Рудольф нуреев диагноз. Рудольф Хаметович Нуриев (Нуреев)

На русском кладбище Сен-Женевьев де Буа под Парижем мы были несколько лет тому назад.

На этом кладбище нашли свой приют многие соотечественники, в разное время покинувшие Россию. Кладбище давно закрыто для захоронений.
На одной из центральных аллей этого кладбища похоронен великий танцовщик Рудольф Нуриев.


Недалеко от могилы Нуриева находится и могилка известного русского кинорежиссера Андрея Тарковского.

Уникальное надгробие-ковер, могила Рудольфа Нуриева, единственное в своем роде произведение искусства достойное памяти неоднозначного, великого балетного гения.



Скончался Нуриев в 1993 году и был похоронен на русском кладбище Сен-Женевьев де Буа под Парижем. И примерно тогда же один из ведущих художников Парижской Опера (Paris Opera) Энцо Фриджерио (Ezio Frigerio), друг и коллега танцовщика, высказал идею оформления могилы с помощью восточного ковра. Нуриев коллекционировал старинные ковры, древний текстиль разных стран, особо любимые ковры кочевали с ним по гастролям, вдохновляя на новые потрясающие танцы и представления.

Эскизы ковра, выполненные Энцо Фриджерио, точно повторяли один из любимых восточных ковров из коллекции Нуриева. Воспроизвести ковер в красках, с визуальным эффектом тканевой текстуры было решено с помощью мозаики. Мозаика решила и проблему воспроизведения изящных складок ниспадающего ковра, и обеспечила естественный вид нитям золотой бахромы.


Средства на создание памятника выделили состоятельные друзья самого известного танцовщика балета.
В 1996 году надгробие было изготовлено в итальянской мозаичной мастерской Акомена Спацио Мозаико (Akomena Spacio Mosaico). Мозаика ковра выполнена из мелких преимущественно квадратной формы элементов с плотнейшим прилеганием деталей, практически без видимых швов. Но при этом поверхность мозаики оставлена шероховатой, с весьма резкими изменениями уровня мозаичных элементов. Этот прием с расстояния уже 2-3 метров создает общее впечатление ковровой текстуры. Скульптурная основа мозаики точно копирует особенности образования складок, и мозаичные элементы плавно повторяют все изгибы и волны поверхности.

Только прикоснувшись рукой можно понять, что это - холодная мозаика, так искусно выложена нисподающими складками и обрамлена золотой бахромой и золотыми бомбонами. Мне даже хотелось попробовать на зуб, глазам своим не веря, что такое возможно сотворить из мозаичной смальты.
Надгробие вызывает неоднозначные впечатления. Кто-то считает, что могила слишком яркая, слишком бросающаяся в глаза. Кто-то, наоборот, впадает в экзотический восторг, отколупывает цветные мозаичные смальты. Ковер все время реставрируют.

Несведущие туристы, посмотрев заранее фотографии получившейся композиции, подчас спрашивают, намокает ли ковер под дождем и как часто его меняют. Посетители кладбища Сен-Женевьев де Буа с экскурсиями обязательно прикасаются к мозаичному ковру, только на ощупь раскрывается визуальный обман. И я была в их числе, зрительно обманута.


И так, кто же он такой.

Нуриев Рудольф Хаметович (1938-1993) - великий танцовщик, родился в Иркутске. Танцевать начал довольно рано: в первую очередь был участником детского фольклорного ансамбля, а в 1955 году поступил в Ленинградское хореографическое училище, закончил училище, и в 1958 году и стал солистом одной из основных балетных трупп страны - балета театра имени С. Кирова (ныне ему возвращено прежнее наименование - Мариинский театр).

В 1961 г., когда труппа Кировского театра была на гастролях в Париже он скрылся и решил остаться на Западе, стал "невозвращенцем", Это случилось 16 июня. В кармане у Нуриева было тогда всего 36 франков.
Вскоре Нуриев начал вкалывать в Королевском балете в Лондоне, и Запад захлестнула волна "рудомании". Тысячи поклонников Нуриева осаждают его во всех уголках Земли.

Более пятнадцати лет Нуриев был звездой Лондонского королевского балета и являлся постоянным партнером великой английской балерины Марго Фонтейн. Когда они встретились, Фонтейн было 43 года, а Нуриеву - 24, но их дуэт был, пожалуй, одним из самых блистательных за все последние десятилетия, как писали в прессе того времени. Творчество Фонтейн и Нуриева началось в 1962 году с балета "Жизель". А в 1963 году имеющий известность балетмейстер Ф. Аштон нарочно поставил для этих выдающихся танцовщиков балет "Маргарет и Арман". Сам же Нуриев возродил для Фонтейн и самого себя постановку классического балета М. Петипа "Баядерка" на музыку Л. Минкуса. Именно благодаря этому партнерству критики вознесли Нуриева стали писать о нем как о величайшем танцовщике XX века. Некоторое время у этой пары были и личные отношения. Фонтейн родила дочку от Нуриева, но она вскоре умерла.

Нуриев ещё работал в труппах Соединенных Штатов Америки, Европы и Австралии.

Благодаря его деятельности образ партнера-мужчины стал значимый и сравнялся с ролью балерины. Его танец был не только выразительным, но и диковинно мощным. В нем ослепительно проявлялась индивидуальность танцовщика.
Для большей выразительности Нуриев выходил на сцену в одном трико и танцевальном бандаже. Он хотел показать через танец всю красоту человеческого тела, его танец был проникнут особой силой. Нуриев не только передавал драматургию, но и воспевал свободу человеческого тела. Подобную же концепцию в XX веке воплощали, пожалуй, только Вацлав Нижинский и Айседора Дункан.

Нуриев снимался в кино и на телевидении. В 1972 году вышел танцевальный фильм с его участием "Я - танцовщик", а в 1977 году Нуриев снялся в роли известного голливудского актера Валентино в одноименном фильме у режиссера К. Рассела.
Нуриев кроме того оказался не менее талантливым режиссером, поставив несколько классических балетов для разных компаний. В 1964 году он поставил два балета - "Раймонду" и "Лебединое озеро", в 1966 году - "Дон Кихот" и "Спящая красавица", на следующий год - балет "Щелкунчик", а ещё сквозь десять лет - балеты "Ромео и Джульетта" и "Буря".

В 1982 году артист получил австрийское гражданство.
Последние свои годы Нуриев прожил во Франции, потому как с 1983 по 1989 год он являлся директором балетной труппы парижской Гранд-опера.
Однако все его творческие и жизненные планы перечеркнула страшная хвороба - СПИД. Танцовщик покинул сцену, но не замкнулся в своем одиночестве: он давал показательные уроки, общался с людьми, много ездил. В 1990 году приезжал и на родину, посетил театр, где начинал свою профессиональную карьеру, - Мариинский театр в Санкт-Петербурге. Однако большую количество времени он проводил на собственном острове в Средиземном море, где у него была шикарная вилла.

Между тем весть о том, что он болен "чумой XX века", Нуриев воспринял безмятежно, видимо, рассчитывая вылечиться с помощью своих денег. С этого момента он стал выделять на врачевание до двух миллионов долларов в год.

Летом 1991 года немочь начала прогрессировать. Весной следующего года началась ее последняя стадия. В те дни Нуриев был обеспокоен только одним: ему хотелось во что бы то ни стало осуществить постановку "Ромео и Джульетты". И фатум дала ему такой шанс. На какое-то время Нуриеву стало легче, и он поставил спектакль. Затем уехал из Франции на отдых.
3 сентября Нуриев вернулся в Париж, чтобы провести в этом городе свои последние сто дней. Танцор умер в больнице, тихонько, без страданий.

Нуриев являлся владельцем превосходной коллекции произведений искусства, своих сценических нарядов, которые были сконструированы и сшиты по особенному, чтоб узко облегали торс, чтоб не елозили, с профессионально встроенными подмышками, чтоб во время танца актеру несложно было взметать руки.
Поскольку прямых наследников у Нуриева не оказалось, большая доля принадлежавших ему вещей после его смерти была распродана. Например, наряд графа Альберта, сшитый для выступления в "Жизели", был куплен на аукционе "Кристи" в Нью-Йорке за 51570 долларов.

Священник, из расположенной на кладбище православной церкви, рассказывал, что родственники и друзья Рудольфа Нуриева устраивали панихиду и по мусульманскому, и по православному обряду, потому как незадолго до смерти он чисто был принят в православие. Но более того, если это и не так, Рудольф Нуриев принадлежит всему миру.

❤ начал продавать авиа авиа-билеты! 🤷

Которого соткана из противоречивых фактов, слухов и невообразимых приключений, и сегодня, после своей смерти, считается самой яркой звездой мирового балета.

Детство

Рудольф был четвертым ребенком в семье военного политрука Хамета Нуриева. Родился он в поезде, 17 марта 1938 года, когда мать, на последнем месяце беременности, собрав детей и скудный багаж, отправилась вслед за своим мужем во Владивосток. Хамет Нуреев был на седьмом небе от счастья, увидев на руках у Фариды мальчика, ведь до этого жена дарила ему только дочерей, и решил назвать его Рудольф.

Семья поселилась во Владивостоке, но уже через полтора года Хамет получил новое назначение - в Москву. В столице им предоставили небольшой деревянный дом. Жили Нуреевы бедно, и все же быт понемногу начал налаживаться. Все планы и задумки испортила война. В 1941 году отец одним из первых был призван на фронт. Семья осталась в Москве, но под натиском Гитлера семьи военных было решено эвакуировать - вначале в Челябинск, затем в пригород Уфы, село Щучье. Холод, голод и постоянная тьма - так запомнились детские годы в Уфе великому танцовщику. Рудольф рос нервным и плаксивым ребенком, всему виной - борьба за кусок хлеба и жуткие условия жизни.

В пять лет, после просмотра балетной постановки "Журавлиная песнь", Рудольф заявил матери, что хочет танцевать. Фарида без колебаний отдала сына в танцевальный кружок в детском саду. Мальчик охотно учился, их кружок выступал перед ранеными. Все, кто видел Рудольфа танцующим, восклицали, что у ребенка огромный талант.

Юность

В 1945 году с фронта вернулся отец, для детей он был чужаком. С его возвращением жизнь семейства начала понемногу налаживаться, им дали теплую комнату в коммуналке. Отец не разделял увлечение сына. О дальнейшем обучении хореографии и слышать не хотел. Хамет мечтал, чтоб его сын стал инженером.

В десятилетнем возрасте Рудольфа пригласили в танцевальный кружок при доме пионеров. Первой учительницей Радика стала Анна Ивановна Удальцова, ранее, танцевавшая в кордебалете у Дягилева. Балерина сразу же отметила недюжинный талант своего ученика и порекомендовала ему ехать в Ленинград для дальнейшего обучения классическому танцу. Рудольф Нуриев, биография которого сегодня стала достоянием общественности, воспринял эти напутствия с волнением.

В 1955 году судьба преподнесла ему огромный подарок. В Москве проходил фестиваль башкирского искусства. Танцевальная труппа его балетного театра собралась покорить столицу с постановкой "Журавлиная песнь", но солист заболел. Нуриев предложил свою кандидатуру. Его утвердили, хотя молодой танцовщик не знал своей партии. За короткий срок он ее выучил и подорвал здоровье. Не полностью восстановившись после травмы, он все же вышел на сцену столичного театра и покорил публику. С этого момента его учителя из Уфы осознали, что русский балет пополнился новым "неистовым татарином".

После удачного выступления Нуриев решил поступить в хореографическую студию столицы, но там не было общежития. Судьба привела его в Ленинград. Здесь он поступил в хореографическое училище в возрасте семнадцати лет.

Окончив образование, Рудик поехал на конкурс в столицу с партнершей Аллой Сизовой. Они блистательно выступили, но на комиссию неизгладимое впечатление произвела сольная партия молодого дарования. Рудольф Нуриев, танец которого был обескураживающим, диким и варварским, покорил критиков. С точки зрения новизны его манера танца была необыкновенной, но технически это был абсурд. За "Лоуренсию" они с партнершей получили золото на конкурсе, Нуриев принимать награду отказался. По приезде в Ленинград он танцевал "Гаянэ" с партнершей Нинель Кургапкиной. Затем последовали такие постановки, как "Спящая красавица" и "Лебединое озеро". Жизнь в Мариинском театре кипела, Рудольф "кипел" вместе с ней.

Характер великого танцовщика

Несмотря на талант и самоотдачу на сцене, за кулисами талантливого юношу не любили, а всему виной был его заносчивый характер. Жизнь Рудольфа Нуриева с детских лет не была сладкой; голод, холод, нищета, отголоски войны - многое пришлось пережить этому ранимому мальчику.

В более зрелом возрасте Рудольф, видя свое превосходство над сверстниками, частенько забывал правила элементарного воспитания. Мог нагрубить партнерше, чурался коллективных правил, игнорировал дисциплину. Многих своих коллег считал бездарностями и говорил им об этом в резкой форме.

В более зрелые годы, когда Рудольф стал звездой первой величины, несмотря на огромные гонорары он отказывался платить в ресторанах, устраивал дикие выходки и истерики в театре. Публика его боготворила, но люди, знавшие его чуть ближе, находили его отталкивающим и грубым.

"Прыжок свободы"

Русский балет в послевоенный период переживал свой расцвет, все благодаря ярким талантливым артистам. Нуриев всегда выделялся из толпы. Поклонники ходили в театр Кирова именно " на Нуриева". Особой популярностью у зрителя пользовались спектакли "Жизель или Вилисы", "Щелкунчик", "Лебединое озеро".

В конце 50-х Рудольф Нуриев, биография которого полна необыкновенных подарков судьбы, танцевал в девяти спектаклях Мариинского театра. Основная труппа уехала на гастроли, и тут во всей своей красе появился он, яркий татарский юноша. В 1958 году ему предложили стать партнером ведущей примы театра Натальи Дудинской. Их первым совместным спектаклем стал "Дон Кихот". Затем последовала незабываемая "Баядерка", которой Нуриев покорил Париж.

В 1961 году Мариинский театр гастролировал по Европе. Первым в списке был Париж. Рудольф Нуриев, творчество которого было весьма колоритным, среди знатоков и любителей балета был той изюминкой, которую хотелось "вкусить". Парижская публика пришла в экстаз от "Баядерки" и танца Нуриева. Молодой балерон сразу же нашел друзей-поклонников в высшем свете Парижа. Он ходил с ними в театр, в кино и рестораны. Такое поведение было категорически неприемлемо для русского человека "хрущевской " эпохи. После Парижа по графику был Лондон, но руководству театра сообщили, что Нуриев летит домой.

Смерть Рудольфа Нуриева

Уход из жизни великого танцора стал для его поклонников настоящей трагедией. Официальной причиной его кончины названы проблемы с средцем, но на самом деле это не так. Как и многие талантливые люди прошлого века, Рудольф Нуриев, биография которого была, как и балет, наполнена взлетами и падениями, умер от СПИДа. Произошло это в одной из клиник Парижа 6 января 1993 года. Долгое время великий танцор не признавал, что болен СПИДом и отказывался проходить обследование. Некоторые винят в этом его безудержные сексуальные связи.

Кто-то говорит о роке талантливых людей 60-х годов. Секс, наркотики, рок-н-ролл и гомосексуализм были под прицелом сильных мира сего. Некоторые исследователи утверждают, что многие известные геи были поражены "намеренно" новым


Порой любовь приобретает весьма неожиданные формы и может в корне изменить жизнь людей, в сердца которых попали стрелы Амура. Именно так случилось и с артистами балета, которых связывало не только творчество, но и страстные чувства. Гении танца, они брали от жизни, что хотели: удовольствия, деньги, славу и преклонение. Но с личным счастьем всё обстояло гораздо сложнее...

Рудольф Нуреев – великий артист балета

Жизнь гениального танцора Рудольфа Нуреева не всегда была безоблачной. В детстве ему пришлось познать настоящую нищету, которая, впрочем, заставила добиваться безбедного существования с чрезвычайным упорством. Но к достойной жизни путь был весьма нелегким. Хотя балетом Нуреев занимался с самого детства, профессиональную технику он начал осваивать довольно поздно.

Рудольф Нуреев: погружаясь в образ.

Современники утверждали, что когда Рудольф осваивал различные движения в училище Вагановой, было видно, что у парня присутствуют значительные проблемы с техникой. Причем видел это и сам Нуреев, и это выводило его из себя. Он не стеснялся проявлять свою ярость прилюдно и часто во время репетиций убегал из зала со слезами на глазах.

Он часто появлялся на сцене с обнажённым торсом.

Но когда все уходили, он возвращался и настойчиво отрабатывал различные па в одиночестве до тех пор, пока не добивался совершенства. Так формировался танцор, о котором великая Плисецкая позже скажет: "До Нуреева танцевали по-другому". Ведь мужчины традиционно играли балете второстепенную роль, подчеркивая значимость и профессионализм представительниц прекрасного пола. Но танец Нуреева был настолько ярким, что на него просто невозможно было не обращать внимания.

Эрик Брун – гений балетного искусства

Два великолепных танцора.

Эрик Брун - прямая противоположность Нурееву. Сдержанный и хладнокровный датчанин обладал удивительной техникой, харизмой и мгновенно завоевывал расположение аудитории. В 1949 году он был принят в трупу Американского театра балета, и каждое его выступление было настоящей сенсацией. Высокий и аристократичный блондин, напоминавший внешне греческого бога, с высоким лбом, правильным, резко очерченным профилем, тонкими чертами лица, и грустными серо-голубыми глазами, он был сама утонченность. Он притягивал взоры едва ли не всех женщин… У Эрика Бруна была невеста, знаменитая красавица-балерина Мария Толчиф. Но знала бы она, что его сердце будет отдано не ей.

Заочное знакомство

Рудольф Нуреев на сцене.

Когда в 1960 году Бруно гастролировал в СССР, Нурееву не удалось попасть на его выступления. Но восхищенные отзывы знакомых в адрес датчанина настолько поразили Рудольфа, что он даже разыскал несколько любительских записей этого иностранного танцора. Нуреев искренне восхищался изяществом танца великого Эрика и сказал тогда о Бруно: «Такой холодный, что обжигает».

Встреча

От танца до любви один шаг.

По иронии судьбы двух гениев балета свела Мария Толчифф. Её связывали нежные чувства с Эриком, а после разрыва она влюбилась без памяти в Рудольфа. Именно она в 1961 году попросила Нуреева сопровождать ее к Бруно, с которым она исполняла партию в балетной постановке в Копенгагене. Во время поездки она позвонила Эрику и беззаботно сказала: «Здесь есть некто, кому очень хочется с тобой познакомиться!». Именно тогда будущие любовники услышат голос друг друга, а сама Толчифф потеряет сразу обоих своих ухажёров.

Нуреев, Бруно, Мария Толчифф и балерины труппы.

Первая из встреча состоялась в отеле "Англетер", и Бруно почувствует симпатию к красавцу-татарину, одетому с некой небрежной элегантностью. Нуреев плохо знал английский, поэтому ему трудно было поддерживать разговор при встрече, а Толчифф и Эрик, пытаясь скрыть смущение и неловкость ситуации, тоже к общению не стремились.

Вместе.

После этой встречи они периодически встречались на репетициях, и уже тогда Рудольф всё больше привязывался к Эрику, который на сцене покорял невероятной грацией и изяществом, да и к тому же был красив, как античный бог.

Развитие отношений

Любовь нечаянно нагрянет.

Привязанность Нуреева к Бруно была взаимной. Эрик ловил себя на мысли, что ему хочется проводить с Рудиком все больше времени, и в один из таких дней танцоры решили пообедать наедине, без Марии Толчифф. Это приводит балерину в ярость, она закатывает настоящую истерику. За отношениями любовного треугольника наблюдает вся труппа. Но Толчифф не удается погасить пламя, вспыхнувшее между двумя её партнёрами.

Рудольф и Эрик на репетиции.

Они были прямыми противоположностями. Нуреев - страстный, неистовый татарин, почти дикарь, а Брун - спокойный, рассудительный скандинав. Брун был сама утонченность. Сдержанный, уравновешенный. Высокий блондин с голубыми глазами. И при этом не представляли жизни друг без друга.

Нуреев у станка.

Страсти просто кипели! Рудольф, когда ему казалось, что в их отношениях что-то не так, орал, топал ногами и разбрасывал вещи по квартире, а испуганный Эрик убегал из дому. Нуреев бросался за ним вслед и умолял вернуться. «Наша встреча была подобна столкновению и взрыву двух комет», - возвышенно комментировал эти кухонные разборки Эрик.

А чего мне бояться?

Однажды у Руди спросили, не боится ли он разоблачения? В ответ он рассмеялся и пообещал прокричать на весь мир, что любит Эрика: "А чего мне бояться? Они узнают, что я гей, и перестанут ходить на мои спектакли? Нет. Нижинский, Лифарь, да сам Дягилев. И Чайковский… Что женщины станут меньше меня хотеть? Было бы неплохо... Но, боюсь, их не остановит даже утверждение, что я гермафродит, скорее только подстегнет любопытство."

Нуреев в гримёрке

Еще Нуреев постоянно изменял своему любимому. Эрику такая распущенность была не по нраву. Он ревновал, страдал и периодически собирал манатки. Нуреев умолял остаться, клялся, что любит только его, божился, что больше это не повторится... Он говорил несчастному Эрику все то, что обычно в таких случаях говорят гулящие мужчины своим несчастным женам. У Нуреева были романы с легендарным солистом группы "Qween" Фредди Меркьюри, с Элтоном Джоном; и по слухам даже с незабываемым Жаном Маре.

Нуреев и мапеды.

Но был и ещё один момент, который не давал Эрику покоя, возможно, даже больше, чем постоянные измены партнёра - что его, талантливого танцора, во многом даже более талантливого, чем Нуреев, полностью затмевала безумная популярность любовника. На Западе образ Нуреева, бежавшего из СССР, был настолько раскручен, что никто другой с ним просто не мог тягаться. «Ему достаточно было пошевелить пальцем ноги, чтобы заставить сердца биться, как тамтамы», - писал один из критиков. Этот истерический интерес убеждал Бруна в том, что сам он навсегда останется незамеченным.

Прощание

Гений танца Рудольф Нуреев.

Устав от татарского ига, Эрик бежал на край света - в Австралию. Нуреев звонил любимому каждый день и удивлялся, почему это Эрик грубит ему по телефону. «Может быть, стоит звонить один или два раза в неделю? - советовали знакомые Рудольфа. - Возможно, Эрик хочет побыть один». Но Рудольф так не считал.

Надгробье Рудольфа Нуреева.

Но летел он зря, их отношения так и не наладились. «Я не могу быть с ним рядом, мы губим друг друга», - жаловался Брун друзьям. Нуреев же на каждом углу заявлял, что готов остаться в Эриком на всю жизнь. На что Эрик парировал: «- взрывы, коллизии, - это не могло продолжаться долго. Если Рудольф хотел, чтобы все было иначе, что ж, мне очень жаль». Так неоригинально - «мне очень жаль»- и закончился этот бурный любовный роман.

В 1986 году, когда стало известно о тяжёлой болезни Бруна, Нуреев бросил все дела и полетел к нему. Они проговорили до поздней ночи, а утром, когда Нуреев пришёл к нему, он уже не мог разговаривать и только следил за Рудольфом глазами. В марте Брун умер, по официальной версии от рака, но злые языки утверждали, что от СПИДа. Рудольф не оправился от этого удара до конца дней. Фотография Эрика всегда стояла у него на столе. Он пережил своего любовника и кумира на 12 лет.

Нет в мире другого такого танцора, который бы оказал столько влияния на историю, развитие и восприятие балета, как Рудольф Нуриев. Он изменил взгляды людей. Мальчик из маленького уральского городка стал виновником перемен в целом искусстве", — так начинает свою биографическую статью о Нуриеве танцевальный критик и биограф мастера Джон Персивал.

Майя Плисецкая придерживатся того же мнения-до Нуриева танцевали по другому.

Первые годы жизни прошли в Москве-отца туда перевели. После начала войны папу переводят в уфу. туда переезжает и семья. Война, очень трудные годы. 2 картошины в день считались хорошей едой.

В канун нового 1945 года, мать Нуриева Фарида, всего с одним билетом на руках, провела всех четырех детей на балет "Журавлиная песня", в котором главную партию исполняла башкирская балерина Зайтуна Насретдинова. Тогда-то юный Рудольф Нуриев и решает стать танцором.

Свое желание Нуриев начал исполнять в кружке народного танца местного Дворца пионеров. Способности мальчика не остались незамеченными - Рудольфа рекомендуют в ученики к солистке балета Анне Удальцовой, которая, вместе с подругой Еленой Вайтович, убеждает Нуриева в необходимости развивать свой талант в Ленинграде, в одной из лучших балетных школ в мире.

Прежде чем оказаться в городе революции, Нуриев, которому тогда было 15 лет, танцует во втором составе Уфимского оперного театра. В один прекрасный день он выезжает с театром на 10-дневные гастроли в Москву, где находит время, чтобы попроситься на просмотр в Школу балета Большого театра. Ему дают место, но, в последний момент Рудольф решает испытать судьбу и пробует осуществить мечту: поступить в Ленинградское хореографическое училище. На последние деньги покупает билет до Ленинграда и оказывается зачисленным со словами: "Вас ждет или блестящее будущее или большое разочарование. Второе более вероятно.

Разочарования не последовало: в 1958 году, после окончания училища, Нуриева берут солистом в один из основных балетных театров страны — театр им. Кирова (в настоящее время ему возвращено название Мариинский театр).

За последующие три года работы в театре им. Кирова Нуриев исполнил 14 партий, включая главные в балетах "Дон Кихот", "Жизель", "Лебединое озеро", "Баядерка", "Спящая красавица". Своим исполнительским мастерством, пронизанным особой страстью, и собственным нестандартным прочтением каждой партии он завоевывает сердца многочисленны поклонников. У Нуриева даже образуется свой клуб поклонников, которые не пропускают ни одного выступления артиста.

Нуриев первый в советском балете появляется с обнажённым торсом и в обтягивающих лосинах. Мнение мэтров-это вызывающе. Скоро именно так танцевал весь балет мира.

В 1961 году труппа театра им.Кирова отправляется на свои первые заграничные гастроли. Нуриев едет с театром. Однако обратно в СССР театр едет без Нуриева — танцор просит политического убежища на Западе.

Считается, что решение Нуриева не возвращаться в Союз — во многом заслуга КГБ. В Париже танцор вместо покорного высиживания вечеров в гостинице и организованного посещения достопримечательностей на экскурсионном автобусе в сопровождении сотрудников органов, дни и ночи пропадал со своими новыми парижскими знакомыми в ресторанчиках и кафе. Нуриева решили наказать: когда труппа собралась в парижском аэропорту для перелета в Лондон, Нуриеву вручили билет до Москвы, объяснив это необходимостью танцевать на правительственном приеме в Кремле.

Вот как описывает Нуриев свои переживания той минуты: "Я почувствовал, как кровь отхлынула от моего лица. Танцевать в Кремле, как же... Я знал, что это повлечет: я навсегда лишусь заграничных поездок и звания солиста. Меня предадут полному забвению. Мне просто хотелось покончить с собой".

Чтобы остаться на Западе, нужно было любым способом попасть в руки французской полиции. Это было не так-то легко - за Нуриевым был приставлен персональный опекун из КГБ. Но Нуриев сумел вырваться из-под присмотра и совершить немыслимое па в сторону своих новых французских друзей, которые, узнав о намерении Рудольфа остаться, привели двух полицейских. Позднее этот прыжок западные репортеры назовут "прыжком к свободе", а у себя дома Нуриев стал изменником Родины и получил 7 лет лагерей заочно.

КАк и водится по возвращении были наказаны все непричастные к побегу-партнёрша Нуриева на 10 лет стала невыездной например.

Нуриева сразу приняли на западной сцене. В феврале 1962 года он подписывает контракт с Лондонским королевским балетом и солирует в нем вместе с партнершей Марго Фонтейн вплоть до 1970 года. А в 1977 году, когда Королевский балет искал нового директора, Нуриев рассматривался как один из основных кандидатов, но артист отказался от должности - он хотел продолжать танцевать. Впрочем, через шесть лет — в 1986 году — Нуриев занимает пост руководителя парижской Гранд-опера и руководит ею в течение шести лет.

Его популярность была огромна: однажды Нуриев в течение недели дал интервью двум журналам — "Time" и "Newsweek". Оба издания рассчитывали напечатать эксклюзивные материалы и не подозревали о подвохе, а Нуриев просто не мог отказать ни одному из них. В итоге его интервью разошлись общим тиражом в 10 млн. экземпляров.

Величайший талант на сцене сочетался с ужасным характером в жизни. Выдающийся российский танцор Игорь Моисеев рассказывал, что ему так и не удалось развить отношения с Нуриевым - они разругались в первый вечер знакомства по дороге из дома в ресторан, где собирались поужинать.Роман Виктюк так вспоминает-он был ужасный матерщинник, таких слов не знал даже я!!!

Он бывал на всех гастролях Кировского театра, но своё одобрение показывал издали и по возможности незаметно. Нуриев знал как наказали труппу и чувствовал себя виноватым.

Уже во второй половине 80 -ых он встретился с Плисецкой. Она описывает это так-мы сразу бросились в обьятия друг-друга, хотя до этого были незнакомы!!! Я даже не заметила, что рядом стояла Марго Фонтейн(очень известная балерина и возлюбленнаяНуриева!)

Другой неприятной чертой Нуриева была выраженная скупость. За выступления мастер запрашивал баснословные гонорары и при этом никогда не носил карманных денег: везде, и в ресторанах и в магазинах за него платили друзья. При этом Нуриев мог спускать десятки тысяч долларов на покупку сомнительных предметов искусства и антиквариат. Его парижская квартира была буквально забита такими вещами, особенно нравились танцору живопись и скульптура с обнаженными мужскими телами. Отдельной страстью были дома и квартиры: в Париже, в Нью-Йорке, в Лондоне..., у Нуриева был даже свой собственный остров в Средиземном море. Состояние Нуриева оценивалось в 80 млн. дол.

Нуриев был бисексуалом-ему приписывают романы и с Меркюри. с Элтоном Джоном,и с Ив Сен-Лораном. Молва связывает его с Жаном Маре.

Но самой сильной, страстной и мучительной любовью Нуриева всегда был Эрик Брун - огромного роста датчанин неземной красоты, всемирно известный танцор, считавшийся одним из самых выдающихся танцовщиков XX века и самым изысканным Альбером, когда-либо танцевавшем в "Жизели". Их роман длился до самой смерти Эрика...

Причем Нуриев сначала влюбился в его танец, а потом в него самого. Эрик был идеалом для Нуриева. Он был на 10 лет старше его, высок и красив, как бог. Он от рождения обладал теми качествами, которых Нуреев начисто был лишен: спокойствия, сдержанности, такта. А главное - он умел то, чего не умел Нуриев. Если бы не Рудик, то Эрик Брун, возможно, так и не распознал в себе скрытого гомосексуалиста. У Эрика была невеста, знаменитая красавица-балерина Мария Толчифф, чей отец был индейцем.

Брун, высокий и аристократичный блондин, напоминавший внешне греческого бога, с высоким лбом, правильным, резко очерченным профилем, тонкими чертами лица, и грусными серо-голубыми глазами, был сама утонченность. Он притягивал взоры едва ли не всех женщин…Рудольф же с горящими глазами, развевающимися волосами, диким нравом и острыми скулами, напоминал извергающийся вулкан.

Их отношения с самого начала были бурными и нескончаемо интенсивными. "Чистый Стриндберг", - оценивал их Брун через несколько лет. "Рудольф был переполнен чувствами к Эрику, - говорит Арова, - а Эрик не знал, как с ним справиться. Рудольф его выматывал". К тому же, Рудик постоянно и мучительно ревновал Эрика к женщинам, ведь Эрик в отличии от Рудика был бисексуалом, а не геем и он часто испытывал влечение к некоторым дувушкам. Виолетт Верди замечает: "Руди был таким сильным, таким новичком, таким изголодавшимся после российской пустыни. Он просто хотел того, чего хотел".

Убежав от табу и запретов социалистической родины, Нуреев жаждал вкусить от того сексуального рая, который нашел на Западе. Здесь не было комплексов или угрызений совести: увидев что-то понравившееся, Нуреев должен был это заполучить. Его желания стояли на первом месте, и он удовлетворял их при любых обстоятельствах, днем и ночью, на улицах, в барах, гей-саунах. Матросы, водители грузовиков, торговцы, проститутки были его постоянными объектами охоты. Кстати, внешность тут не имела особого значения, важны были размер и количество. Он любил, чтобы этого было много. Существует масса анекдотов, рассказывающих о сексуальной чрезмерности Нуреева.

Как-то, выйдя из служебного входа Парижской оперы и увидев толпу поклонниц, Рудольф воскликнул: "А где же мальчики?" Танцуя в "Жизели", Нуреев поразил одного из артистов своим измученным видом. "Что с вами?" - спросил его танцовщик. "Я очень устал, трахался всю ночь и все утро, до самой репетиции. У меня совсем не осталось сил". "Рудольф, - поинтересовался артист, - неужели вам никогда не бывает достаточно секса?" - "Нет. К тому же ночью трахал я сам, а утром меня".




В Британской опере Нуриев знакомится с знаменитой Марго Фонтейн и они становятся близки на 15 лет-почти до самой смерти Марго от рака от рака в 91 году.

Плисецкая выразилась о романе и совместной работе Марго и Нуриева приблизительно так-она (Марго). была очень известна.

Но знаменитой её сделал Рудольф. Именно он привнёс чувственность в балет.

Ей было сорок два года, и она решила уйти со сцены в блеске славы. Но ей предложили поработать с молодым партнером – и она осталась. Так родился один из легендарных дуэтов мирового балета: Фонтейн – Нуриев.

Когда в 1961-м в Копенгагене Нуреев встретился с Эриком, тогда же в его жизнь вошла и прославленная английская балерина Марго Фонтейн. Тут, как и в случае с Бруном, тоже сыграл свою роль телефонный звонок. Однажды Рудольф пришел в гости к своему педагогу Вере Волковой, и зазвонил телефон. Волкова сняла трубку и тут же передала ее Нуриеву: "Это вас, из Лондона". - "Из Лондона?" - удивился Рудольф. В Лондоне он никого не знал. "Это говорит Марго Фонтейн, - сказал голос в трубке. - Не хотите ли танцевать на моем гала-концерте?" В истории балета нет более элегантной, мужественной и мудрой балерины, чем Фонтейн. Легкая улыбка, горячий блеск глаз, темперамент, а еще стальная спина и железная воля - это Марго. Ее муж Роберто Тито де Ариас был из семейства видных панамских политиков и в то время занимал пост посла Панамы в Великобритании. После того как Рудольф выступил на ее гала-концерте, руководство "Ковент Гарден" предложило Фонтейн танцевать вместе с ним "Жизель". Марго сначала засомневалась. Она впервые выступила в Жизели в 1937 году, за год до рождения Нуриева, а к моменту его побега из СССР уже пятнадцать лет была звездой. Не будет ли она, сорокадвухлетняя прима, смотреться смешно рядом с двадцатичетырехлетним молодым тигром? Но наконец согласилась и победила. Их выступление привело публику в безумие. Чувственный пыл Нуриева стал идеальным контрастом выразительной чистоте Фонтейн. Они сливались в едином танцевальном порыве, и, казалось, их энергия и музыкальность имеют один источник. Когда занавес закрылся, Фонтейн и Нуриева вызывали на поклоны двадцать три раза. Под грохот аплодисментов Фонтейн вытащила из букета красную розу на длинном стебле и преподнесла ее Нуриеву, он, тронутый этим, упал на колено, схватил ее руку и стал осыпать поцелуями. Публика от этого зрелища лежала в обмороке.
........

Жаклин Кеннеди, присутствовавшая на спектакле ‘’Жизель’’ вспоминала: ‘’Такой овации Британия еще не видела. Фонтейн и Нуреева вызывали 30 раз, они кланялись более 45 минут. Руки у людей распухли от аплодисментов. Глядя на них, можно было компенсировать упущенных Нижинского и Шаляпина. Это было одно из сильнейших художественных впечатлений в моей жизни…’’


Нуриев пил жизнь как хорошее вино, не подозревая что жизнь уже начала выпивать его.

В 87 году умирает его мать. В вид исключения власти ССР позволили ему на 48 часов вернутся в СССР. Он успел. Мать не поверила что её Рудик вернулся. Это он?-спросила она у близких. Она умерла через 3 месяца после их свидания.

Когда в 1986 году Брун умирал от рака легких, Нуриев, бросив все дела, приехал к нему. Они проговорили допоздна, но, когда Рудольф вернулся к нему следующим утром, Эрик уже не мог разговаривать, а только следил глазами за Рудольфом. Рудольф тяжело переживал смерть Эрика и так никогда и не смог оправиться от этого удара. Вместе с Эриком из его жизни ушли юная бесшабашность и горячая беспечность. Он остался один на один с самим собой, наступающей старостью и смертельной болезнью. И хотя Нуреев как-то запальчиво бросил: "Что мне этот СПИД? Я татарин, я его трахну, а не он меня", - Рудольф понимал, что времени ему отпущено в обрез. Через пять лет после смерти Эрика Рудольф простился и с дамой своего сердца Марго Фонтейн. До этого Марго пережила страшную трагедию. В Панаме был расстрелян автомобиль, в котором находился ее муж. Две пули застряли в груди, еще одна пробила легкое, четвертая попала в шею сзади, близ позвоночника. По одной версии, это был политический заказ, по другой - в сорокасемилетнего Ариаса стрелял его коллега по партии за то, что тот спал с его женой. Парализованный, прикованный к инвалидной коляске Ариас стал постоянной заботой Марго. Она не допускала, чтобы он превратился в тело в коляске, поэтому возила его с собой на гастроли, на яхты к друзьям. Марго упорно зарабатывала на жизнь и на медицинское обслуживание больного мужа танцами. "Я буду танцевать до тех пор, пока на меня ходят", - говорила она журналистам. И она танцует, а вернувшись вечером после спектакля домой, прежде чем поесть, готовит еду мужу и кормит, как маленького ребенка, с ложечки. Кстати, последний раз "Маргариту и Армана" Марго и Рудольф танцевали в Маниле в августе 1977-го. А потом она уединилась с Ариасом на ферме в Панаме, где умирала от рака яичников. Об этом знал только Рудольф, который анонимно оплачивал ее медицинские счета. В 1989 году Марго похоронила Тито Ариаса, перенесла три операции и была почти прикована к постели: "Я привыкла гастролировать по театрам, а теперь гастролирую по больницам", - шутила Фонтейн. Марго умерла 21 февраля 1991 года, спустя двадцать девять лет с того дня, как она и Рудольф впервые танцевали в "Жизели". После этого он был ее партнером почти 700 раз. Говорят, узнав о ее смерти, он с горечью воскликнул: "Я должен был на ней жениться". Но, кажется, это была всего лишь фраза человека, который знал, что сам умирает от СПИДа. Рудольф пережил Марго на два года. Он умер 6 января 1993 года, накануне православного Рождества, ему было пятьдесят четыре года. Сочельник спустился на землю уже без него.

Ему довелось станцевать на сцене любимой им Мариинки в 89 году. Публика хотела аплодировать и она аплодировала так, что казалось вот-вот рухнет потолок. Но профи видели-это уже распадающаяся мумия. Это уже не Рудольф.

Кладбище Сен-Женевьев де Буа. Могила Нуриева. Это-не ковёр и не покрывало. Это-мозаика.



один из ведущих художников Парижской Опера (Paris Opera) Энцо Фриджерио (Ezio Frigerio), друг и коллега танцовщика, высказал идею оформления могилы с помощью восточного ковра. Нуриев коллекционировал старинные ковры и вообще древний текстиль разных стран, особо любимые ковры кочевали с ним по гастролям, вдохновляя на новые потрясающие танцы и представления.

Эскизы ковра, выполненные Энцо Фриджерио, точно повторяли один из любимых восточных ковров из коллекции Нуриева. Воспроизвести ковер в красках, с визуальным эффектом тканевой текстуры было решено с помощью мозаики. Мозаика решила и проблему воспроизведения изящных складок ниспадающего ковра, и обеспечила естественный вид нитям золотой бахромы. Средства на создание памятника выделили состоятельные друзья самого известного танцовщика балета.

В 1996 году надгробие было изготовлено в итальянской мозаичной мастерской Акомена Спацио Мозаико (Akomena Spacio Mosaico). Мозаика ковра выполнена из мелких преимущественно квадратной формы элементов с плотнейшим прилеганием деталей, практически без видимых швов. Но при этом поверхность мозаики оставлена шероховатой, с весьма резкими изменениями уровня мозаичных элементов. Этот прием с расстояния уже 2-3 метров создает общее впечатление ковровой текстуры. Скульптурная основа мозаики точно копирует особенности образования складок, и мозаичные элементы плавно повторяют все изгибы и волны поверхности.

Мальчик, выросший в нищете, стал обладателем огромного состояния. Танцовщик, заставивший мир восхититься русским балетом, в жилах которого не было ни капли русской крови. В день юбилея «летающего татарина» Нуреева мы собрали несколько фактов из биографии этого парадоксального человека.

Майя Плисецкая так объясняла феномен популярности Рудольфа Нуриева: «Он весь полыхал движением, если можно движение измерить термометром. Пафос танца в нем пламенел, как огонь, сжигающий свои жертвы на эшафотах. Дарование его обладало чудодейственным свойством согревать сердца, а то и сжигать в человеке зло и неразумие».

1. Рудольф Нуреев родился в поезде.

Говорят, настоящая фамилия Рудольфа - Нуреев. Он переделал её уже после того, как стал известным. В его официальной биографии также отмечается, что он родился в городе Иркутске. На самом же деле местом его рождения было купе поезда, следовавшего на пересечении азиатской низины и монгольских гор, мчавшего его семью на Дальний Восток, к месту новой работы отца Рудольфа.

К тому моменту, когда его отец, служивший в Маньчжурии, смог вызвать к себе жену и детей, Фарида Нуреева находилась на последних неделях беременности. Женщина не смогла выдержать 12 долгих дней дороги, поэтому маленький Рудик появился на свет под стук колес 17 марта 1938 года.

2. К концу жизни танцор был очень обеспеченным человеком, он даже владел островом в Средиземном море.

Однако расточительность, свойственная некоторым богатым людям, была ему абсолютно чужда. Рудольф считал каждую копейку, поскольку слишком хорошо знал, что такое голод и нищета.

В семье Нуреевых росло четверо детей. Денег катастрофически не хватало: Рудик постоянно донашивал вещи сестер, а однажды, когда мальчик должен был идти в школу, у него не оказалось ботинок, поэтому матери пришлось нести сына в класс на спине.


3. Желание связать свою жизнь с балетом возникло у Нуреева в 5 лет, когда мама впервые привела его на представление.

Однако отца такая перспектива не обрадовала. Он был категорически против и всякий раз, когда заставал сына за танцами, устраивал ему порку. Но Рудольф сопротивлялся как мог и, несмотря на угрозы родителя, начал ходить в кружок народного танца.



В 11 лет талантливого мальчика заметила бывшая участница труппы Дягилева Анна Удальцова, ставшая его педагогом. А чуть позже он учился у Елены Вайтович. Именно эти две женщины убедили своего ученика поступать в Ленинградское хореографическое училище. Деньги на билет в Северную столицу Рудольф заработал сам уроками танцев.

4. В 1955 году Нуреева приняли в училище, но в силу своего импульсивного и резкого характера он не раз оказывался на грани отчисления.

Впервые это произошло буквально через неделю после начала занятий. Начинающий танцовщик не нашел общий язык с преподавателем и директором учебного заведения Шелковым и попросил заменить педагога! Как ни странно, ему пошли на уступки, и благодаря этому Рудольф оказался в классе Александра Пушкина, с которым у него сложились замечательные отношения.


5. В 1958 году Нуреев окончил обучение и был зачислен в театр имени С.М. Кирова (в настоящее время - Мариинский театр).

Руководство побаивалось брать хоть и талантливого, но слишком своенравного Рудольфа на зарубежные гастроли. Поездка труппы в Париж в 1961 году, как и многие другие, должна была пройти без него. Однако в самый последний момент принимающая сторона настояла на том, чтобы Нуреев приехал во Францию. Тогда еще никто не знал, что звезда советского балета не захочет возвращаться на родину.


6. 17 июня во французском аэропорту Ле Буржэ артисту сообщили, что его срочно вызывают в Москву для выступления в Кремле. После этих слов Рудольф за секунду принял решение, которое потрясло весь мир: он решил не возвращаться в Союз.

Увидев двух полицейских, танцовщик подошел к ним и сказал: «Я хочу остаться в вашей стране». Стражи порядка отвели его в специальную комнату и предупредили, что дадут около 40 минут, чтобы он мог в спокойной обстановке принять окончательное решение и подписать соответствующие документы. Естественно, все бумаги были на французском языке, их Нурееву перевела русская переводчица. Она же попыталась уговорить танцовщика немедленно сесть в самолет и полететь в Москву. На что он резко ответил ей: «Заткнись!» - и поставил подпись.

Рудольф остался в Париже один, с 36 франками в кармане. Однако перспектива столкнуться с нищетой казалась ему более привлекательной, чем возвращение за железный занавес.

Первое время Нуреева пытались вернуть. Родные звонили ему и просили одуматься. Не добившись желаемого, отец отрекся от собственного сына. Спецслужбы угрожали артисту, мешали его карьере, но это было бесполезно, вся Европа была у ног гениального танцовщика.


7. Одной из самых ярких партнерш, танцевавших с Нуреевым, была прима-балерина лондонского Королевского балета Марго Фонтейн.

Их совместная творческая жизнь началась в 1962 году в балете «Жизель» и продолжалась много лет. Есть мнение, что Марго и Рудольфа связывали не только рабочие и дружеские отношения, но и любовные. Хотя достоверных доказательств этому нет, к тому же артист был известен своей нетрадиционной ориентацией, а Фонтейн была замужем.

8. 25 лет Нуреев жил с датским танцовщиком Эриком Бруном до самой его смерти. Эти отношения не являлись тайной ни для кого, однако артиста сильно раздражало, когда журналисты пытались лезть в его личную жизнь, поэтому он старался свести общение с представителями прессы к минимуму.



9. В 1989 году Нуреев впервые вернулся на родину. И, хотя он дважды выступил на сцене Кировского театра, мало кто из тех зрителей понимал, что перед ними - легендарная личность. Дело в том, что после побега танцора за рубеж страна предпочла поскорее забыть о нем и его неподобающем поступке.

10. В 1983 году у Рудольфа обнаружили ВИЧ. Эта болезнь стала главной причиной его довольно ранней смерти. Танцовщик умер в возрасте 55 лет в 1993 году и был похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. Оформлением могилы артиста занимался ведущий художник Парижской оперы Энцо Фриджерио. Зная страсть своего покойного друга к коллекционированию старинных ковров, он создал один из них на его могиле из мозаики.

На превью: Рудольф Нуриев в аэропорту Шереметьево перед вылетом в Париж,


Top