Статью про андрея алексеевич усачев. Андрей усачев и его герои

Андрей Усачев, знаменитый детский поэт и писатель, автор всем известной "Умной собачки Сони" и логопедического бестселлера "Малуся и рогопед", размышляет о современных детских книгах, и о том, как и что читать детям — от малышей до подростков.

— Сейчас во многих школах детям выдают список литературы на лето. Как вы вообще относитесь к таким спискам?

— Я, честно говоря, редко выныриваю из своего писательства, поэтому, что происходит во внешнем мире, знаю плохо. И что наши руководящие педагогические государственные органы рекомендуют детям, не знаю. Могу сказать в самом общем виде. Самое главное в детском чтении: чтобы оно было по возрасту. Каждый костюмчик должен быть сшит по размеру.

Раз мы доросли до понятия "возрастная психология", то очень важно не вызвать у детей отвращения, навязывая те книги, которые им рано читать. Классические книги и писались не для всех — и уж точно не для детей. Например, "Войну и мир" 90% населения в царской России и не могло прочесть, потому что она была написана на пяти языках, а переводов тогда не предполагалось. А когда мы начинаем этим мучить детей, у них вырабатывается такое отношение к Толстому, что они его потом никогда не открывают. А почему вместо этого не читать "Казаков", которые вполне доступны для детского восприятия?

— Но каждый родитель упирается в школьную программу, когда, например, в 7 классе проходят "Тараса Бульбу" — иногда, чтобы все-таки смягчить жестокость произведения, предлагая усеченный вариант.

— Когда начинают вычеркивать что-то из произведения — это плохо. Тогда лучше вообще его не предлагать детям. Тогда можно — например, в рамках нынешней борьбы с курением — убирать упоминания, что Тарас Бульба курил трубку и вставлять ему в рот чупа-чупс. Или дети дозрели до каких-то вещей или нет — и нечего от них скрывать, что казаки напивались и участвовали в жестоких побоищах, показывая лишь патриотическую часть, где они кричат "За родину, за веру". Все эти выжимки ни к чему хорошему не приводят. Я тут с удивлением услышал, что одно издательство привлекло лучших французских писателей пересказывать классику для маленьких детей — например, "Преступление и наказание". Как они себе это мыслят? Я не знаю. Не надо уродовать книги, в конце концов, Достоевского и взрослые не все читают. Надо давать детям тот "корм", который идет им на пользу. Мы все любим оливки, но если 2-летнего ребенка кормить оливками, у него будет заворот кишок.

— Сейчас сознательные родители, наоборот, иногда стараются предложить ребенку книги "на вырост" — чтобы быстрее развивался.

— Не надо растить маленького гения, растите маленького ребеночка. Почему вы решили, если он будет заниматься 3 языками в младенчестве, он вырастет гением? Важно, чтобы он стал нормальным человеком. У человека либо есть гениальность — и она проснется — у некоторых она в 40 лет просыпается, между прочим. Например, Дик Кинг-Смит, который "Поросенка Бейба" написал — в 50 лет у человека писательский талант проснулся. И нормально. У кого-то — наборот, талант просыпается очень рано, как, например, у французского поэта Артюра Рембо — но он в 15 лет начал писать стихи, а в 21 год уже все закончилось.

По-моему, только неумные родители заставляют маленького ребенка учиться, требуют от него каких-то небывалых результатов. Сейчас, к сожалению, понятие "успешность" вышло на первый план: хочу ребенка не доброго, не гармоничного, не заботливого, не духовно развитого — хочу успешного. Я встречаю такое в обсуждениях в Сети, хотя вообще в Интернет хожу редко — слишком расстраиваюсь. А когда я вижу кучу вываленных глупостей — и через них надо продираться к чему-то стоящему... Мне времени жалко. Интернет — это огромный и слишком широкий срез общества. Читать какие-то отклики, ориентироваться на мнение мам — почему я должен на их мнение ориентироваться? Они очень разные — и глупые попадаются. Пусть они на меня ориентируются! Я готов послушать их, как ребенка, но в смысле чего почитать, тут я справлюсь сам.

"Списки литературы" от Андрея Усачева

— Так с чего же, по-вашему, ребенку лучше начинать самостоятельное чтение?

— Да с любого несложного текста. Ребенку ведь больше удовольствия доставляет то, что он вообще читает, что у него получается, а не содержание книги. Есть простенькие тексты специальные, детские сказки, чудесные маленькие рассказики Льва Толстого — "Филиппок" и другие.

— Мы не знали двух замечательных авторов, которые считаются классиками мировой детской литературы — это уже упомянутый Дик Кинг-Смит, потрясающий писатель, у него замечательные сказки. И он дожил почти до конца XX века. И второй автор — тоже англичанин, я вообще их прозу люблю — это Роальд Даль. Ну это умереть можно — одна сказка лучше другой! У нас его лучше знают — спасибо фильму "Чарли и шоколадная фабрика", хотя версия Тима Бёртона мне не очень понравилась, это не лучшая его вещь. Но был гениальный фильм "Матильда" с Дэнни Де Вито, который играет скверного папашу, был фильм "Ведьмы". Хорошие фильмы — и книжки потрясающие. Мы такие, к сожалению, не умеем производить.

— Поэтому сейчас издаются, в основном, переводные детские книги?

— Это если говорить о прозе. Вообще, сейчас люди переходят на прозу, поэзия... Нет, она не умирает, поэзия не умирает никогда. Просто она и раньше была только для 3-5% образованного населения. А сейчас на фоне того, что все, вроде, образованные и грамотные, поэзия должна доходить до всех. Нет, она никогда не будет волновать всех. Но детская литература в этом отличается — там поэзия очень хорошо себя чувствует. И в нашей стране мощнейшая поэтическая традиция — и была, и есть. На Западе, насколько я знаю, детская поэзия практически отмирает, по разным причинам. У нас же, наоборот, поэтическая держава — до сих пор. У нас в школах проходят стихи, их учат в детском саду. Ни в одной стране мира не учат стихов в обязательном порядке — даже в той же Англии. У нас у детей есть привычка к повторению стихов — и если мы это потеряем, будет очень жалко, потому что это одна из немногих вещей, которой мы можем гордиться. В нашей литературе и было, и есть огромное количество прекрасных стихов.

— Кого из детских поэтов вы бы назвали среди любимых?

— Был великий Заходер, прекрасный Валентин Дмитриевич Берестов, была замечательная Эмма Мошковская, которую очень мало, к сожалению, знают. Михаил Яснов, Петр Синявский, Сергей Махотин, Григорий Кружков — даже среди живущих сейчас, рядом с нами — огромное количество поэтов мирового качества. Другой вопрос, что поэзия плохо конвертируется. Из молодых — по-моему, одна звезда у нас есть — Галя Дядина из Арзамаса. У нее свои фанаты, ее уже читают повсюду. У нее вышла красивая книжка, которую мы вместе написали — "Звездная книга. Поэтическая астрономия". Люди не могут отличить, где мои стихи и где Галины — и это классно. Есть и звезды не такого яркого сияния — Аня Игнатова в Питере, еще 2-3 девочки — все не москвички, кстати. Юлия Симбирская из Ярославля — у нее еще не изданы книги, но в Интернете они уже есть, на сайтах молодых писателей и поэтов.

— Тем не менее, иногда родители жалуются, что нечего читать детям.

— Да, бывает так, что матери, даже придя в книжный магазин, не знают, что взять. Есть, есть что читать. И не всегда даже надо искать чего-то нового. Вот 10 лет не издавали Юрия Коваля — не было его — сейчас стали, наконец, переиздавать.

— Какова, по-вашему, ситуация с детскими издательствами?

— Хорошо, что возникла конкуренция — и детский сектор, в отличие от взрослого, продолжает стабильно приносить прибыль. Уже даже традиционно "взрослые" издательства обращаются к детской литературе. Да, кто-то ширпотреб производит, что тоже необходимо — потому что это дешево, и в провинции люди могут себе позволить. Кто-то выпускает более сложные книги, с какими-то вывертами. Рынок большой, живой, пока не умирающий — и при нашей жизни смерть ему не грозит. Конечно, хочется лучше, хочется больше, хочется, чтобы до каждого села доходили рисунки, скажем, Вики Фоминой или кого-то еще.

— Вы ездите по стране с выступлениями, встречаетесь с детьми. Как меняется публика, отличаются ли чем-то дети в столицах и провинции?

— В провинции дети живее: они поздоровее, порозовее, не так измотаны большим информационным потоком, обилием культурных событий. Там еще играют во дворах в футбол, что замечательно. Они тоже, конечно, в Интернете сидят, но у них еще рядом природа есть. Я вот ездил в Плесецк — и отличные там дети, самые обычные школьники, которых привозят на встречу автобусами — и которым, по большому счету, вся эта поэзия по барабану.

Спрашивать о ситуации с детским чтением у чиновников или даже мамочек бессмысленно — надо спрашивать у библиотекарей. В провинциальной библиотеке все перед глазами, и библиотекари говорят: ходят дети, читают.

Но, конечно, меньше, чем раньше. Вообще, если я бы сейчас был ребенком, я что, только бы читал? Раньше же делать было нечего, а теперь я могу за границу поехать, могу поиграть с друзьями в компьютере, могу в Интернете что-то интересное найти. Это нормально. Процесс чтения находится в нормальных человеческих пределах. Сами понимаете: тот, кто читает — он не работает. Вот, скажем, вернулся сталевар после тяжелой смены — он что, должен Достоевского читать? Тот, кто хоть раз в жизни занимался тяжелым физическим трудом, знает, что вечером нужна не книга, а стакан водки — не чтобы напиться, а чтобы стресс снять, чтобы отпустило. Если вы хотите, чтобы страна перестала работать — тогда пускай все читают.

Никакая нормальная страна не может быть литературоцентричной. Англия — величайшая литературная держава, но не литературоцентричная, тем не менее. Либо надо достигнуть такого уровня развития, чтобы как в Древнем Риме: работают рабы, а граждане возлежат — и читают.

— А сами вы что читаете?

— Я мало чего читаю — сил нет, работы много. Это как раз к теме "почему люди не читают?" Да вкалывают они! Вообще Пелевина читаю, мне это интересно, это неожиданно. Улицкую, Дину Рубину — это большие писатели. Из иностранных — Умберто Эко мне нравится. Сейчас много всплывает классики, которую мы раньше не знали. Скажем, гениальная вещь Киплинга в переводе Григория Кружкова и Марины Бородицкой — "Пак с Волшебных холмов". У того же Киплинга я прочел "Сталки и компания" — повесть о детских годах в частной школе. Это была любимая вещь Стругацких — в честь Сталки они назвали своего Сталкера. Вот так все время выскакивает неожиданная классика, которую я еще читал — а за новизной не гонюсь.

Думал, что хорошо знаю Лескова, а тут обнаружил его публицистику. Прочел целый том пьес Платонова. У нас же Платонов рождается раз в сто лет, сейчас его восьмитомник вышел — я просто умираю.

Воспитание подростков: "поди угадай"

— Мамы подростков часто сталкиваются с тем, что ребенок ленится: "Ничего не хочет — только развлекаться".

— Это не новая проблема. Я помню, мне самому хотелось ходить на танцы, заниматься музыкой — я ее всегда любил — а книги... В 9-10 классе я читал в 3-4 раза меньше, чем в младших классах. Это нормальный для подростков процесс. Для них становится важнее общение, мода, все подростки становятся музыкальными дураками — это норма, это надо просто пережить.

— Хорошо, если музыка, а если бесконечные компьютерные игры?

— Ну а раньше? Бегали и жгли покрышки на свалке — те же квесты и стрелялки. Если разобраться: ну чем мы раньше занимались? Да тем же самым. Я не вижу ничего из ряда вон выходящего.

Другое дело, что у нас общий процесс загнивания и потери культуры, это да. А дети просто живут в этом всем, растут на этой почве. Мы же и есть перегной для будущих поколений.

— А что делать, если ребенку тяжело, он не хочет напрягаться, читает только от сих до сих?

— Не скажу. Моих детей не приходилось заставлять. Мы читали детям — не я, жена, скорее — уже когда они были в пятом классе, шестом. Они, по-моему, класса до восьмого все вместе читали, мне очень это нравилось. Сыну сейчас 27 лет, дочери — 24 года. Дочка в каком-то возрасте перестала читать вообще, а сейчас вдруг снова начала. Сын же, наоборот: в детстве, юности много читал, сейчас почти не читает. И вот поди угадай: выросли в одной семье, слушали одни книги. Ничего нельзя просчитать заранее.

Если хочешь, чтобы дети читали — то любым способом нужно находить время: садись с ними, читай. Мы же заставляем детей чистить зубы, умываться. Ты имеешь право не читать что-то, но хотя бы школьную программу. Тут уже надо настаивать.

Но главное: дети, живущие в разных уголках Земли, знают и любят яркие стихи и сказки Андрея Усачева. Сегодня книги Андрея Алексеевича появляются в каждом доме, где живут дети. Потому что современной педагогикой доказано: с его книгами дети вырастают веселыми и любознательными.
Андрей Алексеевич Усачев родился 5 июля 1958 года в Москве.
Сначала поступил в Московский институт электронной техники, проучился там 4 года и перешел на филологический факультет Тверского государственного университета.
В послужном списке Андрея Алексеевича - работа дворником, сторожем, бараба нщиком в ресторане, машинистом сцены в Театре Сатиры, охранником на железной дороге, уборщиком на пляже, посудомойкой, редактором журнала «Веселые картинки».
Публиковаться начал в 1985 году. В 1990 его книга стихов «Если бросить камень вверх» получила первую премию на Всероссийском конкурсе молодых писателей для детей.
С 1991 года Усачев уже член Союза Писателей.
В России вышло более 100 книг Андрея Усачева для маленького читателя. Две книги вышли в Израиле на иврите, две - на Украине, две - в Республике Молдова, есть публикации автора в Польше, Сербии, Японии. Пять книг Андрея Усачева рекомендовано Министерством Образования России для изучения в школах в качестве учебных пособий: «Основы Безопасности Жизнедеятельности» 1, 2, 3-4 класс, «Декларация Прав Человека», «Мои географические открытия».
Музыку на его стихи писали известные композиторы: Максим Дунаевский, Теодор Ефимов, Павел Овсянников, Александр Пинегин. К некоторым стихам он сочинил музыку сам. На телевидении прозвучало более 50 песен для детей со стихами и музыкой Усачева. Выпущено 20 аудиокассет с песнями и сказками.
Кроме стихов и прозы Усачев пишет для кукольного театра. Единолично и в соавторстве им создано более 10 пьес. Они идут в 20 театрах России.

На студиях «Союзмультфильм», «Экран», «СТВ» по сценариям и стихам Усачева нарисовано 15 мультфильмов, в том числе один полнометражный. Андрей Алексеевич - автор сценариев 40-серийного телевизионного художественного фильма «Дракоша и Компания». Много работал на телевидении: только в 1995-1996 гг. выпустил около ста передач «Кварьете "Веселая Квампания"».

В течение нескольких лет вел детские радиопередачи «Веселая радиоквампания», «Летающий диван».
Писал сценарии Новогодних представлений для детей в Кремлевском дворце съездов и Московской мэрии.
В 2005-м году стал лауреатом фестиваля сатиры и юмора «Золотой Остап» за песни для детей и лауреатом Ежегодного Национального конкурса «Книга года» за книгу «333 кота», в 2006 - лауреатом международного конкурса «Петя и волк-2006» за лучшее произведение для детей.

Приключения Дракоши
Увлекательная история о настоящем дракончике по имени Дракоша, который который вылупился из яйца... но не в Африке, не в Америке, не в Парке юрского периода, а на самой обыкновенной подмосковной даче, в самой обыкновенной, но замечательной семье Дружининых (яйцо нашли брат и сестра - Паша и Маша) открывает цикл книг «Приключения Дракоши». Во второй и третьей книге трилогии Андрея Усачева и Антона Березина читателя ждут новые приключения Дракоши - теперь уже в городе и в обычной московской квартире. Сумеет ли Дракоша адаптироваться к новым условиям? Найдет ли себе занятие по душе? Поладит ли с соседями? А может быть, станет звездой экрана?

Чудеса в Дедморозовке
Далеко на Севере, где-то в Архангельской или Вологодской области, есть невидимая деревня Дедморозовка. В этой деревне и проводит большую часть года Дед Мороз, его внучка Снегурочка, а также их помощники – озорные снеговики и снеговички. В первой книге серии рассказывалось о том, как снеговики пошли в школу и как готовились к новогодним праздникам. А как они встретили Новый год и о многом другом, вы узнаете из этой книги. Автор записал ее со слов Деда Мороза. Поэтому все описанные здесь события - чистая, как снег, правда.

Олимпийская деревня Дедморозовка
Книга о новых приключениях жителей Дедморозовки. Если вы еще не знаете, то Дедморозовка - это невидимая деревня, которая находится где-то в Архангельской или Вологодской области. В этой книге ее жители решили заняться зимними видами спорта и даже придумали новые, например: фигурное рисование, снегобол и сугробол. А Дедморозовка стала настоящей Олимпийской деревней.

Тысяча и одна мышь
Извечный котово-мышиный вопрос ставит на страницах своей новой, по-настоящему остроумной, доброй и смешной книги знаменитый поэт. Не всякая мышь отважится посмеяться над котом, не всякая осмелится бросить коту вызов... Но если мышей много, если их соберется тысяча и одна и все они выйдут на тропу войны, тогда держитесь!
Весело и с иронией художник Николай Воронцов изобразил взаимоотношения мышей и котов. От его внимательного взгляда не укрылась ни одна деталь. И вы будьте внимательны! Итак, тысяча и одна... мышь!

Приключения "Котобоя"
Детский писатель-классик с юмором рассказывает четыре истории о команде шхуны капитане Котаускасе, старпоме Афоне и юнге мышонке Шустере. В погоне за богатым уловом они отправятся охотиться на кита, побывают на Северном полюсе. Поиски волшебной золотой рыбки приведут их в Японию, а свадебное путешествие в Египет выльется в сражение с котопоклонниками богини Изиды. Читайте и изумляйтесь!

Приключения маленького человечка (Всеобщая Декларация Прав Человека в пересказе для детей и взрослых)
Книга в форме сказки учит людей толерантности и закладывает основы демократии. Эта книга тем более полезна, что обо всех правах человека вы узнаете из сказок-историй. Истории рассказывают о Маленьком Зеленом человечке. Он - весьма достойная личность и прошел большой жизненный путь от тюрьмы до женитьбы на прекрасной леди.

Сказочное воздухоплавание

Эта книга объединила в себе реальность и иллюзию, ведь в ней собраны как достоверные, так и сказочные факты истории развития воздухоплавания. Рассказы о махолете Леонардо да Винчи, биплане братьев Райт, "Русском витязе" и "Илье Муромце" конструктора Сикорского соседствуют с волшебными историями о драконах и ведьмах, коврах-самолетах и чудесных полетах на ядре барона Мюнхгаузена. Дополнительную прелесть и интерес книге придают иллюстрации Игоря Олейникова. Тесно переплетаясь с сюжетом, они увлекают читателя в глубины фантазии, еще больше размывая границы реальности повествования.

Самые страшные ужасы
Бывают страшные истории.

И они называются страшилки или ужастики. А бывают смешные истории, они называются анекдоты. И встречаются еще истории смешные и страшные одновременно. Как их назвать? Кошмарные анекдоты? Веселые страшилки? Смешные жутики?
Как ни назови, а читать их ужасно весело и жутко интересно. В этой книге как раз такие истории и собраны.
Читайте их и бойтесь! Или смейтесь. Это уж кому как нравится.

Советуем прочитать :
1. Усачев А. А. Дракоша и компания / А. А. Усачев, А. И. Березин – Москва: РОСМЭН, 2013. – 128 с. : ил.
2. Усачев А. А. Почта Деда Мороза / А. А. Усачев – Москва: РОСМЭН, 2013. – 112 с. : ил.
3. Усачев А. А. Олимпийская деревня Дедморозовка / А. А. Усачев – Москва: РОСМЭН, 2013. – 80 с. : ил. и другие.

Источник фото: vrn.likengo.ru, ullica.ru, www.rosnou.ru, www.detgiz.spb.ru, teatr-skazki.ru, www.studio-mix.info, angliya.com, tambovodb.ru, rosmanpress.livejournal.com.

Андрей Алексеевич Усачёв

Андрей Усачёв - известный российский детский писатель, поэт, драматург, сценарист. В России вышло более 100 книг его для детей.

Андрей Алексеевич поступил в Московский институт электронной техники. Отучился там 4 курса и перешёл на филологический факультет Тверского государственного университета.

С 1985 года Андрей Усачёв начал публиковать свои стихи.

В 1990 году его книга стихов «Если бросить камень вверх» получила первую премию на Всероссийском конкурсе молодых писателей для детей.

В 1991 году стал членом Союза писателей.

Книги Андрея Усачёва переведены на многие языки: иврит, молдавский, польский, сербский, украинский языки.

На стихи Андрея Усачёва написана музыка известными композиторами, такими как Максим Дунаевский, Теодор Ефимов, Павел Овсянников. К некоторым своим стихам он сочинил музыку сам.

Помимо стихов и прозы, Андрей Усачёв пишет сценарии для кукольных театров. Его пьесы идут в 20 театрах России.

Усачёв работал на телевидении. Он писал сценарии и песни для передачи «Кварьете Весёлая квампания», для многосерийного художественного фильма «Дракоша и компания». На протяжении нескольких лет вёл детские радиопередачи «Весёлая радиокомпания» и «Летающий диван».

В 2005-м году Андрей Алексеевич стал лауреатом фестиваля сатиры и юмора «Золотой Остап» за песни для детей, а так же — лауреатом Ежегодного Национального конкурса «Книга года» за книгу «333 кота».

В 2006 году он стал лауреатом международного конкурса «Петя и волк-2006» за лучшее произведение для детей.

У Андрея Усачева много талантов. Он драматург, сценарист и радиоведущий, основатель «Веселой школы детских писателей», где в театрализованной форме доводятся до юного поколения знания широкого спектра – от изобразительного искусства до астрономии. Но главным для себя Усачев считает литературное поприще, любимое занятие – писать книги для детей.

Детство и юность

Андрей Усачев родился в Москве в июле 1958 года в семье педагогов. Тяга к творчеству проснулась в школе, когда пришлось писать песни для школьного ансамбля «Ключи». Но стихи поначалу не очень интересовали, предпочитал прозу – зачитывался , и . «Двух капитанов» и «Урфина Джюса» «затер до дыр».

Всерьез Андрей увлекся поэзией благодаря альбому «По волнам моей памяти» и попробовал сочинять лирические, а позднее юмористические стихотворения. Произведения , о которых писатель подготовил дипломную работу, помогли определиться с выбором между юмором и детской литературой. Произошло это ближе к 27 годам. А по окончании школы Усачев мечтал стать профессиональным барабанщиком, но поступил в институт электронной техники.

Андрею понадобилось 4 года, чтобы понять, что «подчиняться и командовать» не любит и не хочет, потому отслужил в армии и перевелся на филологическое отделение Калининского (ныне - Тверского) госуниверситета. Литератор, по мнению писателя, человек свободный.


Позднее Усачев пришел на радио, где вел передачи «Веселая радиоквампания», «Летающий диван», писал сценарии для мультфильмов. В ранг бестселлеров попал сборник «Малуся и рогопед», которым как методическим пособием пользуются логопеды. Учебник по «Основам безопасности жизнедеятельности» и «Декларация прав человека» рекомендованы для школьной программы

Литература

Осознанно на литературное поприще Андрей Усачев ступил в 1985 году, тогда же в журнале «Мурзилка» опубликовано первое стихотворение. Довольно быстро пришло признание в профессиональной среде: в 1990 году сборник «Если бросить камень вверх» удостоен премии на всероссийском конкурсе начинающих писателей. Через год вышла первая книга, а автор стал членом Союза писателей России.

Персонажами стихов Усачева становились конфета и божья коровка, цветы и рыбы, воздушные шарики, а прочитав «Нестрашные страшилки», дети знакомились с мифическим , барабашками и привидениями.

Популярный цикл «Умная собачка Соня» начался с одноименного мультфильма. Затем собачьи размышления и поиски ответов на вопросы обрели форму книг. Сборник рассказов о ежиках награжден главной премией международного литературного фестиваля «Ветер перемен». За «333 кота» Андрея в 2006-м отметили на национальном конкурсе «Книга года». «1000 и 1 мышь» и «Мышарики» Усачев написал по «заказу» юной читательницы, попросившей писателя уделять внимание не только кошкам.


Первые экземпляры «Неправильных сказок» с удовольствием читали взрослые «дяди и тети» в издательстве, вспоминая собственное детство и такие знакомые стихи, песни и рассказы, которые приобрели несколько пародийный характер. Книга рассчитана на подготовленного читателя, знающего, что в «Репке» тянут именно репку, а не рыбку, а в «Красной Шапочке» волк съел девочку, а не мухомор.

На основе «Школы снеговиков» на радио был поставлен аудиоспектакль. Главные герои книги – и , а снеговики – их помощники, и все вместе живут в деревне Дедморозовка. Этот сказочный населенный пункт Андрей придумал, по собственному признанию, в знак протеста. Усачеву категорически не нравится, как чиновники обставили историю вокруг дедушки и внучки, с возведением резиденций, косноязычными выступлениями на новогодних елках: «Как депутат-единоросс». Писатель считает, что детям Деда Мороза надо преподносить как

«нормального доброго простого человека, какие пока еще встречаются в наших вымирающих деревнях».

В серию входят также «Привидение из Дедморозовки», «Олимпийская деревня Дедморозовка», «Мешок со смехом» и другие.


Из-под пера Усачева выходят не только художественные произведения, но и своеобразные учебники, названия которых говорят сами за себя. Например, «Таблица умножения в стихах», «Азбука хорошего поведения», «Уроки рисования», «Правила дорожного движения».

Книга «Зоология для детей» - мини-энциклопедия о животных, с красочными иллюстрациями и научными комментариями, изложенными доступным языком. «Великий и могучий русский язык» состоит из стихотворений, объясняющих детям идиоматические выражения и фразеологизмы.


В 2013 году на экраны вышел мультфильм «Приключения “Котобоя”», для которого Андрей Усачев переработал 4 рассказа о Коте-капитане, его помощнике и Мышонке-юнге. Кроме него, писатель адаптировал для телевидения еще 14 произведений, в том числе «Девица Бигелоу», «Девочка и крот», «Рыцарский роман».

Впрочем, еще в 2011 году Андрей Алексеевич сказал, что мультипликаторов, понимающих авторский замысел и знающих, как донести его до малолетних зрителей, осталось мало. Потому и проект «Дед Мазай и другие» автору не понравился, а «Князь Владимир» - откровенно плохой.

Личная жизнь

В ответах на вопросы о личной жизни Андрей Усачев придерживается взятого в молодости юмористического тона - говорит, что в браке «30 лет и 3 года», прямо как в сказке. С супругой воспитал сына и дочь. Писатель всем дает положительные характеристики – жене, детям, родственникам, родному городу. Даже страна и «иногда – правительство», и те хорошие.

«И здорово повезло с планетой».

Социальными сетями Андрей не пользуется – нет на это времени, это «большая помойка», где царит безнаказанность. Человек, позволяющий себе оскорблять других в Интернете, никогда не скажет ничего в глаза, а за слова и поступки надо отвечать. Если кто-то захочет поискать писателя в Сети, то пусть обращается в интернет-магазины, распространяющие его произведения.

Сам Усачев читает редко, поскольку устает от писательства. Однако если в руки попадает книга, то это будут сочинения , Юза Алешковского или .

Из современников-коллег Андрею нравятся Марина Потоцкая, Евгений Клюев, стихи Галины Дядиной и Михаила Яснова. По словам писателя, с детской поэзией в России дела обстоят гораздо лучше, чем с прозой. Помимо соотечественников, Усачев рекомендует обратиться к зарубежным авторам, среди которых ему самому нравятся Дик Кинг Смит и .

Андрей Усачев сейчас

В 2018 году Андрей Усачев отпраздновал 60-летний юбилей. Как принято у представителей творческих профессий, писатель преподнес подарок почитателям своего труда – в свет вышла очередная книга, посвященная умной собачке Соне. На этот раз забавная дворняжка стараниями автора научилась вести дневник.

Презентация произведения, которое так и называется – «Дневник собачки Сони», состоялась в сентябре в Доме книги на Новом Арбате, в Москве. Гости мероприятия получили возможность приобрести книгу с автографом Усачева и сфотографироваться вместе с писателем.

Подпортил праздничную картину конфликт со студией «Союзмультфильм», в частности, намерение компании снимать продолжение известных мультиков. Усачеву предложили разработать сценарий кинорассказов о , герое, которого в Советском Союзе прославил . Писатель назвал подобный ход воровством и как отрицательный пример привел продолжение «Простоквашино», раскритикованное . Последний, как известно, был автором оригинальной, знакомой миллионам истории.

Цитаты

Лампа. Ночь. Библиотека. / Пушкин. Лермонтов. Шекспир. / Вальтер Скотт. Толстой. Сенека…/ Как прекрасен этот мир!
«Поэзия не умирает никогда. Просто она и раньше была только для 3-5% образованного населения. А сейчас на фоне того, что все, вроде, образованные и грамотные, поэзия должна доходить до всех. Нет, она никогда не будет волновать всех».
«Если хочешь, чтобы дети читали - то любым способом нужно находить время: садись с ними, читай. Мы же заставляем детей чистить зубы, умываться. Ты имеешь право не читать что-то, но хотя бы школьную программу. Тут уже надо настаивать».
«В детской литературе чаще торжествует справедливость, это поддерживает человека. Ведь когда в жизни много темного, хочется света».

Библиография

  • 1990 - «Если бросить камень вверх»
  • 1996 - «Умная собачка Соня»
  • 1998 - «Сказочная азбука»
  • 1999 - «Планета кошек»
  • 2000 - «Звукарик»
  • 2003 - «Малуся и Рогопед»
  • 2007 - «Жили-были ёжики»
  • 2010 - «Прогулки по Третьяковской галерее с поэтом Андреем Усачёвым»
  • 2012 - «Приключения „Котобоя“»
  • 2014 - «Почта Деда Мороза»
  • 2017 - «Знаменитая собачка Соня»
  • 2018 - «Дневники собачки Сони»

АНДРЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ УСАЧЁВ

Родился в 1958 г.








«333 КОТА»

ПАНК Хозяин, это не лишай, А панковский прикид… Меня обеда не лишай За мой прикольный вид. Ты б видел, как тащились кошки От новой стрижки и серёжки!..

Страница из книги




Большое время Андрей Усачёв уделяет песенному творчеству. На сегодняшний день выпущено более десятка его авторских сборников.



СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Использованные ресурсы:

  • http:// vilka.by/images/cms/data/author/ysachev/ysachev1.jpeg - портрет поэта
  • http:// img.rl0.ru/92a580c31fef4759c53c6bee7b307074/432x288/www.epochtimes.ru/images/stories/06/interviews2011/115_82.jpg - портрет А.Усачёва
  • http:// www.char.ru/books/4736795_Letalka.jpg - обложка книги автора «Леталка»
  • http:// old.prodalit.ru/images/110000/108892.jpg - обложка книги автора «Таблица умножения в стихах»
  • http:// static.ozone.ru/multimedia/books_covers/1003555651.jpg - обложка книги «Домик у перехода»
  • http:// www.ushkinamakushke.ru/usachev_mp3.html - биография автора
  • http:// uvc.mil.ru/dyn_images/expose/big3100.jpg - МИЭТ
  • http:// www.fotosoyuz.ru/preview/600x600-p2owd7/ma/bkhitm/600x600,fs-KRYLOV,07-11,5760.jpg?ez6t1xib – здание Тверского (Калининского) государственного университета
  • http:// www.libex.ru/dimg/5baf1.jpg - обложка сборника «Если бросить камень вверх»
  • http:// www.kostyor.ru/images0/principal/7-08_big.jpg - обложка журнала «Костёр»
  • http:// l2.ihome.net.ua/torrents/images/48161.jpg - обложка журнала «Мурзилка»
  • http:// img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1/56/436/56436128_42_p9495.jpg - иллюстрация №1 Чижикова к книге «333 кота»
  • http://www.labirint.ru/screenshot/goods/174244/7 / - иллюстрация №2 Чижикова к книге «333 кота»
  • http://www.labirint.ru/screenshot/goods/174244/6 / - иллюстрация №3 к книге «333 кота»
  • http://www.bookpost.ru/covers/% C0%C001079.jpg – «Дракоша и компания»
  • http:// skupiknigi.ru/multimedia/books_covers/1004498540.jpg - «Весёлая квампания»

Top