Что такое скетчинг? Как научиться рисовать качественные и быстрые скетчи Как рисовать скетчи с нуля.

Привет! В последнее время мне никак не удается сесть за съемку очередных видеоуроков, а тем более видеокурсов, но рисовать я стараюсь по-прежнему регулярно. Понятное дело, что при высокой загрузке времени на крупные шедевры не остается. Но это не повод совсем забрасывать творческую составляющую жизни. В такой период на помощь приходит искусство скетчинга или быстрых набросков. Если в день у вас свободно всего лишь 10-30 минут, то их вполне достаточно, чтобы посвятить быстрым наброскам, тем самым не только поддерживая навык рисования, но и совершенствуя свой взгляд на вещи, уверенность штриха и линий.

В этой статье я расскажу о некоторых сервисах, которые позволяют заниматься скетчингом более эффективно. Напомню, что главная идея скетчинга - за очень короткое время изобразить на бумаге основную идею, концепцию рисунка, чтобы эта идея была понятна любому зрителю. При этом ограничение по времени играет весьма важную роль - художник начинает по другому смотреть на объект рисования, выделяет только характерные черты и особенности объекта. В скетчинге очень ярко могут проявиться индивидуальные черты самого художника, в том числе и эмоции, т.к. рисунок выполняется быстро, живо, с желанием как можно быстрее передать образ объекта.

Я решил попробовать свои силы в искусстве скетчинга и теперь точно знаю, что не брошу это дело, т.к. вижу в этом процессе очень много полезного для себя, особенно в направлении развития творческих способностей. Для эксперимента я воспользовался одним из зарубежных сервисов quickposes , где бесплатно предоставляются фотографии моделей для выполнения набросков на время. К этому сайту я вернусь чуть позже, а пока рассмотрим другие:

characterdesigns.com

Данный ресурс помимо информации о разработке персонажа предлагает целый набор фотосетов, которые могут использоваться в качестве референсов для набросков. Ограничение по времени здесь отсутствует, как и опции выбора объектов. Принцип прост - выбираете набор фотографий напротив "Choose a photoset: " и нажимаете кнопку . Далее выбираете понравившуюся фотографию и рисуете набросок. Это самый простой вариант, который по сути предоставляет вам только фотографии. Время рисования вам приходится контролировать самим, что является большим минусом.

reference.sketchdaily.net

Отличный сервис с инструментом подачи референсов на различные темы с возможностью выбора интервала времени. Перейдя по ссылке, вы можете выбрать, что вы хотите рисовать - полностью тело (Full Body), части тела (Body Parts) или животных (Animals). Например, вы решили порисовать руки. Для этого вам нужно зайти на закладку Body Parts и установить настройки:

  • Часть тела (Part): кисти рук (Hands)
  • Пол (Gender): мужской (Male)
  • Вид (View): передний (Front)
  • Временной интервал (Time): например, 2 minutes

Далее нажимаете на кнопку . Для вас откроется случайное фото и начнется отсчет времени, за которое вы должны успеть нарисовать изображенный на фото объект. Адреналин начинает зашкаливать, когда вы не успеваете, а время очень быстро подходит к концу 🙂 Вот тогда на следующем рисунке вы и начинаете думать, как же успеть и какие для этого шаги нужно предпринять. Рождается ваш собственный взгляд на то, что нужно рисовать в первую очередь, а что потом детализировать, чтобы это смогло передать основные особенности объекта.

Все настройки я здесь переводить не буду. Даже если вы не знаете английского языка, то можно простым перебором параметров узнать, за что отвечает каждый пункт настройки. Сложного там ничего нет. Перейдем к следующему сервису.

artists.pixelovely.com

Также очень хороший специально созданный для скетчинга сайт с возможностью выбора того, что вы хотите рисовать. И как в предыдущем сервисе, помимо человеческих фигур, можно выбрать референсы разных животных и птиц. Рассмотрим выбор референса для рисования фигуры человека. Для этого перейдем в раздел Practice Figure Drawing и выберем ответы на вопросы.

Например, мы хотим рисовать только мужские одетые (прикрытые) модели с интервалом времени в 2 минуты. В этом случае настройки будут выглядеть так:

Далее жмем на кнопку и приступаем к рисованию. Через 2 минуты картинка изменится на другую и вы начнете уже новый скетч. Из минусов - не видно, сколько времени осталось до конца временного интервала, нет таймера.

quickposes.com

Ну вот мы и добрались до сервиса, на котором я в свое время остановился. Сервис отличается от подобных тем, что за наработку определенного количества часов вы получаете сертификат от quickposes . При этом есть 3 уровня сертификата:

  • Уровень 1 (за 10 часов рисования)
  • Уровень 2 (за 30 часов рисования)
  • Уровень 3 (за 70 часов рисования)

НО! Есть обязательное условие! В сутки на счет сертификата идет только потраченных 30 минут рисования. Это означает, что сертификат первого уровня вы сможете получить максимум через 20 дней, при условии, что будете рисовать каждый день по 30 минут.

Это сделано по большей части для того, чтобы привить вам навык ежедневного рисования скетчей. Сертификат сам по себе не должен являться целью, это просто приятное дополнение, как пишет сам автор сайта.

Если вы хотите отслеживать время и получить сертификат, то приготовьте адрес своего email-a и перейдите на главную страницу сайта quickposes:


Здесь нам нужно выбрать параметры:

  1. тематику поз, например, атлеты или воины
  2. интервал времени показа референса
  3. свой email
  4. перевернутый режим (я всегда ставил No)

И нажать на кнопку , чтобы приступить к рисованию.

Чтобы проверить свой прогресс, вы можете вбить свой email в левой колонке сайта (цифра 5 на скриншоте выше) и нажать на кнопку .

Важно всегда указывать один и тот же свой email, т.к. в последствии на него вам вышлют сертификат.

Вот часть моих скетчей, которые я рисовал, используя референсы этого сервиса:







Очень интересно было попробовать выполнять наброски разными материалами, например, ручкой, карандашом, углем, пастелью и на разной бумаге. Интервал я всегда ставил 120 секунд, т.к. помимо основного силуэта мне хотелось успеть внести немного деталей. Но порой и это было сложно сделать, т.к. быстро заканчивалось время.

Хочется отметить, что несколько раз у меня наступало очень интересное состояние, когда все мысли из головы уходили и рука сама чертила то, что считала нужным. При этом я держал в сознании рисунок полностью, а не какие то отдельные детали и штрихи. Это довольно сложно объяснить словами, но гораздо проще почувствовать, когда вы быстро рисуете и хотите при этом сделать рисунок узнаваемым.

Ежедневно рисовать у меня так и не получилось. Были дни, когда некогда было даже 10 минут выделить. Либо время было, но не было сил. Поэтому вместо 20 дней я набрал 10 часов рисования примерно через месяц. При этом на 4й-5й день в голову начинали лезть мысли, типа зачем тебе это надо, не нужно заставлять себя это делать каждый день и тд 🙂 Но если на них не обращать внимание и продолжать рисовать, то они скоро уходят и ты просто получаешь удовольствие от процесса.

В итоге спустя примерно месяц я получил на почту вот такой вот сертификат в pdf формате:

При этом и по результатам и по ощущениям я заметил, что штрихи и линии в набросках стали увереннее и гораздо приятнее глазу.

Предлагаю и вам попробовать свои силы в быстрых набросках. Рисуйте всегда и везде, будьте раскрепощенными в рисовании. Необязательно создавать только полноценные картины. Даже 5 минут наброска полезны для творческого развития.

Канадский иллюстратор, портретист и судебный художник Бренда Ходдинотт использует различные инструменты для рисования, такие как графит, техническое перо, цветные карандаши, меловая пастель, уголь, мелки и масляная пастель. Сегодня она делится своими советами по созданию быстрых скетчей с натуры:

"Грубые наброски обычно рисуются очень быстро, иногда меньше чем за минуту. Преимущество таких скетчей – в самом процессе, чтобы набить руку. Совсем не обязательно при этом создавать потрясающее произведение искусства! Таким образом, ваша цель – поймать настроение, слова или жесты и изобразить их на бумаге.

Этот урок содержит основную информацию и полезные подсказки для рисования быстрых скетчей. Он рекомендуется всем художникам. Его легко выполнять как в домашних условиях, так и в художественных школах.

Необходимые материалы: карандаши твердостью 2Н, НВ, 2В, 4В и 6В, виниловый ластик или клячка (специальный пластичный ластик – прим.пер.) , точилка, наждачная бумага и бумага для рисования хорошего качества.

РАССМАТРИВАЕМ ЭСКИЗЫ.

Несколько простых скетчей, представленных в этом разделе, продемонстрируют, как всего несколько линий могут быстро и верно передать основные формы и объемы человеческого тела. Рисование скетчей — это создание грубого, быстрого рисунка или контура изображаемого объекта. Лишь в некоторых случаях скетч может считаться законченным произведением искусства.

Контурный рисунок состоит из нескольких быстрых линий, которые очерчивают края изображаемого объекта. Контуры образуются, когда края пространства или объекта замыкаются. Контурами можно передать и целый объект, и его небольшие участки, и даже мелкие детали.

Конкурный скетч попадает в одну из следующих категорий:
1. Грубый набросок – быстрый рисунок для передачи основной позы.
2. Набросок жестикуляции – изображает прошлые, текущие или потенциальные движения.
3. Набросок движений – быстро передает определенные действия или движения.

Излишне упоминать, что смотреть на модель не менее важно, чем рисовать . По крайней мере половину из всего времени я трачу на внимательное изучение контуров тел моих моделей.

Каждый из этих скетчей был нарисован менее чем за 5 минут. У них нет сложных деталей вроде лиц или пальцев на руках и ногах:

В быстрых скетчах и не должно быть много деталей, точно выверенных пропорций или анатомически правильных форм.
Пропорция – это отношение размера одного компонента рисунка к другому.
Объем передается на рисунке с помощью теней, ими можно передать трехмерность объекта – так круг превращается в сферу. На скетче можно передавать объем, подчеркивая контуры различных анатомических элементов.

Внимательно рассмотрите тонкие светлые линии под темными на моем рисунке. Эти линии помогли мне наметить верные пропорции, прежде чем четко прорисовывать контур. Как можно заметить, финальный вариант не нанесен точно поверх вспомогательных линий. Поглядывая на модель во время работы, я постоянно вносила коррективы в рисунок.

Рисование скетчей – это непрерывный процесс, и только попробовав, вы сможете осознать это в полной мере. Чем чаще вы будете рисовать людей, тем лучше у вас это будет получаться. Это позволит вам поближе познакомиться с формами, контурами и объемами человеческого тела.

Чтобы позволить себе ощутить этот процесс рисования набросков, я настоятельно рекомендую вам попробовать повторить каждый из скетчей в этом разделе. Гораздо проще научиться рисовать скетчи с других набросков, чем с фото или тем более с живой модели.

Ваша цель – не создать реалистичный рисунок, а просто собрать и изобразить достаточное количество деталей, чтобы можно было понять, что на наброске – живой человек.

ВЫБИРАЕМ МОДЕЛЬ.

Сначала потренируйтесь в рисовании неживых моделей, таких как фото/скетчи людей или манекенов, прежде чем ваши навыки закрепятся и возрастет скорость рисования. Затем, когда вы почувствуете расслабленность и удовольствие от сочетания своей скорости с точностью, можете начинать рисовать с натуры.

Когда рисуете расслабленного, спокойного человека, невольно эти чувства передаются и на рисунок. Семья и друзья должны быть порядком польщены, если вы попросите разрешения их нарисовать. Рисование набросков сильно развивает визуальную память. Попробуйте рисовать близких, когда они смотрят телевизор, или расслабленно сидят в кресле перед камином, или выполняют привычные домашние дела…

Советую вам иногда потратить несколько лишних минут, чтобы нанести на скетч дополнительные детали. Ниже на скетче молодого человека, сидящего в позе лотоса, изображено немного больше деталей, чем на предыдущих набросках. В то время как руки остались намеченными лишь в общих чертах, лицо я изобразила детальнее, чтобы передать эмоции и чувства. Этот скетч занят у меня приблизительно 15 минут.

Сравните мои наброски, на которых я изобразила своего внука Брандона, начиная со следующего и до конца урока. Каждый рисунок занимал от 15 до 30 минут; я обозначала основные черты лица, пальцы на руках и ногах и простые детали одежды.

Рисовать детей – это очень забавно. Их позы и жесты всегда очень естественны, а тела на удивление гибкие. Одни части тела легко гнутся в разных направлениях, а другие могут изгибаться, поворачиваться или скручиваться. Попробуйте порисовать детей! Если у вас в семье нет детей, на худой конец можете одолжить ребенка у друзей.

Большинство детей просто не могут стоять спокойно долгое время, быстро переключают внимание с одного предмета на другой, и, как правило, легко отвлекаются, так что детей бывает очень сложно нарисовать с натуры. Попытайтесь походить за ребенком с камерой всего несколько минут, и вы получите достаточно референсов(фотографий, с которыми сверяется художник в процессе рисования – прим.пер.) для целой тонны скетчей. Будьте терпеливы, и приготовьтесь жать на кнопку затвора фотокамеры очень быстро!

Также, сделайте фотографии и взрослой модели, с которой вы планируете работать. Взрослые, как правило, чувствуют себя комфортнее перед камерой, когда сосредоточены на позировании, а не на том факте, что за ними следит кто-то через объектив.

У большинства людей лучше развито левое полушарие мозга, и они не привыкли работать под контролем правого, отвечающего за творческие способности. Процесс быстрого рисования не должен задействовать аналитическое левое полушарие, чтобы анализировать то, что вы делаете.

Ваше творческое правое полушарие любит проявлять воображение и немного преувеличивать. Следовательно, не следует ожидать, что всем понравятся ваши скетчи. К счастью, чем больше вы будете практиковаться – тем быстрее ваши навыки будут развиваться и улучшаться!

Делайте побольше скетчей разных людей. Когда под рукой нет модели – рисуйте свое отражение в зеркале. Если вы по какой-то причине избегаете рисовать людей, попробуйте изображать объекты вокруг вас – кукол, мягких игрушек, птиц, белок и даже домашних любимцев! С каждым скетчем, ваши рисунки будут становиться все лучше и лучше.

ОСНОВНОЙ ПРОЦЕСС РИСОВАНИЯ СКЕТЧЕЙ.

В этом разделе за пять простых шагов я покажу вам, как рисовать скетчи с живых моделей или с качественного фото. Также я расскажу вам об инструментах для рисования, и поделюсь некоторыми приемами и полезными советами.

1. Подбираем удобные инструменты

Для рисования скетчей необходимы лишь бумага для рисования и карандаши, хотя существует и много других материалов. Альбом или скетчбук в твердом переплете идеально подходит для рисования людей. Альбомы для рисования бывают разных размеров, цветов и типов. Если вы работаете с живой моделью, попробуйте использовать альбом размером по крайней мере 16-20 дюймов (40-50 см – прим.пер.) . Скетчбук или альбом можно установить на мольберт, но только в безопасном месте, чтобы он случайно не упал на пол.

Если вы предпочитаете рисовать на отдельных листах бумаги, а не в скетчбуке, планшет (кульман, чертежная доска – прим.пер.) – лучшая альтернатива. Его можно прибрести в художественном магазине, или, если вы (или ваши знакомые) владеете инструментами, то его можно соорудить самостоятельно. Для этого нужно просто вырезать кусок тонкой фанеры подходящего размера, и ошкурить ее для гладкости.

Во многих художественных магазинах продаются специальные ленты или клипсы для закрепления бумаги на планшете. Лично я предпочитаю клипсы – ленты могут повредить бумагу.

Предпочтительно рисовать на больших листах, поскольку это позволит вам ощутить свободу движений плеча, а не только запястья.

Мягкие карандаши больше подходят для рисования скетчей, чем твердые. Прикупите себе несколько мягких карандашей, от 2В до 8В.

2. Обустраиваем удобное местечко для рисования

Вам понадобится много бумаги, парочка остро отточенных карандашей и несколько объектов для рисования!

Рисуя быстрые, грубые скетчи, засекайте время – это позволит вам не тратить слишком много времени на простые рисунки и одновременно подмечать свой прогресс. Со временем линии станут более гибкими и точными, а наблюдательность увеличится. Начните с нескольких одноминутных скетчей и постепенно доводите время до пяти минут, увеличивая тщательность и детализацию.
Найдите тихое местечко, где вас никто не будет беспокоить.
Держите принадлежности для рисования под рукой.
Поместите объект рисования перед собой, на комфортном расстоянии.

3. Проверьте пропорции объекта рисования

С практикой и терпением, к вам придет и скорость, и точность.
Держите рядом часы или таймер, чтобы засекать время.
Закройте глаза, расслабьтесь и сделайте несколько глубоких вдохов в течение нескольких секунд, прежде чем начать рисовать.
Внимательно рассмотрите модель и приметьте основную позу и общие пропорции.
Определите особенные формы и визуально измерьте пропорции.
Отметьте те области, где части тела изгибаются, поворачиваются, растягиваются или сжимаются.
Отметьте части тела, где есть углы или асимметрия, например, когда одно плечо выше другого.

4. Используйте простые линии, чтобы наметить формы, которые вы видите.

Начинайте скетч с тоненьких линий, чтобы разместить фигуру на листе бумаги. Финальные линии проведите немного четче.

Не используйте ластик или клячку, чтобы подправить первоначальный набросок. Он передает характер скетча. Можете рисовать скетчи ручкой, чтобы не было искушения стереть какую-нибудь линию.
Смотрите на модель почаще. Вы должны больше времени смотреть на модель, чем на бумагу.
Попробуйте передать общую позу максимально быстро, не заморачиваясь тщательной прорисовкой деталей.
Нажимайте на карандаш легонько, пока не почувствуете, что верно передали все пропорции.
Подмечайте и постарайтесь изобразить мелкие движения – ведь даже легкий изгиб спины может прибавить выразительности рисунку.
Рисуйте максимально свободно, используя плечо, а не только запястье.
Рисуйте скетчи длинными плавными линиями, а не короткими ломаными штрихами.
Имейте в виду, что практически все линии человеческой фигуры, такие как линия спины, должны быть плавными и изогнутыми.
Вы можете нарисовать несколько прерывистых линий, чтобы подчеркнуть движущиеся части тела или просто наметить потенциальное движение, чтобы вдохнуть жизнь в жесты и действия.
Уделяйте внимание деталям, но не старайтесь передать их все абсолютно точно.
Постоянно корректируйте контуры, проводя более темные линии поверх светлых.
Не злоупотребляйте ластиком. Просто рисуйте новые контуры поверх старых.

5. Сверьтесь с объектом и внесите последние изменения.

Сверьте пропорции и откорректируйте рисунок, прежде чем закончится отмеренное время.
Возьмите другой лист бумаги (или переверните страницу скетчбука) и сделайте другой скетч вашей модели под другим углом.

И, наконец: рисуйте по пять скетчей в день в течение месяца. Если у вас нет модели, найдите несколько фотографий фигур в движении, например танцоров или атлетов. Однако пытайтесь рисовать с натуры по крайней мере половину своих скетчей! Вы можете даже с комфортом сидеть в людном месте, например в парке, и рисовать людей вокруг себя.

Скетч последнее время завоевывает внимание начинающих и продолжающих художников. Cкетчи – это уникальная возможность увидеть мир глазами художника.
Скетч является оптимальным способом отражения действительности на бумаге за короткий промежуток времени. Как же начать рисовать скетч? Для этого нужна практика, а также наличие необходимых материалов для создания скетча.
Для начала вам потребуется вдохновение и отсутствие страха. Вдохновение поможет вам увидеть некую картинку, которые вы хотите запомнить и отразить на бумаге. А отсутствие страха позволит вам быстро переключиться на создание рисунка и не бояться чистого листа бумаги. Как показывает практика, если вы начинающий художник, то именно страх перед результатом и неуверенность в себе может затормозить любое появившееся у вас вдохновение. Пробуйте рисовать, пусть сначала получаются жуткие изображения, со временем и практикой будут появляться качественные изображения, которые вы будете разглядывать с удовольствием.

Далее, скетч – это зарисовка, картинка, которую вы хотите оставить в памяти, а потом наслаждаться просмотром картинок спустя какое-то время. Для этого лучше всего приобрести специальный блокнот, куда вы будете добавлять рисунки каждый раз, когда увидите что-то интересное. Такой блокнот будет побуждать вас рисовать лучше и больше, так как вы будете иметь возможность просматривать получившиеся рисунки. Однако наличие блокнота совсем не означает, что вы будете рисовать скетчи. Если у вас есть вдохновение и желание, то рисовать скетчи поначалу можно на обычной бумаге, главное, чтобы она была под рукой в определенное время. В дальнейшем, к выбору , нужно подойти более серьезно.
Скетч может стать вашей книгой впечатлений, воспоминаний и идей на будущее. Если вы все-таки купили необходимый скетчбук, то вы можете собирать в нем различные билетики, чеки, маленькие фотографии, а также делать записи и, конечно же, рисовать.

Скетчи должны быть легкими, быстрыми и несложными, в этом правиле и заключается основная идея зарисовок. Так, вам необязательно иметь полноценное художественное образование, чтобы ваш скетчбук стал воплощением творчества и красоты. Идея скетчей заключается в том, что художник рисует то, что видит, поэтому на создание наброска зачастую есть небольшой промежуток времени. Достаточно набросать силуэт, а затем проработать детали. Пусть получившийся рисунок и не будет четкой копией увиденного, но зато он передаст ваши ощущения и впечатления в тот самый момент.
Если вы рисуете в общественном месте, то не стесняйтесь осуждения или взглядов со стороны. Вы рисуете для себя, а все, кто смотрит с осуждением, возможно, не умеют даже держать карандаш в руках.

Чем можно рисовать скетч? Все, что есть у вас под рукой, подходит для – лайнер, карандаш, фломастер, ручка. В начале творческого пути используйте простой карандаш, он позволит вносить коррективы в ваши рисунки. Также, незаменимым помощником станет клячка.
Ваша цель заключается не в построении академически правильного рисунка, а в создании интересной иллюстрации, которая напомнит вам об определенном участке времени. Конечно, не забывайте о практике и определенных навыках, которых нужно достигнуть прежде, чем вы будете любоваться вашими рисунками.

Самые большие проблемы появляются тогда, когда нам нужно создать точный набросок за маленький промежуток времени (движущийся человек, животное ). Поэтому стоит показать самое главное и не думать много в процессе работы. Люди сложены почти все одинаково, и животные тоже. И нам нужно изображать только главные моменты и отбрасывать лишние детали.

Конечно, нам гораздо интереснее движение фигуры или тела, ее динамичность, нежели изображение на ее блузке. В противоположном случае, мы рисовали бы её саму. Поэтому основа набросков — это линия движения , с которой все практически начинается и до которой стремится вся наша работа с рисунком.

Когда мы делаем набросок, прорисовывать мелкие детали не стоит, нужно просто быстро задать движение и пропорциональное соотношение тела, характерный ей силуэт. Так развивается способность целостного зрения.

Рисование по схеме — чтобы мы могли быстро показать объект, нам нужно знать с чего и как он сделан, откуда и зачем в нем что-то есть. Поэтому нам нужно разобрать объект на основные составляющие.

Наброски животных

Упражнение

Предлагаю вам упражнение. Возьмите изображение нашего героя в любой позиции, выстраиваем по системе:

1. Основная ось

2. Ось движения объекта (здесь нужно заметить, что опорная точка и центр тяжести должны стоять на ровне с-осью - если конечно фигура стоит), в большинстве случаев - нога и позвоночник.

3. Делаем объемное, линейно-пространственное построение тела. Намечаем скелет, руки, ноги линиями с кружочками — выстраиваем вязы, рисуем объемность кружочками в нужных нам местах.

Наброски человека

Типы набросков

Различают 2 типа набросков : тональный и линейный . Если вы будете рисовать линейные наброски — нужно придерживаться только одного типа. Практика показывает, что это очень неудобно. Иногда лучше скомбинировать: сначала изобразить человека кляксой, а затем линией. И часто натура нуждается в сочетании этих двух типов.

Техника в этих типах набросков отличается друг от друга, и они требуют разных материалов. Линейным наброскам больше характерна передача движения объекта несколькими линиями. Такие наброски можно рисовать карандашами, гелиевыми ручками, фломастерами (кому как удобно) и всем тем, чем можно нарисовать линию.

А с тональными все намного сложнее. Контрастность фона генерирует грань, которая замещает линию. И материалов здесь намного больше. Подходит мягкий материал, такой как: уголь, мел, маркеры, тушь, пастель и даже кисть . Рисовать набросок тушью понравилось мне даже больше, чем другими материалами.

Какие шаги нужны для правильного создания наброска?

1. Учим, анализируем натуру, выбираем ракурс, позу.

2. Придумываем соотношение наших набросков на бумаге. Все макеты, которые мы будем изображать на листе, всегда должны или смотреть в нашу сторону, или смотреть в центр. Начинать работу нужно с верхнего левого угла бумаги.

3. Набросок человека. Всю форму тела нужно намечать последовательно: сначала место для головы и ее размер, потом продлевают линию до пяток . Всего одной линией намечаем форму человека в движении. Потом уточняем контур модели и разметку ног. У нас в рисунке мы применим полную заливку, это совсем не обязательно, просто полезно, чтобы показать рисунок в двух тонах.

4. Наброски животных. Форма тела в целом намечается в следующем порядке: вначале туловище, а затем ноги . Потом одной линией или кляксой рисуем движение всего туловища. Дальше уточните контур тела и расположение ног. Голова рисуется в самом конце. Чтобы задать размер головы - продлите линию хребта с лопатки к окончанию носа . Можно и не рисовать линию контура замкнутой, а в иных случаях она может и совсем исчезнуть.

Привет, друзья! В этой статье мы дадим определение скетчингу и поговорим о том, откуда пришло к нам это понятие.

В настоящие дни скетчинг можно считать отдельным направлением в дизайне и искусстве. Однако раньше это было далеко не так. Изначально скетчами (от английского слова «sketch» – быстрый рисунок) называли сделанные от руки наброски. Причем важным критерием была именно скорость выполнения работы.

Такие зарисовки делались в отдельном блокноте, выделенном под эскизы, или даже на клочке бумаге, подвернувшемся под руку. При этом могли быть использованы различные материалы: карандаши, уголь, акварель, пастель и так далее. Как правило, это были лишь эскизы будущих картин, не имевшие особой ценности. Благодаря быстрому наброску от руки художники могли выстроить композицию будущей картины, подобрать основные цвета и инструменты.

Однако со временем ситуация изменилась. Так что же такое скетчинг в наши дни? Теперь это целое направление в искусстве, включающее в себя как скоростные зарисовки от руки, так и детально проработанные иллюстрации с выверенными пропорциями, над которыми дизайнер трудился не один час.

Таким образом, для кого-то скетчинг превратился в увлекательное хобби, способ самовыражения и ухода от рутины. А кто-то пошел дальше и начал изучать академический рисунок, расширяя горизонты.

Есть даже специальные блокноты для скетчей – так называемые скетчбуки, предназначенные как для ведения личного дневника с зарисовками, так и для создания полноценных иллюстраций в сфере дизайна. Раньше скетчбуки зачастую приходилось делать самостоятельно, используя специальную бумагу для акварели, графики или пастели. Однако сейчас на рынке представлен достаточно большой ассортимент товаров в данном сегменте.

В настоящее время можно выделить множество направлений скетчинга. Это и зарисовки в кафе, и городские наброски, и портретный скетчинг… Вдохновение у художника могут вызвать совершенно разные объекты: как собственные рабочие инструменты, так и чашечка кофе с круассаном. Большой популярностью также пользуются зарисовки в путешествиях: люди хотят запечатлеть увиденное в дальних поездках, сделав просто рисунок на целый разворот или целый коллаж из скетчей с вклейкой памятных вещих вроде билетов на самолет.

Однако надо отметить, что скетчинг может выступать не только в качестве хобби. Отдельно стоит сказать пару слов о его применении в сфере дизайна. Ведь скетчи – это не просто способ приятно скоротать время, а для кого-то и элемент рабочей рутины. Говоря о профессиональном применении скетчинга, можно выделить такие направления, как дизайн интерьера, архитектура, фэшн-скетчинг, прототипирование сайтов, промышленный скетчинг и так далее. Каждое из этих направлений имеет свои особенности.

Создание профессиональных скетчей требует определенных знаний, навыков и зачастую занимает не один час. Так, например, рисуя интерьерный скетч, дизайнер должен понимать принципы перспективы, светотеневой моделировки, уметь построить объекты в одну или несколько точек схода, а также передать на бумаге различные фактуры, такие как дерево, бетон, мрамор, стекло, металл и так далее.

Мир скетчинга поистине многообразен. Каждый волен сам выбирать, какое направление ему ближе. А мы постараемся поподробней разобрать отдельные его аспекты на страницах этого сайта.

Если вам интересен скетчинг, вы также можете ознакомиться с бесплатными уроками или , представленных в нашей студии.


Top