такие именитые композиторы Западной Европы, как Э. Григ, Ф. Лист, Р. Шуман и многие другие.

Ноктюрн. Глинка

Жанр лирического ноктюрна в творчестве русских композиторов носил своеобразный характер. Чтобы лучше его понять, обратимся к опыту великого музыканта - Михаила Ивановича Глинки.

Из ноктюрнов для фортепиано в первую очередь вспоминаются именно его сочинения, поскольку он был непревзойденным мастером черно-белых клавиш. В жанре лирической миниатюры композитором написано несколько чудесных произведений. И первым среди них на ум приходит ноктюрн «Разлука», посвященный его сестре Елизавете Ивановне Флери. Композиция дышит эмоцией, отличается плавными и мелодичными переходами, трогательным и мягким настроением. Признанный шедевр является не только отличным примером инструментального мастерства, но и истинным образцом современного лирического жанра, путь к которому начал прокладывать выдающийся деятель фортепианной музыки - Михаил Глинка.

Оригинальные и замысловатые черты мелодий присущи также ноктюрнам таких почитаемых русских композиторов, как Скрябин, Балакирев, Рахманинов, Чайковский.

Ноктюрн в наши дни

Современные мелодии претерпели ряд изменений, они несколько отличаются от привычного для прошлых столетий шаблона. Сегодня ноктюрн - это, скорее, образное понятие, включающее в себя смешение стилей разноплановой музыки. Ее можно услышать как в зале консерватории или филармонии в исполнении классического оркестра, так и на концертных площадках страны в необычном вокальном воплощении. Хорошим примером в этом плане служат выступления Муслима Магомаева, Иосифа Кобзона, Валерии и многих других.

Небольшое инструментальное произведение с душещипательными и мелодичными нотками способно тронуть даже самое черствое сердце. Ноктюрн - это не просто музыкальное творение. Это особое признание, настоящая исповедь, которая цепляет тонкие струны души человека и позволяет насладиться необыкновенно чувственной мелодией с живым характером.

  • Ноктю́рн (от фр. nocturne - «ночной») - распространившееся с начала XIX века название пьес (обычно инструментальных, реже - вокальных) лирического, мечтательного характера. Французское слово nocturne в этом значении впервые применил Джон Филд в 1810-х годах, хотя итальянский термин notturno существовал ещё в XVIII веке и обозначал музыку, исполнявшуюся на открытом воздухе.

    Жанр ноктюрна возник ещё в Средневековье. Тогда ноктюрном называли часть религиозной католической службы, исполнявшуюся между полночью и рассветом (как православная заутреня). Из числа сугубо религиозных жанров ноктюрн вышел в XVIII веке, превратившись в камерное произведение, исполняемое в ночное время на открытом воздухе (Nachtmusik). К современному пониманию жанра классический ноктюрн не имел никакого отношения (не был лирической миниатюрой) и часто писался в форме сонатно-симфонического цикла (например, Маленькая ночная серенада Моцарта).

    В основе ноктюрна лежит обычно широкоразвитая певучая мелодия, благодаря чему ноктюрн представляет собой своеобразную инструментальную песню. Обычно ноктюрны пишутся для фортепиано, но встречаются также подобные сочинения для других инструментов, а также для ансамблей и для оркестров.

    Первым композитором, писавшим ноктюрны в современном значении этого слова, являлся Джон Филд. Он создал 18 фортепианных ноктюрнов, до сих пор входящих в репертуар пианистов.

    Дальнейшего расцвета жанр фортепианного ноктюрна достиг в творчестве Фредерика Шопена. Он написал 21 такую пьесу. В ранних работах Шопена (например, в знаменитом ноктюрне Es-dur, Op. 9 № 2) заметно влияние Филда; позднее композитор начал усложнять гармонию, и даже использовать более свободную форму.

    Ноктюрн стал настоящей визитной карточкой романтизма. В классической концепции ночь была олицетворением зла, классические произведения заканчивались триумфальной победой света над тьмой. Романтики же, напротив, предпочитали ночь - время, в которое душа открывает свои истинные черты, когда можно мечтать и думать обо всём, созерцая тихую природу, не отягощённую суетой дня. Ноктюрн Шопена, пожалуй, самый известный из романтических; именно ноктюрновая фактура (пленительная мелодия, парящая над аккомпанементом, состоящим из баса и ритмической фигурации изысканной гармонии) стала визитной карточкой композитора. Шуман чутко изобразил музыкальный стиль Шопена, поместив его своеобразный музыкальный портрет в одну из пьес фортепианного цикла «Карнавал» (№ 12 - лирический ноктюрн). Ноктюрны писали также Карл Черни, Ференц Лист, Эдвард Григ, русские композиторы - Глинка (два своих ноктюрна он написал под впечатлением от музыки Филда), Балакирев, Чайковский и другие композиторы.

    Среди оркестровых сочинений этого жанра наиболее известен ноктюрн из музыки Феликса Мендельсона к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь». Выдающимся образцом импрессионистической музыки являются Три ноктюрна («Облака», «Празднества», «Сирены») Клода Дебюсси.

    В XX веке некоторые композиторы пытались переосмыслить художественную сущность ноктюрна, отображая с его помощью уже не лирические ночные грёзы, а призрачные видения и естественные звуки ночного мира. Начало этому положил ещё Роберт Шуман в цикле Nachtstücke, более активно такой подход проявился в сочинениях Пауля Хиндемита (Сюита «1922»), Белы Бартока («Ночная музыка») и ряда других композиторов.

Ноктюрн -- характерный жанр романтической музыки, разновидность лирической миниатюры -- отличается своей оригинальной тематикой.

Само слово «ноктюрн» означает «ночной». Печальная поэзия сумеречного света, призрачное сияние луны или разбушевавшаяся во мраке ночная гроза, смещая границы реального, преображались в окутанные таинственной дымкой видения, неотделимые от личного чувства, от охватившего художника настроения. Образы ночи в разных аспектах -- изобразительных и выразительных, описательных и психологических -- частое явление в поэзии, живописи, музыке XIX века. Разновидности этого жанра назывались серенадами, кассациями, дивертисментами и ноктюрнами. Отличие одной разновидности от другой было весьма незначительным.

Тот факт, что ноктюрны предназначались для исполнения на открытом воздухе, определил особенности этого жанра и средства исполнения: такие пьесы писались обычно для ансамбля духовых инструмен???, иногда со струнными.

Интересно отметить, что ночная музыка 18 века вовсе не носила томно-лирического характера, который возникает в нашем представлении, когда мы говорим о ноктюрне. Такой характер произведения этого жанра приобрели значительно позже. Ноктюрны же 18 века, наоборот - отличаются бодрым, отнюдь не ”ночным” тоном. Нередко такие сюиты начинались и заканчивались маршем, как бы изображая приход или уход музыкан???. Образцы таких ноктюрнов встречаются у И. Гайдна и В.А. Моцарта.

Помимо инструментальных ноктюрнов, в 18 веке существовали также ноктюрны вокальные-сольные и хоровые.

В 19 веке в творчестве композиторов-романтиков жанр ноктюрна переосмысливается. Ноктюрны романтиков-это уже не обширные ночные сюиты, а небольшие инструментальные пьесы, мечтательного, задумчивого, спокойного характера, в которых они стремились передать различные оттенки чувств и настроений, поэтические образы ночной природы.

Мелодии ноктюрнов в большинстве случаев отличаются певучестью, широким дыханием. Жанр ноктюрна вытрудил свою, “ноктюрнообразную” фактуру сопровождения; она представляет собой колышущийся, покачивающийся фон, который вызывает ассоциации с пейзажными образами. Композиционное строение ноктюрнов - 3-частная форма, т.е. такая, в которой 3-я часть повторяет 1-ю; при этом обычно крайним, более спокойным и светлым частям противопоставляется взволнованная и динамическая средняя.

Ноктюрн стал настоящей визитной карточкой романтизма. В классической концепции ночь была олицетворением зла, классические произведения заканчивались триумфальной победой света над тьмой. Романтики же, напротив, предпочитали ночь -- время, в которое душа открывает свои истинные черты, когда можно мечтать и думать обо всём, созерцая тихую природу, не отягощённую суетой дня.

Ноктюрн Шопена, пожалуй, самый известный из романтических; именно ноктюрновая фактура (пленительная мелодия, парящая над аккомпанементом, состоящим из баса и ритмической фигурации изысканной гармонии) стала визитной карточкой композитора. Шуман чутко изобразил музыкальный стиль Шопена, поместив его своеобразный музыкальный портрет в одну из пьес фортепианного цикла «Карнавал» (№12 -- лирический ноктюрн). Ноктюрны писали также Карл Черни, Ференц Лист, Эдвард Григ, русские композиторы -- Глинка (два своих ноктюрна он написал под впечатлением от музыки Филда), Балакирев, Чайковскийи другие композиторы.

Темп ноктюрнов бывает медленный или умеренный. Но при этом середина (если 3 части) обычно пишется в более оживлённом темпе.

В подавляющем большинстве случаев ноктюрны пишутся для сольного инструментального исполнения и в основном для фортепиано. Ноктюрн, поэтический жанр романтической музыки, не мог не привлечь поэтичнейшего из композиторов-романтиков, Фредерика Шопена. Шопеном написано 20 ноктюрнов. Основной их эмоциональный тон - мечтательная лирика самых разнообразных оттенков. В его творчестве ноктюрн достиг наивысшего художественного совершенства, превратился в концертное произведение, значительное по содержанию. Ноктюрны Шопена многообразны по характеру: светлые и мечтательные, скорбно-задумчивые, героико-патетические, мужественно-сдержанные.

Едва ли не самая поэтическая пьеса Шопена - ноктюрн ре-бемоль мажор (ор.27, №2). Упоение тёплой летней ночью, поэзия ночного свидания звучат в нежной и страстной музыке этой пьесы. Основная тема как бы проникнута живым и трепетным человеческим дыханием.

В средней части ноктюрна слышится нарастающее волнение, однако оно вновь уступает место основному ясному и светлому настроению, господствующему в этой пьесе. Ноктюрн заканчивается чудесным дуэтом-разговором 2-х голосов.

В творчестве русских композиторов жанр ноктюрна занимает довольно значительное место. В ноктюрнах русских классиков запечатлены едва ли не самые искренние их высказывания.

Приоритет в создании музыкального жанра ноктюрна принадлежит Джону Фильду . Он наметил основные контуры этой романтической лирической миниатюры. Но изящная форма, красивая фортепианная фактура не избавили его пьесы от некоторой салонной чувствительности, которая сужала сферу распространения и воздействия ноктюрнов Фильда. Большую и долгую жизнь этому новому жанру принес гений Шопена. Он преобразил скромный по замыслу и пианизму фильдовский ноктюрн, вложив в свои произведения огромную силу лирического чувства, трагического пафоса или нежную элегичность и меланхолию. Обогащая внутреннее содержание музыкальных образов, драматизируя форму, Шопен не преступает границ, естественных для малых форм камерной музыки.

Одухотворенный лиризм Шопена находит в ноктюрнах свои специфические средства выражения. С чисто моцартовской щедростью рассыпает в них Шопен свои прекрасные мелодии. Предельно выразительные, непосредственные, они звучат как естественно льющаяся песня, как живой человеческий голос. В ноктюрнах наиболее явны песенные, вокальные истоки шопеновской мелодики. Здесь проявляется его особая склонность к орнаментальности мелодического рисунка. Тонко выписанная, филигранно отделанная мелизматика непрестанно варьирует, обновляет звучание мелодии.

Характерно соотношение лирической мелодии и сопровождения. Часто сопровождение представляет собой гармоническую фигурацию, которая охватывает широкий диапазон; ее аккордовые тоны расположены по широким интервалам, соответствующим акустической природе обертоновой шкалы. В результате создается иллюзия долгого педального звучания, глубокого «дышащего» фона, словно обволакивающего парящую мелодию.

Несмотря на множественность оттенков лирической образности, Шопен ставит перед каждой пьесой свою творческую задачу, и ее решение всегда индивидуально. И все же ноктюрны можно группировать по некоторым общим композиционным приемам. Есть ноктюрны фильдовского типа -- как бы разновидность «песни без слов». В их основе лежит один музыкальный образ; верхний голос ведет мелодию, остальные гармонические голоса образуют к ней аккомпанемент. Но и такие ноктюрны у Шопена отличаются от фильдовских глубоким содержанием, творческой фантазией, интонационной выразительностью мелодики. Интенсивность мелодического развития доводит элегические мелодии до высокой степени напряженности и драматизма. Примером могут служить даже наиболее ранние ноктюрны: e-moll, ор. 72 [(посмертный) или Es-dur, ор. 9.

Но для большинства шопеновских ноктюрнов типично наличие двух резко контрастных образов. В этом проявляется большая усложненность содержания, что в свою очередь ведет к обогащению формы, а острота контрастов -- к драматизации самого жанра. Примеры такого типа композиции -- ноктюрны ор. 15, F-dur и Fis-dur.

В том и в другом случае трехчастность формы логически вытекает из противопоставления медленных крайних частей с кантиленной мелодикой подвижным и неспокойным средним частям (Сложная трехчастная форма особенно часто встречается в ноктюрнах. Возвращение к исходному образу вызывает пластичную завершенность, симметричность построения, присущие шопеновским формам. Однако для каждого произведения Шопен всегда находит индивидуальные решения.). Несмотря на сходство композиционного плана и общих контуров формы, внутренние соотношения, самый тип контрастности -- различны.

Темные, почти черные берега. Темное зеркало реки. Спокойное небо и на нем огромная зеленоватая луна. Ее отражение волшебной дорожкой пересекает кажущуюся недвижной воду.

Удивительным покоем и тишиной веет от этого живописного полотна. Каждый, хоть раз видевший эту картину, никогда ее не забудет. Это А. И. Куинджи, «Ночь на Днепре». А вот еще одна картина:

Тиха украинская ночь.
Прозрачно небо.
Звезды блещут.
Своей дремоты превозмочь
Не хочет воздух.
Чуть трепещут
Сребристых тополей листы.
Луна спокойно с высоты
Над Белой Церковью сияет
И пышных гетманов сады
И старый замок озаряет.

И картину Куинджи, и отрывок из поэмы Пушкина «Полтава» можно определить как своего рода ноктюрн.

Французское слово «nocturne» как и итальянское «notturno» в буквальном переводе означает - ночной. Термин этот, употребительный в разных искусствах, появился в музыке XVIII века. Тогда ноктюрнами называли пьесы, предназначенные для исполнения на открытом воздухе в ночное время. Многочастные произведения, чаще всего для нескольких духовых и струнных инструментов, по характеру были близки инструментальным серенадам или дивертисментам . Иногда звучали вокальные ноктюрны - одночастные сочинения для одного или нескольких голосов.

В XIX веке сложился совершенно другой ноктюрн: мечтательная, певучая фортепианная пьеса, навеянная образами ночи, ночной тишиной, ночными думами. И картина Куинджи, и стихи Пушкина ассоциируются именно с таким ноктюрном.

Впервые лирические фортепианные ноктюрны стал сочинять ирландский композитор и пианист Джон Филд. Филд долгое время жил в России. У него брал уроки фортепианной игры юный Глинка . Быть может, поэтому и великий русский композитор написал два фортепианных ноктюрна. Второй из них, с названием «Разлука», широко известен.

Писали ноктюрны Чайковский , Шуман и другие композиторы. Однако больше всего известны ноктюрны Шопена . То мечтательные и поэтичные, то строгие и скорбные, то бурные и страстные, они составляют значительную часть творчества этого поэта фортепиано.

Л. В. Михеева

Ночью люди обычно спят. Однако для вас, молодежи, это время суток обладает особой романтикой, таинственностью, поэтичностью. Вы воспринимаете все оттенки природы и настроений ночи. Ваши чувства обострены, все воспринимается серьезней и значительней, чем утром или днем, которые кажутся гораздо прозаичнее.

Так воспринимали ночь и композиторы-романтики, которые любили сочинять музыкальные пьесы таинственно- мечтательного характера, подчас страстно-патетического, драматического, созерцательного и т. д. Они и называются ноктюрнами. Французское слово nocturne означает "ночной". Сейчас мы в основном знаем ноктюрны Ф. Шопена и его современников, однако родился этот музыкальный жанр еще в XVIII веке. Тогда любили исполнять музыку на открытом воздухе, в том числе и в ночное время, сопровождая ее красивым освещением. Подборки пьес (сюиты) обычно для духовых ансамблей, как самых мобильных и хорошо слышимых на воздухе ("на пленэре", как тогда говорили), и назывались ноктюрнами.

М. Г. Рыцарева


Top