Интервью с гитаристом группы ария. Эксклюзивное интервью: группа “Ария”

Группа «Ария» в лице Виталия Дубинина и Михаила Житнякова рассказали в интервью «Частнику » о новом альбоме «Проклятье морей», своём отнешении к цензуре и каково это было выступать на одной сцене с DeepPurple и Nazareth.

— Ваш новый альбом называется «Проклятье морей» - это третий альбом, записанный с вокалистом Михаилом Житняковым. Наверняка, после выхода предыдущих, у вас были размышления над тем, что получилось, а что можно исправить… А что вы скажете про новый диск – полностью ли вы реализовали то, что задумано?

Виталий: У нас обычно не возникает таких проблем, чтобы сидеть и анализировать уже готовый альбом. Ведь к своему делу мы подходим серьезно. Когда запись сделана, то она сделана — назад дороги нет. Все «нереализованные» идеи — идут в следующую пластинку.

Михаил: За качество, уровень и содержание того, что получилось, нам абсолютно не стыдно. А в нюансах пускай критики разбираются.

— Много ли идей, песен осталось за рамками альбома?

Виталий: Часто в интервью западных музыкантов приходится читать, дескать, мы написали для альбома восемьдесят песен, а отобрали из них десять… Мне это не совсем понятно. Мы, к примеру, готовили одиннадцать песен и все их реализовали. У каждого из участников «Арии» есть свои идеи, оставшиеся нереализованными, но это уже совсем другая история.

— Каким образом, в каких условиях приходят к вам идеи песен? Чаще это озарения или же результат кропотливой работы?

Виталий: По-разному. Бывает, что да, надо сочинять. К примеру – собрались мы записывать пластинку, хорошо, а из чего ее делать? Не будешь же сидеть и тупо ждать – ах, меня осенило! Садишься и начинаешь сочинять… Час играешь на гитаре, второй – и внезапно рождается какой-то интересный риф – и я его в телефон записываю сразу, чтобы не забыть. И вот так. Ступень за ступенью и рождается песня…

— Музыку можно сравнить с морской стихией, и, если да, то ваша музыка это шторм, ураган, буря?

Михаил: Все вместе. И даже больше…

Виталий: Я бы сравнил с бурной рекой.

— Ваш новый альбом получился достаточно экспериментальным, — часть материала достаточно несвойственна «Арии» — с чем связано такое обновление?

Михаил: Мы с вами не согласимся. В новом альбоме все достаточно ортодоксально, свойственно и типично «Арии». Дальше, я полагаю, будем двигаться в таком же направлении. Жизнь покажет.

— Заглавная песня пластинки называется «Гонка за славой» — в Вашей жизни и биографии было место и время для подобного?

Виталий: Смотря что под этим подразумевать. Да, в какой-то степени любой артист жаждет успеха, популярности, финансового благополучия… Но я не думаю, что это можно критически оценивать, как «гонку за славой». У нас в группе все участники люди достаточно вменяемые. Поэтому это не про нас песня. За славой мы не гоняемся.

— В свое время в ваших песнях была достаточно сильна социальная тематика. В наше время, как вы полагаете, музыканту нужно высказывать в песнях свое отношение к происходящему вокруг, либо вам интереснее погружение в «чистое искусство»?

Виталий: Рок-музыка всегда была достаточно личной платформой для раскрытия своего внутреннего мира. Наверное, именно это раскрытие внутреннего мира и своих ощущений всегда было нашим приоритетом. Что до социальных протестов — мы можем констатировать какой-то факт, высказывать свое отношение – например в интервью, а вот руководство к действию в песнях давать… Не уверен, что это будет правильно. По-моему, это неблагодарное занятие – поучать.

— Ну вот к примеру – как вы оцениваете проекты государственной думы, касающиеся цензуры? Есть ли уверенность, что ваши песни пройдут эту самую цензуру?

Михаил: Мы полагаем, что цензурировать для начала надо бы государственную думу, а потом уже браться за всех остальных.

Виталий: Если честно, мне глубоко плевать на цензуру. И в советские годы было плевать, и, уж тем более, сейчас. Разве мы не слушали в те времена песни, которые нам запрещали официальные власти в СССР? Ну да, может быть, они не были изданы на пластинках, запрещаемым исполнителям не давали заработать деньги своим творчеством, но и «Воскресение» и «ДДТ» были по-настоящему народными артистами, которых все слушали. Рукописи, как говорил Булгаковский герой, не горят. Так же и песни — запретить невозможно. А сейчас все это вообще комично – потому что вся цензура в сегодняшней ситуации, увы, сведется, к тому, что не дай бог кто-нибудь что-нибудь скажет против государства. Я полагаю, что лингвистическая цензура может быть отчасти оправдана, но уж никак не идеологическая.

— Если бы у вас была машина времени, в какую эпоху вы бы предпочли отправиться?

Михаил: Вы не знаете эпохи, где пиво бесплатное было? Я бы сгонял в такую эпоху (смеется).

Виталий: Было бы интересно, зная итоги матчей отъехать немного назад на этой самой машине времени и поставить деньги на победителей. Этакая ассоциация с фильмом «Назад в будущее».

— Творчество «Арии» — вихрь, вырывающийся со стадионных концертных площадок, но, в то же время комфортно уживающийся в малых залах. Что для вас важнее — зрелищное шоу от выступления или донести до слушателя смыслы?

Виталий: Это несколько разные вещи. Большой зал — это большая энергетика, и мы его воспринимаем как праздник, который должен быть каждый день. В маленьких залах есть особое очарование: когда ты видишь зрителей, чувствуешь реакцию на то, что ты делаешь непосредственно, пусть их здесь немного, но они точно так же любят нашу музыку и доставляют нам такое же удовольствие.

Михаил: Я бы не стал противопоставлять зрелищное шоу и смысл, в идеале — это должно быть совмещено. Что касается зала — нам все равно в каком работать, главное делать свою музыку, получать от этого удовольствие.

— Сведением вашей новой пластинки занимался известный американский продюсер RoyZ — как вам работалось с ним?

Виталий: — Нам нравится, как этот человек подходит к делу. Мы конечно мечтали посотрудничать с ним и работалось очень легко и непринужденно. Взаимопонимание, как мне кажется, было полным. Мы не разочарованы

— Я где-то читал, что вам доводилось выступать на одной сцене с DeepPurple и Nazareth? Правда ли это и какое впечатление они произвели на Вас? Скажем так — в чем, как Вам кажется, их принципиальное отличие от российских музыкантов?

Виталий: Это абсолютная правда. Они очень приятные, дружелюбные и простые в общении люди. Главное их отличие от большинства российских музыкантов в том, что, будучи звездами мирового уровня они не выпендриваются. Это располагает к ним. Хочется быть такими же.

Портал КМ.RU взял первое эксклюзивное интервью у Михаила Житнякова

Три месяца группе « » удавалось удерживать поклонников в неведении относительно личности своего нового вокалиста. И вот «час икс» настал, встречаем – это Михаил Житняков! Корреспонденту Музыки КМ.RU удалось взять у него самое первое интервью в новом амплуа.

KM.RU: Расскажите о ваших первых соприкосновениях с творчеством «Арии»

— Я живу (и все время жил) в одном поселке ближайшего Подмосковья. В местном ДК в свое время был кружок вокально-инструментального ансамбля. Лет с 14 я стал его участником. Так как изначально это был детский ансамбль, репертуар, в основном, был эстрадным. Со временем в коллективе происходили изменения, и возраст участников заметно повысился. Так, на одну из репетиций кто-то из музыкантов принес кассету группы «Ария» «2000 и одна ночь». Запись всем очень понравилась, и мы начали репетировать две композиции – «Потерянный рай» и «Улица роз». Конечно, сначала у нас все получалось достаточно примитивно, но всех очень зацепило, захотелось работать в этом направлении. Выступая на одном из рок-фестивалей районного масштаба, я познакомился с музыкантами группы «КуражЪ» (впоследствии — «Гран-КуражЪ»), куда спустя какое-то время и был приглашен в качестве вокалиста. Самое интересное, что первой композицией на прослушивании в этот коллектив была песня «Осколок льда» «Арии». Позднее с «Куражом» мы сделали еще несколько «арийских» вещей, эпизодически играя их на концертах.

KM.RU: А как вы познакомились с музыкантами «Арии»?

— Года три назад через знакомых мне удалось познакомиться с Маргаритой Пушкиной, которая, как известно, является основным автором текстов песен группы «Ария». Она как раз искала вокалиста на песню в своем проекте «Династия посвященных». Мне была предложена композиция «Опрокинутость» («В Небе»), которую я спел с большим энтузиазмом. Насколько я знаю, Маргарита Анатольевна осталась довольна результатом моего исполнения. Спустя некоторое время состоялось наше знакомство с Виталием Дубининым, с которым Маргарита Анатольевна, видимо, поделилась своим впечатлением. Он даже как-то приезжал к нам на концерт в московский клуб «План Б», где мы подарили ему наш диск. На этом наше общение перешло в режим интернет-переписки. Знакомство с остальными «арийцами» произошло уже по факту приглашения в группу.

KM.RU: Почему для трибьюта «Арии» вы решили записать такой неочевидный трек, как «Вулкан»?

— В 2010 году нам предложили поучаствовать в трибьюте «Ария» 25 лет», для которого мы выбрали неизданную песню «Вулкан». У нас было несколько вариантов, но все почему-то сразу решили брать именно эту вещь. Во-первых, песня не была записана в студии, таким образом, для поклонников «Арии» предоставлялась эксклюзивная возможность услышать «Вулкан» в студийной версии. Вторая причина, но не менее главная, хотелось отдать дань памяти автору этой песни Виктору Яковлевичу Векштейну — человеку, который сделал очень много для «Арии» и благодаря которому группу узнала вся страна. Мы немножечко изменили аранжировку, сделали ее немножко посовременнее и, наверное, потяжелее. Надеюсь, наш вариант «Вулкана» пришелся слушателям по душе.

KM.RU: У вас нет специального вокального образования. Как вы учились петь и на кого при этом ориентировались?

— Я действительно не заканчивал никакого музыкального учебного заведения, но я всегда тяготел к музыке. Причем, сначала я мечтал научиться играть на гитаре и достаточно быстро овладел инструментом, чтобы аккомпанировать самому себе. Уже потом мне все больше хотелось стать вокалистом. Мои ориентиры с возрастом и по мере прослушивания музыки постоянно дополнялись. Первым вокалистом, который произвел на меня незабываемое впечатление, стал Валерий Кипелов, благодаря которому я вообще стал слушать тяжелую музыку. На первый же рок-концерте, который я посетил, было совместное выступление «Арии» с Удо Диркшнайдером в Москве. Я очень рад, что там еще выступали немцы, потому что, помимо своей любимой группы, я увидел и понял, что такая жесткая музыка, как у U.D.O., может быть настолько благозвучной и качественной. Позже, когда я больше стал слушать рок-музыку, я открывал для себя многих хороших вокалистов, таких как К. Майне, Д. Ковердейл, Й. Ланде и др., но голос Валерия Кипелова настолько прочно сидел в моей голове, что даже когда я исполнял совершенно другую музыку, мне нередко говорили: «Что-то как-то на Кипелова похоже!». Мне это ужасно льстило, у меня было ощущение, что я двигаюсь в правильном направлении.

Однако нехватка музыкального образования меня всегда несколько ограничивала. Дело в том, что в рамках концертной программы с «Гран-КуражЪ» появлялись достаточно долгие сеты длиной до двух часов. Здесь уже нужно было подумывать и о ресурсе голоса. Поэтому я всегда с большим энтузиазмом прислушивался к советам тех авторитетных людей, которые встречались на моем творческом пути.

KM.RU: Кого, например?

— Одним из первых людей, кто мне стал что-то советовать, стал Дмитрий Борисенков («Черный Обелиск»), который принимал активное участие в записи нашего альбома и записи «Опрокинутости». Так как сотрудничество с Маргаритой Пушкиной было не разовым, последовал еще сингл «Цветок Майорана», который тоже было предложено спеть мне. Во время записи продюсером и звукорежиссером выступал всем известный Сергей Терентьев. Он тоже дал мне очень много нужной информации, которой я постарался воспользоваться. Все дело закончилось тем, что желание овладеть правильной техникой вокала не давало мне покоя, и я пошел на курсы к достаточно известному музыкальному педагогу Екатерине Белобровой. Она воспитала достаточно серьезных вокалистов – таких как Максим Самосват (ex-«Эпидемия»), Дария Ставрович («СЛОТ»), Евгений Егоров (занял место Максима в «Эпидемии») и др. Ее школа уже дала определенные результаты, но считаю, что сейчас я еще нахожусь в стадии познания. Работа еще не закончена, по возможности, я продолжаю заниматься у Екатерины Юрьевны.

KM.RU: А что в этом плане вам дал Виталий Дубинин?

— После того, как мне поступило предложение поработать в группе «Ария», я сразу рассказал об отсутствии у меня какого-либо музыкального образования, но полностью был открыт для этого. Дело в том, что в свое время, общаясь с одним авторитетным в музыке человеком, я узнал о том, что надо быть осторожным при выборе вокального педагога, потому что многие из них могут попросту штамповать какой-то типовой голос, который звучит у них в голове, но не учитывать вокальной индивидуальности. Тебя загоняют в определенные рамки и делают одним из многих. Вот это предостережение в огромной степени все эти годы меня сдерживало. Но после разговора с Виталием Дубининым, который сам, как известно, имеет вокальное образование, я однозначно решил идти к педагогу. Пообщавшись с педагогом, я понял, что работы впереди еще много. Немало таких нюансов, на которые я раньше не обращал никакого внимания. Работа продолжается. Надеюсь, рано или поздно это приведет к какому-то абсолютному результату. Также во время записи альбома Виталий показал себя превосходным вокальным продюсером с хорошим видением материала, который умеет найти нужные слова и объяснить — где и как нужно спеть. Мне очень понравился результат, надеюсь, слушателям тоже.

KM.RU: Какие-то трения и сложности в процессе записи альбома «Арии» возникали?

— Сразу могу сказать, что это было очень непросто. Я очень благодарен всем участникам коллектива, которые создали весьма непринужденную дружескую обстановку. Но, учитывая высокий профессиональный уровень группы, требования к записи вокала были предельно жесткими. Даже имея какой-то студийный опыт, я открыл для себя достаточно много нюансов, разбираться в которых помогали все без исключения музыканты – и, в первую очередь, Виталий Дубинин. С каждым разом от песни к песне мы все быстрее понимали друг друга. Думаю, что мне удалось сделать то, что хотел услышать Виталий. Надеюсь, что определенный уровень нам удастся продемонстрировать.

KM.RU: Вы подробно рассказали о своем отношении к Кипелову. А насколько вам близко творчество «Арии» периода Артура Беркута?

— Артур Беркут, безусловно, талантливый профессиональный вокалист, обладающий очень ярким узнаваемым тембром. Таких вокалистов у нас единицы! Мне очень нравится его творчество, связанное, в первую очередь, с группой «Автограф». Его голос прекрасно гармонировал с той музыкой, которая звучала в этом коллективе! Альбом «Арии» «Крещение огнем» хорошо продемонстрировал, что Артур может менять манеру исполнения под материал группы. Такие песни, как «Колизей» или «Палач», безусловно, являются хитами. Другое дело, что если сравнивать для меня «Арию» и «Автограф», то именно в «Автографе» Беркут был на 100% в своей стихии. Его профессионализм не вызывает вопросов. Ему пришлось непросто в далеком 2002 году, так как для многих «Ария» отождествлялась в первую очередь с Валерием Кипеловым, который обладает несколько другой манерой исполнения и тесситурой (я сейчас не говорю об их вокальных диапазонах, ведь Артур тоже достаточно высоко пел в «Автографе»). Учитывая это, как мне кажется, песни периода Кипелова Беркуту оказались не самыми удобными для исполнения. Хотя я присутствовал на концертах «Арии» с вокалом Артура и уходил с них достаточно впечатленным. Артур отлично справлялся.

KM.RU: Плюс к этому в «Арии» Артур Беркут проявлял себя как незаурядный и интересный шоумен. Насколько вы готовы показывать на выступлениях группы яркое шоу?

— Помимо вокальных данных, Артур, безусловно, обладает талантами неординарного фронтмена. Он умеет привлекать и держать внимание зала. Зная это, я отлично понимаю, что передо мной стоит очень сложная задача. В любом случае, вокалист идет немного впереди и является лицом группы. Так что мне предстоит еще большая работа. До гастрольного тура еще остается немного времени, и на ближайших репетициях мы, безусловно, будем работать над этим. Надеюсь мне удастся создать свой образ, так как и Артур, и Валерий в своем роде неповторимы. Попытка их копировать была бы очень неправильной затеей. Хотя все-таки особое внимание я пока буду уделять все же вокалу. Для меня вокалист – это, в первую очередь, тот человек, который поет, а уже потом это лицедей, актер и т. д.

Михаил Житняков

KM.RU: Вы терзались сомнениями, когда вам поступило предложение стать вокалистом «Арии»? Что вы вообще при этом испытывали?

— Я был в шоке! К тому же я ничего не знал о взаимоотношениях в группе и о том, как там развиваются события. «Ария» всегда для меня была чем-то недостижимым. Приблизиться на такую дистанцию, чтобы понять, что это за люди, было для меня просто нереальным. Когда поступило приглашение, я опешил и, честно говоря, не был готов к такому повороту и ответить сразу не смог. Естественно, я какое-то время думал. Плюс ко всему я понимал, что работа в группе «Ария» полностью перевернет мою жизнь. Ведь на тот момент музыка являлась для меня чем-то вроде хобби. Группа «Гран-КуражЪ» была для нас всех любимым занятием, которое не приносило существенного дохода. Я понимал, что в дальнейшем мне придется решать вопросы с моей основной работой, которая сейчас приносит достаточно стабильный доход, и меня, по большому счету, устраивает. Терзания, конечно, были. Но согласился, так как понимал, что такое предложение, возможно, бывает только раз в жизни. В то же время, мои сомнения были связаны еще и с тем, что я боялся не оправдать то доверие музыкантов, которое они мне оказывали. Все-таки «Ария» — это группа с большой историей и традициями. Всем известно, что три поколения людей приходят на ее концерты. Все это надо мной довлело. Все «арийцы» и, в частности Виталий Дубинин, мне очень помогли в принятии окончательного решения.

KM.RU: То есть разница в возрасте особо не сказывается?

— Буквально после первого общения с ребятами я попал в такую атмосферу, которая меня сразу заставила об этой разнице забыть.

KM.RU: То есть у вас со всеми участниками группы сложились отличные отношения?

— Абсолютно! Все они произвели на меня самое положительное впечатление и очень сильно помогают и поддерживают. В такой дружеской обстановке очень приятно работать. В то же время я понимаю, что попал в профессиональный коллектив, где нет места определенным вещам, которые я бы себе мог позволить ранее.

KM.RU: Но вы готовы к ситуации, когда вас фанаты неизбежно будут сравнивать с Беркутом, причем, зачастую, не в вашу пользу? Ведь, в отличие от Артура, у вас изначально нет такого опыта.

— Да, действительно, когда Артур начинал в «Арии», ему просто было не позавидовать. Валерий Кипелов в свое время задал настолько высокую планку, что повторить ее или выйти на уровень, хотя бы близкий к этому – достаточно серьезная задача.

KM.RU: А вас будут сравнивать сразу с двумя!

— Да. И Валерий, и Артур обладали сильной харизмой, поэтому с первого дня, когда мне поступило предложение, я думал, в том числе, и об этом. Со временем я понял, что если постоянно работать над собой, поменьше оглядываться на происходящее вокруг, то можно добиться такого уровня, чтобы меня оценивали как отдельного человека. Понимаю, что сравнений все равно не избежать. Если говорить о готовности к ним, до конца это понять можно только тогда, когда выйдет альбом и пойдут первые мнения. Я все-таки надеюсь, что мне при записи альбома удалось показать определенный уровень. А какой он – это все-таки решать уже слушателям.

KM.RU: А как быть с опасностью заболеть «звездной болезнью»?

— Если бы я попал в группу такого уровня совсем из песочницы, то, наверное, степень опасности была бы высока. Каждый музыкант, в той или иной степени, испытывает творческий рост и получает определенное признание. Сначала тебя слушает горстка людей, потом этот круг постепенно расширяется. Так или иначе, это является проверкой медными трубами. Могу сказать, что окружающие люди до сих пор считают мое поведение достаточно сдержанным и не видят во мне заносчивости. С другой стороны, каждому человеку творческой профессии, наверное, присуща такая черта, как тщеславие.

KM.RU: Или, как минимум, честолюбие…

— Да! Эти чувства в определенной степени являются двигателями прогресса. Если ты хочешь нравиться людям и хочешь, чтобы твое дело приносило плоды, ты вынужден над собой работать. Так что доза здорового тщеславия во мне, конечно, присутствует. Перерастет ли она в «звездную болезнь», я не знаю. Я считаю себя человеком, в какой-то степени искушенным, и думаю, что смогу справиться с подобными симптомами.

KM.RU: Можно и выдержать нападки фанатов, и подавить в себе необоснованные амбиции. Но как держать себя в тонусе в изнурительных гастрольных турах, когда недосыпы и переутомления просто неизбежны?

— Есть и такая тень сомнения. Я думаю, что все навыки приходят со временем. Думаю, что те репетиции, которые еще предстоят, будут испытывать меня не только на правильность исполнения, но и, так сказать, на прочность. Наверное, все, в конечном счете, зависит от той подготовки, которую мне сейчас нужно пройти. Не боги горшки обжигают – все достигается трудом. Оставшееся время до гастрольного тура я намерен провести с пользой для себя и для группы. Надеюсь, что это принесет определенные плоды.

KM.RU: Как восприняли ваше решение коллеги по группе «Гран-КуражЪ»?

— Первым человеком, который узнал, что я стану вокалистом «Арии», стал лидер группы «Гран-КуражЪ» гитарист Михаил Бугаев. Дело в том, что на тот момент, когда мне поступило предложение, группа записала практически все инструментальные партии для своего нового альбома, и все это было сделано под мой голос. Оставить ребят на этом этапе без вокалиста было бы не очень красиво. Я предложил Михаилу Бугаеву, не хочет ли он поменять вокалиста. На это он мне ответил: «Я кроме тебя в группе никого не вижу, поэтому мы будем ждать, когда ты сможешь принять участие в записи альбома». Мое решение ребятами было принято двояко: с одной стороны — радость за товарища, который смог попасть в такую авторитетную группу, с другой — некая печаль, связанная с неопределенностью в развитии нашей группы. Думаю, что у группы «Гран-КуражЪ» все будет хорошо. На сегодняшний день мы с ребятами остаемся большими друзьями и музыкальными единомышленниками. У нас впереди запись третьего альбома, который мы репетировали весь 2010 год. Думаю, что нас люди обязательно еще увидят на совместных концертах.

KM.RU: А как близкие отнеслись к вашему новому статусу?

— Многие мои близкие люди далеки от музыкальной деятельности. Поэтому здесь все соизмерялось по принципу «чтобы не потерять». С супругой на эту тему мы беседовали, я очень рад, что мои доводы ее убедили. Без ее поддержки было бы очень тяжело решиться. Конечно, она, как настоящая женщина, очень переживает по поводу того, что мне предстоят затяжные гастроли и, как следствие, я долго буду отсутствовать. Но мы уже достаточно взрослые люди и доверяем друг другу.

KM.RU: Как вам удавалось выдержать на протяжении всего лета шквал вопросов типа: правда ли что вы стали вокалистом «Арии»?

— Приходилось быть дипломатом. Я активно пользуюсь Интернетом, а вся шумиха, в первую очередь, развернулась именно там. У меня есть аккаунты в социальных сетях, поэтому я не нашел ничего лучшего, как вывесить там объявления: «Слухи о своем возможном переходе в «Арию» я не комментирую». Но это вызвало дополнительный интерес. Даже те люди, которые могли бы и не подумать, что это могу быть я, поневоле задумались. На самом деле, это было написано не случайно. Прежде чем я разместил этот статус, мне действительно посыпались вопросы, которые задавались в лоб. Я лукавил, как только мог, ведь друзьям врать нельзя. Старался уходить от прямых ответов и задавал встречные вопросы типа: «Ребята, ну вы что, все сговорились там?». На многих это действовало отпугивающе, я с облегчением выдыхал, потому что мне не приходилось говорить в открытую «нет». Но были и такие, которые оказывались настойчивыми в своих вопросах. Думаю, они со временем поймут, что, в конце концов, это была не моя тайна. Также озвучить свой новый статус было бы некрасиво по отношению к Артуру. Группа «Ария» сознательно не стала объявлять до времени о новом вокалисте, я считаю, что это был правильный и этичный поступок. Но «Ария» настолько является предметом всеобщего внимания, что люди пустились во все тяжкие. Таких бурных обсуждений на интернет-порталах я просто еще не видел. В свободное время мне, конечно, интересно посмотреть, что пишут люди. Конечно, я не ожидал, что будет такой ажиотаж по поводу имени вокалиста. Люди какими-то логическими умозаключениями фактически вывели меня в число основных претендентов. Когда имя объявят, для многих это будет уже не откровением (смеется).

KM.RU: Виталий Дубинин говорил, что вы принесли на репетицию порядка 20 песен «Арии», которые готовы исполнить. А есть ли такие композиции, которые вам либо не нравятся, либо технически сложны для вас?

— Когда я принес эту кучу песен, ребята сразу начали сдерживать мой пыл, сказав, что я пришел в группу не на один день, и у меня еще будет время попробовать спеть все. По сути, с учетом моих предпочтений, мы составили программу концертного тура. Естественно, попробовать все песни у меня чисто физически не получилось, потому что очень много других забот. Наверное, да, есть такие песни, которые я слушал меньше других. Но есть и песни-фавориты, которые мне приходилось исполнять и раньше. Учитывая то, что на нынешний момент мы только приступаем к репетициям, я не готов сейчас сказать, есть ли такие песни, которые я не смогу спеть. Главное, чтобы желание группы играть те или иные песни совпадало с желанием публики эти песни слушать.

KM.RU: А какие любимые альбомы «Арии» вы можете для себя назвать? Например, я, будучи горячим поклонником группы, всегда выделял «Кровь за кровь».

— «Кровь за кровь» тоже считаю одним из лучших. Но я выделяю не столько любимые альбомы, сколько любимые песни. Из всех пластинок «Арии» для меня достаточно серьезно выделяется «Генератор зла». В первую очередь, он мне нравится по своему звучанию. Он несколько отличается от того, что делала до этого группа – звучание более современное на мой взгляд. Что же касается любимых песен, то, безусловно, могу назвать вещи с альбомов «Кровь за кровь», «Игра с огнем», «Герой асфальта». В последнем не было проходных песен, все треки можно считать востребованными и активно используемыми во всех гастрольных турах группы. Также мне нравятся песни с альбомов, записанных с Артуром Беркутом.

По материалам:www.km.ru

Один из претендентов на место вокалиста ”Арии”, голос группы ”БИОТОК” и “Черновиков Маргариты” Сергей Лобанов дал эксклюзивное интервью порталу свободных музыкальных рецензий 1ne-more.ru Когда вы поняли, что не можете жить без музыки и решили связать с ней свою жизнь? На самом деле с музыкой я связан очень давно, ведь у меня вся семья поет, но всерьез я задумался о том, что бы стать музыкантом в 10 классе школы. Именно тогда я впервые пришел на прослушивание в группу. Затем продолжил в университете в Москве на первом курсе и дальше уже бродил по разным группам, искал себя и группу, которая хочет профессионально расти, творить, а не играть рок и металл с пафосом kiss и подходом ПИВЧИКА =) Какие исполнители вдохновляли и оказывали влияние в свое время? О, ну тут список может быть длинный. Именно вдохновлял сначала Кипелов. А затем вдохновил Лефлер. Не голосом, а тем что такой молодой он стал вокалистом очень известной группы, а это значит что все реально в этой жизни. Брюс Диккинсон поразил меня своей техникой и поведением на сцене, своей дыхалкой, но это уже техническая сторона, я мог бы назвать большую половину западного металла, да и из отечественного есть кого послушать, но это уже не вдохновители. С этих людей я брал какие-то фишки, интересные ходы, технику и др. Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать вокалист группы “Ария”? Выдержкой к поливанию из помойного ведра недовольствами истинных фанатов золотого состава Арии =) На полном серьезе – тот негатив, что ощутил Артур это ужасно. Конечно ношу он взял очень тяжелую, в тот момент любой вокалист стал бы вот таким объектом для недовольства и дело не в Артуре, а в распаде Арии. Если б группа в итоге называлась не Ария, а как предполагалось Химера, то и спрос был бы другой. Кого бы вы хотели увидеть на месте нового фронтмена “Арии”? Ну, конечно же себя =) А если не себя, то только Валерия Кипелова. Несмотря ни на что этот состав меня лично вдохновляет сильнее всего. Этот тембр голоса неповторим и уже за многие годы впитался в наши умы, в наши души. Дыма без огня не бывает, а тем временем слухи о том, что именно вы станете новым фронтменом “Арии” крепнут, да и большинство фанатов вроде тоже не против, к вам обращались кто-нибудь из группы “Ария”? Без комментариев, но про дым вы правильно заметили. Как вы считаете, может ли Артур Беркут создать свою группу, которая как и группа “Кипелов” встанет в один ряд с “Арией” и составит ей серьезную конкуренцию на отечественной металл-сцене? Я думаю что нет. Ведь группа Кипелов изначально до первого своего альбома играла песни той же «Арии», да и ушел Кипелов не один, а с половиной группы: Терентьев, Маврин, Манякин – это сильные и легендарные музыканты. Артур же уходит один, да и репертуар он с собой унести не может, разве что песню «Твой День» с последнего альбома, которую он написал сам. К тому же фанатов у нынешней «Арии» условно вдвое меньше чем у «Арии» времен Кипелова. Это значит что фанатов Артура примерно в четверо меньше, чем у Валерия. Нехитрая условная арифметика. Это хорошо было видно на 20-тилетии альбома «Герой Асфальта», когда зал скандировал “Кипелов”. Недавно в вашем интервью для “Арийской Семейки” вы оценивали вокал Валерия Кипелова на последнем альбоме его группы, не могли бы подвести небольшой итог работе Артура Беркута в группе “Ария”? В чем он уступал Валерию, а в чем был лучше? Вышла ли с ним группа на принципиально другой уровень или осталась на том же самом? Это очень долгая тема. Если кратко, то Артур очень мощный вокалист, но у каждого вокалиста есть удобная тесситура, а есть тональности, в которых вокалисту петь неудобно. Так вот Артуру неудобны песни «Арии». Как ни крути – тесситуры у вокалистов различные. А вот новые песни группы у него получились довольно хорошо. «Свет былой Любви» мне очень нравится. Подводя итог: с Артуром группа жестче, но мне кажется потеряла былую мелодичность. Снизила вокальную планку, отошла от высоких нот и головного регистра, от микста. Просто изменилась. Какой из двух “арийских” альбом, записанных с Артуром Беркутом вам больше понравился и какой ваш самый любимый альбом группы “Ария”? Больше всего из исполненных Артуром – это конечно «Крещенье Огнем». За счет материала. А вообще старые добрые альбомы мне нравятся больше, начиная с «Героя Асфальта» и до «Генератора Зла» включительно, да и в «Химере» есть шедевральные композиции.

– Здравствуйте! Я хочу начать с традиционного вопроса, были ли вы в Израиле когда-нибудь и какие впечатления остались, если были? А если не были, то какие ожидания?

Виталий Дубинин: – Группа «Ария» была здесь раз восемь точно, начиная с 1999-го года. Приезжаем достаточно регулярно. Впечатления самые приятные. Как нам кажется, мы побывали во многих местах. То есть, в столице, в Хайфе, конечно, в Иерусалиме, были много раз на Мертвом море. Все замечательно.

Максим Удалов: – Впечатления только самые хорошие. Очень люблю Израиль. Просто нравится эта страна.

Михаил Житняков : – Присоединяюсь! Мне еще, к сожалению, во многих местах не довелось побывать. Именно с туристической стороны. Но это мой уже второй визит в составе группы «Ария» и мне все нравится.

– Есть ли у кого-то из вас еврейские корни?

Сергей Попов: – По-моему, у Максима есть.

– Это правда?

Максим Удалов: – На самом деле это он так шутит, потому что я Максим Львович, а папа Лев Борисович. Но замечен не был. Я имею в виду, по матери, как правильно считается.

– Читала, что именно для этого концерта вы собирали общественное мнение – народ сам выбирал, какие песни послушать на концерте. Как будущему зрителю, мне очень интересно сколько песен удалось собрать?

Виталий Дубинин: – Мы провели такой опрос, и получился своеобразный рейтинг. Взяли из него первую двадцатку и попытались уместить все это в формат концерта, который длится два часа. Соответственно, получилось 17-18 песен, именно их и будем играть по желанию слушателей.

– Это у вас впервые такая практика или уже бывало? Или исключительно эта программа?

Виталий Дубинин: – Нам просто часто говорят в России, что мы немножко достали тем, что играем одно и тоже. Это те поклонники, которые ходят достаточно часто или регулярно на наши концерты. Поэтому мы решили: хорошо, раз вам надоели песни, которые нам кажутся самыми хитовыми, то выбирайте сами те песни, которые хотели бы услышать. Может быть, мы давно их не исполняли, а, может, вообще никогда. И вот, соответственно, получился такой список, и мы следуем ему.

– Это интересно. Ну, вот говорят же, что музыкантам надоедает играть хиты. Какую из этих песен, которые выбрали зрители, каждый из вас исполняет вот прямо с удовольствием, по кайфу?

Михаил Житняков : – Лично для меня открылась песня «Отшельник». Она мне и так, в принципе, всегда нравилась. Но так как это была моя первая попытка именно спеть, я, соответственно, получил массу удовольствия и исполнять ее нравится особенно, скажем так, наряду с другими песнями. Но если что-то выделять, то да, для меня это – песня «Отшельник».

Виталий Дубинин: – Хочется добавить, что в принципе, проводя такой опрос, мы надеялись, что будут все-таки песни, которые окажутся сюрпризом для нас.

– Не “приторные”?

Виталий Дубинин: – Да, но поскольку людей очень много, то когда проголосовало достаточное количество людей, все это полностью нивелируется и опять получается одна и та же программа. Может быть немножко в другом порядке (у какой-то песни больше рейтинг, у какой-то меньше), но, в результате, получается именно вот так. Плюс-минус все песни знакомые все равно.

– А вам какая песня нравится?

Владимир Холстинин: – Мне трудно сказать. Наверное, больше всех нравится «Дай жару».

Сергей Попов: Потому что последняя и можно идти в буфет (все смеются).

– Сегодня День святого Валентина. Какую бы песню из вашего репертуара вы бы назначили самой романтичной песней дня?

Виталий Дубинин: – Надо подумать. (Обращается к Михаилу) Ты сегодня распространял валентинки?

Михаил Житняков: – Нет, не довелось.

Виталий Дубинин: – У нас немного песен про любовь, но, наверное, «Улица роз».

Михаил Житняков: – Так или иначе, тема любви там затрагивается и фраза из припева «Я люблю и ненавижу тебя», – конечно, все равно, там больше любви там, чем ненависти. Поэтому, вот эта песня пусть и будет ближе всего к тематике.

– У вас, в принципе, есть песни про ожидание любви или, наоборот, про расставание, разрывы. Вы еще до сих пор верите в счастливую любовь?

Владимир Холстинин: – Конечно. А какой смысл тогда жить?

Сергей Попов: – А почему нет? От такой красивой девушки подобный вопрос очень странно слышать. Конечно, да!

– Это отлично. А скажите еще, пожалуйста, современный поклонник группы «Ария», нынешних лет, какой он?

Сергей Попов: – Он – собирательный образ, состоящий из трех поколений. То есть, вот от и до: и дедушки приходят, и родители, и их дети.

Михаил Житняков: – Из разных социальных социальных групп, я бы даже так сказал.

Сергей Попов: – На удивление, приходят 12-15 летние подростки, и они поют практически все песни на концерте, и для нас это очень приятно.

– Даже самые советские?

Михаил Житняков: – В том числе.

– А есть ли какая-то российская группа, которую можно было бы назвать продолжателями вашего творческого направления?

Виталий Дубинин: – «Кипелов», наверное (смеются).

– Может, есть кто-то помоложе?

Сергей Попов: – Обычно этим журналисты занимаются, а мы просто играем на гитарах и песни поем.

– У вас в группе «Санта-Барбара» такая среди участников. Скажите, вы в жизни общаетесь или только по работе сталкиваетесь?

Виталий Дубинин: – С бывшми участниками? Бывает, да. Вот сейчас – Сергей Маврин, не будем далеко ходить.

– Это бизнес или все-таки дружеская встреча?

Виталий Дубинин: – Ну, это, наверное, и то и другое. Мы были очень приятно удивлены, что сможем повидаться с Сергеем здесь и сыграть с ним на сцене. Так вот с бывшими участниками мы пересекаемся в основном, конечно, на концертах, поскольку сами находимся большую часть времени на гастролях. И чтобы совпало так, что: «Привет, сегодня приеду в гости», такого, конечно, не бывает. Но случается.


– И несколько вопросов, которые я собрала у ребят в своем блоге: что бы они спросили у группы «Ария». Один из них звучит так: “Скажите, кто такая Жанна из «Улицы роз»?”

Виталий Дубинин: – Может же и стюардессой наша Жанна быть. Собирательный образ. Я не знаю, что сказать.

– То есть, вы сами не знаете, что это за женщина в вашей песне?

Михаил Житняков: – Не знаю, может быть, это какие-то подспудные желания. Почему она (песня) популярна? Не просто же так, правильно?

– Неспроста. Еще вопрос: “Вам нравится тот период творчества Маргариты Пушкиной, когда она писала песни в стиле немножко мистическом?”

Виталий Дубинин: – Да, конечно. Нравится. Тогда был “романтизьм, закуска” (смеется). То есть, у нее было больше свободного времени, был энтузиазм. И дело спорилось, так сказать, само собой все происходило. Сейчас все немножко по-другому. Уже и лет всем побольше, и подустали немного, и заняты своими делами. В частности, Пушкина занята в собственном проекте, у нее их даже несколько. Тем не менее, мы продолжаем работать и это наш сегодня уже один из авторов, но по-прежнему любимый.

– С кем бы из исполнителей, может быть, уже совсем древние группы или, наоборот, молодые, вы бы хотели выступить? Есть такое желание? Deep Purple, например?

Сергей Попов: – У нас есть уже заготовленный ответ. Нет, никакого желания нет.

Виталий Дубинин: – Мы, в принципе, с Deep Purple уже пересекались на одном концерте. Стояли за кулисами и наблюдали за выступлением, даже фотографировались с ними. То есть это несколько разные вещи: выступить в одном концерте или пообщаться. В общем, нам удалось и то, и другое. Ну а так, чтобы рваться – типа у меня мечта выступить на одной сцене с Metallica – нет такого.

Михаил Житняков: – Я вот, в свое время, мечтал-мечтал и моя мечта наконец сбылась. Я выступаю на одной сцене с «Арией»!

– То есть вы уже выросли из того, чтобы «создавать себе кумира» и хотите играть сами с собой?

Сергей Попов: – Да не в этом дело. Мы просто отдаем себе отчет, что это только со стороны кажется, что вот мы вместе отыграли один концерт и ходим друзьями, чуть ли не обнимаемся. А на самом деле, мы можем вообще не пересекаться с группой, с которой выступаем в одном концерте. У них свой саундчек – у нас свой. Они приехали, отыграли и уехали. Мы приехали, отыграли и уехали.

– Ни поговорить, ни поздороваться?

Сергей Попов: – Да.

Виталий Дубинин: – Самое крутое – это встретиться после концерта в гостинице в баре.

Сергей Попов: – Да, в неформальной обстановке.

– Окей, тогда с кем бы вы встретились «в баре»?

Виталий Дубинин: – Ну, как минимум, с Nazareth мы встречались и очень хорошо проводили время.

Михаил Житняков: – Группа U.D.O. – неоднократно даже случалось.

Виталий Дубинин: – С группой Rage у нас были гастроли – прожили в одном автобусе несколько недель.

Сергей Попов: – С гитаристом Rammstein ходили на концерт в Германии. Так что бывало иногда.


– Ну и последний вопрос, мой традиционный для блога. Все-таки Израиль такая страна, куда люди приезжают и начинают новую жизнь, – что вы бы посоветовали человеку, который находится на перепутье, на перекрестке дорог, может, даже в депрессии, и начинает жизнь с нуля?

Максим Удалов: – То есть, он уже решил для себя?

– Да, он уже попал в эту ситуацию. Как ему быть? Не опускать руки или “соберись, тряпка!”…

Сергей Попов: : – Как минимум, его надо похвалить, что он уже сделал большое дело.

Михаил Удалов: – Убедиться в том, что он хорошо подумал, прежде, чем это сделал.

– Или надо было сначала подумать?

Максим Удалов: – Да, если говорить о намерениях, то пожелание будет такое: хорошенько подумать, обдумать это все, собрать максимум информации.

Михаил Житняков: – Цель должна быть ясной, четкой и дорога к ней должна быть абсолютно предсказуемой. Вот это, наверное, значительно может облегчить ситуацию.

Сергей Попов: – То, чего в жизни не бывает (смеется). Надо в себя верить, в свои силы и идти вперед.

Виталий Дубинин: – Не унывать, несмотря ни на что, особенно, в первые моменты, что бывает всегда не очень просто. Раз уж сделал шаг, то делай и второй.

Мы сидим с Виталием Дубининым и Михаилом Житняковым в холле гостиницы «Москва» в городе Симферополе, которая находится поблизости от руин древнего Неаполя Скифского – столицы позднескифского государства, что весьма символично, учитывая тематику заглавного трека нового альбома Арии. После аншлагового концерта накануне, парни выглядят на удивление свежо и бодро, охотно отвечая на вопросы интервью. За час нашего общения мы успели столько всего обсудить, что я рискую что-то упустить из внимания, начав здесь перечислять все затронутые темы. Так что, устраивайтесь удобнее и читайте сами. Беседа будет долгой.

Давайте сразу начнем с нового альбома «Через все времена». Опишите процесс работы над альбомом, ту творческую атмосферу, в которой он рождался. Вообще, сам процесс сочинения и записи был привычным для вас, или были какие-то характерные особенности в подходе к написанию и записи?

Виталий Дубинин: Мы работали в обычном режиме – в таком, как мы записываем все альбомы, и, может быть, атмосфера была даже чуть теплее, потому что Михаил уже был полноправным членом коллектива, и мы все песни делали вместе на репетициях. Михаил пел даже «рыбы», поэтому все было очень мило, все не напряженно, и как-то получилось практически само собой, без всякого аврала или чего-то подобного…

Михаил Житняков: Для меня это был первый опыт участия в сочинении альбома, поэтому, скажем так, были какие-то ощущения происходящего впервые. Тоже хочу отметить именно теплую атмосферу. Что мне понравилось, мы не садились специально в студию для того, чтобы придумать песни, все песни сочинялись в процессе. То есть мы были на гастролях, переезжали из одного города в другой, и, так или иначе, у кого-то из нас были наработки, и эти наработки мы показывали друг другу. Мне очень нравилось то, что мы вместе принимали решение заниматься песней, или не заниматься, и потом уже приезжали и предметно занимались той разработкой, которая утверждалась. Эта схема была впервые мной постигнута, и мне это очень понравилось.

У каждого альбома, как правило, есть своя предыстория, какие-то факты, которые остались за кадром. Есть ли нечто подобное, связанное с последним альбомом – какие-то особенности, которые будут интересны вашим фэнам, а может и будущим биографам?

Виталий Дубинин: Сложно сказать…

Или все проходило в штатном режиме?

Виталий Дубинин: Да, как-то все было… Я понимаю, о чем ты говоришь, но здесь все было достаточно ровно, можно даже сказать обыденно, никаких там не было историй или конфликтов среди нас. Как-то все прошло хорошо…

Ну, может хоть совпадения какие-то примечательные…

Виталий Дубинин: Я даже не знаю, Мише, наверное, виднее. (смеется)

Михаил Житняков: Ну, как я уже сказал, для меня, скажем так, достаточно новым был сам стиль работы именно над этим альбомом, поэтому очень яркое впечатление само по себе и, наверное, мало сравнимое с чем-либо. Я в любом случае буду, наверное, вспоминать этот альбом, как первый полноправный альбом именно для меня, который я прошел от самого начала – со стадии сочинения и вплоть до его завершения. И также именно на этом альбоме состоялся мой композиторский дебют.

Виталий Дубинин: Знаешь, мы все время хотели сыграть вместе. То есть обычно мы по очереди записываем вначале барабаны, потом бас, потом гитары и все остальное, а здесь мы, наконец, впервые с Максимом играли вместе – сразу записывали бас и барабаны без всякого клика. Да, у нас есть на альбоме пара песен с кликом, потому что там присутствуют клавиши. А поскольку клавишника у нас нет, приходилось прописывать с кликом. А так, в основном, мы просто играли. Смотрели друг на друга вдвоем и играли. И даже гитаристы нам не помогали, потому что песни уже были все выучены и отрепетированы. И, мне кажется, на альбоме такой драйв получился именно благодаря живому исполнению, не притянутому ни к клику, ни к чему-либо еще.

В заглавной песне «Через все времена» есть такие слова:

«Нас называли и тьмой, и проклятьем.
Страх убыстрял поступь пришлых солдат.
Знали они - мы сильны и бесстрашны.
Здесь и сейчас, и всегда».

«Крепким щитом мы стоим, как и прежде.
Запад бьет в грудь, в спину ранит Восток.
Лишь имена время нам изменило.
Мы - тот же дикий поток.»

Вы всегда старались дистанцироваться от политики, но в контексте нынешней напряженной ситуации данные слова звучат как нельзя более актуально и подобны иносказательному описанию происходящего. Вами изначально вкладывался в текст подобный смысл, или он случайно оказался созвучен текущим событиям?

алий Дубинин: Я думаю, что да – он созвучен текущим событиям, но делалось это не специально. Вообще-то была идея написать песню про скифов по одноименному стихотворению Александра Блока «Скифы»: Как там говорится: - «Да, скифы – мы!...» То есть это практически пересказ того, что есть у Блока – мы всегда были щитом между Западом и Востоком…

Михаил Житняков: Здесь больше истории, чем политики, скажем так…

Виталий Дубинин: Да, но поскольку песня писалась, когда все эти события уже происходили, подспудно получилось так, что это стало созвучно сегодняшнему дню. Но, в общем, не было такой сверхзадачи, именно взять и написать на злобу дня песню. Мне кажется, это удачное совпадение.

Учитывая возникшие у Владимира Холстинина проблемы со здоровьем на момент подготовки «Через все времена», на альбоме присутствует лишь одна песня его авторства. В целом, как Владимир отнесся к готовому материалу, созданному преимущественно без его участия? Не было такого с его стороны, что: «эх, вот тут и тут надо было по-другому сделать, ну да хрен с ним – времени уже нет что-то переделывать»?

Виталий Дубинин: Ну, надо было бы у него спросить это (улыбается). Но я не могу сказать, что он дистанцировался и не принимал участия в записи и в аранжировке песен. Просто получилось так, что ему не удалось уделить время композиции, то есть придумать какие-то песни. А то, что приносили мы и делали вместе аранжировки – он там присутствовал в полной мере, и мы учитывали пожелания всех. Потому что если кому-то песня не нравится, то хорошего ничего не получится, поэтому старались делать так, чтобы нравилось всем. В этом смысле, я думаю, если бы Владимир тут сидел, он повторил бы мои слова. Я не думаю, что у него осталось такое ощущение, что что-то не нравится, и он сделал бы по-другому.

Скажем так, новый альбом уверенно держит марку группы. Надо сказать, вы весьма последовательны и постоянны в плане звучания, которое остается узнаваемым на протяжении всей вашей карьеры. С одной стороны, данную особенность можно расценивать положительно – у группы есть свой почерк, фирменный стиль, и она по-хорошему предсказуема для своих поклонников. С другой стороны, возникало ли у вас когда-нибудь желание эксперимента ради него самого как такового? Желание кардинальным образом изменить звучание, как это было у тех же Iron Maiden, Megadeth, Helloween, Slay

er, да и у ваших же коллег по российской сцене в лице Черный Обелиск и Мастер?

Виталий Дубинин: Если говорить о смене стиля…

Нет, не стиля, а звучания…

Виталий Дубинин: Нам кажется, что мы меняем звучание… По крайней мере, на каждом альбоме мы пытаемся это сделать, а после сведения выясняется, что мы звучим точно так же. Я думаю, это происходит потому, что у каждого есть какие-то свои не то, чтобы принципы даже, а свои стереотипы того, как должен звучать его инструмент. Вот могу, опять же, про Холстинина сказать, что он у нас неуемный такой экспериментатор, то есть постоянно экспериментирует со звуком, использует какие-то новые примочки. Но когда мы начинаем записываться, он ставит все тот же Shure 57 – микрофон, которому уже 40 лет, и, соответственно, сигнал снимается все время этим микрофоном. Другие микрофоны ему категорически не нравятся! В этом как будто и традиция получается, но в то же время какая-то, может, даже не то, что косность, но... Ну нравится именно так, как звучит! Опять же, барабанщик наш… Я про себя не буду говорить, поскольку гитара у меня одна и та же. (смеется) Так вот, барабаны тоже человек настраивает так, как он это слышит.

Чтобы поменяться радикально, наверное, нужен какой-то продюсер со стороны, который бы начинал запись, вернее даже начинал работу с того момента, как мы аранжируем песню. Чтобы он просто сидел хотя бы и слушал. И когда мы идем в студию, уже там с ним отстраиваться. Тогда бы, наверное, можно было что-то изменить так, чтобы это было действительно узнаваемо. Но есть то, что есть…
У нас, кстати, на «Генераторе Зла» звук немного отличается от всех остальных альбомов «арийских» как раз потому, что там, по крайней мере, пригласили продюсера. Был такой человек – Женя Трушин, ныне покойный, к сожалению… Он работал звукорежиссером на SNC. Вот он нам барабаны сам настраивал. Буквально. Не то, что крутил ручки, а он сам натягивал пластик и делал все остальное – сидел два дня и настраивал барабаны. Так же пробовали аппараты на бас-гитару – один, другой, третий... В результате звук на том альбоме поменялся. Хотя в сведении Женя не особо участие принимал. Но именно потому, что он работу с процесса записи начал, там звук и поменялся. А сейчас мы в основном делаем и записываем все сами, поэтому все достаточно традиционно.

Совсем недавно вышел новый клип на песню «Точ

ка невозврата». Должен сказать, что получился он не совсем «металлическим», и местами даже отдает эстрадностью. Сами вы довольны конечным результатом?

Виталий Дубинин: Насчет довольны, не довольны – я не знаю. У каждого, наверное, по-разному. Мне кажется, что можно было что-то поправить, изменить, но поскольку это от нас не зависит, мы понимали, что все эти бесконечные изменения могут затянуть процесс выхода клипа на неопределенное количество времени. И какой в результате получится вариант – лучше или хуже – непонятно, поэтому есть то, что есть.

Михаил Житняков: Самое главное, что можно сказать, нам всем не стыдно за то, что в итоге получилось. То есть, можно действительно сколько угодно ковыряться в нюансах, и так далее. Многие замечают некий минимализм, может быть, в реализации каких-то задумок, что клип получился, возможно, не таким сюжетным, как многим хотелось бы. Но именно по качеству, по уровню и, в некоторой степени, по содержанию то, что получилось… Есть ощущение того, что за результат реально не стыдно. И это, наверное, можно отметить в первую очередь.

А почему именно эту песню выбрали?

Виталий Дубинин: Во-первых, из-за формата звучания – пять минут, как раз то, что нужно. Если снимать видео на какую-нибудь длинную вещь, то чересчур затянуто получится. А во-вторых, наверное, потому, что она самая демократичная, и в Арии это достаточно традиционно, что на медленные песни всегда снимаются клипы. Я не знаю, почему так. Мы начали с «Все, что было», и если посчитать, у нас клипов на медленные песни гораздо больше, чем на быстрые. Не знаю… (смеется) Что тут скрывать, такими песнями можно привлечь дополнительных слушателей, не просто металлистов. И есть хоть какая-то вероятность того, что клип на такую песню могут не то что ротировать, а хотя бы где-то показать.

Несомненно, ко второму альбому, выпущенному с его участием, Михаил Житняков уже окончательно влился в группу. Тем более, именно на этом альбоме состоялся его авторский дебют с композицией «Точка невозврата». Но вот вопрос. Есть такая проблема, которую условно можно назвать «проблемой следующего вокалиста», когда в группу приходит новый фронтмен и публика начинает его всячески хаять. Но когда после пары-тройки альбомов он все же покидает состав, и в группу приходит следующий фронтмен, этого нового вокалиста тут же предают обструкции и гневн

о начинают требовать вернуть его предшественника те же люди, которые сами же несколько лет назад кидались в него грязью. Насколько данная ситуация применима к Арии?

Виталий Дубинин: Когда ушел Кипелов, именно такая ситуация была применима к нам на 200%! То есть Беркута не принимали ни в каком виде, да. А потом, когда он ушел, вдруг начали не то, что даже… Кстати, я был удивлен, как приняли Михаила, учитывая наш опыт замены Кипелов-Беркут. А замена Беркут-Житняков прошла настолько гладко… Я думаю, Миша подтвердит, что никаких со стороны поклонников нареканий не было.

Да это «столичным» вашим все что-то не нравится постоянно)

Виталий Дубинин: Да не-е-е-т…

У нас вообще многие «фэны» снобизмом страдают ярко выраженным.

Виталий Дубинин: Нет-нет-нет, на концертах этого ничего не было. Мишу приняли отлично, шикарно просто! Я даже не ожидал. А, конечно, в комментариях, если почитать сейчас, уже начинают говорить, что «во-о-от, все-таки тот пел лучше эту песню…» Есть такая не проблема даже, а «правило первого исполнения». Тот, кто первым исполнил песню, навсегда останется эталоном. Все будут ориентироваться на это исполнение. Пускай кто-то споет даже лучше, чем в оригинале, но все равно будут говорить: «как же, вот это оригинал, вот это лучше», и поэтому будут всегда сравнивать.

В прошлом году вы отмечали юбилей выхода альбома «Игра с Огнем»…

Виталий Дубинин: А мы все время какие-то юбилеи отмечаем!

Уж да! До этого в честь выхода «Героя Асфальта» вы также предприняли тематическое турне. Можем ли мы ожидать в следующем году юбилейную программу, посвященную альбому «Кровь за Кровь»?

Виталий Дубинин: Можно.

Михаил Житняков: Ожидать можно (смеется).

Виталий Дубинин: По идее, да. Обычно мы делаем круг по России, по всем городам, за год. Альбомы мы выпускаем реже, а программу надо менять. Песен у нас много и история у группы большая. То есть, «давайте просто от фонаря наберем песни» – мы посчитали, что такой подход будет неправильным, и поскольку у нас сейчас можно каждый год какие-то юбилеи отмечать, то почему бы, мы подумали, не назвать программу, допустим, «Игра с Огнем» в честь 25-летия альбома? И не просто играть программу, посвященную этому альбому, а собрать все песни,

в которых в той или иной степени упоминается тема огня. А таких песен у нас много… То же самое и по поводу «Кровь за Кровь» - про кровь песен у нас тоже много. (улыбается)

Михаил Житняков: Крови не меньше! (смеется)

Виталий Дубинин: Так что, вполне вероятно – да, мы назовем так программу в будущем году и будем делать упор на песни этого альбома. А может и нет, черт его знает... Здесь проблема-то еще в том, что каждый год альбомы выпускать новые не то, что сложно, а может и не правильно. По крайней мере, в настоящее время.

Михаил Житняков: Туры, проводимые под знаменем того или иного альбома это, опять же, еще возможность как-то попасть в фокус интереса нашей публики с точки зрения любителей конкретных альбомов. Потому что, как уже Виталий сказал, дискография у нас достаточно большая, история у группы долгая, и максимум, что удается, это сыграть две песни с одного альбома. А люди зачастую отмечают для себя какие-то альбомы полностью, от начала и до конца. То есть это их любимый альбом. И это как раз та самая, наверное, история, когда можно взять и под таким, скажем так, соусом подать весь альбом и украсить его другими не менее хорошими песнями. Поэтому «Кровь за Кровь», в частности и у меня тоже, является одним из самых любимых альбомов. Я думаю, что таких, как я среди поклонников группы наберется немало.

Несмотря на то, что сами вы себя позиционируете, как российскую группу, за рубежом на творчество Арии тоже есть стабильный спрос. Вот, например, совсем недавно в Чили был выпущен ваш альбом «Игра с Огнем». Неожиданно, должен признать! Расскажите подробнее об этом издании.

Виталий Дубинин: Для нас это тоже неожиданно. Я понимаю, что это не какой-то большой лейбл, а что-то, наверное, вроде рок-клуба. Может, просто люди, которые знакомы каким-то образом с нашим творчеством. Они решили выпустить на CD, ну скажем, 1 000 копий этого альбома. Попросили нас сделать переводы текстов на английский язык. То есть даже не в рифму, не поэтически, а то, о чем там поется. Что, в принципе, можно было и в Google Translate сделать. Ну, сделали мы такую штуку, отправили им, и вот они выпустили. Во что это дальше выльется – не знаю…

Михаил Житняков: Сам интерес, конечно, очень приятен. То, что группу за океаном не просто знают, но еще и переиздают – в этом есть, конечно, определенный момент признания.

2013 год оказался для группы богатым на зарубежные выступления – тогда вы отыграли в США, Канаде, Швеции, Финляндии, Польше, Болгарии. Каковы ваши впечатления от этих концертов? Насколько подход к организации и сама атмосфера выступлений принципиально отличаются от того, к чему вы привыкли дома?

Виталий Дубинин: Организация не сильно отличается. Мы играли в таких же приблизительно залах, клубах, как и в России, если мы играем в клубе. Хотя в России, в большей степени, мы играем в основном в концертных залах. Там были традиционные клубы, наверное, мест в среднем на 1 000 человек. Публика там приходит на концерт получать удовольствие, по-моему, вне зависимости от того, что звучит со сцены. Поэтому принимали нас очень хорошо, и я лично такого не ожидал. Особенно хорошо было в Швеции. Это был какой-то локальный фестиваль металлический на открытом воздухе (это был фестиваль «MUSCELROCK 2013» - авт). Перед выступлением была небольшая автограф-сессия. Принесли столько раритетных наших вещей…

Михаил Житняков: Такого количества нашего винила я ни в одном российском городе не видел!

Виталий Дубинин: Да, и причем это были не русские. Если до этого на концерте в Финляндии были и наши соотечественники – и бывшие, и просто приезжие, и финны, то здесь были одни шведы. И когда они все это приносили и говорили, что знают о нас долго и давно... Там выступала какая-то группа, не знаю ее названия, так они говорят: «Вы здесь большие звезды!». Для меня это было вообще! Смешно просто. Но они говорят: «вас знают». То ли эти люди настолько врубаются в металл, все знают об этом, то ли действительно мы себя недооцениваем. А что касается остального, в плане подхода… В Болгарии мы играли на большом фестивале. По большому счету, ничем не отличается от того же «Нашествия». Единственное, может быть, более пунктуально все, то есть больше порядка и за кулисами, и на сцене.

Ну, насколько я могу судить из собственного опыта, европейские метал-фесты это, в первую очередь МЕТАЛ-фесты и пронизаны кондовой металлической атмосферой, они более целостны. То есть организаторы не разбавляют выступающий состав какими-то мутными псевдо-роковыми коллективами. Там акцент делается именно на металл.

Виталий Дубинин: Что касается Швеции и Финляндии – да, конечно, вот именно так. А, допустим, в Болгарии мы играли, там больше как-то…

ил Житняков: Там и хард-рок был…

Виталий Дубинин: Да, там были какие-то группы непонятные. Но ты прав. Мы сторонники, конечно, того, чтобы выступать на настоящих, тру-метал фестивалях. Если говорить о нашем Ария-Фесте, то все предлагают - «возьмите вот эту группу, вот ту группу…», ну, предположим, даже Алису. Но с какой стати? Мы ведь хотим именно метал-фестиваль сделать.

Да ну! Такие группы, как Алиса по отношению к Арии – это просто чуждая материя!

Виталий Дубинин: Абсолютно верно, да.

Меня вообще напрягает, когда Арию к русскому року относят, это ведь вообще другая тема

Виталий Дубинин: Мы тоже об этом говорим. Мы не напрягаемся, но говорим, что да, мы не имеем отношения к русскому року.

Думаю, сейчас вы о себе узнаете кое-что новое. На самом деле ваше творчество ценят даже в таком суровом жанре, как блэк. Такие люди, как Фенриз из Darkthrone, покойный Йон Нодвейдт из Dissection весьма положительно отзывались о вашем творчестве. Ну и, к примеру, вокалист американской трэшевой группы Hirax Катон де Пена то и дело щеголяет на фотках в вашей символике. ...

Виталий Дубинин: Ну, очень приятно, очень неожиданно! Насчет де Пены – да, я сначала в майке его увидел нашей, потом уже в жилетке с нашим логотипом, и он сейчас на Фейсбуке в друзьях. Очень приятно, конечно, что так. Но думаю, все-таки обольщаться особо не стоит, поскольку такие люди, наверное, настоящие меломаны, которые специально выискивают что-то такое. Можно же найти и в Таиланде, наверняка, какие-нибудь группы, играющие рок.

Ну приехали!

Виталий Дубинин: Не знаю… Во всяком случае, мне кажется, что это именно настоящие меломаны, которые ищут что-то необычное. А может и нет…

Я все эти вопросы к чему задаю – не кажется ли вам, что вы, в какой-то степени, недооценили востребованность своей музыки за рубежом? Ведь и 20 лет назад ваши выступления в той же Германии воспринимались «на ура». Возможно, в свое время вам все же следовало бы более часто делать вылазки за пределы своей страны, включив зарубежные выступления в стратегию группы?

Виталий Дубинин: Наверное…, наверное. Но почему мы недооценили? Мы как раз трезво смотрим на то, что без настоящего продвижения, без выпуска альбома на западе,

без менеджмента западного сделать там ты ничего не сможешь. Будешь туда ездить просто как в туристические поездки. Ну, там посмотрят, скажут: «из России группа, ни фига себе! Ну да!» Вроде как на обезьян на тебя будут смотреть. Экзотика. Для того чтобы там не то, что завоевать рынок, а хотя бы заявить о себе…

Да хотя бы какое-то дистрибьютерское соглашение заключить…

Виталий Дубинин: Мы пытались это сделать. Весь интерес на словах только. Был интерес, когда за границу поехал Круиз, SHAH в конце 80-х. Тогда это еще было на волне перестройки. Рок из России! Парк Горького те же… Потом в 90-х это стало никому не нужным, поэтому, конечно, мы упустили такую возможность. Как-то не сложилось. Во всяком случае, специально мы ни от каких предложений не отказывались. Как есть...

Постепенно Ария-Фест набирает обороты и можно говорить о том, что из сугубо местного явления фестиваль становится международной акцией. Вообще, если вспомнить, кому изначально пришла в голову подобная идея, и каков был путь к ее реализации?

Виталий Дубинин: Это нам самим пришла в голову такая идея. Мы давно ездим по разным фестивалям, и, правильно ты сказал, надоела эта мешанина. То есть там может быть Ария, а потом какой-то фолк-рок, русский рок и вообще неизвестно какая попса. У нас огромная страна, и нет ни одного настоящего метал-фестиваля тематического. В Москве, или еще где-то – ничего нет. И поэтому мы решили, что никто кроме нас, как говорится, и начали эту идею развивать.

Михаил Житняков: Виталий немного поскромничал насчет того, кому пришла идея. Идея, и вообще генератором идей в этом отношении в группе является, зачастую, именно он. Просто мы коллегиально все это всегда обсуждаем и решение принимаем действительно уже вместе. Но зачастую таким человеком креативным, и не только в музыкальном плане, но и в организаторском, у нас является Виталий вместе с Юлей. (Юлия Беликова – менеджер группы – авт.)

Виталий Дубинин: Ну ладно, ладно… В общем все равно я считаю, это наше детище. Мы, конечно, нашли себе партнера. С этой идеей мы носились достаточно давно и предлагали ее некоторым организаторам в Москве. Все говорили: «Ария-Фест? Ну, раз это Ария-Фест, значит фестиваль бывших «арийских» групп». Мы говорим - «ну давайте назовем по-другому, давайте объединим как-то». Ария-Фест, вообще, хорошее название, потому что Ария –

это одна из старейших групп в России. А они: «нет-нет, мы вот видим только вас и если пригласить бывших участников». И наконец-то мы нашли организатора, так сказать, компаньона – Стас Зализняк, который является со-организатором этого фестиваля. Мы сейчас полностью удовлетворены тем, как у нас продвигаются дела и надеемся, что все-таки у нас получится как-то это расширить.

Вообще вопрос очень актуальный. Как вы думаете, почему за все годы в России ни одного нормального феста так и не появилось? Страна ведь большая. Отдельно взятые группы приезжают с концертами каждую неделю. В Москву, по крайней мере. Почему никому в голову не приходила такая идея, не возникало желания организовать полноценный металлический фестиваль?

Виталий Дубинин: Я не знаю почему. Вообще-то это, конечно, парадокс. Когда с концертами приезжают настоящие звезды, это доказывает, что интерес к музыке у нас есть. Но среди организаторов настоящих почему-то нет таких энтузиастов. Или, может быть, люди видят только то, как заработать. Те, кто организовывает эти фестивали, у нас по крайней мере, у них именно такое отношение – заработать, а не продвигать.

Несмотря на всю заслуженность группы в рамках российской сцены, порой все же создается ощущение, что вы в какой-то мере до сих пор находитесь в андеграунде, чувствуется ваша обособленность от основных околомузыкальных медийных источников России. Все с придыханием рукоплещут разным БИ-2, Земфире, Ночным Снайперам и прочему шлаку, называя это «роком», но всякий раз по молчаливому сговору как-то обходят вниманием Арию. Не кажется ли это вам крайне несправедливым? Ваши комментарии…

Виталий Дубинин: Ай, я не знаю насчет несправедливого… Да, такое отношение к нам есть, в частности возьмем такую замечательную радиостанцию, как «Наше радио». Они продвигают там русский рок, скажем так. А что касается Арии, они готовы видеть нас на фестивале, потому что знают, что на Арию придет много народу, но совершенно не готовы к тому, чтобы ставить нас в ротацию. То есть они говорят:
– Давайте сотрудничать.
– Давайте.
– Вы у нас выступите на фестивале?
– Выступим. А вы нашу песню в ротацию поставите?
– Нет, не поставим.
– Почему?
Тут начинается – и не формат, в общем, много отмазок. А просто люди не любят эту музыку, я считаю.

Как-то так получается, что в группе на протяжении всей истории возникают конфликтные ситуации, и порой музыканты расстаются не на самой дружеской ноте. Но, тем не менее, раз в несколько лет вам удается собраться вновь по какому-то поводу и дать совместный концерт с теми или иными бывшими участниками, словно и не было взаимных упреков. Как это вам удается? Я сомневаюсь, что все вы поддерживаете тесный контакт и вместе ходите пить пиво. Вот, к примеру, у вас запланирован концерт в ноябре в честь 30-тилетия группы. Там уже и Кипелов заявлен, и Грановский, и Терентьев с Манякиным...

Виталий Дубинин: Да, какие-то люди покидают коллектив, существуют обиды, но обиды потом проходят и остается то, что мы сделали вместе. И есть люди, которые слышали наши пластинки, но, может быть, никогда не видели нас вместе. В общем, все эти воссоединения мы делаем ради людей, ради того, чтобы нас смогли услышать. Моему сыну сейчас 16. Когда «Герою Асфальта» было 20 лет, мы выступали с Кипеловым. Соответственно, 8 лет назад. И он говорит: «я никогда не был на концерте Арии с Кипеловым». Вот для такого подрастающего поколения, и вообще для людей – для новых и для старых поклонников, мы и собираемся. Как это делать? Нам сейчас делить абсолютно нечего, поэтому вспомнить, так сказать, былое и опять поиграть вместе ничего, кроме положительных эмоций не вызывает.

В последние годы стал широко распространен подход к записи музыки, когда музыканты даже не встречаются в студии, а просто обмениваются файлами по интернету.

Виталий Дубинин: То есть не про нас.

Не про вас. Как по мне, подобный подход отдает «механистичностью» и ему не хватает энергии живых репетиций и джем-сейшенов, о которых мы говорили, когда новые идеи приходят непосредственно в процессе игры ВСЕЙ группы, благодаря определенной химии между музыкантами. Тогда музыка звучит более естественно и непосредственно. Что вы на это скажете?

Виталий Дубинин: Абсолютно согласен с этим. Сейчас каждый может записать все что угодно на компьютере – открыть программу и записать хорошо звучащие барабаны, наложить бас и все остальное. Но группа хороша в первую очередь тем, что в группе играют индивидуальности. И когда человек пропускает это сквозь себя, пусть может быть даже партию, придуманную не им, вносит какие-то изменения, тогда и получается звучание группы. Почему, как

ты сказал, Ария звучит на протяжении всех лет достаточно одинаково? Потому что мы всегда хотели, чтобы не просто один человек принес песню, а каждый привносил что-то свое. Ведь каждый пропускает музыку через себя, у каждого свой стиль. Допустим то, как играет Холстинин, все говорят, можно легко определить с закрытыми глазами. Поэтому мы как раз за такой подход. Может быть это старый подход, но по-другому мы не хотим и не видим себя иначе.

Ну а что вы думаете о состоянии современной метал-сцены? Вам не кажется, что с одной стороны сцена стала более открыта, но с другой стороны она стала менее «разборчива»? Количество уже давно преобладает над качеством, да и многие музыканты напоминают умелых «ремесленников».

Виталий Дубинин: Вот это как раз продолжение предыдущего вопроса. Сейчас можно благодаря современным технологиям, благодаря плагинам и всем этим цифровым примочкам сделать супер-звук, но ты не сделаешь супер-аранжировки, что-то свежее. Если у тебя песни плохие, то этого ничем не заменишь – ни звучанием, ни чем-то другим. Поэтому сейчас, конечно, достаточно много проходного шлака, и почему-то нет ярких звезд, которые были раньше. Наверное, все нивелируется благодаря вот этому потоку.

Михаил Житняков: Плюс интернет дает как положительные, так и отрицательные моменты. Как ты правильно сказал, в этой массе найти какое-то здравое зерно или какие-то привлекательные музыкальные моменты все сложнее и сложнее, потому что сейчас каждый может качественно записаться и выложить это, а в интернете в общем потоке оно теряется.

Виталий Дубинин: Может, действительно, сейчас такая масса музыки, гораздо больше, чем было раньше. Может, еще на фоне этого что-то теряется.

Да и раньше музыки было много. Просто не было таких возможностей, и в итоге на поверхности оказывались самые талантливые. Ну да ладно, эту тему можно развивать очень долго. У меня к вам последний вопрос. Каковы ваши ощущения спустя 30 лет после начала творческой карьеры? Вы просто продолжаете играть музыку в силу творческой привычки – просто потому, что делаете это на протяжении трех десятилетий, или до сих пор стремитесь к покорению новых вершин и рассчитываете на воплощение еще более амбициозных замыслов?

Виталий Дубинин: Что ж, во-первых, нам это нравится. То есть можно сказать, что это и привычка, но с другой стороны то, ч

то мы делаем, давно уже стало образом жизни. Можно сказать, всю жизнь мы прожили так и по-другому уже просто не сумели бы, наверное. Это никакая не работа, это просто… так вот мы живем. А если бы мы не хотели, если бы это просто было для нас ремеслом, благодаря которому мы просто зарабатываем деньги и все, то, наверное, мы не выпускали бы новые альбомы. Но поскольку мы это делаем, может быть не так часто, как этого хочется поклонникам, мы хотим делать что-то новое все время. И, по-моему, это присуще всем творческим людям.

Михаил Житняков: Не знаю, насколько корректно будет, если я сейчас вспомню слова Володи (Холстинина – авт.), который вернулся после достаточно сложной операции. Когда он зашел на репетиционную базу, мы его все поприветствовали, стали расспрашивать, и он сказал очень замечательную вещь. Он сказал, что когда ложился на больничную койку, то в какой-то момент, когда пролетела, как говорят, вся жизнь перед глазами, больше всего он жалел о том, что если что-то не срастется, он не сможет подойти к своему гитарному кабинету и услышать этот волшебный звук гитары. И это говорит само за себя.

Выражаем благодарность Наталье Ступниковой и Юлии Беликовой за организацию интервью.


Top