Сергей рахманинов краткая биография. Сергей Рахманинов: жизнь и гениальное творчество История одного из произведений рахманинова

Ранние годы.
Сергей Васильевич Рахманинов родился 1 апреля 1873 года. его детские годы прошли в имении Онег неподалеку от Новгорода. На всю жизнь запечатлелись в памяти чудесные картины русской природы:бескрайние просторы полей и лесов, величавые воды реки Волхов, с которой связан былинный сказ о певце-гусляре Садко.
Первой учительницей музыки будущего композитора (он начал заниматься с четырех лет) была его мать Любовь Петровна. мальчик делал быстрые успехи, но, несмотря на выдающиеся способности к музыке, его вместе с братом Володей его решили определить в пажеский корпус. Однако разорение семьи изменило это решение. Обучение в пажеском корпусе, стоившее дорого, оказалась теперь не по средствам. Володю отдали в кадетский корпус, а девятилетнего Сережу - в петербургскую консерваторию.

Петербургская консерватория .
Условия для занятий в консерваториии складывались неблагоприятно. Отец оставил семью - мать и шестерых детей. Сережа поселился у бабушки и тети, которые жалели его и всячески баловали. Предоставленный сам себе, Сережа изрядно бездельничал. "Моя бабушка, - вспоминал впоследствии Рахманинов, - была очень добродушная, она верила всему, что я ей говорил. Я получал от нее 10 копеек в день на расходы и на проезд в консерваторию, но я уходил прямо на каток и проводил там все утро". В результате часто случались плохие отметки по общеобразовательным предметам. С музыкальными занятиями дело обстояло благополучнее благодаря природным способностям. Но в классе фортепиано серьезной системной работы не было.
Летние каникулы Сережа проводил с бабушкой Софьей Александровной Бутаковой под Новгородом, где с большим удовольствием слушал перезвоны старинных церковных колоколов, пение монастырского хора. Эти детские впечатления отразились в дальнейшем в произведениях Рахманинова.
Тогда же возникли первые попытки сочинять музыку. это были импровизации на фортепиано, которые Сережа нередко выдавал за произведения известных композиторов.
1885 году в Петербург приехал двоюродный брат Рахманинова Александр Ильич Зилоти. в недавнем прошлом любимый ученик Н.Г. Рубинштейна и Ф. Листа, он, несмотря на молодость(будучи всего на десять лет старше Сережи), был уже известным пианистом, преподавал в Московской консерватории. Прослушав игру Сережи на фортепиано, Зилоти предложил матери перевести того в Московскую консерватории и получил согласие.

Московская консерватория.
Зилоти определил брата в класс педагога, друга Чайковского, Николая Сергеевича Зверева,который взял Сережу на полный пансион. Так он обычно поступал по отношению к одаренным ученикам. Зверев не только не брал денег за обучение, но, напротив, сам оплачивал преподавателей, обучавших мальчиков иностранным языкам и общеобразовательным предметам. он водил их в театр, на концерты. В летние месяцы воспитанники вместе с ним ездили на подмосковную дачу, в Крым, в Кисловодск.
Зверев был требовательным педагогом, приучил своих учеников к систематической работе. Строго взыскивал за провинности, не терпел лжи, лени, хвастовства. Уроки начинались ровно в шесть утра, и тот, кто по расписанию был первым, садился за инструмент. Исключений не было ни для кого, даже если накануне ученики поздно возвращались из театра или с концерта.
Поначалу такой суровый режим тяготил Сережу, но постепенно он привык к нему и превратился в человека исключительно собранного, волевого, дисциплинированного.
"Лучшим, что есть во мне. я обязан ему", - впоследствии говорил Рахманинов о Звереве.
в 1885/86 годы в Москве давал свои знаменитые исторические концерты А. Рубинштейн. Воспитанники Зверева прослушали весь цикл, и это оставило неизгладимое впечатление. Рахманинов Вспоминал: "Вот как мы учились играть в России: Рубинштейн давал свои Исторические концерты.... Он, бывало, выйдет на эстраду и скажет: " Каждая нотка у Шопена - чистое золото. слушайте!" И он играл, а мы слушали". Антон Григорьевич бывал у Зверева в гостях. Приходили к Звереву и другие интересные гости: профессора университета, художники, актеры, музыканты. Часто бывал Чайковский. Он сразу выделил Рахманинова из всех воспитанников, следил за его музыкальным развитием. Волнующим событием для Рахманинова стал экзамен по теории музыки при переходе на старшее отделение консерватории. Рахманинов получил на нем оценку 5+. Чайковский помог своему любимцу Сереже поставить в Большом театре оперу "Алеко". Он знал по собственному опыту, как тяжело начинающему музыканту прокладывать себе дорогу.
На старшем отделении консерватории Рахманинов Занимался в классе свободного сочинения у Аренского, в классе контрапункта у Танеева, фортепиано - у Зилоти. Уже в это время всех поражала феноменальная одаренность молодого музыканта, его редкая музыкальная память. Ему достаточно было услышать один раз сложное музыкальное произведение, например первую часть симфонии, чтобы тут же сыграть ее. Он наизусть запоминал пьесу, просмотрев ноты 3-4 раза. Рахманинов часто выступал в концертах, о нем заговорили как о выдающемся пианисте.
В 1891 году Зилоти покинул консерваторию, и Рахманинов решил сдать выпускные экзамены по классу фортепиано досрочно, годом раньше. сложную экзаменационную программу он выучил за три недели и блестяще исполнил ее. В следующем 1892 году он окончил консерваторию по классу композиции с Большой золотой медалью.

Ранние сочинения.

Уже в консерватории Рахманинов достиг больших успехов в области композиции. Созданные им в эти годы произведения свидетельствуют о таланте, силь­ном, глубоком, самобытном. Подлинным шедевром явилась среди них знаменитая П р ел ю д и я до-диез м и н о р, со­чиненная в 19 -летнем возрасте. "Однажды прелюдия про­сто пришла, и я записал ее. Она подступила с такой силой, что я не смог бы отделаться от нее, если бы даже попытался. Она должна была быть, и она стала", - писа л Рахманинов.

С каждым новым проведением мелодия звучит все более страстно. В среднем разделе прелюдии (Agitato ) она преобразуется в мятежно-порывистую тему, стремящуюся вверх. Следует напряженное развитие, после чего в репризе прелюдии (она написана в трехчастной форме) дра­матизм достигает высшей точки. Грозно звучит многократно усилен­ный октавами мотив-колокол, но и второй элемент утратил жалобный характер. В мощном изложении восьмизвучными аккордами он вос­принимается как протест, воля к действию. Однако исход борьбы не­ясен. Напряжение спадает, все тише звучат удары колокола, завершая прелюдию.

В консерватории был написан также Первый фортепи­анный концерт фа-диез минор. Это произведение, по-юно­шески непосредственное, - замечательная удача молодого композитора. В нем ярко проявился его мелодический дар.

Дипломной работой Рахманинова стала опера "Алеко" на сюжет поэмы Пушкина "Цыганы". Тема для сочинения оперы была предложена ему и двоим товарищам по курсу за месяц до выпускных экзаменов. Рахманинов написал оперу за 17 дней! Такая творческая активность поразила Аренского, который воскликнул: "Если вы будете продол­жать с такой скоростью... вы сможете писать по двадцать четыре акта в год! Это куда как хорошо!".

Для Рахманинова сюжет из цыганской жизни явился сильнейшим стимулом творческого вдохновения. Именно цыганская натура для многих художников прошлого была олицетворением естественной красоты, могучего порыва к воле.

Чуткой душой музыканта Рахманинов уловил и вопло­тил в своей юношеской опере трагический конфликт между стремлением личности к свободе и несбыточностью этого стремления. Рушатся мечты Алеко, надеявшегося среди цы­ган, живущих вольной кочевой жизнью, "презрев оковы просвещенья", обрести счастье: погибают Земфира и ее воз­любленный. Одной из впечатляющих страниц оперы яв­ляется Каватина Алеко. Она становится выражением глав­ной идеи произведения. Это психологический портрет крупным планом, лирическая исповедь огромной силы и страсти.

Десятилетие после окончания консерватории (1890-е годы).

Большой успех "Алеко" на экзамене, а затем в Боль­шом театре окрылил Рахманинова. Он много сочиняет. По­являются оркестровая фантазия "Утес", Первая симфония, фортепианные пьесы, романсы, духовный концерт а капелла и другие произведения. Рахманинов-композитор становит­ся известным, о нем пишут статьи.

В эти годы Рахманинов много читал. Подолгу стоял пе­ред картинами русских художников в Третьяковской гале­рее, часто бывал у Третьяковых дома. Любил ходить в театр, особенно в Малый, где выступали корифеи русской сцены - Мария Ермолова, Пров Садовский. Но жизнь складывалась трудно. Решительный и властный в исполнительстве и твор­честве, Рахманинов по натуре был человеком ранимым, час­то испытывал неуверенность в себе. Мешали житейская не­устроенность, одиночество, скитания но чужим углам, мате­риальные затруднения.

Сильным душевным потрясением стала для Рахмани­нова внезапная кончина Чайковского 25 октября 1893 года. Под трагическим впечатлением Рахманинов написал трио "Памяти великого художника" для скрипки, виолончели и фортепиано.

Первая симфония, исполненная в Петербурге под управлением Глазунова, успеха не имела, и Рахманинов тя­жело переживал это событие. В Москву он вернулся мрач­ным, расстроенным. Он потерял веру в себя, в свой талант, стал сомневаться в правильности выбранного жизненного пути. Несколько лет ничего не сочинял, лишь выступал в концертах, правда, всегда с неизменным успехом. Матери­альное положение его становилось все хуже. Но тут не­ожиданно Рахманинов получил приглашение от известно­го мецената С. И. Мамонтова занять должность дирижера в его оперном театре. Сезон, проведенный в нем, имел боль­шое значение для композитора. Он досконально изучил партитуры многих опер, приобрел дирижерский опыт, по­знакомился с выдающимися художниками, оформлявши­ми спектакли, - Васнецовым, Поленовым, Серовым, Врубе­лем, Коровиным. Крепкая дружба завязалась у Рахмани­нова с Шаляпиным, работавшим тогда в театре Мамонто­ва. Оба музыканта часто выступали вместе. По словам со­временника, "эти два великана, увлекая один другого, бук­вально творили чудеса".

Рахманинов посещал Льва Толстого, у которого всегда находил моральную поддержку. Дружеские отношения сло­жились у него с Чеховым и Буниным, с артистами Художе­ственного театра.

В 1899 году Рахманинов впервые выступал за границей (в Лондоне), в следующем году побывал в Италии. Радост­ным событием явилась для него постановка "Алеко" в Пе­тербурге по случаю 100-летнего юбилея Пушкина с Шаля­пиным в партии Алеко. Так постепенно готовился внутрен­ний перелом, и в начале 1900-х годов Рахманинов возвра­щается к творчеству.

Годы творческой зрелости (1900-1917).

XX век на­чался в жизни композитора со Второго фортепианного концерта, прозвучавшего как могучий набат. Современники услышали в нем голос Нового времени - напряженного, взрывчатого, с предчувствием грядущих перемен. Успех кон­церта, впервые целиком исполненного в 1901 году в Москве, был огромен. Он окрылил Рахманинова, вызвал небывалый творческий подъем. "Я занимаюсь целыми днями и горю в огне", - сообщает Рахманинов в одном из писем. Одно за другим появляются кантата "Весна", прелюдии, романсы, Вто­рая симфония. За эту симфонию, как ранее и за Второй кон­церт, Рахманинов удостоен премии имени Глинки. В 1909 году написан Третий фортепианный концерт - одно из выдающихся творений Рахманинова.

В музыке этого времени много пылкой восторженности и воодушевления. Но возникают и другие настроения. Раз­мышления о жизни и смерти порождают трагические обра­зы Первой фортепианной сонаты, навеянной трагедией "Фа­уст" Гёте; симфонической поэмы "Остров мертвых" по кар­тине швейцарского художника Л. Бёклина. Со временем эти настроения углубляются. Сложное время, революцион­ные потрясения, начавшаяся в 1914 году первая мировая война, тяжелые утраты, которые понесло русское искусство, порождают ощущение надвигающейся катастрофы. В му­зыке Рахманинова все чаще возникают агрессивные образы, мрачные, подавленные настроения (например, в отдельных частях вокально-Симфонической поэмы "Колокола" на сти­хи Эдгара По, в ряде романсов, в "Этюдах-картинах" ор. 39). Однако, создавая подобные произведения, Рахманинов нахо­дил в себе силы преодолевать эти настроения. Олицетворе­нием вечной красоты становится для него любимая с дет­ства русская духовная музыка. В 1910 году он пишет "Ли­тургию Иоанна Златоуста", а в 1915-м - "Всенощное бде­ние" для хора а капелла.

Интенсивное творчество сочеталось в эти годы у Рахма­нинова с не менее интенсивной концертной - пианистиче­ской и дирижерской - деятельностью. Некоторое время он работал в Большом театре и оставил память о замечатель­ных постановках русских опер. Эта работа вдохновила ком­позитора на создание двух одноактных опер - "Франческа да Римини" (по "Божественной комедии" Данте) и "Скупой рыцарь" (по "маленькой трагедии" Пушкина). Они были по­ставлены на сцене Большого театра и прошли с успехом.

Кроме того, Рахманинов принимал участие в Русских исторических концертах, организованных Дягилевым в Па­риже. Одно время руководил Филармоническими концер­тами в Москве. Объездил с концертами многие европейские страны, гастролировал в Америке, где его выступления про­ходили с триумфом.

Но гораздо охотнее Рахманинов выступал перед русской публикой. В годы первой мировой войны он дал много кон­цертов в разных городах России. Половину сборов с них отдал на благотворительные цели, на нужды русской армии.

Рахманинов был отзывчивым человеком. Внешне суровый, всегда, однако, был готов прийти на помощь. Очень любил своих детей. "У меня есть две дочки... зовут их Ирина и Татьяна или Боб и Тасинька. Это две непослушные, непокорные, невоспитанные - но премилые и преинтерес­ные девочки. Я их ужасно люблю! Самое дорогое в моей жизни! И свет­лое!"

Рахманинов увлекался спортом, летом совершал прогулки верхом, зимой катался на коньках. Незадолго до начала войны приобрел автомо­биль, который водил сам. "Когда работа делается не по силам, сажусь в автомобиль и лечу верст за пятьдесят отсюда, на простор, на большую дорогу. Вдыхаю в себя воздух и благословляю свободу и голубые небеса".

Рахманинов любил свое имение Ивановку в Тамбовской губернии. Здесь были созданы его лучшие произведения. "Он любил русскую зем­лю, деревню, крестьянина, любил хозяйничать на земле, сам летом брал косу, ненавидел, как личного врага, лебеду и прочие сорняки и часто часа­ми мне рассказывал, как хороша деревня", - вспоминала известная писательница Мариэтта Шагинян.

Рахманинов за границей. Последние произведения. 1917 год стал переломным в судьбе Рахманинова и его се­мьи. Февральскую революцию он встретил радостно, октябрь­ская вынудила его покинуть Россию навсегда. Главными причинами были опасения за судьбу семьи, ощущение своей ненужности новому обществу.

В декабре 1917 года Рахманинов с семьей выезжает в Швецию. Он дает концерты в Скандинавских странах, а за­тем переезжает в США. Началась изнурительная концерт­ная деятельность вначале в Америке, затем по всей Европе, подчинявшаяся суровым законам музыкального бизнеса. Количество выступлений было огромным: только в сезон 1919/20 года он дал 69 концертов. С ним выступали миро­вые знаменитости: скрипач Яша Хейфец, виолончелист Пабло Казальс, дирижеры Леопольд Стоковский, Артуро Тоскани-ни, Юджин Орманди, Бруно Вальтер. Его концерты проходи­ли в переполненных залах, портреты не сходили со страниц американских газет. Его узнавали продавцы, шоферы такси, носильщики, преследовала армия корреспондентов и фото­репортеров. Но триумф Рахманинова-исполнителя не мог заглушить в нем страстной тоски по отечеству. Даже круг близких друзей за рубежом ограничивался преимущественно выходцами из России. Значительную часть своих гонораров Рахманинов использовал для материальной поддержки со­отечественников как за рубежом, так и на родине.


Имя этого великого музыканта известно во всем мире, и его смело можно назвать «русским гением». Сергей Васильевич Рахманинов был великолепным пианистом, который не имел себе равных, блестящим дирижером и композитором, оставившим после себя огромное культурное наследие. Он создал такие выдающиеся произведения, которые своей вдохновенностью никого не могут оставить равнодушными. Роковая судьба распорядилась так, что маэстро пришлось покинуть Родину, но любовь к отчизне, как и любовь к музыке, он пронес в сердце через всю жизнь и отразил это в своём гениальном творчестве.

Краткую биографию Сергея Рахманинова и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Рахманинова

Сергей Рахманинов появился на свет 1 апреля 1873 года в имении Онег Новгородской губернии. С юных лет мальчик стал проявлять особый интерес к музыке, поэтому мама Любовь Петровна стал обучать его игре на инструменте с четырехлетнего возраста. Когда Сергею Васильевичу исполнилось девять лет, вся семья была вынуждена переехать жить в Северную столицу, так как их имение было продано за долги. Отец будущего композитора ушел из семьи, поэтому о детях теперь заботилась одна мать. Она-то и приняла решение дать Сергею именно музыкальное образование, как и хотела первоначально.


Вскоре Рахманинова принимают на младшее отделение в Петербургскую консерваторию. Вот только с учебой у мальчика не заладилось, ведь он предпочитал проводить время на улице, а не за фортепиано. Тогда по совету Александра Зилоти, который приходился Рахманинову двоюродным братом, было решено перевести юного музыканта в Московскую консерваторию к Н.С. Звереву. Этот педагог давно славился своей особой системой воспитания одаренных учеников. Он выбирал из класса двух-трех талантливых детей и забирал на полный пансион к себе домой. Там Николай Сергеевич приучал учеников к дисциплине, высочайшей организованности и систематическим занятиям, занимаясь с каждым из них индивидуально. В 1887 году Рахманинов начинает сочинять и записывать первые произведения. В то время его преподавателем по контрапункту становится С.И. Танеев .


Сергей Васильевич окончил консерваторию по двум классам – фортепиано (1891 г.) и композиции (1892 г.). Его дипломной работой стала опера «Алеко», созданная им всего за семнадцать дней. За свое сочинение он получил высочайшую отметку «5+». В 1892 году Сергей Васильевич впервые выступил перед публикой как пианист, со своей известнейшей Прелюдией до-диез минор, ставшей настоящей жемчужиной его творчества.

В 1897 году состоялась долгожданная премьера Первой симфонии, над которой Рахманинов долго работал. После этого концерта, который был крайне неудачным для композитора, он не сочинял ничего в течение трех лет, так как произведение провалилось. Публика и безжалостные критики отрицательно встретили симфонию, да и сам Рахманинов был крайне разочарован. В итоге партитуру он уничтожил, запретив когда-либо исполнять ее. Оставив на время композицию, Сергей Васильевич вплотную занялся исполнительской деятельностью. В 1900 году он вновь вернулся к любимому занятию и принялся за написание Второго фортепианного концерта. Вслед за ним, выходят другие популярные сочинения композитора. В 1906 году Рахманинов решает уйти с постоянной работы в Мариинском женском училище, где он преподавал теорию музыки, чтобы заняться творчеством.


В 1917 году композитор вместе со своей семьей отправляется в Швецию с концертной программой, и предполагалось, что вернутся они через два месяца. Однако, как оказалось, с родными краями они простились уже навсегда. Вскоре семейство Рахманиновых переехало в Америку. Там очень ценили талант Сергея Васильевича и считали его пианистом мирового уровня. Ему приходилось много и напряженно работать, подготавливая концертные программы, иногда из-за чего сильно болели руки.

В этот период Рахманинов снова делает большой перерыв и ничего не сочиняет практически восемь лет. Лишь в 1926 году из-под его пера появляется Четвертый концерт для фортепиано.

В 1931 году семья Рахманиновых покупает участок на берегу озера в Швейцарии, и вскоре там появляется вилла «Сенар». Именно тут он и создает свои знаковые сочинения – и Третью симфонию. Симфонические танцы композитор написал в 1940 году и это стало его последним произведением.

28 марта 1943 года тяжелобольной Рахманинов скончался в кругу своих родных в Беверли-Хиллз.



Интересные факты из жизни Рахманинова

  • У Рахманинова и его учителя Н. Зверева произошел конфликт из-за композиции. Оба очень тяжело переживали это, а помириться музыканты смогли лишь после выпускного экзамена. Тогда Зверев подарил Рахманинову свои золотые часы, которые композитор бережно хранил всю жизнь.
  • В выпускном классе фортепианного отделения Сергей Рахманинов остался без педагога, так как А. Зилоти ушел из консерватории, а его ученик не захотел менять наставника. В результате ему пришлось самостоятельно подготовить выпускную программу, с которой он блестяще выступил на экзамене.
  • Так как Рахманинов окончил сразу два факультета с отличием, то ему была вручена Большая золотая медаль.
  • Когда шли репетиции первой оперы «Алеко », к начинающему композитору подошел П.И. Чайковский и предложил исполнить сочинение Рахманинова вместе со своим новым спектаклем «Иоланта », если тот не возражает. От счастья и восторга Рахманинов даже не смог вымолвить и слова.
  • Из биографии Рахманинова мы знаем, что в 1903 году Рахманинов женился на Наталье Сатиной, которая приходилась ему двоюродной сестрой. Из-за этого музыканту даже пришлось простить «Высочайшего разрешения» на брак.


  • Композитор признавался, что провал первой симфонии огорчил его не из-за негативных отзывов, а из-за того, что ему и самому не понравилось сочинение уже на первой репетиции, но он не стал ничего исправлять.
  • Несмотря на то что Рахманинов последние десятилетия своей жизни прожил в США, он отказался от гражданства этого государства, так как не захотел отрекаться от своей Родины.
  • Вилла «Сенар» получила название по первым слогам имен Сергея Васильевича и его супруги Натальи Рахманиновой. Это место стало особенным для композитора, он даже специально привез туда русские березы, а само имение создал в национальном стиле.


  • Когда началась Великая Отечественная война, Рахманинов крайне тяжело переживал это и даже один из гонораров за свое выступление (сумма составляла около 4 тыс. долларов) он передал для поддержки советской армии. Его примеру тут же последовали другие известные музыканты.
  • Необычайный талант Рахманинова передался ему от деда Аркадия Александровича, который был не только превосходным пианистом, но и сочинял небольшие фортепианные произведения.
  • С самого детства Сергей Васильевич обладал фантастической памятью. Он мог легко исполнить по памяти произведение, даже если слышал его всего один раз.
  • Выступал Рахманинов и в качестве дирижера, причем все его постановки («Князь Игорь » Бородина, «Русалка » Даргомыжского и др.) стали эталоном.
  • Помимо хорошей памяти композитор обладал еще одной уникальной особенностью, которую отмечали многие исследователи его жизни и творчества. Он мог легко охватывать на рояле сразу 12 белых клавиш, что было не под силу многим известным пианистам.
  • На деньги, переданные Рахманиновым на Родину во время Великой Отечественной войны, был построен самолет для армии.
  • Композитор очень хотел еще раз посетить свою родную страну, сохранились сведения, что он пытался это сделать незадолго до своей смерти, однако, его не пустили.
  • На любимом инструменте Рахманинов занимался ежедневно, вплоть до конца своей жизни.
  • Сергей Васильевич не очень любил внимание репортеров, фотографов и предпочитал всегда избегать встречи с толпой журналистов.
  • Мало кто знает из любителей музыки, но мелодия известного сингла «All by myself», которую исполняла популярная певица Селин Дион , была позаимствована из Второго фортепианного концерта Рахманинова . Автор песни Эрик Кармен считал, что наследие великого композитора является национальным достоянием, но вскоре ему пришлось долго улаживать все вопросы с наследниками маэстро. Более того, он даже вынужден был указать имя Рахманинова, как настоящего автора песни.


  • Биография Рахманинова гласит, что юный композитор был очень влюбчивым, и у него часто вспыхивали сильные чувства к девушкам. Так, одним из его увлечений стала Вера Скалон, с которой он познакомился в 17 лет. Именно этой девушке он посвятил несколько своих произведений: «В молчанье ночи тайной», 2 часть Первого фортепианного концерта. А называл свою возлюбленную Рахманинов Верочка или «Моя Психопатушка». Интересно, что практически одновременно он влюбляется в жену своего приятеля Анну Лодыженскую и также сочиняет для нее романсы.
  • Мало кто знает, но при жизни Рахманинов запатентовал специально приспособление для пианистов – грелку-муфту, в которой исполнители могли согревать свои руки перед важным выступлением.


Творческий облик Сергея Васильевича необычайно многогранен, ведь на протяжении жизни он обращался к самым разнообразным музыкальным жанрам и практически в каждом из них оставил настоящие шедевры. Есть одна общая черта, которая невидимой нитью объединяет все его произведения – это любовь к Родине и связь с русской культурой. Не секрет, что именно образ родной земли занял центральное место в его творчестве. Самое удивительно, что Рахманинов не сочинял исторические произведения или программные, которые были связаны с исторической тематикой. Но это не помешало ему выразить всю глубину патриотических чувств в своей музыке. Еще одна отличительная черта Рахманинова – это лиричность, большая роль в его творчестве отводится песенной, протяжной мелодии.

Необычные привычки и высказывания истинного музыканта

  • Очень часто композитор отмечал, что он всего лишь на 85 процентов музыкант. Если же интересовались, куда делись оставшиеся 15, то Рахманинов отвечал, что он еще и человек.
  • Сергей Васильевич очень тяжело переживал провал своих произведений, но удачное исполнение тоже могло вызвать в нем творческие сомнения. Однажды после успешного выступления он вынужден был запереться в гримерке, чтобы никого не видеть. Когда же маэстро открыл дверь, то сразу же попросил, чтобы ему ничего не говорили о концерте, так как он не музыкант, а сапожник.
  • Несмотря на большие гонорары за свои выступления, Рахманинов предпочитал одеваться достаточно скромно, что подмечали многие журналисты того времени. Но это ничуть не мешало ему держать в своем гараже последние модели дорогостоящих автомобилей.
  • Рахманинов всегда бережно относился к своим рукам, многие современники отмечали, что они у него были очень красивые. Даже кнопки на его ботинках перед концертами застегивала всегда супруга, чтобы он не поранил пальцы.
  • Рахманинов был требователен не только к себе, но и к публике. Особенно он не любил когда в зале начинали кашлять и разговаривать во время его исполнения. Свое недовольство он выражал тем, что мог пропустить несколько вариаций в произведении.



Личность знаменитого музыканта всегда привлекала внимание кинорежиссеров, которые по биографии Рахманинова сняли достаточное количество картин, которые рассказывают о жизни композитора.

В фильме «Поэма о крыльях» (1980), режиссера Даниила Храбровицкого, рассказывается о советской авиации, тем не менее в картине довольно часто появляется фигура Сергея Рахманинова, которого сыграл Олег Ефремов.

В 1992 году студия Центрнаучфильм выпустила ленту «Портрет Рахманинова» в двух частях. Режиссер фильма – А. Косачев.

Фильм «Сергей Рахманинов. Две жизни» можно называть первой кинолентой, посвященной композитору, которая охватила весь жизненный путь музыканта. Примечательно, что внук талантливого исполнителя Александр Рахманинов принимал непосредственное участие при создании картины. В фильме показано две жизни Сергея Васильевича – на Родине и в США. Особенно интересна эта картина тем, что в ней есть редкие материалы и сведения, которые удалось получить из личных бесед с родными и близкими Рахманинова. Очень точно рассказывается о его зарубежной жизни и творческом пути.

В 2003 году Андрей Кончаловский снял документальный фильм «Сергей Рахманинов», который вошел в цикл «Гении». Картина знакомит публику с редкими кадрами из жизни известного музыканта. Сам Кончаловский признавался, что это его любимый композитор, наделенный сильным, настоящим русским характером.


В 2007 году вышел фильм Павла Лунгина «Ветка сирени», который был приурочен к 135-летию музыканта. В первую очередь это художественный фильм, где очень тесно взаимодействуют реальные факты и вымысел сценариста. Даже в самом конце ленты есть пометка о том, что события являются художественным вымыслом, впрочем, как и сам главный герой. Тем не менее эта кинолента заслуживает внимания всех любителей и почитателей таланта Рахманинова. Уже с первой минуты зрители погружаются в мир музыки, оказываясь на концерте маэстро в Карнеги-Холле. Великолепная игра актеров (Евгений Цыганов, Виктория Толстоганова), а также знаменитые композиции Сергея Васильевича мгновенно перенесут всех зрителей в то время, заставляя глубоко переживать все моменты личной жизни вместе с главным героем картины.

В 2012 году телеканал «Культура» представил фильм о Сергее Васильевиче из цикла «Партитуры не горят». Артем Варгафтик в своей авторской программе затронул старинную испанскую тему «Фолии», на которую Рахманинов сочинил свои известные Вариации.


Существует огромное количество кинолент, в которых можно услышать прекрасные образцы творчества Сергея Рахманинова, и с каждым годом их количество неизменно пополняется. Мы приведем лишь некоторый список самых популярных фильмов, в которых встречается музыка композитора.

  1. Страна грез (2016)
  2. Зверополис (2016)
  3. Дневник Бриджит Джонс 3 (2016)
  4. Хорошая жена (2015)
  5. Вечеринка закончилась (2015)
  6. Бёрдмен (2014)
  7. Паганини: Скрипач дьявола (2013)
  8. Бен-Стивенсон: хореограф и его Музы (2012)
  9. Чудо (2012)
  10. Однажды вечером (2010)
  11. Хор (2009)
  12. Слеза (2007)
  13. Шесть демонов Эмили Роуз (2005)
  14. Шрек 2 (2004)
  15. Дневники Бриджит Джонс (2001)
  16. Мелкие мошенники (2000)
  17. Авансцена (2000), Сабрина (1995)
  18. Короткая встреча (1993),
  19. Свадьба моего лучшего друга (1997)
  20. Блеск (1996)
  21. Нью-йоркские ночи (1984)
  22. Доктор Живаго (1965)

Несмотря на эмиграцию, Рахманинов всегда думал о своей родной земле и глубоко переживал начало военных действий. Была у великого музыканта мечта, с которой он не расставался ни на миг. Рахманинов очень хотел еще раз оказаться на родной земле, однако, этому не суждено было осуществиться. Во время Первого Международного конкурса пианистов им. Чайковского, проходившего в 1958 году, один из лауреатов по имени Ван Клиберн отвез небольшую горсть русской земли в Америку, чтобы высыпать на могилу С. Рахманинова, великого «русского гения».

Видео: смотреть фильм о С. Рахманинове

Сергей Рахманинов (творчество и биография которого изучаются во всех музыкальных учебных заведениях не только нашей страны, но и мира) - это великий русский композитор, а также пианист и дирижёр. Он является автором огромного количества произведений различных жанров - от этюдов до опер. Музыка С. Рахманинова пропитана романтикой, энергией, лирикой и свободой.

Вкратце о композиторе

Сергей Васильевич Рахманинов, биография, фото которого представлены в данной статье, был выдающимся композитором. Сам Пётр Ильич Чайковский, когда впервые услышал студента консерватории С. Рахманинова, предсказал ему великое будущее. Композитор обладал необычайно прекрасным слухом и отменной музыкальной памятью. Первая опера, написанная С. Рахманиновым, «Алеко» была поставлена в Большом театре, когда автору было всего лишь 20 лет. С 1894 года С.В. Рахманинов начал педагогическую деятельность. В годы Революции эмигрировал из страны и оставшуюся жизнь прожил за границей, где очень тосковал по родине, но вернуться ему было не суждено.

Детство и юность

Биография Рахманинова интересна начиная с его детских лет. Родился композитор 1 апреля 1873 года. Место рождения точно не установлено. Но всё своё детство Сергей Васильевич провёл в имении под названием Онег под Новгородом, которое принадлежало его матери. Хотя в некоторых источниках можно встретить утверждение, что родился он в Старорусском уезде, в усадьбе Семёново. Сергей Васильевич был не единственным ребёнком в семье. Всего у его родителей было шестеро детей. У него было два брата - Аркадий и Владимир, и три сестры - Варвара, София и Елена. Музыкой С. Рахманинов занимался с 5 лет.

Биография Рахманинова С.В. связана с такими именами, как В.В. Демянский, Николай Зверев и С.И. Танеев. Это три великих педагога, у которых обучался Сергей Васильевич. Высшее музыкальное образование композитор начал получать в Санкт-Петербурге. Но через 3 года обучения он переехал в Москву. Далее обучался уже в столичной консерватории на двух отделениях: композиции и фортепиано. Окончил Сергей Васильевич консерваторию с золотой медалью. Концертировать С. Рахманинов начал ещё в студенческие годы. Пётр Ильич Чайковский присутствовал на экзамене у Сергея Васильевича и поставил ему пять с тремя плюсами.

Родители композитора

В семье военного и пианистки родился композитор Сергей Рахманинов. Биография его матери Любови Бутаковой известна не слишком хорошо. Она была дочерью генерала. Родилась в 1853 году, скончалась в 1929 г. Она окончила консерваторию по классу фортепиано. Её педагогом был Антон Рубинштейн. У неё было богатое приданое - пять имений с большими участками земли. Одно имение было родовым, остальные же были получены её отцом в качестве награды за службу.

Биография Рахманинова Василия Аркадьевича - отца великого композитора - связана с армией и музыкой. Родился он 1841 году и умер в возрасте 75 лет. Он был офицером, гусаром, при этом был одарённым музыкально. Поступил на службу в возрасте 16 лет в чине унтер-офицера. Через год стал юнкером, а ещё через год - прапорщиком. Потом побывал в чинах: подпоручика, корнета, старшего адъютанта, штабс-ротмистра, поручика. Несколько раз уходил в отставку по семейным обстоятельствам и снова возвращался в ряды военных.

Окончательно был уволен со службы по состоянию здоровья в 1872 году. После чего был назначен при нескольких уездах Новгородской губернии посредником земельного размежевания. За годы военной службы был награждён: крестом за покорение Кавказа, Серебряной медалью за покорение Чечни и Дагестана, медалью за усмирение Польского мятежа и серебряной медалью за покорение Западного Кавказа.

Супруга Сергея Васильевича

Биография Рахманинова С.В. была бы не совсем полной без рассказа о его любимой супруге. В личной жизни композитора произошли изменения в 1902 году. Со своей будущей женой Натальей Сатиной он провёл практически все свои подростковые годы, они были очень дружны. Композитор посвятил ей свой знаменитый романс «Не пой, красавица, при мне».

29 апреля 1902 года состоялось венчание влюблённой пары в маленькой церквушке на окраине Москвы, после которого молодожёны сразу же уехали на вокзал и отправились в путешествие. В Россию они вернулись только через несколько месяцев.

Вскоре родилась их старшая дочь Ирина. Сергей и Наталья были родственниками - двоюродными братом и сестрой. В то время было запрещено вступать в брак близким родственникам, для этого нужно было получить разрешение от самого императора, а давал он такие разрешения только в особо исключительных случаях. Сергей Рахманинов подал прошение царю, но поженились влюблённые, не дожидаясь от него ответа. Всё обошлось. Через несколько лет у них родилась вторая дочь.

Потомки великого композитора

Любящим отцом был Сергей Рахманинов. Биография его потомков тоже связана с музыкой. У композитора было две замечательных дочери, которые очень любили своего отца и трепетно хранили память о нём. Ирина училась в США, в совершенстве владела двумя языками - английским и французским. Долгое время жила в Париже. Была женой князя П. Волконского. Брак продлился всего лишь 1 год, супруг скончался, хотя ему было всего 28 лет. Вторая дочь С.В. Рахманинова, Татьяна, также училась в Америке. В 30-е годы 20 века переехала в Париж. Её мужем был Борис Конюс - сын скрипача, композитора и педагога, который учился в консерватории на одном курсе с её отцом - С. Рахманиновым.

Александр Рахманинов-Конюс — сын дочери композитора Татьяны. Он единственный внук Сергея Васильевича. Он унаследовал письма деда, его архив и автографы. Александр занимался организацией конкурсов имени своего великого деда, а также проводил торжества, посвящённые С.В. Рахманинову в Швейцарии.

Самые знаменитые опусы

Огромнее количество произведений написал Сергей Рахманинов. Биография и творчество этого великого русского композитора значимы для нашей страны. Он оставил огромное наследие для потомков.

Произведения Сергея Рахманинова:

  • Оперы: «Скупой рыцарь», «Франческа да Римини», «Алеко».
  • Соната для виолончели и фортепиано.
  • Концерты для фортепиано с оркестром.
  • Вокализ для голоса в сопровождении фортепиано (посвящение солистке оперы А. Неждановой).
  • Симфонии.
  • Рапсодия на тему Паганини.
  • Поэмы: «Остров мёртвых», «Колокола» и «Князь Ростислав».
  • Сюита «Симфонические танцы».
  • Кантата «Весна».
  • Фантазия «Утёс».
  • Пьесы-фантазии для фортепиано.
  • Сонаты для фортепиано.
  • Каприччио на цыганские темы.
  • Пьесы для виолончели и фортепиано.
  • Произведения для хора a-capella: «Всенощное бдение» и «Литургия Иоанна Златоуста».
  • Русские песни для хора с оркестром.
  • Пьесы для фортепиано в 4 руки.

А также большое количество романсов, прелюдии, русские песни, этюды и многое другое.

Дирижёрская деятельность

Композитор Рахманинов, биография которого не ограничивается только исполнительской и сочинительской деятельностью, с 1897 года начал дирижёрством. Он занимал пост капельмейстера в оперном театре известного мецената Саввы Мамонтова. Здесь Сергей Васильевич познакомился с Фёдором Шаляпиным, с которым был всю свою жизнь в дружеских отношениях. В 1898 году Сергей Рахманинов был на гастролях в Крыму с оперным театром, там произошло его знакомство с Антоном Павловичем Чеховым. Через год дирижёр С. Рахманинов впервые выехал на гастроли за рубеж - в Англию.

Эмиграция

Во время революции 1917 года Сергей Васильевич Рахманинов уехал на гастроли за границу. В Россию композитор больше не вернулся. Сначала семья поселилась в Дании, а через год переехала в Америку. Там Сергей Васильевич и прожил до самой своей смерти. Он очень тосковал по родине и мечтал вернуться. Долгое время, живя в эмиграции, он не писал новых произведений. Только через 10 лет муза вновь посетила его, он продолжил композиторскую деятельность, но как дирижёр выступал крайне редко. Большинство произведений, написанных Сергеем Васильевичем за границей, пропитаны тоской о родной стране. В Америке С. Рахманинов имел огромный успех. Скончался композитор 28 марта 1943 года. Похоронен под Нью-Йорком.

В данной статье дана полная биография Рахманинова - от детских лет и до последних дней жизни.

Человеком увлечённым, честным, требовательным к другим и к себе был С. Рахманинов. Биография, интересные факты из которой об этом свидетельствует, была нами рассмотрена в данной статье. Но мало кто знает о том, что:

  • в детстве Сергей Васильевич очень любил бывать со своей бабушкой в монастырях и слушать звон колоколов;
  • дедушка композитора был пианистом-любителем, брал уроки у Джона Фильда, писал музыку и несколько его произведений были изданы;
  • в 4 года Сергей Васильевич уже умел играть в четыре руки в дуэте с дедом;
  • первой любовью композитора была Вера Скалон, она тоже влюбилась в юного С. Рахманинова, он посвятил ей романс «В молчанье ночи тайной» и ещё несколько произведений, писал ей трогательные письма;
  • Сергей Васильевич был очень пунктуальным;
  • когда композитор злился, то лицо его становилось страшным;
  • у С.Рахманинова был очень тихий голос;
  • композитор не любил фотографироваться;
  • предпочитал русскую кухню;
  • любимые развлечения С. Рахманинова - верховая езда, коньки, плаванье, автомобили и моторные лодки, сельское хозяйство.

Рахманинов Сергей Васильевич (1873-1943), композитор, пианист и дирижёр.

Родился 1 апреля 1873 г. в усадьбе Семёнове Новгородской губернии в дворянской семье. В 1882 г. Рахманиновы перебрались в Петербург. В том же году Сергей поступил в консерваторию.

С осени 1886 г. он стал одним из лучших учеников и получил стипендию имени А. Г. Рубинштейна.

На заключительном экзамене по гармонии П. И. Чайковскому так понравились сочинённые Рахманиновым прелюдии, что он поставил пятёрку, окружённую четырьмя плюсами.

Наиболее значительное из ранних произведений - одноактная опера «Алеко» на сюжет А. С. Пушкина. Она была закончена в небывало короткий срок - чуть больше двух недель. Экзамен состоялся 7 мая 1892 г.; комиссия поставила Рахманинову высшую оценку, ему была присуждена Большая золотая медаль. Премьера «Алеко» в Большом театре состоялась 27 апреля 1893 г. и имела огромный успех.

Весной 1899 г. Рахманинов закончил знаменитый Второй концерт для фортепиано с оркестром; в 1904 г. композитору была присуждена за него Глинкинская премия.

В 1902 г. создана кантата «Весна» на стихотворение Н. А. Некрасова «Зелёный шум». За неё композитор также получил Глинкинскую премию в 1906 г.

Знаменательным событием в истории русской музыки стал приход Рахманинова осенью 1904 г. в Большой театр на пост дирижёра и руководителя русского репертуара. В тот же год композитор завершил свои оперы «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини». После двух сезонов Рахманинов ушёл из театра и поселился сначала в Италии, а затем в Дрездене.

Здесь была написана симфоническая поэма «Остров мёртвых». В марте 1908 г. Сергей Васильевич вошёл в состав Московской дирекции Русского музыкального общества, а осенью 1909 г., вместе с А. Н. Скрябиным и Н. К. Метнером, - в Совет Российского музыкального издательства.
В это же время он создал хоровые циклы «Литургия святого Иоанна Златоуста» и «Всенощная».

Осенью 1915 г. появился «Вокализ», посвящённый певице А. В. Неждановой. Всего Рахманинов написал около 80 романсов.

В 1917 г. положение в стране обострилось, и композитор, воспользовавшись приглашением на гастроли в Стокгольм, выехал 15 декабря за границу. Он не предполагал, что покидает Россию навсегда. После гастролей по Скандинавии Рахманинов прибыл в Нью-Йорк.

Летом 1940 г. он закончил своё последнее крупное сочинение - «Симфонические танцы».
5 февраля 1943 г. состоялся последний концерт великого музыканта.

Сергей Васильевич Рахманинов родился 20 марта 1873 года в дворянской семье в имении Онег, принадлежащем его матери, под Новгородом. Здесь прошло раннее детство будущего композитора. В детские и отроческие годы зародилась привязанность к поэтической русской природе, к образам которой не раз в своём творчестве он обращался. В те же годы Рахманинов имел возможность довольно часто слушать русские народные песни, которые очень любил всю свою жизнь. Посещая вместе с бабушкой новгородские монастыри, Сергей Васильевич слушал прославленные новгородские колокола и древнерусские обрядовые напевы, в которых он всегда отмечал национальные, народопесенные истоки. В дальнейшем это отразится в его творчестве (поэма-кантата «Колокола», «Всенощное бдение»).

Рахманинов рос в музыкальной семье. Дед его, Аркадий Александрович, учившийся у Джона Фильда, был пианистом-любителем и композитором. Несколько его сочинений было издано в 18-м столетии. Отец великого композитора, Василий Аркадьевич Рахманинов, был человеком исключительной музыкальной одарённости. Мать была его первым педагогом по фортепиано, хотя, по воспоминаниям самого композитора, уроки доставляли ему «большое неудовольствие». Но к четырём годам он уже мог играть в четыре руки со своим дедом.

Когда будущему композитору было 8 лет, его семья переехала Петербург. К тому времени его музыкальные способности были достаточно заметны, и в 1882 году его приняли в Петербургскую консерваторию, в младший фортепианный класс В. В. Демянского. В 1885 году Рахманинова прослушал в то время очень молодой, но уже известный музыкант, двоюродный брат Сергея Васильевича, А. И. Зилоти. Убедившись в даровании своего кузена, Зилоти увозит его в московскую консерваторию, в класс Николая Сергеевича Зверева. Проучившись у Зверева, а затем у Зилоти (т.к. Зверев занимался только с детьми), на старшем отделении консерватории Рахманинов начинает заниматься под руководством С. И. Танеева и А. С. Аренского композицией. Здесь Сергей Рахманинов впервые встретился с П. И. Чайковским. Знаменитый композитор заметил способного ученика и внимательно следил за его успехами. Через некоторое время П. И. Чайковский сказал: «Я предсказываю ему великое будущее».

Одарённый необычайным музыкальным слухом и памятью, Рахманинов в 18 лет блестяще завершил занятия по классу фортепьяно. А через год, в 1892 году, когда он окончил Московскую консерваторию по классу сочинения, его наградили большой золотой медалью за выдающиеся исполнительские и композиторские успехи. Вместе с ним закончил консерваторию и Скрябин, который получил малую золотую медаль, т.к. большую присуждали только студентам, окончившим консерваторию по двум специальностям (Скрябин закончил как пианист). На выпускной экзамен Рахманинов представил одноактную оперу «Алеко» (по поэме Пушкина «Цыганы»), которую написал всего за 17 дней! За неё присутствовавший на экзамене Чайковский поставил своему «музыкальному внуку» (Рахманинов учился у Танеева, любимого ученика Петра Ильича) пятёрку с тремя плюсами. Спустя год опера 19-летнего композитора была поставлена в Большом театре. Музыка оперы, покоряющая юношеской страстностью, драматической силой, богатством и выразительностью мелодий, получила высокую оценку крупнейших музыкантов, критиков и слушателей. Музыкальный мир отнёсся к «Алеко» не как к школьной работе, а как к творению высочайшего мастера. Особенно высоко оценил оперу П. И. Чайковский: «Эта прелестная вещь мне очень понравилась»,- писал он своему брату. В последние годы жизни Чайковского, Рахманинов часто с ним общается. Он высоко ценил творца «Пиковой дамы». Ободрённый первым успехом и моральной поддержкой Чайковского, Рахманинов после окончания консерватории сочиняет ряд произведений. Среди них - симфоническая фантазия «Утёс», первая сюита для двух фортепиано, «Музыкальные моменты», до-диез минорная прелюдия, романсы: «Не пой, красавица, при мне», «В молчанье ночи тайной», «Островок», «Весенние воды». Под впечатлением смерти Чайковского в 1893 году создано «Эллегическое трио».


Top