Сила воображения: мифы и реальность. Сила воображения и его развитие

— Воображение. Влияние на жизнь
— Сила воображения меняет реальность
— Метод мысленных тренировок

Воображение есть способность формировать мысленные образы чего-то, что не может восприниматься органами чувств. Способность ума построить психологические сцены, объекты или события, которых не существует, нет, и не случилось, в прошлом. Память на самом деле является проявлением фантазии.

Каждый человек обладает некоторой способностью воображения. У некоторых это может быть высокоразвито, а в других может проявляться в очень слабой форме. Это проявляется в различной степени у разных людей. Воображение позволяет представить весь мир в уме.

Это дает возможность посмотреть на любую ситуацию с различной точки зрения, и позволяет мысленно исследовать прошедшее и будущее. Оно проявляется в различных формах, одна из которых, это мечты. Хотя простая мечтательность может сделать вас непрактичным.

Некоторые мечты, если не заниматься чем-то, что требует внимания, обеспечивают временное счастье, спокойствие и освобождение от стресса. Можете путешествовать со скоростью света в своем воображении в любом месте без каких-либо препятствий.

Это дает возможность чувствовать себя свободным, хотя и временно, и только в уме, от задач, трудностей и неприятных обстоятельств. Воображение не ограничивается только видением картинок в голове. Оно включает в себя все пять органов чувств и ощущений. Можете себе представить физические ощущения, запах, звук, вкус, чувства или эмоции.

Одним людям легче увидеть мысленные картины, другим легче представить себе чувства, а некоторые чувствуют себя более комфортно, когда представляют ощущения одного из пяти чувств. Обучение воображению дает возможность объединить все органы чувств.
Сильное и развитое воображение не делает вас мечтателем и непрактичным.

Наоборот, оно укрепляет свои творческие способности, а также это отличный инструмент для создания и реконструкции вашего мира и жизни. Это большая сила, которая может изменить всю вашу жизнь. Оно широко используется в магии, творческой визуализации и аффирмации. Они являются создателем и обстоятельством события.

Когда знаете, как работать с ним, можете сделать ваши желания сбывающимися.
Воображение играет большую роль и имеет в жизни каждого из нас большое значение. Это гораздо больше, чем простая мечтательность. Мы все используем ее, сознательно или бессознательно, в большинстве наших повседневных делах.

Мы используем наше воображение, когда планируем вечеринки, поездки, работу или встречу. Используем его, когда описываем события, объясняем, как найти определенную улицу, пишем, рассказываем или готовим торт.

Воображение является творческой силой, необходимой для изобретения инструмента, проектирование платья или здания, рисования картины или написания книги. Творческая сила воображения играет большую роль в любой области для достижения успеха. То, что мы представляем себе с верой и чувством, приходит к нам.

Это власть, творческая визуализация, позитивное мышление и аффирмации.
Визуализация объекта или ситуации, часто повторяемый мысленный образ, привлекает в нашу жизнь объект или ситуацию. Это говорит о том, что думать нужно только в позитивном ключе о наших желаниях.

Иначе можем создать жизнь, события, ситуацию и людей, то, что мы действительно не хотим. На самом деле это происходит у большинства из нас, потому что мы не используем силу воображения правильно. Если не признаем, насколько важна, сила воображения, пусть даже это бунт, ваша жизнь не может быть счастливой и успешной, как хотели бы ее видеть.

По некоторым причинам, большинство людей предпочитают думать в негативном ключе. Их не ждет успех. Они ожидают худшее, и когда терпят неудачу, считают, что судьба против них. Это отношение должно быть изменено, и, соответственно, тогда жизнь улучшится.

Понимание того, как использовать свое воображение правильно, и применяя эти знания на практике, для собственных выгод и для других, поставит вас на золотой путь к успеху, удовлетворению и счастью.

— Сила воображения меняет реальность

Ученые доказали: сила воображения действительно меняет реальность.

Психологи Кристофер Даволи и Ричард Абрамс из Университета имени Вашингтона в Сент-Луисе (США) доказали, что воображение влияет на существующую реальность.

Во время эксперимента от испытуемых требовалось как можно быстрее отыскать среди разбросанных по экрану монитора букв предварительно выбранные экспериментатором и отметить выполнение задания нажатием кнопки. На время прохождения теста участников просили представить себе одну из двух ситуаций: в первой из них испытуемый держит монитор обеими «воображаемыми» руками, а во второй его руки находятся за спиной. Результаты показали, что при мысленном изменении позы волонтеры тратили заметно больше времени на поиск букв.

Таким образом, эффективность выполнения определенного типа заданий может увеличиваться не только при физическом изменении положения тела, но и при мысленной перемене позы. По мнению ученых, это доказывает истинность концепции, которую выдвинули спортивные психологи: силой воображения действительно можно изменять реальность. Главное верить в то, что видишь. творит чудеса.

Многие люди уделяют массу времени совершенствованию своего тела — бассейн, турник, атлетический зал и многое другое служат для наращивания мышц, — но серое вещество такими средствами увеличить невозможно. А вот занятия медитацией способствуют увеличению объемов некоторых отделов головного мозга. К такому выводу пришли ученые из Калифорнийского университета (г. Лос-Анджелес).

С помощью высокоточного сканирования мозга было установлено, что у людей, регулярно практикующих медитацию, отделы, связанные с проявлением эмоций, заметно больше, чем у контрольной группы.Люди, систематически занимающиеся медитацией, часто проявляют положительные эмоции, обладают способностью сохранять душевное спокойствие и вовлекать посторонних людей в заботливое отношение к окружающим.

Все 22 исследуемых занимались медитацией довольно давно: от 5 до 46 лет, средняя продолжительность составила 24 года. Большинство из них посвящает этому занятию от 10 до 90 минут в день.

— Метод мысленных тренировок

Сила воображения – тот же навык. И его надо накачать, как и многое другое! Существует даже .

1) Выделите 20 минут, чтобы провести их в уединенной, спокойной обстановке. Это можно делать утром сразу после пробуждения или вечером, перед отходом ко сну. Можно позаниматься и в обеденный перерыв, если рядом есть парк.

2) Расслабьтесь. И представьте себе ту ситуацию, которую желаете видеть, представьте то, что так важно для вас. Картинка должна быть яркой и цветной. Посмотрите, как удачно складываются события и все происходит нужным вам образом.

3) Включите звук. Оживите картинку. Услышьте, что говорят вам люди, что вы говорите им в ответ. Какие еще звуки слышатся рядом – гудок автомобиля, шум дождя, тиканье часов или, может быть, приятная мелодия.

4) Ощутите себя в этой ситуации. Как вы одеты? К чему прикасается ваша рука? Какая у вас осанка, как вы держите голову, как вы стоите или сидите, насколько уверенно вы себя ощущаете.

5) Вдохните запахи – чем пахнет ваша картинка – свежемолотым кофе, осенними листьями… Какие эмоции у вас вызывают эти запахи?

6) Ощутите удовлетворение, воодушевление и радость от полученного результата.

7) Закончите свое упражнение.

ВАЖНО! Проводить такие занятия регулярно и постоянно. Тогда ваше сознание научится быстро обрабатывать получаемый запрос и реализовывать его.

Материал подготовлен Дилярой специально для сайт

«То, что теперь доказано, раньше существовало лишь в воображении». - Блейк.

Что есть воображение? Игра разума, внутреннее видение или и то и другое? Есть ли сходство в мечтательности и фантазии?

Помогает воображение конкретному человеку в его жизни или создаёт значительные трудности?

Нужно ли развивать воображение или учиться его контролировать?

На все эти вопросы нет единого ответа, ибо воображение подобно водной стихии, которая может в одно мгновение превратить штиль в девяти бальный шторм.

И всего-то навсего для этого нужно дуновение шального ветерка мысли.

«Видел он немало, но воображение уносило его ещё дальше, ему казалось, что за гребнями гор скрыты волшебные страны, полные удивительнейших существ. И многие годы спустя он избегал тех мест, сознавая, что мечта не выдержит столкновения с действительностью». Так ли это на самом деле, как это описывает Артур Кларк в книге «Свидание с Рамой»?

СУТЬ ВООБРАЖЕНИЯ

Как бы мы не рассматривали воображение, оно является областью, в которой вряд ли можно поставить точку, лишь многоточие…

«Воображение - это могущественная помощь во всяком событии в нашей жизни, действующее на веру, и обе они являются чертёжниками, которые приготовляют наброски для воли, чтобы запечатлеть их, более или менее глубоко, на скалах трудностей и препятствий, которыми усыпан жизненный путь». - Е. П. Блаватская.

В этом смысле - это не что иное, как воодушевлённо-отражённый образ внутренней картины мира, естественно инспирируемый различными уровнями сознания человека.

Если же рассмотреть воображение, как качественный инструмент разворачивания определённого образа, то здесь представляется важным отметить его границы: от мечты, фантазии и грёз до сумасбродных начертаний на внутреннем мыслительном экране. И здесь воображение может принимать всевозможную искажённую и даже болезненную форму.

«Половина если не 2/3 наших болезней и недомоганий, являются плодом нашего воображения и страхов. Разрушьте последние и придайте иное направление первому — и природы доделает остальное». - Е. П. Блаватская.

И эти утверждения не плод воображения великого теософа, ибо находят подтверждения уже сегодня.

«Боязнь увечья, потери, болезни, неудачи и т.п. порой так овладевает воображением человека, что он подсознательно, несмотря на все усилия воли, тянется к объекту страха. Более того, чувство страха приводит в действие биохимический механизм стресса, ослабляющий щитовидную и другие железы, сводя до минимума сопротивление организма инфекциям, болезням и даже «несчастным случаям». Ослабляя волю, страх воздействует и на мышцы; он вызывает также нарушение равновесия между двумя полушариями головного мозга, что в свою очередь нарушает координацию и дееспособность». - Доктор Поль Вайнцвайг.

Градации воображения не имеют чётких и установленных пределов, и могут варьировать в зависимости от индивидуальных талантов человека, так и его восприятия, а также способности мышления завершать, продуцировать или изменять действительность.

Приукрашивая что-либо, наделяя тот или иной объект определенными несуществующими или не совсем соответствующими качествами, мы выводим воображение на предполагаемые уровни иллюзорности и эфемерности, которые не способны стать реально воплощаемыми или осуществимыми.

А это уже не просто фантазии, а нечто другое - создание параллельной действительности, которая при определённых условиях может не только продолжать существовать, но и изменять наличествующую реальность.

ВООБРАЖАРИУМ ИЛИ ВООБРАЖЕНИЕ И ФАНТАЗИЯ

Такой инструмент, как контроль над производимыми мыслительными движениями очень важен и воистину значим в свете того факта, что строить заведомо ложное, никому ненужное и ветхое здание мыслеобраза дело не только бесполезное, но и вредное. Ибо, уводя нас с нужной тропинки исканий в заведомо глухой и непроходимый лес мечтательности, мы ослабляем не только , но и теряем эту силу незаметно и с подвохом.

Мечта уносит нас так далеко, как только возможно, постоянно видоизменяясь, преобразовываясь и не задерживаясь подолгу на одном объекте. Она рассеивает нашу устремлённость, распыляет осознанную концентрированность, выбивая с седла уверенности.

Такая мечтательность есть пассивным, суррогатным воображением, так никогда и не реализуясь в конкретной жизни.

Но это не относится к детской мечте, ненавязчивой и глубокой, яркой и насыщенной, ибо это уже ви дение возможного и действительного будущего. В детской мечте нет места воображению в его неукротимой и необузданной форме. Тут есть чистота мотива и ясное принятие, глубокое чувствование и непосредственное рассматривание.

Детская мечта это, поистине, воображение в его первозданном виде с неискажённым восприятием и отчётливым образом. Это простая истина в лёгкой дымчатой облачности детских представлений. Но сохранить это детское построение образа внутреннего мыслителя задача сложная, даже практически неосуществимая, но отнюдь не бесполезная.

Мы сохраняем зачатки детского, творческого и живого воображения в скрываемых образах подсознательного и закромах неосознанного. И при наличествующих событиях и благоприятных факторах жизни эти образы могут развернуться с новой силой, необычайной яркостью и обогащенной значимостью. И тогда, детская фантазия и мечтательность перестанут быть ничего не значащими, а наоборот, окажутся фундаментом будущей творческой наполненности и осуществимости.

Согласно закону реальности чувств, «все фантастические и нереальные наши переживания, в сущности, протекают на совершенно реальной эмоциональной основе».

Данное подтверждение мы встречаем у русского философа Э. В. Ильенкова, в его труде «Диалектическая логика»: «Традиционное понимание воображения отражает только его производную функцию».

Известный отечественный психолог Лев Семёнович Выготский считал, к примеру, что фантазия является центральным выражением эмоциональной реакции. С усилением и усложнением фантазии как центрального момента эмоциональной реакции её периферическая сторона (внешнее проявление) задерживается во времени и ослабевает в интенсивности.

Таким образом, воображение позволяет получать разнообразный опыт переживаний и оставаться при этом в рамках социально приемлемого поведения. Каждый получает возможность прорабатывать излишнее эмоциональное напряжение, разряжая его с помощью фантазий, и компенсируя, таким образом, неудовлетворенные потребности.

«Кто одарён сильной фантазией и достаточно созерцает через неё, может скорее обходиться без действительности, а также без общества». А. Шопенгауэр. Новые паралипомены…

Духовная / эзотерическая наука также делает различие между воображением и фантазией:

«В оккультизме не следует смешивать воображение с фантазией, так как оно является одной из послушных сил высшей Души и памятью о предшествующих воплощениях, которая, как бы не была искажена низшим манасом (авт. — умом), всё же всегда основывается на истине».- Е. П. Блаватская. Теософский словарь.

ВООБРАЖЕНИЕ КАК СНОВИДЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

«Как продолжительна ночь бесконечного времени в сравнении с коротким сновидением жизни!» - А. Шопенгауэр.

А теперь остановимся на той части воображения, которая затрагивает сон. И в данном случае идёт речь не только о физическом процессе, но и астрально-эмоциональном мире наваждения или иллюзии, в котором пребывает большая часть народонаселения планеты.

В рассмотрениисон - это состояние ночного отделения / отрешённое сознание / ночное сознание / ноуменальное состояние . В случае осознанных сновидений сон предстаёт перед нами, как свет ночного осознания .

Как может воображение живо и с мельчайшими деталями и подробностями воспроизводить то, чего ты никогда не делал?

Как утверждал Пифагор: «Воображение - это не что иное, как память о предшествующих рождениях».

Это высказывание имеет ныне множество подтверждений, благодаря трудам Майкла Ньютона («Предназначение души», «Путешествие души»), Яна Стивенсона и его последователя Джима Такера («Жизнь после жизни»), Джины Серминара («Обителей много») , 25 тысяч чтений Эдгара Кейси, а также 2500 свидетельств детей (от 5 до 8 лет), указавших точное место предыдущего рождения, имена близких и родных, а также другие подробности предыдущего воплощения.

Кроме того, многие дети практически до 5-7 лет дети не утрачивают непосредственной связи с высшим «Я» через канал духа посредством душевных впечатлений. Происходит же это посредством сличения и соизмерения изначальной информации — через сны, хорошее воображение и даже эфирное видение. Так дети сопоставляют увиденное и прочувствованное с преподносимой родительской информацией.

Как писал пресбитер Ориген: «У души нет ни начала, ни конца… Души приходят в этот мир, укреплённые победами или ослабленные поражениями предыдущих жизней…»

Воображение, усиленное внутренней потребностью в целостности, и снятию завесы, скрывающей действительный и неискаженный образ собственной индивидуальности — необходимое свойство, позволяющее и взрослым и детям обрести душевное равновесие и мощную поддержку.

Установив однажды контакт со своей незримой частью, мы совершаем процесс единения, называемый

«Причиной неспособности человека понять собственную природу, является его неумение уйти от самого себя, бесстрастно, так сказать, со стороны, оценить личные качества. В попытке проанализировать и изучить высшее, он должен использовать те самые способности, которыми его на протяжении веков учили пренебрегать, а именно, воображение и интуицию. Он похож на муху, ползающую по руке и убеждённую, что весь мир и есть эта рука». - Теогенезис. Древние Станцы Дзиан.

РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ. ПОДВОДНЫЕ КАМНИ

«Воображение важнее, чем знания. Знания ограничены, тогда как воображение охватывает целый мир, стимулируя прогресс, порождая эволюцию». - Альберт Энштейн.

Развитие воображения - как описывает его психология, есть «целенаправленный процесс, преследующий задачи развить яркость воображаемых образов, их оригинальность и глубину, а также плодотворность воображения».

Если же отстраниться от академической науки и пересмотреть все взгляды о мышлении, рассудке, ментальном программировании через закреплённые социальные образы и стереотипы, то представляется следующая картина.

Вначале ребёнка всячески втискивают в «рамки» и «нормы» взрослого мира потребления, а затем он уже сам, повзрослев, пытается возродить первичные способности через самовоспоминание, осознанные сновидения, интуицию и другие жизненные катализаторы.

«Идея вбивания ребёнка в шаблон, желанные родителям или учителю, есть варварское и невежественное суеверие. Это эгоистическая тирания над человеческой душой. Нужно помочь растущей душе раскрыть то, что в ней самой есть лучшее и сделать её совершеннее для ценного использования». - Шри Ауробиндо.

Другими словами, парадокс воображения всё ещё не преодолён нашим обществом, которому куда легче признать воображение, как фантазию, чем исследовать сверхсознательную область, не контролируемую умом.

Когда мы говорим о развитии творческого воображения, мы, прежде всего, подразумеваем работу над воображением или воображение, которое кроме мыслительных операций, принимает деятельные и реализуемые формы.

«Не подлежит, что в обеих областях - суждении и действии воображение играет роль посла, или посредника. Ведь чувство передаёт воображению все виды образов, о которых затем выносит суждение разум, а разум в свою очередь, отобрав и приняв те или иные образы, возвращает их воображению ещё до того, как принятое решение будет исполнено». - Френсис Бэкон. Здесь всё более-менее понятно.

Но есть ещё и воображение, которое, к примеру, связано с религиозным чувством и вообще верой в Вышнее. В нём как раз воображение выступает основной движущей силой веры в незримое и неосязаемое.

«В вопросах веры и религии воображение берёт верх над самим разумом и выходит на передний план, потому что милосердие божье использует движения фантазии как орудие просветления, точно также как оно использует движения воли в качестве орудия добродетели. Именно поэтому религия всегда искала себе путь к человеческому уму, прежде всего, через сравнения, образы притчи, видения, сны». - Ф. Бэкон. Сочинения.

Идём дальше. А как не похоронить те зачатки воображения, которые довольно сложно осуществить в действительности, но которые, тем не менее, создают картину представлений, свойственных миру горнему или предыдущим воплощениям?

На мой взгляд, ответ прост и сложен одновременно.

Простота его в том, что если в каждом таком детском воспоминании находить ростки любви, сострадания, красоты и показывать на личном примере как все эти качества реализовать в данной жизни, то воображение, как память прошлого или даже будущего (так как время не линейно) будет иметь продолжение в действии.

Кроме того, если любые негативные воспоминания рассмотреть через символ, ассоциацию, как указание на необходимость обращения пристального внимания на тему страхов, сомнений и других негативных реакций, то тогда они не станут импринтами и ограничивающими целостное развитие программами.

Сложность же заключается в том, что, как правило, у родителей нет чётких инструментов для распознавания у ребёнка воображения и фантазии, желаемого и действительного в его системе жизненных координат.

Для взрослых людей, динамика изменений несколько другая. Ибо для использования внутреннего потенциала души им требуется главное и непременное усилие - успокоение или отвлечение рассудочного и логичного мышления.

Могу, правда, предложить несколько полезных действий, которые помогут не только раскрыть потенциал воображения, а и активировать шестое чувство - интуицию.

СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ И КОНТРОЛЯ ВООБРАЖЕНИЯ

Мы все хоть раз в жизни сетовали на память и на то, что неплохо бы заняться её укреплением. Я не стану здесь вдаваться в подробности, скажу лишь, что дело совсем не в ней, а в отсутствии должного внимания, концентрации, сосредоточения и даже банального отсутствия интереса.

«Тренировка памяти неразрывно связана с тренировкой воображения, с чьей помощью воспроизводятся те ситуации, в которых и на которые наша память должна реагировать». - Ю. Орлов.

Чтобы тренировать данную способность нужно понять, в чём её сильные и слабые стороны.

Итак, предлагаю нехитрые, но действенные способы по развитию и контролю воображения:

  1. Не всегда, как вы уже поняли, уместно, когда следуют навязчивые образы или вы слишком мечтательны. И в том и другом случае существует неконтролируемый вами поток. Поэтому важно научиться выходить из него подобно воздушному судну, которое отделяется от заправщика или космического корабля от станции, или более простой аналогии - выхода из реки. Проделайте это в вашем уме, ибо он как раз служит источником наваждения. Можете мысленно создать представление - фантом вашего физического мозга - энергетический аналог и «выделить» область в нём, которая отвечает за автоматизм и беспрерывность потока и затем мысленно «удалить» её энергетическим лазером.
  2. Затем заполните это удалённое место энергией воображения, которое будет активироваться только тогда, когда вам это будет нужно и только тогда.
  3. Управление воображением способствует управлению нашими влечениями, а также потребностями. К ним можно отнести всё, что угодно - пищевое поведение (скажем во время поста или лечебного голодания, диеты). К примеру, вы можете представить себя солнцеедом и напитывать себя энергией солнца во время вынужденных, вышеописанных перерывов в еде. Для этого недостаточно впустить в своё сознание данную мысль, ибо ей должно поверить и ваше тело. Его голодные спазмы легко устраняются питьём и расслабляющим дыханием, а также концентрации на солнечном сплетении и ощущением разлития солнечных лучей по всему животу. Кроме того, любой человек, образ или ситуация, который занимает наше воображение и служит источником негативных эмоций или разбалансированных/хаотичных или дезорганизующих мыслей должен быть мысленно «выброшен» из нашего энергетического поля или отрезаны пути сообщения с ним - вербальные, визуальные и мысленные через голову и шею, на уровне чувств - из грудной клетки и солнечного сплетения; эмоциональной и сексуальной вовлечённости/зависимости - с низа живота.
  4. То есть, при всех этих способах мы не убиваем мысль и не пытаемся избавиться от назойливого и доминирующего влияния мышления. Но заменяем нежелательные образы, к примеру, которые связаны с одним объектом или стихией. Так, к примеру, в медитации, мы вместо убегания от назойливого мысленного потока концентрируемся и визуализируем стихию огня и всё, что с ней связано. Чем дольше мы удерживаем образ, тем качественнее визуализация/концентрация и тем однонаправленнее наша мысль (как в медитации, так и за обычными повседневными делами).
  5. Развивать воображение легко и непринуждённо можно также с помощью чтения. Но не обычного пробегания глазами, а представления образов высокохудожественных произведений. Так расширяется не только кругозор, а и раздвигаются границы образов и ассоциаций их сопровождающих.
  6. Ну и конечно же, любое воображение получит должный импульс развития тогда, когда оно как уже я писал ранее, подкреплено действием. То есть получает практическое развитие. В этом случае незримый мир не только тонко встраивается в мир видимый, но и выполняет свою главную «роль» — , восприятие и способность рассматривать природу Единства в конкретных жизненных реалиях.

СИЛА ВООБРАЖЕНИЯ

«Часто говорят, что воображение правит людьми. Но вернее было бы сказать, что людьми правит недостаток воображения».- Уолтер Бейджхот.

И действительно представить современные ноу хау и прогресс человечества без развитого воображения - весьма проблематично. «Стремление к новому есть первая потребность человеческого воображения». - Стендаль.

Очень важно, на мой взгляд, именно сейчас вывести воображение из тени ума. Ибо оно по праву должно занять своё законное место архитектора соответствующей реальности.

И в этом смысле, со всей силой божественной мысли, пробивающейся через Завесу, воображение несёт нам энергию Дома, воодушевляя и вдохновляя нас.

«Воображенье! Ты сильнее всех
Ты землю облетаешь без помех
Нет для тебя покровов и завес,
Твой дом - Олимп, слуга тебе - Зевес…
Воображенье! Только повели, -
Как птица, оторвусь я от земли
Туда, где на зелёный небосклон
Спешит аврора, — и закон времён
Бессилен изменить старик Титон
Туда, откуда повелитель дня

С незримых круч приветствует меня» . - Филис Уитли.

Использование данного материала разрешается только с индексируемой гиперссылкой на автора и на сайт:

В принципе, человек может изменить окружающую реальность двумя способами: физическим и метафизическим, но все они требуют действий.

В схеме энергоинформационного взаимодействия я выделил «слово» и «действие», как факторы напрямую воздействующие на внешний мир. И если «действие» (поступок) можно отнести к физическому способу, предусматривающему воздействие на материю, материальным же предметом путем непосредственного контакта, позволяющим изменить местоположение объекта воздействия в пространстве и (или) его внешний вид. То «слово», можно назвать «переходным» способом, ибо словом мы так же можем изменить окружающую реальность. Пример? Пожалуйста!

В магазине Вы просите продавца подать Вам «вон тот кусочек колбасы и порезать его». Вашу просьбу выполняют. Материальный предмет (колбаса) изменил свое местоположение в пространстве? Да! Предмет изменил свой внешний вид? Да. Реальность изменилась? Да! Но самое интересное в том, что для этого Вам не пришлось вступать в прямой физический контакт с предметом.

В окружающей действительности произошли изменения благодаря Вашей просьбе обращенной к другому человеку, выраженной в словесной формулировке, а точнее за счет направленной энергии, побуждающей к определенным действиям.

Слово - есть озвученная мысль, одна из форм ее материализации, обладающее определенным энергетическим потенциалом и воздействующее на духовном уровне, выражаясь на физическом плане в виде звуков, составляющих словесную формулу.

«Действием» здесь является само произношение слова - внешнее проявление направленной мысли.

Метафизический способ воздействия на окружающую действительность можно в свою очередь разделить на два: магический и естественный.

«Магический» - обращение за помощью к сверхъестественным силам, мы рассматривать не будем, обратим наше внимание, на способ «естественный», на возможности, данные Богом человеку с рождения.

Может ли человек изменить реальность напрямую, мысленно, не выражая свои идеи в словах и поступках? Может! Вспомним факты зарегистрированные, но необъясняемые официальной наукой, такие как:

  • телепатия (перенос мыслей на расстояние);
  • телекинез (перемещение предметов мыслью);
  • экстериоризация (отделение мысли).

Но это опять таки из области мистики и наблюдаются подобные явления довольно редко, у людей одаренных свыше, специально развивших в себе такие способности, либо они возникают на короткое время при особых, под час угрожающих жизни ситуациях, порождающих так же и другие феномены человеческого существа. Мы же обратимся к естественному процессу, протекающему в сознании каждого человека и до того привычному, что на него мало кто обращает внимание. Это процесс построения мысленных образов, сопровождающих возникновение любых идей, их внутреннее видеовоспроизведение, называемый воображением.

Присмотритесь повнимательнее к своим мыслям. Подумайте или скажите про себя, например, «арбуз» - и сразу перед глазами встанет зеленый бок полосатого красавца с вырезанным аппетитным ломтем алой сочной мякоти. Можете даже почувствовать его вкус и запах. Или «рыбалка», и сразу поплывут картины озера-реки, удочки, поплавки, котелок с ухой над костерком, комары, «Русская особая», копченная колбаса и прочие атрибуты активного отдыха.

«Воображение представляет собой специфическую форму духовной активности субъекта в познании и творчестве, связанную с воспроизведением прошлого опыта (репродуктивное воображение) и конструктивно- творческим созданием нового наглядного или наглядно-понятийного образа, ситуации потребного будущего (продуктивное воображение)». (Спиркин А.Г. «Основы философии, М., 1988 с.285).

Воображение - это творческая сила, воплощающая в жизнь всевозможные идеи; этап, стадия материализации мысли.

Как мысль, сама по себе -ничто, ее следует принять, дабы она стала действенной, так и сопровождающая её воображаемая картинка - ничто, пока не будет принята (вместе с мыслью) к действию и не начнет развиваться вместе с нею.

Пример. Возникла мысль: «лимонад», сопровождаемая картинкой бокала с пузырящимся напитком, запотевшей бутылки из холодильника, или, на худой конец, «полторашки» с дешёвым пойлом. И все! Мысль и образ просто констатируют факт.

А вот принятая мысль-идея: «хочу лимонад», сопровождаемая теми же изображениями, развиваясь, может выглядеть следующим образом: видами магазина с витринами прохладительных напитков; киоска с фасадом, заставленным пыльными бутылками; образ телефона с номером службы доставки и прочее. То есть, началась творческая работа воображения по удовлетворению вашего желания.

Давайте рассмотрим весь путь материализации мысли, от возникшей идеи до физического предмета, воплощенного в окружающей реальности. «Подопытным» предметом пусть будет «скворечник». Да, да, обычный деревянный домик для перелетных птиц, которые в былые времена сотнями изготавливались пионерами и школьниками.

Итак, в голове некоего человека появилась мысль-идея: «сделать скворечник». Она пришлась ему «по душе», «по сердцу» и он принимает идею полный радостно-возбужденных чувств, сопровождающих желание.

Перед мысленным взором предстает сначала хрестоматийный облик «летней резиденции» скворцов затем воображение начинает рисовать её «чертеж»: задняя стенка, передняя, крыша, дно, леток… и т.д. и т.п. Тут же рассматриваются варианты используемого материала из которого надлежит соорудить данный «памятник деревянного зодчества», от ливанского кедра, до сосны обыкновенной, оригинальный стиль постройки (например, в виде готической башни или имитация под деревенскую рубленную избу); декоративная отделка… и т.п.

После этого, мысленно сработанное изделие, мысленно же, «прибивается» на облюбованном дереве перед домом, причем с «видеоперечислением» инструментов, требуемых для данного процесса: лестница, молоток, гвозди…и прочее.

И вот, в итоге, сознание наблюдает такую картину: в зелени кроны уютно спрятался скворечник, к которому поочередно подлетают счастливые родители-скворцы, таща в клюве добычу, предназначенную для птенцов, встречающих папу с мамой радостным писком.

Все, запланированное уже существует, правда пока в воображении.

Его материализация в реальности, напрямую зависит от человека и может быть воплощено, хоть через час, если он будет соответствовать своему желанию (иметь нужные материалы и инструменты) и приступит к действиям, ведущим к исполнению желания, которые можно разделить на две группы.

Первая: действия, непосредственно ведущие к исполнению желания, к ним можно отнести сам процесс изготовления скворечника.

Вторая: заключительные действия по реализации своей цели. Цель данного человека скворечник, полностью пригодный для заселения птицами, то есть- закрепленный на дереве. Так вот «действием», относящимся ко второй группе, как раз и будет укрепление его на выбранном дереве, как заключительный этап воплощения желаемого в окружающей реальности.

Ну, с этой функцией воображения, делающей «чертеж» задуманного ясно. Этим пользуются все люди постоянно, а некоторые избрали своей профессией (инженеры, конструкторы, архитекторы), переносящие образы, возникающие у них в воображении на бумагу и строящие масштабные модели своих идей. По сути, любой предмет, созданный руками человека, является его материализованной мыслью-идеей.

Вы наверное очень удивитесь, узнав, что квантовая физика в содружестве с космологией выдвинула теорию о вселенной -мысли: вселенная родилась из единой мысли, является мыслью, а все окружающее (материальное),-есть уплотненная мысль».

«Концепция Вселенной как мира чистой мысли проливает новый свет на многие проблемы, с которыми мы столкнулись, в совеременных исследованиях в области физики». (Сэр Джеймс Джинс, физик, математик, астроном).

Эта концепция очень близка к философскому течению энергетизма, утверждающему, что во Вселенной существует лишь энергия, во всех своих многообразных проявлениях, вплоть до материи. Все физические предметы-материализованная энергия.

Итак: Вселенная-мысль (энергия), энергия нашего сознания- мысли, предметы, созданные руками человека- его материализованная мысль (энергия)-все очень тесно взаимосвязано. Процесс же создания мысленной модели нужного ситуативного пространства с помощью творческой силы воображения, напрямую воздействует на энергоинформационное поле окружающей реальности, создавая в нем её ещё не материализованную конструкцию. «Действием» здесь будут специальные способы, позволяющие сделать это.

Если процесс воображения во всех других случаях предваряет слова и поступки, то здесь он является самостоятельным фактором воздействия на реальность, став таким за счет волевого усилия, облеченного в желание и соответствующие эмоции, отличающие творческое воображение от бесплодной фантазии.

Таким образом, в схему энергоинформационного взаимодействия, можно внести третий фактор активного воздействия на окружающую действительность - «воображение». Относительно него и составим План исполнения желаемого, хотя он справедлив так же для действий физического уровня. Лишь четвертый его пункт составлен с учетом специфики воображения.

  • Первое, что потребуется для его исполнения- наличие желания; четко поставленной и определенной цели.
  • Второе - соответствовать своим желаниям.
  • Третье - выполнять действия, ведущие к исполнению желаемого.
  • Четвертое- чувствовать и вести себя в повседневной жизни так, как чувствовали бы себя и вели, при условии уже исполненного желания.

Потому, что Ваше желание уже существует. Оно обрело метафизическую форму в ту долю секунды, когда Вы приняли данную мысль (идею).

Смоделированная воображением мысленная конструкция, воплотится в реальность путем череды событий, исполняющих задуманное. «Как», «когда» и «каким образом» желаемое материализуется в действительности, знать не обязательно, да и попросту невозможно. Человек должен, лишь стремится к исполнению своего желания, работая над соответствием и непосредственным его воплощением в реальности.

Ну, а сейчас, давайте детально разберем все пункты плана и рассмотрим сопутствующие ему вспомогательные техники.

Воображение традиционно считают неотъемлемой частью творческих людей.

И как-то так сложился стереотип о том, что «люди серьезные и успешные фантазиями не увлекаются».

Однако, как показывает практика, именно люди успешные и серьезные обязаны своим успехам отлично развитому воображению,
которое интуитивно находит выход в самых сложных ситуациях,
помогает им принимать верные решения,
находить подход к людям
и предотвращать конфликты и неприятности.

Воображение присуще каждому человеку. Правда, мы не всегда все его проявления осознаем именно как ресурс личности и далеко не всегда осознанно используем поистине безграничные его возможности.

Воображение - это способность представлять образы, символы, фантазии, грезы. Это «внутренние фильмы» и разворачивающиеся сюжеты, которые мы переживаем во сне или наяву, задумавшись или замечтавшись.

Во время таких периодов внимание переключается с внешнего мира на внутренний. И наше сознание изменяется - мы как будто погружаемся в себя. И оказываемся во внутреннем мире, в пространстве воображения. А пока происходит это «мысленное проживание» историй, нечто неуловимо меняется внутри нас, открываются источники новых ресурсов, улучшается состояние, сбрасывается напряжение и тревога.

  • Пространство воображения - совершенно особенное пространство,
    в котором есть свой собственный ландшафт, свои дороги и свой язык.

Это пространство целительно и для тела, и для психики. Ведь в нем каждый человек может встретиться со своей Душой, услышать голос и желания своего сердца.

Современная психотерапия хорошо знакома с воображением и законами его пространства. Это и работа с метафорическими картами, и кататимное переживание образов, и работа со снами в юнгианском подходе или при помощи dreamtending и многое другое. Со времен К. Г. Юнга проведено множество научных исследований и создано много эффективных практик и направлений для исцеления, основанных на силе и пространстве

  • Очень важно понимать, что простое фантазирование
    не является работой с управляемым воображением (!)

Для того, чтобы решить серьезную проблему, недостаточно просто фантазировать о том, как все само собой разрешается. К сожалению, само собой вообще крайне редко что-то происходит. Все изменения и трансформации становятся результатом усилий. Внутренняя работа, грамотно и серьезно проделанная в пространстве воображения, может дать значительные результаты.

Это и снятие тревоги и напряжения, и выход из стресса, и разрешение конфликтов, и выстраивание нового сценария жизни, гармонизация отношений в семье, и исцеление телесных заболеваний, и многое-многое другое.

Как правило, работа с образами включает в себя:

  • представление некоторого образа, отражающего актуальную ситуацию или проблему человека;
  • осознание связей этой ситуации с прошлым опытом человека и с системами, в которые он включен (семейная система, родовая система, культурная система);
  • выявление сценариев развития событий, паттернов поведения, блоков и ограничений, которые удерживают человека внутри травматичной ситуации;
  • коррекцию состояния, ситуации.

Условно можно выделить три ключевых шага в этой работе.

1). Осознание , что происходит и как человек создает эту ситуацию в своей жизни.

Часто бывает так, что в ситуации стресса человек не всегда видит, что происходит в его жизни на самом деле. В моменты сильных переживаний он склонен либо отстраниться от происходящего, либо закрывать глаза на какие-то важные аспекты, либо вытеснять происходящее в бессознательное. Так срабатывают защитные реакции, предохраняющие от восприятия, справиться с которым внутри человека не хватает ресурсов.

Работа с управляемым воображением позволяет на символическом или архетипическом уровне осознать и увидеть связи происходящего. При этом «взламывания» защиты не происходит, и работа идет абсолютно безопасно на том уровне, который подходит здесь и сейчас конкретному человеку.

С этой точки зрения работа с образами, символами и архетипами наиболее экологична и комфортна.

2). Понимание связей ситуации с другими областями жизни

Не бывает ситуаций, которые возникают в жизни из ниоткуда. Каждый человек является частью своей семейной системы, своей родовой системы, частью культуры. А также - частью своего опыта, своих переживаний травм, ошибок, побед и успехов.

Все события взаимосвязаны и являются одновременно следствием и причиной для всего происходящего. Для того, чтобы изменить сценарий, практически всегда важно обнаружить и скорректировать те связи, которые привели к негативной ситуации.

3). Исправление или изменение того, что необходимо изменить

Очень важно, чтобы все корректирующие воздействия проводились на необходимом и достаточном уровне с точки зрения готовности конкретного человека к таким изменениям. Профессиональный терапевт всегда будет выяснять, какие именно изменения человек готов принять в свою жизнь, какова цель данной конкретной работы.

Коррекция - изменение и гармонизация происходящего - будет происходить при помощи специальных методик, которые порекомендует психолог. Это может быть и прямая работа с телесными реакциями, и работа с рисунками, с метафорическими картами. Это может быть создание историй и сказок. А может быть - прямое изменение событийного ряда в тех образах, которые разворачиваются в воображении.

  • Почему при работе с управляемым воображением
    изменения потом происходят в реальной жизни?

Открытые в начале 90-х годов зеркальные нейроны помогают объяснить с точки зрения науки механизм того, каким образом и почему наш мозг не различает событий, реализовавшихся в реальности, от событий, происходящих в воображении.

Для человеческого сознания одинаково реальными будут и события в воображении, и события в той реальности, которую мы привычно считаем «настоящей».

Благодаря нейронным механизмам и особенностям функционирования мозга человек может учиться через подражание действиям других людей, мгновенно распознавать эмоции и правильно реагировать на них и так далее. И эту же способность мозга мы можем использовать для того, чтобы при помощи управляемого воображения корректировать сценарии собственной жизни:

  • завершать конфликты, которые трудно или невозможно разрешить в реальности;
  • прощаться и прощать тех, кого больше нет в нашей жизни;
  • выстраивать сценарии гармоничных отношений;
  • создавать карьерный успех;
  • прорабатывать внутренние барьеры и самоограничения.

Два стереотипа мешают эффективной работе с управляемым воображением.

    Стереотип о том, что «воображение - это несерьезно». Часто с работой воображения связывают сказки и истории.

    Это не совсем так. В наши дни истории часто становятся частью успешной терапевтической практики. Ведь сколько существует человеческая раса, столько существуют и истории, которые люди рассказывают себе и другим.

    На самом деле сказкам 2 миллиона лет. А образам, символам, которые приходят к нам во снах и грезах - еще больше.

    Доктор Стивен Айзенстат, архетипический психолог, ученик Д. Хиллмана, считает, что сновидит все живое на планете. Не только люди видят сны, но и все растения, животные, ландшафты и планета Земля встречаются в общем пространстве образов, в пространстве сновидений. Можно сказать, что искусству рождения образов в сновидениях - 2 миллиарда лет. Настолько древняя история у воображения и образов…

    Каждая судьба - это история жизни. В ней спрессован опыт человека, его эмоции, чувства, переживания. И - его преображение. И от того, как рассказать эту историю жизни, зависит, что будет происходить в ней дальше.

    Именно поэтому так эффективно работают методики со сказками и с метафорическими картами, в которых люди создают свои истории. Они помогают примириться с потерями, почувствовать новый вызов, увидеть новую мечту и найти смысл двигаться дальше.

    А еще такие истории дают надежду.

    Согласитесь, часто именно надежды нам не хватает, чтобы взять себя в руки и изменить то, что отравляет жизнь изо дня в день…

    Сказки и истории, которые мы рассказываем о себе и для себя, помогают преодолеть чувство беспомощности.

    Ведь создавая историю своей жизни - совместно с терапевтом или самостоятельно - человек ощущает себя творцом. И видит, как нить истории рождается его волей и намерением. И этот опыт можно перенести в реальную жизнь - создавая события в жизни так же, как и историю о ней.

    Так что, работа с воображением, с образами и снами - вовсе не открытие наших дней.

    Остальное находится в так называемой области бессознательного. Там хранятся наши инстинктивные реакции, ассоциативные связи, травмы, установки, эмоциональные заряды. Там же находятся наши ресурсы.

    Бессознательное - это огромный склад ресурсов, знаний, это инстанция, которая нас охраняет, работает круглосуточно, хранит весь наш опыт и интуицию и все наши способности. На каждую ситуацию у человека всегда есть ресурс, чтобы с нею справиться.

    Если сознание общается с нами на уровне речи - мысли и слова, то бессознательное общается с нами на уровне образов, символов, ощущений, эмоций. Мы получаем доступ туда при помощи своего воображения.

    Стереотип о том, что трансы, измененные состояния сознания - это нечто «пугающее и непонятное, этим занимаются маги, шаманы и гипнотизеры».

    В этом, конечно, есть доля истины. Но шаманский транс сильно отличается от так называемых бытовых трансов. И никакой магии в четко выстроенных алгоритмах работы с архетипами, со снами, с управляемым воображением и кататимным переживанием образов, нет.

    Это - эффективные, последовательные стратегии, которые помогают получить доступ к 100% своих внутренних ресурсов, синхронизировать работу обеих полушарий мозга. И именно за счет этого достичь исцеления или решения сложной жизненной ситуации.

Традиционно процессы логики и сознания связывают с левым полушарием, а процессы бессознательные, эмоции, принятие решений - связывают с правым полушарием. Каждое полушарие человека специализируется на своих видах восприятия, воспринимает мир по-своему.

Левое полушарие работает со словами и числами. Ему свойственно аналитическое мышление, линейные рассуждения. А правое полушарие - это наши образы и воображение, это предчувствия, интуиция, фантазии и способность к творчеству. Там живет наше воображение.

Для того, чтобы оба полушария работали синхронно и человек получил доступ ко всем своим ресурсам и возможностям на 100%, необходимо перейти в особое состояние. Такое состояние иногда называется трансовым.

Транс - состояние предельной концентрации внимания, максимальное погружение во внутренний мир и во внутренние процессы. Транс - это инструмент, который делает доступными ресурсы бессознательного.

Трансовые состояния являются частью природных, биологических ритмов, естественным образом встроенных в функционирование организма в процессе эволюции.

В повседневной жизни нам хорошо знакомы такие состояния.

  • Это и грезы наяву, и просоночное состояние, в котором мы находимся перед тем, как уснуть.
  • Это состояние, в котором мы иногда смотрим на мелькающий за окнами автомобиля или поезда пейзаж.
  • Это состояние молитвы или медитации.
  • Это инсайты и озарения, вдохновение и знаменитое «состояние потока», о котором писал М. Чиксентмихайя.
  • Это наблюдение за пламенем, повторяющиеся ритмичные действия (например, шитье, вязание).
  • Это состояние задумчивости во время фильма или чтения.

В науке существует понятие 90-минутного ритма активности, в течение которого примерно 80 минут - это обычное функционирование, а 10 минут - спонтанный транс.

В этом биоритме каждое полушарие по очереди достигает пика активности, а затем наступает момент синхронизации, в этот момент исчезает межполушарная ассиметрия.

И именно в этот момент синхронизации все ресурсы организма становятся доступны. Этот цикл продолжается и во время сна, и во время бодрствования, он похож на внутренние биологические часы человека, которые помогают наилучшим образом работать всему организму.

Некоторые виды работы с воображением связывают с измененными состояниями сознания и иногда называют трансами. Как правило, такие состояния характеризуются:

  • расслаблением тела;
  • спокойным и глубоким погружением в свой внутренний мир;
  • яркостью и значимостью переживаемых образов и историй, которые рождаются в воображении;
  • концентрации внимания на внутренних образах;
  • снижением остроты восприятия внешних объектов.

Они полностью безопасны и целительны для всей телесной системы человека.

Расслабление - это не какое-то занятие. Расслабление - естественная реакция, которой Вы просто позволяете происходить. Когда Вы перестаете напрягаться - остается расслабление.
Джоэль и Мищель Леви. «Медитация без мистификаций»

При работе с кататимным переживанием образов, с медитативными трансами, при работе с управляемым воображением клиенты в 99% случаев отмечают снижение тревожности и напряжения, состояние внутреннего покоя и гармонии. Часто во время такой работы они получают инсайты, лучшее понимание происходящего в их жизни и осознание верных решений.

Психотерапия дает нам все больше подтверждений воздействия внутренних образов на нашу физическую оболочку.
Рудигер Дальке. «Чудо воображения»

По мнению С. Гиллигена, одного из учеников М. Эрикссона, в этом состоянии наши самопроявления не требуют усилий - образы и решения приходят как будто сами собой. А мы находимся в состоянии переживающего участия, когда мы погружены в свои реальные ощущения, а не в идеи о них. Именно этот момент и позволяет нам изменять свои паттерны поведения, убирать блоки и мешающие установки из подсознания.

Фактически, во время такой работы терапевт предлагает клиенту сосредоточить внимание на своем внутреннем мире. И посредством символов и образов совершить путешествие в своем воображении. При такой работе мозг перестает обрабатывать миллионы сигналов от внешнего мира, переключается от «мыслеговорилки» на решение актуального вопроса. И эта сосредоточенность на главном, на том, что волнует человека, приводит к тому, что находится наилучшее решение именно для него.

Как считает Дэниэл Гоулман, внимание - это мускул, который требует постоянной тренировки. Работа с воображением обеспечивает такую тренировку.

Измененные состояния сознания и работа с воображением помогают быстро восстановить силы после высоких нагрузок и в состоянии стресса, ускорить выздоровление после операций и тяжелых соматических заболеваний, выходить из тяжелых психологических состояний.

Кроме того, состояние отдыха и расслабления, состояние полноты жизненных сил и внутренней энергии чрезвычайно приятно само по себе. Немного найдется таких медицинских препаратов и психологических инструментов, которые были бы одинаково эффективны и приятны.

ВООБРАЖЕНИЕ = УДОВОЛЬСТВИЕ + РЕШЕНИЕ

Тренируя свое воображение, осваивая методы управляемого воображения при помощи психотерапевта или самостоятельно, Вы будете значительно улучшать качество Вашей жизни и приближать свою мечту к реальности.

Мир психики – это мир воображения. Там можно проходить сквозь стены, создавать монстров, встречаться с умершими, менять своё прошлое и будущее.
Например, можно встретиться с умершей мамой, с которой не сложились отношения при жизни. Высказать ей все свои претензии, услышать ее «прости», раскаяться, ощутить любовь и простить тоже. В одиночку совершить такой подвиг, конечно, сложно, а вот в кабинете у психолога – вполне. Не сразу. Кому-то для такой встречи понадобятся часы. Кому-то, может быть, месяцы или даже годы. Но это возможно. Пусть с реальной мамой — никак. А в воображении – вполне. Настолько вполне, что окружающая реальность меняется. И после такой встречи с мамой краски смягчаются и обретают новые оттенки. И даже отношения с людьми обретают новую легкость и теплоту.

Или монстры – как часто мы их рождаем сами, а потом сами же от них и бегаем. Именно работа в воображении (вернее, работа воображения) позволяет наладить с этими монстрами контакт. Узнать их. Увидеть их по-настоящему. Заглянуть в глаза. И монстры после этого исчезают. Или превращаются в преданных стойких защитников.
В виде монстров часто выступают страх, гнев, стыд. Хотя возможности психики безграничны, и монстры могут быть самыми разными. И вряд ли стоит их причесывать под одну гребенку. Они этого, думаю, не любят. Каждый наш монстр уникален.

Или будущее. Мы можем зримо его увидеть. И так мы творим его. Помню, когда я еще только мечтала быть психологом и сама ходила к психологу, тот меня спросил, каким я вижу свой кабинет. И я вдруг ясно представила – светлую комнату с большим окном. И даже решила, что это где-то на Почаине. Прошло несколько лет, и однажды, в поисках аренды, я случайно попала именно в такую комнату и узнала ее. И это было недалеко от Почаины, как ни странно. Сейчас я там и работаю.
Обычно я с сомнением отношусь к таким сладким рассказикам. Потому что думаю, что такое нельзя моделировать специально, как это обещают в фильме «Секрет». Но если это желание исходит откуда-то из глубины, если это сопряжено с внутренним призванием, призывом – тогда всё, правда, может сработать.

Точно также воображение способно менять прошлое. Как в той же истории с умершей мамой, например. Ведь после такой работы воображения не только вы сами, но и ваша мама становится другой. Если мы проживаем свой травматический опыт, прорабатываем его, то одни картинки (болезненные и черно-белые) уходят и на смену им приходят другие (теплые и цветные). Это одно и то же моё собственное детство. Просто я его теперь по-другому помню. «Теория определяет, какой факт вы увидите», — говорил Альберт Эйнштейн

И с помощью воображения можно остановить смерть. У О’Генри есть рассказ «Последний лист» . О девушке, которая умирала от пневмонии. Был конец осени, она считала листья, падавшие с плюща за окном. Решила, что умрет, когда упадет последний лист. И был в том рассказе еще старик Берман, художник, неудачник, который всю жизнь тщился написать шедевр, но никак у него это не получалось.
Наверное, вы читали рассказ и знаете, что там случилось. Почему Джонси осталась жива. Какую плату за это пришлось заплатить. Что такое настоящий шедевр. И какую силу имеет воображение.

Или есть еще эффект плацебо. Когда таблетка помогает просто оттого, что мы ее принимаем. Хотя эта таблетка – пустышка. Самое интересное, что эффект плацебо помогает даже тогда, когда люди заранее знают, что принимают плацебо.

Завтра –о том, как ощутить на себе сказочную магию воображения
и чем действенное воображение отличается от пустой фантазии.


Светлана Гамзаева психолог Нижний Новгород #пряностидуши


Top