Павел дмитриченко. Дмитриченко, отсидевший за «кислотное нападение», вернулся в Большой театр Где сейчас балерун дмитриченко

Трудовой кодекс предлагает всем россиянам законный способ разрешения любых трудовых конфликтов ─ обращение в представительную организацию по месту работы, рассмотрение вопроса на комиссии по трудовым спорам, а далее суд. Вполне цивилизованно, но Россия особая страна. «Черный» дух витает и пропитывает сознание даже далеких от криминала людей, влияя на их решения и поступки.

В январе 2013 года в столице произошло шокирующее преступление. Вечером около своего дома в лицо художественному руководителю Государственного академического Большого театра Сергею Филину плеснули в лицо кислотой. Нанесенные повреждения оказались не смертельными, но пострадавший получил серьезный химический ожог сетчатки глаз.

У полиции, принявшейся распутывать дело, версии оказались самые разные ─ от хулиганства до личной мести на бытовой почве. Как оказалось, виной всему стал обычный производственный конфликт. Артисты ГАБТ также являются наемными работниками, и трудовые споры не минуют их. Только в этом случае в его решение вмешались эксцентричность участников и фон творческих разногласий.

Менее, чем через 2 месяца наряд полицейских прибыл на квартиру к артисту балета ГАБТ Павлу Дмитриченко, где произвел обыск и арестовала хозяина, препроводив его в СИЗО. Он был обвинен в организации знакового преступления.

Павел Дмитриченко ─ потомственный танцор. Его родители работали в Государственном академическом ансамбле народного танца под руководством Игоря Моисеева. Правила быта и поведения в артистической среде он впитал с молоком матери, но, став взрослым, предпочел, иной способ решения проблем во взаимоотношениях с руководителями. Впрочем, проблемы возникли не у него самого, а у его гражданской жены молодой балерины Анжелины Воронцовой.

Прежде, чем попасть в труппу ГАБТ, Павел Дмитриченко прошел вполне стандартный путь для артиста балета ─ обучение в Московской академии хореографии. В Большом театре он появился в 2002 году и стал одним из самых перспективных артистов. В 2004 году Дмитриченко получил диплом Международного балетного конкурса в Риме. Он танцевал партии в классических балетных постановках «Лебединое озеро», «Ромео и Джульетта», «Спартак». Самой яркой страницей его творческой биографии стала главная роль в возобновленном после большого перерыва спектакле «Иван Грозный».

Еще на первом курсе академии он женился на выпускнице того же учебного заведения Ольге Клыпиной. Удачное начало артистической карьеры неизменно вызывает зависть у коллег, не познавших столь яркий старт. Впрочем, злобный шепот всегда был присущ творческой среде. Злопыхатели сетовали на помощь, которую могли оказать его продвижению родственники жены-балерины ─ достаточно авторитетные и влиятельные люди в ГАБТ. При любом раскладе, несомненно, талантом и трудолюбием природа Павла Дмитриченко не обделила. Не замыкаясь на одной работе на сцене, молодой человек пробовал себя за стенами ГАБТ в бизнесе и не отказывался от общественной нагрузки.

Он торговал акциями на бирже, организовал интернет-магазин по продаже пищевых добавок, специальных кремов и аксессуаров для «балетных», открыл салон красоты. Еще он подрабатывал на подиуме в качестве модели. Несмотря на молодость, более опытные по жизни артисты театра доверили ему заниматься хозяйством дачного кооператива, в котором у них были нарезаны участки, назначив его председателем. Павел Дмитриченко явно зарекомендовал себя весьма деятельным человеком.

В стенах театра произошла роковая встреча, так круто изменившая его судьбу. В балетную труппу приняли юную балерину Анжелину Воронцову. Первым делом приказал долго жить его брак с Ольгой Клыпиной. Свой союз Павел Дмитриченко и Анжелина Воронцова предпочли официально не регистрировать, но своих близких отношений ни от кого не скрывали.

Своим появлением в ГАБТ балерина из Воронежа была обязана худруку Сергею Филину, который пригласил ее в Москву. В скором времени список ролей Воронцовой в балетных постановках достиг несчастливого числа 13 и застопорился. Дух конкуренции всегда витал над Большим театром, ранее приводя только к творческим конфликтам, раскалывавшим артистов на враждующие лагеря. Анжелина Воронцова считалась воспитанницей Николая Цискаридзе, одно время претендовавшего на роль худрука балетной труппы ГАБТ, но тогдашний директор Большого театра рассудил иначе. В театр он пригласил Сергея Филина и поручил ему заниматься балетной частью.

Цискаридзе и Филин прекрасно знакомы. Ранее никогда не были замечены в неприязненных отношениях друг к другу. Во всяком случае, на публике, но решение администрации театра привело к тому, что в труппе появились сторонники и противники обоих грандов балетной сцены. Павел Дмитриченко и Анжелина Воронцова оказались в лагере Цискаридзе.

В 2012 году, находясь с гастролями в Италии, Анжелина дала интервью британскому журналу Time. В нем она пожаловалась на тяжелую жизнь таланта в стенах ГАБТ ─ крошечная заработная плата, изнурительные гастроли, тяжелая закулисная борьба с «примами» за главные роли. Нечто подобное описывала в своих мемуарах Майя Плисецкая, вспоминая жизнь в Большом театре в 50-х годах. Ничто не изменилось. Время как бы замерло. Такие же разговоры велись Воронцовой дома на кухне. Только вместо журналистов ее внимательно слушал Павел Дмитриченко. Побудил его к решительным действиям очередной отказ администрации в предоставлении Воронцовой главной роли в балете «Баядерка». Несправедливое отношение к подруге Дмитриченко решил устранить радикальным способом.

Соседом по даче у него был ранее судимый Юрий Заруцкий. Именно он взялся устранить надолго, но не навсегда, Сергея Филина. В качестве орудия возмездия Заруцкий выбрал электролит для аккумуляторов. За свое участие в акции он попросил с артиста балета $1500. На место встречи с жертвой его подвез знакомый Андрей Липатов, зарабатывающий на жизнь «извозом». Дмитриченко оплатил поездку водителю курительными смесями, для чего занял 3000 рублей у одного из своих коллег. Следователям не заставило труда и времени довольно быстро распутать всю цепочку. Организатор и все участники нападения оказались в их руках.

Приговор Павлу Дмитриченко

Павел Дмитриченко и его подельники не удосужились договориться между собой о своих действиях на случай провала. Уже на суде, наученные адвокатами, они попытались изменить показания, но попытка оказалась неудачной. Суд им не поверил. Павел Дмитриченко вину в организации нападения на Сергея Филина, повлекшего нанесение тяжкого вреда его здоровью, не признал. По его словам, он много рассказывал своему другу о творимом администрацией ГАБТ «беспределе» ─ злоупотреблениями с выдаваемыми грантами, «откатами» от исполнителей главных ролей и прочих коррупционных деяниях, творимых Филином. Воспитанный на «понятиях», Заруцкий по своей инициативе предложил «грохнуть» зарвавшегося балетного администратора. Дмитриченко не возражал.

Прокуратура попросила у суда для него 9 лет колонии. Таганский районный суд вынес вердикт ─ 6 лет строгого режима. В марте 2014 года Московский городской суд «скостил» бывшему артисту балета 6 месяцев. После вынесения обвинительного приговора его уволили из театра. Отбывал наказание Павел Дмитриченко в колонии Рязанской области. В мае 2016 года он вышел за ее ворота, будучи условно-досрочно освобожденным. Казалось бы, история на этом закончилась, но…

Павел Дмитриченко — последние новости

Судьба развела всех участников конфликта по разные стороны. Причем, оставив им шанс вновь собраться вместе в ГАБТ. Директор театра Владимир Урин допустил появление в списке артистов труппы фамилии Павла Дмитриченко только после стандартного прохождения конкурсного отбора. Бывшая звезда балета после освобождения быстро набрал требуемую форму, упорно занимаясь у станка. Ему, как приглашенному артисту, даже предоставили возможность разок станцевать на сцене.

Сергей Филин долго лечился за границей, перенес массу операций. Полностью зрение ему восстановить не удалось. Администрация ГАБТ в лице нового директора Владимира Урина не стала продлевать с ним контракт. В 2016 году он стал художественным руководителем Молодежной программы Большого театра. После покушения на Филина, балерина Анжелина Воронцова летом 2013 года переехала в Санкт-Петербург, где приступила к репетициям в Михайловском театре. Ее карьера и личная жизнь сложилась вполне удачно. Ей регулярно дают главные роли. Она вышла замуж за дирижера Михаила Татаринова.

Павел Дмитриченко все же оказался ближе всех участников прошлого конфликта к ГАБТ. Летом этого года артисты театра выбрали его председателем своей первичной профсоюзной организации. Это его не первое появление в лице руководителя представительного органа творческих тружеников ГАБТ. Пока он находился в СИЗО весной 2013 года коллеги из балетной труппы также избрали его своим профсоюзным лидером, выдав ему мандат своего доверия. До сих пор многие коллеги считают обвинения в организации нападения сфальсифицированными и Дмитриченко невинно осужденным.

Конфликт между артистами и администрацией в действительности существовал. Решительность балетного мстителя было высоко оценена коллективом. Они посчитали его надежным способом противодействия действиям руководства. Тогда осуществить полномочия Дмитриченко помешал тюремный срок. Сегодня ему дан шанс по настоящему проявить себя на общественном поприще. Проблем накопилось не мало. Оперная труппа недовольна политикой администрации, постоянно приглашающих исполнителей со стороны, тем самым оставляя артистов, находящихся в штате, без работы и достойной их талантам зарплаты. Павел Дмитриченко уверен, что в его силах разрешить этот конфликт. Все надеются, что в этот раз он найдет способ, предложенный Трудовым кодексом.

По словам экс-артистки театра, балерин труппы заставляли оказывать эскорт-услуги. Вместе с тем появились новости и о сидящем солисте Большого – Павле Дмитриченко: артисты выбрали его своим лидером - главой профсоюза

Артисты Большого театра выбрали лидером своего профсоюза арестованного Павла Дмитриченко, которого следствие считает организатором нападения на худрука Сергея Филина. Об этом заявил солист Большого театра Николай Цискаридзе в программе «Железные леди» на НТВ.

В администрации театра уточнили, что это произошло еще несколько месяцев назад и никак не связано с нападением на худрука Филина и последующим арестом Дмитриченко.

Вот что заявила Business FM руководитель пресс-службы Большого театра Екатерина Новикова: «Это событие имело место быть и такое решение профсоюзом Большого театра было принято, только оно было принято за несколько месяцев до той ситуации, которая всех взбудоражила, и до тех трагических событий, которые произошли с Сергеем Филиным. Вызвана она была тем, что Филин, будучи худруком балета Большого театра, не может совмещать эту должность с руководителем профсоюзной организации чисто юридически. Сейчас на то время, что Павел находится под следствием, выбран какой-то исполняющий обязанности на эту должность, но я пока также не знаю, кто».

Вместе с тем, по словам Цискаридзе, худрук театра Сергей Филин постоянно провоцировал конфликты с коллективом театра: «У Сергея с Павлом было очень много конфликтов. Эти конфликты были на виду у всей труппы. Во время прогона говорили на повышенных тонах. В основном все эти конфликты сводились исключительно с несправедливостями, которые себе позволял Сергей по отношению к артистам. Дело в том, что Павел много лет является профсоюзным лидером, несмотря на то, что Сергей возглавляет профсоюз. Будучи руководителем коллектива, он возглавляет профсоюз. Два года артисты Большого театра бьются за то, чтобы это отменить. Каждый раз нам это не давали. И неделю назад было профсоюзное собрание, на котором присутствовали и артисты балета и артисты хора, и все единогласно выбрали Павла, который находится под следствием. Так как они хотели эти два года».

По словам Цискаридзе, когда Дмитриченко показали по телевидению после задержания, «он был с огромными синяками под глазами, и артисты, которые видели его накануне, считают, что человек не мог за один день так измениться».

Сам Сергей Филин заявил, что никаких конфликтов не было, но ему угрожал танцор Павел Дмитриченко, которого следствие считает организатором нападения. Худрук рассказал это в интервью телеканалу «Россия»: «Никакого конфликта, который был бы открыто и ярко выражен с моей стороны в адрес Павла Дмитриченко, никогда не было. И неприязни с моей стороны к Дмитриченко тоже никогда не было. Но, видимо, кто-то очень хорошо работал над этим, и кто-то подталкивал к этому. Потому что каждый раз, каждый момент, каждая встреча с Павлом Дмитриченко для меня была очередная угроза, очередная демонстрация неприязни, и скрывать я этого сейчас не хочу, потому что это было именно так».

Балерин Большого могли заставлять заниматься эскортом

Известная балерина, бывшая солистка Большого театра Анастасия Волочкова в интервью НТВ обвинила руководство Большого театра в том, что администрация заставляет артисток труппы оказывать эскорт-услуги: «Мне звонили девочки, когда меня уже уволили, и рассказывали мне просто чудовищные вещи. Это тогда - 10 лет назад все начиналось. Сейчас все гораздо хуже. Девочек просто по списочку приглашает администратор и объясняет каждой, что ты идешь на эту тусовку, на банкет, с продолжением, с постелью, с определенными олигархами, с людьми, которые являются - кто-то член попечительского совета, кто-то человек, который просто попал в эту тусовку. Тусовки, где Иксанов, Швыдкой и олигархи организовывали. Если они ехали в Париж, то они не в ночном клубе организовывали, а Версаль снимали. И девочки, когда задавали вопрос администратору, «а если мы не согласимся»? Ответ был такой - «тогда у вас будут проблемы в Большом театре».

В Большом театре ответили, что посоветуют своим артисткам, как защитить свою честь и достоинство, намекая на возможные иски против Волочковой. По данным «Известий», худрук Большого Сергей Филин на первом же допросе назвал Цискаридзе возможным организатором нападения и заявил, что тот шантажировал его.

Имя Павла Дмитриченко в балет вписано жирным шрифтом. 33-летний артист снискал славу за яркие партии в блестящих спектаклях. Однако известны и непростые годы в биографии Павла Дмитриченко, которые связаны с покушением на художественного руководителя Большого театра. Известно, что эта история закончилась уголовным делом с отбыванием наказания.

Биография

Павел Витальевич Дмитриченко родился в семье артистов 3 января 1984 года. Его родители Виталий Павлович и Надежда Алексеевна работали в Ансамбле народного танца Игоря Моисеева. Павел был третьим, поздним ребенком в семье и первым мальчиком, поэтому его отец посвящал много времени единственному сыну и развивал в нем исключительно спортивную личность.

Павел Дмитриченко занимался футболом, хоккеем, единоборствами; о балете не было мыслей. Друг семьи и прославленный хоккеист СССР Владимир Лутченко готов был взяться за мальчика и готовить в профессиональные спортсмены. Однако мама прочила сыну будущее танцовщика, и ее мнение определило дальнейшую судьбу будущего артиста балета Павла Дмитриченко.

Начало карьеры

В 1993 году Павел поступил в Государственную академию хореографии, где его наставниками стали выдающиеся в прошлом артисты Большого театра Юрий Васюченко и Игорь Уксусников.

Упорство и присущее танцору трудолюбие помогли окончить в 2002 году вуз с отличием. Балет для Дмитриченко Павла становится делом всей жизни, его приглашают на работу самые лучшие театры, но он отдает предпочтение Государственному академическому Большому театру (ГАБТ). Репетициями руководили Василий Ворохобко и Александр Ветров. Поначалу Дмитриченко исполнял небольшие партии, был артистом кордебалета, но даже это требовало много отдачи, в том числе здоровья.

Работа в Большом и основные роли

Проработав лишь год в Большом, в 2003 году Павел Дмитриченко сталкивается с серьезными проблемами со здоровьем. Надо отметить, что в юности артист перенес операции, связанные со спортивными травмами. Очередное хирургическое вмешательство было сопряжено с врачебной ошибкой. Начавшийся абсцесс в области ахиллесова сухожилия экстренно прооперировали повторно. Долгая реабилитация, строжайший запрет врачей продолжать танцевать, каждый шаг давался через адскую боль - все это могло поставить в биографии Павла Дмитриченко как артиста балета жирную точку. Сильное обезболивание и целеустремленность танцора не только помогли справиться с недугом, но и привели к первым заметным ролям в ГАБТ.

В том же 2003 году Дмитриченко утверждают на роль отца Монтекки в постановке "Ромео и Джульетта", а в 2004 году Павел солирует в спектакле "Палата № 6". В этот период ему проводят решающую операцию на стопе, доктора возвращают почти полную ее подвижность.

2005 год знаменуется двумя событиями: получением диплома по специальности "хореограф-постановщик" и знакомством со светилом русского балета Юрием Григоровичем. Мэтр замечает юношу во время разучивания партии Яшки - центральной фигуры в спектакле "Золотой век". Можно сказать, что в творческой биографии Павла Дмитриченко этот спектакль был судьбоносным. Артист входит в число любимчиков Григоровича. В послужном списке появляются балеты "Жизель", "Эсмеральда", "Дон Кихот". В 2007 году Дмитриченко исполнил партию Злого гения в постановке "Лебединое озеро". Сразу две важные и сложные роли приносит 2008 год. Главные партии в спектаклях "Раймонда" и "Спартак" отдали талантливому артисту. После длительной реконструкции Большого театра на его сцену решили вернуть "Ивана Грозного", в 2012 году состоялась премьера спектакля с Дмитриченко в роли царя.

Перепитии Большого

Балет, как и любое творческое сообщество, имеет свои интриги, трения, соперничества внутри труппы и непонимание между артистами и руководством. Скандалы зародились в Большом с начал нулевых, они были связаны с Анастасией Волочковой, Цискаридзе. Были и проверки, связанные с распределением средств, направленных на реконструкцию театра. Самым громким и неспокойным для труппы временем стало пребывание на посту художественного руководителя Сергея Филина. Причин недовольства новым худруком было много.

Его обвиняли в требовании денег за определенные роли, в притеснении в творческом плане некоторых артистов балета. Труппа раскололась на два лагеря: тех, кого все устраивало, и тех, у кого были вопросы к руководству. Противоборство в итоге вылилось в трагедию и уголовное дело, которое облетело все мировые СМИ.

Покушение на худрука

Вечером 17 января 2013 года, когда подходил к дому, его окликнул неизвестный. Молниеносно плеснув в лицо художественному руководителю обжигающим реактивом, злоумышленник скрылся. У Филина диагностировали сильнейший ожог и госпитализировали в Германию. По делу о покушении на человека было заведено уголовное дело, Следственный комитет определял круг причастных лиц, о которых заявлял сам потерпевший, находясь на лечении. Филин обвинил в причастности Николая Цискаридзе как влиятельного и ярого противника театральной политики Сергея Филина. Ситуация вокруг именитого танцовщика, во всю нагнетаемая СМИ, в итоге прояснилась. Цискаридзе был вызван на допрос, где следователи не нашли Николая причастным к нападению. Также были допрошены и другие артисты.

Судебный процесс и версии мотива предступления

Спустя некоторое время следователи пришли и к Павлу Дмитриченко домой с обыском. Проанализировав звонки на мобильный, происходившие тем злополучным вечером, вскоре удалось выйти на след непосредственного исполнителя покушения. Им оказался ранее судимый безработный Юрий Заруцкий. Также задержали Андрея Липатова, который доставлял преступника до места покушения.

Всех троих фигурантов дела арестовали. С марта 2013 года в биографии Павла Дмитриченко начался новый, тяжелый виток.

Приговор "виновен"

Как выяснило следствие, Заруцкий был соседом Дмитриченко по даче. В разговоре о ситуации в театре Павел посоветовал обратиться к Филину. В результате, со слов Заруцкого, Дмитриченко попросил избить художественного руководителя, предварительно купив телефоны исполнителям и профинансировав преступную операцию.

На допросе Дмитриченко отрицал, что готовил тяжелую расправу кислотой. Сам Заруцкий полностью признал свою вину и уточнил, что о способе покушения на Филина не знал ни танцовщик, ни водитель Липатов. Однако гособвинители и адвокаты Филина настаивали на тщательном расследовании и поиске неопровержимого доказательства вины Павла Дмитриченко.

Рассматривали основные мотивы, среди которых были желание Дмитриченко занять пост художественного руководителя, месть за притесненную балерину и гражданскую жену Дмитриченко - Анжелину Воронцову. Снова всплывала фамилия Цискаридзе, с которым якобы был в сговоре Дмитриченко. Также характеристика Павла как вспыльчивого "правдоруба" и говорила о том, что он вполне способен на такое преступление. Все мотивы были опровергнуты, труппа театра во главе с Цискаридзе неоднократно писала письма в защиту Дмитриченко.

Двадцать восемь судебных заседаний, и приговор был вынесен по статье 111 Уголовного кодекса ("Причинение тяжкого вреда здоровью по предварительному сговору"). Заруцкий и Липатов получили по 10 лет и 4 года лишения свободы соответственно. Дмитриченко Павел Витальевич был осужден на шесть лет лишения свободы в колонии строгого режима. Все трое также были обязаны выплатить Филину компенсацию в размере 3 млн рублей.

Тюремная свадьба и досрочное освобождение

Наказание Дмитриченко отбывал в Рязанской области. На протяжении всего времени он продолжал по мере возможности поддерживать себя в форме. Об артисте не забывали коллеги, постоянно писали письма, подбадривали. Был у Павла особо дорогой адресат, которому он отправлял письма и ждал с нетерпением ответа. Это была давняя знакомая Яна Фадеева. Девушка начала ездить вместе с родителями Павла на свидания в тюрьму. После очередной встречи артист сделал предложение Яне. 3 июля 2014 года девушка стала женой Павла Дмитриченко. Пара поженилась прямо в тюрьме.

Защита Дмитриченко направляла несколько ходатайств о досрочном освобождении артиста. 31 мая 2016 года танцовщика освобождают из-под стражи за примерное поведение. В колонии Павел отсидел три года.

Возвращение к балету

Вернувшись на свободу, артист сразу поблагодарил всех, кто поддерживал его на протяжении долгих трех лет. Сложности в биографии Павла Дмитриченко закончились. Пора было снова задуматься о любимой работе.

Нужно отметить, что Павел Дмитриченко вернулся в Большой театр, правда только с целью тренировок и восстановления необходимой формы для балета. У танцовщика также есть диплом хореографа-постановщика, который он собирается применить в будущем, так как "пенсионный" возраст артиста не за горами. Директор ГАБТ Владимир Урин заявил, что допускает то, чтобы Павел Дмитриченко вернулся в Большой театр. Но артисту придется поступать на конкурсной основе и при наличии свободных мест.

После освобождения Павла история о покушении снова стала активно подниматься СМИ. За что сидел Павел Дмитриченко, вызывает массу вопросов у наблюдателей процесса. Сам артист уверен, что раскрытие правды и истинных причин - дело времени. Пока радуют Павла Дмитриченко жена, родители, верные друзья и сила духа, которую он приобрел в результате этого испытания.

В сентябре 2016 года артист балета Павел Дмитриченко вернулся в Большой театр. Новый руководитель балетной труппы Махар Вазиев разрешил ему посещать утренние классы у педагога Владимира Никонова , чтобы восстановить форму после трех с половиной лет, проведенных в колонии за организацию нападения на бывшего худрука театра Сергея Филина . До сих пор Дмитриченко не подписал официальный контракт с Большим театром и продолжает заниматься в общем классе. Экс-солист танцевал главные партии в балетах «Золотой век», «Лебединое озеро», «Раймонда», «Спартак», «Кармен-сюита», «Ромео и Джульетта», «Жизель». А в спектакле «Иван Грозный» Дмитриченко был первым исполнителем партии при возобновлении балета в 2012 году. Во время пребывания в колонии Павел Дмитриченко женился на давней знакомой.

Что известно о Дмитриченко?

Артист балета Большого театра был осужден в декабре 2013 года. Он был признан виновным в организации покушения на художественного руководителя балета Большого театра Сергея Филина, которого облили кислотой. Нападение на Филина было совершено 17 января 2013 года. Дмитриченко получил 6 лет колонии строгого режима. Позже Мосгорсуд снизил срок на 6 месяцев. После трех лет заключения, в мае 2016 года, он был досрочно освобожден.

Причины УДО?

Павел Дмитриченко вышел на свободу, так как Рязанский областной суд при рассмотрении его ходатайства принял во внимание примерное поведение, положительную характеристику осужденного, поощрения «за добросовестный труд» и соблюдение режима. Кроме того, Дмитриченко возместил Сергею Филину причиненный материальный ущерб ̶ 3,5 миллиона рублей.

Кто еще был осужден по «кислотному делу»?

Исполнитель преступления, ранее судимый Юрий Заруцкий , получил 10 лет колонии особого режима. Водитель Андрей Липатов , подвозивший его на место преступления, получил 4 года колонии особого режима. Позднее Мосгорсуд снизил срок Заруцкому на год, а Липатову — на два года. Таким образом, в колонии сейчас находится только исполнитель преступления Юрий Заруцкий.

Как пострадал Сергей Филин?

Филин получил ожоги 3 и 4 степени. В 36-й больнице худруку балета Большого театра провели несколько операций. Сильнее всего пострадали глаза. Долечивался Филин в одной из клиник Германии. Было проведено в общей сложности более 30 операций. В июле 2015 года Филин говорил, что чувствует себя хорошо и уже может водить автомобиль.


Top