Либретто балета шурале краткое содержание. Использование фрагментов музыки из балета Ф.Яруллина "Шурале" на уроках фортепиано в средних и старших классах музыкальной школы

В соответствии с Гомером, богиня Афродита родилась возле берегов города Пафос на Кипре и была дочерью Зевса и Диони (Διώνης). Затем западный ветер Зефир подтолкнул ее в море и после этого она обнажённая и прекрасная появилась из моря.

По версии Гесиода, Афродита родилась из пены, которая образовалась из семени Урана, попавшее в море у берегов острова Китиры и также с помощью ветра Зефира она оказалась у берегов Кипра, где во всей своей красе вышла на берег.

Своё имя красавица-богиня получила от слова пена (ἀφρός) - Афродита(Ἀφροδίτη).

Афродита в древнегреческой мифологии и религии была богиней любви, сексуальности, красоты, удовольствия и деторождения.

Атрибуты Афродиты - это пояс, мирты, розы, мак, голуби, воробьи, дельфин, лебеди, золотая чаша.

Афродита богиня любви

Красота и любовь всегда имели большое значение в жизни богов и людей.
Красота Афродиты, её грация, страсть и любовь, вдохновляли каждое живое существо. Ее присутствие желали все. В сопровождении Эрота , Афродита появилась на Олимпе. Боги, увидев прекрасную, Афродиту, не могли оторвать от неё глаз, птицы, прославляли богиню своим пением. У всех, видящих Афродиту, сердца наполнялись любовью, кто ей не подчинялся - был наказан богиней.

Никто не мог противостоять Афродите, за исключением трёх девственных богинь: Афины , Артемиды и Гестии.

Гера , покровительница браков, выдала замуж красавицу Афродиту за Гефеста, пожалуй самого некрасивого из богов. Гефест был законным сыном Зевса и Геры, он вырос вдали от своих родителей и стал великим кузнецом. Гефест был богом огня, в отличие от привлекательных мужчин-богов, он был хромой, у него была была очень тёмная кожа и темная борода. Уродство, однако, не стало препятствием для того, чтобы покорять самых красивых женщин.

Афродита и Арес


Афродита была неверна Гефесту , вскоре после свадьбы она начала встречается с Аресом - богом войны. Но нет ничего тайного для Гелиоса - бога солнца, который рассказал Гефесту, что у его жены есть любовник. В ярости Гефест хотел убить Ареса, но подумав, попросил Гелиоса пока не говорить никому, а сам стал придумывать план как отомстить обидчикам.

Сначала он выковал тонкую, почти невидимую сеть и прикрепил её над кроватью, затем сообщил жене, что ему нужно уехать и только муж уехал из дома, Афродита отправила посыльного к Аресу, сообщить об отъезде Гефеста.

Во время свидания Афродиты и Ареса, сеть, сделанная Гефестом, падает на любовников и они оказываются в ловушке. Тут появляется Гефест с Зевсом и другими богами и начинают громко смеяться над беспомощными любовниками. Когда их всё-таки освободили, они разошлись в разные стороны, Афродита ушла на свою родину, Кипр, Арес - во Фракию, на войну.

Афродита и Адонис


Афродита, чтобы наказать жену царя Кипра, Смирну, за то, что она считала самой красивой свою дочь Мирру, внушила Мирре любовь к своему отцу. Тёмной ночью та пришла к отцу в постель, который пришёл с пирушки и был пьян.

Утром Мирра поняла весь ужас смертельного греха, побежала в лес и там спряталась. Афродита её нашла и превратила в дерево, позже из коры дерева родился Адонис. Афродита изумилась необыкновенной красотой мальчика и чтобы защитить его, отдала на воспитание Персефоне в темное царство.

Когда Адонис вырос, он стал красивым мужчиной с красивым телом и божественным лицом. Персефона влюбилась в него безумно и отказалась отдавать его обратно Афродите. Богини начали спорить, пришлось вмешаться Зевсу и разрешить их спор. Зевс сказал, что Адонис будет проводить треть времени рядом с Афродитой, другую треть рядом с Персефоной, а оставшееся время - по его усмотрению. В итоге получилось, что четыре месяца Адонис жил в царстве мёртвых и восемь с Афродитой, которая с успехом применила свой волшебный пояс.

Каждый раз, когда приходило время Адониса выйти из царства мёртвых, природа оживала: поля зеленели, цветы и деревья расцветали и прекрасный аромат заполнял атмосферу. Афродита редко появлялась на Олимпе и жила с молодым любимым в горах и лесах. Адонис стал охотником и они вместе с Афродитой радовались их близостью.

Вскоре о любви Афродиты к Адонису узнал Арес. Он так и смог забыть свою любовь к ней, ослепленный страстью и ревностью, он превратился в кабана и убил Адониса.

Горю Афродиты не было предела, слезы богини капали на землю и тут же прорастали белые анемоны и красные маки...

Афродита (миф древней Греции)

До сих пор никто точно не знает, откуда появилась на свет прекрасная Афродита. Одни считают ее дочерью Зевса и Дионы, а другие уверяют, что красавица Афродита родилась из морской пены. Как будто, когда капли крови раненого Урана упали на землю, одна из них попала в море и образовала пену, из которой и возникла прекрасная богиня. Так и в имени ее слышится: Аф-ро-ди-та – пенорожденная. Но как бы то ни было, очень хорошо, что есть на свете Афродита – прекрасная, золотоволосая богиня любви и красоты. Афродита дарит счастье всем, кто ей верно служит.
Так дала она счастье художнику Пигмалиону, который жил когда-то на чудесном острове Кипр. Это был очень хороший художник, но была в нем одна странность. Он просто терпеть не мог женщин, целыми днями занимался любимой работой и жил уединенно среди своих великолепных скульптур.
Однажды он сделал из блестящей слоновой кости статую девушки необыкновенной красоты. Как живая, стояла она перед своим создателем. Казалось, что она дышит – так нежна и прозрачна была ее белая кожа. Казалось, что вот-вот затеплится жизнь в ее прекрасных глазах и она заговорит, засмеется. Часами стоял художник перед своим чудесным творением, и дело кончилось тем, что он горячо полюбил созданную им самим статую, как будто она была живым существом. Весь жар своего сердца отдал он своей любимой. Даже о работе забыл влюбленный Пигмалион. Он дарил безжизненной статуе великолепные украшения из золота и серебра, одевал ее в роскошные одежды. Приносил своей возлюбленной цветы и украшал ее голову венками. Часто Пигмалион прикасался губами к ее прохладному белоснежному плечу и шептал:
– О, если бы ты была живая, моя прекрасная, как я был бы счастлив!
Но статуя оставалась холодной и безучастной к его признаниям. Пигмалион страдал, но ничего не мог с собой поделать. Он перестал выходить из дома и проводил все время в своей мастерской. И наконец он решил обратиться к богам. Только они в силах помочь ему.
Скоро наступили празднества в честь богини Афродиты. Пигмалион заколол упитанного теленка с позолоченными рогами и, когда душистый ароматный дым заструился в воздухе, поднял к небу руки:
– О, всесильные боги и ты, златоречивая Афродита! Если вы услышите мои молитвы, дайте мне в жены девушку, столь же прекрасную, как моя любимая статуя!
Не успел он произнести слова молитвы, как ярко вспыхнул огонь на его жертвеннике. Это значит, что боги услышали его просьбу. Но выполнят ли они ее?
Вернулся художник домой и, как всегда, отправился в мастерскую. Но что же он видит! Пигмалион боялся поверить своим глазам. Случилось чудо! Его статуя ожила. Она дышала, ее глаза нежно смотрели на художника, а губы ласково улыбались ему.
Вот так всесильная богиня наградила художника Пигмалиона за его верность.

Афродита рождается из пены морской. Афродита, одна из самых почитаемых богинь Олимпа, родилась из белоснежной пены морских волн около острова Кипр [поэтому называют ее Киприда, «Рожденная на Кипре»] , а оттуда подплыла к священному острову Кифера [от названия этого острова пошло еще одно ее прозвище — Киферея] . На прекрасной раковине добралась она до берега. Окружили богиню юные оры, богини времен года, нарядили ее в златотканую одежду, увенчали венком из цветов. Где только ни ступала Афродита — там все расцветало, а воздух наполнялся благоуханием.

Прекрасна Афродита! Дивным светом любви горят ее очи, глубокие, как море, из которого она вышла; кожа ее бела и нежна, как морская пена, родившая ее. Высокая, стройная, золотоволосая, сияет Афродита своей красотой среди богов Олимпа. Богиня любви и красоты, царит Афродита над всем миром, и даже боги подвластны ей. Только Афина, Гестия и Артемида не подчинены ее могуществу.

Афродита будит любовь в сердцах богов и простых смертных, в сердцах животных и птиц. Когда идет она по земле, за ней попарно следуют все животные, и в этом их шествии олень безопасно идет рядом с кровожадным волком, а свирепые львы припадают к ногам богини, как играющие щенята. Дает она красоту и юность девушкам, благословляет счастливые браки. В благодарность за свой брак девушки перед свадьбой приносили в жертву Афродите вытканные ими самими пояса.

Но не только девушки молятся Афродите. Овдовевшие женщины тоже почитают ее и просят о том, чтобы она позволила им вступить в новый брак. Милостива богиня, и часто снисходит она к просьбам смертных. Ведь, хотя самим бракосочетанием занимается Гименей, связывающий пары своими прочными узами, именно Афродита возбуждает в людях ту любовь, которая заканчивается их бракосочетанием.

Прозвища Афродиты.

На золотой колеснице, запряженной воробушками, мчится она на землю с Олимпа, и все люди с нетерпением ждут ее помощи в своих любовных делах.

Афродита покровительствовала всякой любви. Если то была любовь грубая, необузданная, то она находилась в ведении Афродиты Пандемос («Всенародной»); если же это было возвышенное чувство, то ему покровительствовала Афродита Урания («Небесная»).

Прекрасно чувство, внушаемое людям Афродитой, и потому многие ее прозвища были ласковыми, отражали ее красоту. Ее называли «золотой», «фиалковенчанной», «сладкоумильной», «прекрасноокой», «пестротронной».

Пигмалион. Тем, кто верно служит ей, дарит Афродита счастье. Вот что произошло с Пигмалионом, царем острова Кипр. Был он еще и скульптором и любил только искусство, женщин избегал, жил очень уединенно. Многие кипрские девушки испытывали к нему нежную и преданную любовь, да только сам он не обращал внимания ни на одну из них. Тогда взмолились девушки к Афродите: «О золотая Киприда! Накажи этого гордеца! Пусть сам он испытает те муки, которые приходится терпеть из-за него нам!»

Однажды изваял Пигмалион из блестящей слоновой кости изображение девушки необычайной красоты. Казалось, что она дышит, что вот-вот сойдет с места и заговорит. Часами смотрел мастер на свое творение и влюбился в созданную им самим статую. Он дарил ей драгоценные украшения, одевал в роскошные одежды... Часто шептал художник: «О, если бы ты была живая — как был бы я счастлив!»

Афродита оживляет статую. Наступили дни праздника Афродиты. Принес Пигмалион богатые жертвы богине и взмолился, чтобы послала она ему в жены женщину столь же прекрасную, как его статуя. Ярко вспыхнуло жертвенное пламя: приняла прекраснокудрая богиня жертву Пигмалиона. Вернулся Пигмалион домой, подошел к статуе и вдруг заметил, что порозовела слоновая кость, будто бы заструилась по жилам статуи алая кровь; коснулся ее рукой — теплым стало тело: бьется сердце статуи, жизнью светятся глаза. Ожила статуя! Назвали ее Галатея, счастливым сделала их брак Афродита, а они всю жизнь славили величие богини, подарившей им счастье.

Мирра, Адонис и Артемида. Афродита дарила счастье любящим и любимым, однако сама она знала и несчастную любовь. Некогда почитать Афродиту отказалась Мирра, дочь одного из царей. Разгневанная богиня жестоко наказала ее — внушила преступную любовь к ее родному отцу. Он был обманут и поддался соблазну, а когда узнал, что с нем была не посторонняя девушка, а родная дочь, проклял ее. Боги сжалились над Миррой и превратили в дерево, которое дает благовонную смолу. Вот из треснувшего ствола этого дерева и появился на свет прекрасный младенец Адонис.

Афродита положила его в ларец и отдала на воспитание Персефоне. Прошло время. Ребенок вырос, но богиня преисподней, очарованная его красой, не захотела вернуть его Афродите. Пришлось богиням обратиться за решением спора к самому Зевсу. Отец богов и людей, выслушав спорщиц, постановил: треть года Адонис находится с Персефоной, треть — с Афродитой, треть — с кем пожелает он сам. Так Адонис стал спутником и возлюбленным Афродиты.

Однако счастье их длилось недолго. Адонис чем-то прогневил Артемиду, и во время охоты его смертельно ранил огромный кабан. Из крови Адониса выросли роза, а из тех слез, что пролила оплакивающая его Афродита — анемоны.

Поклонение Афродите.

Люди приносили жертвы Афродите Понтии («Морской»), надеясь, что она защитит их во время морских путешествий, и Афродите Лимении («Портовой»), покровительнице гаваней и стоящих в них кораблей.

Афродите были посвящены многие животные и растения. Как богине любви и плодородия, ей принадлежали петухи, голуби, воробьи и зайцы, то есть те существа, которые, по мнению греков, были самыми плодовитыми; как морской богине ей служили дельфины. Из растений Афродите были посвящены многие цветы, в том числе фиалки, розы, анемоны, маки — цветы дарят любимым и по сей день; а из плодов — яблоко, плод, который в древних брачных обрядах невеста подавала жениху.

Обнаженная Афродита.

Так как Афродита была богиней красоты, ее (единственную из всех великих олимпийских богинь!) довольно часто изображали обнаженной. Как думали греки, в отличие от Артемиды, которая сгубила случайно увидевшего ее наготу Актеона, или от Афины, которая за то же самое поразила слепотой сына одной из своих нимф, Тиресия, - Афродита относилась благосклонно к изображению ее в таком виде. Да это и понятно — ведь невозможно было осознать всю красоту богини, когда она была одета в просторные и бесформенные греческие одежды.

Первым осмелился изобразить нагую Афродиту греческий скульптор Пракситель, человек, безмерно влюбленный в красоту женского тела. Говорят, что Афродиту он ваял из мрамора больше десяти раз, и среди этих его статуй была Афродита Книдская — статуя, ради которой в древности в Книд, где она находилась, приезжали тысячи людей — только бы ее посмотреть.


Афродита, греч., лат. Венера - богиня любви и красоты, прекраснейшая из богинь античных мифов.

Ее происхождение не совсем ясно. По Гомеру, Афродита была дочерью Зевса и богини дождя Дионы; по Гесиоду, Афродита родилась из морской пены, оплодотворенной богом неба Ураном, и вышла из моря на острове Кипр (отсюда одно из ее прозвищ: Киприда).

Так или иначе, но в любом случае благодаря своей красоте и всевозможным чарам Афродита стала одной из могущественнейших богинь, перед которой не могли устоять ни боги, ни люди.

К тому же у нее был целый отряд помощников и помощниц: богини женской прелести и красоты - хариты, богини времен года - горы, богиня убеждения (и лести) Пейто, бог страстного влечения Гимер, бог любовного влечения Пот, бог брака Гименей и юный бог любви Эрот, от стрел которого нет спасения.

Так как любовь играет в жизни богов и людей огромную роль, Афродита всегда была в большом почете. Кто выказывал уважение к ней и не скупился на жертвы, мог рассчитывать на ее благоволение. Правда, она была божеством довольно непостоянным, и счастье, которым она одаряла, часто бывало мимолетным. Иногда она творила подлинные чудеса, на которые способна только любовь. Например, кипрскому скульптору Пигмалиону Афродита оживила мраморную статую женщины, в которую он влюбился. Своих любимцев Афродита защищала повсюду, где могла, но она умела и ненавидеть, ведь ненависть-родная сестра любви. Так, робкого юношу Нарцисса, на которого ревнивые нимфы донесли, что он пренебрегает их прелестями, Афродита заставила влюбиться в самого себя и лишить себя жизни.

Как ни странно, самой Афродите не очень везло в любви, так как она не сумела удержать ни одного из возлюбленных; не было ей счастья и в браке. Зевс дал ей в мужья самого невзрачного из всех богов, хромого, всегда потного бога-кузнеца Гефеста. Чтобы утешиться, Афродита сблизилась с богом войны Аресом и родила ему пятерых детей: Эрота, Антэрота, Деймоса, Фобоса и Гармонию, затем с богом вина Дионисом (ему она родила сына Приапа), а также, в числе прочих, с богом торговли Гермесом. Она даже утешалась с простым смертным, дарданским царем Анхисом, от которого у нее родился Эней.

В мире мифов жизнь всегда была богата событиями, и Афродита часто принимала в них самое живое участие; но самые далекоидущие последствия имела ее благосклонность к троянскому царевичу Парису. В благодарность за то, что Парис назвал Афродиту более красивой, чем Гера и Афина, она обещала ему в жены прекраснейшую из смертных женщин. Ею оказалась Елена - жена спартанского царя Менелая, и Афродита помогла Парису похитить ее и увезти в Трою. Так началась троянская война, о которой вы можете прочесть в статьях «Менелай», «Агамемнон» и многих других. Естественно, в этой истории Афродита помогала троянцам, но война была не по ее части. Например, едва ее оцарапало копье ахейского предводителя Диомеда, как она с плачем сбежала с поля боя. В итоге десятилетней войны, в которой участвовали все герои того времени и почти все боги, Парис погиб, а Троя была стерта с лица земли.

Афродита явно была богиней малоазиатского происхождения и, по-видимому, восходит к финикийско-сирийской богине Астарте, а та, в свою очередь, - к ассиро-вавилонской богине любви Иштар. Греки переняли этот культ уже в древнейшие времена, скорее всего через острова Кипр и Киферу, где Афродите поклонялись особенно ревностно. Отсюда такие прозвища богини, как Киприда, Пафия, Пафосская богиня - от города Пафос на Кипре, где был один из великолепнейших храмов Афродиты (см. также статью «Пигмалион»), от Киферы (Цитера) - Киферея. Ей были посвящены мирта, роза, яблоко, мак, голуби, дельфин, ласточка и липа, а также множество великолепных храмов - не только в Пафосе, но и в Книде, Коринфе, Алабанде, на острове Кос и в других местах. Из греческих колоний в Южной Италии ее культ распространился и на Рим, где ее отождествили с древней италийской богиней весны Венерой. Самыми большими из римских храмов Афродиты-Венеры были храмы на форуме Цезаря (храм Венеры-Родоначальницы) и у Виа Сакре (Священной дороги) к Римскому форуму (храм Венеры и Ромы). Культ Афродиты пришел в упадок только после победы христианства. Однако благодаря поэтам, скульпторам, художникам и астрономам ее имя сохранилось до сегодняшнего дня.

Красота и любовь влекут к себе художников всех времен, поэтому Афродиту изображали, пожалуй, чаще всех других персонажей античных мифов, в том числе в вазописи, фресках Помпеи; к сожалению, о фреске «Афродита, выходящая из волн», созданной в кон. 4 в. до н. э. Апеллесом для храма Асклепия на Косе, мы знаем лишь со слов античных авторов, которые называют ее «непревзойденной». Самый знаменитый из рельефов - так называемая Афродита Лудовизи греческой работы 460-х гг. до н. э. (Рим, Национальный музей в Термах).

Статуи Афродиты относятся к шедеврам античной пластики. Это прежде всего «Афродита Книдская», созданная, вероятно, Праксителем для Книдского храма в 350-х гг. до н. э. (ее копии имеются в Ватиканских музеях, в парижском Лувре, в нью-йоркском Метрополитен-музее и в других собраниях), «Афродита Киренская» - римская копия эллинистической статуи 2-1 вв. до н. э. (Рим, национальный музей в Термах), «Афродита Капитолийская» - римская копия эллинистической статуи сер. 3 в. до н. э. (Рим, Капитолийские музеи), «Венера Медицейская» - римская копия статуи Клеомена 2 в. до н. э. (Галерея Уффици, Флоренция) и др. О высочайшем уровне мастерства греческих скульпторов, ваявших Афродиту, свидетельствуют находки нескольких греческих статуй, о которых античные авторы вообще не упоминают, например «Афродита из Сол» (2 в. до н. э., Кипрский музей в Никосии) или прославленная «Афродита Мелосская» (кон. 2 в. до н. э., найденная в 1820 г., Париж, Лувр).

Художники нового времени увлекались Афродитой не меньше античных: их картины и скульптуры практически невозможно перечесть. К числу самых знаменитых картин относятся: «Рождение Венеры» и «Венера и Марс» Боттичелли (1483-1484 и 1483, Флоренция, Галерея Уффици, и Лондон, Национальная галерея), «Спящая Венера» Джорджоне, дописанная после 1510 г. Тицианом (Дрезденская галерея), «Венера и Амур» Кранаха Старшего (ок. 1526, Рим, вилла Боргезе), «Венера и Амур» Пальмы Старшего (1517, Бухарест, Национальная галерея), «Спящая Венера» и «Венера и лютнист» (Дрезденская галерея), «Рождение Венеры», «Торжество Венеры» и «Венера и Марс» Рубенса (Лон-дон, Национальная галерея, Вена, Художественно-исторический музей, Генуя, Палаццо Бьянко), «Спящая Венера» Рени (после 1605) и Пуссена (1630, обе картины в Дрезденской галерее), «Венера с зеркалом» Веласкеса (ок. 1657, Лондон, Национальная галерея), «Туалет Венеры» и «Венера, утешающая Амура» Буше (1746, Стокгольм, Национальный музей, и 1751, Вашингтон, Национальная галерея). Из современных работ назовем хотя бы «Афродита» Р. Дюфи (ок. 1930, Прага, Национальная галерея), «Венеру с фонарем» Павлович-Барилли (1938, Белград, Музей современного искусства), «Спящую Венеру» Дельво (1944, Лондон, Национальная галерея) и гравюру «Рождение Венеры» М. Швабинского (1930).

Из области пластики нужно, как минимум, упомянуть «Венеру» Г. Р. Доннера, созданную во время его пребывания в Братиславе в 1739-1740 гг., «Венеру и Марса» Кановы (1816) и, пожалуй, также его портретную скульптуру «Паолина Боргезе в виде Венеры» (1807, Рим, вилла Боргезе), «Афродиту» Б. Торвальдсена (ок. 1835, Копенгаген, музей Торвальдсена), «Венеру-Победительницу» О. Ренуара (1914), «Венеру с жемчужным ожерельем» А. Майоля (1918, в Лондонской галерее Тейт), «Венеру» М. Марини (1940, США, частное собрание). В собрании пражской Национальной галереи - «Венера» Хорейца (1914) и «Венера плодородных полей» Обровского (1930); скульптуру «Венера, выходящая из волн» создал в 1930 г. В. Маковский. В этой связи любопытно отметить, что известная статуя Й. В. Мысльбека «Музыка» (1892-1912) является творческой переработкой античного образца. Как выяснилось из его творческого наследия, он создал ее на основе тщательного изучения «Венеры Эсквилинской» (1 в. до н. э.). Конечно, воспевали Афродиту и композиторы. На рубеже 18 и 19 вв. Враницкий написал программную симфонию «Афродита», в начале 20 в. оркестровый «Гимн Венере» создал Маньяр, Орф написал в 1950-1951 гг. сценический концерт «Триумф Афродиты».

Из множества поэтических произведений, посвященных Афродите, древнее всех, по-видимому, три «Гимна Афродите», которые традиция приписывает Гомеру. В поэзии Афродита часто именуется Цитерой (Кифереей), Пафосской царицей, Пафией:

«Беги, сокройся от очей,
Цитеры слабая царица!..»

- А. С. Пушкин, «Вольность» (1817);

«У пафосския царицы
Свежий выпросим венок…»

- А. С. Пушкин, «Кривцову» (1817);

«Как верный сын пафосской веры…»
- А. С. Пушкин, «К Щербинину» (1819). Здесь пафосская вера - любовь.

Разделы: Музыка

План

  1. Введение. История создания балета Ф.Яруллина «Шурале»
  2. Основная часть: Музыкальная характеристика образов
  3. Методические рекомендации

1. Введение. История создания балета Ф.Яруллина «Шурале»

Балет Фарида Яруллина «Шурале» – первый татарский балет, гордость национальной музыки. Он создан в 1941 году за короткий срок молодым талантливым композитором на либретто Ахмеда Файзи по мотивам одноименной сказки Габдуллы Тукая. Балет завораживает яркостью музыкальных образов, оригинальностью и красочностью национального колорита. Премьера балета «Шурале» была приурочена к открытию Декады татарского искусства и литературы в Москве. Однако работа над постановкой была прервана из-за начавшейся Великой Отечественной войны. Композитора призвали в ряды Советской Армии. В 1943 году он погиб. Премьера балета состоялась в Казани только в 1945 году. В 1950 году балет с большим успехом был поставлен на сцене Ленинградского театра оперы и балета имени С.М.Кирова в оркестровой редакции В.Власова и В.Фере. В 1955 году была осуществлена новая постановка в Москве на сцене Большого театра, где партию главной героини исполнила Майя Плисецкая. Позднее она отмечала, что роль Сююмбике – одна из ее любимейших партий. Вскоре после премьеры в Москве балет «Шурале» начал свое триумфальное шествие по многим театральным сценам мира.

Шурале – это традиционный образ татарских народных сказок, леший, внешний вид которого напоминает причудливые лесные коряги и сучья, поэтому он воспринимается как порождение буйной народной фантазии.

Поэма – сказка классика татарской литературы Г. Тукая звучит как гимн родному краю, богатству и красоте его природы, поэтичности народной фантазии.

Молодой крестьянин, по имени Былтыр, благодаря своей находчивости, смелости одерживает победу над злым и коварным Шурале. Идея поэмы – прославление человеческого разума, его превосходства над враждебными человеку силами. Либретто балета дополнено сюжетными линиями из других народных татарских сказок, в частности, о девушках – птицах. В балете Былтыр спасает не только себя, но и девушку – птицу Сююмбике, у которой Шурале похитил крылья. Значительное место занимают народно-жанровые картины, изображающие жизнь татарской деревни, свадебное торжество.

2. Основная часть: Музыкальная характеристика образов

Основным принципом музыкальной драматургии балета является контрастное противопоставление двух противоборствующих сил, представленных с одной стороны, реальными образами Былтыра и народа, с другой – сказочно-зловещим миром лесной нечисти во главе с Шурале.

Главная черта музыкальной характеристики реальных героев – близость музыки народно-песенным истокам, мелодичность, мягкость звучания, простота и пластичность ритмических рисунков. Враждебные человеку фантастические существа, наоборот, охарактеризованы причудливо-капризными ритмами, остро диссонирующей гармонией.

Такое противопоставление двух музыкальных сфер дает возможность не только создать яркие сценические образы, но и раскрыть самую сущность идеи произведения. В образе Былтыра воплощены лучшие качества народа: благородство, храбрость, чувство юмора. Именно Былтыр является основным героем спектакля, борцом против зла и насилия, поэтому и музыка, характеризующая его, отличается не только теплотой, задушевностью, но и мужественностью.

Глубоко впечатляет в балете образ девушки-птицы Сююмбике. Это сказочная, прекрасная, белоснежная птица, которая только вдали от людей превращается в очаровательную девушку. Ее тема – легкая, порывистая, воздушная выражает беспечную игривость грациозной девушки – птицы. Замечательная по красоте тема Сююмбике проходит через весь балет, развивается и видоизменяется в зависимости от ситуаций и душевных переживаний героини. Спокойная, плавная при появлении Сююмбике с подружками, эта тема в сцене с Шурале вырастает в эмоционально-насыщенную, драматическую. Размеренное движение становится беспокойным, напряженным. Тревога все более усиливается, и от широкой патетической темы остается одна пульсирующая попевка (тема крыльев). Впоследствии она становится лейтмотивом душевных страданий, волнений Сююмбике. В последний раз тема Сююмбике проходит в финале, после гибели Шурале. Приобретая победно-ликующий характер, она как бы утверждает победу светлых сил.

Образом, олицетворяющим зло, является Шурале. Мучить и убивать людей для него высшее наслаждение. Сила его в пальцах, которыми он до смерти может защекотать. Однако человек сильнее Шурале. Он побеждает его хитростью, умом, глубиной своей любви к Сююмбике.

Музыкальная характеристика Шурале отличается изломанностью ритма, хроматизмами, композитор использует своеобразный звукоряд, сочетающий в себе целотонность и пентатонность.

К удачным по красочности и образности музыки принадлежат сцены сборищ лесной нечисти. Умело вплетая пентатонику в острые созвучия и в необычные гармонические последовательности, Ф. Яруллин сохраняет национальный колорит на всем протяжении балета, подчеркивая тем самым его национальную принадлежность, ведь джины, шайтаны, шурале, убыры – создания татарской народной фантазии. Пляска ведьм отличается простотой гармонического языка, обычной мажорно-минорной ладовой основой, но изломанная мелодия и «ворчливые», хроматические форшлаги придают музыке ведьм тот необычный, нечеловеческий характер, который присущ всей нечисти. Убыры (огненные ведьмы) очень проворны, летают, оборачиваясь огненным шаром, и музыка отличается резкостью. Когда появляется Шайтан, разгорается общий бешеный пляс всей нечисти.

Хороши в балете народно-бытовые сцены. Насытив музыку этих сцен интонациями и ритмами народных песен и танцев, композитор воспроизвел живые, реалистические картины деревенской жизни. Здесь Ф. Яруллин использует ритмы, характерные для татарских народных плясовых напевов, такмаков. Наглядным примером служит «Детский танец», юмористические танцы свата и свахи.

Опираясь на народные музыкально-поэтические традиции, широко используя приемы классического балета как в раскрытии образов, так и в развитии музыкального материала, Ф.Яруллин создал замечательное музыкально-сценическое произведение, положившее начало успешному развитию татарского национального балетного искусства и заслужившее признание в своей стране и за рубежом.

В целях обогащения учебной программы предлагаю ряд фрагментов из клавира балета Фарида Яруллина «Шурале» под редакцией Л. Батыркаевой. Клавир был выпущен в 1971 году издательством «Музыка». В данной обработке музыка композитора неоднократно звучала в театрах и концертных залах. Эти фрагменты могут быть использованы как дополнение к репертуару по татарской классической музыке, которые можно рекомендовать учащимся музыкальных школ в качестве фортепианных пьес. Ниже предлагаются рекомендации, где рассматриваются трудности исполнения указанных переложений и приемы их преодоления. Пьесы рекомендованы для исполнения в средних и старших классах ДМШ.

  1. «Выход Былтыра». Музыка, характеризующая его, отличается теплотой, задушевностью и певучестью. При разучивании пьесы необходимо обратить внимание на распевы, характерные для татарской музыки: нужно добиваться исполнения фразы на едином дыхании, не нарушать плавного течения мелодии, дослушивать длинные звуки для достижения цельности фраз. В сопровождении – покачивающиеся аккорды. Сложность исполнения аккомпанемента – в плавном переходе от баса к аккордам.
    Эта пьеса соответствует уровню 4 класса. Можно рекомендовать более продвинутым ученикам 3 класса. (Приложение 1)
  2. «Танец ведьм». Пьеса отличается простотой гармонического языка, обычной мажорно-минорной ладовой основой. Пляска ведьм основана на сопоставлении неожиданных движений: резких и более плавных. Но изломанная мелодика и «ворчливые», «каркающие» хроматические групповые форшлаги придают музыке ведьм тот необычный, нечеловеческий характер, который присущ всей нечисти.
    Внимание исполнителя должно быть направлено на изобразительные моменты музыки.
    До начала работы с пьесой следует разъяснить ученику суть ритмических трудностей, вызванных полиритмией и синкопами. При разучивании обратить внимание на украшения в правой руке, которые надо исполнять легко. Эта пьеса соответствует уровню 7 класса. (Приложение 2)
  3. «Красование Былтыра». Характер пьесы лирический. Сложность исполнения заключается в умении пластично провести гибкую, длинную мелодическую фразу на фоне вальсового аккомпанемента. Внимание исполнителя должно быть направлено на партию левой руки, которую нужно учить отдельно, добиваясь свободного переноса руки от баса к аккордам. Яркая выразительность мелодии, ее стремление к кульминационной вершине обязывают тщательно отработать сопровождение.
    Эту пьесу можно ввести в программу 4-5 классов. (Приложение 3)
  4. «Соло Сююмбике». Сююмбике – сказочный образ. В соответствии с образом, музыка отличается красочностью, песенностью, задушевностью. Веселый, подвижный и танцевальный характер пьесы требует особого внимания к работе над мелкой техникой. Шестнадцатые длительности должны звучать легко, не утяжеляя движения мелодии. Необходимо обратить внимание на активные скачки, усложненные форшлагами, где акцент приходится на основные доли, а форшлаги нужно играть легко и мягко.
    В сопровождении есть большие скачки от баса к аккордам, что потребует отдельного внимания. Необходима работа и над ритмическим рисунком (внутритактовые синкопы),а также над возможными, но не желательными толчками на последнюю слабую долю такта.
    Исходя из выше названных трудностей, эту пьесу можно предложить учащимся старших классов ДМШ. (Приложение 4)
  5. «Дуэт Былтыра и Сююмбике». По характеру – лирическая, взволнованная пьеса. Трудность заключается не только в исполнении мелодии на одном дыхании, но и соотношении звучности мелодии и аккомпанемента.
    Сопровождение, создавая гармонический фон и пульсацию, должно помочь мелодии сохранить цельность фразы. Поэтому аккомпанемент следует играть тихо и легко, бас и аккорды как бы нанизывая на плавное движение мелодии, дополняя ее звучание и помогая ее развитию.
    Ощущение горизонтального движения музыкальной ткани способствует достижению крупного дыхания, как в мелодической линии, так и в сопровождении. Пьесу можно рекомендовать для репертуара шестого, седьмого классов ДМШ. (Приложение 5)

Литература:

  1. Батыркаева Л. Клавир балета Ф. Яруллина «Шурале». – Казань: Татарское книжное издательство, 1987.
  2. Бахтиярова Ч. «Фарид Яруллин». – Казань: Татарское книжное издательство, 1960.
  3. Раимова С. История татарской музыки: учебное пособие. - Казань: КГПИ, 1986.

Top