Характеристики героев романа евгения онегина. Евгений Онегин: герои и их характеристики

Роман «Евгений Онегин» Александра Сергеевича Пушкина является одним из центральных произведений русской классической литературы. Главные герои «Евгения Онегина» воплотили характеры людей XIX столетия. Но это произведение необыкновенно актуально и сейчас.

Евгений Онегин - главный герой романа. Повествование начинается с того, что Онегин узнает о тяжелой болезни своего дяди, владельца огромного состояния. Евгений отправляется в Санкт-Петербург, заранее зная, что ему в столице ему будет скучно...

Главный герой Евгений Онегин ведет очень взбалмошную светскую жизнь. Постоянные приемы, ужины и балы; женщины, которые пытаются завоевать его сердце; вино, карты и постоянные кутежи... Но в одно утро Онегин понимает, что такой образ жизни ему не подходит, что развлечения и сибаритский образ жизни наскучили. Он пробует читать, писать, философствовать, но ничего не выходит... Окончательно потеряв надежду на то, что жизнь заиграет новыми красками, главный герой пускает в хандру.

Продажа имения

Внезапно главный герой Евгений Онегин узнает о кончине своего отца. Он отправляется в деревню, где находятся дом и земля, которые оставил ему в наследство отец. По приезде он узнает, что папенька долгие годы жил на деньги, которые постоянно у кого-то одалживал. Чтобы хоть как-то разобраться с отцовскими долгами, Евгений принимает решение продать имение, втайне надеясь на то, что смертельно больной дядя оставит ему свои владения в наследство.

Наследство

Вернувшись в Петербург, главный герой Евгений Онегин узнает о том, что дядя скончался и оставил ему все свои средства и земли.

Приехав в бывшее имение дяди, Онегин решил, что переезд сюда изменит его жизнь. Именно так он и поступает, приняв решение переселиться в деревню.

Евгению Онегину, главному герою романа, нравится деревенская жизнь. Проскучав за городом недолгое время, Онегин понимает, что здесь жизнь так же тосклива, как и в столице.

Видя, как тяжело крестьянам справляться с финансовыми трудностями, он отказывается от барщины и вводит для крестьян оброк. Из-за таких изменений соседи начинают называть Евгения опаснейшим чудаком.

Новый друг

В это время в родную деревню возвращается сосед Онегина, с которым главный герой еще незнаком. Владимир Ленский, которому всего семнадцать лет, прожил в Германии несколько лет и решил возвратиться в родные земли.

Онегин и Ленский - два противоположных характера, но это не мешает им начать общение, они практически все свободное время проводят вместе. Раскрываясь друг перед другом все больше, Ленский рассказывает новому другу о своей подруге детства - Ольге. Владимир говорит, насколько чиста и прекрасна его любовь к ней.

У Ольги есть старшая сестра, которая совсем на нее не похожа: Татьяна, в отличие от непосредственной и жизнерадостной сестры, не любит шумные компании, предпочитая светскому веселью тишину и умиротворение.

Сестры Ларины

Мать девочек, будучи еще совсем юной, была отдана замуж насильно, по расчету родителей. Она долго переживала из-за своего отъезда из родных земель, однако время шло, девушка все больше привыкала к новому поместью, и вскоре стала управлять и домашним хозяйством и волей мужа. Муж, Дмитрий Ларин, искренне любил свою жену и во всем ей доверял. Молодая семья жила просто, уважая старые традиции. Жизнь супругов протекала мирно, пока в один день хозяин поместья не скончался...

В один вечер Владимир решил навестить семью Ольги и пригласил с собой главного героя нашего повествования - Евгения Онегина. Сначала Онегин сомневается, стоит ли принимать приглашение - он уже и не надеялся на веселье. Однако Евгений решается поехать, чтобы увидеть Ольгу, о которой Ленский рассказывал с таким трепетом и восхищением. Пробыв в гостях несколько часов и познакомившись с Ольгой и Татьяной, Онегин высказывает свое мнение о сестрах. Он говорит Ленскому, что Ольга - совершеннейшее очарование, но в качестве спутницы жизни он выбрал бы Татьяну.

Роман Пушкина «Евгений Онегин»: главный герой

Поскольку роман довольно объемный, в нем присутствуют как главные герои, так и второстепенные. Пушкин выбрал тех персонажей, которые были яркими представителями петербургского общества тех лет. Обратим внимание на главных героев произведения «Евгений Онегин».

Что можно еще сказать о них? Отношение автора к герою романа Евгению Онегину довольно трепетное. Он с нежностью описывает его образ, прощает ошибки, ставит перед лицом трудных ситуаций. То, как Пушкин относится к Евгению, ни в чем его не упрекая, говорит о том, что главный герой является прототипом самого автора.

Образ Онегина

На протяжении всего романа видно, как меняется главный герой - Евгений Онегин.

Это молодой мужчина двадцати шести лет, родившийся в Петербурге. Онегин ведет светский образ жизни, тщательно следит за своей внешностью, одевается по последней моде. Онегин - мужчина с хорошими манерами, образованный, с разносторонними знаниями и интересами. Несмотря на то что главный герой проводит все свое свободное время в шумных компаниях, он одинок, страдает от хандры и тоски. Онегин не может найти себя ни в чем, так как не знает, чего вообще хочет от жизни.

Долгое время мучая себя неопределенностью, Онегин пытается понять глубину своих чувств к старшей из сестер Лариных. Когда Татьяна понимает, насколько сильна ее любовь к Евгению, она пытается создать с ним отношения. Но после того, как он отвергает ее чувства, она отступает и начинает жить своей жизнью.

Спустя годы, когда Онегин уже определился в своих жизненных приоритетах, он видит Татьяну и понимает, что он зря отверг ее тогда. Пытаясь вернуть ее, он получает резкий отказ от Татьяны, которая к этому времени уже вышла замуж за боевого офицера, генерала, причем родственника и друга Евгения.

В этот момент Евгений понимает, насколько сильно он ошибся в молодости, и, не находя себе места, вновь теряет себя в обыденности и серости дней.

Образ Татьяны

Татьяна - спокойная, сдержанная, воспитанная девушка. Она очень отличается от своей младшей сестры: ей не нравятся шумные компании, свое свободное время она предпочитает проводить за чтением, находя в этом душевное успокоение.

Встретив Онегина, Татьяна понимает, что влюбляется в него. Скромность не мешает героине сделать первый шаг навстречу Евгению, однако он отвергает ее... Девушки XIX века не делали первого шага, его отказ стал ударом по гордости девушки. Однако эта сильная молодая женщина собралась с духом и начала жизнь заново, будто в ней никогда не было Онегина...

Проходит время, Татьяна выходит замуж за достойного человек, состоятельного генерала N. Однако ее сердце по-прежнему принадлежит Евгению... Когда он приходит к Татьяне, желая исправить ошибку своей молодости и предложить ей руку и сердце, она дает отказ. Татьяна говорит, что любит Онегина, но она замужем за другим мужчиной. Для нее невозможна измена даже нелюбимому мужчине.

На этом Татьяна прощается с Онегиным, желая ему обрести счастье.

Образ Ленского

Владимир - богатый молодой дворянин, завидный жених. Он воспитан, красив, образован, имеет хорошее состояние. Несмотря на то что множество девушек мечтает выйти замуж за Владимира, он даже не думает о женитьбе.

На протяжении долгих лет он влюблен в девушку, которая вместе с ним росла в деревне - в Ольгу. Именно младшую из сестер Лариных на протяжении долгих лет пророчили в жены Владимиру.

Образ Ольги

Ольга - полная противоположность Татьяны. Она ветрена и легкомысленна. Слишком кокетливая, резвая, до невозможности жизнерадостная Ольга показала себя в романе как человек, не имеющий никаких серьезных планов на будущее.

Именно из-за этого происходит конфликт между Онегиным и Ленским, который перетекает в дуэль, оборвавшую жизнь Ленского. Ольга знала о любви Владимира, но после его смерти она недолго грустила и через несколько месяцев вышла замуж за красивого и богатого молодого офицера.

Евгений Онегин

Основным персонажем произведения является Евгений Онегин, представленный автором в образе двадцатишестилетнего молодого богатого петербургского дворянина. Герой описывается в романе в качестве образованного модного франта, хорошо владеющего французским языком и немного латынью, имеющего приличные манеры, ведущего праздный образ жизни, не имея должности, любящего времяпровождение на званых балах и театральных постановках. Характерными чертами Онегина поэт называется безразличность, холодность, язвительность и злословие, выражающиеся в его резком охлажденным уме, презрительном отношении к людям и постоянной скуке везде и всюду. Отличительной особенностью Евгения Онегина является отсутствие способности на глубокое, истинное чувство любви, являясь опытным сердцеедом, покорившим сердце Татьяны Лариной.

Татьяна Ларина

Вторым главным персонажем произведения является Татьяна Ларина, изображенная в романе в образе простой семнадцатилетней девушки, происходящей из небогатой дворянской семьи и живущей в российской глубинке. Девушка хорошо образованна, но при этом плохо изъясняется на русском языке, поскольку с детства воспитывается в общении на французском языке, хотя очень увлекается чтением и созерцанием окружающей природы. Татьяна отличается непримечательной внешностью, хотя и обладает своеобразной особой очаровательностью. По характеру Татьяна описывается в качестве умной, волевой, упрямой женщины, в которой сочетаются молчаливость, отрешенность, мечтательность и большое воображение. Татьяна, познакомившись с Онегиным, испытывает к юноше искреннее и чистое чувство, но оно не находит взаимности в Евгении. Впоследствии Ларина соглашается на брак с князем, жизнь с которым строится у девушки на обоюдном уважении, верности и честности.

Владимир Ленский

Одним из основных героев романа представлен автором Владимир Ленский, описываемый в качестве молодого черноволосого красивого дворянина восемнадцати лет, получившим немецкое образование, являющимся другом и соседом Евгения Онегина. Ленский хорошо воспитан, занимается шахматами, музицированием, пишет стихи. Владимир отличается мечтательностью, сочетающейся с увлечением философией, романтизмом, пылким, восторженным характером, выражающимся в его наивности, доверчивости, простодушии, вере в добро. Ленский обладает способностью на искренние, нежные чувства к женщине и настоящую дружбу. В финале произведения Владимир умирает, будучи сраженный выстрелом Онегина на дуэли из-за невесты Ленского Ольги Лариной, которая спустя время становится женой иного человека.

Ольга Ларина

Ольга Ларина является одной из основных героинь романа, младшей сестрой Татьяны Лариной, прелестной светловолосой девушкой с голубыми глазами, красивыми плечами, изящной грудью и звонким голосом. Ольга обладает веселым, живым, беспечным, шаловливым нравом, отличаясь ветреностью, резвостью, общительностью, простоватой глупостью. Неспособность Ольги на обдуманные поступки и ее увлечением женским кокетством становятся причиной смерти Владимира Ленского, страстно любившего Ольгу Ларину и считающегося ее женихом.

Муж Татьяны

Второстепенным героем произведения представляется муж Татьяны Лариной, изображенный в образе князя, являющимся давним товарищем и дальним родственником Онегина, с которым во времена юности они вместе развлекаются.

Мать Прасковья

Также второстепенными персонажами романа являются члены Ларинского семейства, включающего отца девушек Дмитрия Ларина, мать Прасковью, а также няню Филипьевну. Супруги Ларины проживают счастливую семейную жизнь, поскольку отличаются разумностью, мудростью и добрым отношением друг к другу и окружающим. Филипьевна изображается в качестве добродушной крестьянки, в раннем тринадцатилетнем возрасте вышедшей замуж без любви по воле своих родителей.

Княжна Алина и Зарецкий

В качестве второстепенных героев произведения представлены поэтом княжна Алина, являющаяся двоюродной тетей сестер Лариных, старой, больной женщиной, у которой семья останавливается при приезде в Москву на ярмарку невест, несмотря на недомогание любящей устраивать званые ужины, а также секундант Ленского на дуэли, изображенный в образе его приятеля, господина Зарецкого, имеющего большой опыт в проведении дуэлей, отличающийся здравым смыслом, острым умом, но при этом обладающий злым языком, выражающимся в нехороших сплетнях, расчетливостью, хитростью. В молодости Зарецкий проявляет себя как буян, картежник и повеса, оставшийся на всю жизнь старым холостяком, но при этом имеющий многочисленных незаконнорожденных детей от крепостных крестьянок. По прошествии времени Зарецкий изменяется и на закате своей жизни занимается обучением своих детей и спокойным ведением хозяйства.

Вариант 2

В романе есть много героев. Главные герои романа – Евгений Онегин и Татьяна Ларина.

Евгений Онегин – племянник богатого дяди, который приехал к нему в деревню. Дядя вскоре умер и оставил Евгению приличное наследство. Онегин родился в Петербурге, дворянин, ему 26 лет. Ведёт праздный образ жизни – балы, посещение театров, званных обедов. Про мать ничего не известно, отец промотал фамильное состояние. Онегин получил домашнее воспитание – сначала была гувернантка, потом её сменил гувернёр-француз. Никто особо не интересовался, как он воспитывал мальчика.

Тот сильно его не наказывал, слегка бранил. Водил гулять в Летний сад. Вот и вырос такой молодой повеса. Одетый по последней лондонской моде. Онегин рано научился манипулировать женщинами – лицемерить, таить надежду, изображать ревность. Нельзя сказать, что он был глупым молодым человеком – он читал произведения социалиста-утописта Адама Смита. Но в стихах и прозе не разбирался – не мог отличить ямб от хорея.

Татьяна Ларина – живёт в деревне вместе с родителями и сестрой. Ей 17 лет, когда она первый раз встречается с Онегиным. Она не обладает яркой привлекательной внешностью, но красива душой. Татьяна, в отличие от Онегина, читает романтические романы про любовь и сонники, так популярные в то время. Она верит в гаданья, колядует на святках, зимой катается с горок на санках.

Второстепенные герои

Владимир Ленский – деревенский сосед Онегина и Лариных. Он тоже молодой дворянин, ему всего 18 лет, поэт и романтик. Красивый и богатый. Изучал в Германии философию Иммануила Канта и поэзию. Он влюблён в сестру Татьяны Ольгу. Трагически погибает на дуэли от рук Онегина.

Прасковья Ларина – мать Татьяны и Ольги, помещица. Сама управляет именем, солит на зиму грибы, бреет лбы крепостным крестьянам. Вышла замуж не по любви за Дмитрия Ларина. Сначала даже хотела руки на себя наложить. Но потом мужа полюбила, научилась им управлять и успокоилась.

Дмитрий Ларин – отец Ольги и Татьяны. К началу описываемых в романе событий он уже умер. Не любил читать, но и вреда большого в этом не видел. Любил свою жену, всячески потакал её прихотям. Практически жена управляла и имением, и крепостными, и им.

Ольга Ларина – сестра Татьяны. Симпатичная блондинка. Для Ленского она – женский идеал. Из-за её легкомысленного поведения и поссорились Онегин и Ленский. Владимир вызвал Евгения на дуэль. После смерти Владимира Ленского вышла замуж за улана.

Филипьевна – крепостная женщина преклонного возраста, которая нянчила Татьяну. Она насильно была выдана замуж за мальчика Ваню, которому было 13 лет.

Зарецкий – сосед Лариных и Онегина, в молодости пьяница, игрок, кутила. Хитрый и расчётливый человек. У него есть незаконнорожденные дети. Именно он подтолкнул Ленского к дуэли. И выступал его секундантом.

Княжна Алина – родственница Прасковьи Лариной, живущая в Москве. Именно у неё останавливаются Ларины, когда приезжают на ярмарку невест.

Муж Татьяны, князь N – раненный генерал, участник войны с Наполеоном Бонапартом. К нему благосклонно относились при дворе. Муж Татьяны Лариной.

Гильо - слуга Онегина. Он же и согласился быть секундантом Онегина.

Герои произведения Евгений Онегин

Роман «Евгений Онегин» жемчужина произведений А.С.Пушкина. Произведение нравоучительное и образы героев показывают, что такое хорошо и плохо. В творении все внимание уделено не только центральным героям, но и второстепенным. Здесь нет плохих или хороших персонажей, все они неоднозначны и не подвергаются жесткой критики.

Главными героями являются Татьяна Ларина и Евгений Онегин.

Онегин молодой богатый дворянин, живет в Петербурге, он, как и все столичное дворянство проводит свое время на балах, в театре и поиске новых развлечений. В романе ему примерно 26 лет, тщательно следит за своей внешностью, одевается по моде. Несмотря на праздную жизнь, он не чувствует удовлетворения, постоянно грустит. Онегин снискал славу ловеласа, он не глупый молодой человек, у него много талантов, но в обществе его считают лишь милым и умным. Евгений эгоист, он зависим от общественного мнение, он не ценит близких. Его искренность заключается лишь в тоске и безразличии. Из-за страха упасть в глазах общества убивает друга.

Татьяна Ларина дочь провинциального дворянина. Для Пушкина она стала воплощением русского национального характера. Она тихая и спокойная, шумным компаниям предпочитает книги. Наедине с собой она чувствует себя комфортнее. Ей примерно 17 лет, ее красота неброская, одевается просто. Несмотря на скромность, влюбившись в Онегина, делает первый шаг. В итоге получив отказ, она берет себя в руки и начинает жить заново, выходя замуж за достойного, но нелюбимого мужчину. Спустя два года ей хватает сил отказать Онегину, несмотря на ее любовь. Ведь она верна мужу.

Второстепенные персонажи, не менее важны в этом произведении.

Владимир Ленский молодой и богатый дворянин. Лучший друг Онегина и его полная противоположность. Владимир мечтатель, он верит в любовь, доброту и дружбу. С детства он влюблен в Ольгу Ларину, младшую из сестер. Несмотря на большую популярность у девушек, Владимир хочет жениться на Ольге, пишет и посвящает ей стихи. Ленский приревновал младшую Ларину к Онегину, и в результате погиб от руки друга на дуэли.

Ольга Ларина младшая сестра Татьяны, ее противоположность. Она красивая кокетка, ее персонаж не наделен глубиной. Младшая Ларина веселая, ветреная и беззаботная. В результате ее ветрености и шаловливости, на дуэли гибнет Ленский. Ольга недолго оплакивает его и выходит замуж за молодого офицера.

Прасковья Ларина мать Татьяны и Ольги. В юношестве была мечтательной особой. Она любила одного сержанта, но ее выдали замуж за другого. Первое время она не могла с этим смириться, но со временем привыкла к замужней жизни и научилась аккуратно управлять мужем.

Няня Татьяны Филипьевна. Добрая старушка, с младенчества ухаживает за старшей Лариной, поучает ее жизненными историями и всячески оберегает.

Князь N муж Татьяны, его жизнь посвящена службе Родине. Он любит Татьяну и готов на все ради нее.

Зарецкий сосед и друг Ленского и Онегина. Зарецкий не глупый, но жестокий и безразличный. После бурной молодости живет в своем имении, жены нет, но есть незаконные дети от крестьянок. Был секундантом на дуэли у Ленского. Его можно считать самым отрицательным героем, ведь в его силах было остановить дуэль и примирить друзей.

Княжна Алина сестра Прасковьи Лариной. Живет в Москве, принимает у себя в гостях Лариных, когда они приезжают на ярмарку невест. Сама является старой девой, так как никогда не была замужем. Несмотря на старость, продолжает устраивать приемы у себя в доме.

Роман вне времени, это одно из величайших произведений, он был популярен при написании и по сей день.

Образец 4

Главный герой романа в стихах Александра Пушкина - Евгений Онегин. Это молодой дворянин родом из Петербурга. Он отвечает всем требованиям представителя высшего света того времени. Выглядит Евгений безупречно: одет по последней моде, красиво подстрижен. В обществе его считают приятным собеседником за умение поддерживать разговор на всевозможные темы, хотя особыми знаниями он и не блещет. Онегин остроумен, в совершенстве владеет французским языком и хорошо танцует. Он ведёт праздный образ жизни, знает все секреты обольщения дам и пользуется у них большим успехом. В то же время, это пресыщенный жизнью, холодный на эмоции человек. Безделье и однообразие его тяготят. Онегин едет в деревню к тяжелобольному дяде и после его смерти вступает в права хозяина богатого поместья, учится управлять имением. Он знакомится с молодым соседом Ленским, и они становятся неразлучными друзьями, хотя совершенно разные по характеру. Обидевшись из-за пустяка на друга, Онегин назло ему ухаживает на балу за его невестой. Конфликт между друзьями приводит к трагедии. Онегин убивает Ленского на дуэли. Евгений потрясён ужасным событием и уезжает за границу.

Татьяна Ларина - дочь провинциального помещика, живущая в глуши, в деревне. Это неприметная, скромная, задумчивая девушка. Она ведёт уединённый образ жизни, и у неё нет подруг. Татьяна познаёт мир через французские романы и обладает тонкой чувствительной натурой. Познакомившись с Онегиным, девушка влюбляется в него без памяти. Он не обращает на Татьяну никакого внимания. Это вынуждает её первой признаться Евгению в любви, что было совершенно недопустимо в то время. Тем печальнее для Татьяны отказ с его стороны. Через несколько лет они встречаются с Онегиным на балу. Теперь это роскошная, уверенная в себе светская дама. Объединяет её с прежней наивной девочкой – благородство души и поступков. Она по-прежнему любит Онегина, но отказывает ему в отношениях, сохраняя верность мужу.

Владимир Ленский – богатый сосед Лариных и Онегина. Это юный красавец с чёрными кудрями до плеч, получивший образование в Германии. Он поэт - романтик, с чистой и наивной душой, верящий в людей. Владимир ещё не испорчен интригами высшего света. Он знаком с Ольгой Лариной с детства и влюблён в неё. Через две недели должна состояться их свадьба, но жизнь молодого человека обрывается на дуэли от выстрела Онегина.

Ольга – младшая сестра Татьяны Лариной. Это прелестная кокетливая барышня. Она полна жизни, весела и беззаботна. Легкомысленное поведение Ольги вызывает в её женихе Ленском ревность и приводит его к гибели. Девушка горюет недолго и выходит замуж за улана.

Прасковья Ларина – мать Татьяны и Ольги. В юности Прасковья была влюблена в сержанта, но её насильно выдают замуж за Дмитрия Ларина и увозят в деревню. Сначала она плачет и скучает, но постепенно привыкает к мужу и к деревенской жизни. Бразды правления в семье она берёт в свои руки и руководит не только имением, но и своим супругом, который любит её бесконечно и во всём подчиняется. Жизнь их проходит размеренно и спокойно. Они чтят и соблюдают народные традиции, вечерами иногда принимают гостей. Уже в пожилом возрасте Прасковья становится вдовой.

Евгений Онегин – это один из первых образов «лишнего человека» в русской литературе.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Анализ рассказа Тартюф Мольера

    Драматург Мольер жил в 17 веке во времена, которые мы в основном представляем по роману Александра Дюма «Три мушкетёра», но Дюма жил в 19 веке и был беллетристом, а Мольер писал комедии и фарсы и был современником своих персонажей.

  • Особенности изображения героев русской литературы 19 века

    Русская литература во все времена значительно отличалась от творчества мировых писателей особенным чувственным содержанием, живостью форм, богатым спектром художественных образов и форм

  • Раньше люди очень много мечтали. Мечтали летать как птицы, быстро передвигаться или просто облегчить свою жизнь. Но проходило время, и мечты превращались в реальность.

  • Сочинение Образ Пугачева в произведениях Пушкина и Есенина

    При создании своих литературных творений многие писатели прошлых столетий воодушевились историческими лицами и использовали их образ в своих произведениях. Одним из таких исторических образов стал Емельян Пугачев.

  • Сочинение Путешествие капельки воды в природе 6 класс по географии

    Я маленькая капелька. Я зародилась глубоко в недрах земли. Здесь, под землей нас миллионы. Мы собираемся и образуем подземные ручейки или даже большие реки. Вот и я присоединилась к одному такому ручью и понеслась в его потоке

В романе «Евгений Онегин» рядом с главным героем автор изображает другие персонажи, которые помогают лучше понять характер Евгения Онегина. Среди таких героев прежде всего следует назвать Владимира Ленского.

По характеристике самого Пушкина, эти два человека абсолютно противоположны: «лед и пламень», - так пишет о них автор. И тем не менее они становятся неразлучными друзьями, хотя Пушкин отмечает, что таковыми они становятся от «делать нечего».

Попробуем сравнить Онегина и Ленского. Настолько ли они разнятся между собой?

Почему они «сошлись»? Сравнение героев лучше представить в виде таблицы:

Евгений Онегин Владимир Ленский
Образование и воспитание
Традиционное дворянское воспитание и образование - в детстве за ним смотрит мамзель, затем мосье, затем он получает неплохое образование. Пушкин пишет: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как- нибудь», а ведь поэт получил, как известно, прекрасное образование в элитном Царскосельском лицее. Учился в Германии. О том, кто занимался его воспитанием в более раннем возрасте, автор ничего не говорит. Результатом такого образования становится романтическое мировосприятие, неслучайно Ленский - поэт.
Состояние души, отношение к человеческим ценностям
Онегин чувствует себя уставшим от жизни, разочаровавшимся в ней, для него нет никаких ценностей - он не ценит любовь, дружбу, вернее, не верит в искренность и силу этих чувств.
>Нет: рано чувства в нем остыли
Ему наскучил света шум.
И далее автор «ставит "диагноз" состоянию своего героя - короче: русская хандра им овладели понемногу...»
Вернувшись на родину, Ленский ждет от жизни счастья и чуда - поэтому его душа и сердце открыты для любви, дружбы и творчества:
Цель жизни нашей для него
Была заманчивой загадкой,
Над ней он голову ломал
И чудеса подозревал.
Евгений Онегин Владимир Ленский
Жизнь в деревне, отношения с соседями
Приехав в деревню, Онегин ищет приложения своим силам, выхода из бесцельного существования - он пытается заменить барщину «оброком легким», стремится найти людей, близких ему по взгляду и духу. Но не найдя никого, Онегин сам отделил себя резкой чертой от окрестных помещиков.
А те, в свою очередь, сочли его «чудаком», «фармазоном» и «дружбу прекратили с ним». Скоро им вновь овладевает скука и разочарование.
Ленского отличает восторженно-мечтательное отношение к жизни, душевная простота и наивность.
Он не успел еще увянуть «от хладного разврата света», он «сердцем милый был невежда».
Представление о цели и смысле жизни
Не верит ни в какую высокую цель. Уверен, что есть какая-то высшая цель в жизни, он только пока не знает ее.
Поэтическое творчество и отношение к нему героев
Онегин «не мог... ямба от хорея... отличить», не имел ни способности сочинять, ни желания читать стихи; к сочинениям Ленского, как и А. С. Пушкин, относится с легкой иронией. Ленский - поэт. Он с лирой странствовал на свете Под небом Шиллера и Гете Их поэтическим огнем Душа воспламенялась в нем. Ленский вдохновляется творчеством немецких поэтов-романтиков и себя тоже относит к романтикам. В чем-то он похож на друга Пушкина Кюхельбекера. Стихи Ленского сентиментальны, а содержанием их являются любовь, «разлука и печаль, и нечто, и туманна даль, и романтические розы...»
История любви
Онегин не верит в искренность женской любви. Татьяна Ларина при первом знакомстве не вызывает в душе Онегина никаких чувств, кроме разве жалости и сочувствия. Только по прошествии нескольких лет, изменившийся Онегин понимает, от какого счастья он отказался, отвергнув любовь Татьяны. Жизнь Онегина не имеет смысла, так как в ней не нашлось места для любви. Ленский как поэт-романтик, влюбляется в Ольгу. Для него идеал женской красоты, верности - все в ней. Он не просто любит ее, он страстно ревнует Ольгу к Онегину. Он подозревает ее в измене, но как только Онегин уезжает с вечера, посвященного именинам Татьяны, Ольга вновь искренне проявляет свою привязанность и влюбленность в Ленского.

Дружба

При всем различии характеров, темпераментов и психологического типа между Онегиным и Ленским нельзя не заметить и целый ряд сходств:

Они противопоставлены дворянству, как в городе, так и в деревне;

Они стремятся найти смысл жизни, не ограничиваясь «радостями» круга светской молодежи;

Широкие умственные интересы - и история, и философия и моральные вопросы, и чтение литературных произведений.

Дуэль

Особой трагической страницей в отношениях между Онегиным и Ленским становится дуэль. Оба героя прекрасно понимают всю бессмысленность и бесполезность этого поединка, но ни один не смог переступить через условность - общественное мнение. Именно боязнь осуждения со стороны других заставила двух друзей встать у барьера и нацелить дуло пистолета в грудь своего недавнего приятеля.

Онегин становится убийцей, хотя по правилам он не совершает убийства, а всего лишь защищает свою честь. А Ленский идет на дуэль для того, чтобы наказать всеобщее зло, которое в тот момент, по его мнению, сосредоточилось в Онегине.

После дуэли Онегин уезжает, он отправляется путешествовать по России. Он не в силах больше оставаться в том обществе, законы которого заставляют его совершать поступки, противоречащие его совести. Можно предположить, что именно эта дуэль стала той точкой отсчета, с которой начинаются серьезные изменения в характере Онегина.

Татьяна Ларина

Роман назван по имени Евгения Онегина, но в тексте романа присутствует еще одна героиня, которую в полной мере можно назвать главной - это Татьяна. Это любимая героиня Пушкина. Автор не скрывает своей симпатии: «простите мне... я так люблю Татьяну милую мою...», и, даже наоборот, при каждом удобном случае подчеркивает свое расположение к героине.

Вот так можно представить героиню:
Что отличает Татьяну от представительниц своего круга Татьяна в сравнении с Онегиным
. Она не такая, как все светские девушки. В ней нет кокетства, жеманства, неискренности, неестественности.
. Она шумным играм предпочитает уединение, не любит играть в куклы, ей больше нравится читать книги или слушать рассказы няни о старине. А ещё она удивительно чувствует и понимает природу, эта душевная чуткость делает Татьяну скорее ближе к простому народу, чем к светскому обществу.
. Основа мира Татьяны - народная культура.
. Пушкин подчеркивает духовную связь девушки, выросшей в «деревне», с поверьями, фольклорными традициями. Неслучайно включение в роман эпизода, в котором рассказывается о гадании и сне Татьяны.
. В Татьяне очень много интуитивного, инстинктивного.
. Это неброская и глубокая, печальная и чистая, верующая и верная натура. Пушкин наделили свою героиню богатым внутренним миром и душевной чистотой:
Что от небес одарена
Воображением мятежным,
Умом и волею живой,
И своенравной головой,
И сердцем пламенным и нежным...
Верит в идеальное счастье, в любовь, создает в своем воображении под влиянием прочитанных французских романов идеальный образ возлюбленного.
Татьяна чем-то похожа на Онегина:
. Стремление к одиночеству, желание понять себя и разобраться в жизни.
. Интуиция, проницательность, природный ум.
. Доброе расположение автора к обоим героям.

Евгений Онегин

ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН - герой романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» (1823-1831). Блестящий столичный аристократ, последний отпрыск знатного дворянского рода и потому «наследник всех своих родных» (один из них - престарелый дядюшка, в чью деревню отправляется Е.О. в самом начале романа), он ведет жизнь праздную, беспечную, независимую, полную изысканных наслаждений и разнообразных «очарований». «Забав и роскоши дитя», он довольствуется домашним образованием и не обременяет себя службой (в реальной жизни это было практически невозможно). Но Е.О. не просто «молодой повеса», он - петербургский денди, что создает вокруг него ореол исключительности и загадочности. Как культурно-психологический феномен, дендизм «отличается прежде всего эстетизмом жизненного стиля, культом утонченности, красоты, изысканного вкуса во всем - от одежды, от «красы ногтей» до блеска ума». Он предполагает также культ собственной индивидуальности - «соединение неповторимой оригинальности, бесстрастного равнодушия, тщеславия, возведенного в принцип,- и не менее принципиальной независимости во всем» (А.Тархов).

Несомненная внутренняя оппозиционность такого типа поведения («не добиваться ничего, беречь свою независимость, не искать места - все это называется при деспотическом режиме быть в оппозиции»,- разъяснял как раз в»Шв.О. А.И.Герцен) нередко принимала политическую окраску, приводила к вольномыслию, увлечению освободительными идеями. Примером может служить общество золотой молодежи «Зеленая лампа» (ее членом был Пушкин), находившееся в сфере внимания декабристского «Союза Благоденствия». Не случайно описание времяпрепровождения петербургского щеголя в стихотворном сборнике «ламписта» Я.Толстого «Мое праздное время» (1821) стало одним из импульсов изображения дня Е.О. в первой главе.»Швнодушие к чинам и служебной карьере, культ праздности, изящного наслаждения и личной независимости, наконец, политическое вольнодумство образуют внутренне единый комплекс, характерный для поколения 1820-х гг. и запечатленный в образе Е.О.

Разумеется, о вольномыслии героя, о его причастности к околодекабристскому кругу говорить можно было лишь намеками. Но эти намеки многозначительны и красноречивы. Критическое отношение Е.О. к высшему свету и соседям-помещикам, добровольное деревенское отшельничество (своего рода внутренняя эмиграция), облегчение участи крепостных (вполне «декабристский» по духу жест), чтение Адама Смита, бывшего в ходу у декабристов, изображения Байрона и Наполеона - «властителей дум» поколения - в деревенском кабинете Е.О., долгие беседы и споры с Ленским на самые острые и животрепещущие темы современности, наконец, прямое сопоставление Е.О. с вольнодумцем, философом-денди Чаадаевым, упоминание о знакомстве героя с лихим гусаром, декабристом Кавериным, рассказ о его дружбе с героем-автором, опальным поэтом, и готовность Е.О. сопутствовать ему в побеге за границу - все это свидетельствует об истинном масштабе личности Е.О., о его принадлежности к героям времени, остро ощущавшим свою историческую предназначенность и общественную невостребованностъ, мучительно решавшим проблему выбора жизненного пути.

Беглость такого рода намеков - одна из главных особенностей повествования в «Евгении Онегине». Ее художественный эффект - в том, что повседневно-бытовой облик и поведение героя раскрываются здесь пространно и подробно, а о его внутреннем мире, его чувствах, переживаниях, взглядах говорится как бы мимоходом и вскользь. Эффект этот возможен потому, что живая, непринужденная беседа автора с читателем, имитирующая дружескую болтовню, предполагает, что и автор, и герой, и читатель - это «свои» люди, понимающие друг друга с полуслова.

Той же цели служат явные и скрытые сопоставления Е.О. с героями европейской и русской литературы: Фаустом, Чайяьд-Гарольдам, Адольфом Б.Констана, Мельмотом Скитальцем Ч.-Р.Метьюрина, грибоедовским Чацким, наконец, с пушкинскими Алеко и Пленником. Эти многочисленные аналогии помогают уяснить духовно-нравственный облик героя, понять мотивы его поступков, смысл переживаний и взглядов, они как бы договаривают то, что недоговорено автором. Такой способ изображения позволяет Пушкину отказаться от занимательности действия, внешней интриги и сделать главной пружиной развития сюжета драматические противоречия в характере Е.О.

Уже в первой главе, относительно самостоятельной и служащей предысторией героя, Е.О., вчера еще беспечный повеса и франт, гений в искусстве любви, переживает мучительный и острый духовный кризис, причины и последствия которого сложны и многообразны. Это и пресыщенность «вседневными наслаждениями», «блистательными победами»; это охлаждение чувств, мучительные воспоминания и угрызения совести; это и усиление оппозиционности, предчувствие конфликта с властью и отчуждения от общества (ожидание грядущей «злобы слепой Фортуны и людей», готовность к эмиграции). Наконец, мрачность и озлобленность Е.О., овладевшая им хандра, его равнодушие к жизни и презрение к людям, сходство с байроновским Чайльд-Гароль дом - все указывает на то, что душа Е.О. во власти демонизма - беспощадно-трезвого отношения к жизни, приправленного ядом сомнения в безусловности высших духовно-нравственных ценностей и общественных идеалов. Тем самым гражданские потенции героя поставлены под вопрос.

В «деревенских» главах (II-VI) демонизм Е.О. проявляется все более отчетливо и в конце концов приводит его к катастрофе. Герой проходит здесь ряд испытаний (отношения с обществом, дружба, любовь), ни одного из которых он не выдерживает. Глубоко презирая соседей-помещиков, невежд и крепостников, Е.О. тем не менее страшится их суда и принимает вызов Ленского на поединок. «Всем сердцем юношу любя», он - хотя и невольно - убивает на дуэли своего единственного друга. Сразу оценив душевную чистоту, абсолютную естественность, искренность Татьяны, столь несхожей со светскими красавицами, разгадав незаурядность ее натуры и ощутив свое внутреннее сродство с нею, Е.О., считая себя «инвалидом» в любви и «врагом Гимена», своей холодной проповедью причиняет ей невыносимые страдания, едва не погубившие героиню. («Увы, Татьяна увядает, бледнеет, гаснет и молчит!») Недаром в символически-вещем сне Татьяны Е.О. представляется ей не просто прямым убийцей, но и предводителем шайки «адских привидений», т.е. демоническим героем.

С другой стороны, новые для Е.О. деревенские впечатления, прикосновение к миру русской народности и старины, встреча с «русской душою» Татьяной - натурой цельной, решительной и страстной, дружба со своим антиподом - поэтом-романтиком, мечтателем-энтузиастом Ленским, готовым без раздумья пожертвовать жизнью во имя собственных убеждений и возвышенных идеалов,- подго-таачивают духовное обновление героя.

Потрясение, вызванное невольным убийством Ленского, открывает Е.О. опасность и гибельность демонического индивидуализма, приводит его к новому кризису, необходимости вновь изменить жизнь. Покинув места, «где окровавленная тень ему являлась каждый день», Е.О. отправляется в странствие по России. И не только для того, чтобы забыться в дороге: жизнь «без цели, без трудов» становится для него невыносимой.

Маршрут Е.О. не случаен. Его влекут места, связанные с героическими страницами русской истории: Нижний Новгород - «отчизна Минина», волжские просторы, овеянные легендами о Разине и Пугачеве, «жилище вольности» Кавказ, наконец, «брега Тавриды» - место ссылки Мицкевича и Пушкина. Ему необходимо своими глазами увидеть, каково современное состояние России, есть ли в ней источники и возможности осмысленной, исторически значимой деятельности. Итоги долгих странствий Е.О. безрадостны («тоска, тоска!..»). Героический период русской истории, кажется ему, остался в прошлом. В современности повсюду торжествует «меркантильный дух», мелкие, ничтожные интересы. Теперь лишь сфера частной жизни может оказаться для него спасительной. В таком душевном состоянии возвращается Е.О. в Петербург, где и происходит его новая встреча с Татьяной, уже чудесно преобразившейся, ставшей княгиней и придворной дамой - «законодательницей зал».

Противоречив и финал романа. С одной стороны, вспыхнувшая в душе героя страсть знаменует собой возможность и даже начало его духовно-нравственного обновления. С другой - безнадежная любовь к Татьяне приводит его на край гибели. И без того «на мертвеца похожий», Е.О. выслушивает суровую и убийственную для него отповедь Татьяны-княгини, а затем следует внезапное явление мужа-генерала, столь напоминающее явление статуи Командора в «Каменном госте».

Однако Пушкину важна именно принципиальная возможность нравственного возрождения Е.О., ибо подлинным героем романа является не он, а некий «сверхгерой» - современный человек вообще. С этой точки зрения Ленский, Е,О. и герой-автор, уже изживший демонический комплекс и как бы синтезирующий черты Е.О. и Ленского, представляют собой разные грани этого единого сверхгероя, закономерные этапы его эволюции.

Художественное исследование противоречивого сознания современного человека, его напряженно-конфликтных отношений с обществом и процесса его духовных исканий, впервые предпринятое Пушкиным в «Евгении Онегине», во многом определило магистральную линию развития русской литературы XIX»Шв. и породило целую галерею персонажей, генетически восходящих к Е.О., - от лермонтовского Печорина до героев Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого.

Лит.: Белинский ВТ. Сочинения Александра Пушкина. Статья восьмая // Белинский В.Г. Поли, собр. соч. М., 1955. T.VTI; Писарев Д.И. Пушкин и Белинский // Писарев Д.И. Соч. М„ 1956, Т.З. С.306-338; Ключевский В.О. Евгений Онегин и его предки // Ключевский В.О. Исторические портреты. М., 1990; Семенко И.М. Эволюция Онегина (К спорам о пушкинском романе) // Русская литература. 1960, №2; Непомнящий В. Начало большого стихотворения // Непомнящий В. Поэзия и судьба. Над страницами духовной биографии Пушкина. М., 1987; Лотман Ю.М. Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. Л., 1983; Бочаров С.Г. Французский эпиграф к «Евгению Онегину» (Онегин и Ставрогин) // Московский пушкинист. М., 1995.

Первое появление Е.О. на театральной сцене произошло 24 апреля 1846 г., когда в Александрийском театре было показано «драматическое представление», сочиненное Г.В. Кугушевым для В.А.Каратыгина, игравшего главную роль. В инсценировке пушкинские строки были «дополнены» претенциозными стихами и сюжетными изобретениями. Получив письмо Татьяны, Е.О. читал и недвусмысленно комментировал его Ленскому. Ольга была переименована в Надежду; Зарец-кий оказывался давним другом семьи Лариных. Возник новый персонаж - князь Дольский, будущий муж Татьяны,- их брак был обусловлен «разочарованием в своих юных мечтах» (из рапорта цензора). Драма начиналась сценой письма Татьяны, за которым следовали свидание с Е.О., затем - дуэль, петербургский бал, встреча Е.О. с Татьяной и ее отповедь.

В дальнейшем театральная жизнь пушкинского героя была связана главным образом с оперой П.И.Чайковского «Евгений Онегин» (1879), ставшей самым популярным произведением русской музыкальной драматургии. Концепция оперы побудила П.И.Чайковского смягчить, а местами - снять в характере Е.О. пушкинские иронические краски и, по выражению критиков, «подновить» героя на тургеневский лад, упразднив в речах и манере признаки породившей его эпохи. Музыка обнаруживает внутренний мир Е.О.: резонерствуя, он искренне доброжелателен, сетуя на равнодушие, правдив. Онегинские «мелодии-позы» исполнены сдержанного, приветливого достоинства. Когда же в душе его «разрешается зима», именно музыка возвещает о переломе в развитии образа - рождении любви: Чайковский вводит в музыкальную характеристику Е.О. ранее принадлежавшую Татьяне тему любовных надежд.

Русская реальность 20-х годов XIX века предстает перед читателем в романе великого поэта действительности Александра Сергеевича Пушкина "Евгений Онегин". Это произведение имеет очень большое значение в мировой литературе. Автор смог в нем соединить воедино романтизм и реализм, юмор и элегию, правду и мечту. Прекрасные стихи соединились с лирическими отступлениями и передали удивительные картины русского национального бытия. Пушкин тонко описывает городскую действительность Москвы и Петербурга, деревенский быт, времена года. Энциклопедией русской жизни назвал великий критик Белинский роман "Евгений Онегин". Анализ произведения продемонстрирует вам его значимость и грандиозность.

Как создавался роман?

Анализ "Евгения Онегина" Пушкина доказывает, что роман создавался на протяжении нескольких периодов творчества поэта. Сам гений говорил, что работа над книгой длилась чуть более 7 лет. Роман публиковался частями по мере написания, а в 1833 году появилось полное издание. Пушкин все время до этого вносил какие-то поправки в текст. В итоге у мастера получился шедевр, состоящий из 8 песен, или частей, и приложения "Отрывки из путешествия Онегина". Пушкиным была написана еще одна глава, но так как она содержала некоторые опасные политические намеки, связанные с декабризмом, автору пришлось ее сжечь. Начинал работу над книгой поэт, находясь в ссылке на юге (в Одессе), закончил работу в деревне Болдино.

Направленность и жанровое своеобразие произведения

"Евгений Онегин" является реалистическим романом с социально-психологическим направлением. Написан он в стихотворной форме. Подобного произведения в русской литературе того времени еще не было. Александр Сергеевич отступил от романтических канонов и придал своему творению больше реалистичности.

Что же хотел показать в своей книге А.С. Пушкин? Читатель видит молодого человека, Евгения Онегина, типичного героя того времени. Рядом с ним поэт рисует еще несколько образов, их характеры, поведение, ситуации, в которые они попадают. Этим самым автор объясняет различные социальные проблемы. Формирование взглядов и характера героя происходило под воздействием различных событий в светском обществе. Детальное и тщательное описание поступков персонажей позволяет назвать роман социально-бытовым.

Любовная история произведения лишена привычной романтичности. Пушкин показывает взаимное чувство, которое героям приходится искоренить под воздействием внешних обстоятельств. Кроме мира героев произведения (Евгения, Татьяны, Ленского) в романе четко прослеживается мир автора - рассказчика, который отражается в лирических отступлениях. Это позволяет отнести произведение к лиро-эпическому роду.

Краткий анализ "Евгения Онегина" Пушкина

Шедевр Александра Сергеевича начинается обращением к читателю, где он характеризует свое произведения, называя его главы полусмешными, полупечальными, простонародными и идеальными. Познакомьтесь с сюжетом и кратким анализом "Евгения Онегина" по главам:


  • Именины . Ленский сделал Ольге предложение и готовится к свадьбе. Ленские приглашают Евгения на именины Татьяны. Перед этим девушка видит вещий сон, в котором Онегин убивает Ленского. Взволнованная Татьяна на вечере не знает, как вести себя перед Евгением. Тот заметил это растерянное поведение девушки и сердится на Ленского, который его туда привез. В знак мести Евгений ухаживает за Ольгой, а она кокетничает с ним. Ревнивый поэт вызывает Онегина сразиться на дуэли.
  • Поединок . Анализ 6 главы "Евгения Онегина" очень важен для общего понимания всего романа. Евгений осознает свой подлый поступок, но все же соглашается на поединок. Онегин стреляет первым и убивает Владимира. Погиб поэт, который мог бы прославиться на весь мир.
  • Москва . Ольга не долго тужила за Ленским и вскоре вышла замуж. Татьяна все еще любила Онегина. Через некоторое время ее увозят в Москву, чтобы выдать замуж. Ее мужем стал один генерал.
  • Странствие. Большой свет . Онегин несколько лет путешествовал по свету. По возвращению на одном из балов в столице он встретил Татьяну, которая превратилась в светскую даму. Он влюбляется в нее и пишет несколько писем с признанием. Изменившаяся Татьяна все еще любит его, но выбирает честь семьи и мужа. Роман заканчивается трогательным прощанием между героями.

Зеркальность композиции романа

Александр Сергеевич для создания своего шедевра использовал прием зеркальной композиции. Такой способ раскрывает духовное становление Онегина и Татьяны. В начале произведения читатель видит влюбленную Татьяну, страдающую от неразделенных чувств. Автор всячески поддерживает, сочувствует и симпатизирует своей героине.

В конце романа всем открывается влюбленный Евгений, но Татьяна уже вышла замуж. Теперь автор сопереживает Онегину. Все повторяется в зеркальной последовательности. Примерами эффекта бумеранга являются два письма: одно от Татьяны, другое от Онегина.

Еще одним примером зеркальной симметрии является сон Татьяны и ее замужество. Медведем, спасшим ее во сне, стал ее будущий муж.

Основные темы и проблемы

В романе "Евгений Онегин" Александр Сергеевич показал типические натуры своей эпохи в их формировании. Читатель видит представителей разных прослоек общества: столичный высший свет, провинциальное дворянство, простых городских жителей и крестьян. Изображая реалистические образы дворянства, Пушкин затрагивает следующие темы:

  • образование;
  • воспитание;
  • семейные отношения;
  • культурные традиции;
  • любовь;
  • дружба;
  • политика;
  • обычаи и нравы;
  • исторические вопросы;
  • мораль.

Роман насыщен лирическими отступлениями, где ярче всего видны размышления автора о жизни. Пушкин рассуждает по поводу литературы, театра, музыки. Автор раскрывает важнейшие общественные и нравственно-философские проблемы:

  • цель и смысл жизни;
  • настоящие и ложные ценности;
  • губительность эгоизма и индивидуализма;
  • верность любви и долгу;
  • быстротечность жизни;
  • ценность мгновений.

Главная мысль и пафос

Роман Пушкина назван именем главного героя, это говорит о значимости этого персонажа в книге. Задачей автора было создать героя того времени. И он это сделал. Пушкин показывает, что счастливая жизнь ждет только мало думающих, мало знающих людей, которые не стремятся ни к чему духовному и высокому. Людей, имеющих чуткую душу, ждут страдания. Одни, подобно Ленскому, гибнут, другие томятся в бездействии, как Онегин. Таким, как Татьяна, предначертано молча страдать.

Пушкин винит во всем не героев, а ту среду, в которой формировались их характеры. Она прекрасных, благородных и умных людей сделала несчастными. Московское и петербургское высшее общество писатель рисует критически. Для его изображения Пушкин использует сатирический пафос.

Герой своего времени - Евгений Онегин

Онегин представляет высший петербургский свет. Он вырос эгоистичным, не приучен к труду, его обучение проходило шутя. Все свое время он тратит на светские развлечения. Это привело к тому, что он не смог понять чувств юной Татьяны, ее душу. Жизнь героя так и не сложилась, как бы он того хотел. Причина такого несчастья в том, что он не понял простую истину - счастье рядом с преданным другом, верной женщиной.

Анализ героя "Евгения Онегина" доказывает, что на его преобразования повлияли многие события, особенно смерть Ленского. Внутренний мир Онегина в конце книги стал намного богаче.

Татьяна Ларина - милый идеал поэта

С образом Татьяны Лариной у Пушкина связаны представления о русском национальном характере. Русская душою она впитала все традиции и обычаи семейства Лариных. Героиня выросла среди русской природы на сказках и преданиях своей няни. У героини очень тонкий внутренний мир и чистая душа.

Татьяна - сильная личность. Даже в конце романа она остается простой и естественной. Свою любовь она приносит в жертву нравственной чистоте, верности долгу, искренности в отношениях.

Владимир Ленский

Еще один представитель дворянства, Ленский, выступает юным романтиком-мечтателем. Автор сочувствует этому герою, восхищается им, иногда грустит и улыбается. Владимир стремится к героизму, живет воображаемым миром. Он очень пылкий, порывистый и далек от действительности.

Святыми понятиями для Ленского являются любовь, благородство и честь. В героическом порыве Владимир погибает во время нелепой дуэли с другом.


Top