Природный натюрморт. Термин и понятие в изобразительном искусстве

мертвая природа - жанр изобразительного искусства, главным образом станковой живописи, посвященной изображению неодушевленных предметов: цветов, фруктов, битой дичи, рыбы, атрибуты какой-либо деятельности.

Отличное определение

Неполное определение ↓

НАТЮРМОРТ

франц. nature morte – мертвая природа), один из жанров живописи. В натюрмортах изображаются дары природы (плоды, цветы, рыба, дичь), а также вещи, сделанные руками человека (столовая утварь, вазы, часы и т. д.). Иногда неодушевленные предметы соседствуют с живыми существами – насекомыми, птицами, животными и людьми.

Натюрморты, включенные в сюжетные композиции, встречаются уже в живописи Древнего мира (настенные росписи в Помпеях). Сохранилось предание о том, что древнегреческий художник Апеллес столь искусно изобразил виноград, что птицы приняли его за настоящий и стали клевать. Как самостоятельный жанр натюрморт сложился в 17 в. и тогда же пережил свой яркий расцвет в творчестве голландских, фламандских и испанских мастеров.

В Голландии существовало несколько разновидностей натюрморта. «Завтраки» и «десерты» художники писали так, что казалось, будто человек где-то рядом и сейчас вернется. На столе дымится трубка, скомкана салфетка, не допито вино в бокале, надрезан лимон, надломлен хлеб (П. Клас, В. Хеда, В. Калф). Популярны были также изображения кухонных принадлежностей, ваз с цветами и, наконец «Vanitas» («суета сует»), натюрморты на тему бренности жизни и ее кратковременных радостей, призывавшие помнить об истинных ценностях и позаботиться о спасении души. Любимые атрибуты «Vanitas» – череп и часы (Ю. ван Стрек. «Суета сует»). Для голландских натюрмортов, как и вообще для натюрморта 17 в., характерно присутствие скрытого философского подтекста, сложная христианская или любовная символика (лимон был символом умеренности, собачка – верности и т. д.) Вместе с тем художники с любовью и восторгом воссоздавали в натюрмортах многообразие мира (переливы шелков и бархата, тяжелые ковровые скатерти, мерцание серебра, сочные ягоды и благородное вино). Композиция натюрмортов проста и устойчива, подчинена диагонали или форме пирамиды. В ней всегда выделен главный «герой», например бокал, кувшин. Мастера тонко выстраивают взаимоотношения между предметами, противопоставляя или, наоборот, сопоставляя их цвет, форму, фактуру поверхности. Тщательно выписаны мельчайшие детали. Небольшие по формату, эти картины рассчитаны на пристальное рассматривание, долгое созерцание и постижение их скрытого смысла.

Фламандцы, напротив, писали крупные, порой огромные полотна, предназначенные для украшения дворцовых зал. Их отличают праздничное многоцветье, обилие предметов, сложность композиции. Такие натюрморты называли «лавками» (Я. Фейт, Ф. Снейдерс). В них изображали столы, заваленные дичью, дарами моря, хлебами, а рядом – хозяев, предлагающих свой товар. Изобильная снедь, словно не умещаясь на столах, свисала, вываливалась прямо на зрителей.

Испанские художники предпочитали ограничиваться небольшим набором предметов и работали в сдержанной цветовой гамме. Посуда, фрукты или раковины на картинах Ф. Сурбарана и А. Переды степенно расставлены на столе. Их формы просты и благородны; они тщательно вылеплены светотенью, почти осязаемы, композиция строго уравновешена (Ф. Сурбаран. «Натюрморт с апельсинами и лимонами», 1633; А. Переда. «Натюрморт с часами»).

В 18 в. к жанру натюрморта обратился французский мастер Ж.-Б. С. Шарден. Его картины, изображающие простую, добротную утварь (миски, медный бак), овощи, немудреную снедь, наполнены дыханием жизни, согреты поэзией домашнего очага и утверждают красоту повседневного бытия. Шарден писал также аллегорические натюрморты («Натюрморт с атрибутами искусств», 1766).

В России первые натюрморты появились в 18 в. в декоративных росписях на стенах дворцов и картинах-«обманках», в которых предметы воспроизводились настолько точно, что казались настоящими (Г. Н. Теплов, П. Г. Богомолов, Т. Ульянов). В 19 в. традиции обманки были переосмыслены. Натюрморт переживает подъем в первой пол. 19 в. в творчестве Ф. П. Толстого, переосмыслившего традиции «обманок» («Ягоды красной и белой смородины», 1818), художниковвенециановской школы, И. Т. Хруцкого. В обыденных предметах художники стремились увидеть красоту и совершенство.

Новый расцвет жанра наступает в кон. 19 – нач. 20 в., когда натюрморт становится лабораторией творческих экспериментов, средством выражения индивидуальности художника. Натюрморт занимает значительное место в творчестве постимпрессионистов – В. Ван Гога, П. Гогена и прежде всего П. Сезанна. Монументальность композиции, скупые линии, элементарные, жесткие формы в картинах Сезанна призваны выявить конструкцию, основу вещи и напомнить о незыблемых законах мироустройства. Художник лепит форму цветом, подчеркивая ее материальность. В то же время неуловимые переливы цветовых оттенков, особенно холодного голубого, сообщают его натюрмортам ощущение воздуха и простора. Линию сезаннистского натюрморта продолжили в России мастера «Бубнового валета» (И. И. Машков, П. П. Кончаловский и др.), соединив ее с традициями русского народного творчества. Художники «Голубой розы» (Н. Н. Сапунов, С. Ю. Судейкин) создавали ностальгические, стилизованные под старину композиции. Философскими обобщениями проникнуты натюрморты К. С. Петрова-Водкина. В 20 в. в жанре натюрморта решали свои творческие задачи П. Пикассо, А. Матисс, Д. Моранди. В России крупнейшими мастерами этого жанра были М. С. Сарьян, П. В. Кузнецов, А. М. Герасимов, В. Ф. Стожаров и др.

Отличное определение

Неполное определение ↓

В изобразительном искусстве натюрмортом (от фран. natur morte - «мертвая природа») принято называть изображение неодушевленных предметов, объединенных в единую композиционную группу. Для многих привычней немецкий или английский вариант обозначения still life и still leben (тихая жизнь). По-голландски обозначение этого жанра звучит как stilleven то есть «тихая жизнь», на взгляд многих художников и искусствоведов это наиболее точное выражение сути жанра, но такова уж сила традиции что именно «натюрморт» - это общеизвестное и укоренившееся название. Натюрморт может иметь как самостоятельное значение, так и быть составной частью композиции жанровой картины. В натюрморте выражается отношение человека к окружающему миру. В нем раскрывается то понимание прекрасного, которое присуще художнику как человеку своего времени.

Натюрморт как самостоятельный жанр, возник во Фландрии и Голландии на рубеже XVI и XVII веков, быстро достигнув необычайного совершенства в передаче многообразия предметов материального мира. Процесс становления натюрморта протекал более или менее однотипно во многих странах Западной Европы. Но если взять в совокупности историю искусств, то первый этап в развитии натюрморта относится к палеолитическому периоду. Можно выделить два основных приема, которые использовали древние художники: натурализм и орнаментальность. Затем эти два течения начинают все больше сближаться, и появляется «полубессознательный» натюрморт, изображение отдельных частей предмета. Подлинный целый предмет можно встретить уже лишь в бронзовом веке. Свой расцвет этот второй этап в развитии натюрморта получает в искусстве Египта. Предметы всегда изображаются изолированными друг от друга. Впервые вводится мотив цветка, тема срезанных растений. В произведениях эгейского искусства появляется соотносительность пропорций. Предметы изображаются в три четверти, скомпонованные группами. Традиции эгейской живописи нашли свое продолжение в греческой культуре. Мы можем судить об этом жанре изобразительного искусства по вазам. Предметы теперь не висят в воздухе, а имеют свое «реальное место» в пространстве: щит, прислонённый к дереву, хламида, перекинутая через ветку - так называемый «висящий» натюрморт. Также в школьных сценках часто изображается «музыкальный» натюрморт. Можно выделить еще один тип греческого натюрморта «антикварный». Художники создают изображения мастерских: куски статуй, пилу, молоток, эскизные пластинки. На греческих вазах почти нельзя встретить изображения цветов и животных.

В средневековом искусстве в результате дробности композиции, разделению живописного полотна на своеобразные регистры предмет становится атрибутом, а не объектом изображения. Большую роль также продолжает играть орнамент, особенно активно используемый в витражах католических соборов. Суровое, напряженно-аскетическое искусство Византии, создавая бессмертные, монументально-обобщенные, возвышенно-героические образы, с необыкновенной выразительностью пользовалось изображениями отдельных предметов.

В древнерусской иконописи также большую роль играли те немногочисленные предметы, которые художник вводил в свои строго канонические произведения. Они вносили непосредственность, жизненность, порой казались открытым выражением чувства в произведении, посвященном отвлеченно - мифологическому сюжету.

Еще большую роль натюрморт играл в картинах художников XV-XVI веков в эпоху Возрождения. Живописец, впервые обративший пристальное внимание на окружающий его мир, стремился указать место, определить ценность каждой вещи, служащей человеку. Предметы обихода приобретали благородство и горделивую значительность их обладателя, того, кому они служили. На больших полотнах натюрморт занимал обычно очень скромное место: стеклянный сосуд с водой, изящная серебреная ваза или нежные белые лилии на тонких стеблях чаще ютились в углу картины. Однако в изображении этих вещей было столько поэтической влюбленности в природу, смысл их так высоко одухотворен, что здесь уже можно увидеть все черты, которые определили в дальнейшем самостоятельное развитие целого жанра.

Предметы, вещественный элемент получили в картинах новое значение в XVII веке - в эпоху развитого натюрмортного жанра. В сложных композициях с литературной фабулой они заняли свое место наряду с другими героями произведения. Анализируя произведения этого времени, можно увидеть какую важную роль стал играть натюрморт в картине. Вещи стали выступать в этих произведениях, как главные действующие лица, показывая, что может достичь художник, посвятив этому роду искусства свое мастерство.

Предметы, сделанные умелыми, трудолюбивыми, мудрыми руками, несут на себе отпечаток мыслей, желаний, влечений человека. Они служат ему, радуют его, внушают законное чувство гордости. Недаром мы узнаем о давно исчезнувших с лица земли эпохах по тем черепкам посуды, домашней утвари и ритуальных предметов, которые становятся для археологов разрозненными страницами истории человечества.

Вглядываясь в окружающий мир, проникая пытливым умом в его законы, разгадывая увлекательные тайны жизни, художник все полнее и многостороннее отображает его в своем искусстве. Он не только изображает окружающий его мир, но и передает свое понимание, свое отношение к действительности.

История сложения и развития различных жанров живописи - живое свидетельство неустанной работы человеческого сознания, стремящегося охватить бесконечное многообразие деятельности, эстетически ее осмыслить. Особенно ярко жанр натюрморта проявился в нидерландской живописи проторенессанса. Он все еще является частью интерьера, но при этом любовь художников к детализации создает удивительные маленькие натюрморты: посуда, рабочий стол, обувь, стоящая на полу. Все это изображается с такой же любовью, как и фигуры людей и святых. В Италии натюрморт появляется из декорации. В дальнейшем предмет получает своеобразную самостоятельную активность, становится участником действа. Начиная с проторенессанса предметный мир становится все более реалистичным, иногда даже почти осязаемым. Он перестает быть бутафорией, а становится бытом. В 16 веке художники северного Возрождения начинают обнажать предметы, срывать с них покровы (например, кожу с животных).

Натюрморт - сравнительно молодой жанр. Самостоятельное значение в Европе он получил лишь в XVII веке. История развития натюрморта интересна и поучительна. Особенно полно и ярко натюрморт расцвел во Фландрии и Нидерландах. Натюрморт окончательно оформляется в качестве самостоятельного жанра живописи. Его возникновение связано с теми революционными историческими событиями, в результате которых эти страны, получив независимость, в начале XVII столетия вступили на путь буржуазного развития. Для Европы того времени это было важным и прогрессивным явлением. Перед искусством открылись новые горизонты. Исторические условия, новые общественные отношения направляли и определяли творческие запросы, изменения в решении стоящих перед живописцем проблем. Прямо не изображая исторических событий, художники по-новому взглянули на мир, новые ценности нашли в человеке. Жизнь, обыденно предстали перед ними с неизвестной дотоле значительностью и полнотой. Их привлекали особенности национального быта, родной природы, вещей, хранящих на себе отпечаток трудов и дней простых людей. Именно отсюда, из сознательного, углубленного, самим строем подсказанного интереса к жизни народа, родились обособленные и самостоятельные жанры бытовой картины, пейзажа, возник и натюрморт.

Искусство натюрморта, сложившееся в XVII веке, определило основные качества этого жанра. Картина, посвященная миру вещей, рассказывала об основных свойствах, присущих предметам, окружающим человека, раскрывала отношение художника и современника к тому, что изображено, выражала характер и полноту познания действительности. Живописец передавал материальное бытие вещей, их объем, вес, фактуру, цвет, функциональную ценность предметов обихода, их живую связь с деятельностью человека. Красота и совершенство домашней утвари определялись не только их необходимостью, но и мастерством их создателя. В натюрморте революционной эпохи побеждающей буржуазии отражалось уважение художника к новым формам национальной жизни соотечественников, уважение к труду.

Сформулированные в XVII веке, задачи жанра в общих чертах существовали в европейской школе вплоть до середины XIX века. Однако это не означает, что художники не ставили перед собой новых задач, механически повторяя готовые решения.

На протяжении эпох менялись не только методы и способы живописного решения натюрморта, но накапливался художественный опыт, в процессе становления развивался более сложный и постоянно обогащающийся взгляд на мир.

Любовь Михайлова
Знакомство детей с искусством: «Что такое натюрморт?»

Конспект занятия по НОД ОО для детей старшей группы 5-6 лет.

Знакомство детей с искусством : «Что такое натюрморт

Задачи :

Продолжать приобщать детей старшей группы к миру красоты и искусства через знакомство с живописью в жанре натюрморта .

- Познакомить детей с новым жанром живописи – натюрмортом ; дать представление о том, какие предметы изображаются на натюрмортах (цветы, фрукты, ягоды, веточки с осенними листьями, овощи, предметы быта).

- Познакомить с репродукциями натюрмортов .

Цель :

Расширять знания детей в изобразительной деятельности, рассказать о натюрморте .

Вызвать желание научиться рисовать натюрморт , отражая в рисунке знакомые детям предметы (фрукты, овощи, ягоды, грибы) .

Расширять у детей мышление , воображение, творческий замысел; учить выстраивать композицию, подбирать цветовую гамму.

Интеграция образовательных областей : ОО «Познавательное развитие» , ОО «Речевое развитие» , ОО «Художественно – эстетическое развитие» .

Ход НОД.

Воспитатель : - Ребята, сегодня мы с вами отправимся в страну искусства , в страну живописи и красоты.

Сейчас самое красивое и удивительное время года – Золотая осень. Листья на деревьях начинают желтеть, отцветают цветы на клумбах детского сада, в садах поспели яблоки, сливы груши, с юга нашей необъятной страны привезли к нам сладкие и спелые дыни, арбузы, виноград. А сколько вкусных и полезных овощей собрали люди с огородов, ну-ка назовите мне эти овощи? (Дети называют все овощи) .

Воспитатель : - Как много овощей вы знаете, молодцы.

Ребята, а кто из вас был в лесу? (были не многие) Лес – это богатство нашей страны. В осеннюю пору лес становится волшебным, его будто волшебной кистью с яркими красками раскрасила осень. Осенний лес тоже дарит нам свои дары, это : грибочки, лесные ягоды, ковёр из осенних листьев. Послушайте какие красивые стихи про осень написали русские поэты :

А. С. Пушкин.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы.

И. Бунин «Листопад»

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И осень тихою вдовой

Вступает в пёстрый терем свой.

Осенняя природа дарит нам необыкновенно богатую палитру ярких красок. От ярких тёплых оттенков до холодных тонов от которых мы чувствуем радость, но в тоже время и грусть прощания с летом.

Художники тоже очень любят это время года, яркие краски осени их манят своей красотой и они часто берут кисти, мольберты, холст и отправляются рисовать картины осени. Им очень хочется успеть нарисовать красоту уходящей осени и они рисуют осенние пейзажи, натюрморты , чтобы подольше сохранить красоту осенней природы и осеннего урожая, стремятся отразить в своих картинах сочные вкусные фрукты и овощи, грибы и ягоды.

Ребята, а знаете, что такое натюрморт ? (Ответы детей )

Натюрморт – это жанр живописи , изображение неодушевлённых предметов : предметов быта, музыкальных инструментов, мебели. В натюрмортах также изображают объекты живой природы : рыба на столе, цветы в букете, праздничный торт или любые другие угощения, изображают фрукты, ягоды, овощи, грибы и много чего другого.

Художник, прежде чем написать натюрморт , продумывает, как красиво расположить предметы, чтобы они были видны и украшали друг друга.

Хотите попробовать составить натюрморт ? (Дети с радостью соглашаются) и мы все вместе составляем осенний натюрморт , который будет украшать нашу группу.

После составления натюрморта , предлагаю посмотреть презентацию «Что такое натюрморт После презентации отправляемся с детьми на прогулку. На следующем занятии предлагаю детям вспомнить с каким жанром живописи мы знакомились на прошлом занятии , идёт небольшая беседа с детьми, а затем предлагаю детям придумать и нарисовать свой натюрморт . Дети рисуют по собственному замыслу натюрморты : с осенними цветами, листочками, ягодками, овощами, фруктами и т. п. Затем дети рисуют красками на свой выбор (гуашь, акварель) .

Когда все работы будут завершены, оформляю выставку детского творчества в фойе детского сада.

Публикации по теме:

Тема: " Табасаранские ковры ". Цель: Познакомить детей с традиционным народным художественным промыслом Дагестана - ручным ковроткачеством.

Знакомство детей дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством Кроссворд по теме «Знакомство детей дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством» (материалы к педсовету) Определите.

Знакомство детей с декоративно прикладным искусством. Занятие для средней группы «Украсим платье дымковской барышне» «Укрась платье дымковской барышне» Программное содержание: - закрепить знания о дымковских игрушках; -закрепить навыки рисования элементов.

Натюрморт, жанр изобразительного искусства

В XIX в. судьбы натюрморта определяли ведущие мастера живописи, работавшие во многих жанрах и вовлекавшие натюрморт в борьбу эстетических взглядов и художественных идей (Ф. Гойя в Испании, Э. Делакруа , Г. Курбе, Э. Мане во Франции). Среди мастеров XIX в., специализировавшихся в этом жанре, выделяются также А. Фантен-Латур (Франция) и У. Харнет (США). Новый подъём натюрморт был связан с выступлением мастеров постимпрессионизма , для которых мир вещей становится одной из основных тем (П. Сезанн, В. ван Гог). С начала XX в. натюрморт является своего рода творческой лабораторией живописи. Во Франции мастера фовизма (А. Матисс и др.) идут по пути обострённого выявления эмоциональных и декоративно-экспрессивных возможностей цвета и фактуры, а представители кубизма (Ж. Брак, П. Пикассо , X. Грис и др.), используя заложенные в специфике натюрморта художественно-аналитические возможности, стремятся утвердить новые способы передачи пространства и формы. Натюрморт привлекает и мастеров других течений (А. Канольдт в Германии , Дж. Моранди в Италии, Ш. Лукьян в Румынии, Б. Кубишта и Э. Филла в Чехии и др.). Социальные тенденции в натюрморте XX в, представлены творчеством Д. Риверы и Д. Сикейроса в Мексике, Р. Гуттузо в Италии.

В русском искусстве натюрморт появился в XVIII в. вместе с утверждением светской живописи, отражая познавательный пафос эпохи и стремление правдиво и точно передать предметный мир ("обманки" Г. Н. Теплова, П. Г. Богомолова, Т. Ульянова и др.). Дальнейшее развитие русского натюрморта в течение значительного времени носило эпизодический характер. Его некоторый подъём в первой половине XIX в. (Ф. П. Толстой, школа А. Г. Венецианова , И. Т. Хруцкий) связан с желанием увидеть прекрасное в малом и обыденном. Во второй половине XIX в. к натюрморту этюдного характера лишь изредка обращались И. Н. Крамской , И. Е. Репин , В. И. Суриков , В. Д. Поленов , И. И. Левитан ; подсобное значение натюрморта в художественной системе передвижников следовало из их представления о главенствующей роли сюжетно-тематической картины . Самостоятельное значение натюрморта-этюда возрастает на рубеже XIX и XX вв. (М. А. Врубель , В. Э. Борисов-Мусатов). Расцвет русского натюрморта приходится на начало XX в. К его лучшим образцам относятся импрессионистические работы К. А. Коровина, И. Э. Грабаря; тонко обыгрывающие историко-бытовой характер вещей произведения художников "Мира искусства" (А. Я. Головин и др.); остро декоративные образы П. В. Кузнецова, Н. Н. Сапунова, С. Ю. Судейкина, М. С. Сарьяна и других живописцев круга "Голубой розы "; яркие, пронизанные полнотой бытия натюрморты мастеров "Бубнового валета " (П. П. Кончаловский , И. И. Машков, А. В. Куприн, В. В. Рождественский, А. В. Лентулов, Р. Р. Фальк, Н. С. Гончарова). Советский натюрморт, развиваясь в русле искусства социалистического реализма, обогащается новым содержанием. В 20-30-х гг. он включает и философское осмысление современности в обострённых по композиции произведениях (К. С. Петров-Водкин), и тематических "революционных" натюрмортах (Ф. С. Богородский и др.), и попытки вновь осязаемо обрести отвергнутую так называемыми беспредметниками "вещь" через эксперименты в области цвета и фактуры (Д. П. Штеренберг, Н. И. Альтман), и полнокровное воссоздание красочного богатства и многообразия предметного мира (А. М. Герасимов, Кончаловский, Машков, Куприн. Лентулов, Сарьян, А. А. Осмёркин и др.), а также поиски тонкой колористической гармонии, поэтизацию мира вещей (В. В. Лебедев, Н. А. Тырса и др.). В 40-50-х гг. значительно многообразные по манере натюрморты, отражающие существенные особенности современные эпохи, создали П. В. Кузнецов, Ю. И. Пименов и др. В 60-70-х гг. в натюрморте активно работают П. П. Кончаловский, В. Б. Эльконик, В. Ф. Стожаров, А. Ю. Никич. Среди мастеров натюрморта в союзных республиках выделяются А. Акопян в Армении, Т. Ф. Нариманбеков в Азербайджане, Л. Свемп и Л. Эндзелина в Латвии, Н. И. Кормашов в Эстонии. Тяготение к повышенной "предметности" изображения, эстетизация окружающего человека мира вещей обусловили интерес к натюрморту молодых художников 70-х - начала 80-х гг. (Я. Г. Анманис, А. И. Ахальцев, О. В. Булгакова, М. В. Лейс и др.).

Лит.: Б. Р. Виппер, Проблема и развитие натюрморта. (Жизнь вещей), Казань , 1922; Ю. И. Кузнецов, Западноевропейский натюрморт, Л.-М., 1966; М. М. Ракова, Русский натюрморт конца XIX - начала XX в., М., 1970; И. Н. Пружан, В. А. Пушкарев, Натюрморт в русской и советской живописи. Л., ; Ю. Я. Герчук, Живые вещи, М., 1977; Натюрморт в европейской живописи XVI - начала XX века. Каталог, М., 1984; Sterling Ch., La nature morte de l"antiquitй а nos jours, P., 1952; Dorf B., Introduction to still-life and flower painting, L., 1976; Ryan A., Still-life painting techniques, L., 1978.

Натюрморт как самостоятельный жанр живописи окончательно оформился в XVII в. в творчестве голландских и фламандских художников.

До этого времени он не являлся самостоятельным жанром, а лишь включался в другие жанры в качестве обрамления других картин (например, цветочными гирляндами), украшения мебели, интерьера и т.д.

Термин

Слово «натюрморт» в переводе с французского означает «мёртвая природа» (nature morte). Цветы в вазе – это натюрморт; те же цветы на клумбе или в палисаднике – пейзаж. В широком смысле натюрморт – это художественное изображение неодушевлённых предметов: растений, дичи, посуды и т.д. Художник не изображает предметы «с натуры», как они расположены в интерьере, а сознательно так компонует их, чтобы решить какую-то свою смысловую и художественную задачу.
Часто натюрморты содержат скрытую аллегорию через использование обычных предметов, которые художник наделяет символом, дополнительным смыслом и значением. Пример аллегорического натюрморта – ванитас (с латинского vanitas «суета, тщеславие»).

Разновидности натюрморта

Ванитас

Майкл Конрад Хирт. Ванитас
Ванитас – аллегорический натюрморт. Обычно на нём, среди прочего, изображается череп. Такой натюрморт предназначен для напоминания о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти – раздумий над смыслом человеческого существования. Термин взят из стиха из Библии: «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, – всё суета!». По-латински это звучало так: «Vanitas vanitatum dixit Ecclesiastes vanitas vanitatum omnia vanitas ». Более подробно о ванитас можно прочитать .

Голландский натюрморт

Нидерландский натюрморт, оформившийся в XVII в. как самостоятельный жанр, оказал влияние на дальнейшее развитие всей европейской живописи. Оказывается, обычные предметы также живут, но жизнь их тиха и незаметна для человека. В этом есть какая-то тайна. Видимо, поэтому жанр натюрморта стал популярным и сохранился до наших дней. Иногда натюрморт притягивает взгляд, волнует чувства, от него невозможно оторваться – возникают какие-то ассоциации, мимолётные воспоминания...

Цветочный натюрморт

Этот вид натюрморта, пожалуй, самый распространённый и самый первый, выделившийся в отдельный жанр.

Ян Давидс де Хем (1606-1684). Натюрморт с цветочной вазой (около 1645). Национальная галерея искусства (Вашингтон)
Традиционно в Нидерландах выращивалось много цветов, разводились сады, поэтому цветочные натюрморты были естественным продолжением жизни общества. Самыми первыми художниками этого жанра были Амброзиус Босхарт Старший (1573-1621) и Бальтасар ван дер Аст (1593-1657).

Амброзиус Босхарт Старший «Тюльпаны, розы, белые и розовые гвоздики, незабудки и другие цветы в вазе» (около 1619). Масло на меди

Учёный натюрморт

Наиболее интеллектуальный вид натюрморта. В таких натюрмортах предполагалось размышление над изображённым, а для этого – знание Библии и другие познания о мире. В эту категорию можно отнести и ванитас, но учёный натюрморт по тематике шире: в нём присутствуют книги, музыкальные инструменты и т.д.

Мария ван Остервейк. Натюрморт

Д. Анненков «Размышления с Бодлером»

Натюрморт в русской живописи

В России натюрморт как самостоятельный жанр появился в начале XVIII в. Но некоторое время (почти до конца XIX в.) натюрморт считался низшим жанром и изображал только цветы и фрукты.
Известным художником этого жанра в XIX в. был И. Хруцкий.

И. Хруцкий. Натюрморт с вазой (1832)

И. Хруцкий «Цветы и плоды» (1838)
В ХХ в. русская натюрмортная живопись стала равноправной среди прочих жанров. Художники работали над совершенством цвета, формы, композиции, жанр стал быстро развиваться.
Известные русские и советские художники, работавшие и работающие в жанре натюрморта: Константин Коровин (1861-1939), Игорь Грабарь (1871-1960), Пётр Кончаловский (1876-1956), Кузьма Петров-Водкин (1878-1939), Мартирос Сарьян (1880-1972), Илья Машков (1881-1944), Елена Скуинь (1909-1986), Пётр Альберти (1913-1994), Сергей Осипов (1915-1985), Евгения Антипова (1917-2009), Виктор Тетерин (1922-1991), Майя Копытцева (1924-2005), Ярослав Крестовский (1925-2003), Владимир Стожаров (1926-1973), Борис Шаманов (1931-2008) и др.

Е. Скуинь «Пионы и вишня» (1956)

В. Стожаров. Натюрморт с рябиной (1969)

Натюрморт в различных стилях и направлениях искусства

Рубеж XIX-XX вв. известен экспериментами в области художественного творчества. Натюрморт также не избежал этой участи. Первыми начали экспериментировать с натюрмортом Поль Сезанн, Поль Гоген, Анри Матисс и др.

П. Сезанн. Натюрморт с драпировкой (1889). Эрмитаж (Санкт-Петербург)
Смело экспериментировал кубист П. Пикассо.

П. Пикассо «Кувшин, бокал и книга» (1908)
Ж. Брак также работал в стиле кубизма.

Ж. Брак «Музыкальные инструменты» (1908)
Кубофутуристы работали в поисках нового пространственно-временного измерения.

К. Малевич «Корова и скрипка» (1913). Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)
Его «... интуитивное чувство нашло в вещах энергию диссонансов, полученных от встречи двух противоположных форм» (К. Малевич «От кубизма и футуризма к супрематизму»).
В метафизических натюрмортах Джорджо Моранди (1890-1964) предметы прижимаются друг к другу, образуя плотные группы, словно стремясь сохранить тепло, страшась внешнего холода и агрессии.

Джорджо Моранди. Natura Morta (1956)
Самый известный представитель сюрреализма Сальвадор Дали в своей знаменитой работе «Постоянство памяти», являющейся по сути аллегорическим натюрмортом, размышляет об относительности времени.

С. Дали «Постоянство памяти» (1931)
Коммерческая реклама второй половины XX в. воспитала в людях алчное отношение к вещам и ненасытимое потребление. Налицо фетишизация предмета. Элементы натюрмортного жанра начинают преобразовываться из искусства в источник потребления.

Энди Уорхол «Банка с супом Кэмпбелл» (1968)
Дмитрий Краснопевцев представляет русское «неофициальное» искусство, хотя имеет вполне официальное классическое художественное образование (окончил Московский художественный институт имени В. И. Сурикова).

Д. Краснопевцев. Натюрморт
Основной жанр Краснопевцева – близкий к сюрреализму «метафизический натюрморт» с простой, часто побитой керамикой, сухими растениями и раковинами. Эти работы, написанные в пепельных тонах, развивают мотив бренности и ирреальности мира.
А вот картины-натюрморты современного художника Дмитрия Анненкова вполне «одушевлённые». Они разные: радостные, грустные, смешные, но вполне живые. Их хочется потрогать. Глядя на эти натюрморты, невозможно удержаться от доброй улыбки.

Д. Анненков «Натюрморт с кофемолкой»

Д. Анненков «Весеннее солнце»

Д. Анненков «Воспоминания о лете»


Top