Тарас бульба бесчестие. Помощь в подготовке к ЕГЭ

Аргументы для итогового сочинения.

1. А. Пушкин «Капитанская дочка» (Как известно, А. С. Пушкин погиб на дуэли, сражаясь за честь своей жены. М. Лермонтов в своем стихотворении назвал поэта "невольником чести". Ссора, причиной которой была оскорблённая честь А. Пушкина, привела к гибели величайшего писателя. Однако, Александр Сергеевич сохранил в памяти людей свою честь и доброе имя.

В своей повести "Капитанская дочка" Пушкин изображает Петрушу Гринева с высокими моральными качествами является. Честь свою Петр не запятнал даже в тех случаях, когда за нее можно было поплатиться головой. Это был достойный уважения и гордости высоконравственный человек. Он не мог оставить безнаказанным наговор Швабрина на Машу, поэтому вызвал его на дуэль. Гринёв сохранил свою честь даже под страхом смерти).

2. М.Шолохов «Судьба человека» (В небольшом рассказе Шолохов затронул тему чести. Андрей Соколов - простой русский человек, имел семью, любящую жену, детей, свой дом. Всё рухнуло в один миг, а виной тому оказалась война. Но ничто не смогло сломать настоящего русского духа. Соколов сумел вынести все тяготы войны с гордо поднятой головой. Одним из главных эпизодов, раскрывающих силу и стойкий характер человека,является сцена допроса Андрея Мюллером. Слабый, голодный солдат превзошёл фашиста по силе духа. Отказ от предложения выпить за победу немецкого оружия стал для немцев неожиданным: "Да чтобы я, русский солдат пил за победу немецкого оружия?" Отвагу русского солдата фашисты оценили, сказав: "Ты храбрый солдат. Я тоже солдат и уважаю достойных противников". Твёрдость характера Соколова вызвала уважение немцев и они решили, что этот человек заслуживает жизнь. Андрей Соколов олицетворяет честь и достоинство. За них он готов отдать даже свою жизнь.))

3. М. Лермонотов . Роман "Герой нашего времени" (Печорин знал о намерениях Грушницкого, но тем не менее не желал ему зла. Поступок, достойный уважения. Грушницкий же напротив, совершил бесчестный поступок, предложив Печорину на дуэли незаряженное оружие).

4. М. Лермонотов «Песнь про царя Ивана Васильевича…» . (Лермонтов повествует о вседозволенности людей, стоящих у власти. Таким является Кирибеевич, который покусился на замужнюю жену. Для него законы не писаны, он ничего не боится, его даже царь Иван Грозный поддерживает, поэтому он соглашается на бой с купцом Калашниковым. Купец Степан Парамонович Калашников человек правды, верный муж и любящий отец. И даже не смотря на риск проиграть Кирибеевичу, он за честь своей жены Алёны вызвал его на кулачный бой. Убив опричника, Купец Калашников вызвал гнев царя, который приказал его к повешению. Конечно, Степан Парамонович мог бы уступить царю, избежать своей смерти, но для него честь семьи оказалась дороже. На примере этого героя Лермонтов показал настоящий русский характер простого человека чести - сильного духом, непоколебимого, честного и благородного.)

5. Н. Гоголь «Тарас Бульба». (Остап достойно принял смерть).

6. В.Распутин "Уроки французского". (Мальчик Вова с честью выдерживает все испытания ради того, чтобы получить образование, стать человеком)

6. А.Пушкин «Капитанская дочка». (Швабрин - яркий пример человека, потерявшего достоинство. Он полная противоположность Гриневу. Это человек, для которого понятия чести и благородства вовсе не существует. Он шел по головам других, переступая через самого себя в угоду своим сиюминутным желаниям. Народня молва гласит: "береги платье снову, а честь смолоду". Однажды запятнав честь, ты вряд ли когда-нибудь сможешь восстановить свое доброе имя.)

7. Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание" (Раскольников - убийца, но бесчестный поступок основывался на чистых помыслах. Что это: честь или бесчестие?)

8. Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание". (Соня Мармеладова продавала себя, но делала это ради семьи. Что это: честь или бесчестие?)

9. Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание". (Дуню оклеветали. Но её честь была восстановлена. Честь легко потерять.)

10. Л.Н.Толстой "Война и мир" (Став обладателем большого наследства, Безухов с его честностью и верой в доброту людей попадает с в сети, расставленные князем Курагиным. Его попытки завладеть наследством провалились, тогда он решил получить деньги другим способом. Он женил юношу на своей дочке Элен, у которой не было никаких чувств к мужу. В добродушном и миролюбивом Пьере, узнавшем о измене Элен с Долоховым, закипел гнев и он вызвал Фёдора на битву. Дуэль показала храбрость Пьера. Таким образом, на примере Пьера Безухова Толстой показал качества, которые вызывают уважение. А жалкие интриги князя Курагина, Элен и Долохова принесли им только страдания. Враньё, лицемерие и подхалимство никогда не приносят настоящего успеха, но зато могут запятнать честь и потерять достоинство человека).

  • Бесчестным можно назвать человека, который предал своего близкого
  • Истинные качества личности раскрываются в сложных жизненных ситуациях
  • Иногда поступки, с первого взгляда кажущиеся бесчестными, оказываются необходимыми
  • Человек чести не предаст своих нравственных принципов даже перед лицом смерти
  • Война выявляет бесчестных людей
  • Поступки, совершаемые из чувства злости и зависти, всегда бесчестны
  • Честь нужно отстаивать
  • Бесчестный человек рано или поздно получает возмездие за свои действия
  • Человек, предавший свои нравственные принципы, бесчестен

Аргументы

А.С. Пушкин «Капитанская дочка». В произведении мы видим двух полностью противоположных героев: Петра Гринева и Алексея Швабрина. Для Петра Гринева понятие чести является ключевым при принятии важных решений. Он не изменяет своим принципам даже тогда, когда ему грозит казнь: герой отказывается присягнуть Пугачеву. Он решается вызволить Машу Миронову из Белогорской крепости, захваченной неприятелем, хотя это очень опасно. Когда Петра Гринева арестовывают, он говорит всю правду, но не упоминает о Марье Ивановне, чтобы не портить ей и без того несчастную жизнь. Алексей Швабрин — человек трусливый, способный делать подлые поступки, ищущий для себя более выгодные условия. Он мстит Маше Мироновой за отказ выйти за него замуж, при первой же возможности переходит на сторону Пугачева, на дуэли с Петром Гриневым стреляет в спину. Все это говорит о том, что он является человеком бесчестным.

А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Письмо Татьяны Лариной, рассказывающей о своих чувствах, Евгений Онегин не воспринимает как что-то серьезное. После дуэли с Ленским герой уезжает из деревни. Чувства Татьяны не утихают, она все время думает о Евгении. Проходит время. На одном из светских вечеров появляется Евгений Онегин, которому по-прежнему чуждо общество. Там он видит Татьяну. Герой объясняется перед ней, Татьяна тоже признается в любви к Онегину, однако она не может предать своего мужа. В этой ситуации Татьяна сохраняет свои честь и достоинство, уважая не собственные желания, а высокие нравственные принципы.

А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери». Великому композитору Моцарту дан дар свыше. Сальери — труженик, добившийся успеха многолетней работой. Из зависти Сальери решается на не только бесчестный, но и бесчеловечный поступок — он бросает яд в стакан Моцарта. Оставшись наедине, Сальери осмысливает слова Моцарта о несовместимости злодейства и гения. Он плачет, но не раскаивается. Сальери рад, что выполнил «долг».

Л.Н. Толстой «Война и мир». Говоря о бесчестии, невозможно не обратиться к семье Курагиных. Все члены этой семьи безнравственны, преданны лишь деньгам, лишь внешне кажутся патриотами. Стараясь получить хотя бы часть наследства Пьера Безухова, князь Василий решает женить его на своей дочери Элен. Она изменяет честному, преданному, добродушному Пьеру, не испытывая угрызений совести. Анатоль Курагин совершает не менее гадкий поступок: будучи женатым, он привлекает внимание Наташи Ростовой и готовит попытку побега, которая оканчивается неудачей. Читая произведение, мы понимаем, что такие бесчестные люди не могут быть по-настоящему счастливы. Их успехи временны. Истинное счастье получают такие герои, как Пьер Безухов: нравственные, верные своему слову, по-настоящему любящие Родину.

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Андрий, сын Тараса Бульбы, предает отца и Родину: не способный противостоять силе любви к полячке, он переходит на сторону врага и сражается против тех, кого совсем недавно считал товарищами. Старый Тарас убивает сына, так как не может простить ему этот бесчестный поступок. Совсем по-другому показывает себя Остап, старший сын Тараса Бульбы. Он сражается с неприятелем до последнего, погибает в ужасных муках, но остается верен своим нравственным принципам.

А.Н. Островский «Гроза». Катерина, выросшая в в атмосфере любви и заботы, не может хорошо жить с безвольным мужем и своенравной Кабанихой. Девушка влюбляется в Бориса, это приносит ей и счастье, и горе. Измена Катерины — предательство, которое она не может пережить как человек нравственный. Героиня решается на самоубийство, зная, что совершила тяжкий грех, который не простит и без того ужасное общество. Вряд ли Катерину можно назвать бесчестным человеком, несмотря на совершенный ею поступок.

М. Шолохов «Судьба человека». Андрея Соколова, главного героя произведения, не без оснований называют человеком чести. Его лучшие нравственные качества раскрылись на войне, в плену у немцев. Герой сказал правду о работе, которую делают пленные. Кто-то донес на Андрея Соколова, из-за чего его вызвал Мюллер. Немец хотел расстрелять героя, но перед смертью предложил выпить «за победу немецкого оружия». Андрей Соколов — человек, не способный на такой бесчестный поступок, поэтому он отказался. За свою смерть он выпил, но не закусил, показывая силу духа русского народа. Отказался закусывать он и после второй стопки. Мюллер назвал Соколова достойным солдатом и отпустил с хлебом и куском сала назад. Для Андрея Соколова было делом чести разделить продукты между всеми, несмотря на то, что сам он был очень голоден.

Н. Карамзин «Бедная Лиза». Эраст, человек дворянского происхождения, влюбляется в Лизу, обычную крестьянку. Поначалу юноша мечтает оставить свое общество ради их будущего счастья. Лиза не может не верить ему, ее настолько охватывает любовь, что она без сомнений отдается Эрасту. Но ветреный молодой человек проигрывает в карты большую сумму денег, теряет все свое состояние. Он решает жениться на богатой вдове, а Лизе говорит, что уходит на войну. Разве это не бесчестный поступок? Когда Лиза узнает об обмане, Эраст пытается от нее откупиться. Бедной девушке не нужны деньги, она не видит смысла жить и в итоге погибает.

В. Распутин «Уроки французского». Молодая учительница Лидия Михайловна преподает французский язык и является классным руководителем главного героя произведения. Когда мальчик приходит в школу побитым, предатель Тишкин рассказывает, что он играет на деньги. Учительница не спешит ругать героя. Постепенно Лидия Михайловна узнает, как трудно живется ребенку: его дом далеко, еды мало, денег не хватает. Учительница пытается помочь, предложив мальчику играть на деньги с ней. С одной стороны, ее поступок является недопустимым. С другой стороны, его нельзя назвать и плохим, ведь он совершен во имя благой цели. Директор узнает о том, что Лидия Михайловна играет с учеником на деньги, и увольняет ее. Но понятно, что осудить учительницу не за что: кажущийся бесчестным поступок на самом деле несет добро.

А.П. Чехов «Попрыгунья». Ольга Ивановна замужем за врачом Осипом Ивановичем Дымовым. Муж ее очень любит. Он много работает, чтобы оплатить увлечения жены. Ольга Ивановна знакомится с художником Рябовским, изменяет мужу. Дымов догадывается об измене, но не подает виду, а старается работать еще больше и упорнее. Отношения Ольги Ивановны и Рябовского заходят в тупик. В этом время Дымов заражается дифтеритом, выполняя свой врачебный долг. Когда он умирает, Ольга Ивановна понимает, насколько бесчестным, безнравственным было ее поведение. Она признает, что потеряла по-настоящему достойного человека.

1. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Эпиграф романа сразу указывает на проблему, поднятую автором: кто является носителем чести, кто бесчестья. Воплощенная честь, которая не позволяет руководствоваться материальными или другими корыстными интересами, проявляется в подвиге капитана Миронова и его ближайшего окружения. Пётр Гринёв, готов погибнуть за данное слово присяги, и даже не пытается выкручиваться, обманывать, спасать жизнь. Иначе поступает Швабрин: ради спасения своей жизни, он готов пойти в услужение казакам, лишь бы выжить.

Маша Миронова – воплощение женской чести. Она тоже готова умереть, но не вступает в сговор с ненавистным Швабриным, который домогается любви девушки.

2. М.Ю. Лермонтов «Песня про … купца Калашникова»

Кирибеевич – представитель опричнины, не знает ни в чём отказа, он привык к вседозволенности. Желание и любовь ведут его по жизни, он не говорит всей правды (а значит, лжёт) царю и получает разрешение на сватовство к замужней женщине. Калашников, следуя законам «Домостроя» встаёт на защиту чести своей опозоренной жены. Он готов погибнуть, но наказать своего обидчика. Уходя биться на лобное место, он приглашает своих братьев, которые должны продолжить его дело, если он погибнет. Кирибеевич же ведёт себя трусливо, смелость и удаль сразу сходят с его лица, как только он узнаёт имя своего противника. И хотя Калашников гибнет, он умирает победителем.

3. Н.А. Некрасов «Кому на Руси…»

Матрёна Тимофеевна свято хранит свою честь и достоинство матери и жены. Она, беременная, идёт к губернаторше, чтобы спасти мужа от рекрутчины.

Ермила Гирин, будучи человеком честным и благородным, пользуется авторитетом у сельчан ближайшей округи. Когда возникла необходимость выкупить мельницу, у него не оказалось денег, крестьяне на базаре за полчаса собрали тысячу рублей. А когда смог вернуть деньги, обошёл каждого и лично вернул занятое. Оставшийся невостребованный рубль отдал всем на выпивку. Он человек честный и честь для него дороже денег.

4. Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»

Главная героиня – Катерина Измайлова – ставит любовь выше чести. Для неё неважно, кого убивать, лишь бы остаться с возлюбленным. Смерть свёкра, мужа становится лишь прелюдией. Главное преступление – убийство маленького наследника. Но после разоблачения она остаётся брошенной её любимым человеком, так как его любовь была лишь видимостью, стремлением обрести хозяйку в жёны. Смерть Катерины Измайловой не смывает грязи с её преступлений. Так бесчестье при жизни остаётся посмертным позором похотливой заевшейся купчихи.

5. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

Соня Мармеладова – нравственный идейный центр романа. Девушка, брошенная мачехой на панель, сохраняет чистоту своей души. Она не только истово верит в бога, но и сохраняет в себе нравственное начало, не позволяющее ни лгать, ни воровать, ни предавать. Она несёт свой крест, ни на кого не перекладывая ответственности. Она находит нужные слова, чтобы убедить Раскольникова признаться в преступлении. И идёт за ним на каторгу, бережёт честь своего подопечного, охраняет его в самые трудные минуты жизни. Спасает, в итоге, своей любовью. Так удивительно, девушка, работающая проституткой, становится в романе Достоевского защитником и носителем подлинной чести и достоинства.

Всероссийский конкурс исследовательских работ «Озарение»

Секция: литературоведение

Исследовательская работа

История чести и предательства в повести «Тарас Бульба» и в новелле П. Мериме «Маттео Фальконе»

МБОУ «Гимназия №4» Елабужского муниципального района

10а класс

Научный руководитель:

Учитель:

Елабуга-2014

I. Введение. Понятия чести и предательства ……………………… 3-5 стр.

II. Основная часть. История чести и предательства в повести «Тарас Бульба» и новелле П. Мериме «Маттео Фальконе» …… 5 стр.

1. Законы и обычаи корсиканцев и «товарищества»

(запорожцев)…………………………………………………… 5-7 стр.

2. Истоки предательства героев повести Гоголя и новеллы

Мериме………………………………………………………… 8-10 стр.

3. Доброе имя и честь в понимании Тараса Бульбы

и Маттео Фальконе. ………………………………………...10-14 стр.

4. Наказание за предательство. ……………………………стр.

III. Заключение ……………………………………………………стр.

Список литературы …………………………………….……… 19 стр.

I. Введение

Береги честь смолоду.

(русская пословица)

Честь, совесть, ложь, предательство... Эти понятия вечны. Они актуальны в любое время, независимо от моды или от века, как сама жизнь.

Что такое честь и почему она так ценилась во все времена? О ней говорит народная мудрость «Береги честь смолоду», ее воспевают поэты и размышляют философы. За нее умирали на дуэлях, а, потеряв ее, считали жизнь конченой. В понятии честь заложено стремление к нравственному идеалу. Этот идеал может создать человек сам для себя, а может и принять от общества.

В любом случае, потеря чести ведет к негативным последствиям – либо человек разочаровывается сам в себе, либо становится изгоем в обществе, либо лишается жизни.

Главное, что я поняла, слово «честь» родственно слову «честность». Нужно быть честным с собой и людьми, быть, а не казаться достойным человеком, и тогда тебе не грозит ни осуждение, ни самоедство.

Предательство... От этого слова холодеет в груди. Сразу вспоминается предательство Иуды, а потом ещё много других: исторических и личных. Наверное, мало кому повезло вообще не иметь личного опыта в этом вопросе. Большинство из нас либо сами предавали, пусть ненароком, случайно, по стечению обстоятельств, либо ощущали боль от предательства ближних, окружающих - тех, от кого зависела если не жизнь, то бытование.

Трудно оказаться в роли преданного, ещё труднее - в роли предателя. Но, порой, мы даже не отдаём себе отчёта в том, что это уже случилось...

Предательство происходит тогда, когда кто-то обманывает доверие другого человека.

Предатели жили во все времена. Часто находились люди, которые ради собственной выгоды отворяли ворота родного города врагам. Однако я уверена, что на чужом несчастье счастья не построить, и все плохое возвращается к человеку, сотворившему зло. Да, я считаю, что предательство – это зло.

Всегда трудно судить о таком понятии как предательство. Возможно, у людей есть оправдания, однако душевная боль преданного человека будет жить в его сердце всегда. Да никто и не говорит, что жизнь - простая штука. Я надеюсь, что честность и искренность в отношениях между людьми, нравственность и просто сострадание друг к другу - верный способ избежать предательства.

Очень сложно пережить предательство близкого человека. Все мы ищем поддержки у близких нам людей, доверяемся им, открываем свои тайны, верим в то, что нас не обманут. Нам необходимо душевное тепло и ощущение уверенности в том, что нас поддержат, нам помогут. Мы возлагаем на близких и любимых людей надежды, впускаем их в свою жизнь и сердце, а иногда и возлагаем на них часть ответственности за свою судьбу. И тем больнее для нас предательство, чем ближе был предавший нас человек, чем больше мы ему доверяли.

Так и великие мастера слова Николай Васильевич Гоголь и Проспер Мериме поднимают в своих произведениях проблему чести и предательства. И Гоголь, и Мериме помогут мне постичь такие понятия, как честь, предательство, доверие. Заставят задуматься над вопросами: в чём смысл жизни? Что такое счастье?

Итак, моя задача – сравнить повесть Н. Гоголя «Тарас Бульба» и новеллу П. Мериме «Маттео Фальконе», раскрыть понятия чести и предательства, выявить причины, приведшие Андрия и Фортунато к предательству, попытаться понять, что привело Тараса Бульбу и Маттео Фальконе к сыноубийству.

Актуальность темы работы очевидна. Вопросы чести, предательства, наказания, по моему мнению, вечные.

Методы исследования : анализ повести Гоголя «Тарас Бульба», новеллы П. Мериме «Маттео Фальконе», критической литературы, сопоставительный анализ эпизодов произведений, героев, опрос учащихся 8 класса по теме исследования.

II. История чести и предательства в повести «Тарас Бульба» и в новелле П. Мериме «Маттео Фальконе»

Герои Мериме и всегда необыкновенные люди с исключительной судьбой. И есть одна черта, объединяющая повесть “Тарас Бульба” и “Маттео Фальконе”, - это глубокий психологизм, позволяющий раскрыть внутренний мир героев.

Каждое из произведений, с которыми мы знакомимся, так или иначе обращает наше внимание на различные нравственные проблемы: долга и безответственности, совести и бессовестности, гордости, чести и т. д. Это то, что мы называем вечными ценностями, те проблемы, которые продолжают волновать людей на протяжении десятилетий и даже веков. В поле нашего зрения попадает и такое качество человека, свидетельствующее об определенной степени его падения, как способность к предательству.

Объективность повествования Мериме и Гоголя выражается в том, что они ставят читателей лицом к лицу с действительностью, о которой читатель сразу не может сказать, хороша она или плоха. Писатели словно ищут строй жизни, ценный для человека в любой век, определяют, как должны соотноситься в судьбе человека личное и общее.

Проследим историю чести и предательства в повести «Тарас Бульба» и новелле «Маттео Фальконе», узнаем, что значит «доброе имя» для главных героев произведения и что же привело их к убийству своих сыновей?

Писатели показывают, что каждый из героев действует в строгом соответствии с условиями, в которых он живет.

1. Законы и обычаи корсиканцев и «товарищества» (запорожцев)

Попробуем сравнить законы и обычаи корсиканцев и «товарищества»

(запорожцев), узнать о быте и нравах запорожцев и корсиканцев и что превыше всего они ценят в жизни.

Это станет возможным, если мы откроем некоторые особенности мировосприятия корсиканцев первой четверти XIX века. Гористый остров, покрытый зелёными маки, скромные, но крепкие дома пастухов, стада коз и овец, простой быт. Суровые условия жизни рождают суровых людей. Главная ценность для них даже не богатство (богатство горцев весьма относительно!), а свобода и честь. Здесь всё решается непосредственно, на месте. Тот, кто пролил чужую кровь, должен заплатить за это своею собственной. А право на его кровь получают родственники убитого. И только. Потому преступника не выдадут властям (им не очень доверяют). Закон кровной мести - древний и, с нашей точки зрения, дикий, варварский.

У Запорожской Сечи была своя территория, которая называлась Кош. По полю разбросаны курени, напоминающие отдельные государства. Руководили ими выборные кошевые атаманы , которые избирались Большим советом «из своих же запорожских казаков». Все важные вопросы решали вместе на общем собрании. Был и свой запас провизии, и кашевар. Прийти на Сечь мог каждый, но тот, кто хотел здесь поселиться, должен был пройти своеобразный воинский экзамен у опытных воинов. Если пришедший был слабым и непригодным к воинской службе, его не принимали и отсылали обратно домой. Прием в Сечь был прост: надо было сказать: «Верую в Христа, в святую Троицу» и перекреститься.

Законов на Сечи было мало , но были они жестокими. Воровство на Сечи считалось бесчестием для всего казачества. Вора привязывали к столбу и каждый, кто проходил мимо, обязан был ударить его дубиной. Самая страшная казнь была за смертоубийство - убитого и живого убийцу вместе зарывали в землю. Войны и суровые условия жизни воспитывали в украинских казаках пренебрежение к комфорту и роскоши, чувство товарищества, братства, мужество и стойкость - все качества, которые должны быть у настоящего воина, готового в любую минуту на самопожертвование. На Сечи придерживались обычаев, которые передавались от отца к сыну, за чем внимательно следили старые казаки. Каждый из запорожцев готов был умереть за свое отечество. Тарас Бульба, произнося речь перед боем, говорил казакам: «Нет уз святее товарищества». «Победить или погибнуть» - такой девиз казаки писали на своем оружии.

MsoNormalTable">

Место действия: Остров Корсика. Непроходимые лесные заросли, полуцивилизованное население, примитивный быт.

Не утруждают себя тяжелыми работами.

Превыше всего ценят долг чести: убийство не грех, а нарушение извечных законов справедливости и долга.

Идеальное, справедливое общественное устройство – Запорожская Сечь. Общество равноправных и свободных людей, живущих по строгим, но справедливым законом.

Народ избирает правителей, воинская служба – это не принуждение, а добровольное служение отечеству.

Сечь карает за нарушение законов – превыше всего долг чести, товарищества.

Вывод : Характеристика места действия, обстановка, в которой жили герои, поможет нам понять глубже характеры героев, их психологию и объяснить поступки, совершаемые ими, передать атмосферу времени, в котором формируется поведение человека.

2. Истоки предательства героев повести Гоголя и новеллы Мериме

Андрий слишком человечен, чтобы быть хорошим запорожцем. Чрезмерная утонченность и развитость его душевной жизни, несовместная с верностью отцовским заветам, вот первопричина нравственного падения. Податливость на страшный соблазн женской красоты - всего лишь следствие непоправимой смены жизненных ориентиров. Андрий не может не тянуться к женщине, ибо она изменчива, психологична, восторженна, как он сам. Неудивительно поэтому, что в конце концов он выпадает из великого казачьего единства, «проваливается» в польскую трясину - и что от этого провала его не способны удержать ни благословение матери, ни кипарисный образ, присланный ею из Межигорского киевского монастыря. Ради любви к полячке Андрий готов пожертвовать всем, что связывало его с семьёй, верой, миром Запорожской Сечи, родиной.

А что же Фортунато? Само имя его означает “счастливчик”. О мальчике говорят, что он подаёт “уже большие надежды”, ему предсказывают: “Ты пойдёшь далеко”. Действительно, Фортунато на редкость ловок, сметлив, расчётлив. Прежде всего - расчётлив. Вот юный Фальконе греется на солнце в ожидании отца - о чём он мечтает? О воскресной поездке в город к своему дяде, капралу: там его ждут подарки - блага цивилизации. Очевидно, что Фортунато становится тесно в узких рамках обычая маки . Устремления отца и сына - пусть пока в мелочах - расходятся.

Фортунато совершит предательство - не из страха (мальчик храбр и на всём свете боится только отца), не из глупости (подвергшись допросу сержанта вольтижеров, мальчик с блеском парирует все его уловки и угрозы). Юного Фальконе погубили страсть к коммерции и стремление первенствовать. При виде серебряных часов, которыми подкупает его сержант, Фортунато мигом теряет весь свой разум и здравый смысл. Доводом, добившим его, становится издёвка сержанта: “…У сына твоего дяди уже есть часы… правда, не такие красивые, как эти… а ведь он моложе тебя”. Мысль, что кто-то опередил его, нестерпима для мальчика, и он уступает преступному искушению.

Сходство:

Андрий и Фортунатто совершили предательство, предали близких, не оправдали надежд, возлагаемых на них.

Различия:

Андрий

Фортунатто

Дерзость поступков, сила страсти, безудержность натуры, жажда подвига, тонкая душевная организация, способность чувствовать красоту, умение увертываться от наказания.

Вывод : Изменил отчизне, потому что полюбил. Ничего, кроме любимой, для него не существовало.

Фортунатто не боится ни бандитов, ни полиции, но оказывается бессильным перед соблазном обогащения, смело отвечает на вопросы. Гордится, что его отец - уважаемый человек.

Вывод : Страстное желание получить часы пересилило долг гостеприимства.

На вопрос: являются ли предателями герои исследуемых произведений, учащиеся 8-х классов ответили следующим образом:

- «Да» - 10 учащихся

- «Нет» - 2 учащихся

Андрий - предатель, а Фортунатто - нет - 9 учащихся

3. Доброе имя и честь в понимании Тараса Бульбы и Маттео Фальконе

В чем же высший смысл жизни и счастья человека? Что является главным в жизни для Тараса Бульбы и Маттео Фальконе? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно подробнее остановиться на характеристике главных героев, сравнить их образы.
Тарас Бульба - мудрый и опытный вожак казацкого войска. Это человек большого, острого ума, суровый и непреклонный. Превыше всего Тарас ценит чувство товарищества и верности долгу. Безраздельно он отдает себя служению Отчизне. Жизнь Тараса проходит в бесконечных военных походах. Беспощадный к врагу, с ненавистью карает он польских магнатов, защищая угнетенных и слабых. Давно уже кровом казака стало чистое поле. Он презирает казаков, которые стали перенимать польские обычаи. Вырастив в строгости двух сыновей, Остапа и Андрия, Бульба только и мечтает о том, как будет гордиться их ратными подвигами. Андрий, полюбивший панночку, дочку польского воеводы , перебегает на сторону врага. И несмотря на отцовские чувства, Тарас выносит приговор изменнику: «Я тебя породил, я тебя и убью». Не чувствуя жалости, он казнит Андрия, считая, что именно такой позорной смерти достоин предатель. Тарас ничем не может оправдать измену Родине, не может простить такой поступок даже родному сыну.
Это был настоящий патриот, для которого главная цель - освободить Отчизну от порабощения и бесправия. Для таких людей интересы народа стоят выше всего на свете. Без всякого сомнения Тарас готов отдать свою жизнь и жизнь своих сыновей за родную землю. Пусть это жестоко, но цель, которую ставил перед собой Бульба, оправдывала для него средства ее достижения. Ведь на кону стояла свобода и независимость целой страны.

Человек огромной воли и недюжинного природного ума, трогательно нежный к товарищам и беспощадный к врагу. Это могучий образ, овеянный поэтической легендой, по выражению Гоголя: "точно необыкновенное явление русской силы".
Тема народа как хранителя жизненной энергии нации, как носителя высоких этических идеалов играет значительную роль и в творчестве Мериме. Он обращается к людям, стоящим за пределами общества, к представителям народной среды. В их сознании Мериме открывает те дорогие его сердцу душевные качества, которые, по его мнению, уже утрачены буржуазными кругами: цельность характера, страстность натуры, бескорыстие , внутренняя независимость.

Именно таким человеком является главный герой новеллы - Маттео Фальконе. Изображая благородные, героические черты его облика, Мериме не скрывал и отрицательных, уродливых сторон его сознания, порожденных окружавшей его дикостью, отсталостью, нищетой, несмотря на то что он был из достаточно зажиточной семьи.

При чтении произведения можно поразиться одному факту. Когда Маттео сообщили, что поймали разбойника - Джаннето Сампьеро, совершившего много проступков, преступлений (от его рук пострадало и семейство Фальконе – он украл дойную козу), он находит оправдание такому поступку, говоря, что тот был голоден. Маттео даже сочувствует Джаннето: «Бедняга!» Однако сына своего он не пожалел, он даже не захотел его слушать. Даже стал подозревать, его ли это ребенок. Он тоже придумал своему сыну оправдание: «Значит, этот ребенок первый в нашем роду стал предателем». Фортунато предал корсиканские законы, нарушил нормы морали той среды, в которой живет.

Маттео решил наказать своего сына: застрелил мальчика, но перед этим заставил его приготовить свою душу к смерти. Фортунато читал молитвы и «умер христианином».

Приговор, вынесенный Фортунато отцом, выражал нравственное отношение к предательству всего народа.

Мериме показывает Фальконе как человека мужественного, умного. Закаленного жизненными трудностями, близкого к природе, «естественного». Он был «небольшого роста, но крепкий, с вьющимися черными, как смоль, волосами, орлиным носом, тонкими губами, большими живыми глазами и лицом цвета невыделанной кожи». Маттео Фальконе – во всех отношениях истинный корсиканец. Это прямой, мужественный человек, не привыкший колебаться при исполнении долга. Во-первых, Маттео "богат по тамошним местам”. Но всё его богатство - это стада коз и овец. Во-вторых, живёт герой честно, то есть последние десять лет не замешан ни в каком кровопролитии. Женившись, Маттео больше не нарушает закон, хотя без сожаления убил своего соперника. Главное качество героя, о котором нам сообщает повествователь, - это его меткость. Исключительное мастерство во владении оружием делает Маттео уважаемым и независимым: с ним лучше не ссориться! Именно этим достоинством героя и объясняется во многом отношение к нему окружающих: он хороший друг, но и опасный враг. Богатство не сделало его скупым - он щедр к бедным. Перед нами почти исключительный герой: его уважают, на него никто не посягает, однако это ещё не является поводом для Маттео забывать об осторожности. Жизнь корсиканца всегда полна опасностей и неожиданностей, потому Маттео никогда не покидает дом без оружия и жена его умеет заряжать ружьё. Жизнь корсиканца - жизнь с ружьём и под ружьём.

И последняя важная деталь: у Маттео довольно долго не было сына! Три дочери уже замужем, а мальчику всего десять лет. Повествователь упоминает о ярости Фальконе, вызванной рождением дочек. И долгожданный сын получает имя Фортунато. Подобная реакция вполне объяснима: сын - продолжатель рода, помощник, счастье, удача для отца. Но имя ребёнка прилагается прежде всего к нему самому. В древнеримской мифологии Фортуна - богиня счастья, удачи. Она покровительствовала и деторождению. Дословно "фортунато” переводится с итальянского как счастливый, удачливый, успешный. Какой злой иронией наполняется это имя в финале новеллы! Фортунато - счастливец, заполучивший столь желанные часы в общем-то ни за что: он не заработал их тяжким трудом. Но чем оборачиваются для мальчика его успех, его удача!

Сходство:

Мужественные, отважные, уважаемые всеми люди, закаленные жизненными трудностями, не привыкшие колебаться при исполнении долга, совершили убийство сыновей.

Вывод : Для Маттео Фальконе и Тараса Бульбы доброе имя и честь дороже всего, дороже детей.

4. Наказание за предательство

Чтобы ответить на вопрос, почему отец убил сына и имел ли он на это право, постараемся подробнее остановиться на сценах убийства Фортунато и Андрия.

Гоголь "Тарас Бульба":
...И видел он перед собою одного только страшного отца.

Ну, что ж теперь мы будем делать? - сказал Тарас, смотря прямо ему в очи.

Но ничего не знал на то сказать Андрий и стоял, утупивши в землю очи.

Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?

Андрий был безответен.

Так продать? продать веру? продать своих? Стой же, слезай с коня!
Покорно, как ребенок, слез он с коня и остановился ни жив ни мертв перед Тарасом.

Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью! - сказал Тарас и, отступивши шаг назад, снял с плеча ружье.

Бледен как полотно был Андрий; видно было, как тихо шевелились уста его и как он произносил чье-то имя; но это не было имя отчизны, или матери, или братьев - это было имя прекрасной полячки. Тарас выстрелил.

Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова.

Остановился сыноубийца и глядел долго на бездыханный труп...

Гоголь рисует огромное нравственное превосходство Тараса и его соратников над Андрием. До чего мерзок человек, предавший свою Родину! И жизнь его бесславна, и смерь позорна. Тарас, человек суровой и вместе с тем нежной души, не чувствует никакой жалости к сыну-изменнику. Без колебаний он совершает свой приговор: "Я тебя породил, я тебя и убью!". Эти слова Тараса проникнуты сознанием величайшей правды того дела, во имя которого он казнит сына.

Мериме «Маттео Фальконе» :
... - Значит, этот ребенок первый в нашем роду стал предателем.

Рыдания и всхлипывания Фортунато усилились, а Фальконе по-прежнему не сводил с него своих рысьих глаз. Наконец он стукнул прикладом о землю и, вскинув ружье на плечо, пошел по дороге в "маки", приказав Фортунато следовать за ним. Мальчик повиновался...
...Фальконе, пройдя шагов двести по тропинке, спустился в небольшой овраг. Попробовав землю прикладом, он убедился, что земля рыхлая и что копать ее будет легко. Место показалось ему пригодным для исполнения его замысла.

Фортунато! Стань у того большого камня.
Исполнив его приказание, Фортунато упал на колени.
- Молись!
- Отец! Отец! Не убивай меня!
- Молись! - повторил Маттео грозно.
Запинаясь и плача, мальчик прочитал "Отче наш" и "Верую". Отец в конце каждой молитвы твердо произносил "аминь".
- Больше ты не знаешь молитв?
- Отец! Я знаю еще "Богородицу" и литанию, которой научила меня тетя.
- Она очень длинная... Ну все равно, читай.
Литанию мальчик договорил совсем беззвучно.
- Ты кончил?
- Отец, пощади! Прости меня! Я никогда больше не буду! Я попрошу дядю капрала, чтобы Джаннетто помиловали!
Он лепетал еще что-то; Маттео вскинул ружье и, прицелившись, сказал:
- Да простит тебя бог!
Фортунато сделал отчаянное усилие, чтобы встать и припасть к ногам отца, но не успел. Маттео выстрелил, и мальчик упал мертвый.
Даже не взглянув на труп, Маттео пошел по тропинке к дому за лопатой...

Коллизии новеллы приводят к самому страшному конфликту: предательство Фортунато разделяет отца и сына. И даже мать не в силах спасти своего ребёнка от суровой, но и по её представлениям справедливой кары. Маттео разрешает не частный семейный конфликт, а общечеловеческий. Его требования к сыну и к другим людям едины. Цельность натуры корсиканца поражает: в нём нет ни единой трещинки. А вот сын его уже затронут цивилизацией, её соблазнами в виде монеток и часов. Маттео Фальконе пытается удержать свой мир в целости, выпалывая сорняки. И если сын подвержен болезни, если её микроб проник в его душу, то выход только один - убить сына вместе с проникшей в его душу заразой. Средство кардинальное, жестокое, но, по мнению Маттео, единственно возможное. С точки зрения неписаных законов жителей Корсики, понимания ими долга и чести, он – герой, совершивший правосудие.

Мы живём в других условиях, в другом мире. Мы привыкли к тому, что можно не отвечать за свои поступки, что "первый раз прощается”, что о подлости могут и не узнать, а предательство уже трактуется как здравый расчёт. Прав сильный. Но в мире, изображённом Мериме, Маттео тоже сильный и мог бы заткнуть рты всем, кто осмелился бы обвинять его сына. Мог бы. Но позора это бы не смыло, но доброе имя Фальконе это не восстановило бы. И положиться на сына-предателя Фальконе уже не может.

Суровый мир, суровые законы, но и человек, живущий так, помнящий об этом, не может вырасти ничтожеством.

Убийство Андрия

Убийство Фортунатто

Тарас чувствует вину перед товарищами, перед Родиной. Тарас Бульба не разглядел в сыне предателя. Самое страшное преступление – измена отчизне, общему делу. Он гораздо выше ставит родство по духу, чем по крови.

Тарас – сын своего жесткого времени.

Фортунатто – Фортуна – значит удача, надежда семьи, продолжатель рода.

Маттео Фальконе – трагичное несоответствие судьбы героя и первоначальных надежд.

Маттео Фальконе – герой, совершивший правосудие.

Фортунато поплатился жизнью из – за своего эгоизма и корыстолюбия, приведших его к предательству. Причастен к этому сержант Тальба, подкупивший мальчика, спровоцировавший его поступок. Тарас Бульба казнил сына, предавшего Отчизну, веру, казаков.

Вывод : Исключительная по своей (причине) природе ситуация сыноубийства выступает как закономерное, естественное проявление сильных и цельных натур и, всего уклада корсиканской жизни и жизни запорожцев. Тот, кто совершил предательство, не может рассчитывать на уважение людей.

На вопрос: является ли возмездие справедливым, учащиеся 8-х классов ответили следующим образом:

- «Да» - 5 учащихся

- «Нет» - 16 учащихся

III . Заключение

В произведениях поднимаются такие общечеловеческие черты как бесчестье, неуважение, предательство, которые были во всех веках предметом осуждения, позора, отвержения. А умение любить Родину, свой народ, высоко нести в себе чувства собственного достоинства чести, всегда было достойно глубокого уважения.

Итак, нет слов, чтобы передать то сложное чувство, которое я испы­тала при чтении и анализе данных произведений. Герои её, как живые, стоят перед глазами. Очень трудно опре­делить своё отношение к ним, потому что их представления о че­сти и бесчестии, верности и предательстве, наверное, справедли­вы, но слишком жестоки. Трудно говорить о справедливости воз­мездия.

В обоих произведениях отцы убивают своих сыновей. Казак покарал взрослого человека, созна­тельно предавшего своих, перешедшего на сторону врага. Возвышенная любовь Андрия к «прекрасной полячке» не могла стать для Тараса оправданием измены отчизне.

Но то-то мешает признать правоту Маттео. Поражает сила его характера, выдержки, несгибаемость, неуступчивость, но эти качества, проявившиеся в таком бесчеловечном поступке, пу­гают. Хотя я понимаю, Маттео Фальконе поступил таким образом, потому что не желал растить в своей семье предателя. Из маленького предателя вырастает большой - считал он. Тот, кто однажды уже совершил предательство, не может рассчитывать на уважение людей, как бы мал он ни был. Предательство есть предательство, и судят его герои по своим законам.

Один великий человек сказал, что самое главное – не осуждать и не оправдывать, а понять, почему человек так поступил.

Список литературы:

1. Гоголь Бульба. Повесть. Изд. 7-е. Послесл. С. Машинского. М., «Детская литература», 1978.

2. Гуковский литературного произведения в школе. М. – Л., «Просвещение», 1986.

3. , Егорова разработки по литературе. 7 класс . – М.: ВАКО, 2007

4. Ерёмина литературы в 6 классе . Книга для учителя. – 2005.

5. Постигая логику романтического конфликта. Журнал «Литература». Издательский дом «Первое сентября». Татьяна Рыжкова. -2009.- №13

6. Ульянова Проспера Мериме "Маттео Фальконе": VII класс / // Литература в школе. – 2006. – N 4.

7. Мериме Проспер. Хроника царствования Карла IX. Новеллы. Пер. с фр. – М.: Худож. лит., 1984.

8. Шедевр Проспера Мериме «Маттео Фальконе». Журнал «Литература». Издательский дом «Первое сентября». Михаил Свердлов. – 2004.- №38

9. http://dic. akademik. ru Словари и энциклопедии. Литературные герои. Маттео Фальконе.


Top