Тибальди певица личная жизнь. История жизни

Голос Ренаты Тебальди критики именовали чудом. Ее красивому и сильному голосу – лирико-драматическому сопрано – доступны были и тончайшие нюансы, и непринужденное преодоление вокальных сложностей. Сама певица утверждала, что она не прилагала никогда особых усилий, чтобы достичь высот вокала – ей достаточно было «открыть рот». «Личность, растворенная в вокале» – так говорили о ней.

Родина Ренаты Тебальди – Пезаро. Отец будущей певицы был профессиональным музыкантом – играл на виолончели, мать же увлекалась пением, прекрасным голосом обладали и бабушка по отцовской линии, и кузина Ренаты, которая, возможно, тоже прославилась бы как оперная певица, если б не ее ранняя смерть.

Обучаясь фортепианной игре с 8 лет, девочка мечтала о пианистической карьере и делала успехи, что позволило поступить в консерваторию в родном городе. Здесь преподаватели замечают блестящие вокальные данные Ренаты, и талантливая студентка продолжила учебу в консерватории в Парме – теперь она обучается вокальному искусству.

Оперный дебют будущей любимицы публики относится к 1944 г. – она выступила в Ровиго в «Мефистофеле» Арриго Бойто. Кармен Мелис – наставница молодой певицы – считала партию Елены в этой опере наиболее подходящей для ее дебюта: эта героиня очень мало двигается, в основном сидит на троне, такой робкой девушке, какой была в то время Рената, несложно будет сыграть такую роль. Но не только природная робость осложняла дебют Тебальди. Работа над спектаклем шла в непростых условиях, репетиции часто приходилось прерывать из-за воздушных тревог, поэтому к премьере нервы Ренаты были настолько расшатаны, что она едва не бросилась бежать, когда начал открываться занавес – но пришла в себя, как только вступил оркестр. Эту счастливую особенность – забывать обо всем, как только зазвучит музыка – певица сохранила на всю жизнь.

Продолжить выступления молодой певице удалось лишь после завершения войны. Успех в роли Дездемоны в Триесте, когда публику особенно впечатлило исполнение «Песни об иве» открыл исполнительнице путь в «Ла Скала». Она выступила на концерте в мае 1946 г. с , где пела арию из « » Джоаккино Россини и выступала в . На прослушивании, отбирая участников для концерта, маэстро сказал о молодой певице: «У нее ангельский голос». На этом концерте Тебальди была единственной певицей, которую миланская публика прежде не слышала – тем сильнее оказалось произведенное ею впечатление.

В дальнейшем ведущие партии следуют одна за другой: Эльза в « », Мими в « », Маргарита в « », Виолетта, Аида, Тоска… Певица выступает и в других театрах родной страны, а также в США, Великобритании, Австрии и иных странах. Певицу полюбили по обе стороны океана, «мисс Аншлаг» – так именовали ее в США, а в память о выступлении ее в « » в городе Хэртфорде, расположенном в штате Коннектикут, появился сквер Ренаты Тебальди.

Не всегда певице сопутствовал успех – например, однажды она не вполне удачно спела Виолетту в Милане – но чаще всего в восторженных отзывах недостатка не было: «Пение Тебальди полно мягких оттенков и светотеней», «Некому даже составить ей хоть какое-то подобие конкуренции».

Впрочем, соперница у Ренаты Тебальди все же была – таковой становится . Знаменитое соперничество двух примадонн разделило любителей оперы на два лагеря – подобно тому, как в СССР поклонницы разделялись на «лемешисток» и «козловитянок». Сама артистка охарактеризовала ситуацию так: «Армия поклонников огромна, но армия поклонников Тебальди, думаю, больше». Не оставалась в долгу и . По ее словам, считать их соперницами можно будет лишь тогда, когда Тебальди исполнит партию Нормы или Лючии, а в следующий вечер споет Виолетту или Медею, а пока этого не произошло, сравнивать их невозможно, как нельзя сопоставлять шампанское и кока-колу. Не обошлось и без экстравагантных выходок со стороны поклонников – например, после одного из спектаклей в «Ла Скала» некий зритель бросил пучок редиски вместо букета цветов (разумеется, в этом обвинили поклонников Тебальди), а Рената жаловалась на анонимные телефонные звонки с угрозами…

Возможно, в реальности соперничество двух примадонн и не было таким ожесточенным, как это представляли (или пытались представить) поклонники и пресса, выносившая его в заголовки, но оно стало частью публичного образа обеих певиц – и с этим приходилось считаться. Например, Рената Тебальди отказывалась петь в «Ковент-Гарден», когда там пела

В 1975 году Тебальди порадовала своим выступлением советскую публику. В концертную программу вошли и вокальные миниатюры, и фрагменты из опер.

Скончалась Тебальди в возрасте восьмидесяти двух лет. Сообщая о ее смерти, многие газеты помещали заглавие: «Умерла соперница », – хотела того Рената Тебальди или нет, но этот «титул» остался за нею навсегда.

Музыкальные Сезоны

Среди этого великолепия, безусловно, совершенно особое место принадлежит одному голосу, который без какой бы то ни было доли сомнения можно отнести к вокальному идеалу: насколько безупречен он с технической точки зрения, настолько выразителен в эмоциональном плане. Трудно писать о таком феномене, слова бессильны передать всю его красоту и совершенство, хочется просто слушать и слушать, погружаясь в этот волшебный мир неземной гармонии. Однако сегодня есть прекрасный повод поговорить о владелице этого божественного дара, щедро делившейся им со своими слушателями - великая Рената Тебальди празднует свое 80-летие!

Одна из самых выдающихся певиц ХХ века родилась 1 февраля 1922 года в Пезаро, в городе гениального Россини, чье имя, впрочем, не стало путеводной звездой в ее карьере. Незадолго до появления на свет маленькой Ренаты ее родители расстались, что наложило отпечаток на характер и судьбу будущей дивы: она была очень привязана к своей матери Джузеппине, будучи уже знаменитой певицей не предпринимала ни одного гастрольного турне и не подписывала ни одного контракта без ее участия. Смерть сеньоры Тебальди в 1957 году стала огромным ударом для оперной знаменитости. Такое отношение к матери объясняется и еще одной причиной: с трех лет девочка была больна полиомиелитом, долгие годы привязана к постели, и только самоотверженные усилия Джузеппины Тебальди вернули ребенка к нормальной жизни.

Свое музыкальное образование Тебальди начала в десятилетнем возрасте, обучаясь игре на фортепиано частным образом с одним из педагогов Пармской консерватории. Вскоре, однако, обнаружилось, что ее пианистические способности весьма скромны. Но что действительно было у юной Ренаты - так это голос. "В то время я и не собиралась учиться пению, но, занимаясь на рояле, очень любила напевать. Мой педагог заметила это. Не сказав мне ни слова, она договорилась о прослушивании в Пармской консерватории". Сказавшись восемнадцатилетней, в то время как ей было только шестнадцать, Тебальди спела монолог Чио-Чио-сан и была принята на вокальное отделение в класс к педагогу Д.Кампогальяни. Через два года случай свел Тебальди с прославленной в прошлом певицей Кармен Мелис: та была частой гостьей в одном из пезарских кафе, владельцем которого был Валентино Тебальди, дядя Ренаты. Он то и упросил бывшую примадонну прослушать его талантливую племянницу. Мелис нашла манеру пения юной Тебальди ужасающей, однако природная красота тембра приятно удивила привередливую экс-диву и она согласилась давать уроки молодой певице. Когда через месяц Тебальди вернулась в Парму, вся консерватория заговорила о ее преображении: результат занятий с Мелис был так впечатляющ, что никто не мог узнать в этом новом голосе прежнюю студентку. Рената занималась с Мелис еще несколько лет, после чего та устроила ей профессиональный дебют в оперном театре города Ровиго - Тебальди спела там партию Елены в опере Бойто "Мефистофель" под управлением Джузеппе дель Кампо. Эту небольшую, но эффектную роль Рената разучила со своим педагогом всего за десять дней, причем Мелис подготовила ее не только в вокальном плане, но и изрядно поработав над драматическим образом. Дебют прошел с колоссальным успехом, однако раздираемая войной Италия совершенно не имела возможности уделять внимание своим молодым певцам: два года Тебальди перебивалась случайными выступлениями во второразрядных итальянских театрах.

1946-й год круто изменил ее жизнь. Спектакль "Отелло" в Триесте, где молодая певица выступала в паре со знаменитым Франческо Мерли, стал настоящей сенсацией, возвестив всей Италии - на горизонте появился новый прекрасный голос. "Немедленно все самые лучшие театры открыли передо мной свои двери, и я с удивлением обнаружила, что все жертвы моей матери оказались не напрасны. До конца моей карьеры Дездемона осталась моей самой любимой героиней, жертвой любви и зависти, которые не признают никаких законов".

Мир узнал об "ангельском голосе" 11 мая 1946 года благодаря Артуро Тосканини: великий маэстро дирижировал торжественным концертом на открытии восстановленного после войны театра "Ла Скала", в котором Тебальди исполнила отрывки из оперы Россини "Моисей" и Реквиема Верди. Именно Тосканини, прослушав несколько десятков претендентов, выбрал двадцатичетырехлетнюю певицу представлять искусство новой Италии и не ошибся: выступление дебютантки произвело эффект разорвавшейся бомбы, публика просто обезумела, аплодируя новой звезде и это при том, что в том концерте участвовали лучшие певцы Италии тех лет - Мафальда Фаверо, Мариано Стабиле, Танкреди Пазеро…

Карьеру Тебальди условно можно разделить на три периода. Первый - со времени ее профессионального дебюта в 1944 году и до ее появления в "Метрополитен" в 1955. Тебальди поет преимущественно в крупнейших театрах Италии - "Ла Скала", "Сан-Карло", Римской опере, флорентийском "Коммунале". В это время певица исполняла самый разнообразный репертуар - от Генделя и Моцарта до Верди, Вагнера и Пуччини. Ее колоратуры в "Осаде Коринфа" Россини, исполненные легко и непринужденно, сегодня немало удивляют тех, кто знаком с манерой ее пения более позднего периода. В тот период критики называли ее голос "чудом", особенно поражаясь тому, как сочетаются в нем драматическая сила и лирическая выразительность. Во второй период - с 1955 по 1963 годы - она выступала главным образом в США, в "Метрополитен" и Лирической опере в Чикаго, сосредоточившись на партиях, требовавших уверенного владения верхним регистром - Виолетта, Графиня Альмавива, Эльза в "Лоэнгрине". Именно на этот период приходится расцвет творческой деятельности певицы. Триумфы следуют один за другим. Помимо США она поет в Лондоне, Вене, Париже, Берлине, Южной Америке, часто выступает с сольными концертами. В 1963 году Тебальди покидает сцену на один сезон с тем, чтобы, пересмотрев свою вокальную технику, вернуться с голосом, полным темных, трагических красок, подарившем ей феноменальный успех в одной из лучших ее ролей - Джоконде из одноименной оперы Понкьелли. С середины 1960-х годов размах ее артистической деятельности ослабевает, она реже выступает в опере, хотя много записывается на пластинки. Ее последние выступления на оперной сцене состоялись в 1973 - с немалым успехом Тебальди пела тогда Алису в "Фальстафе" и Дездемону в "Отелло". В последующие три года певица объездила с концертами весь мир (в том числе побывала в 1975 году единственный раз в СССР, проведя триумфальные выступления в Москве, Ленинграде и Киеве), после чего, как написал в своих воспоминаниях Георг Шолти, "нашла в себе мужество и мудрость уйти вовремя, оставив публику полной воспоминаний о прекраснейшем голосе столетия". Это не совсем так, поскольку, начиная с 1970 года она уже испытывала некоторые вокальные проблемы. Однако мощь и красота ее голоса и на излете карьеры мало кого могли оставить равнодушным.

У каждого поколения свои примадонны, поэтому почитатели таланта той или иной дивы всегда сетуют на упадок вокальной техники, с ностальгией вспоминая золотые дни славного прошлого. Рената Тебальди в 1950-60-е годы возродила в своем искусстве итальянскую школу пения 1920-30-х годов, тот вокальный стиль, который мы можем слышать в записях звезд довоенной поры - Клаудии Муцио, Джины Чиньи и Марии Канильи. Ее голос принадлежит к тому типу, который сегодня весьма трудно сыскать: чистейшее и грациозное лирическое сопрано с нижним регистром контральтового окраса, сверкающими, ясными и свободными верхами и исполинской силой звучания. Его звуки - яркие, полнокровные, искрящиеся, льются с поразительной легкостью и свободой. Красота ее тембра настолько абсолютна, что кажется, что одного этого было бы достаточно для того, чтоб войти в историю мировой оперы навсегда. Однако Тебальди и безукоризненный мастер вокала, ее техника позволяет петь с удивительной ровностью звуковедения, необыкновенной пластичностью, бесподобным разнообразием нюансов.

Репертуар певицы насчитывает около полусотни центральных партий преимущественно в операх итальянских композиторов XIX - начала XX веков. Как уже упоминалось, в начале своей карьеры Тебальди пела и музыку XVIII века, и романтическую оперу бельканто, и опусы Вагнера, но позже практически полностью сосредоточилась на операх Верди и веристов. Именно в этих произведениях наиболее полно раскрылся ее музыкально-драматический талант, и трактовка ею таких партий как Аида, Виолетта, Дездемона, Леонора в "Силе судьбы", Тоска, Мими, Мадлен в "Андре Шенье", Адриенна Лекуврер стали исключительными событиями в мире музыки. В звездный период своей карьеры редким исключением было исполнение певицей неитальянских партий, и тем приятнее, что именно тогда была спета единственная русская партия ее репертуара - Татьяна в "Евгении Онегине" Чайковского.

Практически весь свой оперный репертуар Рената Тебальди записала на грампластинки. На сцене она пела с выдающимися тенорами своего времени - Бергонци, ди Стефано, дель Монако, Корелли, Такером, Краусом и только что начинавшим карьеру Доминго, но в студии наиболее частым ее партнером был Марио дель Монако. Однако вряд ли его можно назвать идеальным тенором для Тебальди: его аффектированная манера пения производит на слушателя неизгладимое впечатление, но совершенно не дает по достоинству оценить ювелирную нюансировку его партнерши.

Сама певица не раз говорила, что Пуччини является ее любимым композитором, она оставила немало записей его опер (среди них и те, которые никогда не исполняла на сцене): "Богему", "Тоску", "Мадам Баттерфляй", "Турандот" (партия Лиу), "Манон Леско", "Девушку с Запада" и три центральных сопрановых партии в "Триптихе". Наиболее удачной она считает свою запись "Мадам Баттерфляй" с Карло Бергонци, но многие специалисты особенно выделяют "Сестру Анджелику", где наиболее ярко проявился драматический талант певицы.

Среди ее многочисленных вердиевских записей лучшими бесспорно являются Аида и Дездемона в "Отелло". Аиду певица записывала неоднократно, но классической по праву считается версия, сделанная под управлением Герберта фон Караяна. Тебальди жаловалась, что в студии Караян был настоящим деспотом, заставляя ее по двадцать раз пропевать одни и те же пассажи, однако такое усердие не пропало даром, и мир получил одну из совершеннейших интерпретаций бессмертного творения Верди. С Караяном же Тебальди сделала и "Отелло", запись которого, несмотря на появившиеся позже не менее выдающиеся исполнения, является грандиозным достижением и дирижера, и певицы, и ее партнера Марио дель Монако.

Рената Тебальди вошла в историю мировой оперы прежде всего как выдающаяся вокалистка, певица с удивительно красивым, горячим и проникновенным голосом, высокой вокальной культурой. Как певица она имела не много равных себе не только в Италии, но и во всем мире. Спектакли и концерты с ее участием практически с самого начала ее артистической деятельности становились большими художественными событиями, ее дискографическое наследие пользуется огромной популярностью и в наши дни, спустя четверть века после окончания ее творческой карьеры, являя собой совершенные образцы оперного искусства.

В детстве будущая певица училась игре на фортепиано у частного педагога, затем поступила на фортепианный факультет Пезарской консерватории. Продолжала музыкальное образование уже на вокальном отделении Пармской консерватории у Д. Кампогальяни. Закончив его в 1943 году, она еще некоторое время занималась со знаменитой певицей Кармен Мелис.

Дебют Тебальди на сцене оперного театра города Ровиго состоялся в 1944 году; в опере "Мефистофель" Бойто двадцатидвухлетняя певица спела партию Елены. Но подлинное признание начинающей вокалистке принесло участие в концерте Артуро Тосканини, когда в мае 1946 года он впервые после войны дирижировал оркестром миланского театра "Ла Скала". Певица исполнила отрывки из оперы "Моисей" Россини и "Реквиема" Верди. Крупный успех у публики и поддержка прославленного маэстро позволили молодой артистке сразу же войти в состав труппы театра.

Начиная с сезона 1946/47 года Тебальди выступает на подмостках миланской оперы. Исполнение партий Аиды, Виолетты, Дездемоны ("Аида", "Травиата", "Отелло" Верди), Тоски, Мими ("Тоска", "Богема" Пуччини), Мадлен ("Андре Шенье" Джордано) принесло ей огромную популярность. Эти роли признаны высшими достижениями певицы. Критики называли ее голос "чудом", особенно поражаясь тому, как сочетаются в нем драматическая сила и лирическая выразительность.

С 1950 года Рената Тебальди начала гастролировать за рубежом. Лучшие оперные театры Западной Европы и Америки наперебой приглашали ее, но все же большую часть времени артистка проводила в Италии. Кроме Милана, она пела в оперных театрах Рима, Неаполя, Флоренции и других крупнейших итальянских городов.

Как раз в этот период ею особенно заинтересовались американские антрепренеры. Начиная с 1955 года, когда Тебальди дебютировала в нью-йоркском театре "Метрополитен опера", певицу чаще всего слушают американские любители музыки.

Расцвет артистической деятельности Ренаты Тебальди приходится на вторую половину пятидесятых - начало шестидесятых годов. Она поет на сценах Венской государственной оперы, лондонского театра "Ковент-Гарден", парижской "Гранд опера", западно-берлинского театра "Дойче опер", часто выступает с сольными концертами.

В середине 60-х годов размах ее артистической деятельности несколько ослабевает, хотя и в эти годы она много записывается на пластинки. Однако в оперном театре уже выступает реже, основное внимание уделяя концертному исполнительству. В качестве камерной певицы Рената Тебальди посетила Россию осенью 1975 года. Ее концерты в Москве, Ленинграде и Киеве прошли с триумфальным успехом. В следующем году знаменитая певица прекратила артистическую деятельность.

Искусство Ренаты Тебальди служит высоким образцом преемственности лучших традиций итальянской вокальной культуры. Как певица она имела в Италии не много равных себе и, по единодушному мнению, обладает одним из замечательных голосов нашего столетия.

Лучшие дня

Вокальные средства, которыми располагает Тебальди, позволяли ей проявить себя в самом разнообразном репертуаре; она могла стать превосходной "моцартовской" или даже, может быть, "вагнеровской" певицей, прославиться как исполнительница произведений эпохи Беллини-Доницетти, требующих настоящего "бельканто".

Но Рената Тебальди выбрала другой путь: в историю вокального искусства она вошла как "вердиевская" певица.

Вердиевская вокальная школа, ставившая своей задачей создание полнокровного вокально-сценического характера на оперной сцене, придавала важное значение выразительности вокальной декламации, строго индивидуальному подходу к каждому музыкальному образу. Искусство Тебальди восходит к более поздним образцам вердиевской вокальной школы, обогащенной в конце 90-х годов прошлого столетия завоеваниями веризма. Непосредственной предшественницей Тебальди поэтому следует считать знаменитую итальянскую певицу Клаудию Муцио (1892-1936).

Почти весь свой оперный репертуар Тебальди записала на грампластинки. Среди грамзаписей Тебальди есть и сцена письма Татьяны из "Евгения Онегина" - в этой опере певица выступала в "Ла Скала" в 50-х годах.

Тонкое вокальное мастерство певицы, большое исполнительское обаяние, какая-то особая грациозность и непосредственность, с которыми Тебальди держалась на концертной эстраде, глубокое проникновение в эмоциональную сущность художественного образа - все это привлекало к камерным вечерам певицы не меньший интерес любителей музыки, чем к оперным спектаклям с ее участием. В историю вокальной культуры XX века Рената Тебальди вписала яркую, блистательную страницу.

Итальянская певица (сопрано). Артуро Тосканини не только самый прославленный, но и самый суровый из всех маэстро. Дирижерские палочки, сломанные в порыве неистовой ярости, карманные часы, разбитые об пол, напоминали молнии Юпитера, извергаемые в адрес музыкантов-грешников, а если бы разгневанный взгляд его черных глаз мог уложить наповал, то армия поющих знаменитостей от Зальцбурга до Нью-Йорка многих бы недосчиталась. Выдающихся певцов, испытавших на себе силу его гнева, в нашем веке гораздо больше, чем тех, кто заслужил от Тосканини похвалу. Еще никому из великих не удалось остаться неуязвимым для насмешки неподкупного дирижера. Но когда в 1946 году набирали лучшую труппу для концерта, средства от которого пошли на восстановление разрушенной войной Миланской оперы, и перед маэстро предстала на прослушивании юная Рената Тебальди, маэстро был глубоко потрясен. «Браво! - сказал он. - «У нее ангельский голос». Тогда она еще не была самой «Тебальди». Но вскоре, ступенька за ступенькой, поднялась на вершину славы, на ту самую вершину, где сегодня награждают неофициальным титулом Primadonna assoluta на галапремьерах, которыми открывается театральный сезон в «Ла Скала» и «Метрополитен».

Ангельский голос остался при ней, но «настоящей примадонной» певица не стала. Этот нимб присвоила себе ее соперница Мария Каллас, привлекшая внимание скандальной помпезностью, которой не знали со времен Патти. Тебальди никогда не давала поводов для разговоров кроме как на сцене или концертной эстраде, но этого оказалось недостаточно, чтобы хозяева мелькающего голубого экрана с хорошим чутьем на предвещающие прибыль предприятия удостоили ее главной роли. Такую популярность в народе не создали бы все ее оперные триумфы и самые высокие награды. Широкой известностью певица в гораздо большей степени обязана своей смертельной врагине. Слава Тебальди и слава Каллас являлись порождением друг друга.

Примадонна как тип всегда оставалась парной фигурой. Гранд-дама Фаустина Бордони и распутная Куццони представляли зрелое барокко, почтенная графиня Зонтаг-Росси и раскованная, презирающая все условности Шрёдер-Девриент - начало XIX века. Вот и в наши дни, которые, подобно бидермейеру, устали от «великих времен», люди стремятся преодолеть свою усталость различными искусственными возбудителями, пытаются разрешить оперные противоречия с помощью соперничающей пары, такой заманчивой и обворожительной: Каллас и Тебальди, «тигрица» и «голубка», окруженная скандалами примадонна и обладательница ангельского голоса, на личную жизнь которой свет пролился лишь тогда, когда она попала в яркий луч карьеры Каллас.

Их пути достаточно часто пересекались, что зависело не только от одновременного творческого взлета, но и от поклонников, собиравшихся вокруг двух равных соперниц. По сути каждая могла бы спокойно прокладывать собственную дорогу, хотя их «поприща» перекрещивались и перекрывали друг друга (обе пели Аиду, Сантуццу, Баттерфляй, Мими, Тоску): ведь там, где речь шла о высочайших достижениях, их нельзя было считать настоящими конкурентками.

Тебальди не придет в голову превзойти свою соперницу в роли высокодраматической Медеи или затмить блистательные колоратуры ее Лючии, так же как Каллас никогда не отважится на сравнение в роли кроткой Дездемоны. Но прежде чем границы были очерчены (что из-за универсального таланта и честолюбия Каллас представлялось довольно трудным делом), любители оперы, особенно миланцы, стали свидетелями войны примадонн, которая много лет с переменным успехом велась на сцене и за кулисами.

Тактические бои знаменовались истерическими скандалами и затишьем, оружием служили злые высказывания и сладкий яд изобличения, лазутчики с обеих сторон делали все возможное, чтобы разжечь вражду. Тебальди жаловалась на навязчивые телефонные звонки и анонимные угрозы. Каллас со своей стороны почернела от злости, когда с галерки «Ла Скала» вместо букета цветов перед ее ногами упал пучок редиски, - конечно, во всем обвинялась Тебальди. Однажды Каллас заняла место в центральной ложе, желая узнать соперницу поближе, но та отправила свою мать к директору театра Гирингелли с ультиматумом, что не издаст ни звука, пока ее будет преследовать злобный взгляд врагини. Каллас действительно ничего не оставалось, как пересесть в более закрытую ложу. «Рената - женщина без стержня», - высказала она свое мнение корреспонденту нью-йоркского «Таймс», в своем читательском письме Тебальди сделала ответный выстрел: «У меня есть то, чего она лишена, - сердце».

Некоторое время «тигрица» оставалась победителем на поле сражения в оперных джунглях, однако Рената Тебальди получила удовлетворение от возвращения в «Ла Скала», где на открытие сезона в Рождество 1959 года ее Тоску чествовали с демонстративным восторгом. Она испытывала не только радость возвращения «блудной дочери» и признания своих выдающихся успехов, но вместе с возрастающей популярностью чувствовала, как растет ее обида в отношении неверной Каллас, которая снова рассорилась с «Ла Скала».

В роли Тоски и Виолетты штутгартская Государственная опера увидела Тебальди в начале лета 1955 года во время ее первого выступления в Германии. Обе партии сама Тебальди относит к числу самых любимых, с ними певица праздновала триумфы и в «Метрополитен». При этом нельзя сказать, чтобы эти роли были написаны специально для певицы ее типа. Ведь для достижения наибольшего правдоподобия в изображении Дамы с камелиями, страдающей чахоткой, Тебальди не хватало комедиантской утонченности, которая бы придала ее цветущему женственному и пышущему здоровьем облику изысканный привкус гниловатого полусвета.

Как-то в одном интервью Тебальди попросили назвать крупнейшую певицу современности. Она ответила: «Разумеется, это я!», и несколько мгновений наслаждалась удивлением бестактного журналиста, который не ожидал от нее такого укола в адрес Каллас, а потом с улыбкой добавила: «Видите ли, во мне роста метр семьдесят четыре, можете ли вы назвать еще хоть одну сопрано выше меня?» По таким меркам Тебальди обгоняла большинство своих партнеров, некоторых даже на целую голову. В Вероне ее величественная фигура потерпела единственное в карьере певицы фиаско. Веронские патриоты жаждали всегда слышать рядом с ней местного тенора, но дирекция в упор не видела этого певца. Когда же публика увидела на сцене другого, который случайно оказался выше ростом, то разочарованные поклонники тенорочка приписали пренебрежение своим любимцем именно Ренате Тебальди и забросали ее гнилыми яблоками и персиками, а уже на улице веронские фанатики презрительно шикали ей вслед: «Вот она, эта каланча!» Следует заметить, «каланча» производила отнюдь не валькирическое впечатление. Тебальди - статная женщина, которую после лечения от ожирения деликатно можно назвать чуть полноватой. Лицо, лучезарные голубые глаза и темные волосы с прямым пробором придают всему ее облику благородные черты, которые с поразительной точностью отражают душевную физиономию страдающих от любви героинь из опер Пуччини и Верди, - тех, что составляют ее истинную вотчину.

Виолетта Ренаты Тебальди поражает богатой полнотой своего сопрано - немецкие театры уже привыкли к колоратурному писку. Теплая красота тембра естественно насыщает партию, которая сочетает в себе возможности многих типов голосов: колоратурное пение в первом акте, с которым Тебальди справляется с удивительной легкостью, драматический пафос во втором и тончайший лиризм в последнем. Незабываемо, как в большом дуэте с Жермоном-старшим она передает душевные переживания Виолетты, которая решила пожертвовать своим счастьем: пианиссимо певицы, похожее на легкое дуновение, доносится до самого дальнего уголка огромного оперного зала.

Флория Тоска в исполнении Тебальди появляется в броском лиловом дамском фраке и декольтированном бальном платье - примадонна до мозга костей и без тени экзальтации. В блестящей арии «Vissi d’arte, vissi d’amore» (Я жила искусством, я жила любовью – итал.) певица отказывается от всяких актерских уловок. Она живет и выпевает «молитву» (которая по сути есть исповедь отчаявшейся души), руководствуясь одним духом музыки. Поразительное, от начала до конца совершенное мастерство заключается в том, как Тебальди накаляет и пронизывает чувством свое безупречное бельканто. Когда потом она запускает сигнальную ракету верхнего «си», то затмевает все не столько физической силой величавого звука, сколько выходящей на поверхность душевной энергией.

Тебальди в образе Тоски не застревает навечно в памяти, певица не «делает» ничего особенного, поэтому-то ее игра не похожа на «притворство». Она гармонично приводит в унисон артистизм и выразительность голоса, которые являются врожденными качествами ее народа, а для него прекрасное пение и движения тела слиты воедино. В остальном ее художественный профиль приобрел с годами более четкие очертания. «Мне нравятся драматические роли, - сказала она в одном интервью, - я люблю входить в роль и играть. С тех пор как я справилась с техническими сложностями, я стала более раскованной и свободной и могу уделять больше внимания театральной стороне».

Ей всегда нужны были роли, обладавшие человеческим, задушевным фоном. Просто отточенное до совершенства пение не привлекает ее. Репертуар Тебальди, вбирающий около 37 опер, вращается вокруг Верди и Пуччини: Виолетта, Аида, Дездемона, Мими, Тоска, Баттерфляй, Минни («Девушка с Запада»), Лю. Раньше она с удовольствием пела Графиню из «Фигаро» и Эльвиру Моцарта, Еву, Елизавету и Эльзу из опер Вагнера. Исполинское сопрано Тебальди вполне справлялось с ними. Ее даже называли «итальянской Флагстад». Но с тех пор как певица стала мировым светочем, ей все чаще вверяют хрестоматийные итальянские партии, которые, правда, теперь стали самыми популярными и самыми доходными.

Современную музыку Тебальди совершенно не принимает всерьез, находя ее невокальной и даже разрушительной для голоса. Поэтому она следует эпигонской традиции примадонн. Времена, когда выдающиеся дивы служили герольдами у великих композиторов своей эпохи, кажется, ушли безвозвратно. Модная певица первого ряда превратилась в хранительницу вчерашних и позавчерашних идеалов, стала столпом оперного музея, стражем красивой иллюзии. Она смело пустилась в авантюрную гонку за новыми высшими достижениями и больше не совершает экспедиций в неисследованные области искусства.

Рената Тебальди не придает никакого значения языкам кроме своего родного. Поет только по-итальянски, считая французский слишком носовым, а немецкий - чересчур задненёбным. В стремлении к совершенству певица чувствует грозящие препоны со стороны чужих языков.

Творческое существование современной дивы полностью находится под знаком культа совершенства. Распространение по всему миру долгоиграющих пластинок предоставляет каждому возможность сравнивать, чего не было в прошлые времена, и все выше и выше задирает планку исполнительского мастерства. Позади у Тебальди долгий творческий путь, но от нее можно ждать еще немало сюрпризов. Одна из ее ролей уже сегодня вполне заслуживает называться классической - я имею в виду воплощение вердиевской Дездемоны. С ней Тебальди победно дебютировала в «Метрополитен-Опера», даже в записи слышится исключительность исполнения. Эта роль для ангельского голоса. Нежная мелодия любви под звездным небом восхищает и волнует, крик Дездемоны, предчувствующей смерть, при прощании с Эмилией приводит в смятение даже самых прожженных оперных гурманов. В песне об иве еще чувствуется земной страх, дрожь меланхолии, а в Ave Maria уже звучит только чистая, просветленная отрешенность, музыка из другого мира - обо всем этом может поведать только великое, благословенное искусство.

Ангельский голос отвечает и тому впечатлению, которое производит Рената Тебальди как человек. Обладая совсем неподходящим для примадонны характером, за кулисами певица становится бесцветным буржуазным персонажем и дает мало пищи для пересудов. Тебальди предпочитает жить в уединении, целиком посвящая себя искусству. Похоже, ее единственной страстью остается охота за антиквариатом, которым она украсила свой дом в Милане. В течение долгих лет Рената ездила по миру со своей матерью - неразлучной спутницей, советницей, экономкой и подругой. Смерть госпожи Тебальди в 1958 году потрясла дочь до глубины души. Она знала, что обязана матери мужеством и поддержкой в трудное время, когда юная Рената имела больше шансов стать галантерейщицей или телефонисткой, а вовсе не певицей и уж тем более никак не примадонной.

Она родилась 2 ноября 1922 года в Пезаро, в том же городе, что и Джоаккино Россини, но это никак не отразилось на судьбе Ренаты. Отец служил тапером в кинотеатре; вскоре он переехал с семьей в Лангирано под Пармой, и во времена безработицы мать подрабатывала вязанием. Детский спинальный паралич на целых три года приковал маленькую Ренату к постели (даже теперь ей нельзя переутомляться). Она училась играть на рояле, но когда в тринадцать лет закончила школу, о карьере певицы даже речи не было. Мать побудила ее брать уроки пения в Консерватории, когда Ренате исполнилось уже семнадцать. В Милане известный педагог Кармен Мелис распознала в молодой девушке талант, и после долгих лет учебы Тебальди отважилась дебютировать в Ровиго в партии Елены из «Мефистофеля» Бойто. Примечательно, что в том же театре делал свои первые шаги Джильи. Италия обратила внимание на Ренату Тебальди только после Второй мировой войны, когда в Триесте ее Дездемона имела грандиозный успех. Потом Тосканини пригласил ее на вышеупомянутый концерт. С этого момента, немного опередив Каллас, она в одну ночь оказалась на вершине славы. Вскоре во всех крупнейших оперных театрах Италии Тебальди стала желанной гостьей - в Риме, Неаполе, Венеции. В «Ла Скала» ее считали бесспорной путеводной звездой молодого поколения. Франция, Испания, Южная Америка старались заполучить ее, в 1950 году певица впервые посетила Соединенные Штаты (Сан-Франциско), но только в 1955 году покорила золотую подкову «Метрополитен-Опера» в Нью-Йорке.

С тех пор ее оттуда не отпускали. Каждый год она давала от двадцати до тридцати представлений. Только Каллас могла оспаривать у нее титул абсолютной примадонны. Часто Тебальди оставляла в тени своих соперниц. Так, музыкальный критик сообщает о «буре аплодисментов», которые в 1957 году вызвала ее Мими: «Овации превзошли ожидаемые демонстрации поклонников Тебальди или противников Каллас. Овации раздавались сверху и снизу, отовсюду. Они превосходили прием, который был оказан в «Метрополитен-Опера» Марии Каллас в прошедшем сезоне». Через год другой критик выразил мнение тысяч, когда начал свой рассказ о нью-йоркской премьере «Мадам Баттерфляй» словами: «Рената Тебальди, величайшее сопрано в мире…»

Ее соотечественники придерживались того же мнения, когда присудили певице две высшие награды, которые выдаются на родине пения, - вновь учрежденного «Orfeo d’oro» в 1956 году, чьим первым обладателем был Джильи, а два года спустя - «Viotto d’oro», самую престижную награду для певицы.

Материал подготовлен на основе книги К. Хонолки “Великие примадонны” (перевод – Р. Солодовник, А. Кацура).

Один из самых сильных женских оперных голосов ХХ века, умерла в ночь на субботу, в 3.30, в своем доме в Сан-Марино. "Синьорина Тебальди" - как ей нравилось, чтобы ее называли - родилась в Пезаро в феврале 1922 года. В возрасте трех лет ее поразил полиомиелит, но после нескольких лет лечения ей удалось выздороветь. После учения она окончательно поправилась. Она училась на сопрано сначала в Пармской консерватории, а затем - в Пезаро. В 1944 году она дебютирует в Ровиго в роли Елены из "Мефистофеля" Бойто, а в 1946 участвует в концерте, посвященном открытию "Ла Скала", под управлением Артуро Тосканини. Именно он-то и назвал ее "ангельским голосом" - определение, которое следовало за ней на протяжении всей ее карьеры. В 1948 году она выступает в Римской Опере и на веронской Арене и с этого года вплоть до 1955-го она постоянно выступает и в "Ла Скала" с широчайшим репертуаром. С 1951-го года она каждый год поет в нью-йоркском Метрополитен-Опера, членом которого она была с 1954 по 1972 годы. В этот же период выступает она и в Париже, Буэнос-Айресе, Рио, Барселоне, Чикаго, Сан-Франциско, Вене и Лос-Анжелесе. Это годы творческого соперничества с другой дивой сцены - Марией Каллас. Тебальди пела с 74-мя дирижерами (среди которых Де Сабата, Джулини, Тосканини, Сольти и Караян). Она простилась со сценой в 1976 году, после благотворительного вечера в "Ла Скала", средства от которого направлялись пострадавшим от землетрясения во Фриули.
Государственный похороны состоятся завтра в Сан-марино, в той же церкви dei Frati Minori di Valdragone, где сейчас выставлен для прощания ее прах. Послезавтра состоится церемония в "Ла Скала"; погребение же намечена в Лангирано (Парма), где покоится и мать знаменитой сопрано, в фамильном склепе.

"Будь со мной рядом. Прошу тебя, Тина, будь рядом". И она осталась там, рядом с огромной постелью, с розой, которая была еще бледнее обычного, с "синьориной Ренатой, с моей Ниной".
Как это было всю жизнь. Вместе до конца, "сильно сжимая ее руку. Пока она не отошла. Спокойная, счастливая, с достоинством, несмотря на болезнь: она всегда была такой". Ровно в 3.30 ночи. 73-летняя Эрнестина Вигано, уроженка Монцы, бывшая для всех "синьорой Тиной", даже в последние минуты жизни заботилась о Ренате Тебальди, "ставшей со временем моей единственной семьей". Точно так же, как произошло это и с Джузеппиной - мамой сопрано, в ноябре 1957 года в Нью-Йорке, когда она умирала, шепча ноты из "Манон Леско" - последней работы дочери. "С того дня я стала следовать и жить с синьориной Ренатой". Никогда не покидая ее.

Тина - это маленькая скала: короткие серебристые волосы, забранные сзади, грустная улыбка и лицо, отмеченное морщинами. И болью. Болью, которая, как кажется, ударами воспоминаний разрушает эту скалу, которая на третьем этаже дома № 3 по улице Убертино ди Карра в местечке Кастелло Борго Маджоре в Сан-Марино вспоминает многочисленные моменты, прожитые за сорок семь лет совместной жизни. "Она хотела провести здесь последние месяцы, чтобы со своего балкона любоваться морем и этим кусочком Романьи, который синьорина Рената так любила", - говорит она очень тихо, показывая на нескончаемое освещенное побережье.
Тина была очень привязана к Тебальди: "Это была почти что миссия", - признается она с улыбкой, полной любви. Она защищала ее, помогала ей во всем, она была для нее сестрой. Движимая сначала восхищением, а затем - почти симбиотическим процессом. "Когда мне было 12 лет, я написала в своем дневнике, что пошла бы жить к важной персоне". И она говорит о судьбе. Или же о Провидении: "Когда в 1949 году, в 18 лет, я услышала, как она поет в "Отелло" в "Ла Скала", я сразу же поняла, что персона из моей фантазии - именно она". Зимой того же года состоялась первая встреча: "Я подарила ей портрет на выходе из Театра. Я была хорошей миниатюристкой". Затем последовали письма "во время многочисленных поездок синьорины Ренаты и ее мамы", вплоть до 1957 года, когда эта связь стала нерасторжимой.

"Бедная Матушка; я называла ее так, или Нина, когда мы были дома вдвоем. А она меня звала Тинин". Однако, в знак уважения Тина всегда обращалась к ней на "Вы": "Да, бедная Матушка, у всех сердце разрывалось, когда она изображала на сцене смерть в "Адриане" или "Травиате". Теперь же она по-настоящему умерла". Разбив сердце Тины: "Да, но не только мое. Нью (маленький восьмилетний пудель, четвертый у Тебальди - прим. автора), как раз когда Синьорина угасала, уселся перед дверью спальни. Казалось, что он это чувствовал. Но ее уход разбил сердце всем: знали бы вы, сколько звонков коллег, друзей, знакомых я получила..."
Слезы Тины переплетаются с нескончаемыми воспоминаниями об их совместной жизни. Самый прекрасный момент: "Когда она попросила меня жить с ней. Знаете, что я ответила? - "Наконец-то Вы меня попросили. Я целую жизнь жду этого". Самый сильный миг: "Первая ласка. Я чувствую ее даже теперь". Самая большая неожиданность: "Когда она решила оставить сцену. Решение, принятое в один день". Триумфы: "Это были настоящие триумфы. Однажды в Каргени Холле в Нью-Йорке ей аплодировали 45 минут. У меня до сих пор хранится запись". Столько воспоминаний, но "никаких сожалений. Ни по поводу пения, ни по поводу любви. "Только с Пуччини могло бы что-нибудь случиться...", - говорила она мне. В начале карьеры она рассталась с женихом, чтобы целиком посвятить себя пению. А я рассталась со своим, чтобы посвятить себя ей. Дети? Лишь однажды я слышала, как она сказала, что ей бы хотелось иметь ребенка. Думаю, что это была шутка".
Неразлучные, настолько, что "даже муж с женой не смогли бы быть ближе. Она ожидала смерть со спокойствием и элегантностью. С верой. Как это было всегда. Сжимая мою руку". И прося свою "Тинин" быть с ней рядом. "Навсегда".



Top