Виртуоз и балерина. История любви пианиста Дениса Мацуева

Балерина Дата рождения 14 ноября (Скорпион) 1979 (39) Место рождения Пермь Instagram @primabalerina

Екатерина Шипулина - известная балерина, ведущая солистка Большого театра. Девушка, несмотря на столь «воздушную» профессию, настоящая экстремалка. Она обожает кататься на водных лыжах и коньках. Среди других видов спорта выделяет теннис - на корте бывает достаточно часто - и футбол. Регулярно посещает фитнес-залы, хотя с ее ежедневными нагрузками о лишнем весе можно только мечтать.

Биография Екатерины Шипулиной

Родилась Екатерина Валентиновна в одном из пермских родильных домов холодным ноябрем 1979-го года. Мама малышки – Людмила Шипулина – выступала на сцене пермского театра оперы и балета, поэтому будущее девочки было предрешено с момента ее появления на свет.

Ласки от матери маленькая Катя почти что не видела. И это не удивительно, поскольку женщина практически все силы и время отдавала своим ученикам и выступлениям. Она была более чем критична по отношению к дочери и никогда не позволяла ей расслабиться.

Непрекращающаяся боль для балерин – привычное состояние, в котором они находятся постоянно. И для Кати она тоже стала частью жизни. Девочка от природы была очень трудолюбива и еще будучи совсем маленькой подавала надежды.

У Екатерины есть сестра-двойняшка. В 1898-м году они вместе сдавали вступительные испытания в Пермское балетное училище и поступили. Позднее сестра бросила балет, не выдержав сильнейших эмоциональных и физических нагрузок, но сама Екатерина продолжала трудиться над собой и своим телом, продвигаясь к поставленной цели.

В 1994 году она поступает в Московскую хореографическую академию и через 4 года заканчивает ее с отличием. Выпускным номером стал партия из балета «Корсар».

Местом работы Екатерины Шипулиной как балерины стала сцена Большого театра. Спустя год после начала танцевальной карьеры она отправляется на международный конкурс артистов балета, проходящий в Люксембурге, и занимает там 2-е место. Это первое почетное «серебро» среди ее многочисленных наград.

Девушка не задерживается на достигнутом результате и продолжает работать над собой. С каждым новым выступлением она поднимается на одну ступеньку выше по своей карьерной лестнице. И вот она уже Царица в бале «Фантазии на тему Казановы». Далее её послужной список пополняют «Сильфида», «Конек-горбунок», где балерина блистает в партии Царь-девицы. Шипулина настолько мастерски передает все чувства и эмоции своего героя, что не поверить в воссоздаваемый образ и сюжет практически невозможно.

Дочки-матери: семейные бьюти-секреты звезд

Дочки-матери: семейные бьюти-секреты звезд

Личная жизнь Екатерины Шипулиной

В личной жизни Екатерины Валентиновны вот уже целых 10 лет существует только один мужчина. Это талантливый пианист, концертный график которого более чем насыщенный, – Денис Мацуев. Молодые люди считаются самой стабильной парой в театральной тусовке.

В этом году они стали молодыми родителями. Не так давно у Екатерины родилась дочка.

Ольга Шаблинская, «АиФ»:​ «Каждое утро тело разваливается» — это слова вашей коллеги...

Екатерина Шипулина : Это правда! Если у тебя ничего не болит, значит, ты уже умер — так шутят в балете. «Chroma» Макгрегора , «Герой нашего времени» Кирилла Серебренникова и Юрия Посохова — суперсовременные балеты, после которых тело тебе не принадлежит. Но утром заходишь в театр, начинаешь разогреваться... Наверное, нас можно назвать беспечными: мы не видим той грани, когда надо остановиться и пойти к врачу.

Моя подруга недавно напросилась на репетицию спектакля «Легенда о любви»Юрия Григоровича , где я танцую главную партиюМехмене Бану . Потом сказала: «Я в шоке! Вы по сто раз повторяете одно и то же движение». Зритель видит конечный результат и думает: да каждый сможет так подпрыгнуть, пробежаться, сделать вращения! И это большой комплимент артисту: если всё выглядит легко, значит, тяжелейшая работа в зале была проведена успешно.

Солистка балета Большого театра Екатерина Шипулина Фото: РИА Новости / Илья Питалев

— Катя, я знаю, что из-за тяжёлой травмы вы больше года не выходили на сцену...

— Шла репетиция «Русских сезонов»Алексея Ратманского . После прыжка я неудачно приземлилась. Отёк колена, огромная гематома... Вердикт врачей: «Надрыв мениска». 4 месяца меня лечили уколами. Становилось только хуже. Я обратилась к другому доктору, сделали повторный снимок... И выяснилось, что диагноз мне поставили неправильно — на самом деле была оторвана связка.

Друзья посоветовали врача в Австрии, который буквально «собирает» футболистов и лыжников. Операция длилась около 4 часов.

А уже через 5 часов после операции ко мне зашла медсестра и сказала: «Сейчас мы пойдём гулять». Я была крайне удивлена! В моём представлении люди после такой операции неделю лежат и не шевелятся. И я на костылях пошла «погулять». И так каждый день. С физиотерапевтом начали потихоньку разрабатывать колено. Несмотря на то что я с детства привыкла терпеть боль, в какой-то момент наступило отчаяние... Ты прикладываешь максимум усилий, а нога не шевелится. Ты плачешь, понимаешь, что всё пропало, жизнь закончена... Да я ещё и поправилась на 8 кг, появились щёчки, которые обычно у меня впалые.

Но я старалась найти позитив даже в этом своём положении. Посетила все музеи Вены, сходила в Венскую оперу на три спектакля. По возвращении в Москву — по две тренировки в день в спортзале, физиопроцедуры, плавание. Делала всё максимально возможное, чтобы как можно быстрее вернуться в строй. В общей сложности я не выходила на сцену 13 месяцев...

— Какую роль вы исполнили первой после операции?

— Это был балет «Спартак» Юрия Григоровича. Партия предводительницы куртизанок Эгины считается одной из самых сложных в нашем репертуаре: огромное количество прыжков. На тот момент ещё была жива мой педагог Татьяна Николаевна Голикова — очень сильная, волевая женщина. Её уговаривали в театре: «Зачем Шипулиной выходить в сложном спектакле? Давайте дадим ей сначала небольшие вариации». Но мы с Голиковой решили танцевать именно в «Спартаке». Иначе можно всю жизнь потом после травмы пробояться и считать, что к сложному балету ещё не готова...

Екатерина Шипулина. Фото: РИА Новости / Валерий Левитин

/stat.aif.ru/img/topic_tr_red.gif" target="_blank">http://stat.aif.ru/img/topic_tr_red.gif); background-attachment: initial; background-origin: initial; background-clip: initial; background-color: initial; overflow-x: hidden; overflow-y: hidden; font-family: Roboto, sans-serif; background-position: 0% 4px; background-repeat: no-repeat no-repeat; "> И мороженое!

— А что звезда балета делает вне сцены для поддержания идеальной формы?

— Ничего особенного. Я человек абсолютно простой, без каких-то звёздных закидонов. Но все настолько привыкли меня видеть на сцене Большого «королевишной», что думают: Шипулина холодная, надменная... Не знаю, может быть, это из-за того, что черты лица у меня такие острые?.. Но, когда ближе меня узнают, говорят: «Господи, мы думали, что ты такая стерва, а оказывается — ласковый человек с ангельским характером!»

Вся звёздность пропадает, как только человек сходит со сцены. После работы можно расслабиться. И поесть в том числе: у нас такие физические нагрузки, что всё сгорает.

Я, например, обожаю узбекский плов. Ем шоколад, мороженое в любых количествах. И сама люблю готовить. Недавно приготовила в первый раз лагман — правда, под диктовку подруги.

— В нашем прошлом интервью вы сказали, что не хотите затягивать с материнством...

— Конечно. Но здесь как Бог даст. Не боюсь ли выпасть из-за беременности из рабочей колеи? Нет, абсолютно не страшно. У меня перед глазами моя мама-балерина, которая родила двух дочерей и вернулась на сцену.

Екатерина Шипулина - прима-балерина Большого театра, заслуженная артистка РФ (2009). Она с одинаковой лёгкостью исполняет, как классические, так и современные постановки. В её репертуар входят практически все балетные спектакли театра. Талантливая и искромётная она сразу притягивает к себе внимание публики. Начиная свой путь с кордебалета, с "шестёрок" в "Щелкунчике" и "Жизели", "четвёрок" в "Баядерке", она смогла доказать своё право на сольные партии в самых значимых постановках главного музыкального театра страны.

А начиналось все в Перми в 1979 году, когда в "балетной семье" Шипулиных родились близняшки - Катя и Аня. В детстве девочки очень много времени проводили в театре и поэтому никого не удивило, когда в десятилетнем возрасте сёстры поступили в Пермское государственное хореографическое училище. В 1991 году родители принимают приглашение в столичный театр им. Станиставского и Немировича-Данченко. Когда встаёт вопрос о переводе сестёр в Москву, Аня совершенно неожиданно отказывается от продолжения занятий балетом. В отличие от неё Катя поступает в Московскую Хореографическую Академию, где её педагогом становится Людмила Литавкина. В училище по началу приходится нелегко - повышенные нагрузки и высокие требования, а еще дополнительные спецпредметы, которых не было в Перми. Но Екатерина прекрасно справляется со всеми трудностями и в 1998 году с отличием заканчивает Академию и принимается в труппу Большого театра. Её новыми педагогами становятся Марина Кондратьева, а позднее Татьяна Голикова и Надежда Грачёва. Но главным и самым строгим её учителем, конечно, является мама - Людмила Шипулина.

Репертуар Екатерины Шипулиной

1998
гран па («Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича)

1999
подруги Жизели («Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа в редакции В. Васильева)
кобылицы, Царь-девица («Конек-Горбунок» Р. Щедрина в постановке Н. Андросова)
мазурка («Шопениана» на музыку Ф. Шопена, хореография М. Фокина)
Царица бала («Фантазия на тему Казановы» на музыку В. А.Моцарт, хореография М. Лавровского)
три дриады, вторая вариация в гран па, Повелительница дриад («Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, А. Горского в редакции А. Фадеечева)

2000
«две пары» в III части («Симфония до мажор» на музыку Ж. Бизе, хореография Дж. Баланчина)
Жена Наследника («Русский Гамлет» на музыку Л. ван Бетховена и Г. Малера в постановке Б. Эйфмана) — Первая исполнительница (мировая премьера)
Фея Золота, Фея Сирени («Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича)
Конго («Дочь фараона» Ц. Пуни в постановке П. Лакотта по М. Петипа) — первая исполнительница
вторая вариация в картине «Грезы Раймонды» («Раймонда» А. Глазунова, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича)
вторая вариация в картине «Тени» («Баядерка»)

2001
Мирта («Жизель» в редакциях Ю. Григоровича и В. Васильева)
Польская невеста, три лебедя («Лебединое озеро» П. Чайковского во второй редакции Ю. Григоровича, использованы фрагменты хореографии М. Петипа, Л. Иванова, А. Горского)
Гамзатти («Баядерка»)

2002
Одетта-Одиллия («Лебединое озеро»)

2003
Классическая танцовщица («Светлый ручей» Д. Шостаковича в постановке А. Ратманского)
Генриетта («Раймонда»)
Эсмеральда («Собор Парижской Богоматери» М. Жарра в постановке Р. Пети)
Седьмой вальс и прелюд («Шопениана»)

2004
Китри («Дон Кихот»)
па де де («Агон» И. Стравинского, хореография Дж. Баланчина)
солистка IV части («Симфония до мажор»)
Ведущая солистка («Магриттомания» Ю. Красавина в постановке Ю. Посохова) — первая исполнительница в Большом театре
Эгина («Спартак» А. Хачатуряна, хореография Ю. Григоровича)

2005
Гермия («Сон в летнюю ночь» на музыку Ф.Мендельсона-Бартольди и Д.Лигети в постановке Дж.Ноймайера)
Действие («Предзнаменования» на музыку П. Чайковского, хореография Л. Мясина) — первая исполнительница в России
солистка («Игра в карты» И. Стравинского в постановке А. Ратманского) — была в числе первых исполнителей этого балета

2006
Золушка («Золушка» С. Прокофьева, хореография Ю. Посохова, реж. Ю. Борисов)

2007
солистка («В комнате наверху» Ф. Гласса, хореография Т. Тарп) — была в числе первых исполнителей этого балета в Большом театре
Мехмене Бану («Легенда о любви» А. Меликова, хореография Ю. Григоровича)
Гюльнара («Корсар» А. Адана, хореография М. Петипа, постановка и новая хореография А. Ратманского и Ю. Бурлаки) — первая исполнительница
солистка («Класс-концерт» на музыку А. Глазунова, А. Лядова, А. Рубинштейна, Д. Шостаковича, хореография А. Мессерера)

2008
солистка («Misericordes» на музыку А. Пярта в постановке К. Уилдона)
солистка I части («Симфония до мажор»)
Жанна, Мирей де Пуатье («Пламя Парижа» Б. Асафьева в постановке А. Ратманского с использованием хореографии В. Вайнонена)
вариация (Большое классическое па из балета «Пахита» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, постановка и новая хореографическая редакция Ю. Бурлаки) — была в числе первых исполнителей
пара в зеленом (в числе первых исполнителей балета в Большом театре), пара в желтом («Русские сезоны» на музыку Л. Десятникова в постановке А. Ратманского)

2009
Медора («Корсар») — дебютировала на гастролях Большого балета в США

2010
солистка в «Рубинах» (II части балета «Драгоценности») на музыку И. Стравинского, хореография Дж. Баланчина) — участница премьеры в Большом театре
солистка («Серенада» на музыку П. Чайковского. хореография Дж. Баланчина)

2011
Флер де Лис («Эсмеральда» Ц. Пуни, хореография М. Петипа, постановка и новая хореография Ю. Бурлаки, В. Медведева)
Флорина («Утраченные иллюзии» Л. Десятникова в постановке А. Ратманского)
партия в балете «Chroma» Дж. Тэлбота, Дж. Уайта (хореография У. МакГрегора) — участница премьеры в Большом театре

2012
ведущая партия в «Изумрудах» (I части балета «Драгоценности») на музыку Г. Форе (хореография Дж. Баланчина)
солистка («Dream of Dream» на музыку С. Рахманинова в постановке Й. Эло)

В 2001 и 2003 гг. принимала участие в Международном фестивале классического балета имени Р. Нуреева, проходящем в Казани (танцевала Повелительницу дриад в балете «Дон Кихот»).
В 2011 г. — участница совместного проекта Большого театра и калифорнийского Сегерстром-центра искусств («Remansos» на музыку Э. Гранадоса в постановке Н. Дуато, «Думка» на музыку П. Чайковского в постановке А. Бартон, «Cinque» на музыку А. Вивальди в постановке М. Бигонцетти).

В 1999 году балерина была удостоена второй премии на Международном конкурсе "Приз Люксембурга", а в 2001 она также была второй на Международном конкурсе артистов балета в Москве. В 2002 она получила молодёжный грант премии "Триумф". В 2004 году она была объявлена лауреатом приза «Душа танца», учрежденного журналом «Балет» (номинация «Восходящая звезда»). В 2005 году Екатерина Шипулина стала победительницей конкурса «Золотая лира» («Женское лицо года. Творческая элита Москвы»).

В предпремьерные дни репетиции обычно начинаются в десять утра, а заканчиваются в одиннадцать вечера, а ещё спектакли, гастроли. Несмотря на это у Екатерины находится время для занятий спортом (футбол, теннис, коньки). Себя артистка считает экстремальным человеком. Чего стоит случай, когда балерине случайно сломали руку в начале спектакля, но танцовщица отработала так, что зритель даже не догадался об этом. А еще Екатерина не против погружения с аквалангом или прыжка с парашютом. Мы желаем балерине новых ролей и счастья в наступающем Новом году!

В «Спартаке» вы исполняете предводительницу куртизанок Эгину. Мужчины после спектакля откровенничали: «Шипулина ТАК танцует сцену соблазнения воинов! Хочется выбежать на сцену и немедленно заняться с нею сексом».

- Григорович ставил балет таким образом, что зрители сами должны обо всём догадаться. Это ведь не стриптиз-клуб - здесь нельзя допустить пошлости, вульгарности, балерина не должна переходить дозволенную грань. Раз мужчины так отзывались о моей Эгине, значит, мысль хорео-графа я до публики донесла. (Улыбается.)

- Хореограф Фокин говорил: «речь» тела балерины должна быть наполнена смыслом. А если вариация маленькая, попробуй-ка успеть «сказать»!

- В маленькую вариацию действительно нужно вложить много души, сил. К примеру, балет «Пахита». У каждой балерины - только минута-полторы, чтобы показать, на что она способна. А большие роли - отдельный разговор. В период подготовки ходишь как зомбированная, всё время продумываешь образ, движения, чтобы на сцене это были не пустые жесты… Даже взмах ресниц балерины неслучаен.

- Ваша мама, заслуженная артистка России Людмила Шипулина, была ведущей балериной. Сейчас она известный педагог…

- Иногда мне кажется, что моя мама больше мама её ученицам, чем мне. Говорит: «У моих девочек премьера, мне надо купить подарочки». - «Мама, кто твоя дочь?!» Со мной она бывает чаще учительницей. Строгая, волевая, никаких компромиссов. Самая ужасная критика исходит именно от мамы. Она говорит: если всегда хвалить, никакого прогресса не будет.

- Сейчас балерины практически делают вертикальный шпагат. Майя Плисецкая писала в своей книге, что в её время это считалось пошлым.

- Эстетика балета тогда была совсем другой. Педагог, балерина Большого Марина Семёнова ненавидела, когда кто-то из её учениц высоко поднимал ногу. Подходила и била по лодыжке. Тогда не крутили столько пируэтов, как сейчас, не так высоко прыгали. Мне кажется, этот прогресс связан с определёнными артистами. У кого-то от природы невероятный шаг. Такой артистке начали подражать. А потом уже пошло - кто выше, кто дальше, кто быстрее.

- Слышала от балерин: они не помнят дня, чтобы не болело тело...

- Балетные говорят: если у тебя что-то болит, значит, всё нормально, ты жив и надо идти работать. У меня был момент, когда безумно болело бедро. Чтобы с утра встать с кровати, я перекладывала ногу руками. Не могла ею пошевелить, сильно хромала. Кто меня видел, был в шоке: «Катя, ты что, пойдёшь работать в таком состоянии?» - «Да, сейчас выпью таблетку, расхожусь и к вечеру буду танцевать». Меня недавно проверяли профессора. Выяснилось, что в моих коленках рефлексов нет. Они бьют молоточком, а нога не дёргается. (Смеётся.) Есть современные балеты, где со всего размаху на коленку падаешь. Но, когда в раж входишь, не замечаешь боли. У многих из нас так называемый «привычный вывих». Подворачиваешь ногу, побрызгаешь лекарством, проглотишь таблетку - и вперёд.

Когда я только пришла в театр, была как пионерка. Температура 38°, а я иду танцевать. Оглядываюсь назад и понимаю: сейчас в таком состоянии я бы ни за что не вышла на сцену. А раньше был страх: что подумают, вдруг не поверят? Наверное, только с возрастом начинаешь беречь здоровье.

«Могу есть 24 часа в сутки»

- Я по себе знаю: если натрёшь ногу, настроение испорчено. А для балерины сценическая обувь - отдельная тема…

- Я сейчас танцую в американских туфлях. Они из пластмассы. Их можно стирать в стиральной машине. И по 3 месяца танцевать в одной паре.

- Спортсмены держат строгий режим - в питании, в распорядке дня. Что нельзя балерине?

- Не пойду с парашютом прыгать, если вечером спектакль. А вообще я эстремальный человек. Катаюсь и на водных лыжах, на коньках. У меня в багажнике - теннисные ракетки, футбольный мяч, коньки, кроссовки для фитнес-клуба, купальник для бассейна. Что касается еды, то мне повезло: пошла конституцией в маму. Могу есть 24 часа в сутки, и с весом всё нормально.

- Слышала, вы влюблены...

- Я уверена, что чувство влюблённости очень помогает. Когда человек любит, у него горят глаза, он с позитивным настроем идёт на работу, у него всё лучше получается.

Сейчас многие балерины спокойно рожают детей, а потом снова выходят на работу. Я с ребёнком тоже затягивать не собираюсь…

Досье

Екатерина Шипулина родилась в 1979 г. в Перми в балетной семье. Вместе с сестрой-близнецом Анной училась в Пермском государственном хореографическом училище. С отличием окончила Московскую государственную академию хореографии. Ведущая солистка Большого театра.

Денис Мацуев — один из немногих исполнителей классической музыки, чья популярность может соперничать с некоторыми поп-звездами. За роялем он виртуоз и гений, а в обычной жизни — словно один из нас: любит париться в бане, купаться в Байкале, болеет за футбольный «Спартак» и сам не прочь погонять мяч.

Мацуев долго считался завидным холостяком, открыто признаваясь, что не считает штамп в паспорте чем-то важным.

Становление

Такой талант мог родиться только в музыкальной семье: отец Дениса — композитор и пианист, мать преподавала игру на фортепиано в музыкальной школе. Семья жила в Иркутске, пока Денису не исполнилось 15 лет. Тогда стало очевидно, что с насиженного места придется срываться в Москву — только там мальчик мог получить доступ к лучшим педагогам.


Последним аргументом в пользу переезда для Дениса стало обещание отца, что он сможет смотреть игру любимого «Спартака» прямо на стадионе.

«Мои родители — потрясающие музыканты… Они пошли на беспрецедентные жертвы ради меня: бросив все, переехали в Москву жить со мной в однокомнатной квартире», — рассказывал Мацуев. «В нашей семье ничего не изменилось: как было, когда я в три года сидел за роялем и со мной папа занимался, так, в общем, и сейчас».

В Москве Денис поступил сначала в школу при Московской консерватории, и уже через год стал лауреатом Международного благотворительного общественного фонда «Новые имена». Так в жизни шестнадцатилетнего мальчика возникли первые гастроли — Мацуев посетил с выступлениями более 40 стран и стал представлять, на что будет похожа его жизнь в будущем.


Окончив консерваторию, пианист покорил следующую вершину — победил в XI Международном конкурсе им. Чайковского. Потом он скажет: вместо того, чтобы смотреть выступления других конкурсантов он следил за матчами Чемпионата мира по футболу — и это помогло ему выиграть.

С тех пор Денис Мацуев регулярно дает несколько сотен концертов в год. Найти время для личной жизни при таком графике сложно — но у него получилось.

Балерина

Екатерина Шипулина тоже переехала в Москву из провинции и тоже пошла по стопам родителей: мама девушки танцевала балет в Перми, а дочь пошла дальше — и покорила Москву. После окончания Московского хореографического училища Шипулину приняли в Большой театр, где она постепенно добралась до главных партий.

Вместе с Катей в жизнь Дениса Мацуева, помимо Музыки, вошел еще и Танец.

«К браку со штампом в паспорте я серьезно не отношусь. Меня устраивает то, что у меня сейчас происходит в личной жизни, и о штампе я не думаю. Штамп и любовь далеко не всегда совпадают», — говорил Денис в интервью проекту «Сноб», уходя от ответа на вопрос о своей личной жизни.

Но тайное все равно стало явным. Все чаще в бесконечных разъездах по миру музыканта сопровождала Екатерина Шипулина. Ее собственный гастрольный график был не менее насыщенным, но пара старалась не упускать любую возможность, чтобы побыть вместе.


Однажды между выступлениями в Петербурге у него выдалось окно в один день — Шипулина в этот момент находилась с труппой Большого в английском Ноттингеме. За пару часов Мацуев сумел организовать себе перелет в Англию, провел день с любимой и вечером вернулся обратно.

Семья

О том, что пара задумывается о ребенке, поклонники поняли по осторожным высказываниям Екатерины о материнстве. Профессия балерины часто становится препятствием для женщины в том, чтобы родить ребенка. Но Шипулина считала иначе.

В одном из интервью она заметила, что не боится трудностей, которые беременность может привнести в ее карьеру. И привела в пример собственную маму — после рождения двоих детей та сумела вернуться на сцену.

В октябре 2016 года Екатерина Шипулина родила дочь Анну. На вопрос, как ее появление на свет изменило его жизнь, Мацуев грустно шутит — на какие-либо изменения есть шанс только после 2021 года.

«До этого у меня уже, к сожалению, все расписано. Простой пример сегодня: я прилетел из Тель-Авива, вчера у меня там был концерт с Зубином Мета, израильским филармоническим оркестром, завтра у меня концерт в Петербурге, в «Октябрьском», мы играем джазовую программу. Вот у меня есть время для прихода в мою любимую студию (программы «Вечерний Ургант»), и есть час на то, чтобы увидеть Анну Денисовну», — говорит пианист.


Top