Путь поиска смысла жизни андрея болконского. Путь нравственных исканий героев Л.Н.Толстого

Роман Л. Н. Толстого "Война и мир" явился в русской литературе поворотным моментом. Толстой впервые обратился к понятию, названному впоследствии Н.Г.Чернышевским "диалектикой души". Он одним из первых приступил к изучению такого тонкого и сложного инструмента, как человеческая душа.

Толстой прошел свой жизненный путь, страдая и раскаиваясь. Постоянная внутренняя борьба, поиски смысла жизни, ошибки привели его к понятию любви Евангельской, как высшей точке в духовном развитии человека. Эта любовь означает способность любить и прощать врагов, способность к самопожертвованию ради других, способность бескорыстно посвятить себя людям.

В романе "Война и мир" все герои словно разделены на два полюса. Любимые и близкие Толстому герои — люди с богатым внутренним миром, естественные, способные к духовному изменению, люди, ищущие свой путь в жизни. К ним относятся Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова.

Противоположному полюсу принадлежат персонажи статичные, эгоистичные, неестественные. Это такие люди, как Элен Безухова, Анатоль Курагин, князь Василий Курагин. В романе есть два героя, словно олицетворяющие эти противоположные стороны: Кутузов и Наполеон. Кутузов — своеобразный камертон для Толстого, он является высшей точкой отсчета духовного развития человека в романе. Наполеон же — это человек, регрессирующий, нищий душой, жалкий. Этот герой в романе является олицетворением неестественности, самовлюбленности, эгоизма, лицемерия.

Толстой на протяжении всего романа следит за изменениями в душах любимых героев. Они ошибаются, они не идеальны. Но именно путь самосовершенствования через испытания интересует Толстого, путь от эгоистических стремлений до любви Евангельской.

Этот путь проходят Андрей Болконский и Пьер Безухов. Но, хотя их дороги идут параллельно, они различны.

Андрея Болконского мы впервые встречаем на вечере у А. П. Шерер. Здесь он выглядит сухим и раздражительным. Он отгородился от всего происходящего маской безразличия. Для сдержанного внешне, но глубоко чувствующего героя, неинтересно петербургское общество, в котором царят лицемерие, притворство, эгоизм — все то, что отталкивает героя. Князь Андрей не видит достойных чувств и стремлений людей за блестящей мишурой нарядов, улыбок, поклонов. Поэтому он решает ехать в армию, где, как он считает, проявит себя. Во время войны 1805 года Болконский занимает место при штабе Кутузова. Он полон надежд и жажды славы -славы как любви народной. Князь Андрей готов отдать все, даже (и он признается себе в этом) родных и близких ради этой любви. Переломным моментом стал Аустерлиц.

Раненный в голову, Болконский лежит на поле боя и видит небо. Высокое, бесконечное небо, недостижимо далекое и в то же время близкое и понятное. Он понимает, что есть в жизни что-то другое, чистое и более важное, чем слава. Небо Аустерлица изменило все.

Князь Андрей оставляет службу и, после ранения и плена, уезжает в деревню. Он решает жить только для себя и своих близких. Болконский опустошен внутренне, не видит будущего. Он решает больше никогда не служить в армии.

Ничто не может вывести его из этого состояния: ни Пьер, ни дружба, ни религия. Нужно нечто большее, чем дружба.

Очередной перелом намечается при поездке князя Андрея в Отрадное. Там он впервые встречает Наташу. Символом перемен стал старый дуб, мимо которого проезжает герой. Первый раз это корявый, весь в болячках, черный, мрачный дуб, не поддающийся обаянию весны, — словно душа князя Андрея. В Отрадном герой становится невольным свидетечем того, как восхищается прелестью ночи Наташа. Не понимая того, чему сдуется эта девочка, он задумывается о том, что с ним происходит, и решает, что жизнь не закончилась в тридцать один год. Ночь в Отрадном словно соединила, незримо для героев, их судьбы. По пути обратно Болконский встречает знакомый ему дуб. И, будто душа героя, тот пробудился ото сна и покрылся сочной зеленью.

Князь Андрей едет в Петербург и начинает законодательную работу с крупным в то время политическим деятелем — Сперанским.

И вновь все меняется, князь Андрей встречает на балу Наташу Ростову, ту самую Наташу, которая удивила его в Отрадном. Его поражают естественность, открытость этой девочки, отсутствие столичного лоска. Он влюбляется в маленькую Ростову. На фоне этого чувства, глубокого и яркого, меркнет фигура Сперанского — его искусственность, маска открываются князю Андрею.

Волконский просит руки Наташи и получает утвердительный ответ. Но отец Андрея ставит условие: свадьба должна состояться не ранее, чем через год. Андрей покоряется воле отца — он уезжает. Разлука с Наташей в тягость герою, но слово чести дороже. Болконский живет надеждой на будущее счастье.

Тем страшнее оказалась весть об измене Наташи. Князь Андрей не понимает и не принимает этого. Он глубоко оскорблен и близок к духовному кризису, едет в армию отомстить обидчику, но не может того найти.

С начала войны 1812 года судьба русского народа, судьба России стала судьбой князя Андрея. Он решает жить для других, действовать во имя спасения Родины. Болконский вполне мог занимать место при штабе, но, осознавая, что его место на поле боя, рядом с солдатами своего полка, он отказывается от предложения стать штабным офицером. Недаром солдаты звали его "наш князь".

В Бородинском сражении его тяжело ранит осколком гранаты. В палатке для раненых, в полубреду, князь Андрей видит страдающего Анатоля Курагина — своего врага, того, кто причинил ему столько страданий. Он видит его и... прощает. Князь Андрей приходит к любви Евангельской.

В последние дни жизни он встречает Наташу, прощает ее: "Я люблю тебя лучше, сильнее прежнего...", — говорит он ей.

Иной путь был у Пьера. Наверное, это связано с различиями в характерах: князь Андрей — человек рассудка, Пьер же поступал по велению сердца.

Вначале Пьер — никому не нужный незаконный сын богатого вельможи. Он неопытен, не знает, чего хочет от жизни. Его кумир — Наполеон (как реформатор и освободитель).

Неожиданно Пьер получает наследство, становясь одним из самых богатых женихов России. Не понимая, что отношение к нему в обществе изменилось после получения наследства, он искренне принимает знаки внимания и...совершает непоправимую ошибку — женится на Элен. Жизнь его изменилась — Пьер "остепенился", стал мужем своей светской жены, блестящей красавицы Элен, то есть бесцельно стал проводить время.

После дуэли с Долоховым Пьер оказался перед неразрешимыми вопросами: "Зачем все это? Ради чего жить? Что ждет впереди?" Они мучают Пьера, вовлекая его в духовный кризис. Пьер искал помощи извне — и нашел ее в рядах масонов, не заметив, что за благородными словами те скрывали корысть и стяжательство. Пьер увлекается масонской деятельностью, проводит, как ему кажется, разумные реформы в своих южных имениях. Но все усилия Пьера в этой деятельности оказались тщетными. За этим следует новое разочарование в себе и людях.

В начале войны 1812 года Пьер на свои деньги собирает ополчение и решает принять участие в Бородинском сражении. Тут Пьеру и открывается великая истина. Видя солдат, ополченцев, тех, кто сражается, молится, строит укрепления, кто кормит его, он видят их. Они — спасители России. Они есть сила России и ее дух. Во сне Пьер приходит к пониманию необходимости "сопряжения" своей жизни с жизнью народа. Эта мысль укрепляется в Пьере после встречи в плену с Платоном Каратаевым, который в романе стал воплощением всего "доброго, круглого, русского". Именно под воздействием Каратаева Пьер приходит к любви всеобщей, терпению и всепрощению, как когда-то князь Андрей.

Судьба Николая Ростова противопоставлена судьбам Андрея и Пьера. Этот герой является своеобразной "золотой серединой человечества". Он был способен пройти тот же путь исканий, что и Болконский, и Безухов. Но Ростов сознательно отказался от борьбы с собой. Это проявилось в истории с Теляниным, когда, проявив малодушие, он уступил командиру полка, хотя был прав. Находясь в госпитале, он, хотя и ужаснулся тому, что убитые лежат рядом с живыми, промолчал. Но Николай — честный человек. Ростов близок Толстому тем, что он естествен.

Пьер и князь Андрей через страдания и духовные испытания, взлеты и падения пришли к пониманию высшего смысла человеческого бытия — любви Евангельской. Они сблизились с народом, с силой, которая хранит традиции и моральные ценности, объединяет людей. В противовес Пьеру и Андрею, Николай Ростов, достойный человек, имевший все возможности для самосовершенствования, отказался от борьбы и остановился в своем духовном росте.

Вопросы по роману "Война и мир" 1.Кто из героев романа "Война и мир" является носителем теории непротивленчества?

2.Кто из семьи Ростовых в романе "Война и мир" хотел отдать подводы для раненых?
3.С чем сравнивает автор вечер в салоне Анны Павловны Шерер в романе "Война и мир"?
4.Кто входит в состав семьи князя Василия Курагина в романе "Война и мир"?
5.Вернувшись домой из плена, князь Андрей приходит к мысли, что «счастие есть только отсутствие этих двух зол».Каких именно?

28 вопросов по 3 тому "Война и мир".Нужно до завтра, ответьте, пожалуйста!!! Нужно до завтра, ответьте, пожалуйста!!!

Если отвечаете, то указывайте номер вопроса
1. Где находился император Александр, когда получил известие о том, что войска Наполеона перешли границу?
2. Зачем князь Андрей искал по всем фронтам Анатоля Курагина?
3. Почему Андрей Болконский решает служить не при штабе а в армии?
4. Как Николай Ростов отличился в деле при Островне?
5. Как перенесла Наташа свою историю с Анатолем?
6. Почему Петя Ростов просится в военную службу?
7. Кто из героев романа тайком пробрался на Красную площадь смотреть приезд государя?
8. Почему старый князь Болконский не разрешил увезти свою семью из
Лысых Гор?
9. Кто из героев привозит в Лысые Горы весть о том, что Смоленск сдан?
10. Какие два противоположные кружка создались в Петербурге с началом войны?
11. Кто из героев романа встретился с Наполеоном и запросто беседовал с ним, а потом вернулся в русский лагерь?
12. Как умер старый князь Болконский?
13. Кто выручает княжну Марью из трудного положения, когда крестьяне отказались везти её в Москву? Как это случилось?
14. Почему сугубо штатский человек, Пьер едет на Бородинское сражение?
15. О чём беседовали Пьер и Болконский накануне Бородинского сражения?
16. Каким человеком показывает Толстой Наполеона в сцене с портретом его сына?
17. Как себя проявил Пьер во время Бородинского сражения, находясь на батарее Раевского?
18. Какими показывает Толстой Наполеона и Кутузова во время Бородинского сражения?
19. Как был ранен князь Андрей?
20. Кто, по мнению автора романа, является движущей силой истории?
21. Глазами какого героя показывает Толстой военный совет в Филях?
22. За кого собирается Элен выйти замуж?
23. С какой целью Пьер остаётся в Москве и исчезает из своего дома?
24. Как получилось, что семья Ростовых отдала свои подводы раненым?
25. Кто отдаёт распоряжение толпе убить Верещагина?
26. Почему, по мнению автора, в Москве, оставленной русскими войсками и занятой французами, случился пожар?
27. Кто сообщил Наташе о том, что раненый Болконский едет с ними в обозе?
28. Как Пьер попал в плен?

А1. В чём состоит смысл заглавия романа?

а) изображение сцен войны 1812 года и мирной жизни героев
б) отражает многозначную идею произведения и принцип построения системы образов
в) в душе каждого из персонажей произведения присутствуют «война» и «мир»
г) «война» и «мир» - исторически точное воспроизведение действительности
А2. Какое значение в исканиях князя Андрея имело его ранение на поле Аустерлица?
а) пришёл к пониманию Бога в) понял, что его прежние стремления ничтожны
б) разочаровался в своём кумире г) сумел прославиться
А3. Какая черта не характерна для членов семьи Болконских?
а) простота и естественность в) внешняя холодность и спокойствие
б) истинный патриотизм г) чувство долга
А4. С какой целью Л.Н.Толстой вводит в роман описание богучаровского бунта?
а) подчеркнуть склонность народа к бунту
б) показать неоднородность крестьянских масс
в) показать стремление народа к воле, которую богучаровцам обещал Наполеон
г) показать «бессмысленность и беспощадность» русского бунта
А5. Почему Л.Н.Толстой изображает Бородинское сражение через восприятие Пьера?
а) Пьер – человек не военный, его восприятие сражения более объективно
б) это необходимо для развития характера Пьера
в) для автора важно показать состояние человека в экстремальной ситуации
г) он более других заинтересован в боевых действиях
А6. Кто из героев романа в военную пору возглавил партизанский отряд?
а) Андрей Болконский в) Денисов
б) Долохов г) Николай Ростов
А7. Что помогло Наташе «воскреснуть» после побега с Анатолем Курагиным?
а) время притупило силу страданий в) в её любви и заботе нуждалась больная мать
б) Наташа смогла простить себя г) её простил Андрей
А8. Кто из героев романа признаётся себе: «Хочу славы, хочу быть известным людям…»?
а) князь Андрей в) Пьер
б) Берг г) Борис Друбецкой
А9. В чём заключён смысл образа Платона Каратаева?
а) помогает Андрею вернуться к жизни после душевного краха
б) показать разнообразие крестьянских характеров
в) выражение взглядов большинства героев произведения
г) передаёт философские и христианские взгляды автора
А10. Судьба кого из героев наиболее ярко демонстрирует бесчеловечность войны?
а) Андрея Болконского в) Наташи
б) Кутузова г) Пети Ростова
А11. Почему Л.Н.Толстой не показывает конец войны на территории Западной Европы?
а) не успел дописать роман в) там война вообще не велась
б) значима лишь освободительная война г) не хочет показывать поражения русских
А12. Как складывается судьба Пьера в эпилоге?
а) занимает важный государственный пост
б) становится членом тайного политического общества
в) замыкается, живёт интересами хозяйства и семьи
г) уезжает за границу

Задания части 2 предполагают краткий ответ, сформулированный самостоятельно.
В1. Какой приём использует Л.Н.Толстой, изображая А.П.Шерер, Элен, Берга, Друбецких идр.?

В2. Какова «движущая сила истории» с точки зрения Л.Н.Толстого?

В3. Какой персонаж романа выглядел так:
«…был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определёнными и сухими чертами. Всё в его фигуре, начиная от усталого скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькой оживлённою женой»?

В4. Какие средства художественной выразительности способствуют созданию образной картины: «С двух сторон поднимались и расходились чёрные клубы дыма от пожаров. На улице не рядами, а как муравьи из разрозненной кочки, в разных мундирах и в разных направлениях проходили и пробегали солдаты»?

Пьер Безухов и Андрей Болконский внутренне близки друг другу и чужды миру Курагиных и Шерер. Они встречаются на разных этапах жизни: и в пору счастливой любви князя Андрея к Наташе, и во время разрыва с нею, и накануне Бородинской битвы. И каждый раз они оказываются друг для друга самыми близкими людьми, хотя каждый из них идет к добру и правде своим путем.

Князь Андрей впервые появляется там же, где и Пьер - на светском вечере у Анны Павловны Шерер. Но если Безухов показан молодым, энергичным, на все имеющим свою точку зрения и готовым с жаром ее отстаивать, то князь Андрей имеет вид усталого, скучающего, пресыщенного жизнью человека. Ему надоела светская жизнь со всеми ее бесконечными балами и раутами. Он несчастлив также и в семейной жизни, в которой отсутствует понимание.

Андрей Болконский мечтает о славе, подобной наполеоновской, ему хочется скорей вырваться из привычного мира на военную службу. Он ждет своего часа, когда появится шанс воплотить в жизнь все мечты: «И ему представилось сражение, потеря его, сосредоточение боя на одном пункте и замешательство всех начальствующих лиц. И вот та счастливая минута, тот Тулон, которого так долго ждал он, наконец, представляется ему. Он твердо и ясно говорит свое мнение и Кутузову, и Вейротеру, и императорам. Все поражены верностью его соображения, но никто не берется исполнить его, и вот он берет полк, дивизию, выговаривает условие, чтобы уже никто не вмешивался в его распоряжения, и ведет свою дивизию к решительному пункту и один одерживает победу. А смерть и страдания? говорит другой голос. Но князь Андрей не отвечает этому голосу и продолжает свои успехи. Диспозиция следующего сражения делается им одним. Он носит звание дежурного по армии при Кутузове, но делает все он один. Следующее сражение выиграно им одним. Кутузов сменяется, назначается он... Ну, а потом? говорит опять другой голос, а потом, ежели ты десять раз прежде этого не будешь ранен, убит или обманут; ну, а потом что ж? …Я никогда никому не скажу этого, но, Боже мой! что же мне делать, ежели я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно. И как ни дороги, ни милы мне многие люди - отец, сестра, жена, - самые дорогие мне люди, - но, как ни страшно и неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей, которых я не знаю, и не буду знать, за любовь вот этих людей».

С моей точки зрения и точки зрения Толстого такие мысли неприемлемы. Людская слава - изменчивое явление. Достаточно вспомнить французскую революцию - вчерашним кумирам на следующий день отрубают головы, чтобы уступить место новым идолам, которые вскоре также кончат свою жизнь под ножом гильотины. Но в сознании князя Андрея еще есть место внутреннему голосу, предупреждающему его о коварности людской славы и о том страшном пути через смерть и страдания, который он вынужден будет пройти.

И вот на Аустерлицком сражении появляется такой шанс. В решающий момент Болконский берет в руки знамя и с криком “Ура!” ведет за собой солдат - вперед, к подвигу и славе. Но волей судьбы одна шальная пуля не дает князю Андрею завершить свое триумфальное шествие. Он падает на землю и видит небо - так, как его, наверное, никто никогда больше не увидит. «Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, я, что узнал его наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме него. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава Богу!..»

В этот момент князь Андрей понимает, насколько пустыми, бездушными были его мечты о славе. Он решает обрести счастье в тихой семейной жизни, посвятив себя лишь узкому кругу людей и забот.

Вернувшись в Лысые Горы, имение своего отца, князь Андрей застает момент рождения своего сына и смерти жены. Мечты о семейном счастье рассыпались прахом, начался глубокий душевный кризис.

Лишь встреча со старым другом Безуховым, хоть и частично, но вернула князя Андрея к жизни. Слова Пьера «надо жить, надо любить, надо верить» заставляют Болконского снова задуматься над смыслом жизни, снова направить свое сознание на путь исканий. Как писал Толстой, «свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь».

Но пока князь Андрей продолжает жить в деревне, все так же не видя перед собой никаких целей и возможностей. Это подтверждают его мысли при виде старого, сухого дуба, всем своим видом говорившего, в сознании Болконского, что не может быть ни весны, ни любви, ни счастья: «Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, - думал князь Андрей, - пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, - наша жизнь кончена!».

Болконский проводит в своих имениях те реформы, которые задумал провести у себя Пьер и которые тот, за неимением “практической цепкости”, не довел до конца. У князя Андрея же все получается, он переводит своих крестьян в вольные хлебопашцы, фактически освобождая их.

Приехав по делам к графу Илье Андреевичу Ростову, князь Андрей впервые видит Наташу, бегущую мимо него в толпе крестьянских девушек. И ему становится больно оттого, что она молода, счастлива, и ей дела нет до его существования.

И, наконец, финальным этапом возвращения Болконского к жизни стала повторная встреча с дубом. Это дерево, прежде символизирующее для него безысходность, конец жизненного пути, теперь расцвело и гармонично влилось в тот мир любви, весны и счастья, которому прежде было антонимом в сознании князя Андрея. «Нет, жизнь не кончена в 31 год, - вдруг окончательно, беспеременно решил князь Андрей. - Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтобы и все знали это … надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтоб не жили они так независимо от моей жизни, чтоб на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!»

Деятельная личность Болконского не могла, конечно, оставаться без какого-либо занятия. Князь Андрей поступает на государственную службу и работает вместе со Сперанским над различными законопроектами. Но все новаторские идеи, предложенные им, не прошли в жизнь, так как они были слишком смелыми для того времени. Не найдя поддержки в продвижении своих реформ, Болконский прекращает свою государственную деятельность.

Одновременно наступает важный период в жизни князя Андрея - роман с Наташей Ростовой. Болконский, впервые встретив Ростову на балу, был сразу же очарован ее прелестью. Любовь князя Андрея была взаимной, и он делает Наташе предложение и получает согласие. Но отец Болконского поставил условие - свадьба может состояться не менее чем через год. И этот год князь Андрей решает провести за границей, в частности, чтобы поправить здоровье.

Однако чувство Наташи Ростовой за этот год охладело настолько, что она влюбилась в Анатоля Курагина и решила бежать вместе с ним из России. Но побег не состоялся.

И снова мечты князя Андрея о счастливой семейной жизни не воплощаются в жизнь. Как будто неумолимый рок преследует его, заставляя через боль утрат снова прийти на путь исканий.

Вернувшись из-за границы накануне Отечественной войны, Болконский вновь вступает в ряды армии и ищет там Анатоля, чтобы потребовать сатисфакции. Князь Андрей был ранен на Бородинском поле. В перевязочном пункте ему открывается истина вечной любви: «Да, любовь, - думал он опять с совершенной ясностью, - но не та любовь, которая любит за что-нибудь, для чего-нибудь или почему-нибудь, но та любовь, которую я испытал в первый раз, когда, умирая, я увидал своего врага и все-таки полюбил его. Я испытал то чувство любви, которая есть самая сущность души и для которой не нужно предмета. Я и теперь испытываю это блаженное чувство. Любить ближних, любить врагов своих. Все любить - любить бога во всех проявлениях. Любить человека дорогого можно человеческой любовью; но только врага можно любить любовью божеской».

Князь Андрей завершает свой путь жизненных исканий открытием в себе этого удивительного, всеобъемлющего и воистину божественного чувства. Но также он завершает и свой жизненный путь, «он был слишком хорош, чтобы жить». Толстой даровал своему герою возможность понять основу мироздания - любовь, возможность стать, пусть ненадолго, но совершенным человеком, и взамен отобрал жизнь.

Последняя истина, открывшаяся ему - «Смерть - это пробуждение!» - стерла в душе Болконского страх к неизвестности по ту сторону жизни. «И князь Андрей умер».


Жизнь каждого человека построена на достижении больших и малых целей, которые каждый ставит сам. Чтобы чего-то достичь приходится много трудиться, чем-то жертвовать. Из ничего не может вырасти дерево, построиться дом. Таким образом, цели – это ориентиры, по которым человек следует всю свою осознанную жизнь, выполняя при этом большую работу. Легко ли найти своё истинное предназначение? Ради чего живет человек? Что побуждает людей стремиться к своей цели? На какие средства стоит идти ради достижения мечты? Многие писатели пытались ответить на эти вопрос в своих произведениях.

Лев Николаевич Толстой в своём романе-эпопее «Война и мир» описал жизнь общества в девятнадцатом веке.

Автор показал нам, как Наташа Ростова, Андрей Болконский, Пьер Безухов ищут ответы на вопросы: как жить, чему посвятить себя в жизни. Смысл своего существования герои находят в счастье жить полнокровной жизнью, исполняя высокое назначение человека, в счастье единение с народом в годину бедствия и в постоянном внутреннем обновлении.

Наташа – аристократка с рождения, но она очень близка к народу. Ей симпатичны народная музыка, песни и танцы. Девушку с детства не волнует мнение окружающих. Это не означает, что она эгоистична, совсем нет, она обладает духовной свободой, которая ограничивается не светскими требованиями, а нравственными законами. Самым сильным чувством для Наташи на протяжении всего романа является любовь. Любовь к Родине, отцу и матери, к Андрею, а позже к Пьеру.

Путь искания Наташи Ростовой проходит через тяжкие испытания. Она была обманута Анатолием Курагиным, неудачно пыталась сбежать с ним из дома, тем самым перечеркнула чистую любовь к князю Андрею. Девушка после всех этих бед продолжила жить. Но она пока еще не нашла свою истинную цель. Наташа во время войны 1812 года решает отложить все свои желания. По настоянию Наташи все подводы семьи Ростовых были отданы не на перевозку имущества, а на вывоз раненых солдат из охваченной огнем и осаждённой противником Москвы. Могла ли Наташа поступить иначе? Нет, эта добрая, патриотичная девушка не способна поставить материальные богатства выше человеческих жизней. Результатом этого поступка, цели, которую поставила перед собой героиня, стали выжившие русские офицеры и солдаты. Это достойный результат!

По мнению автора, счастье девушки, ее конечная цель заключается не в общественной деятельности, а в исполнении высокого назначения быть женой и матерью. Наташа выходит замуж за Пьера Безухова. Теперь, все действия героини направлены на семейную жизнь. Эта цель имеет огромное значение в жизни всего общества. Силы, потраченные на воспитание ребенка, поддержание семейного очага, стоят того, так как дети – это наше будущее!

Все герои романа находятся в постоянном обновлении, так Андрей Болконский проходит через тяжелые испытания, ошибки, заблуждения, прежде чем находит своё предназначение в этой жизни. В начале романа князь желает вырваться из надоевшей светской жизни. В тот момент он поставил себе цель - совершить подвиг, чтобы прославиться, как его кумир, Наполеон. Слава для него – это не только признание народа, но и желание сделать для других что-то хорошее, испытать себя, как мужчину. Стремясь к этой цели, он выбирает не правильные средства. Герой переоценивает свои возможности и идет на верную гибель под Аустерлицем. В безумной погоне за славой Андрей получает тяжелое ранение. С другой стороны, этот поступок поднял боевой дух наших войск, но стал губительным для самого героя.

В первом же своём сражении герой расстается с двумя своими ошибочными целями: желанием прославиться одним лишь своим подвигом и стать похожим на Наполеона. Долго Андрей не мог найти своё предназначение, свою истинную цель. Последствием такого душевного переворота стала закрытость героя, он уходит в себя.

Пройдя путь пробуждения, князь Андрей приходит к выводу, что нужно жить и любить. События 1812 года стали переломным моментом в жизни всех героев романа, в том числе и Андрея. Все свои личные проблемы, желания он ставит на второй план. Главной целью в эти годы для него становится защита своей Родины. Он уже не мечтает прославиться, его не волнует его жизнь. «Жить, помогая людям, понимать их, слить свою жизнь воедино с жизнью народа» - вот новый идеал, к которому стремится князь Андрей.

Таким образом, можно выделить два пути искания своего истинного предназначения. Первый, совершать ошибки, ставя перед собой ложные и низменные цели, при достижении которых тебе самому будет неприятно смотреть на результат проделанной работы. Второй, идти «в ногу с народом», не переоценивать себя, делая небольшие, но положительно настроенные шаги в сторону своей мечты, своего предназначения. И в итоге, пройдя все трудности и заблуждения, найти ответ на вопрос: «Ради чего я живу и что могу сделать для окружающих меня людей?».

Сочинение

В художественном мире Толстого есть герои, настойчиво и целеустремленно ищущие смысл жизни, стремящиеся к полной гармонии с миром. Их не занимают светские интриги, корыстные интересы, пустые разговоры в великосветских салонах. Их легко узнать среди надменных, самодовольных лиц.

К ним, безусловно, относится один из самых ярких образов "Войны и мира" — Андрей Болконский. Правда, первое знакомство с этим героем не вызывает особой симпатии, ибо его красивое лицо "с определенными и сухими чертами" портит выражение скуки и недовольства. Но оно, как пишет Толстой, вызвано тем, что "все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно". Развернутый авторский комментарий говорит о том, что блестящая и праздная, пустая жизнь не удовлетворяет героя, стремящегося разорвать порочный круг, в котором он находится.

Князь Андрей, обладающий, помимо ума и образованности, сильной волей, решительно изменяет свою жизнь, поступив на службу в штаб главнокомандующего. Болконский мечтает о подвиге и славе, но его желания далеки от тщеславия, ибо они вызваны стремлением к победе русского оружия, к общей пользе. Обладая наследственной гордостью, Андрей неосознанно отделяет себя от мира простых людей. В душе героя все глубже становится разрыв между его возвышенными мечтами и земными буднями. Хорошенькая жена Лиза, когда-то казавшаяся ему совершенством, оказалась обыкновенной, заурядной женщиной. И Андрей незаслуженно оскорбляет ее своим пренебрежительным отношением. Да и кипучая жизнь штаба главнокомандующего, который представляется Болконскому мозгом армии, тоже оказывается весьма далекой от идеала. Андрей свято верит в то, что его мысли о спасении армии привлекут внимание и интерес, послужат к общей пользе. Но вместо спасения армии ему приходится спасать лекарскую жену от притязаний обозного офицера. Этот, в общем то, благородный поступок кажется Андрею слишком мелким и ничтожным по сравнению с его героической мечтой.

Подвиг, совершенный им во время Аустерлицкого сражения, когда он бежит впереди всех со знаменем в руках исполнен внешнего эффекта: его заметил и оценил по достоинству даже Наполеон. Но почему же, совершив героический поступок, Андрей не испытывает никакого восторга и душевного подъема? Наверное, потому, что в тот момент, когда он упал, тяжело раненный, ему открылась новая высокая истина вместе с высоким бесконечным небом, раскинувшим над ним голубой свод. На его фоне все бывшие мечты и стремления показались Андрею мелкими и ничтожными, такими же, как и былой кумир. В его душе произошла переоценка ценностей. То, что казалось ему прекрасным и возвышенным, оказалось пустым и тщеславным. А то, от чего он так старательно отгораживался — простая и тихая семейная жизнь, — теперь представляется ему желанным, полным счастья и гармонии. Неизвестно, как сложилась бы жизнь Болконского с его женой. Но когда, воскреснув из мертвых, он возвратился домой более добрым и мягким, на него обрушился новый удар — смерть жены, перед которой он так и не смог загладить свою вину. Андрей пытается жить простой, спокойной жизнью, трогательно заботясь о сыне, занимаясь улучшением жизни своих крепостных: триста человек он сделал вольными хлебопашцами, остальным заменил барщину оброком. Эти гуманные меры, свидетельствующие о передовых взглядах Болконского, почему-то все-таки не убеждают в его любви к народу. Слишком часто проскальзывает в нем пренебрежение к мужику или солдату, которых можно пожалеть, но нельзя уважать. Кроме того, состояние депрессии, ощущение невозможности счастья говорят о том, что все преобразования не могут полностью занять его ум и сердце. Перемены в тяжелом душевном состоянии Андрея начинаются с приезда Пьера, который, видя угнетенное настроение друга, старается внушить ему веру в существование царства добра и правды, которое должно существовать на земле. Окончательное возрождение Андрея к жизни происходит благодаря его встрече с Наташей Ростовой. Поэтичностью, прелестью веет описание лунной ночи и первого бала Наташи. Общение с ней открывает Андрею новую сферу жизни — любовь, красоту, поэзию. Но именно с Наташей ему не суждено быть счастливым, потому что между ними нет полного взаимопонимания. Наташа любит Андрея, но не понимает и не знает его. И она тоже остается для него загадкой со своим собственным, особенным внутренним миром. Если Наташа живет каждым мгновением, не в состоянии ждать и откладывать до определенного времени момент счастья, то Андрей способен любить на расстоянии, находя особую прелесть в ожидании предстоящей свадьбы с любимой девушкой. Разлука оказалась слишком трудным испытанием для Наташи, ибо она в отличие от Андрея не способна думать о чем-то другом, занять себя каким-то делом. История с Анатолем Курагиным разрушает возможное счастье этих героев. Гордый и самолюбивый Андрей не в состоянии простить Наташе ее ошибку. А она, испытывая мучительные угрызения совести, считает себя недостойной такого благородного, идеального человека. Судьба разъединяет любящих людей, оставляя в их душах горечь и боль разочарования. Но она же соединит их перед смертью Андрея, потому что Отечественная война 1812 года многое изменит в их характерах.

Когда Наполеон вступил в пределы России и стал стремительно продвигаться вперед, Андрей Болконский, возненавидевший войну после тяжелого ранения под Аустерлицем, идет в действующую армию, отказавшись от безопасной и перспективной службы в штабе главнокомандующего. Командуя полком, гордый аристократ Болконский сближается с солдатско-крестьянской массой, учится ценить и уважать простой народ. Если сначала князь Андрей старался возбуждать мужество солдат, прогуливаясь под пулями, то, увидев их в бою, понял, что ему нечему их учить. Он начинает смотреть на мужиков в солдатских шинелях как на героев-патриотов, мужественно и стойко защищавших свое Отечество. Андрей Болконский приходит к мысли о том, что успех армии зависит не от позиции, вооружения или количества войск, а от того чувства, которое есть и в нем, и в каждом солдате. Значит, он считает, что настроение солдат, общий боевой дух войск являются решающим фактором для исхода сражения.

Но все-таки полного единения князя Андрея с простым народом не произошло. Недаром Толстой вводит вроде бы незначительный эпизод о том, как князю в жаркий день захотелось искупаться, но из-за брезгливого отношения к солдатам, барахтающимся в пруду, он так и не смог осуществить свое намерение. Сам Андрей стыдится своего чувства, но не может пересилить его.

Символично, что в момент смертельного ранения Андрей испытывает огромную тягу к простой земной жизни, но тут же задумывается о том, почему ему так жаль расстаться с ней. Эта борьба между земными страстями и идеальной холодноватой любовью к людям особенно обостряется перед его смертью. Встретив Наташу и простив ее, он чувствует прилив жизненных сил, но это трепетное и теплое чувство сменяется какой-то неземной отрешенностью, которая несовместима с жизнью и означает смерть.

Таким образом, раскрыв в Андрее Болконском многие замечательные черты дворянина-патриота. Толстой обрывает его путь исканий геройской гибелью ради спасения отчизны. И продолжить эти поиски высших духовных ценностей, которые так и остались недостижимыми для Андрея, суждено в романе его другу и единомышленнику Пьеру Безухову.


Top