Александр Даргомыжский: биография, интересные факты, творчество. Александр сергеевич даргомыжский биография Даргомыжский что написал

Александр Сергеевич Даргомыжский (1813-1869) вместе с М.И. Глинкой является основоположником русской классической школы. Историческое значение его творчества очень точно сформулировал Мусоргский, назвавший Даргомыжского «великим учителем правды в музыке». Задачи, которые Даргомыжский ставил перед собой, были смелыми, новаторскими, и их реализация открыла для развития отечественной музыки новые перспективы. Не случайно так высоко оценивали его творчество русские композиторы поколения 1860-х годов, в первую очередь - представители «Могучей кучки».

Решающую роль в формировании Даргомыжского как композитора сыграло его сближение с М. И. Глинкой. Теорию музыки он изучал по глинкинским тетрадям с записями лекций Зигфрида Дена , романсы Глинки Даргомыжский исполнял в различных салонах и кружках, на его глазах сочинялась опера «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»), в сценических репетициях которой он принимал непосредственное участие.Даргомыжский прекрасно усвоил творческую манеру своего старшего современника, о чем говорит сходство рядаих сочинений . И все же по сравнению с Глинкой, талант Даргомыжского был совершенно иной природы. Это талант драматурга и психолога, который проявился, главным образом, в вокальных и сценических жанрах.

По словам Асафьева, «Даргомыжский владел порой гениальной интуицией музыканта-драматурга, не уступая Монтеверди и Глюку…». Глинка разностороннее, масштабнее, гармоничнее, он легко схватывает целое , Даргомыжский же погружается в детали . Художник очень наблюдательный, он аналитически изучает человеческую личность, подмечает особенные ее качества, манеру поведения, жесты, интонации речи. Особенно его привлекала передача тонких процессов внутренней, душевной жизни, различных оттенков эмоциональных состояний.

Даргомыжский стал первымпредставителем «натуральной школы» в русской музыке . Ему оказались близки излюбленные темы критического реализма, образы «униженных и оскорбленных», родственные героям Н.В. Гоголя и П.А. Федотова. Психология «маленького человека», сострадание его переживаниям («Титулярный советник»), социальное неравенство («Русалка»), «проза быта» без прикрас - эти темы впервые вошли в русскую музыку благодаря Даргомыжскому.

Первой попыткой воплощения психологической драмы«маленькихлюдей» была опера «Эсмеральда» на готовое французское либретто Виктора Гюго по роману «Собор Парижской богоматери» (закончена в 1842 году) . «Эсмеральда»,созданная по моделибольшой романтическойоперы, демонстрировала реалистические устремления композитора, его интерес к острой конфликтности, сильным драматическим сюжетам. В дальнейшем главным источником подобных сюжетов для Даргомыжского стало творчество А.С. Пушкина, на тексты которого он создал оперы «Русалка» и «Каменный гость», более 20 романсов и хоров, кантату «Торжество Вакха», позднее переделанную в оперу-балет.

Своеобразие творческой манеры Даргомыжского определяет оригинальный сплав речевых и музыкальных интонаций. Собственное творческое кредо он сформулировал в знаменитом афоризме: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово, хочу правды».Под правдой композитор понимал точную передачу речевых интонаций в музыке.

Сила музыкальной декламации Даргомыжского заключается, главным образом, в ее поразительной естественности. Она тесно связана и с исконно русской распевностью, и с характерными разговорными интонациями. Вудивительно тонком ощущении всех особенностей русского интонирования, мелодики русской речи немалую роль сыграла любовь Даргомыжского к вокальному музицированию и его занятия вокальной педагогикой.

Вершиной исканий Даргомыжского в области музыкальной декламации стала его последняя опера - «Каменный гость» (по маленькой трагедии Пушкина) . В ней он приходит к коренной реформе оперного жанра, сочиняя музыку на неизменный текст литературного источника. Добиваясь непрерывности музыкального действия, он отказывается от исторически сложившихся оперных форм.Лишь две песни Лауры имеют законченную, закругленную форму. В музыке «Каменного гостя» Даргомыжскому удалось добиться совершенного слияния речевых интонаций с выразительным мелодизмом, предвосхитив открытия оперного театра XX века.

Новаторские принципы «Каменного гостя» нашли продолжение не только в оперном речитативе М. П. Мусоргского, но и в творчестве С. Прокофьева.Известно, что и великий Верди, работая над «Отелло», внимательно изучал партитуру этого шедевра Даргомыжского.

В творческом наследии композитора наряду с операми выделается камерная вокальная музыка - более 100 произведений. Они охватывают все основные жанры русской вокальной лирики, включая новые разновидности романса. Это лирико-психологические монологи («Мне грустно», «И скучно, и грустно» на слова Лермонтова), театрализованные жанрово-бытовые романсы-сценки («Мельник» на стихи Пушкина).

Оркестровые фантазии Даргомыжского - «Болеро», «Баба-Яга», «Малороссийский казачок», «Чухонская фантазия» - вместе с симфоническими опусами Глинки ознаменовали вершину первого этапа русской симфонической музыки.В них явны признаки жанрово-характеристического симфонизма (национальная окраска тематизма, опора на песенно-танцевальные жанры, картинность образов, программность).

Многогранной была музыкально-общественная деятельность Даргомыжского, которая развернулась с конца 50-х годов XIX века. Он принимал участие в работе сатирического журнала«Искра»(а с 1864 года - и журнала «Будильник»), был членом комитета Русского музыкального общества (в 1867 году стал председателем его Петербургского отделения), участвовал в разработкепроектаустава Петербургской консерватории.

Последнюю оперу Даргомыжского «Каменный гость» Кюи назвал альфой и омегой русского оперного искусства, наряду с «Русланом» Глинки.Д екламационный язык «Каменного гостя» он советовал изучать всем вокальным композиторам «постоянно и с величайшим тщанием» как кодекс .

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.сайт/

Введение

Основные этапы жизненного и творческого пути

Характеристика творчества

Заключение

Введение

Александр Сергеевич Даргомыжский - первый русский композитор, продолживший основные творческие принципы М.И. Глинки.

Мировоззрение Даргомыжского, его эстетические принципы формировались в 30-40 г.г. XIX века. Это были годы нового направления в литературе, живописи, музыке, когда русская культура быстро развивалась, стремясь к периоду своего наивысшего расцвета. Объединяющим в творчестве передовых деятелей искусства того времени было горячее сочувствие «к униженным и оскорбленным» и презрение к их угнетателям. То направление в искусстве называлось «критическим реализмом». Первым представителем «критического реализма» в музыке явился Даргомыжский.

В его творчестве огромные сдвиги, происходившие в общественной, идейной, художественной областях нашли свой отклик. Уже в ранних произведениях композитора видна творческая связь с прогрессивными идеями эпохи. Даргомыжский в своем творчестве был близок к передовым писателям - Пушкину, Гоголю, Лермонтову. Велико было воздействие на будущего композитора творчества М.И. Глинки. Вобрав творческие принципы Глинки, Даргомыжский, являясь художником своего времени, претворяет их по-своему. Если Глинка показывает народ как одно целое, его герои выражают отдельные черты общенационального характера, то Даргомыжский дает правдивую картину современной жизни в ее противоречивости. Он показывает различных людей различных социальных сословий (князь, крестьянин, солдат, чиновник). В формировании мировоззрения Даргомыжского также исключительную роль сыграл А.С. Пушкин. Все творчество композитора неразрывно связано с творчеством поэта. Члены балакиревского кружка называли Даргомыжского «Учителем музыкальной правды». Его творческие принципы сыграли большую роль в дальнейшем развитии русского музыкального искусства.

Основные этапы жизненного и творческого пути

даргомыжский композитор романс опера

А.С. Даргомыжский родился 2 февраля 1813 года в селе Троицком Тульской губернии. В 1817 году семья Даргомыжских переехала в Петербург, с которым связана вся жизнь композитора. Образование он получил домашнее. Родители композитора развивали в детях вдумчивое отношение к жизни, наблюдательность, целеустремленность, критический подход к окружающим, прививали детям любовь к искусству, литературе.

Музыке Даргомыжский начал обучаться с 6 лет. Основы фортепианного исполнительства дал его первый учитель Данилевский - талантливый и образованный музыкант. Позже Даргомыжский стал обучаться игре на скрипке, а также брал уроки пения. В 10 лет мальчик начал сочинять рондо, романсы, вариации. Из детских сочинений наиболее интересны «Меланхолический вальс» и «Казачок».

Высшей школой игры на фортепиано становятся для Даргомыжского занятия с известным пианистом Ф. Шоберлехнером, учеником Гуммеля. За три года занятий Шоберлехнер оказал значительное влияние не только на пианистическое развитие своего ученика, но и на музыкальные представления и вкусы. К 1831 году Даргомыжский стал отличным пианистом.

Изучением классических традиций занимался с Даргомыжским и другой его учитель - педагог, вокалист Б. Цейбих, который также ознакомил своего ученика с элементами теории музыки.

Таким образом, к началу 30-х годов завершилось общее образование будущего композитора. Даргомыжский считался сильным пианистом, скрипачом; в будущем все знаменитые певцы обучались у него, пользовались его советами.

К этому времени Даргомыжский был автором многих сочинений для скрипки, фортепиано, романсов, квартетов. Некоторые из них изданы. Конечно, в этих произведениях чувствуется незрелость композиторской -техники. Как композитор Даргомыжский был самоучкой. В дальнейшем мастерства он достигает в напряженной работе, в изучении народной музыки и классики, в общении с другими композиторами.

В 1834 году Даргомыжский был зачислен канцелярским чиновником Государственного казначейства, в 1836 году произведен в коллежские секретари, и в 1843 году вышел в отставку в чине титулярного советника.

Большим событием в жизни и творчестве Даргомыжского было знакомство с Глинкой в 1834 году. Несмотря на разницу в возрасте, 9 лет, молодые музыканты подружились. Сочинение «Ивана Сусанина» - первой русской оперы происходило на глазах Даргомыжского. В лице Глинки он увидел художника, который уже много знал и выбрал свой путь в искусстве. Знакомство с Глинкой заставило Даргомыжского серьезно заняться изучением основ композиторского мастерства и явилось толчком к зарождению больших творческих замыслов.

30-40-е годы - первый период творчества Даргомыжского

В 1839 году он пишет оперу «Эсмеральда» на сюжет романа «Собор парижской богоматери» французского писателя Гюго. С большим трудом удалось добиться постановки «Эсмеральды», которая состоялась только через 8 лет. Таково было отношение руководителей императорских театров к отечественному искусству.

После «Эсмеральды» Даргомыжский пишет множество отдельных вокальных пьес, романсов, песен, арий, дуэтов, трио, квартетов, кантату «Торжество Вакха» в 1843 году, которая позже была переделана автором в оперу-балет.

Высокого художественного мастерства достиг Даргомыжский в группе романсов на слова Пушкина - «Я вас любил», «Ночной зефир», «В крови горит огонь желанья», «Шестнадцать лет» и других.

В начале 40-х годов Даргомыжский уделяет много времени музыкальным собраниям, проходившем у него в доме. Даргомыжский -признанный в Петербурге преподаватель пения. Вокруг него группируются певцы и певицы, многие из которых впоследствии стали известными артистами, На вечерах исполнялись произведения русских композиторов и в основном произведения Глинки и Даргомыжского. Об исполнении певцов Даргомыжский писал: «Русская музыка исполняется у наеяростно, дельно, без всякой вычурной эффектности». До конца жизни не прекращались его занятия с учениками и ученицами, Даргомыжский стремился развивать традиции Глинки в творчестве и в воспитании актера - певца. При постановке своих оперон сам с певцами разучивал партии, он учил петь художественно правдиво, просто и выразительно.

В 1843 году в печати выходит первый его сборник романсов и песен. Романсы принесли ему известность.

К концу 30-х годов относится первая симфоническая пьеса Даргомыжского «Болеро».

В 1844 году Даргомыжский выезжает за границу. Он побывал в Лейпциге, Вене, Брюсселе, Париже. Целью его поездки был Париж, который считался центром всемирной культуры. За границей композитор знакомится со многими музыкантами, композиторами. Он посещает оперу, театр, концерты. Его высказывания о музыкальной культуре за рубежом говорят о его ясном, критическом уме, о зрелости и самостоятельности взглядов. За границей у Даргомыжского, как и у Глинки в Италии, обострилось чувство родины, его потянуло в Россию, ему захотелось писать русскую музыку. В 1845 году он возвращается на родину.

В торой период его творчества, период зрелости художника-реалиста

Он приступает к написанию оперы социально-обличительного характера «Русалка» на сюжет Пушкина. Одновременно он пишет романсы на стихи Пушкина и Лермонтова. С романсов на стихи Лермонтова начинает развиваться критическое направление в творчестве Даргомыжского. Таковы романсы «И скучно и грустно», «Мне грустно» и многие другие.

В 1853 году был устроен большой концерт из произведений Даргомыжского, который прошел с большим успехом. Признание Даргомыжского как композитора вызвало в нем прилив- творческой энергии. Композитор считает себя обязанным создать национальное произведение. С большим подъемом он работает над оперой «Русалка», которая была окончена в 1855 году. Ее постановка состоялась в 1856 году. Опера не имела успеха. В защиту Даргомыжского выступил известный русский музыкальный критик Серов. Его разбор оперы «Русалка» до нашего времени является лучшим произведением по поводу этой оперы.

Конец 50-х годов в жизни Даргомыжского связан с активной работой в сатирическом журнале «Искра». В это время он создает такие замечательные песни социально-обличительного характера, как «Старый капрал» и «Червяк». Его оркестровые пьесы «Баба-яга», «Казачок», «Чухонская фантазия» относятся к началу 60-х годов.

В это же время Даргомыжский занимается просветительской деятельностью, являясь членом комитета Русского музыкального общества.

В 1864 году Даргомыжский снова совершает поездку за границу. Он побывал в Лейпциге, Париже, Брюсселе, Лондоне. Эта поездка показала, что он известен как композитор не только у себя на родине. Особенно-восторженно его встречали в Брюсселе, где были исполнены увертюра к опере «Русалка» и симфоническая пьеса «Казачок».

По возвращении Даргомыжского в Петербург в 1865 году была возобновлена постановка «Русалки». Пришедшая в театр в 60-е годы новая демократически настроенная молодежь восторженно приняла оперу. Даргомыжский получил на родине полное признание.

В эти годы композиторы Балакирев, Кюи, Бородин, Римский-Корсадов, музыкальный критик Стасов стали постоянными посетителями дома Даргомыжского. Они играют в 4 руки произведения Римского-Корсакова, исполняют новое произведение Даргомыжского - оперу «Каменный гость». Это его последнее произведение не было закончено. Он умер 5 января 1869 года от тяжелой сердечной болезни. Похоронен он был рядом с М.И.Глинкой.

Характеристика творчества

Наследие Даргомыжского не велико, но он ввел новые темы, образы, художественные принципы. Поэтому значение его творчества оказалось огромным для последующего развития русской музыки. Даргомыжский стремился к большому идейному искусству. «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды» - писал композитор. В музыке композитор передает разнообразные оттенки душевных переживаний. Он передает чувство не в общих формах, а показывает процесс возникновения и развития чувства. Даргомыжский создает многообразие характеров. По манере говорить, «интонировать» слова, композитор определял характер человека и его принадлежность к тому или иному общественному кругу. Его музыкальные портреты яркие и убедительные, он тонко передает психические состояния героев.

Новый подход к изображению характеров привел к использованию новых средств музыкальной выразительности. Одним из средств вокальной драматически правдивой выразительности Даргомыжского является певучий речитатив, обогащенный новыми, речевыми интонациями, речитатив индивидуализированный.

В сочинениях Даргомыжского чувствуется близость к народной музыке, преимущественно городской песне и бытовому романсу, а также встречаются подлинные народные мелодии.

Гармонический язык отличается подвижностью тональных планов. Декламационно-речевые интонации соединяясь с песенными формами, образовали новый тип мелодики.

Даргомыжским написано более 100 романсов и множество вокальных ансамблей. В романсах закладывались основы стиля, формировался музыкальный язык. В жанре романса Даргомыжский проявил себя как величайший новатор и гениальный художник.

Уже в первом сборнике романсов и песен Даргомыжского наряду с бытовым романсом тех лет и романсом, где чувствуется влияние романсов Глинки, видны черты будущего индивидуального стиля композитора. Эти романсы вводят в тот круг художественных запросов, которым жило русское столичное общество.

Такие романсы как «Ты хорошенькая», «Лилетта», «Голубые глаза» близки к поверхностному салонному музицированию.

В своих романсах Даргомыжский опирался на интонации и средства выражения «русской песни», водевильного куплета, бытового лирического романса,

У Глинки Даргомыжский заимствует отдельные приемы композиции, типы романсов - восточный, испанский, возвышенно-лирического содержания. Ряд романсов написаны на тексты Пушкина, которые использовал Глинка. Это романсы «В крови горит огонь желанья». «Ночной зефир». Много романсов на стихи Пушкина, который был любимым поэтом композитора.

Уже в 40-е годы почерк композитора становится все более уверенным. Появляется интерес к темам и сюжетам общественно значимым. Все усилия направляются к тому, чтобы слово и звук органически сливались воедино.

Поздний вокальный стиль характеризуются сдержанностью выражения, отсутствием мелодраматизма, экономным отбором выразительных средств.

Характерные особенности письма Даргомыжского проявились в раннем романсе «Я вас любил» на стихи Пушкина. Романс имеет черты сходства с элегией. Форма куплетная. Мелодия куплета представляет единую линию, которая состоит из коротких фраз-попевок. Эти фразы различны по протяженности и строению, по смыслу слов они разделены паузами.

Песенная мелодия, полная сдержанности, начинаясь с низкого звука «ре» первой октавы, расширяется и к концу куплета достигает наивысшей точки - «до» второй октавы. Фоном является спокойное арпеджированное сопровождение.

Романсом «Я вас любил» композитор предвосхищает форму некоторых лирических монологов зрелого периода.

Наряду с Пушкиным любимым поэтом Даргомыжского был Лермонтов. Лучшими романсами на стихи Лермонтова в творчестве Даргомыжского являются лирические монологи «Мне грустно», «И скучно, и грустно». Вокальная партия этих романсов основана на выразительной напевной декламации. Мелодия в них отчетливо расчленена в зависимости от текста, ярко подчеркнуты отдельные патетические возгласы и интонации.

«И скучно, и грустно». У Лермонтова это лирическое размышление, монолог с вопросами и ответами.

В соответствии с текстом мелодика романса декламационного характера. Мелодия следует за всеми изгибами текста, насыщенна речевыми интонациями. При этом композитор стремится к цельности и единству всего романса. Гибкая и расчлененная мелодия объединяется единой фактурой сопровождения, аналогичными вокальной, партии вступлением и заключением. При единстве всего романса и как бы сквозном развитии форма его трехчастная безрепризная.

Линия лирического романса-монолога «И скучно, и грустно» была продолжена в романсах «Мне грустно», «Ты скоро меня позабудешь» и ряде других романсов.

Ряд романсов Даргомыжского написаны в духе «народной песни». Это романсы «Без ума, без разума» на слова Кольцова, «Лихорадушка» на народные слова, «Мельник» на стихи Пушкина.

Одной их вершин вокального творчества Даргомыжского являются романсы и песни социально-обличительного характера. Едкая сатира звучит в них. Это романсы о «маленьких людях». В основном используются тексты поэтов-искровцев, особенно Курочкина. В них значительность содержания сочетается с простотой формы - куплетная форма с припевом. При помощи скромных средств созданы яркие образы маленького человека из чиновничьей среды с его подобострастием, льстивостью в песнях «Червяк» и «Титулярный советник».

В песне «Червяк» используются, две контрастные интонации, передающие угодливый, заискивающий тон чиновника, когда он говорит о себе, и восторженность, когда он говорит о графе.

Наиболее, ярко прием контрастного сопоставления образов дан в песне «Титулярный советник» на слова поэта-искровца П.И.Вейнберга. В сатирическом рассказе от лица автора обрисовывается облик двух участников действия - скромного титулярного советника и генеральской дочери, с возмущением его оттолкнувшей. С самого начала они характеризуются контрастными интонациями: смиренно и робко на повторяющемся звуке звучат слова «он был титулярный советник», властно, решительно звучат слова «она генеральская дочь». Начинается фраза активным квартовым скачком, затем звучит шире, в диапазоне квинты.

При словах «пошел титулярный советник» меняется ритм, предающий приплясывающую походку; мелодия более певучая носит несколько надрывный характер - человек отвергнут, оскорблен.

Как гневное обвинение общественному строю звучит драматическая песня «Старый капрал» на слова французского поэта П.Беранже. Это драматическая сцена - монолог. Рассказ старого солдата, приговоренного к казни за оскорбление офицера. Песня написана в куплетной форме с припевом. Но куплетная форма обогащена сквозным развитием. Каждый куплет звучит по-новому. Солдат обращаясь к товарищам говорит о жизни, о чувстве обиды, вспоминает прошлое, свой дом. Основная музыкальная тема, характеристика старого капрала, дана в припеве, она при всех проведениях звучит мужественно и собранно в ритме марша.

С 30-х гг. XIX в. русская опера вступает в свой классический период. Основоположник русской оперной классики М. И. Глинка (1804--1857) Он положмл начало двум важнейшим направлениям русского музыкального театра: исторической опере и волшебно-эпической. Творческие принципы Глинки были претворены и развиты последующим поколением русских композиторов.

После Глинки выступил А. С. Даргомыжский (1813--1869), типичный художник эпохи 40--50-х гг. XIX в. Глинка оказал большое влияние на Даргомыжского, но в то же время в творчестве последнего проявилось новые качества, рожденные новыми общественными условиями, новыми темами, пришедшими в русское искусство. Горячее сочувствие к униженному человеку, сознание пагубности социального неравенства, критическое отношение к общественному устройству нашли отражение в творчестве Даргомыжского, связанном с идеями критического реализма в литературе.

Путь Даргомыжского как оперного композитора начался с создания оперы «Эсмеральда», по В. Гюго (пост. в 1847 г.), а центральным оперным произведением композитора нужно считать «Русалку» (по драме А. С. Пушкина), поставленную в 1856 г. В этой опере полностью раскрылось дарование Даргомыжского и определилось направление его творчества. Драма социального неравенства любящих друг друга дочери мельника Наташи и Князя привлекла композитора актуальностью темы. Даргомыжский усилил драматическую сторону сюжета за счет умаления фантастического элемента. «Русалка» -- первая русская бытовая лирико-психологическая опера. Музыка ее глубоко народна; на песенной основа композитор создал живые образы героев, развил декламационный стиль в партиях главных действующих лиц, развил ансамблевые сцены, значительно драматизировав их.Последняя опера Даргомыжского, «Каменный гость», по Пушкину (пост. в 1872 г., после смерти композитора), принадлежит уже другому периоду развития русской оперы. Даргомыжский поставил в ней задачу создания реалистического музыкального языка, отражающего речевые интонации. Композитор отказался здесь от традиционных оперных форм -- арии, ансамбля, хора; вокальные партии оперы превалируют над оркестровой партией, «Каменный гость» положил начало одному из направлений последующего периода русской оперы, так называемой камерной речитативной оперы, представленной в дальнейшем «Моцартом и Сальери» Римского-Корсакова, «Скупым рыцарем» Рахманинова и другими. Особенностью этих опер является то, что они все паписаны на неизмененный полный текст «маленьких трагедий» Пушкина.

Заключение

Деятельность Даргомыжского имела огромное значение также для дальнейшего развития русской вокальной исполнительской культуры. Подобно Глинке, Даргомыжский был выдающимся исполнителем вокальной музыки, хотя и не обладал певческим голосом. Он так же постоянно работал с вокалистами -- любителями и профессионалами, упрочивая тем самым основы русской исполнительской школы. Он передавал своим ученикам умение «играть» голосом, то есть создавать яркие, живые характеры даже без помощи сцены и костюма. Он требовал от исполнителя простоты и искренности в передаче человеческого чувства, решительно борясь против бессодержательной виртуозности. «Для нашего брата нужна музыка, а не певцы», -- говорил он при этом.

При жизни Даргомыжского особенно обострились столь тяжело сказавшиеся на судьбе Глинки противоречия между вкусами аристократической публики и стремлением передовых русских композиторов к большому идейному искусству. Некритическому увлечению «верхов» низкопробной иностранщиной и модными виртуозами Даргомыжский противопоставлял стремление к правде и веру в великое будущее русской музыки. Он боролся против распространенного среди петербургской аристократии взгляда на музыку как на легкое, бездумное развлечение. Он писал: «Я не намерен снизводить для них музыку до забавы. Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды».

В последнее десятилетие своей жизни Даргомыжский получил; возможность увидеть плоды того дела, которому Глинка и он безраздельно отдали свои душевные силы. Он стал свидетелем еще невиданного расцвета русской национальной школы в музыке, представленной композиторами Могучей кучки и Чайковским. В этот период он и сам пережил новый взлет творческих сил и совершил дальнейший шаг по пути музыкального прогресса.

Таким и вошел он в историю: смелым новатором, живым связующим звеном между эпохой Глинки -- Пушкина и 60-ми годами -- эпохой великого подъема демократических сил России.

Список используемой литературы

1. Даргомыжский А.С. «Избранные письма». М., Музгиз, 1952 г.

2. Канн-Новикова Е. «Хочу правды. Повесть об Александре Даргомыжском». М. «Музыка», 1983 г.

3. Пекелис М.С. «А.С. Даргомыжский и его окружение». М., 1985 г.

4. Ремизов И.А. «С. Даргомыжский». М., Музгиз, 1963 г.

Размещено на сайт

Подобные документы

    Опера - драма в эволюции жанра. Изучение оперного творчества А.С. Даргомыжского. Обзор музыкальной драматургии его опер. Анализ проблемы их жанровой принадлежности в контексте развития оперного жанра. Музыкальный язык и вокальная мелодика композитора.

    контрольная работа , добавлен 28.04.2015

    Биографические данные знаменитых русских композиторов - Михаила Глинки, Александра Даргомыжского, Модеста Мусоргского, Александра Бородина, Николая Римского-Корсакова, Петра Ильича Чайковского. Выдающиеся музыкальные произведения русских композиторов.

    презентация , добавлен 21.10.2013

    Романтическая любовь и телесный аспект в "Цыганской любви". Культурная история Испании. "Испанский" стиль в произведениях русских композиторов XIX века. Романсы М.И. Глинки и А.С. Даргомыжского. М.А. Балакирев "Увертюра на тему испанского марша".

    дипломная работа , добавлен 11.02.2017

    Характеристика творчества выдающихся композиторов XIX в. Анализ произведений М.И. Глинки, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, А.С. Даргомыжского, Н.А. Римского-Корсакова, Ф.П. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Шопена, Р. Вагенра, И. Штрауса, Д.А. Россини, Д. Верди.

    доклад , добавлен 21.11.2009

    Жизненный путь, оперное и вокальное творчество А.С. Даргомыжского. Работа над оперой "Русалка". Тональность, форма, структура тона и тематика хоров "Русалки". Певческая динамика в произведении "Сватушка", звуковедение, вокальные и дирижерские трудности.

    практическая работа , добавлен 09.06.2010

    Произведения композиторов эпохи русского романтизма. Жизненный путь, творчество Александра Александровича Алябьева, Александра Егоровича Варламова, Алекандра Львовича Гурилева, Алексея Николаевича Верстовского, Александра Сергеевича Даргомыжского.

    презентация , добавлен 28.02.2013

    Изучение жизненного пути и творческой деятельности Цезаря Кюи – русского композитора, члена балакиревского содружества, автора многочисленных музыкально-критических работ. Анализ творческого наследия Кюи: оперы, романсы, оркестровые, хоровые произведения.

    доклад , добавлен 22.11.2010

    Гармонический язык современной музыки и его воплощение в музыке известного русского композитора С.С. Прокофьева, его мировоззрение и творческие принципы. Особенности фортепианного творчества композитора, анализ музыкального языка пьесы "Сарказмы".

    курсовая работа , добавлен 30.01.2011

    Творчество русского композитора Михаила Ивановича Глинки. Исследование влияния впечатлений, полученных от путешествий по странам мира, на творчество композитора. Географическое положение стран, посещенных композитором. Последнее десятилетие жизни.

    презентация , добавлен 03.04.2013

    Основные этапы жизненного пути и анализ творчества Н.А. Римского-Корсакова. Характеристика оперного творчества композитора. Женский образ в опере "Псковитянка", "Майская ночь" и "Снегурочка", "Царская невеста", а также в симфонической сюите "Шехеразада".

Александр Сергеевич Даргомыжский - русский композитор, один из основоположников русской классической музыки.

Александр Сергеевич Даргомыжский родился 14 февраля (2 февраля по старому стилю) 1813 года, в селе Троицкое, ныне Белёвского района Тульской области. Учился пению, игре на фортепиано и скрипке. В конце 20 - начале 30-х годов 19 веков были изданы его первые сочинения (романсы, фортепианные пьесы). Решающую роль в музыкальном развитии Даргомыжского сыграла встреча с русским композитором, родоначальником русской классической музыки Михаилом Ивановичем Глинкой (начало 1835).

В 1837 - 1841 годах Александр Сергеевич написал свою первую оперу - «Эсмеральда» (по роману французского писателя-романтика Виктора Гюго «Собор Парижской богоматери», постановка в 1847, в Москве), в которой отразились романтические тенденции, характерные для его раннего творчества. В 40-х гг. создал ряд лучших романсов, в том числе «Я вас любил», «Свадьба», «Ночной зефир».

Главное произведение композитора - опера «Русалка» (по одноименной драматической поэме русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, постановка в 1856, в Петербурге).

С конца 50-х годов широко развернулась музыкально-общественная деятельность Даргомыжского. В 1859 он был избран членом комитета Русского музыкального общества. В это время он сблизился с группой молодых композиторов, известной впоследствии под названием. «Могучая кучка»; участвовал в работе сатирического журнала «Искра» (позже и «Будильника»).

В 60-х годах Александр Сергеевич обратился к симфоническому жанру и создал 3 оркестровые пьесы, основанных на народных темах: «Баба-яга, или С Волги nach Riga» (1862), «Малороссийский казачок» (1864), «Чухонская фантазия» (1867).

В 1864 - 1865 годах совершил заграничную поездку (впервые был за границей в 1844 - 1845), во время которой в Брюсселе исполнялись некоторые его произведения. В 1866 композитор начал работать над оперой «Каменный гость» (по Пушкину), поставив новаторскую задачу - написать оперу на полный, неизмененный текст литературного произведения. Работа не была завершена. По завещанию автора неоконченную 1-ю картину дописал русский композитор Цезарь Антонович Кюи, а инструментовал оперу композитор, дирижер и музыкально-общественный деятель Николай Андреевич Римский-Корсаков (постановка в 1872, в Петербурге).

Александр Сергеевич вслед за Глинкой заложил основы русской классической музыкальной школы. Развивая народно-реалистические принципы музыки Глинки, он обогатил их новыми чертами. В творчестве композитора нашли отражение тенденции критического реализма 40 - 60-х годов 19 века. В ряде произведений (опера «Русалка», песни «Старый капрал», «Червяк», «Титулярный советник») он с большой остротой воплотил тему социального неравенства. Для лирики композитора характерно стремление к детальному психологическому анализу, к обнажению сложных душевных противоречий. Он тяготел преимущественно к драматическим формам выражения. В «Русалке», по словам композитора, его задачей было воплощение драматических элементов русской народности.

Склонность к драматизации часто проявлялась у Даргомыжского и в вокальной лирике (романсы «Мне грустно», «И скучно и грустно», «Я всё ещё его люблю» и др.). Основным средством создания конкретного индивидуального образа служило для него воспроизведение живых интонаций человеческой речи. Его девизом были слова: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды». Этот принцип наиболее радикально осуществлен в опере «Каменный гость», основанной почти полностью на мелодизированном речитативе.

Реалистическое новаторство А.С. Даргомыжского, его смелую постановку социальных проблем русской действительности, гуманизм высоко оценивало молодое поколение композиторов, выдвинувшееся в 60-х годах 19 века. Модест Петрович Мусоргский, наиболее близкий Андреем Сергеевичем по направленности творчества, назвал его великим учителем правды в музыке.

Александр Сергеевич Даргомыжский скончался 17 января (5 января по старому стилю) 1869 года, в Петербурге.

Александр Даргомыжский родился 2 февраля (по нов.ст. 14 февраля) 1813 года. Исследователь установил, что Александр Даргомыжский появился на свет в сельце Воскресенское (ныне Архангельское) Тульской губернии. Его отец, Сергей Николаевич, был внебрачным сыном богатого помещика Алексея Петровича Ладыженского, который и владел имением в Чернском уезде. Вскоре после рождения Сергей был взят на воспитание и в конечном счёте усыновлён полковником Николаем Ивановичем Боучаровым, который привёз его в своё имение Даргомыжка в Тульской губернии. В итоге сын А. П. Ладыженского стал Сергеем Николаевичем Даргомыжским (по названию имения отчима Н. И. Боучарова). Такая смена фамилии потребовалась для поступления в Благородный пансион при Московском университете. Мать, урождённая княжна Мария Борисовна Козловская, сестра знаменитого остряка Петра Козловского, вышла замуж против воли родителей.

До пятилетнего возраста мальчик не разговаривал, его поздно сформировавшийся голос остался навсегда высоким и чуть хрипловатым, что не мешало ему, однако, впоследствии трогать до слёз выразительностью и художественностью вокального исполнения. В 1817 году семья переселилась в Петербург, где отец Даргомыжского получил место правителя канцелярии в коммерческом банке, а сам он начал получать музыкальное образование. Первой его учительницей по фортепиано была Луиза Вольгеборн, затем он начал заниматься с Адрианом Данилевским. Наконец, в течение трёх лет учителем Даргомыжского был Франц Шоберлехнер. Достигнув определённого мастерства, Даргомыжский начал выступать как пианист на благотворительных концертах и в частных собраниях. К тому времени он уже написал ряд фортепианных сочинений, романсов и других произведений, некоторые из которых были изданы.

Осенью 1827 года Даргомыжский, следуя по стопам отца, поступил на государственную службу и благодаря трудолюбию и добросовестному отношению к делу быстро начал продвигаться по карьерной лестнице. Весной 1835 года он познакомился с Михаилом Глинкой, с которым играл на фортепиано в четыре руки. Побывав на репетициях готовившейся к постановке оперы Глинки «Жизнь за царя», Даргомыжский задумал самостоятельно написать крупное сценическое произведение. По совету Василия Жуковского, композитор обратился к сочинению автора, которое в конце 1830-х было весьма популярно в России, — «Собор Парижской Богоматери» Гюго. Даргомыжский использовал французское либретто, написанное самим Гюго для Луизы Бертен, чья опера «Эсмеральда» была поставлена незадолго до того. К 1841 году Даргомыжский закончил оркестровку и перевод оперы, для которой также взял название «Эсмеральда», и передал партитуру в дирекцию Императорских театров. Опера, написанная в духе французских композиторов, ждала своей премьеры несколько лет, так как намного большей популярностью у публики пользовались итальянские постановки. Несмотря на хорошее драматическое и музыкальное решение «Эсмеральды», эта опера через некоторое время после премьеры сошла со сцены и в дальнейшем практически никогда не ставилась. В автобиографии, помещённой в газете «Музыка и Театр», издававшейся А. Н. Серовым в 1867 году, Даргомыжский писал:
Эсмеральда пролежала у меня в портфеле целые восемь лет. Вот эти-то восемь лет напрасного ожидания и в самые кипучие годы жизни легли тяжёлым бременем на всю мою артистическую деятельность.

Меланхолический вальс.



Переживания Даргомыжского по поводу неудачи «Эсмеральды» усугублялись ещё и растущей популярностью работ Глинки. Композитор начинает давать уроки пения (его ученицами были исключительно женщины, при этом он не брал с них платы) и пишет ряд романсов для голоса и фортепиано, некоторые из которых были изданы и стали весьма популярными. В 1843 году Даргомыжский уходит в отставку, а вскоре уезжает за границу.

Он знакомится с ведущими европейскими композиторами того времени. Вернувшись в 1845 году в Россию, композитор увлекается изучением русского музыкального фольклора, элементы которого ярко проявились в романсах и песнях, написанных в этот период: «Душечка-девица», «Лихорадушка», «Мельник», а также в опере «Русалка», которую композитор начал писать
в 1848 году. «Русалка» занимает в творчестве композитора особое место, написанная на сюжет одноимённой трагедии в стихах А. С. Пушкина. Премьера «Русалки» состоялась в мае 1856 года в Петербурге. Крупнейший русский музыкальный критик того времени Александр Серов отозвался на неё масштабной положительной рецензией.

Фантазия "Баба-яга". Скерцо.



В 1859 году Даргомыжского избирают в руководство только что основанного Русского музыкального общества, он знакомится с группой молодых композиторов, центральной фигурой среди которых был Милий Балакирев (эта группа позднее станет «Могучей кучкой»). Даргомыжский задумывает написать новую оперу. Выбор композитора останавливается на третьей из «Маленьких трагедий» Пушкина — «Каменном госте». Работа над оперой, тем не менее, идёт довольно медленно из-за начавшегося у Даргомыжского творческого кризиса, связанного с выходом из репертуара театров «Русалки» и пренебрежительным к себе отношением более молодых музыкантов. Композитор вновь едет в Европу, где с успехом исполняются его оркестровая пьеса «Казачок», а также фрагменты из «Русалки». Одобрительно отзывается о творчестве Даргомыжского Ференц Лист.

"Болеро"



Вернувшись в Россию, вдохновлённый успехом своих сочинений за границей, Даргомыжский с новыми силами берётся за сочинение «Каменного гостя». Язык, который он выбрал для этой оперы, — почти полностью построенный на мелодических речитативах с простым аккордовым сопровождением — заинтересовал композиторов «Могучей кучки». Однако назначение Даргомыжского на пост руководителя Русского Музыкального общества и провал оперы «Торжество Вакха», написанной им ещё в 1848 году и не видевшей сцены почти двадцать лет, ослабили здоровье композитора, и 5 января 1869 года он умер, оставив оперу неоконченной. По его завещанию, «Каменный гость» был завершён Кюи и оркестрован Римским-Корсаковым.

Первая песня Лауры из оперы "Каменный гость"


Ария князя из оперы "Русалка"


Романс "Я все еще его, безумная люблю"


Евгений Нестеренко исполняет романсы A.Даргомыжского

1, Тимофеев - "Баллада "

2. А.С.Пушкин - "Я Вас любил"

3. М.Ю.Лермонтов - Мне грустно


Новаторство Даргомыжского не разделялось его младшими коллегами и снисходительно считалось оплошностями. Гармонический словарь стиля позднего Даргомыжского, индивидуализированная структура созвучий, их типическая характерность были, как на древней фреске, записанной позднейшими наслоениями, до неузнаваемости «облагорожены» редакцией Римского-Корсакова, приведены в соответствие с требованиями его вкуса, подобно операм Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина», также кардинально отредактированным Римским-Корсаковым.

Даргомыжский похоронен в Некрополе мастеров искусств Тихвинского кладбища, недалеко от могилы Глинки.

Опера "Каменный гость".

Непризнанными гениями себя считают многие из тех, кому не улыбнулась творческая удача. Но истинное значение таланта знает только время – кого-то оно покрывает забвением, а кого-то одаривает бессмертием. Необычное дарование Александра Сергеевича Даргомыжского не было оценено по достоинству современниками, но именно его вклад в русскую музыку оказался наиболее значимым для нескольких следующих поколений русских композиторов.

Краткую биографию Александра Даргомыжского и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Даргомыжского

2 февраля 1813 года появился на свет Александр Даргомыжский. О месте его рождения доподлинно известно, что это была деревня в Тульской губернии, но о ее точном наименовании историки спорят по сей день. Однако значительную роль в судьбе композитора сыграла не она, а имение Твердуново, принадлежащее его матери, в которое маленького Сашу привезли нескольких месяцев от роду. Имение находилось в Смоленской губернии, неподалеку от села Новоспасское, родового гнезда первого русского классического композитора М.И. Глинки , с которым Даргомыжский будет очень дружен. В детстве Саша не так много времени провел в усадьбе – в 1817 семья переехала в Санкт-Петербург. Но впоследствии неоднократно приезжал туда за вдохновением и изучением народного творчества.


Согласно биографии Даргомыжского, в столице семилетний мальчик начал учиться играть на фортепиано, которым овладел филигранно. Но настоящий страстью его стало сочинительство, в 10 лет он уже был автором нескольких пьес и романсов. Всерьез к этому увлечению не отнеслись ни педагоги Саши, ни родители. И уже в 14 лет он поступил на службу в только что созданный Контроль Министерства императорского двора. В работе он отличался усердием и быстро продвигался по должностной лестнице. Не переставая, вместе с тем, писать музыку. Романсы, сочиненные в тот период, начали завоевывать петербургские салоны и вскоре исполнялись буквально в каждой гостиной. Познакомившись с М.И. Глинкой, Даргомыжский самостоятельно изучил основы композиции и контрапункта по привезенным им из Германии рукописям профессора З. Дена.

В 1843 году Александр Сергеевич подал в отставку и два последующих года провел за границей, общаясь с видными композиторами и музыкальными деятелями своей эпохи. По возвращению он принялся за изучение русского фольклора, особенно на примере песен Смоленской губернии. Одним из результатов этого стало создание оперы «Русалка ». В конце 50-х Даргомыжский сближается с кругом начинающих композиторов, который впоследствии назовут «Могучей кучкой ». В 1859 году он вошел в состав консультантов Русского музыкального общества.

В 1861 после отмены крепостного права Александр Сергеевич стал одним из первых помещиков, освободивших крестьян, оставив за ними землю без взимания денежной выплаты. Увы, человеческое великодушие не сделало его творческую судьбу хоть сколько-нибудь успешнее. На этом фоне здоровье его стало неуклонно ухудшаться, и 5 января 1869 года композитора не стало.


Интересные факты о Даргомыжском

  • Даргомыжский был маленького роста, худой, с высоким лбом и мелкими чертами лица. Современные ему острословы окрестили его «заспанным котенком». От перенесенной в детстве болезни он поздно заговорил и его голос на всю жизнь остался непривычно для мужчины высоким. При этом он великолепно пел, с таким чувством исполняя собственные романсы, что однажды, слушая его, прослезился даже Л.Н. Толстой. На женщин он производил впечатление своим обаянием, чувством юмора и безупречным обхождением.
  • Отец композитора, Сергей Николаевич, был незаконнорожденным сыном помещика А.П. Ладыженского, а свою фамилию получил по названию имения отчима Даргомыж. Мать композитора, Мария Борисовна Козловская, происходила из дворянского рода, берущего свое начало от Рюриковичей. Ее родители отказали мелкому чиновнику в руке дочери, поэтому они обвенчались тайно. В браке родилось 6 детей, Александр был третьим. Сергею Николаевичу довелось похоронить и любимую супругу, и четверых своих детей, и даже двоих внучек. Из всей большой семьи Александра Сергеевича пережила единственная сестра, Софья Сергеевна Степанова. Она воспитала и двух дочерей младшей сестры Эрминии, скончавшейся в 1860. Ее сын, Сергей Николаевич Степанов, и две племянницы стали единственными потомками Даргомыжских.
  • Сергей Николаевич Даргомыжский высоко ценил в людях чувство юмора и поощрял развитие этого качества в своих детях, за удачную остроту или ловкую фразу награждая их 20 копейками.
  • Биография Даргомыжского гласит, что Александр Сергеевич никогда не был женат. Ходили слухи о его романтических отношениях с Любовью Миллер, которую он обучал пению. Много лет его связывала нежная дружба со своей ученицей Любовью Беленицыной (в замужестве Кармалиной), о которой свидетельствует сохранившаяся обширная переписка. Последней были посвящены несколько его романсов.
  • Всю свою жизнь композитор жил вместе с родителями. После кончины отца он несколько лет прожил в семье своей сестры Софьи Сергеевны, а затем – снял квартиру в том же доме.
  • В 1827 году была напечатана книга детских стихов и пьес М.Б. Даргомыжской «Подарок моей дочери». Поэзия была посвящена младшей сестре композитора Людмиле.


  • В семье Даргомыжских музыка звучала постоянно. Кроме Марии Борисовны и Александра, игравших на фортепиано, брат Эраст владел скрипкой , а сестра Эрминия – арфой .
  • Опера «Эсмеральда» была написана на либретто В. Гюго, переведенное на русский самим Даргомыжским.
  • Композитор в течение нескольких лет преподавал пение любительским певицам без взимания платы за обучение. Одной из его учениц была и А.Н. Пургольд, сестра супруги Н.А. Римского-Корсакова .
  • Даргомыжский был великолепным чутким концертмейстером, читая ноты как книгу. Он разучивал с певцами партии из собственных опер. Как композитор он всегда следил за тем, чтобы фортепианный аккомпанемент арий или романсов был предельно прост для исполнения и не затмевал голос исполнителя.
  • В 1859 году сгорел петербургский оперный театр, в котором хранились клавиры опер русских композиторов. «Русалка » была в их числе. И только благодаря случаю партитура не была безвозвратно утеряна – за две недели до пожара ее скопировали перед отправкой в Москву для исполнения на бенефисе певицы Семеновой.
  • Партия Мельника была одной из самых любимых у Ф.И. Шаляпина, он часто исполнял арии из «Русалки» на концертах. В 1910 году на одном из спектаклей дирижер затянул темпы, из-за чего певцу пришлось самому отбивать их ногой, чтобы не задыхаться в ариях. В антракте, видя одобрение режиссером действий дирижера, он в гневе уехал домой. Его вернули в театр, и он допел спектакль, но в прессе разразился большой скандал, в Москву для исправления ситуации пришлось срочно выехать директору императорских театров. В качестве разрешения конфликта Шаляпину было позволено самому режиссировать те спектакли, в которых он участвовал. Так «Русалка» дала искусству Шаляпина-режиссера.
  • Некоторые пушкинисты считают, что «Русалку» поэт изначально задумывал как оперное либретто.


  • Деньги на постановку «Каменного гостя» собирали всем Петербургом. Композитор назначил цену своей оперы в 3000 рублей. Такие деньги русским авторам императорские театры не платили, лимит исчерпывался 1143 рублями. Ц.А. Кюи и В.В. Стасов выступили в печати с освещением этого факта. Читатели «Санкт-Петербургских ведомостей» начали присылать деньги на покупку оперы. Таким образом она была поставлена в 1872 году.
  • Сегодня композитора изредка исполняют на родине и почти не знают в мире. На западе есть своя «Русалка» А. Дворжака , имеющая популярные арии. «Каменный гость» сложен для восприятия, кроме того, при переводе во многом теряется связь музыки и пушкинского стиха, а значит, и сама идея необычной оперы. Ежегодно в мире оперы Даргомыжского исполняются всего около 30 раз.

Творчество Александра Даргомыжского


Первые произведения Саши Даргомыжского датированы 1820-ми годами – это пять разнохарактерных фортепианных пьес. Из биографии Даргомыжского мы узнаём, что к 19 годам композитор уже имел несколько изданий камерных произведений и романсов, и был популярен в салонных кругах. В его творческую судьбу вмешался случай – сближение с М.И. Глинкой . Помощь в подготовке к постановке «Жизни за царя » разожгло в Даргомыжском желание самому написать оперу. Но в фокусе его внимания были не эпические или героические темы, а личная драма. Вначале он обратился к истории Лукреции Борджиа, составив план оперы и написав несколько номеров. Однако по советам ближайшего окружения расстался с этим замыслом. Другой сюжет ему дал самый популярный роман того времени «Собор Парижской Богоматери» В. Гюго. Свою оперу композитор назвал «Эсмеральда », она была закончена к 1839 году, но увидела сцену только в 1847. В течение 8 лет опера лежала в Дирекции императорских театров без движения, не получая ни одобрения, ни отказа. Премьера в Москве прошла очень успешно. В 1851 году «Эсмеральда» была показана и в столичном Александринском театре, выдержав всего 3 представления. Музыкальные круги восприняли оперу благосклонно, но критики и публика приняли ее прохладно. Этому в большой степени поспособствовали и небрежная постановка, и слабое исполнение.


Даргомыжский пишет романсы, в их числе – уникальные произведения комического жанра, и кантату «Торжество Вакха » на стихи Пушкина. Она была исполнена лишь однажды, затем переработана в оперу-балет, но в таком виде около 20 лет пролежала в нотах, не получив одобрения на постановку. Удрученный такой судьбой своих больших сочинений, композитор с трудом взялся за написание новой оперы, также на пушкинский сюжет. «Русалка » создавалась в течение 7 лет. Творческий импульс Александр Сергеевич получил от концерта 1853 года, на котором публика грандиозно приняла его произведения, а сам он был награжден серебряным капельмейстерским жезлом, украшенным драгоценными камнями. «Русалка» была довольно скоро поставлена – в 1856, через год после окончания. Но так же быстро и сошла со сцены – всего через 11 спектаклей, хотя в целом и понравилась зрителям. Постановка опять была из рук вон плоха, со старыми костюмами и декорациями из подбора. Мариинский театр обратился к ней вновь в 1865 году, очень успешным возобновлением руководил Э.Ф. Направник.


1860-е принесли в творчество композитора новый виток. Были созданы несколько симфонических произведений, с которыми он отправился в Европу. Тепло принимались исполненные в Бельгии увертюра из «Русалки» и симфоническая фантазия «Казачок ». Вернувшись в Петербург, Даргомыжский вновь обращается к сюжету своего великого тезки - Пушкина. В «Каменном госте » нет собственного либретто, музыка написана прямо на текст поэта. Дополнительно добавлены две песни Лауры, одна из которых также – на стихи Пушкина. Это сочинение композитор так и не успел закончить, завещав дописать свою последнюю работу Ц. Кюи, а оркестровать – Н. Римскому-Корсакову . Премьера «Каменного гостя» состоялась через три года после смерти Александра Сергеевича. Как это уже неоднократно бывало, мнения об этом новаторском произведении разошлись. В первую очередь потому, что мало кто мог разглядеть за необычной формой речитативов, заменивших арии и ансамбли, точное соответствие музыки ритму пушкинского стиха и драме его героев.


Кинематограф обратился к творчеству Александра Сергеевича лишь дважды. В 1966 году Владимиром Гориккером был снят одноименный фильм по опере «Каменный гость». В главных ролях снимались В. Атлантов, И. Печерникова (поет Т. Милашкина), Е. Лебедев (поет А. Ведерников), Л. Трембовельская (поет Т.Синявская). В 1971 году вышел на экраны фильм-опера «Русалка» с Е. Супоневым (поет И.Козловский), О. Новак, А. Кривченей, Г. Королевой.

Не первый, как Глинка, не гениальный, как Мусоргский , не плодовитый, как Римский-Корсаков ... Огорченный и разочарованный трудностями, с которыми он сталкивался при попытках представить свои оперы на суд зрителей. Чем же главным значим Даргомыжский для отечественной музыки? Тем, что отстранившись от мощного влияния итальянской и французской композиторских школ, пошел в искусстве уникальным путем, следуя одним только собственным эстетическим вкусам, не потакая публике. Тем, что сделал звук и слово неразрывно связанными. Пройдет совсем немного времени, и свое видение этого направления дадут и Мусоргский, и Рихард Вагнер . Он был честен и не изменял своим идеалам, а значение его творчества показало время, поставив имя Даргомыжского в ряд лучших русских композиторов.

Видео:


Top