Николай лысенко краткая биография. Николай Лысенко (Mykola Lysenko)

(1912-11-06 ) (70 лет) Место смерти Профессии Жанры

Никола́й Вита́льевич Лы́сенко (укр. Мико́ла Віта́лійович Ли́сенко ) (10 (22) марта , село Гриньки Кременчугского уезда Полтавской губернии (ныне Глобинского района Полтавской области) - 24 октября (6 ноября) , Киев) - украинский композитор , пианист , дирижёр , педагог , собиратель песенного фольклора и общественный деятель.

Биография

Николай Лысенко был родом из старинного казацкого старшинского рода Лысенко . Отец Николая, Виталий Романович, был полковником Орденского кирасирского полка. Мать, Ольга Еремеевна, происходила из полтавского помещичьего рода Луценко. Домашним обучением Николая занимались мать и известный поэт А. А. Фет . Мать учила сына французскому языку, изысканным манерам и танцам, Афанасий Фет - русскому языку. В пять лет, заметив музыкальное дарование мальчика, для него пригласили учительницу музыки. С раннего детства Николай увлекался поэзией Тараса Шевченко и украинскими народными песнями, любовь к которым ему привили двоюродные дед и бабушка - Николай и Мария Булюбаши. По окончании домашнего воспитания, для подготовки к гимназии Николай переехал в Киев, где учился сначала в пансионе Вейля, затем - в пансионе Гедуэна.

Творчество

Портрет Н. В. Лысенко

Во время обучения в Киевском университете, стремясь приобрести как можно больше музыкальных знаний, Николай Лысенко изучал оперы А. Даргомыжского , Глинки , А. Н. Серова , знакомился с музыкой Вагнера и Шумана . Именно с этого времени он начинает сбор и гармонизацию украинских народных песен, так, например, он записал свадебный обряд (с текстом и музыкой) в Переяславском уезде. Кроме того, Н. Лысенко являлся организатором и руководителем студенческих хоров , с которыми выступал публично.

Во время обучения в Лейпцигской консерватории в октябре 1868 года Н. В. Лысенко издал «Сборник украинских песен для голоса с фортепиано» - первый выпуск своих обработок из сорока украинских народных песен, которые помимо практического назначения, имеют большую научно-этнографическую ценность. В том же 1868 году он написал своё первое значительное произведение - «Завет» на слова Т. Шевченко, к годовщине со дня смерти поэта. Это произведение открыло цикл «Музыка к Кобзарю», который включал более 80-ти вокально-инструментальных произведений разных жанров, изданных семью сериями, последняя из которых вышла в 1901 году .

Н. В. Лысенко находился в центре музыкальной и национально-культурной жизни Киева. Входя в -1873 годах в состав дирекции Русского музыкального общества, принимал активное участие в его концертах, проводимых по всей Украине; руководил хором из 50-ти певцов, организованным в 1872 году при «Филармоническом обществе любителей музыки и пения»; принимал участие в «Кружке любителей музыки и пения», «Кружке любителей музыки» Я. Спиглазова. В 1872 году кружок, руководимый Н. Лысенко и М. Старицким , добился разрешения на публичные постановки пьес на украинском языке. В том же году Лысенко написал оперетты «Черноморцы» и «Рождественская ночь» (позднее переработанная в оперу), прочно вошедшие в театральный репертуар, став основой украинского национального оперного искусства. В 1873 году была издана первая музыковедческая работа Н. Лысенко об украинском музыкальном фольклоре «Характеристика музыкальных особенностей малорусских дум и песен, исполняемых кобзарем Остапом Вересаем». В этот же период Николай Витальевич пишет много фортепианных произведений, а также симфоническую фантазию на украинские народные темы «Казак-Шумка».

В петербургский период Н. Лысенко принимал участие в концертах Русского географического общества, руководил хоровыми курсами. Совместно с В. Н. Пасхаловым Николай Витальевич устраивал концерты хоровой музыки в «Соляном городке», в программу которых входили украинские, русские, польские, сербские песни и произведения самого Лысенко. У него завязываются дружеские отношения с композиторами «Могучей кучки» . В Петербурге им была написана первая рапсодия на украинские темы, первый и второй концертные полонезы , соната для фортепиано. Там же Лысенко начал работу над оперой «Маруся Богуславка» (неокончена) и сделал вторую редакцию оперы «Рождественская ночь». В Петербурге вышел его сборник девичьих и детских песен и танцев «Молодощи» («Молодые годы»).

Памятник Лысенко возле киевского оперного театра

Возвратясь в 1876 году в Киев, Николай Лысенко развернул активную исполнительскую деятельность. Он устраивал ежегодные «Славянские концерты», выступал как пианист в концертах Киевского отделения Российского музыкального общества, на вечерах Литературно-артистичного общества, членом правления которого он был, в ежемесячных народных концертах в зале Народной аудитории. Организовывал ежегодные шевченковские концерты. Из семинаристов и студентов, знакомых с нотной грамотой, Николай Витальевич заново организует хоры, в которых получили начала художественного образования К. Стеценко , П. Д. Демуцкий , Л. Ревуцкий , О. Н. Лысенко и другие. Денежный сбор от концертов шёл на общественные нужды, например, в пользу 183 студентов Киевского университета, отданных в солдаты за участие в антиправительственной демонстрации 1901 года. В это время им были написаны почти все его произведения для фортепиано крупной формы, в том числе вторая рапсодия, третий полонез, ноктюрн до-диез минор. В 1880 году Н. Лысенко начинает работу над самым значительным своим произведением - оперой «Тарас Бульба» по одноимённой повести Н. Гоголя на либретто М. Старицкого, которую завершит лишь спустя десять лет. В 1880-е годы Лысенко пишет такие произведения как «Утопленница» - лирико-фантастическая опера по «Майской ночи» Н. Гоголя на либретто М. Старицкого; «Радуйся, ниво неполитая» - кантата на стихи Т. Шевченко; третью редакцию «Рождественской ночи» (1883). В 1889 году Николай Витальевич совершенствует и оркеструет музыку к оперетте «Наталка Полтавка» по произведению И. Котляревского , в 1894 году он пишет музыку к феерии «Волшебный сон» на текст М. Старицкого, а в 1896 году оперу «Сапфо».

Среди авторских достижений Н. Лысенко необходимо также отметить создание нового жанра - детской оперы. С 1888 по 1893 годы он пишет три детские оперы по мотивам народных сказок на либретто Днепровой-Чайки: «Коза-Дереза», «Пан Коцький (Котский)», «Зима и Весна, или Снежная Королева». «Коза-Дереза» стала своеобразным подарком Николая Лысенко своим детям.

С по 1902 годы Николай Лысенко четыре раза устраивал гастрольные концерты по Украине, так называемые «хоровые путешествия», в которых исполнялись преимущественно его собственные хоровые произведения на тексты Шевченко и обработки украинских песен. В 1892 году выходит искусствоведческое изыскание Лысенко «О торбане и музыке песен Видорта», а в 1894 - «Народные музыкальные инструменты на Украине».

В 1905 году Н. Лысенко совместно с А. Кошицем организовал хоровое общество «Боян», с которым устраивал хоровые концерты украинской, славянской и западноевропейской музыки. Дирижёрами концертов были он сам и А. Кошиц. Однако из-за неблагоприятных политических условий и отсутствия материальной базы, общество распалось, просуществовав немногим более года. В начале XX века Лысенко пишет музыку к драматическим спектаклям «Последняя ночь» (1903) и «Гетман Дорошенко». В 1905 году им было написано произведение «Эй, за наш родной край». В 1908 году был написан хор «Тишайший вечер» на слова В. Самойленко, в 1912 году - опера «Ноктюрн», создаются лирические романсы на тексты Леси Украинки , Днипровой Чайки , А. Олеся . В последние годы жизни Николай Витальевич пишет ряд произведений из области духовной музыки, продолживших, основанный им ещё в конце XIX века «Херувимской» цикл: «Пречистая Дева, мать русского края» (1909), «Камо пойду от лица Твоего, Господи» (1909), «Дева днесь Пресущественного раждает», «Крестным древом»; в 1910 году на текст Т. Шевченко был написан «Давидов псалом».

Память

Основные произведения

Оперы

  • «Рождественская ночь» (1872, 2-я редакция 1874, 3-я редакция 1883)
  • «Утопленница» (1885)
  • «Наталка Полтавка» (1889)
  • «Тарас Бульба» (1890)
  • «Сапфо» (1896)
  • «Энеида» (1911)
  • «Ноктюрн» (1912)

Детские оперы

  • «Коза-Дереза» (1888)
  • «Пан Коцкий» (1891)
  • «Зима и Весна, или Снежная Королева» (1892)

Оперетты

  • «Черноморцы» (1872)

Произведения на слова Т. Шевченко

  • цикл «Музыка к Кобзарю» (1868-1901), включающий более 80-ти разнообразных вокальных жанров от песен до развёрнутых музыкально-драматических сцен.

Музыковедческие работы

  • «Характеристика музыкальных особенностей малорусских дум и песен, исполняемых кобзарем Остапом Вересаем» (1873)
  • «О торбане и музыке песен Видорта» (1892)
  • «Народные музыкальные инструменты на Украине» (1894)

Николай Лысенко, биография которого описана в данной статье, - украинский композитор и дирижер, пианист, общественный деятель, талантливый педагог. Всю жизнь собирал песенный фольклор. Он сделал очень много для общественной и культурной жизни Украины.

Семья

Лысенко Николай Витальевич - выходец из старинного казацкого рода. Его отец, Виталий Романович, был полковником кирасирского полка. Мать, Ольга Еремеевна, происхождением из помещиков Луценко.

Детство

С раннего детства первичным обучением Николая, который родился в 1842 г., мать занималась сама, совместно с поэтом Фетом. Она Николая обучала французскому, танцам и правильным манерам. А Фет преподавал русский язык. Когда Николаю исполнилось 5 лет, Ольга Еремеевна обнаружила у сына склонность к музыке. Для развития таланта была приглашена учительница музыки. Уже с раннего детства Николай увлекался поэзией. Любовь к украинским народным песням привили ему двоюродные бабушка с дедушкой.

Образование

После того как домашнее обучение закончилось, Николай начал готовиться к поступлению в гимназию. Сначала обучался в пансионе Вейля, а потом Гедуэна. Николай Лысенко поступил во 2-ю Харьковскую гимназию в 1855 г. Окончил ее с серебряной медалью в 1859 г.

Затем поступил в Харьковский университет. На естественнонаучный факультет. Через год родители уехали жить в Киев, и Николай перешел в Киевский ВУЗ, на физико-математический факультет, на кафедру естественных наук. Окончил университет в 1864 г. и уже через год стал кандидатом естественных наук.

Через некоторое время, в 1867 г., Николай Витальевич продолжил обучение в Лейпцигской консерватории, которая была лучшей во всей Европе. Игре на фортепьяно его учили К. Рейнеке, Э. Венцель и И. Мошелес, композиции - Э. Рихтер, теории - Паперитц. Далее Николай Лысенко совершенствовался в симфонической инструментовке в консерватории Петербурга у Римского-Корсакова.

Начало творческого пути

В гимназии он брал частные уроки по музыке. И постепенно стал известным пианистом. Его часто приглашали на балы и званые вечера, на которых он исполнял произведения Моцарта, Шопена, Бетховена. Играл танцевальные композиции и импровизировал с украинскими мелодиями.

Когда Николай учился в Киевском университете, он стремился приобрести как можно больше знаний по музыке. Поэтому тщательно изучал оперы таких известных композиторов, как Глинка, Вагнер и т.д. Именно с этого времени Николай начал собирать и гармонизировать украинские народные песни.

Одновременно Николай Лысенкоорганизовал студенческие хоры, которыми руководил, и выступал вместе с ними на публике. Учась в Лейпцигской консерватории, он понял, что важнее создавать, собирать и развивать украинскую народную музыку, нежели копировать заграничных классиков.

Творческая карьера

С 1878 г. Николай стал преподавателем по классу фортепьяно, работая в институте благородных девиц. В 1890-е гг. обучал молодежь в музыкальных школах Тутковского и Блуменфельда. В 1904 г. Николай Витальевич основал в Киеве свою школу (с 1913 г. - им. Лысенко). Она стала первым заведением, предоставляющим высшее образование на уровне консерватории.

Для создания школы он использовал подаренные друзьями деньги, которые предназначались на покупку дачи и издания его произведений. Учебное заведение постоянно находилось под пристальным полицейским контролем. В 1907 г. Николай Витальевич даже был арестован, но его отпустили уже на следующее утро.

С 1908 по 1912 гг. он председательствовал в правлении «Украинского клуба». Это общество вело просветительную деятельность. Организовывало музыкальные и литературные вечера и курсы для повышения квалификации для учителей. В 1911 г. Николай Витальевич был главой комитета, который содействовал установке монумента Т. Шевченко. Именно Лысенко впоследствии усовершенствовал музыку для оперетты «Наталка Полтавка».

Творчество Лысенко

Первое произведение Лысенко написал в 1868 г., когда учился в Лейпцигской консерватории. Это был сборник украинских песен для фортепьяно с голосом. Эта работа имеет огромную научно-этнографическую ценность. В этом же году вышло второе произведение - «Заповит», написанное к годовщине смерти Шевченко.

Николай Лысенко всегда был в центре культурной киевской жизни. Находясь в руководящем составе Русского музыкального общества, он принимал активное участие во многих концертах, которые проводились по всей территории Украины.

Занимался музыкальными кружками. И даже добился разрешения на постановку пьес, исполняемых на украинском языке. В 1872 г. Николай Витальевич написал две оперетты: «Рождественская ночь» и «Черноморцы». Впоследствии они стали основой национального украинского искусства, навсегда войдя в театральный репертуар.

В 1873 г. Лысенко издал первую музыковедческую работу об украинском фольклоре. Одновременно Николай Витальевич писал фортепианные произведения и симфоническую фантазию.

В Петербурге он вместе с В. Пасхаловым устраивал хоровые концерты. В их программу входили произведения Лысенко, а также русские, украинские, сербские и польские песни. Именно в Петербурге он написал свою первую рапсодию на украинскую тему, 1-й и 2-й полонезы, сонату для фортепьяно.

Вернувшись в 1876 г. в Киев, Лысенко сделал упор на исполнительской деятельности. Он организовывал концерты, играл на пианино, создавал новые хоры. Собранные деньги от мероприятий он отдавал на общественные нужды. Именно в это время он написал большинство своих самых крупных произведений.

В 1880 г. Николай Витальевич начал работать над одной из лучших опер «Тарас Бульба». Затем вышло еще много музыкальных произведений. Отдельно стоит отметить усовершенствование музыки в оперетте «Наталка Полтавка» в 1889 г. Это произведение не раз подвергалось многочисленным обработкам. Но только в редакции Лысенко оно оказалось художественно полноценным.

Николай Витальевич создал отдельное направление - детскую оперу. С 1892 по 1902 гг. он устраивал хоровые гастроли по Украине. В 1904 г. Лысенко открыл драматическую школу, которая на долгие годы стала важным украинским заведением для получения спецобразования.

В 1905 г. им, совместно с А. Кошицем, было основано общество-хор «Боян». Дирижировали в нем сами создатели. Но вскоре «Боян» распался из-за политических условий и недостатка материальной базы. Просуществовало общество только год.

В последние годы жизни Лысенко написал произведение «Энеида». Опера беспощадно критиковала самодержавные порядки и стала единственным примером сатиры в музыкальном украинском театре.

Общественная деятельность

Всю свою жизнь Николай занимался не только творчеством, но и общественной деятельностью. Он - один из организаторов крестьянской воскресной школы. Занимался подготовкой украинского словаря. Участвовал в переписи киевского населения. Работал в Юго-Западном отделении Русского географического общества.

Личная жизнь

В 1868 г. Лысенко сочетался браком со своей троюродной племянницей, Ольгой Александровной О´Коннор. Она была младше его на 8 лет. Прожили они в браке 12 лет, но потом разошлись, потому что у них не было детей. Официальный развод оформлять не стали.

Второй брак у Лысенко был гражданский. На одном из концертов в Чернигове он познакомился с Липской Ольгой Антоновной. Позже она стала его гражданской женой. У них родилось пятеро детей. Ольга умерла после рождения очередного ребенка в 1900 г.

Смерть композитора

Лысенко Николай, композитор, умер шестого ноября 1912 г. от внезапного сердечного приступа. На прощание с ним приехали тысячи людей из всех украинских регионов. Отпевание проходило во Владимирском соборе. Впереди траурной процессии шел хор. Он состоял из 1200 человек, и их пение было слышно даже в Киеве. Лысенко был похоронен на киевском

Выдающийся украинский композитор, фольклорист, дирижер, пианист и общественный деятель. С именем Николая Лысенко связано время становления профессиональной музыки, театра и художественного образования, в Украине. Николай Витальевич Лысенко родился 10 марта 1842 г. в с. Гриньки Кременчугского уезда на Полтавщине в казацко-помещицкой семье. Отец Николая – Виталий Романович – был полтавским дворянином и служил в армии. Микола Лисенко, нарушив эту давнюю традицию, положил начало новой – поколению талантливых музыкантов. Родители Николая были зажиточные люди и очень пестовали ребенка. Малый Николай Лысенко ходил, одетый в бархат и кружево, был очень капризным и своевольным парнем и не хотел никого слушать. С малых лет учили его российской грамоте, французскому языку, танцам и игре на фортепиано, то есть воспитывали, как и большинство тогдашних дворянских детей.

И хотя Николаю ничего не говорили об Украине, она окружала его со всех сторон. С родным языком и народными песнями знакомился Николай Лысенко и у своей бабушки. В 9 лет Николая отвезли в Киев в школу Гедуена. Учился он очень хорошо, был одним из первых, и не оставлял музыку. Закончив школу Гедуена, которая равнялась 3 классам гимназии, Николай Лысенко поступил в 4-й класс гимназии в Харькове. Музыкальная учеба длилась, и с каждым годом юноша играл лучше и лучше. Под руководством учителей – известного тогда пианиста Дмитриева, позже чеха Кильчика, Микола Лисенко играет произведения великих композиторов разных народов, учится у них музыкального вкуса.

По окончании гимназии Николай Лысенко поступил в Харьковский университет, а через год перевелся в Киевский. Молодой Лисенко увлекся украинским национальным движением – начал изучать и записывать украинские народные песни, в том числе песни известного кобзаря Остапа Вересая. В это время Николай Лысенко почувствовал себя не только народолюбцем, но и искренним и навеки верным сыном Украины, готовым всю жизнь и труд отдать в интересах родного народа.

В 1864 г. Микола Лисенко закончил естественное отделение Киевского университета Св. Владимира, а через год получил диплом кандидата естественных наук. Пребывание в Киеве, участие в роботе «Киевского общества имели решающее влияние на мировоззрение юноши.

В 1867 году Николай Лысенко выезжает в Лейпциг для завершения музыкального образования. Здесь же в 1868 г. Микола Лисенко составляет и выдает первый сборник записанных им народных песен и первые 10 песен, которые сам создал на слова Тараса Шевченко. Лейпцигскую консерваторию Николай Лысенко закончил блестящим исполнением 4-го концерта Бетховена для фортепиано с оркестром с собственной каденцией, о чем с уважением писали немецкие журналы.

С 1869 г. Николай Лысенко жил в Киеве. Он становится учителем в музыкальной школе, дает частные уроки. Его приглашают во многие зажиточные семьи, но он не гоняется за такой славой. Получая за учительство хороший заработок, все свободное время отдает украинской песне: выдает новые сборники народных песен, составляет собственные песни. В 1876 г. был выдан указ, который запрещал печатать книжки, произведения, для театра и музыкальные произведения с украинскими словами. Даже простенькую народную песню запрещалось петь в концерте, если слова были украинскими. Но Микола Лисенко составляет новые сборники народных песен.

В 90-х годах XIX ст. Николай Лысенко, организовав хор, не раз ездил с ним Украиной. Хотелось показать украинцам все богатство и всю красоту их родной песни и научить, как нужно эту песню петь. Вокруг композитора концентрировалась тогдашняя украинская музыкальная и культурная жизнь Киева. Микола Лисенко выступал с концертами как пианист, организовывал хоры и концертировал с ними в Киеве и по всей Украине. В 1900 г. Николай Лысенко учредил в Киеве собственную школу. Для постановки своих произведений он нередко бывал в Галичине, где его хорошо знали и любили.

Много песен Микола Лисенко создал на тексты Ивана Франка, Михаила Вороного и Леси Украинки. Он является одним из основателей украинского профессионального театра, в частности и оперного: написал 11 опер, создал музыку еще до 10 драматичных представлений. Главного своего детища – оперы «Тарас Бульба», композитор так и не увидел, невзирая на предложение П. Чайковского способствовать ее постановке на московской сцене. Зато чрезвычайно популярная и до сих пор его «Наталка Полтавка». Оперное наследство Миколи Лисенко продолжает свою сценическую жизнь и сегодня в разных редакциях.

Откровенной многотысячной политической демонстрацией стали и похороны отца украинской музыки. Украинская молодежь в первый раз стала тогда на защиту национальной святыни, окружив жалобный поход и не давая полиции осуществлять аресты. Однако наивысшей наградой Николая Лысенко является не просто дань памяти и почет потомков, а то, что именно ему суждено было стать автором двух национальных гимнов, которые утверждают духовное величие человека и народа. Первый из них «Вечный революционер» (в 1905 г.) на стихотворение И. Франка, второй – «Детский гимн» на стихотворении О. Кониского (в 1885 г.), всемирно-известная теперь «Молитва за Украину», которая с 1992 г. утверждена официальным гимном Украинской православной церкви (Киевский патриархат).

С законной супругой и
с другой женщиной - матерью своих пятерых детей.

Николай ЛЫСЕНКО (1842 - 1912), украинский композитор, дирижер, педагог, пианист, фольклорист, основоположник национальной музыкальной школы, родился в селе Гриньки Полтавской области. Совершенствовался как музыкант в Петербургской консерватории под руководством Н. А. Римского-Корсакова. Записывал и обрабатывал украинские народные песни, создавал хоровые коллективы, пропагандировал украинский фольклор. В 1904 году открыл в Киеве Музыкально-драматическую школу. Создал около 20 произведений для музыкального театра, заложивших основу украинского оперного искусства, в том числе оперы «Тарас Бульба», «Наталка-Полтавка», «Рождественская ночь», «Утопленница», оперетту «Черноморцы».

О людях, которые окружали и вдохновляли композитора...


Талант в нем разглядел слуга
Дворяне Лысенко, когда у них родился Коля, жили в селе Гриньки на Полтавщине. Одним из первых увлеченность мальчика музыкой заметил их крепостной Созонт. Добрейшей души человек ни на минуту не отходил от Коли, одевал его, кормил и до 36 лет всюду сопровождал.

"В детстве шалун был каких мало. То на луг убежит, то в подвале спрячется, так что, бывало, до вечера не сыщешь, - вспоминал Созонт Деревянко. - Но как только появятся музыканты - будто подменяли ребенка. Забьется между людьми и слушает музыку".

Мать Николая - Ольга Еремеевна, выпускница престижного Смольного института и одаренная пианистка, тоже эту тягу сына заметила. Купила рояль и стала давать ему уроки музыки.

Уже в 10 лет Лысенко написал свою первую польку, а в 11 учился во французском пансионе в Киеве у лучшего учителя Паночини. Потом была харьковская гимназия, которую окончил с медалью, факультет природоведения Киевского университета, после чего Николай продолжил учиться музыке в Германии.

Жена учила саму Лесю Украинку
Первым сердечным увлечением композитора была девушка Текля. Причем влюбился в нее не только Николай, но и его троюродный брат Михаил Старицкий (да-да, тот самый известный писатель, автор пьесы "За двумя зайцами"). Оба решили забыть о ней. А через много лет создали совместное произведение и посвятили его Теклюше.

Кстати, Михаил Старицкий женился на сестре Лысенко. А женой композитора стала Ольга О’Коннор. Эта ирландка вместе с родителями оказалась на Полтавщине после наполеоновского вторжения в Россию. Но ничем не отличалась от украинок: умна, красива, голосиста.

Николаю Лысенко она приходилась троюродной племянницей и была на восемь лет младше. Обладала прекрасным сопрано и первой исполнила роль Оксаны в первой отечественной оперетте "Різдвяна ніч", - рассказывает директор мемориального музея Лысенко в Киеве Роксана Скорульская.


Николай Лысенко с первой женой Ольгой в Лейпциге.
Николай и Ольга повенчались в 1868 году. Вместе с Лысенко Ольга поехала в Лейпциг, где стала брать уроки вокала. Позже она окончила Петербургскую консерваторию и исполняла произведения мужа. Но со временем у нее начались проблемы с голосом, и Ольга стала преподавать. Ее ученицей была сама Леся Украинка.

Соседка семьи Лысенко Елена Пчилка в своих воспоминаниях писала: "Отсутствие "пташенят" было горькой судьбой этого брака!" Через 12 лет совместной жизни Николай и Ольга расстались. Официальный развод не оформляли. Тогдашние законы и церковно-общественные бракоразводные процессы требовали немалых усилий и откровений. К тому же один из разведенных супругов должен был лишиться права преподавать. А ведь именно уроки давали обоим средства к существованию.

Вчера смотрела по ТВ, по каналу "Культура" передачу, посвящённую Н. Лысенко, так вот, там шла речь о том, что сама же Ольга О’Коннор ни в какую не соглашалась на развод с Николаем, как он её ни уговаривал... (добавление моё - А.Г.)

"Святая" Ольга
С прекрасной брюнеткой Ольгой Липской композитор познакомился на концерте в Чернигове еще до расставания с женой. Она увлекалась музыкой и хорошо рисовала. Могла стать известной, но с появлением Николая о своих увлечениях забыла. Композитор называл Ольгу-вторую правой рукой и "генеральным писарем войска Лысенкова".


Сожительница композитора (Ольга-вторая) - Ольга Антоновна Липская.
Однажды Липская разговорилась с Лесей Украинкой о своей судьбе и призналась, что иногда чувствует себя тенью. Мало того что карьеру пришлось забросить, так еще и официальной супругой стать не суждено. Даже чтобы родить детей, Ольге приходилось уезжать из Киева. Позже Леся написала стихотворение о горькой судьбе жены поэта "Забытая тень".

Ольга и Николай прожили вместе 20 лет - дружно, в уважении друг к другу. За это время Лысенко стал великим и создал свои лучшие произведения. При этом своей гражданской жене не посвятил ни строчки, а вот законной - аж 11 мелодий.

Ольга-вторая родила ему семерых детей, но выжили только пятеро. При последних родах, в 1900 году, Липская умерла. А Ольга-первая по просьбе Лысенко официально усыновила всех его детей, хотя никого из них не растила и не воспитывала.

Последняя страсть
была младше на 45 лет

В 64 года Николай Лысенко снова влюбился. В свою ученицу Инну, которая была младше его на 45 лет! Дети не обсуждали эту деликатную тему, а родные Инны никогда бы не дали согласие на брак с пожилым композитором.


Инна Андрианопольская, институтка, ученица композитора Н. Лысенко.
Да и сама девушка не решилась и уехала из Киева в провинцию. Но кто знает - может, если бы этот брак состоялся, у композитора хватило бы сил пережить сложные для него годы.

Днем он преподавал, воспитывал детей, ночью писал музыку.
В 1908 году Лысенко возглавил организацию «Киевский украинский клуб» и основанную в 1906 году организацию «Объединенный комитет по сооружению памятника Т. Шевченко в Киеве», содействовавшую сооружению памятника Т. Шевченко к 50-й годовщине со дня смерти поэта. Вследствие полицейского «Дела о закрытии Киевского украинского клуба» и «привлечения членов совета старейшин во главе с учителем музыки Николаем Витальевичем Лысенко к уголовной ответственности за антиправительственную деятельность» клуб был закрыт. На Лысенко ополчилась вся царско-российская власть. Композитора и членов "Украинского клуба" привлекли к уголовной ответственности "за антигосударственную деятельность".

Те волнения не прошли для него даром - осенью 1912-го с Николаем Лысенко случился инфаркт. Он собирался на занятия в свою школу, у порога почувствовал себя плохо. Через 20 минут его не стало.
Это случилось 24 октября (6 ноября) 1912 года (умер композитор в возрасте 70-ти лет). Похоронен в Киеве на Байковом кладбище.

КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ

I. Музыкально-драматические произведения Н. В. Лысенко

1866 - Опера-сатира «Андриашиада». Либретто М. Старицкого и М. Драгоманова.

1871- Оперетта «Черноморцы» в 3 действ. Текст М. Старицкого.

1877 - «Рождественская ночь», комико-лирическая опера в 4 актах. Либретто М. Старицкого.

1883 - «Утопленница» («Майская ночь»). Лирико-фантастическая опера в 3 действ. Текст по Гоголю М. Старицкого.

1888 - «Коза-дереза», детская комическая опера в 1 действ. Либретто Днипровой Чайки.

1889 - «Наталка-Полтавка», первая украинская народная опера в 3 действ. Либретто И. Котляревского.

1890 - «Тарас Бульба». Историческая опера в 5 действ., 7 карт.

1891 - «Пан Коцький» (Котофей). Детская комическая опера в 4 актах. Либретто Днипровой Чайки.

1892 - «Последняя ночь». Музыка к драме М. Старицкого «Зима и Весна» («Снеговая королева»). Детская фантастическая опера в 2 актах, либретто Днипровой Чайки.

1892–1902 - «Сафо». Неоконченная опера в 2 карт., либретто М. Старицкого.

1894 - «Волшебный сон» («Волшебная ночь»). Музыкальная феерия, либретто М. Старицкого.

1903 - «Ведьма». Музыкальная феерия, либретто Л. Яновской.

1910 - «Энеида». Комическая опера-сатира в 3 действ. Либретто Н. Садовского.

1912 - «Ноктюрн» («Ночная песнь»). Опера-миниатюра в 1 действ. Либретто М. Старицкого. «Летней ночью». Лирико-фантастическая опера в 2 действ., либретто Л. О’Кониор-Вилинской.

II. Вокальные произведения

1868 - «Заповіт» Шевченко для соло тенора и мужского хора. Первый выпуск сборника украинских народных песен для голоса с фортепьяно (40 песен).

1869 - Второй выпуск украинских народных песен для голоса с фортепьяно (40 песен).

1870 - Первая серия «Музыки к «Кобзарю» Шевченко» (песни, романсы, ансамбли).

1874 - «Молодощи» - сборник детских и девичьих игр и веснянок.

1876 - Третий выпуск сборника украинских народных песен для голоса с фортепьяно.

1878 - «Вьют пороги», кантата (слова Т. Шевченко). Вторая серия «Музыки к «Кобзарю» Шевченко».

1882 - «Радуйся, ниво», кантата (слова Т. Шевченко).

1886 - «Первый десяток» украинских народных песен для хора.

1887 - «Четвертый десяток» украинских народных песен для голоса и фортепьяно (40 песен). «Второй десяток» украинских народных песен для хора.

1889-«Третий десяток» сборника украинских народных песен для хора.

1891 - «Четвертый десяток» украинских народных песен для хора.

1892 - Пятый выпуск украинских народных песен для голоса и фортепьяно. «Пятый десяток» украинских народных песен для хора. Третья серия «Музыки к «Кобзарю» Шевченко» (романсы и ансамбли).

1893 - Четвертая серия «Музыки к «Кобзарю» Шевченко».

1895 - «На вечную память И. Котляревскому», кантата (слова Т. Шевченко). Шестой выпуск украинских народных песен для голоса и фортепьяно.

1897 - Четыре выпуска украинских обрядовых песен. «Шестой десяток» украинских народных песен для хора.

1898 - «Седьмой и восьмой десятки» украинских народных песен для хора. Пятая серия «Музыки к «Кобзарю» Шевченко» (романсы и хоры).

1900 - «Девятый и десятый десятки» украинских народных песен для хора.

1902 - «Песни и романсы на тексты разных авторов. Седьмая серия «Музыки к «Кобзарю» Шевченко» (смешанные хоры).

1903 - «Одиннадцатый и двенадцатый десятки» украинских народных песен для хора. Пятый выпуск украинских обрядовых песен (свадебные). Шестая серия «Музыки к «Кобзарю» Шевченко».

1905 - Гимн-хор «Вечный революционер», слова И. Франко.

1908 - Сборник украинских народных песен в хоровой обработке для учащихся младшего и старшего возраста.

1911 - Кантата «К 50-летию смерти Т. Шевченко». Текст В. Самийленко. Седьмой выпуск украинских народных песен для голоса и фортепьяно.

III. Фортепьянные произведения

1869 - Сюита соль мажор в 6 частях на темы украинских народных песен.

1869 - Каденция к фортепьянному концерту Бетховена соль мажор.

1875 - Первый и второй концертные полонезы: ля бемоль мажор и соль мажор. Первая рапсодия на украинские народные темы. Концертный вальс ре минор.

1876 - Соната ля минор.

1877 - Вторая рапсодия «Думка-шумка».

1880 - Героическое скерцо.

1888 - Гавот фа мажор.

1891 - Украинский козак-шумка (в 4-ручном изложении).

1897 - Пьеса - украинская народная песня «Без тебя, Олеся».

1900 - Экспромт соль диез минор.

1902 - «Три украинские народные песни» - соль минор, си минор, соль минор.

1908 - Кубанский войсковой марш ре бемоль мажор.

1909 - Траурный марш

IV. Камерно-инструментальные ансамбли

1869 - Струнный квартет. Струнное трио.

1872 - Фантазия на украинские темы.

1894 - Элегическое каприччио.

1897 - Украинская рапсодия.

1912 - Элегия памяти Шевченко.

V. Симфонические произведения

1869 - Симфония.

1872–1873 - Фантазия для оркестра «Украинский козак-шумка».

VI. Научно-теоретические работы

Характеристика музыкальных особенностей малорусских дум и песен, исполняемых кобзарем Вересаем.

Дума о Б. Хмельницком и Барабаше.

О торбане и музыке песен Видорта.

Народные музыкальные инструменты на Украине.

VII. Основная литература о Н. В. Лысенко

М. Старицкий, К биографии Н. В. Лысенко (Воспоминания). Журнал «Киевская старина», Киев, 1904.

С. Людкевич, Н. В. Лысенко как творец украинской национальной музыки (на украинском языке). Журнал «Литературно-науковий вістник», Киев, 1913.

Д. Ревуцкий, Автобиография Н. В. Лысенко. Киевская государственная консерватория, кафедра истории музыки. «Украинское музыкальное наследие».

Д. Ревуцкий, Музыкальное образование Н. В. Лысенко. Киевская государственная консерватория, кафедра истории музыки. «Украинское музыкальное наследие». Изд-во «Мистецтво», Киев, 1940.

Л. Архимович, М. Гордийчук, Институт искусствоведения, фольклора и этнографии АН УССР. «Н. В. Лысенко. Жизнь и творчество» (на украинском языке). Изд-во «Мистецтво», Киев, 1952.

М. Михайлов, Композитор-демократ Микола Лысенко. Об-во распространения политических и научных знаний УССР. Киев, 1952.

А. Гозенпуд, Н. В. Лысенко и русская музыкальная культура. Музгиз, М, 1954.

О. Н. Лысенко, Народно-освободительные идеи в творчестве Н. В. Лысенко в предреволюционный период и в революцию 1905–1907 гг. Научно-методические записки Киевской консерватории. Изд-во изобразительного искусства и музыкальной литературы, Киев, 1957.

О. Лысенко, Н. В. Лысенко (воспоминания сына). Изд-во изобразительного искусства и музыкальной литературы, Киев, 1959.

Из книги Виктор Васнецов автора Бахревский Владислав Анатольевич

КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ Дедлов В. Л. Киевский Владимирский собор и его художественные творцы. М., 1901.Головин Н. Виктор Васнецов. Его жизнь и деятельность. Спб. – М., 1905.Успенский А. И. Виктор Михайлович Васнецов. М., 1906.«Русские пословицы и поговорки в рисунках В. М. Васнецова». М.,

Из книги «Золотое» столетие династии Романовых. Между империей и семьей автора Сукина Людмила Борисовна

Краткая библиография 1. Александр Первый: Сборник / Сост. Н. И. Суворова. М., 1998.2. Валлотон А. Александр I. М., 1991.3. Великие государственные деятели России / Под ред. А. Ф. Киселева. М., 1996.4. Великие самодержцы (1801-1917) / Отв. ред. А. П. Корелин. М., 1994.5. Витте С. Ю. Избранные воспоминания.

Из книги Юлиан Семенов автора Семенова Ольга Юлиановна

КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ Абрамов С. Лицом к лицу// Правда. 1984. 26 мая.Аннинский Л. А. Спор двух талантов // Литературная газета. 1959. 20 октября.Он же. О политическом романе//Дружба народов. 1984. Декабрь.Он же. Ядро ореха. М., 1965.Аронова Т. И. Альтернатива Юлиана Семенова как цикл

Из книги Гегель автора Гулыга Арсений Владимирович

КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ Полного собрания сочинений Гегеля нет ни по-русски, ни на языке оригинала. В распоряжении советского читателя имеется четырнадцатитомное собрание сочинений (1929-1959) в следующем составе: тт. 1-3 - «Энциклопедия философских наук» («Логика», «Философия

Из книги Лобачевский автора Колесников Михаил Сергеевич

КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ Н. И. Лобачевский, Полное собрание сочинений в пяти томах. М.-Л., 1946–1961. Избранные труды по геометрии. М., изд-во Академии наук СССР, 1956.П. С. Александров, Н. И. Лобачевский - великий русский математик. М., изд-во «Знание», 1956.A. В. Васильев, Николай Иванович

Из книги Чехов автора Бердников Георгий Петрович

Краткая библиография Основные издания сочинений А. П. ЧеховаПолное собрание сочинений, тт. 1-23. Пб., А. Ф. Маркс, 1903–1916.Полное собрание сочинений и писем, тт. 1-20. М., Гослитиздат, 1944–1951.Собрание сочинений, тт. 1-12. Вступ. статья В. В. Ермилова. М., Гослитиздат, 1960–1964.Переписка,

Из книги Дягилев автора Чернышова-Мельник Наталия Дмитриевна

КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ Аловерт Н. Балерина-ассолюта Александра Данилова // Русский базар. 2004. № 7 (407). 5-11 февраля.Бакл Р. Вацлав Нижинский: Новатор и любовник. М., 2001.Балет: Энциклопедия. М., 1981.Белый А. Начало века. М., 1990.Бенуа А. Н. Дневник 1906 года // Наше наследие. 2006.

Из книги Курчатов автора Асташенков Петр Тимофеевич

Краткая библиография И. Курчатов, Сегнетоэлектрики. Л.-М., ГТТИ, 1933.И. В. Курчатов, Д. Н. Наследов, Н. Н. Семенов, Ю. Б. Харитон, Электронные явления. Л., ОНТИ, 1935.И. Курчатов, Расщепление атомного ядра. М.-Л., 1935.И. В. Курчатов, Деление тяжелых ядер. «Успехи физических наук», 1941, т. 25,

Из книги Розанов автора Розанов Василий Васильевич

КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ I. СОЧИНЕНИЯ В. В. РОЗАНОВА (посмертные издания)Собрание сочинений / Общая ред. А. Н. Николюкина. М.: Республика, 1994–1999. (Без нумерации томов.)1. Среди художников. - Итальянские впечатления.2. Мимолетное. 1915 год. - Черный огонь. - Апокалипсис нашего

Из книги Лунин автора Эйдельман Натан Яковлевич

Краткая библиография Сочинения М. С. ЛунинаМ. С. Лунин, Сочинения и письма. Ред. и прим. С. Я. Штрайха. Пг., 1923.М. С. Лунин, Общественное движение в России. Письма из Сибири. Ред. и прим. С: Я. Штрайха М., 1926.Литература о ЛунинеН. В. Басаргин, Записки. Пг., 1917.А. Д. Боровков,

Из книги Сальвадор Дали. Божественный и многоликий автора Петряков Александр Михайлович

Краткая библиография Бергсон Анри. Смех в жизни и на сцене. СПб., 1900.Бергсон Анри. Творческая эволюция. М.; СПб., 1914.Бона Доминик. Гала, муза художников и поэтов. Смоленск, 1996.Выготский Л. Психология искусства. М., 1965.Гибсон Ян. Безумная жизнь Сальвадора Дали. М., 1998.Дали Ана

Из книги Арманд и Крупская: женщины вождя автора Соколов Борис Вадимович

Краткая библиография Алданов М. А. Самоубийство. Армагеддон. Исторические портреты и очерки. М.: ТЕРРА, 1995.Альф Н. С. Семья Крупских в Петербурге. Л.: Знание, 1965.Арманд И. Ф. Неизвестное письмо Ленину. Из дневников //Свободная мысль, М., 1992, № 3.Арманд И. Ф. (Блонина Е.) Почему я

Из книги Главный соперник Наполеона. Великий генерал Моро автора Зотов Алексей Владимирович

Из книги Щорс автора Карпенко Владимир Васильевич

КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ «Директивы главного командования Красной Армии (1917–1920)». Сб. док. М., Воениздат, 1969.«Директивы командования фронтов Красной Армии (1917–1922». Тт. 1–2. М., 1971.«Сорок четвертая Киевская дивизия». (История походов и боевых действий 44-й Киевской стрелковой

Из книги Андрей Рублев автора Сергеев Валерий Николаевич

КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ Грабарь И. Э. Андрей Рублев. - В кн.: Грабарь И. О древнерусском искусстве. М., 1966.Алпатов М. В. Андрей Рублев. М., 1943.Алпатов М. В. Андрей Рублев. М., 1959.Лазарев В. Н. Андрей Рублев. М., 1960.Прибытков В. Рублев. М., 1960.Демина Н. А. Фрески Андрея Рублева во

Из книги Алехин автора Шабуров Юрий Николаевич

КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ КНИГИ А. А. АЛЕХИНАМеждународный шахматный турнир в Нью-Йорке, 1924. М., 1925; 2-е изд. М., 1929.Мои лучшие партии. Книга первая (1903–1923). М.; Л., 1927; 2-е изд. М.;Л., 1928.Международный шахматный турнир в Нью-Йорке, 1927. М.; Л., 1930; 2-е изд. М., 1989.На пути к высшим шахматным


Top