Что такое клавесин. Клавесин — музыкальный инструмент — история, фото, видео


Музыкант, исполняющий музыкальные произведения как на клавесине, так и на его разновидностях называется клавесинистом .

Происхождение

Самое раннее упоминание инструмента типа клавесина фигурирует в источнике 1397 года из Падуи (Италия), самое раннее известное изображение — на алтаре в Миндене (1425 год). Как солирующий инструмент клавесин сохранялся в обиходе до конца XVIII века. Несколько дольше он использовался для исполнения цифрованного баса, для сопровождения речитативов в операх. Около 1810 года практически вышел из употребления. Возрождение культуры игры на клавесине началось на рубеже XIX-XX веках.

Клавесины XV века не сохранились. Судя по изображениям, это были короткие инструменты с грузным корпусом. Большинство сохранившихся клавесинов XVI века были изготовлены в Италии, где главным центром их производства была Венеция.

Они имели 8` регистр (реже два регистра 8` и 4`), отличались изяществом. Их корпус изготовлялся чаще всего из кипариса. Атака на этих клавесинах была отчетливее, а звук — более отрывистым, чем у позднейших фламандских инструментов.

Важнейшим центром производства клавесинов в Северной Европе был Антверпен, где с 1579 года работали представители семьи Рукерс. Их клавесины имеют более длинные струны и более тяжеловесный корпус, чем итальянские инструменты. С 1590-х в Антверпене производились клавесины с двумя мануалами. Французские, английские, немецкие клавесины XVII века сочетают в себе признаки фламадских и нидерландских моделей.

Сохранились некоторые французские двухмануальные клавесины с корпусом из орехового дерева. С 1690-х во Франции производились клавесины того же типа, что и инструменты фирмы Рукерс. Среди французских клавесинных мастеров выделялась династия Бланше. В 1766 году мастерскую Бланше унаследовал Таскин.

Наиболее значительными английскими производителями клавесинов в XVIII веке были Шуди и семья Киркман. Их инструменты имели облицованный фанерой дубовый корпус и отличались сильным звуком богатого тембра. В Германии XVIII века основным центром производства клавесинов был Гамбург; среди изготовленных в этом городе инструменты с 2` и 16` регистрами, а так же с 3 мануалами. Необычно длинная модель клавесина была разработана Й.Д.Дюлкеном, ведущим нидерландским мастером XVIII века.

Во 2-й половине XVIII века клавесин стал вытесняться . Около 1809 фирма Киркман выпустила свой последний клавесин. Инициатором возрождения инструмента стал А.Долмеч. Свой первый клавесин он построил в 1896 в Лондоне и вкоре открыл мастерские в Бостоне, Париже, Хейслмире.

Выпуск клавесинов наладили так же парижские фирмы Плейель и Эрар. Плейель начала производить модель клавесина с металлической рамой, несущей толстые, туго натянутые струны; на инструментах этого типа Ванда Ландовска воспитала целое поколение клавесинистов. Бостонские мастера Фрэнк Хаббард (Hubbard) и Уильям Дайд (Dowd) первыми начали копировать старинные клавесины.

Устройство

Имеет форму продолговатого треугольника. Его струны расположены горизонтально, параллельно клавишам.

На конце каждой клавиши стоит толкачик (или прыгун). На верхнем конце толкачика лангетта в которой закреплен плектр (язычок) из пера (на многих современных инструментах — из пластмассы), чуть выше плектра — демпфер из войлока или мягкой кожи. При нажатии клавиши толкачик поднимается, плектр защипывает струну. Если клавишу отпустить, освобождающий механизм позволит плектру вернуться на место под струну без повтороного защипывания струны. Вибрация струны заглушается демпфером.

Для регистровки, т.е. изменения силы и тембра звука, используются ручные и ножные переключатели. Плавное увеличение и уменьшение громкости на клавесине невозможно. В XV веке диапазон клавесина составлял 3 октавы (в нижней октаве некоторые хроматические ноты отсутствовали); в XVI веке он расширился до 4 октав (C — c«`), в XVIII веке до 5 октав (F` — f«`).

Типичный немецкий или нидерландский клавесин XVIII века имеет 2 мануала (клавиатуры), 2 набора струн 8` и один набор струн 4`(звучащих октавой выше), которые могут использоваться по отдельности или совместно, а так же механизм копуляции мануалов. Ножные и коленные переключатели регистров появились в конце 1750-х. У большинства инструментов есть т.н. лютневый регистр характерного носового тембра (для его получения струны с помощью специального механизма немного приглушаются кочками кожи или войлока).

Композиторы, сочинявшие клавесинную музыку

Франсуа Куперен Великий
Луи Куперен
Луи Маршан
Жан-Филипп Рамо
Иоганн Себастьян Бах
Иоганн Пахельбель
Дитрих Букстехуде
Джироламо Фрескобальди
Иоганн Якоб Фробергер
Георг Фридрих Гендель
Уильям Бёрд
Генри Пёрселл
Иоганн Адам Рейнеке
Доминико Скарлатти
Алессандро Скарлатти
Матиас Векман
Доминико Циполи

Видео: Клавесин на видео + звучание

Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники:

Продажа инструментов: где купить/заказать?

В энциклопедии пока ещё нет информации о том, где можно купить или заказать этот инструмент. Вы можете это изменить!

Музыкальный инструмент: Клавесин

Наверняка на концертах вы замечали музыкальный инструмент, похожий на рояль, но значительно меньший в размерах, с несколькими клавиатурами и совершенно другим, звенящим металлическим звучанием? Название этого инструмента – клавесин. В каждой стране он называется по-разному: во Франции и России это клавесин, в Италии – чембало (а иногда и клавичембало), в Англии – харпсихорд. Клавесин – это клавишный струнный музыкальный инструмент, у которого звук извлекается щипковым способом.

Звук

Звучание клавесина трудно перепутать с каким-либо другим инструментом, оно особенное, блестящее и отрывистое. Как только вы услышите этот звук, сразу же представляются старинные танцы, балы, и знатные придворные дамы в пышных платьях с невообразимыми прическами. Главное отличие клавесина в том, что звук у него не может менять плавно динамику, как другие инструменты. Для того, что бы решить эту проблему, мастера придумали добавлять другие регистры, которые включаются при помощи ручных переключателей и рычажков. Они располагаются по бокам клавиатуры. Чуть позже возникли еще и ножные переключатели, чтобы облегчить игру.

Фото :





Интересные факты

  • Клавесин всегда считался аристократическим инструментом, украшавшим салоны и залы богатейших людей Европы. Именно поэтому в старину его делали из дорогих сортов дерева, клавиши покрывали пластинками из панциря черепахи, перламутром, а иногда и инкрустировали драгоценными камнями.
  • А вы замечали, что у некоторых клавесинов нижние клавиши черные, а верхние белые – все в точности до наоборот, чем у рояля или фортепиано? Клавесины с такой расцветкой клавиш были распространены во Франции в XVII веке. Как объясняют историки, такая отделка клавиатуры была связана с господствующим в то время в искусстве галантным стилем – на черной клавиатуре очень изящно и рельефно смотрелись белоснежные руки клавесинисток.
  • Первое время клавесин располагали на столе, немного позднее мастера добавили красивые ножки.


  • Одно время за клавесином приходилось сидеть дирижеру, причем он умудрялся левой рукой играть, а правой – руководить музыкантами.
  • Пытаясь воссоздать звук клавесина, некоторые мастера пошли на хитрость. Так, в рояле Красный Октябрь, изготовленном в советское время, третья педаль опускает на струны специальную ткань, к которой приделаны язычки из металла. Молоточки ударяют по ним и возникает характерный звук. Такая же конструкция есть и у советского фортепиано «Аккорд».
  • Ножные переключатели на клавесине появились лишь в 1750 году.
  • Поначалу динамику звука меняли с помощью удвоения и утроения струн, только в XVII-XVIII веках стали изготавливать инструменты с 2-мя и даже 3-мя мануалами, расположенными друг над другом с разными регистрами. При этом верхний мануал был настроен на октаву выше.
  • Долгое время старейшим клавесином, сохранившимся до наших дней, считался инструмент итальянского мастера Иеронимуса в 1521 г. Однако, позже нашли более древний клавесин, изготовленный 18 сентября 1515 года Винцентиусом из Ливигимено.
  • Клавесины XVI века преимущественно были итальянского происхождения (Венеция) и изготавливались из кипариса. Французские инструменты с двумя клавиатурами (мануалами) были из орехового дерева.
  • Большинство клавесинов имеет лютневый регистр, он характеризуется носовым тембром. Для того, чтобы добиться такого звука, струны заглушались кусочками ткани из войлока или кожи.
  • В средние века при дворе испанского короля Филиппа II был так называемый «кошачий клавесин». Это было устройство, состоящее из клавиатуры и прямоугольного ящика с несколькими отсеками, куда помещались кошки. Перед этим животных прослушивали, наступая на хвосты, и располагали по голосам. Затем хвосты несчастных кошек закрепляли под клавишами, при нажатии на которые, в них вонзалась игла. Животное сильно кричало, а исполнитель продолжал наигрывать свою мелодию. Известно, что Перт I также заказал «кошачий клавесин» для своей кунсткамеры.
  • У известного французского клавесиниста Ф. Куперена есть трактат «Искусство игры на клавесине», которым пользуются музыканты и в наше время.
  • Именно Куперен стал активно использовать при игре на клавесине большой (первый палец), до этого, музыканты играли только четырьмя, а пятый был не задействован. Эту идею совсем скоро перехватили и другие исполнители.
  • Известный исполнитель Гендель , в детстве был вынужден практиковаться игре на клавесине на чердаке, так как отец был против карьеры музыканта и мечтал, чтобы сын получил юридическое образование.
  • Интересно, что действие прыгунка описал У. Шекспир в своем 128 сонете.
  • Музыкантов, игравших на клавесине, называли клавиристами, так как они успешно владели еще органом и клавикордом.
  • Примечательно, что диапазон концертного клавесина середины XVIII века был шире, чем у фортепиано, которое его чуть позже вытеснило

Произведения

И.С. Бах - Концерт для клавесина, струнных и бассо континуо ре-мажор (слушать)

М. Коретт - Концерт для клавесина с оркестром ре-минор (слушать)

Г.Ф. Гендель - Сюита для клавесина №4 Sarabande (слушать)

Конструкция

Внешне клавесин своим видом немного напоминает рояль. Вытянутая треугольная форма дополнена красивыми ножками, а струны в нем располагаются горизонтально, параллельно клавишам. Каждая клавиша оснащена толкачиком, его иногда еще называют прыгуном, на его верхнем конце закрепляется язычок. Звук у клавесина извлекается при помощи щипка. При нажатии на клавишу приводятся в движение упругие язычки, изготовленные из птичьих перьев, в более современных моделях уже использовались пластмассовые. Они цепляют тугую струну,и из-за этого возникает характерный звук щипка.

История происхождения


Первые сведения об этом инструменте принято относить к 1511 году, поэтому считают, что возник он в XVI веке. Однако чуть позднее появилась новая информация о том, что в итальянском источнике 1397 года («Декамерон» Дж. Боккачо) также имеются сведения об инструменте. Самое древнее изображение датируется 1425 годом – на алтаре в Миндене.

Своим происхождением, клавесин обязан псалтериуму. Конструкция этого старинного предшественника была измена и присоединен клавишный механизм. Первые клавесины не очень были похожи на современную версию. Они были прямоугольной формы и внешне скорее напоминали «свободный» клавикорд, только струны были у него разной длины.

В свое время, клавесин был очень популярен и его успешно использовали в ансамблях, оркестре. В XVII – XVIII вв инструмент получил широкое распространение именно как сольный. Своеобразный тембр клавесина, как нельзя лучше соответствовал этому галантному времени. К началу XIX века инструмент практически вышел из обихода, пока культура игры на нем не возродилась на рубеже XIX-XX вв.

Разновидности

Название «клавесин» принадлежит клавишным инструментам с диапазоном до 5 октав и имеющих крыловидную форму. Встречаются и более маленькие по размерам разновидности инструмента, которые бывают с одним набором струн, а их диапазон доходит только до 4 октав. Так, среди них выделяются: спинет, у которого струны расположены по диагонали, мюзелар – прямоугольной формы и струнами, расположенными строго перпендикулярно клавиатуре. Кроме того, к разновидностям относится и вёрджинел.

Видео: слушать клавесин

КЛАВЕСИН

Наверняка на концертах вы замечали музыкальный инструмент, похожий на рояль, но значительно меньший в размерах, с несколькими клавиатурами и совершенно другим, звенящим металлическим звучанием? Название этого инструмента – клавесин (происходит от франц. слова). В каждой стране он называется по-разному: во Франции и России это клавесин, в Италии – чембало (а иногда и клавичембало), в Англии – харпсихорд. Клавесин – это клавишный струнный музыкальный инструмент, у которого звук извлекается щипковым способом.

Звук, тембр :

Звучание клавесина трудно перепутать с каким-либо другим инструментом, оно особенное, блестящее и отрывистое. Как только вы услышите этот звук, сразу же представляются старинные танцы, балы, и знатные придворные дамы в пышных платьях с невообразимыми прическами. Главное отличие клавесина в том, что звук у него не может менять плавно динамику, как другие инструменты. Для того, что бы решить эту проблему, мастера придумали добавлять другие регистры, которые включаются при помощи ручных переключателей и рычажков. Они располагаются по бокам клавиатуры. Чуть позже возникли еще и ножные переключатели, чтобы облегчить игру.
Интересные факты :

  • Клавесин всегда считался аристократическим инструментом, украшавшим салоны и залы богатейших людей Европы. Именно поэтому в старину его делали из дорогих сортов дерева, клавиши покрывали пластинками из панциря черепахи, перламутром, а иногда и инкрустировали драгоценными камнями.
  • А вы замечали, что у некоторых клавесинов нижние клавиши черные, а верхние белые – все в точности до наоборот, чем у рояля или фортепиано? Клавесины с такой расцветкой клавиш были распространены во Франции в XVII веке. Как объясняют историки, такая отделка клавиатуры была связана с господствующим в то время в искусстве галантным стилем – на черной клавиатуре очень изящно и рельефно смотрелись белоснежные руки клавесинисток.
  • Первое время клавесин располагали на столе, немного позднее мастера добавили красивые ножки.
  • Одно время за клавесином приходилось сидеть дирижеру, причем он умудрялся левой рукой играть, а правой – руководить музыкантами.
  • Пытаясь воссоздать звук клавесина, некоторые мастера пошли на хитрость. Так, в рояле Красный Октябрь, изготовленном в советское время, третья педаль опускает на струны специальную ткань, к которой приделаны язычки из металла. Молоточки ударяют по ним и возникает характерный звук. Такая же конструкция есть и у советского фортепиано «Аккорд».
  • Ножные переключатели на клавесине появились лишь в 1750 году.
  • Поначалу динамику звука меняли с помощью удвоения и утроения струн, лишь в XVII-XVIII вв стали изготавливать инструменты с 2 и даже 3 мануалами, расположенными друг над другом с разными регистрами. При этом верхний мануал был настроен на октаву выше.
  • Долгое время старейшим клавесином, сохранившимся до наших дней, считался инструмент итальянского мастера Иеронимуса в 1521 г. Однако, позже нашли более древний клавесин, изготовленный 18 сентября 1515 года Винцентиусом из Ливигимено.
  • Клавесины XVI века преимущественно были итальянского происхождения (Венеция) и изготавливались из кипариса. Французские инструменты с двумя клавиатурами (мануалами) были из орехового дерева.
  • Большинство клавесинов имеет лютневый регистр, он характеризуется носовым тембром. Для того чтобы добиться такого звука, струны заглушались кусочками ткани из войлока или кожи.
  • В средние века при дворе испанского короля Филиппа II был так называемый «кошачий клавесин». Это было устройство, состоящее из клавиатуры и прямоугольного ящика с несколькими отсеками, куда помещались кошки. Перед этим животных прослушивали, наступая на хвосты, и располагали по голосам. Затем хвосты несчастных кошек закрепляли под клавишами, при нажатии на которые, в них вонзалась игла. Животное сильно кричало, а исполнитель продолжал наигрывать свою мелодию. Известно, что Перт I также заказал «кошачий клавесин» для своей кунсткамеры.
  • У известного французского клавесиниста Ф. Куперена есть трактат «Искусство игры на клавесине», которым пользуются музыканты и в наше время.
  • Именно Куперен стал активно использовать при игре на клавесине большой (первый палец), до этого, музыканты играли только четырьмя, а пятый был не задействован. Эту идею совсем скоро перехватили и другие исполнители.
  • Известный исполнитель Гендель, в детстве был вынужден практиковаться в игре на клавесине на чердаке, так как отец был против карьеры музыканта и мечтал, чтобы тот получил юридическое образование.
  • Интересно, что действие прыгунка описал У. Шекспир в своем 128 сонете.
  • Музыкантов, игравших на клавесине, называли клавиристами, так как они успешно владели еще органом и клавикордом.
  • Примечательно, что диапазон концертного клавесина сер. XVIII века был шире, чем у фортепиано, которое его чуть позже вытеснило

КЛАВЕСИН, чембало (французский clavecin, от позднелатинского clavicymbalum - «клавишные цимбалы»; итальянский cembalo), музыкальный струнно-клавишный инструмент. По принятой классификации - щипково-клавишный инструмент класса хордофонов. Механизм передачи от клавиши к струне состоит из так называемого толкачика (узкая дощечка длиной 10-25 см) и закреплённого в его верхней части язычка с плектром («пёрышком»; в прошлом вытачивался из вороньего пера), зацепляющим струну. Известен с 15 века (первые описания и чертежи принадлежат Арно из Зволле, около 1445), с 16 века распространён во всех странах Западной Европы; расцвет клавесинной культуры - в конце 16 - середине 18 века.

Обычно термин «клавесин» применяется к большим инструментам с корпусом крыловидной формы (отсюда немецкое название инструмента Flügel - «крыло»), длиной 1,5-2,5 м. Клавиатура имеет такое же строение, как и у других клавишных музыкальных инструментов, однако в инструментах 16 - начала 18 века порядок чередования «диатонических» и «хроматических» клавиш в басовой части клавиатуры часто нарушен в связи с употреблением так называемой короткой октавы (с пропуском нот). Клавесин может иметь 1 или 2 (реже 3) клавиатуры - мануала. Струны натянуты вдоль корпуса перпендикулярно клавиатуре, расположены горизонтальными рядами (обычно 2-3). В 16-17 веках строились клавесины с педальной (ножной) клавиатурой, состоящей из 9-12 клавиш, связанных с басовой октавой мануала (собственных струн не имели). Каждый мануал управляет 1-2 рядами струн, которые могут использоваться вместе или по отдельности.

Разные ряды струн, вместе с управляющей ими механикой называемые регистрами, различаются по тембру и громкости, а иногда и по высоте. Регистры, высота звучания которых соответствует номиналу клавиш и нотной записи, принято называть, по аналогии с регистрами органа, 8-футовыми (сокращенное обозначение 8’). Регистры, звучащие октавой выше написанного, называются 4-футовыми (4’) (струны 4-футового регистра примерно в 2 раза короче). Операция смены регистров производится обычно вручную (с помощью рычажков) во время игры. В клавесинах 17-18 века, имеющих более одной клавиатуры, обычно присутствует копуляция - устройство, которое обеспечивает механическое сцепление клавиатур (таким образом, играя на одной из них, можно приводить в движение регистры, относящиеся к другой). Регистровка (выбор регистров и их комбинаций) имеет меньшее значение, чем на органе, что связано с более скромным набором регистров. В 18 веке, однако, широко использовался принцип «террасообразной» динамики, в целом характерный для жанра инструментального концерта (например, Итальянский концерт И. С. Баха, 1735): эффект достигается сопоставлением массивной звучности регистров нижнего мануала и прозрачной - верхнего.

Диапазон клавесина со временем менялся в сторону расширения: приблизительно от 3 октав в 15 веке до 5 октав в середине 18 века. Системы темперации - те же, что на органе и других клавишных инструментах того времени. Кроме того, авторы 16-17 века (Н. Вичентино, М. Мерсенн, А. Кирхер) описывают клавесины с количеством более 12 клавиш в октаве (разные клавиши на «бемоли» и «диезы»), дающие возможность игры во всех тональностях в чистом и среднетоновом строях (большого распространения такие клавесины не получили ввиду особой сложности игры на них).

Современная нотация клавесинной музыки в основном не отличается от фортепианной. В 15-18 веках виды клавирной нотации (так называемые табулатуры) были разнообразны (одни и те же употреблялись для всех клавишных инструментов), в них использовались нотные знаки, а также буквы (система соответствия букв нотам совпадала с современной) и цифры (было несколько систем нумерации клавиш); существовали и смешанные нотно-буквенные системы, например «старая немецкая табулатура», где верхний голос записывали нотами, а остальные - буквами. Расположение нот на 2 нотоносцах (для 2 рук) появилось около 1400 года в пьесах «Кодекса из Фаэнцы» (Италия). Количество линеек в нотоносцах не было постоянным (их могло быть 6-8). Система из двух нотоносцев с 5 линейками каждый впервые появилась в печатном сборнике «Frottole intabulate» А. Антико (1517, Рим), начиная с парижских изданий П. Аттеньяна (1529) она стала преобладающей во Франции, а со 2-й половины 17 века распространилась в других странах Европы, постепенно вытеснив остальные.

Звук клавесина - со «взрывной» атакой, яркий при возникновении, но быстро затухающий. Громкость звука практически не зависит от силы и способа нажатия клавиши. Ограниченность возможностей динамической нюансировки компенсируется в определённой степени разнообразием артикуляции. Руководства по клавирной игре 16-18 века немало внимания уделяют аппликатуре. Существенный аспект игры на клавесине - исполнение мелизмов (украшений). В тембре велика роль высоких обертонов, что сообщает звуку клавесина хорошую слышимость в концертном зале средних размеров, даже в составе небольшого оркестра. В оркестрах 18 века могли использоваться 2 клавесина; за клавесином часто сидел сам капельмейстер. Как и большинство клавишных инструментов, клавесин обладает богатыми возможностями многоголосной игры. В прошлом широко практиковались сольные импровизации. Репертуар клавесина в 16-17 веках был в основном общий для всех видов клавишных (включая орган). Крупнейшие клавесинисты: К. Меруло, Дж. Фрескобальди, М. Росси, Б. Паскуини, Б. Марчелло, Б. Галуппи, Д. Чимароза (Италия); Д. Скарлатти (Испания); Ж. Шамбоньер, Ж. А. д’Англебер, Л. и Ф. Куперен, Ж. Ф. Рамо, Ж. Дюфли (Франция). Одно из высочайших достижений мировой музыкальной культуры - немецкая клавирная музыка 16-18 века; её представители: Д. Букстехуде, С. Шейдт, И. Кунау, И. Фробергер, И. К. Керль, И. Пахельбель, И. С. Бах и его сыновья. Расцвет английской клавирной школы 16-17 века связан главным образом с вирджиналом; крупнейшие клавесинисты 18 века, работавшие в Англии, - Г. Ф. Гендель и И. К. Бах. Русский клавесинный репертуар небогат, инструмент использовался для сопровождения пения; 3 сонаты для клавесина созданы Д. С. Бортнянским.

Как и большинство других музыкальных инструментов 16-18 века, клавесин не имеет стандартного «классического» вида, но представлен множеством вариантов, созданных мастерами разных стран, эпох и стилей. Школы мастеров общеевропейского значения сложились (в разные эпохи) в Северной Италии (крупнейшие центры - Венеция, Милан, Болонья, Флоренция, среди представителей - Б. Кристофори), Южных Нидерландах (центр - Антверпен, крупнейший представитель - семья Рюккерс), Франции (семьи Бланше, Таскен, братья Эмш), Англии (Дж. Кёркман, семья Хичкок, фирма «Чуди и Бродвуд»), Германии (центры - Дрезден, Гамбург; семьи Гребнер, Фридеричи, Зильберман, Фляйшер, Целль, Хаас). Клавесин - предмет декоративно-прикладного искусства; большую часть сохранившихся исторических инструментов расписана, встречаются инкрустации перламутром и драгоценными камнями; иногда украшались и клавиши.

С последней трети 18 века клавесин быстро терял популярность в связи с развитием фортепиано, однако ещё долго оставался инструментом домашнего музицирования, особенно на европейской периферии и в странах Нового Света. В начале 19 века продолжал использоваться в итальянском оперном театре (для сопровождения речитативов).

С конца 19 века клавесинная культура возрождается. Сначала инструменты копировались, затем стали строиться в соответствии с изменившимися художественными вкусами (типовой стала модель с педальной регистровкой, широко применяется редкий в прошлом 16-футовый регистр, звучащий октавой ниже номинала). После 2-й мировой войны мастера вернулись к копированию старинных моделей; нередко новый клавесин создаётся по индивидуальному проекту. Современная исполнительская школа основана в середине 20 века В. Ландовской. Другие крупнейшие клавесинисты: Р. Керкпатрик, Ю. Дрейфюс, К. Жакоте, Г. Леонхардт, Б. ван Асперен, И. Вьюниски, К. Руссе, П. Антай, А. Б. Любимов. Со 2-й половины 20 века клавесинисты осваивают аутентичные темперации, манеру артикуляции, аппликатуру. Основа концертного репертуара - музыка 18 века и более ранних эпох. Репертуар 20 века представлен сочинениями Ф. Пуленка («Concert champêtre» для клавесина с оркестром, 1926), М. Оаны, А. Тисне, А. Лувье, Д. Лигети и других композиторов.

Лит.: Neupert Н. Das Cembalo. 3. Aufl. Kassel, 1960; Hubbard F. Three centuries of harpsichord making. 2nded. Camb., 1967; Boalch D. Makers of the harpsichord and clavichord, 1440-1840. 2nd ed. Oxf., 1974; Harich-Schneider Е. Die Kunst des Cembalo-Spiels. 4. Aufl. Kassel, 1979; Henkel Н. Beiträge zum historischen Cembalobau. Lpz., 1979; The historical harpsichord. N. Y., 1984-1987. Vol. 1-2; Копчевский Н. А. Клавирная музыка: вопросы исполнения. М., 1986; Mercier-Y thier С. Les clavecins. Р., 1990; Bedford F. Harpsichord and clavichord music of the twentieth century. Berk., 1993; Apel W. Geschichte der Orgel- und Klaviermusik bis 1700. Kassel u. а., 2004; Друскин М. Собр. соч. СПб., 2007. Т. 1: Клавирная музыка Испании, Англии, Нидерландов, Франции, Италии, Германии XVI-XVIII вв.

СЕМЕЙСТВО: Клавишные.
ТОНАЛЬНЫЙ ДИАПАЗОН: Свыше 4-х октав
МАТЕРИАЛ: Корпус из дерева, струны железные или медные, плектр из кожи или перьев.
РАЗМЕР: Длина 1,8 м, ширина 89 см, высота 91 см.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ: Клавесин своим происхождением обязан, по-видимому, клавишной разновидности псалтериона (древнего европейского струнного музыкального инструмента), относящейся к концу 14 века.

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ? Стерженьки птичьих перьев закреплялись на конце клавиш при помощи "джнков", которые получили такое название, потому что они выпрыгивали вверх при нажатии клавиш.

КЛАССИФИКАЦИЯ: Аккомпанирующий инструмент, производящий звуки благодаря вибрации струн.

Клавесин - щипковый клавишный инструмент, струны которого приводятся в колебание щипком при помощи стерженьков из птичьих перьев. У клавесина резкий, отрывистый звук. Горизонтально расположенный, с корпусом в форме арфы, этот инструмент был популярен в Европе с конца 15 века. Его использовали в качестве соло инструмента, аккомпанирующего инструмента, он играл важную роль в составе оркестра.

КЛАВЕСИН В КАМЕРНОЙ МУЗЫКЕ

Клавесин являлся главным инструментом в камерной музыке с конца 16 века до начала 18 века. Композиторами было сочинено огромное количество произведений для сольного исполнения на клавесине, иногда танцев. Но свое место в истории развития музыки клавесин занял благодаря участию в соло и трио сонате периода барокко. Исполнители иногда импровизировали аккомпанемент во время исполнения линии оаса.

КЛАВЕСИН В СОСТАВЕ ОРКЕСТРА

Клавесин являлся важнейшим элементом большинства оркестровый произведений 17 и 18 веков. Исполнитель на клавесине направлял исполнение музыки клавишами клавиатуры. Читая линию баса в нотах; со знаками, указывающими на гармоники ("фигурный бас") музыкант заполнял струнные гармоники, воспроизводя соответствующие аккорды для каждого такта, иногда импровизируя с короткими вставными пассажами, демонстрирующими блистательную технику игры. Подобная практика полупила название "континуо" и встречалась в большинстве музыкальных сочинений периода барокко.

РОЗЕТКА

Подобная богато украшенная розетка вырезана в большой деке клавесина Розетка позволяет воздуху, находящемуся внутри корпуса клавесина, вибрировать свободнее, улучшая качество звука инструмента.

НАСТРОЕЧНЫЕ КОЛКИ

Каждая из струн клавесина одним концом закреплена на настроечном колке. Эти колки предназначены для настройки клавесина: колки вращают при помощи специального ключа, тем самым изменяя высоту звучания струны.

КЛАВИАТУРА

Две клавиатуры для рук (мануалы) управляют тремя наборами струн и могут применяться в самых различных комбинациях для изменения громкости и тона. Наличие двух клавиатур позволяет исполнителю играть мелодию на одном мануале, и аккомпанировать самому себе на другом.

Уже на первых порах, в пятнадцатом и шестнадцатом веках, клавесин сильно отличался от клавикорда. Вместо латунных тангентов мастера установили на задних концах клавиш вертикальные деревянные брусочки с перышками вверху. Перышки заставляли звучать струну уже не ударом, а щипком. Инструмент стал обладателем более громкого голоса, изменился и характер звучания. Каждая клавиша имела собственную струну, а клавикорд в то время еще не дошел до такой роскоши.

Правда, первые клавесины были несовершенными, недостатков у них насчитывалось гораздо больше, чем достоинств, поэтому многие любители музыки еще долго безоговорочно отдавали предпочтение клавикорду. Но мало-помалу отчетливо выявилось основное преимущество клавесина: он был способен выступать в большом зале, чего не мог делать клавикорд. Поэтому в шестнадцатом веке клавесин уже широко распространился во многих европейских странах.

Но еще лет двести после этого вокруг клавесина и клавикорда разгорались ожесточенные споры. Одни считали, что клавесин по сравнению с клавикордом суховат и грубоват, что он не дает музыканту возможности играть выразительно и показать все свое искусство. Другие говорили, что клавесин еще обретет себя, если развивать приемы игры на нем, и что будущее все-таки за клавесином. И те, и другие имели серьезные основания для своих утверждений. Музыкант, играющий на клавесине, сразу после нажатия клавиши терял всякую связь со струной, дальше она звучала сама по себе, без малейшего участия человека. Клавикорд же, как мы помним, позволял музыканту влиять на характер звучания струны и после нажатия клавиши. Но клавесин, кроме того что он был более громким инструментом, еще и открывал широкий простор для совершенствования. А клавикорд к началу восемнадцатого века был уже вполне сформировавшимся инструментом, и улучшить в нем что-либо было трудно. Если и происходили улучшения, то они заимствовались уже у клавесина.

Споры спорами, а инструменты чаще всего живут своей жизнью, не обращая на них ровно никакого внимания. Сколько бы ни говорили триста лет назад о скорой гибели клавикорда, а он еще в начале двадцатого века выпускался некоторыми фабриками. Сколько бы ни говорили о том, что клавесин никак не заменит клавикорд, а он стал одним из важнейших явлений музыкальной культуры.

Правда, пути этих двух инструментов разошлись. Клавесин стал в основном концертным инструментом, хотя не гнушался и гостиных в домах, где жили люди с солидным достатком. А клавикорд оставался инструментом более демократичным, он был недорогим, а значит, и доступным семьям с обычными доходами. Жизнь клавесина изобиловала событиями, после которых он улучшался, обновлялся, становился совершеннее.

Струна в клавесине после щипка звучала вся целиком, не делясь, как в клавикорде, на рабочую и нерабочую части. На первых клавесинах устанавливались жильные струны. Они не подходили клавикорду, потому что от удара тангента жильная струна звучала бы почти неслышно. А от щипка и жильная струна звучит достаточно громко. Позже в клавесине появились и стальные струны.

Обладал клавесин совершенно новым по сравнению с клавикордом конструктивным элементом - гибкой деревянной декой, которая, резонируя, усиливала и облагораживала звучание струн. Уже потом деку переняли у клавесина и некоторые клавикорды.

Много экспериментировали мастера с перышками, которые заставляли звучать струну. Сперва это были перышки в буквальном смысле: заточенные кусочки стволов вороньих или индюшачьих перьев. Потом перышки стали делать из кожи, а еще позже - из латунных и стальных пластинок. Характер звука получался другим, а кроме того, инструмент стал не таким капризным: ствол вороньего пера, как и пера любой другой птицы, очень быстро портился от столь несвойственной ему работы, кожаные держались гораздо дольше, а металлические и вовсе почти не изнашивались.

Совершенствовалась и конструкция деревянного брусочка, заменившего тангент клавикорда. Сверху он стал оснащаться глушителем, который в момент отпускания клавиши ложился на струну и прекращал ее колебания. Мастера продумали и обратный ход перышка - оно с помощью специального приспособления легко огибало струну и не вызывало двойного звука.

Немало потрудились мастера над тем, чтобы заставить инструмент звучать сильнее. Стали ставить двойные, затем тройные и даже счетверенные струны для каждой клавиши. Эту особенность клавесина тоже переняли потом и некоторые разновидности клавикорда.

Как и клавикорды, клавесины делались самых разных размеров. В больших инструментах неодинаковая длина струн диктовала и форму корпуса - инструмент все больше становился похожим на современный рояль. (Хотя, если следовать хронологии, нужно было бы сказать наоборот: рояль похож своей формой на клавесин.) А в малых клавесинах, располагающих всего двумя-тремя октавами, разница в размерах струн была не такой большой, и корпус оставался прямоугольным. Правда, эти инструменты были маленькими только по сравнению с полными концертными инструментами, а сами, в свою очередь, казались великанами рядом с совсем крошечными клавесинами, которые оформлялись в виде шкатулок, ларцов, книг. Но иногда мастера не прибегали ни к каким ухищрениям, а делали просто маленькие инструменты. Диапазон их чаще всего не превышал полутора октав. Насколько миниатюрными были такие инструменты, можно судить по одному любопытному экспонату, хранящемуся в Музее музыкальной культуры имени Глинки. Это дорожный шкаф с маленькими выдвижными ящичками, и тут под ящичками смонтирован клавесин. Дороги тогда были долгими, поэтому хитроумный хозяин шкафа решил заказать себе такой инструмент - и места лишнего он не занимает, и позволяет хоть как-то отвлечься от дорожной скуки.

А большие клавесины стремились тем временем стать еще больше в результате постоянных исканий музыкальных мастеров. Убедившись, что струны из разных Материалов дают разный тембр, а он в свою очередь зависит еще и от материала перышек, клавесинные мастера пытались совместить все находки в одном инструменте. Так появились клавесины с двумя, тремя клавиатурами, расположенными одна над другой. Каждая из них управляла своим набором струн. Иногда клавиатура оставалась одна, но специальными рычагами переключалась на разные наборы струн. Один набор мог состоять из жильных струн, другой из стальных одинарных, третий из стальных сдвоенных или строенных. Так разнообразился тембр клавесина.

История сохранила и донесла до нас сведения об уникальных инструментах. Итальянский композитор и теоретик музыки Н. Вичентано сконструировал клавесин, в котором было шесть клавиатур!

Интересный инструмент построили амстердамские мастера. Как бы в противовес спорам между сторонниками клавикорда и клавесина они взяли да и объединили эти два инструмента в одном корпусе. Справа размещалась клавиатура клавикорда, слева - клавесина. Один музыкант мог чередовать в своей практике оба инструмента, но можно было сесть вдвоем и сыграть дуэтом на клавесине и клавикорде. (Позже точно так же были объединены в одном инструменте клавесин и фортепиано).

Но как ни старались мастера, они не смогли преодолеть основной недостаток клавесина - его однообразное по громкости звучание. Сила звука зависела не от того, с какой энергией музыкант ударял пальцем по клавише, а от упругости перышка, защипывающего струну. Искусные музыканты могли взять звук чуть-чуть громче или чуть-чуть тише, но для исполнения многих произведений такой небольшой разницы в силе звучания уже не хватало.

Были скованы и композиторы. В нотах музыкальных пьес, предназначенных для клавесина, они не могли указать «фортиссимо», то есть «очень громко», так как знали, что громче какого-то среднего уровня клавесин звучать не может. Не могли указать «пиано» и тем более «пианиссимо», то есть «тихо» и «очень тихо», ибо знали, что на такие нюансы этот инструмент тоже неспособен. Клавесины с двумя и тремя клавиатурами и комплектами струн делались так, чтобы эти комплекты были разными не только по тембру, но и по громкости. Музыкант мог хоть как-то варьировать силу звука, но и этого было уже недостаточно. Два разных музыкальных предложения можно было сыграть с различной громкостью, но внутри предложения звуки были однообразными по силе.

Назревала идея нового инструмента, который сохранил бы все достоинства клавесина, а точнее, вообще клавишеструнника, но вдобавок стал бы более послушен то энергичным, то мягким движениям пальцев музыканта. Иначе говоря, мог как угодно гибко звучать и «форте», и «пиано». Стоит ли удивляться, что новый инструмент, воплотивший в себе эту главную идею, так и стал называться - фортепиано?

Однако сразу надо сказать, что полностью задача, которая была сформулирована старыми мастерами, не решена до сих пор. Да, родился новый клавишеструнник, но это был другой инструмент, в тембре звучания которого не осталось ничего ни от клавикорда, ни от клавесина. Инструмент, к которому нужно было привыкать заново.


Top